Новости светомузыка ссср

1:20 Светомузыка искра СССР на разных режимах с музыкой. Советская цветомузыка электроника цм 17. Смотрите онлайн видео «Светомузыка из СССР Сполох» на канале «Водопадные экскурсии» в хорошем качестве, опубликованное 16 марта 2024 г. 18:50 длительностью 00:07. Светофор ЭЦМУ 120-220 Электронная цветомузыкальная установка [Светомузыка СССР].

Спектр-301 или мечта идиота

Отличительная черта светомузыки ссср заключается в том, что прибор способен создать потрясающее световое шоу, которое погружает в атмосферу праздника и веселья. военные истории второй мировой войны 10:01. Цветомузыка Советская Гавань, Лазерная светомузыка в Советской Гавани.

Светомузыка

Одними из самых ярких соратников и оппонентов Галеева в вопросах художественной природы светомузыки были Юрий Правдюк, руководитель харьковского Театра светоживописи и Флориан Юрьев, спроектировавший "Светомузыкальный театр" и создавший уникальную концепцию светописи. Этим личностям и их искусству света и будет посвящена лекция "Прометеи советской светомузыки " Лектор Янина Пруденко - кандидат философских наук, доцент культурологии , куратор Открытого архива украинского медиаарта , преподаватель Школы Родченко , преподаватель магистерской программы ArtTECH МИСиС , лауреат премии Инновация 2021 региональный проект , соавтор Art Footprint Manifesto , соорганизатор Art Footprint Conference автор книг «Украинская светомузыка» 2019 на укр.

Надо менять конденсаторы. Устройство цветовых эффектов "Электроника ЦМ-01" 1989 года выпуска Волгоградский завод электронного машиностроения. Устройство предназначено для цветодинамического сопровождения речевых и музыкальных программ свето и цветовыми эффектами.

Самовывоз, и шоу-рум в 2023 году. Бесплатная доставка: сроки доставки 3-5 дней. Доставка: Транспортной компанией, почтой и курьером. Адрес: Багратионовский проезд, д.

Возможна Оплата при получении, гарантия 1 год! ФЗ-44 Участвуем в государственных тендерах.

Получить ссылку на данный экспонат Музей отечественных цветомузыкальных устройств На этой страничке Вы можете познакомиться с цветомузыкальными приставками, выпускавшимися в различные годы в нашей стране. По возможности мы стараемся предоставить полную информацию по всем моделям: технические характеристики, фотографии с различных сторон и внутри, принципиальные схемы, инструкции по эксплуатации, а также видео работы устройства Наш музей - виртуальный, поэтому представленные экспонаты не продаются, так как находятся в нем только в виде фотографий и схем Все имеющиеся схемы вы можете скачать с нашего сайта абсолютно бесплатно, без всякой регистрации и на высокой скорости Последний добавленный экземпляр именно новый экземпляр, а не фото или схема к уже имеющимся обозначается значком Чтобы получить ссылку на нужный экспонат в командной строке браузера, нажмите на значок цепочки в его правом верхнем углу На сегодняшний день в музее находятся: экспонатов - 106, схем или инструкций - 86, фотографий - 844, видео - 111.

Как это было… Цветомузыкальные устройства в СССР

Винтажная светомузыка из СССР!)) Известная всему поколению 80-х светомузыкальная приставка с частотным делением Светофон. Светомузыка из СССР – объявление о продаже в Рождествящем. Отличительная черта светомузыки ссср заключается в том, что прибор способен создать потрясающее световое шоу, которое погружает в атмосферу праздника и веселья. Философ и музыкант Александр Скрябин был человеком разносторонним: попытки соединить несколько видов искусства в единое целое привели к созданию светомузыки. Смотрите в следующем видео, как работает светомузыка на практике.

Светомузыка ссср - 88 фото

Просто как все СССР-овские радиолюбители, в своё время переболел этой светомузыкой. Мираж цмп светомузыка цм цветомузыка 1989 г СССР винтаж экономдоставка! 1:20 Светомузыка искра СССР на разных режимах с музыкой. Светомузыка, яркие, мелькающие огоньки, при выключенном верхнем освещении, создавали атмосферу праздника, таинственности и даже некоторой интимности.

Зарождение цветомузыки и мистериальные гармонии Скрябина

С его владельцами Роман договорился о помощи. Магазин согласился платить за электричество, питающее вывеску, и следить за её состоянием по окончании реставрации. Участвовали также управляющая компания дома и директор печного центра «Ками». Благодаря помощи местных жителей реставрация обойдётся в стоимость расходников, а деньги на демонтаж вывески удалось собрать всего за неделю. Роману удалось выяснить, что раньше надпись горела розовым светом — восстанавливать её будут в том же виде. Кроме «Магазина», в Петрозаводске осталось пять или шесть неоновых вывесок. Поскольку город находится неподалёку от границы с Финляндией, некоторые из них переведены на финский язык. Роман рассчитывает, что их тоже восстановят. Возрождённые в видеоарте новосибирские вывески Осенью 2017 года новосибирская команда студии Massfilm Production смонтировала видеоэссе, в котором зажгла старые городские вывески.

Идея пришла директору студии Андрею Федяеву во время прогулки по Новосибирску. Уже потом это подкреплялось другими идеями: что все эти вывески ассоциируются с теплом, детством или чем-то другим», — объяснил Федяев. В ролике использовали музыку советского композитора Сергея Штерна и кадры кинохроники, чтобы современные конструкции не заслоняли старые. Некоторые находятся на балансе жителей домов, некоторые просто остаются на своих местах, понемногу разрушаясь. Постепенно надписи демонтируют. Ещё год-два, и их точно не останется. А жаль. Пара тёмных кварталов — и в тепло, в свет, в горячую тарелку с супом», — рассказывал Федяев.

Товар в наличии, обращайтесь к менеджеру за консультацией! Светомузыка ссср в наличии, обращайтесь к менеджеру за консультацией! Консультация является бесплатной. Есть самовывоз, открыт шоу-рум интернет-магазина в 2024 году. Доставка оборудования: сроки доставки 3-5 дней. Бесплатная доставка: почтой, ТК и курьером.

Потребляемая ЦП мощность от электрической сети не превышает 300 Вт. Габариты цветомузыкальной приставки - 540х280х200 мм. Её масса 7 кг. Розничная цена 125 рублей. ЦМУ предназначена для светоцветового сопровождения музыкальных фонограмм. Конструкция позволяет разделить частотный спектр фонограмм на четыре полосы соответствующие 4-м цветам. В зависимости от содержания фонограмм, за счёт загорающихся ламп разных цветов и их комбинаций получаются красочные цветовые эффекты. А за счёт перепадов уровня сигнала от тихого к громкому лампы так же динамически изменяют силу света. Всё это вместе значительно усиливают восприятие музыки. Общая мощность ламп ЦМИ около 400 Вт. Цена установки 145 рублей. Устройство "Ростов-Дон" предназначено для цветодинамического сопровождения речевых и музыкальных программ от бытовых источников. Устройство имеет два режима работы. Количество каналов - 4. Диапазон рабочих частот 20...

Арчимбольдо по праву можно назвать и автором аналогии цвета и звука, и автором идеи цветомузыки одновременной демонстрации живописи и музыки , а также автором идеи нового самостоятельного вида искусства — «музыки цвета». Труда и энтузиазма, в основе которых лежала вера в новые идеи, было затрачено немало. Однако никакого практического значения эти открытия тем не менее не имели. Современники опытом Арчимбольдо не воспользовались, изыскатели более позднего времени приходили к идее цветомузыки самостоятельно. Имя Арчимбольдо было прочно забыто потомками и сегодня почти неизвестно даже специалистам. Прошли столетия, но идея цветомузыки не умерла. Ее носителем стал выдающийся композитор Александр Николаевич Скрябин, выдвинувший и первый в России попытавшийся осуществить идею цветомузыки как нового слухозрительного искусства, художественно сочетающего музыку с движущимся во времени цветом. Начало нашего века. Само время грезило новым. Это новое стремительно рвалось во все виды искусства. Казалось, природа словно специально создала Скрябина для революционных дерзаний. Дело в том, что он обладал редкой физиологической особенностью — внутренним видением звуковых тональностей в цвете. Вначале композитор лишь теоретически и весьма смутно для восприятия окружающих говорит о покорившей его идее. Он мысленно видит цветовые волны, в которые должен погружаться зал во время музыкальных концертов. Но постепенно идея конкретизируется и обретает реальные очертания. В 1910 году Скрябин пишет необычное симфоническое произведение «Прометей» другое его название «Поэма огня» , где музыкальное звучание органически дополняется цветосветовой партией. Это была первая в мире цветомузыкальная партитура. Первой и, к сожалению, единственной она остается и до сих пор. Осуществить концертное исполнение поэмы композитору так и не удалось. Идея осталась нереализованной. Неисполненный при жизни Скрябина, как был задуман, «Прометей» тем не менее вызвал множество толков и споров. В России и в США было несколько «цветомузыкальных» исполнений поэмы. Русский композитор, пианист и основоположник отечественной цветомузыки Александр Николаевич Скрябин 1871 -1915 гг. Идея цветомузыки Скрябина со временем оказалась в русле «левого движения» в искусстве. Она вполне отвечала, к примеру, футуристическим представлениям о будущем новом искусстве, в которое в то время многие отчаянно верили. Система музыкально-цветовых соответствий А. Скрябина Это искусство должно было быть чуждо традиционным классическим формам, синтезируя звук и цвет, слово и изображение, звук и запах и т. Существовала попытка и другого, не менее оригинального опыта — буквального представления стихов в цветах. Такое «действо» проделал известный в 20—30-е годы, а теперь забытый художник и искусствовед Г. Гидони много занимался проблемой цветомузыки и теоретически, и практически. Он организовал специальную цветомузыкальную лабораторию в Ленинграде, которую сам и возглавил. Построил несколько вариантов цветопроекционных пультов. Художник получил на свои цветомузыкальные изобретения патенты. Много и разнообразно экспериментируя, Гидони пытался связать с цветомузыкой — новым явлением социалистической культуры, которое он активно пропагандировал, — «классические искусства». Им написаны книги, связывающие цветомузыку с живописью, декорацией, поэзией. В 1933 году в московском издательстве вышла малюсенькая книжонка Гидони, как несложно догадаться, ставшая теперь библиографической редкостью. В ней — прелестные стихи А. Пушкина «Фавн и пастушка», в которой рядом со стихотворными строчками расположены какие-то загадочные значки. Оказалось, что это — зашифрованная запись партии цветового пульта.

Цветомузыка ссср

Световые приборы СССР. Цветные стекла для светомузыки. Космонавт светомузыка. Цветомузыка электроника СДУ 3 лампы.

Светомузыка электроника 04. Цветомузыка и светомузыка Ритмосвет Импульс. Цветомузыка Святогор.

Приставка Мираж 3. Корпус приставка цветомузыка спектр 1986. Цветомузыкальная приставка светильник 1986 г.

Цветомузыка Искра. Цветомузыку электроника е1 04м. Цветомузыка электроника 04м.

Электроника e1-04м. Светомузыка СССР " электроника е1 - 04 м. Светомузыка ритм СДУ-3.

Электроника СДУ-3 ритм. Лампы для светомузыки СДУ 3. Телемеханика 3 цветомузыка схема.

Цветомузыкальная приставка цветомузыка Орбита. Цветомузыка Радуга 2. Прометей-1 цветомузыкальная приставка.

ЦМУ Прометей 1. Цветомузыка Прометей 1. Конструктор ЦМУ Прометей-1.

Светомузыка 80. Светомузыка из 80х. Советская цветомузыка телемеханика 3.

Конструктор ЦМУ. Цветомузыка электроника цм-16. Электроника цм 16.

Цветомузыка Аврора-1. Цветомузыка СССР телемеханика. Блок питания цветомузыки телемеханика 6.

Цветомузыка сполох. Спектр 301. СССР спектр 301.

Спектр-301 установка цветомузыкальная. Электроника цм 81. Цветомузыка Sanyo - 006 IV-M 84.

Электроника цм-0. Усилитель спектр 301. Цветомузыкальная приставка Радуга.

С выхода компараторов сигнал поступает на базы транзисторов КТ315Б, которые выполняют роль модуляторов. Питание на коллекторы этих транзисторов поступает с мультивибратора VT13- VT14, который вырабатывает высокочастотный сигнал, который пройдет через импульсные трансформаторы. В итоге на выходе модуляторов формируются пачки высокочастотных импульсов, синхронизированных с сетью. С коллекторов модулирующих транзисторов сигналы поступают на базы транзисторов КТ503Б, в коллекторные цепи которых включены импульсные трансформаторы. Выходы трансформаторов подключены к управляющим цепям тиристоров через диоды, которые ограничивают обратные выбросы индуктивностей. В итоге, тиристоры открываются в соответствии с длиной импульсов, сформированных компараторами.

С верхнего по схеме компаратора сигнал подается сразу на два модулирующих транзистора. С нижнего из них сигнал снимается с эмиттера, а не с коллектора. По этой причине второй сверху, то есть «синий» канал работает в противофазе «зеленому», то есть обеспечивает фон или подсветку экрана при отсутствии высокочастотного сигнала. Для усиления эффекта в данной цветомузыке установлен двигатель, который размещается в центре экрана между лампами. К оси двигателя закреплен трафарет из алюминия, который вращается перед лапами и создает причудливые тени на матовом оргстекле экрана. В схеме питающая обмотка двигателя включена в сеть 220 Вольт, а на управляющую обмотку напряжение с трансформатора подается через транзистор и выпрямительный диод.

К базе транзистора подключены два переменных резистора. Один из них регулирует напряжение смещения на базе, то есть устанавливает начальную скорость вращения трафарета. Верхний по схеме переменный резистор подключен к выходу «красного» канала, то есть вращение двигателя определяется низкочастотным сигналом. Питание на тиристоры подается через два диодных моста попарно, так как один мостик КЦ402 выдерживает нагрузку только двух каналов. Мультивибратор питается нестабилизированным напряжением. Конденсаторы на входе схемы гасят помехи, создаваемые тиристорами.

Трансформатор ТАН-1 применялся еще для ламповых устройств и в схеме использованы 5 обмоток на 6,3 В. Печатная плата устройства представлена на фото. Желающие могут изучить вышеизложенную информацию. Рассмотрим лишь проведенные изменения и доработки. Во входном каскаде исключен полевой транзистор в обратной связи ОУ, так как он оказывал мизерное влияние на работу устройства. В старой цветомузыке часто приходилось накручивать регуляторы всех трех каналов, чтобы настроить на новый музыкальный клип.

Регуляторы начальной подсветки наоборот исключены, так как в них нет необходимости. Коснемся изменений элементной базы. На таких же элементах DD3. Двигатель из схемы исключен, а движение света на экране создается переключением работающих ламп. При этом поверх цветных стекол фильтров перед лампами установлены накладки с окнами разных видов, что создает причудливые формы свечения на экране. Теперь тиристоры трех каналов, указанные на схеме сверху, включены последовательно с тиристорами VS4 и VS5, которые включаются попеременно, обеспечивая смену подключенных ламп.

Проследим по схеме работу каждой лампы. Желтые лампы ЕL4, ЕL5 подключаются к выходу канала попеременно. В схеме предусмотрен переключатель SA2, при размыкании которого напряжение на тиристоры подается через диод, и питание ламп уменьшается почти в два раза. В итоге обеспечивается режим «Интим» приглушенного свечения экрана. Переключение тиристоров VS4-VS5 осуществляется по сигналу генератора, управляемого напряжением, который собран на микросхеме DD4 по схеме мультивибратора. Переменный резистор регулирует чувствительность скорости переключения ламп на экране, которая определяется уровнем звукового сигнала.

С выхода генератора сигнал поступает на вход регистра сдвига DD2, DD1. Смотрите видео работы установки. При этом необходимость в гальванической развязке с сетью отпала, и импульсные трансформаторы, а также генератор высокой частоты — исключены. При этом добавлен режим работы «бегущие огни» и соответствующая ему схема. При желании подробно изучить работу установки сначала следует ознакомиться с описанием работы схемы Е1-04М. Рассмотрим подробнее внесенные изменения и дополнения.

В зависимости от модели микрофона схема его подключения может быть немного разной.

Кроме того, в рамках регулярных вечеров в «Музее» Роман расскажет об истории цветомузыки СССР и ключевых деятелях этого направления. Лекции пройдут в обоих городах, расписание появится на сайте.

Сама выставка завершится 10 января. Все мероприятия бесплатные, на лекции нужно будет зарегистрироваться.

Инженеры, физики, художники, музыканты исследовали синестизию, эстетотерапию и благодаря развитию новых технологий создавали светомузыкальные инструменты. Основным центров подобных междисциплинарных экспериментов в СССР становится Казань и студенческое конструкторское бюро "Прометей" возглавояемое Булатом Галеевым.

Вы точно человек?

Галерея Серпуховский вал, д.

После Скрябина несколько композиторов, например София Губайдулина, Щербачев и другие, включали световую партию в свои произведения. Они считали, что свет — это дополнительный инструмент воздействия, который может усилить впечатление от музыки.

В конце XX века такие фильмы стали называться видеоартом». Булат Галеев со светомузыкальным инструментом Кристалл, 1966 год С небольшой оговоркой согласна с этим и Янина Пруденко, преподаватель Школы Родченко , куратор Открытого архива украинского медиаарта и автор книги «Украинская светомузыка»: «Я называю светомузыку аналоговым виджеингом. Если мы говорим про светотеатры, то они больше занимаются виджеингом: набрасывают впечатления на классическую композицию.

Получается небольшой светомузыкальный спектакль. Если сравнивать с современными жанрами, то это световиджеинг. А фильмы, которые делал Галеев в своей лаборатории, и фильмы Флориана Юрьева, те же "XX век" и "Жар-птица", — это уже видеоарт».

Украинская светомузыка Казань была не единственным городом, где всерьез занимались светомузыкой. Конструкторские бюро существовали и в Москве, Ленинграде опять же при авиационных институтах , Риге при музее Чюрлениса, но до успехов детища Галеева им было, конечно, далеко. Зато подобные междисциплинарные коллективы, в которых инженерный ум сочетался с художественным воображением, были распространены в Украине, где светомузыка получила большую популярность.

Светоживописная композиция на фасаде Казанской консерватории модель "Светомузыкой занимались в Харькове, где был театр светоживописи, — рассказывает Янина Пруденко. В 1970-х он переехал в Москву, где Оптический театр. Авангардный художник Олег Соколов первым в Одессе применил свет в 1960-х.

В начале 1980-х светотеатр открылся в Ужгороде под руководством Даниила Фридмана. Потом, уже во второй половине 1980-х, он переоткрыл театр с новым составом и названием — "Люкс-Интерно". Еще были Черновцы, где инженеры, помимо прочего, помогали со световым освещением во время гастролей популярного ВИА "Смеричка".

Также, продолжает Пруденко, в Украине было очень много светомузыкантов серьезного уровня, таких как Флориан Юрьев и Юрий Правдюк из Харькова. Юрий Александрович Правдюк — один из самых известных советских светомузыкантов, который открыл для себя светодинамическое искусство, когда ему было уже за 40 лет, тоже благодаря Скрябину. Харьковский театр светоживописи Юрия Правдюка долгие годы был местной гордостью, а сам Правдюк близко дружил с Булатом Галеевым и неоднократно приезжал в Казань на конференции, которые тот устраивал.

Дело Правдюка, ушедшего от нас в конце 1980-х, живет до сих пор. В Харькове по-прежнему существует студия светоживописи, которая до недавнего времени устраивала в местных концертных залах театрализованные представления с живописными картинами, сменяющими друг друга под музыкальным материал. На данный момент студия не пострадала от боевых действий, но сотрудники здание покинули.

Работница ОТК Елена Елисеева проверяет опытный образец цветомузыкального устройства "Прометей", Ульяновск, 15 января 1975 года Оглядываясь на 40—50 лет назад, важно отметить, что украинское светомузыкальное сообщество было достаточно разобщенным. Галеев был центром притяжения, очень яркий и интересный, вдохновляющий всех, и они к нему тянулись. Брали у него новейшие разработки, просили схемы, конструировали светомузыку".

Новое искусство И в украинских городах, и в Казани инженеры, музыканты и художники воспринимали свою деятельность прежде всего как искусство будущего.

Довольно долго «Прометей» звучал в больших залах как обычное симфоническое произведение. И лишь друзья композитора знали настоящего «Прометея» — светозвуковое исполнение проходило дома у Скрябина. Квартиру в Большом Николопесковском переулке, где сегодня располагается его мемориальный музей, композитор выбрал в том числе и потому, что в ней было проведено электричество. Гости собирались, а хозяева плотно закрывали шторы и гасили верхний свет. Скрябин усаживался к роялю, а его супруга — к цветосветовому аппарату. Оба инструмента и сейчас стоят на том же месте, что и почти 100 лет назад, — в рабочем кабинете. Интервью с директором Музея А. Скрябина Первый рояль и последний фрак. Любимые экспонаты главного хранителя Музея А.

Скрябина Первая гармоника Один из самых популярных музыкальных инструментов — гармоника — также считается и одним из самых загадочных. Существует несколько версий ее появления. Этой версии придерживался и Альфред Мирек 1922—2009 , искусствовед и основатель Музея русской гармоники. Изобретателем инструмента, согласно его теории, был мастер органного искусства чешского происхождения Франтишек Киршник. Альфред Мирек сделал реконструкцию первой гармоники Киршника, которая теперь хранится в музее. Киршник жил в Дании, Германии и других странах. В 1770-е годы по приглашению Екатерины II он прибыл в Санкт-Петербург, чтобы заниматься починкой органов. В свободное время в своей мастерской он искал новые способы извлечения звука. В 1783-м мастер представил публике результат экспериментов — гармонику. Инструмент разительно отличался от той гармоники, которую мы знаем сегодня.

Гармоника Киршника была настольной — за нее садились, как за фортепиано. Для игры на ней музыкант одной рукой управлял мехом, встроенным в корпус, а другой нажимал на клавиши.

Уровень входного напряжения устанавливают с помощью переменного резистора R14 контроль осуществляется по измерительному прибору РА1. Блок питания выполнен по мостовой схеме. Для сглаживания пульсации выпрямленного напряжения служит обычный LC фильтр.

Мультивибраторы предназначены для создания различных цветовых эффектов на экранах светомузыкальной установки. Необходимые режимы ее работы задают при помощи переключателей S1—S9. Частоту вспыщек устанавливают переменными резисторами R19, R24. Выходное оптическое устройство состоит из двух идентичных световых колонок размером 265 х 265 х 235 мм. Суммарная мощность ламп одной колонки — 100 Вт.

Спектр-301 или мечта идиота

Светомузыка из СССР! Советская приемка, военные технологии. Уникальная коллекция советских цветомузыкальных устройств в аренду на мероприятия. Советская светомузыка. | Вступай в группу Так было в СССР в Одноклассниках. Светодинамическая установка. Изготовитель - Фрязинский завод им. 50-летия СССР. 26 и 30 июня Beat Film Festival покажет док о пионерах светомузыки в СССР (и аудиовизуального ремесла в целом), сотрудниках казанского СКБ «Прометей». Советская светомузыка. | Вступай в группу Так было в СССР в Одноклассниках. Весь видео и аудио контент ВГТРК — фильмы, сериалы, шоу, концерты, передачи, интервью, мультфильмы, актуальные новости и темы дня.

Цветомузыка была и в СССР: в Яндекс Музее собрали ностальгическую коллекцию устройств

Философ и музыкант Александр Скрябин был человеком разносторонним: попытки соединить несколько видов искусства в единое целое привели к созданию светомузык. Известно, что основоположником цветомузыкального искусства считается наш Александр Николаевич Скрябин, который к тому же обладал. Советская цветомузыка электроника цм 17.

Цветомузыка была и в СССР: в Яндекс Музее собрали ностальгическую коллекцию устройств

Для сглаживания пульсации выпрямленного напряжения служит обычный LC фильтр. Мультивибраторы предназначены для создания различных цветовых эффектов на экранах светомузыкальной установки. Необходимые режимы ее работы задают при помощи переключателей S1—S9. Частоту вспыщек устанавливают переменными резисторами R19, R24. Выходное оптическое устройство состоит из двух идентичных световых колонок размером 265 х 265 х 235 мм.

Суммарная мощность ламп одной колонки — 100 Вт. Цветоблок смонтирован на печатной плате размером 155Х Х65 Х 1,5 мм рис. Дроссели L1—L4 намотаны на картонном каркасе рис.

Рихтер, О. Фишингер, Н. Макларен , инструментальной хореографией Ф. Бёме, О. Пине, Н. Шеффер заставили обратить внимание на специфические особенности использования визуального материала в светомузыке, материала непривычного и зачастую просто недоступного для практического освоения музыкантами главным образом при усложнении пространственной организации света. Цвето-музыкальные гармонии нем.

В германском Баухаусе в 1922—1923 годах эту тему разрабатывал В. Кандинский сам играл на виолончели и фортепиано, писал стихи под музыку. В этой книге есть слова: «Цвет — это клавиша, глаз — молоточек, душа — многострунный рояль». В 1911 году Кандинский услышал в Мюнхене струнные квартеты и пьесы для фортепиано австрийского композитора Арнольда Шёнберга. Композитор Шёнберг занимался живописью, участвовал в художественных выставках, а также писал стихи и либретто для своих музыкальных сочинений. Живописца и композитора связывала переписка. В первом выпуске альманахе «Синий всадник» 1912 помещена сценическая композиция Кандинского «Желтый звук» на музыку Ф. Гартмана 1909. Её постановка, призванная синтезировать цвет, свет, движение и музыку не состоялась из-за начала Первой мировой войны. Их сущность и ценность», в котором представил таблицу «Параллели цвета и звука».

По системе Кандинского-Шёнберга каждому цвету соответствует характерный тембр того или иного музыкального инструмента: жёлтый — пронзительное звучание трубы; синий светлый — нежный звук флейты; синий темный — суровая виолончель; все темное — низкие тона контрабаса или органа; зелёный — спокойное, долгое звучание скрипки; зелёный в жёлтое — кресчендо скрипок; зелёный в синее — глубокий альт; красный сатурн — упрямый, сильный звук фанфар; киноварь — сильные звуки трубы, удары барабана; красный холодный — средние и низкие тона виолончели; красный к розовому — тонкая свирель; оранжевый — альт, средние тона колокола; фиолетовый — английский рожок; фиолетовый глубокий — гобой, низкие тона фагота. В книге «О духовном в искусстве» Кандинский писал: Это трудно поддающееся определению действие отдельных изолированных красок есть основа, на которой гармонизируются различные красочные тона. Киноварь привлекает и раздражает, как пламя, на которое непременно жадно смотрит человек. Яркий лимонно-жёлтый цвет причиняет после известного времени боль, как уху высоко звучащая труба. Глаз начинает беспокоиться, не может долго выдержать воздействия и ищет углубления и покоя в синем или зелёном. Чем глубже становится синее, тем больше зовет оно человека к бесконечному, будит в нём голод к чистоте и, наконец, к сверхчувственному. Это — краска и цвет неба так, как мы себе его представляем при звучании слова «небо». Синее есть типично небесная краска. Очень углубленное синее дает элемент покоя. Опущенное до пределов чёрного оно получает призвук человеческой печали.

Все углубляясь и углубляясь, оно уподобляется удивительным звукам контрабаса. В глубокой торжественной форме звук синего равен звуку глубокого органа. По убеждению Матюшина «цветное зрение» влияет на восприятие звука. Например, красный цвет вызывает ощущение понижения звука, синий цвет тот же звук «повышает», и наоборот: высокие звуки вызывают «похолодание цвета», низкие — «потепление». Вместо слова «живопись» Матюшин использовал термин «цветопись» [9]. Связь между слухом и зрением исследовал российский физик Петр Петрович Лазарев 1878—1942. Американский художник-мультипликатор Уолт Дисней предложил в полнометражном анимационном фильме «Фантазия» 1940 собственное решение, основанное на ассоциативной связи музыки и движения фигур. Режиссер С. Эйзенштейн поставил в 1940 году оперы Вагнера со светомузыкой. Литовский живописец и композитор Микалоюс Чюрлёнис 1875—1911 пытался разрешить идею синтеза живописи и музыки не механистически, а комплементарно.

Он создавал отдельные сюиты в музыке и живописи, настроения которых разными средствами вызывали схожие представления. Следовательно их синхронная гармонизация невозможна. В оптике действует принцип аддитивного слагательного смешения длин световых волн. Живописец использует противоположный — субтрактивный вычитательный способ смешения цветов, основанный на различиях степени отражающей способности окрашенной поверхности когда один цвет частично поглощается, а другой в большей степени отражается поверхностью.

Цифры римской нумерации — смена интенсивности света. Цифры арабской нумерации — смена цветов. Скобки лиги , связывающие римские цифры, указывают движение, нарастание или ослабление света по реостатам. Время — темп движения исполнения — устанавливается режиссурой». Таким образом, в цветовой партии менялись окраска и ее интенсивность. Итак, цвет как аккомпанемент к поэтическому тексту — оригинальная, интересная идея цветомузыканта Г.

Гидони — практического воплощения тоже не нашел. Иногда случайное, казалось бы, событие проливает свет на смысл того или иного явления. В конце 20-х годов в одном из самых старых городов североамериканских штатов Бостоне в городском кинотеатре впервые на экране демонстрировалась новая работа кумира американской публики короля мультипликации Уолта Диснея. Фильм под названием «Фантазия» был решен в жанре «цветомузыки». Сеанс начался. Зал внимательно смотрит и слушает. Музыкальное и цветовое напряжение действия нарастают. Весь кинотеатр разразился хохотом. Многие кричали: «Летающие тарелки! Подобно тому, как ослепительный шар НЛО на глазах изумленной публики разбивается на множество светящихся точек, беспорядочно разлетающихся в разные стороны, цветомузыка сегодня распалась на отдельные, не связанные между собой направления.

Отчасти они обусловлены новым витком НТР. Это компьютерная цветомузыка, лазериумы, светозвуковая релаксация, аудиовизуальное проектирование. В основном теперь эта проблематика развивается как технический, иногда утилитарный эксперимент. Об искусстве как будто бы забыто. Академическая ранее проблема синестезии сейчас заинтересовала педагогов всех ступеней: от общеобразовательных школ до вузов. Цветомузыкальные экспериментальные лазериумы перекочевали из лабораторий в музеи и планетарии. В Звездном зале Московского планетария проводятся цветодинамические лазерные «шоу». Группа аудиовизуальных средств Мемориального музея космонавтики проводит сеансы с демонстрацией «неземных» красок лазерной феерии. Мельникова, интерьер-биоробот космического корабля — примеры функционального применения цветомузыки. Воздействие на психику людей с целью ее стабилизации или реабилитации, будь то путем телевизионного сеанса психотерапевта или с применением новейших технических средств, всегда волнует человека, будоражит фантазию.

Неудивительно, что в этом направлении ведется постоянный поиск. Лично у меня родилась идея создания космического робота-интерьера. При разработке этого проекта должны быть использованы возможности современной вычислительной техники и некоторые кибернетические принципы. В «живом» интерьере, интерьере-роботе те или иные параметры микросреды могут меняться в зависимости от эмоциональных реакций человека, его поведения или даже изменения его настроения. Это должно быть устройство, работающее по принципу системы с обратной связью. По многим параметрам — геометрии объема, свету, цвету, звукам, запахам, температуре, влажности, давлению и другим будет изменяться и сама среда обитания. Самое интересное, что средой можно будет управлять автоматически, в том числе и дистанционно. Цветомузыка в оформлении современного города Сидней, Австралия. Это нового типа «кибернетический» интерьер, я надеюсь, получит в будущем широкое распространение. А принцип кибернетизации станет вообще одним из принципов синтетического искусства цветомузыкального дизайна, проектирования среды обитания с использованием синтеза воздействий.

Компьютерная, интерактивная в диалоге человека с машиной цветомузыка — это сегодняшний и завтрашний ее день. Но создатели мечтают о целых комплексах, где будет использован синтез цвета и звука, где просматривается прямая связь с теориями русских теософов, утопическими проектами соборного искусства русских космистов. Искусство цветомузыки, как и сама идея, мистическое по своей сути, волнует нас и заставляет шире взглянуть на мир, в котором мы живем, позволяет предугадывать скрытые в нем тайны, стимулирует познание, скованное цепями рутины и стереотипами обыденности.

Известны случаи передачи этого свойства по наследству. Синестетиками был писатель В. Набоков , его мать, жена и сын. Связь между слухом и зрением убедительно показал русский физик и физиолог академик П.

Лазарев [2]. Светомузыка как искусство, согласно наиболее простой морфологической концепции, представляет собой разновидность музыки , но иногда её определяют сложнее, в качестве «синтетического вида, относящегося к роду зрелищно-слуховых искусств». Её назначение — раскрытие структуры музыки посредством последовательных и одновременных зрительных восприятий [3]. Однако сложность заключается в том, что в этой паре синтезируемые виды искусства относятся не только к разным родам психологии восприятия, но и способам формообразования в физическом пространстве-времени. В 1930-х годах И. Иоффе развивал идеи «морфологического подхода» к изучению взаимодействия всех видов зрительно-слуховых искусств. Именно поэтому простое механическое сложение звука и цвета, даже на основе гармонизации интервалов звукового и цветового рядов они не совпадают в численном выражении не даёт желаемого эффекта [5].

На бытовом уровне «цветомузыкой» иногда называют электронное устройство для построения световых картин, формирования цветовых зрительных образов, сопоставляемых с музыкальным сопровождением в разных направлениях модернистского аудиовизуального искусства, например в видеомаппинге. Практические исследования светомузыки направлены на поиск форм, принципов, алгоритмов, подходов, предназначенных для понимания принципа создания устройств, назначением которых являются: создание светомузыкальных инструментов для работы светокомпозиторов и светомузыкантов свето-музыкальных шоу; разработка теории восприятия светомузыки — для лучшего понимания принципов построения автоматических светомузыкальных устройств позволяющих в реальном времени, синтезировать световое шоу. История[ править править код ] Самые ранние теории светомузыки исходят из признания внечеловеческой заданности законов трансформации музыки в свет, понимаемой как некий физический процесс. В последующих концепциях начинает учитываться и человеческий фактор с обращением к физиологическим , психологическим , а затем уже и к эстетическим аспектам восприятия и деятельности. Первые известные теории основаны на стремлении достичь однозначности «перевода» музыки в свет на основе аналогии «спектр — октава», предложенной И. Ньютоном под воздействием космологии, в частности концепции « музыки сфер » Пифагора и И. Эти идеи были популярны в XVII—XIX веках и культивировались в двух основных вариантах: цветомузыка как сопровождение музыки последовательностью отдельных цветов, определяемых однозначным соотношением «звукоряд — цветоряд»; музыка цвета — беззвучная смена цветов, замещающих тоны в музыке согласно той же аналогии.

Идею «оптического клавесина» развивали Л. Кастель во Франции, а также итальянский живописец Дж. Арчимбольдо , монах-иезуит, математик и филолог А. Кирхер в работе «Универсальное музыкальное искусство» Musurgia universalis, 1650 , математик, астроном и оптик И. Кеплер Германии , Дж. Румфорд, Т. Рамо 1722 , Л.

Кастель начал разрабатывать ряд гармонических пропорций , которые он намеревался представить специальным инструментом, способным транскрибировать звуки в цвета, чтобы сблизить искусства живописи и музыки. Кастель разработал нюансированную шкалу хроматического ряда, сопоставив её с музыкальными гармоническими интервалами. Всю свою жизнь он посвятил созданию «Окулярного клавесина», или «Цветного клавира» фр. Сlavecin oculaire, нем. Farbenklavier, англ. Ocular Harpsichord , первое описание которого он привёл в 1735 году. Кастель утверждал, что его инструмент воздействует на глаз чередованием цветов и, синхронно, на ухо последовательностью звуков.

Три фундаментальные ноты аккорда «до мажор» до, ми, соль по системе Кастеля соответствуют трём основным цветам спектра : красному, жёлтому, голубому. Каждой ноте хроматической гаммы учёный присвоил определённый цвет: до — синий; до на слабой доле — светло-зелёный; ре — зелёный; ре на слабой доле — оливковый; ми — жёлтый; фа — палевый; фа на слабой доле — «телесный»; соль — красный; соль на слабой доле — розовый; ля — фиолетовый; ля на слабой — «агатовый» коричневый ; си — серый; до нижнее — синий [6] [7]. Окулярный клавесин состоял из шестидесяти маленьких цветных стеклянных стекол, каждое из которых имел затвор, который открывался при нажатии на соответствующую клавишу. Вторая, улучшенная модель клавесина была продемонстрирована для небольшой аудитории в декабре 1754 года. Нажатие клавиш приводило к открытию небольшого стержня, что, в свою очередь, позволяло свету проникать сквозь цветные стёкла. Кастель мечтал о «цветной музыке» как о языке «потерянного рая», где все люди говорят и понимают друг друга одинаково, и утверждал, что благодаря способности его инструмента изображать звуки даже глухой слушатель может наслаждаться музыкой. В 1739 году немецкий композитор Г.

Телеман отправился во Францию, чтобы увидеть «Окулярный клавесин» Кастеля. В итоге он сочинил для него несколько произведений, а также написал к изобретению Кастеля комментарии.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий