Серия 1. 20 век начинается. Самая известная биографическая книга «Достоевский» Людмилы Сараскиной – это увесистый том почти на тысячу страниц, который сложно читать изначально не влюблённому в писателя человеку.
12 лучших книг Фёдора Михайловича Достоевского
С чего начать читать Достоевского: рекомендации для новичков. В областной библиотеке имени Горького Ирина Арсеньевна прочитала рязанцам лекцию по творчеству Ф.М. Достоевского, рассказала о связи произведений писателя с христианскими ценностями. «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и другие книги классика. Прочитав произведения Достоевского, вы узнаете, какие проблемы и вопросы волновали писателя, какие взгляды он высказывает через своих персонажей. Прочитав произведения Достоевского, вы узнаете, какие проблемы и вопросы волновали писателя, какие взгляды он высказывает через своих персонажей. Домой Классики о вечном Что советует читать Достоевский.
Поделиться
- Провозглашенный пророк из числа русского синклита. К 200-летию Федора Достоевского
- С чего начать читать классическую литературу? - 106 ответов на форуме (5334044)
- Пора отказаться от Пушкина?
- Зачем сегодня читать Достоевского? : a_velezar14 — LiveJournal
- Провозглашенный пророк из числа русского синклита. К 200-летию Федора Достоевского
- С чего начать читать Достоевского: рекомендации для новичков
Зачем сегодня читать Достоевского?
Из-за тяжёлого финансового положения писатель вынужден был прекратить издание журнала «Эпоха». В 1866 г. В тот же год он женился на Анне Сниткиной, которая взяла в свои руки издание трудов мужа. У них родилось четверо детей, двое из которых умерли в раннем детстве. В 1867—1868 гг. Достоевский работал над романом «Идиот». Последние 8 лет писатель прожил в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти годы жизни были очень плодотворными: 1872 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня , 1875 — «Подросток», 1876 — «Кроткая», 1879—1880 — «Братья Карамазовы», итоговый роман писателя, в котором художественное воплощение получили многие идеи его творчества.
Матёрые писатели отмечали глубинные познания автора о «маленьких людях» и «больших душах», цитаты из писем Макара Девушкина милому другу Вареньке кусками читали вслух в литературных салонах. Если что и выдало в Достоевском молодого человека, так это незакалённость к славе. Захваленный, он полностью провалил свою вторую книгу, «Двойник».
Так что её даже не читайте. Белые ночи Продолжаем подступаться к большой прозе Достоевского через его маленькие произведения. Перед нами снова история любви, но не драма, а романтика. Это история случайностей, контрастов, полных незамутнённого счастья встреч в разгар лета. Но у Достоевского, как вы понимаете, не бывает хеппи-эндов. Увы, история заканчивается быстро, но читатели уверены: герой будет каждый вечер заново проживать своё приключение всю оставшуюся жизнь. И радоваться тому, что оно у него было. Униженные и оскорбленные Пора переходить к большим романам, но делать это постепенно. Это связано с тем, что Фёдор Михайлович задумал его, чтобы увеличить тиражи выпускаемого на пару с братом журнала «Время». Роман печатался частями и в каждом номере заканчивался на самом интересном месте.
Всё-таки это хоть и лёгкий, но Достоевский, и его изюминка — в содержательных монологах героев. Влюблённый в дочь своего воспитателя Наташу рассказчик Ваня понимает: его избранница любит другого. Он готов на всё, лишь бы Наташе было хорошо. Ваня с готовностью берёт на себя роль «куратора» чужой любви, пытаясь решить проблемы, мешающие счастью любимой женщины с другим. Но проблем всё больше, и в этом романе жалко всех, в разной мере «униженных и оскорблённых». Идиот Время «пятикнижия» так называют пять главных романов Достоевского пришло. Но начинать советуем опять же не по хронологии, а с самого отзывающегося в душе романа «Идиот». Текст зрит в самый корень: почему люди с завышенной духовной планкой выглядят такими чужеродными в нашем мире? Князя Мышкина с его чистыми помыслами и желанием спасти своим именем демоническую Настасью Филипповну так и хочется погладить по голове, пожалеть. Но вот быть таким?
После прочтения можно дать честный ответ на этот вопрос — хотя бы только себе. Бесы Хотя «Бесы» были прочитаны современниками как политический роман, да и сам Достоевский не скрывал, что это его призыв к революционерам прекратить насилие, всё-таки это роман о многогранности человека. И взахлёб мы его сейчас читаем из-за главного героя Ставрогина, к которому никак не можем сформировать однозначное отношение.
В итоге получилось искрометное произведение в водевильном стиле, веселое и очень смешное. В основе сюжета лежат поступки ревнивого и обманутого мужа. Рассказ полон комических ситуаций и курьезов, живых диалогов, остроумных каламбуров. Читать его легко, а история, рассказанная Достоевским, весьма жизненная и актуальная. В основе сюжета лежит история о человеке, мелком чиновнике — застенчивом, нерешительном, обидчивом, честном.
Однажды промозглым вечером он встречает на одном из петербургских мостов своего полного двойника по имени и внешности. Но на этом их сходство заканчивается, ведь копия - полная противоположность господина Голядкина по характеру. Тезка стал для главного героя сущим проклятием, изменившим или даже уничтожившим его жизнь. Повесть с мистическим налетом, потому что трудно определить подоплеку появления двойника. Это плод больного воображения главного героя, которому везде мерещатся заговоры и сплетни вокруг собственной персоны? Или это альтер эго, или все же реальная личность, которая в повести появляется на самом деле? Повесть "Белые ночи", 1848 Необычная подача информации, рассуждения и размышления об одиночестве, жизни, чувствах, быстротечности времени. Иромантическая история двух случайно встретившихся людей.
У каждого своя судьба, у каждого свои интересы, и оба они одиноки, но у одного еще теплится надежда, что любовь возможна...
Отвечать на подобные вопросы призван каждый читатель, который причастен к Вселенной Достоевского. Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Из письма М. У меня свой особый взгляд на действительность в искусстве , и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного.
Обыденность явлений и казенный взгляд по-моему не есть еще реализм, а даже напротив Из письма Н. Уроки Достоевского обращены, прежде всего, к отечественному читателю.
6 вопросов о том, как читать «Преступление и наказание» Достоевского, чтобы его поняли школьники
Ведь в таком случае, чтобы читать Достоевского, необходимо понимать, что представляло собой русское общество в 50–60-е годы XIX века; нужно прочитать Библию, как минимум — Евангелие. готовые способы и советы, как начать больше читать и как выбрать литературу неначитанному человеку. Сохранилось описание личной библиотеки Достоевского: так мы можем узнать, что читал писатель — и предположить, какие книги повлияли на него.
6 вопросов о том, как читать «Преступление и наказание» Достоевского, чтобы его поняли школьники
Августовский записчик — фигура утешителя, философа и мудреца, предлагающего свою версию возможных решений для героев романа и его читателей. В романе «Братья Карамазовы» Достоевский раскрывает свои идеи о религии, борьбе с иррациональностью, моральной ответственности и нравственном выборе. Кроме того, здесь присутствует мотив игрока, борьбы с самим собой и своими страстями, а также сияющий образ Идиота — человека чистый и святой. Таким образом, роман «Братья Карамазовы» с его множеством переплетенных историй и глубоких философских мыслей, является одной из главных работ Достоевского, в которой автор смело обращается к вопросам справедливости, морали и ответственности перед самим собой и другими. Сюжет и персонажи Произведения Федора Достоевского отличаются богатым сюжетом и сложными многогранными персонажами.
Автор часто описывает жизнь подпольного общества и погружает читателя в мир преступления и наказания. Одним из самых известных произведений Достоевского является «Преступление и наказание». В нём рассказывается история студента Раскольникова, который совершает убийство старухи-взяточницы из мотива «Для блага человечества». Внутренний мир Раскольникова и его борьба с наказанием за преступление — главная тема этого романа.
В романе «Бесы» Достоевский изображает жизнь общества второй половины XIX века с его проблемами и конфликтами между идеалами и действительностью. Основной персонаж — неординарный Игрок, который сталкивается с силами подпольного движения и находит свою судьбу в борьбе с властью и системой. В романе «Идиот» Достоевский создаёт образ простодушного и чутьё неординарного князя Мышкина, который наблюдает за миром и людьми с позиции идеализма и пытается преодолеть ложь и мнимость, царящую в обществе. В «Записках из подполья» автор рассказывает о мире одинокого и отчужденного человека, живущего в подполье общества и не находящего место в современном мире.
Через монолог главного героя Достоевский анализирует природу человеческой психологии и взаимоотношений между людьми. Роман «Подросток» рассказывает о судьбе главного героя Аркадия Долгушева, его поисках смысла жизни и понимания себя. Достоевский анализирует внутренний мир подростка и его конфликты с окружающей действительностью, что делает этот роман актуальным и по сей день. Философские вопросы Произведения Федора Достоевского славятся своими глубокими философскими вопросами, которые раскрывают суть человеческой природы и судьбы.
В его знаменитых записках, таких как «Преступление и наказание», «Подросток», «Идиот», «Братская тюрьма» и «Бесы», автор мастерски исследует вечные темы, такие как справедливость, карма и идентичность. В «Преступлении и наказании» Достоевский поднимает вопрос о моральных границах и наказаниях за преступление. Роман «Идиот» исследует природу добра и невинности, и как они пересекаются с жестокостью и корыстью в обществе. А, наконец, «Бесы» исследует философию подпольного сопротивления и борьбы, показывая, что даже в самых темных временах есть возможность найти надежду и силу для перемен.
Преступление и наказание Роман был опубликован в 1866 году и сразу стал известным и обсуждаемым произведением. Он стал продолжением периода творчества Достоевского, начавшегося с «Записок из подпольного» и «Игрока», где автор обращается к самопознанию, проявлению внутреннего мира человека. В нем Ф. Достоевский обращается к тематике морально-этических проблем, к вопросам истины и справедливости.
Роман передает трагическую судьбу Раскольникова, его внутренние переживания и стремление к идеалу в обществе, развивает тему красивого и признает идею братской любви. Все они отражают разные социальные и моральные составляющие современности, что делает роман универсальным и актуальным до сих пор. Протагонист и мотивы Достоевский, один из величайших русских писателей, известен своей глубиной и разнообразием своих протагонистов. В его произведениях можно найти многообразие мотивов и тем, которые оправдывают преступление, записки, братскую любовь, игрока и подпольного мира.
Простое чувство моральной ответственности, сопротивление обществу, человеческая жадность, искупление и раскаяние — все это мотивы, которые прослеживаются во многих произведениях Достоевского. Некоторые из самых известных протагонистов Достоевского включают подростка из «Подростка», Раскольникова из «Преступления и наказания», Алешу из «Братьев Карамазовых», Мышкина из «Идиота» и Шатова из «Бесов». Каждый из этих персонажей представляет собой уникальный психологический портрет и имеет свои собственные мотивы для своих поступков и действий.
Над ними плачут даже самые отъявленные циники. Достоевскому к моменту написания романа в письмах «Бедные люди» было 24 года, и никто не мог в это поверить. Матёрые писатели отмечали глубинные познания автора о «маленьких людях» и «больших душах», цитаты из писем Макара Девушкина милому другу Вареньке кусками читали вслух в литературных салонах. Если что и выдало в Достоевском молодого человека, так это незакалённость к славе. Захваленный, он полностью провалил свою вторую книгу, «Двойник». Так что её даже не читайте.
Белые ночи Продолжаем подступаться к большой прозе Достоевского через его маленькие произведения. Перед нами снова история любви, но не драма, а романтика. Это история случайностей, контрастов, полных незамутнённого счастья встреч в разгар лета. Но у Достоевского, как вы понимаете, не бывает хеппи-эндов. Увы, история заканчивается быстро, но читатели уверены: герой будет каждый вечер заново проживать своё приключение всю оставшуюся жизнь. И радоваться тому, что оно у него было. Униженные и оскорбленные Пора переходить к большим романам, но делать это постепенно. Это связано с тем, что Фёдор Михайлович задумал его, чтобы увеличить тиражи выпускаемого на пару с братом журнала «Время». Роман печатался частями и в каждом номере заканчивался на самом интересном месте.
Всё-таки это хоть и лёгкий, но Достоевский, и его изюминка — в содержательных монологах героев. Влюблённый в дочь своего воспитателя Наташу рассказчик Ваня понимает: его избранница любит другого. Он готов на всё, лишь бы Наташе было хорошо. Ваня с готовностью берёт на себя роль «куратора» чужой любви, пытаясь решить проблемы, мешающие счастью любимой женщины с другим. Но проблем всё больше, и в этом романе жалко всех, в разной мере «униженных и оскорблённых». Идиот Время «пятикнижия» так называют пять главных романов Достоевского пришло. Но начинать советуем опять же не по хронологии, а с самого отзывающегося в душе романа «Идиот». Текст зрит в самый корень: почему люди с завышенной духовной планкой выглядят такими чужеродными в нашем мире? Князя Мышкина с его чистыми помыслами и желанием спасти своим именем демоническую Настасью Филипповну так и хочется погладить по голове, пожалеть.
Но вот быть таким? После прочтения можно дать честный ответ на этот вопрос — хотя бы только себе.
Доверял ли он чьему-нибудь вкусу или полагался в этом вопросе только на себя? Достоевский с раннего детства очень любил читать — эту любовь привили ему родители. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории Карамзина, которого вслух по вечерам читал нам отец» - вспоминал писатель. Традиция вечерних чтений вслух всей семьей очень нравилась маленькому Феде, и конечно, именно там сформировался его первоначальный литературный вкус: Пушкин, Жуковский, Шекспир. В дальнейшем писатель старался обязательно быть в курсе литературных новинок, как отечественных, так и европейских, но много уделял внимания и публицистике, а также научной литературе. Когда его интересовала какая-либо тема, он стремился изучить ее всесторонне, собрать разные мнения. Поэтому в его библиотеке были и классики античности, и святые отцы Церкви, и известные западные писатели, и ныне полузабытые современники.
Труды ученых экономистов, к примеру — Карла Маркса, соседствовали со статьями по явлениям гипноза, который считался тогда новейшим научным открытием, а рядом оказывались «Русские народные сказки» Афанасьева, «Словарь живого великорусского языка» И. Даля и мелкие брошюрки «для народа». Будучи сам одарённым журналистом, Достоевский очень внимательно следил за литературной критикой, участвовал в дискуссиях, писал рецензии, и даже сам издавал журналы. Вначале совместно с братом Михаилом «Время» и «Эпоха», 1861-1864 , потом в качестве главного редактора «Гражданин», 1873-74 , и наконец, в качестве уникального автора-издателя «Дневник писателя», 1876-77, 1880-81. Эта деятельность требовала глубокого понимания литературы, так что Достоевский не только мог полагаться на себя в выборе книг, но и служил признанным авторитетом для других. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное», — советовал он начинающей писательнице А. Согласитесь, звучит и сегодня весьма актуально.
Как известно, сам Достоевский был заядлым игроком. Однажды в Висбадене он проиграл все свои деньги, и, чтобы восполнить недостаток средств, заключил с одним издательством контракт на написание романа в нереально короткие сроки — 26 дней. Чтобы успеть в заданное время, Фёдору Михайловичу пришлось нанять стенографистку, которой он надиктовывал во многом автобиографичный роман. Стенографисткой оказалась Анна Сниткина, впоследствии ставшая женой и вдохновительницей гения. Достоевский посвящает роман азартным играм и их влиянию на сознание и жизнь человека, который проигрывает всё своё состояние. Проблема — деньги становятся самоцелью. Алексей Иванович в путешествии по Германии с семьёй отставного капитана служит преподавателем детей семейства. У него просыпаются тёплые чувства к неродной генеральской дочери Полине, но та не отвечает Алексею взаимностью, предмет её симпатий — французский маркиз. Семья генерала живёт в ожидании смерти бабушки, которая должна оставить огромное состояние в наследство. Однако старушке становится лучше, жизни более ничто не угрожает, и она приезжает в немецкий городок, где происходит действие, там же и проигрывает в рулетку немалую часть состояния. Узнав об этом, Алексей выигрывает для Полины крупную сумму, но она не принимает деньги из гордости. Азарт затягивает, и теперь Алексей Иванович становится игроком, ставящим идею выигрыша денег на первое место. Через время главный герой узнаёт, что его любимая на самом деле испытывала к нему взаимные чувства… Записки из Мёртвого дома 1860-1861 гг. Читатель знакомится со всеми тяготами ссыльных XIX века, переданными в виде отдельных зарисовок без соединения в единый сюжет. Достоевский передаёт и быт, и эмоции, и чувства заключённых — самого героя и его «товарищей по несчастью». Произведение основано на реальном опыте Достоевского, бывавшего в ссылке, поэтому в достоверности событий не нужно сомневаться. Дворянин А. Горянчиков, главный герой повести, отбыв свой срок в тюрьме, рвёт все связи с родными и остаётся в Сибири, ведёт замкнутый образ жизни, а на жизнь зарабатывает частными уроками. Чтения и зарисовки о каторге становятся единственным развлечением бывшего узника. Он рассказывает, как тяжело ему было привыкнуть к крестьянскому окружению, как он знакомился с бытом в тюрьме, с нравами заключённых и их межличностными отношениями. Герой попал под второй разряд на службу в крепость в отдел отбытия преступников по особо тяжким делам обвинён в убийстве жены на 10 лет , где арестанты несут службу под контролем военных. Повесть «Записки из Мёртвого дома» носит документальный характер. Из неё можно узнать о жизни заключённых во второй половине XIX века, об их мечтах, развлечениях и т. В письмах Ф. Достоевский признаётся брату: «Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров… На целые томы достанет». Бедные люди 1844-1845 гг.
«Преступление и наказание»
- Фёдор Достоевский - список книг по порядку, биография
- Книга 2 – “Идиот” (1868-69)
- Гайды по творчеству писателей — есть ли в них смысл? — Почитать на DTF
- Провозглашенный пророк из числа русского синклита. К 200-летию Федора Достоевского
- Главные романы Ф. М. Достоевского
- Материалы коллекции
Что читают почитаемые: Фёдор Михайлович Достоевский
В обществе «нормальных» людей, одержимых корыстью и разрушительными страстями, князь Мышкин — идиот. В мире, где красота замутнена нечистыми помыслами людей, такой герой беспомощен, хотя и прекрасен. Но «красота спасет мир! Каждый характер, как бы сложен он ни был, у Достоевского предстает некой частью одной, почти безграничной картины — это картина многогранной человеческой души, и в этой душе идет нескончаемая битва добра и зла.
Как бы не пытался Мышкин прижиться в этом вражеском мире, тот его не принимает и в буквальном смысле слова сводит с ума. В литературоведении за романом также закрепились определения — роман-предупреждение, роман-предсказание, ведь автор в самом деле предсказал грядущие социальные катастрофы — вскормленные человеческой кровью русская революция, режимы Гитлера и Сталина.
Однако, говоря о социальном, Федор Михайлович особое значение уделял первопричине бедствий человечества — деградации души и морали. События романа разворачиваются в уездном городке, напоминающем Тверь. В мирной скучной жизни местечка назревает буря и самое страшное, что это разрушительное бедствие зарождается не в атмосфере, а в человеческих головах. Петр Степанович Верховенский прототип Сергей Нечаев организовывает революционный кружок. Под руководством этого умного и расчетливого мастера интриг, который скрывается под личиной шута, революционеры от пространственных речей быстро переходят к действиям.
