Новости советская лунная программа

Советская лунная программа отличалась как выдающимися достижениями, так и серьёзными авариями, и это нормально, по-другому и быть не могло. Однако мы можем точно сказать, что программа по освоению космического пространства СССР началась в 1955 году и просуществовала почти 35 лет, до 1991 года, когда распался Советский Союз. Наиболее известные миссии лунной программы Советского Союза — в материале «Вечерней Москвы». Сегодня, после раскрытия сведений о советской лунной программе, очевидно, что рассказы о «запредельной стоимости» или «технологической невозможности» пилотируемых полётов если не на Луну, то к Луне – очевидная и преднамеренная ложь. Получается, без сверхтяжелой ракеты российская лунная программа для высадки космонавтов потребует трех-четырех пусков даже самых мощных имеющихся носителей (пока что в планах четыре старта).

В СМИ высказали мнение, почему провалилась советская лунная программа

Путешествие в космос – всегда было и остается одной из самых захватывающих человеческих мечт. Этот большой выпуск буквально перенесет вас на поверхность Луны. Фото: © РИА Новости/Валерий Мельников. Эксперты отмечают, что современная российская лунная программа отличается от советской и направлена на решение более трудных задач. Лунные программы с советским экипажем представляли собой серию программ, осуществляемых Советским Союзом по высадке людей на Луну в рамках конкуренции с американской программой "Аполлон".

«Американцам Луну не отдавать!»: лунная программа СССР

Но высаживать одного человека на Луну через десять лет после американцев, согласитесь, глупо. На Луне должна быть наша постоянная база со сменяемым составом настоящих ученых. Для этого нужны другие носители». Научной базы, постоянной или временной, на Луне так и не появилось, но новый носитель действительно создали. В 1987 году, спустя 15 лет после последнего запуска Н-1 в свой первый полет отправилась сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия», последний шедевр советского ракетостроения и одновременно его лебединая песня. На ее первой ступени были установлены мощные двигатели РД-170 — кислородно-керосиновые, как когда-то и хотел Королев. Свою роль сыграли и конкуренция между Королевым, Янгелем и Челомеем, и конфликт Королева с Глушко, и распыление внимания конструкторских организаций на многочисленные параллельные проекты, и недостаток должного финансирования со стороны государства. В лунной программе не было заинтересовано и Министерство обороны. Черток цитировал академика Пилюгина, главного конструктора советских систем управления ракетно-космическими комплексами: «Министр обороны Гречко вообще категорически против. Он и сейчас считает, что вообще зря связались с Луной, и возмущается, что за счет бюджета Министерства обороны оплачиваются расходы на морские телеметрические корабли, крымские пункты, вся подготовка на Байконуре и тренировка всех космонавтов.

Гречко полагает, что это политика Устинова, и прямо на Совете обороны он якобы говорил, что за космос должны платить Академия наук и заинтересованные министерства. Ему, Гречко, Луна не нужна». В последние годы своего правления Хрущев серьезно сократил расходы на обычное вооружение, тяжелые бомбардировщики, надводные корабли, армию в целом. При Брежневе, «исправлявшем» ошибки волюнтариста Никиты, военные начали возвращать свои позиции. Туда и на «ракетно-ядерный щит» начали уходить слишком большие деньги, о которых лунная программа могла только мечтать. Но главным, основополагающим фактором, сразу заложившим мину под наши мечты о Луне, стало отсутствие в Советском Союзе полноценного государственного руководства проектом. В Соединенных Штатах существовало единое федеральное агентство НАСА , сконцентрировавшее в своих руках финансирование, координацию и контроль за выполнением программы «Аполлон». Результатом должного финансирования и надзора за качеством работ стала разработка высоконадежной пусть и крайне дорогой ракетно-космической системы: из 13 пусков «Сатурна-5» все 13 завершились успешно, а инцидент с «Аполлоном-13» доказал высокий запас прочности и у многократно испытанных лунных кораблей. Старт «Сатурна-5» Дмитрий Устинов, курировавший в ЦК КПСС оборонную промышленность и сам впоследствии ставший министром обороны СССР, открыто сетовал на совещаниях, что американцы позаимствовали у Советского Союза основной метод работы — плановое руководство и сетевые графики: «Они обошли нас в управлении и методах планирования.

Они заранее объявляют график подготовки пуска и строго его придерживаются. У них на деле реализован принцип демократического централизма — свободное обсуждение, а потом строжайшая дисциплина при выполнении». Каждое министерство — это свое феодальное княжество. Главные конструкторы вместо дружной работы занимают агрессивную позицию в отношениях друг с другом, перестают слушать своих министров. Американцы сконцентрировали огромные силы. На лунную программу работает не то 500 000, не то 1 500 000 человек, 20 000 фирм. И все это организует, всем управляет НАСА — государственная организация». Советский «феодализм» и погубил лунную мечту. При желании проект Н-1 можно было довести до ума, и многое для этого успели сделать.

Но все наработанные за десятилетие материалы, труд десятков, если не сотен тысяч людей в конечном итоге отправились на свалку истории. Личные амбиции, нежелание работать в одной команде ради общенациональной задачи, озабоченность будущим лишь своего небольшого коллектива, неприязнь к коллегам, их мнению и их идеям похоронили «советскую Луну» в тот небольшой промежуток времени, когда у государства были средства и энергия на реализацию подобного сверхпроекта. В феврале 1976 года было подписано постановление Совета министров о списании 6 млрд советских рублей колоссальная сумма! В том же феврале появилось новое постановление о создании МКТС многоразовой космической транспортной системы — советского «Спейс Шаттла». В истории советской космонавтики начался новый этап — этап последнего триумфа, оказавшегося особенно горьким. Читайте также:.

Россия располагает «Союзом», «Протоном» и «Ангарой», но для лунных задач подходит только последняя, а ее испытания пока не завершены. Плюс потребуется сертификация для пилотируемых полетов. Грузоподъемности проверенного временем и давно допущенного к отправке людей в космос «Союза» 8,2-8,7 тонны с российских космодромов попросту не хватит ни на один элемент миссии к Луне. А многострадальный «Протон» не может запускать пилотируемые корабли опасное топливо и спорная надежность , морально устарел и, несмотря на успешные последние старты, все равно имеет репутацию далеко не самой безотказной ракеты в мире.

Что касается «Ангары», то даже по завершении испытаний вариант А5 сможет выводить ненамного большие нагрузки, чем «Протон» — 24,5 тонны. Через какое-то время в строй встанет более мощная версия А5В, рассчитываемая на 38 тонн полезного груза на НОО. Получается, без сверхтяжелой ракеты российская лунная программа для высадки космонавтов потребует трех-четырех пусков даже самых мощных имеющихся носителей пока что в планах четыре старта. Решение нельзя назвать оптимальным, но иных пока не предвидится.

Модуль «Чанъэ-3» с луноходом «Юйту» совершил мягкую посадку в декабре 2013 года. Это была первая посадка на обратной стороне Луны. Китайский луноход "Юйту-2" изучает обратную сторону Луны Фото: universemagazine. В мае 2024 года туда должен отправиться первый аппарат — «Чанъэ-6». Он произведёт забор грунта и доставит его на Землю.

Следом в 2026 году туда же должен отправиться «Чанъэ-7» с луноходом на основе роверов серии «Юйту». А на 2028 год запланирована миссия «Чанъэ-8», которая должна отработать технологию 3D-печати с использованием местных ресурсов. Отправлять людей на Луну Китай не планирует — он идёт путём практического освоения Луны. И в этом направлении Поднебесная явно опережает США и демонстрирует наименьшие сдвиги сроков. Индийская лунная программа Индия пока не ставит перед собой задачи освоения дальнего космоса человеком, как США, или превращения Луны в источник энергоресурсов, как Китай. Но всё равно прочно закрепилась в лунной гонке и планомерно проводит собственные исследования. В 2008 был совершён удачный пуск аппарата «Чандраян-1». Он вышел на окололунную орбиту, провёл исследования, затем отправил к поверхности Луны ударный зонд, который должен был врезаться в поверхность, и исследовал выбросы грунта с орбиты. В 2019 году Индия уже рассчитывала на мягкую посадку: автоматическая станция «Чандраян-2» несла на себе посадочный модуль «Викрам» и луноход «Прагъян».

Но посадочный модуль сбился с траектории и разбился о поверхность Луны. Сама станция «Чандраян-2» продолжает работу на орбите Луны. И вот теперь человечество ожидает посадки лунохода со станции «Чандраян-3». Индийская станция "Чандраян-3" с луноходом на борту проходят предполётные испытания Фото: kosmogid. Если все пройдёт хорошо, то луноход должен будет отработать 14 земных суток он не защищён от холода и работает столько, сколько длится лунный день , изучая минеральный и химический состав реголита. Пока всё указывает на то, что Индия пытается повторить достижения КНР. Первый потерпел крушение на Луне в 2019 году, второй — в 2023 году. Их особенность в том, что это частные проекты, не относящиеся к государственным программам. Луна теперь доступна даже частникам.

Освоение Луны идет уже полвека, но пока дается не легко. Все дело в том, что это очень дорогое удовольствие. Лунная программа «Аполлон» стоила примерно 152 млрд долларов в пересчете на нынешние доллары. Более 14 трлн рублей. Такие вложения по силам далеко не каждой экономике. В мире сейчас идёт не просто лунная гонка, а битва концепций: освоение космоса человека против сугубо утилитарного использования Луны.

Модели космической станции. И мало кто знает, что в СССР для межпланетных миссий были на выбор целые три разные ракеты. Конструкторское бюро Владимира Челомея предложило трёхступенчатую УР-700 с грузоподъёмностью 140 тонн больше, чем у американского Saturn-5. У неё были двигатели разработки Валентина Глушко РД-270 на гептиле, а главный конструктор Сергей Королёв был противником токсичного топлива. Она могла поднимать на околоземную орбиту 40 тонн, а на поверхность Луны доставить три тонны. В итоге выбрали третий вариант — Н-1 конструкции Сергея Королёва. Вместе они могли поднимать 90—100 тонн на орбиту и 5,5 тонны — отправлять на Луну. В общей сложности двигателей в Н-1 должно было быть тридцать. Есть мнение, что это слишком неимоверное количество и конструкция сама по себе громоздкая. Вообще, ведутся споры насчёт того, насколько правильно был всё-таки сделан выбор ракеты-носителя для советской лунной миссии. Стоит сказать, что и в наши дни тот же Илон Маск на своём марсианском Starship тоже ставит почти три десятка двигателей Raptor. Факт тот, что первую ступень Н-1 испытывали четыре раза, и все четыре раза неудачно.

Советская лунная программа (аудиозапись)

Обсерватория на Луне — это всенепременно. Макет основного модуля долговременной лунной базы. Но головным проектировщиком города было Конструкторское бюро общего машиностроения — то самое, которое было создано через неделю после начала Великой Отечественной войны для усовершенствования "Катюш". А поскольку предводителем там был академик Владимир Бармин, то для его команды будущий лунный город мог иметь только одно название — Барминград. В числе всех прочих проблем, которые надо было решить для его строительства, стояла проблема создать такую микроэлектронику, которая может работать на Луне или на Марсе желательно лет десять. Именно об этом говорится в недавно опубликованном документе 1969 года. Это научно-технический отчёт, в котором сформулирована задача разработать максимально "живучую" бортовую технику для космоса, а потом расписано, для чего конкретно это было нужно в тот момент. В 1971—1972 годах — развернуть на Луне базу, на которой можно будет находиться до десяти дней. К 1975 году — добавить инфраструктуру и увеличить время работы на Луне до 30 дней. Далее — база работает как минимум год с экипажем в составе четырёх-шести человек. Космонавты должны находиться на Луне три-шесть месяцев, а потом уступать место другим.

И наконец, с 1980 года — многолетняя лунная станция, на которой люди работают по целому году.

Американская лунная программа была провозглашена самим президентом США Джоном Кеннеди осенью 1961 года. Главы государств даже обсуждали вопрос объединения усилий в освоении космоса и, в частности, изучении Луны. Проведение совместных исследований позволило бы сократить расходы и вместе с тем увеличить скорость реализации проектов, однако из-за политических разногласий США и СССР не стали объединять усилия. Лунные программы обеих стран почти не уступали друг другу по своему масштабу, объему вложенных средств и усилий со стороны ученых и конструкторов. В течение двух лет американцы усердно трудились. Они совершили несколько беспилотных запусков, а в 1968 году первый в истории облет Луны с экипажем на борту. Первым человеком, высадившимся на Луну, стал астронавт Нил Армстронг.

Один из вымпелов с надписями «СССР» со станции «Луна-2» ТАСС Успех «Луны-2» имел политический резонанс, и Советский союз не упустил возможности использовать его для напоминания о своем лидерстве в исследовании космоса. Станция несла пару шарообразных вымпелов из нержавеющей стали с надписями «СССР» на пятиугольных фрагментах. Планировалось, что при ударе о поверхность заряд, взорвавшись, разбросает эти таблички. В 1957 году, вскоре после запуска первого спутника, французский винодел Анри Мэр заключил пари с гостившим у него консулом СССР — он обещал подарить 1000 бутылок своего шампанского тому, кто увидит или сфотографирует обратную сторону Луны. Эту задачу впервые в истории также решила советская станция — «Луна-3». Подготовка и реализация эксперимента сопровождалась рядом забавных историй, о которых вспоминали участники проекта. Однако к тому времени над СССР то и дело сбивали американские разведывательные шары со специальной фотоаппаратурой. Пленку из этих шаров-шпионов и было решено разрезать и разместить на станции «Луна-3» в бортовой аппаратуре «Енисей». В 1959 году Центр дальней космической связи в Евпатории, принимавший сигналы со всех советских межпланетных станций, только строился, поэтому сигнал с «Луны-3» принимался при помощи трофейной немецкой радиоантенны на горе Кошка в Симеизе. Когда стало ясно, что со станцией плохая связь, Сергей Королев велел своей команде срочное лететь из Москвы в Крым, для чего с международного рейса был снят новый Ту-104, и через 2 часа инженеры были на месте. Для получения изображений без помех были приняты беспрецедентные меры — по просьбе Королева «затих» весь Черноморский флот, а ГАИ перекрыла проезд машин вблизи обсерватории. Другая проблема была связана с магнитной пленкой, на которую принимался сигнал — ее не успели вовремя изготовить и доставить в Крым. Потом ее срочно самолетом доставили в Симферополь, а оттуда вертолетом в Симеиз. Поскольку посадочной площадки не было, нам эту пленку спускали на веревке, — вспоминал участник эксперимента Рудольф Бакитько. Дело в том, что когда привезли пленку, у нас один товарищ, который занимался хозяйством, жег траву, и пламя перекинулось на деревянный туалет.

Ее первый летный экземпляр был готов к испытательному пуску лишь в начале 1969 года. Все закончилось неудачей: на 68-й секунде полета первая ступень отключилась, ракета упала в 52 километрах от старта. Второй пуск состоялся 3 июля 1969 года. Остальные двигатели некоторое время работали, ракета успела вертикально взлететь на 200 метров. На 23-й секунде несчастная Н-1 плашмя упала на старт. Последовала серия сильнейших взрывов. Борис Черток писал об этом так: «Белым пламенем горели 2500 тонн керосина и кислорода, освещая ночную степь на десятки километров. Жители города Ленинска в тридцати пяти километрах от старта наблюдали яркое зарево, содрогаясь от страшных мыслей. Там, на старте, были родные и близкие» Стартовый стол — сложное и крайне дорогостоящее сооружение — был фактически разрушен, его сосед-близнец почти не пострадал, но на его восстановление, а также на выяснение причин аварии и доработку ракеты-носителя ушли годы. Стартовый стол Н-1 до взрыва… …и после Всего через 13 дней после катастрофы на Байконуре с мыса Канаверал в очередной раз успешно стартовал «Сатурн-5». Спустя неделю, 20 июля 1969 года, Нил Армстронг, протиснувшись через выходной люк посадочного модуля и держась правой рукой за лестницу, левой ногой ступил на лунную поверхность, сказав свою знаменитую фразу: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Лунная гонка проиграна В июне 1971-го и ноябре 1972-го с Байконура стартовали еще два экземпляра Н-1. Эти полеты также закончились неудачей на этапе работы первой ступени. В мае 1974 года советское руководство нашло виноватого в провалах — в отставку был отправлен Василий Мишин, наследник Сергея Королева во главе ОКБ-1. Новым главой «фирмы» был назначен тот самый Валентин Глушко, в свое время отказавшийся проектировать для Н-1 необходимые ей мощные кислородно-керосиновые двигатели. Одним из первых решений нового генерального конструктора был полный отказ от этой ракеты-носителя. Уже готовые ее экземпляры были пущены «под нож». Борис Черток так вспоминал слова Глушко на его первой встрече с ним в его новом качестве: «Работы над теперешним вариантом H-1 будут прекращены, и мы должны будем быстро создать семейство новых носителей с надежными двигателями. Я не намерен вносить радикальные изменения в космическую тематику. Но высаживать одного человека на Луну через десять лет после американцев, согласитесь, глупо. На Луне должна быть наша постоянная база со сменяемым составом настоящих ученых. Для этого нужны другие носители». Научной базы, постоянной или временной, на Луне так и не появилось, но новый носитель действительно создали. В 1987 году, спустя 15 лет после последнего запуска Н-1 в свой первый полет отправилась сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия», последний шедевр советского ракетостроения и одновременно его лебединая песня. На ее первой ступени были установлены мощные двигатели РД-170 — кислородно-керосиновые, как когда-то и хотел Королев. Свою роль сыграли и конкуренция между Королевым, Янгелем и Челомеем, и конфликт Королева с Глушко, и распыление внимания конструкторских организаций на многочисленные параллельные проекты, и недостаток должного финансирования со стороны государства. В лунной программе не было заинтересовано и Министерство обороны. Черток цитировал академика Пилюгина, главного конструктора советских систем управления ракетно-космическими комплексами: «Министр обороны Гречко вообще категорически против. Он и сейчас считает, что вообще зря связались с Луной, и возмущается, что за счет бюджета Министерства обороны оплачиваются расходы на морские телеметрические корабли, крымские пункты, вся подготовка на Байконуре и тренировка всех космонавтов. Гречко полагает, что это политика Устинова, и прямо на Совете обороны он якобы говорил, что за космос должны платить Академия наук и заинтересованные министерства. Ему, Гречко, Луна не нужна». В последние годы своего правления Хрущев серьезно сократил расходы на обычное вооружение, тяжелые бомбардировщики, надводные корабли, армию в целом. При Брежневе, «исправлявшем» ошибки волюнтариста Никиты, военные начали возвращать свои позиции. Туда и на «ракетно-ядерный щит» начали уходить слишком большие деньги, о которых лунная программа могла только мечтать.

«Луна-16»: триумф после поражения

Виноградова в адрес главного конструктора ОКБ завода им. Лавочкина Г. Бабакина, начальника СКБ И.

Однако «Луна-15» разбилась при посадке. И все-таки факт в том, что не астронавты, а именно советские аппараты, которые шли вереницей, добыли доказательство присутствия на Луне воды в полярных шапках, что важно для колонизации земного спутника. Каждый из луноходов колесил месяцами, удалялся от станции на сотни метров и собирал более богатый материал, чем привязанные к кораблю астронавты.

Почему наши там побывали Телетрансляцию о первой высадке человека на Луну вели все страны. СССР по своей природе просто не мог позволить советским гражданам присутствовать на триумфе идеологического супостата. Ведь в кухонных разговорах могли спросить недоуменно: почему советский человек первым вышел в космос, но не добрался до Луны? Или в Кремле потеряли хватку? Однако мощная лунная ракета Н1, заложенная Королевым, после его безвременной кончины не сумела взлететь.

Четыре испытания на Байконуре закончились разрушительными авариями. А еще там есть гелий! В начале 1970-х космические державы остыли к Луне. Но через 30 лет интерес к земному спутнику возобновился. Во-первых, возникла идея добывать на Луне гелий-3, бесценное топливо для термоядерных реакторов.

Имеются и другие ценные ископаемые, которые не обязательно отправлять на Землю, можно использовать для производства в космосе. Луна открывает более богатые перспективы для исследований космического пространства, чем земные телескопы. В третьих, Луна стала рассматриваться как перевалочная база для межпланетных путешествий. Вроде базового лагеря альпинистов при восхождениях на высокогорные вершины. Если учесть, что на ближайший Марс лететь девять месяцев, то без обитаемой лунной колонии вряд ли можно обойтись.

Именно здесь на следующий день после посадки второй и последний советский исследовательский аппарат «Луноход-2» скатился по трапу модуля и начал свое четырехмесячное путешествие. Во время посадки система навигации «Лунохода-2» повредилась , поэтому членам управления миссией на Земле приходилось ориентироваться только на данные, полученные камерами — окружающую обстановку и положение Солнца. Тем не менее, за время работы с 18 января до 10 мая ровер прошел по разным оценкам от 39 до 42 км и установил рекорд по дальности перемещения вне Земли, который продержался более 40 лет. Только в 2014 или 2015 году в зависимости от оценки маршрута «Лунохода-2» марсоход Opportunity побил его. Рекордсмены по расстоянию, пройденному вне Земли. Конструкция «Лунохода-2» почти не отличалась от своего предшественника, который был доставлен миссией «Луна-17» на спутник в ноябре 1970 года. Основное изменение: выносная камера, которая была размещена на уровне человеческого роста, чтобы упростить управление перемещениями ровера по поверхности Луны. Высота обоих роверов без учета выносной камеры составляла 135 см, а масса второго из них — 840 кг.

