Новости название народного промысла

В СССР продукция народных художественных промыслов (НХП) была одним из основных источников поступления валюты в страну.

Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали

Русский народный промысел: имя, традиция или бренд? Народные художественные промыслы — ремёсла, которые основывались на изготовлении изделий из различных материалов (глины, дерева, металла) и украшении их ручной росписью.
Промысел «Шемогодская прорезная береста» возник лишь тогда, когда у северян появился стимул — возможность продать свои работы и заработать на них.

История народных промыслов

Мастера используют различные материалы, включая дерево, металл, и камни, чтобы создавать уникальные украшения, которые воплощают дух русской национальности. Важно отметить, что современные народные промыслы также сталкиваются с вызовами, такими как конкуренция от массового производства и изменения в потребительских предпочтениях. Однако, благодаря поддержке государства и растущему интересу к национальной культуре, многие мастера продолжают существовать и развиваться, сохраняя великолепное наследие народных промыслов в России. Современные народные промыслы в России также включают ремесла, связанные с текстилем и одеждой.

Множество мастеров создают уникальные ткани, вышивку и национальную одежду, сохраняя при этом традиционные узоры и мотивы. Эти изделия пользуются популярностью как внутри страны, так и за её пределами. Еще одной важной частью современных народных промыслов является производство национальных кулинарных продуктов и напитков.

Например, русская и сибирская гастрономия привлекает внимание своими уникальными вкусами и рецептами, а многие мастера изготавливают традиционные кондитерские изделия и напитки вручную, сохраняя вкусы прошлого. Современные народные промыслы также активно присутствуют в российском региональном туризме. Многие регионы стремятся показать свою уникальность через народные промыслы и мастер-классы, предлагая туристам возможность не только увидеть, но и участвовать в создании этих удивительных изделий.

Конечно, это позволяет производителям снизить затраты и делает само изделие доступным для покупателей». Но только государственной поддержки для развития бренда недостаточно, нужно, сохраняя традиции, ориентироваться прежде всего на современного покупателя. Эту головоломку успешно решили в Московской области на Гжельском фарфоровом заводе. Теперь гжель — это не только бабушкин сервиз, гжель — это, например, еще и стильный кофейный стаканчик. Вера Коновалова, генеральный директор АО «Гжельский фарфоровый завод»: «Мы заинтересовали молодежь новыми изделиями, у нас сейчас новая продукция — кофейные стаканчики.

Молодые люди берут его с собой в машину, очень удобно». Каждый месяц Гжельский завод выпускает более 20 тысяч изделий, это 250 тысяч в год. Продукция не пылится на складе, а находит своих покупателей. Главную задачу — сохранение промысла и традиций — можно считать выполненной. Тем более теперь в распоряжении фабричных художников еще более широкая палитра так называемых подглазурных красок, чего не было раньше.

У гжели во всех отношениях яркое будущее. Когда вместе с красками смешиваются традиции и современные технологии, у народных промыслов появляется второй шанс.

Подходит для росписи посуды и деревянных ложек. И уникальная бело-голубая гжельская роспись керамики и фарфора, в основном посуды и фигурок. Основные росписи русского народного промысла:.

Сегодня гжельские изделия это посуда и предметы интерьера расписанные в сине-белых цветах. Редко, но встречается старинный тип росписи в мягких тонах — розовый, желтый, светло-зеленый. Матрешки Молодой промысел, появился лишь в конце 19 века. Матрешка стала символом России и олицетворением народной культуры. Жостово Металлические подносы с живописными букетами считаются почти произведением искусства. И правда, цветы и жанровые композиции пишутся маслом, как настоящая живопись. Каждое изделие уникально. Лаковая миниатюра Это целое направление в русском искусстве, захватывает несколько районов России — Палех, Холуй, Федоскино, Мстера.

Традиционные промыслы снова стали модными: собрали реально крутые сувениры из путешествий по России

Современные народные промыслы в России Одному из красивейших народных промыслов уже более 700 лет.
Народный промысел Центральной России. Русские народные промыслы Берестяные работы, гутный промысел, иконы из бересты, художественная ковка, мстёрская вышивка, мстёрская лаковая миниатюра, глиняная игрушка, народный костюм, гончарное ремесло, этнографические куклы, покровский пряник, владимирские узоры.
😮 Самые известные народные промыслы в России | Интересные факты | Узнай Всё 16 июня 2023 года в структурном подразделении МАУК ЦБС ТМР Новотарманской сельской библиотеке, для молодёжи, прошёл КВИЗ «Народные промыслы России».
Самые известные народные промыслы в России Художественные, или народные промыслы делают культуру любой страны богатой и неповторимой.

Народные промыслы

В Кирове состоялся форум народных художественных промыслов "Кладовая ремесел". Самые интересные новости об уникальных народных промыслах и ремеслах. "Огонек" инвентаризировал народные промыслы, которые стали визитной карточкой России.

Немного о художественной росписи

  • Путеводитель по народным промыслам России — Новости — Сетевое издание «Звуки Красок»
  • Народные промыслы и русские ремесла, фото
  • Промыслы — Ассоциация Народные художественные промыслы России, НХП. Выставки Ладья, Жар Птица.

Художественные промыслы.

Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия. Народные промыслы Народное творчество, Народные промыслы, Интересное, Красота, Искусство, Длиннопост. Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

У вас включен VPN?

Самые известные изделия фабрики — подстаканники. В селе даже установлен памятник этому предмету обихода. Делают здесь также вазы, украшения, кубки и многое другое. Глиняные районы В Богородском, Городецком, Большеболдинском районах сохранились гончарные промыслы. В Богородске существует музей современной керамики, проводится фестиваль, посвященный этому промыслу. В селе Смиркино Городецкого района по старинным технологиям производят посуду, а в Жбанникове — глиняные игрушки-свистульки. Ткать и вышивать В Городецком районе сохранилась традиция золотного шитья.

Чкаловский район славится «вышивкой по выдергу». Одежда и домашний текстиль из льна, украшенные «чкаловским гипюром», производятся на фабрике «Гипюр», а также в селе Катунки. В Балахне нет фабрик, где плели бы знаменитое кружево, а вот мастера по обращению с коклюшками, к счастью, есть. Лучшие их изделия представлены в экспозиции краеведческого музея. На Шахунской ткацкой фабрике до сих пор по традиционной технологии производятся изделия на деревянных станках. В Арзамасском и Борском районах сохранились производства валенок.

В Арзамасе даже проводятся фестивали, посвященные этой традиционной зимней обуви. Ножи и ложки В Павловском районе традиционно сильны промыслы, связанные с обработкой металла. Здесь работает немало мастерских, где производятся прекрасные ножи самого разного назначения — от кухонных до охотничьих. К Новому году! Пожалуй, самый молодой промысел — производство стеклодувных елочных украшений. Им занимаются на фабрике «Ариель» в Нижнем Новгороде.

В маленьком поселке Вознесенское деревушке Крутец и населенном пункте Полховский Майдан находился центр промысла. Впервые роспись из-под рук местных умельцев появилась сто лет назад. Промысел формировался на базе развитого в тех окрестностях токарного дела. В качестве «объекта» для обработки умельцы брали матрешек, детские игрушки, пасхальные яйца. Цветовая гамма была ограничена несколькими оттенками: зеленый, синий, желтый, красный. Однако корни промысла находятся в глубокой древности. Благодаря шедевральным работам местных умельцев небольшое поселение в Ивановской области обрело мировую известность. Палех помимо росписи может похвастаться миниатюрами и иконописью. Отличительная черта изделий — живописцы создают не простые орнаменты, а вырисовывают настоящие сюжеты с особым смыслом. Все детали в композициях прописаны до мелочей.

Роспись Жостово Промысел зародился в 1825 году. Мастера специализировались на лаковой росписи подносов. На сегодняшний день подобный продукт производят только в Жостово и Нижнем Тагиле. Характерная особенность изделий — большое количество разнообразных оттенков и реалистичность всех элементов композиции. Гжель Искусство зародилось в одноимённом городке. Основная часть орнаментов выполнена — цветочные узоры и простые геометрические формы. Рисунок наносят кобальтовой ярко-синей краской на белый фон. Город Гжель является центром производства керамических изделий. Отчасти именно этот факт стал основной причиной зарождение в местности неповторимой живописи. История художественного промысла уходит корнями в четырнадцатое столетие.

В этот период в городе открыли Кудиновское месторождение глины. Хохлома Один из красивых российских промыслов, зародившийся в семнадцатом веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Декоративную роспись используют для оформления мебели и посуды из дерева. Изделия по достоинству оценили не только русские люди, но и представители зарубежья. Замысловатые узоры из трав, переплетающиеся с алыми ягодками и золотистыми лепестками, расположенные на черном фоне, завораживают. От них невозможно оторваться. Даже обычные деревенские ложки под «хохлому», презентованные по незначительному событию, оставят о дарителе долгую память. Рисунки мастера придумывают на ходу, иными словами, импровизируют. Никаких предварительных набросков или эскизов не делают. Человек с золотыми руками способен обычную утварь превратить в произведение искусства.

Вернуться к оглавлению Народные промыслы Если продукцию национального ремесла ставили на поток, она автоматически переходила в категорию промыслов. Например, изделия из глины, резьба по дереву, кружевное мастерство и т. Дымковская игрушка Неподалеку от города Вятки располагалась слобода Дымково.

На территории одного Центрального федерального округа России сейчас насчитывается около 13 видов народных художественных промыслов, говорится в исследовании сотрудников Российского государственного университета туризма и сервиса.

Гончарное производство и резьба по дереву наиболее популярны в Московской и Ярославской областях. Глиняную игрушку делают в Калужской, Костромской, Липецкой и Тульской областях. Ивановская и Владимирская области славятся лаковой миниатюрой, в Рязани и Липецке плетут кружево, а в городе Ликино-Дудулево производят известный дулевский фарфор. Например, Павлово-Посадская мануфактура, платки которой известны по всему миру.

В городе Торжок Тверской области получил широкое развитие золотошвейный промысел. Находящийся на пересечении торговых путей, раньше город поставлял изделия по заказам церкви, правительственных ведомств и столичной знати. Сегодня традиции шитья поддерживает предприятие «Торжокские золотошвеи», уникальные экземпляры производства которого выставлены сразу в нескольких музеях города. На фабрике производят разнообразную продукцию: от одежды и текстиля до живописных панно, книг и настенных часов с вышивкой.

Искусство получило развитие на фабрике «Тарусская вышивка», где выпускаются украшения для интерьера, элементы одежды и сувениры. Единственное в России цветное кружево плетут в старинном городе Михайлове Рязанской области. Мастерицы с помощью специальных деревянных палочек-коклюшек создают удивительные по фактуре узоры. Еще одна фабрика «Елецкие кружева» существует уже более двух столетий и является ведущим производителем кружевных и строчевышитых изделий.

На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом. Филимоновская игрушка Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки — разнообразные свистульки. Отличительная особенность — удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером. Филимоновские свистульки-козули выделяются на фоне других промыслов яркими красками Абрамцево-Кудринская резьба Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название — Абрамцево-Кудринская резьба.

Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы. Вятские кружева О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия. Новые народные промыслы Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно.

Промыслы и ремёсла Владимирской области

Есть повод! Сегодня в России отмечают День народных художественных промыслов. Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. В Кирове состоялся форум народных художественных промыслов "Кладовая ремесел". Удивительные иллюстрации, посвященные русским ремеслам и народным промыслам, создает современная художница Мила Лосенко.

Народные промыслы Подмосковья: богородская игрушка, гжель и павловопосадские шали

Подлинное возрождение народного творчества началось при Советской власти. Великая Октябрьская социалистическая революция пробудила в народе творца, широко открыла богатства культуры, накопленные человечеством, и сделала трудящихся их настоящим хозяином. Мастера ряда промыслов объединились в 1920-1930-е годы в артели, их изделия вошли в экспозиции крупнейших отечественных и зарубежных выставок, нашли путь к новому народному покупателю и ценителю, пополнили музейные коллекции, стали предметом всестороннего и систематического научного исследования. На основе этих артелей в дальнейшем были созданы фабрики, продолжалось также развитие художественных производств, связанных с изделиями ювелирного искусства, керамики, художественного литья, художественной обработки камня. И ныне в разных уголках России живут и работают умельцы, чьи произведения чаще всего создаются для души - для подарка знакомым, на радость детишкам и по заказам Союза художников. В последнее время подобных самодеятельных гончаров, резчиков, игрушечников, вышивальщиц, плетенщиков становится все больше. Это и пенсионеры, нашедшие доброе занятие на старости лет, и люди среднего возраста, и молодежь, что особенно отрадно.

Если представить себе художественную карту России, то, пожалуй, она засверкает, как чудотворные перья сказочной жар-птицы. О художественной промышленности республики, о современном народном искусстве, о творчестве самодеятельных умельцев-художников написаны научные труды и многочисленные специальные исследования, им посвящены и популярные издания. Наш сайт не ставит своей задачей дать строго систематизированное представление о художественной промышленности и народных художественных промыслах Российской Федерации или подробно рассказать о некоторых из них, родственных друг другу по виду изобразительного искусства, материалу. Он знакомит нас лишь с несколькими из них. Откуда приходит к нам красота, кто и как ее создает - вот главные вопросы, которые попытаемся здесь рассмотреть. Середина XIX в.

Вологодская губерния Образец вышивки. Вторая половина XIX в. Калужская губерния Конец полотенца. Вологодская губерния Туес. Начало XIX в. Северная Двина М.

Рязанская область, г. Скопни Игрушки «Барыни».

Хохломская роспись украшала блюда, миски, ковши, горшки — все, что стояло на столе. Покрытая черными, алыми и золотыми узорами хохлома напоминала драгоценную посуду. Ценили ее и за практичность: дерево не трескалось от высоких температур, поэтому такой ложкой было удобно есть горячие щи. Косынка «Балахнинские напевы».

Шелковые нити, плетение на коклюшках. Балахнинский уезд, ХХ векМузейно-выставочный центр «Микула» «…В самой Балахне мещанки занимаются изготовлением шелковых блонд и нитяных кружев весьма замечательной отделки. Я не берусь сравнивать здешние кружева с брюссельскими кружевами и с валансьенскими блондами, но, сколько мне случалось видеть на своем веку этого товара, балахнинские произведения далеко обогнали саксонские изделия этого рода; а что касается до цен, то, по всей вероятности, балахнинские кружева не уступят, а еще превзойдут по своей дешевизне цены французских и бельгийских кружев». Павел Небольсин. Кружево из Балахны, уездного города в Нижегородской губернии, считалось лучшим в Российской империи. Не очень добросовестные торговки в XIX веке зарабатывали тем, что закупали московское кружево, разъезжали по городам и продавали его под видом балахнинского.

Чего только не делали нижегородские мастерицы — рюши, шарфы, шапочки, перчатки, галстуки, кофты, платья и косынки с виноградным узором, пользовавшиеся особой популярностью. В орнаменте преобладали растительные элементы — деревья, цветы, плоды. Главными мотивами стали «балахнинская роза» и «огурец». Мы привыкли к светлому кружеву, но в Балахне его плели преимущественно из черных нитей. Белые и кремовые использовали только в 30 процентах случаев. Больше всего ценилось кружево из шелка.

В качестве материала также закупали хлопок и лен. Промысел зародился в конце XVII века, когда Петр I направил в Балахну иностранцев-кораблестроителей, которые привезли с собой моду на европейский костюм с кружевами. Местные жительницы перерабатывали французские и бельгийские орнаменты — и так постепенно сложился «балахонский манер», особый местный стиль плетения кружев. По другой версии, — правда, не подтвержденной документами, — вместе с мастерами приехали их жены, умевшие плести кружева и обучившие этому ремеслу местных жительниц. В 1880 году в Балахне трудились более тысячи кружевниц — почти каждая взрослая женщина из мещанского или духовного сословия.

Ключевые роли в росписи получили золотисто-охристый и черный цвета, но зеленый и темно-красный тоже присутствуют. Ракульскую роспись отличает крупный орнамент в виде листьев, кустиков и птиц, обычно это — сороки и курицы. Промысел возник в середине XIX века в семье Витязевых, но в 1930-х годах пережил тяжелый кризис и почти исчез. Синий, зеленый и красный тона обычно складывались в необычный цветочный букет, яблоки и птиц.

Онежской росписью украшали прялки и другую домашнюю утварь. Детали рисовали крупно, непринужденными смелыми мазками. Промысел зародился в XVIII веке и традиционно относился к посуде: тарелки, ложки, чаши изготавливались вручную из древесины липы, которая особенно хорошо растет в этих местах. Специальная технология требует ровно 72 дня для изготовления любого изделия, каждое из которых по правилам расписывается вручную. Стиль росписи навеян мотивами елецких кружев. В Липецкой росписи часто встречаются изображения бабочек, птиц, рыб, представителей флоры и фауны южнорусской природы, а также сказочных животных. Характер орнамента называют «парчевым», а еще один важный элемент росписи — колосок пшеницы.

А ещё узоры на бересте выдавливали специальными штампиками. Это называется тиснением. Такой способ делал изделия из неё особенно нарядными. Береста издавна использовалась для изготовления различных бытовых и художественных изделий. До наших дней дошли берестяные грамоты, найденные при раскопках в Великом Новгороде и других городах России. Берестяные изделия украшались росписью, резьбой, тиснением. Берестяные промыслы были широко распространены на всей территории нашей страны. Традиции изготовления художественных изделий из бересты сохранились в северных, северо-восточных областях европейской части России, в Поволжье, Сибири, Якутии. И сегодня, в XXI веке, интерес к древнему народному промыслу, к искусству наших предков не угас. Мы восхищаемся талантом мастеров, подаривших нам красоту. И совсем не важно, что сделано это не из злата-серебра, а из обычной, скромной, но и волшебной бересты. Мезенская роспись Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений. Исследователь росписи В. Воронов, например, сказал о ней: «Это орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов». Очень проблематично установить это в наше время, ведь с тех пор, как Мезенская роспись появилась, минула, возможно, не одна сотня лет. Известно о ней стало с 1904 года, но, разумеется, зародилась роспись намного раньше. Необычность росписи, графичность, примитивно-условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи в искусстве соседних северных народов и в наскальных рисунках. Воронов, изучая стили народных росписей по дереву в разных областях России, выделил мезенскую как «таинственную и любопытную», указав на ее связи с древними греческими стилями. Истоки зарождения данного вида росписи ведут к низовьям реки Мезень Архангельской области. Ею расписывали различную домашнюю утварь — прялки, ковши, короба, сундуки, шкатулки. С конца XIX века центром мезенской росписи становится деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись». Ареал мезенской росписи весьма обширен. Кроме бассейна Мезени с Вашкой, он включает на западе районы Пинеги и нижнего течения Северной Двины до Онежского полуострова, а на востоке — бассейны Ижмы и Печоры. Здесь можно найти прялки с мезенской росписью не только из Палащелья, но и из других деревень. Чаще всего в мезенской росписи изображали фигурки оленей, лошадей, реже людей, но рисовали лишь силуэт человека. Несмотря на то, что в этой росписи все просто и лаконично, рисунками можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то послание. Ведь существует множество знаков стихий, светил, земли, а также охранения и пополнения семьи. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу. В основном в прежние времена расписывали прялки. Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем. А во-вторых, уникальны были и сами рисунки. Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго, делится с помощью геометрических узоров на три части: небо, землю и подземное царство. На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом. Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей. В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской. А на изнаночной стороне художник, строго сохраняя уровни, мог сделать надписи, например: «Кого люблю — тому дарю». Прялки с подобными посланиями дарил муж жене на свадьбу или к рождению ребенка. Кстати, росписью занимались только мужчины, передавая это искусство по наследству из поколения в поколение. Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета — красный и чёрный сажа и охра, позднее сурик. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой тиской , пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что чаще стали применяться кисти. Некоторое внутреннее различие современной мезенской росписи от старой ощущается и потому, что изначально роспись производилась только мужчинами, тогда как в наше время ею больше занимаются женщины. Сейчас мезенской росписью занимаются практически во всей России, а в некоторых школах она включена в программу изобразительного искусства. Городецкая роспись Городецкая роспись по дереву, традиционный художественный промысел, получивший развитие в середине 19 века в деревнях по реке Узоле в окрестностях Городца Нижегородской области. В отличие от широко распространенных прялок, вытесанных из единого деревянного монолита, Городецкие прялки состояли из двух частей: донца и гребня. Донце представляло собой широкую доску, суживающуюся к головке с «копылком» пирамидальной формы, в отверстие которого вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, было изготовлено мастером Лазарем Мельниковым в 1859 году. Постепенно роспись, технологически более простая, окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию. В роспись Городецкие мастера перенесли не только сюжеты, ранее используемые в инкрустации, но и обобщенную трактовку образов, подсказанную приемами резьбы. В росписи использовались яркие сочные краски красного, желтого, зеленого, черного цветов, замешанные на жидком столярном клее. Со временем ассортимент расширился; помимо традиционных прялочных донец стали изготовлять и расписывать короба-мочесники, деревянные игрушки, мебель, даже части дома ставни, двери, ворота.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий