Новости высадка на луну ссср

Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий («Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24») доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества. Джон Кеннеди предлагал Советскому Союзу вместе провести работы по высадке человека на Луну. Дескать, оттого все советские граждане — от дворника до Генсека не сомневался, что высадки американцев на Луну состоялись. Руководством СССР была поставлена задача обеспечения приоритета также и по первой в мире высадке на Луну. Однако, впервые Луны достиг советский космический корабль «Луна-2» 13 сентября года, то есть советские космические аппараты оказались на Луне на 10 лет раньше высадки американских космонавтов на спутник Земли.

Зачем Луна, когда есть Гагарин?

  • Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
  • Лунная тайна и через полвека тайна
  • Как Советский Союз совершил посадку на Луне / Назад в СССР / Back in USSR
  • Члены РАН ответили Рогозину, усомнившемуся в полете американцев на Луну - МК

Успех «Луны-2»: как в СССР впервые посадили космический аппарат на спутник Земли

С 1960 года ОКБ-1 конструкторское бюро Сергея Королева вело разработку новой сверхтяжелой ракеты Н-1, которой в будущем и предстояло стать основой советской лунной программы. Однако полет к спутнику Земли с высадкой на его поверхность космонавта не был ее первоначальной задачей. Даже в конце 1963 года Королев до конца не определился со структурной схемой будущей экспедиции: оригинальная идея предполагала трехпусковой вариант три ракеты Н-1 выводят на монтажную орбиту элементы будущего лунного корабля, который потом собирается в космосе и летит к цели. Подвешенная ситуация в условиях приходящих из США новостей об успехах американцев по «Аполлону» в конечном итоге заставили Королева и Келдыша летом 1964 года обратится с Хрущеву с прямым вопросом: «Летим или не летим на Луну? Сколько надо средств, столько и найдем». К этому моменту советское отставание от «Аполлона» составляло минимум два года.

Ракета Н-1 на стартовом столе Борьба конструкторов Лишь 3 августа 1964 года вышло подписанное Хрущевым постановление «О работах по исследованию Луны и космического пространства». В нем наконец-то спустя три с лишним года после аналогичной по смыслу речи Кеннеди в Конгрессе! Были поставлены и сроки ее выполнения — 1967—1968 годы, хотя уже тогда главные конструкторы, назначенные ответственными исполнителями, отдавали себе отчет, что такие даты — полная авантюра. Для того чтобы понять, почему Советский Союз при всем желании не смог бы обогнать американцев, надо разобраться в той своеобразной атмосфере, сложившейся в советской космонавтике. У каждого из «главных» были своя специализация и свое видение дальнейшего развития отрасли.

В частности, все три бюро разрабатывали собственную сверхтяжелую ракету для полета на Луну, но предпочтение в конечном итоге было отдано Королеву. Для того чтобы этого добиться, отец советской космонавтики был вынужден отказаться от трехпусковой схемы полета на Луну и предварительных испытаний двигателей для своей Н-1, этой ракеты-колосса. Несмотря на заявления Хрущева в духе «Сколько надо средств, столько и найдем» тем более что Никиту Сергеевича вскоре отправили в отставку , Королеву пришлось экономить: иначе его лунной программе могли предпочесть, к примеру, янгелевскую. Кроме конкуренции между тремя «главными» за доступ к государственным заказам, напряженными были и отношения в ключевой смежной отрасли — двигателестроении. Никакая ракета не может улететь без надежной стабильной работы двигателей.

Вокруг вопроса выбора компонентов для их работы также разгорелись ожесточенные дискуссии. Королев предпочитал кислородно-керосиновые и кислородно-водородные варианты, что стоило ему дружбы со своим ближайшим соратником Валентином Глушко — главным ракетным «двигателистом» Советского Союза. Глушко настаивал, что на первой ступени ракеты-носителя Н-1 должны быть установлены двигатели на высококипящих компонентах: крайне ядовитых азотном тетраоксиде и несимметричном диметилгидразине гептиле. Конфликт между двумя основоположниками советской практической космонавтики приобрел такой характер, что Глушко просто отказался работать с Королевым по лунному проекту, и ОКБ-1 было вынуждено обратиться к моторостроительной фирме Николая Кузнецова, ранее работавшей для авиации. Установка Н-1 на стартовом столе.

Композитное фото, склейка кадров архивной съемки. Автор: Nick Stevens nick-stevens. Была еще четвертая и пятая ступени, предназначенные для разгона к Луне и торможения на ее орбите. На всю эту конструкцию были установлены два корабля: лунный орбитальный ЛОК и лунный посадочный ЛК со своими двигательными установками. Это была колоссальная конструкция, стартовая масса которой доходила до 2750 тонн.

И при всем при этом в выбранном однопусковом варианте с околоземной орбиты Советский Союз мог отправить к Луне всего 30 тонн. Аналогичный показатель американского «Сатурна-5» составлял 45 тонн. В целях экономии Королев отказался и от строительства крайне дорогостоящих наземных стендов для испытания двигателей. Американцы же на это денег не жалели. Таким образом, одноразовые по программе полета двигатели были фактически многоразовыми».

Советская практика была совершенно иной. Завод выпускал двигатели партиями по шесть штук. От каждой партии военный приемщик отбирал два двигателя на огневые испытания.

Эйзенхауэру памятный дар — копию советского вымпела, доставленного в ракете на Луну, изготовленный в честь этого выдающегося события. В послании, врученном Президенту вместе с даром, было сказано: «…Подлинник вымпела находится на Луне. Прошу рассматривать этот подарок как символ стремления нашего народа к развитию мирных и дружественных отношений с вашим народом, с вашей великой страной — Соединенными Штатами Америки». Президент выразил глубокую благодарность Советскому правительству и сказал, что копию вымпела передаст в музей своего родного города Абилина, чтобы люди могли видеть его», — так описывали этот исторический акт наши корреспонденты, сопровождавшие Хрущёва. После полета «Луны-2» появилась традиция устанавливать вымпелы на автоматические станции. Специалисты утверждают, что алюминий для вымпелов выбран был из-за его малого удельного веса. Каждый грамм бортового груза требовал увеличения веса ракетного топлива, что в свою очередь, могло отразиться на расчетных параметрах вывода спутников на околоземное пространство. Вымпелы, доставленные на Луну космическим аппаратом «Луна-9» Задача мягкой посадки на Луну была успешно решена 3 февраля 1966 года, когда в Океане Бурь западнее кратеров Рейнер и Марий впервые успешно прилунилась советская автоматическая станция «Луна-9». С космическим аппаратом было проведено семь сеансов радиосвязи, вовремя которых на Землю передавались панорамные изображения поверхности Луны. Полет «Луны-9» имел решающее значение для дальнейших полетов к Луне, включая полеты человека. В 2016 году исполняется 50 лет со дня первой посадки на Луну космического аппарата «Луна-9». В экспозиции нашего музея представлены вымпелы, которые были установлены на аппарат «Луна-9» и доставлены на поверхность Луны. В фонде «Нумизматики и фалеристики» хранятся вымпелы, аналогичные вымпелам, установленным на космическом аппарате. Это достаточно редкие экспонаты, которые отражали этапы освоения лунной программы в СССР. Вымпелы, установленные на космическом аппарате «Луна-12» 22 октября 1966 года был запущен третий искусственный спутник Луны — космический аппарат «Луна-12». Во время работы космический аппарат сфотографировал лунную поверхность и передал крупномасштабные снимки на Землю, выполнил комплекс радиоастрономических наблюдений.

Программа была общенациональной, тогда как советские лунные проекты оказались самыми сложными, но далеко не единственными работами в портфеле королёвской фирмы, которая к середине 1960-х была перегружена самыми разными темами — от баллистических ракет до метеоспутников и межпланетных зондов, от суперносителей до нескольких космических кораблей нового поколения… Фирма Челомея, которая участвовала в работе по облётной программе в части ракеты-носителя, тоже не занималась только лишь ракетой УР-500К — приходилось работать и над обширной боевой тематикой. Министерство общего машиностроения, отвечавшее за выполнение работ, аналогом NASA не стало в силу своей специфики. Министерство обороны отвечало на требования лунного проекта лишь постольку поскольку. По воспоминаниям Николая Пилюгина, главного конструктора советских систем управления ракетно-космическими комплексами, министр обороны вообще был категорически против: «Он [Андрей Гречко] считал, что вообще зря связались с Луной, и возмущался, что за счет бюджета Министерства обороны оплачиваются расходы на весь космос... За космос должны платить Академия наук и заинтересованные министерства, а ему, Гречко, Луна не нужна». Недостатки управления и финансирования привели к тому, что Советский Союз проиграл лунную гонку с сухим счетом. В декабре 1968 года экипаж «Аполлона-8» облетел Луну, а в июле 1969 года американцы высадились на её поверхность в ходе полета «Аполлона-11». Эти события поставили под вопрос политическую целесообразность дальнейших работ по лунной программ в СССР. В самом деле, на фоне американских достижений, их реализация давала эффект, обратный ожидаемому: вместо демонстрации технического превосходства СССР получал потерю лица. Политическая поддержка пилотируемой лунной программы со стороны руководства страны после высадки «Аполлона-11» на Луну значительно ослабла. К тому же научная часть программы была исчерпана миссией автоматической станции «Луна-16», которая в сентябре 1970 года доставила на Землю образцы лунного грунта. В принципе мог, но... Не надо забывать, что о существовании лунного проекта в Советском Союзе знали лишь те, кто был к нему причастен. Народ не слышал о неудачах значительной части беспилотных запусков облётных кораблей и о тяжелой ситуации со сроками лётных испытаний и надежностью суперракеты Н-1. Для большей части населения в конце 1960-х в космос запускались автоматические спутники и межпланетные станции, а на Луну успешно садились одноименные аппараты-роботы. В этих условиях, с точки зрения руководителя фирмы, которую после смерти Сергея Королёва возглавил Василий Мишин, спасти положение мог проект, сулящий более впечатляющий, нежели у американцев, результат, например, с высадкой на Луну не одного, а двух-трёх космонавтов, и не на несколько часов, а на две недели — месяц. А еще лучше с устройством долговременной лунной базы. Такой проект мог быть реализован к началу 1980-х на базе наработок, полученных в ходе программы Н1 — Л3, но с применением перспективных технологий.

Но Хрущев отказался, что спровоцировало дальнейшую вражду между странами. По словам историка, Кеннеди повторил свое предложение ещё раз в 1963 году, когда "Аполлон" оказался под угрозой отмены, а отношения между СССР и США начали теплеть после Карибского кризиса. И я включаю сюда совместную экспедицию на Луну. Почему первый полет человека на Луну должен быть предметом национального соревнования? Мы должны выяснить, не могут ли ученые и астронавты наших двух стран и всего мира работать вместе над завоеванием космоса, чтобы однажды отправить на Луну представителя не одной нации, а всех стран", - цитирует президента Джон Логсдон. А всего через два месяца Кеннеди был убит.

Почему советские космонавты не полетели на Луну

В октябре 1959 г. Следующие советские аппараты составили карту лунной поверхности и осуществили мягкую посадку. Livejournal О «Луне-1» стоит сказать пару слов отдельно, так этот проект дал советской космической программе целых два незапланированных рекорда. В ходе полёта «Луна-1» должна был отстрелить третью ступень ракеты, чтобы получить ускорение в сторону Луны, но конструкторы и инженеры забыли, что сигнал от Земли, который даст команду на отделение третьей ступени, идёт не одну секунду — ему нужно время. Так как это время было упущено, аппарат успел покинуть зону земного притяжения и улетел в другу сторону. Так «Луна-1» стала первой станцией, которая покинула орбиту Земли и оказалась на орбите Солнца, то есть первым искусственным спутником светила. Если со спутниками у землян всё шло неплохо, то с полётом на земной спутник человека дело затянулось на десятилетие — слишком рискованная и сложная задача, ведь кораблю необходимо было ещё и преодолеть лунное притяжение и вернуться домой.

Как бы отчаянно ни оспаривали этот факт сторонники теории лунного заговора , 20 июля 1969 года американские астронавты высадились на Луне на корабле «Аполлон-11». Так Советский Союз остался позади в «лунной гонке» — ведь высадка человека является самым грандиозным её свершением. Американцы на Луне.

Так родилась секретная американская программа «А-119». Александр Железняков Историк космонавтики И эти программы некоторое время реализовывались и у нас, и в Америке. Мы продвинулись дальше, у нас был создан даже макет этого ядерного устройства, которое должно было взорваться. Американцы ограничились только расчётами и самой станцией ядерного устройства. Но потом выяснилось, что всё это, конечно, хорошо, но того зрелища, на которое рассчитывали, не получится. Первые проблемы и неудачи В США бросают все силы на изготовление ракеты, способной развить вторую космическую скорость. И как только она собрана, без отработки и проверки американцы запускают её в сторону Луны — только бы быть первыми. Но ракета, стартовавшая 17 августа 58-го года, взрывается на 77 минуте полёта. С отставанием в месяц, 23 сентября, Советский Союз запускает свою ракету с космической станцией «Луна». Она также разрушается на 93 секунде. Неужели её в принципе невозможно достичь? В чём проблемы? Ломоносова, сотрудник Астрономического института им. Штернберга В те годы не только управлять не могли полётом космического аппарата. Его бросали ну примерно так же, как мы сегодня баскетбольный мяч. То есть где-то там я вижу кольцо, бросаю мяч, и всё — я только слежу за его полётом и надеюсь, что он попадёт. Только через три месяца, в марте 59-го года, американцам всё же удаётся преодолеть земное притяжение. Но их корабль пролетит в 60 тыс. Прорыв России: наши вымпелы на Луне и первые фотографии обратной стороны Луны 12 сентября 59-го года советская станция «Луна-2» попадает на Луну с фантастической точностью. Тогда даже приводились такие сравнения: это всё равно, что попасть с расстояния в тысячу метров дробинкой в глаз прыгающей белки. Их специально изготовили на Ленинградском монетном дворе и провели испытания на полигоне. Юрий Силаев Инженер-конструктор космической техники Я видел, как стреляли из пушки этими вымпелами и как они оставались. В бетон стреляли снарядом из 76-мм пушки с расстояния 10 метров, представляете себе? Ничего нет, а вымпела оставались. Это здорово было! А уже 14 сентября Никита Хрущёв сразу по прибытии в Вашингтон при первой встрече вручил американскому президенту копию лунного вымпела. Надо думать, не без удовольствия! А ещё через месяц, 4 октября 59-го, ровно через 2 года после запуска первого в мире спутника, на Луну запущена ещё одна наша станция. Она пролетела над обратной стороной спутника Земли и передала первые фотографии никем ранее не виденных лунных областей. Рудольф Бакитько Кандидат технических наук, доцент, создатель советских автоматических межпланетных аппаратов Снимки эти регистрировались прямо сразу в темпе приёма с помощью аппарата, который назывался «Волга». Прямо сразу лента выходила, на которой была картинка. Она была ещё не обработана специальными алгоритмами, чтобы улучшить её качество. Картинка была, как бы сказать, не очень, но всё равно, на ней сразу были видны кратеры и т. Все были в восторге! На этой фотографии рядом с Королёвым и Келдышем конструктор Рудольф Бакитько. Именно он в 1959 году принимал участие в разработке бортовых систем для станции «Луна-3» и лично присутствовал при получении снимка обратной стороны спутника Земли. При подготовке полёта «Луны-3» пришлось решать множество проблем. Одной из них была плёнка, хорошей отечественной не было. Штернберга В те годы мы шпионили за американцами, они шпионили за нами, это нормально. И одна из их технических идей была: из Норвегии запускать воздушные шары, которые ветром несёт на территорию СССР, и на них фотоаппараты автоматические снимают наши территории. Ну, а наши поднимали истребители и сбивали эти «шарики» легко, шарики падали на землю, и там оставалась непроэкспонированная чистая плёнка фирмы Kodak. Говорят, что именно она была использована при полётах к Луне. Возможно, это всего лишь слухи, но как бы там ни было, проблему с плёнкой решили, и «снимок века», как называл весь мир фотографию обратной стороны Луны, был опубликован в газетах 27 октября 1959 года. В массовой печати впервые изображение обратной стороны Луны, полученное АМС «Луна-3», появилось 27 октября 1959 года, оно было опубликовано в газете «Правда» и в других советских изданиях Дата публикации выбрана не случайно: в Кремле открывалась очередная сессия Верховного Совета СССР. У Хрущёва появлялся ещё один повод напомнить о лунных победах. Штернберга С конца 61-го года американцы взялись за программу полёта на Луну. Всё, что было у них в области пилотируемой космонавтики, то есть с человеком на борту, было подчинено этой цели. Мы сначала как-то снисходительно на это смотрели — ну, что там у них? Слабые ракеты, не очень опытные космонавты… Цена вопроса: сколько стоит полёт человека на Луну? Александр Железняков Историк космонавтики Фон Браун стал одним из руководителей американской космической программы из-за того, что он действительно был очень талантливым инженером. Он даже в меньшей степени был хорошим организатором, но инженером он был талантливым. А опыт, который он приобрёл в Германии, когда велись разработки ФАУ-2, другого ракетного оружия, конечно, в нужный момент они пригодились ему в Соединённых Штатах Америки. Он пытается найти поддержку Хрущёва, убеждает его в необходимости создания новой ракеты для полёта человека к Луне. Сергей Хрущёв Сын Н. Хрущёва На что ему Никита Сергеевич ответил: сейчас американцы говорят, что это будет стоить где-то 20 с лишним миллиардов долларов. У меня этих денег нету, у меня есть приоритеты: у нас в стране не хватает продовольствия, нам нужно жильё строить. Это мои приоритеты. Американцы тратят свои деньги, а я трачу свои деньги, поэтому скажите, пожалуйста, сколько будет стоить, тогда мы это дело посмотрим. Королёв сказал: а я не знаю. Хрущёв: а если не знаете, то тогда давайте не будем гоняться. Никто не знал, что ждёт нас в дальнем космосе. Как осуществлять, например, связь с кораблём на расстоянии в сотни тысяч километров. Авторы проекта, получившего название «Вестфорд» англ. Project West Ford, также Westford Needles или Project Needles , решили создать из 480 миллионов медных иголок на орбите Земли своеобразное «кольцо» и использовать его для нужд загоризонтной радиосвязи. Они рассуждали так: если природная ионосфера имеет недостатки, мешающие с её помощью создать такую радиосвязь, то можно создать искусственный объект, лишённый, так сказать, природных минусов. Ведь «зеркало» для отражения радиоволн не обязательно должно быть сплошным непрозрачным экраном. Недаром самые большие радиоантенны делаются сетчатыми, иначе бы их вес оказался слишком велик. Так вот и иглы, запущенные в космос в 1961 году и позже, должны были образовать там гигантскую сеть, от которой радиосигналы отражались бы как от экрана и возвращались на Землю за тысячи километров от места их отправки.

США удалось обеспечить слаженную работу гигантских корпораций, до этого жёстко конкурировавших между собой. Все двигатели американской ракеты были многоразовыми и перед монтажом на ракету проходили двукратные огневые испытания, а потом испытывались проходила и собранная из них ступень. Большая часть прочих систем ракеты также проходила отработку на земле. Всё это потребовало строительства адски дорогостоящих стендовых комплексов. Как уже говорилось выше, изначально он создавался вовсе не для обеспечения полётов к Луне, а для строительства огромной орбитальной станции, а также для вывода на орбиту модулей т. Будущая ракета получила обозначение Н-1. При этом, в конкурирующих КБ Королёва и Челомея велось создание и своих кораблей и посадочных модулей для полёта на Луну. Глушко настаивал на создании двигателя, использующего в качестве топлива несимметричный диметилгидразин т. Проблемы с Н-1 начались ещё на чёртёжной доске, и при её проектировании было допущено огромное количество ошибок. Более того, ракета изначально была рассчитана на выведение на низкую орбиту полезной нагрузки в 75 тонн при стартовой массе в 2200 тонн, что было недостаточно для полёта к Луне. В итоге, для полёта к Луне создавалась уже модифицированная ракета Н-1Ф с массой выводимой на НОО полезной нагрузки в 90 тонн. Главной бедой Н-1, которая по сути её и погубила в итоге, стала двигательная установка. В ОКБ Кузнецова не удалось создать двигатель требуемой тяги для ракеты подобного класса. Из-за этого на первой ступени ракеты было установлено аж 30 нет, это не опечатка. На второй ступени находилось ещё 8 подобных двигателей. Кстати, ступеней у Н-1 было аж 5!

В отличие от остальных техников, он был парашютистом-испытателем и погиб при прыжке со стратостата с высоты 28 километров из-за треснувшего гермошлема. Итальянские братья Юдика-Кордилья в первой половине 60-х стали настоящими звёздами итальянских СМИ, однако через несколько лет по мере снижения уровня секретности советской программы их записи стали подвергаться всё большей критике. Указывалось, что космонавты на них разговаривают на русском языке, грамматически неверно строя предложения, что просто невозможно, если говорить о людях, для которых русский язык является родным с рождения. По мере развития космической техники стало ясно, что в то время было просто невозможно попасть в открытый космос, ибо двигатели первых кораблей не имели достаточной мощности, чтобы уйти с орбиты. Для выхода в межпланетное пространство корабль должен был достигнуть как минимум второй космической скорости, а для ухода из сферы притяжения Солнца и выхода в межзвёздное пространство — третьей космической. Поэтому "потеряться" в межпланетном пространстве для нулевых космонавтов было очень проблематично. После серии критических отзывов итальянские братья перестали "слышать" советских космонавтов, сейчас их фамилия упоминается только в разного рода конспирологических исследованиях. Первый советский космонавт в плену у китайцев В апреле 1961 года английское издание Daily Worker сообщило сенсационное известие: СССР запустил человека в космос, им стал Владимир Ильюшин — сын знаменитого советского авиаконструктора, создавшего самолёты Ил. СССР сразу же выступил с опровержением этой информации, но со временем она была подхвачена конспирологами и обросла самыми невероятными деталями. Космонавт сильно пострадал при приземлении и был захвачен в плен китайцами, которые приняли его за шпиона и арестовали. Советскому руководству только через несколько месяцев удалось добиться от китайцев возвращения космонавта, но история приняла такой оборот, что Ильюшина решили засекретить, а космонавтом назначить Юрия Гагарина, в действительности не бывавшего в космосе. Гагарин якобы очень тяготился этим и хотел рассказать миру правду, но его убили, подстроив авиакатастрофу. В качестве подтверждения своей версии авторы указывали на тот факт, что Ильюшин на костылях был принят в Кремле и награждён звездой Героя Советского Союза. История, бесспорно, получилась интересной и захватывающей. В жизни всё было куда прозаичнее. Лётчик-испытатель ОКБ Сухого Владимир Ильюшин в 1960 году действительно был награждён званием Героя Союза, действительно передвигался при помощи костылей и действительно некоторое время провёл в Китае. Однако награждён он был за работу лётчика-испытателя, награду он принимал после тяжёлой автокатастрофы, в которой получил травму обеих ног, и после лечения в Москве действительно провёл некоторое время в Китае, где проходил реабилитацию. Он никогда не входил в состав отряда космонавтов, хотя в настоящее время известны все его члены, включая тех, кто по различным причинам не побывал в космосе. Гагарин погиб на Луне Это значительно более поздняя и откровенно маргинальная теория, строящаяся на огромном числе умозрительных предположений. Она заключается в следующем. СССР стремился во что бы то ни стало взять верх и в лунной гонке, для чего в спешке отрабатывалась лунная программа. Хорошо известно, что Гагарин очень хотел снова побывать в космосе и уговорил руководство позволить ему принять участие в лунной программе. Однако программа была ещё не обкатана, поскольку готовилась поспешно. Тем не менее желание обогнать американцев было столь велико, что было решено пойти на риск и отправить Гагарина на Луну в начале марта 1968 года на аппарате "Зонд-4". При возвращении на Землю корабль также сбился с пути и совершил неудачное приземление в Гвинейском заливе. Гагарин погиб 9 марта. Все люди, которые видели его в промежутке между 9 марта и 27 марта, на самом деле видели специально подобранного двойника, чтобы скрыть неудачный полёт на Луну. А, чтобы обман не был раскрыт, 27 марта была инсценирована гибель Гагарина в авиакатастрофе. Легенда базируется на откровенно слабых аргументах: Гагарин хотел лететь в космос, Гагарин был на космодроме в день запуска "Зонда-4", Гагарин был капитаном отряда советских космонавтов. Всё остальное — домыслы и вымыслы. Он готовился к полёту и был назначен дублёром космонавта Комарова.

Этот день в истории: 1966 год — первая мягкая посадка на Луну

Дескать, оттого все советские граждане — от дворника до Генсека не сомневался, что высадки американцев на Луну состоялись. Джон Кеннеди предлагал Советскому Союзу вместе провести работы по высадке человека на Луну. При этом 57 % россиян убеждены, что никакой высадки на Луне не было и США сфальсифицировали все доказательства. Руководством СССР была поставлена задача обеспечения приоритета также и по первой в мире высадке на Луну. «Луна-16» в значительной степени позволила Советскому Союзу отыграться за проигрыш в пилотируемом этапе лунной гонки (хотя бы в глазах собственных граждан).

Публикации

  • Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы - ТАСС
  • Современность
  • Сфотографированному - верить
  • Люди, базы и челнок
  • Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции - Российская газета
  • Космические репетиции

Этот день в истории: 1966 год — первая мягкая посадка на Луну

Уже после высадки первых американских астронавтов на Луну, СССР в ходе трех миссий («Луна-16», «Луна-20» и «Луна-24») доставил на Землю свыше 300 граммов лунного вещества. О том, что у СССР была своя программа пилотируемых космических полётов к Луне, советские граждане, за исключением очень узкой группы посвящённых, впервые узнали только во время перестройки. Высадка на Луну — одно из самых впечатляющих достижений человечества за всю его историю. Ибо именно Советский Союз в то время обладал наибольшим авторитетом в освоении космического пространства и мог отследить своими средствами космической разведки реальные полеты к Луне.

Поклянись на библии, что был там! 50 лет высадке на Луну — и «лунному заговору»

Сравнение размеров американской ракеты «Сатурн-5» и советской ракеты-носителя H-1. Между ракетами стоит фигура человека Партийное руководство СССР выделило на лунную программу существенно меньше денег. И по мере продвижения разработок постоянно сокращало финансирование, требуя от конструкторов и производственников экономии средств. Читайте также: Самые популярные мифы о первой высадке человека на Луну Очень сильный удар по проекту советской лунной программы нанесло и роковое стечение обстоятельств.

В 1967 году погибает при неудачном приземлении нового корабля «Союз-1» Владимир Комаров — наиболее вероятный кандидат для сложных лунных полетов. В 1968 году в авиакатастрофе погибает Юрий Гагарин — второй кандидат в лунную экспедицию. Назначенный в 1974 году генеральным конструктором советской космической программы вместо В.

Мишина, В. Глушко принимает решение с согласия вышестоящего руководства о прекращении работы по носителю Н-1 и пилотируемым лунным программам. Он был принципиальным противником полетов на Луну и выступал в пользу создания орбитальных околоземных станций для оборонных целей.

Читайте также: Компьютер , посадивший американцев на Луну, был в 25 миллионов раз слабее iPhone Если вам интересны новости науки и технологий, обязательно подпишитесь на наш канал в Яндекс.

Но Хрущев отказался, что спровоцировало дальнейшую вражду между странами. По словам историка, Кеннеди повторил свое предложение ещё раз в 1963 году, когда "Аполлон" оказался под угрозой отмены, а отношения между СССР и США начали теплеть после Карибского кризиса. И я включаю сюда совместную экспедицию на Луну. Почему первый полет человека на Луну должен быть предметом национального соревнования? Мы должны выяснить, не могут ли ученые и астронавты наших двух стран и всего мира работать вместе над завоеванием космоса, чтобы однажды отправить на Луну представителя не одной нации, а всех стран", - цитирует президента Джон Логсдон. А всего через два месяца Кеннеди был убит.

Тормозной двигатель не сумел выправить ситуацию и «Луна-8» разбилась. Конечно, все участники программы понимали, что мягкая посадка на Луну очень близка и будет достигнута буквально в течение одного-двух запусков. И в самом деле, 3 февраля 1966 года «Луна-9» наконец успешно справилась с поставленной задачей.

Однако ключевое лицо советской космической программы уже не стало свидетелем этого успеха. Речь о Сергее Королеве. Главный конструктор умер во время неудачной операции 14 января 1966 года, так и не увидев, как выглядит лунная поверхность.

Правда, у него все еще оставалась возможность взять «утешительный приз» в виде первого пилотируемого облета спутника. Если бы ранний «Протон» оказался надежной ракетой, с большой долей вероятности СССР действительно бы реализовал эту задачу. И вначале советская, а затем и российская пропаганда захлебывалась бы от восторга, подавая это событие как величайшее достижение в истории человечества.

Ракета УР-500 на стартовой площадке Байконур, 1966 год. Первые семь беспилотных испытаний 7К-Л1 в целях секретности они проходили под обозначением «Зонд» завершились авариями. Лишь в сентябре 1968 года конструкторы смогли отметить долгожданный успех.

Космический корабль «Зонд-5» благополучно облетел Луну и вернулся на Землю вместе с «пассажирами» — парой черепах и коллекцией насекомых. Теперь все зависело от «Зонда-6». Если бы и его полет оказался удачным, советское руководство дало бы добро на пилотируемый запуск с облетом Луны.

Его запланировали на 8 декабря 1968 года — 13 днями ранее старта Apollo 8. Однако всего за несколько часов до возвращения на Землю космический корабль разгерметизировался. Вдобавок ко всем бедам, при посадке произошел преждевременный отстрел парашюта и спускаемый аппарат разбился.

Изображение Земли, сделанное камерой «Зонда-6». Очевидно, это и к лучшему, ибо при новом беспилотном испытании ракета попросту взорвалась на стартовой площадке. Крупнейший взрыв в истории космонавтики Существует множество причин, почему СССР проиграл лунную гонку.

Но главным гвоздем в крышку гроба все же стала сверхтяжелая ракета Н1. Во-первых, ее создание оказалось куда более сложной задачей, чем предполагалось изначально. Во-вторых, новая ракета была весьма сырой, что и доказал 21 февраля 1969 года испытательный запуск, завершившийся аварией.

Второе испытание Н1 , в ходе которого она должна была направить к Луне беспилотный корабль 7К-Л1 c прототипом лунного модуля, состоялось 3 июля 1969 года. В этот раз все вылилось в настоящую катастрофу. Произошедший взрыв стал не просто крупнейшим в истории мировой космонавтики, но и в принципе одним из наиболее мощных неядерных взрывов изо всех известных.

Н1 полностью уничтожила свой стартовый стол и нанесла серьезные повреждения соседнему. На их восстановление и подготовку нового запуска потребовалось два года. Но, как и последующий тест, его вновь постигла неудача, что привело к окончательному закрытию советского лунного проекта.

Неудавшаяся ложка дегтя После провала программы по пилотируемому облету Луны Советский Союз попытался подкинуть символическую ложку дегтя США и успеть доставить на Землю образец лунного грунта до возвращения на планету Apollo 11. Эта задача была возложена на пару станций Е-8-5.

Советские мечты о покорении Солнечной системы в представлении художника Соединенные Штаты сразу сделали лунную программу общенациональной. Кеннеди в своих заявлениях открыто признавался, что заплатить за нее из собственного кармана будет обязан каждый американец. Созданное в 1958 году для координации всех космических проектов агентство НАСА получило щедрое финансирование, на пике проекта выделяя на «Аполлон» до трех четвертей своего бюджета. Если перефразировать известный советский лозунг, идея «Все для Луны, все для победы» была абсолютизирована. Советский Союз изначально находился в совсем иных условиях. После окончания Великой Отечественной войны прошло всего полтора десятка лет, страна, по сути, была еще на пути восстановления.

Одновременно в активной стадии находились десятки крайне капиталоемких проектов, порожденных кипучей натурой Никиты Сергеевича: осваивалась целина, строились гидроэлектростанции, гигантские химкомбинаты, по всей стране массово возводилось жилье. Крайне затратной была и космическая отрасль. СССР был вынужден тратить миллиарды рублей не только на «престижную» пилотируемую программу, но и на боевые ракеты. Достижение и поддержание ядерного паритета с США волновало советское руководство больше, чем эфемерная до поры до времени лунная гонка. Советский лунный корабль на пути к цели Тем не менее определенная работа в этом направлении велась. С 1960 года ОКБ-1 конструкторское бюро Сергея Королева вело разработку новой сверхтяжелой ракеты Н-1, которой в будущем и предстояло стать основой советской лунной программы. Однако полет к спутнику Земли с высадкой на его поверхность космонавта не был ее первоначальной задачей. Даже в конце 1963 года Королев до конца не определился со структурной схемой будущей экспедиции: оригинальная идея предполагала трехпусковой вариант три ракеты Н-1 выводят на монтажную орбиту элементы будущего лунного корабля, который потом собирается в космосе и летит к цели.

Подвешенная ситуация в условиях приходящих из США новостей об успехах американцев по «Аполлону» в конечном итоге заставили Королева и Келдыша летом 1964 года обратится с Хрущеву с прямым вопросом: «Летим или не летим на Луну? Сколько надо средств, столько и найдем». К этому моменту советское отставание от «Аполлона» составляло минимум два года. Ракета Н-1 на стартовом столе Борьба конструкторов Лишь 3 августа 1964 года вышло подписанное Хрущевым постановление «О работах по исследованию Луны и космического пространства». В нем наконец-то спустя три с лишним года после аналогичной по смыслу речи Кеннеди в Конгрессе! Были поставлены и сроки ее выполнения — 1967—1968 годы, хотя уже тогда главные конструкторы, назначенные ответственными исполнителями, отдавали себе отчет, что такие даты — полная авантюра. Для того чтобы понять, почему Советский Союз при всем желании не смог бы обогнать американцев, надо разобраться в той своеобразной атмосфере, сложившейся в советской космонавтике. У каждого из «главных» были своя специализация и свое видение дальнейшего развития отрасли.

В частности, все три бюро разрабатывали собственную сверхтяжелую ракету для полета на Луну, но предпочтение в конечном итоге было отдано Королеву. Для того чтобы этого добиться, отец советской космонавтики был вынужден отказаться от трехпусковой схемы полета на Луну и предварительных испытаний двигателей для своей Н-1, этой ракеты-колосса. Несмотря на заявления Хрущева в духе «Сколько надо средств, столько и найдем» тем более что Никиту Сергеевича вскоре отправили в отставку , Королеву пришлось экономить: иначе его лунной программе могли предпочесть, к примеру, янгелевскую. Кроме конкуренции между тремя «главными» за доступ к государственным заказам, напряженными были и отношения в ключевой смежной отрасли — двигателестроении. Никакая ракета не может улететь без надежной стабильной работы двигателей. Вокруг вопроса выбора компонентов для их работы также разгорелись ожесточенные дискуссии. Королев предпочитал кислородно-керосиновые и кислородно-водородные варианты, что стоило ему дружбы со своим ближайшим соратником Валентином Глушко — главным ракетным «двигателистом» Советского Союза. Глушко настаивал, что на первой ступени ракеты-носителя Н-1 должны быть установлены двигатели на высококипящих компонентах: крайне ядовитых азотном тетраоксиде и несимметричном диметилгидразине гептиле.

Конфликт между двумя основоположниками советской практической космонавтики приобрел такой характер, что Глушко просто отказался работать с Королевым по лунному проекту, и ОКБ-1 было вынуждено обратиться к моторостроительной фирме Николая Кузнецова, ранее работавшей для авиации. Установка Н-1 на стартовом столе. Композитное фото, склейка кадров архивной съемки. Автор: Nick Stevens nick-stevens.

Почему 57 % россиян отрицают полёт американцев на Луну

"Высадка Армстронга и Олдрина на Луну явилась началом реализации освоения Луны. «НК: Как была воспринята советскими космонавтами высадка американцев первыми на Луну? Джон Кеннеди предлагал Советскому Союзу вместе провести работы по высадке человека на Луну. Так Советский Союз остался позади в «лунной гонке» — ведь высадка человека является самым грандиозным её свершением.

Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции

Почему первый полет человека на Луну должен быть предметом национального соревнования? Мы должны выяснить, не могут ли ученые и астронавты наших двух стран и всего мира работать вместе над завоеванием космоса, чтобы однажды отправить на Луну представителя не одной нации, а всех стран", - цитирует президента Джон Логсдон. А всего через два месяца Кеннеди был убит. К этому времени Кеннеди уже получил промежуточный отчет о результатах космической программы, и "Аполлон" оказался под угрозой закрытия.

Как уверяет Логсдон, предложение о совместной высадке на Луну могло оказаться попыткой разделить расходы и снизить давление: - Официально Хрущев не ответил на приглашение Кеннеди объединить космические программы, - считает Логсдон. Если бы он остался жив, а Хрущев по-прежнему был у власти, высадка на Луну могла бы стать совместным предприятием.

Есть несколько версий: от неполадок на борту до гравитационного поля Луны и ее поверхности, которые были плохо еще изучено, и СССР все это время делали срочные расчеты для наилучшего приземления.

Аполлон-11, Базз Олдрин у экрана коллектора солнечного ветра NASA Но даже после того, как астронавты приземлились, советские контроллеры продолжали терять время на вычисления. К тому моменту, когда американцы уже шли по Луне и собирали лунный грунт, «Луна-15» облетела спутник 52 раза. За два часа до старта «Аполонна-11» с Луны, советское руководство решило: сейчас или никогда.

И отдало приказ приземляться. Реальная драма За всей этой драмой следили британские ученые из обсерватории Джодрелл-Бэнк. Они слушали переговоры сразу двух миссий — американской и советской — при помощи радиотелескопа.

В 2009 году эта аудиозапись была обнародована к 40-й годовщине высадки на Луну. Внезапно они поняли, что «Луна-15» была предназначена не для того, чтобы просто делать снимки с поверхности спутника, а что станция собирается приземляться. Ученые воскликнули «Она приземляется!

А что, как не угрозу опередить с доставкой грунта, содержит сообщение ТАСС? Выполнит ли СССР свою угрозу или это только шантаж в рамках той самой «странной политики». И что американцы могут сделать, чтобы не допустить успеха «Луны-15»? Каманин так пишет о них: Нам крепко не повезло: из пяти предыдущих пусков Е-8-5 четыре закончились авариями ракеты «Протон» в районе космодрома, а «Луна-15» разбилась при спуске на лунную поверхность… 30 мая 1969 г. Вчера присутствовал на заседании Госкомиссии.

Челомей доложил, что из всех 13 пусков ракет УР-500К семь были аварийными. За первые семь пусков была одна авария, а все последние шесть пусков оказались аварийными. Это - результат плохой работы заводов, нарушений технологического процесса, слабой производственной дисциплины и низкой квалификации рабочих. Леонов: «Это была прямая диверсия»[24] Огорчение понятно. Но неужели в столь короткий срок в 6 раз участились нарушения технологического процесса, упали дисциплина и квалификация рабочих?

Может быть, во вторую серию испытаний вмешался чей-то злой умысел? Вот что рассказывает А. Леонов: …Носителем была проверенная ракета «Протон». Однако неудачей завершилось несколько пусков. Самым обидным оказался срыв, когда в топливный тракт ракеты попала заглушка от совсем другого двигателя из совсем другого цеха.

Это была прямая диверсия. Дознались, кто собирал. Сборщик показал, как ставил заглушку. И вот незаметно ему подсунули ту другую заглушку. Он и вставил её: она ведь только диаметром поменьше.

Кто ему в первый раз подсунул эту заглушку и сыграл на руку американцам? Сама же ракета была не причём. Надо было просто установить должный контроль. Похожие случаи были и с Н1 Академик Б. Черток; [25] Уместно вспомнить два очень похожих случая с другой лунной ракетой, которые описывает Б.

Остальные двигатели некоторое время работали, ракета успела взлететь на 200 метров…Собрали остатки разлетевшихся двигателей. Кузнецов и вся его команда, даже военные представители доказывали, что взрыв возможен только по вине вмешательства «постороннего предмета»... Эксперименты по принудительному срыву означенной стальной диафрагмы со своего места никакой ясности не внесли. Однако… «Глушко сказал, что он не верит в нечистую силу, которая бросает в насосы посторонние предметы». Это привело к ликвидации ракеты».

Глушко — давний недоброжелатель к тому времени покойного С. Королёва, детищем которого была Н1. Его научно-технический авторитет несомненен. Но заключение о «нечистых силах, подбрасывающих посторонние предметы» должны давать контрразведчики. И если нечистая сила могла подбросить не ту заглушку в ракету «Протон», то почему она не могла сделать это с так полюбившимися ей насосами ракеты Н1?

И ведь крутилась около Н1 разная нечистая сила.

После этого станция вышла на окололунную промежуточную орбиту. Представители Роскосмоса сообщали , что «все системы функционируют штатно, связь устойчивая».

У станции нет посадочного модуля, поэтому она должна была сесть целиком. Планировалось, что устройство будет посылать к Луне радиосигналы и принимать отраженные от ее поверхности. Таким образом станция получала бы данные о своей высоте, чтобы успешно прилуниться.

На следующий день связь прервалась. Программа полета «Луны-25» Почему «Луна-25» разбилась Представители Роскосмоса рассказали, что «нештатная ситуация» произошла 19 августа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий