Новости ном независимый общественный мониторинг

Ситуационный центр ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) открылся сегодня на базе Московского государственного юридического университета имени Кутафина (МГЮА). Во вторник, 15 декабря Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» провела онлайн-семинар, предваряющий масштабную программу обучения независимых наблюдателей к выборам в Госдуму РФ в 2021 году. Общественного мониторинга. Независимый общественный мониторинг. Учредители ассоциации ном. Общественного мониторинга. Независимый общественный мониторинг. Учредители ассоциации ном. платформа для мониторинга электоральных процессов поможет подготовиться к наблюдению, пройти обучение, легко найти нужную норму закона и рассказать о ходе голосования в дни его проведения. Участвуй в независимом общественным контроле!

Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) проверила готовность Кузбасса к выборам

Независимый общественный мониторинг (НОМ). 3'549 подписчиков 1'473 просмотров на пост. Главные новости со съезда партии "Новые люди", который проходит сегодня в Москве. Добро пожаловать в мобильное приложение «Независимый общественный мониторинг»! В НОМ подвели итоги общественного наблюдения на выборах в Госдуму. Добро пожаловать на канал Независимый Общественный Мониторинг (25619256) на RUTUBE.

НОМ обучила наблюдателей за выборами в новых регионах

Внедрение в российскую электоральную практику дистанционного электронного голосования, наглядным образом демонстрирует адаптивность отечественной избирательной системы к изменениям, ее открытый характер, удобство для всех категорий избирателей, нацеленность на постоянное совершенствование, считают авторы. Кроме того, в докладе затрагивается тема подготовки к первым выборам органов власти новых субъектов Федерации. Выборы и их результаты будут иметь фундаментальное значение для развития избирательной системы России. Одним из ключевых направлений является совершенствование инфраструктуры общественного наблюдения, формирование корпуса наблюдателей и их обучение, интегрирование и развитие экспертного сообщества», - отмечают авторы документа. Общественный контроль успешно прошел проверку временем, показав высокую степень эффективности, в том числе в нестандартных и сложных ситуациях - в условиях пандемии и спецоперации, резюмируется в докладе.

Становясь единой системой, они нарабатывали практический опыт. И результат их деятельности уже виде на примере избирательных кампаний последних лет. Например, в 2021 году во время избирательного процесса были зафиксированы попытки вбросов, и общественное наблюдение позволяло эти факты выявить и подтвердить. Впереди избирательные кампании 2023-2024 годов. И время выдвигает новые требования, в частности, введение дистанционного голосования, продолжил эксперт. Югре предстоит обучить наблюдателей работать в новых условиях. Также стоит отметить, что округ обладает территориальной спецификой — 22 муниципалитета, большое количество отдаленных и труднодоступных территорий. Чтобы любой наблюдатель был уверен, что он опирается на Общественную палату округа, что ему готовы всегда помочь. Важно определить его права и обязанности», — отметил Станислав Розенко. Еще один современный вызов, который отражен в докладе — это выборы в новых территориях, Донецкая и Луганская народная республики, Херсонская и Запорожская области. Там тоже нужны свои общественные наблюдатели, важно дать людям понять, что они живут в сильном правовом государстве с независимым обществом, которое активно участвует в избирательном процессе. Нам придется в дальнейшем преодолевать информационное противодействие», — отметил Станислав Розенко. Его коллега Игорь Федулов добавил, что институт общественного контроля важен прежде всего для самого общества.

Такую статистику привели представители Экспертного ситуационного центра НОМ и Мониторинговой рабочей группы по Совета по правам человека. Экспертный ситуационный центр НОМ проводит мониторинг сообщений, приходящих от общественных наблюдателей, и оперативно оценивает инциденты. Исполнительный директор НОМ, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по общественному контролю и работе с обращениями граждан Алена Булгакова обратила внимание на то, что в первый день голосования ожидаемо усилился поток хакерских атак на систему дистанционного электронного голосования.

Среди них: провокации на месте голосования, например, создание намеренного конфликта с членами избирательной комиссии, подготовка жалоб не по существу для формирования количественных данных о якобы имевших место нарушениях, ангажированные «социологические опросы», например, в телеграм-каналах и т. Председатель Общественной палаты Вологодской области Вячеслав Приятелев отметил: «Способов борьбы с фейками много. Есть юридические методы, которые позволяют законодательно реагировать на фейки, привлекая их инициаторов к юридической ответственности, организационные методы, а также методы психологического характера, когда мы должны сформировать в себе критическую систему мышления, защищающую нас от лжи». Правовую оценку манипуляций в сети «Интернет» дал и Владимир Шепель, член Общественной палаты Вологодской области, регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», Центрального совета Общероссийской общественной организации «Российское объединение судей», заслуженный юрист Российской Федерации: «С момента объявления о внесении изменений в действующую конституцию появилось много рассуждений, в том числе и со стороны юристов. Считаю, что нужно критически относиться к информации, понимать, фейк это или искренние убеждения. Конечно, кто явно врёт в угоду чьих-то интересов, должен нести ответственность. Я как юрист проанализировал различные мнения и высказывания, и не выявил правовых или социальных нарушений в предлагаемых поправках, о которых некоторые сообщают. Да, одни поправки воспринимаются «на ура», другие критично, но никакой беды и, как некоторые противники пишут, антиконституционного переворота в этом, конечно, нет».

Комментарий доклада Ассоциации «Независимый общественный мониторинг»

Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) проверила готовность Кузбасса к выборам. Ассоциация НОМ создана усилиями ведущих общественных организаций в сфере мониторинга электоральных процессов для того, чтобы помочь узнать, как проходят выбо. Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) проверила готовность Кузбасса к выборам. Исполнительный директор ассоциации «Независимый общественный мониторинг», председатель комиссии Общественной палаты по общественному контролю и работе с обращениями граждан Алена Булгакова рассказала, что в докладе НОМ подробно. Ассоциация независимого общественного мониторинга имеет мобильное приложение НОМ-24 (Независимый общественный мониторинг), где каждую минуту публикуется информация.

Международные эксперты посетили экспертный центр НОМ и МРГ СПЧ

Ассоциация НОМ создана усилиями ведущих общественных организаций в сфере мониторинга электоральных процессов для того, чтобы каждый гражданин мог узнать, как проходят выборы на самом деле. Эксперты ассоциации «Независимые общественный мониторинг» (НОМ) вызвались разработать предложения по развитию механизмов общественного контроля на выборах всех уровней. Ассоциация «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) возобновила дискуссию о том, что следует подправить в избирательном законодательстве. Система общественного наблюдения НОМ обеспечила оперативное реагирования на акты дезинформации, касавшиеся процедуры голосования. Ассоциация "Независимый общественный мониторинг" (НОМ) выступила с рекомендациями по организации будущих выборных кампаний, сообщает сайт НОМ.

Представители Штаба общественного наблюдения за выборами обсудили тезисы доклада Ассоциации «НОМ»

И его существование говорит как раз о том, что российское гражданское общество состоялось. Важно отметить, что многое делается для того, чтобы российская система была открытой и способной реагировать на внешние вызовы и постоянные изменения. В частности, это отражается в том, что появляются новые формы волеизъявления, такие как электронное голосование и для него необходимо новые формы наблюдения, технические средства», — сказал Игорь Федулов. Эксперт также отметил необходимость интеграции новых регионов в избирательный процесс, который выстроен в России. В докладе отражены угрозы, с которым может столкнуться Россия в ходе избирательных процессов ближайших двух лет. Независимый общественный мониторинг предлагает несколько направлений деятельности, которые сделают нашу избирательную систему более устойчивой.

Среди них — создание общественны групп для работы на местах, которые своевременно отражали бы фейковые сообщения и опровергали их. Также эксперты отметили, что необходимо ввести принцип открытости работы общественного контроля. Начиная от участковых избирательных комиссий и заканчивая Центризбиркомом. Также поступали предложения о развитии общественной экспертизы, проверок и так далее. То есть многогранный контроль.

В итоге, с одной стороны в Общественный контроль вовлекаются все более широкие слои населения, с другой — идет работа с избирателями», — отметил Станислав Розенко. Ранее экспертный клуб Югры обсудил предстоящие в 2023 и 2024 годах выборы. Самые важные новости вы можете найти в нашем Telegram - канале.

