Новости менделеев и его вклад в науку

Дмитрий Менделеев (в центре), химик Семён Вуколов (справа от него) и уральские инженеры на кушвинском заводе. Ньютон и Коперник, Эйнштейн и Менделеев не старались изменить мир — они старались получше понять его устройство. В редакционной почте появилась статья доктора исторических наук Юлии Викторовны Кудриной, посвященная Дмитрию Ивановичу Менделееву. Пользуясь периодической системой, Менделеев также предсказал открытие нескольких новых химических элементов и описал их химические и физические свойства. Именно с наблюдения процессов стеклоделия начался путь Д. И. Менделеева в науке.

Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки

Его открытия в большой степени поспособствовали формированию химии в её современном виде. На протяжении жизни Дмитрий Иванович успешно занимался исследованием газов, пониманием расстворов, удельными объемами, однако, мировую известность ему принесло открытие Периодического закона. Менделееву принадлежит открытие одного из главных законов в естествознании - Периодического закона химических элементов. Он был первым, кто систематизировал и обобщил огромное число химических наблюдений и фактов. Вместо разрозненных, не связанных между собой веществ перед наукой встала единая стройная система, объединившая в одно целое все химические элементы. Несмотря на оглушительный успех своего открытия, Менделеев предпочёл реализовать себя в других областях науки, нежели чем всю жизнь посвятить исключительно химии.

Первая жена, Физа Лещева, была падчерицей П. Ершова, а вторая, Анна Попова, была младше ученого на 26 лет. От двух браков родилось 7 детей.

Одна из его дочерей, Любовь Менделеева, была женой известного русского поэта Серебряного века А. Научная деятельность В 1855 году Менделеев закончил институт с золотой медалью и начал преподавать. Сначала он работал в Симферопольской гимназии где познакомился с Н. Пироговым , потом в Ришельевском лицее в Одессе. В 1856 году он защитил диссертацию и получил степень магистра химии. С 1857 по 1890 работал в Императорском Санкт-Петербургском университете на кафедре химии. С 1859 по 1860 год преподавал и работал в Германии, в Гейдельбергском университете, где познакомился с такими учеными, как Р. Бунзен, Дж.

Открытие Периодического закона Ученым был открыт и сформулирован один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов. Необходимо отметить, что над своей системой Менделеев работал с 1869 по 1900 года и так и не был удовлетворен своим трудом до конца. Последние годы и смерть В последние годы жизни Менделеев много сделал для открытия первого университета в Сибири, основал Главную палату мер и весов, содействовал открытию в Киеве Политехнического института, создал первое в Российской империи Химическое общество. Умер ученый в 1907 году, в возрасте 72 лет. Похоронен на одном из кладбищ Санкт-Петербурга. Дмитрий Менделеев Не все открытия Менделеева так известны, как его периодическая таблица элементов, и не все они так же значительны. Однако, Дмитрий Иванович не был бы одним из величайших учёных в истории человечества, если бы его вклад в науку ограничился бы одной лишь этой таблицей. Всю жизнь он трудился на благо человечества, не покладая рук, и навсегда вписал в историю своё имя.

Открытия и изобретения Д. Менделеева Периодический закон Периодическая таблица элементов — самое знаменитое открытие Дмитрия Менделеева, ей пользуется весь мир Именно он лёг в основу периодической таблицы элементов, самого известного открытия Менделеева. Широко распространён миф о том, что таблица якобы привиделась учёному во сне, причём этот миф зародился ещё при его жизни. Сам Дмитрий Иванович его с негодованием отвергал, и даже обижался, когда его спрашивали, правда ли это.

Николай Александрович Меншуткин — русский химик. В марте 1869 г. В тот же вечер Менделеев отправляет переписанную набело таблицу в типографию — ему нужно разослать ее многим людям. Еще через пару дней он передает написанную по этому поводу статью Николаю Меншуткину — для публикации в журнале Русского химического общества и для доклада от его имени на заседании общества, которое состоится 6 марта, когда автор будет ездить по сыроварням Тверской губернии. Меншуткин выступит, но сообщение не вызовет ажиотажа — скорее наоборот. Так, известный химик Николай Зинин недовольно выскажется в том духе, что пора бы Дмитрию Ивановичу заняться наконец настоящими химическими исследованиями. Русский приоритет В мире до сих пор обсуждается вопрос, признанный в России давно решенным, о приоритете в открытии таблицы. Но Дмитрий Иванович многого не знал о попытках его предшественников расположить химические элементы по возрастанию их атомных масс. Например, он не имел почти никакой информации о работах француза де Шанкуртуа, англичанина Ньюлендса и немца Мейера. Немецкий врач и химик Лотар Мейер был очень близок к открытию периодического закона. Вокруг имен Мейера и Менделеева в свое время разгорелась весьма острая дискуссия: кто же из них первым открыл этот закон? В 1864 году в книге «Современные теории химии» Мейер привел таблицу, где элементы были расположены в порядке увеличения их атомной массы. Но в эту таблицу Мейер поместил всего 27 элементов, меньше половины известных в то время. Расположение остальных оставалось неясным; что делать с ними, Мейер не знал. Он даже не пояснил, что означали прочерки, и структура таблицы осталась неопределенной. Только в 1870 году, после опубликования Менделеевым периодического закона и периодической системы, появилась статья Мейера, в которой он рассмотрел общую схему размещения химических элементов. Юлиус Лотар Мейер — немецкий химик, иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук с 1890 года Wikipedia Сам Мейер вначале признавал приоритет Менделеева в открытии периодического закона. Однако позднее, в 1880 году, он опубликовал статью с претензией на свое первенство. Менделеев по этому поводу заметил: «Лотар Мейер раньше меня не имел в виду периодического закона, а после меня нового ничего к нему не прибавил». Однако честь открытия Периодической системы элементов принадлежит Менделееву не из-за приоритета публикации, действительная причина состоит в том, как Менделеев построил свою таблицу и какие сделал выводы на ее основе. Для того чтобы выполнялось требование, согласно которому в столбцах должны находиться элементы с одинаковой валентностью, Менделеев в одном или двух случаях был вынужден поместить элемент с несколько большим весом перед элементом с несколько меньшим весом… Поскольку этого оказалось недостаточно, Менделеев счел также необходимым оставить в своей таблице пустые места пробелы. Причем наличие таких пробелов он объяснил не несовершенством таблицы, а тем, что соответствующие элементы пока еще не открыты. В усовершенствованном варианте таблицы 1871 год существовало много пробелов, в частности, не заполнены были клетки, отвечающие аналогам бора, алюминия и кремния. Менделеев был настолько уверен в своей правоте, что пришел к заключению о существовании соответствующих этим клеткам элементов и подробно описал их свойства. Он назвал их экабор, экаалюминий и экакремний «эка» на санскрите означает «одно и то же». Таблица Мейера 1864 года Wikipedia Первое подтверждение предположений Менделеева последует в 1875 году, когда француз Поль Эмиль Лекок де Буабодран откроет новый элемент и назовет его галлием. Свойства галлия полностью совпадут с менделеевским экаалюминием. В 1879 году швед Ларс Фредерик Нильсон обнаружит скандий экабор. В 1886 году немец Клеменс Александр Винклер предъявит миру германий экакремний. Несмотря на то что все три химика дадут новым элементам названия, связанные с историей или географией своих стран, их открытия навсегда будут вписаны в биографию Менделеева и в историю русской науки. По версии академика, известного историка и философа науки Бонифатия Кедрова, именно свойственное менделеевской натуре крайнее нервное напряжение вкупе с множеством неотложных дел, в частности со срывом сроков сдачи в типографию заключения к «Основам химии» издатель был педант и на отсрочку не соглашался , стало условием открытия периодического закона. В спокойном состоянии Менделеев, возможно, не решился бы опубликовать столь нелогичную таблицу. Кедров писал, что создание таблицы элементов — смелый и основанный на интуиции акт, то есть настоящее творчество. Сторонники менее распространенной версии рождения периодического закона полагают, что 17 февраля 1869 года можно называть датой великого открытия лишь символически, поскольку один этот день нельзя считать даже днем завершения работы над ним.

Периодическая таблица химических элементов Д. Менделеева стали достоянием мировой науки и культуры. С 1934 по 1954 годы написал пятьсот научных трудов, вышедших при жизни. Оставил наследие в физике , химии , химической технологии, метрологии , воздухоплавании , метеорологии , в сельском хозяйстве , судостроении , экономике , просвещении : Периодический закон химических элементов , включающая 105 элементов. Предложил оригинальный способ функционирования разделения нефти. Изобрёл один из видов безымянного пороха. Дмитрий Иванович Менделеев был не только великим учёным, но и выдающимся деятелем народного просвещения. Преподаватель доцент, профессор Петербургского университета, Технологического института, Бестужевских курсов, настоящим учителем студентов. В своих лекциях Менделеев приводил примеры не только из химии , но и физики , астрономии , биологии , геологии , ссылался на опыт применения химии в промышленности. Был патриотом России , призывал осваивать природные богатства Родины , поднимать её благосостояние и независимость. Прививал у студентов умения наблюдать и думать [7]. Значительное число трудов посвятил улучшению народного просвещения в России. В книге «Заветные мысли» 1905 две главы посвящены высшему образованию, подготовке учителей в России. Не менее восьми раз публиковал свои работы в журнале «Народное образование», чем редакторы очень гордились. При этом большая часть написанного Менделеевым содержала резкую и справедливую критику руководства Народного просвещения, в связи с чем много работ Менделеева не были опубликованы. Ярко и красиво, образно и сильно рисовал он перед нами бесконечную область точного знания, его значение в жизни и в развитии человечества, ничтожность, ненужность и вред того гимназического образования, которое душило нас в течение долгих лет нашего детства и юношества. На его лекциях мы как бы освобождались от тисков, входили в новый, чудный мир, и в переполненной аудитории Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и настроения, которые были далеки от него самого. Вернадский, ученик Д. Менделеева Д. Менделеев обладал гениальной научной интуицией, колоссальным запасом знаний , что помогло ему создать совершенную систему элементов, которая станет ключом к разгадкам внутренней механики атомов. Его открытие способствовало развитию всех естественных наук, формировании научного мировоззрения будущих исследователей [7]. Признание и память Именем учёного названы химический элемент менделевий [9] , кратер на Луне , астероид и большое количество географических объектов в России и мире. Прошедший в Москве в 2007 году последний XVIII съезд, посвящённый 100-летию самого этого мероприятия, был «рекордным» — 3850 участников из России, семи стран СНГ и семнадцати государств дальнего зарубежья. Наибольшим за всю историю мероприятия было число докладов — 2173.

Элемент гениальности: 190 лет Дмитрию Менделееву

Менделеев экономике нефтяной промышленности. В частности, он занимался проблемой размещения заводов по переработке нефти, вопросами сбыта сырья, цен на нефть и нефтепродукты. Ему принадлежат идеи перевозки нефти в нефтеналивных судах и строительства нефтепроводов. Он рассматривал нефть не только как топливо, но и как сырье для химической промышленности. Менделеев занимался и вопросами экономики каменноугольной промышленности. В 1888 г.

Менделеев совершил две поездки в Донецкий район с целью выяснения причин кризиса в Донецкой каменноугольной промышленности. Результаты этих поездок он изложил в докладе правительству, сообщил на заседании Русского физико-химического общества и осветил в большой публицистической статье «Будущая сила, покоящаяся на берегах Донца». Менделеев глубоко изучил технологию добычи и переработки угля. Позже, в 1899 г. Менделеев более подробно разработал свою идею, которая явилась прообразом идеи переработки полезных ископаемых под землей.

Обширные познания в химии и опыт практического использования достижений этой науки пригодились ученому при разработке технологии нового типа бездымного пороха. Менделеев был научным консультантом в созданной в 1891 г. Морским министерством специальной Морской научно-технической лаборатории для изучения взрывчатых веществ. В чрезвычайно короткий срок 1,5 года ему удалось создать удачный технологический процесс нитрования клетчатки, дающий возможность получить однородный продукт пироколлодий, выделяющий при взрыве минимальное количество твердых веществ, и на его основе — бездымный порох, превосходящий по характеристикам иностранные образцы. При выборе состава нитрующей смеси Д.

Менделеев опирался на свою теорию растворов. Однако изобретенный порох так и не был принят на вооружение в русском флоте. Вскоре подобный порох стали производить в Америке. Труды Д. Менделеева, посвященные изучению новых путей развития промышленности.

Работы в области сельского хозяйства Особый раздел научного поиска Д. Менделеева составляют его труды по сельскому хозяйству, касающихся самых различных областей: животноводства, молочного хозяйства, агрохимии и агрономии. К проблемам сельского хозяйства он подходил и как ученый-химик, и как экономист, и как агроном, хорошо знакомый с практикой земледелия. В работах по сельскому хозяйству нашли свое отражение и интересы ученого в области биологии. Серьезно заниматься сельским хозяйством Д.

Менделеев начал в 1865 г. Он ввел здесь многополье и травосеяние, применял удобрения и широко использовал сельскохозяйственные машины, развил животноводство и т. Урожаи всех культур значительно повысились, и имение Д. Менделеева за 6 7 лет стало образцовым, превратившись в место для экскурсий и практики студентов Петровской земледельческой и лесной академии в Москве. Дом в имении Боблово, где Д.

Менделеев проводил сельскохозяйственные опыты. Диплом почетного члена Петровской земледельческой и лесной академии Д. Менделеев не только усовершенствовал хозяйство, но и проводил полевые опыты, испытывая действие разнообразных удобрений золы, костяной муки, обработанной серной кислотой, смешанных органических и минеральных удобрений. В деле постановки полевых опытов в России Д. Менделееву принадлежит безусловный приоритет.

Тщательные и многосторонние анализы почв проводились сотрудниками Д. Менделеева в лаборатории Петербургского университета. Ученый считал необходимым проводить в разных районах на строго научной основе опыты, а их результаты распространять затем на всю территорию России. Им была разработана подробная программа таких опытов, рассчитанная на 3 года. Опыты предусматривали изучение влияния на урожай глубины пахотного слоя и употребления искусственных удобрений, получение дополнительных сведений о влиянии климата, местности и почвы.

Огромное значение Д. Менделеев придавал другим отраслям сельского хозяйства, в частности лесоводству, обращая особое внимание на лесные насаждения степных районов юга России. Он также внес большой вклад в усовершенствование технологии производства минеральных удобрений и методов переработки сельскохозяйственного сырья. Много сил и времени отдал Д. Менделеев пропаганде прогрессивных методов ведения сельского хозяйства, читал лекции о земледельческой химии.

