Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены? Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия, но церемониал был расширен и усложнен. В России обряд венчания на царство был максимально приближен к византийскому оригиналу. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования.
Иван Грозный
Царь Федор I Иванович Public domain Таинство помазания на царство святым миром особым освященным маслом было символом венчания царя с царством и народом. Первым миропомазанным царем стал сын Ивана Грозного, Федор Иванович, венчавшийся на царство 31 мая 1584 года — в свой 27-й день рождения. Царь, сняв уже возложенную на него корону, подходил к первосвященнику митрополиту или патриарху , и тот, используя специальную кисть, помазывал царя миром на лбу, веках, ноздрях, губах, ушах, на груди и на руках с обеих сторон, говоря при каждом помазании: «Печать Дара Духа Святого. Интересно, что после этого таинства царь не мог, согласно церковным правилам, мыться и снимать нательную одежду в течение восьми дней. Главным отличием миропомазания в России было то, что оно производилось уже после возложения на царя царского венца, а не до этого, как в Византии и европейских странах. Как проходила церемония коронации русских царей Венчание и принятие царского титула Иоанном IV Клавдий Лебедев Чин, или порядок венчания на царство, Федора Ивановича был скопирован с византийского обряда. В него входили таинство миропомазания и множество других священнодействий. Очевидцем церемонии тогда стал английский дипломат Джером Горсей. По его описаниям, царь, окруженный свитой из высших чиновников и высшим духовенством в самых богатых одеждах, вышел из своих кремлевских покоев и медленно переходил из собора в собор. Поскольку Ивановская площадь в Кремле была полностью занята народом, для царя были сделаны «подмостки» 150 морских саженей около 270 метров.
Царица не управляла через мужа страной: юная жена лишь сглаживала своей добротой вспыльчивый характер Грозного. Под ее влиянием он отменял смертные приговоры, посещал монастыри, отпускал заключенных и отказался от кровавых забав — перестал травить шутов медведями и собаками. Досуг Анастасия проводила за вышиванием: из ее мастерской вышли десятки произведений, которые отличала не только роскошь материалов, но и удивительное мастерство и тонкий вкус. Царица родила шестерых детей, большинство из которых умерло во младенчестве. До взрослого возраста дожили только двое ее сыновей: Иван тот самый, которого мы знаем по картине Репина и Федор, ставший в 1584 году царем. На похороны Анастасии собралась огромная толпа людей, а бедняки отказывались от похоронной милостыни: свою любимицу они оплакивали искренне, а не за деньги. Сам Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах. В 2000 году появились доказательства, что Иван IV, вероятно, был прав: в останках царицы обнаружили ртуть, мышьяк и свинец в количестве, которое не могло накопиться даже при ежедневном использовании средневековой косметики, которая содержала ядовитые вещества.
После смерти Анастасии царь ожесточился, стал подозрительным и гневливым. Тогда-то на смену ангелу и пришла демоница: черкешенка Мария Темрюковна. Иван IV хотел взять в жены сестру короля Польши Екатерину, однако тот потребовал за родственницу Новгород, Псков и Смоленск, и Грозный отказался от этой идеи. Царь отправил сватов «у черкасских князей дочерей смотрети», и вскоре в Москву прибыли 16-летняя княжна Кученей с братом. Гостью представили царю, и он, впечатленный ее красотой, объявил девушку своей невестой. После крещения Кученей получила имя Мария — в честь святой Марии Магдалины. По словам Карамзина, Мария Темрюковна была дика нравом и жестока душой. Вышивать в светлице она отказалась, зато с удовольствием сопровождала мужа в военных походах, на охоте, публичных казнях и медвежьих травлях.
В отличие от Анастасии Мария не пыталась укротить буйный нрав мужа — наоборот, только разжигала его жестокость и подозрительность. Единственный ребенок Марии, царевич Василий, умер в двухмесячном возрасте. Сама царица скончалась в 1569 году. Бояре, дворяне и простой люд оплакали женщину, «показывая горесть лицемерную, скрывая истинную, общую, производимую свирепством Иоанна». Грозный привычно объявил, что его жену сжили со свету, но в этот раз, по словам Карамзина, лишь для того, чтобы подготовить Россию к «ужаснейшим исступлениям своей ярости». Скульптурная реконструкция С.
По легенде, он женился тайно, без благословения церкви и отправился с 14-летней супругой в Александровскую слободу. В первую брачную ночь он выяснил, что Мария — не девственница, и приказал ее утопить.
История поражает своей жестокостью, но реальных подтверждений в источниках не обнаружено. Анна Васильчикова — пятая или шестая супруга царя — была сослана в Покровский монастырь в Суздале. Позднее погибла при невыясненных обстоятельствах. Существование следующей не признанной церковью супруги Ивана Грозного находится под вопросом. Личность Василисы Мелентьевой окутана тайной, о ее судьбе мало что известно. Предполагается, что она разделила участь двух предшественниц и была насильно пострижена в монахини. В 1580 г. Иван Грозный женился на 27-летней Марии Нагой.
В браке родился царевич Дмитрий, с чьим именем тесно связаны события Смутного времени. Хотя к тому моменту ребенка уже не было в живых, его убили в восьмилетнем возрасте. Из восьмерых детей Ивана Грозного шестеро умерли в детстве. Старший наследник Иван Иванович погиб 19 ноября 1581 г. Версия убийства в ходе ссоры с отцом не имеет никаких реальных доказательств, но увековечена талантливой кистью Ильи Репина и по-прежнему популярна. Картина И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына» 1581 г. Обстоятельства смерти Ивана Грозного В последние годы жизни Иван Грозный часто удалялся от светского общества.
Ухудшилось его здоровье, он проводил много времени в уединении и молитвах, однако продолжал заниматься государственными делами. Царь часто жаловался на боли в спине и коленях. Со временем ему стало трудно передвигаться, и государя носили в кресле. Его тело распухло и покрылось гнойными нарывами. Медики XVI века лечили сифилис малыми дозами ртути, отравляя организм пациента.
Макарий возложил на него знаки царского достоинства; кроме так называемой «шапки Мономаха», которую обычно возлагали и на великих князей, Иван получил скипетр — жезл, знак власти, и «крест от животворящего древа» вероятно, с частицей Креста Христова ; затем митрополит посадил его на особое «царское место» и сказал краткое поучение; вторая часть чина открылась литургией; после «Херувимской песни» на Ивана была возложена золотая цепь; а после того, как во алтаре причастились митрополит и сослужащие ему священники, Иоанна пригласили к Миропомазанию; подобно тому, как это совершается после Таинства Крещения, свт. Макарий помазал освященным миром его лоб, уши, щеки, плечи, руки со словами: «Печать Дара Духа Святого»; затем Иван причастился Св. Таин — и с этого-то момента стал именоваться царем. В Оружейной палате можно увидеть «свидетелей» этого события. Один из них — золотой крест с частицей Животворящего древа.
Частица подлинного креста Распятия была прислана, вероятно, с Афона, а крест для её хранения был выполнен в Москве в середине XVI века ко дню возведения на престол царя Ивана Грозного. Золотой ковчег в виде иконы появился немного позднее. Венчание на царство всегда начиналось с возложения на будущего царя креста. Затем возлагалось оплечье — бармы, и только потом — Шапка Мономаха. Икона c крестом с частицей Животворящего древа и изображением святых Константина и Елены. Духовная радость владыки Макария была, вероятно, велика: казалось, что родилась новая христианская держава и ее богоданная власть. Увы —уже через несколько лет многие в России не раз вспомнили, вероятно, прав. Иова, говорившего о принятии от руки Божией не только доброго, но и злого. Царь воспринял идею своей абсолютной власти — но не идею ответственности за людей. Единственный прижизненный портрет Ивана Грозного на переплёте подносного экземпляра Апостола Ивана Фёдорова 1564 из фонда Государственного исторического музея.
Изображение визуализировано благодаря фотосъёмке в узкополосном диапазоне спектра длина волны 730 нм с последующей обработкой Одержимый своими амбициями, он безжалостно уничтожал «крамолу», «измену», казня не согласных с ним бояр во время печально знаменитой «опричнины». А жизнь самого первого русского царя оказалась такова, что ему не было дано оставить по себе наследника, который бы правил многие годы.
16 января / 29 января
В его правление началась торговля с Англией. После введения опричнины Ивана IV стали называть Грозным. С помощью террора царь утверждал свою абсолютную власть. Это был очень жестокий самодержец, в пылу гнева не пощадивший даже собственного сына. В 1569 году опричники под предводительством Ивана Грозного разграбили ряд русских городов, а в Новгороде разбой продолжался в течение 5 недель. Участие в Ливонской войне обернулось для Руси незначительными территориальными и чудовищными людскими потерями.
Добродетельная: Анастасия Захарьина-Юрьева Сразу после венчания на царство Иван IV устроил смотр невест: какой же это государь без жены? Всем боярам разослали грамоты с требованием представить наместникам дочерей и прочих девиц-родственников. Может быть, это сыграло свою роль, но уверенно сказать об этом нельзя: невеста была на редкость хороша собой. Миниатюрная, темноволосая и темноглазая, она вмещала в себе все добродетели того времени: целомудрие , скромность, набожность и красоту. А вот сам Иван жену обожал и прислушивался к ее мнению. Царица не управляла через мужа страной: юная жена лишь сглаживала своей добротой вспыльчивый характер Грозного. Под ее влиянием он отменял смертные приговоры, посещал монастыри, отпускал заключенных и отказался от кровавых забав — перестал травить шутов медведями и собаками. Досуг Анастасия проводила за вышиванием: из ее мастерской вышли десятки произведений, которые отличала не только роскошь материалов, но и удивительное мастерство и тонкий вкус. Царица родила шестерых детей, большинство из которых умерло во младенчестве. До взрослого возраста дожили только двое ее сыновей: Иван тот самый, которого мы знаем по картине Репина и Федор, ставший в 1584 году царем. На похороны Анастасии собралась огромная толпа людей, а бедняки отказывались от похоронной милостыни: свою любимицу они оплакивали искренне, а не за деньги. Сам Иван рыдал и «от великого стенания и от жалости сердца» едва держался на ногах. В 2000 году появились доказательства, что Иван IV, вероятно, был прав: в останках царицы обнаружили ртуть, мышьяк и свинец в количестве, которое не могло накопиться даже при ежедневном использовании средневековой косметики, которая содержала ядовитые вещества. После смерти Анастасии царь ожесточился, стал подозрительным и гневливым. Тогда-то на смену ангелу и пришла демоница: черкешенка Мария Темрюковна. Иван IV хотел взять в жены сестру короля Польши Екатерину, однако тот потребовал за родственницу Новгород, Псков и Смоленск, и Грозный отказался от этой идеи. Царь отправил сватов «у черкасских князей дочерей смотрети», и вскоре в Москву прибыли 16-летняя княжна Кученей с братом. Гостью представили царю, и он, впечатленный ее красотой, объявил девушку своей невестой. После крещения Кученей получила имя Мария — в честь святой Марии Магдалины. По словам Карамзина, Мария Темрюковна была дика нравом и жестока душой. Вышивать в светлице она отказалась, зато с удовольствием сопровождала мужа в военных походах, на охоте, публичных казнях и медвежьих травлях. В отличие от Анастасии Мария не пыталась укротить буйный нрав мужа — наоборот, только разжигала его жестокость и подозрительность.
Карташев , дореволюционные гражданские Н. Карамзин, С. Соловьев, В. Ключевский, С. Платонов и советские С. Веселовский, А. Зимин, С. Шмидт, Р. Скрынников историки. В то же время «разоблачителями» четырехвекового «клеветнического заговора» становятся наряду с немногочисленными выполнявшими социальный заказ ВКП б сталинскими историками С. Бахрушин, И. Смирнов , которые, впрочем, не доходили в своей апологии Ивана Грозного до объявления его святым, псевдоцерковные журналисты и публицисты, возглавляемые К. Душеновым и обосновывающие свои «открытия» авторитетом покойного митрополита Иоанна Снычева , никогда не являвшегося специалистом в области русской истории ХVI века.
В письменных памятниках встречается рассказ о венчании Владимира Мономаха в начале XII века знаками царского достоинства ефесским митрополитом. Отношение к правителю в православной стране является особым. Он получает власть от Бога. После падения Константинополя больше не было стран с правителем с титулом православного царя. Московское княжество воспринимало себя как преемник Византии. Первым венчался на царство Иван IV. Венчание на царство обозначило особую духовную связь народа с царем и преемство Москвы по отношению к Византии. Согласно летописям, идею венчаться с принятием титула царя высказал сам молодой великий князь Иван Васильевич. Он сказал об этом митрополиту Макарию, другим представителям духовенства, приближенным ко двору боярам. Не все ученые соглашаются с этим, выражая сомнение, чтобы юноша шестнадцати лет высказал идею венчаться с принятием титула царя. В науке существует мнение, согласно которому идея венчаться московскому князю с принятием титула царя могла быть высказана митрополитом Макарием. Согласно сведениям источников, сам Иван IV осознавал себя как верховный носитель власти именно по православному учению.
«Марфа Васильевна я»: как сгинули восемь жен Ивана Грозного
По традиции Иван объявил, что девушку извели ядом. В ходе расследования казнили 20 человек, отца Марфы насильно постригли в монахи, а братьев за «чародейство» убили. По одной из версий, Собакину отравили родственники предыдущих жен, по другой — мать передала ей некое зелье для «плодородия», которое и убило девушку. Однако если отрава была растительной, то за 360 лет ее следы исчезли, так что версию насильственной смерти анализ не опровергает. А еще есть легенда, что тело Марфы было не тронуто тлением, словно она умерла только что. И лишь через несколько минут после вскрытия гроба останки почернели и превратились в прах.
На нем он объявил, что после гибели трех жен собирался «посвятить себя житию иноческому», однако «дерзнул на четвертый брак», видя «государство в бедствиях». Четвертый раз венчаться было запрещено, однако царь заверил всех, что Собакина никогда не была ему настоящей женой: из-за болезни он так и «не разрешил» ее девства. Церковники, с трудом удержавшись от того, чтобы объяснить царю, что он и есть причина «бедствий», признали брак с Марфой не идущим в зачет, и позволили Ивану выбрать новую супругу. Ею стала Анна Колтовская — «вице-мисс» смотра невест, на котором победила Собакина. На царя наложили трехлетнюю епитимью, а народу строго-настрого наказали: никаких венчаний в четвертый раз!
Это только для государя, и то в силу рокового стечения обстоятельств! О причинах такого поведения историки спорят до сих пор. Одни говорят, что Колтовскую ненавидели бояре, которые и добились ее ссылки. Другие утверждают, что она постоянно конфликтовала с опричниками, тем самым восстановив их против себя. Третьи же объясняют всё просто: Анна быстро надоела царю, и он от нее избавился.
Не исключено, что Марию вычеркнули из жизни Ивана Грозного как супругу не только незаконную ведь венчаться четвертый раз было нельзя , но и недостойную. Свадьбу устроили скромную, большинство гостей были из числа близких Грозного. Тихая, пугливая Васильчикова больше походила на монашку, чем на царицу. Выходов в свет она не любила, отчаянно боялась сглаза, на людях всегда появлялась в плотном окружении боярышень. Судя по всему, она надоела Грозному почти сразу: через несколько месяцев после свадьбы покровитель Анны Василий Умной и двое братьев царицы дали вклад в Троице-Сергиев монастырь по 50 рублей каждый, что было явным свидетельством приближающейся опалы.
Примерно через год супружеской жизни Грозный отправил Анну в монастырь, где она и умерла.
Ведь все российские монархи — от первого царя Ивана IV Грозного, венчавшегося на царство в 1547 году, до последнего императора Николая II — принимали в свои руки символы власти в кремлевском Успенском соборе. Экспозиция развернется в трех выставочных залах: Успенской звоннице, Одностолпной и Мироваренной палатах Патриаршего дворца, — событие тоже редкое.
Венчание на царство российских правителей с начала XVIII века — коронация темой отдельной выставки стало в первый раз. Чтобы раскрыть ее, отобрано около 400 предметов: одежда, документы, гравюры, фотографии. Они расскажут о том, где проходили празднования, как на протяжении столетий менялся ритуал, из кого состояла коронационная процессия, во что были одеты ее участники, из чего ели и пили гости в Грановитой палате и многое другое.
Несмотря на то, что большая часть экспонатов происходит из Музеев Кремля, многие из них никогда не выставлялись.
И ныне умиленно прошу Святительский Собор простить меня и разрешить жениться и молиться о моем грехе». Старцы среди которых был и игумен Ипатьевского монастыря, будущий архиепископ Вассиан разрешили царю жениться, но наложили три года епитимьи — царю предписывалось в первый год не входить в собор до Пасхи то есть как минимум полгода , во второй год стоять с оглашенными и покидать храм с началом литургии верных, на третий — уже с верными, но без Причастия. Царь добросовестно выполнял епитимью несколько месяцев. Но потом ее с него сняли, так как он пошел войной на татар, и это было условием возможного снятия епитимьи. Детей от четвертой жены, Анны, у царя не было. Потом были пятая и шестая, уже незаконные жены, Анна и Василиса. Выживших детей от них также не было. Седьмая незаконная жена — Мария Нагая — родила сына Дмитрия, который, как мы знаем, погиб в Угличе и впоследствии был канонизирован.
Как он погиб: от несчастного ли случая или был убит — отдельный вопрос, к которому мы еще вернемся. Как видим, за исключением брака с Анастасией Романовой, семейная жизнь царя была несчастной. В первый незаконный брак в пятый по счету, а по сути — четвертый царь вступил в 1575 году, когда Ивану и Федору было уже больше 20 лет, но, по-видимому, царь полагал, что это не является гарантией продолжения династии. И был прав, так как мы знаем, что через шесть лет царевич Иван умер. С другой стороны, все дети, которые могли бы родиться от трех последних браков, априори были незаконнорожденными. Это прекрасно понимали современники: царь Федор Иванович запретил поминать Дмитрия Ивановича как царевича, и царь Борис Годунов, когда писал в Речь Посполитую по поводу появления там самозванца Григория Отрепьева, также говорил о том, что Дмитрий не имел прав на русский престол, так как был сыном от седьмой жены. Для чего же царь Иван Васильевич женился в пятый, шестой и седьмой раз? Вероятно, это можно понять так: хотя наследники от этих браков были нелегитимны, все-таки они кровь и плоть государя, а значит, была надежда, что дети царя поддержат своих братьев от первого брака отца в их политике. Обратимся теперь к жизни Бориса Годунова при Грозном.
Он родился, вероятно, в 1552 году, под Вязьмой. Отец рано умер, и Бориса вместе со старшим братом Василием умер в моровое поветрие 1571 года и сестрой Ириной воспитывал их блистательный брат Дмитрий Годунов. Уже в 15 лет Борис попал на царский двор — он стал стряпчим в его ведении погреба, гардероб, приемы. Но это можно объяснить не только ролью Дмитрия Годунова, но также и тем фактом, что троюродный брат Бориса, Григорий Васильевич Годунов, был дядькой то есть воспитателем царевича Федора Ивановича, младшего сына Грозного. Сравнение двух икон В 1570 году, еще не достигнув 20 лет, Борис выиграл местнический спор с князем Федором Ивановичем Сицким. То есть он документально доказал перед царем, что его, Годунова, предки ценились Рюриковичами выше, чем предки князя Сицкого, который, между прочим, был племянником Анастасии Романовой, первой и любимой жены царя Ивана! В итоге в следующем 1571 году Борис удостоился великой чести быть дружкой невесты на свадьбе царя с Марфой Собакиной и «в мыльне с царем мылся» то есть в бане. Кто и что делает во время свадьбы царя, расписывалось очень подробно. При этом дружкой царя был родственник Бориса — Иван Сабуров.
Через неделю состоялась свадьба старшего сына Ивана Грозного Ивана Ивановича, в которой Борис Годунов также принимал участие — но уже не только как приближенный Грозного, а еще и как родственник невесты. Ведь невестой была Евдокия Сабурова. Это был триумф рода Сабуровых — если царевич Иван был наследником престола, значит, Евдокию Сабурову прочили в царицы Руси! Царевич Иван был интересным человеком. Он был близко знаком с преподобным Антонием Сийским и после его преставления написал ему канон, переработал его житие. Он был знающим и думающим человеком — известны его пометки на книгах. В одной из них он писал, что имя русского народа произошло от названия реки Рось. Это неверно, но уже сам интерес царевича к теме происхождения русского народа говорит о многом. Сохранилась икона, которой Новгородский архиепископ Леонид благословил царевича Ивана и Евдокию на брак — она повторяет иконографию той самой иконы «Явление Богоматери с предстоящими Захарии Чету», о котором мы говорили как о родовой святыне этого рода.
Только эта икона является как бы «мужским вариантом» того образа: если на той иконе изображена сидящая на престоле Богоматерь, и Ей предстоят Филипп и Ипатий, то на иконе царевича Ивана и Евдокии Сабуровой — на престоле восседает Христос и Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча. Заметим, что через полвека дочь царя Бориса Ксения Годунова вышила точно такой же покров, с тем же самым образом, были только добавлены припадающие Сергий и Никон Радонежские. То, что Новгородский архиепископ благословил молодых этим образом, свидетельствует: наследие потомков Захарии Чета вышло на общероссийский уровень — их родовые символы становились общенациональными [10]. Участники этой свадьбы 1571 года прекрасно помнили, что 64 года назад отец нынешнего царя женился на другой представительнице рода Сабуровых — Соломонии. Несомненно, тема ее судьбы обсуждалась, и именно тогда немец Гейденсталь услышал из уст одной боярской дочери подтверждение того, что у Соломонии все-таки родился сын — князь Юрий Васильевич. На смотре невест и свадьбах Ивана Грозного и его сына Ивана присутствовало множество представителей Сабуровых и Годуновых; вероятно, они и были источником этой информации. Но брак царевича Ивана был несчастным — уже через год Евдокия Сабурова была пострижена в монастырь, затем царевич женился еще два раза, но умер в 1581 году, так и не оставив потомства. Что касается мифа об убийстве царевича Иваном Грозным, то его впервые озвучил иезуит Антоний Поссевино, который перед этим в пух и прах проиграл спор о вере Ивану Грозному. А художник Репин упрочил этот миф своей картиной, увенчав себя сомнительными «лаврами» другого любителя вешать ярлыки историческим деятелям — Пушкина.
После смерти царевича в родовой монастырь его первой жены — Костромской Ипатьевский — были вложены Евангелие, сочинения святителя Иоанна Златоустого, образ святителя Николы Чудотворца с деяниями и складни — «Живоначальная Троица» и «Воплощение Богоматери». Вернемся к Борису и Ирине Годуновым. С учреждением опричнины Борис вошел в состав опричного войска как и некоторые другие Годуновы и Сабуровы [11] , но про них неизвестно, чтобы они принимали какое-то участие в тех самых казнях, за которые опричников не любил народ. Его сестра Ирина Годунова родилась примерно в 1557 году и уже в 7 лет была принята на воспитание в Кремль, где росла вместе с Федором-царевичем — своим одногодком. Федор-царевич женился на Ирине примерно в возрасте 15 лет. Точная дата свадьбы Федора-царевича и Ирины Годуновой неизвестна, принято считать, что это произошло не позднее 1575 года. Вполне вероятно, что она состоялась в 1572 году — вслед за свадьбой старшего сына Грозного. Именно в этом году братья Дмитрий Иванович и Борис Федорович Годуновы сделали первый земельный вклад в Ипатьевский монастырь — село Прискоково, что неподалеку от Плеса ныне — Ивановская область. Храм села Передки Бежецкой пятины - 1531 год.
Напомню, что Ирина стала женой суздальского удельного князя, так как никто не знал, что после смерти Ивана Федор станет царем. Еще при жизни Грозного его невестка прославилась своими мастерскими. В 1572—1582 годах она и ее помощницы вышили следующие пелены: «Положение во гроб» для Ипатьевского монастыря, «Преподобный Сергий Радонежский» для Троице-Сергиева, «Преподобный Варлаам Хутынский» для Хутынского, «Преподобный Александр Свирский» для Свирского монастыря. В 1575 году царь Иван Грозный женился на Анне Васильчиковой — и Борис Годунов вновь был дружкой — только уже самого царя — и вновь вместе с ним «в мыльне мылся». В 1577 году во время военного похода по пути из Новгорода в Псков царь изволил ехать на аргамаке, то есть на коне, Бориса Годунова. Это была большая честь. И в том же году Борис был пожалован чином кравчего. Кравчие следили за тем, чтобы царь случайно не отравился и не был специально отравлен во время еды и питья. Это было не понижением чести, а данью родству, так как Нагие —родственники Годуновых — через Пешковых-Сабуровых.
При этом одна ее сестра была замужем за князем Иваном Глинским, двоюродным братом царя, а другая — за князем Дмитрием Ивановичем Шуйским — братом будущего царя Василия Шуйского. Таким образом, через этот брак Борис Федорович стал родственником видных и влиятельных родов. В 1581 году царь сделал 30-летнего Бориса боярином, а на следующий год у Бориса и Марии родилась дочь Ксения. В 1584 году, незадолго до своей смерти, Иван Грозный сделал Бориса конюшим — этот чин давался только особо доверенным и уважаемым боярам. В том году Годунову исполнилось всего 32 года.
Детство правителя, получившего впоследствии прозвище «Грозный», трудно назвать беззаботным. Мать — Елена Глинская — внезапно ушла из жизни еще через пять лет. Иван Грозный был уверен, что ее отравили. С 1538 года монарх-сирота вынужден пребывать в постоянном противоборстве с боярами и по мере сил защищаться от их нападок и притязаний. Пытаясь найти внутреннюю опору в трудные времена, Иван Васильевич начинает живо интересоваться всем, что связано с происхождением царской власти. Одну за другой он «проглатывает» книги Священного писания, русские летописи, историю Римской империи. Идея о том, что государева власть дана свыше, греет юноше душу. В декабре 1546 года достигший совершеннолетия Иван IV заявляет о своем желании жениться, но сначала — исполнить «древний обряд предков» и венчаться на царство. Таким образом он собирался упрочить свое положение как внутри страны, так и за рубежом. По западноевропейской системе титулов Великий князь был кем-то вроде герцога или принца. Царский титул, в свою очередь, поставил бы русского правителя в один ряд с королями. К тому же быть «первым среди равных» Иван Васильевич не хотел. За годы боярского правления, последовавшие после кончины Елены Глинской, он решил, что не потерпит ни малейшего намека на конкуренцию. Венчание Ивана IV на царство Источник: ross-bel.
Этот день в истории: 1547 год — первое венчание на царство на Руси
В Успенском соборе Московского Кремля 16 января 1547 года состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана Грозного. В России обряд венчания на царство был максимально приближен к византийскому оригиналу. 6. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. Венчание на царство и миропомазание над унаследовавшим трон Федором Борисовичем Годуновым не были совершены из за кратковременности его царствования. Ход Венчания на царство спланировал митрополит Макарий, которому Иван безмерно доверял.
О венчании на царство Ивана Грозного и значении этого события для истории России
Венчание Ивана Грозного на царство (кратко) | Читайте также Венчание на царство Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. |
ИОАНН ГРОЗНЫЙ | На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г. |
Венчание на царство Ивана Грозного. О вкладе семьи Марии Темрюковны в признание царского титула | Читайте также Венчание на царство Венчание на царство Начало царствования Николая II ни у кого не вызывало волнений и страхов: положение в России было спокойнее и стабильнее, чем когда-либо. |
2022-01-29 475-летие венчания на царство и первой свадьбы Царя Иоанна IV Грозного | Известно, что Иван IV венчался на царство не получив благословения патриарха Константинопольского и, следовательно, незаконно согласно средневековым канонам. |
16 января 1547 года – на Руси состоялось первое венчание на царство
Официальный титул царя на Руси появился 16 января 1547 года, после венчания на царство Ивана IV Грозного. 4. Русский государь Иван Грозный впервые венчался на царство, принял царский титул, равнозначный императорскому и стал первым Помазанником Божиим на Русском престоле. Во-первых, актом венчания на царство он завершил процесс рождения русского самодержавия и юридически оформил Российское государство. Венчание на царство российских правителей (с начала XVIII века — коронация) темой отдельной выставки стало в первый раз. Если взглянуть на фактические итоги царствования Иоанна IV, то мы увидим, что Иван Грозный правил 51 год и за это время. Ход Венчания на царство спланировал митрополит Макарий, которому Иван безмерно доверял.
Кто был первым русским царем
Реакция в Европе на царский царский титул была разной. Больше всего он не понравился польскому королю Сигизмунду II, который увидел в этом стремление Ивана IV захватить территорию Великого княжества Литовского. Зато царский титул признали с 1555 года Англия, Дания и Флорентийская республика. Трон для царя был изготовлен в Западной Европе из дерева и слоновой кости, он хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Царь Иван IV. Что мы узнали?
Кратко о венчании на царство Ивана 4 необходимо знать, чтобы понимать политические процессы в царстве Русском в XVI веке при последних Рюриковичах. Царский титул унаследовал сын Ивана IV — Федор, а затем и остальные цари. Тест по теме.
Он провел земскую, церковную и ряд других реформ, создал приказы — единые органы управления.
При нем был составлен Судебник — свод русских законов. Он сочинял церковные песнопения «стихиры» и музыку, хорошо играл в шахматы. В его правление началась торговля с Англией. Но также Иван IV ввел опричнину , которая сопровождалась разорением земель, массовыми репрессиями и террором против собственного населения, что пагубно сказалось на экономике государства. Поэтому спор об исторических итогах правления первого русского царя Ивана Васильевича идёт уже не одно столетие.
Иоанн IV Васильевич стал первым русским Государем, над которым при венчании на царство было совершено церковное Таинство Миропомазания. С тех пор Великий Князь Московский во всех сношениях своих стал с полным правом именоваться Царем. В этом звании утвердил его и Константинопольский Патриарх Иосаф соборной грамотой 1561 г. Тем самым Московское Царство официально утвердило свою преемственность от Царей прекратившего существование Второго Рима Византии. Отметим также, что к числу чисто русских особенностей чина венчания на царство издревле относилось и поучение, которое говорил первоиерарх Церкви коронуемому и которое входило, как существенная часть, в состав самого чина венчания.
Только честно. Для себя и для духовника. Нужно взять листочек бумаги и расписать, сколько времени и чему я уделяю. Всё расписать. И потом вспомнить слова Священного Писания: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». То есть, где сейчас моё сердце? Такая духовная кардиология. Пройти диспансеризацию на грядущей седмице Великого поста и честно посмотреть, насколько за минувшую неделю мы продвинулись к этому Царству. Если не сложно, то поминутно посчитать: сколько времени в понедельник, во вторник, в среду, в четверг, в пятницу, в субботу я уделил вопросам, имеющим какое-то отношение к Небесному Царству. Почему это важно сделать на следующей неделе? Потому что после Пасхи это будет уже очень сложно. Сейчас какой-то огонёк теплится, если мы постимся, читаем и молимся усиленно. Участвуя в Богослужениях, рассуждая о глубоком, о важном, мы пытаемся что-то понять, вместить. Но очень скоро на это не будет времени. Потому что будет не до этого... Как завёл тенор, как замечательно подтянул бас, как красиво звучала эта мелодия.
«Марфа Васильевна я»: как сгинули восемь жен Ивана Грозного
Торжественная церемония «венчания на царство» Ивана IV, позднее прозванного Грозным, состоялась в Успенском соборе Московского Кремля. А в митрополите, венчавшем государя на царство, можно было узнать актера казанского Театра юного зрителя и известного телеведущего Романа Ерыгина. При венчании на царство Борис Федорович Годунов (3 сентября 1598 г.) использовал нетрадиционную клятву, пообещав разделить со своими подданными последнюю сорочку, если ему не удастся покончить с царившей в государстве нищетой. Официально царский титул первым в России принял Иван IV Васильевич Грозный, венчавшийся на царство в 1547 г. На царство же Иван IV венчался первым, это было 16 января 1547 г.
Иван Грозный
Они поддерживали претензии западных «партнеров» в их стремлении лишить Грозного этого важного титула. Фроянов приводит сведения: «Нельзя забывать, что к моменту приезда литовских послов в Москву прошло всего два года, как в русской столице произошло событие величайшего государственного значения — венчание Ивана IV на царство. И послы требуют от богоизбранного государя отказаться от царского титула. Требование послов отказаться от титула царя при составлении договора о перемирии ставило вообще под сомнение царское достоинство Ивана IV и тем поощряло московских противников самодержавия к дальнейшей крамоле. Вот почему государь долго говорил о Думе, убеждая бояр не отступать от недавно провозглашенного русского царства. Казалось, бояре поняли всю ответственность решения, которое им предстояло принять, и согласились с доводами царя, но затем перевернулись, поддержав «непризнание царского титула со стороны Сигизмунда II Августа», то есть став фактически на сторону иноземного властителя. Это походило на коллективную измену бояр царю Ивану. Сильвестр же, извратив суть дела, подал все происходившее в Думе как тщеславную борьбу Ивана «за имя», а современные историки бездумно приняли поповскую версию.
Сильвестр к этому времени обладал уже столь сильным влиянием и властью, что сумел переубедить Думу и склонить ее принять решение о необходимости писать в договоре о перемирии с Великим княжеством Литовским государево имя «несполна», опустив царский титул Ивана. Боярская Дума задевала не только честь государя, но также международный престиж Русского государства, достоинство митрополита, святость и непререкаемость православной веры и церкви, задевала потому, что игнорировала акт венчания Великого князя Ивана на царство, где концентрировались все названные моменты» [9]. В завершение баталий по поводу титула и подписания мирного договора приведем следующие сведения: «Польша не хотела признавать титул за московским государем, а Иван прямо отказывался величать Сигизмунда-Августа королем» [10], «не признавал за Сигизмундом II титулы «короля русского и прусского» [11]. Но со временем, а точнее в 1561 году перед женитьбой на Марии Темрюковне, «в Москву прибыли послы от константинопольского патриарха. Вселенский собор специальной грамотой подтверждал право московита на царский титул. Глава вселенской православной церкви освятил своим авторитетом власть православного московского царя. Затеянные по этому поводу пышные богослужения призваны были поднять престиж монарха и его нового правительства» [13].
При этом, Грозный, «…получив от них искомый акт о признании царем, он уклоняется от повтора церемонии венчания в присутствии специально приехавших константинопольских архиереев. Отказался даже от благословения на том основании, что те при проезде через Литву прикладывались к католическому кресту» [14]. Окончательно вопрос с титулом царя будет закрыт в 1575 году при помощи племянника Марии Темрюковны, известного как Симеон Бекбулатович. У них родился сын Саин-Булат. Грозный, чтобы поставить точку в вопросе венчания на царство, должен был унаследовать царский титул от чингизида. Золотой Орды в то время уже не было, но оставалось политическое понятие чингизида и правило, что править может только чингизид. В 1575 году Грозный отрекся от престола в пользу племянника Марии Темрюковны.
Он правил в Московском государстве год, Грозный соблюдал принятые уничижительные формы обращения подданного к своему царю, при этом Иван Васильевич реальные бразды правления государством из своих рук не отпускал. Два портрета Симеона Бекбулатовича. В 1576 году Симеон Бекбулатович отрекся от престола в пользу Грозного, этим решили проблемы в оспаривании царского титула царя перед Западом и всеми недовольными, тем самым окончательно возвысив Московию, подняв от уровня княжества на уровень государства, которым правит самодержец. В 1575 году Марии Темрюковны уже не было в живых, она была отравлена в ходе заговора, но Грозный продолжал поддерживать отношения с ее родными.
Бахрушин, И. Смирнов , которые, впрочем, не доходили в своей апологии Ивана Грозного до объявления его святым, псевдоцерковные журналисты и публицисты, возглавляемые К. Душеновым и обосновывающие свои «открытия» авторитетом покойного митрополита Иоанна Снычева , никогда не являвшегося специалистом в области русской истории ХVI века.
В-четвертых, почитателям Ивана Грозного не только не удалось найти в Русской Церкви «прикровенно» совершившейся канонизации «оклеветанного» царя, но и обнаружить достоверные свидетельства его почитании как святого в русской церковном народе, для которого веками царь Иван Грозный оставался отнюдь не святым подвижником благочестия, а всего лишь грозным царем. Государственный акт Венчания на царство декларировал территориальную целостность Русского государства, политический суверенитет и единство русской нации, гарантом чему служила самодержавная власть царя. Этот акт детально регламентировал чин Венчания на царство первоначальный чин поставления на великое княжение , характерной чертой которого являлось сочетание светского и духовного обрядов. Последний заключался в таинстве миропомазания — чрезвычайного дарования Святого Духа, сообщаемого лишь пророкам, апостолам и государям. Этим обрядом утверждалась сакральность особы государя «помазанника Божьего» как земного наместника Бога, которому присущи божественные атрибуты: престол трон и посох. Среди древнейших атрибутов государева «чина» — «шапка золотая» с меховой опушкой её появление связано с влиянием тюркских традиций, где подобный головной убор служил символом вассалитета. По мере освобождения Московского государства от зависимости со стороны Золотой Орды великокняжеская шапка утрачивала прежний статус; своё название «Мономахова наследственная шапка золотая» получила при Иване IV Грозном.
В чине поставления на великое княжение фигурировали также великокняжеские бармы и пояс «золотой великий», при великом князе Василии I к ним присоединён так называемый животворящий крест, на котором русские государи давали крестное целование при Венчании на царство. Обряд Венчания на царство впервые был введён Иваном III, считавшим себя правопреемником византийских императоров; 4 февраля 1489 Иван III венчал на «великое княжение Владимирское и Московское, и Новгородское» своего внука Дмитрия, возложив на него бармы и шапку Мономаха. Венчание сопровождалось пышным пиром у великого князя.
Оно содержало Православный Никео-Царьградский Символ Веры и обещание хранить апостольское предание и установления церковных соборов. Богу было угодно устроить так, что преемниками византийских Императоров стали русские великие Князья, а затем Цари. Первые царские инсигнии получил Владимир Святой «мужества ради своего и благочестия», по словам святого митрополита Макария. Произошло это не просто так — «таковым дарованием не от человек, но по Божиим судьбам неизреченным претворяюще и преводяще славу греческого Царства на российского Царя».
Сам Иоанн Грозный полностью разделял этот взгляд на преемственность Русского Царства. Он писал о себе: «Государь наш зовется Царем потому: прародитель его великий князь Владимир Святославович, как крестился сам и землю Русскую крестил и Царь греческий и Патриарх венчали его на Царство, и он писался Царем». Чин венчания Иоанна IV на Царство не сильно отличался от того, как венчались его предшественники. И все же воцарение Грозного стало переломным моментом в становлении русского народа как народа-богоносца, русской государственности как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания как осознания богослужебного долга, русского «воцерковленного» мироощущения как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя.
Из 120 тысяч в Крым вернулось менее 20 тысяч. Твердость проявленная Московским государством в ответ на турецкие притязания на Казань и Астрахань, удачные военные действия против крымского хана Девлет Гирея, в рядах которого, как известно, были не только ногайцы мурза Керембердеев с 20 тысячами человек , но и 7 тысяч янычар, присланных хану турецким везирем Мехмед-пашой, наконец, удачный набег донских казаков в 1572 году на Азов, когда они, воспользовавшись разорением города от взрыва порохового склада, причинили турецкому гарнизону большой ущерб, - все это несколько «отрезвило» султанское правительство.
Кроме того, Турция после 1572 года была отвлечена борьбой, которую султану Селиму II пришлось вести в Валахии и Молдавии, а затем и в Тунисе. Это был знак примирения, особенно приятный для России, так как предшественник Мурада III, его отец Селим II, не счел нужным известить московское правительство о своем воцарении. Однако турецкая вежливость вовсе не означала отказа от враждебной наступательной политики. Стратегическая задача турок состояла в том, чтобы образовать через Азов и Северный Кавказ сплошную линию своих владений, которые, начиная с Крыма, опоясывали бы с юга Русское государство. Однако, разгром турок и татар дал возможность Московскому царству противостоять и Швеции и Польше. Польский флот, о котором мечтал Сигизмунд-Август, так и остался его мечтой. Польский король направил против царя Иоанна немецких и фламандских корсаров.
Иоанн в свою очередь пригласил к себе на службу знаменитого датчанина Керстен Роде, который захватил около 40 шведских и польских судов, серьезно подорвав торговлю между Швецией и Польшей. И война с моря перешла на сушу: обе стороны готовились к генеральному сражению. Но вдруг 7 июля 1572 года Сигизмунд-Август простудился и скончался в этот же день. После его смерти выяснилось, что в Польше Московский царь среди народа и огромного слоя небогатого дворянства пользуется авторитетом. Полякам он представлялся суровым царём, но смелым воином, все помнили его победы под Смоленском, Полоцком и Вейсенштейном. В Польше с энтузиазмом встретили мысль об избрании на польский трон Иоанна Грозного. Царь Иоанн IV в 1573 году принял польскую делегацию, прибывшую к нему с предложением принять Польшу под свою державную руку.
В 1575 году прибыла в Москву вторая польская делегация звать Иоанна на польский престол. Царь не спешил с решением и здесь он проявил не властолюбие, а государственный разум. Узнав, что сын германского императора претендует на Польский престол, Иоанн предлагает снять свою кандидатуру с польского трона, но отдать ему Литву вотчину матери Елены Глинской. Пока шли переговоры с Веной, турецкий султан потребовал от польского сейма снять кандидатуру Иоанна с польского трона в пользу венгерского боярина Стефана Батория. Своё требование султан подкрепил высылкой к границам Польши 100 тысячного войска. В Варшаве воцарилась паника. Так Османская империя решила польский вопрос.
Стефан Баторий, вступая на польский престол, поклялся завоевать Московское царство. Он начал войну против Руси в 1579 году. Здесь воевода Иван Петрович Шуйский отбил все штурмы поляков. За все время осады поляки убитыми, ранеными и «без вести пропавшими» «потеряли» почти половину своей армии.. На лицемерный призыв к миру Иоанн IV писал Баторию: «Называешь себя христианином, а хочешь ниспровергнуть христианство». И в войну вновь вмешались шведы, захватив Иван-город. Война приняла затяжной характер.
В 1581 году Иоанн Грозный вынужден был отступить из Литвы. Этим и решил воспользоваться Римский папа, назойливо предлагая Иоанну соединение церквей. Он предложил царю Иоанну дискуссию о соединении церквей Православной и Католической, делая упор на то, что Рим взаимодействует с Греческой церковью. Иоанн обличал римских пап, которые заставляют носить себя на престоле, и ставят на своём сапоге знак святого креста. Поссевино не мог вставить и слово в обличительную речь царя. А когда всё-таки попробовал сказать о папе, как о пастыре, царь Иоанн резко возразил в ответ: «Кто... Таким образом, царь Иоанн отстоял Русь и в войне религиозной, в войне за чистоту православия, которая велась более скрытными методами, чем война внешняя.
Царь Иоанн до конца дней своих оставался на государственном посту. Он думал вернуть Литву и наказать Польшу. Однако с 1583 года царь стал чувствовать себя хуже. Поссевино, давая отчет о своей деятельности, в августе 1582 года высказал мнение, что царь Иоанн «безнадежно болен». Поссевино занимал в ордене иезуитов и при папском дворе высокое положение, и его слова нельзя считать случайными. Мы не знаем многих тайн того времени, но знаем, что иезуиты никогда не брезговали кинжалом и ядом. Да и оккультисты не «забывали» Русь.