"Летят журавли" пока остаются единственным отечественным фильмом, получившим высшую награду Каннского фестиваля.
Информация
- Вербное сегодня воскресенье!
- «Летят журавли» снова на больших экранах. Интересные факты о фильме -
- Пронзительные судьбы звезд советской драмы «Летят журавли»
- Содержание
- Добавить отзыв
На экраны советских кинотеатров вышел фильм Михаила Калатозова «Летят журавли»
Фильму «Летят журавли» исполнилось 65 лет: как создавали покоривший мир киношедевр Поделиться фото: скриншот из фильма летят журавли Ровно 65 лет назад в Советском Союзе состоялась премьера фильма Михаила Калатозова «Летят журавли», где главные роли сыграли Алексей Баталов и Татьяна Самойлова. Издание News. Фильм сняли на основе пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Он написал ее еще в 1943 году, но советская цензура 13 лет не пропускала ее в печать. Виной тому был облик героини, которая изменила советскому солдату. В 1956-м пьесу наконец опубликовали в «Литературной Москве», а позже поставили в столичном театре.
А больше он ничего не знает. Получается, Борис пропал без вести?.. Объяснение концовки Объяснение концовки картины. В финале мы видим, как на московский вокзал прибывает поезд с фронтовиками. Пришедшая встречать возлюбленного Вероника в конце концов находит Степана.
Тот отдает девушке все цветы и ее фотографию, которую она однажды подарила жениху. Таким образом она убеждается, что Бориса больше нет в живых… Принесенный с собой букет и цветы, подаренные Степаном, девушка раздает солдатам и вдруг видит, как в небе пролетает журавлиный клин. Смысл концовки фильма «Летят журавли» достаточно прост: война закончилась, наступил мир, нужно жить дальше. Хотя бы потому, что он по идее рассказывает о войне, но она в нем… другая. Ситуацией воспользовался вовремя почувствовавший ветер перемен Михаил Калатозов — и превратил первоисточник, пьесу Виктора Розова, в пронзительную и очень противоречивую историю любви. Его картина действительно резко отличается от большинства советских фильмов о ВОВ. Ее рассказала молодая девушка, которую война разлучила с любимым человеком. Нетипичный взгляд на проблему и новаторский подход к реализации замысла позволили фильму стать первой и единственной советской лентой, получившей европейскую награду. В роли Марка, двоюродного брата Бориса, снялся Александр Шворин. Разгадка благосклонности жюри Каннского кинофестиваля достаточно проста.
То есть режиссеры теперь рассказывали зрителям о них самих, тем самым позволяя посмотреть на самих себя и свою жизнь со стороны. Молодые кинематографисты буквально горели идеей снимать кино о простых людях — и находили мощный отклик. История о двух влюбленных, разлученных войной, проста и понятна, а самое главное — человечна. Картина Калатозова то и дело обращается к компромиссам: она признает героизм советских воинов, спасших страну от гитлеризма, но одновременно она считает войну исключительным злом. Лента замкнута только на своем сюжете, никакой атмосферы ненависти к врагу в ней нет, а основной акцент в сюжете сделан только на человеческих поступках. Такая трактовка эпохи ВОВ возвышает ее над другими советскими, а потом и российскими кинолентами, показывающими войну не как трагедию, а исключительно как фон для демонстрации своей силы и непобедимости.
К примеру, он дал камеру актрисе Татьяне Самойловой, чтобы снять, как она бежит по улице с мыслями о самоубийстве. Никто не жалел себя При работе над лентой никто не щадил себя. Татьяна Самойлова снималась, даже заболев туберкулёзом, однажды из-за этого она на площадке потеряла сознание. Алексей Баталов в одной из сцен борьбы упал на обрезанный куст и сильно поранил лицо. Лелуш проложил дорогу в Канны Как раз когда создавалась сцена пробега Бориса по лестнице, на съёмках присутствовал молодой оператор-документалист Клод Лелуш. Он был настолько потрясён увиденным, что по возвращении в Париж связался с директором Каннского кинофестиваля и рассказал, что в Советском Союзе снимают грандиозный фильм. На следующий год картину пригласили в конкурсную программу. Собирали всей киностудией В 1958 году фильм получил "Золотую пальмовую ветвь". Режиссёр лежал в больнице с инфарктом, а Баталова не выпустили из страны, считая его семью неблагонадёжной. Самойлову в Канны собирали всей киностудией — шифоновое платье дала Галина Волчек, шубу и колье с бриллиантами под расписку выделил Дом моделей. Слёзы Пикассо Предоставлено телеканалом "Мосфильм. Золотая коллекция" На съёмках картины "Летят журавли". Фильм "Летят журавли" потряс зрителей на Каннском кинофестивале, на премьере никто не мог сдержать слёз. Причём картиной был потрясён не только Лелуш и зрители в Каннах, но даже и Пабло Пикассо.
От безысходности пришлось сниматься в холодной тайге в ленте «Неотправленное письмо». В суровых условиях Татьяна Самойлова вновь заболела. В тот момент ее настигло еще одно потрясение: беременность. В отличие от своих героинь, тогда актриса была счастливо замужем за Василием Лановым, однако амбиции не позволили ей стать мамой — со дня на день звезда ожидала главную роль в жизни. После подпольного аборта Татьяны супруги начали стремительно отдаляться друг от друга. Обиднее всего, что жертва оказалась бессмысленной: Самойловой не предлагали значительных ролей, а второстепенные не приносили ей удовлетворения. Актеры развелись, но по воле судьбы появились вместе в картине «Анна Каренина». Татьяна сыграла в фильме главную героиню, однако критики приняли ленту холодно. Разочарования ждали Самойлову и в личной жизни. Со вторым мужем Валерием Осиповым зачать ребенка, о котором мечтала осознавшая прежние ошибки артистка, ей не удалось. В конце жизни Татьяна Самойлова чувствовала себя забытой Радость материнства звезде принес союз с режиссером Эдуардом Машковичем. Отношения с драматургом не были идеальными, поэтому вскоре после рождения сына Мити пара рассталась. Ребенок перевернул мир актрисы, и даже отсутствие работы в кино, продлившееся 25 лет, не сломило ее. Не пропустите Забытая зрителями Татьяна Самойлова дважды пропадала без вести: что стало с великой актрисой после ухода из кино В 2000-х артистка вновь замелькала на экране в сериалах. Но с годами старые проблемы со здоровьем стали напоминать о себе все чаще. В 2008-м Татьяна Самойлова окончательно ушла из кино. У сына не было возможности регулярно навещать маму, и та утешалась лишь редкими интервью на телевидении. Подводила актрису и память: дважды она пропадала из дома. На поиски бросались волонтеры, неизменно находя кумира в клиниках. Последние годы звезда картины «Летят журавли» уже не узнавала родных. А в день 80-летия она попала в больницу, где скончалась от болезни сердца. Но именно персонажа актера из картины «Летят журавли» Бориса, жениха Вероники, зрители особенно полюбили, хотя тот появлялся в кадре не так часто. Лента закрепила успех артиста, карьера которого только начинала набирать обороты. В 50-х он снялся в фильмах «Дорогой мой человек» и «Дама с собачкой». Тогда об Алексее Баталове заговорили как о зрелом состоявшемся актере. В очередной раз поклонники убедились в его таланте по картине «Девять дней одного года», однако оглушительный успех ждал артиста с выходом ленты «Москва слезам не верит». Слесарь Гоша стал кумиром миллионов, а кино разобрали на цитаты сразу после премьеры. Ему нравилось снимать фильмы по классическим литературным произведениям: «Шинель», «Три толстяка», «Игрок». За счастье в личной жизни звезде кино пришлось побороться. Брак с Ириной Ротовой Алексей Владимирович заключил, когда ему было всего 16. У пары родилась дочь, однако постепенно чувства супругов остыли, и они разошлись. Совсем иначе сложились отношения актера с цирковой артисткой Гитаной Леонтенко.
Пронзительные судьбы звезд советской драмы «Летят журавли»
Полный список актеров, режиссеров и создателей фильма Летят журавли (1957) на сайте В ролях: Татьяна Самойлова, Алексей Баталов, Василий Меркурьев и др. Актер, сыгравший в картине «Летят журавли» врача Федора Ивановича, свою карьеру начинал еще на заре Советской власти.
Как это снято: «Летят журавли»
Летят журавли (1957) - актеры и роли фильма | Военный, мелодрама, экранизация. Режиссер: Михаил Калатозов. |
Летят журавли фильм 1957 смотреть онлайн | Кадр из фильма *Летят журавли*, 1957 | Фото: «Летят журавли» не был классическим фильмом о войне – в нем не шла речь о героических подвигах и сражениях, а вместо этого в центре сюжета была любовная линия. |
х/ф «Летят журавли» (1957 год) – смотреть видео онлайн в Моем Мире | СССР HDᴴᴰ | «Летя́т журавли́» — советский чёрно-белый художественный фильм 1957 года режиссёра Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». |
Личные драмы звезды фильма «Летят журавли» Татьяны Самойловой: аборты и разводы | Главная» Летят журавли» Актеры и роли, режиссеры, продюсеры, сценаристы, операторы, композиторы. |
Фильм Летят журавли (1957) - актеры и роли | Летят журавли (1957) сюжет: Влюбленная парочка жителей Москвы Борис Бороздин и Вероника гуляют по чудесной столице несмотря на поздний час и обращают внимание на пролетающий в небе журавлиный клин. |
Летят журавли (1957) смотреть онлайн
На съемках фильма «Летят журавли» (1957) / Фото: Мосфильм. При всей необычности драматургии Розова и открытии Самойловой, наиболее новаторский элемент фильма «Летят журавли» — это операторская работа. Смысл фильма «Летят журавли» заключается в том, чтобы показать, как жили те, кто ждал возвращения фронтовиков домой. Фильм «Летят журавли» был снят по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Драма, мелодрама, военный. Режиссер: Михаил Калатозов. В ролях: Алексей Баталов, Василий Меркурьев, Александр Шворин и др. Фильм «Летят журавли» рассказывает о судьбе двух молодых людей Бориса Бороздина (актер Алексей Баталов) и его невесте Веронике. Смотрите фильм Летят журавли 1957 онлайн бесплатно в хорошем качестве HD на Tvigle.
Состоялась премьера фильма «Летят Журавли»
Фильм-победитель Международного Каннского кинофестиваля 1958 года. Фильм «Летят журавли» остался единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля. После премьеры фильма «Летят журавли» у режиссера случился инфаркт. х/ф «Летят журавли» (1957 год) – 458 просмотров, продолжительность: 1:31:25 мин., нравится: 4. Смотреть бесплатно видеоальбом канала СССР HDᴴᴰ в социальной сети Мой Мир.
"Летят журавли"
Борис также советовал ему не ходить на войну. Марк продолжает добиваться Вероники, и она, уступив его настойчивости, выходит за него замуж. Этот поступок тяжело воспринимает всё семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, отец не отворачивается от неё. Воинская часть Бориса и его товарища Степана выходит из окружения в тяжёлых условиях. Один из солдат пошло высказывается в адрес Вероники.
Борис бьёт его по лицу, и их обоих «в воспитательных целях» отправляют в разведку. Под разрывами снарядов и под пулями Борис, вынося на себе раненого напарника, сражён точным выстрелом. Семью Бороздиных эвакуируют за Урал. Вероника работает санитаркой в госпитале, где главврач — Фёдор Иванович.
Вероника несчастна, поскольку считает, что выйдя замуж за Марка, предала Бориса о смерти которого она не знает. Однажды в госпитале у одного из раненых происходит нервный срыв из-за полученного сообщения о том, что его невеста вышла замуж, пока он воевал.
Погибают её родные. Несчастная девушка остается без самых близких ей людей, поэтому она обращается к родителям своего парня и те воспитывают её, как родную дочь. Неужели судьба вновь внесет свои коррективы в жизнь Вероники? И каковыми те будут — горькими, словно та война, что уничтожила всё вокруг или сладкими, подобно новостям о том, что скоро, Боря вернется с фронта? Если это не так, не смотрите его.
Татьяна Самойлова в роли Вероники Фото: culture. Критики обвиняли режиссера в слабой драматургии и в том, что они разменяли «масштаб больших жизненных вопросов на мелочь душевных изломов и киноэффектов». Один из критиков ставил в укор режиссеру то, что он «с ненужной обстоятельностью объясняет грехопадение Вероники».
Тогда он снял свой первый документальный фильм — о съемках «Летят журавли». Наблюдая за работой Калатозова и Урусевского, он сам принял решение заниматься тем же, и впоследствии Клод Лелуш стал одним из самых известных в мире французских режиссеров. По возвращении на родину он связался с директором Каннского фестиваля и убедил его включить в программу фестиваля фильм Калатозова. В результате «Летят журавли» получили главный приз — Золотую пальмовую ветвь, фильм стал лидером французского кинопроката, а Татьяну Самойлову, получившую специальный диплом жюри Каннского фестиваля, начали называть «советской Брижит Бардо». Татьяна Самойлова в роли Вероники Фото: tvkinoradio. Мы напряглись. Во время сцены проводов Бориса на фронт раздались первые аплодисменты. Потом они вспыхивали уже постоянно: бомбежка, смерть Бориса, мои пробеги. В глазах членов жюри появились слезы, хотя им и не положено проявлять свои чувства. Когда показ завершился, была долгая, долгая овация.
Вот он теперь её Борис!.. Это тяжёлое кино. В эмоциональном плане. В плане кинематографичности - новаторское! В плане значимости - незаменимое! В плане художественности - образное! Эпилог настолько сильный, что я заплакал. То, как Вероника меняется и принимает такое решение с цветами - в этом есть что-то библейское даже!!!
Такое кино не забудется никогда! Стоит его лишь раз посмотреть - оно врастёт в сердце!.. А посмотреть его точно стоит!!! Точнее даже лучшим довершением того жанра: открытого, послевоенного, где Висконти, де Сантис и немногие другие. Теперь же, в переходе с шестого технологического уклада, на выходе из системного кризиса расширенного спроса капитала, картина будоражит и другими смыслами. Теперь это снова поэтическая постанова, лишь с некоторым реалистичным значением в замахе снова затронувшей всех войны. Только не той священной, и уже даже эстетичной — а полной сверхнового реализма. И не столько в том, как мне казалось ранее, неприукрашенных решений Михаила Калатозова, сколько сейчас раскрывшейся коллективной палитры — это и доработанный сценарий Виктора Розова по его же пьесе «вечно живые», где всё пореальнее и попроще , и не по времени крутая операторская работа экшен-камерой Сергея Урусевского, и многих других композитов, каких лучше наверно и не будет.
Как контрпример, и Татьяна Самойлова а не Сильвана Мангано, при всей симпатии в «la grande guerra» — в естественно чёрно-белом свете, в невероятном движении бегущего кадра… Моя единственная! Поздравляю тебя с твоим счастливым, радостным днём рождения! В этот день ты появилась на земле. Какое счастье, жизнь моя. Уйти от тебя тяжело, но остаться нельзя. Я не могу жить прежней жизнью, беспечно веселиться в часы, когда по нашей земле идёт смерть. Ты поймёшь это, моя родная Белочка. Бывают дни и минуты, когда наша частная жизнь, пусть очень счастливая, становится ничтожной перед жизнью всех нас, всего народа, всей страны.
Люблю и верю в тебя. Для советского кино он стал шагом вперед после соц. Меня впечатлило отсутствие врагов в кадре, которое не помешало создать тяжелую атмосферу войны. Особенно запомнились монологи, они берут за душу, я даже пару раз перемотал для повторного прослушивания, жалко только, что они появились ближе к концу — первая половина фильма, как по мне, скучна и нудна, да к тому же раздражали Вероника и ее жених. Тут следует пояснить: как мне показалось, на «Белку», вернее на ее жизнь, в отрыве от Бори, просто не хватило хронометража. Ее личная трагедия раскрыта не полностью, ситуация с Борькой надуманна перемудрили маленько , а любовные метания из-за этого выглядят неестественными. Во второй половине фильма, когда остальные герои начинают раскрываться, выравнивается и Вероника: взять хотя бы сцену с падением и мальчиком или с «пиром во время чумы» — очень яркие, пронзительные сцены. Что касается Бори, тут тоже не совсем ясна его мотивация.
Толком не объясняется… 6,5 из 10 Первая половина очень душная, герои сыроваты. Фильм неплохо состарился, но местами смотрится странно. По сути, стоит смотреть ради последних 40—50 минут. Со второй попытки мне удалось понять, почему это кино считается великим, и его можно окрестить громким словом «шедевр». Вместо классических сюжетов о доблести советских солдат на фронте, мы видим нетривиальную историю, рассказанную глазами главной героини, которую война разлучила с любимым. Именно нетипичный взгляд на проблему, новаторский подход к реализации идеи, ну и, конечно, воля случая, позволили картине стать первой и единственной в СССР, ставшей лауреатом Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля. Главное, что впечатляет в картине, это невероятная работа в тандеме режиссёра Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского. Практически каждая сцена фильма — выдающаяся, около пяти сцен — гениальные.
С помощью тонкой режиссёрской мысли и революционных технических решений при работе с камерой, были созданы невероятные художественные образы, которые навсегда вошли в историю кинематографа. Визуально фильм смотрится настолько современно, что не верится что ему 64 года. Очень показательна реакция на фильм. В Советском Союзе его посчитали идеологически невыдержанным, его победе на Каннском фестивале в советской прессе посвятили небольшую заметку без указания авторов, а Никита Сергеевич Хрущёв был вовсе возмущён, и после просмотра назвал главную героиню «шлюхой». Во Франции же фильм обрёл невероятный успех у зрителей и критиков, Татьяну Самойлову обрекли советской Бриджит Бардо, а Пабло Пикассо назвал фильм гениальным. Вероятно, наш зритель был просто не готов сопереживать главной героине Веронике, которая мало того, что даже внешне не очень вписывается в воспеваемый образ советской женщины, так ещё и нравственно позорит его и ставит под сомнение прописные истины и идеалы. К счастью, время расставило все по своим местам, и сейчас «Летят журавли» считаются не просто классикой, а одним из важнейших фильмов всего советского кинематографа. Тут восхитительно всё, какой аспект фильма не затронь.
Дуэт Калатозова и Урусевского за кадром, и дуэт Самойловой и Баталова в кадре создали удивительное произведение, открывшее новые выразительные возможности кинематографа и позволявшее зрителю пережить эмоциональный катарсис во время просмотра. Снятое Михаилом Калатозовым кино рассказывает о любви и счастье на фоне надвигающейся угрозы. Ностальгический монтаж кадра, сведения звука и крупные планы оператора придают «Журавлям» некую сокровенную ностальгию, такое приятное путешествие в прошлое. Конечно, на фоне более современных военных лент: будь то ужасы войны глазами детей, либо история непосредственно в самой фашисткой Германии, советский фильм выглядит более простым, но этим он и цепляет. Не нужны подробные кадры концлагерей, не нужны опыты доктора Менгеле — здесь у нас принятие войны девушкой Вероникой, которая любит, которая любима. Первые кадры не предвещают ничего трагического, влюблённые молодые ребята, красивые пейзажи. Студенты технологического университета, свидания, любовный треугольник. Грустная романтика о третьем лишнем без медведей Тедди , где позиции мужчин понятны и логичны.
Элементы интерьера, условия быта создают приятный мир, пока не наступает 22 июня 1941 года.
Актеры фильма Летят журавли
Это комедия о трех друзьях детства, которые спустя десятки лет отправляются в путешествие по большой реке на плоту. За прошедшие 30 лет Боря Чижов по прозвищу Чижик стал известным хирургом, Сашка Лапин, или Кошачий Барин, — профессором-животноводом, а Васька Нестратов, которого друзья прозвали Индюком за его заносчивость, — важным и надменным академиком. Во время путешествия они попадают в разные забавные ситуации, меняющие их судьбы и характер. А 26 декабря, в среду, покажут мелодраму «Летят журавли». Сеанс пройдет в кинотеатре «Салют» в 13:00. Действие картины разворачивается в Москве накануне и во время Великой Отечественной войны.
Борис и Вероника любят друг друга и планируют пожениться, но начинается война, и молодой человек уходит добровольцем на фронт, не простившись с любимой. Вероника поддастся настойчивости его двоюродного брата Марка и выйдет за него замуж. В браке она несчастна, так как чувствует себя виноватой и считает, что предала любимого. Несмотря на сообщение о гибели Бориса, Вероника по-прежнему любит его и продолжает ждать.
В этот момент Вероника вбегает в этот вертеп, вырывает записку из рук, даёт Марку пощечину и уходит. Фёдор Иванович узнаёт, что Марк получил бронь не за заслуги, а по блату. Марк, придя домой, встречается с ним, и отец семейства выгоняет его из дома. Вероника тоже хочет уйти, но Фёдор Иванович убеждает её, что она не виновата, и что её нельзя осуждать за её ошибку. Вероника стирает бельё.
Заходит солдат, которого Борис спас во время разведки. Солдат рассказывает Веронике, что Борис погиб, но она не верит этому, так как солдат всего лишь видел, как Бориса тяжело ранило и его унёс на плащ-палатке товарищ Степан, но не видел самой смерти Бориса — о котором известно лишь, что он пропал без вести. Конец войны. Мирная Москва. Вероника по-прежнему не может забыть Бориса и ждёт — потому что «человек должен надеяться хоть на что-то хорошее». Приезжает поезд с возвращающимися фронтовиками. Их встречают с букетами цветов и со слезами на глазах. Вероника бежит сквозь толпу и ищет Степана. Встретившись с ним, она понимает, что Борис погиб.
Плача, она бредёт сквозь толпу.
Борис с Вероникой любят друг друга, вот-вот собираются пожениться, они гуляют по Москве и замечают, как над городом пролетает журавлиный клин. Во время прогулки они слушают, как часы на Спасской башне бьют 4 часа ночи, после чего возвращаются домой. Именно этим утром началась война. Борис, несмотря на возможность получить бронь, уходит добровольцем на фронт за день до дня рождения Вероники и оставляет ей в подарок игрушку - белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладёт записку. Бориса провожают на фронт, а Вероника не успевает проститься с ним.
Особенно полезными оказались слова руководителя «Мосфильма» Ивана Пырьева. Предполагалось, что картина начнется со сцены, как москвичи разных возрастов — пары молодых влюбленных, пожилые супруги — едут в машине. Но директору студии показалось, что это «случайное начало», и поскольку все эти люди потом не «втянуты» в историю, лучше их вообще убрать. Пырьев посоветовал Калатозову начать картину так: «Было бы правильнее, если бы в предрассветный час вы экспонировали ваших героев в какой угодно сцене, и мы почувствовали бы, как эти люди были счастливы, как была сильна их любовь…» И вот в июле 1956 года сценарный отдел «Мосфильма» дал заключение по литературному сценарию Розова, позволявшее запустить картину в производство. Режиссёр сразу решил взять на главную мужскую роль уже известного актёра Алексея Баталова, но сначала надо было найти исполнительницу роли Вероники. После проб остановились было на кандидатуре Елены Добронравовой, но тут оператор увидел фильм «Мексиканец» с начинающей актрисой Татьяной Самойловой и предложил режиссёру попробовать на роль эту девушку… Калатозов навёл справки, узнал, что её отчислили из Щукинского училища и не давали ролей из-за нетипажности, считая «слишком тяжелой для комедии и слишком легкой для драмы». Калатозов понял, что именно такая актриса ему и нужна. Успокоился он только после просмотра готового материала. Я ей сопереживала, старалась выразить ее и сделать наиболее интересной, сложной, сердечной…» оператор Сергей Урусевский Невозможно не отметить работу оператора Сергея Урусевского, который для съемок каждого кадра придумывал необычные приспособления. Чтобы снять ставшими классическими кадры, как Баталов стремительно бежит по винтовой лестнице к Самойловой, в павильоне была построена декорация лестничного колодца трехэтажной высоты, внутри которой стоял железный столб с прикрепленной к ней операторской люлькой. Урусевский садился в нее, а помощники за веревку тянули конструкцию вверх так, что мастер вместе с камерой поднимался параллельно бегущему Баталову… Чтобы снять панораму прохода разведчиков, Урусевский часами в промокшем ватнике и огромных солдатских сапогах лежал на листе кровельного железа, на котором его с камерой таскали по липкой грязи.
Фильму «Летят журавли» исполнилось 65 лет: как создавали покоривший мир киношедевр
На съемках этой сцены Баталов упал в воду, из которой торчали обрубленные стволы и ветки. Актер сильно поранил лицо, пришлось наложить несколько швов. Как признавался позже Алексей Владимирович, он тогда мысленно попрощался с профессией. Однако порезы быстро зажили, и уже через месяц актер вернулся на площадку. Гениальный оператор "Летят журавли" стали шедевром благодаря уникальному тандему, который сложился у Михаила Калатозова и Сергея Урусевского.
Художник по образованию его учителем был Владимир Фаворский , он обладал уникальным кинематографическим видением и не прерывал съемки до тех пор, пока не находил решение для того или иного эпизода. TASS:Archive "Медленно, как-то особенно томительно идет время, и вот, когда уже всем передалось его волнение и необъяснимая мертвая пауза кажется бесконечной, откуда-то из угла, из-под вешалки вдруг звучит негромкий, взволнованно-радостный голос Урусевского: "Ну давайте вот так попробуем разочек сделать… Так вроде ничего…" С этой секунды все оживает и идет с головокружительной быстротой", — вспоминал Алексей Баталов. Для одного из эпизодов Урусевский сначала снимает героиню в тесном автобусе, выходит с ней и ныряет в толпу, а следом, без склейки, взлетает в небо над колонной проезжающих танков. Для 50-х годов такая манера съемки была революционной.
Художественные приемы Сам Сергей Урусевский рассказывал, что ему интересно не просто фиксировать происходящее на камеру, а активно вовлекать в действие на экране зрителя. Он был уверен, что оператор должен двигаться вместе с актерами, играть вместе с ними, через камеру выражая свое отношение к событиям, делая камеру — а через нее и зрителя — их соучастниками. Урусевский пользовался легкой ручной кинокамерой с широкоугольным объективом, что позволяло ему производить съемку в движении, бежать за героями, смотреть на происходящее их глазами, протискиваться вместе с героиней сквозь толпу. Более того, в одном из знаковых эпизодов фильма, когда Вероника в смятении бежит, камера находится в руках самой актрисы.
Оператор манипулирует и скоростью съемки — она начинается с 18 кадров в секунду, прореживается до 12, а в кульминационный момент доходит до 4, что позволяет ощутить фрагментарность зрения Вероники и силу ее отчаяния. Вот далеко не полный список приемов, использованных Сергеем Урусевским. Лифт-кран и круговые рельсы Два рифмующихся эпизода — прощание героев на лестнице и смерть Бориса — были сняты благодаря техническим изобретениям самого Урусевского. Вдоль железного столба тянули вверх люльку с оператором — таким образом Урусевский вместе с камерой поднимался параллельно взлетавшему по ступеням Борису.
Операторские рельсы обеспечивали равномерное движение тележки с камерой по кругу.
Однако нам удалось поговорить с одним из актеров, который сыграл важную, пусть и эпизодическую, роль в этой киноленте. Николай Сморчков исполнил роль раненого солдата, который, находясь в госпитале, где работает героиня Самойловой, узнает о предательстве невесты. Из-за его припадка и реакции окружающих Вероника впервые понимает, что совершила ужасный поступок, предав любимого, и это в корне меняет ее жизнь. Сегодня Николаю Гавриловичу 87 лет, но, несмотря на почтенный возраст, он продолжает активно сниматься. В интервью «Истории. РФ» актер поделился своими воспоминаниями о съемках в легендарном фильме Михаила Калатозова.
Там у меня была небольшая роль, которая мне очень не нравилась, — комсорг секретарь комсомольской организации. Он все время спрашивал меня почему, а я говорил, что не люблю невыписанные роли и какие-то нечеловеческие слова. В общем, в этом фильме я снялся, а через три года он позвал меня и сказал: «У меня есть очень небольшой по объему эпизод, но он — самый главный в моей картине. И я, и оператор, и съемочная группа — все мы очень серьезно к этому относимся. Если мы найдем правильного актера, тогда фильм у нас получится, а если не найдем — нас ждет провал». Он рассказал, что главная героиня, Вероника, изменила своему возлюбленному, не дождалась его с войны. А в госпиталь, где она работает, попадает мальчик, которого в деревне не дождалась невеста.
Калатозов сказал, что в этом маленьком эпизодике должен быть невероятный накал, потому что только тут Вероника поняла, какой неверный шаг она совершила в своей жизни. Вот, почитайте», — сказал Михаил Константинович, дал мне сценарий и вышел из кабинета. Я почитал минут 5—10 и, когда он пришел, сказал, что это мне очень интересно. Я посмотрел на него и сказал: «Сделаю! Любовь к кинематографу проявилась еще в военном детстве?
Погибают её родные. Несчастная девушка остается без самых близких ей людей, поэтому она обращается к родителям своего парня и те воспитывают её, как родную дочь.
Неужели судьба вновь внесет свои коррективы в жизнь Вероники? И каковыми те будут — горькими, словно та война, что уничтожила всё вокруг или сладкими, подобно новостям о том, что скоро, Боря вернется с фронта? Если это не так, не смотрите его.
Кончилась война. Вероника в надежде, что Борис вернется, встречает фронтовиков на вокзале. Друг героя Степан сообщает ей, что видел гибель ее любимого. Цветы, предназначенные Борису, она раздает вернувшимся солдатам.
Фильм "Летят журавли": актеры, роли
Борис, несмотря на возможность получить бронь , принимает решение уйти добровольцем на фронт. Повестка обязывает его явиться на сборный пункт за день до дня рождения Вероники, которой он оставляет в подарок игрушку — белку с корзинкой, полной золотых орехов, под которые он кладёт записку. Бориса провожают на фронт, но Вероника не успевает проститься с ним. В Москве начинаются бомбёжки. Однажды Вероника, позвонив на завод, где работал Борис, узнаёт, что от него нет никаких вестей. Они с матерью идут к дому и разговаривают. Их разговор прерывает сигнал воздушной тревоги. Они спешат домой за отцом Вероники, но тот отказывается уходить в метро, ссылаясь на то, что у него срочная работа. Вероникина мама решает остаться дома с мужем, а Веронику они одну отправляют в метро, она успевает захватить с собой лишь ту самую белку — подарок Бориса. Когда после отбоя Вероника возвращается, выясняется, что её дом разбомблён, а родители погибли.
Фёдор Иванович Бороздин, отец Бориса, врач по профессии, предлагает ей переехать к ним, где она сталкивается с ухаживаниями Марка, двоюродного брата Бориса. Давно влюблённый в Веронику Марк — талантливый пианист, имеет бронь и на фронт не попадает. Борис также советовал ему не ходить на войну. Марк продолжает добиваться Вероники, и, уступив его настойчивости, она выходит за него замуж. Этот поступок тяжело воспринимает всё семейство Бороздиных, однако, в отличие от сестры Бориса, его отец не отворачивается от неё.
Источник: 7days. Впрочем, создатели фильма были к этому готовы, поэтому их не удивили осуждения образа главной героини, упреки в попытках оправдать Веронику и в мелочности сюжета. Никита Хрущев так и вовсе не скупился в выражениях.
Критики отмечали, что лента, которая начиналась с глубоких тем, по дороге стала «срываться и разменивать масштаб больших жизненных вопросов на мелочь душевных изломов и киноэффектов». Конечно, столь противоречивые отклики подогревали зрительский интерес, но в советском прокате картина заняла только 10-е место. За рубежом Если бы еще совсем юный Клод Лелуш не стал свидетелем съемок фильма как раз того эпизода с пробегом Бориса по лестнице , неизвестно, как бы сложилась судьба картины. Лелуш тогда снимал документальные кадры о Москве для канадского телевидения и волею случая помог знакомый таксист оказался на «Мосфильме». Он был так впечатлен увиденными кадрами, что, вернувшись во Францию, связался с директором Каннского фестиваля и сказал, что в СССР снимают грандиозное кино. Источник: kinoart. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь», Татьяна Самойлова стала лауреатом Премии жюри XI Каннского фестиваля «Апельсиновое дерево» как «самая скромная и очаровательная актриса», а Сергей Урусевский позже был удостоен первого приза Высшей технической комиссии Франции. Источник: ren.
Как потом вспоминал сам Клод Лелюш о том знаменательном дне, проведенном на Мосфильме, «этот день, наверное, останется самым значительным во всей моей жизни. Тогда я решил, что буду не оператором кинохроники, а кинорежиссером». Михаил Калатозов лежал в больнице с инфарктом, а Алексея Баталова не выпустили из страны, так как его семья считалась неблагонадежной. Самойлову собирали всей киностудией: Галина Волчек дала шифоновое платье, Зинаида Кириенко — туфли, а Дом моделей выделил под расписку шубу и колье с бриллиантами. Хотя по западным меркам актриса выглядела скромно, ее появление на фестивале произвело фурор.
Никто и никогда до них не говорил о войне таким языком… В судьбе картины «Летят журавли» много совпадений. И начались они с того, что в руки режиссера Михаила Калатозова случайно попали гранки журнала «Театр» с пьесой Виктора Розова «Вечно живые».
Уже на следующий день режиссер стоял в дверях коммунальной квартиры, где жил драматург. Розова вид незнакомца удивил: хорошо и дорого одет — раньше такие гости сюда не заглядывали. Однако Калатозов быстро объяснил, что пришел именно к нему. Мол, пьеса произвела такое впечатление, что он хотел бы предложить автору сделать по ней сценарий. Кстати, «значительные изменения первоначального замысла» были непременным условием киностудии, взявшейся за производство картины. Так появилась и утренняя прогулка влюбленных Бориса и Вероники; и сцена, как Вероника бежит проводить любимого; и смерть Бориса; и попытка самоубийства Вероники и спасенный ею мальчик. Работой сценариста на «Мосфильме» оказались довольны, однако при обсуждении члены худсовета рекомендовали внести коррективы.
Особенно полезными оказались слова руководителя «Мосфильма» Ивана Пырьева. Предполагалось, что картина начнется со сцены, как москвичи разных возрастов — пары молодых влюбленных, пожилые супруги — едут в машине. Эдакая картина всеобщей любви, счастья. Но директору студии показалось, что это «случайное начало», и поскольку все эти люди потом не «втянуты» в историю, лучше их вообще убрать. На этом обсуждении Пырьев и посоветовал Калатозову начать картину так: «Было бы правильнее, если бы в предрассветный час вы экспонировали ваших героев в какой угодно сцене, и мы почувствовали бы, как эти люди были счастливы, как была сильна их любовь…» И в июле 1956 года сценарный отдел «Мосфильма» дал заключение по литературному сценарию Розова, позволявшее запустить картину в производство. Правда, там отмечалась спорность сцены, «в которой Марк овладевает Вероникой… Зрителю будет трудно простить Веронике ее ошибку, так как она оказалась здесь не просто слабой женщиной, но и изменила своему патриотическому чувству…». Эти слова оказались пророческими: когда фильм «Летят журавли» вышел на экраны, некоторые зрители ругали Веронику.
А Никита Хрущев был настолько возмущен ее предательством, что обозвал ее девушкой легкого поведения… «Моя Вероничка… — говорила о своей героине Татьяна Самойлова. Я ей сопереживала, старалась выразить ее и сделать наиболее интересной, сложной, сердечной…» Только изначально «наполнять» Веронику должна была другая актриса — Елена Добронравова. Однако и тут вмешался случай: ассистент режиссера увидел Самойлову в фильме «Мексиканец» и указал на девушку оператору Сергею Урусевскому. Тот был так очарован молодой актрисой, что попросил Калатозова на нее посмотреть.
Вероника работает санитаркой в госпитале, где главврач - Фёдор Иванович. Вероника несчастна, поскольку считает, что выйдя замуж за Марка, предала Бориса о смерти которого она не знает. Однажды в госпитале у одного из раненых происходит нервный срыв из-за полученного сообщения о том, что его невеста вышла замуж, пока он воевал. Фёдор Иванович, усмиряя его, говорит что не он, а она потеряла своё счастье. Весь госпиталь поддерживает, и Вероника, видя, как люди презрительно относятся к неверным невестам, в смятении выбегает из госпиталя, теряет голову и хочет покончить жизнь самоубийством. Она поднимается на мост, чтобы спрыгнуть под идущий поезд, но в последний момент замечает маленького мальчика на дороге. Вероника спасает его из-под колёс грузовика и выясняет, что мальчик потерялся, и зовут его Борис. Вернувшись с мальчиком домой, к Бороздиным, она хочет дать ему поиграть игрушку-белку, прощальный подарок Бориса. Но выясняется, что игрушку унёс Марк, якобы подарить какому-то мальчику. Марк развлекает толпу разодетых спекулянтов и барыг игрой на пианино и романсами. На столе со снедью стоит игрушка, подаренная Марком любовнице. Какая-то тетка, говоря, что «всё уже попробовала, а вот золотых орешков не щёлкала», хватает белку и находит под орехами записку, не замеченную Вероникой. В этот момент вбегает Вероника, вырывает записку из рук, даёт Марку пощечину и уходит. Фёдор Иванович узнаёт, что Марк получил бронь не за заслуги, а по блату. Марк, придя домой, встречается с ним, и отец семейства выгоняет его из дома. Вероника тоже хочет уйти, но Фёдор Иванович убеждает её, что она не виновата, и что её нельзя осуждать за её ошибку.
«Летят журавли» и «Верные друзья»: где посмотреть фильмы Михаила Калатозова на большом экране
Кто кого играет в фильме «Летят журавли» (1957): актеры и их роли. Однако новость о войне разбивает вдребезги все их мечты: Борис уходит добровольцем на фронт, не успевая даже попрощаться с Вероникой. В ролях: Валентина Ананьина, Татьяна Самойлова, Алексей Баталов и др. Когда времена бывают сложными людям свойственно цепляться друг за друга, а любовь становится крепче. Главные герои данного фильма создали отношения во времена отечественного противостояния.