В качестве жертвы он выбирает Ивана Павловича Шатова, бывшего революционера, который после путешествий по Европе разуверился в революционных идеях и стал пропагандировать новую философию о народе-богоносце прототип убитый народной расправой Иван Иванов. Первое политическое убийство круто изменяет жизнь городка и его обитателей, многие из которых невольно оказываются втянуты в революционную игру Верховенского. Будучи незаконнорожденным сыном помещика Андрея Петровича Версилова, юноша испытывает множество душевных мук. Разве после девятнадцати еще растут?
Но проблем всё больше, и в этом романе жалко всех, в разной мере «униженных и оскорблённых».
Идиот Время «пятикнижия» так называют пять главных романов Достоевского пришло. Но начинать советуем опять же не по хронологии, а с самого отзывающегося в душе романа «Идиот». Текст зрит в самый корень: почему люди с завышенной духовной планкой выглядят такими чужеродными в нашем мире? Князя Мышкина с его чистыми помыслами и желанием спасти своим именем демоническую Настасью Филипповну так и хочется погладить по голове, пожалеть. Но вот быть таким?
После прочтения можно дать честный ответ на этот вопрос — хотя бы только себе. Бесы Хотя «Бесы» были прочитаны современниками как политический роман, да и сам Достоевский не скрывал, что это его призыв к революционерам прекратить насилие, всё-таки это роман о многогранности человека. И взахлёб мы его сейчас читаем из-за главного героя Ставрогина, к которому никак не можем сформировать однозначное отношение. Мы готовы убить его за девочку Матрёшу из главы «У Тихона» и зауважать за женитьбу на хромой Марье Лебядкиной. В те моменты, когда этот злодей несчастен, очень хочется его приласкать и пожалеть.
А как относиться к тому, что он оттаскал за нос помещика Гаганова, укусил за ухо губернатора и публично поцеловал чужую жену — с восхищением или с неодобрением? Да что там, он и сам этого не знает, поэтому не живёт, а мучается. Главный вывод, который мы сделаем, — вовсе не про политические уроки, а про то, как трудно жить умной, но мятущейся душе. Братья Карамазовы Да, именно так. Оставляем напоследок «Преступление и наказание» школьная травма и либо окончательно влюбляемся в Достоевского после прочтения «Братьев Карамазовых», либо — если не идёт — оставляем всё как есть.
Эту главную для себя книгу Фёдор Михайлович писал, когда впервые в жизни у него было всё «как у людей»: любящая жена, дети, хоть какая-то финансовая свобода и даже дача в Старой Руссе, первый его собственный дом. Кстати, в провинциальном городке Скотопригоньевске, где происходит действие «Братьев Карамазовых», угадываются черты Старой Руссы. Но книга не об этом. А о чём? Да почти обо всём.
Можно читать её как детектив: кто всё-таки убил отца Фёдора Павловича? Можно как напряжённый семейный роман о том, что между родственниками никогда не бывает всё гладко, особенно когда родственники эти — очень сложный отец и три совершенно разных брата. Можно как книгу о превратностях любви, когда совсем рядом во всех отношениях положительный человек Катерина Ивановна , а любишь всё равно кого-то посложнее Грушенька. А ещё размышления о Боге — каково это, когда веришь, о природе красоты, о вечном выборе между добром и злом, об искушениях и великой сложности человеческой натуры.
В головах людей оседают постоянно повторяющие девизы революционера и дабы скрепить свой «кружок», Верховенский задумывает убить Ивана Шатова Иван Иванов — бывшего революционера, взгляды которого, совершенно не совпадали с идеями «нечаевцев».
В центре сюжета, уже, вполне, взрослый мужчина, 19 лет Аркадий Долгорукий. Не смотря на то, что книга называется «Подросток», сам Аркадий в корне не согласен с таким мнением Федора Михайловича. Все время он задает вопрос окружающим «Какой подросток? Разве после 19-ти еще растут? Аркадий — незаконнорожденный сын помещика.
И когда, с одной стороны, он мечтает о богатстве, статусе и беззаботной жизни, то с другой, на него давит клеймо «недосына». Между борьбой с самим собой, в романе «Подросток» Достоевский поднимает и тему отношений между отцом и сыном. Последняя книга в пятикнижии — «Братья Карамазовы» — роман, сюжет которого акцентирован на семье и внутренних взаимоотношениях.
С чего начать читать Достоевского: рекомендации для новичков
Воскрешение Лазаря. Это не просто символ, а целый фрагмент Нового Завета внутри романа Достоевского. Это центральная сцена романа, идейная кульминация, в которой Соня по просьбе Раскольникова читает ему легенду о воскрешении Лазаря, которая действительно выглядит избыточной. Топор — довольно очевидный символ: Раскольников ударяет старуху обухом, соответственно, лезвие в момент удара направлено на него. Когда он замахивается топором, лезвие движется к нему — тем самым символически его убивает. Евангелие в финале романа зачастую истолковывается слишком прямолинейно. В эпилоге говорится, что Евангелие, данное Соней Раскольникову, он держит под подушкой — мы не видим слов о том, чтобы он его читал. Таким образом, Евангелие для Раскольникова — потенциальная, но не реализованная возможность раскаяния.
Цветовая символика — еще один элемент романа, к которому автор постоянно возвращается в каждой части романа. Сон об Африке выступает контрастом по отношению к остальной цветовой гамме романа именно потому, что там появляются яркие краски. Основная цветовая гамма романа — серая: этим цветом изображается дождливая темная погода в Петербурге. В сцене самоубийства Свидригайлова на этом цвете особый акцент: окружающий серый город душит героя и тем самым будто подталкивает к самоубийству. Желтый цвет у Достоевского символизирует болезненность, неустроенность, тревогу, создавая в сочетании с серым мрачную и изматывающую цветовую гамму. Здесь же вспоминается, что в те годы сумасшедшие дома красили в желтый цвет. Михаил Сапрыкин: Кроме того, желтый цвет, такой неестественный и болезненный, создает адскую картину Петербурга и вводит важные мотивы Апокалипсиса.
Мир времен Достоевского, 1860—70-е годы, — предапокалипсис, в котором автор фиксирует крах прежних ценностей: как рушится вера в Бога, как уничтожается семья у Достоевского ведь, в отличие от Толстого, нет счастливых семей — все ругаются, спорят, визжат, скандалят. Петербург со своими желтыми стенами, духотой и июльской вонью и грязью предстает болезненным, сломленным, апокалиптическим. Раскольников раскаялся или нет? Татьяна Шошина: Здесь давайте поговорим о первом традиционном школьном мифе: когда десятиклассники заканчивают работу над романом с мыслью о том, что Родион Раскольников и Соня Мармеладова — это пара влюбленных, аргументируя словами из эпилога: «Их воскресила любовь». Роман «Преступление и наказание» — текст без очевидной любовной линии, и чувства Раскольникова и Сони друг к другу в меньшей степени романтические — это глубокие человеческие и христианские чувства. Нигде в романе не говорится о романтическом отношении героев друг к другу, и логика самих героев не предполагает такого прочтения. Раскольников слишком занят самим собой, чтобы увлечься девушкой Соня его изначально интересует как союзница — как человек, совершивший преступление, — когда он не находит в ней союзницы, она становится его оппонентом.
Александр Платицын — филолог, литературовед, преподаватель Московского университета имени А. Грибоедова — Нельзя сказать, что она нужна. Но литература предоставляет маленькому человеку крупную социальную скидку, которая раскрывает свои преимущества на длительной жизненной дистанции, — сказал он. Но отказываться от книг полностью всё же не стоит. К обсуждению вопроса также присоединилась кандидат филологических наук, преподаватель литературы Светлана Царегородцева. Педагог считает, что литература — способ художественного освоения мира. И этот метод, по ее мнению, гораздо интереснее, чем научный. Светлана Сергеевна Царегородцева — российский филолог, кандидат наук, доцент Московского университета имени А. Грибоедова, педагог.
Автор научных публикаций — Естественно, у литературы есть свои функции. Но самая главная из них — гедонистическая. Хорошая книга приносит удовольствие, — рассказала эксперт. Он потянется к тому, от чего мы как раз хотим его отвлечь. Пора отказаться от Пушкина? Вопрос «обветшавшего памятника» Пушкина и его устаревших для современных реалий произведений всё еще остается открытым. Филолог Царегородцева считает, что проблема заключается не столько в устаревших классиках, сколько в том, что некоторые произведения могут оказаться просто «не по зубам» школьникам. Те произведения, которые мы сейчас преподаем в школе, могут быть не по силам нашей молодежи.
Достоевский с раннего детства очень любил читать — эту любовь привили ему родители. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории Карамзина, которого вслух по вечерам читал нам отец» - вспоминал писатель. Традиция вечерних чтений вслух всей семьей очень нравилась маленькому Феде, и конечно, именно там сформировался его первоначальный литературный вкус: Пушкин, Жуковский, Шекспир. В дальнейшем писатель старался обязательно быть в курсе литературных новинок, как отечественных, так и европейских, но много уделял внимания и публицистике, а также научной литературе. Когда его интересовала какая-либо тема, он стремился изучить ее всесторонне, собрать разные мнения. Поэтому в его библиотеке были и классики античности, и святые отцы Церкви, и известные западные писатели, и ныне полузабытые современники. Труды ученых экономистов, к примеру — Карла Маркса, соседствовали со статьями по явлениям гипноза, который считался тогда новейшим научным открытием, а рядом оказывались «Русские народные сказки» Афанасьева, «Словарь живого великорусского языка» И. Даля и мелкие брошюрки «для народа». Будучи сам одарённым журналистом, Достоевский очень внимательно следил за литературной критикой, участвовал в дискуссиях, писал рецензии, и даже сам издавал журналы. Вначале совместно с братом Михаилом «Время» и «Эпоха», 1861-1864 , потом в качестве главного редактора «Гражданин», 1873-74 , и наконец, в качестве уникального автора-издателя «Дневник писателя», 1876-77, 1880-81. Эта деятельность требовала глубокого понимания литературы, так что Достоевский не только мог полагаться на себя в выборе книг, но и служил признанным авторитетом для других. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное», — советовал он начинающей писательнице А. Согласитесь, звучит и сегодня весьма актуально. Творчеством каких авторов Достоевский вдохновлялся и восторгался?
Нелли, 17 лет, Москва: «Люблю читать, люблю Достоевского. Мои ровесники в состоянии понять поступки героев Федора Михайловича. Давайте будем в 10-м классе сказки обсуждать. Нужно расти, учиться думать, мыслить. Это в жизни точно пригодится». А вы думаете, что Достоевский желал, чтобы его произведение анализировали скучные учителя? Он просто так писал, для души. Мы хотим изучать то, что нам нравится. Книги должны быть актуальны, современны. Как можно сопереживать герою, который жил в совершенно другом мире, когда еще цари правили?
Культурный ход: с чего начинать знакомство с классической литературой
Сохранилось описание личной библиотеки Достоевского: так мы можем узнать, что читал писатель — и предположить, какие книги повлияли на него. Важно помнить, что читать Достоевского не только для того, чтобы «прочитать» книгу, но и для того, чтобы понять суть того, что автор хотел нам сообщить. Подступаетесь к одному из главных авторов русской литературы? Discover videos related to книги достоевского для начинающих on TikTok. Как погрузиться в мир Достоевского: с чего начать чтение и простые способы понять его произведения. Актуальные новости.
Топ-5 произведений Ф.М. Достоевского
Педагог считает, что литература — способ художественного освоения мира. И этот метод, по ее мнению, гораздо интереснее, чем научный. Светлана Сергеевна Царегородцева — российский филолог, кандидат наук, доцент Московского университета имени А. Грибоедова, педагог. Автор научных публикаций — Естественно, у литературы есть свои функции. Но самая главная из них — гедонистическая. Хорошая книга приносит удовольствие, — рассказала эксперт.
Он потянется к тому, от чего мы как раз хотим его отвлечь. Пора отказаться от Пушкина? Вопрос «обветшавшего памятника» Пушкина и его устаревших для современных реалий произведений всё еще остается открытым. Филолог Царегородцева считает, что проблема заключается не столько в устаревших классиках, сколько в том, что некоторые произведения могут оказаться просто «не по зубам» школьникам. Те произведения, которые мы сейчас преподаем в школе, могут быть не по силам нашей молодежи. Может быть, вместо «Котлована» Платонова надо дать «Песчаную учительницу»?
А вместо «Преступления и наказания» — «Белые ночи»? Необходимо хотя бы сначала преподавать ранние произведения Достоевского, а потом уже «Преступление и наказание». То есть постепенно погружать в творчество, как и с Пушкиным. По словам литературоведа Платицына, «устаревшая» классика, напротив, может стать глотком свежего воздуха для ребенка.
Книги должны быть актуальны, современны. Как можно сопереживать герою, который жил в совершенно другом мире, когда еще цари правили? Нам, возможно, повезло с учителем, который постоянно что-то придумывал. Допустим, однажды педагог нарисовал на доске 13 ступенек, мы обсуждали каждый шаг Раскольникова перед убийством. Разыгрывали сценки.
А на каникулах преподаватель организовал поездку в Санкт-Петербург. Мы гуляли по городу, где происходило действие романа». У него есть произведения более понятные, но не менее глубокие. Ее в ноябре и без того хватает».
В этом произведении Достоевский затрагивает глубинные моральные вопросы и проблемы взаимоотношений людей в обществе. Еще одним важным произведением являются «Бесы». Оно рассказывает о группе молодых людей, которые пытаются создать новое, идеальное общество, но в конечном итоге они оказываются во власти своих собственных страстей и желаний. Роман «Бесы» интересен своей глубиной характеров и сложностью моральных дилемм героев. Идти к великому писателю можно и с романа «Идиот», который рассказывает историю принца Мышкина — человека с идеальными нравственными качествами. В этом произведении Достоевский обнаруживает свою философскую идею о невозможности гармоничного существования идеала в мире, где всех управляют человеческие страсти. Необходимо обратить внимание также на роман «Братья Карамазовы». Это последнее и самое известное произведение писателя, в котором он затрагивает вопросы веры, справедливости, человеческой натуры и свободы. В этом романе присутствуют все темы и мотивы, которые волновали Достоевского на протяжении всего его творчества. Кроме того, стоит обратить внимание на «Записки из подполья» — философское произведение в жанре дневника, в котором автор обращается к самому себе и анализирует свои мысли и поступки. Это книга об экзистенциальных проблемах человека в современном обществе, о размышлениях о жизни и смысле бытия. Таким образом, если вы решили познакомиться с творчеством Федора Достоевского, начните с романа «Преступление и наказание», а затем можете перейти к «Бесам», «Идиоту», «Братьям Карамазовы» и «Запискам из подполья». Каждое из этих произведений представляет собой уникальную и глубокую работу, способную не только увлечь, но и заставить задуматься о вечных вопросах человеческого существования. С чего начать чтение произведений Достоевского? Фёдор Михайлович Достоевский — великий русский писатель, автор множества известных произведений. Он известен своими глубокими и психологических романами, которые доселе волнуют сердца читателей. Если вы только начинаете знакомство с творчеством Достоевского, то первыми произведениями, с которых стоит начать, могут быть: «Преступление и наказание» — самое известное произведение писателя. Роман рассказывает о молодом студенте, Раскольникове, который совершает преступление и пытается оправдать его. Книга ставит вопросы о зле, наказании и истинном смысле жизни. В нем он развивает сложные философские и религиозные темы, освещает проблемы справедливости, борьбы между добром и злом. В книге автор задается вопросами о природе зла, добра и идеала настоящего человека. Центральный герой — бывший чиновник, который живет подпольной жизнью. Достоевский здесь освещает проблемы дуалистики: выбор между свободой и законом. Конечно, это всего лишь рекомендации, и вы можете начать чтение произведений Достоевского с любого другого его романа или повести. Главное — позволить себе погрузиться в его глубокий и многогранный мир. Первый шаг в мир литературы великого русского писателя Лев Николаевич Достоевский — один из самых известных русских писателей. Его произведения знамениты своей глубиной мысли, психологической проницательностью и непревзойденным стилем. Начать знакомство с творчеством этого великого автора можно с нескольких его самых известных произведений. Преступление и наказание — это первая книга, с которой рекомендуется начать чтение Достоевского. В ней автор исследует вопросы морального выбора, нравственной ответственности и раскаяния через историю студента Раскольникова, совершившего преступление. Роман является поистине гениальным произведением, которое отражает глубину и сложность человеческой души. Бесы — эта книга является одним из самых критических произведений Достоевского.
Роман печатался частями и в каждом номере заканчивался на самом интересном месте. Всё-таки это хоть и лёгкий, но Достоевский, и его изюминка — в содержательных монологах героев. Влюблённый в дочь своего воспитателя Наташу рассказчик Ваня понимает: его избранница любит другого. Он готов на всё, лишь бы Наташе было хорошо. Ваня с готовностью берёт на себя роль «куратора» чужой любви, пытаясь решить проблемы, мешающие счастью любимой женщины с другим. Но проблем всё больше, и в этом романе жалко всех, в разной мере «униженных и оскорблённых». Идиот Время «пятикнижия» так называют пять главных романов Достоевского пришло. Но начинать советуем опять же не по хронологии, а с самого отзывающегося в душе романа «Идиот». Текст зрит в самый корень: почему люди с завышенной духовной планкой выглядят такими чужеродными в нашем мире? Князя Мышкина с его чистыми помыслами и желанием спасти своим именем демоническую Настасью Филипповну так и хочется погладить по голове, пожалеть. Но вот быть таким? После прочтения можно дать честный ответ на этот вопрос — хотя бы только себе. Бесы Хотя «Бесы» были прочитаны современниками как политический роман, да и сам Достоевский не скрывал, что это его призыв к революционерам прекратить насилие, всё-таки это роман о многогранности человека. И взахлёб мы его сейчас читаем из-за главного героя Ставрогина, к которому никак не можем сформировать однозначное отношение. Мы готовы убить его за девочку Матрёшу из главы «У Тихона» и зауважать за женитьбу на хромой Марье Лебядкиной. В те моменты, когда этот злодей несчастен, очень хочется его приласкать и пожалеть. А как относиться к тому, что он оттаскал за нос помещика Гаганова, укусил за ухо губернатора и публично поцеловал чужую жену — с восхищением или с неодобрением? Да что там, он и сам этого не знает, поэтому не живёт, а мучается. Главный вывод, который мы сделаем, — вовсе не про политические уроки, а про то, как трудно жить умной, но мятущейся душе. Братья Карамазовы Да, именно так. Оставляем напоследок «Преступление и наказание» школьная травма и либо окончательно влюбляемся в Достоевского после прочтения «Братьев Карамазовых», либо — если не идёт — оставляем всё как есть. Эту главную для себя книгу Фёдор Михайлович писал, когда впервые в жизни у него было всё «как у людей»: любящая жена, дети, хоть какая-то финансовая свобода и даже дача в Старой Руссе, первый его собственный дом. Кстати, в провинциальном городке Скотопригоньевске, где происходит действие «Братьев Карамазовых», угадываются черты Старой Руссы. Но книга не об этом. А о чём?