Время намазов на ближайшие 30 дней. Муромская епархия Му ромская епа рхия епархия Русской православной церкви объединяющая приходы и монастыри в восточной ч. 31.10.2023 Главные новости.
25 апреля – память Муромской и Белыничской икон Божией Матери
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Муромской», глас 4. «Муромская дорожка» была задумана, именно как народный спортивный праздник. Из истории владимирской епархии. В 982 году Великий киевский князь Владимир Святославич совершает поход в земли Северо-Восточной Руси, когда происходит «окняжение». Посетители остались удовлетворены тем, как организована работа в Муромская епархия и оценили труд специалистов в 5 баллов! Адрес склада: г. Муром, ул Лакина, д.1а. Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Муромской епархии были открыты по благословению епископа Муромского и Вязниковского Нила в 2020 году.
Муромская епархия
А тогда святая обитель пережила свое второе рождение — к Царице Небесной потянулся народ, появились те, кто хочет подвизаться в монастыре монахом, купцы стали оказывать финансовую помощь. Владимир Яковлевич Чернышев: — К сожалению, все это было прервано после революции, в 1918—1919 годах монастырь тоже был закрыт. Икона Божией Матери «Скоропослушница» уцелела, и в наши дни паломники приходят поклониться Царице Небесной, но многие иконы только сейчас возвращаются к нам. Мы во Всехсвятском храме Гороховца. Когда я сюда пришел, мне сказали, что эта икона стоит где-то за сейфом — негоже иконе за сейфом находиться, я ее достал, росписи как таковой нет, деревенское письмо, она покрылась зеленым налетом. Я поставил ее в алтарь — налет исчез, тогда пригласили реставраторов, они стали снимать верхний слой, а под ним оказался замечательный образ Казанской Божией Матери. Перед этой иконой молятся люди со своими просьбами, чаяниями, надеждами даже во время, когда в храме не идет богослужение. В честь образа Богородицы «Знамение» в Гороховце освящен женский монастырь. В советский период монастырь пришел в полное запустение. Игумения Раиса Шибеко , настоятельница Знаменского монастыря: — Я сюда приехала 14 июня 1999 года. Здесь четыре года был мужской скит от Никольского монастыря, и как-то положилось на сердце владыке здесь сделать женский монастырь.
До этого жила в Ивановском Свято-Введенском монастыре. Здесь была городская свалка, все заросло бурьяном, было много гадюк, ужей, пауков, мышей, крыс... Было тяжело смотреть на это зрелище. Инокиня Евфимия Бочарова , благочинная Знаменского монастыря: — В Интернете есть старые фотографии, на них можно увидеть: когда обитель передали Церкви, все было разрушено. Не было куполов, крестов, зияли черные дыры — все было в запустении. Мы стали это потихонечку восстанавливать, чтобы можно было молиться. Людям нравится — приходят. Да и самим сестрам хочется, чтобы было красиво, — это же наш дом. К помощи Царицы Небесной мы часто обращаемся, когда наше здоровье и здоровье наших близких находится под угрозой. Протоиерей Алексий Ганченко, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы: — Мы знаем, что сейчас у нас ситуация с онкологией очень сложная: много страждущих, которые хотят, чтобы со здоровьем было все благополучно.
Они стремятся с Божией помощью исцелиться. Есть случаи — приходили люди и говорили: «Мы получили исцеление, когда уже была безнадежная ситуация».
Тогда епископ Василий, помолившись, вышел к Оке, взяв в руки икону Божией Матери, распростёр по воде свою архиерейскую мантию, встал на неё и чудесным образом против течения был так доставлен в Рязань, где его с почётом приняли местные князь и народ. Рязанцы глубоко чтили святителя Василия и при жизни, и после смерти, именуя "присным своим заступником, в скорбех и напастех помощником".
Святой VIII столетия, святитель Церкви Христовой, мужественно боровшийся за чистоту Православия с ересью иконоборчества и немало пострадавший от еретиков. Отошёл ко Господу после 754 года от Рождества Христова. Священномученик Зинон, епископ Веронийский. Раннехристианский святой, принявший мученический венец за проповедь слова Божия и верность Христу и Его Церкви от еретиков-ариан около 360 года от Рождества Христова.
Преподобный Исаак Сирин, Сполетский, Италийский. Святой VI века, которого не стоит отождествлять с другим преподобным Исааком Сирином, святым VII - начала VIII столетия, известным тем, что оставил высокое епископское служение ради монашеского молитвенного уединения. Об этом же святом в его Житии говорится следующее: Родом сириец, подвизался в Италии в одном пустынном месте. За свою святую жизнь сподобился дара прозорливости и чудотворения.
Святость и строгость подвижника привлекли к нему многих любителей монашеского жития, и так образовался монастырь. Преподобный отличался кротостью и нестяжательностью.
Отечественная война 1812 года явилась временем всеобщего прославления Смоленской иконы Божией Матери, Которая стала Покровительницей и Путеводительницей всего русского войска, а в Муроме целый храм посвящен этому образу и героям войны с Наполеоном. Священник Владимир Селин, настоятель храма Смоленской иконы Божией Матери: — Основной святыней нашего храма является чтимый образ Смоленской иконы Божией Матери, перед которым еженедельно совершается акафист Пресвятой Богородице. Как часто бывает, Смоленский образ Царицы Небесной в этом храме не единственный.
Священник Владимир Селин: — Это родовая икона баронов Врангелей, которая была в начале нулевых годов передана нашему храму его потомком, двоюродной правнучкой. Недалеко от Смоленского храма в Муроме находится Спасо-Преображенский монастырь. В 1764 году Екатерина II проводит реформу, в результате которой многие монастыри лишаются наделов земли, а некоторые и вовсе закрываются. Но Спасо-Преображенский монастырь выстоял. В святой обители верят в особое заступничество Пресвятой Богородицы.
Владимир Яковлевич Чернышев, кандидат исторических наук: — Именно в это время в середине XIX столетия архимандрит Спасского монастыря Антоний Ильенов совершил паломническую поездку на Афон, хотел испросить помощи у афонских старцев, как дальше жить, существовать монастырю, какие попытки нужно предпринять для этого. И там монахи написали ему икону это был список с иконы Афонской Божией Матери и передали этот образ со следующими словами: «Молитесь перед этой иконой, все ваши просьбы, чаяния скоро услышит Царица Небесная». В настоящее время образ Богородицы «Скоропослушница» — главная святыня монастыря. А тогда святая обитель пережила свое второе рождение — к Царице Небесной потянулся народ, появились те, кто хочет подвизаться в монастыре монахом, купцы стали оказывать финансовую помощь. Владимир Яковлевич Чернышев: — К сожалению, все это было прервано после революции, в 1918—1919 годах монастырь тоже был закрыт.
Икона Божией Матери «Скоропослушница» уцелела, и в наши дни паломники приходят поклониться Царице Небесной, но многие иконы только сейчас возвращаются к нам. Мы во Всехсвятском храме Гороховца. Когда я сюда пришел, мне сказали, что эта икона стоит где-то за сейфом — негоже иконе за сейфом находиться, я ее достал, росписи как таковой нет, деревенское письмо, она покрылась зеленым налетом. Я поставил ее в алтарь — налет исчез, тогда пригласили реставраторов, они стали снимать верхний слой, а под ним оказался замечательный образ Казанской Божией Матери. Перед этой иконой молятся люди со своими просьбами, чаяниями, надеждами даже во время, когда в храме не идет богослужение.
В честь образа Богородицы «Знамение» в Гороховце освящен женский монастырь. В советский период монастырь пришел в полное запустение. Игумения Раиса Шибеко , настоятельница Знаменского монастыря: — Я сюда приехала 14 июня 1999 года. Здесь четыре года был мужской скит от Никольского монастыря, и как-то положилось на сердце владыке здесь сделать женский монастырь. До этого жила в Ивановском Свято-Введенском монастыре.
В этом году открылся филиал клуба в Тольятти, который совместно с молодёжным отделом Тольяттинской епархии организовал акцию в Тольятти. В первый день нового года в Клубе Смешанных Единоборств «Димитрий Донской» в Жигулёвске и Тольятти собрались единомышленники, решившие присоединиться к акции и показать пример горожанам, как можно встречать новый год: трезво и с молитвой. Возглавили пробежку главные тренеры клубов: в Жигулёвске — президент клуба Д. Буров, в Тольятти — Н. Участниками акции стали члены КСЕ «Димитрий Донской», профессиональные спортсмены-гости клуба, члены молодёжного клуба «Тихий ветер« при Казанском храме Тольятти, председатель молодёжного отдела Тольяттинской епархии, клирик Казанского храма Тольятти иерей Вячеслав Гришин, клирик храма во имя праведного Иоанна Кронштадтского Жигулёвска протоиерей Борис Блинков. Акцию поддерживает отдел по физической культуре и спорту администрации г. Начальник отдела Р. Юлдашев лично принимает участие в акции. В Жигулёвске после молебна прп. Илие Муромцу участники акции совершили пробежку от клуба до строящегося Покровского храма и обратно.
