Святая София в Стамбуле снова стала мечетью. Cобор Святой Софии в Стамбуле. Некоторые специалисты считают, что церковь Сергия и Вакха, одна из старейших сохранившихся в Стамбуле и тоже ставшая мечетью спустя полвека после падения Византии, послужила прообразом для Святой Софии Юстиниана. При успешном достижении соглашения с турецкими властями о передаче Святой Софии православным, взамен открыть сбор пожертвований в России, для строительства не менее значимой и грандиозной мечети в Стамбуле. Собор Святой Софии был основан 27 декабря 537 года. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году храм был переделан в мечеть, но с 1934 года объект по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стал.
подписаться на новости
- Айя-София, Стамбул: купить билет онлайн, цена 2024, экскурсии
- Мечеть Айя-София: фото, история, время работы
- Любопытные факты
- Айя София в Стамбуле, 2024: история, мозаики, фото, как добраться.
- Айя София в Стамбуле, 2024: история, мозаики, фото, как добраться.
Не все доступно даже мусульманам: новые правила посещения собора Святой Софии
Моё личное мнение в вопросе собора Святой Софии в стамбуле. Я вчера с первых минут как узнал эту новость, сразу написал, что новость хорошая и любая молитва верующих лучше в храме, чем музей. 29 мая Турция пышно отмечала 567-ю годовщину завоевания Стамбула. Эпицентром стал собор Святой Софии. С момента преобразования в 2020 году собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть поступали многочисленные сообщения о повреждениях и случаях ва. В ближайшее время в Стамбуле планируют начать масштабную комплексную реставрацию одной из главных достопримечательностей Турции – Айя-Софии. это огромное архитектурное чудо в Стамбуле, которое изначально было построено как христианская базилика. Святая София в роли 3272-й мечети Стамбула: прецеденты, символы и пророчества.
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
Это Собор Святой Софии, ныне мечеть Айя София. Обращаем внимание, что с 15 января 2024 года вносятся изменения в порядок посещения Собора Святой Софии (Айя Софья) в Стамбуле, Турция. Таким образом собор Святой Софии в Стамбуле снова стал мечетью. Сразу после этого Эрдоган заявил, что подписал указ о превращении собора в мечеть и начале там мусульманских богослужений, которые начнутся 24 июля.
Любопытные факты
- Собор Святой Софии в Константинополе: как главный православный храм стал мечетью
- Новый статус константинопольской Софии /
- Чем заняться: Турция
- Посещение храма Святой Софии в Стамбуле для иностранцев и молящихся будет раздельным
- Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии
Повреждения появились на стенах и воротах мечети Айя-София в Стамбуле
Вход в мечеть Айя-София (собор Святой Софии) в Стамбуле сделают платным для иностранных туристов со следующего года. О таком решении рассказал глава турецкого Минкульта Мехмет Нури Эрсой. Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого – защита здания от землетрясения. это Верховный суд Турции – совещался на эту сложную тему ровно 17 минут. И разрешил превратить собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Собор Святой Софии в Стамбуле назвали не по имени мученицы Святой Софии, хотя такая тоже существовала. собор святой софии в стамбуле турция. Интерфакс: Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО в пятницу потребовал от Турции предоставить доклад о мерах, предпринимаемых для сохранения собора Святой Софии в Стамбуле, которому в 2020 году был придан статус мечети, сообщают западные СМИ.
В ЮНЕСКО потребовали от Турции доклада по Святой Софии
Собор Святой Софии Константинопольской был построен за рекордные сроки, всего за пять лет, по приказу византийского императора Юстиниана I. Это был уже третий собор на этом месте, предыдущие два были разрушены. Храм Святой Софии был основан византийским императором-христианином Юстинианом I и открыт 27 декабря 537 года. Святая София или Айя-Софья — православный храм, мечеть, музей, в каждой своей ипостаси сооружение великое, больше, чем просто архитектурный шедевр, оплот веры и благодати на все времена. Храм Святой Софии был основан византийским императором-христианином Юстинианом I и открыт 27 декабря 537 года. Власти Турции планируют превратить в мечеть храм Святой Софии в Стамбуле — один из главных памятников христианского искусства VI века.
Путин и премьер Греции обсудили ситуацию с собором Святой Софии в Стамбуле
В то же время сенатор Андрей Климов заверил, что допуск христиан, в том числе из России, на территорию объекта, будет продолжен. В организации отметили, что для изменений, касающихся объекта, входящего в список Всемирного наследия, необходимо для начала уведомить ЮНЕСКО и в случае необходимости попросить проверку у комитета Всемирного наследия. Днем ранее Госсовет Турции единогласно проголосовал за изменение статуса собора на мечеть.
Христианам же потребуется хотя бы толика отваги. Как государство мы можем, например, наконец-то поинтересоваться, а с какой стати у нас в Казани, в нашем Казанском кремле, построена огромная мечеть по турецкому, а не по типичному татарскому образу? Нет ли в этом вмешательства в наши внутренние дела? Как государство мы можем предложить принять Святую Софию на свое полное обеспечение; мы можем предложить сами сделать бесплатным вход в нее — вот это была бы благотворительность! И, право, на это ушло бы не больше денег, чем на прощение долгов азиатским государствам. Как государство мы можем объявить Святую Софию своей реликвией, и без упоминания об этом не должен обходиться ни один разговор с Турцией — так же просто и буднично, как солнце встает на востоке, Волга впадает в Каспийское море. Святая София — духовная реликвия России. И тут падает второй тяжеловесный вопрос: зачем нам это делать?
Если Россия — светское государство с тысячелетней историей, то Святая София — самый первый, самый древний артефакт, который сопровождал ее от истока. От колыбели. Три ветви русского народа — чтобы оценить значение этого символа, совсем не обязательно быть религиозным человеком. Безусловно, для многих россиян по разным причинам эти слова — пустой звук. Но даже тем, кому неважно прошлое и будущее, важно настоящее. А в настоящем люди без смыслов проигрывают людям со смыслом. В той же Казани — из-за той же мечети Кул-Шариф — недавно затравили радиоведущего Антона Боровикова, который в Инстаграме грубо отозвался о ее внешнем облике и его сходстве с турецкими образцами. Ему угрожали, к нему пришли на работу — ему пришлось удалять запись и извиняться.
На них запечатлены частично поврежденные императорские ворота. Кроме того, ранее уже появлялись другие свидетельства пользователей, заметивших похожие на следы ударов отметины на внутренних стенах сооружения, передает Tengrinews. В соцсетях были опубликованы снимки, указывающие на возможные акты вандализма в мечети Айя-София, в которую превратили древний собор Святой Софии в Стамбуле. Считается, что императорские врата собора сделаны из дерева от Ноева ковчега. Турецкие власти уже распорядились провести расследование и оценить причиненный ущерб.
Одновременно с этим султан позвал швейцарца Гаспаре Фоссати, прибывшего в 1847 году строить новое здание российского посольства оно и по сей день стоит на Истикляль , отремонтировать осыпающийся мозаичный узор храма. Фоссати, не мудрствуя, прошелся поверх краской, а заодно зарисовал мозаичные иконы, которые он видел во время реставрации. Многие из них осыпались при следующем большом землетрясении и сохранились до наших дней только на этих рисунках. В общем, София требовала непрестанного ремонта, и турки ей в нем не отказывали. Более того, завоеватели были очарованы Софией настолько, что и стамбульские мечети строили по ее подобию. В этом, несомненно, заслуга великого архитектора Синана, в своих величественных имперских мечетях вновь и вновь повторявшего образ Софии — тот же купол, лежащий на двух полукуполах, то же чувство наполняющего храм изнутри света. Голубая мечеть напротив Айи-Софии была закончена уже после Синана, в 1616 году, — теперь они смотрят друг на друга, и новый стамбульский турист не сразу сможет отличить один купол от другого. Часть мозаики разрушена. Расстаться с идеей Софии-храма оказалось сложнее. К ней регулярно возвращаются не только греки, считающие Софию своей, но и русские, тоже так считающие. Не совсем безосновательно, конечно, — все-таки и христианство наше византийское, и именно внутреннее золото Софии повлияло на выбор религии послами князя Владимира, и Софию вполне можно считать прообразом многих русских храмов Софии Киевской и Новгородской, чтобы далеко не ходить , и довольно многое о том, какой была София до завоевания, мы знаем из записей русских паломников из Царьграда. Мечты о возрождении Царьграда начинаются с «греческого проекта» Екатерины II — она мечтала покорить Константинополь и сделать столицей нового православного государства, где правил бы ее внук, которого она стратегически назвала Константином. И хотя греческий проект воплотить не удалось, Екатерина все-таки построила свой маленький Царьград, Царское Село, со своей маленькой Софией. Несколько раз казалось, что мечты эти исполнятся: в 1829 году, когда русские войска стояли у Эдирне; в 1878-м, когда русская армия дошла до Ешилькея, района Константинополя, но отступила под давлением Великобритании. Ну а реальнее всего казались эти чаяния в Первую мировую войну. Такого больше не будет. Но все же еще недавно президент Эрдоган говорил, что поезд для этих перемен ушел. Софию погубил коронавирус. Печатный станок остановился, рейтинг президента и его партии стремительно полетел вниз, и надо было срочно объединить раскалывающееся и стремительно разбегающееся общество вокруг какой-то национальной идеи.
Посещение храма Святой Софии в Стамбуле для иностранцев и молящихся будет раздельным
Прежде они украшали здание ипподрома. Эти события, конечно же, воспеты в легендах и овеяны тайнами. Якобы турки, ворвавшиеся в собор, застали службу, и священник мистическим образом исчез в разверзшейся стене алтаря. По преданию, он появится, но, видимо, нескоро, когда в соборе снова начнется православное Богослужение. Конь султана поскользнулся на крови, и султан прислонился кровавой дланью к стене. Самый известный архитектор Османской империи, Синан, ориентировался на купол Софии и пытался превзойти его в своих творениях. Только в одном Стамбуле он возвел 25 мечетей , каждая из которых напоминает Святую Софию. Венец его творчества — великолепная Сулеймание, построенная по заказу султана Сулеймана Великолепного в 1557 году.
Начался второй этап реставрационных работ в стамбульской мечети Айя-София, цель которого — защита здания от землетрясения. При этом реставрационные работы, стартовавшие здесь в конце августа, ведутся поэтапно в разных частях мечети, и вход в неё как верующих, так и туристов не ограничен, сообщает РИА Новости со ссылкой на Министерство культуры и туризма Турции. Планируется также очистка внешнего фасада.
Со Святой Софией можно сделать аналогично». Всемирный совет церквей призвал Эрдогана пересмотреть решение по Святой Софии. Намаз совершил также сам Реджеп Тайип Эрдоган. Изображения христианских святых на время намаза были закрыты тканью. Молящиеся разместились как внутри здания, так и на территории перед ним. Архитектурные особенности. Это базилика с четырёхугольным средокрестием, увенчанным куполом. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Прочность стен храма достигается, по мнению турецких исследователей, за счёт добавления в строительный раствор экстракта листьев ясеня. Середина широкого нефа, квадратная в основании, ограничена по углам четырьмя массивными столбами, подпирающими громадные арки, и покрыта довольно плоским куполом 31 м в диаметре, вершина которого отстоит на 51 м от пола. Купол состоит из сорока радиальных арок; в нижних частях межарочных промежутков прорезаны арочные окна их также 40 , благодаря чему в нижней части купола создаётся ощущение сплошного светового пояса. Купол связан с перекрываемым прямоугольным в плане пространством с помощью сферических треугольников — парусов, — которые в дальнейшем получили большое распространение в мировой архитектуре. К подкупольному пространству примыкают с востока и запада две колоссальные ниши с полусферическим верхом: в восточную нишу открываются своими арками ещё три меньшие ниши, из которых средняя, служившая алтарной апсидой, глубже остальных и выступает из общего плана храма в виде полукружия; к западной большой нише примыкают также три ниши; из них средняя, представляющая вверху не полусферический, а обыкновенный коробовый свод, содержит в себе три двери, ведущие в пристроенные к храму внутренний и внешний притворы, впереди которых некогда находился теперь несуществующий двор, обнесённый галереей с колоннами. Подкупольное пространство с северной и южной сторон сообщается с боковыми нефами с помощью арок, поддерживаемых порфировыми и малахитовыми колоннами, вывезенными из храмов Малой Азии и Египта; под этими арками идёт ещё по ярусу подобных же арок, которыми открываются в подкупольное пространство устроенные в боковых нефах галереи гинекея, а ещё выше — громадные арки, поддерживающие купол, заделаны прямой стеной с окнами, расположенными в три ряда. Кроме этих окон, внутренности храма дают обильное, хотя и несколько рассеянное освещение 40 окон, опоясывающих основание купола, и по пяти окон в больших и малых нишах. Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении нескольких столетий и отличалась особой роскошью мозаики на золотом полу, 8 зелёных яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе. Стены храма также были полностью покрыты мозаиками как сюжетные композиции, так и орнаменты. Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства VI в. Мозаичное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом в апсиде К достопримечательностям Святой Софии относится «плачущая колонна», покрытая медью, а также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок. В 1935 году с фресок и мозаик были счищены скрывавшие их слои штукатурки. Таким образом, в настоящее время на стенах храма можно видеть и изображения Иисуса Христа и Богоматери, и цитаты из Корана на четырёх больших щитах овальной формы. На перилах верхней галереи храма можно обнаружить граффити, оставленные на протяжении всей истории его существования. Наиболее древние из них покрыты прозрачным пластиком и считаются одной из охраняемых достопримечательностей. Мозаичный цикл. Все сохранившиеся мозаики этого периода являются орнаментальными и расположены в нартексе, нефах, галереях и главной арке. Сохранившиеся мозаики с изображением человеческих фигур и ангелов были созданы после окончания иконоборчества. Эти мозаики представляют собой пример византийского монументального искусства и были выполнены с середины IX века по XIV век. Современное состояние[ править править код ] После обращения собора Святой Софии в мечеть начались постепенные перестройки здания. При султане Махмуде I в 1739—1742 годах была проведена перестройка собора, в ходе которой в алтарной части появился михраб.
У ног Иисуса — мозаичный император Лев Мудрый и сложенный матерчатый "парус". Вдоль изображения протянуты тросы, на которых этот "парус" поднимают, чтобы закрыть лик и не смущать мусульман, по канонам которых изображение живых существ запрещено. Я уже знаю, что пройти на галереи, где сохранились прекрасные исторические мозаики, нельзя. Так что не скрытый "парусами" Спаситель — настоящая удача. Но радость длится недолго. Прежняя Святая София с первого же шага поражала объемом, воздухом, высотой. Этой атмосферы больше нет. Каменный пол, напоминавший море, закрыт ярко-зеленым ковром. Ковер пушист и приятен на ощупь, но ядовитый цвет напоминает то ли коридор недорогой гостиницы, то ли чистую зону аэропорта. Сходство усиливают раздвижные заборчики, которые разделяют бывший музей на несколько "загонов". Носить свою обувь в руках можно только в самом первом, дальше не пустят, пока не оставишь кроссовки в ящике у входа. В "загон" напротив алтарной части пускают только мужчин. Слева и справа заборчики выстроены змейкой и ведут в "загоны" у колонн. Подойти к колоннам нельзя. Да, знаменитая "колонна желаний", в отверстие которой надо было вложить большой палец, описать ладонью круг и почувствовать влагу, больше недоступна, и теперь плачет своими волшебными слезами в полном одиночестве. В каждом "загоне" сидят и даже лежат прямо на ковре босые люди. Многие из них все утро ходили по жаре за экскурсоводом. Внутри Святой Софии пахнет немытыми ногами и потными носками, - в отличие от мусульман, туристы не привыкли к омовениям в специальном фонтане перед входом в мечеть. Всего этого Иисус уже не видит, потому что его младенческий образ на руках у Богородицы в апсиде над бывшей алтарной частью надежно закрыт "парусами". Люстры спущены чуть ли не на головы посетителям, вытяни руку — и сможешь коснуться плафона. Под центральной, самой большой, собираются туристические группы. В этот момент у меня, придавленной между люстрами и ядовитым ковром, возникает некоторый вопрос. Задать его хочется криком. Но я молчу. Если я внезапно ощутила себя крестоносцем без отряда, случайно запертым в теле сорокалетней тетеньки, то остальные-то тут при чем. Спустя минут пятнадцать над зеленым ковром и лежащими на головах люстрами проносится механический голос. По-турецки и по-английски он сообщает, что время туристов истекло и помещение необходимо освободить для верующих. Затем на зеленый ковер выходит охранник в форме. Выкриками и жестами он сопровождает посетителей к выходу. Изгоняет, так сказать, из храма. Замечаю, что справа, высоко, на недоступной теперь галерее за перилами, стоит кто-то невысокий и подглядывает за этой странной процедурой.
Турецкий гамбит: зачем переделывать собор Святой Софии из музея в мечеть
Она вела в отсек, где заседали чиновники Патриархии. Говорят, что одна сторона двери символизирует рай, а другая — ад. Письмо Викинга В византийский период викинги по рекам добирались до Черного моря, а оттуда в Константинополь. Они служили наемниками императорам.
В южной галерее на верхнем этаже, на мраморных перилах, алфавитом руни выгравировано имя солдата по имени Хальвдан. Надгробие Хенрикуса Дандоло Те, кто читал роман Дэна Брауна «Инферно», помнят, что Хенрикус Дандоло, венецианский дож, возглавивший 4-й крестовый поход 1204—1261 гг. Позже его могилу вскрыли византийцы, а кости Дандоло выбросили в море.
Символическое надгробие Хенрикуса Дандоло расположено в верхней галерее. Наклонные колонны Вы заметите, что некоторые колонны галереи верхнего этажа наклонены, как Пизанская башня. Это колонны, которые изгибаются из-за давления, создаваемого куполом.
Разделы, добавленные после того, как стала мечетью Михраб и минбар Михраб, представляющий собой полое и углубленное место посередине стены, перед которым прихожане стоят во время совершения молитвы, датируется XIX веком. По обеим сторонам великолепного алтаря, украшенного позолотой, стоят большие масляные лампы, которые привезли из церкви в Венгрии во времена правления Сулеймана Великолепного. На правой стене михраба висят каллиграфические произведения османских султанов, а на левой — работы выдающихся каллиграфов того периода.
Здесь имам произносит свои проповеди и возглавляет молитвы. Он был построен султаном Мурадом III. Ложа муэдзина Напротив минбара, находится строение, построенное в классическом османском стиле.
Как и михраб, он также обращен к Каабе в Мекке. Муэдзин стоит на вершине этой ложи во время молитвы. Ложа султана Слева, в северо-восточной угловой нише — строение, поднятое на стройные колонны.
Это была ложа, построенная братьями Фоссати для Абдулмеджида. Здесь султан мог уединиться на молитве. В манере, типичной для архитектурной практики XIX века, Фоссати объединил разные стили, о чем свидетельствуют колонны и парапеты в византийском стиле, украшенные стилизованным османским орнаментом.
Большие линейные знаки 8 больших круглых каллиграфических пластин, висящие в зале, были написаны Казаскером Мустафой Иззетом Эфенди, одним из самых известных каллиграфов того периода, во время реставрации братьев Фоссати. Это самые большие каллиграфические знаки в мире, диаметром 7,5 метров. Библиотека Махмуда I Когда вы двигаетесь в южную часть собора Святой Софии, вы увидите золотистое, богато украшенное место, — это библиотека.
Его построили при Махмуде I в 1739 году. Мавзолеи Османские султаны хотели навсегда найти покой в соборе Святой Софии. Муваккитане Муваккитаны — это места, где люди, которые сообщали время молитвы, глядя на солнце, определяли время и час молитвы и проводили небольшие астрономические исследования.
Мувакитане был построен братьями Фоссати при султане Абдул Меджид. В византийский период на этом месте была башня с часами. Начальная школа В настоящее время также используется как выставочный зал, проводятся различные встречи и конференции.
Фонтан Выйдя в сад, вы увидите очень богато украшенный фонтан, построенный Махмудом I в 1739 году. Он состоит из восьми мраморных колонн с 16 кранами. В византийский период здесь тоже был фонтан.
Прежде чем войти в собор Святой Софии, верующие умывали в этом фонтане руки и лица. Как добраться до собора Святой Софии? Проще всего добраться на трамвае, поскольку перед Софийским собором располагается остановка.
На трамвайной линии Багджылар-Кабаташ можно выйти на остановке «Султанахмет» и дойти до собора Святой Софии, а можно выйти на остановке «Гюльхане», пройти немного дальше и осмотреть окружающие достопримечательности. Для тех, кто прибывает с азиатской стороны — воспользуйтесь паромом. Сядьте на паром до Эминёню из Кадыкея или Ускюдара.
На трамвае с остановки Эминёню двигайтесь в направлении Багджылара, воспользовавшись трамвайной линией Багджылар-Кабаташ, как указано выше. Мармарай — хорошая альтернатива для тех, кто приезжает с азиатской стороны Стамбула или тех, кто хочет сократить свое путешествие с европейской стороны. Выйдя из Мармарай на остановке Сиркечи, можно воспользоваться трамвайной линией, либо добраться пешком.
Если вы едете на собственном автомобиле, знайте, что улицы вокруг Голубой мечети закрыты для движения транспорта. Можно найти парковку возле дворца Топкапы. Подробнее: Такси в Стамбуле: советы, цены в 2024 году, как вызвать Где находится Святая София Это одно из первых мест, которое стоит увидеть, оказавшись в Стамбуле.
В 2022 году храм посетили 13,6 миллиона человек. Данные за прошлый год пока не обнародованы. В прошлом году в Айя-Софии начались реставрационные работы. Внутри были установлены камеры видеонаблюдения, противопожарная система и система оповещения о чрезвычайных ситуациях. Специалисты провели работы по очистке и консервации мраморных покрытий и деревянных перил галерейного этажа, того самого, что теперь открыт для туристов. Кроме того, ведутся работы по укреплению здания с целью защиты от возможного мощного землетрясения.
Планируется очистка внешнего фасада, минаретов. Как ожидается, реставрация продлится три года. Власти Турции рассчитывают, чтоплата за вход в Айя-Софию решитпроблему длинных очередей. Возможно, это стало одной из причин, по которой власти Турции решили сделать вход в храм-музей платным. Впрочем, идея эта не нова, к такому способу получения финансирования прибегают во многих странах мира. Так, вход в собор Святого Петра в Риме Ватикане , в общем-то, является бесплатным, но для того, чтобы попасть внутрь, необходимо отстоять огромную очередь.
А можно купить билет за 25 евро , по которому предоставляется право на приоритетный проход.
Около 260 квадратных метров мозаики украшают основные части интерьера, то есть центральный купол и алтарь. Стены пяти проходов и обеих башен покрыты 3000 квадратных метров фресок, относящихся к XI веку. Мозаики Софии Мозаики Софии Ряд мозаик Софийского собора считаются шедеврами и служат наследием византийского искусства.
Мотивами, использованными при создании мозаики, были в основном имперские портреты и изображения Христа. Апсида собора Одна из таких великолепных мозаик - мозаика апсиды, выполненная в IX веке, которая украшает купол за алтарем. Это изображение Девы Марии, сидящей на троне без спинки, с младенцем Иисусом на коленях. Ее сопровождает сверкающий золотой фон, который выбран намеренно для создания сильного контраста с темным цветом одеяния Марии.
Иисус Пантакратор Другой шедевр - мозаика «Пантакратор». Это фигура Иисуса, расположенная на вершине Императорских ворот. Ее символика такова: Иисус благословляет мир правой рукой и несет Священные Писания в левой руке. Я - Божественный Свет».
Христос Деисус Всемирно известная мозаика «Деисус», которая считается началом возрождения в византийском искусстве, расположена на западной стене северной галереи собора Святой Софии. Иоанн Креститель изображен с правой стороны, а Дева Мария - с левой стороны от Иисуса. Сам Спаситель мира находится в центре этого величественного важнейшего произведения византийского искусства. Апостолы и Отцы церкви Символическая сцена Апостолов, принимающих Причастие, раскрывает основную догму христианской религии.
Подписка Отписаться можно в любой момент. Собор Святой Софии - это огромное архитектурное чудо в Стамбуле, которое изначально было построено как христианская базилика. Подобно Эйфелевой башне в Париже или Парфенону в Афинах, собор Святой Софии является долговечным символом космополитического города.
Сначала это была православная церковь, затем мечеть и музей. И вот, Святая София в четвертый раз за свою историю изменила свой статус, став мечетью. История собора Знаменитое здание с куполом находится в стамбульском районе Фатих, на западном берегу Босфора.
Святая София Юстиниан I построил массивное сооружение в 532 году, когда город - тогда известный как Константинополь - был столицей Византийской империи. Инженеры в то время привозили строительные материалы со всего Средиземноморья, чтобы построить колоссальный собор. Юстиниан I Собор Святой Софии служил домом Восточной православной церкви в течение 900 лет, за исключением короткого периода в XIII веке, когда это был католический собор под контролем европейских захватчиков.
Те разграбили и оккупировали Константинополь во время четвертого крестового похода. В 1453 году османский султан Мехмед II Завоеватель Фатих вошел в Константинополь и превратил архитектурное чудо, которое на протяжении тысячи лет носило титул самого большого собора в мире, в мечеть. Османские архитекторы удалили и замазали православные символы внутри Софии и добавили мусульманские атрибуты.
При этом архитектура Святой Софии вдохновляла строителей многих стамбульских мечетей и даже мировых объектов. С момента открытия в 1935 году он стал одной из самых посещаемых туристических достопримечательностей Турции. Мустафа Кемаль 1500-летняя история Софии имеет огромное религиозное, духовное и политическое значение для групп внутри и за пределами Турции.
Айя-София: самый известный музей Турции, ставший мечетью
И не турками, как можно было бы подумать. Константинополь был взят венецианцами из Четвертого крестового похода. Инициатором действия был 95-летний полуслепой венецианский дож Энрико Дандоло. По иронии судьбы он захоронен на хорах Святой Софии. Обратите внимание на плиту с надписью Henricus Dandolo. Кстати, кони на базилике Сан-Марко в Венеции — трофей из Константинополя. Прежде они украшали здание ипподрома. Эти события, конечно же, воспеты в легендах и овеяны тайнами.
Разве только менялись легенды о причинах. В 11 веке рядом с колонной явился Григорий Чудотворец — после этого камень стал выделять целительные слезы. Когда собор Святой Софии превратился в мечеть Айя-Софья, в медном листе у основания колонны сделали отверстие для пальца, с помощью которого можно загадать желание. Вот уже шестьсот лет огромный купол Святой Софии слушает шепот миллионов, пришедших просит чуда к плачущей колонне. Найти колонну в огромном храме легко: ее основание покрыто медными листами, потемневшими от времени и влаги. На одном листе подобно Солнцу сияет окружность размером примерно с ладонь или чуть больше. Сколько прикосновений помнит это отверстие — не сосчитать.
И при этом не помешав богослужениям. Для туристов был разработан аудиогид на 23 языках. При помощи QR-кода его можно скачать на мобильные устройства и прослушать при помощи наушников если нет своих, при входе можно будет получить одноразовые. Собор Святой Софии был возведен в 537 году. В 1453 году, после захвата Константинополя Османской империей, он был преобразован в мечеть и в таком виде просуществовал до 1934 года, когда по инициативе основателя Турецкой республики Кемаля Ататюрка из него сделали музей. В 1985 году архитектурный комплекс вместе с другими памятниками, расположенными в исторической части Стамбула, был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Теперь туристы по туннелю смогут попасть на второй ярус прежде он был закрыт , где расположена галерея, и осмотреть оттуда фактически всю мечеть, при этом не помешав богослужениям. Согласно опросам, более 70 процентов респондентов в Турции поддерживали этот шаг. В итоге в июле 2020 года госсовет Высший административный суд Турции аннулировал решение от 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей. А президент республики Реджеп Тайип Эрдоган распорядился начать там богослужения первый намаз был совершен 24 июля 2020 года. С этого момента вход в мечеть стал бесплатным. Смена статуса собора вызвала большое возмущение в православном мире. Однако власти Турции заверили, что его превращение в действующую мечеть не изменит его статуса как одного из объектов мирового культурного наследия.
Собор Святой Софии хотят превратить в мечеть. Православная святыня может закрыться для части мира Freepik Читать 360 в Министр юстиции Турции выступил за превращение собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Свое разрешение дал Верховный суд, но Константинопольский патриарх против. Сейчас здание является музеем. Верховный суд Турции решил, что статус собора Святой Софии в Стамбуле может быть изменен. На это должен быть специальный указ президента, сообщило греческое издание Оrthodox Times. По мнению судей, Реджеп Тайип Эрдоган имеет право или сохранить статус музея, или поменять его по своему усмотрению. Реклама Пока же против превращения собора Святой Софии в мечеть выступил патриарх Константинопольский Варфоломей. Варфоломея процитировал Euronews. Политическая игра Эрдогана «С юридической точки зрения, если Турция хочет превратить собор в мечеть, то может это сделать. В конце концов, право делать со зданием что угодно принадлежит именно Турции. Но с политической точки зрения все гораздо сложнее, чем кажется», — объяснила «360» политолог из Турции Джейлан Озгюль. Так как сейчас собор Святой Софии — музей, то любой человек — мусульманин, христианин, еврей — может зайти внутрь и помолиться.
Посещение собора Святой Софии в Стамбуле сделают платным для иностранцев
Горячие дискуссии в разных странах после решения турецких властей о статусе собора Святой Софии в Стамбуле. Собор Святой Софии (Айя-София) был основан византийским императором Юстинианом и открыт в 537 году. Моё личное мнение в вопросе собора Святой Софии в стамбуле. Я вчера с первых минут как узнал эту новость, сразу написал, что новость хорошая и любая молитва верующих лучше в храме, чем музей. Собор Святой Софии в Стамбуле является монументальным шедевром архитектуры и символом слоев истории, которые формировали город на протяжении веков. Святая София или Айя-Софья — православный храм, мечеть, музей, в каждой своей ипостаси сооружение великое, больше, чем просто архитектурный шедевр, оплот веры и благодати на все времена. Собор Святой Софии возведен в 537 году.