Покусились и получили по зубам по прямому благословению святителя Ермогена, обратившегося с воззванием ко всем русским людям одолеть Смуту и подняться за Землю.
Также рекомендуем
- Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день преставления священномученика Ермогена
- Пастырское служение
- Православное Братство священномученика Ермогена
- Чудеса Патриарха Ермогена
- Проповедь в день памяти святителя Ермогена /
- Гермоген (патриарх Московский) — Википедия
"Православный календарь": день памяти священномученика Ермогена
Москва была окружена российским ополчением, которое хотело освободить Кремль, где находились захватчики - поляки и литовцы, святитель Ермоген находился в заключении, его заставляли обратиться к русскому ополчению, чтобы он их призвал отступить от Москвы. Но святитель проявил твердость и сказал, что он обратится к русскому ополчению только тогда, когда поляки оставят Кремль, когда захватчики оставят сердце России. Святитель Ермоген выступал твердо и последовательно против попыток окатоличить Землю Русскую в это трудное для Руси время, время смутное, именно так оно называется в истории нашего государства. От голода скончался святитель Ермоген, он был похоронен в Чудовом монастыре, а потом его святые мощи были перенесены в Успенский собор Московского Кремля. И разве не напоминает то трудное смутное время время, в которое мы живем, когда предпринимаются попытки окатоличить тех наших соотечественников, которые на протяжении тысячелетней истории Руси хранили веру православную!
Мощи Патриарха Ермогена обретены нетленными и благоухающими, во свидетельство великой славы его в Царствии Небесного Отца, ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих Ин. Те испытания, которые ныне выпали на долю нашего Отечества, нередко сравнивают со Смутным временем. Но нет! Люди уступили свои жилища зверям. Граждане и земледельцы жили в дебрях, лесах и пещерах неведомых или в болотах, только ночью выходя из них обсушиться. Не светом луны, а пожарами озарялись ночи, ибо грабители жгли, чего не могли взять с собою, — да будет Россия пустынею необитаемою.
Подобные ужасы Россия вновь пережила только в гражданскую войну, последовавшую за большевистским переворотом. Наше же теперешнее положение в сравнении со страшными временами братоубийства представляется сущим благоденствием, хотя грех, тяготеющий ныне над нашим народом, ничуть не легче, чем в конце XVI или начале XX века. И если мы будем коснеть во грехе, останемся духовно бесплодными, долготерпение Господне иссякнет — и горе нам! Память Небесного ходатая о Русской земле, священномученика Ермогена, мы празднуем во время Великого поста. Вспомним, как в 1611 году, поднимаясь на подвиг возрождения Отечества, постился весь русский народ: три дня опамятовавшиеся наши предки провели тогда в покаянных молитвах, без крошки хлеба и капли воды, даже грудных младенцев не кормили матери, даже домашним животным не давали пищи в эти дни всенародного покаяния перед Господом Правосудным. А нам, нынешним, кажется невыносимым и легкое бремя: на несколько великопостных недель отказаться от животной пищи и мирских увеселений. Так да побудит же нас хотя бы на малый этот подвиг воспоминание о священномученике Ермогене, ради верности Господу и любви к Отечеству претерпевшем не просто пост, но мучительную кончину от голода в сырой темнице. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Только будучи верны в малом мы сможем дерзать на большее — на действенную молитву о спасении и возрождении Отечества, на благие свершения во славу Господню. Верность церковным установлениям воспитывает в нас стойкость и мужество, терпение в испытаниях и постоянство в доброделании.
Достойно пройдя поприще Великого поста, обретем мы новые духовные силы и для временной жизни, и для устремления к блаженной вечности. Современные испытания кажутся легкими даже по сравнению с тем недавним временем, когда страна томилась под гнетом безбожной власти. Крепость нашей веры ныне испытывается лишь материальными затруднениями и мирскими соблазнами, а не угрозой гонений. В Ташкентской и Среднеазиатской епархии помнят подвизавшихся здесь несколько десятилетий назад достойных подражателей жития старинных подвижников, среди них — тезоименитого священномученику Ермогену замечательного архипастыря архиепископа Ермогена Голубева , чьим мужеством сохранен главный храм епархии — Свято-Успенский собор. За восстановление собора он был выслан из епархии, впоследствии его твердость в отстаивании интересов Церкви навлекла на него новые гонения, земные дни свои архиепископ Ермоген окончил в ссылке.
В 1652 году, через 40 лет после смерти, его гробницу вскрыли и обнаружили нетленные мощи. После этого останки святителя перенесли в Большой Успенский собор, где они хранятся по сей день. В 1913 году патриарх Ермоген был канонизирован как священномученик. День памяти священномученика Ермогена в 2024 году — храмы Первый храм в честь священномученика Ермогена был освящен в 1913 году сразу после его канонизации. Он находился в подземелье Чудова монастыря.
Однако в 1930 году обитель была полностью разрушена, а ее святыни перевезли в Третьяковскую галерею. В 2011 году стартовала программа строительства православных храмов в Москве, согласно которой в столице планировалось построить три храма священномученика Ермогена в Гольяново, Крылатском и Зюзино. В каждом из них уже ведутся регулярные богослужения. День памяти священномученика Ермогена в 2024 году — иконы Иконы священномученика Ермогена появились после его канонизации в 1913 году. Основой для них послужили иллюстрации из Царских Титулярников 1672 года. Там святитель изображался с нимбом в белом клобуке, его правая рука сложена в благословляющем жесте. В левой руке у патриарха жезл с навершием в виде змеиных голов, символизирующих мудрость. Позднее было создано множество вариантов образов Ермогена.
Как и др. Имеются свидетельства, что из рус. За это Е. По «Сказанию и повести, еже содеяся в царствующем граде Москве, и о растриге Гришке Отрепьеве», написанным современником событий, Лжедмитрий приказал не только выслать Е. После избрания на престол Василия Иоанновича Шуйского и сведения с Патриаршего престола поставленного Лжедмитрием Игнатия встал вопрос о новом патриархе. Есть основания предполагать, что 1-м кандидатом на Патриарший престол являлся Ростовский и Ярославский митр. Филарет именно он отправился 3 июня 1606 в Углич за мощами царевича св. Димитрия Иоанновича. Филаретом и наречения патриархом Е. По предположению Платонова, неудовольствие царя вызвала связь митр. Филарета с Шереметевыми, организовавшими против царя заговор. Чин поставления Е. Новгородский митр. Исидор вручил Е. Петра , царь - панагию, белый клобук и др. Патриаршество Е. Почти все рус. Церкви и государственности в России в эти годы. В «Новой повести о преславном Российском царстве», «Плаче о пленении и конечном разорении Московского государства», сочинениях И. Хворостинина , «Новом летописце» о Е. В польск. Эмалевая икона. ГИМ Сщмч. ГИМ Послания Е. Грамоты, рассылавшиеся Е. Болотниковым, носили характер воззваний с призывом к отпору восставшим «ворам» по всей стране, к верности царю. В грамотах говорилось о том, что крестоцелование Лжедмитрию I - это измена законному царю, о том, что истинный царевич Димитрий мертв и его мощи принесены в Москву. Царь в грамотах назван «крепким христианским поборником, нашим по Боге заступником», бунтовщики уподобляются богоборцам. О Лжедмитрии Е. Патриарх призывал духовенство поддержать царя и удерживать паству от присоединения к мятежникам, читать и распространять патриаршии грамоты. Ефрему с благодарностью за прекращение мятежа жителей Свияжска против Василия Шуйского. Иова за все совершенные в годы Смуты измены: царям Борису Годунову, его сыну Феодору , патриарху Иову, за целование креста Лжедмитрию I. Для принятия покаяния бывш. Иов призывался грамотой в Москву на «подвиг», необходимый «для государева и земского великого дела». После молебна в кремлевском Успенском соборе, совершенного Е. Затем была зачитана разрешительная грамота от имени обоих патриархов и всего Освященного Собора, в которой объявлялось о прощении. Через 2 месяца, после того как к мятежникам под Калугой перешел 15-тысячный отряд царской армии, Е. Осенью 1607 г. Филарету Е. В «Новом летописце» сообщается о волнениях в Москве против царя Василия в период осады столицы Тушинским вором. Вскоре в городе началось возмущение среди посадского населения, и лишь известие о приближении к Москве на помощь царю войск кн. Скопина-Шуйского успокоило людей, Е. Келарь Троице-Сергиева мон-ря Авраамий Палицын упоминает о последующих совместных попытках царя и патриарха снизить цены на хлеб. Важным событием было поставление в февр. Дионисия Зобниновского , находившегося в Москве во время осады ее войсками Лжедмитрия II и ставшего одним из ближайших помощников Е. В сент. Подземелье в Чудовом мон-ре, почитавшееся как место заточения сщмч. Василий Шуйский был низложен. В «Новом летописце» сообщается, что мятежники взяли патриарха «насильством», «ведоша за Москву реку к Серпуховским воротам и начаша вопити, чтоб царя Василья отставили». Согласно разрядным книгам, «патриарх со всем собором» направился к царю, предлагая ему оставить трон Белокуров С. Разрядные записи за Смутное время, 7113-7121 гг. Хворостинин пишет о высказывавшемся Е. Первосвятитель предсказывал, что страну, предавшую царя, ждет судьба «богоубийственного и мятежного рода июдейского», покоренного римлянами. Те же, кто остались верны царю,- «благословенные воины», идущие в «Небесное Царство с мученики святыми в безконечную радость веселиться». Источники расходятся по вопросу о том, был ли согласен Е. Авраамий Палицын и Хворостинин пишут о том, что Первосвятитель со слезами просил не посылать «с таким молением к польским людем» и не верить их обещаниям, он призывал православных помнить, «что Кароль в велицем Риме содея» имеется в виду, вероятно, уклонение Рима с приходом Карла в «латинство». По польск. После того как Боярская дума утвердила кандидатуру Владислава, Е. Разрядные записи. Патриарх наставлял членов рус. Салтыкова и кн. Мосальского главных проводников польск. Через митр. Филарета, ехавшего в составе посольства, Е. Однако все эти усилия были тщетны. Сапега на переговорах заявил, что Владислав, будучи христианином, не нуждается в повторном крещении, о споре Сапеги с Филаретом Е. Отношения между Е. В «Рукописи Жолкевского» сказано: «С патриархом, человеком весьма старым, ради религии [опасаясь в ней перемены] сопротивлявшимся делам нашим, гетман С. Гонсевский писал, что Е. Тем не менее Е. Флоря Флоря. В нояб. Андронов, затем глава Боярской думы кн. Мстиславский, уговаривая патриарха подписать новую договорную грамоту для отправки находившимся под Смоленском рус. В новом документе полностью принимались условия кор. Сигизмунда III , требовавшего принесения присяги не только Владиславу, но и ему, а также сдачи польск. Несмотря на угрозы, Е. Отсутствие подписи патриарха под новой договорной грамотой укрепило позицию рус. Собрав в Успенском соборе представителей московского посада, Е. По словам Жолкевского, Е. Голицына весть, что Сигизмунд отказывается от принятия Владиславом правосл. Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. XIX - нач ХХ в. Патриаршая резиденция в Чистом пер. Только после гибели самозванца в сер. Широкую известность получили грамоты патриарха, направленные во мн. Грамоты Е. Поскольку многие из них были перехвачены, об их содержании известно из польск. Гонсевский на мирных переговорах 1615 г. Новгород, откуда ее списки распространились в Костроме, Галиче и др. Гонсевский передает содержание грамот патриарха: бояре «Москву Литве выдали, а вора-дей в Калуге убито, и они б… собрався все в збор, со всеми городы шли к Москве на литовских людей» АЗР. Еще один пересказ имеется в записках С. Маскевича, к-рый сообщает, что в грамотах патриарх освобождал рус. К нач. Шаховской писал, что к сбору ополчения П. Ляпунова побудила грамота патриарха в Переяславль Рязанский Шаховской С. В письме Я. Задзика, отправленном из лагеря под Смоленском 8 янв. В кон. Новгород и Переяславль Рязанский цит. По-видимому, Е. Не случайно в «Новом летописце» говорится не о посылке грамот Е. Хворостинин приводит оправдательную речь Е. Однако тот же автор упоминает, что нек-рые люди после освобождения Москвы возможно, участники Земского собора 1613 г. Бескомпромиссная позиция патриарха стала причиной репрессий против него. Как сообщает «Новый летописец», услышав отказ Е. Хворостинин пишет о том, что патриарх был «затворен от входящих к нему, и страха ради мнози отречеся к его благословению ходити, но сей никако же обычнаго своего учения оставив, но еще глаголати, и поношати, и еретическое шатание разрушити» БЛДР. Контакты с Первым ополчением у Е. Посланцы ополчения, побывавшие в Москве у патриарха, сообщали, что «у него писати некому, дьяки, и подъячие, и всякие дворовые люди поиманы, а двор его весь розграблен», поэтому Е. При подходе Первого ополчения к Москве 19 марта 1611 г. Одним из поводов к нему стал распространившийся слух, что боярин Салтыков и поляки хотят умертвить патриарха и устроить массовое убийство москвичей в Вербное воскресенье, 17 марта, когда Е. Во время восстания Е. На Патриарший престол вернулся Игнатий. Новгород и Казанскому митр. Ефрему с призывом писать в полки и боярам с требованием не принимать на царство сына Марины Мнишек. Патриарх хотел, чтобы Казанский митрополит послал в полки учительную грамоту с приказом унять в войсках грабеж и пьянство, стараться о «душевной чистоте и братстве» и твердо стоять «за Пречистой дом, и за чудотворцов, и за веру» ААЭ. В «Новом летописце» сообщается, что «литовские люди», узнав о создании в Н. Новгороде Второго ополчения, приходили к Е. Ответ священномученика в изложении летописца был категоричен: «Да будут те благословении, которые идут на очищении Московского государства, а вы, окаянные московские изменники, будете прокляты». После этого «начаша его морити гладом и умориша ево гладною смертию… месяца февраля в 17 день, и погребен быть на Москве в монастыре Чюда архистратига Михаила» ПСРЛ. В «Рукописи Филарета» отмечено, что Е. Рукопись Филарета [Романова], патриарха Московского и всея России. Переписка между Россиею и Польшею по 1700 г. Существует позднейшее предание, что перед смертью патриарх в подземелье прорастил овес и его нашли мертвого стоящим на коленях среди зеленых побегов. Вероятно, в этом предании отразились известия таких источников, как «Сказание о пресвятейшем Ермогене, патриархе Московском и всея Руси, новом исповеднике» и др. Сочинения Хворостинин сообщал, что патриарх был «учению книжному, любомудрию искусен, каноны и жития святых написа» БЛДР. Составитель Хронографа 1617 г. Начитанность Е. В сохранившихся сочинениях священномученика присутствуют ссылки на события церковной и гражданской истории, на церковные каноны и уставы, на труды отцов Церкви. Несмотря на тяжелые условия Смуты, Е. Печатанием книг занимались О. Радишевский , И. Невежин, Н. Самарский епархиальный церковно-исторический музей Сщмч. Самарский епархиальный церковно-исторический музей В Казани ок. На протяжении этих лет Е. Автор сообщает, что чудеса, происходившие от иконы, стали известны царю Феодору Иоанновичу, с к-рым автор говорил «в то время, как Бог изволил, велел поставить меня в чин митрополита». Стилистически эта повесть близка к др. Во введении автор пишет, что принялся за описание жизни святых, «повинуясь царскому повелению и приняв архиерейское благословение». Однако можно думать, что инициатором составления Жития был Е. Текст основан на рассказах очевидцев, детально описано обретение мощей архиепископов Гурия и Варсонофия, в к-ром принимал участие Е. Главными добродетелями Казанских святителей в изложении Е. В казанский период, как определила Р. Дмитриева , Е. Из приписки ясно, что Е. Дмитриева полагала, что Е. К патриаршему периоду служения Е. Первосвятитель был против одновременного совершения в храме неск. На послание Е. В Милютинских Минеях Четьих за февр. В Патриаршество Е. Димитрия и установлено празднование ему трижды в год. В одной из грамот Е.
2 марта — день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси
Святитель Ермоген 9 января 1592 года направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов. Святитель Ермоген открыл гробы, и все увидели, что останки святых оказалась нетленны. Казанскую епархию святитель Ермоген возглавлял в течение 17 лет. Молитвами святителя Ермогена да хранит Господь на веки землю Русскую, град наш Москву и сей святой храм, с пребывающими здесь святыми его мощами.
Контакты — нижняя часть сайта
- Предыдущие выпуски
- Святой священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея Руси
- Предыдущие выпуски
- День памяти священномученика Ермогена в 2024 году — храмы
- Проповедь в день памяти свт. Ермогена, Патриарха Московского
Проповедь в день памяти святителя Ермогена после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля
Смотрите видео онлайн «Слово Патриарха. О святителе Ермогене. Святитель Гермоген был назначен Патриархом Московским и всея Руси в июле 1606 года, когда ему было уже за 70 лет. 1 марта, в день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную. Сегодня наша молитва к святителю Ермогену, чтобы он, предстоя пред лицом Божиим, не оставил землю Русскую своими молитвами. Святитель Ермоген видел эту опасность. Он сильно молился Богу, чтобы Господь как-то всех жителей российской державы вразумил. Святой Ермоген известен и как ревностный пастырь Церкви Христовой, и как глубокий молитвенник, и как хороший организатор.
День памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси
В день памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Божественную литургию в Успенском. В 1592 году при святителе Гермогене были перенесены из Москвы в Свияжск мощи Казанского святителя Германа. Памяти святителя Ермогена. Фильм «Святитель» рассказывает о жизни Патриарха Гермогена — одного из самых прославленных русских святых, героя Смутного времени. Памяти святителя Ермогена. По решению Собора святитель Ермоген отослал в Свияжск разрешительную грамоту, сняв с них обвинения.
Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Ермогена
О принятии схимы говорил: «Желания моего на это не было, но мне было открыто, что не стоит отказываться. Хотя, честно говоря, я не чувствовал себя достаточно сильным духовно, чтобы достигнуть такой степени монашества». А уже будучи опытным духовным наставником, смиренно говорил: «Я слабый духовник». Запомнился его вдумчивый открытый взгляд. Главной в его советах была мысль о необходимости серьезного отношения к молитве, о том, что совершать ее надо непрестанно. Прочитайте утренние и вечерние молитвы, не отвлекаясь, — я уверяю Вас, что если Вам это удастся даже на 10 процентов, — уже неплохо.
Молитва — это основное делание монаха, но и для мирянина она необходима, иначе враг получит слишком большую власть над человеком. За молитву нужно бороться. Часто себя через силу заставлять молиться», — сегодня эти слова отца Ермогена звучат как самое главное его духовническое наставление. Он не давал долгих интервью, отказывался, ссылаясь на то, что надо идти в келью молиться. Как-то батюшка зашел в издательский отдел Новоспасского монастыря и удивил всех вопросом про драйвера.
Он переживал за наш непростой мир и молился за него, считая это главным своим деланием; «болел» за каждого человека, всем напоминая о том, что любое искушение, любое падение надо преодолевать с молитвой, что именно она преображает сущность и все бытие человека В физической слабости, простоте, незлобии была сила отца Ермогена. Он много и часто исповедовал, хотя признавался, что исповедь его выматывает. Много времени уделял людям, вновь пришедшим к вере. Любил иногда поговорить, но, что важнее, умел выслушать каждого приходящего к нему человека. В пастырских беседах, столь нужных всем нам, он никогда не отказывал людям, хотя привычка торопиться, приобретенная, наверное, еще в детстве, в нем оставалась.
Отец Ермоген говорил и о том, что каждый человек должен преодолевать себя и совершать ежедневно усилие над собой для своего преображения: «Конечно, требуется подвиг, требуется волевое усилие, никуда от этого не денешься. Здесь пригодится даже и память смертная. Без молитвы мы не получим благодать, а без благодати спастись невозможно. Молитва — это не искусственное обрядовое установление — это необходимость».
Ей предшествовали киноленты «Заступница», повествующая о самой чудотворной иконе, и «Осанна» — о жизни святой великомученицы Елизаветы Федоровны Романовой, которая вела активную благотворительную деятельность и часто приезжала в Казань. Фильм «Осанна» в свое время получил высшую награду кинофестивалей «Россия» и «Золотой Витязь», а также был номинирован на национальную кинопремию «Золотой орел». Сюжет «Святителя» разворачивается вокруг фигуры знаменитого исторического деятеля — святого патриарха Ермогена, бывшего митрополита Казанского, который в Смутное время был вдохновителем похода ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского для освобождения Москвы от поляков.
Действие охватывает период от правления Ивана Грозного до воцарения династии Романовых. В фильме используется другой вариант имени священномученика — Гермоген. Но этими героями полна наша земля… Патриарх Гермоген — один из ярких примеров. Без него не было бы нашей страны», — уверен митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, с чьего благословления был снят фильм.
В правительственном наказе гонцу Д. Оладьину, посланному в Польшу 10 марта 1613 г. Царь Алексей Михайлович после новгородского восстания 1650 г. Никону впосл. В 1652 г. Мощи в деревянной гробнице, обитой фиолетовым бархатом, были поставлены в юго-зап. К кон. XVII - нач. XVIII в. В 1812 г. В 1883 г. Патриарх Ермоген. В Уставе церковных обрядов Успенского собора ок. В Месяцеслове Симона Азарьина сер. XIX - нач. Сергий Спасский указал, что имя Е. Голубинский поместил Е. Канонизация святых. В 1903 г. Николай II с др. Владимира Богоявленского , митр. Московского и Коломенского, осмотрел подземелье под собором в честь Чуда арх. Михаила в Хонех Чудова мон-ря Московского Кремля где, по преданию, в свое время томился в заточении Е. В 1909 г. Иоанна Восторгова и под рук. Струкова по проекту, утвержденному Московской археологической комиссией. Храм разместили в белокаменном подклете Чудовского собора. Его вост. Вход в храм располагался с запада, дверь в сев. Храм был освящен 13 мая 1913 г. Рака свщмч. Ермогена в Успенском соборе Московского Кремля. В годы, предшествовавшие 300-летию кончины Е. Была изучена книга записей исцелений, бывших по молитвам у мощей Е. В 1912 г. На торжествах, которые возглавил митр. Московский Владимир Богоявленский , присутствовала вел. Елисавета Феодоровна. Ермолая, Введенской на Лубянке - бывш. Пожарского , со стягом последнего, хранившимся в Оружейной палате. На обратном пути крестный ход прошел через Чудов мон-рь; в подземном храме, устроенном в темнице, где, как считалось, скончался патриарх, был отслужен молебен. Торжества и службы, посвященные Е. К этому времени были собраны тысячи подписей на прошениях о канонизации Е. Для мощей Е. Память Е. В торжествах прославления Е. К этому событию была изготовлена новая гробница из золоченой бронзы, верхняя доска представляла собой иконописное изображение Е. Основные торжества прошли 12 мая, у гроба Е. Васнецова , пропел составленные к этому дню песнопения, в т. Ипполитова-Иванова , крестным ходом пронесли написанную Васнецовым икону священномученика. С иконой Е. Расстрел Моск. Кремля 27 окт. После восстановления Патриаршества в Казанском соборе Петрограда предполагалось создать пещерный храм во имя Е. В наст. Вовина-Лебедева, Н. Чугреева Соч. Церкви: Гермогена, патр. Московского, Сказание о явлении и чудесах от иконы Пресвятыя Богородицы Казанской, писано в 1594 г. Вопрос о единогласном пении в Рус. Церкви XVII в. Петра и супруги его благоверныя Февронии. Гермогена, патр. Московского и всея России: С прил. Ермоген: Жизнеописание, творения, ист. Сборник: [Акты по истории России за 1393-1729 гг. Источники агиографии. О происхождении патр. Статьи по рус. Спасский мон-рь в Казани: Ист. Краткая заметка на мнение С. Платонова о происхождении патр. Род вел. Новые данные для характеристики патр. Гермоген, митр. Страдальцы за Русскую землю: Патр. Гермоген и троицкий архим. Жизнеописание свят. Московского и всея России. К вопросу о причастности патр. Гермогена и кн. История РЦ. Русские патриархи, 1589-1700. Польско-литовская интервенция в России и рус. Архипастыри Казанские, 1555-2007. Миниатбра из Титулярника. Источниками для них послужили портретные поясные изображения в Царских Титулярниках 1672 г. ГЭ; 3. К их созданию привлекались мастера Оружейной палаты Московского Кремля: жалованный иконописец И. Максимов ученик Симона Ушакова , известный «золотописец» Г. Благушин, патриарший иконописец Д. Львов, осташковский иконописец М. Потапов, жалованный иконописец и живописец Ф. Репьев Успенский А. Царские иконописцы. Словарь иконописцев. В Титулярнике 1672 г. В Титулярнике 1672-1673 гг. Святитель именословно благословляет, в левой руке высокий посох с полукруглым навершием, на груди панагия с Голгофским крестом. Портретные изображения Е. РГБ, см. Гравюра А. ГИМ Описание внешнего облика Е. XIX в. Один из них находился в ц. По-видимому, этот портрет, иконография к-рого ориентирована на Титулярник 1672-1673 гг. Во славу св. Гермогена, патриарха Всероссийского: Слова, сказанные в ожидании прославления его и после прославления. Подобные типы изображения встречаются на гравюрах А. Осипова , напр. Бекетова в технике пунктира портрет 1821-1824 помещен в изд. Церкви, с прил. Шелковникова или изданной И. Дациаро Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. Ровинский упомянул также резцовую гравюру Д. Степанова ок. Чистякова в мастерской Ф. Брокгауза в Лейпциге «Патриарх Гермоген отказывается писать начальникам земского ополчения о распущении войска», издание В. Генкеля в С. Словарь гравированных портретов. Существовала литография «Твердость патриарха Гермогена... Пономарёва, напечатанная в мастерской Л. Прохорова, ок. Графический портрет Е. Народные картинки. В XIX - нач. Геллера Патриаршая резиденция в Чистом пер. Одна из них - «Патриарх Гермоген в оковах, осуждается от поляков на голодную смерть. Иванова по рис. Чорикова - была опубликована в 1844 г. Живописный Карамзин, или Рус. Горельефный образ Е. ЦМиАР Сщмч. ЦМиАР На старообрядческих рисованных листах 2-й пол. ГИМ; см. XVIII - нач. Максимом Греком. Среди Всероссийских патриархов Е. Сивкова в мастерской И. Голышева в с. Мстёра РГБ. Предположительно Е. Германъ Пат» - изображен верхним в правой группе на прориси ок. Гурьянова с иконы «Спас Смоленский с Московскими святыми» 2-я пол. Маркеловым - Маркелов. Святые Др. К 300-летию Дома Романовых и прославлению Е. Васнецова предполагалось воздвигнуть монумент в честь освобождения России от польско-швед. Васнецова, см. Минину и кн. Пожарскому скульптора И. В письме Васнецова от 18 марта 1913 г.
Он писал о том, как важна Православная вера, заклинал изменников опомниться, чтобы не погибнуть до конца. Вскоре самозванец был убит, как и его предшественник, но в Москве находились поляки и изменники-бояре, которые были преданы Сигизмунду III. Ермоген рассылал грамоты по всем городам и селам, он убеждал русский народ подняться для освобождения Москвы. Москвичи подняли восстание, поляки в ответ подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Ермогена заключили под стражу в Чудовом монастыре. В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и началась осада Кремля, которая продолжалась несколько месяцев. В это время поляки несколько раз пытались заставить патриарха приказать ополченцам отойти от города, угрожая ему смертной казнью.
Docudrama “The Hierarch” about the life of Holy Patriarch Patriarch Hermogenes
Они ушли ни с чем. Ермоген обличал Лжедмитрия, а затем Сигизмунда, польского претендента на русский престол. Ермоген был человеком острого ума, начитанным. Он вложил неоценимый вклад в развитие письменности России. При нем были изданы Минеи, Евангелие. Он сам всегда следил за исправностью текстов. Также он благословил перевести службу святому Андрею Первозванному с греческого на русский язык.
Мученическая кончина Когда Минин и Пожарский подняли народное восстание, поляки сожгли столицу и спрятались в Кремле. Они силой затащили Патриарха в Чудов монастырь и заперли его в темнице. Когда русские войска начали осаду Кремля, поляки просили Патриарха приказать им уйти, и грозили ему смертью. Но Ермоген ответил, что он не боится ничего и никого кроме Бога. Несколько месяцев длилась осада Кремля. Патриарх посылал русским воинам ободряющие слова в поддержку.
Но сам он не выдержал и скончался от голода и жажды.
Точные сведения о его происхождении не сохранились, есть предположение, что он был родом из Донских казаков. Первые достоверные известия о нем относятся ко времени его служения священником в Казани в гостинодворской церкви святителя Николая Тульского. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». В 1579 году, когда совершилось явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери, с благословения Казанского архиерея Иеремии, священник Ермолай перенес новоявленную икону с места ее обретения в церковь, где служил.
Позже он сам составил сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. Вскоре он принял монашество и с 1582 года стал архимандритом казанского Спасо-Преображенского монастыря. В 1589 году он был хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.
Застал схиигумена Савву, был на его погребении в 1980 году. Большую пользу я получил от этих поездок в Печоры. Каждый год ездил и жил там по 2-3 недели, ожидая встречи с отцои Иоанном Крестьянкиным. Он предсказал мне, что я буду священником». Так и случилось.
В последние годы, в 2012 году, отец Ермоген был пострижен в схиму, исполнял послушания духовника Новоспасского монастыря, в котором прожил более двадцати лет. Он пришел в эту обитель в 1994 году, уже опытным, крепко стоявшим на ногах человеком, много пережившим и много повидавшим. Первое свое послушание батюшка нес на просфорне. Но, по его словам, он «в этом делании не достиг значительных успехов». Потом трудился на разливе масла, был уставщиком — многое приходилось осваивать. На глазах отца Ермогена и при его непосредственном участии происходило возрождение древней обители. В одном из последних интервью, незадолго до своей болезни, он признавался, что Новоспасский монастырь стал ему родным домом, и вне его стен он чувствует себя неуютно. Он был тих, прост, всегда мог дать совет, не претендуя при этом на роль истины в последней инстанции.
Не уходил от общения с людьми. О принятии схимы говорил: «Желания моего на это не было, но мне было открыто, что не стоит отказываться. Хотя, честно говоря, я не чувствовал себя достаточно сильным духовно, чтобы достигнуть такой степени монашества». А уже будучи опытным духовным наставником, смиренно говорил: «Я слабый духовник». Запомнился его вдумчивый открытый взгляд. Главной в его советах была мысль о необходимости серьезного отношения к молитве, о том, что совершать ее надо непрестанно. Прочитайте утренние и вечерние молитвы, не отвлекаясь, — я уверяю Вас, что если Вам это удастся даже на 10 процентов, — уже неплохо.
В 1579 году совершилось явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Будучи ещё священником, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, он переносил новоявленную икону с места обретения в церковь Святого Николая [6].
В 1587 году, после смерти жены, имя которой история не сохранила, постригся в монахи в Чудове монастыре в Москве [4]. Патриарх Гермоген на монументе Тысячелетие России 13 23 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым митрополитом Казанским. Одновременно он сообщал о трёх мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн , пленённый татарами, а двое других, Стефан и Пётр, новообращённые татары. Святитель просил разрешения вписать их в синодик , читавшийся в Неделю Православия , и петь им вечную память. В ответ патриарх прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». Повелевалось вписать в тот же синодик и трёх мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Гермогену. Святитель объявил патриарший указ по своей епархии, добавив, чтобы по всем церквам и монастырям служили литургии и панихиды по трём казанским мученикам и поминали их на литиях и на литургиях 24 января среднею памятью. Святитель Гермоген сохранял твёрдость в соблюдении церковных традиций, активно занимался христианизацией казанских татар [6]. Практиковалась и такая мера: новокрещёные народы переселяли в русские слободы , изолируя от общения с мусульманами [5].
В сентябре 1592 года участвовал в перенесении мощей архиепископа Казанского Германа Садырева-Полева из Москвы в Свияжский Успенский монастырь [5]. Около 1594 года в Казани на месте явления Казанской иконы был сооружён каменный храм; тогда им была составлена «Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани» [7]. В октябре 1595 года участвовал в открытии мощей святителей Гурия и Варсонофия , обретённых в ходе перестройки собора в казанском Спасо-Преображенском монастыре , и составил их житие [3]. Митрополита Гермогена хорошо знали в Москве. Присутствовал он во время избрания на царство Бориса Годунова ; участвовал во всенародном молении при Борисе под Новодевичьим монастырём. В 1595 году он ездил в Углич для открытия мощей удельного Угличского князя Романа Владимировича [5]. Лжедмитрий включил его в состав Боярской думы как известного и влиятельного человека [4]. Но там Гермоген показал себя противником Лжедмитрия: выступил против избрания патриархом Игнатия и потребовал православного крещения Марины Мнишек [8]. Лжедмитрий приказал сослать его в Казань.
Приказ выполнить не успели в связи с убийством Лжедмитрия [3]. Патриаршество[ править править код ] Выбор патриарха в России был предоставлен исключительно усмотрению и воле государя, церковный собор лишь подтверждал этот выбор. Василий Шуйский , низвергнув Лжедмитрия I , низложил Игнатия, и на его место поставил патриархом своего сторонника — Гермогена [9]. Василий Шуйский решил сделать Гермогена патриархом как «врага предшествовавшего правительства» [10]. Пётр Геллер. Патриарх Ермоген отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения. Патриаршая резиденция в Чистом переулке 3 13 июля 1606 года Гермоген стал патриархом. Оставался сторонником Василия Шуйского в его борьбе с Лжедмитрием II, поддерживал его в подавлении восстания Болотникова и противился его свержению [11].
Священномученик Ермоген, патриарх Московский
На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. Проповедь перед причастием произнес иерей Игорь Филоненко, клирик храма святителя Филиппа, митрополита Московского, в Мещанской Слободе г. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь. В завершение Святейший Владыка совершил славление и молитву у раки с мощами святителя Ермогена. Под руководством старосты Успенского собора Московского Кремля Н.
Чаплина группа экспертов в области церковно-прикладного ювелирного искусства и духовенства разработала концепцию восстановления утраченной утвари главного исторического храма Русской Православной Церкви.
Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к патриарху послов с требованием, чтобы он приказал русским ополченцам отойти от города, угрожая при этом ему смертной казнью. Святитель твердо отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога... Уже из заточения священномученик Ермоген обратился с последним посланием к русскому народу, благословляя освободительную войну против завоевателей. Более девяти месяцев томился он в тяжком заточении и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода. Освобождение России, за которое с таким несокрушимым мужеством стоял святитель Ермоген, успешно завершилось по его предстательству русским народом. Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, а в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор.
На этой кафедре он вел активную миссионерскую деятельность, обращая в христианство язычников и мусульман. Он неустанно читал проповеди, организовывал строительство храмов, а также присутствовал при обретении мощей святых архиепископа Казанского Гурия и епископа Тверского Варсонофия. Эксперты рассказали, почему икона Богородицы Казанской является символом Дня народного единства На патриарший престол Ермоген взошел в 1606 году, после того как князь Василий Шуйский низверг Лжедмитрия I, незаконно пришедшего к власти. Новый глава церкви оказывал царю поддержку, призывая свою паству молиться за истинного царя. Однако Смутное время было далеко от завершения: в народе продолжались волнения, а среди бояр зрел заговор против правителя.
Ситуация осложнялась появлением нового претендента на престол — Лжедмитрия II, который разбил лагерь в подмосковном Тушино, и вторжением польского короля Сигизмунда III. В декабре 1610 года Лжедмитрий, прозванный в народе тушинским вором, был убит собственными приближенными. В то же время бояре из окружения Шуйского заключили договор с польским королем, согласно которому на престол должен был взойти его сын Владислав. Царь был свергнут, в Москву вступили захватчики, а власть оказалась в руках Семибоярщины. Всё это время Ермоген бесстрашно противостоял предателям и иноверцам, публично проклиная их и призывая отступников покаяться в содеянном. Как патриарх он также «разрешал» москвичей от присяги польскому королевичу.
Позднее святитель начал рассылать грамоты, призывающие освободить столицу от захватчиков. Эти послания сыграли значительную роль в формировании народного ополчения.
Царь был свергнут, в Москву вступили захватчики, а власть оказалась в руках Семибоярщины. Всё это время Ермоген бесстрашно противостоял предателям и иноверцам, публично проклиная их и призывая отступников покаяться в содеянном. Как патриарх он также «разрешал» москвичей от присяги польскому королевичу. Позднее святитель начал рассылать грамоты, призывающие освободить столицу от захватчиков.
Эти послания сыграли значительную роль в формировании народного ополчения. В 1611 году патриарх Ермоген был арестован польскими интервентами и заключен в подвале Архангельской церкви Чудова монастыря. Пожилого святителя содержали в ужасных условиях: в темнице не было света, еду и воду спускали на веревке через маленькое окошко. Ему постоянно угрожали расправой, требуя составить грамоты, которые заставят ополченцев прекратить сопротивление. Но Ермоген не поддался на эти уговоры, продолжая ободрять и наставлять русских воинов. До полного освобождения Москвы святитель не дожил.
Он скончался от голода в феврале 1612 года после девяти месяцев заключения и был погребен на территории Чудова монастыря. В 1652 году, через 40 лет после смерти, его гробницу вскрыли и обнаружили нетленные мощи. После этого останки святителя перенесли в Большой Успенский собор, где они хранятся по сей день.
Какого числа день памяти священномученика Ермогена Московского в 2024 году
Спокойно учился, отслужил в армии. После демобилизации батюшка мне еще несколько лет на раздумье дал... А после я к нему сам примчался: — Готов! Так и стал священником. К батюшке, помню, приедешь, а у него точно Сам Дух Утешитель возрадует тебя и умиротворит. По его молитвам все твои недоумения разрешались. Иногда батюшка прямо тебе говорил: — Ты страдаешь вот из-за этого. Павлуша он так меня называл , делай так-то и так, — я слушался, и все улаживалось.
А если настоишь на чем-то своем, шишек не оберешься. Потом приезжаешь на исповедь, каешься, а после радость, легкость такая! Бывало, человек к батюшке придет весь как клубок туго наверченных проблем и страстей, а батюшка потихонечку всю эту пряжу жизни разберет, все узелочки развяжет, все ему расскажет, что да как, — и человек выходит просветленный. А то, бывало, и на молитву с собой поставит: — Стой молись, и я буду молиться! И тут человек понимает, что что-то такое началось... Словами это не передашь. Но у многих было четкое ощущение, что что-то очень серьезное происходит в его келье во время молитвы.
Так, батюшка мог буквально вытягивать души из греховной жизни к свету. Одна женщина пришла как-то к батюшке: — Муж пропал! Ни полиция, ни поисковики найти уже какие сутки не могут... Как только литургия была отслужена, его тело всплыло на реке. Помню, какой-то профессор из Санкт-Петербургской духовной академии приезжал к батюшке и обронил такую фразу: — Мы отца Ермогена знаем: у него сила молитвы есть. Батюшка у себя в келье молился прямо-таки громогласно, в голос, просто вопиял к Богу. Правило читал монашеское, акафисты, сугубо за кого-то Христа умолял, а потом выходил мокрый — рясу хоть отжимай!
Моя мама, в постриге монахиня Варсонофия, келейница батюшки, рассказывала: придет какая-то сестра, срочно просится к старцу, а он там громогласно молится... По неотступности просьбы мама постучится, приоткроет дверь: — Ба-а-тюшка... Он там весь в молитве, дух работает... Владыка Тихон верно сказал, что батюшка всю жизнь к отходу в вечность готовился. Нам зачастую хочется где-то там да сям побывать, а батюшке ничего уже здесь не надо было, он духом путешествовал. По натуре своей затворник. Очень тяготился, когда куда-то приходил, а дух там, чувствовал, какой-то не тот...
Особенно если в доме книги какие-то нехорошие находились. Иногда приедет куда-то и давай сразу же молебен служить. Может быть, из-за этой чувствительности и не стремился разъезжать. В келье у него все намолено было — там он как рыба в воде. Хотя людей, конечно, жалел, отпускал отдохнуть. Многие сейчас говорят насчет его прозорливости — «рентген» у него точно был. Иногда посмотрит — ничего не скажет, но тебе и от одного его взгляда совестно становилось.
Бывало, так матери Варсонофии и в мое отсутствие мог заявить: — Знаю я, чем сейчас отец Павел занимается... А то, помню, к нему приедем да начнем пар выпускать: про того-то из церковных что-то скажем, про другого... Батюшка молчит, смотрит исподлобья. А потом через время разговор возобновится, он вдруг перекрестится, выдохнув, точно напряжение отпустив: — Слава Богу, я его не осудил! Мы-то горим в своих страстях, а он даже среди этого нашего зарева неопалимым оставался. Тогда одной рабе Божией, глубоковерующей, жившей неподалеку от монастыря, во сне явилась святая мученица Параскева Пятница: — Иди, спасай отца Ермогена! Скажи ему, что сейчас за ним должны приехать!
Она пошла, передала все батюшке, и он послушно спрятался. И тут же как раз — облава. КГБ-шники все обыскали, долго ждали, да так и уехали ни с чем... Господь хранил батюшку. Скольким он людям помогал. Бывало, исповедует, а сам в окошко смотрит: — О, тучи ползут... Сейчас, значит, кто-нибудь приедет с большими грехами.
Батюшка очень глубоко смотрел. Приедут люди с наболевшим, а он тщательно исследовал корни всех этих бед. И правда: у схиархимандрита Илия Ноздрина , например, что-то спрашивают — и он может сразу дать ответ. Отец Ермоген так не мог: он во все самым обстоятельным образом вникнет сначала. А то, бывало, и молится по несколько дней.
С низложением Шуйского начался наиболее важный период деятельности Святителя, совпавшей теперь в своих целях с стремлениями большей части русского народа. В эпоху наступившей тяжелой смуты, когда "шатание" охватило большинство московских правительственных деятелей и они, забыв о государстве, искали прежде всего личной выгоды, святитель Ермоген явился одним из немногих лиц среди центрального правительства, которые сохраняли свои убеждения и твердо проводили их в жизнь. Когда выставлена была кандидатура королевича Владислава , свт. Ермоген соглашался на нее лишь под условием принятия Владиславом православной веры и сам писал о том королю Сигизмунду. Предвидя, однако, что у короля имеются другие планы, Патриарх держал себя очень враждебно по отношению к полякам; протестовал против впуска польского войска в Москву, и даже после того, как бояре впустили гетмана Жолкевского, очень холодно относился к нему и к сменившему его Гонсевскому.
Требование Сигизмунда , чтобы бояре приказали Смоленску сдаться на королевскую волю, окончательно раскрыло Патриарху смысл действий поляков, и он решительно отказал в своей подписи на изготовленной боярами грамоте, несмотря на то, что в пылу спора один из бояр, Салтыков, даже угрожал патриарху ножом. Отсутствие имени патриарха в грамоте, отправленной к московским послам, находившимся у Сигизмунда, и предписывавшей им во всем положиться на волю короля, дало им предлог отказаться от исполнения этого приказания. С этих пор святитель Ермоген является уже открытым противником поляков, путем устной проповеди и рассылаемых грамот увещевая народ стоять за православную веру против желающих уничтожить ее иноземцев. В одном из них он писал: "... Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца".
В другой грамоте Первосвятитель призывал: "Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога... Первосвятитель повелел келарю Cepгиевой обители Авраамию Палицыну открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом. Ермоген Московский Патриарх Ермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой лавры на caмоотверженную, героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Их многотысячный отряд осадил Лавру в сентябре 1608 года. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно: в январе 1610 года интервенты с позором отступили. В это время Патриарх Ермоген продолжал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II — самозванец, призывал подняться на защиту веры и Отечества. К этому времени после боярского заговора и свержения царя Василия Шуйского в июле 1610 года Москва была занята польскими войсками. Большинство бояр желало видеть на русском престоле польского королевича Владислава , сына Сигизмунда III.
В 1589 году он был хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом. Владыка соединял блестящие способности проповедника и учителя с начитанностью незаурядным литературным дарованием. В 1595 году при его деятельном участии совершилось обретение мощей Казанских чудотворцев: святителей Гурия и Варсонофия. За выдающиеся архипастырские труды митрополит Ермоген был возведен в 1606 год на Патриарший престол в Успенском соборе Московского Кремля. Деятельность святителя Ермогена совпала с трудным для Русского государством периодом — нашествием самозванца Лжедмитрия и польского короля Сигизмунда III, стремившихся уничтожить в России православие и ввести униатство и католичество. Патриарх все свои силы отдавал служению Церкви и Отечеству, он рассылал послания к русскому народу с призывом подняться на защиту православной веры и земли Русской, благословил оба ополчения. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле.
Точные сведения о его происхождении не сохранились, есть предположение, что он был родом из Донских казаков. Первые достоверные известия о нем относятся ко времени его служения священником в Казани в гостинодворской церкви святителя Николая Тульского. По отзывам современников, священник Ермолай уже тогда был «муж зело премудростью украшенный, в книжном учении изящный и в чистоте жития известный». В 1579 году, когда совершилось явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери, с благословения Казанского архиерея Иеремии, священник Ермолай перенес новоявленную икону с места ее обретения в церковь, где служил. Позже он сам составил сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах. Вскоре он принял монашество и с 1582 года стал архимандритом казанского Спасо-Преображенского монастыря. В 1589 году он был хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.
Священномученик Ермоген, патриарх Московский
чудотворец, стало известно, когда освободители Москвы от поляков вошли в темницу Чудова монастыря по его. 2 марта празднуется память святителя и чудотворца Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца Святитель и чудотворец Ермоген. Житие этого святого в чем-то разрушает шаблоны о том, каким должен быть «классический» святитель.