В клубе устроили чаепитие. В Тольятти решили сначала от клуба пробежать до Казанского храма и в храме совершить молебен. После молебна устроили чаепитие и пообщались. Москва — 13:00 ул. Восточная, д. Москва сёстры —16:00 Кузьминский парк, храм Влахернской иконы Божией Матери 2. Миргородская, 1А 2. Санкт-Петербург —14:00 пр. Косыгина, 7 литА, храм Марии Магдалины. Южно-Сахалинск — 14:00 площадь Славы, у Поклонного Креста 4.
Стрежевой Томская обл. Дорожников, 11а, Церковь Николая Чудотворца в Стрежевом 5. Самара — 11:00 ул. Советской Армии 251 лит. Б, приход Святителя Спиридона Тримифунтского 6. Ржев — 11:30 ул. Марата, д. Пятигорск — 12:00 сбор на месте дуэли Лермонтова 8.
В Муромской епархии рассказали о кончине ослика Моисея
Городские власти нашли для этой цели пустырь на Карачаровском шоссе, однако приезжавший в 2017 году на закладку первого камня Патриарх Кирилл заметил, что место для кафедрального собора не совсем подходит. В итоге Святейший предложил перенести строительство на более густонаселенный участок. Но чтобы не обижать жителей ближайших микрорайонов, в обозначенном месте все-таки воздвигли деревянную церковь. Воевдоская гора со стороны Оки 1940-е годы.
Вопрос лишь в том, что сейчас территория занята парком, где возникнут сложности с подъездами и коммуникациями, к тому же прежний собор был очень небольшим, когда сам город был небольших размеров, и теперь в плане наполняемости людей он не совсем бы соответствовал кафедральному. Но от идеи возродить его мы не отказывались, скорее отложили. Потому что лучше найти плюсы на новом месте, - говорит Артемий Чернов.
В Муромской епархии заверили, что где бы в итоге храм ни воздвигли, за основу возьмут первозданный облик собора Рождества Пресвятой Богородицы, но обязательно учтут современные строительные требования. Например, установят пандусы для удобства прихожан и так далее. Но говорить о каких-то конкретных срока нельзя — место под строительство еще подыскивают.
Возможно, благодаря вмешательству федеральных общественников это получится сделать быстрее.
В интенсиве вместе с руководителем Отдела по работе с молодежью протоиереем Александром Степановым и его помощниками по благочиниям приняла участие молодёжь из Муромского, Гороховецкого, Вязниковского и Меленковского районов - студенты Центра Показать ещё подготовки церковных специалистов г. Сотрудник Синодального отдела по делам молодёжи г. Москва рассказал о структуре и работе Синодального отдела, а также о новом Движении православной молодежи "Верные", которое работает по благословению Святейшего Патриарха Кирилла.
Гороховца, Сретенского женского монастыря г. Гороховца и Благовещенского женского монастыря г. На зачете также присутствовали: руководитель курсов, и. Первый набор слушателей трехгодичных курсов успешно сдал зачет по дисциплине «История монашества и аскетика». Комиссия отметила хороший уровень знаний учащихся по истории восточного и западного монашества. Учащиеся курсов выразили благодарность Святейшему Патриарху Кириллу и Священноначалию Русской Православной Церкви за возможность изучения богословских предметов в мужских и женских монастырях Муромской епархии.
На основной учебной площадке — в Спасо-Преображенском мужском монастыре г.
Мурома, в котором пребывают мощи святых, возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Владимирский и Суздальский Тихон , митрополит Челябинский и Миасский Алексий , епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий , епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Муромский и Вязниковский Нил , викарий Владимирской епархии епископ Ковровский Стефан , а также многочисленное духовенство Владимирской митрополии. Богослужебные песнопения исполнили сводный хор храмов г.
Разместите свой сайт в Timeweb
- Новости патриархии
- Муромская епархия
- Смотрите также
- Предыдущие выпуски
- Смотрите также
Предыдущие выпуски
- Муромская епархия — Владимирская митрополия
- 25 апреля – память Муромской и Белыничской икон Божией Матери - Екатеринбургская епархия
- Свято-Троице Серапионова мужская пустынь
- Старая версия епархиального сайта
- Муромская епархия: Русская Православная Церковь
МУРОМСКАЯ И ВЯЗНИКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
Заявление Муромской епархии в связи с обвинениями в недолжном обращ. Это связано с тем, что именно с Муромской иконой святитель Василий Рязанский чудесным образом приплыл из Мурома в Рязань. 28 декабря 2023 года в стенах Православной гимназии Муромца прошло годовое собрание Муромской епархии. Муромская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), РО зарегистрирована по адресу 602267, Владимирская обл., г.о. округ Муром, г. Муром, ул. «Муромская дорожка» была задумана, именно как народный спортивный праздник. 28 декабря 2023 года в стенах Православной гимназии Муромца прошло годовое собрание Муромской епархии.
Общественники просят Президента России помочь восстановить храм в Муроме
Владимир, 2010; Переписная книга г. Владимир, 2011. Владимирский сб. Деревянная ц. Пророка Илии, близ г. Мурома, у с. Владимирского губ. Владимир, 1875. Древняя Козьмодемьянская ц.
Памятники деревянных церк. Голышевка, 1879; Мисаил Смирнов , архим. Муром, 1996п; Добронравов В. Владимир, 1897. Мурома 1833 г. Владимирской ГУАК. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст.
Владимир, 1906. Муромский Богородицкий собор. Муром, 1907; Ушаков Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губ. Владимир, 1913; Добрынкин В. Владимир, 1915 на обл. По окраинным землям Владимирским. Муром: Памятники искусства XVI - нач.
Ярославль, 1971; он же. Козьмодемьянская ц. Ярославль, 1983. Муром: Альбом. По Оке от Коломны до Мурома. Ярославль, 1988. Интерьер ц. Ростов, 1993.
Ростов, 1994. Муром, 1993. Памятники истории и культуры Владимирской обл. Муром, 2001; Седов Вл. Муром, 2001. Муром, 2002; Шатохин А. Меленки Владимирской обл. К вопросу о «белых пятнах» в средневек.
Муром, 2003. Сухова и др. Ростов, 2007. Муромский Богородицкий собор - усыпальница св. Петр и Феврония Муромские. Можайск, 2009. Досуг муромцев в XVII в. Владимир, 2014.
Монументальная живопись и иконописание Из 3 епархий Владимирской митрополии только на территории М. Однако летописи, описывая разорение ордынцами Сев. Руси - «…татарове... Троицкая летопись. Древнейшим сохранившимся памятником иконописи в М. Николая Чудотворца Николы Набережного икона «Свт. Николай Чудотворец» МИХМ , «открытая» в результате реставрации и исследований, продолжавшихся с 1970 по 2004 г. ГосНИИР ; по свидетельствам кон.
Смирнова датирует икону кон. XIII - 1-й пол. XIV в. Исследователь указывает на то, что иконописец пользовался приемами живописи XIII в. Однако исследование 10 муромских икон работы 3 художников грозненской эпохи напр. Хотя мн. Словарь иконописцев. В описи 1646 г.
В той же описи приведено имя еще одного иконописца, работавшего на заказ: «Мефедко Мартынов иконник», живший на Мережной ул. Переписная книга г. Панфилова близ Мурома. Оба числились бобылями Благовещенского монастыря, т. Опись города 1646 г. А за оброк пишут образы чюдотворцовы и те образы возят ко государю, как ездят игумен с святынею…» По мнению В. Чернышева, Ивашка Саввин и Володька Панфилов стали родоначальниками иконописной мастерской Благовещенского мон-ря Переписная книга г. По более поздним источникам известно, что иконники Благовещенского мон-ря работали не только «на вывоз», но и по заказам местных храмов и обителей.
Мурома» кон. XIX - нач. Одним из самых ярких явлений муромской культуры 2-й пол. Казанцева ок. Их родоначальником был упомянутый выше «Мефедко Мартынов иконник». В 1679 г. Совпадение отчества, возраста и места жительства упомянутого в описи Мурома 1723 г. Опись г.
