Главная» Новости» Что значит камерный хор.
Ольга Селезнева, Камерный хор им. В. Михальченко: Есть программы, которые учатся «с кровью»
Мы постараемся в доступной форме рассказать о талантах, которые без преувеличения стали лицом и визитной карточкой не только нашего учреждения, но и муниципалитета, принимая постоянное участие в культурной жизни нашего города. Знакомьтесь, народный камерный хор «Кант»! Пение на Земле зародилось с древнейших времён. Пели в деревнях, селах, в городах, пели о любви, о жизни, о людях, о войнах… Народ пел песни, передавая их из поколения в поколение, и никто доподлинно не знает имя самого первого певца… С незапамятных времён храмы стоили по-особенному. Главная задача строителей заключалась в создании специфической идеальной акустики — даже негромкий звук должен быть слышен в самом дальнем от алтаря углу.
Это делалось для того, чтобы каждый прихожанин смог отчётливо услышать текст проповеди или молитвы. И для украшения церковных ритуалов, не зависимо от вероисповедания, использовалось ансамблевое или хоровое пение. Церковное песнопение, исполняемое в католических или православных храмах, стало одной из главных ступеней в развитии мирового академического вокала. Одним из творческих коллективов, пение которого может украсить не только любой храм, но и праздничный концерт, фестиваль, да любое культурно-массовое мероприятие, является народный камерный хор «Кант».
Он создан в 1974 году. Его идейным вдохновителем и создателем стал директор музыкальной школы г. Гусева — Рихард Майер. Эстафету руководителя уверенно приняла Татьяна Ивановна Матвеева, которая вот уже более 40 лет возглавляет хоровой коллектив.
Она воспитала не одно поколение великолепных академических вокалистов.
Существуют нормативы на голоса и инструменты, сколько каких должно быть в хоровой или оркестровой группе. Что касается виртуозности, то это не обязательный критерий, но часто присутствует, ибо обычно камерные составы, это сплочённые коллективы профессиональных исполнителей, которые своим мастерством вполне компенсируют недостаток участников, благодаря их способностям оркестры и хоры звучат полнозвучно и исполнение не кажется пустоватым. Тоже касается и ансамблей, т.
Он чистый, но мертвый. Мне это неблизко. Когда я слышу такое исполнение, вспоминаю эпизод из своего детства. Однажды нас, воспитанников Ленинградского хорового училища при капелле, повели на экскурсию в Эрмитаж. Первый зал, в который мы зашли, был зал культуры Древнего Египта. Экскурсовод нам говорит: «Дети, обратите внимание, какая изумительная мумия! Так и с исполнением. Есть люди, которым нравится, как идеально, но «бездушно» секунда разрешается в малую или большую терцию. Но я не в их числе. Емкость русского слова не подразумевает бледного, неэмоционального произношения. Я вам приведу в пример рассказ Тургенева «Певцы». Как же эмоционально Иван Сергеевич описывает, как поет этот бедный Яшка за рюмку водки! Я не смогу передать, насколько музыкально, выразительно это читается. Так и в исполнении — важно, чтобы слушатель смог сопереживать, почувствовать настроение музыки. Важно, чтобы у слушателя откликалась душа, сердце. Иначе смысла нет… — Близка ли вам эстетика современных композиторов? Кого могли бы отметить из тех, кто пишет сегодня? Вы послушайте его «Девять шагов к Преображению»! Это музыка настолько ярко выражает проблемы мятущегося человечества, что композитору даже не понадобился русский текст, сочинение звучит на латыни. Но я в принципе не люблю понятие «современный», пусть даже и по отношению к тем, кто пишет сегодня. Для меня и Бах современный. Когда я слушаю его Прелюдию ре минор из «Хорошо темперированного клавира», поражаюсь, насколько эта музыка созвучна моим мыслям. Для меня понятие «современный» означает прежде всего идею, которой пронизано творчество того или иного автора. Однажды я присутствовал на пленуме молодых композиторов, их сочинения пел Государственный академический Московский областной хор имени Кожевникова.
Появилось немало хоров a cappella современных композиторов Р. Щедрина, Г. Свиридова, В. Тормиса, Ан. Александрова, Т. Хренникова, В. Салманова, В. Рубина, Р. Бойко, Ю. Фалика и др. Также для репертуара камерных хоров становится актуальна старинная музыка и обработки народных песен. Камерные хоры предложили слушателям целые монографические программы из произведений Д. Бортнянского и М. Березовского и других композиторов, шире познакомили с ними зарубежных любителей музыки. Благодаря такому активному развитию хорового исполнительства современная и советская музыка находила в среде исполнителей все больше преданных друзей и страстных пропагандистов. Каждый участник камерного хора должен не только уметь исполнять произведения композиторов различных эпох в соответствующих стилях, но и хорошо ориентироваться в структуре самого произведения».
Камерный хор
Аргументы Недели. В этот вечер созданный им 46 лет назад Петербургский камерный хор, коллектив «Петербург-концерта» представит на сцене концертного зала Мариинского театра программу из светских и духовных сочинений П. Чайковского, С. Танеева и С. Выступление Петербургского камерного хора. С выдающимся дирижером побеседовал Александр Вовк. Наверное, это хор, в котором есть абсолютное включение в музыкальный процесс всех участников. Если это есть, то остальное — технику, стиль и прочее можно сделать. Другое дело, с какими усилиями, но всё равно, главное — включенность всего состава.
Какие у Вас критерии отбора в хор? А когда человек хорошо поет, то он на работе. Обрести вот это, потеряв все остальное. Хотелось остаться любителями в том смысле, что люди любят дело, которым занимаются, интересуются, ждут с трепетом. Заинтересованность, полная отдача делу даже спустя столько лет остаётся для нас актуальным. Как любовь к музыке и готовность ею заниматься. Многие произведения редко исполнялись, и традиция звучания не сформировалась. В других случаях вы были первыми.
Как вы приходили к пониманию стиля того или иного сочинения? Менялось ли звучание хора в зависимости от репертуара? Тогда это был один из самых значимых конкурсов в Европе. Одно из обязательных требований - показать понимание исполнительской стилистики различных периодов.
Часто они представляют свои программы, состоящие из определенной тематики или жанра. Камерные хоры также принимают участие в фестивалях, где объединяют свои силы с другими музыкальными коллективами. Они выступают на одной сцене с оркестрами, солистами и другими хорами, чтобы представить слушателям большой и разнообразный музыкальный опыт. Важной частью работы камерных хоров являются выступления на церковных службах. Они исполняют духовные песнопения, обогащая богослужение своим голосом и талантом. Кроме того, камерные хоры организуют собственные концерты, представляя свою работу публике.
Это могут быть концерты в небольших залах или в культурных центрах, которые специально организуются для слушателей, интересующихся камерным пением. Вся эта деятельность камерных хоров позволяет им поддерживать культурное наследие и привлекать внимание к музыкальному искусству.
Благодаря гастролям хора зарубежные слушатели имеют возможность слушать редко исполняемые сочинения русских композиторов: хор участвовал в фестивале С. Танеева в Англии, в Италии, был первым хоровым коллективом, посетившим Сингапур. В рамках Русской недели на Олимпиаде в Ванкувере хор выступил с программой русской музыки в соборе Святого Андрея, а на церемонии закрытия Олимпиады впервые с огромным успехом был исполнен Гимн Российской Федерации a capella. В течение 10 лет хор принимал участие в оперных постановках на фестивале в Брегенце Австрия : «Бал-Маскарад» и «Трубадур» Дж. Верди, «Богема» Дж. Пуччини, «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Приключения лисички-плутовки» Л. Яначека, «Вестсайдская история» Л.
Бернстайна, «Маскарад» К.
Каждый певец отвечает за чистоту интонации, дикцию и музыкальную интерпретацию своей партии. Интимная атмосфера: Камерный хор отличается близким контактом между певцами и зрителями. Исполнители нацелены на создание интимной атмосферы, где каждый звук можно услышать и оценить. Это отличает их от оркестров и больших хоровых ансамблей, где звук растворяется в многочисленности исполнителей.
Гибкость и маневренность: Камерный хор может выполнять различные музыкальные жанры и стили, а также адаптироваться к разным пространствам для выступлений. Он может исполнять в церквях, концертных залах, уличных фестивалях и даже домах. Интимность и экспрессивность исполнения Камерный хор отличается от других музыкальных коллективов своей способностью создать атмосферу интимности и экспрессивности в исполнении. Это достигается благодаря особым особенностям и характеристикам камерного хора. Во-первых, камерные хоры, как правило, состоят из небольшого количества исполнителей — от 8 до 20 человек.
Это позволяет каждому певцу более осознанно и глубоко выразить свои эмоции и индивидуальность в музыке. Каждый голос становится значимым и слышимым, что создает особую интимность исполнения. Во-вторых, камерный хор обладает большой динамической палитрой и гибкостью в звучании. Исполнители могут мгновенно реагировать на дирижера и других певцов, изменяя громкость, тембр и эмоциональное оттенение звучания. Это позволяет передавать наиболее точно все нюансы музыки и создавать сильную эмоциональную связь с аудиторией.
Также, камерный хор обычно исполняет многоголосные произведения, аранжировки и полифоническую музыку, что добавляет сложности и глубины исполнению. Музыканты должны слушать друг друга, согласовывать свои голоса и создавать единое звучание.
Знакомьтесь, народный камерный хор «Кант»
это одна из разновидностей хорового искусства, которая отличается особым подходом к выстраиванию голосового ансамбля. Этот концерт Академический камерный хор под руководством заслуженного артиста Костромской области Алексея Мелькова вместе с камерным оркестром и солистами репетировали больше 2 месяцев. * * * Московский Государственный академический камерный хор был основан художественным руководителем и главным дирижером, народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии СССР, профессором Владимиром Николаевичем Мининым, который и по сей день. Петербургский камерный хор был создан в 1977 году Николаем Корневым.
Камерный хор: что это значит
20 сентября в РДНТ, в рамках Года народной культур, в гостях у обоянцев вновь побывал камерный хор Курской государственной филармонии с программой «От классики до Queen». Александр Соловьёв: Певцы Камерного хора – это гладиаторы хорового искусства Персона. Подлинными событиями стали и их первые прочтения Московским камерным хором под управлением Владимира Минина. Главная» Новости» Что значит камерный хор. Петербургский камерный хор был создан в 1977 году Николаем Корневым.
Что такое камерный хор?
Горжусь, что нас пригласили записать саундтрек к выдающемуся фильму «Собибор» Константина Хабенского. Это случилось благодаря композитору Кузьме Бодрову, потому что, сочиняя, он слышал именно наш тембр. Если подытожить эту тему, то скажу так: мы стремимся сделать так, чтобы хоровое искусство не было только «хоровики для хоровиков», хотим раздвинуть рамки заинтересованности к нашему хоровому жанру и по возможности привлекать новых слушателей. Рецепты уже перечислял: кроссоверный жанр, приглашение известных медийных солистов, театрализация, иногда и видеоряд. На одном из концертов фестиваля «Дню Победы посвящается…» в БЗК на экране экспонировались хроникальные кадры войны, картины художника Аркадия Пластова, и пел хор. Возможности медиа сейчас позволяют делать интересные эксперименты.
В планах есть совместная программа, придуманная нашим большим другом композитором Александром Клевицким для эстрадно-симфонического оркестра и хора: аранжировки песен бессмертных The Beatles, которые надеемся презентовать в нынешнем сезоне. Люблю тебя, Петра творенье В нашем репертуаре есть много сочинений, написанных авторами из северной столицы. А ведь было время, когда наблюдался не то чтобы антагонизм, но «холодное» соперничество, что мешало плодотворному диалогу. В последние несколько лет мы эту ситуацию не просто преодолели, а переосмыслили, и теперь союз Москвы и Петербурга — один из самых крепких в нашем хоровом деле. Нас постоянно приглашают на фестивали и в жюри, мы много исполняем музыку петербургских композиторов — Юрия Фалика, Леонида Десятникова, Сергея Плешака, Сергея Екимова.
На лейбле «Мелодия» вышел второй том «Антологии современной хоровой музыки композиторов России», где был записан Реквием Сергея Слонимского. Считаю чрезвычайно полезным обмениваться взглядами на интерпретации, ведь у каждой школы есть свои особенности в восприятии и подходы и к репетиционному процессу, и к трактовкам. В этом году в Санкт-Петербурге на XVI Международном конкурсе хоровых коллективов и вокальных ансамблей «Поющий мир» имени Юрия Фалика Камерный хор Московской консерватории стал лауреатом I степени в категориях «Смешанные хоры», «Духовная музыка» и «Современная музыка» и получил специальные призы «За лучшее исполнение современной музыки» Родион Щедрин. O nata lux. Главный хормейстер Камерного хора Мария Челмакина получила специальный приз «Лучшая солистка конкурса», а я был удостоен звания «Лучший дирижер конкурса».
Только вперед За 25 лет многое изменилось и в практике нашей репетиционной деятельности. Мы имеем сейчас автономию и можем заниматься только концертной деятельностью — так, как было в момент создания коллектива 25 лет назад. Однако тогда Камерный хор имел больше официальных репетиций, теперь «ужались» до двух плановых репетиционных встреч в неделю. И то, внутри этих репетиций поставлены лекции у студентов некоторых курсов, и им приходится уходить или опаздывать к началу. И чтобы сохранять в такой ситуации планку качества, нужно мобилизовать все ресурсы.
Но те ребята, которые ходят в Камерный хор, настолько сосредоточены и «болеют» за дело, что мы успеваем даже больше, чем раньше. Ведь чем более спрессован временной лимит, тем активнее работает голова и открывается «второе», «третье» дыхание, когда ты понимаешь, что нет возможности в расслабленном состоянии «медитировать». Мы в своей деятельности стараемся проводить как можно больше мастер-классов, приглашать разных дирижеров, чтобы познакомить с их взглядом на музыку — не должно быть «зашоренности», прогрессивный взгляд на все новое. Я приведу такой пример. В середине 2000-х годов мы постоянно сотрудничали с Теодором Курентзисом, он активно приглашал нас в свои проекты.
В отношении него можно сказать, что профессия дирижера во многом стала и визуальная: смотря на него, ты начинаешь «видеть музыку». Неслучайно Теодора очень ценил Борис Григорьевич Тевлин, он организовывал мастер-классы, хотя сам был приверженцем очень аскетичной манеры и считал, что дирижер «не должен отвлекать от музыки». Но при этом, понимая исключительный талант Курентзиса, он поддерживал и интересовался теми идеями, которые изначально были ему не близки и контрастировали с его эстетикой. Умение видеть и заглянуть в будущее — качество редкое и удивительное. И я считаю, что общение с Теодором дало новый позитивный импульс участникам Камерного хора, получившим бесценный опыт человеческого и профессионального контакта с одним из ярчайших музыкантов нашего времени.
Если ты чего-то не знаешь, то надо постараться вникнуть, узнать новые тенденции, а принять или не принять — второй вопрос. Персональная ответственность Хочу рассказать о том принципе, который мы исповедуем последние восемь лет. Мы идем по принципу персональной ответственности за подготовку тех или иных программ. Важной вехой в истории коллектива явилась российская премьера в концертном исполнении оперы «Смерть в Венеции» Бриттена в 2013 году, когда Камерный хор приглашал Геннадий Николаевич Рождественский, и всем хормейстерам была доверена скрупулезная подготовка хоровой партитуры. Мы постоянно взаимодействуем с Госоркестром и Владимиром Юровским.
Исторически сложилось, что с ним успешно взаимодействует Мария Челмакина, которая готовила сложнейшую партитуру «Пропевень о Проросли Мировой» Филановского в рамках фестиваля «Другое пространство», а также «Прометей» Орфа, «Ночь на Лысой горе» Мусоргского. Вспомню и антрепризные проекты, распределенные по хормейстерам, где они также выступали в роли солистов, в частности, оперу «Река Керлью» Бриттена Тарас Ясенков , проект «Большая музыка для маленьких» Мария Челмакина.
Что называют хором Существует несколько разновидностей вокальных ансамблей — трио, квартеты и т. Хор отличается от них тем, что одну партию в нём исполняют не менее двух участников с однородными голосами, родственными по тембру. В целом, это группа певцов, которая может насчитывать десятки а иногда и сотни в сводных хорах участником в своём составе, и которая исполняет вокально-хоровые произведения.
Подобный коллектив, по сути, представляет собой вокальный оркестр. Такая форма певческого коллектива весьма распространена, так как в процессе хорового пения объединяются люди с разным уровнем вокальных данных и одарённости. Помимо профессиональных, во множестве существуют самодеятельные, церковные, школьные коллективы. Вообще, данный вид искусства вовлекает большое количество людей. Классификация Существует несколько типов хоровых объединений.
Они могут выступать в сопровождении музыкальных инструментов вплоть до оркестра или же без них это т. Кроме того, существующие коллективы классифицируют по голосам участников. Так, хоры разделяют на два вида — однородные и смешанные. В первых объединяются голоса одной группы. Всего групп три — женские голоса, мужские и детские.
В смешанных составах эти группы комбинируются определённым образом. Кратно опишем особенности хоров разных типов. Мужской Базовая структура мужского хора следующая: партию верхних голосов исполняют тенора, а партию нижних — обладатели баса. Кроме того, каждая партия может дополнительно разделяться на первые и вторые голоса соответственно тенора и басы. В этих рамках первые тенора или басы относятся к высоким в границах своего диапазона , а вторые — к низким.
Кроме того, хоровой коллектив данного типа может быть дополнен певцами, поющими фальцетом. В коллективе необязательно должен быть полный набор типовых голосов. Примером состава такого хора может быть следующее сочетание: тенора, а также первые и вторые басы.
Мы ее воплотили, выбрав фрагменты из самых популярных спектаклей этого жанра. Публика, привыкшая к статичности хора, была в восторге: артисты не только пели, но и танцевали. В музыкальном спектакле «Госпожа Оперетта» артисты показали не только вокальные, но и пластические способности.
Пластику танцовщиков и актерское мастерство они продемонстрировали в недавнем музыкально-драматическом спектакле «Смерть чиновника», вызвавшем фурор публики. Герои «Пестрых рассказов» Чехова запели в прозе со сцены зала Прокофьева. Вряд ли в какой-то еще филармонии, кроме Челябинской, ставили оперу, причем в двух действиях, в жанре клоунады-фантасмагории. В «многонаселенной» опере-клоунаде «Смерть чиновника» по рассказам Чехова артисты хора играют все главные роли. Тем не менее, когда хором уже руководила Ольга Петровна, я испытал нечто невероятное. Выступали в Польше в конкурсной программе.
Зал большой, мы встали широко друг от друга, во всю сцену. Стою справа в баритоновой группе и вдруг… слышу сердцебиение сопрано в противоположном краю. Трудно словами описать это ощущение. Исполнение было такое, аж мурашки по коже. Когда поешь свою тему, обычно этого не ощущаешь. А тут я услышал полноту гармонии, ходы альтов, сопрано.
В тот момент понял: мы станем победителями конкурса. Так и случилось. В Германии и Австрии развита хоровая культура, но это любительский хоры. Профессионалов из Челябинска там принимают на ура. Впечатления от пения челябинского хора в Австрии можно передать одной лишь фразой зрителя из города Грац: «Такого величественного пения мы еще не слышали». Энергия и мощь русских песен приводят их в небывалый восторг, — поделилась артистка хора Елена Логинова.
Спели, и зал взорвался овацией. Берлин, церковь кайзера Вильгельма, 2014 г. Над алтарем парит 5-метровая фигура Христа. Господь словно внимал божественному пению челябинского хора.
Что же осталось нам от былых времен? Остались прекрасные старинные камерные залы, где даются публичные концерты и музыкальные спектакли. Остались старинные сочинения, специально написанные когда-то для камерных составов — дуэтов, трио, квартетов и прочих камерных ансамблей, для небольших камерных оркестров, камерных хоров. Осталось старинное название камерная музыка. Которое и к новой музыке отношение имеет.
Что называют камерным пением? [Вопросы и ответы о вокале]
небольшой по составу хор, исполняющий главным образом ансамблево-хоровую музыку прошлого (до XIX в.), произведения композиторов-классиков, а также современных авторов, специально созданные для камерного хора. В отличие от больших хоровых коллективов, камерный хор стремится к максимальной интимности и близости между исполнителями и слушателями. это сотворчество со зрителем, такое проникновение, такое взаимопонимание, - говорит хормейстер Уральского Государственного камерного хора Василя ФАХРАЗИЕВА. — Обычно под камерной музыкой понимают определённый музыкальный жанр в отличие от других — оперного, симфонического, хорового. Камерный хор – это одна из форм исполнительского искусства, в которой концертный исполнительный ансамбль объединяет нескольких вокалистов с определенным количеством голосов. Камерный хор – это вид хора, который состоит из небольшого числа певцов, обычно от 8 до 20 человек.
МОСКО́ВСКИЙ КА́МЕРНЫЙ ХОР
Камерный хор «Мадригал» объединил инициативных, талантливых людей, настоящих любителей и ценителей хорового искусства. Камерные хоры начали появляться в СССР после приезда в Москву в 1962 году Американского Камерного хора ("Chamber Chorus") под управлением Роберта Шоу. С 1996 года на протяжении десяти лет Камерный хор участвовал в оперных постановках всемирно известного фестиваля в Брегенце. Камерный хор обычно состоит из небольшого количества певцов – от 8 до 16. в рамках Года народной культур, в гостях у обоянцев вновь побывал камерный хор.