Общественный мониторинг на выборах в Ханты-Мансийском округе проводится не первый год, и региональная Общественная палата была первопроходцем этого процесса, отметил модератор встречи, член ОП региона Владимир Меркушев. Уверен, доклад будет полезен нашим коллегам, потому что наблюдением в первую очередь занимается Общественная палата, и эксперты НОМ подчеркивают, что на общественников ложится существенная функция по подтверждению легитимности выборов и соблюдению прав наших граждан», — сказал Владимир Меркушев. Далее слово было предоставлено эксперту Независимого общественного мониторинга Станиславу Розенко, который озвучил основные тезисы доклада. Они рассмотрели истоки становления этого института, Прежде всего критически осмыслен имеющийся опыт к настоящему времени и высказаны предложения по развитию общественного наблюдения в будущем», — рассказал Станислав Розенко.

Создание общественного контроля отвечало потребностям российского государства и общества, отметил эксперт. Когда создавался этот институт, к выборам в России высказывались различные претензии и возникла необходимость утверждения легитимности избирательного процесса в нашей стране. В этот процесс были вовлечены широкие слои населения, ставка была сделана на регионы и молодежь. Тот общественный контроль, который был в 2018-2020-ых годах и то, что имеет место быть сейчас — это качественно разные явления. Была показана легитимность российских выборов. Общественная палата в этой работе выступила в качестве того, кто объединяет российское общество и политические партии. Было утверждено, что все избирательные кампании должны проходить в режиме законности, объективности и справедливости», — сказал эксперт.

Также Общественный контроль показал способность динамично развиваться и учиться своевременно отвечать на различные вызовы. Станислав Розенко привел в пример введение системы наблюдателей, которая позволила минимизировать масштаб распространения фейков.

Организации, учрежденные юридическими лицами или гражданами, или юридическими лицами и гражданами совместно ОКОПФ 20600 Контакты Телефон — Электронная почта — Сайт — По организации доступны исторические сведения 16 изменений. Следить за организацией Как это работает и зачем нужно? Это ваша компания?

Кроме того, Булгакова считает, что российская инфраструктура общественного наблюдения и контроля за выборами «впереди планеты всей и предвещает мировую практику». Я в этом убедилась, когда участвовала в качестве международного наблюдателя за рубежом и была экспертом на выборах президента в Узбекистане», - подчеркнула она. Со своей стороны другой участник пресс-конференции, координатор НОМ Алексей Песков также считает выборы в новых регионах главной и ключевой особенностью предстоящей кампании.

Правила комментирования

  • Ассоциация НОМ назвала ложными сообщения об ограничении допуска СМИ на голосование
  • Эксперты Общественного штаба по наблюдению за выборами прокомментировали доклад НОМ
  • «Независимый общественный мониторинг» подвел итоги ЕДГ
  • Ассоциация НОМ провела онлайн-площадку, посвящённую общественному наблюдению за выборами
  • Политологи Сахалина: доклад НОМа подтвердил высокий уровень организации голосования

НОМ обучила наблюдателей за выборами в новых регионах

Это произошло в утренние часы 18 сентября, а вся работа была перенесена в телеграм-канал НОМ. На соответствующий портал наблюдатели отправляют сообщения с избирательных участков, и из-за приостановки работы им пришлось оповещать о ситуации через специальное приложение. Стоит отметить, что на данный момент портал nom24.

Доклад вызвал большой интерес в наблюдательском и экспертном сообществе Волгоградской области. К принципам работы экспертного сообщества НОМ относятся: Оперативность — скорость реакции и вовлечённость — погружённость в контекст. Оперативность пресекает распространение в медиа среде, так как через подачу объективной информации создаёт «заведомость лжи». Многокананальность — полный охват аудитории, целевых групп: ТВ, печатаные СМИ, новостные сайты, соцсети, радио, лекции, круглые столы с трансляцией. Доверие целевой аудитории — эксперты отвечают не только на электоральные вопросы, но и помогают жителям в решении конкретных жизненных вопросов, узнаваемы функционально.

Марина Ускова, эксперт независимого общественного мониторинга: Очевидны позитивные тенденции — в обществе возникает иммунитет ко лжи и популизму, чему способствовала открытость и активная медийная позиция ЦИК, Избирательных комиссий в субъектах РФ, качественная и понятная нормативная база выборов, включая «Золотой стандарт», удобство трехдневого голосования, снимающего избыточное напряжение на участках.

ТГ Воронежские общественники прокомментировали доклад Ассоциации «Независимый общественный мониторинг» НОМ на тему «Фабрика фейков и другие информационные риски и угрозы индустрии делегитимизации на выборах — 2021». В выступлении описаны технологии изготовления и распространения фейк-ньюз на выборах прошлых лет.

Александр Брод подчеркнул, что методы делегитимизации выборов, которые предсказывали эксперты в декабре 2020 года, оказались верными и информационное поле избирательной кампании — 2021 уже пострадало от фейков. Это подрывает доверие общества к данному институту, — посетовал Александр Брод. Член Общественной палаты Воронежской области, зампред оперштаба по наблюдению за выборами Виктория Черникова отметила: — Мы живем в эру информационного общества, и логично, что основная борьба происходит в информационном поле.

Мы неоднократно сталкивались с прецедентами распространения фейков, направленных на дискредитацию либо кандидатов, либо выборов в целом. Такая политическая технология предполагает под собой малую осведомленность и образованность получателей информации, то есть избирателей.

Рустам Шаймуллин, доцент кафедры теории государства и права и конституционного права ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», кандидат юридических наук: - Отмечая, что подготовка к главным выборам нашей страны проходит в очень сложной геополитической обстановке, авторы доклада выражают уверенность: Российская Федерация, опираясь на демократический курс и опыт проводившихся выборов, учтет эти и многие другие факторы при проведении выборов Президента России в 2024 году. В Докладе охарактеризованы основные направления подготовки к предстоящим выборам — состояние правовой базы подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, готовность избирательной системы к проведению выборов в соответствии с принятыми стандартами, применение электоральных технологий, готовность системы общественного контроля за выборами, учет попыток внешнего вмешательства в российские выборы и другие. Ключевыми критериями проведения выборов являются четкая и понятная правовая база, готовность избирательной системы, применение удобных и безопасных электоральных практик, эффективная система контроля за соблюдением законодательства в ходе выборов, голосования и подсчета голосов. Правовые основы выборов определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «О выборах Президента Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иными законами, затрагивающими различные правовые аспекты их подготовки и проведения. Основными изменениями российского законодательства, напомним, явились поправки в Конституцию России 2020 года. Многие нормы в них подверглись изменению и дополнению с целью оптимизации и приведения в соответствие с реальностью действующих властных демократических институтов. В Докладе учтено, что агрессивное внешнее давление вызвало необходимость правовой защиты политической и избирательной системы от недружественных действий иностранных государств, лиц и организаций, явно действующих в их интересах.

В этих условиях ранее содержавшийся запрет для иностранных граждан и организаций заниматься деятельностью, направленной на получение определенного результата на выборах, был распространен и на иностранных агентов, что, в частности, исключает возможность их участия в выборах в качестве жертвователей средств в избирательные фонды, доверенных лиц кандидатов и наблюдателей. При этом основные избирательные права — право избирать и быть избранными — для граждан Российской Федерации, являющихся иностранными агентами или лицами, аффилированными с иностранными агентами, не ограничиваются. В Докладе приводятся основные новеллы в законодательство о выборах Президента Российской Федерации. Они, как указывается, позволяют использовать на выборах систему дистанционного электронного голосования ДЭГ , положительно зарекомендовавшую себя в ходе проведения выборов различного уровня. Предусмотрена возможность проведения голосования в течение нескольких дней, а также выездного голосования для отдельных групп избирателей. Одновременно выборы 2024 года пройдут без использования открепительных удостоверений — подобная норма была признана анахронизмом и в избирательной практике с 2017 года успешно заменена голосованием по месту пребывания при помощи системы «Мобильный избиратель». Отдельное место в Докладе занимает тема уточнения порядка проведения выборов федерального уровня в условиях действия правового режима военного положения на части территории Российской Федерации, об обеспечении основных гарантий избирательных прав граждан в новых субъектах Российской Федерации, возможности его реализации в условиях проведения СВО. Сложившаяся мировая ситуация противостояния ряда стран и их сателлитов, а также продолжающиеся недружественные действия в отношении граждан России, проживающих за рубежом, вызвали необходимость скорректировать условия проведения голосования за пределами Российской Федерации. Согласно поправкам, на избирательных участках, организованных за пределами территории Российской Федерации, время начала и окончания голосования, его продолжительность могут быть изменены по решению руководителя дипломатического представительства или консульского учреждения, если проведение голосования может представлять угрозу жизни и здоровью российских граждан.

В докладе разъясняется нецелесообразность использования ДЭГ за пределами РФ: в условиях развязанной Западом гибридной войны и попыток дестабилизации выборного процесса, возникающие многочисленные информационно-технологические риски существенно перевешивают плюсы такого решения. Тем более, необходимость данного решения вызывается тем фактом, что в отдельных зарубежных странах отказались от использования ДЭГ по причинам безопасности собственной политической системы и соблюдения принципа тайности при голосовании, признавая уязвимость такой системы голосования. Особое внимание Доклад уделяет утвержденным правовым документам и принятым соответствующим решениям об ограничении на территории Российской Федерации доступа к информационным ресурсам, принадлежащим организациям, признанным экстремистскими, последовательно нарушающих законодательство, распространяя недостоверную информацию. Отдельно в Докладе упомянут ряд изменений, внесенных в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» в соответствии с общими принципами избирательного законодательства в части прав и полномочий участников избирательного процесса, направленных на обеспечение общественного порядка в помещениях для голосования и соблюдение принципа тайны голосования при сохранении необходимого инструментария общественного контроля. Изменения, внесенные в законодательство о выборах Президента Российской Федерации, обоснованы общим развитием избирательного законодательства России.

Как Запад планирует вмешиваться в российские выборы: новый доклад НОМ

В первый день выборов на "Карту сообщений" Ассоциации "Независимый общественный мониторинг" (НОМ) пришло более 4,5 тысячи сообщений от наблюдателей, семь из них эксперты квалифицировали как фейки, остальные носили информационный характер. Ситуационный центр ассоциации «Независимый общественный мониторинг» (НОМ) открылся сегодня на базе Московского государственного юридического университета имени Кутафина (МГЮА). Независимый общественный мониторинг предлагает несколько направлений деятельности, которые сделают нашу избирательную систему более устойчивой. Член СПЧ, председатель Ассоциации НОМ (Независимый общественный мониторинг) Александр Брод оценил ситуацию по выборам депутатов Государственной Думы в Иркутской области как благополучную.

НОМ представил доклад об институционализации общественного контроля на выборах

Ассоциация Независимый общественный мониторинг (НОМ) завершила обучение наблюдателей за выборами в новых регионах, сообщила исполнительный директор НОМ, председатель комиссии Общественной палаты (ОП). По мнению экспертов НОМ, такое постепенное развитие нормативно-правовой базы ДЭГ позволяет избежать трудно исправимых ошибок и не дает ДЭГ увязнуть в нормах, не учитывающих специфику именно электронного голосования. Юридический адрес АССОЦИАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ НЕЗАВИСИМЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ, выписка ЕГРЮЛ, аналитические данные и бухгалтерская отчетность организации доступны в системе.

Татарстанцы могут следить за ходом выборов в мобильном приложении

Вместе с тем участники встречи поделились мнениями о новшествах в данном вопросе, а также отметили новые вызовы, с которыми столкнётся независимое наблюдательское сообщество на выборах в 2021 году. Член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Ассоциации НОМ Александр Брод сообщил, что ключевыми направлениями работы Независимого общественного мониторинга в следующем году станут совершенствование методики подготовки наблюдателей, презентацию актуальных информационно-аналитических материалов, проведение очных и дистанционных обучающих мероприятий, а также расширение и укрепление деятельности региональных экспертов, в том числе на площадках социальных сетей. Председатель Координационного совета по общественному контролю за голосованием при Общественной палате РФ, директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев отметил, чтоАссоциация НОМ — крупнейший партнёр системы общественных палат. Российский институт независимого общественного наблюдения за выборами, по словам Максима Григорьева, является по организации и охвату лидирующим в мире. На выборах в нашей стране мы старались не отказывать никому в возможности наблюдать за выборами. Таких принципов мы будем придерживаться и в период проведения предстоящих избирательных кампаний», — подчеркнул член Общественной палаты РФ, добавив, что палата открыта к сотрудничеству с политическими партиями и общественными организациями по обучению независимых наблюдателей. По словам Исполнительного директора Ассоциации «Независимый общественный мониторинг», члена Общественной палаты РФ Алёна Булгакова, общественные наблюдатели в ходе кампаний этого года проявили высокий уровень правовой осознанности и профессионализма, что говорит о состоятельности самого института независимого общественного наблюдения на сегодняшний день.

Она будет усовершенствована и к предстоящим выборам», — подчеркнула Алена Булгакова. Профессор Самарского государственного университета Виктор Полянский сообщил, что в период подготовки наблюдателей к выборам в регионе, организаторы обучения настраивали наблюдателей наконструктивное взаимодействие с представителями избирательных комиссий, наблюдателями от партий и кандидатов, а также другими участниками процесса. Институт наблюдения должен обеспечиваться принципом независимости и профессионализма и у нас этот положительным опыт уже накоплен», — поделился профессор. Инициативу о том, что независимое общественное наблюдение необходимо расширять во времени его проведения, поддержал профессор кафедры истории России Кубанского государственного университета, доктор исторических наук Андрей Зайцев. В Краснодарском крае сложилось множество эффективных форм общественного контроля на выборах. В эту деятельность активно участвуют представители общественных палат, крайизбиркома и Совета по общественному наблюдению при губернаторе региона», — рассказал он.

Ассоциация независимого общественного мониторинга имеет мобильное приложение НОМ-24 Независимый общественный мониторинг , где каждую минуту публикуется информация. Любой человек может зайти на этот портал, посмотреть и проверить информацию. Благодаря мобильному приложению наблюдатели могут проверить свои знания избирательного законодательства и ответить примерно на 30 вопросов», — объяснил он. При помощи мобильных устройств общественные наблюдатели отправляют в приложение актуальную информацию о выборах: фото- и видеоматериалы, комментарии.

И то, что Центр общественного наблюдения стал точкой притяжения разных политических, общественных сил, показывает, что он превратился во влиятельную силу, которую слышат, с которой хотят сотрудничать и на которую надеются, что она сможет обеспечить прозрачную среду в ходе избирательной кампании, — отметил Александр Брод.

Также он рассказал об опыте выявления и проверки информации о возможных нарушениях на выборах, вызовах текущего электорального цикла и способах расширения сообщества независимых экспертов: — Наша задача, чтобы институты гражданского общества сыграли серьезную роль в предотвращении возможных нарушений, в создании прозрачной комфортной доступной среды для голосования жителей области и равных условий для всех политических партий, депутатов, в том числе и самовыдвиженцев. Эксперты — авторитетные правоведы, политологи, социологи — могут грамотно оценить происходящее и проинформировать общество о нарушениях законодательства и этических норм. О важности работы экспертов сказал и председатель Избирательной комиссии Свердловской области Владимир Русинов. Именно в ЦОН стекались все вопросы и жалобы, и там же мы могли на них отвечать в кратчайшие сроки. В том числе благодаря привлечению экспертов.

Мы всегда готовы к конструктивной критике.

Всего, по словам федерального координатора Ассоциации НОМ Алексея Пескова, на середину первого дня на Карту пришло более 4,5 тысячи сообщений от наблюдателей. Абсолютное большинство сообщений, поступающих на "Карту", носит информационный характер", - пояснил он. Эксперт отметил, что большинство сообщений проблемного характера относятся к вопросам незаконной агитации - каждый случай эксперты центра также разбирают и отслеживают.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий