Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Примерно год спустя в Тверь приехал Чолхан (Щелкан), двоюродный брат хана. Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.). первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига.
Когда произошло антиордынское восстание в городе Твери
Тверское восстание - первое на Руси широкое выступление против монголо-татарского ига. Поводом послужило то, что баскак сборщик налогов Чолхан отобрал у местного дьякона лошадь, и тот призвал на помощь земляков. Быстрее всех отреагировала Москва: она оперативно выступила своей дружиной и примерным образом расправилась с Тверью.
Александр, «видя озлобление людий своих и не могы их оборонити», призывает тверичей терпеть. Этикетный, традиционный характер этих речей свидетельствует о том, что первая часть Повести не была непосредственной записью событий, а имела вторичное, литературное происхождение. Иной характер носит вторая часть Повести. Это вполне конкретный рассказ о событиях, приведших к восстанию 15 августа, — о лошади диакона Дудко, захваченной татарами, о драке между тверичами и татарами, об избиении всех татар спаслись только татарские пастухи, находившиеся за городом — они-то и принесли в Орду весть о восстании. Эта часть рассказа имеет все признаки современной записи. Повести о Шевкале. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними».
Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить. Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан - насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени. И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон-тверянин, - прозвище ему Дудко, - повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой в Волге. Татары же, увидев ее, отняли.
Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте! Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю - пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми и остался в Пскове. Библиотека литературы Древней Руси. Том 6.
А немного он судьею сидел: И вдовы-та безчестити, Красны девицы позорити, Надо всеми наругатися, Над домами насмехатися. Сборник Кирши Данилова. Древние Российские стихотворения собранные Киршею Даниловым. Бедный народ, уже привыкнув терпеть насилия Татарские, искал облегчения в одних бесполезных жалобах; но содрогнулся от ужаса, слыша, что Шевкал, ревностный чтитель Алкорана, намерен обратить Россиян в Магометанскую Веру, убить Князя Александра с братьями, сесть на его престоле и все города наши раздать своим Вельможам.
В 1313 году на ханский престол взошёл Узбек убив своих конкурентов, как это обычно делалось. Поддержку ему оказали мусульмане. Золотая Орда того времени была государством, где ещё боролись разные верования, и ни одно не было государственным. А некоторые члены ханских фамилий даже крестились. Узбек же в 1320 году заявил, что единственной религией в Орде может быть только ислам.
Этот резкий поворот насторожил многих на Руси, где татарское господство терпели лишь потому, что татары были безразличны в вопросах веры. Вероятно, в это время возник нажим на русских купцов, прибывавших в большом количестве в Орду, с целью обратить их в ислам. Вероятно также, что многие русские феодалы, с целью возвыситься на прямой службе у хана, стали переходить в ислам. Одним из этих отступников от православия и был Федорчук. Возможно, что в целях Чолхана и значилось утвердить ислам на Руси. Если так, то его печальная участь должна была впредь отвратить ордынских наместников от подобных предприятий, несмотря на наказание, постигшее Тверь. Действительно, в дальнейшем мы не видим, чтобы Золотая Орда как-то вмешивалась в религиозные дела своего «русского улуса». Русь осталась православной.
В 19 километрах от Твери на реке Тьме и сейчас стоит деревня Дуденево, своим древним названием напоминающая о приходе Дуденя. Тогда монголы не решились взять Тверь, приготовившуюся к осаде.
Чолхану, ханскому послу, город сопротивления не оказал. Тверской князь Александр только что получил от хана ярлык на великое княжение. Но Чолхан выставил князя из кремля и занял его двухэтажные деревянные палаты. В песне о Щелкане Дудентьевиче рассказано, как действовал ханский наместник: Он судьей насел.
Борьба Московского и Тверского княжества за гегемонию в Северо-восточной Руси
Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Пошёл даже слух сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения , будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам ; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы [1] [2] [3] [4]. Федорчукова рать[ править править код ] Федорчукова рать в миниатюре к Повести о Сергие Радонежском из Лицевого летописного свода Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться рискованным положением Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси.
Он отправился в Орду и предложил помочь восстановить власть над взбунтовавшимся княжеством.
К войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси совместный поход двух княжеств и татар против соперничавшего княжества стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука христианина. Войско пожгло города и сёла Тверского княжества, по выражению летописца: «просто рещи всю землю Русскую положиша пусту» [5].
Тверской князь Александр бежал в Новгород , потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву на полтора года.
Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом « разделяй и властвуй ».
На три десятка лет этот город перестал даже рассматриваться как конкурент Москвы, которая получила все. Во-первых, безоговорочную поддержку орды с право регулировать споры между другими княжествами.
Во-вторых, ярлык и возможность сбора дани, большая часть которой оседала в карманах сначала Ивана Калиты, затем — его сыновей. В-третьих, Москва вскоре получила еще и поддержку православной церкви: Владимирский митрополит перенес свою кафедру в Москву. Тверь же из одного из двух крупнейших городов Северо-Восточной Руси превратилась в своеобразное захолустье. Между тем, не случись восстания, которое могло удовлетворить потребность в мести, но глобально было обречено на провал, и Тверь сохранила бы свои достаточно крепкие позиции.
Митрополит Феогност отлучил Александра Тверского от церкви Дело в том, что до 1327-го года ханы в делах Руси руководствовались принципом «разделяй и властвуй». Ярлык они часто передавали из рук в руки, следя за тем, чтобы никто не усилился чрезмерно. Таким образом, с одной стороны поддерживалась политическая конкуренция, с другой — плодилась раздробленности внутри Руси. Так как один из конкурентов себя дискредитировал, то Орде ничего не оставалась, как отдать все на откуп Москве, проявившей преданность в сложной ситуации.
Едва ли Александр мог предотвратить восстание. Его ошибка, как показало время, состояла в том, что он не сориентировался уже после него. Сил бороться с Ордой в тот момент не было ни у кого. А риск прихода карателей существовал.
Тверской князь мог сам поехать к хану и представить ему свою точку зрения. Приехал бы до Калиты, смог бы убедить Узбека в том, что произошло недоразумение, и сохранил бы крепкий и мощный город, готовый к дальнейшему росту. И, возможно, поднакопив сил, Тверь все же сумела бы побороть Москву в борьбе за великокняжеский престол. Но путь открытого выступления против Орды был самоубийством.
Что изменилось бы? Он был бы веком суровый феодальных войн. Москва и Тверь рубились бы еще долго. Вот только монголы тоже слабели.
Причем на глазах. Великую Империю, частью которой была Золотая Орда, раздирали склоки.
В этом Узбека укреплял спешно прибывший в Орду соперник Александра, московский князь Иван Данилович по прозвищу Калита. Московские летописи расценивают поступок Калиты исключительно положительно, считая, что он отвёл ханский гнев от Москвы и от многих других русских земель.
Татарская месть ограничилась одним Тверским княжеством. После этого нашествия Москва стала постепенно возвышаться над прочими русскими княжествами. Ярлык на великое княжение Владимирское был отдан Ивану Калите и с тех пор почти всегда, за небольшими перерывами, находился в руках московского княжьего дома. Бежавший князь Александр Михайлович был прощён и смог вернуться на тверской престол, но Тверь больше не могла быть соперником Москвы.
Из сообщения, что татарское войско возглавлялось пятью темниками — начальниками над десятью тысячами воинов — должно следовать, что оно могло достигать 50 тысяч человек. Из летописей мы знаем имена только двух из этих пяти военачальников — Туралык и Федорчук. Тенденция к исламизации Руси Имя Федорчук однозначно указывает на происхождение от крещёных предков, а суффикс —чук — на славянское происхождение. Из этого следует, что он был русским, перешедшим в ислам.
Здесь, вероятно, кроется указание на причину, почему миссия Чолхана в Твери вызвала такое противодействие местного населения. Вспомним главные события того времени в Золотой Орде. В 1313 году на ханский престол взошёл Узбек убив своих конкурентов, как это обычно делалось.
Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области
Восстание в Твери против баскака Чолхана. Борьба Москвы и Твери за великокняжеский престол. Восстание в Твери против баскака Чолхана. Тверское восстание 1327 года. В 1318 году тверской князь Михаил Ярославич был казнён в ставке хана Узбека по обвинению в неповиновении. Тверское восстание 1327 года: значение Восстание в Твери стало одним из первых мятежей против Орды. В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против насилий, чинимых Чолханом (на Руси его называли Щелканом). Ненавистный баскак был убит, поплатились жизнью и воины его отряда. Иван Калита немедленно воспользовался ситуацией для усиления собственной власти. Восстание против монголо-татар в Твери (1327 г.).
Восстание в Твери против баскака Чолхана
Татары повоевали города Тверского княжества — Кашин и Тверь: "И людей множество Погубиша, и иныа в плен поведоша, а Тверь и все гради огнем пожгоша". Дошедшие до нас летописи, прошедшие через руки московских летописцев, пытавшихся скрасить разорение Твери и участие в этом Московского войска, не дают ни картины карательной экспедиции, ни даже точных сроков падения Кашина и Твери. До сих пор Тверь хранит на себе следы страшной Федорчуковой рати: здесь нет даже остатков средневековых защитных сооружений, нет ни одной церкви старше XVI века. Бодрихин Восстание в Твери в 1327 г.
Причина недовольства горожан не одна: повсеместное разорение домохозяйств, крайне высокомерное поведение, грабежи, гонения, насилие, поругание, демонстративное поведение завоевателя в покоренном княжестве накалили обстановку до предела. Александр сам показывал пример смирения и призывал к терпению народ, чем были недовольны дружинники и часть решительно настроенного населения.
Конфликты и стычки тверитян с бесчинствующими ордынцами за короткое время приняли массовый характер. Недовольство подогревалось слухами о планируемом баскаком убийстве Александра и его родственников, взятии тверского престола самим Чолханом, принудительном введении магометанства. Называлась даже предполагаемая дата — 15 августа, христианский праздник Успения Богородицы. Историки полагают, что такое развитие событий в Твери было бы маловероятным, но подобные слухи характеризуют умонастроения накануне тревожных событий. Форма выполнения повинности барщина: что это такое Восстание «Взрыв» произошел спонтанно ранним утром 15 августа 1327 года по ничтожному поводу.
Ханские подручные привычно попытались отнять кобылу у местного диакона Дудко. Дудко оказал сопротивление и позвал на помощь. Стремительно собралось народное вече, появились предводители и повели толпу на притеснителей. Уничтожали всех ордынцев подряд. Первой жертвой стал сам Чолхан, сгоревший вместе с теремом, где попытался укрыться и отбиваться.
Среди части современных историков бытует мнение, что от слов к делу тверитяне перешли если не по прямому указанию, то с молчаливого согласия Александра Михайловича. Об этом косвенно свидетельствуют летописи не Тверские. Мятеж в Твери против Чолхана молниеносно набирал силу. Были перебиты не только знатные монголы из ближайшего окружения ордынского вельможи, но и рядовые участники посольства, а также все татары и купцы «бесермены», постоянно жившие в городе. Случайно уцелели только пастухи, которые вовремя вывели лошадей на водопой и сумели бежать.
Подавление восстания Бежавшие монголы быстро добрались до Москвы. Князь Иван, признанный мастер политической интриги, верно оценил шаткое опасное положение тверского владетеля и его княжества и действовал энергично. Когда была Сталинградская решающая битва: кратко о сражении Поход объединенных сил В ставке Орды были всерьез озабочены и встревожены, монголы заподозрили в неповиновении и бунте и других русских князей.
Древние Российские стихотворения собранные Киршею Даниловым. Бедный народ, уже привыкнув терпеть насилия Татарские, искал облегчения в одних бесполезных жалобах; но содрогнулся от ужаса, слыша, что Шевкал, ревностный чтитель Алкорана, намерен обратить Россиян в Магометанскую Веру, убить Князя Александра с братьями, сесть на его престоле и все города наши раздать своим Вельможам. Говорили, что он воспользуется праздником Успения, к коему собралось в Тверь множество усердных Христиан, и что Моголы умертвят их всех до единого. Сей слух мог быть неоснователен: ибо Шевкал не имел достаточного войска для произведения в действо намерения столь важного и столь несогласного с Политикою Ханов, хотевших всегда быть покровителями Духовенства и Церкви в набожной России. Но люди угнетенные обыкновенно считают своих тиранов способными ко всякому злодейству; самая грубая клевета кажется им доказанною истиною. Бояре, воины, граждане, готовые на все для спасения Веры и православных Государей, окружили Князя, юного и легкомысленного.
Забыв пример отца, великодушно умершего для спокойствия подданных, Александр с жаром представлял Тверитянам, что жизнь его в опасности; что Моголы, убив Михаила и Димитрия, хотят истребить и весь род Княжеский; что время справедливой мести настало; что не он, а Шевкал замыслил кровопролитие и что Бог есть надежда правых. Граждане, усердные, пылкие, единодушно требовали оружия: Князь на рассвете, 15 августа, повел их ко дворцу Михаилову, где жил брат Узбеков. Общее волнение, шум и стук оружия пробудили Татар: они успели собраться к своему начальнику и выступили на площадь. Тверитяне устремились на них с воплем. Сеча была ужасна. От восхода солнечного до темного вечера резались на улицах с остервенением необычайным. Уступив превосходству сил, Моголы заключились во дворце; Александр обратил его в пепел, и Шевкал сгорел там с остатком Ханской дружины. К свету не было уже ни одного Татарина живого. Граждане умертвили и купцев Ординских.
Сие дело, внушенное отчаянием, изумило Орду. Моголы думали, что вся Россия готова восстать и сокрушить свои цепи; но Россия только трепетала, боясь, чтобы мщение Хана, заслуженное Тверитянами, не коснулось и других ее пределов. Узбек, пылая гневом, клялся истребить гнездо мятежников; однако ж, действуя осторожно, призвал Иоанна Данииловича Московского, обещал сделать его Великим Князем и, дав ему в помощь 50000 воинов, предводимых пятью Ханскими темниками, велел идти на Александра, чтобы казнить Россиян Россиянами. К сему многочисленному войску присоединились еще Суздальцы с Владетелем своим, Александром Васильевичем, внуком Андрея Ярославича. История государства Российского. В 1327 году приехал в Тверь ханский посол, именем Шевкал Чолхан , или Щелкан, как его называют наши летописи, двоюродный брат Узбека, и по обыкновению всех послов татарских позволял себе и людям своим всякого рода насилия. Вдруг в народе разнесся слух, что Шевкал хочет сам княжить в Твери, своих князей татарских посажать по другим русским городам, а христиан привести в татарскую веру. Трудно допустить, чтоб этот слух был основателен: татары изначала отличались веротерпимостью и по принятии магометанства не были ревнителями новой религии. Узбек, по приказу которого должен был действовать Шевкал, покровительствовал христианам в Кафе, позволил католическому монаху Ионе Валенсу обращать в христианство ясов и другие народы по берегу Черного моря; он же, как мы видели, выдал сестру свою за Юрия московского и позволил ей креститься.
Еще страшнее был слух, что Шевкал хочет сам сесть на великом княжении в Твери, а другие города раздать своим татарам. Когда пронеслась молва, что татары хотят исполнить свой замысел в Успеньев день, пользуясь большим стечением народа по случаю праздника, то Александр с тверичами захотели предупредить их намерение и рано утром, на солнечном восходе, вступили в бой с татарами, бились целый день и к вечеру одолели. Шевкал бросился в старый дом князя Михаила, но Александр велел зажечь отцовский двор, и татары погибли в пламени; купцы старые, ордынские, и новые, пришедшие с Шевкалом, были истреблены, несмотря на то что не вступали в бой с русскими: одних из них перебили, других перетопили, иных сожгли на кострах. Но в так называемой Тверской летописи Шевкалово дело рассказано подробнее, естественнее и без упоминовения о замысле Шевкала относительно веры: Шевкал, говорится в этой летописи, сильно притеснял тверичей, согнал князя Александра со двора его и сам стал жить на нем; тверичи просили князя Александра об обороне, но князь приказывал им терпеть. Несмотря на то, ожесточение тверичей дошло до такой степени, что они ждали только первого случая восстать против притеснителей; этот случай представился 15 августа: дьякон Дюдко повел кобылу молодую и тучную на пойло; татары стали ее у него отнимать, дьякон начал вопить о помощи, и сбежавшиеся тверичи напали на татар.
Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание».
Пошёл даже слух сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения , будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Однако 15 августа 1327 года спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи за пределами Твери , а также современные историки полагают Александра застрельщиком этих волнений; другие считают, что Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы. Федорчукова рать Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться бедствием в Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси.
Он отправился в Орду и вызвался помочь монголам восстановить власть над Русью. Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников и велел идти на Александра Михайловича.
Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области
1327 г. – население Твери восстало против сборщика налогов Чолхана (Щелкана), родственника хана Узбека. Почему Иван Калита участвовал в подавлении восстания в Твери, Последствия восстания в Твери в 1327 г. 15 августа вспыхнуло восстание против ордынского наместника Чолхана. Поводом для начала восстания послужило то, что монголы отобрали на торгу лошадь у дьяка Дудко, после чего горожане убили Чолхана и его свиту.
5.3. Восстание в Твери
Тверское восстание — Википедия | Примерно год спустя в Тверь приехал Чолхан (Щелкан), двоюродный брат хана. |
Восстание Твери против чолхана: история и последствия | 15 августа 1327 г. в Твери поднялось восстание против татар, пришедших туда с послом Шевкалом (Чолханом, двоюродным братом, по другой версии – шурином ордынского хана Узбека). |
Восстание в Твери
Антиордынское восстание в Твери Антиордынское восстание в Твери — первое масштабное восстание русского народа против монголо-татарского ига. В 1327 году в Твери произошло восстание против Чолхана — двоюродного брата хана Узбека. Новости Тверской области. 1327 г. – население Твери восстало против сборщика налогов Чолхана (Щелкана), родственника хана Узбека. Восстание в Твери в 1327 г. Татарский отряд племянника хана Чолхана (Щелкана), разместившийся в княжеском дворце в Твери, вел себя вызывающе и нагло, грабя и насилуя отдельных жителей.
Тверское восстание 15 августа 1327 года - Архивы Тверской области
Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Тверское восстание 1327, антиордынское выступление жителей г. Тверь. Восстание в Твери против баскака Чолхана. Восстание Твери против чолхана стало горьким уроком для горожан и всех жителей России. Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против.