Великая Отечественная Война затронула весь советский народ. Трудовые подвиги в годы войны К 76-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне мы подготовили проект, включающий истории из личных дневников и воспоминаний уральских студентов, которые в годы войны оставались в тылу, учились и трудились на благо Родины. К 80-летию освобождения советских территорий и в честь подвига городов тыла в ходе Великой Отечественной войны РИА Новости при поддержке Президентского фонда культурных инициатив запустило мультимедийный проект "Освобождение. они работали на заводах, в колхозах, в госпиталях.
«Подвиг трудовой был равен нашей славе боевой»
Огромное количество раз на нашу территорию покушались и французы, и татаро-монголы, и финны, и поляки, и литовцы. Но Великая Отечественная война стоит в этом ряду особняком. Именно она считается самой кровопролитной. Сегодня уже практически нет никого в живых из тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной. Если они и есть — их единицы.
И наша первостепенная задача — сохранить в своей памяти их воспоминания о том времени, передать этот бесценный материал нашим потомкам. Мы мало что знаем о том военном лихолетье. Слушая рассказы ветеранов, тружеников тыла, детей военного времени, начинаешь потихоньку представлять себе в подробностях то, что пришлось им пережить. Наши прадеды прекрасно понимали, что если они дрогнут, то их потомкам придется жить совсем в другой стране.
Тогда они не думали о себе, о своем благополучии. И мужчины, и женщины спасали чужие жизни, совершая подвиги и в тылу, и на фронте. Убивая немцев на передовой, вытаскивая раненых с поля боя, они не задумываясь выполняли свое дело — защищали Родину от врага. Наши предки хорошо знали, что тот, кто боится, тот проигрывает.
Воюя, они мечтали о мирном небе над головой, о любви, о преданности, о верности. Они знали, что дома их ждут, надеются на их скорейшее возвращение. Получая из дома письма от родных, они еще крепче и сильнее били врага, боролись до последнего. Какую лепту внесли члены моей семьи в дело Победы в Великой Отечественной войне?
Готовясь к семидесятилетнему юбилею, который наша страна отмечает в этом году, я решила узнать, кто из моих прадедов был свидетелем тех событий.
За смену делали по 12 машин. Силы давало сознание: победа зависит и от меня лично! Однажды я уснула во время смены, и это едва не стоило мне жизни. Тогда у людей было два главных желания — спать и есть. И если к голоду люди как-то притерпелись, то побороть сон порой было невозможно. Так и я заснула и упала в фюзеляж, а когда его стали поднимать, выпала прямо на цементный пол и чуть не разбилась. На селе женщины сели на тракторы, комбайны.
Они пахали, сеяли, убирали. В 1942 году во Всесоюзное социалистическое соревнование трактористок и тракторных бригад в республике включилось более 800 трактористов, в том числе 346 женщин-трактористок и 10 женских тракторных бригад.
В предверие славного праздника - Дня Победы мы особенно много говорим о ветеранах войны, чьи боевые дороги пролегли через всю Европу. Конечно, у каждого фронтовика своя боевая история. Но нам, живущим в двадцать первом веке, дорого всё, что связанно с поколением победителей. И потому, очень хочется не обойти вниманием не только бывших солдат, но и людей, без помощи и самоотверженного труда которых одержать победу над врагом было бы просто невозможно. Мы часто употребляем выражение: труженики тыла. Кто же они, эти скромные рабочие войны? Обычные мирные жители, женщины, старики и дети оказавшие огромную, можно сказать, судьбоносную помощь и поддержку Советской Армии.
Да, они не шли под пули, не брали высоты, не форсировали реки, но их вклад в общее дело, поистине, неоценим, и, может быть, не до конца оценен. Сегодня хочется рассказать о трёх простых женщинах, наших землячках. Когда читаешь скупые строчки их биографий, на глаза наворачиваются слёзы: слишком много горя пришлось пережить им на своем веку. Евдокия Николаевна Дмитриенко родилась 3 января 1927 года в станице Терновка Тихорецкого района, где жила до 1933года. Всю свою дальнейшую жизнь прожила Евдокия Николаевна в посёлке. В тринадцать лет началась её трудовая биография. Работала в табачной бригаде Черноморского табачного совхоза. Заметьте, этой девочке было всего четырнадцать лет, когда началась Великая Отечественная. День Победы восемнадцатилетняя Дуня встретила среди своих земляков.
Началась мирная жизнь. Народ с новой силой принялся за восстановление хозяйств. К нелёгкому труду было не привыкать. Больше сорока лет отдала Евдокия Николаевна работе в родном совхозе. С уходом на пенсию, ещё 6 с лишним лет была дояркой на ферме.
НТВ к 75-летию Победы запустил специальный праздничный канал, на котором демонстрируются документальные и художественные фильмы, авторские программы, очерки, объединенные темой Победы в Великой Отечественной войне. Он доступен на НТВ. Ru и YouTube. Картина дня.
Подвиг кировских тружеников тыла отмечен Российской академией наук
На эту операцию Сталин отвел всего две недели. Берия не принял все точно просчитанные возражения Хрулева. В результате авантюра Берии завершилась полным провалом. В марте началась на дорогах распутица, а основная масса войск все еще находилась под Сталинградом. Но, несмотря на это, в марте он получил приказ вывезти войска Рокоссовского из-под Сталинграда в район Курска. Он же разгреб все заторы на железных дорогах. Огромную роль в этом сыграли ранее придуманные и созданные паровозные колонны.
Вовремя 75 тыс. Они своевременно создали глубокоэшелонированную оборону. Не случайно писатель Владимир Карпов в своей книге задает вопрос, что если бы тыловики Хрулева не успели обеспечить это сосредоточение? Ответ нетрудно найти. По малочисленным советским войскам ударили бы изготовившиеся, полностью отмобилизованные немецкие дивизии, оснащенные новейшими танками. В этом случае наша страна вполне могла оказаться в положении 1941 г.
Так что генерал Хрулев принял самое непосредственное участие в создании эффективной обороны на Курской дуге, где наши войска выиграли одну из величайших и решающих битв Второй мировой войны. БЕЗ НАГРАД А потом были другие бои и сражения, в которых тыловики всесторонне обеспечивали войска - поставляли миллионы тонн боеприпасов, возвращали в строй миллионы раненных, наводили переправы на большие и малые реки и при этом сами гибли от фашистских пуль и снарядов. Ну, а их начальник генерал армии Хрулев, это звание ему было присвоено в 1943 г. Для сравнения: Жуков там за всю войну побывал 127 раз, а Хрулев - 113 раз. И это не считая многочисленных телефонных разговоров и указаний с разносами. Однако у наших прославленных полководцев нет счета самых высших орденов, а у Хрулева лишь несколько.
Два ордена Ленина и два ордена Суворова 1-й степени. Остальные за выслугу лет, или еще с Гражданской войны. Вполне справедливо восклицает писатель Владимир Карпов, что "жаден оказался Верховный по отношению к своему интенданту". А ведь наверняка без этого военачальника и мудрого государственного деятеля совсем бы другим оказался путь к победе над фашисткой Германией. Во время войны Сталин опирался на Хрулева, доверял ему, жаль, что не награждал по заслугам. Но отгремели сражения и мирной жизнью стали править совершенно другие законы.
В 1947 г. Разве могли эти деятели забыть разносы, которые учинял им сам Сталин, после справедливых докладов Хрулева. Первый удар был нанесен Хрулеву в 1948 г. Среди бела дня в центральном здании военторга возле Кремля исчезла супруга генерала армии Эсфирь. Начальнику Тыла Вооруженных сил даже не сообщили за какие грехи ее осудили на 10 лет лагерей. Только в 1957 г.
Только после кончины Хрулева ему действительно были в нашей стране возданы самые высшие почести. Как указывает писатель Владимир Карпов, по требования Анастаса Микояна генерал был захоронен не как ранее предполагалось - на Новодевичьем кладбище столицы, а на Красной площади у Кремлевской стены. На плечи генерала Хрулева легли во время Великой Отечественной войны величайшие трудности. И он их с честью решил. Наверное, не случайно генерал армии Исаков на вопрос "НВО" ответил, что считает Хрулева основателем Тыла наших Вооруженных сил, в том числе и современного. Правда, был период, когда в 1951-1956 гг.
Но в 1956 г. Сегодня совершенствуется тыловая организация. До 2005 г. Для всех силовых ведомств будет один Тыл.
В этой связи он напомнил об истоках этих традиций, которые было заложены еще в XIX веке по мере развития железнодорожного транспорта в России и роста его роли. Путин также напомнил о трудовой доблести железнодорожников при строительстве Транссиба, БАМа и других инфраструктурных проектов, которые служат всей стране. Как обратил внимание глава государства, в настоящее время проходит модернизация всей сети железных дорог и развитие перспективных направлений.
Многие люди уходили добровольцами на фронт. Одним из них был Михаил Константинович Власов, директор Волгорторга. Он погиб при наступлении наших войск после снятия блокады Ленинграда. Звание Героя Советского Союза присвоено ему посмертно 21 июня 1944 года. За опоздание на работу — под суд Во время войны на территории Вологды существовало городское жилищное управление, которое было подразделено на три районных жилищных управления: Сталинское, Октябрьское и Молотовское. На начало войны в городе насчитывалось 8 управдомов, 112 дворников. В августе 1941 года начальник горжилуправления приказывает всем управдомам организовать работу по созданию убежищ, укрытий, закрытых траншей.
За невыполнение данного приказа или выполнения задания некачественно управляющих домами снимали с работы и отдавали под суд. Строгой была трудовая дисциплина. Например, за опоздание на работу на несколько минут дело передавали в судебные органы для привлечения к ответственности. Управдомы и другие работники городского жилищного управления направлялись в командировки на оборонные работы в Ленинград и Ленинградскую область. Проводились соцсоревнования между домами за лучшее содержание помещений. В Вологде была введена всеобщая система светомаскировки. Горожанам предписывалось заклеить окна крест-накрест полосками газетной бумаги и организовать на крышах домов ночное дежурство с целью недопущения возгорания зданий при возможном попадании в них авиационных зажигательных бомб.
Ни одна авиационная бомба, несмотря на частые налеты вражеской авиации, не была сброшена на Вологду. Грифельные тетради В годы войны на Вологодской обойной фабрике ранее — промысловая кооперативная артель «Красный полиграфист», здание находилось в Кирилло-Рощенской церкви большой удельный вес в выпуске продукции занимали спецзаказы для военных целей. Силами женщин и подростков изготовлялась маскировочная бумага, большое количество конвертов и почтовой бумаги для фронтовиков. Ввиду дефицита бумаги в стране было организовано производство грифельных тетрадей из отходов бумаги и грифелей. Сбор жира, детский ресторан и бригады по сбору грибов Работники Вологодского городского треста столовых, ресторанов и кафе оказывали помощь в оборудовании госпиталей и обслуживании кухонь при госпиталях. В 1942 году во всех столовых треста были установлены жироуловители системы Пузанова для сбора жира при мойке кухонной утвари и производства из него мыла. Также силами коллектива предприятия было построено газоубежище под стадионом «Динамо».
В июне 1942 года в городе был открыт летний ресторан для приготовления детских обедов и раздачи их детям в возрасте от 1 до 3 лет по рецептам за счет продкарточек. Большое внимание на предприятии уделялось заготовке листьев дикорастущих растений для выработки заменителя чая. В печах кондитерского цеха была организована сушка овощей. Несмотря на все тяжести войны, кулинары треста выезжали в командировки в Москву для обучения, в частности по изучению производства витаминов. Так как большинство мужчин были призваны в ряды Красной Армии, женщинам приходилось выполнять их работу. Они занимались ремонтом машин, были пожарниками и т. На территории завода было организовано производство гончарных изделий.
Это город настоящих тружеников, сильных духом, энергичных и стойких людей. Воркута не случайно получила статус «Город трудовой доблести». Это признание особой роли Воркуты и воркутинцев, её вклада в Великую Победу. Воркуте исполнилось 80 лет. За эти годы пройден очень достойный путь. В истории города были разные периоды, было очень много трудностей, но побед было больше.
Тыльная сторона победы
Без тыла нет победы После этого президент вернулся к главной теме — учреждению почетного звания «Город трудовой доблести». Владимир Путин поддержал идею присвоить его сразу 20 городам страны. В День памяти и скорби президент посетил уникальный музейный комплекс в парке «Патриот», а ветераны рассказали о своем 22 июня 1941 года — За бесперебойное производство военной, гражданской продукции предприятия этих городов были неоднократно удостоены орденов или Красных знамен Государственного комитета обороны. Многочисленные факты личного мужества, трудового героизма жителей документально подтверждены, — подчеркнул президент, пообещав подписать все необходимые документы в самое ближайшее время. В частности, Екатеринбург был центром уральской промышленности, который принял большинство эвакуированных предприятий, сообщила во время видеоконференции почетный архивист Елена Малышева. Пермь — единственный центр поставок карбюраторов для самолетов.
В Челябинске, который во время войны обрел неофициальное название «Танкоград», и вовсе было разработано 13 типов танков. В то же время Саратов отвечал за выпуск топографических карт, а Омск был центром авиационной и ракетной промышленности, рассказала Елена Малышева. В будущем на звание «Город трудовой доблести» смогут претендовать около 70 российских городов, добавила она. Каушанов ВЭБ. РФ запустил проект, посвященный истории восстановления разрушенных войной российских городов Присвоение этого звания очень важное событие, поскольку многие города Урала, Сибири или средней полосы России, до которых не дошла война, совершали настоящие трудовые подвиги, помогая Красной Армии победить врага, подчеркнул в беседе с «Известиями» эксперт Российского военно-исторического общества Никита Буранов.
Глава первая. В самом начале войны в стране появились эвакогоспитали, их создавали по принятой в первые дни войны правительственной директиве. Уже в первый день войны, 22 июня 1941г. Уже на десятый день войны в госпитали Казани и других городов республики стали поступать раненые.
К началу декабря 1941г. В этот период уже действовали 50 госпиталей, в их числе 42 эвакогоспиталя в Казани, остальные — в Арске, Агрызе, Кукморе, Бугульме, Зеленодольске и других населенных пунктах. Под эвакогоспитали было отведено и приспособлено свыше 70 лучших зданий клиник, интернатов, школ, дворцов культуры, клубов, общежитий, гостиниц, санаториев и домов отдыха, которые в сжатые сроки были переоборудованы под госпитали. О тех нелёгких днях современному поколению рассказывают экспозиции школьного музея боевой и трудовой славы Дважды Героя Советского Союза Н.
Из самых инициативных и подготовленных ребят нашей школы был организован Совет Музея. Совет был, координирующим центром по созданию экспозиций. Направление, по которому мы начали поисковую деятельность, это изучение архивных документов. С этой целью была организована поездка вг.
Подольск для работы в фондах Центрального архива Министерства обороны РФ. Это позволило нам найти участников тех событий, о которых спустя десятилетия они вспоминают с болью в сердце. Первые месяцы войны, ознаменовались крайне тяжелым положением дел на фронтах, которое повлекло за собой отступление советских войск. В период первого этапа войны, когда наша армия несла огромные потери и вынуждена была отступать, необходимость в медицинском персонале возросла.
В докладе о состоянии работы эвакогоспиталей в республики за 1942г. Среднего медицинского персонала по штату необходимо 3245 человек, в наличии имеется 3182 человек, некомплект по состоянию на 20 сентября с. Учительская стала операционной, кабинеты - палатами. Священной клятвой всех медицинских работников стали эти слова, прозвучавшие на митинге в Колонном Доме Союзов в дни героической обороны Москвы осенью 1941г.
В именном списке личного состава читаем: «Сестра медицинская старшая Королёва Елизавета Андреевна, 1920года рождения. Образование — фельдшерская школа. Специальность — фельдшер. Домашний адрес: г.
Казань ул. Кызыл Армейская д. С началом войны, как и сотни молодых людей, рвалась на фронт. И плакали, и спорили.
Несколько дней сидели у Татвоенкомата, все хотели попасть на фронт. Пришлось смириться и идти работать. Я работала старшей медсестрой 2-ого отделения на 3 этаже. Нам привозили раненых с повреждениями верхних и нижних конечностей».
В госпитале Елизавета Андреевна работала до самого радостного дня — 9 мая 1945г. Елизавета Андреевна вспоминает: « Было очень трудно, когда везли раненых из под Сталинграда. Привозили очень тяжелых, с необработанными ранами. После санитарной обработки делали перевязки, накладывали гипс.
В палатах мест не было, все коридоры были заняты. Проблемы были с одеялами, матрасами. Работали сутками, недели две вообще не уходили домой». Длинные коридоры забиты ранеными.
Они сидели на стульях и подоконниках, просто на полу, лежали на носилках и деревянных топчанах. Все эти люди — раненые воины, врачи, сестры, санитарки, — все они были единым нераздельным коллективом. Каждый ощущал какую-то внутреннюю связь друг с другом, небывалую личную ответственность. Никому не надо было повторять дважды распоряжения, никто не жаловался на тяжесть работы, так как видел, что тем, кто был на передовой, тяжелее, что кровь, страдания и подвиг людей, отгонявших врага от Москвы, был больше и во много раз опаснее.
Не хватало медицинского оборудования, инструментария. Но особенно острой была проблема обеспечения врачами-хирургами. Из фондов Центрального архива Министерства обороны РФ. Пришлось изменить систему подготовки медицинских кадров и подчинить ее условиям военного времени.
Основными формами подготовки младшего и среднего медицинского персонала для фронта и тыловых эвакогоспиталей были краткосрочные курсы медсестер и сандружинниц. На краткосрочные курсы медсестер принимались в основном незамужние женщины от 18 до 35 лет с образованием 6—7 классов; на курсы сандружинниц — женщины в возрасте от 18 до 40 лет с образованием не ниже 4-х классов, способные носить носилки. На курсах медсестер запаса Красного Креста и Красного полумесяца обучалась Максютина Лидия Михайловна, труженица порохового завода. Здесь она проработала до сентября 1945г.
Сутками она спасала раненых бойцов, а в свободную минуту писала письма на фронт мужу. После войны они так и не встретились. Он погиб 19 марта 1945г. Был похоронен в Германии.
Мелентьева Татьяна Ивановна, шлифовщица калибров завода «Сантехприбор», в первые месяцы войны закончила в Казани курсы медсестер. Здесь он проработала с1941г. Она помогала делать перевязки, ухаживала за ранеными. Татьяна Ивановна вспоминает: «В госпиталь поступали раненые с разных фронтов и из разных городов областей: из Ленинграда, Пскова, Донбасса.
Классные комнаты с высокими потолками были заставлены железными кроватями, заправлены комплектом постельного белья, тонким байковым одеялом и тощей подушкой. Койки стояли вплотную. В госпитале круглосуточно работали врачи, делали операции». Была награждена медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.
Работая на КВЗ, она одновременно работала в Красном кресте. Таисия Андреевна вспоминает: « С 1943 года я начала работать в госпитале по ул. Химик 19. Дежурить приходилось по 5-6 часов, делали перевязки раненым, ухаживали за тяжелобольными, убирали палаты, стирали белье и т.
В результате принятых мер в 1941 и 1942 годах было подготовлено 6537 тыс. Также проводилась большая работа и по подготовке инженерно-технических кадров. Работа на новом месте Период с июня по декабрь 1941 года вообще был самым тяжелым и критическим для советской военной экономики. Объем валовой продукции промышленности уменьшился в 1,9 раза, выпуск проката черных металлов — основы военной промышленности — в 3,1 раза, а производство шарикоподшипников, необходимых для самолетов, танков и артиллерии, сократилось в 21 раз! Выпуск же проката цветных металлов, без которого невозможно военное производство, прекратился почти полностью. Все эвакуируемые предприятия в силу объективных причин почти полностью прекратили военное производство и выпуск готовой продукции, так как находились в пути, разгружались или только монтировались. Возникла реальная опасность срыва производства вооружения и боевой техники, особенно танков, стрелкового вооружения и боеприпасов. Да и на местах при восстановлении эвакуируемых промышленных предприятий пришлось преодолевать неимоверные трудности: не хватало квалифицированных специалистов, часть эшелонов оборудованием попала под бомбежки вражеской авиации, работы по монтажу цехов и оборудования производились зимой при дефиците строительной техники, не хватало сырья, тяжелыми были и жилищно-бытовые условия работников. В промышленности боеприпасов, например, остро ощущался недостаток ферросплавов, никеля и цветных металлов. Потребность в меди, олове и алюминии по сравнению с довоенным уровнем возросла в несколько раз.
Эвакуация химических предприятий Москвы и Ленинграда, а также потеря Донбасса с развитой химической промышленностью привели к резкому снижению производства пороха и взрывчатых веществ. С августа по ноябрь1941 года прекратили свою работу 303 предприятия, производивших боеприпасы. Тем не менее, несмотря на все трудности, экономика страны шаг за шагом переводилась на военные рельсы. Тракторные заводы переключались на производство танков. Металлургические комбинаты начали осваивать производство новых марок стали, в частности, Магнитогорский завод за первый год войны освоил свыше 40 новых марок сталей, а Златоустовский — 163 марки качественных сталей. Автомобильные заводы в Москве, Горьком и Ярославле перешли на выполнение заказов танковой и авиационной промышленности. И опять приходится говорить о рекордных сроках восстановления промышленных предприятий, которые не были прописаны ни в одном документе. Так, например, строительство карбюраторного завода в Запорожье в мирное время велось в течение 30 месяцев, а на восстановление этого завода, эвакуированного в Ташкент, было затрачено всего 5 месяцев [12]. Металлурги также били все мыслимые и немыслимые рекорды. Доменная печь с полезным объемом в 1 300 куб.
В течение сентября-декабря 1941 года были приняты важные постановления по становлению и развитию индустриальной базы в восточных регионах страны: «О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени», «О мероприятиях по строительству электростанций и сетей в Новосибирске и Кузбассе», «О восстановлении производства предприятий черной металлургии, эвакуированных на Урал и в Сибирь», «Об обеспечении электроэнергией предприятий Поволжья, Урала и Сибири и плане ввода новых мощностей по каждой электростанции», «О развитии добычи угля в восточных районах СССР» и т. И в этих условиях, без внешних инвестиций, опираясь исключительно на внутренние ресурсы, удалось сделать, казалось бы, невыполнимое: промышленность не только была восстановлена, но стала выпускать продукции даже больше, чем в довоенный период. Например, в Поволжье производство металлорежущих станков увеличилось с 4404 шт. Машиностроительная и металлообрабатывающая промышленность Западной Сибири в 1942 году выпустила продукции в 7,9 раза больше, чем в 1940 году. Источники экономической Победы Очевидно, что без успешно проведенного перевода экономики на военный лад не было бы и Победы в 1945 году. При этом надо отметить, что история не знает примеров столь масштабного перемещения промышленной инфраструктуры и переселения такого количества квалифицированных специалистов в отдаленные районы в сжатые сроки. В результате колоссальных усилий Советский Союз уже к середине 1942 года располагал быстро растущей военной экономикой, способной обеспечить нужды фронта. Естественно возникает вопрос, а каковы составляющие успешной реализации этого проекта? Советские историки объясняли это в первую очередь ролью компартии и социалистическим способом производства. В новейшее время превалирующей стала точка зрения, что именно поставки по ленд-лизу стали решающим фактором нашей Победы над фашизмом.
Нисколько не умаляя значение поставок по ленд-лизу, с последним утверждением все же трудно согласиться, поскольку именно в самый тяжелый для СССР период 1941-1942 годы помощь по ленд-лизу была самой незначительной. Не претендуя на полное исследование данной проблемы, нельзя не отметить следующее: перевод экономики на военные рельсы и создание слаженного военного хозяйства стал возможен благодаря нескольким факторам, которые имеют значение только при рассмотрении их в неделимой совокупности. Итак: 1. Выдающиеся организаторские способности членов руководства страны, в первую очередь, отвечающих за проведение эвакуационных мероприятий. И здесь следует назвать Н. Вознесенского, который возглавил Госплан СССР в 38 лет, и целой плеяды народных комиссаров, которые возглавляли основные наркоматы: А. Шахурин авиационной промышленности , В. Малышев среднего машиностроения, а затем и танковой промышленности , Д. Устинов вооружения , П. Паршин минометной промышленности , Б.
Ванников боеприпасов , А. Ефремов станкостроительной промышленности , И. Тевосян черной металлургии , В. Вахрушев угольной промышленности и другие. Наличие централизованной плановой экономики, что позволило провести глубокую перестройку в масштабах всего народного хозяйства, не погружаясь в сложные и длительные переговоры с частными владельцами о необходимости проведения эвакуационных мероприятий. Преимущества плановой экономики проявились также и в том, что СССР, выплавляя стали в 3 раза меньше и добывая угля в 5 раз меньше, чем Германия, в годы войны произвел вооружения и боевой техники почти в 2 раза, чем Германия и ее сателлиты.
Президент также поблагодарил всех железнодорожников за ответственное отношение к работе, преданность профессии и готовность трудиться на благо страны и народа. Как писала «Парламе нтская газета», ранее поздравительное послание по случаю Дня железнодорожника направила и председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Спикер подчеркнула, что работа железной дороги способствовала расширению межрегиональных и международных связей, а также повышению мобильности граждан.
«Луковица для фронта»: как малыши Красной Армии помогали
С первых же дней войны все промышленные предприятия страны были переведены на военные рельсы."Школфильм", 1975Школьные фильмы о Великой Отечественной войне. Вспоминая Великую Отечественную войну, мы обычно говорим лишь о тех, кто напрямую связан с военными действиями: бойцах на полях сражений, пилотах, моряках, разведчиках, партизанах. Те же, кто в это время находился в страшном закулисье войны, остаются в тени. В годы Великой Отечественной войны вся страна, как одна большая семья, встала на защиту Отечества. Мужчины ушли на фронт. А в год 30-летия Победы за мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, и успехи в развитии народного хозяйства город Воронеж был награждён орденом Отечественной войны I-ой степени. За годы Великой Отечественной войны из округа было призвано и отправлено на фронт 8 982 человека, 2 282 из них не вернулись.
За трудовой подвиг во время войны
- В едином порыве
- Одна дневная норма за станком – один сбитый самолет врага
- Московская битва. Истории героев тыла
- Трудовой подвиг на войне
- Подвиги машинистов | Газета Вперёд
2. Трудовой подвиг советского народа
Во время Великой Оте-чественной войны младший техник-лейтенант Фё-дор Бузов участвовал в боях с немецко-фашистскими оккупантами на Южном, Северо-Западном, 2-м Белорусском. Великая Отечественная война. ветераны. Трудовой подвиг новосибирцев в годы Великой Отечественной войны. В Ульяновске вспомнили работников предприятия, которые во время Великой Отечественной войны снабжали фронт всем необходимым. Памятное мероприятие прошло 6 мая на Центральном железнодорожном вокзале. Две бабушки, тётя, проработавшие в годы войны в колхозе и тесть, не попавший на фронт по возрасту (1928 года рождения), но проработавший на лесозаготовках в Сибири, награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
Ханты-Мансийск стал «Городом трудовой доблести»: как ковалась победа во времена войны
Летом и осенью этого года движение «тысячников» получает распространение на предприятиях города. По подсчетам Д. Ванчинова, сделанным автором на основании статистических и информационных партийных документов, на заводах и фабриках Саратова и Энгельса в 1943 г. Саратовский комсомольцы были зачинщиками инициатив создания фронтовых цехов, а так же бригад. И молодые ребята и девчата работали и перевыполняли все мыслимые, и не мысленные планы. Орджоникидзе Инициатором другого массового трудового патриотического движения — борьбы за звание комсомольско-молодежных фронтовых бригад, работавших под девизом «В труде, как в бою! Бригада, возглавляемая им, уже в феврале 1942 г. Самсонов в 1942 г. Среди награжденных орденом Ленина следует указать имя первой женщины-строгальщицы В. Никольской, которая выполняла не менее 2,5 норм и подготовила десятки молодых рабочих. Малеванный, мастер М.
Якименко, автоматчик М. Иевлев, Е. Полестеров, И. Яворук всего 64 человека. Особо востребованной оказалась продукция авиационного завода в период великой битвы на Волге. В начале сентября 1942 г. ГКО распорядился увеличить производство самолетов-истребителей Як-1 и всю продукцию завода направлять исключительно Сталинградскому фронту. По воспоминаниям директора завода И. Левина, в это время были улучшены летно-тактические данные самолета, увеличена его скорость, установлена на нем радиосвязь, за счет протектирования бензиновых баков и улучшения противопожарного оборудования повышена «живучесть» самолета, была усилена бронезащита летчиков. Специально для 16-й воздушной армии по просьбе ее командующего генерала И.
Руденкобыло организовано производство облегченных самолетов Як-1 для так называемой «свободной охоты». В период Сталинградской битвы завод работал на пределе своих производственных возможностей. У проходных завода устанавливались плакаты с надписью «Товарищ! Что бы сделал сегодня для героических защитников Сталинграда? В сентябре и октябре 1942 г. За три месяца — август, сентябрь, октябрь — 1942 г. Производственный план 1942 г. Это оказалось возможным благодаря самоотверженному труду многотысячного коллектива предприятия. Новые испытания ждал коллектив завода летом-осенью 1943 года. В ночь с 23 на 24 июня, делая один заход за другим, самолеты противника сбросили на территорию авиационного 30 фугасных и более 150 зажигательных авиабомб.
Почти три месяца главной задачей авиастроителей было восстановление разрушенных цехов. Но уже на пятые сутки из отвоеванных у огня агрегатов, деталей и узлов в разрушенных корпусах, в наспех построенных из фанеры шалашах, армейских палатках, аэродромных ангарах началась сборка и сдача самолетов. План сентября 1942 г. Вслед за этим завод стал переходить на более совершенную модель самолета-истребителя Як-3. Подшипниковому заводу во второй половине войны, прежде всего, за счет трудовой самоотверженности рабочих и ИТР удалось выйти на ритмичное выполнение заказов оборонных предприятий. В январе 1943 г. В октябре 1944 г. На ГПЗ-3 к концу войны насчитывалось 70 молодежных бригад, 5 из них получили звание фронтовых. В целом на предприятиях города почетное звание фронтовых носили более 500 молодежных бригад. В частности, в январе 1944 г.
Рационализаторские предложения в 1943-1944 гг. Шурбина и др. Но труд рабочих и служащих крекиг-завода примечателен в первую очередь тем, что им в силу специфики производства длительный период летом-осенью 1942 г. Самоотверженно трудились не только работники крупных предприятий, но труженики малых производств легкой промышленности. Так, на предприятиях управления обллегпрома в 1943 г. На этих предприятиях насчитывались десятки рабочих, выполнявших по 5-6 норм и являвшихся активными рационализаторами. Цицина в 1943 г. В связи с ростом энергоемкости промышленности и прекращением поступления угля из Донбасса в Саратове в конце 1941 г. Во многом его удалось разрешить благодаря сооружению методом народной стройки в сентябре-октябре 1942 г. В дальнейшем газовая отрасль быстро развивалась.
К примеру, если в 1942 г. Осенью 1943 г. Всего к концу войны в Саратов поступило 900 млн. За период Сталинградского сражения саратовскими железнодорожниками было доставлено в районы военных действий около 300 тыс. За время боев на железнодорожные коммуникации области было сброшено более 90 тыс. Саратовские железнодорожники в дни Сталинградской битвы, находясь нередко в условиях боевой обстановки, прилагали поистине героические усилия, чтобы быстрее доставлять эшелоны к фронту. В целях повышения коммуникационной емкостей области в 1942 г. В августе-сентябре 1942 г. Форсированное строительство железной дороги Саратов-Сталинград в военных условиях — это также особая страница жертвенных усилий саратовцев во имя победы. Помимо военных строителей и заключенных Приволжского ИТЛ, в холод и зной на строительные работы по трассе дороги выходили более 3,5 тысяч жителей города.
Большие объемы перевозок в навигацию 1942 на Волге были осуществлены саратовскими речниками относились к Средне-Волжскому речному пароходству. На пароходах, баржах и дощаниках под Сталинград доставлялись воинские грузы, а обратным рейсом вывозились промышленное оборудование, раненые, эвакуированные. С августа 1942 и до конца навигации работа речников происходила в условиях минирования фарватера и под воздействием вражеской авиации.
Об этом 6 августа заявил Президент России Владимир Путин в ходе видеопоздравления по случаю Дня железнодорожника, видео приводится на сайте Кр емля. В этой связи он напомнил об истоках этих традиций, которые было заложены еще в XIX веке по мере развития железнодорожного транспорта в России и роста его роли. Путин также напомнил о трудовой доблести железнодорожников при строительстве Транссиба, БАМа и других инфраструктурных проектов, которые служат всей стране.
Убивая немцев на передовой, вытаскивая раненых с поля боя, они не задумываясь выполняли свое дело — защищали Родину от врага. Наши предки хорошо знали, что тот, кто боится, тот проигрывает. Воюя, они мечтали о мирном небе над головой, о любви, о преданности, о верности. Они знали, что дома их ждут, надеются на их скорейшее возвращение. Получая из дома письма от родных, они еще крепче и сильнее били врага, боролись до последнего. Какую лепту внесли члены моей семьи в дело Победы в Великой Отечественной войне? Готовясь к семидесятилетнему юбилею, который наша страна отмечает в этом году, я решила узнать, кто из моих прадедов был свидетелем тех событий.
Из рассказов своей бабушки я узнала о том, что двое моих прадедов были участниками Великой Отечественной войны, а прабабушка - тружеником тыла. Они выросли в большой работящей семье. С первых дней войны Иван и Максим ушли на фронт. Иван Алексеевич Газеев пропал без вести во время боев на Курской дуге в 1943 году. Максим Алексеевич Газеев прошел всю войну, был танкистом, освобождал Берлин. Максим Алексеевич Газеев. Максим Алексеевич родился 8 марта 1913 года в поселке Краснинский Верхнеуральского района Челябинской области.
До Великой Отечественной войны работал в колхозе шофером. С началом боев был призван в ряды Красной армии. Осенью 1941 года оборонял Москву. Воевал в составе 371-й мотострелковой дивизии 3-го Белорусского фронта.
Развернув на поворотном круге паровоз, приготовились в обратный путь. В это время на станцию ворвались немецкие автоматчики и открыли огонь. Составителя и стрелочника на месте не оказалось, и Афонин решил спасти стоявшие на разных путях вагоны с грузом.
Машинист передал управление своему помощнику Закревской, а сам с кочегаром Лицеровым переводил стрелки и сцеплял вагоны. Сформированный состав потянули на перегон. Но неожиданно из-за стрелочной будки у выходных стрелок выскочил фашистский диверсант и перевел стрелку в тупик. Прилагая все силы и внимание, Афонину пришлось применить экстренное торможение. Поезд был остановлен, стрелка переведена на правильный путь. На перегоне немецкая авиация бомбила состав, в результате тендер паровоза был пробит в 7 местах. Заделав пробоины, машинист со своей бригадой сумел благополучно довести поезд до станции Лобаново.
За проявленное мужество и героизм Никифор Афонин был награждён орденом Ленина. Летом и осенью 1942 года многие прифронтовые станции подвергались интенсивному обстрелу, особенно перегоны линии Поворино — Сталинград, Балашов — Петров Вал. Самолёты врага непрерывно висели в воздухе, охотясь за поездами и отдельными паровозами. Машинист паровозного депо Отрожка Арзыбов вёл на фронт воинский эшелон. В ходе налёта вражеской авиации на состав было сброшено несколько бомб, паровоз обстрелян бронебойными пулями. Машинист был тяжело ранен. Арзыбову удалось спасти паровоз и ценный груз.
Его назначили машинистом-инструктором. В самое горячее время из 10 поездов 7 вели к фронту паровозы этой колонны. Исключительную выдержку и мужество проявил Носков при своём 50 фронтовом рейсе. По локомотиву был открыт ураганный огонь из миномётов. Но машинист не растерялся и прошёл по опасному перегону без потерь. В дни героической битвы на Волге прославился машинист депо Лиски Иван Шурупов. Во время одного из многих рейсов немецкий самолёт на перегоне обстрелял поезд: 3 осколка попали машинисту в голову и один в живот.
На «Уралтрансмаше» вспоминают трудовой подвиг времен ВОВ
рассказывает она, «шириной 12 м, 9 м в высоту и 3 м в основании (Эти рвы-ловушки похожи на перевернутые трапеции). К 80-летию освобождения советских территорий и в честь подвига городов тыла в ходе Великой Отечественной войны РИА Новости при поддержке Президентского фонда культурных инициатив запустило мультимедийный проект "Освобождение. Статьи. Илья Лисков. Подвиг тыла во время Великой Отечественной войны и нелегкая женская ноша. одного из претендентов на почетное звание «Город трудовой доблести» - в дело Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Началась Великая Отечественная война.
На Камчатке презентовали сборник о трудовом подвиге жителей Корякии во время ВОВ
Это город настоящих тружеников, сильных духом, энергичных и стойких людей. Воркута не случайно получила статус «Город трудовой доблести». Это признание особой роли Воркуты и воркутинцев, её вклада в Великую Победу. Воркуте исполнилось 80 лет. За эти годы пройден очень достойный путь.
В истории города были разные периоды, было очень много трудностей, но побед было больше.
Вручая медаль «Жди меня» Магнитогорскому металлургическому комбинату, мы хотим вновь напомнить о героизме металлургов, которые ковали победу в тылу», — подчеркнул Николай Иванов. Среди других награжденных медалью: писатель Ямиль Мустафин, 14-летним подростком в годы войны работавший на оборонных заводах Башкирии, музей «Прохоровское поле», музей Константина Симонова в Могилёве и Поисковое движение России. Трудовой подвиг металлургов ММК, где в 1941 — 1945 годах было произведено более 10 миллионов тонн чугуна и более 11 миллионов тонн стали, прочно вошёл в историю Великой Отечественной войны: каждый третий снаряд и броня каждого второго танка были изготовлены из магнитогорской стали.
Сколько было вдоль путей паровозов, вагонов разбитых. А станции — сплошные руины. Мы тогда считали, если немец тебя меньше 5 раз с воздуха на перегоне перехватит — значит, день удачный.
Однажды на станцию приехали без будки — в пути её снесло взрывом». О паровозной бригаде машиниста Рыжова ходили легенды. В один из рейсов они доставили к фронту боелетучку со снарядами, а обратный путь оказался отрезанным — разъезд заняли фашисты. Паровозники решили прорываться ночью. Тщательно замаскировали топку, попросили артиллеристов устроить для них «звуковую маскировку» и под канонаду проскочили разъезд на большой скорости. По участку Лиски — Алексеевка двойной тягой следовал транспорт с горючим. Немецкий самолёт вывел из строя оба паровоза и поджёг одну цистерну.
В это время на станцию Засимовка прибыл на своём паровозе Сериков. Оценив обстановку, он отцепил свой паровоз от состава, выехал на перегон к остановившемуся поезду с горючим. Отцепив состав с бензином от загоревшейся цистерны, машинист Сериков вывел его в Засимовку. Машинист депо Поворино Максим Иванников в июне 1943 года по нескольку суток не покидал машину: отдыхал минутами, перекусывал на ходу. Под обстрелом проводил эшелоны с ранеными, спасая жизни. Машинист первым был занесён в дорожную «Книгу трудовой славы». По правилам огонь нужно было потушить, котёл охладить и только после этого заменить колосники.
Но на станции простаивал эшелон. Котельщики Коровин, Григорьев, Колегаев, отказавшись от обеда, взялись за работу. Горевший в топке уголь они отодвинули в сторону, забросали его слоем свежего угля. По очереди каждый из них залезал в пышущую жаром и наполненную едким дымом топку. Их обливали холодной водой из шланга. Через 30 минут паровоз был выдан под поезд. Паровозы без набора воды следовали по 120—150 км.
Они пахали, сеяли, убирали. В 1942 году во Всесоюзное социалистическое соревнование трактористок и тракторных бригад в республике включилось более 800 трактористов, в том числе 346 женщин-трактористок и 10 женских тракторных бригад. Из воспоминаний Зеркалий Марии Федоровны. Она в 1931 году из Украины переехала в заснеженную Сибирь. И через 3 дня она стала работать самостоятельно.
Много лет ей пришлось просидеть у штурвала трактора, до апреля 1946 года. Мерзли руки, стыли ноги, постоянно не досыпали, но знали что это все для победы. Весь день проходил в поле, а ночью возили зерно на ток. А потом еще приходилось ремонтировать трактора.