Менделеева по сельскому хозяйству. Педагогическая деятельность Создание высокоразвитой отечественной промышленности Менделеев тесно связывал с проблемами народного образования и просвещения. В течение 35 лет он активно работал как педагог в различных средних и высших учебных заведениях: Симферопольской и Одесской гимназиях, а затем в Петербурге во 2-ом Кадетском корпусе, Инженерном училище, Институте инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Петербургском университете, на Высших женских курсах. Это позволило сказать ему в конце жизни: «Лучшее время жизни и главную силу взяло преподавательство». Менделеев принимал самое деятельное участие в разработке университетских уставов 1863 и 1884 гг.

В основе концепции народного образования, предлагаемой Менделеевым, лежала его идея о непрерывном обучении, высказанная впервые в «Заметке по вопросу преобразования гимназий» в 1871 г. Он активно выступал за коренное изменение содержания образования распространение точных и естественных наук. Менделеев глубоко верил в преобразующую силу просвещения. Ученый был убежден, что без правильной организации среднего образования и высшая школа не может получить своего настоящего развития. Он был сторонником хорошо продуманной и организованной общей системы образования, заботу по организации которой, по его мнению, должно взять на себя государство.

В работах Д. Менделеева, посвященных народному образованию, большое внимание уделяется вопросам высшего образования. Основную задачу видел он в том, чтобы воспитывать научное мировоззрение студентов, научить их самостоятельно мыслить. Он принимал непосредственное участие в организации многих учебных заведений и лабораторий России. Менделеев среди профессоров, преподавателей и студентов физико-математического факультета С.

Большое внимание в своем творчестве Д. Менделеев уделял вопросам экономического развития России. Он был убежден, что уровень экономического развития любой страны определяется состоянием тяжелой промышленности. Промышленное развитие России, по мнению Менделеева, должно было осуществляться не только за счет строительства новых фабрик и заводов, увеличения капиталовложений в тяжелую индустрию, но и за счет одновременной коренной перестройки системы народного просвещения с целью подготовки высококвалифицированных кадров ученых, инженеров, учителей, агрономов, врачей. Обосновывая программу промышленного развития России, Д.

Менделеев особенно выделял две ее стороны: развитие производства средств производства и развитие топливной базы промышленности. В этом проявились оригинальность и дальновидность его взглядов на общие вопросы экономического развития общества. При этом он выдвигал самостоятельные конкретные предложения и технические проекты, составленные с учетом особенностей того или иного вида производства. Менделеев много внимания уделял проблеме развития транспортной системы, понимая, что от этого во многом зависит конкурентоспособность русских товаров на мировом рынке. Ученый выступил с поддержкой проекта железной дороги Каменск — Челябинск, высказался за понижение тарифа на перевозку керосина по Закавказской железной дороге.

Занимаясь вопросами денежного обращения в 1896 г. Витте с предложением ввести взамен кредитного рубля новый рубль, обеспеченный золотом. В том же году была проведена денежная реформа, в соответствии с которой рубль обеспечивался фактической стоимостью одного металла — золота. Это позволило России упрочить свое положение среди развитых стран, облегчила размещение русских займов за границей. Менделеев зарекомендовал себя убежденным сторонником протекционизма покровительственной системы.

Он утверждал, что важнейшим средством для стимулирования промышленного развития России может стать ограждение отечественной промышленности от конкуренции иностранных предпринимателей с помощью увеличения ввозной пошлины. Ученый принял непосредственное участие во введении новой тарифной системы, утвержденной Государственным советом в 1893 г. Результаты этой работы были обобщены в книге «Толковый тариф, или Исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года». В эти же годы им были написаны «Учение о промышленности», «Заветные мысли», «К познанию России» и др. Менделеев активно участвовал в работе различных совещаний и съездов, на которых решались актуальные вопросы экономического развития России.

В 1896 г. Менделеев среди экспертов Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, 1896 г. В 1899 г. Менделеев совершил большую поездку на Урал для выяснения причин застоя уральской железной промышленности. К участию в экспедиции он привлек П.

Земятченского, С. Вуколова и К. Участниками экспедиции была написана книга «Уральская железная промышленность в 1899 г. Егоров, С. Менделеев, П.

Добирались сначала до Тюмени, а оттуда на пароходе до Тобольска. Так шестидесятипятилетний ученый снова оказался в своем родном городе. Прославленного земляка встречали ликующе, с почетом. Недолго пробыл Дмитрий Иванович в городе детства и отрочества, с грустью покидал его, сознавая, что больше никогда уже не приедет сюда. Позже он напишет о Тобольске: «Когда железная дорога из центра дойдет до Тобольска, родной мне город будет иметь прекрасную возможность показать свое превосходнейшее положение и настойчивую предприимчивость своих жителей». Менделеев подготовил отзыв о проведенных испытаниях, после чего было принято решение о постройке в Санкт-Петербурге первого отечественного опытного бассейна.

Со временем он сыграл значительную роль в формировании первоклассного флота в России. И еще одна встреча с флотом. Менделееву было поручено провести экспертизу проекта адмирала С. Макарова о строительстве ледокола, что позволило бы изучать высокие широты, а в будущем достигнуть Северного полюса. Менделеев положительно оценил начинание Макарова, и вскоре в Англии был построен первый в мире линейный ледокол, названный «Ермаком». С энтузиазмом откликнулся Дмитрий Иванович и на предложение адмирала Макарова по изучению Северного Ледовитого океана.

Вместе они разработали проект будущей экспедиции. Летом 1900 года «Ермак» совершил опытное плавание в арктических льдах. В 1902 году Менделеев завершил работу над проектом экспедиционного ледокола, наметив высокоширотный промышленный морской путь у самого Северного полюса. К сожалению, осуществить этот замысел тогда не удалось. В 1959 году в нашей стране вступил в эксплуатацию атомный ледокол «Ленин», предназначенный для проводки транспортных судов по Северному морскому пути и экспедиционного плавания в Арктике. Многогранность деятельности Менделеева поразительна.

И сделано, я думаю, недурно». О многих его увлечениях, мнимых и подлинных, слагали легенды. Например, об изобретении водки. Действительно, в 1865 году Дмитрий Менделеев защитил докторскую диссертацию на тему «Рассуждение о соединении спирта с водой», но с водкой она никак не связана. Как пишет А. Это была его первая серьезная работа по растворам, и именно она явилась основой для создания гидратной теории растворов».

Водка же в России существовала давно. Так, еще по указу Петра I с 1721 года солдатам в русской армии выдавали в качестве довольствия по две кружки водки в день. Или знаменитое предание о чемоданах Менделеева. Имея огромный архив — документы, репродукции, фотографии, письма, — Дмитрий Иванович время от времени клеил для него картонные коробы их-то и называли чемоданами. Фурнитуру Менделеев неизменно покупал у одного и того же лавочника в Гостином Дворе. Однажды, зайдя по обыкновению за нужным материалом, Дмитрий Иванович разговорился с приказчиком.

Едва он отошел, человек, стоявший за ним, поинтересовался: «Скажите, кто этот почтенный господин? Это же чемоданных дел мастер Менделеев! Но напрочь отвергал высокохвалебные пассажи о своей природной гениальности: мол, все ему дается легко, без натуги. Это вовсе не значит, что он не сознавал значимости того, что сделал для страны, для общества. Витте, — прежде всего в научной известности, составляющей гордость — не одну мою личную, но и общую русскую… Лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство… Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность. Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет до сих пор.

Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности». Замечательна характеристика, данная Д. Менделееву А. Блоком в письме к Л. Менделеевой вышедшей в 1903 году замуж за поэта : «Твой папа вот какой: он давно все знает, что бывает на свете. Во все проник.

Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него есть все. Такое впечатление он и производит. При нем вовсе не страшно, но всегда неспокойно, это оттого, что он все и давно знает, без рассказов, без намеков, даже не видя и не слыша.

Это все познание лежит на нем очень тяжело. Когда он вздыхает и охает, он каждый раз вздыхает обо всем вместе; ничего отдельного или отрывчатого у него нет — все неразделимо. То, что другие говорят, ему почти всегда скучно, потому что он все знает лучше всех…» В 1903—1905 годах выходят «Заветные мысли» Менделеева, посвященные развитию России и ее месту в мире. Так о чем же эта книга? О любви к Отечеству, которая «составляет одно из возвышеннейших отличий развитого, общежитного состояния людей от их первоначального, дикого и полуживотного состояния». О тех, кто более других должен о российском преуспеянии заботиться: «Как достичь того, чтобы между членами Государственной думы преобладали по возможности люди, любящие Россию, в ее будущность верящие и способные эту любовь отстаивать явно?

Задача та сложна и опытным путем — по примерам других народов, — мне кажется, еще далеко не решенная с ясностью». О русских людях: «В чем другом, только не в самообожании можно упрекать русских людей, умеющих уживаться, даже сливаться со всякими другими». И об их отношениях с соседними народами, с китайцами например: «В прошлом между Россией и Китаем дружба господствовала даже больше, чем между Россией и Германией… Но если в предстоящем у Китая есть поводы ожидать пользы от союза с Россией, то у нас они и подавно есть, и на первом плане стоит пресловутая желтая опасность… Науськивать против нас китайцев не преминут, вероятно, и кое-какие другие народы, особенно если договорами обяжутся кое в чем помочь китайцам, денежки достанут. Об огромной роли промышленности в жизни государства: «Прямо из чисел видно, что от развития промышленности первее всего зависит общее благо народное, так как главный выигрыш от нее достается рабочим в виде возрастания их годовых заработков; и на капитал, по моему крайнему разумению, должно смотреть как на единственное вернейшее средство увеличить общий средний достаток людей…» И о земледелии — основе жизненного уклада: «Русскому народу, взятому в его целом, обладающему большим количеством земли, способность к сельскому хозяйству исторически привычна; он разовьет сам свое земледелие, если начнет богатеть, получит большую свободу труда и увидит примеры. Ему прививать можно только улучшения, а это чаще всего возможно лишь при помощи капиталов». А главное — о необходимости единства всего нашего народа, сплоченности, вседневной бодрости и готовности на доброе дело: «Грозными нам надо быть в войне, в отпоре натисков на нашу ширь, на нашу кормилицу-землю, позволяющую быстро размножаться, а при временных перерывах войн, ничуть не отлагая, улучшать внутренние порядки, чтобы к каждой новой защите являться и с новой бодростью, и с новым сильным приростом военных защитников и мирных тружеников, несущих свои избытки в общее дело.

Разрозненных нас сразу уничтожат, наша сила в единстве, воинстве, благодушной семейственности, умножающей прирост народа, да в естественном росте нашего богатства и миролюбия». Огромен нравственный, духовный заряд «Заветных мыслей» Менделеева. Общий восторг вскоре после выхода их в свет выразил писатель и публицист В. Протопопов: «Какая прекрасная книга! Как удивительно чувствуешь, читая ее, что мысли, высказываемые в ней, действительно заветные для того, кто их писал! Это чувствуется особенно по тому мягкому, я сказал бы даже, сердечному тону, которым автор говорит о России и русском народе… Побольше бы таких книг и таких авторов!..

Суворина выходит своеобразное продолжение «Заветных мыслей» — «К познанию России». Книга эта, основанная на итогах первой всероссийской переписи населения 1897 , к 1912 году выдержала семь изданий. По тому времени случай беспрецедентный. И наконец, уже после смерти Дмитрия Ивановича его сын Иван подготовил к публикации неоконченные «Дополнения к познанию России». Вместе с «Заветными мыслями» две эти работы подвели итог многолетним раздумьям великого ученого и гражданина о Родине.

Дмитрий Иванович Менделеев родился 27 января 8 февраля 1834 года в селе Верхние Аремзяны недалеко от Тобольска, в семье директора гимназии и попечителя училищ. Он был четырнадцатым ребенком в семье. Воспитывала его мать, поскольку отец будущего химика вскоре после его рождения умер. В 15 лет Дмитрий Менделеев окончил гимназию. Его мать приложила немало усилий, чтобы юноша продолжил образование.

We use cookies. Различные энциклопедии дают краткие сведения о жизни и деятельности великого русского ученого, но одно перечисление проблем, которыми занимался Д. Менделеев занимает довольно много места. Вот основные научные интересы его: — Величайшей заслугой было открытие в 1869 году Периодического закона химических элементов, одного из основных законов естествознания, и создание на его основе периодической системы элементов. Современная формулировка периодического закона звучит так: свойства элементов проявляющиеся в простых веществах и соединениях находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов.

Биография Менделеева

Проработав более 13 лет в Главной палате мер и весов, Д.И. Менделеев внёс большой вклад в развитие метрологии. Менделеев сделал карточки для каждого известного науке элемента, написал на них основные свойства и атомные веса, а затем старательно выстраивал из них последовательности, пытаясь понять принцип, объединяющий вещества. 175 лет со дня рождения Д. И. Менделеева Дмитрий Иванович Менделеев и его вклад в развитие отечественной и мировой науки Павел Д. Саркисов 175 лет со дня рождения Д. И. Менделеева.

Человек своеобычный

Если говорить о влиянии на мировую науку и образование, то именно Менделеев номер один из числа российских учёных. Историк науки Игорь Дмитриев убедительно показывает, что методологические принципы, которые разрабатывались Менделеевым начиная с его студенческих исследований изоморфизма, были будто сразу «заточены» на поиск некоей общей системы признаков веществ. На склоне лет, анализируя сделанное, еев писал о «трех своих службах Родине»: работе в науке, педагогической деятельности и служении «на пользу роста русской промышленности». Русские ученые, внесшие вклад в развитие мировой науки. Русские ученые, внесшие вклад в развитие мировой науки. Будучи 25 лет от роду, Менделеев отправился в двухгодичную европейскую командировку «для усовершенствования в науках».

Д.И. Менделеев — великий русский ученый

В 1875 году французский химик Поль Эмиль Лекок де Буабодран в минерале вюртците сульфиде цинка открыл предсказанный Менделеевым экаалюминий и назвал его в честь своей Родины галлием от латинского Галлия — Франция. В 1905 году сам Дмитрий Иванович с гордостью напишет: «По-видимому, Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает, хотя как русского меня хотели затереть, особенно немцы». В 1869—1871 годах выходят в свет «Основы химии» в пяти частях Д. Менделеева — первое стройное изложение курса неорганической химии. Книга эта получила чрезвычайно высокую оценку в России и за рубежом; по словам академика А.

До конца своих дней Дмитрий Иванович продолжал совершенствовать эту книгу, выдержавшую при его жизни восемь изданий. Выдающийся популяризатор научных знаний и блистательный педагог, любимец университетского студенчества, умевший, по словам современника, «захватывать аудиторию и властвовать над нею», Менделеев неустанно доказывал, что «наука бесконечна, в ней являются с каждым днем новые и новые задачи, и университетское образование должно стараться возбудить желание внести свою лепту в сокровищницу науки». Совершенствованию образования в России посвящена «Заметка по вопросу о преобразовании гимназий», главная мысль которых — необходимость большего внимания к преподаванию естествознания и русского языка вот бы сегодня не забывать об этом! Спустя три десятилетия великий ученый вернется к волновавшей его теме в своих «Заметках о народном просвещении в России».

В 1876 году, принимая во внимание огромный вклад профессора Менделеева в отечественную науку, его избирают членом-корреспондентом Академии наук. Тот год стал по-своему знаменательным в жизни Дмитрия Ивановича. Много наслышанный об этой преуспевающей стране, Менделеев тем не менее не преминул отметить: «Новая заря не видна по ту сторону океана». Главенствующую роль в судьбах человечества он неизменно отводил славянству.

Вскоре ученый совершил еще несколько путешествий для ознакомления с нефтяным делом, теперь уже на Кавказ, в район бакинских промыслов. Итогом всех этих поездок стала книга «Нефтяная промышленность в североамериканском штате Пенсильвании и на Кавказе», увидевшая свет в 1877 году. Удивительно актуальны мысли Менделеева и в наши дни, в XXI веке. И провидчески обращался к нефтяным воротилам: «Господа московские и всякие иные русские капиталисты!

Пустите ли вы французов, немцев, шведов, англичан и американцев эксплуатировать и это русское богатство и нажить на нем хороший барыш или сами догадаетесь взять его, когда вновь вам указывает на большое наживное дело тот, кто давно следит за судьбой русской нефтяной промышленности и ничего больше не хочет, как того, чтобы она развивалась до тех размеров, какие соответствуют природным запасам страны? Покажите миру хоть на этом деле, что можете сами справиться со своим богатством, когда дана вам широкая, разумная свобода и есть русский пример. Вам, господа русские капиталисты, предстоит осветить и смазать Россию и Европу, разделить эту службу с Америкой да по пути превратить четырехкопеечный продукт в пятирублевый, отчего пристанет кое-что и к вашим рукам, и к рукам тысяч рабочих, которые потребуются для того, чтобы поворотить эти миллионы пудов, втуне лежащие под землей». Инициаторами медиумических сеансов стали президент Русского общества экспериментальной психологии Н.

Вагнер, издатель, публицист и переводчик А. Аксаков и химик академик А. Менделеев выступил с беспощадной критикой спиритического одурманивания людей. По его инициативе в Санкт-Петербурге была создана специальная комиссия Русского физического общества для разоблачения антинаучной сущности спиритизма и противодействия его распространению в России.

Дмитрий Иванович очень быстро понял, что спириты прикрывают оккультную сущность своего движения псевдонаучными рассуждениями, и легко доказал, что они, спириты, лишь пытаются помирить «сказку с наукой». Менделеев выступает с публичными лекциями против спиритизма, знакомится с Достоевским и беседует с ним о медиумизме. Высказывания Менделеева не сходят с газетных полос, имя выдающегося ученого становится широко известно среди самых разных слоев населения. Тем не менее в декабре 1880 года, когда проходили выборы в Академию наук, Менделеев был забаллотирован: за проголосовали девять академиков, против — десять.

Особенно цинично высказался секретарь академии К. Веселовский: «Мы не хотим университетских. Если они и лучше нас, нам все-таки их не нужно». Отчасти это произошло потому, что Менделеев не раз высказывался о необходимости реорганизовать Академию.

Для того чтобы поучиться у них столь живому предмету, как химические знания, они вследствие того не только читали, не только рассказывали сущность науки, они не только делали для химии сами то, что делали пришельцы, возбуждавшие интерес, сами знавшие на самом деле науку и ее разработавшие, нет, они умели главное внимание обращать на то, чтобы внушить своим слушателям стремление к необходимости дальнейшего развития науки при помощи своих родных сил, и оттого родили хотя и слабые средствами, но сильные начинанием хорошие первые лаборатории, откуда вышли самостоятельные, в России научившиеся и в России действовавшие первые русские химики». И подчеркивал: «Издания Академии, конечно, должны быть на русском языке, потому что цель Академии есть, конечно, развитие самой науки, но по преимуществу в России и по преимуществу для России, и, следовательно, на коренном языке страны». Все ли, о чем радел Менделеев, решено в сегодняшней нашей действительности?.. Трудным, переломным стал в личной жизни Менделеева 1881 год: был расторгнут его брак с Феозвой Никитичной.

Как ни горько это говорить, жена не понимала великого человека, его подвижничества, требовала все большего внимания к себе, не осознав за девятнадцать лет совместной жизни, что призвание его — общественное служение. Видимо, не без влияния Анны Ивановны Менделеев начинает интересоваться миром искусства, собирает коллекции картин и репродукций, готовит небольшие публикации о тех или иных проявлениях художественной жизни. В 1894 году он избирается действительным членом Императорской Академии художеств. Среди его друзей — замечательные русские художники И.

Шишкин, А. Куинджи, Н. Крамской, М. Врубель, И.

Репин пишут его портреты. Да это и понятно: столь своеобразен, ни на кого не похож был облик Дмитрия Ивановича Менделеева. Вот свидетельство М. Нестерова: «Знал я Д.

Лицо его характерно, незабываемо, оно было благодарным материалом для художника». По-прежнему Д. Менделеев с семьей проводил летние месяцы в дорогом его сердцу сельце Боблове. Особенно памятным был 1887 год: 7 августа Дмитрий Иванович совершил свой знаменитый полет на воздушном шаре «Русский», наблюдая солнечное затмение в Клину.

Менделеев так рассказывал об этом полете: «Техническое общество в лице изобретателей С. Джевецкого и В. Видимо, Дмитрий Иванович имел в виду разработанный им проект управляемого аэростата с двигателями, а также проект стратостата с герметической гондолой, который подразумевал подъем в верхние слои атмосферы по такому принципу спустя восемь с половиной десятилетий был устроен спускаемый аппарат, доставивший на землю Ю. Полет воздушного шара прошел успешно.

За проявленное мужество Французская академия метеорологического воздухоплавания присудила Менделееву диплом. В начале 1890 года в Санкт-Петербургском университете произошли студенческие волнения. Студенты обратились к профессору Менделееву с просьбой передать составленную ими петицию министру народного просвещения И. Менделееву вернули ее с оскорбительной резолюцией: «По приказанию министра народного просвещения прилагаемая бумага возвращается действительному статскому советнику профессору Менделееву, так как ни министр и никто из состоящих на службе Его Императорского Величества лиц не имеет права принимать подобные бумаги.

Его Превосходительству Д. После всего случившегося Дмитрий Иванович не счел возможным оставаться в университете. Так закончилась его тридцатипятилетняя беспорочная преподавательская служба. С 1891 года Менделеев приглашается редактором химико-технического и фабрично-заводского отдела Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

Он правит присылаемые в редакцию материалы, сам пишет для энциклопедии. Его перу принадлежат статьи на самые разные темы: «Периодическая законность химических элементов» и «Винокурение», «Нефть» и «Технология»… Примерно тогда же военное ведомство пригласило Менделеева к работе над проблемой перевооружения армии и флота, в частности — к выработке бездымного пороха. Дмитрий Иванович совершает поездку в Англию и Францию обе страны уже имели свой порох и по возвращении назначается консультантом при управляющем Морским министерством по пороховым вопросам. Работая вместе со своими учениками в частности, с И.

Чельцовым в научно-технической лаборатории морского ведомства, Менделеев уже в начале 1892 года указывает необходимый тип бездымного пороха — пироколлодийный, легко приспособляемый практически к любым огнестрельным орудиям. Однако запатентовать изобретение Менделеева российское военное ведомство не успело: секрет уплыл за океан, в Соединенные Штаты.

Менделеева воскресает как бы второй Ломоносов, берет на себя наследие своего великого предшественника и, умножив в стократ, передает с сознанием исполненного гражданского долга благодарному потомству. Им создан и начертан продуманный и своеобразный план развития народного образования, и с этим планом и обосновывающими его доводами и соображениями не могут не считаться и на будущее время не только наши педагоги и передовые люди, но и лица, и учреждения, которым вверена ближайшая забота о просвещении в России». Семейные корни В зрелые годы Дмитрий Менделеев любил подчеркивать, что жизнь он посвятил трем служениям — промышленности, науке и образованию просвещению. Выбор трех великих служений Дмитрия Ивановича не случаен и во многом связан с семьей, в которой он вырос. Дмитрий Иванович родился 27 января 8 февраля 1834 года в Тобольске и был последним, семнадцатым, ребенком в семье. Его дед по отцовской линии — священник Павел Максимович Соколов, заложивший в семье основы духовности. По существовавшему тогда обычаю, если несколько братьев становились священниками, только один из них оставался с прежней фамилией. Другим же приходилось брать иную.

С отцом связаны истоки научной и образовательной ипостасей в личности Д. Иван Павлович был высокообразованным человеком. Он окончил Петербургский педагогический институт, работал в гимназиях Саратова и Пензы учителем философии, изящных наук и политической экономии. А в 1827 году Иван Павлович стал директором Тобольской классической гимназии. Незаурядный ум, высокая культура, творческий подход к преподаванию выделяли И. Менделеева из окружавшей его среды учителей. Мать будущего великого ученого — Мария Дмитриевна — происходила из купеческой семьи Корнильевых, которые в начале ХIХ века играли значительную роль в экономической, общественной и культурной жизни Западной Сибири, являлись родоначальниками тобольского книгопечатания. У них была большая библиотека, одно из лучших книжных собраний того времени в Сибири. Менделеев был всегда благодарен своей матери: «Вашего последыша семнадцатого из рожденных Вами, Вы подняли на ноги, научили любить природу с ее правдою, науку с ее истиной, родину со всеми ее нераздельнейшими богатствами, дарами, больше всего труд со всеми его горестями и радостями. Вы, умирая, внушали любовь, труд и настойчивость.

Приняв от Вас так много, Вашу память почитаю». Так генетически закладывались у Дмитрия такие будущие служения, как просвещение и промышленность. Путь в педагогику В результате стечения достаточно сложных обстоятельств Дмитрий Менделеев поступил в 1850 году в Санкт-Петербурге на физико-математический факультет Главного педагогического института, которому, по собственному признанию, был «обязан всем своим развитием». Главное, что выделял Дмитрий Иванович в институте, — это «первоклассные профессора с мировыми именами». Такие педагоги воспитывали учителей с ярко выраженной индивидуальностью. Это любимейшей менделеевское понятие, отражавшее его мировоззрение, пронизывающее научную и педагогическую деятельность, отношение к природе и обществу. В результате в 1855 году из стен Главного педагогического института Дмитрий Иванович вышел с убеждением, что России нужен учитель «с подвижным умом, ориентированным не столько на методики преподавания, сколько на любовь к науке, и умением эту любовь передать своим ученикам». Непосредственный учительский опыт самого Д. Менделеева оказался довольно коротким. Всего два года он преподавал естественные науки в Ришельевском лицее в Одессе.

Молодого и талантливого ученого не забыли его институтские профессора, которые способствовали его приезду в Петербург, где в сентябре 1856 года он защитил магистерскую диссертацию. Позднее его утвердили в звании приват-доцента, и начался долгий период профессорско-преподавательской деятельности в Петербургском университете, продолжавшийся 33 года. Профессор Менделеев Всего же Д. Менделеев более 35 лет своей жизни посвятил делу народного образования. Кроме Петербургского университета он в разные годы преподавал в Николаевской инженерной академии, Институте корпуса инженеров путей сообщения, Технологическом институте, Военно-инженерном училище, Втором кадетском корпусе и на Высших Бестужевских женских курсах. Вот как ученый понимал миссию профессора: «Профессор исполняет свой долг надлежащим образом не тогда, когда он читает много лекций, а когда он внушает научные истины и методы своим слушателям как влиятельный провозвестник — словом и делом, с должной убедительностью, ясностью и выразительностью, которые даются только тогда, когда профессор сам работает в науке, принимает участие в современном ее движении не как судья, а как деятель». Профессор должен был прежде всего «продвигать науку вперед, служить профессиональным и нравственным примером, заражать студентов своим стремлением к знаниям». Подчеркнем, что этот принцип Менделееву удалось максимально реализовать в своей преподавательской деятельности. Сам ученый был замечательным педагогом-практиком, очень талантливым лектором. Во время его лекций аудитория всегда была переполнена, в ней были студенты не только с профильных факультетов.

У него получалось то, что он считал главным в преподавательском труде, — разжигать «юный пыл» и давать ему «возможность направляться к делу науки». Особое значение Менделеев придавал подготовке профессоров и сам был воспитателем научной смены. Десятки учеников оставили свои благодарные воспоминания об ученом как о своем учителе. А наставником его считали и основоположник русской физиологии И.

Правительство обращалось к общественности с просьбой принять участие в разработке экономических вопросов, содействовало в организации торгово-промышленного движения «Какой я химик, я политэконом. Всего же у Дмитрия Ивановича около ста работ на экономические темы. При его жизни деятельность Менделеева-экономиста в российском обществе привлекала внимание и вызывала споры не меньше, чем его научные работы по химии в мировых научных кругах. Первое непосредственное знакомство Менделеева с делами промышленными пришлось на годы реформ Александра II.

Экономика страны тоже требовала изменений. Правительство обращалось к общественности с просьбой принять участие в разработке экономических вопросов, содействовало в организации торгово-промышленного движения. Обеспечить Россию собственным керосином Одним из зачинщиков, агитаторов привлечения ученых к делу развития промышленности был петербургский миллионер В. Кокорев, вложивший средства, нажитые на винных откупах, в строительство первого нефтеперегонного завода в Баку, который, однако, приносил ему порядка 200 тысяч рублей убытков в год. Нефтепромышленник разыскал 29-летнего приват-доцента Менделеева, только что издавшего свой первый учебник «Органическая химия», и уговорил его поехать в Баку изучать нефтяные промыслы с одной только просьбой: «Либо помогите устранить убытки, либо закройте завод». И вышло так, что через год предприятие дало чистый доход более чем в 200 тысяч рублей. Василий Александрович Кокорев — русский предприниматель и меценат Wikipedia В те годы Россия закупала в огромном количестве американский керосин. После присоединения Азербайджана к России правительство отдавало бакинские нефтяные колодцы на откупное содержание.

Нефтяные колодцы переходили из рук в руки, нефть добывалась примитивным способом и поставлялась на продажу в сыром виде, а попытки отдельных предпринимателей наладить переработку не могли составить конкуренцию американцам. В 1873 году в Петербурге собралась комиссия для рассмотрения вопроса о развитии нефтяного промысла. В эту комиссию Менделеев входит, будучи уже мировой знаменитостью после открытия периодического закона, и его мнение сыграло не последнюю роль в решении об отмене откупной системы нефтедобычи. На смену откупам был введен акциз на производство керосина. Однако меры эти казались Менделееву недостаточными. Дело в том, что принятая система акцизов не стимулировала технические инновации, а напротив, тормозила их внедрение. Министр финансов Николай Бунге откомандировал Менделеева в Америку для изучения постановки и ведения нефтяного дела, мечтая, что Соединенные Штаты и Россия разделят «в будущем между собою выгоды нефтяного промысла». Именно в отсутствии поддержки со стороны государства он видел причины, «которые препятствовали нашей нефтяной промышленности, начавшейся прежде американской, занять надлежащее ей место».

Отменить акцизы удалось лишь тогда, когда керосиновый кризис в США и Европе повлек за собой обрушение цен и на российском рынке. Успехи же менделеевских начинаний в нефтяной отрасли сказались в 1895 году, когда российский керосин вытеснил наконец американский. Нефтепромыслы в Баку Поддержать промышленность В 1882 году готовится первый в России торгово-промышленный съезд, который мог оказать влияние на формирование экономической программы Александра III, только что вступившего на престол. Менделеев пишет: «Царь, который позаботится устроить все условия для развития заводского и фабричного дела и для сбыта русских заводских и фабричных продуктов на запад и на восток, займет еще более славное место в истории России». На съезде он выступает с программой «Об условиях развития заводского дела», обращается к правительству с требованием организации льготного кредитования промышленных начинаний и петицией о необходимости создания министерства промышленности. Удивительно, что через полтора столетия после этой записки России приходится решать те же проблемы. В статье о Всероссийской выставке 1896 года он писал: «Там впереди… усиление мирового значения России и торжество русского гения на пути промышленного прогресса, а вместе с тем богатство и могущество русского народа». Дмитрий Иванович считал важным поддерживать не только промышленность, но и промышленников.

Как он писал, «я не был и не буду ни фабрикантом, ни заводчиком, ни торговцем, но я знаю, что без них, без придания им важного и существенного значения нельзя думать о прочном развитии благосостояния России». На службу индустриализации России великий ученый поставил не только свой гений естествоиспытателя и изобретателя, не только выдающиеся экономические познания, но и свое перо публициста и общественный авторитет. Он неоднократно обращался с письмами по вопросам промышленного развития страны к Александру III, Николаю II, многим высокопоставленным царским сановникам, собирался издавать газету, основной целью которой считал развитие начал протекционистской политики — ей он посвятил три письма Николаю II. Письма эти были написаны в 1897, 1898 и 1901 годах по просьбе министра финансов Сергея Витте, который говорил, что он один не в силах убедить царя. В своём отчёте С. Витте Д.

Здесь же для этого представлялся отличный случай» Менделеев и мифы Многие всерьез думают, что Менделеев является «автором» русской 40-градусной водки, а периодическая таблица химических элементов приснилась ему во сне. На эти темы есть немало анекдотов и даже снят юмористический сериал «Менделеев и раствор». Мифы возникли не на пустом месте.

Первая легенда родилась еще при жизни ученого из-за того, что он защитил докторскую диссертацию о соединении спирта с водой. А второй миф создал русский геолог, профессор Петербургского университета Александр Александрович Иностранцев. Он общался с великим химиком и в поздних мемуарах, уже после смерти легендарного друга, рассказал, будто бы ученый поведал ему об озарении во сне. Менделееву приписывают цитату: «Ясно вижу во сне таблицу, где элементы расставлены, как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги и заснул опять. Только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка». Но больше никаких упоминаний о вещем сне нигде нет, зато специалисты видят в черновиках ученого тщательную последовательную работу над таблицей без признаков озарений. Да и сам Менделеев говорил, что трудился над таблицей 20 лет. А что касается сна, вполне возможно, это было шуткой-небылицей, которую Менделеев рассказал Иностранцеву в дружеской беседе.

Не так, как вы! Я над ней, может, двадцать пять лет думал, а вы полагаете: сидел, и вдруг пятак за строчку, пятак за строчку, и готово! Правда, это было бы возможно, если бы сохранился демографический бум, каковой наблюдался при жизни ученого.

Все открытия Менделеева

Менделеев, открытия в области химии которого затмевают его успехи в гуманитарных науках, все свои экономические исследования вел с вполне практичной целью помощи России. Вклад Менделеева в развитие науки трудно переоценить. Открытия ученого принесли пользу не только для химии, но и для квантовой физики. Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель. Дмитрий Иванович Менделеев — чем известен, биография, открытия, работы и цитаты — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. В 1865 году Менделеев защитил докторскую диссертацию, в которой заложил основы нового учения о растворах, и стал профессором Петербургского университета. Дмитрий Менделеев всегда помнил мать, был благодарен, что она научила его любить природу и науку, дала достойное образование.

Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907)

В 1871 году он был избран в итальянский Сенат, позднее стал его вице-президентом. Как член совета народного просвещения, курировал научное образование в Италии. Главной научной заслугой Канниццаро стала предложенная им система основных химических понятий. Именно он установил наиболее точные для того времени величины атомных весов, что в дальнейшем, очевидно, способствовало открытию Периодического закона химических элементов. Свою теорию Канниццаро изложил в брошюре, которую лично раздал участникам Международного химического конгресса в Карлсруэ в 1860 году, среди которых были Д. Менделеев и уже упомянутый Юлиус Лотар Мейер. В связи с этим нужно напомнить, что Юлиус Лотар Мейер — немецкий химик, иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук с 1890 года — по-своему стремился навести порядок в системе химических элементов. На его родине, в городе Фарель Нижняя Саксония , установлен мемориал с тремя скульптурными портретами: Мейера, Менделеева и Канниццаро. В 1864 году Мейер опубликовал таблицу, содержавшую 28 элементов, размещённых в шесть столбцов согласно их валентностям. Очевидно, что эта таблица указывает на близость свойств ограниченного числа химических элементов, расположенных в вертикальных столбцах. Именно с этой целью и было ограничено их число.

Менделеев писал, что таблица Л. Мейера представляла собой только простое сопоставление элементов по валентности, считавшейся их коренным свойством. Понятно, что валентность не является единственной постоянной для отдельно взятого элемента, поэтому такая таблица не могла претендовать на полноценное описание элементов и не отражала присущий их распределению периодический закон. Лишь спустя полгода после первого варианта таблицы Менделеева, в 1870 году, Мейер опубликовал работу «Природа элементов как функция их атомного веса», содержавшую новую таблицу и график зависимости атомного объёма элемента от атомного веса. Примерно одновременно с публикацией Мейером таблицы химических элементов в соответствии с их валентностью английский химик Джон Ньюлендс предложил свой вариант периодической системы элементов. Началось с того, что в начале 1864 года Ньюлендс прочитал статью, в которой утверждалось, что атомные веса большинства элементов с большей или меньшей точностью кратны восьми. Мнение автора было ошибочным, однако Ньюлендс решил продолжить исследования в этой области. Он составил таблицу, в которой расположил все известные элементы в порядке увеличения их атомных весов. В статье, датированной 20 августа 1864 года, он отметил, что «в этом ряду наблюдается периодическое появление химически сходных элементов». Пронумеровав элементы и сопоставив их свойства, Ньюлендс сделал вывод: «Разность в номерах наименьшего члена группы и следующего за ним равна семи; иначе говоря, восьмой элемент, начиная с данного элемента, является своего рода повторением первого, подобно восьмой ноте октавы в музыке…» Эта мистическая музыкальная гармония в конечном счёте скомпрометировала всю работу, которая внешне несколько напоминала Периодическую таблицу Менделеева.

Спустя год, 18 августа 1865-го, Ньюлендс опубликовал новую таблицу элементов, назвав её «законом октав». История сохранила лишь ехидное замечание профессора физики Лондонского университетского колледжа Джорджа Фостера: «Не пробовал ли докладчик располагать элементы в порядке начальных букв их названий и не обнаружил ли при этом каких-либо закономерностей? Ньюлендс её получил «за открытие Периодического закона химических элементов», хотя пятью годами ранее, в 1882-м, этой награды были удостоены Д. Менделеев и Л. Мейер «За открытие периодических соотношений атомных весов». Награждение Ньюлендса выглядело несколько сомнительным, хотя неоспоримой заслугой английского учёного является то, что он действительно впервые констатировал факт периодического изменения свойств химических элементов, нашедший отражение в «законе октав». По высказыванию Д. Менделеева, «…в этих трудах видны некоторые зародыши Периодического закона». Теперь несколько примеров того, как связана Периодическая система с геологией и, прежде всего, с науками о веществе земных оболочек. Всем понятно, что минералогия, постоянно обогащая представления о минералах и соответственно о химических элементах, содержащихся в их составе, способствовала созданию Периодической системы.

Сама же система сразу указала на ряд узких мест в научных представлениях о химических элементах. Одним из первых результатов её использования был пересмотр атомных весов урана и редкоземельных элементов, а также их перевод из двухвалентных аналогов кальция в группу трёхвалентных элементов. В наши дни значение этой коррекции становится всё более очевидным. Потребление редкоземельных элементов только в России составляет более двух тысяч тонн в год. Периодическая таблица строилась не только на основе атомных весов. В ней также были учтены и свойства химических элементов. Благодаря этому Менделеев смог предсказать экаалюминий галлий и экасилиций германий. Оба элемента были вскоре открыты — в 1876 и 1886 годах соответственно. Они также очень важны в полупроводниковых технологиях, в связи с чем потребность в них весьма велика. Наконец, следует упомянуть, что ещё при жизни Менделеева было открыто семейство благородных газов.

Это открытие отчётливо позволило отойти от аналогии периодов с музыкальными октавами и указало на выделение в таблице октетов химических элементов с повторением близких свойств на девятом элементе. Стоит добавить, что помимо использования этих элементов в технике они рассматриваются как важнейшие компоненты глубинных оболочек газовых гигантов. Дополнения в таблицу связаны не только с открытиями новых химических элементов. Нужно отметить, что в Периодической таблице не всегда положение элемента, определяемое его атомным весом, полностью соответствовало его химическим свойствам, которым Менделеев отдавал предпочтение. Так возник вопрос: есть ли у элемента более фундаментальное свойство, чем его атомный вес? В 1913 году, через шесть лет после кончины Дмитрия Ивановича Менделеева, молодой английский физик Генри Мозли ввёл представление об атомном номере элемента — положительном заряде атомного ядра. Выполненные Мозли расчёты атомных спектров в дальнейшем привели к открытию четырёх до этого неизвестных элементов: гафния, рения, технеция и прометия. Модель электронного строения атомов способствовала пониманию особенностей их поведения в геохимических процессах.

Не следует, однако забывать, что сложившаяся структура организации представляет собой интересный эксперимент проверки форм развития. Подробнее Метролог Можно быть талантливым ученым, но негодным педагогом, можно быть отличным педагогом и никудышным лектором.

Дмитрий Иванович Менделеев удивительным образом совмещал в себе эти три великих дара. К концу 90-х годов 19 века Главная палата мер и весов представляла собой один из крупнейших метрологических центров Европы с прекрасно оснащенными лабораториями, одна из них, лаборатория по определению массы тел, считалась лучшей в мире. Менделеев усовершенствовал полученные для Палаты весы заграничного производства, что помогло достичь большей степени точности, чем при взвешивании на аналогичных весах в Международном бюро мер и весов.

Вот основные научные интересы его: — Величайшей заслугой было открытие в 1869 году Периодического закона химических элементов, одного из основных законов естествознания, и создание на его основе периодической системы элементов. Современная формулировка периодического закона звучит так: свойства элементов проявляющиеся в простых веществах и соединениях находятся в периодической зависимости от заряда ядер их атомов. На основе периодического закона Д. Менделеев исправил атомные веса некоторых, уже открытых, элементов и предсказал открытие и свойства ряда новых галлий, скандий, германий. Отметим, что имеющее важнейшее промышленное значение сжижение газов осуществимо только при его охлаждении ниже критической температуры.

О главных достижениях ученого читайте в нашей статье, посвященной дню рождения Менделеева! Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834. Был 17 ребенком в семье и с детства имел тягу к науке. В день химика - день рождения ученого составили список его главных достижений в науке. Узнайте больше о работе и жизни Дмитрия Менделеева через его 10 основных вкладов в мир науки! Учебник по химии под авторством Менделеева Дмитрий Менделеев беспокоился о том, что химия в России отстает от науки в Европе. В 1861 году, он нашел решение и опубликовал учебник под названием "Органическая химия", который принес ему престижную Демидовскую премию и поставил ученого во главу российского химического образования. Менделеев был одним из основателей Российского химического общества в 1869 году. Его знаменитое произведение "Основы химии" 1868—1871 было опубликовано в двух томах. Позже Менделеев ознаменовал произведение, как один из своих четырех основных вкладов в науку, наряду с периодической таблицей, упругостью газов и пониманием растворов как ассоциаций. Источник фото: stihi. Публикация периодической таблицы химических элементов Несмотря на то, что ранее уже были предприняты несколько попыток классификации химических элементов, первым, кто расположил элементы в порядке их относительных атомных масс тогда называемых атомными весами и обнаружил их периодичность, был французский геолог Александр-Эмиль Бегье де Шанкуртуа, который сделал это в 1862 году. Однако, так как он использовал геологические термины, и его таблица включала ионы и соединения, его публикация была проигнорирована химиками. Многие другие химики достигли значительных успехов в формулировке периодической таблицы, в частности Джон Ньюлендс. Однако именно Дмитрий Менделеев первым опубликовал периодическую таблицу, подобную современной, в 1869 году. Независимо от него немецкий химик Юлиус Лотар Мейер пришел к периодической таблице, схожей с Менделеевой, но опубликовал ее годом позже. Рукопись первого варианта периодической системы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий