В данной статье вы расскажете о работе Сперанского над кодификацией отечественного законодательства во время правления Николая I. Кодификация законов — это процесс систематизации и упорядочения правовых норм в единый кодекс или сборник. В данной статье вы расскажете о работе Сперанского над кодификацией отечественного законодательства во время правления Николая I.
Кодификации советского законодательства
- Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I
- Кодификация законов в XVIII — первой половине XIX в
- ГДЗ по истории России 9 класс Арсентьев Часть 1, 2 Часть 1 | Страница 69
- Кодификация законов во время правления Николая I
- Страница 69
- Предметы за 9 класс
185 лет назад появился Свод законов Российской империи
Кодификация российских законов при николае i началась в 1826 году. в результате длительной работы большого количества юристов был подготовлен свод, куда попали все акты и нормы, действовавшие на территории империи. Законов с этого времени было принято великое множество, некоторые из них устарели, некоторые противоречили друг другу Кодификация законов, действовавших на территории Российской империи, по своему значению может быть приравнена к реформе. Кодификация Юстиниана проводилась в несколько этапов и потребовала усилий от самых авторитетных правоведов того времени. Николай I организовал всю работу по кодификации российских законов на высоком государственном уровне. Поэтому для кодификации законов царь Алексей Михайлович на Земском Соборе 1649г. принял Соборное Уложение – документ, в котором отразились все стороны жизни российского общества.
Кодификация законов. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина
Проведённая работа убедила в том, что назрела кодификация законодательства, ликвидация пробелов и противоречий между законами. Кодификация законов — это процесс систематизации и упорядочения правовых норм в единый кодекс или сборник. Задачей II отделения канцелярии стало упорядочение законодательства (кодификация законов) и подготовка единого Свода законов. Из двух возможных подходов к кодификации права – сведения всех существующих законов без изменения воедино и составление нового уложения – был выбран первый. Одновременно на основе «Полного собрания законов» готовился и «Свод законов. для работы с текстом параграфа №3. Объясните, в чём состояла кодификация законов.
Проблема кодификационных работ
- Объяснитe, в чём состояла кодификация законов. Объяснитe, в чём состояла кодификация законов.
- Кодификация законов. Какие кодексы действуют в России?
- Кодификация законов при Николае 1
- Кодификация законов
Кодификация законов Российской империи при Николае 1: дата, суть
Кодификация законов состояла в процессе систематизации и упорядочении законодательства государства в единый и комплексный кодекс или кодифицированный сборник законов. К важнейшему достижению в развитии права данного периода необходимо отнести завершение кодификации законодательства, проявившееся в подготовке и издании «Полного собрания законов Российской империи» и «Свода законов Российской империи». В целом, кодификация законов при Николае I сыграла огромную роль в упорядочении российского законодательства и в обеспечении более твердой и четкой юридико-правовой основы российского абсолютизма.
Объясните в чём состояла кодификация законов при Николае I?
В чем состояла суть кодификации законов. Каковы были результаты кодификации законов. В данной статье вы расскажете о работе Сперанского над кодификацией отечественного законодательства во время правления Николая I. Создать упорядоченный свод законов удалось лишь Николаю I. Он смог заменить все существующие правовые документы, систематизируя и усовершенствуя их. Главной задачей стала кодификация законодательства – разработка свода законов под личным контролем императора.
Объясните в чём состояла кодификация законов при Николае I
Этот учебник получил название Институции и был признан в качестве закона. Работа над кодификацией продолжалась в общей сложности на протяжении пяти лет. Все усилия предпринятые лучшими юристами того времени позволили систематизировать систему права Римской империи, упорядочить законодательство, сделать государственную «машину» намного более гибкой. Римское право является удивительным образом правотворчества, также поражают масштабы охвата правоотношений. Стоит заметить, что современное право имеет в своем основании конструкцию именно Римского права.
Эффект от введения Кодексов Юстиниана был колоссален и оказал влияние на всю структуру Европейского права. Нормы, использовавшиеся в Кодексе Юстиниана были переняты всеми Европейскими странами того времени и использованы для создания своих правовых систем. Римское право в большей или меньшей степени дало начало нескольким на сегодняшний день самым крупным правовым системам — романо-германской и англо-саксонской правовым семьям. Вплоть до начала 19 века и принятия кодекса Наполеона, все Европейское право имело в своей основе именно право Восточной Римской Империи.
Тем более удивительным является то, что в современном мире, в эпоху высоких технологий в области законодательства кардинальных изменений не происходит в течение последних двухсот лет.
Это собрание законов с приложениями и объяснениями было издано в 1833 году. Чтобы добавить хороший ответ необходимо: Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ; Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему; Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
Этого делать не стоит: Копировать ответы со сторонних ресурсов. Есть сомнения? Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует?
Рассредоточенность законодательных материалов по различным приказам во второй половине XVII в. В 1700 г. Все списки указов должны были быть разнесены по главам и статьям Соборного уложения для рассмотрения их в Палате об Уложении.
Текст нового Уложения составлен не был. Палата лишь разработала проекты нескольких глав. Деятельность этого учреждения продолжалась до конца 1703 г.
Продолжая традицию древнерусского права, согласно которой в первую очередь развивалось уголовное и процессуальное право, петровское законодательство кодифицировало эти отрасли. В 1715 г. В 1716 г.
Комиссия, занимавшаяся этим вопросом, состояла из 15 человек, в нее входили как авторитетные юристы, так и преподаватели права из лучших учебных заведений Империи. В результате трехлетней деятельности комиссии труды древнеримских юристов были систематизированы в сборники, получившие название Дигесты. Вместе с этим титанической работой комиссией был создан первый в истории учебник римского права, в котором излагались основы законодательства и с помощью которого будущие юристы могли постигать вопросы правоведения в единой концепции законодательства. Этот учебник получил название Институции и был признан в качестве закона. Работа над кодификацией продолжалась в общей сложности на протяжении пяти лет. Все усилия предпринятые лучшими юристами того времени позволили систематизировать систему права Римской империи, упорядочить законодательство, сделать государственную «машину» намного более гибкой.
Римское право является удивительным образом правотворчества, также поражают масштабы охвата правоотношений. Стоит заметить, что современное право имеет в своем основании конструкцию именно Римского права. Эффект от введения Кодексов Юстиниана был колоссален и оказал влияние на всю структуру Европейского права. Нормы, использовавшиеся в Кодексе Юстиниана были переняты всеми Европейскими странами того времени и использованы для создания своих правовых систем.
Император Николай I и Михаил Сперанский
- Вопрос 28. Кодификация русского законодательства в первой половине 19 века. Роль м.М. Сперанского.
- Объяснитe, в чём состояла кодификация законов.
- Навигация по записям
- В чём состояла кодификация законов?
- Император Николай I и Михаил Сперанский
- Кодификация законов
Какое значение для укрепления государственности имела кодификация законов кратко
Проведена только в западных губерниях; были введены инвентарные правила: строго определены размеры крестьянских наделов и повинности крестьян в пользу помещиков Улучшение положения крепостных, дало им чуть большую свободу, ограничило произвол помещиков 4. Узнайте, используя дополнительные источники информации, какие писатели и журналисты подверглись гонениям цензуры в 1830-1840-е гг. Подготовьте сообщение на эту тему.
Несмотря, однако, на подобную участь, постигшую результаты трудов комиссии, она, видимо, не унывала и принялась за составление двух других частей Уложения. Так продолжалось до 1761 г. Сроком для прибытия депутатов следовало назначить, по мнению комиссии, 1 окт. Таким образом, комиссия высказалась за необходимость созвания всесословного земского собора и мотивировала свое решение историческими прецедентами, ссылаясь, между прочим, на созвание царем Алексеем Михайловичем в 1648 г. Рядом с этим она указала и на ряд попыток со стороны правительства созвать выборных для той же цели в продолжении XVIII ст. Сенат согласился с мнением комиссии и издал указ 29 сентября , предписывавший производство выборов среди дворян и купцов.
Названный указ крайне характеристичен: в нем Сенат старается доказать обществу, как необходимо для последнего, чтоб его представители приняли участие в составлении нового Уложения. Очевидно, правительство, помня неудачные прецеденты подобных обращений к обществу, желало, чтоб хоть на этот раз последнее оказалось на высоте своей задачи и поняло, что в его прямых интересах принять непосредственное участие в законодательстве. Сравнивая указ с донесением комиссии от 1 марта, мы видим, что между ними существует некоторая разница. Комиссия высказалась за высылку двух купцов от каждой губернии, но правительство с этим не согласилось и предписало выслать одного купца от каждой провинции. В декабре Сенат издал другой указ также по инициативе комиссии, вошедшей по этому поводу в Сенат с донесением , которым предписывал производство выборов и в тех местностях, где на основании указа от 29 сент. Сенат подробно мотивировал такое распространение избирательного права, обратив внимание главным образом на то, что в интересах всего общества принять участие в составлении Уложения. Из указа видно, что депутаты второй категории должны были съехаться двумя месяцами позже депутатов первой и что число купеческих депутатов было сравнено с числом дворянских, чего не было у депутатов первой категории. Чем объясняется эта странность, трудно решить.
Между тем повсеместно в России начались выборы депутатов в комиссию. Многие из рапортов крайне любопытны вследствие того, что сообщают немало деталей касательно самого процесса выборов. Я не буду останавливаться на анализе их содержания, желающих же ознакомиться с ним могу отослать к моему исследованию о законодательных комиссиях в России в XVIII ст. Скажу только, что в 1761 г. Во-первых, из рапортов видно, к каким разным средствам прибегали избиратели и депутаты, чтобы избавиться от поездки в Петербург; во-вторых, громадное большинство депутатов не прибыло вовремя к назначенному сроку, а значительно позже и, в-третьих, многие из прибывших настолько не удовлетворяли требованиям правительства, что были отпущены обратно домой. Но как бы то ни было, а на этот раз депутаты приняли участие в работах комиссии, хотя, к сожалению, мы не можем определить степени этого участия. Нам только известно, что депутаты присутствовали в комиссии до начала 1763 г. Сама же комиссия продолжала существовать вплоть до 1767 г.
Впрочем, в последние три года дела комиссии пришли в окончательное расстройство и она, можно сказать, почти ликвидировала их. Действительно, 1766 г. В следующем 1767 г. Но ввиду того, что в этом году начала свою деятельность новая комиссия, организованная на гораздо более широких началах, чем все предыдущие, прежняя окончательно прекратила свое существование. Чтобы довершить характеристику деятельности рассматриваемой комиссии, необходимо еще остановиться на результатах ее трудов. Все три части были не раз пересмотрены, почему и дошли до нас в нескольких редакциях. Содержание ее исключительно процессуальное, так как касается судоустройства и судопроизводства. Некоторое исключение, впрочем, составляет первая глава.
Она касается не столько судопроизводства, сколько государственного права, так как содержит в себе перечисление и определение государственных учреждений. Первая окончена составлением в 1755 г. Сергеевский вполне основательно отрицает возможность предположения относительно составления проекта второй редакции Екатерининской законодательной комиссией 1767 г. По его мнению, предполагать во второй редакции работу более позднего времени, именно работу законодательной комиссии 1767 г. Екатерины II. Сергеевский, — могли, конечно, остаться без влияния, но систематика преступлений, а также многие его выражения и фразы о существе преступлений, о существе и цели наказаний, о монаршем милосердии и т. Вторая часть в обеих редакциях издана г. Востоковым и разобрана проф.
Из них первая окончена составлением в 1762 г. Что же касается до двух остальных, то время окончания их составления не может быть с точностью определено вследствие отсутствия каких бы то ни было данных для этого. Во всяком случае, можно утверждать только одно, что обе последние редакции не являются результатом трудов Екатерининской комиссии 1767 г. Если же и встречается немало аналогичных, а иногда и тождественных черт в проектах обеих комиссий и в депутатских наказах, поданных в законодательную комиссию 1767 г. Как известно, в трудах Елизаветинской комиссии приняли участие сословные депутаты, они же участвовали и в Екатерининской комиссии. Естественно, что их влияние должно было сказаться на трудах обеих комиссий, а так как в продолжение трех лет нужды, желания, стремления и политически-общественные идеалы сословий не могли измениться и остались теми же самыми, то вполне понятно, почему в трудах обеих комиссий, а также и в депутатских наказах мы встречаем немало общего и аналогичного. С другой стороны, указанное сходство может быть также объяснено и тем, что депутатам Екатерининской комиссии могли быть известны проекты, составленные Елизаветинской комиссией, на что и намекают некоторые данные[11]. Третья часть состоит из 25 глав и содержит в себе постановления, касающиеся государственного и гражданского права.
Так, в ней мы находим определения юридического положения отдельных сословий и разрядов населения, их прав и обязанностей, отношения друг к другу и к центральной власти и т. Затем в нем же мы находим постановления касательно отношений родителей и детей, касательно малолетних и незаконнорожденных, касательно института опеки, которому посвящено несколько глав и т. Часть третья издана мною[12], причем подробный анализ ее содержания произведен в моем исследовании о законодательных комиссиях в XVIII ст. Из рассмотрения проектов трех частей нового Уложения следует прийти к тому заключению, что они далеко не могут быть названы только сводами прежних узаконений, так как в них имеется весьма много совершенно новых постановлений, не встречающихся в прежних законодательных актах, изданных до них. По многим вопросам отдельных отраслей права проекты предлагают совершенно новые ответы, зачастую реформируя юридический быт народа и внося в него новые начала на смену прежним, так сказать, устаревшим и ставшим в силу этого уже негодными. Подобный, если можно так выразиться, реформаторский характер Уложения объясняется, на наш взгляд, влиянием народных представителей, принявших участие в составлении проектов. Многие постановления Уложения, в особенности касающиеся организации сословий, повторяются почти слово в слово в депутатских наказах, поданных в Екатерининскую законодательную комиссию 1767 г. Если бы Елизавета Петровна или ее преемники вызвали к жизни рассматриваемые проекты, утвердив их своей санкцией и дав им силу закона, то этим самым они бы значительно удовлетворили желаниям сословий, которым пришлось бы тогда в 1767 г.
Стремления и желания сословий, выраженные в их наказах, прямо свидетельствуют в пользу того, что большинство или, по крайней мере, многие из них были уже достигнуты и удовлетворены в рассматриваемых проектах; это, впрочем, и неудивительно, если принять во внимание тот факт, что проекты были почти таким же продуктом деятельности народных представителей, как и самые наказы. Материалы для истории русского законодательства. Обозрение исторических сведений о Своде Законов.
В 1922 году январе месяце проект Кодекса обсуждался на Московском губернском, а затем на 4 Всероссийском съезде работников юстиционных органов, в процессе которых вносились специальные принципиальные замечания, направленные на его совершенствование. Определенные работники выступали вообще против его издания, утверждая, что Советскому государству как бы вовсе не нужны четкие нормы права уголовного характера и что вполне достаточно полагаться на усмотрение суда в каждом отдельном случае. Были выступления и против смертной казни, как конкретные меры наказания. В 1922 году в мае после постатейного обсуждения Уголовного Кодекса был утвержден ВЦИК в целом, а после введен в действие с 1 июня. В отличие от кодекса Уголовной направленности РСФСР разработка Гражданского кодекса началась позднее, что в свое время обуславливалось конкретными объективными причинами.
В то время, когда происходили военные действия в создании Гражданского кодекса не было такой срочной потребности, как в Уголовном Кодексе. В это время вследствие политики военного коммунизма оборот гражданской направленности достаточно сильно сократился. Число дел гражданского характера в судах по сравнению с уголовными стало совсем небольшим. Помимо этого, во время военных действий создавать Гражданский кодекс было нецелесообразно. Замечание 6 Так как он обязан был закрепить более или менее стабильные отношения, а что касается политики военного коммунизма и ее отражения в праве она воспринималась многими, как временная. Именно из-за этого летом 1920 года 3 Всероссийский съезд деятелей советской юстиции признал создание кодекса Гражданской направленности преждевременным. Работа по кодификации законодательства об отношениях имущественной направленности во время военных действий была все же начата. В 1919 году в недрах Наркомюста разрабатывался специальный проект Кодекса законов об обязательствах в экономической сфере РСФСР, авторы которого старались закрепить как раз отношения хозяйственного характера эпохи военного коммунизма.
Но все таки, эту работу не удалось окончить и она осталась без каких-либо последствий. Замечание 7 После процесса перехода к нэпу потребность в кодексе Гражданского порядка стала достаточно настоятельной. Кодекс был нужен для решения кардинального вопроса «кто кого» в пользу социализма. К работе над Гражданским кодексом приступили летом 1921 года, изначально речь шла лишь о разделе, который имел прямое отношение к праву, потребность регламентации которого чувствовалась особенно сильно в конкретных условиях нэпа. К концу августа была подготовлена общая часть данного раздела, которая после получила название Кодекса законов об обязательствах, вытекающих из самих договоров. В последствии этот проект обсуждался коллегией Наркомюста, а затем был произведен процесс рассылки всем наркоматам на отзыв. Проект кодекса законов об определенных обязательствах, который был подготовлен окончательным вариантом данного проекта оказался тем не менее политически неприемлемым, из-за того что его составители исходили из специального принципа предоставления широкой свободы для отношений буржуазной направленности, при этом полностью забывая о необходимости ее ограничения, о руководящей роли Советского государства. Понадобилось личное вмешательство В.
Ленина, для того чтобы осуществить направление работы кодификаторов Наркомюста на необходимый верный путь. В 1922 году 28 февраля Ленин в письме наркому юстиции Д. Курскому писал о определенной потребности расширить вмешательство государства в в отношениях, которые являются частноправовыми. Опыт, который завершился неудачей в процессе подготовки проекта Кодекса законов об определенных обязательствах показал, что специальные вопросы гражданско-правового контролирования нуждаются в более основательной разработке. Но в тоже время жизнь настойчиво говорила о потребности закрепления в праве хотя бы основных принципов отношений имущественного характера, которые в свое время складывались на базе нэпа. Данную задачу решило издание в 1922 году в мае месяце Декларации основных частных прав имущественной направленности, признаваемые РСФСР. Замечание 8 Впоследствии основываясь на принципах общего порядка, которые находятся в самой Декларации, и был создан Гражданский кодекс. Новый проект кодекса Гражданского характера подготовили уже к 1922 году к осени.
Этот кодекс в ходе создания обсуждался коллегией Наркомюста, а потом СНК. Для того чтобы внести определенные корректировки была образована конкретная комиссия. После необходимых редактирований комиссия разослала его на места для обсуждения. С данным проектом ознакомился и в принципе одобрил его В. Именно из-за усиленной и тщательной подготовке проекта ВЦИК, Ленин внес в проект лишь маленькие правки. Кодекс был утвержден ВЦИК в 1922 году 31 октября и вступил в силу с 1923 года 1 января.
Изменения в государственном аппарате России в годы гражданской войны Национально-государственное строительство раннего Советского государства Формирование основ советского права Советское государство и право в период НЭПА 1921-1929 гг. Судебная реформа 1922 г. Преобразование государственного аппарата. Создание чрезвычайных органов власти Изменения в судебной системе в период Великой Отечественной Войны Особенности развития права в период Великой Отечественной Войны Государство и право СССР в период восстановления и развития народного хозяйства 2-я половина 1940 - 1-я половина 1950-х гг. Изменения в системе органов государственной власти и управления в период восстановления и развития народного хозяйства Судебная система в период восстановления и развития народного хозяйства Развитие права в период восстановления и развития народного хозяйства Государство и право СССР в период либерализации общественных отношений 2-я половина 1950 — 1-я половина 1960-х гг. Преобразования в системе государственного управления. Реформы Н. Хрущева Изменения в судебной системе в период либерализации общественных отношений Право в СССР периода либерализации общественных отношений Государство и право в условиях кризиса советского общества 2-я половина 1960— 1-я половина 1980-х гг. Развитие права в СССР 1960-1980-х гг. Особенности государственно-правового развития СССР в период перестройки 1985-1991 гг. Попытки реформирования советского государства. Конституция РФ 1993 г. Судебная реформа в современной России Развитие права в современной России Кодификация российского законодательства и развитие права в Российской Империи В рассматриваемый период остро возникла необходимость кодификации права. Это было обусловлено тем, что после принятия в 1649 г. Соборного уложения в стране действовало большое количество нормативных правовых актов, которые уже не в полной мере соответствовали новых тенденциям социально-экономического развития и нередко противоречили друг другу. Предпринимавшиеся в годы правления Петра I и Екатерины II попытки кодификации права завершились неудачей. Неудачи объяснялись тем, что комиссии пытались бессистемно объединять прежние законодательные акты или создавали новые, не учитывая уже существовавший массив нормативных правовых актов. После прихода к власти Александра I была предпринята очередная попытка кодификации российского законодательства. В 1804 г. Сперанский, подготовила проекты гражданского, уголовного и торгового уложений. Однако они не были приняты, потому что на них якобы оказало влияние законодательство Французской буржуазной революции. В 1826 году Уложенная комиссия была преобразована во II отделение Собственной его императорского величества канцелярии, которым фактически руководил М. Он предложил подготовить «Полное собрание законов Российской империи» и расположить в нем все нормативные правовые акты в хронологическом порядке, разделив их на два периода: 1 от Соборного уложения 1649 г. Была проделана огромная работа по выявлению и отбору законодательных актов. Первое издание состояло из 46 томов, в первые 40 из которых были включены тексты законов и отдельных правовых актов. Остальные 6 томов содержали хронологический и алфавитный указатели, книгу штатов и тарифов, а также книгу чертежей и рисунков. Параллельно с этим велась и работа по подготовке «Свода законов Российской империи», в который включались только действовавшие в то время законодательные акты. Он был издан в 1832 г. Каждый из 15 томов «Свода законов Российской империи» делился на книги, а те включали 8 разделов, подразделявшихся в свою очередь на главы, а главы — на отделения. В 1842 г. После этого издавались только отдельные тома с указанием упраздненных и введенных в действие правовых актов. В результате кодификации 30-х годов XIX в. Тем не менее «Свод законов Российской империи» содержал уже устаревшие нормы особенно в сфере уголовного права. Поэтому в 1836 г. Он получил название «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных». Гражданское право. Гражданско-правовые отношения нашли в основном отражение в статьях X тома «Свода законов Российской империи». В нем четко различались: право владения, право собственности, право на чужую вещь сервитут и залоговое право. В первой части «Свода законов Российской империи», которая получила название «Свод законов гражданских», большое внимание уделялось защите права собственности. В статье 262 впервые в русском законодательстве было дано понятие права собственности: «Собственность есть власть в порядке гражданскими законами установленном, исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным имуществом вечно и потомственно».
Остались вопросы?
Последние снабжались краткими записками, в которых излагалась сущность требования палаты и которые подьячие предъявляли судьям и дьякам приказов. Получив ответ, подьячие по возвращении своем в палату записывали в особую тетрадь как данное им поручение, так и сделанное ими по этому поручению исполнение. Палата, как видно по всему, спешила со своим трудом, приказы же, по сущности самого дела, не удовлетворяли этой поспешности. Оно и понятно. Первая только выслушивала доставленные ей указы, а на обязанности последних было приискать их, списать с них списки и проверить их. Естественно, что они не могли вполне удовлетворить требованиям палаты, тем более что для отыскания указов не было никаких вспомогательных средств, и руководством в таких случаях служила единственно память дьяков и подьячих, обращавшихся продолжительное время с делами. В середине мая приказы представили все нужные списки, и палата могла беспрепятственно приступить к своей работе.
К июлю 1701 г. Таким образом, была окончена вся работа и составлена Новоуложенная книга[1]. Какие причины воспрепятствовали обнародованию нового Уложения — неизвестно. По всей вероятности, значительная неисправность в его составлении, выразившаяся, главным образом, в пропуске многих указов и новоуказных статей, оставшихся, таким образом, не сведенными с прежним Уложением, послужила причиной этому. Факт нераспущения палаты и ее дальнейшие работы служат доказательством вероятности подобного предположения. Так, в августе палата снова начала свои заседания и продолжала их вплоть до 14 ноября 1703 г.
Этим прекращаются сведения о действиях палаты и о ее дальнейшей судьбе. Как бы то ни было, но палата выполнила порученное ей дело; старое Уложение было сведено с новоуказными статьями, и Новоуложенная книга была составлена. Но нужно думать, что Петр остался недоволен результатом трудов палаты, так как новое Уложение никогда не было обнародовано, и трехлетние занятия палаты совершенно пропали даром. Мало того, несмотря даже на то, что палата, составив новое Уложение, еще около двух лет занималась его исправлением и дополнением теми указами, которые пропустила в начале, Петр все-таки не обнародовал Новоуложенной книги и через несколько лет нарядил новую комиссию, поручив ей заняться тем же делом. Именно в 1714 г. Петр снова возбудил вопрос о новом Уложении.
Что же касается до новоуказных статей и сепаратных указов, то они совсем не должны были приниматься в расчет. Указ заканчивался предписанием Сенату озаботиться собранием тех из новоуказных статей и указов, которые были изданы для решения дел, не имевших возможности быть разрешенными на основании Уложения, с целью кодификации этих законодательных актов. В силу этого указа Сенат учредил комиссию под председательством сенатора Апухтина, предписав ей заняться названным делом. Комиссия собрала новоуказные статьи и расписала их по особой табели, указанной Сенатом, вследствие чего 16 сентября 1717 г. Нужно думать, что в этой работе приняла также участие и апухтинская комиссия. В результате оказалось составление десяти глав Уложения, но, ввиду того, что они не были окончены, то и остались без рассмотрения и вообще без всяких последствий[2].
Таким образом, и вторая комиссия ровно ничего не сделала. Тогда Петр решил оставить попытки к составлению сводного Уложения и предписал создать новое Уложение[3], взяв за образец для него шведский и датский кодексы. Вследствие этого 9 мая 1718 г. Иначе говоря, было предписано учреждение третьей кодификационной комиссии, на обязанности которой лежало разрешение крайне трудной задачи. Но эта трудность в то время не сознавалась, лучшим доказательством чего служит факт назначения государем десятимесячного периода времени для сведения наших законов со шведскими. Указ, назначивший срок, когда Уложение должно было быть составлено изданный в конце 1719 г.
Иначе говоря, Петр, наскучив ожиданием, когда, наконец, будет составлено систематическое собрание русских законов, решил заменить его готовым шведским кодексом, дополнив и исправив последний принаровительно к потребностям русского общества. Таким образом, историческая почва была оставлена, и правительство в отношении кодификации, как и в отношении всего остального, пошло по пути заимствований. Петр, очевидно, надеялся, что, идя по второму пути, можно скорее достигнуть каких бы то ни было результатов, и вот почему назначил сравнительно весьма короткий срок для составления Уложения, угрожая в противном случае строгим наказанием. Но угроза ни к чему не привела, и Сенат, по-видимому, не придал ей никакого значения, так как только через семь месяцев вспомнил об Уложении и распорядился нарядить особую комиссию счетом третью для его составления. В состав ее вошли три иностранца, находившиеся на русской службе, и пять русских; впрочем, состав комиссии не раз изменялся за время ее существования. Как шли дела комиссии в первый год после ее возникновения, мы не имеем известий, но нужно думать, что не особенно удачно, и чем дальше рассматривали шведский кодекс, тем больше встречалось неудобств в приспособлении его к русской жизни.
Срок, назначенный Петром для окончания Уложения конец октября 1720 г. Мы не будем следить шаг за шагом за ходом этих работ в продолжение следующих четырех лет, хотя о деятельности комиссии за это время до нас дошло немало любопытных документов, найденных мною в архиве Кодификационного Отдела и изложенных в моем исследовании о законодательных комиссиях в России в XVIII ст. Скажем только, что за это время комиссия продолжала трудиться над порученным ей делом, составляя проект нового Уложения, долженствовавший состоять из семи книг, разделенных на соответствующее число глав и артикулов. Работа комиссии подвигалась медленно, что объяснялось как трудностью самой задачи, для разрешения которой была организована комиссия, так и теми условиями, при которых находились члены комиссии. Так, до нас дошло немало донесений в Сенат от приказных служителей входивших в состав комиссии и игравших весьма важную роль в деле составления нового Уложения, так как на них, как на юристов-практиков и знатоков письменного делопроизводства, возлагалась вся черновая работа, и они, таким образом, являлись настоящими составителями Уложения , из которых видно, в каких жалких условиях в смысле материального обеспечения находились последние. Можно, не преувеличивая, сказать, что приказные чуть не умирали с голоду и нередко влачили в полном смысле слова нищенское существование, что, само собой разумеется, не могло споспешествовать ускорению работ комиссии и приведению их к благополучному окончанию.
Затем нередко комиссия, по крайней мере фактически, прекращала совсем свое существование или вследствие выхода старых членов из ее состава и неназначения на их место новых, или вследствие отсутствия хорошего помещения со всеми приспособлениями для занятий, или, наконец, вследствие каких-либо других причин. Все это имело в результате тот факт, что Петру так и не пришлось увидеть результата работ комиссии, и он скончался, не дождавшись окончания составления нового Уложения. Единственно, что успела сделать комиссия в продолжение его царствования, — это составить четыре книги Уложения. Но эти книги, по всей вероятности, вследствие их неудовлетворительности, никогда не получили санкции со стороны законодательной власти. Между тем множество новых указов, часто противоречивших друг другу, сбивало с толку судей и производило страшную путаницу и медленность в делах. Поэтому Петр, не дожидаясь окончания Уложения, еще в ноябре 1723 г.
Этой мерой он желал уничтожить как разрозненность указов, так и многочисленность их по поводу одного и того же дела. Наконец, очевидно, отчаявшись в окончании нового Уложения, государь 11 марта 1724 г. Таким образом, Петр, вследствие полнейшей неудачи задуманной им систематизации законодательства, решился до известной степени ослабить ее двумя названными мерами, а также путем издания отдельных регламентов по разным частям управления, игравших роль, по его же собственным словам, всех их указок, куда относит тот или другой указ. А между тем комиссия, нимало не унывая и, очевидно, воображая, что порученное ей дело близится к благополучному окончанию, поспешила, как и палата об Уложении, составить проект манифеста и даже предисловие к Уложению, являющиеся весьма любопытными литературными памятниками того времени[6]. Деятельность третьей петровской комиссии не прекратилась со смертью Петра. Так, уже три недели спустя после восшествия на престол Екатерины I Сенат издал указ, предписавший увеличить состав комиссии назначением в нее новых членов, в котором нельзя не видеть слабой попытки обращения к обществу.
Таким образом, в состав комиссии было назначено восемь человек, из которых трое должны были быть избраны: один Военной коллегией, а два главным магистратом. Очевидно, правительство решилось на некоторую попытку обращения к обществу, думая, что при его содействии вопрос о новом Уложении будет разрешен гораздо скорее и успешнее.
Она состоит в том, что все действующие законы и нормативные акты, регулирующие определенную сферу права, собираются и упорядочиваются в единую систему. Это позволяет облегчить доступность и понимание законов для граждан и юристов, упростить их применение и обеспечить единообразное толкование правовых норм.
Одновременно были изданы шесть томов второго Полного собрания законов сокращено — ПСЗ , в которое вошли законы, утвержденные в царствование Николая I.
Второе ПСЗ публиковалось ежегодно и охватывало акты с 13 декабря 1825 г. Оно состояло из 55 томов и включало 60 тыс. В конце каждого тома помещались штаты, рисунки, чертежи и другие приложения к законам. Следует считать, что третье ПСЗ также выходило ежегодно и охватывало период с 12 марта 1881 г. Полное собрание законов является важнейшим историко-юридическим источником, было вполне доступно для чиновников и граждан России, но совершенно не годилось для повседневного использования из-за своей громоздкости.
Данное издание законодательных актов не могло получить никакой политической оценки, так как бесстрастно констатировало издание закона в хронологической последовательности. Образцом для свода выбран кодекс Юстиниана. Собрание законов должно было вобрать в себя все действующие законодательные акты и судебные решения, которые стали судебными претендентами или толкованием к принятым законам. По каждой части Свода готовилась своя историческая справка, а для каждой статьи составлялся комментарий, являвшийся толкованием закона, но не имел силы закона. Толкование законов вызывало много дискуссий.
В отдельных случаях требовалась редакционная обработка действующих законов, что осуществлялось только с санкции императора.
Понимаем, что вы можете испытывать временные неудобства из-за недоступности материала, но хотим заверить вас, что это лишь временные трудности. Наша главная цель - предоставить вам качественные и точные материалы, которые помогут вам успешно освоить предмет.
Мы ценим ваше терпение и понимание в этот период. Пожалуйста, примите наши извинения за временные неудобства, и будьте уверены, что в ближайшем будущем мы предоставим вам исключительно лучший контент. Пока вы ждете завершения нашей работы, мы приглашаем вас развлечься, сыграв в нижепредставленную игру.
Возможно, вам удастся раскрыть таинственный секрет; Интерактивная игра "Кликер" Кликайте по движущейся фигуре, чтобы набирать очки! В игру сыграли 735 раз Очки: 0 Вопросы расмотренные в данном параграфе: Как ограничения в наследовании крупных имений, введённые Николаем I, сдерживали процесс обнищания дворянства?
Вопрос 28. Кодификация русского законодательства в первой половине 19 века. Роль м.М. Сперанского.
В процессе кодификации законов проводилась систематизация и упорядочение правовых норм, существовавших в государстве. Работы по кодификации законов империи начались в 1826 году. Кодификация законов – форма наиболее глубокой, качественной систематизации правовых норм и в то же время – правотворчество. Из двух возможных подходов к кодификации права – сведения всех существующих законов без изменения воедино и составление нового уложения – был выбран первый. Проведённая работа убедила в том, что назрела кодификация законодательства, ликвидация пробелов и противоречий между законами.