Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация. 8 декабря 1991 г. Белоруссия, Россия и Украина подписали Соглашение о его создании. 25 лет назад в мире произошло одно из важнейших геополитических событий: распад Советского Союза с одновременным образованием Содружества Независимых Государств (СНГ). 6. Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников. Государствами-учредителями Содружества являются государства.
Цитаты о СНГ
- СНГ — «цивилизованный инструмент развода»? — VATNIKSTAN
- Страны СНГ
- Беловежские соглашения: дата подписания, участники, место и результат
- Возникновение СНГ: расшифровка аббревиатуры и список входящих стран
- Содружество Независимых Государств (СНГ) — Студопедия
Содружество Независимых Государств (СНГ)
Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества. Статья 6 Государства-члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем. Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства. Государства-члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением. Они также совместно гарантируют необходимые условия размещения, функционирования, материального и социального обеспечения стратегических вооруженных сил. Стороны обязуются проводить согласованную политику по вопросам социальной защиты и пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей. Статья 7 Высокие Договаривающиеся Стороны признают, что к сфере их совместной деятельности, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты Содружества, относятся: координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в области таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта и связи; сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности; вопросы миграционной политики; борьба с организованной преступностью.
Однако ратификация данного Соглашения также не прошла без сюрпризов. Так например Российская Федерация по сей день не ратифицировала Протокол к Соглашению о создании СНГ от 21 декабря 1991 года, а Киргизия напротив, ратифицировала только его, но без самого Соглашения. А Туркмения, несмотря на статус государства-основателя 26 августа 2005 года и ратификацию всех документов, изменила свой размер участия, сократив его до «ассоциированного члена». В том же году, только 3 декабря действительным членом СНГ стала Грузия, чем завершила формирования границ действия международной организации в размере СССР без Прибалтики, но её статус был ниже других стран, так как она уже была присоединившейся страной, а не государством-основателем. Но 18 августа 2009 года, из-за военной агрессии, Грузия покинет Содружество. Но и это достижение будет разрушено после цветной революции, прошедшей на Украине в 2014 году, после чего 19 мая 2018 года Украина отзовёт своих представителей из СНГ, при этом так и не предоставив официальных документов, свидетельствующих о выходе из Содружества. Таким образом, СНГ фактически стало промежуточным звеном между единым государством, которым был СССР, сформированным под действием сильного желания советских народов жить в едином пространстве и сегодняшним положением дел, говорящем о том, что люди уже привыкли жить в разных государствах, хотя в большей степени и испытывают ностальгию по СССР.
В 1992 году принимаются более 250 документов регулирующих отношения в рамках Содружества. В то же время шесть из 11 стран Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан подписали Договор о коллективной безопасности. Но с началом экономических реформ в России особенно с освобождением цен на энергоносители и изменением структуры экспорта содружество пережило свой первый серьезный кризис в 1992 году. Экспорт российской нефти сократился вдвое в то время как в других странах увеличился на треть. Страны СНГ начали выход из рублевой зоны. Провал ГКЧП и крах перестройки означали не только конец социалистической экономической реформы, но и победу сторонников либеральной реформы. Российское руководство выбрало либеральный путь, а в октябре 1991 года объявило о переходе к рыночным отношениям, а значит, и к либеральной политической модели. В мировой практике существует 2 способа перехода от командно-административной к рыночной экономике: постепенный и "шоковая терапия". Главными архитекторами "шоковой терапии" были вице-премьер правительства Гайдар со своими сотрудниками, молодыми экономистами, сторонниками монетаристских методов хозяйствования Чубайс, Шохин и другие. Их программа экономических реформ состояла из трех основных направлений: либерализация цен, либерализация торговли и приватизация это противоречит 500-дневной программе, в рамках которой приватизация должна осуществляться поэтапно. В результате освобождения стоимости 01. Новые предприниматели и банкиры стали бесконтрольно скупать ваучеры населения. С помощью ваучеров колотился первоначальный капитал в ходе приватизации у многих возникли огромные состояния. В то же время, когда цена была свободной, централизованная система распределения ресурсов претерпела упразднение. Правительство пытается добиться стабильности, в первую очередь на макроэкономическом уровне т. Микроэкономические показатели на уровне предприятия выпадали из поля зрения государства, в условиях свободных цен, они увеличиваются в сотни раз, и предприятия испытывали большие трудности - они не могли купить сырье и комплектующие, а также сбыть товар. Российская экономика претерпела большие перекосы: сырьевая промышленность доминирует, военно-промышленный комплекс ВПК процветает, многие устаревшие отрасли производят ненужную продукцию, а потребительский рынок пуст. Ситуация усугубилась с распадом СССР: у него был огромный внешний и внутренний долг, а многие товарные рынки его предприятий связанных производственным циклом в разными государствами исчезли. В результате, экономика ухудшилась. Эта тенденция продолжалась до 1996 года. В связи с высокой степенью монополизации производства, производитель самостоятельно определяет цену, что приводит к ее увеличению от 100 до 150 раз при этом средняя зарплата увеличивается только в 10-15 раз. Больше всего пострадали "бюджетники", начался отток научных кадров и специалистов военно-промышленных комплексов в коммерческие структуры и за границу. Приватизация и децентрализация государственной собственности развивались медленно, а приватизация в сфере торговли, наоборот усиливалась. Создалось условие, что значительный процент государственного имущества на предприятии переходит к управленческому аппарату, рабочему коллективу, который должен был получить преимущества, не смогли ими воспользоваться. Многие акции перспективных компаний были приобретены новыми предпринимателями и банкирами. Снижение уровня жизни низкое потребление, плохое питание, отсутствие качественной медицинской помощи и лекарств приводит к снижению продолжительности жизни. Безработица растет. Второй этап-с 1994 по конец 1996 года-завершение юридического оформления, определение основных направлений развития межпарламентского сотрудничества и установление внешних связей. Конвенция Межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств была принята в Минске 26 мая 1995 года. Настало время поиска достойного места в ряду подобных организаций мира. Следует отметить, что на данном этапе последствия разрыва прежних экономических отношений, ставшие основной причиной резкого снижения производственной и инвестиционной активности, снижения уровня жизни населения, проявились особо остро. На втором этапе некоторые суверенные государства пытались облегчить экономическую ситуацию и расширить роль России как поставщика дешевой энергии и сырья, как источника субсидий и кредитов. В ответ Россия усилила политику защиты своих экономических ресурсов, разделив безналичные и наличные денежные потоки,, усилила контроль за выдачей кредитов, доведя цены на экспортируемые товары до мировых стандартов. Обозначился переход от вялой к позитивной дезинтеграции, чреватый серьезными геополитическими последствиями. В этом случае пришло понимание экономических отношений в СНГ на основе рынка, на основе соблюдения баланса интересов, в соответствии с принципом построения экономической целесообразности, с учетом того, что политические разногласия не должны препятствовать реинтеграции. В резолюции были одобрены основные положения программы модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств. Важно что национальным парламентам было рекомендовано создать механизм реализации типовых законодательных актов и своевременно информировать СНГ о практическом применении этих законов. Можно сказать, что третий этап является наиболее эффективным в развитии и модернизации политического интеграционного процесса в государствах-членах СНГ. Законодательный процесс был четко очерчен, и пересмотр законодательных приоритетов изменил отношение членов СНГ к своей деятельности. Новая интеграционная инициатива, которая была выдвинута в марте-апреле 1996 года в 1996-1997 годах, дает четкое представление о многогранной структуре взаимодействия суверенных государств, которая варьируется от одного уровня к другому в плане экономических и социальных реформ. Эта многоуровневая структура включает в себя: Российско-белорусские структуры как глубочайшая форма общности, с общими наднациональными, в том числе политическими институтами; Российско-белорусско-казахстанско-кыргызские структуры призваны обеспечить глубокую, особую экономическую форму интеграции, на основе Таможенного и Платежного союзов; структура стран СНГ после распада СССР была сформирована как межгосударственное объединение 12 бывших советских республик. В целом, в зависимости от того, как страны бывшего Советского Союза установили отношения с Россией, можно выделить несколько групп стран СНГ. Армения, Беларусь и Таджикистан входят в число стран, которые зависят от иностранной помощи, в основном от России, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Вторую группу составляют Казахстан, Кыргызстан, Молдова и Украина, которые также во многом зависят от сотрудничества с Россией, но отличаются большим размахом внешнеэкономических связей. Третья группа стран, чья экономическая зависимость от отношений с Россией значительно слабее, состояла из Азербайджана, Узбекистана и Туркменистана, последний не является исключением, поскольку эта страна не нуждается в российском рынке, но полностью зависит от экспортной системы газопроводов, проходящих по территории России. Из приведенного видно, что СНГ превратилось в ряд субрегиональных политических союзов и экономических блоков. Формирование данных групп, характеризующихся отношениями и зависимостью от России по большому счету можно считать вынужденным, чем естественным следствием сознательной политики новых государств. Перспективы развития СНГ Перспективы любого государственного союза невозможно определить без учета исторических событий, которые так или иначе касаются объединения государств. На мой взгляд при определении направлений развития необходимо учесть следующие четыре основных урока Великой отечественной войны. Прежде всего, это безграничная вера руководителей страны в свой народ, в свою Родину, это уверенность в собственных силах, умело использующих собственные возможности. Во-вторых, благодаря социальной сплоченности, единству народа и армии становится возможным успех как до, так и после. Эта война-настоящая отечественная, патриотическая. Достаточно сказать, что за время войны через вооруженные силы прошли более 34 тысяч человек. В-третьих, вопрос укрепления национальной обороны должен стать для повышения боеготовности Вооруженных сил в центре забот народа и национального руководства. В-четвертых, важнейший урок Второй мировой войны - необходимость высокого уровня политической бдительности в отношении фашизма и его разновидностей переводя на современный лад экстремизма и терроризма. В гитлеровской Германии он действовал под видом национал-социализма и преследовал цель установления мирового господства в форме открытой и кровавой диктатуры террора. Связь этого урока неоспорима. Несмотря на поражение фашистов во Второй мировой войне, спустя полвека в некоторых странах возрождаются неофашистские и экстремистские организации. Их рассмотрение и использование в практической деятельности способствуют снижению политической напряженности в странах Содружества, выводу общества из глобального кризиса, укреплению экономических и национальных Сил обороны объединения государства. Известно, что солдаты армии и флота ценят и чтят традиции героев Великой Отечественной войны, выполняя свои патриотические, конституционные обязательства и надежно защищая безопасность Содружества. Поскольку развитие СНГ не должно противоречит суверенным интересам отдельных стран, это важно. Одним из приоритетов СНГ является создание эффективной правовой базы для экономического взаимодействия всех составляющих СНГ. В то же время главное условие возможности межгосударственного сотрудничества - это наличие некой общей основы в политико-правовой системе законодательная, политическая система, политическая культура.
Наконец, Ассамблея пользуется на территории государств-участников правами юридического лица со всеми вытекающими из этого последствиями. Место нахождения Ассамблеи - Санкт-Петербург. Финансирование ее деятельности осуществляется на основе долевого участия государств-участников. Кроме того, статья 34 Устава допускает учреждение на основе соглашений государств-членов различных органов отраслевого сотрудничества советов, комитетов. Такие органы, в состав которых входят руководители соответствующих органов исполнительной власти государств, в пределах своей компетенции принимают рекомендации и вносят предложения на рассмотрение Совета глав правительств. В настоящее время в рамках СНГ создано более 70 органов отраслевого сотрудничества. Такие представители пользуются на территории государств-участников дипломатическими привилегиями и иммунитетами. В соответствии с решением Совета глав государств от 2 апреля 1999 года председательство в органах СНГ осуществляется поочередно всеми государствами-членами на условиях ежегодной ротации. В тот же день было принято решение об образовании Исполнительного комитета СНГ путем объединения ряда существовавших к тому времени структур. Таким образом, правовой статус СНГ определяется тремя основными учредительными актами: Соглашением от 8 декабря 1991 года, Протоколом к данному Соглашению от 21 декабря 1991 года и Уставом от 22 января 1992 года. Во всех этих документах нет четкого определения международно-правовой природы СНГ, однако большинство ученых сходятся во мнении, что Содружество представляет собой региональную международную организацию. Наличие у СНГ международной правосубъектности подтверждается также консультативным заключением Экономического суда Содружества, который подтвердил, что оно является субъектом международного права и участником международных отношений. Общепризнанно, что СНГ в качестве региональной международной организации может проводить миротворческие операции. Сотрудничество государств в рамках СНГ осуществляется в различных направлениях. Соответственно, принято и действует большое количество различных соглашений, определяющих порядок и условия такого сотрудничества, круг и характер международных обязательств государств-членов. Наиболее известными договорами, регулирующими отношения между участниками СНГ, являются следующие: -Договор о коллективной безопасности 1992 года; -две Конвенции о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и от 7 октября 2002 года ; -Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24 сентября 1993 года; -Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 года; -Соглашение о создании Зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года и Протокол 1999 года к нему; -Соглашение о создании объединенной системы противоракетной обороны ОС ПВО СНГ от 10 февраля 1995 года; -Конвенция о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года; -Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств-участников Содружества от 19 января 1996 года; -Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 года и т. Говоря о природе СНГ, следует обратить внимание на возможность любого государства произвольно определять круг областей международного сотрудничества в рамках СНГ и степень своего участия в нем статья 10 Соглашения 1991 года, статья 23 Устава. Иными словами, объем международных обязательств каждого члена СНГ может быть различным, что привело на практике к появлению уже внутри Содружества отдельных союзов и объединений государств. В качестве примеров можно назвать белорусско-российский Договор о создании Союзного государства 1999 года и Договор о создании Единого экономического пространства 2003 года. Нетрудно также видеть, что все сильнее расходятся векторы внешнеполитической ориентации государств-членов, часть которых выбрали курс на приоритетное сотрудничество с США и Западной Европой.
Создание СНГ: что это такое и как это влияло на историю России
Гибкая архитектура межгосударственных и межправительственных связей позволяет учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляет возможность каждой из них участвовать в интеграционных процессах в той мере и на тех направлениях, которые отвечают их национальным интересам. Взаимодействие государств в рамках Содружества осуществляется через его уставные органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Экономический Совет, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, Экономический Суд. Кроме того, в СНГ создано около 70 органов отраслевого сотрудничества, которые координируют совместные усилия в важнейших отраслях экономики и социального развития, борьбе с преступностью и терроризмом, вопросах гуманитарного сотрудничества и других сферах жизнедеятельности государств-участников СНГ.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Исторический контекст: распад Советского Союза Анализ причин и обстоятельств, приведших к распаду Советского Союза в 1991 году. Влияние этого события на политическую карту мира и региональные процессы. Роль политических, экономических и социальных аспектов в этом процессе. Контент доступен только автору оплаченного проекта Подписание соглашения о создании СНГ Описание ключевых моментов и условий, закрепленных в соглашении о создании Содружества Независимых Государств. Роли и обязанности участников организации. Контент доступен только автору оплаченного проекта Структура и принципы функционирования СНГ Анализ структуры и механизмов работы Содружества Независимых Государств. Принципы взаимодействия между участниками и основные направления сотрудничества.
После осознания юридической ничтожности Беловежского соглашения сепаратистам нужно было укрепить свои позиции, поэтому 12 декабря 1991 года Союзный договор был денонсирован. Впоследствии это попытаются исправить задним числом, для чего в апреле 1992 года соберут Съезд народных депутатов, но на нём депутаты трижды откажутся ратифицировать Беловежское соглашение, за что в октябре 1993 года будут распущены. По итогу заседания они заявят, что готовы поддержать сепаратистов на условии того, что в будущем соглашении они будут иметь статус равноправных учредителей, которого не было в Союзном договоре. После чего президент Казахстана Н. Назарбаев пригласит сепаратистов в Алма-Ату для принятия совместных решений по данному вопросу. Но на данную встречу решили приехать и другие представители союзных республик, за исключением Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии.
Результатом совместных обсуждений стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, заменившей организационно-правовую форму сотрудничества в виде федерации, которой был СССР, отдельным протоколом была создана международная организация СНГ, а также описаны её цели и принципы.
За 30 лет существования СНГ сформирована работоспособная система органов, базовых организаций в различных отраслях взаимодействия. Проведена инвентаризация обширной договорно-правовой базы, создан Единый реестр правовых актов и других документов Содружества.
Отлажен механизм наблюдения за выборами и референдумами. Сложилась модель разноформатного и разноуровневого сотрудничества, предполагающая гибкость и избирательное участие в нем государств при стремлении к достижению консенсуса. В сфере экономики за 30-летний период государства - участники Содружества благодаря совместным усилиям смогли преодолеть резкое падение производства и снижение жизненного уровня людей, приступили к реализации экономических реформ, сумели придать торгово-экономическому взаимодействию прагматичный и конструктивный характер.
Совместные усилия участников Содружества направлены на обеспечение стабильного и сбалансированного экономического роста каждого государства - участника СНГ, повышение конкурентоспособности национальной экономики, укрепление позиций государств в мировой хозяйственной системе. Проведена работа по формированию зоны свободной торговли и дальнейшему ее совершенствованию согласно принципам, правилам и нормам ВТО. Реализация Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года содействует дальнейшему сближению экономики государств, их кооперации, наращиванию взаимного товарооборота, углублению сотрудничества на пути формирования экономического пространства СНГ как целостного и значимого сегмента мирового рынка.
Научно-техническое и инновационное сотрудничество в настоящее время осуществляется в соответствии с Межгосударственной программой инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2030 года. Одним из приоритетных направлений межгосударственного взаимодействия в рамках СНГ было и остается гуманитарное сотрудничество. Эффективной формой гуманитарного сотрудничества являются ежегодные форумы творческой и научной интеллигенции государств - участников СНГ, объявление и проведение в Содружестве годов по конкретной гуманитарной тематике.
В многостороннем сотрудничестве государств - участников СНГ все большее значение приобретает сфера культурного взаимодействия. К числу ключевых и значимых проектов в сфере культуры относится Межгосударственная программа "Культурные столицы Содружества", призванная раскрыть потенциал городов, привлекая внимание к их богатому наследию. В 2011 году первые сертификаты культурных столиц Содружества Независимых Государств были вручены белорусскому городу Гомелю и российскому городу Ульяновску.
В 2021 году культурной столицей Содружества был объявлен город Душанбе Республика Таджикистан. Содружество Независимых Государств - состоявшаяся межгосударственная региональная организация. Накануне 30-летней годовщины образования СНГ Президент Беларуси Александр Лукашенко 15 октября 2021 года на правах хозяина встречи принял участие в заседании Совета глав государств Содружества.
Свежие записи
- История создания Содружества Независимых Государств (СНГ)
- Государства — участники СНГ
- Все материалы
- СНГ отмечает 32-ю годовщину со дня основания
Образование СНГ
Содружество Независимых Государств (СНГ) – это региональная межгосударственная организация, образованная 8 декабря 1991 года на базе Совета экономического сотрудничества СССР. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств было подписано 8 декабря 1991 года в селе Вискули в Беловежской пуще в Беларуси. Государства-члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.
30 лет СНГ: как был подписан исторический документ о создании Содружества Независимых Государств
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств было подписано 8 декабря 1991 года в селе Вискули в Беловежской пуще в Беларуси. Содружество Независимых Государств (СНГ) возникло на постсоветском геополитическом пространстве после того, как попытки реформировать советскую федерацию потерпели неудачу. региональное межгосударственное объединение, созданное в 1991 году бывшими республиками СССР. 8 декабря исполняется 30 лет со дня образования Содружества Независимых Государств (СНГ). Официальное начало истории СНГ положило подписание 8 декабря 1991 года Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, ныне известного как «Беловежские соглашения» или «Беловежские договоренности».
Возникновение СНГ: расшифровка аббревиатуры и список входящих стран
Страны СНГ начали выход из рублевой зоны. Провал ГКЧП и крах перестройки означали не только конец социалистической экономической реформы, но и победу сторонников либеральной реформы. Российское руководство выбрало либеральный путь, а в октябре 1991 года объявило о переходе к рыночным отношениям, а значит, и к либеральной политической модели. В мировой практике существует 2 способа перехода от командно-административной к рыночной экономике: постепенный и "шоковая терапия". Главными архитекторами "шоковой терапии" были вице-премьер правительства Гайдар со своими сотрудниками, молодыми экономистами, сторонниками монетаристских методов хозяйствования Чубайс, Шохин и другие. Их программа экономических реформ состояла из трех основных направлений: либерализация цен, либерализация торговли и приватизация это противоречит 500-дневной программе, в рамках которой приватизация должна осуществляться поэтапно. В результате освобождения стоимости 01.
Новые предприниматели и банкиры стали бесконтрольно скупать ваучеры населения. С помощью ваучеров колотился первоначальный капитал в ходе приватизации у многих возникли огромные состояния. В то же время, когда цена была свободной, централизованная система распределения ресурсов претерпела упразднение. Правительство пытается добиться стабильности, в первую очередь на макроэкономическом уровне т. Микроэкономические показатели на уровне предприятия выпадали из поля зрения государства, в условиях свободных цен, они увеличиваются в сотни раз, и предприятия испытывали большие трудности - они не могли купить сырье и комплектующие, а также сбыть товар. Российская экономика претерпела большие перекосы: сырьевая промышленность доминирует, военно-промышленный комплекс ВПК процветает, многие устаревшие отрасли производят ненужную продукцию, а потребительский рынок пуст.
Ситуация усугубилась с распадом СССР: у него был огромный внешний и внутренний долг, а многие товарные рынки его предприятий связанных производственным циклом в разными государствами исчезли. В результате, экономика ухудшилась. Эта тенденция продолжалась до 1996 года. В связи с высокой степенью монополизации производства, производитель самостоятельно определяет цену, что приводит к ее увеличению от 100 до 150 раз при этом средняя зарплата увеличивается только в 10-15 раз. Больше всего пострадали "бюджетники", начался отток научных кадров и специалистов военно-промышленных комплексов в коммерческие структуры и за границу. Приватизация и децентрализация государственной собственности развивались медленно, а приватизация в сфере торговли, наоборот усиливалась.
Создалось условие, что значительный процент государственного имущества на предприятии переходит к управленческому аппарату, рабочему коллективу, который должен был получить преимущества, не смогли ими воспользоваться. Многие акции перспективных компаний были приобретены новыми предпринимателями и банкирами. Снижение уровня жизни низкое потребление, плохое питание, отсутствие качественной медицинской помощи и лекарств приводит к снижению продолжительности жизни. Безработица растет. Второй этап-с 1994 по конец 1996 года-завершение юридического оформления, определение основных направлений развития межпарламентского сотрудничества и установление внешних связей. Конвенция Межпарламентской ассамблеи Содружества Независимых Государств была принята в Минске 26 мая 1995 года.
Настало время поиска достойного места в ряду подобных организаций мира. Следует отметить, что на данном этапе последствия разрыва прежних экономических отношений, ставшие основной причиной резкого снижения производственной и инвестиционной активности, снижения уровня жизни населения, проявились особо остро. На втором этапе некоторые суверенные государства пытались облегчить экономическую ситуацию и расширить роль России как поставщика дешевой энергии и сырья, как источника субсидий и кредитов. В ответ Россия усилила политику защиты своих экономических ресурсов, разделив безналичные и наличные денежные потоки,, усилила контроль за выдачей кредитов, доведя цены на экспортируемые товары до мировых стандартов. Обозначился переход от вялой к позитивной дезинтеграции, чреватый серьезными геополитическими последствиями. В этом случае пришло понимание экономических отношений в СНГ на основе рынка, на основе соблюдения баланса интересов, в соответствии с принципом построения экономической целесообразности, с учетом того, что политические разногласия не должны препятствовать реинтеграции.
В резолюции были одобрены основные положения программы модельного законотворчества в Содружестве Независимых Государств. Важно что национальным парламентам было рекомендовано создать механизм реализации типовых законодательных актов и своевременно информировать СНГ о практическом применении этих законов. Можно сказать, что третий этап является наиболее эффективным в развитии и модернизации политического интеграционного процесса в государствах-членах СНГ. Законодательный процесс был четко очерчен, и пересмотр законодательных приоритетов изменил отношение членов СНГ к своей деятельности. Новая интеграционная инициатива, которая была выдвинута в марте-апреле 1996 года в 1996-1997 годах, дает четкое представление о многогранной структуре взаимодействия суверенных государств, которая варьируется от одного уровня к другому в плане экономических и социальных реформ. Эта многоуровневая структура включает в себя: Российско-белорусские структуры как глубочайшая форма общности, с общими наднациональными, в том числе политическими институтами; Российско-белорусско-казахстанско-кыргызские структуры призваны обеспечить глубокую, особую экономическую форму интеграции, на основе Таможенного и Платежного союзов; структура стран СНГ после распада СССР была сформирована как межгосударственное объединение 12 бывших советских республик.
В целом, в зависимости от того, как страны бывшего Советского Союза установили отношения с Россией, можно выделить несколько групп стран СНГ. Армения, Беларусь и Таджикистан входят в число стран, которые зависят от иностранной помощи, в основном от России, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Вторую группу составляют Казахстан, Кыргызстан, Молдова и Украина, которые также во многом зависят от сотрудничества с Россией, но отличаются большим размахом внешнеэкономических связей. Третья группа стран, чья экономическая зависимость от отношений с Россией значительно слабее, состояла из Азербайджана, Узбекистана и Туркменистана, последний не является исключением, поскольку эта страна не нуждается в российском рынке, но полностью зависит от экспортной системы газопроводов, проходящих по территории России. Из приведенного видно, что СНГ превратилось в ряд субрегиональных политических союзов и экономических блоков. Формирование данных групп, характеризующихся отношениями и зависимостью от России по большому счету можно считать вынужденным, чем естественным следствием сознательной политики новых государств.
Перспективы развития СНГ Перспективы любого государственного союза невозможно определить без учета исторических событий, которые так или иначе касаются объединения государств. На мой взгляд при определении направлений развития необходимо учесть следующие четыре основных урока Великой отечественной войны. Прежде всего, это безграничная вера руководителей страны в свой народ, в свою Родину, это уверенность в собственных силах, умело использующих собственные возможности. Во-вторых, благодаря социальной сплоченности, единству народа и армии становится возможным успех как до, так и после. Эта война-настоящая отечественная, патриотическая. Достаточно сказать, что за время войны через вооруженные силы прошли более 34 тысяч человек.
В-третьих, вопрос укрепления национальной обороны должен стать для повышения боеготовности Вооруженных сил в центре забот народа и национального руководства. В-четвертых, важнейший урок Второй мировой войны - необходимость высокого уровня политической бдительности в отношении фашизма и его разновидностей переводя на современный лад экстремизма и терроризма. В гитлеровской Германии он действовал под видом национал-социализма и преследовал цель установления мирового господства в форме открытой и кровавой диктатуры террора. Связь этого урока неоспорима. Несмотря на поражение фашистов во Второй мировой войне, спустя полвека в некоторых странах возрождаются неофашистские и экстремистские организации. Их рассмотрение и использование в практической деятельности способствуют снижению политической напряженности в странах Содружества, выводу общества из глобального кризиса, укреплению экономических и национальных Сил обороны объединения государства.
Известно, что солдаты армии и флота ценят и чтят традиции героев Великой Отечественной войны, выполняя свои патриотические, конституционные обязательства и надежно защищая безопасность Содружества. Поскольку развитие СНГ не должно противоречит суверенным интересам отдельных стран, это важно. Одним из приоритетов СНГ является создание эффективной правовой базы для экономического взаимодействия всех составляющих СНГ. В то же время главное условие возможности межгосударственного сотрудничества - это наличие некой общей основы в политико-правовой системе законодательная, политическая система, политическая культура. Есть несколько направлений деятельности СНГ. Наибольшая доля проблем, связанных с формированием законодательства стран СНГ, приходится на подготовку и урегулирование.
Эти меры включают разработку законодательных документов, выработку парламентариями скоординированного подхода к экономической и социальной политике, гуманитарное сотрудничество и сотрудничество в ряде других областей, представляющих взаимный интерес. При укреплении рыночных принципов и выравнивании экономической ситуации в странах СНГ эффективная интеграция стран СНГ может и должна осуществляться постепенно, поэтапно.
Предполагается поэтапное сближение таможенного законодательства государств-участников СНГ на базе требований ВТО и подготовка предложений по унификации форм и методов налогового контроля. В будущем планируется взаимный допуск банков-резидентов стран-участников объединения на валютные рынки друг друга в целях проведения конверсионных операций для обслуживания ВЭД. Заключение В СНГ входит 11 государств с разным торговым оборотом.
Ядром организации является Россия, Казахстан, Белоруссия и ряд других стран. В будущем участники Содружества собираются активно наращивать экономическое сотрудничество и укреплять связи между регионами.
Рабочим языком СНГ является русский. Финансирование органов Содружества осуществляется из единого бюджета организации, формируемого на основе долевого участия государств-участников и одобряемого Советом глав правительств СНГ.
Этот документ вошел в историю как «Беловежское соглашение», в его преамбуле говорилось, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование», статья 1-я гласила: «Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств». Именно основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны данного Соглашения, несмотря на распад СССР, и договорились об образовании СНГ. Также в данном документе была подтверждена приверженность государств принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении говорилось, что с момента его заключения на территориях подписавших его стран не допускается применение норм третьих государств, в том числе бывшего СССР, а деятельность союзных органов власти прекращается. Была подчеркнута и неприкосновенность существующих границ в рамках Содружества, заявлены гарантии их открытости и свободы передвижения граждан.
База данных "Статистика СНГ"
- База данных "Статистика СНГ"
- Переименование РСФСР в Российскую Федерацию
- Аналитика и комментарии
- Содружество Независимых Государств — Википедия с видео // WIKI 2
- Создание СНГ: что это такое и как это влияло на историю России
ДОСЬЕ: К 30-летию Содружества Независимых Государств
Американский лидер заверил коллегу, что Штаты намерены помогать России, а Вашингтон постарается строить отношения с руководителями России и других бывших советских республик "на прогрессивной основе". Он заявил, что попытки частичных реформ "терпели неудачу одну за другой". При этом он отметил, что общество сумело раскрепоститься духовно и политически, а на пути демократических преобразований был совершен прорыв. Страна начала продвигаться к многоукладной экономике, которая начала поворачиваться к рынку. Горбачев отмечал, что в мире также произошли значимые изменения.
Было покончено с холодной войной и остановлена гонка вооружений, государство открылось миру. Горбачев поблагодарил граждан и своих сторонников, государственных, политических и общественных деятелей. Напоследок он выразил надежду, что общие усилия дадут плоды, а народы смогут сосуществовать в процветающем и демократическом обществе. Следующий шаг — передача ядерного чемоданчика президенту России Борису Ельцину.
Это командное устройство должно было всегда оставаться при высших руководителях ядерных держав. Чемоданчик, он же абонентский комплекс "Чегет", стоял на боевом дежурстве с 1979 года. Разрабатывали его под генсека Леонида Брежнева, однако опытная эксплуатация началась только в 1983 году при Юрии Андропове. Год спустя "Чегет" получил Константин Черненко, став первым генсеком, которому вручили систему управления ядерным оружием, а следом чемоданчик передали Горбачеву.
Процедуру условились проводить в кабинете Горбачева, расположенном в Кремле.
Назарбаев пригласит сепаратистов в Алма-Ату для принятия совместных решений по данному вопросу. Но на данную встречу решили приехать и другие представители союзных республик, за исключением Латвии, Литвы, Эстонии и Грузии. Результатом совместных обсуждений стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, заменившей организационно-правовую форму сотрудничества в виде федерации, которой был СССР, отдельным протоколом была создана международная организация СНГ, а также описаны её цели и принципы. Хотя цели были прописаны достаточно саркастично, так как фиксировали стремление стран-участниц к тому, от чего они ушли в СССР. Но главное, что констатировали участники, это факт прекращения существования СССР, то есть своего отказа защищать законные интересы народа, высказанные на всесоюзном референдуме.
Таким образом представители уже бывших союзных республик согласились с тем, что они более не являются государственным образованием и вынуждены строить свои отношения как независимые государства. Но при всём этом сохранялся Штаб объединённого командования военно-стратегическими силами и единым контролем над ядерным оружием, что могло сделать данную международную организацию достаточно сильной, но и он был упразднён 1 января 2006 года, так как к тому моменту укрепился ОДКБ.
В республиках прекращают действовать законы любых третьих государств, включая СССР - является заявлением недопустимым и незаконным. Подобные процессы должны происходить строго по Конституции, где прописаны все нормы и механизмы. Россия, Белоруссия и Украина действительно подписали Союзный договор 1922 года. Однако вместе с ними этот исторический документ подписали страны Закавказской Федерации Армения, Грузия и Азербайджан. Этот документ в последующем лег в основу советской Конституции.
Во всех редакциях договора и Конституции говорилось, что все страны участники СССР обладают равными правами. Поэтому любое решение вопроса об изменении статуса СССР должен решаться всеми странами, а не отдельными их представителями. Уничтожение СССР в одностороннем порядке, приводит к огромному количеству спорных моментов, в частности и к вопросу о принадлежности армии. Вооруженные силы формируются и существуют на основании союзного законодательства, поэтому их переход в подчинении того или иного государства может быть обусловлен только переходными положениями. У СССР есть международные права и обязанности. Кто-то должен взять на себя ответственность по ним. Реакция руководителей СССР События декабря 1991 года это финальная точка развала страны, но события, приведшие к этому, развивались задолго до этой даты.
Поэтому и противостояние между лидерами союзных республик и руководителями СССР продолжался не первый год. Предвидя возможные события, еще в декабре 1990 года в Москве было принято сразу 3 очень важных исторических документа, которые сегодня мало где фигурируют, либо их значимость сильно принижена: Сохранение СССР как единой формы объединения суверенных республик. Сохранение названия государства. По действующему законодательству этот референдум был однозначно принят и его результаты могли быть отменены только проведением другого референдума. Поэтому из трех стран, подписавших Беловежские соглашения, только Украина сохранила иллюзию правового поля, проведя 1 декабря 1991 года Всеукраинский референдум за независимость. Можно ли было выйти из СССР законно? Сегодня СССР либо демонизируют, либо идеализируют.
Реально же это было обычное государство со своей правовой системой, которая в частности позволяла любому государству, находящемуся в Союзе, покинуть его. Закреплена такая возможность была в статьей 72 Конституции. Дополнена эта статья была законом, который расписывал порядок действий для легитимного выхода. Любая агитация запрещена. Проведение референдума это внутренний вопрос республики, в который никто не может вмешиваться. Результаты референдума передаются на рассмотрение ВС СССР, у которого есть 1 месяц на подготовку необходимых документов. Создается переходный период с переходными положениями.
Срок этого периода не может превышать 5 лет.
Начало политической самостоятельности Беларуси было положено 27 июля 1990 года. В ней провозглашалось верховенство на территории республики Конституции Белорусской ССР и ее законов. В условиях экономического и политического кризиса 19-21 августа 1991 года в Москве группа высших государственных и партийных руководителей предприняла попытку остановить преобразования путем введения чрезвычайного положения в стране. Однако их действия были нейтрализованы сторонниками нового курса. Августовские события способствовали резкому ускорению политических процессов и изменению политических сил в стране.
На повестке дня стал вопрос о самом существовании СССР. Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства. Первые годы существования СНГ в большей степени были посвящены организационным вопросам. В декабре 1991 и январе 1992 года в Минске и Москве на высшем уровне были подписаны соглашения и протоколы, определившие принципы и характер новых взаимоотношений между государствами - участниками Содружества, призванные координировать их усилия в экономической сфере, в оборонной области и военном строительстве, в исследовании космического пространства и защите окружающей среды, в решении многих гуманитарных проблем. На заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества, которые были проведены в течение 1992 года, приняты документы, заложившие правовой фундамент строительства СНГ. Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января в Минске был принят Устав Содружества Независимых Государств - основополагающий документ организации.
В Уставе Содружества определены условия членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества, предотвращения конфликтов и разрешения споров, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, а также закреплено суверенное равенство всех его членов. Согласно принятому Уставу, Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, в том числе единой валютой. В сентябре 1993 года главы государств Содружества Независимых Государств подписали Договор о создании Экономического союза. Ключевыми этапами на пути становления СНГ стали заключение Соглашения о создании зоны свободной торговли 15 апреля 1994 года, а также Соглашения о создании Межгосударственного экономического комитета в качестве постоянно действующего органа Экономического союза и Соглашения о создании Платежного союза государств - участников СНГ 21 октября 1994 года. С принятием этих документов Содружество получило вектор эволюции, подкрепленный договоренностями о конкретных практических делах. Председательство в органах Содружества Независимых Государств осуществляется в соответствии с Решением Совета глав государств СНГ от 2 апреля 1999 года поочередно каждым государством-участником Содружества в лице его представителя на основе принципа ротации на срок не более одного года.
Таблица стран-членов СНГ
Бурбулис; от Украины — Президент Л. Кравчук, председатель Совета Министров В. Как уже говорилось, над ним работали российские и белорусские эксперты. Украинцы в этом почему-то не участвовали Гайдар: «Они подошли к той даче, где я жил, но через порог ее не переступили, не решились». Хотя это странно: как-никак, Кравчук был основным тараном, долбившим Советский Союз.
Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера». В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 года на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества: согласованная миграционная политика; взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах; сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью. Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией. Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными. Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении государств СНГ и вообще постсоветских государств стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром». В 2005 году цена 1 тыс. Руководство Армении — стратегического союзника в России в Закавказье — высказало опасение, что республика не сможет позволить себе покупать газ по такой цене. Россия предложила предоставить Армении беспроцентный кредит для компенсации возросших цен на газ.
Ельцина президентом России окончательно запустило процесс разрушения. Страна получила президента, который предлагал всем взять власти, сколько они смогут. Позиция России в лице его руководства, решившего получить независимость от остальных республик, сыграло решающую роль в развале страны. Президентом СССР была предпринята попытка спасти страну. В рамках Ново-Огаревского процесса был разработан проект документа, который должен был перезапустить советский проект. В подготовке нового документа, который должен был определить контуры обновленного союза, участвовали представители и руководство всех советских республик. При обсуждении в ноябре 1991 года на Государственном Совете, в который входили президент и руководители республик, обсуждалось будущее страны. При голосовании семь республик высказались за создание нового союзного государства. Обсуждалось несколько вариантов политического устройства будущего союза суверенных государств. В итоге остановились на конфедеративном устройстве. В соответствии с подготовленным документом республики получали независимость и суверенитет, а центру делегировались функции координации экономической деятельности, вопросы внешней политики и обороны. При этом сохранялся пост президента нового союза. И Ельцин, и Шушкевич заявили о том, что верят в создание нового союза. Однако августовский путч сорвал планы подписания и запустил стихийный процесс суверенизации. В течении трех месяцев одиннадцать республик объявили о своей независимости. Советский Союз в сентябре 1991 года признал независимость отделившихся от него трех прибалтийских республик. Деятельность практически всех центральных органов власти была фактически парализована. Подготовленный еще один вариант документа о создании нового союзного государства также не был подписан. В декабре на референдуме подавляющее большинство населения Украины проголосовало за независимость. Уже на следующий день независимость Украины признала Россия. Не ставя в известность президента Горбачева, руководство трех славянских республик собралось в Белоруссии, в правительственной резиденции Вискули, находившейся в знаменитом заповеднике Беловежская пуща. Участники Станислав Шушкевич, недавно избранный Председатель Верховного Совета Белоруссии, пригласил в Беловежскую пущу президентов России Ельцина и Украины Кравчука для обсуждения сложившейся ситуации в пока еще общей стране. Поэтому подписанное позже в правительственной резиденции Вискули Соглашение о создании СНГ получило название Беловежское соглашение. Главы республик приехали вместе с руководителями правительств. Белорусское правительство представлял В. Кебич председатель Совета Министров, В. Фокин украинский премьер-министр. От России кроме Ельцина участвовали Шохин, Бурбулис. Кроме того на совещание приехали А. Шахрай, которые уже имели наметки Соглашения о создании Содружества Независимых Государств.
В декларации о создании сообщества отмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ». В настоящее время в рамках СНГ существуют две параллельные коллективные военные структуры. Одна из них чисто военная — Совет министров обороны СНГ, созданный в 1992 для выработки единой военной политики. В рамках ОДКБ созданы коллективные силы быстрого развёртывания в составе нескольких батальонов мобильных войск, вертолётной эскадрильи, фронтовой авиации. В 2002 — 2004 реальное сотрудничество в военной области развивалось лишь в рамках ОДКБ, поскольку у её членов имеется общий противник — международный терроризм. В рамках ОДКБ регулярно проводятся совместные учения, в качестве координирующего штаба действует единый Антитеррористический центр. Военные структуры СНГ свою задачу построения общей военной организации стран Содружества выполнить не смогли, поскольку государства СНГ не смогли прийти к единому пониманию военной угрозы, так что отмирание и ликвидация Совета министров обороны СНГ и его военных структур — лишь вопрос времени. В марте 2005 , после того как российское руководство потерпело целый ряд ощутимых политических провалов в отношениях с бывшими республиками СССР Грузия , Украина , Молдавия , и в самый разгар кризиса власти в Киргизии , Владимир Путин высказался уже более категорично: «Все разочарования — от избытка ожиданий… Если кто-то ожидал от СНГ каких-то особых достижений в экономике, политике или в военной сфере, естественно, этого не было, так как и быть не могло. Цели программировались одни, а на деле процесс после распада СССР проходил по-другому…». Как выразился Путин, СНГ создавалось для «цивилизованного развода» постсоветских стран, а всё остальное — «политическая шелуха и болтовня». Реальными же интеграционными инструментами, по его мнению, сейчас являются такие объединения, как ЕврАзЭс и создаваемое Единое экономическое пространство ЕЭП. Что же касается СНГ, то оно, по словам Путина, играет роль «весьма полезного клуба для выявления взглядов руководителей государств на имеющиеся проблемы гуманитарного и экономического характера». В связи с нарастанием центробежных процессов в СНГ, в последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости его реформирования. При этом отсутствует единство мнений о возможных направлениях этого процесса. В июле 2006 на неформальном саммите глав государств Содружества президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил свой вариант — он считает, что СНГ следует сосредоточиться на следующих областях сотрудничества: согласованная миграционная политика, взаимодействие в научно-образовательной и культурно-гуманитарной сферах сотрудничество при борьбе с трансграничной преступностью. Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией см. Российско-грузинский шпионский скандал 2006.
СНГ — последний выдох СССР
Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.). Объединились в Содружество Независимых Государств. Страны СНГ – это республики бывшего СССР, пожелавшие создать новое объединение для совместного решения задач, возникших после создания самостоятельных государств. Перечисляем страны СНГ, раскрываем историю создания СНГ, делимся характеристикой. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.). В статье рассмотрим, как историю возникновения СНГ, состав стран, входящих в содружество.