РИА Новости. Дистанционное электронное голосование на президентских выборах наряду с традиционным предлагается провести в 29 регионах, из них в одном ДЭГ пройдет впервые, заявила глава ЦИК России Элла Памфилова. Если брать Москву, то, для сравнения, на выборах в Госдуму седьмого созыва (2016) явка составила 35 %, а в прошлом году, когда избирался восьмой созыв, было уже 50 % — с учётом как раз ДЭГ. В нынешнем мире, где все больше стран переходят к электоральным демократиям актуальна проблема явки на выборах и соответствия результатов реальной жизни, поэтому во многих странах развивается электронное или дистанционное голосование. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) «ЕдРо» переводит из экспериментального формата в постоянно повсеместно действующий в РФ на выборах всех уровней.
Дистанция огромного масштаба. Как устроено электронное голосование в России
Пока ДЭГ на президентских выборах работает только в Москве и 28 других регионах. В сентябре нынешнего года на губернаторских выборах в Новосибирской области будет использовано дистанционное электронное голосование (ДЭГ). При ДЭГ можно голосовать откуда угодно, не приходя на избирательный участок. Председателем ТИК ДЭГ назначен Олег Артамонов, кандидатура которого была предложена Общественной палатой РФ. 17 марта 2024 года.
Как на самом деле в ДЭГ обеспечивают тайну голосования
Члены СПЧ в преддверии единого дня голосования совершают поездки по регионам. Одно из первых предложений, которое они считают необходимым обсудить и, возможно, закрепить нормативно, — допуск студентов к наблюдению за выборами. В большинстве регионов сентябрьское голосование будет проходить три дня, напомнил Александр Точенов. Из них один, а то и два для студентов — учебные, то есть молодые люди должны посещать занятия.
Выборные дни — не только учебные для студентов, но и рабочие для членов избирательных комиссий, среди которых немало учителей. У педагогов в сентябре начинается учебный год, забот и без электоральных процедур хватает, поэтому нужно организовать процедуру голосования так, чтобы члены УИК работали спокойно и в комфортных условиях, предложил представитель ЛДПР Владимир Костин. Систему попытаются взломать Трехдневное голосование, а также дистанционное электронное голосование ДЭГ вызывает «рабочие вопросы», сказал представитель партии «Родина» Никита Габов.
А Александр Сидякин из «Единой России» сообщил, что партийцы проведут внутреннее обучение наблюдателей, в том числе с учетом электронного голосования.
ДЭГ облегчает работу административного ресурса. Можно придумать массу способов, как чиновник или руководитель бюджетного учреждения, собирающийся повлиять на голосование, может сделать это с помощью ДЭГ. Можно заставить работников сдать пароли от «Госуслуг» и проголосовать за них. Можно собрать их в кабинете начальника и попросить проголосовать под его чутким надзором. Можно приказать присылать скриншоты, доказывающие, что человек проголосовал. Безусловно, это все будет незаконно. Но главное, что сделать это будет проще и надежнее, чем контролировать, пришел ли каждый сотрудник на избирательный участок и проголосовал ли.
Опять же — все сказанное не значит, что именно так сейчас все будут делать. Но факт в том, что ДЭГ дает пространство для таких нарушений, и пока не предложено механизмов, как этого избежать — кроме призывов жаловаться на принуждение. Понятно, что таких жалоб будет мало в любом случае. ДЭГ не очень дружит с тайной голосования. Безусловно, организаторы выборов говорят, что голосование полностью тайное и обезличенное. Но когда человек заходит в систему через свой личный аккаунт «Госуслуг», когда получает код доступа на свой телефон, он никогда не будет до конца уверен в том, что его голос не отследят. В конце концов, возможна ситуация, когда кто-то посмотрит из-за спины на экран компьютера или смартфона в момент голосования например, если человек по каким-то причинам решит проголосовать на работе или в общественном транспорте.
В Москве избирателям подавать заявление на участие в ДЭГ заранее не нужно. В других регионах это необходимо сделать до 23:59 5 сентября в Калужской и Томской областях — до 23:59 6 сентября. Без ошибок и фальсификаций ДЭГ, в основе которого лежит система блокчейн, исключает возможность ошибок и фальсификаций.
В этом году в Москве появится специальный электронный список — после голосования в него внесут пометку о том, что человек уже сделал выбор — онлайн или на участке. После этого второй способ блокируется, что исключает возможность двойного голосования. В остальных регионах двойного участия в выборах поможет избежать подача заявлений на ДЭГ заранее. ДЭГ исключает возможность злоупотреблений. Так, зарегистрироваться на онлайн-голосование с фейковым аккаунтом невозможно, так как подать заявку могут только пользователи с полной учетной записью на «Госуслугах». Принять участие в выборах с IP-адреса за пределами России невозможно.
Учитывая, что вместо 7 регионов в ДЭГ в этот раз будут участвовать 25 субъектов, отсутствие эффективных решений уже выявленных проблем могло привести к их усугублению. Введение единой процедуры для всей страны и делегирование части ответственности из центра на региональный уровень должно помочь этого избежать. К слову, процедурная и техническая унификация пока задерживается. Как сообщила глава Центризбиркома Элла Памфилова, Москва проведёт онлайн-голосование на собственной платформе, а остальные 24 субъекта воспользуются федеральным ресурсом.
В этой статистике кроются в том числе минусы высокотехнологичного волеизъявления. Внедрение ДЭГ оказалось дорогостоящим и сложным с организационной точки зрения мероприятием. Она пояснила, что для одобрения дистанционного голосования регионы должны выполнить определённые нормативы по охвату качественной интернет-связью и доле населения, пользующейся порталом госуслуг. Кроме того, как и любой сервис, связанный с всемирной сетью, ДЭГ не застрахован от рисков кибератак и несанкционированного вмешательства в его деятельность. О том, что подобные угрозы будут возрастать по мере приближения единого дня голосований, рассказал председатель «Независимого общественного мониторинга», член СПЧ Александр Брод. Речь может идти и о точечных вмешательствах, направленных на подмену реальных голосов, и о попытках вывести из строя всю систему. Вряд ли кто-либо со стопроцентной уверенностью возьмётся утверждать, что все атаки точно будут отбиты, а значит под определённым давлением оказывается легитимность всего избирательного процесса. Очевидно, взвесив все за и против, несколько регионов самостоятельно отозвали свои заявки на проведение ДЭГ.
ЦИК разрешил 24 регионам провести в сентябре электронное голосование
Период регистрации начался 2 августа, у желающих еще есть время до 13 сентября включительно. После этого вы получите доступ к бюллетеню. Как это устроено технически? Электронное голосование будет проходить на двух разных платформах. Жители Москвы будут голосовать в системе, разработанной столичными властями. Остальные регионы получат доступ к платформе «Ростелекома». Они работают по одной и той же технологии блокчейна.
ЦИК объясняет принцип действия ДЭГ так: после голосования бюллетень шифруется и добавляется в блокчейн-сеть. Расшифровать данные могут только с помощью трех ключей, которые распределят между членами избиркомов, наблюдателями и представителями партий. Расшифровке подвергнется сразу весь массив данных, после чего ЦИК узнает результат. Значит, разницы между платформами нет? Обе платформы имеют разные «внутренности», поэтому с технической точки зрения процесс учета и расшифровки бюллетеней будет происходить по-разному. Единственным заметным отличием для избирателя будет возможность переголосовать — она будет доступна только москвичам.
Оно проводилось в качестве эксперимента на основе регионального закона от 22 мая 2019 года и федерального закона от 29 мая 2019 года оба документа называются одинаково — "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах депутатов Московской городской Думы седьмого созыва". По данным ЦИК, возможностью электронного голосования воспользовались 10,2 тысячи избирателей из 11,2 тысячи, подавших заявления. Принятие поправок в законодательство 23 мая 2020 года президент России Владимир Путин подписал закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым, в частности, были внесены поправки в федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года. Документ разрешил использовать дистанционное электронное голосование при проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдума субъекта РФ и местного референдума. В тот же день был подписан федеральный закон "О проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования в городе федерального значения Москве".
Позднее, 19 мая 2021 года, в столице был принят закон "О внесении изменений в отдельные законы города Москвы и проведении эксперимента по организации и осуществлению дистанционного электронного голосования на выборах в органы государственной власти города Москвы, органы местного самоуправления в городе Москве в 2021 году". Дистанционное электронное голосование в 2020 году Во время голосования по принятию изменений в Конституцию РФ, которое прошло 1 июля 2020 года, дистанционное электронное голосование по решению Центризбиркома проводилось в двух субъектах Федерации: Москве и Нижегородской области. Дистанционное электронное голосование на выборах в Госдуму в 2021 году В 2021 году дистанционное электронное голосование впервые применялось на выборах в Государственную думу, которые проходили с 17 по 19 сентября. Электронное голосование проводилось в семи субъектах Федерации: городах Москве и Севастополе, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской и Ярославской областях. Все избиратели — участники ДЭГ должны были быть зарегистрированы на портале госуслуг с подтвержденной учетной записью.
Закон 2022 года о единых правилах проведения дистанционного электронного голосования 11 марта 2022 года Госдума приняла законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который касается в том числе единых правил применения на выборах и референдумах дистанционного электронного голосования. В тот же день документ был одобрен Советом Федерации и 14 марта 2022 года подписан президентом России. Поправки были внесены, в частности, в закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Новые нормы предусматривают, что при проведении выборов и референдумов голосование может проводиться в дистанционной электронной форме по решению ЦИК РФ или соответствующей избирательной комиссии. Решение о применении ДЭГ на федеральных выборах принимает Центризбирком, он же устанавливает требования для электронных систем голосования.
Зарегистрироваться для участия в онлайн-голосовании нужно через специальный интернет-портал.
Член ОП Москвы, руководитель Центра политического анализа Павел Данилин: «Прежде всего — для того, чтобы расширить возможность участия в выборах для избирателей. Не секрет ведь, что сокращалась явка — медленно, пусть и не по всем видам выборам, но она падала. Для исправления ситуации предпринимались различные меры: те же «открепительные», в частности, или формат «мобильный избиратель». Но с развитием цифровых технологий встал вопрос о внедрении новой формы голосования. Как только инфраструктура оказалась готова, это и ввели. По сути, мы получили ещё один способ повышения популярности выборов». На кого рассчитан ДЭГ и можно ли назвать его «голосованием для бюджетников»?
Аналитики на протяжении долгого времени фиксировали постепенное снижение интереса населения к выборам. А проголосовать с помощью гаджета, когда нет необходимости куда-то идти, а можно всё сделать в любой точке и в любое время, — совсем иное дело, считают эксперты. С введением ДЭГ ситуация действительно, стоит признать, стала меняться. Плюс — новый «плюрализм мнений», а как результат — вывод на арену новых лиц и партий, появившихся там за счет волеизъявления новых избирателей, проголосовавших в ДЭГе. Что касается «голосования для бюджетников», это в корне неправильное суждение. Ну, чтобы было понятно: в Москве бюджетников всего 500-600 тысяч, а проголосовали в четыре раза больше. На мой взгляд, достаточно наглядные цифры. Глава «Политической экспертной группы» Константин Калачёв: «Молодые люди не заглядывают в почтовые ящики и даже не видят зачастую пригласительных на избирательные участки.
Для человека, который никогда не голосовал, это превращается в какой-то квест. А здесь — всё понятно, в духе времени». Сможет ли электронное голосование «отсечь» кандидатов? Совершенно очевидно, что борьба на выборах в Москве предстоит жаркая. И понятно, будут победители и проигравшие. Среди вторых есть те, кто уже сегодня понимают призрачность шансов заполучить место в Совете депутатов. И некоторые заранее начинают винить в будущем поражении именно ДЭГ, называя его тем механизмом, с помощью которого власть отсекает неугодных. Глава «Политической экспертной группы» Константин Калачёв: «Фальсифицировать ничего не получится.
Напротив — исключаются способы вмешательства. В частности, исключается как таковая накрутка голосов. Были в прошлый раз упрёки в том, что имелась возможность изменить своё решение.
Публичный блокчейн при некоторых условиях синхронная публикация в интернете, задокументированная возможность проверки своего голоса мог бы приблизиться к режиму оффлайн-ящика для голосования наблюдаемость и проверяемость учета голосов, анонимность [10]. А вот тайный блокчейн исключает контроль со стороны наблюдателей и членов избирательной комиссии.
Согласно ч. Аналогом «осмотра» и «опечатывания» для «электронного ящика» мог быть запуск общественными контролерами программного обеспечения ДЭГ на «чистом» оборудовании, с полным доступом к системе, который позволил бы удостовериться, что запускается именно то программное обеспечение, которое предписано законом, а никакое другое. На прошедшем голосовании наблюдатели и члены комиссий не могли физически осмотреть сервера ДЭГ и убедиться, что к ним не добавлено никакое непредусмотренное законом оборудование, не могли ознакомиться с серверной частью программного обеспечения ДЭГ, не имели доступа в качестве пользователей на сервер ДЭГ, чтобы в режиме реального времени убедиться в «стерильности» программного обеспечения. В переводе на язык оффлайн-голосования это означает, что ящик для голосования или КОИБ перед голосованием запрещено предъявлять для освидетельствования избирательной комиссии и наблюдателям. Статус членов избиркомов ДЭГ с правом решающего голоса Согласно ч.
Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается». Согласно «Порядку ДЭГ», роль комиссии в ходе голосования, по сути, исчерпывается тремя нажатиями кнопки. Способа проверить, что после нажатия кнопки указанные избирательные действия были совершены правильно, у членов УИК ДЭГ нет. У него отсутствует контроль за содержанием и результатом тех процессов, которые запускаются его действиями. Эти процессы запрограммированы и контролируются органом исполнительной власти или его агентом.
Общественные контролеры лишены возможности в каком бы то ни было смысле присутствовать на «виртуальном избирательном участке». По соображениям «безопасности» им запрещен доступ к серверам ДЭГ и физически для осмотра помещений , и электронно в качестве пользователей, которые имели бы право просматривать все протекающие на сервере процессы. Фактические ограничения деятельности независимых членов избирательных комиссий и наблюдателей в день голосования были еще строже, чем предписано «Порядком ДЭГ», как следует из отчетов Николая Колосова, Анны Лобонок и Ильи Сухорукова. Отсюда следует, что в ходе ДЭГ общественные контролеры юридически и фактически не могут исполнять свои обязанности и лишены тех прав, которые предусмотрены для них в законе «Об основных гарантиях избирательных прав граждан…». При «обычном» голосовании также существует «технический организатор» — организация, которая обеспечивает жизнеобеспечение, охрану и уборку помещения для голосования.
Однако он полностью лишен права совершать какие-либо избирательные действия. Более того, когда такое вмешательство в редких случаях происходит, то, как правило, это приводит к нешуточным скандалам. Аномальный, синхронный и сильно коррелированный рост процента голосов за «собянинских кандидатов» в воскресенье на всех 15 одномандатных участках. Резкий, в течение 5 минут спад и такое же резкое возобновление аномальной активности на всех 15 одномандатных участках «обеденный перерыв». Сильно коррелированный, синхронный, одинаковый по величине «зазор» расхождение между голосами за провластных одномандатников и голосами за «Единую Россию» на всех 15 одномандатных участках в течение одного часа в воскресенье.
Количество голосов, «скрученных» у оппозиции и переданных «административным» кандидатам в рамках данной схемы, оценивается приблизительно в 250 тыс. Один из механизмов этих фальсификаций был, видимо, устроен следующим образом. В публичный блокчейн изнутри системы ДЭГ записывались транзакции «прием бюллетеня» с голосом за «собянинского кандидата» от «никаких» избирателей то есть не прошедшие через авторизацию на Госуслугах живых пользователей ; в «тайный блокчейн» не записывалось ничего. Результат подводился по публичному блокчейну, но с учетом переголосований, данные о которых брались из «тайного блокчейна». Аргументы для объяснения этих аномалий в отчете так называемой «технической группы» выглядят голословными и неубедительными.
Анализу временных рядов с тысячами значений по 15 избирательным участкам противопоставляются три скриншота рассылки мэрии с уведомлениями о продолжении голосования. В отчете технической группы не анализируются время и объем рассылки, зависимость интенсивности отклика реципиентов рассылки от времени, длительность эффективного отклика, конверсия рассылки в голоса. Не приводится аргументов, почему рассылка должна была побудить к голосованию исключительно сторонников «собянинского списка».
В чем суть ДЭГ?
- Левые не ловятся на электронное голосование / Политика / Независимая газета
- ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно - Афиша Daily
- Эксперт: ДЭГ максимально способствует участию избирателей в выборах – Москва 24, 07.08.2023
- ДЭГ в вопросах и ответах
- Путина на пятый срок переизберут электронно
- Поделиться
Как работает дистанционное электронное голосование
- Как работает электронное голосование в России? Гайд для избирателей
- В ЦИК уверены, что на выборах президента в 2024 году будут применять ДЭГ
- Мэр Москвы
- Комментарии в эфире
- Что такое ДЭГ? Как проголосовать на выборах президента 2024 онлайн – полная инструкция
Электронное голосование: зачем это нужно и как принять участие
Наблюдатели за ДЭГ на выборах президента РФ в 2024 году разделены на две категории – дистанционных и очных. 13 февраля 2024 года председатель территориальной избирательной комиссии (ТИК) ДЭГ Олег Артамонов заявил, что назначение наблюдателей за ДЭГ на выборах президента РФ пройдет в период с 4 по 11 марта[51]. С 15 по 17 ноября 2023 года действительно будет проходить тестовое дистанционное электронное голосование (ДЭГ). Поэтому в реализации российского ДЭГ учитывается весь передовой мировой опыт и применяются уже опробованные методы и наработки, а также наиболее перспективные технологии. Россия — лидер по масштабу применения ДЭГ, а также в вопросе общественного контроля за технологией».
Все точки над ДЭГ: плюсы и минусы электронного голосования
Также систему протестировали 222 члена экспертного сообщества — они выбирали лучшее место отдыха в России. Следующий этап подразумевает более масштабное использование ДЭГ. Он, повторимся, пройдёт с 11 по 13 сентября на дополнительных выборах в Госдуму в тех же Курской и Ярославской областях. Чтобы проголосовать онлайн, жителям этих регионов необходимо до 8 сентября подать заявку на онлайн-голосование через портал госуслуг. По данным Минкомсвязи, на 31 августа заявки оформило более 15 тысяч граждан. Это первый опыт национального масштаба с использованием всей цифровой инфраструктуры на федеральных выборах. Уровень технической готовности к электронному голосованию достаточно высокий.
Платформа дистанционного голосования существует не автономно, а в рамках общей инфраструктуры электронного правительства. Это даёт нам дополнительные преимущества. Во-первых, мы используем существующую систему авторизации пользователей на "Госуслугах", что обеспечивает 100-процентную идентификацию граждан. Во-вторых, инфраструктура электронного правительства позволит взять на себя часть пиковой нагрузки в момент выборов, — комментирует развитие системы глава Минкомсвязи Максут Шадаев. Для чего вообще создаётся ДЭГ? Думаем, ответ более чем очевиден: это удобно.
Едва ли кто-то поспорит, что с появлением сайта "Госуслуги" взаимодействовать с государством в принципе стало проще и удобнее. Многие процедуры, которые раньше требовали личного присутствия человека в МФЦ, теперь можно провести, взяв в руки смартфон. То же самое в долгосрочной перспективе может произойти и с голосованием. Мол, зачем его проводить, если гражданин РФ и так сможет проголосовать практически из любой точки мира онлайн.
После этого появится доступ к электронному голосованию. Россияне выбирают удобство Как рассказали в пресс-службе правительства Камчатского края, около 30 тысяч жителей региона уже подали заявление на участие в ДЭГ. Еще порядка двух тысяч избирателей подали онлайн-заявление через портал «Госуслуг» на голосование по месту жительства. Благодаря сервису «Мобильный избиратель» граждане самостоятельно выбирают удобный для себя избирательный участок.
Рекомендуем также прочитать материал «ФедералПресс» о том, что более 3 млн россиян подали заявки для участия в онлайн-голосовании.
Это даёт нам дополнительные преимущества. Во-первых, мы используем существующую систему авторизации пользователей на "Госуслугах", что обеспечивает 100-процентную идентификацию граждан. Во-вторых, инфраструктура электронного правительства позволит взять на себя часть пиковой нагрузки в момент выборов, — комментирует развитие системы глава Минкомсвязи Максут Шадаев. Для чего вообще создаётся ДЭГ?
Думаем, ответ более чем очевиден: это удобно. Едва ли кто-то поспорит, что с появлением сайта "Госуслуги" взаимодействовать с государством в принципе стало проще и удобнее. Многие процедуры, которые раньше требовали личного присутствия человека в МФЦ, теперь можно провести, взяв в руки смартфон. То же самое в долгосрочной перспективе может произойти и с голосованием. Мол, зачем его проводить, если гражданин РФ и так сможет проголосовать практически из любой точки мира онлайн. Троллейбусы уехали — электробусы остались.
В Москве сохранили единственный троллейбусный маршрут Во-вторых, случаи голосования на дому сведутся к минимуму. В-третьих, ДЭГ удешевит проведение голосования для государства в принципе. Конечно, это очень перспективное голосование, — добавляет Элла Памфилова. ДЭГ минимизирует влияние человеческого фактора на голосование. А это влечёт за собой снижение вероятности вмешательства в ход выборов. И если мы планируем активно внедрять цифровизацию для создания прекрасной России будущего, то ДЭГ — это логичное дополнение той системы, которая уже существует, — рассказал Лайфу Никита Куликов, к.
Опыт России уникальный?
Чтобы стать наблюдателем с криптографическим подходом, желательно обладать техническими знаниями. Мы имеем доступ к порталу наблюдения, где можем проверить любую транзакцию действие в системе : добавлена ли она в математическую функцию, изменялась или нет. Любой человек, отдавший голос, получает определенный код, который можно ввести на портале наблюдений и проверить, добавлен ли его выбор в математическую функцию блокчейн. Если мы не доверяем порталу наблюдений, мы можем взять непосредственно данные функции и проверить ее. Для общественных наблюдателей по всей России математическая функция доступна с задержкой в 30 минут, в Общественной палате РФ в здании ТИК доступна в режиме реального времени. При большом желании люди, которые интересуются ДЭГ, следят за нодой наблюдения на территории Общественной палаты Российской Федерации.
Для наблюдателей разработан специальный набор программ «Утилит», при помощи которых можно работать непосредственно с нодой наблюдения специальными техническими средствами. Среди них так называемый цифровой сейфпакет — это программное обеспечение, разработанное независимыми наблюдателями Общественной палаты РФ, оно позволяет сохранять данные блокчейна. Из нововведений нам обещают открытую базу данных, из которой можно будет оперативно получать все открытые статистические данные о голосовании. Как стать наблюдателем за ДЭГ? Они назначаются кандидатами и их доверенными лицами, до трех человек на каждого кандидата. Работающие удаленно на портале наблюдения. Их назначают кандидаты, доверенные лица, партии и их отделения, Общественные палаты.
Количество таких наблюдателей — до трех человек от каждого назначающего. Наблюдателем за ДЭГ может стать любой житель Воронежской области. Для этого достаточно обратиться в Общественную палату региона. Наша команда наблюдателей за ДЭГ открыта и готова принять новых увлеченных людей.
Что такое ДЭГ
- В России пройдёт электронное голосование. Как оно устроено и насколько безопасно
- Как работает электронное голосование в России? Гайд для избирателей
- Что такое ДЭГ на выборах президента-2024 и как зарегистрироваться?
- Эксперт: ДЭГ максимально способствует участию избирателей в выборах
Путина на пятый срок переизберут электронно
Таким образом, наш регион станет одним из нескольких субъектов РФ, где технологию дистанционного электронного голосования будут применять на выборах муниципального уровня - и в этом смысле псковский облизбирком шагает, можно сказать, впереди России всей. Революция - не революция, но здесь мы наблюдаем очередной пример наступления новой политической реальности. Постараюсь избежать излишнего пафоса и не буду говорить о происходящем как об историческом событии хотя, отчасти так и есть, ведь никогда прежде выборы - с возможностью выразить свою позицию, где бы ты ни находился: хоть на даче, хоть вообще в другом регионе - у нас не проводились , отмечу лишь, что данную технологию в России начали применять всего несколько лет назад. И, по сути дела, пока всё это носит экспериментальный характер - период наработки соответствующего опыта продолжается. Смотрите также 08.
С одной стороны, как заявил сегодня в эфире ПЛН FМ председатель избирательной комиссии Псковской области Игорь Сопов, дабы развеять страхи скептиков в ближайшие три месяца предстоит большая информационная работа, призванная дать ответы на вопросы, что такое ДЭГ, почему его не надо бояться и готова ли избирательная система Псковской области к проведению выборов в таком формате. Как все мы знаем, новое и неизвестное вызывает у людей вопросы, вот и вокруг дистанционного электронного голосования высказывается достаточно много опасений. Но - понятно, что движение в этом направлении неизбежно, это не то, что будущее, а уже настоящее - и надо соответствовать реалиям.
Читайте также Геннадий Зюганов: Выборы показали, что у власти нет ничего за душой Дистанционное голосование ведет к разрушению всей политической системы Политолог Дмитрий Еловский считает, что противники и сторонники ДЭГ поспорят за внимание колеблющихся избирателей. Для этого не нужны большие партийные структуры, а необходима умелая информационная работа в интернете. Но как же вопрос доверия ДЭГ? Те, кто верит, что государственные институты в целом действуют в их интересах, будут верить и в чистоту ДЭГ. А те, кто не верит, как их не убеждай, не поверит никогда. Поэтому радикальная оппозиция может и дальше давить на недоверие. У нее есть некая своя социальная база, ядро.
Их переубеждать никто не будет. Есть ядро и у тех, кто верит государству. Главная борьба в вопросе ДЭГ будет идти за колеблющихся. Свой ход оппозиция сделала — создали структуру, обратятся в суд. Это база для формирования инфоповодов. Весь вопрос, смогут ли они привлекать внимание к судам, разгонять информацию. Теперь ход за сторонниками ДЭГ. Посмотрим, у кого влияние на колеблющихся окажется больше.
Помимо технических уязвимостей, система проявила себя как механизм, который позволяет использовать административный ресурс ещё эффективнее, чем раньше. Электронное голосование решило исход выборов в 30-м округе На выборах в Мосгордуму система тестировалась в трёх избирательных округах: 1, 10, 30. В 30-м округе за депутатское кресло боролись сразу три заметных кандидата: самовыдвиженец Роман Юнеман, коммунист Владислав Жуковский и административный кандидат Маргарита Русецкая. Результаты ЭГ в этом округе сыграли решающую роль. На традиционных избирательных участках победил Роман Юнеман, но благодаря аномальным результатам электронного голосования победила поддержанная мэрией кандидат Маргарита Русецкая.
Миллион призов Среди онлайн-избирателей в Москве пройдет акция программы «Миллион призов», в рамках которой будут разыграны более 600 тысяч призов. Выигранные баллы можно будет потратить на покупки в продуктовых магазинах, приобретение одежды, обуви, детских товаров, а также товаров для дома и творчества. Среди партнеров программы также есть аптеки, кафе и рестораны, музеи и театры. Кроме того, москвичи смогут направить выигрыш на благотворительность или использовать для пополнения карты «Тройка». Незадолго до выборов москвичам в СМС пришлют код участника, который можно использовать для принятия участия в розыгрыше. Розыгрыши пройдут 10, 11 и 12 сентября. Для участия в них жители столицы будут должны проголосовать онлайн до 20:00 в день накануне розыгрыша. Новости по теме.
Задраить щели! К чему приведет введение дистанционного голосования в России?
При ДЭГ можно голосовать откуда угодно, не приходя на избирательный участок. Решение о проведении ДЭГ на выборах принимает соответствующая избирательная комиссия. Еще одно преимущество ДЭГ — это отсутствие человеческого фактора в процессе организации выборов и подсчета голосов.
Задраить щели! К чему приведет введение дистанционного голосования в России?
Актуально для тех, кто 17, 18 и 19 сентября будет находиться не по месту регистрации. Заявления для «Мобильного избирателя» принимаются до 13 сентября включительно. Возможность проголосовать на избирательном участке по месту нахождения есть только на выборах в Госдуму на территории страны и Курскую областную думу на территории региона. Если подаете заявление о голосовании по месту нахождения в рамках «Мобильного избирателя» и выезжаете за пределы своего одномандатного округа, то можете отдать голос только за партию, то есть по единому округу, на выборах в Госдуму и Облдуму. Возможности проголосовать за кандидатов по одномандатным округам не будет. Почему у меня не получается подать заявление для ДЭГ?
Начнём с обсуждения того, рассматривают ли вообще авторы системы такие вещи, как возможность нарушения тайны голосования, в качестве угрозы. Модель угроз и нарушителя Модель угроз и нарушителя МУиН — это достаточно традиционный для IT-систем документ, описывающий, каким именно и с чьей стороны атакам и опасностям они могут подвергнуться. Банальные угрозы в целом всем очевидны — хакеры, DDoS, пожар, наводнение, землетрясение и экскаватор в поисках кабеля. Значительно интереснее угрозы, специфические для конкретной системы — те, которые повлекут не просто её отказ, а скажем так, недопустимое поведение: утрату или искажение обрабатываемых данных, раскрытие внутренней информации. В случае электоральных систем они крайне критичны, так как подозрение на успешную атаку на систему может привести к срыву выборов. Вообще говоря, есть три вида угроз: социальная: т. Обсуждаемая модель угроз работает с третьей категорией — она описывает, какие именно угрозы от каких именно злоумышленников, от иностранных спецслужб до недобросовестных сотрудников, могут быть направлены против ПТК ДЭГ. Полный текст модели угроз и нарушителя это примерно полтораста страниц пока что ЦИК России не опубликован, однако на одном из заседаний экспертной группы при ЦИК была представлена презентация с основными тезисами, на базе которых МУиН формируется. На днях была выложена также выписка из модели угроз , но ничего принципиально нового она нам не добавляет. Традиционный вопрос журналистов про МУиН, в принципе, очевиден и предельно банален — «а предусмотрена ли защита от иностранных хакеров? Однако нас больше интересует вторая часть таблички — это угрозы внутренние. Как можно заметить, в число возможных нарушителей включены все, начиная от уборщицы в ЦОД и заканчивая администраторами системы. Второй слайд — про то, от чего система защищается. По сути, на нём перечислены требования, которым должна удовлетворять любая а не только электронная система голосования: голосование должно быть тайным; избиратель не должен иметь возможности проголосовать дважды; голоса избирателей должны быть учтены именно так, как они были поданы; не должно быть возможности узнать промежуточный результат голосования. Например, в бумажном голосовании это реализуется довольно очевидными способами: на бумажном бюллетене нет никаких отметок, которые позволили бы по нему установить, кому он был выдан; факт голосования отмечается в списке избирателей, где избиратель расписывается в получении бюллетеня; пересчёт бюллетеней производится в присутствии наблюдателей; до окончания голосования бюллетени находятся в опечатанной урне, которую запрещено вскрывать. С электронными системами всё на порядок сложнее. Больше всего вопросов вызывает сочетание первого и второго пунктов — многие, например, просто априори не верят в возможность соблюдения тайны голосования в системах ДЭГ более того, как мы видели на примере эстонской системы, она там действительно соблюдается условно: заполненные бюллетени не анонимны сами по себе, но анонимизируются уже на сервере. Протокол, который невозможен Итак, нам необходимо сначала выдать избирателю бюллетень, а потом принять его уже заполненным — но по пути забыть, как звали этого избирателя. Но при этом быть уверенными, что заполненный бюллетень мы принимаем именно от избирателя, а не от случайного прохожего. С «бумагой» всё достаточно просто — показав паспорт и получив бюллетень, избиратель должен проследовать к урне и опустить его туда. Если он вместо этого проследовал на выход с участка, то проголосовать он уже не сможет кстати, на каждом УИК есть какое-то ненулевое количество таких избирателей — никто не знает, зачем они так делают, но точное совпадение выданных и полученных бюллетеней политтехнологами даже считается признаком явного вброса: при подсчёте дорисовали недостающее. С цифрой всё намного сложнее — мы не стоим рядом с избирателем, когда он получает бюллетень, мы вообще никак не видим этого процесса. Вот бюллетень выдали — а вот он вернулся заполненным, например, через десять минут. Никакими внешними признаками удостовериться, что вернулся именно выданный бюллетень, невозможно. Соответственно, сам бюллетень должен нести неподделываемый sic! Теоретически, вот уже три десятилетия в академической среде пишутся и публикуются работы по протоколам тайных электронных голосований, краеугольным камнем в которых является так называемый «протокол двух агентств»: одно агентство удостоверяет личность человека и выдаёт некий признак, по которому второе может определить, что этот человек имеет право голосовать, не зная его личность. Критичным — и самым слабым — моментом является независимость этих агентств: если они могут обменяться информацией и выстроить полную цепочку путешествия избирателя по системе, то они смогут и сопоставить конкретный бюллетень с конкретным избирателем, тем самым разрушив тайну голосования.