Мурома 1723 г. Характерным образцом муромской художественной традиции, отражающим вкусы посадского населения, является икона «Муромские чудотворцы, с житием благоверных Петра и Февронии» из Георгиевской ц. Муромский мастер Леонтий Степанов, сын Пупков род. Николая Чудотворца Николы Набережного Опись г. Очевидно, он сформировался как иконописец в 80-90-х гг. Соответствующие листы синодиков украшены заставками, отличающимися от др. Вполне вероятно, что этот иконописец был создателем храмовой иконы «Никола Явленский» 1715, МИХМ для новой каменной ц. Николая Чудотворца Николы Набережного 1700-1717.
Не исключено также, что ему было доверено написание не только храмового образа, но и икон для иконостаса церкви не сохр. Икона Никола Явленский. В этом отношении интересны сведения, связанные с др. Эта информация позволяет предполагать, что вязниковские и муромские мастера работали по украшению стен и в местных храмах. Об Артемьеве известно также, что 8 янв. В марте 1692 г. Иконописец Ларион Артемьев из Вязниковской слободы упом. В февр.
В Патриаршую домовую казну поставляли иконы Владимирской Божией Матери и др. Упоминания о последнем иконописце, бывшем посадским человеком, встречаются в связи с тем, что в 1674 г. Уварова , в к-рой перечислялись иконы: Спас Вседержитель с архангелами А. Богородицы; «Предста Царица»; Сошествие Св. Духа; прор. Моисей на горе Синайской и праотец Аарон с церковью на «южных дверях» ; прп. В документе указаны размеры икон, материалы и приемы, качество и сроки к Троицыну дню , а также стоимость работ 25 р. Известно также, что Пономарёв, названный «сидельцем иконного ряда», 12 февр.
Николая Чудотворца в Луганской станице на Дону за 45 р. Подробные сведения о создании икон для иконостасов Суздаля и Луганской станицы вязниковцем Пономарёвым также показывают, что усилиями местных живописцев они могли создаваться и на родине. Вязниковской слободы имеются в описи 1702 г. Далее следует описание местного ряда, «в деисусах» упоминаются 14 икон праздников, по 15 - апостолов и праотцев, тоже писанных золотом и красками; кроме того, 22 иконы Страстей Христовых «писаны краски», 12 икон минейных, аналойные и проч. Добронравов, Березин. Иконописная мастерская в Мстёре. Показательны известия о массовых поставках вязниковскими иконописцами икон Владимирской Божией Матери в Патриаршую домовую казну. Популярность этого образа в данном регионе и его востребованность в Москве и во всей России, вероятно, были связаны не только с прославленным первообразом, происходящим из владимирского Успенского собора, но и с местночтимыми списками.
Так, о поставках в Патриаршую домовую казну икон Владимирской Божией Матери говорится и в отношении иконников соседнего с Вязниками Гороховца: диакон гороховецкого Благовещенского собора Феодор Степанов в дек. В гороховецкой Флорищевой Успенской муж. Иваном Чировым. Ежегодно вместе с др. Богородицы», Владимирскую «Флорищевскую» икону празд. Владимирская икона Божией Матери носили крестным ходом по селениям Гороховецкого и Вязниковского уездов. Икона была поновлена в 1750 г. Указанная в возобновленной надписи на ризе иконы дата - 1464 г.
Неясна судьба и 2 почитаемых списков Владимирской иконы Божией Матери «древнего письма» 1-я пол. Первая, вероятно, была вложена кн. Кроме того, по данным В. Добронравова, в храмах Мстёры в кон. Первые сведения об иконописцах Мстёры относятся к 1710 г. Мстёра превратилась в один из крупнейших иконописных центров не только М. Характерно, что ни в Муромском у. В описи 1723 г.
Сведения о произведениях, созданных посадскими муромскими иконописцами во 2-й пол. XVII - 1-й пол. Тем не менее с местными мастерами можно связывать нек-рые иконы этого периода, заметно отличающиеся от произведений мастерской Казанцева: отдельные памятники 1-й четв. Таковы иконы «Спас Смоленский, с припадающими святыми», «Прор. Первоначальные тябловые иконостасы заменяли более пышными, барочными. Резные золоченые иконостасы создавались и для новых храмов. Один из них был выполнен в 1714-1716 гг. Николая Чудотворца Николы Набережного по схеме, распространенной в кон.
Колонки и горизонтальные членения иконостаса были украшены виноградными лозами и листьями аканта, на царских вратах резчики поместили замысловатые картуши Масленицын. Скворцов отмечает иконостас в стиле барокко сер. Степаньково Меленковского района» до 1764 село принадлежало Троице-Сергиеву монастырю , и считает, что над ним работали местные умельцы Скворцов. К наст. Иконостас имеет сложный волнообразный план с выступающими ризалитами и состоит из 6 уменьшающихся кверху ярусов. Он обильно украшен резными листьями аканта, гирляндами из цветов и драпировками. Кроме икон XVII в. В местном ряду, справа от царских врат,- образ Христа Вседержителя, стоящего на сфере, с державой в левой руке; сохранилась подпись «иконописца-купца» Стефана Казанцева и дата - 1799 г.
Слева от царских врат находится икона местного письма с образами Муромских святых, представленных на фоне скалистого пейзажа и панорамы Мурома, и со сценой «Благовещение» в облаках. В приходно-расходной книге Спасского монастыря за 24 мая 1765 г. В аналогичном документе 1770 г. Если предположение верно, то это первое по времени документальное свидетельство существования церковных росписей в Муроме. В том же 1770 г. До революции в ц. Николая Чудотворца Николо-Зарядской хранилась икона этого мастера: «... Доска деревянная гладкая...
Изображение писано по зеленому полю... Внизу иконы подпись: «Царь Царем и Господь Господнем лета 1779 свершися писан сей святый образ муромец свидетельный иконописец Михаил Лукин Смольянинов»». Иоанна Предтечи: «Образ Усекновение главы Иоанна Предтечи на темном фоне, на нем надпись: «…1789 году марта 15 дня писал Михаил Лукин Смольянинов»» Опись древних церквей г. Имя еще одного муромского иконописца 2-й пол. Богородицы» из Успенской ц. На др. Бусевой-Давыдовой,- иконе «Благовещение» 1800, частное собрание , благодаря сохранившейся надписи удалось уточнить, что он называл себя муромцем: «1800. Очевидно, к нач.
Степан Малоросиянин был уже немолод, т. Иконы этого мастера представляют собой запоздалое повторение приемов, характерных для изографов Оружейной палаты Иконы из частных собраний. Нек-рые сведения о муромских храмах, об иконах и иконописцах XIX в. Титова 1840 : «... Во всех почти церквах встречаются серебряные кадила, во многих церквах богатые евангелия, ризницы в некоторых отличные, древние; письмо икон и их украшения уважаются любителями старины и благолепия» Титов. Автор отмечает, что в храме Рождества Христова «все иконы, как древние, так и новые, писаны превосходно. Многие писаны бывшим подмастерьем Путилова иконописец села Холуй. Морозовым, ныне художником Академии» Там же.
Этот живописец упомянут и как автор 2 икон в храме Сошествия Св. Духа на апостолов, расположенном на Пятницком кладбище Там же. Иконы Морозова в наст. Важным замечанием Титова является то, что мн. Добрынкин, ссылаясь на «рассказы местных старожилов», писал, что в муромском соборе Рождества Богородицы «на западной стене храма, при входе в придел св. Апостолов, была изображена композиция «Княжение св. Петра»: с сев. Петра в монашество, с южной - «Пострижение кнг.
Росписи были уничтожены при реставрации в 1873-1878 гг. Можно предположить, что росписи появились к 1899 г. Краткие указания на имеющиеся в муромских храмах росписи известны из «Описи древних церквей города Мурома» кон. Самая ранняя стенопись упоминается при описании ц. Вероятно, к тому же времени относилась внешняя стенопись Казанского свт. Николая Чудотворца Можайского храма, на к-ром «между окнами, по наружной стене с западной стороны, в углублениях виднелись из-под извести какие-то священные изображения». Лишь при описании Георгиевской ц. Стенная живопись, исполненная «масляными красками, позднейшего происхождения», без точной атрибуции указана при описании храмов Спасского монастыря, Воскресенской, Пятницкой и Крестовоздвиженской церквей.
