Тот факт, что даже в таком виде «Хованщина» является одной из лучших опер мирового репертуара, не может не вызывать некоторого негодования. В Казани, в Театре оперы и балета имени Мусы Джалиля, впервые за всю историю его существования была дана опера Мусоргского «Хованщина». Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» — не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам (дописал последнее действие и оркестровал оперу) бесконечно заботливый и благородный Н. А. В дальнейшем Мусоргский часто упоминал «Хованщину» в письмах, когда рассказывал о трудностях и новостях, связанных с созданием оперы[64].
М. Мусоргский. Хованщина
Таким образом, я предложил решение, как сделать драматургическое построение оперы "Хованщина" более стройным и логичным, только переставив эпизоды и чуть подкорректировав слова пастора, ничего оттуда не выкидывая и ничего не добавляя, кроме дуэта Марфы и Андрея. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» (1959 г., режиссёр Вера Строева, сценарист и композитор Д. Д. Шостакович). С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал её “Хованщина”» (1872), продолжается крёстный и славный путь оперы. Не знаю, уместно ли в тексте об опере опасаться «спойлера», но не сказать о финале «Хованщины» – самосожжении раскольников – никак нельзя. Признаться, автор этих строк стал просматривать клавир оперы именно из-за этих самых подлинных напевов, в первую очередь старообрядческих. Хованщина на сайте РуСтих Кратко.
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргский
Казалось бы, "Хованщина" - "народная музыкальная драма", воссоздающая кровавую полосу стрелецких бунтов, раскольничьего самосожжения, борьбы за власть вокруг юного Петра - может быть близка и понятна только русскому человеку. Однако еще до премьеры все артисты выразили уверенность в том, что опера, без сомнения, понравится и американской публике. Но я думаю, что американскому слушателю и зрителю она понравится". Согласился со своим коллегой и исполнитель роли Ивана Хованского Анатолий Кочерга.
Музыка Мусоргского - грандиозна, и людям будет приятно побывать вместе с ней в другом мире. Меня очень радует, что в этой постановке нет никаких "вывертов" на современность, попыток осовременить эту музыку", - сказал певец, для которого "Хованщина" стала дебютом в Метрополитен-опере. И действительно, зрители не скрывали восторга от оперы, отмечая, что она совсем не была для них непонятной.
Для спектакля, в котором задействованы десятки человек, созданы потрясающие декорации и костюмы - чего стоит одна только финальная сцена самосожжения староверов, в которой задействованы более 80 человек.
Николай Римский-Корсаков завершил «Хованщину» после смерти Модеста Мусоргского На момент смерти Модеста Мусоргского незавершённым остался лишь фрагмент из сцены самосожжения в конце [86] [81]. В то же время оркестровки почти не было [83] , и этой задачей занялся Николай Римский-Корсаков [9]. Из его воспоминаний известно, что пришлось многое переделывать в опере. Так, в первом и втором действиях «оказалось много лишнего», а в пятом, напротив, «многого не хватало совсем». Например, Римский-Корсаков для монолога Досифея в пятом действии был вынужден заимствовать музыку из первого и изменить песни Марфы в третьем.
Немногочисленные фрагменты, которые были оркестрованы самим Мусоргским, Римскому-Корсакову приходилось переоркестровывать. Согласно музыковеду Марине Сабининой, Римский-Корсаков урезал монолог Голицына, убрал его диалог с пастором, сократил партию Сусанны, арию Шакловитого, а также другие мелкие фрагменты [90]. Его работа из-за этого вызывала споры критиков, в то же время музыковеды признают, что если бы не Римский-Корсаков, неизвестно, вышла бы когда-нибудь «Хованщина» на оперную сцену [90] [1]. В 1882 году Римский-Корсаков завершил оперу и спустя год представил её комитету Мариинского театра по приёмке произведений, однако «Хованщина» не была допущена к рассмотрению, один из членов комитета заявил: «Довольно с нас и одной радикальной оперы Мусоргского» [1] [91] [90]. Хотя путь к постановке в государственном театре был закрыт, оперу поставили в Санкт-Петербурге на сцене Музыкально-драматического кружка любителей в зале И. Кононова, премьера состоялась 9 21 февраля 1886 года [92].
Владимир Стасов прокомментировал это событие как «великолепный пример и доказательство музыкального сознания и художественного развития современного общества» [91]. Начальные этапы постановки и выбор актёров[ править править код ] Стрелецкая слобода. Эскиз декорации к опере «Хованщина» Аполлинария Васнецова 1897 Основатель Русской частной оперы Савва Мамонтов ещё до любительской постановки оперы в Санкт-Петербурге писал Владимиру Стасову в апреле 1885 года, при обновлении репертуара будущего сезона, выбор дирекции пал на «Хованщину» Мусоргского. Мамонтов планировал за лето поручить актёрам разучивание партии, но для этого необходимо было иметь партитуру, разрешение на постановку и сопутствующую помощь, ради чего он и обращался к Стасову [93]. Хотя поставить оперу в ближайших сезонах не удалось, Мамонтов о произведении Мусоргского не забыл. Музыковед Абрам Гозенпуд считает, что поспособствовать постановке оперы мог музыкальный консультант Частной оперы Семён Кругликов , который критиковал организацию за «недостаточное внимание к музыкальной стороне» и поддерживал стремление Мамонтова к пропаганде русской оперы [94].
Хованский пользовался огромной популярностью, стрельцы даже называли его «батей». Лето 1682 г. Кульминацией стал диспут о вере в Грановитой палате Московского кремля 5 июля 1682 г. Однако старообрядцы, покинув Кремль, всенародно объявили на Красной площади о своей полной победе. Эта история окончательно развела Софью с её выдвиженцем Хованским. Не прошло и трёх месяцев, как правительница нашла способ расправиться с вожаком стрельцов: 17 сентября 1682 г. Иван Хованский и его сын Андрей были арестованы сторонниками Софьи и в тот же день без суда казнены. Новым начальником стрелецкого приказа был назначен Фёдор Шакловитый. Только семь лет спустя власть перешла из рук царевны Софьи в руки Петра.
Стрельцы уже склоняют головы над плахами, но в последний момент посланный Петром боярин Стрешнев объявляет указ о помиловании.
Поляна в глухом бору. Лунная ночь. В одиночестве скорбит Досифей; он сознает обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры, но не сдаться. Раскольники готовы предать себя сожжению. И когда, пробившись сквозь чащу, на поляну врываются солдаты Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. Вместе с братией гибнет и Андрей, которого увлекла в огонь Марфа, мечтая в смерти соединиться с любимым. Опера изобилует плавными, свободно льющимися мелодиями, зачастую близкими к протяжным крестьянским песням. Наряду с выпуклыми, остро индивидуальными характеристиками главных действующих лиц большое место в опере занимают хоровые сцены, рисующие различные группы народа — стрельцов, раскольников, московский люд. С поразительным мастерством композитор передает многоплановость непрерывно развивающихся событий.
Оркестровое вступление «Рассвет на Москве-реке» рисует символичную картину пробуждения древней Москвы; слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы; народная по складу мелодия течет широким, нескончаемым несенным потоком. Первый акт показывает сложные взаимоотношения различных слоев народа. Эпизоды быстро сменяют друг друга, создавая атмосферу беспокойства, тревоги. Множество одновременно происходящих событий объединяется музыкой. В то время как Шакловитый диктует донос, слышится веселая плясовая песня московского люда «Жила кума», затем — хор стрельцов «Гой вы, люди ратные»; последняя песня, близкая старым солдатским напевам, дышит силой и буйной удалью. Эта широкая сцена замыкается хором «Ой ты, родная матушка-Русь», печальной думой о родине. Могучее нарастание пронизывает сцену встречи Хованского, в центре торжественная величальная «Слава лебедю». В терцете на фоне отчаянных возгласов Эммы и возбужденных восклицаний Андрея выделяется плавная, сдержанная, полная страстного лиризма речь Марфы. Скорбный призыв Досифея «Приспело время» рисует облик сурового и гордого старца. Хор раскольников «Боже, отжени словеса лукавствия» близок к подлинным старообрядческим напевам.
Второй акт состоит из двух разделов. В центре первого гадание Марфы заклинание «Силы потайные» и пророчество «Тебе угрожает опала» , музыка его окрашена в зловещие, то мистически-таинственные, то безысходно-печальные тона. Второй раздел — спор князей с вторгающимся фанатичным гимном раскольников «Победихом». Третий акт начинается прекрасной лирической песней Марфы «Исходила младешенька», основанной на подлинной народной мелодии.
Модест Мусоргский
Князь Иван Хованский поднимает восстание против реформ Петра 1 Опера «Хованщина» Хованщина — историческое название стрелецкого бунта 1682 года. Так что на сегодняшний момент «Хованщина» остается одной из сложнейших опер, как в плане музыки, так и плане театрального действа. Партитура "Хованщины" не была завершена автором, поэтому существует несколько ее версий, сделанных другими музыкантами. Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал её “Хованщина”» (1872), продолжается крёстный и славный путь оперы. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» (1959 г., режиссёр Вера Строева, сценарист и композитор Д. Д. Шостакович).
«Хованщина»
Партитура "Хованщины" не была завершена автором, поэтому существует несколько ее версий, сделанных другими музыкантами. Именно этот вариант использован в фильме-опере «Хованщина» (1959 г., режиссёр Вера Строева, сценарист и композитор Д. Д. Шостакович). Баратовская «Хованщина» выдержала и редакцию Римского-Корсакова, и перемену ее на партитуру Шостаковича (незначительные коррективы в постановочный план тогда внес сам Баратов). Магическое впечатление от оперы «Хованщина» Второй раз в этом сезоне слушаю оперу Мусоргского «Хованщина» в Мариинском театре (16 января 2017 г.) и потрясаюсь мощью этой народной музыкальной драмы! Опера «Хованщина» с 7 февраля 2022 по 21 февраля 2024, Мариинский-2 (Новая сцена) в Санкт-Петербурге — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет.
«Хованщина» — краткое содержание оперы М.П. Мусоргского
Тем не менее, работа Римского-Корсакова сыграла ключевую роль в том, чтобы «Хованщина» в итоге появилась на оперных сценах. Комитет Мариинского театра не допустил оперу к постановке, но она была впервые поставлена силами Музыкально-драматического кружка любителей. Через десять лет она была представлена в Русской частной опере с участием Фёдора Шаляпина в роли старца Досифея. Благодаря мировой известности Мусоргского, «Хованщина» была поставлена в 1911 году в Мариинском театре и в 1912 году в Большом театре. Оба раза Фёдор Шаляпин участвовал в постановке и исполнил роль Досифея. В последующие годы оперу поставили в различных театрах по всему миру.
Уходишь в личину того человека, который в тебе живет, уже, по меньшей мере, этот образ с 87-го года», - Александр Морозов, солист Мариинского театра, заслуженный артист России, исполнитель роли Досифея.
Модест Петрович настолько русский композитор. Люди должны гордиться тем, что настолько гениальный музыкант, которого чтит весь мир, пришел в этот огромный мир вот на этой земле», - Валерий Гергиев, художественный руководитель и директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра, Народный артист России. Фестиваль «Гений места», который проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, уже прошел в Тихвине. Впереди гастроли в Воткинске, Смоленске и Ломоносове, — на родинах других великих русских композиторов. Не только Москва, Санкт-Петербург. Но обязательно регионы должны посещать такие знаменитые оркестры, особенно Мариинский театр.
Это вообще что-то», - Ольга Щербова.
Казалось бы, "Хованщина" - "народная музыкальная драма", воссоздающая кровавую полосу стрелецких бунтов, раскольничьего самосожжения, борьбы за власть вокруг юного Петра - может быть близка и понятна только русскому человеку. Однако еще до премьеры все артисты выразили уверенность в том, что опера, без сомнения, понравится и американской публике. Но я думаю, что американскому слушателю и зрителю она понравится". Согласился со своим коллегой и исполнитель роли Ивана Хованского Анатолий Кочерга. Музыка Мусоргского - грандиозна, и людям будет приятно побывать вместе с ней в другом мире.
Меня очень радует, что в этой постановке нет никаких "вывертов" на современность, попыток осовременить эту музыку", - сказал певец, для которого "Хованщина" стала дебютом в Метрополитен-опере. И действительно, зрители не скрывали восторга от оперы, отмечая, что она совсем не была для них непонятной. Для спектакля, в котором задействованы десятки человек, созданы потрясающие декорации и костюмы - чего стоит одна только финальная сцена самосожжения староверов, в которой задействованы более 80 человек.
Религиозный уровень повествования выражен в конфликте двух концепций миросозерцания — «Святая Русь» в образе старообрядцев противопоставлена «окну в Европу» начала Петровской эпохи.
После Петербурга опера поедет в Большой театр, где прозвучит с 13 по 17 марта.
Смута на Москве: опера "Хованщина" приехала из Санкт-Петербурга
«Известия» посмотрели «Хованщину» и оценили последнюю оперу Модеста Мусоргского из репертуара Мариинки. опера в 1985 году немецким мастером оперной режиссуры Августом Эвердингом. Опера Модеста Мусоргского "Хованщина" о драматичных исторических событиях, столкновение старой Руси и новой, дворянской России, трагедия раскольников. Опера-хроника, опера-эпопея ’’Хованщина” не укладывается в русло русской эпической оперы ни по градусу драматической конфликтности, ни по остроте столкновений борющихся группировок, ни по эмоциональному накалу переживаний действующих лиц. В тот самый миг в комнату врывается Шакловитый и ставит всех в известность о том, что Петру стало известно о готовящемся заговоре, что он велел разыскать тех, кто устроил эту «хованщину». «Известия» посмотрели «Хованщину» и оценили последнюю оперу Модеста Мусоргского из репертуара Мариинки.
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргского для читательского дневника
В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия. Существеная жанрово-стилевая черта и главное, что роднит "Хованщину" с русскими эпическими операми, огромное количество и исключительно важная функция хоровых эпизодов. Не знаю, уместно ли в тексте об опере опасаться «спойлера», но не сказать о финале «Хованщины» – самосожжении раскольников – никак нельзя. Видеоурок по музыке для 4-го Для благодарных зрителей. «Хованщина». М. Мусоргский Опера в 2-х действиях Премьера состоялась в 1995 году. это быстро, легко и просто.