Их проект приняли в первом чтении 296 голосами «за» при 74 «против». До 24 февраля будут собирать поправки ко второму чтению. Сейчас ДЭГ упоминается в законе, но крайне лапидарно: указывается лишь, что его можно использовать «в случаях и порядке, которые установлены Центральной избирательной комиссией», без всякой конкретики. В 2019—2021 годах ЦИК проводила такие выборы «в порядке эксперимента» в разных регионах, в том числе в Москве, на выборах Госдумы и Московской городской думы в 2021 году. Теперь предлагается ввести в закон отдельную статью, описывающую ДЭГ. Правда, что весьма характерно, в этой статье нет ни слова о возможности общественного контроля за ходом и определением результатов ДЭГ. Что предлагается? Решение о проведении ДЭГ на выборах принимает соответствующая избирательная комиссия: на федеральных выборах — ЦИК, на региональных и местных — избирательная комиссия региона по согласованию с ЦИК. Если на региональных и местных выборах используются региональные государственные информационные системы, порядок голосования утверждает региональный избирком. Если решение о применении ДЭГ принято, избиратель, желающий голосовать электронно, «обращается на специальный портал в сети Интернет, определенный в порядке дистанционного голосования, и проходит процедуры идентификации и аутентификации, а также подтверждения личности, после чего получает доступ к дистанционному электронному голосованию». В этом случае из бумажных списков избирателей, голосующих на избирательных участках, этот избиратель исключается. В ходе ДЭГ «осуществляется процедура анонимизации, по завершении которой осуществляется переход к электронному бюллетеню и предоставляется возможность после ознакомления с необходимой информацией и порядком его заполнения осуществить волеизъявление путем проставления в электронном виде отметки в квадрате, относящемся к позиции, в пользу которой сделан выбор».
Затем сервис подписывает идентификатор электронной подписью и возвращает подпись избирателю. В итоге человека, который заполнил бюллетень, невозможно определить. Переход в анонимную зону на другой домен Для заполнения бюллетеня избиратель переводится в неавторизованную зону на другой домен. Там уже не нужно вводить никаких паролей и логинов. Шифрование бюллетеня и перенос его в распределенное хранение Заполненный бюллетень система зашифровывает открытым ключом и отправляет в электронный компонент «Распределенное хранение и подсчет голосов». Преимущества ДЭГ перед очным голосованием Дистанционное голосование соответствует принципам, закрепленным в законе «Об основных гарантиях избирательных прав»: личное голосование; запрет на присутствие третьих лиц в процессе волеизъявления; запрет на «двойное» голосование; тайна выбора каждого избирателя. Вместе с тем технологии наделяют ДЭГ дополнительными гарантиями. Невозможность узнать промежуточные результаты голосования Итоги голосования защищены двумя ключами — открытым и закрытым их также называют ключевой парой. Они генерируются на специальном компьютере, после чего специалисты сразу его опечатывают до завершения выборов. Открытый ключ зашифровывает голоса избирателей. Расшифровать результаты можно только закрытым ключом, который поделен между членами комиссии, наблюдателями, представителями кандидатов и другими лицами. Обычно закрытый ключ разделен на 5 частей, записанных на защищенные носители. По отдельности части закрытого ключа не имеют силы. Их необходимо собрать воедино после завершения голосования на том же специальном компьютере.
ДЭГ-2023 хоронит старую внутреннюю политику
Решение о применении ДЭГ на федеральных выборах принимает Центризбирком, он же устанавливает требования для электронных систем голосования. На предстоящих сентябрьских выборах 40 процентов столичных избирателей собираются воспользоваться ДЭГ, следует из майского опроса исследовательской группы Russian Field. Наблюдатели за ДЭГ на выборах президента РФ в 2024 году разделены на две категории – дистанционных и очных.