В документе приводятся датировки внутренней «стенописи на масле» в Успенском 1897 , свт. Николая Чудотворца Николы Набережного 1898 храмах см. О росписи ц. Николая Чудотворца Николы Набережного имеются некоторые сведения у Скворцова ко времени этого описания роспись была уже утрачена , к-рый при анализе настенной живописи в стиле академизма приводит ее в пример; по данным автора, в программу росписи входила сцена «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных», повторяющая одноименное полотно И. Репина 1888, ГРМ Скворцов. Василия, еп. Рязанского, на мантии». Стенопись придела собора муромского Благовещенского мон-ря.
В том же стиле в 80-х гг. Целебровским 1859-1921 , местным художником академической выучки в те годы членом с. Путилин Алексий Новиков , иеродиак. Благовещенский мон-рь в Муроме. В 2017 г. В стенописи придельного монастырского храма выделяются «картины»: «Лепта бедной вдовы» на евангельский сюжет и «Чудесное плавание свт. Рязанского, на мантии» на тему местного церковного сказания Сухова. Целебровский расписывал, очевидно в 80-90-х гг.
Целебровский П. Скворцов на территории М. Среди росписей в т. Никольской ц. Котлицы Муромского района: «Своеобразным историзмом проникнута роспись, на западной стене которой развернута композиция с изображением муромских чудотворцев Константина, Михаила, Федора, Петра и Февронии» Скворцов. Он выделяет масляную роспись собора Благовещенского мон-ря в Вязниках 70-х гг. Шорохова; отмечая эклектичный характер росписи, Скворцов указывает, что она выполнена в духе «чувственного иллюзионизма» Там же. В росписи ц.
Владимирской иконы Божией Матери в Мстёре, относящейся к кон. Кирилл читает молитву над усопшим кн. Александром Невским» сведений о сохранности нет; Там же. Алферово Гороховецкого р-на Там же. Среди икон, исполненных для храмов Мурома в XIX в. Это «складень 1855 г. Владимира, «поставленная от граждан Мурома в память 900-летия Крещения Руси в 1888 г. Муромские иконописцы выступали в качестве экспертов по определению древних икон, а также занимались их «исправлением».
Таким мастером был «живописец» Иван Иванович Патырмин Добрынкин. В Муроме ему принадлежала мастерская на Козьмодемьянской Мечниковой ул.
Ильинском Селивановского р-на: крупномасштабная 5-главая бесстолпная церковь с мощным куполом, имеющим ордерные элементы, и храмовым декором «в суздальском духе». Печатью классицизма отмечены и все сохранившиеся храмы 1-й пол. Высоким художественным уровнем отличается Спасская ц. Ляхи 1802. Усадебный светский характер ей придает изящная ротонда барабана, поставленная на величественный четверик. К позднему классицизму относятся церкви: Казанской иконы Божией Матери в с.
Денятине 1843 ; Михаило-Архангельская в с. Приклон 1845 ; Никольская в с. Бутылицы 1835. В Вязниковском р-не также сохранились ротондальные храмы того времени: Преображенская ц. Никологоры 1807 , Борисоглебская ц. Золотая Грива 1840 , 5-главая в стиле классицизма Покровская ц. Нагуев 1819. Классицизм «с трудом и опозданием» проявился в пределах Гороховца только в 1-й пол.
В основном это храмы, построенные столичными владельцами, такие как Вознесенская ц. Алферово 1819 и Покровский храм в с. Гришине 1847 Косткин и др. Во 2-й пол. Троицкого мон-ря в центре Мурома; рядом с ним сооружается заново храм Иоанна Предтечи 1872 с мощным куполом и высокой колокольней сложной конфигурации и кирпичным декором не сохр. Судя по сохранившимся фотографиям, он был перестроен в русско-византийском стиле офиц. На территории М. Казанской иконы Божией Матери в с.
Драчёве в Селивановском р-не 1847 и Никольским храмом в с. Степанькове Меленковского р-на 1850 , так и зрелыми, напр. Владимирской иконы Божией Матери в с. Тучкове 1874 Судогодского у. В посл. Котлицы Муромского р-на 1867-1879 с массивным куполом и арочными стрельчатыми фронтонами. В формах позднего рус. Угрюмово дер.
Скрипино Меленковского р-на. К этому же направлению архитектуры ретроспективизма относится и Спасо-Преображенская ц. Теренино Селивановского р-на, ц. Сергия Радонежского в с. Пьянгус Меленковского р-на 1910 и грандиозная Христорождественская ц. Мурома с уездом 1676 г. Церкви и мон-ри в г. Муроме и его уезде в кон.
XVII ст. Мат-лы для истории рус. Владимир, 2010; Писцовая книга г. Владимир, 2010; Список с переписной книги г. Мурома 1646 г. Мурома 1649 г. Владимир, 2010; Переписная книга г. Владимир, 2011.
Владимирский сб. Деревянная ц. Пророка Илии, близ г. Мурома, у с. Владимирского губ. Владимир, 1875. Древняя Козьмодемьянская ц. Памятники деревянных церк.
Голышевка, 1879; Мисаил Смирнов , архим. Муром, 1996п; Добронравов В. Владимир, 1897. Мурома 1833 г. Владимирской ГУАК. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906.
Муромский Богородицкий собор. Муром, 1907; Ушаков Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губ. Владимир, 1913; Добрынкин В. Владимир, 1915 на обл. По окраинным землям Владимирским. Муром: Памятники искусства XVI - нач. Ярославль, 1971; он же.
Козьмодемьянская ц. Ярославль, 1983. Муром: Альбом. По Оке от Коломны до Мурома. Ярославль, 1988. Интерьер ц. Ростов, 1993. Ростов, 1994.
Муром, 1993. Памятники истории и культуры Владимирской обл. Муром, 2001; Седов Вл. Муром, 2001. Муром, 2002; Шатохин А. Меленки Владимирской обл. К вопросу о «белых пятнах» в средневек. Муром, 2003.
Сухова и др. Ростов, 2007. Муромский Богородицкий собор - усыпальница св. Петр и Феврония Муромские. Можайск, 2009. Досуг муромцев в XVII в. Владимир, 2014. Монументальная живопись и иконописание Из 3 епархий Владимирской митрополии только на территории М.
Однако летописи, описывая разорение ордынцами Сев. Руси - «…татарове... Троицкая летопись. Древнейшим сохранившимся памятником иконописи в М. Николая Чудотворца Николы Набережного икона «Свт. Николай Чудотворец» МИХМ , «открытая» в результате реставрации и исследований, продолжавшихся с 1970 по 2004 г. ГосНИИР ; по свидетельствам кон. Смирнова датирует икону кон.
XIII - 1-й пол. XIV в. Исследователь указывает на то, что иконописец пользовался приемами живописи XIII в. Однако исследование 10 муромских икон работы 3 художников грозненской эпохи напр. Хотя мн. Словарь иконописцев. В описи 1646 г. В той же описи приведено имя еще одного иконописца, работавшего на заказ: «Мефедко Мартынов иконник», живший на Мережной ул.
Переписная книга г. Панфилова близ Мурома. Оба числились бобылями Благовещенского монастыря, т. Опись города 1646 г. А за оброк пишут образы чюдотворцовы и те образы возят ко государю, как ездят игумен с святынею…» По мнению В. Чернышева, Ивашка Саввин и Володька Панфилов стали родоначальниками иконописной мастерской Благовещенского мон-ря Переписная книга г. По более поздним источникам известно, что иконники Благовещенского мон-ря работали не только «на вывоз», но и по заказам местных храмов и обителей. Мурома» кон.
XIX - нач. Одним из самых ярких явлений муромской культуры 2-й пол. Казанцева ок. Их родоначальником был упомянутый выше «Мефедко Мартынов иконник». В 1679 г. Совпадение отчества, возраста и места жительства упомянутого в описи Мурома 1723 г. Опись г. Мурома 1723 г.
Характерным образцом муромской художественной традиции, отражающим вкусы посадского населения, является икона «Муромские чудотворцы, с житием благоверных Петра и Февронии» из Георгиевской ц. Муромский мастер Леонтий Степанов, сын Пупков род. Николая Чудотворца Николы Набережного Опись г. Очевидно, он сформировался как иконописец в 80-90-х гг. Соответствующие листы синодиков украшены заставками, отличающимися от др. Вполне вероятно, что этот иконописец был создателем храмовой иконы «Никола Явленский» 1715, МИХМ для новой каменной ц. Николая Чудотворца Николы Набережного 1700-1717. Не исключено также, что ему было доверено написание не только храмового образа, но и икон для иконостаса церкви не сохр.
Икона Никола Явленский. В этом отношении интересны сведения, связанные с др. Эта информация позволяет предполагать, что вязниковские и муромские мастера работали по украшению стен и в местных храмах. Об Артемьеве известно также, что 8 янв. В марте 1692 г. Иконописец Ларион Артемьев из Вязниковской слободы упом. В февр. В Патриаршую домовую казну поставляли иконы Владимирской Божией Матери и др.
Упоминания о последнем иконописце, бывшем посадским человеком, встречаются в связи с тем, что в 1674 г. Уварова , в к-рой перечислялись иконы: Спас Вседержитель с архангелами А. Богородицы; «Предста Царица»; Сошествие Св. Духа; прор. Моисей на горе Синайской и праотец Аарон с церковью на «южных дверях» ; прп. В документе указаны размеры икон, материалы и приемы, качество и сроки к Троицыну дню , а также стоимость работ 25 р. Известно также, что Пономарёв, названный «сидельцем иконного ряда», 12 февр. Николая Чудотворца в Луганской станице на Дону за 45 р.
Подробные сведения о создании икон для иконостасов Суздаля и Луганской станицы вязниковцем Пономарёвым также показывают, что усилиями местных живописцев они могли создаваться и на родине. Вязниковской слободы имеются в описи 1702 г. Далее следует описание местного ряда, «в деисусах» упоминаются 14 икон праздников, по 15 - апостолов и праотцев, тоже писанных золотом и красками; кроме того, 22 иконы Страстей Христовых «писаны краски», 12 икон минейных, аналойные и проч. Добронравов, Березин. Иконописная мастерская в Мстёре. Показательны известия о массовых поставках вязниковскими иконописцами икон Владимирской Божией Матери в Патриаршую домовую казну. Популярность этого образа в данном регионе и его востребованность в Москве и во всей России, вероятно, были связаны не только с прославленным первообразом, происходящим из владимирского Успенского собора, но и с местночтимыми списками. Так, о поставках в Патриаршую домовую казну икон Владимирской Божией Матери говорится и в отношении иконников соседнего с Вязниками Гороховца: диакон гороховецкого Благовещенского собора Феодор Степанов в дек.
В гороховецкой Флорищевой Успенской муж. Иваном Чировым. Ежегодно вместе с др. Богородицы», Владимирскую «Флорищевскую» икону празд. Владимирская икона Божией Матери носили крестным ходом по селениям Гороховецкого и Вязниковского уездов. Икона была поновлена в 1750 г. Указанная в возобновленной надписи на ризе иконы дата - 1464 г. Неясна судьба и 2 почитаемых списков Владимирской иконы Божией Матери «древнего письма» 1-я пол.
Первая, вероятно, была вложена кн. Кроме того, по данным В. Добронравова, в храмах Мстёры в кон. Первые сведения об иконописцах Мстёры относятся к 1710 г. Мстёра превратилась в один из крупнейших иконописных центров не только М. Характерно, что ни в Муромском у. В описи 1723 г. Сведения о произведениях, созданных посадскими муромскими иконописцами во 2-й пол.
XVII - 1-й пол. Тем не менее с местными мастерами можно связывать нек-рые иконы этого периода, заметно отличающиеся от произведений мастерской Казанцева: отдельные памятники 1-й четв. Таковы иконы «Спас Смоленский, с припадающими святыми», «Прор. Первоначальные тябловые иконостасы заменяли более пышными, барочными. Резные золоченые иконостасы создавались и для новых храмов. Один из них был выполнен в 1714-1716 гг. Николая Чудотворца Николы Набережного по схеме, распространенной в кон. Колонки и горизонтальные членения иконостаса были украшены виноградными лозами и листьями аканта, на царских вратах резчики поместили замысловатые картуши Масленицын.
Скворцов отмечает иконостас в стиле барокко сер. Степаньково Меленковского района» до 1764 село принадлежало Троице-Сергиеву монастырю , и считает, что над ним работали местные умельцы Скворцов. К наст. Иконостас имеет сложный волнообразный план с выступающими ризалитами и состоит из 6 уменьшающихся кверху ярусов. Он обильно украшен резными листьями аканта, гирляндами из цветов и драпировками. Кроме икон XVII в. В местном ряду, справа от царских врат,- образ Христа Вседержителя, стоящего на сфере, с державой в левой руке; сохранилась подпись «иконописца-купца» Стефана Казанцева и дата - 1799 г. Слева от царских врат находится икона местного письма с образами Муромских святых, представленных на фоне скалистого пейзажа и панорамы Мурома, и со сценой «Благовещение» в облаках.
В приходно-расходной книге Спасского монастыря за 24 мая 1765 г. В аналогичном документе 1770 г. Если предположение верно, то это первое по времени документальное свидетельство существования церковных росписей в Муроме. В том же 1770 г. До революции в ц. Николая Чудотворца Николо-Зарядской хранилась икона этого мастера: «... Доска деревянная гладкая... Изображение писано по зеленому полю...
Внизу иконы подпись: «Царь Царем и Господь Господнем лета 1779 свершися писан сей святый образ муромец свидетельный иконописец Михаил Лукин Смольянинов»». Иоанна Предтечи: «Образ Усекновение главы Иоанна Предтечи на темном фоне, на нем надпись: «…1789 году марта 15 дня писал Михаил Лукин Смольянинов»» Опись древних церквей г. Имя еще одного муромского иконописца 2-й пол. Богородицы» из Успенской ц. На др. Бусевой-Давыдовой,- иконе «Благовещение» 1800, частное собрание , благодаря сохранившейся надписи удалось уточнить, что он называл себя муромцем: «1800. Очевидно, к нач. Степан Малоросиянин был уже немолод, т.
Иконы этого мастера представляют собой запоздалое повторение приемов, характерных для изографов Оружейной палаты Иконы из частных собраний. Нек-рые сведения о муромских храмах, об иконах и иконописцах XIX в. Титова 1840 : «... Во всех почти церквах встречаются серебряные кадила, во многих церквах богатые евангелия, ризницы в некоторых отличные, древние; письмо икон и их украшения уважаются любителями старины и благолепия» Титов. Автор отмечает, что в храме Рождества Христова «все иконы, как древние, так и новые, писаны превосходно. Многие писаны бывшим подмастерьем Путилова иконописец села Холуй. Морозовым, ныне художником Академии» Там же. Этот живописец упомянут и как автор 2 икон в храме Сошествия Св.
Духа на апостолов, расположенном на Пятницком кладбище Там же. Иконы Морозова в наст. Важным замечанием Титова является то, что мн. Добрынкин, ссылаясь на «рассказы местных старожилов», писал, что в муромском соборе Рождества Богородицы «на западной стене храма, при входе в придел св. Апостолов, была изображена композиция «Княжение св.
Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Муромской епархии были открыты по благословению епископа Муромского и Вязниковского Нила в 2020 году.
В 2020-2023 учебных годах занятия с насельницами монастырей и насельниками, не имеющими семинарского или иного базового богословского образования, проводились по основным дисциплинам в соответствии с единым учебным планом. В рамках учебного плана преподавались следующие предметы: Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета, православное вероучение и Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, общая церковная история, история Русской Православной Церкви, церковнославянский язык, основы богослужебного устава и литургики, история монашества и аскетика. Занятия проходили в очной форме с применением дистанционных технологий. Аккредитация курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Муромской епархии прошла в форме аттестации на зачете по дисциплине «История монашества и аскетика» у 20 насельников и насельниц семи монастырей на базовой площадке Спасо-Преображенского мужского монастыря г. В программе обучения участвовали населиники и насельницы Богоявленского мужского монастыря п. Мстера, Свято-Троице-Никольского мужского монастыря г.
Характеристика в полной мере верна по отношению к периоду каменного строительства в Муроме, начавшегося в сер. Что касается более ранней архитектуры, то, по мнению Мельника, «судить о том, какая локальная архитектурная традиция сложилась в Муроме в XVI в. Архитектуре Спасского собора было уделено внимание ряда авторов Мисаил Смирнов. Наиболее убедительными являются исследования этого памятника Мельником и А. Трофимовым, автором проекта 1991 «компромиссной» реставрации Спасского собора: «сохранение поздних пристроек и перестроек с раскрытием архитектурного своеобразия каждого исторически обусловленного фрагмента памятника» Трофимов.
Спасский собор представляет собой крестово-купольный 5-главый 4-столпный 3-апсидный храм, принадлежащий к господствующему типу храмов в России сер. Первоначально он выглядел подчеркнуто монументально. Массивный приземистый четверик был завершен высоким пятиглавием; основным формам соответствовали элементы декоративного убранства: подчеркнуто широкие лопатки, широкий карниз под закомарами и широкие многообломные архивольты этих закомар. Существенная черта оформления интерьера - его предельно лапидарные формы и полное отсутствие на столпах и стенах к. В процессе исследования интерьера собора были обнаружены гнезда для первоначального тяблового иконостаса, который кроме местного имел еще только один деисусный чин.
По мнению Мельника, муромский Спасский собор очень близок ко мн. XV - XVI в. Косвенным подтверждением присутствия здесь ростовских зодчих может служить и необычное для Мурома посвящение надвратного храма прп. Кириллу Белозерскому Там же. Уникальным памятником зодчества Мурома и одним из интереснейших в Северо-Восточной Руси считается храм святых Космы и Дамиана, утративший свой каменный шатер в 1868 г.
По уточненным данным, церковь была освящена 5 дек. Он же. Храму уделяли внимание мн. По легенде на этом месте стоял шатер царя Иоанна Грозного, из к-рого он наблюдал переправу через Оку своих войск, идущих на взятие Казани. В благодарность за победу он повелел у самой переправы воздвигнуть храм и будто бы для этого прислал деньги и своих мастеров возможно, Барму и Постника.
Однако это предание не находит документального подтверждения. Екатерины девичьего Космодамиановского мон-ря числятся «строением мирским, приходных людей» Сотная с писцовых книг. Основные конструкции и формы муромского шатрового храма повторяют др. На основной объем церкви - четверик - возведен многогранник, с внутренней стороны имеющий 8 граней, с наружной - 16. На многогранник был установлен кирпичный шатер звездчатой формы в горизонтальном сечении.
Здание выглядело стройной постройкой при относительно небольшой высоте 24 м , усиливалось вертикальными ребрами 16 штук и гранями 32 штук гофрированного шатра, к-рые сходились в один пучок у основания небольшого барабана с главкой. Внутри небольшое по площади, но сильно вытянутое вверх пространство храма имело минимальное освещение по 3 щелевидных оконца в основном объеме и алтаре. Верх высокого шатра, очевидно, был мало освещен История Мурома и Муромского края. Натурные данные позволяют предположить, что первоначальный иконостас, как и в Спасском соборе помимо местного ряда , состоял лишь из одного деисусного чина. Интерьер абсолютно лишен к.
Космодамианская ц. Городня, у к-рых существует аналогичное противопоставление богато декорированного наружного облика почти или совершенно лишенному архитектурных украшений интерьеру Мельник. Троицкий и Благовещенский мон-ри в Муроме. До посл. Большое строительство, заметно изменившее облик этого города, началось в 40-х гг.
В городе возникли богатые и причудливые ансамбли находящихся рядом жен. Троицкого и муж. Благовещенского мон-рей. Строительство в этих обителях связано с именем купца Московской гостиной сотни Тарасия Борисовича Цветнова Богдана Цветнова. Благодаря его возможностям и вкусу город был украшен замечательными памятниками самого высокого уровня История Мурома и Муромского края.
В отношении архитектурных памятников XVII в. Вагнер и С. Чугунов использовали понятие «муромское барокко», которым обозначили характерное сочетание элементов московского барокко, во многом измененных черт владимиро-суздальского зодчества и пышной поволжской архитектуры Вагнер, Чугунов. Вместо деревянной шатровой церкви были воздвигнуты «сказочные» постройки Троицкого мон-ря, основанного Цветновым в 1643 г. Иоанна Предтечи церкви… и бобыльских дворов… имеется застень, вред и опасность, потому что видимость красоты монастыря и церквей Божиих тем отняло».
Чтобы ансамбль монастырских зданий выглядел цельно и гармонично, стараниями Цветнова соседняя приходская церковь была перенесена на другое место. В центре монастырского двора возвышается Троицкий собор, воздвигнутый всего за 11 месяцев 1642-1643 гг. Это 5-главый, небольшой по площади, но высокий храм изысканных пропорций. Его стены обильно украшены декоративными элементами, главы были первоначально покрыты зеленой поливной черепицей. Вход на нее оформлен в виде шатровой беседки на четырех 8-гранных столбах.
Обилие декоративных деталей, включая поливные изразцы, придают собору Троицкого мон-ря неповторимую нарядность. Несмотря на различные композиции планов, архитектурная композиция собора Св. Троицы в Муроме во многом напоминает ц. Троицы в Никитниках. На одном фундаменте были построены шатровые Казанская надвратная ц.
Декоративное оформление стен этих зданий еще прихотливее убранства Троицкого собора. Казанский храм также был украшен изразцами. Колокольня совершенно лишена тяжеловесности благодаря прорезным граням шатра и разнообразным горельефным деталям убора, подобного кружеву. Пятиглавый храм на высоком подклете производит впечатление 2-этажного здания за счет 2 рядов окон. Своеобразно и выразительно выполнено его декоративное убранство.
С запада к храму пристроены крытая паперть и шатровая колокольня с более простым и архаичным декором. Воскресения на Дебре в Костроме; соединение наличников с кокошниками различных живописных форм свойственно для раннего московского барокко, но использованы и наличники, характерные для зрелого барокко Вагнер, Чугунов. Сохранилось внутреннее убранство собора храм был действующим в советские годы. В нем установлен резной иконостас 1797 г. В него вставлены царские врата кон.
Сухова О. Великолепные «московские» сооружения купца Цветнова в Троицком и Благовещенском мон-рях служили образцами для местных муромских или муромо-рязанских мастеров Муром входил в состав Рязанской епархии; Седов. Во 2-й период каменного строительства в 50-70-х гг. Рядом с Воскресенским мон-рем на самом сев. Ее строителем был муромский посадский человек «Сидор Федотов, сын Лопатин», получивший благословенную грамоту архиепископа Рязанского и Муромского: «Билъ ты намъ челомъ, а въ челобитной твоей написано: въ Муромъ да городъ на посадъ за городомъ въ Кожевникахъ церковь Велика Христова мученика Георгiя...
Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца в Муроме. Церковь во имя свт. Николая Чудотворца Николо-Зарядская в Муроме. Церковь вмч.
Георгия 50-е гг. К четверику примыкал низкий алтарный выступ, с запада - длинная трапезная. Над ней стояла колокольня, на которую вела внутренняя лестница. Седов связывал происхождение типа бесстолпного храма, к которому принадлежит ц. Георгия, с постепенным освоением форм московской ц.
Троицы в Никитниках, композиция и декор к-рой стали основой нового стиля рус. Автор отметил оригинальность этого утраченного памятника в решении внутреннего пространства, где храм и придел были включены в один объем; подчеркнул его «достаточно элегантную архитектуру», «красивый силуэт и гармоничный декор»; заметил, что последний все же гораздо скромнее и проще по сравнению с памятниками Мурома более раннего периода, 40-х гг. Воскресенского мон-ря. Купец гостиной сотни Семен Семенов Черкасов и его братья переделывали эту девичью обитель, словно соревнуясь с Цветновым. Вместо деревянных построек они создали величественный 5-главый собор и одноглавую ц.
Основное ее здание имеет в плане форму квадрата и перекрыто на 8 скатов по 4 фронтонам-щипцам. Длинная и низкая трапезная соединена с колокольней даты строительства обоих храмов до конца неясны; время возведения собора от 1646 до 1658; встречается общая дата для построек мон-ря - 1655-1658. В Окладной книге Мурома и уезда 1676 г. В писцовой книге 1678 г. По заключению Седова, 5-главая бесстолпная Воскресенская ц.
Георгия, т. В 70-х гг. Казанской иконы Божией Матери с приделом свт. Николая не сохр. По архитектуре она напоминала Воскресенский собор и Георгиевский храм в Муроме.
В то же время др. Николая Чудотворца вместо обветшавшей деревянной церкви. Этот храм получил название Николы Зарядского, т. В Муромском музее хранится закладная каменная плита из него с храмозданной резной надписью 1675-1677 гг. Храм свт.
Николая Чудотворца Николы Зарядского был одноглавый, с одноапсидным алтарем, 4-скатной кровлей и металлическим подзором; окна были в 2 яруса обрамлены изящными колонками с типичными для муромской архитектуры завершениями в виде теремков. К церкви была пристроена колокольня с 8-гранным шатром, на юж. В этот период только начинается строительство первых каменных храмов в Гороховце и Вязниковской слободе. По благословенной грамоте патриарха Иосифа от 23 окт. Здание храма представляет собой бесстолпный 2-светный четверик, увенчанный главой на высоком барабане, с 3-частной апсидой.
