В какой-то степени картина «Демон сидящий» открыла новую эпоху в искусстве. Михаил Врубель, "Демон сидящий", 1890. Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. известнейшая картина Михаила Врубеля, закончившего свои дни в психиатрической клинике. Задуманная в 1885 и законченная в 1890 году, картина «Демон сидящий» начала «демоническую серию», продолжившуюся иллюстрациями к лермонтовскому «Демону», затем «Демоном летящим», «Демоном поверженным» и многими другими.
Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия
У Врубеля напротив центра картины стояла лампа. И это давало особое мерцание множества золотых оттенков, созданных с использованием бронзового порошка. Из всех бесчисленных рисунков Демона Врубеля особенно полюбил один и не расставался с ним, всегда носил его в кармане, часто во время разговора вынимал и глядел на него и с него рисовал на большом холсте. В течение многих лет Врубеля влекло к Демону: Демон был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. Закончив картину "Демон сидящий", он принялся за иллюстрации к Лермонтову.
Печали и демоны Михаила Врубеля
История и влияние «Демонов» Михаила Врубеля | Идею Демона Врубель привезет в Москву, и уже там, в доме Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской, напишет в 1890 году свое полотно «Демон сидящий». Черноволосый, голубоглазый юноша-гигант сидит недвижим, обхватив колени, посреди поляны с фантастическими цветами. |
«Демон сидящий, демон поверженный» – 162 года со дня рождения Врубеля | Картина Русская Классика репродукция Демон сидящий Врубель на холсте, на стену 110х60 см. |
Демон сидящий - картина из серии Михаила Врубеля | Первый демон – это «Демон» (сидящий) 1890 года представляет переживания человека эпохи fin de siècle. Врубель говорил, что его «Демона не понимают – путают с чертом и дьяволом а «демон» с греческого означает «душа» и олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося. |
История и влияние «Демонов» Михаила Врубеля | произведение русского художника Михаила Врубеля в стиле символизма 1890 года.[1]. |
Картина Врубеля «Демон сидящий» — вечная борьба мятежного духа
Ноги по визуальному ощущению скрещены и покрыты синей тканью. Таково видение Демона Врубеля. Задумчивый и мрачный вид персонажа изображен в профиль и написан с выразительными чертами лица. Длинные, пышные каштановые волосы героя величественно откинуты назад. Сидящую мрачную фигуру озаряет свет уходящего солнца, выделяя задумчивый взгляд и правильные черты лица, освещая мускулистое тело воина. На заднем плане произведения располагаются последние лучи угасающего солнца на фоне скалистых гор и легких вечерних облаков. Блики засыпающего солнца пытаются играть на цветочной поляне, на которой разместился угрюмый персонаж. Опечаленный демон бросает свой задумчивый взор вдаль, его вид навеивает мысли об отчаянии, глубоком разочаровании и безысходности. Картина наполнена множеством противоречивых элементов — одухотворенный лик и мощное тело героя, расслабленная спина и напряженные, готовые разорвать оковы руки, сгущающаяся тьма и яркая мозаика солнечных бликов среди цветов. Картина написана в мрачном стиле, присущем этому художнику. Многие мазки сделаны при помощи мастихина — крошечного мастерка из металла, художественного шпателя.
Использование данного инструмента помогло художнику добиться эффекта кристаллов, внеся в живописное полотно скульптурные элементы. Это позволило ему придать грани изображению и сделать живописное произведение похожим на каменное изваяние и мозаичный витраж. Эскиз картины «Демон сидящий» Как создавался «Демон сидящий»? Первого своего Демона, который, к сожалению, не сохранился, художник написал в Киеве в 1885 году. В то время он занимался росписью Владимирского собора. Расписывая собор, художник испытывал душевные страдания, связанные со стилистикой и собственным виденьем евангельских сюжетов. Многие современники критиковали стенопись живописца. Из-за своего нестандартного понимания Иисуса Христа и религии в целом, мастер ощущал свое отчуждение, ставшее для художника настоящим испытанием. Мысленно он постоянно возвращался к образу Демона и в результате все-таки осуществил задуманное. В это время к Михаилу Александровичу в гости приехал его отец, которого ужаснула не только бытовая неустроенность жившего в одиночестве сына, но и созданный им персонаж — «чувственный, агрессивный и отталкивающий».
Очевидцы говорили, что временами Демон «был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота». Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу ту и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым».
На курсе из семи лекций через биографии Джотто, да Винчи, Босха, Караваджо, Моне, Кандинского и Дали поймем, как по-разному выглядит живопись разных эпох и направлений. А еще разберемся, что делает гения гением и навсегда вписывает в историю искусства.
Дело в том, что об этой церкви ходили нехорошие слухи. Она располагалась на территории сумасшедшего дома — так называемой «Павловки». Это место старались обходить стороной.
Встреча с ангелом Руководил реставрационными работами Адриан Прахов — известный искусствовед. В храме, где работали художники, постоянно появлялась его жена Эмилия. О взаимности и речи быть не могло. Молодой художник бесконечно страдал. Чтобы заглушить свою душевную боль, он даже нанес себе раны, изрезав грудь ножом. Так он пытался «перебить» сердечные муки муками физическими.
Эмилия Прахова появлялась на всех его полотнах. А однажды он изобразил ее в виде Богоматери, написав икону с ликом любимой, но недоступной женщины. Рассказывали, что это взбесило жену губернатора: она пришла в церковь и уже начала молиться, но, вглядевшись в черты Богоматери, закричала: «Это еще что! Я должна Милке Праховой молиться? Где этот богомаз? Безумства во славу любви Врубелю запретили работать в храмах.
Другой работы в то время для него в Киеве не было. Ему почти не на что было жить, но это не имело никакого значения для потерявшего голову художника: главным была его любовь. Он принялся творить безумства во имя Эмилии: мог раздать нищим дорогую одежду, поражал прохожих, появляясь на улице раскрашенным во все цвета радуги, приносил в подарок Эмилии свои картины, а если она отказывалась от них — на ее глазах уничтожал их. В конце концов, Врубель попал под суд. За долги.
Изначально в 1891 году Врубель взялся за эту тему, чтобы проиллюстрировать юбилейное издание сочинений М. Большая часть иллюстраций относилась к поэме «Демон». Но в дальнейшем фантазии на тему Демона настолько захватили Врубеля, что он посвятил им остаток своей творческой жизни — 12 лет. По странной случайности, не только картина, но сама жизнь художника с тех пор развивалась с все нарастающим магико-трагическим уклоном. Демон в творчестве Врубеля не являлся олицетворением чистого зла, он всегда был сложнее глубже. В первой картине «Демон сидящий» 1891 скорее видна внутренняя борьба, грусть печаль и неоднозначность Демона. Врубель не вел дневников, мало писал, поэтому его творчество навсегда осталось частично покрыто вуалью тайны. Многие связывают образ Демона с внутренним состоянием самого Врубеля, который чувствовал себя безучастным, бессильным в жизни современной ему эпохи. Такого рода настроения были свойственны многим представителям творческой элиты того времени, названного эпохой декаданса. Так и Демон Врубеля изначально наполнен внутренними противоречиями, сомнениями. С каждой последующей картиной ощущение трагизма становится все более осязаемым. Иллюстрации Врубеля к юбилейному изданию сочинений М.
Во власти демонов и изумрудных глаз. Михаил Врубель - за шаг от безумия
Первой картиной московского периода, которую он представил публике, был знаменитый «Демон сидящий». Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело – резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль. Это все о «Демонах» Михаила Врубеля. В коллекции Третьяковской галереи хранятся картины «Демон сидящий» (1890) и «Демон поверженный» (1902), о которых мы сегодня и поговорим в новой серии «Истории одного шедевра».
Игры с Демоном
К 165-летию со дня рождения. СПб, 2022. Непривычные по новизне формы даже Савве Мамонтову, готовому к самым бесстрашным по тому времени экспериментам, они закрепили за Врубелем имидж художника непонятного, странного, декадента.
Во время просмотра картины, создаётся ощущение, что Душа Демона закована в тело. Композиция наполнена внутренним напряжением. Голова повёрнута в бок и при этом, возникает зрительная иллюзия, что волосы находятся в состоянии полёта.
Черты лица размыты, но при этом чётко ясно настроение героя. Взгляд полон грусти и печали. Если внимательно присмотреться, мы можем увидеть на щеке Демона отблеск хрупкой, словно хрусталь, слезы. Величавые плечи и руки демона выполнены с необычайной точностью. Мышцы прописаны с необыкновенной реалистичностью.
Руки являются одним из главных элементов полотна. В них чувствуется напряжение героя и в тоже время они напоминают былые крылья ангела, которых у него нет. Ведь демон — это падший ангел, изгнанник рая. Так же чувствуется огромное напряжение, которое сосредоточено в кистях рук. Демон чуть ли не выворачивает их полностью, так сильно он сосредоточен на своих мыслях, он не чувствует физической боли.
В некоторых фрагментах картины, Врубель записывает пальца черным цветом, тем самым создает еще более сильное напряжение в кистях рук. Колени замкнуты, спина согнута, тело Демона находится в состоянии напряжения, волнения. Синяя ткань усиливает этот эффект. Фигура героя в целом напоминает большой кувшин, пустой сосуд, который нечем наполнить. Недаром, живопись Врубеля считается сложной и тяжёлой для восприятия.
В его живописной манере ощущается колоссальный натиск на форму. Почерк Врубеля невозможно спутать с кем-то другим, с помощью массивных мазков создаётся ощущение вечного движения граней.
Признаки болезни становились особенной явными во время работы над этими картинами. На написание "Демона сидящего" Врубеля, как уже было сказано, вдохновило сочинение Лермонтова. О чем поэма? Таков главный образ лермонтовской поэмы, изображенной Врубелем на картине "Сидящий демон". Ничего в персонаже русского художника не вызывает негативных эмоций и неприятных ассоциаций. Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства.
Только странная холодность и печаль. О чем же повествует поэма Лермонтова? Однажды Демон видит княжну Тамару, которая должна выйти замуж за властителя Синодала. Но ей не суждено стать женой богатого человека, потому что он становится жертвой абреков. Тамара неутешна в своем горе. Но однажды слышит голос, который доносится откуда-то сверху. Девушка понимает, что это не кто иной, как "дух лукавый". Тамара просит отца отправить ее в монастырь, но и там, в келье, слышит назойливый голос Демона.
Тот признается красавице в любви, обещает превратить ее в "царицу мира". В конечном счете героиня лермонтовской поэмы погибает в его объятиях. Таков сюжет произведения, которое легло в основу сюжета картины Врубеля "Демон сидящий". Как изобразил этот художественный образ на своем полотне художник, можно видеть на фото в статье. Картина "Демон сидящий" Врубеля В 1890 году художник создал эскиз картины. Он хранится в Третьяковской галерее. Над картиной "Демон сидящий" Врубель работал в доме Саввы Мамонтова. Художник стремился изобразить на своем полотне образ сомнений, внутренней борьбы, силы человеческого духа.
Описание "Демона сидящего" Врубеля: юноша, олицетворяющий силы зла, сидит, трагически сцепив руки, его печальный взгляд направлен вдаль. На полотне изображены необыкновенные цветы. Фоном служит горная местность, алый закат. Делая анализ «Демона сидящего» Врубеля, искусствоведы подчеркивают, что полотно написано в индивидуальном стиле, свойственном этому художнику. Работа живописца напоминает панно или витраж. Анализ картины Фигура Демона как будто стеснена, зажата между нижней и верхней перекладинами рамы. Необычного эффекта живописец достиг, используя мастихин - инструмент, который обычно применяется для удаления или смешивания остатков красок. Делая анализ картины Врубеля "Демон сидящий", невозможно не вспомнить и другие картины русского художника, на которых изображен лермонтовский персонаж.
Всего таких полотен три. В 1890 году работал над двумя картинам Врубель: "Демоном сидящим", описание которого представлено выше, и "Тамарой и Демоном". Вторая представляет собой иллюстрацию для журнала "Золотое руно". И по сюжету, и по технике она мало общего имеет с картиной "Демон сидящий". Михаила Врубеля, видимо, покорил образ "духа лукавого". В 1902 году он написал картину "Демон поверженный". Это была одна из его последних работ. Есть версия, что причина недуга русского художника-символиста кроется в его страсти к демонической теме.
Охваченный демоном Этот образ, начиная с 1890 года, стал едва ли не ключевым в творчестве русского художника. Причем, как утверждали коллеги и друзья Врубеля, на каждом новом полотне дьявол становился все ужаснее, злее. Параллельно ухудшалось психическое состояние живописца. Впрочем, тот, кто впервые смотрит на картину "Демон сидящий" Врубеля, вряд ли догадается, что на этом произведении изображено существо, относящееся к дьявольским силам. Одинокая душа На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален.
В этой работе уже совершенно другие цвета, более мрачные, словно трагическое предчувствие. Его появление в творчестве художника было неожиданным — нет ни одного эскиза или упоминаний о том, что Врубель его обдумывал. Этот образ стал во многом подготовкой для разработки последнего демона, завершившего и трилогию, и одновременно карьеру художника, — «Демона поверженного». По словам Ирины Шумановой, если перевернуть «Демона летящего», то как раз выйдет композиция «Демон поверженный». Еще один сюрприз — световой акцент на бронзовом порошке, которым Врубель «золотил» свои картины, создавая таким образом эффект перелива драгоценных камней. Переход от одного зала в другой напоминает смену театрального действия. Архитекторы экспозиции Сергей Чобан и Александр Шейнер превратили залы первого этажа в прорезанную окнами структуру, которая должна подчеркнуть ломаные линии рисунка Врубеля и одновременно стать метафорой его ломаной жизни. Кроме того, каждое окно — это обращение к работе из следующего зала, такой дизайнерский ход подчеркивает, что все работы художника связаны между собой. Со дня знакомства художника в 1889 до ареста Мамонтова в 1899-м они не только тесно сотрудничали, но и дружили. Врубель находился под покровительством этого всесильного мецената. Именно Мамонтов знакомил Врубеля с известными московскими промышленниками, помогал ему реализовывать самые смелые идеи, благодаря чему Врубель еще при жизни стал заметной фигурой в культурной жизни Москвы. Но удивительным образом в портрете «С. Мамонтова» художник рассказал не о русском Медичи как называли Мамонтова современники , а о той злой доле, что ему была уготована. В этой работе знаменитый покровитель искусств выглядит испуганным, а итальянская скульптура плакальщицы на заднем плане, которую Мамонтов привез с собой из заграничной поездки, стала печальным символом грядущих перемен в жизни известного промышленника. Ровно два года спустя после создания портрета Мамонтова обвинили в государственных растратах при строительстве железной дороги, и, хотя в конце концов суд его оправдал, но вернуть былую славу и репутацию он уже был не в силах. Дополняют портрет Мамонтова на выставке два керамических горельефа в форме морды льва — это работа Врубеля для ворот московской усадьбы С.
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
Журнал «Человек без границ» - Михаил Врубель. «Демон сидящий» | Картину «Демон сидящий» Врубель писал уже в Москве, когда жил в семье Саввы Мамонтова, купца, любителя живописи и покровителя талантов. |
«Демон» Врубеля: почему это шедевр | Так Врубель создал картину "Сидящий Демон". Когда у Врубеля родился сын, художник пережил шок. Лицо его ребенка было обезображено: верхняя губа была разделена надвое. |
Какую женщину Врубель изобразил в виде «Демона»: всё о главной любви художника
В центре картины располагается основной персонаж в полу обнаженном виде. При этом часть головы и ног персонажа отсечены, так как не поместились на полотне. Крепкий торс героя обнажен и рельеф тела подробно отображен вплоть до мельчайших деталей, его массивные плечи выведены вперед и ярко выражены. Пальцы рук крепко сцеплены между собой и вывернуты на внешнюю сторону. Ноги по визуальному ощущению скрещены и покрыты синей тканью. Таково видение Демона Врубеля.
Задумчивый и мрачный вид персонажа изображен в профиль и написан с выразительными чертами лица. Длинные, пышные каштановые волосы героя величественно откинуты назад. Сидящую мрачную фигуру озаряет свет уходящего солнца, выделяя задумчивый взгляд и правильные черты лица, освещая мускулистое тело воина. На заднем плане произведения располагаются последние лучи угасающего солнца на фоне скалистых гор и легких вечерних облаков. Блики засыпающего солнца пытаются играть на цветочной поляне, на которой разместился угрюмый персонаж.
Опечаленный демон бросает свой задумчивый взор вдаль, его вид навеивает мысли об отчаянии, глубоком разочаровании и безысходности. Картина наполнена множеством противоречивых элементов — одухотворенный лик и мощное тело героя, расслабленная спина и напряженные, готовые разорвать оковы руки, сгущающаяся тьма и яркая мозаика солнечных бликов среди цветов. Картина написана в мрачном стиле, присущем этому художнику. Многие мазки сделаны при помощи мастихина — крошечного мастерка из металла, художественного шпателя. Использование данного инструмента помогло художнику добиться эффекта кристаллов, внеся в живописное полотно скульптурные элементы.
Это позволило ему придать грани изображению и сделать живописное произведение похожим на каменное изваяние и мозаичный витраж. Эскиз картины «Демон сидящий» Как создавался «Демон сидящий»? Первого своего Демона, который, к сожалению, не сохранился, художник написал в Киеве в 1885 году. В то время он занимался росписью Владимирского собора. Расписывая собор, художник испытывал душевные страдания, связанные со стилистикой и собственным виденьем евангельских сюжетов.
Примечательно, что сложные личные отношения не помешали ее супругу и дальше помогать художнику. Любовные похождения тоже накладывали свой отпечаток. Так однажды он заявил, что должен уехать, потому что у него в другом городе умер отец, и коллеги поддержали «сироту» деньгами. А на следующий день неожиданно приехал живой Врубель-старший, и оказалось, что Врубель-младший просто загулял с кафешантанной певичкой. В след за очередной любовницей-цирковой артисткой художник отправился в Москву.
Задумка создать картины, посвященные лермонтовскому демону, появилась еще до переезда в Москву. Самый первый вариант картины автор написал в Одессе и предположительно уничтожил. Отец художника счел, что герой был больше похож на сердитую женщину. Так совпало, что в Москве в 1890 году издатели П. Кончаловский отец известного художника и братья Кушниревы планировали выпустить юбилейный двухтомник сочинений М.
Для создания иллюстраций был привлечен и Врубель. Критики сочли его работы уродливыми. Оценили их по достоинству через намного позже. Закупочная комиссия Третьяковской галереи не захотела приобрести у Врубеля картину «Демон», которая была написана в то же время. Но после смерти художника же комиссия выкупила ее и заплатила в пять раз дороже.
Тамара и Демон. Иллюстрация к поэме М. Лермонтова, 1890 Когда в 1896 году на Всероссийской нижегородской выставке по инициативе известного мецената С. Мамонтова Врубель начал работать в одном из павильонов над панно «Микула Селянинович» и «Принцесса Грёза», работу эту быстро свернули, так как комиссия сочла их некрасивыми. В комиссию входили именитые художники В.
Беклемишев, К. Савицкий и П. В ответ на это Мамонтов заплатил Врубелю 5000 рублей, предоставил возможность завершить панно, а затем рядом с основным входом на выставку выстроил павильон с вывеской «Выставка декоративных панно художника М. Врубеля, забракованных жюри Императорской Академии художеств», но последние 5 слов пришлось закрасить. Сюжет «Принцессы Грезы» был навеян пьесой Ростана, в свою очередь вдохновленной средневековой легендой.
Трубадур Жофруа Рюдель «заочно» влюбился в принцессу Мелисинду, которую никогда не видел, просто наслушавшись рассказов о ее дивной красоте. Он решил отправиться за ней на корабле, но по дороге заболел и в итоге умер на руках возлюбленной, при этом играя на лире и распевая песни о любви. Впечатления у зрителей были разные, некоторые хвалили, но критиков было намного больше. Пресса «эпитетов» не жалела, особенно «усердствовал» Максим Горький, не оценил он современного искусства.
В каждом из таких персонажей художник видел и стремился показать нечто большее, чем мифическую сущность и принадлежность к иному миру. Врубеля манило всё мистическое, и это прослеживается в его творчестве. Согласитесь, подобный подход к демоническим персонажам крайне необычен. Но и судьба самого Врубеля отличалась от многих — увы, в трагическом контексте. Глаза Демона полны тревоги и внутренней боли Судьба художника На момент написания «Демона сидящего» психическое состояние Врубеля было относительно нормальным. И всё-таки его знакомые отмечали, что с художником происходит что-то неладное.
Михаил Врубель со своей женой и музой Надеждой Забелой К сожалению, эта активность переросла в болезненное возбуждение. Через некоторое время живописец уже считал себя то Христом, то русским царём, то Пушкиным. Он заявлял, что слышит хоровые песнопения, которые были приняты в эпоху Возрождения, заявлял, будто является Микеланджело и Рафаэлем. Причиной ухудшения здоровья Врубеля, не отличавшегося стойкой психикой, стали перенапряжение, истощение, депрессивные расстройства. В значительной мере повлияло и неприятие обществом его работ. Даже родной отец Михаила, увидев первые наброски «Демона», приказал уничтожить подобное творение. Однако постепенно общество стало менять своё отношение к работам Врубеля.
Что касается позы Демона и жеста его руки, то он не повторяет ни один, ни второй. Жеста созерцания здесь нет, как мы с вами видим. Но это и не тот жест сцепленных рук, который мы видели с вами только что у «Христа в пустыне» или у Достоевского. Видно, что здесь эти руки готовы расцепиться. Это пребывание не просто на границе, это не сосредоточение всех сил, а это пребывание на грани, если человеческую аналогию употребить, сна и реальности, когда расслабляются все мышцы, и если мы, скажем, подпирали рукой голову или какой-то еще у нас был жест, который требовал сосредоточения, то руки постепенно расслабляются и падают в том направлении, которое им подсказывает само тело. И вот здесь мы видим, как руки словно расходятся постоянно. И, кстати, это тоже напоминание о крыльях, которых здесь нет, но руки могут развернуться, раскинуться и стать этими крыльями. А сама форма, которую мы видим здесь на фрагменте, напоминает своего рода пропасть, куда падает наш взгляд и куда падает, возможно, и энергия, выраженная в этой картине. Демон непонятый: иллюстрации к поэме Лермонтова И, пожалуй, один из самых потрясающих рисунков, который создан в том же самом 1890 году, — «Голова Демона». Она направлена здесь в другую сторону, чем это изображено в «Демоне сидящем». Это значимое несовпадение, потому что правое и левое для нас всегда имеют свои образные смыслы и свое эмоциональное воздействие на то, как мы воспринимаем произведения. Это достаточно большой рисунок. Он был и на последней выставке Врубеля в 2021-2022 году, и вообще достаточно часто появляется на графических выставках работ из Третьяковской галереи. Бумага тонированная, как видите, цветная, которая уже словно поток золотого света, образ этот создает, поскольку бумага всегда своим цветом изображает свет в графике. Это особенность именно этого вида искусства. Уголь и сангина, то есть мягкий, наподобие пастели, карандаш теплого оттенка. А вот если мы присмотримся к тому, как сделан этот рисунок, он сделан необычайно скупыми, лаконичными средствами. Бумага выпуклая, как акварельная бумага, мы все ее с вами представляем, и видно, как параллельные штрихи накладывает Врубель там, где волосы видны Демона. Кстати сказать, вот еще важная деталь об этом рисунке. В старых каталогах его называли «Голова ангела». То есть непонятно, кто это на самом деле, ангел или демон, настолько нечеткая здесь грань, или, точнее сказать, она вообще отсутствует, так что он действительно может восприниматься и как ангел, и как демон. И это снова говорит о том, что образы Врубеля лишены четкой границы. Здесь нет ничего ни абсолютно демонического, ни абсолютно ангельского, но есть некая энергия, которая может стать и тем, и другим или, точнее, которая находится за пределами плюсов и минусов, за пределами хорошего и плохого, добра и зла. Потоки света выражены параллельными штрихами, но поскольку это выпуклая бумага, то здесь как бы пунктир такой создается, где-то как будто некие узелки, как будто частицы света буквально проходят сквозь бумагу, сквозь пространство своим потоком. И там, где они натыкаются на некую преграду, образуется скульптурная, как и в «Демоне сидящем» живописном, голова Демона. Где-то мы видим такие черные впадины его глаз, там, где губы, образуются такие же черные впадины, под подбородком, но в целом ощущение такое, что это именно свет, свет, который, встречая преграду какую-то, кристаллизуется в некую скульптурную форму, которая буквально на наших глазах материализуется в рисунке Врубеля и снова потом может превратиться в поток света. И ничего в мире нет, кроме этого божественного света, который проявляет себя в разных формах. Врубель, говоря о том, что «Демона» не понимают, имел в виду «Демона» Лермонтова и конкретно рисунки художника Михаила Зичи, придворного художника, который зарисовывал сцены военные, точнее, сцены парадов, и в том числе создал еще за несколько лет до Врубеля свои варианты иллюстраций к поэме Лермонтова, которые совершенно Врубеля не удовлетворили. И действительно, мы видим, что сами по себе акварели, конечно, очень красивые, изящные, они полны этнографических подробностей, но это именно иллюстрации чисто внешние, где восточный тип Тамары, костюмы очень точно переданы, Кавказские горы сияют на заднем плане, но не более того. И уж совсем смешная картина на эту тему, которую создал знаменитый салонный художник эпохи Константин Егорович Маковский, «Демон и Тамара». Приближался юбилей Лермонтова 50 лет со дня смерти знаменитого поэта в 1891 году, его достаточно широко отмечали, и многие художники создавали картины на темы его произведений. И помимо того, что здесь узнается, конечно же, любимая жена художника Юлия, которая служила моделью Маковскому для большинства его картин, здесь вообще парадоксальным образом перед нами не просто салонная сцена соблазнения. Здесь девушка выглядит более искушенной и демоничной, чем юноша робкий, и лишь притворяется жертвой, а на самом деле именно она здесь является, наверное, вот такой демонической героиней. Задумано ли было так художником или нет, но свет иконы бросает теплый отблеск на лицо юноши, а лунный свет, который виден там вдали сквозь окно, словно отражается в красках платья и лица девушки. Совсем иной образ мы видим в иллюстрациях Врубеля. Мы уже встречались с этой самой знаменитой, наверное, акварелью черной, созданной в качестве иллюстрации. Эти иллюстрации, конечно же, были непонятны современникам. Пришлось Петру Кончаловскому, отцу знаменитого художника-авангардиста Петра Кончаловского, отстаивать их, чтобы все-таки были они пропущены цензурой, чтобы они были напечатаны в юбилейном издании Лермонтова. К счастью для нас, это издание состоялось, в том числе и с иллюстрациями Врубеля. Помимо него, и Серов, и Репин, и другие художники знаменитые в этом участвовали. Мы уже немного говорили об этой акварели, говорили о том, как сквозь фигуры Тамары и ее спутника просвечивают словно некие инопланетные города. Но если мы обратим внимание на фигуру Демона, на фигуры музыкантов на первом плане, то видно, что даже не глазами Демона мы видим эту сцену, а это еще более высокий космический взгляд, то есть и Демона самого мы видим с какой-то еще более огромной высоты. Глаза ли это Господа Бога, глаза ли это самой вселенной, можно только догадываться. И вот самая знаменитая иллюстрация, также созданная черной акварелью, но это требование печати того времени, которая не могла тогда цветные иллюстрации воспроизводить, поэтому художники стремились максимально лаконичными средствами эти иллюстрации создавать. Для Врубеля, как художника гениального, это становится, наоборот, источником его нового художественного языка. В этой знаменитой иллюстрации, где изображена встреча Демона и Тамары, мы видим существо словно из иного мира. И не случайно одним из прототипов для него послужил сфинкс. Мы с вами знаем много примеров сфинксов. Это и знаменитый Большой сфинкс в Гизе, и, в частности, в Санкт-Петербурге привезенные еще в XVIII веке сфинксы фараона Аменхотепа III — многие сфинксы имеют портретные лица фараонов и являются их воплощениями и охранниками в загробном царстве. Посмотрите, как вот здесь, словно оживший сфинкс, предстает перед нами Демон, и несмотря на то, что сам образ в чем-то оперный, в чем-то он даже салонный вот это обнаженное плечико, которое здесь бросается в глаза , но тем не менее это образ космический, как всегда у Врубеля. И в глазах их сияют звезды, и сияют звезды за окном. Бесконечность, которая смотрит в бесконечность, — это самое главное ощущение, которое мы испытываем, когда смотрим на этот знаменитый лист. И небольшая, но также совершенно особенная работа, которая служит своего рода завершением цикла к поэме Лермонтова, «Голова Демона». Голова Демона на фоне гор, уже одинокого, уже потерявшего Тамару. Снова вот эти глаза, в которых целые галактики. И, наверное, еще более удивительно то, как изображены здесь его губы, немного тронутые белилами. Это словно цветок застывшей лавы, и есть ощущение, что ожог навсегда припечатал Демона, вот это прикосновение любви, которого оказалось слишком для него и для Тамары, которую он погубил. Но этот отпечаток навсегда остался на его губах, как поцелуй чего-то неведомого, преобразившего даже его плоть. И другой образ Демона, тоже «Голова Демона». Это акварель, которая не вошла в окончательный вариант юбилейного издания. Таких вариантов, конечно, гораздо больше создавал Врубель, чем вошло в окончательную редакцию. Совсем другой Демон, в котором мы видим что-то змеиное, и в его глазах, и в его губах, и в хищном выражении его лица. И если мы посмотрим на голову Демона, которая, как и в предыдущем рисунке, обрамлена целой тучей черных кудрей, здесь они как своего рода трубочки змеящиеся, то можно заметить, что словно змея лежит у него на голове. Если посмотреть, вот здесь ее выпуклый глаз, вот здесь как бы пасть ее, вот ее голова, немного откинутая назад. Вот она лежит как будто на голове Демона. Перевоплощения и образы мудрой природы Это как раз то, к чему стремился символизм, когда сквозь одну форму просвечивает другая, когда сквозь один слой реальности тоже просвечивает другой, когда сквозь личину просвечивает некий подлинный лик или подлинная сущность персонажа. И таких личин, таких слоев может быть бесконечное множество. И, собственно, то, что мы видим в цикле работ Врубеля а мы здесь видим только некоторые из его работ на эту тему , — это все разные стороны, разные грани образа, который остается неисчерпаемым, бесконечным. Даже если мы посмотрим на такую, казалось бы, совершенно светлую майоликовую работу, как «Весна», известный образ, который много тиражировался — он есть сегодня в разных музеях, и в Абрамцево, и в Третьяковской галерее, — то тоже можно увидеть, что на головном уборе Весны, которая представляет собой что-то цветущее сам этот образ — это образ цветения весеннего , проявляется некое лицо. Вот глаза, нос, рот, то есть некий дух такой, который тоже как будто бы виден сквозь, может быть, лесной дух, может быть, леший. Ему нет имени, нет названия, Врубель никогда их специально не дает, но это опять же та реальность, которая просвечивает одна сквозь другую. И, приглядевшись, мы увидим это повсюду. Можно и змею вот здесь при желании увидеть. То есть создает природа такие узоры форм, которые сами собой рождают вот эти существа. Уже встречался нам в нашем разговоре о Врубеле его знаменитый Пан. И здесь хотела бы сказать снова о том, что сама природа создает эти образы духов и низших божеств, которые не на Олимпе где-то живут, а рядом с человеком. Известно из воспоминаний современников, как родилась эта картина Врубеля. Она родилась после прочтения им замечательной повести Анатоля Франса «Святой сатир», которая рассказывает о том, как монаху, молящемуся в церкви, из древнего саркофага, который оказывается в этой церкви, является сатир.
Печали и демоны Михаила Врубеля
Описание картины «Демон сидящий». Начиная с 1890 года в творчестве Врубеля начинают появляться демоны. Идею Демона Врубель привезет в Москву, и уже там, в доме Саввы Мамонтова на Садовой-Спасской, напишет в 1890 году свое полотно «Демон сидящий». Черноволосый, голубоглазый юноша-гигант сидит недвижим, обхватив колени, посреди поляны с фантастическими цветами. В этом флигеле Михаил Врубель работал над картиной “Демон сидящий”. Описание картины «Демон сидящий». Начиная с 1890 года в творчестве Врубеля начинают появляться демоны. Михаил Врубель» Живопись, картины, фото художника» Демон сидящий. Первой картиной московского периода, которую он представил публике, был знаменитый «Демон сидящий».
«Демон сидящий» - разбор гениальной работы Михаила Александровича Врубеля
«Демон сидящий», Михаил Врубель, 1890 год. В первой картине «Демон сидящий» (1891) скорее видна внутренняя борьба, грусть печаль и неоднозначность Демона. Фоном для картины «Демон сидящий» служит накаленно-пурпурное низкое небо. Картину «Демон поверженный», выставленную в 1902 году на петербургской выставке объединения «Мир искусств», Врубель приходил дописывать каждое утро.
Демоны Врубеля
«Демон» Врубеля: почему это шедевр | «Демон (сидящий)» — одно из самых узнаваемых произведений Михаила Врубеля. |
Картина Врубеля «Демон сидящий» — вечная борьба мятежного духа | известнейшая картина Михаила Врубеля, закончившего свои дни в психиатрической клинике. |
Михаил Врубель: биография, картины и слава художника, портрет, личная жизнь | Задуманная в 1885 и законченная в 1890 году, картина «Демон сидящий» начала «демоническую серию», продолжившуюся иллюстрациями к лермонтовскому «Демону», затем «Демоном летящим», «Демоном поверженным» и многими другими. |
Демон (сидящий) (картина) — Михаил Врубель | Полотно «Демон сидящий» было создано Врубелем во время проживания художника в семье московского купца Мамонтова, известного покровителя талантов и ценителя живописи. |
Между ангелами и демонами | Создание картин «Демон сидящий» и «Демон повержденный», работа в Санкт-Петербурге, жанр живописи, выставка в честь 165-летия. Причина смерти на 24СМИ. |