Четверик украшен пилястрами по углам, декоративным карнизом из сухариков и рядом полуциркульных кокошников в верхних частях стен. В Вязниковской слободе в 1670-1674 гг. Целый ряд памятников церковного зодчества на территории М. В 1682 г. В 1683 г.
По мнению А. Тица, в этом комплексе отразилась борьба художественных концепций - узорочья сер. Тиц считал Благовещенскую ц. Казанская церковь в Вязниках. В Богоявленской слободе Мстёра Вязниковского у.
Вероятно, он был возведен местной артелью под руководством опытного и талантливого зодчего, знакомого со столичными постройками, к-рый вдохновлялся известными образцами бесстолпных храмов сер. Возможно, князья Ромодановские хотели видеть в своей вотчине храм, подобный прославленным московским церквам Там же. В 1686-1689 гг. Ершов возвел каменный собор в гороховецком Троице-Никольском мон-ре нижний - теплая Никольская церковь, верхний - холодный храм Св. Его лаконичные формы близки к формам построек нач.
Колокольня 1681 г. В Сретенском мон-ре Гороховца в 1685-1686 гг. Он увенчан 5 луковичными главками на барабанах центральный барабан световой , украшенных аркатурными поясками; главы покрыты цветной черепицей, завершены коваными ажурными крестами. Этот храм называют «шедевром гороховецкой культовой архитектуры», формы к-рого «носят отпечаток местных традиций и стилистически, скорее, принадлежат сер. XVII столетия с его безудержным стремлением к декоративности» Там же.
Портал Сретенского собора послужил образцом для архит. Шервуда, когда он проектировал здание Исторического музея. Собор Троице-Никольского мон-ря в Гороховце. В Муромском уезде в древнем Борисоглебском монастыре деревянные церкви заменили на каменные: освящены 5-главый соборный храм Вознесения 1681 с приделом св. Рождества Христова с Казанским приделом в верхнем этаже 80-е гг.
Рязань, 2005. Встречается более ранняя дата постройки Рождественского храма 1648 , не подтвержденная документально Беспалов. Редкий для Мурома 2-этажный храм с 2-этажной трапезной имеет 4-скатную кровлю с 5 главами. Оригинальна декоративная обработка оконных проемов в виде разнообразных кокошников. С сев.
Последней в мон-ре была построена каменная ц. В подрядном договоре 1693 г. Переход от 8-скатной крыши к луковичной главке осуществляется через 2 маленьких восьмерика, поставленных друг на друга Беспалов. Сарского и Подонского, из рода ктиторов Чертковых. Трапезная на 2-м этаже имеет одностолпную палату.
В отличие от др. Палата перекрыта коробовыми сводами с распалубками. Под церковью были хозяйственные помещения: хлебня, поварня и др. Благовещенский собор в Гороховце. В кон.
Мощный каменный Благовещенский собор создан купцом гостиной сотни Ершовым освящен в 1700. Храм с тяжелым пятиглавием главенствует над площадью, схема его канонична, но зданию придает индивидуальность размещение 2 рядов окон в общей широкой нише. Уникальным произведением местных кузнецов является зап. Рядом с собором возвышается колокольня, сохранившая «характерные для Гороховца пропорции» Тиц. Вероятно, тот же ктитор выделил средства на сооружение приходского Воскресенского храма «о двух апартаментах» посл.
Здание «гипертрофированно могучих» форм с сильно выдвинутыми апсидами; пластичными и замысловатыми наличниками Там же. Не ранее 1701-1703 гг. Он типичен для архитектуры Гороховца нач. Храм установлен на подклет, в к-ром размещены хозяйственные помещения как и в Покровской ц. Точно из таких же изразцов была сложена печь в каменных покоях настоятельского корпуса 1678 в муромском Спасском монастыре сохр.
Иулиания Лазаревская, Муромская. В Гороховце «с запозданием», в 1-й четв. К ним относят теплую одноглавую ц. Иоанна Предтечи при Благовещенском соборе и одноглавый храм прп. Иоанна Лествичника 1710-1716.
К последнему пристроена трапезная с «красным крыльцом», к-рое имеет ярко выраженный светский характер и является излюбленным элементом гороховецкой архитектуры Тиц. Ранее были возведены 5-главые храмы с колокольнями - Казанский 1708, перестроен в 1817 в с. Красном близ Гороховца ныне в черте города и Никольский в пос. Никологоры Вязниковского р-на 1714, перестраивался в 1736 и 1814; ныне в руинах; Добронравов, Березин. Николая Чудотворца Николы Набережного в Муроме.
В тот же период «монастырским иждивением» в муромском Благовещенском мон-ре над воротами возвели ц. Стефана 1716. По своему типу это обычный одноглавый «посадский храм», только поставленный на 2-пролетный с проездными арками 1-й ярус перестроен в 1836-1839. По формам и декору он заметно скромнее муромских церквей XVII в. Так, глухой цилиндрический барабан на его кровле и по размерам, и по деталям висячие колонки, соединенные арочками очень близок к угловым барабанам Благовещенского собора Беспалов.
Образцом переходного стиля между русским «московским» и европейским барокко является в Муроме храм свт. Николая Чудотворца Николы Набережного 1700-1717 , который строился на средства московского свящ. Димитрия Христофорова родом из Мурома. В плане почти квадрат, завершенный на востоке 3-частной апсидой, основной объем вытянут по вертикали, 2-светный, перекрытый сомкнутым сводом с 5 главами на глухих барабанах. Имея общие композиционные черты с постройками города XVII в.
Особенно придавали храму европ. Несмотря на смешение стилей, архитектура Никольской ц. Близкой ей по архитектурным формам, но более изящной по пропорциям является Вознесенская ц. По храмозданной грамоте, строился он «тщанием комиссара Осипа Иванова Названова, бургомистра Василия Смольянинова и бывшего подьячего Алексея Герасимова» Опись древних церквей г. При составлении генерального плана 1788 г.
От храма свт. Николая сильно отличаются форма и размещение куполов Вознесенской ц. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в с. В 1707 г.
Рождества Христова, к-рая была перестроена после пожара в 1792 г. Иоанна Предтечи, обветшавшая к 1790 г. В 90-х гг. Оба с приделами вмч. Димитрия Солунского, близкие по архитектурным формам: одноэтажные, 2-светные, вытянутые четверики, завершенные 4-скатной кровлей с одной главой, соединены объемами трапезных с колокольнями были полуразрушены, ныне восстановлены ; подобная им по типу Крестовоздвиженская ц.
Богородицы была воздвигнута 3-ярусная величественная колокольня, ставшая архитектурной доминантой Мурома со стороны Оки не сохр. Церковь во имя Св. Троицы в Вязниках. Молотицы помещик Сергей Глебовский возвел взамен деревянной Георгиевской ц. Богородицы с приделом вмч.
Георгия 1754. Архитектура ее типична для эпохи барокко: на основной кубический объем установлен восьмигранник с пологой кровлей, на него - 4-гранный барабан, выше - изящная 8-гранная шейка, завершенная луковичной главкой. Панфилове 1791, перестроена в 1810, 1892 , по определению Н. Беспалова, лишь частично сохранившая свою «архитектурную выразительность» Беспалов. Заметным памятником с реминисценциями архитектуры барокко в провинциальном варианте является храм Нерукотворного образа Спасителя 1777 в с.
Никулине Селивановского р-на бывш. Меленковского у. В Гороховецком у. Кожино 1760-1772 , арх. Михаила Сретенская, 1737 в дер.
Тимирязево в XIX в. Архангельский погост Там же. В Ярополченской слободке, соседней с Вязниковской слободой, в 1756-1761 гг. Формы храма архаичны: бесстолпный, с 3 апсидами и пятиглавием, с простой трапезной, «грузный и малорасчлененный»; по структуре напоминает Богоявленскую ц. Высокая шатровая колокольня по композиции и пропорциям восходит к гороховецким звонницам XVII в.
Неподалеку в дер. Успенский Погост в стиле барокко была возведена одноглавая Троицкая ц. В том же стиле в Вязниковском у. Троицком-Татарове 1789 и Богородице-Рождественский храм в с. Барском-Татарове 1802 , Христорождественская ц.
Никологоры 1790; была полуразрушена, восстанавливается. Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери в Муроме. В Муроме «смелый шаг от барокко к классицизму» был сделан зодчими храма Смоленской иконы Божией Матери 1804-1838 , построенного по заказу местных купцов во главе с М. В основе здания - четверик, перекрытый сомкнутым сводом, увенчанный 2 уменьшающимися в диаметре восьмигранниками с луковичной главкой; 5-гранной апсидой и портиками ионического ордера, прорезанными арками.
Разместите свой сайт в Timeweb
- Помощь телеканалу
- Архипастыри
- Общественники просят Президента России помочь восстановить храм в Муроме
- МУРОМСКАЯ ЕПАРХИЯ - Древо
- Сайт муромской епархии
"Тронула сердца язычников": Муромская икона Божией Матери. Православный календарь на 25 апреля
Мурома, в котором пребывают мощи святых, возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий. Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Владимирский и Суздальский Тихон , митрополит Челябинский и Миасский Алексий , епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий , епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Муромский и Вязниковский Нил , викарий Владимирской епархии епископ Ковровский Стефан , а также многочисленное духовенство Владимирской митрополии. Богослужебные песнопения исполнили сводный хор храмов г.
Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Владимирский и Суздальский Тихон , митрополит Челябинский и Миасский Алексий , епископ Александровский и Юрьев-Польский Иннокентий , епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин , епископ Выксунский и Павловский Варнава , епископ Муромский и Вязниковский Нил , викарий Владимирской епархии епископ Ковровский Стефан , а также многочисленное духовенство Владимирской митрополии. Богослужебные песнопения исполнили сводный хор храмов г. Мурома регент — Наталья Мазурина и сводный хор женских монастырей Муромской епархии регент — игумения Нина Дорошко.
Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Муромской епархии были открыты по благословению епископа Муромского и Вязниковского Нила в 2020 году. В 2020-2023 учебных годах занятия с насельницами монастырей и насельниками, не имеющими семинарского или иного базового богословского образования, проводились по основным дисциплинам в соответствии с единым учебным планом.
В рамках учебного плана преподавались следующие предметы: Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета, православное вероучение и Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, общая церковная история, история Русской Православной Церкви, церковнославянский язык, основы богослужебного устава и литургики, история монашества и аскетика. Занятия проходили в очной форме с применением дистанционных технологий. Аккредитация курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Муромской епархии прошла в форме аттестации на зачете по дисциплине «История монашества и аскетика» у 20 насельников и насельниц семи монастырей на базовой площадке Спасо-Преображенского мужского монастыря г. В программе обучения участвовали населиники и насельницы Богоявленского мужского монастыря п. Мстера, Свято-Троице-Никольского мужского монастыря г.
Курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих Муромской епархии были открыты по благословению епископа Муромского и Вязниковского Нила в 2020 году. В 2020-2023 учебных годах занятия с насельницами монастырей и насельниками, не имеющими семинарского или иного базового богословского образования, проводились по основным дисциплинам в соответствии с единым учебным планом. В рамках учебного плана преподавались следующие предметы: Священное Писание Ветхого Завета, Священное Писание Нового Завета, православное вероучение и Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, общая церковная история, история Русской Православной Церкви, церковнославянский язык, основы богослужебного устава и литургики, история монашества и аскетика. Занятия проходили в очной форме с применением дистанционных технологий.
Аккредитация курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Муромской епархии прошла в форме аттестации на зачете по дисциплине «История монашества и аскетика» у 20 насельников и насельниц семи монастырей на базовой площадке Спасо-Преображенского мужского монастыря г. В программе обучения участвовали населиники и насельницы Богоявленского мужского монастыря п. Мстера, Свято-Троице-Никольского мужского монастыря г.
МУРОМСКАЯ И ВЯЗНИКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
Муромская епархия официальный сайт последние новости. В рамках XVII Форума православной молодежи в Муромской епархии прошел Слет патриотических молодежных объединений. Огонь семейного очага зажег лично епископ Муромский и Вязниковский Нил, глава Муромской епархии. 31.10.2023 Главные новости. Новости Монастыри Муромской епархии Члены Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря.
МУРОМСКАЯ И ВЯЗНИКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ
Логотип Выксунской епархии. Курсы для монашествующих. Храм св. Иулиании Лазаревской.
Село Лазарево мощи Святой Иулиании Лазаревской. Литургия в Свято Троицком монастыре Муром. Муром епархия Чернов Артем.
Протоиерей Александр Авдеев. Протоиерей Александр Авдеев Муром. Клирики Нижегородской епархии.
Священник Алексей Арефьев Муромская епархия. Святые места Веденеева. Муромская земля.
Муром земля. Духовенство Владимирской епархии. Демушкина Наталья Борисовна Владимирская митрополия.
Владимирская митрополия. Отец Алексей Меленки. Муромская епархия отец Александра.
Нечаев Александр Муром духовенство. Монастырь Мары Лысково. Крестовоздвиженское Архиерейское подворье Муром.
Женское Архиерейское подворье. Муромская епархия Монастырское подворье деревня лужи. Арсеньевская епархия.
Арсеньевская епархия официальный сайт. Епископ Нил Сычев. Архиерей Нил.
Игуменья Троицкого монастыря Муром Арсения. Архимандрит Кронид Муром. Игуменья Воскресенского монастыря Муром.
Игумения Елена Муромский монастырь. Николо-набережная Церковь. Муром Николо набережная.
Никольская Церковь Муром. Муром Николо Преображенская Церковь. Храм Серафима Саровского Муром.
Храм преподобного Серафима Саровского посёлок Чадаевка. Храм в честь преподобного Серафима Саровского Нижний Новгород. Сергиевская Церковь Муром.
Митрополит Муромский 2021 год. Троицкий монастырь Муром владыка. Владыка Гурий Арсеньевский.
Арсеньевская епархия Приморский край. Мощи Петра и Февронии. Праздник в Муроме Петра и Февронии 2017 год.
Торжества в Муроме 8 июля.
В Муромской епархии прошли торжества, посвященные дню памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии 8 июля 2022 В Муромской епархии прошли торжества, посвященные дню памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии 8 июля 2022 года в Муромской епархии прошли торжества, посвященные дню памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии, муромских чудотворцев. В этот день Божественную литургию на площади Троицкого женского монастыря г. Мурома, в котором пребывают мощи святых, возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий.
Мурома, Воскресенского женского монастыря г. Мурома, Знаменского женского монастыря г. Гороховца, Сретенского женского монастыря г. Гороховца и Благовещенского женского монастыря г. На зачете также присутствовали: руководитель курсов, и. Первый набор слушателей трехгодичных курсов успешно сдал зачет по дисциплине «История монашества и аскетика». Комиссия отметила хороший уровень знаний учащихся по истории восточного и западного монашества.
Но от идеи возродить его мы не отказывались, скорее отложили. Потому что лучше найти плюсы на новом месте, - говорит Артемий Чернов. В Муромской епархии заверили, что где бы в итоге храм ни воздвигли, за основу возьмут первозданный облик собора Рождества Пресвятой Богородицы, но обязательно учтут современные строительные требования. Например, установят пандусы для удобства прихожан и так далее. Но говорить о каких-то конкретных срока нельзя — место под строительство еще подыскивают. Возможно, благодаря вмешательству федеральных общественников это получится сделать быстрее. Кстати, пока не ведется и речь о переносе мощей святых Петра и Февронии Муромских из Троицкого монастыря во вновь отстроенный собор. В Муромской епархии заметили, что планов таких у них нет, а давать обещания раньше времени просто не имеет смысла. В их список вошли колокольня и здание церковно-приходской школы в Алексиевском храме Владимира, Никольская церковь с колокольней в селе Черниж Суздальского района, а также церковь Иоакима и Анны в поселке Боголюбово. Как уточняют в епархии, фактически этими объектами они пользовались и пользуются, изменится лишь их юридический статус.
Тольяттинская епархия присоединилась ко всероссийской акции «Муромская дорожка»
Муромская епархия выступила с официальным заявлением по поводу распространения непроверенной информации о том, что якобы в Спасо-Преображенском монастыре. Посетители остались удовлетворены тем, как организована работа в Муромская епархия и оценили труд специалистов в 5 баллов! Согласовать религиозной организации «Муромская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» проведение в городе Муроме. Муромская икона Божией Матери была принесена в Муром из Киева просветителем этого края святым благоверным князем Константином (+ 1129). В Муромской епархии сообщили, что об инициативе общественников пока ничего не слышали, но разговор о восстановлении кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в.