Луноходы перемещались по поверхности спутника с помощью двух пар по четыре колеса, установленных вдоль корпуса длиной около 170 см и шириной около 160 см. Интересно, что каждое из колес оборудовано независимой подвеской, собственным мотором и тормозом. Еще одно изменение, которое внесли разработчики по итогам первой миссии, система питания корабля. В отличие от своего предшественника, оборудованного кремниевой солнечной панелью, «Луноход-2» использовал арсенид-галлиевые элементы, которые производили до 1 кВт мощности.

К юбилею запуска «Роскосмос» обнародовал ранее хранившиеся под грифом «секретно» материалы о первой советской Лунной программе.

Среди обнародованных документов — докладная записка сотрудников НИИ-4 при Минобороны СССР об общих требованиях к способу достижения Луны, справка о траекториях полета, справка по весовым, энергетическим и летно-тактическим характеристикам 3-ступенчатых летательных аппаратов, летные характеристики «проекта лунной ракеты», материалы по ракетам и другие.

У вас отключен JavaScript.

Возвращение на Луну: как СССР покорял космос и что в этой сфере будет делать Россия Советская лунная программа, несмотря на утрату приоритета в высадке человека на Луну, некоторое время активно продолжалась.
«Луна-25» разбилась. Какое место в лунной гонке теперь занимает Россия Советская лунная программа отличалась как выдающимися достижениями, так и серьёзными авариями, и это нормально, по-другому и быть не могло.

С советской лунной программы снят гриф "секретно"

Недавно рассекретили документ о плане СССР по колонизации Луны и Марса. рассказывает о советской пилотируемой лунной программе. Получается, без сверхтяжелой ракеты российская лунная программа для высадки космонавтов потребует трех-четырех пусков даже самых мощных имеющихся носителей (пока что в планах четыре старта). К 60-летнему юбилею запуска советского аппарата «Луна-2» «Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе. Роскосмос обнародовал секретные исторические документы о советской лунной программе.

У вас отключен JavaScript.

К 60-летнему юбилею запуска советского аппарата «Луна-2» «Роскосмос» рассекретил материалы о первой советской Лунной программе. Лунная советская программа была разбита на два этапа. В ходе первого предполагалось осуществить облет спутника Земли с помощью выведенного в космос ракетой-носителем «Протон» лунного модуля Л-1. Советская лунная программа потерпела фиаско, и единственное, что теперь напоминает о некогда великой ракете — семейство разгонных блоков «Д», представляющих собой пятую ступень системы Н-1-Л3 с двигателями на керосине и жидком кислороде. К юбилею запуска «Роскосмос» обнародовал ранее хранившиеся под грифом «секретно» материалы о первой советской Лунной программе. И в это же самое время королевская лунная программа пребывала в глубоком кризисе.

Роскосмос рассекретил документы советской лунной программы

Автоматы изучают Луну. Из истории советской лунной программы Очевидно, что руководство СССР запретило упоминать о своей лунной программе потому, что не смогло бы внятно объяснить причины отказа от неё на финишной прямой.
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии Несмотря на закрытие лунной программы СССР, эксперты считают запуск «Зонда-5» и работы в рамках проекта 7К-Л1 большим достижением советской конструкторской школы.
Рассекречена лунная программа СССР - Hi-Tech Е8-5» повествует о решении задачи советской лунной программы по доставке на Землю лунного грунта автоматической станцией.
Лунная программа СССР Окончательный успех советской лунной программы был предотвращён решениями Политбюро.

Выбор редакции

После старта Гагарина президент Джон Кеннеди объ явил, что следующее десятилетие его страна посвятит экспедиции и высадке человека на Луну. С этой задачей США справились. С 20 июля 1969-го по 1972 год шесть раз американские «Аполлоны» высаживали астронавтов на Луну — всего 12 человек. С Луны на Землю доставлено 380 кг лунного грунта. Лишь одна из семи экспедиций оказалась неудачной и вернулась домой несолоно хлебавши.

Любопытно, что 21 июля 1969 года советский автомат «Луна-15», незадолго до обратного старта на Землю «Аполлона-11», приземлился на Луну. Надо отдать должное нашей деликатности, не на голову Нилу Армстронгу. Оче видно, совпадение сроков имело пропагандистский характер и было призвано снизить градус восторгов относительно американской лунной миссии. Однако «Луна-15» разбилась при посадке.

И все-таки факт в том, что не астронавты, а именно советские аппараты, которые шли вереницей, добыли доказательство присутствия на Луне воды в полярных шапках, что важно для колонизации земного спутника. Каждый из луноходов колесил месяцами, удалялся от станции на сотни метров и собирал более богатый материал, чем привязанные к кораблю астронавты. Почему наши там побывали Телетрансляцию о первой высадке человека на Луну вели все страны. СССР по своей природе просто не мог позволить советским гражданам присутствовать на триумфе идеологического супостата.

Ведь в кухонных разговорах могли спросить недоуменно: почему советский человек первым вышел в космос, но не добрался до Луны? Или в Кремле потеряли хватку? Однако мощная лунная ракета Н1, заложенная Королевым, после его безвременной кончины не сумела взлететь. Четыре испытания на Байконуре закончились разрушительными авариями.

А еще там есть гелий!

Предполагалось разработать два варианта ракеты-носителя с отличающимися двигателями третьей ступени: первый — «изделие 8К72» планировалось оснастить двигателем РО5-154 разработки главного конструктора С. Косберга, второй — «изделие 8К73» — двигателем 8Д711 разработки главного конструктора В. Советские конструкторы планировали, что аппараты, запущенные на Луну, измерят напряженность магнитного поля, интенсивность космического излучения и другие параметры. Так начиналась "лунная гонка", которая захватила два политических лагеря, и закончилась высадкой американских астронавтов на Луну в 1969 году. Как писала ранее "Живая Кубань", китайские астрономы обнаружили загадочные сигналы из космоса.

Уже сейчас понятно, что, пока суть да дело, пока межведомственная комиссия со всем разберется, пока её выводы будут осмыслены и внесены коррективы, пройдут годы. И это будет большой ошибкой. Потому что, если рассматривать отдельно взятую миссию «Луны-25», то она закончилась провалом. Но если рассматривать лунную программу в целом, то авария «Луны-25» — неприятный, но абсолютно не критичный эпизод. Но не критичный только в том случае, если лунная программа будет продолжаться дальше, а не будет поставлена «на паузу» из-за этой аварии. Покорение космоса всегда было и будет сложным процессом, требующим времени, терпения и, конечно же, стабильного финансирования. Советская лунная программа отличалась как выдающимися достижениями, так и серьёзными авариями, и это нормально, по-другому и быть не могло. Не всё гладко шло и у американцев, да и любая другая страна, решившая покорять космос, должна быть готова к долгой и тяжелой работе, в которой будут как успехи, так и аварии с катастрофами.

Это может прозвучать странно, но есть во всей этой истории и положительный момент. Прилуненение «Луны-25» хоть и окончилось аварией, но Роскосмос показал, что в состоянии создавать автоматические межпланетные станции после погромных девяностых годов, нашествия «эффективных менеджеров», утраты многих ценных кадров и, как следствие этого, — потери ряда компетенций. Но потери эти, судя по всему, не катастрофические. И как бы не злорадствовали разного рода злопыхатели — в основном, нынешние «не братья», — Россия продолжает оставаться космической державой, хотя и откатилась на третье место по космическим запускам, значительно уступая США и Китаю. Когда писалась эта статья, стало известно, что индийская межпланетная автоматическая станция «Чандраян-3», на борту которой находится луноход, успешно прилунилась в районе Южного полюса, то есть там, где должна была сесть «Луна-25». Это несомненный и бесспорный успех индийской космонавтики, который однозначно поднимет престиж Индии как космической державы. У России есть все шансы повторить некоторые эти достижения, причем не надо изобретать велосипед, а надо лишь воспользоваться советским опытом. Сделать ставку на кадры, ибо не зря сказано, что они решают всё.

Обеспечить надлежащее финансирование и не допускать к космическим программам пресловутых «эффективных менеджеров», которые, как показали последние 30 лет, отличаются лишь отрицательной эффективностью в любом деле, за которое они не брались бы. Понятно, что нельзя требовать невозможного, но отечественная космонавтика только выиграла бы, если во главе её встали бы люди калибра С. Афанасьева или О.

Кроме того, аппарат отправил на Землю стереоскопические данные, которые позволили изучить особенности рельефа кратера Лемонье и строение лунного реголита почвы. Результаты впервые показали, что горные породы в «морских» на дне гигантских кратеров и «материковых» частях Луны существенно отличаются. Научное оборудование миссии включало магнитометр. С его помощью «Луноход-2» провел первую съемку изменений магнитного поля Луны в разных участках маршрута и обнаружил его неоднородность.

При этом в кратерах размером более 50 м наблюдались аномалии поля. Еще одно исследование было связано с астрономическими наблюдениями и яркостью неба над Луной. Астрофотометр обнаружил, что светимость небе в оптическом диапазоне спектра оказалась гораздо выше, чем считалось ранее, а в ультрафиолетовом — ниже. Это свидетельствовало о том, что Луна окружена множеством пылевых частиц, рассеивающих солнечный свет и излучение, отраженное Землей. Посадочный модуль станции «Луна-21» на панораме , снятой «Луноходом-2» Наблюдение с орбиты 20 апреля 1973 года «Луноход-2» въехал в небольшую воронку. В этот момент крышка отсека, который содержал плутоний и использовался для обогрева, не была плотно закрыта и зачерпнула немного реголита. В конце лунного дня, когда крышку закрыли частицы почвы попали внутрь лунохода.

Пыль вызвала перегрев лунохода и выход его устройств из строя.

Владимир Щербинский. Трижды слетавший на Луну

Советская лунная программа стала всего лишь ответом США. Документы, касающиеся лунной программы СССР, были обнародованы в связи с 50-летием этого события. Документы, касающиеся лунной программы СССР, были обнародованы в связи с 50-летием этого события. Программа освоения луны спустя 47 лет после последнего лунного старта возобновляется.

«Выдающееся достижение»: как советская станция «Зонд-5» осуществила первый в истории облёт Луны

Но из-за нескольких аварий ракеты-носителя эти проекты не осуществились, как и планы в 73-м году отправить на Луну наших космонавтов. В 77-м на Землю собирались доставить грунт с обратной стороны Луны; в 78-м — запустить новый луноход.

В середине десятых эта идея оформилась в полноценный проект. Однако в силу ряда причин запуск аппарата состоялся лишь десять лет спустя. Текущая миссия может показаться небольшой: автоматическая межпланетная станция доставит к спутнику всего 31 кг полезной нагрузки, состоящей из необходимых научных приборов и посадочной платформы аппарата. Прилунение должно произойти 20 августа, близ кратера Богуславского, на 69-м градусе. Исследователи планируют выяснить, почему на Луне вода не испаряется с путника мгновенно и существует не только в зонах вечной тени, куда никогда не попадает солнечный свет. Отечественный зонд станет первым этапом на пути к прилунению на Южном полюсе, который считается одним из наиболее перспективных участков для исследования. Эта задача невероятно трудна из-за того, что там практически невозможно поддерживать связь с Землей.

Также существует опасность промахнуться во время посадки, из-за чего аппарат окажется без доступа к солнечному свету. В данном случае последствия будут непоправимыми, так как АМС работает на солнечных батареях по бортам.

По мнению составителей докладной, на спутник Земли должна была полететь ракета, способная развить вторую космическую скорость, чтобы достичь Луны или обеспечить ее облет и вернуться обратно. В другой записке были рассмотрены несколько трасс для достижения и облета Луны. Данные, приведенные в таблице, показывают, что для решения задачи попадания в Луну вариант с азимутом 35 градусов является предпочтительным с точки зрения точности модуля вектора скорости, - говорится в ней. Для решения вопросов, связанных с исследованиями, организацией разработки и производством изделия «Е», предоставить право комиссии президиума совета министров СССР по военно-промышленным вопросам израсходовать в 1958 году из резервного фонда Совета министров СССР 80 млн рублей на мероприятия, связанные с капитальными вложениями. Заказывать в 1958 году нужное импортное оборудование, изделия и полуфабрикаты на сумму до 1 млн инвалютных рублей, - говорится в документе.

В ходе этих экспериментов был получен ряд выдающихся научных результатов, в частности, впервые был зарегистрирован внешний радиационный пояс Земли, а также установлено отсутствие у Луны значительного магнитного поля.

Несмотря на то, что станция в Луну не попала, АМС «Луна-1» стала первым в мире космическим аппаратом, достигшим второй космической скорости, преодолевшим притяжение Земли и ставшим искусственным спутником Солнца. Таким образом, в целом полёт можно охарактеризовать как частично-успешный, рекордный для своего времени и весьма плодотворный с научной точки зрения.

Владимир Щербинский. Трижды слетавший на Луну

О причинах неудачи советской лунной программы попробуем кратко разобраться в данной статье. Считается, что советская лунная программа закончилась безрезультатно. С 1958 по 1976 год в СССР было осуществлено более 30 запусков в рамках «лунной программы», половина из которых оказалась успешной. О советской лунной программе сегодня выпущено достаточно много литературы. Таким образом, хотя советская лунная программа имела несколько неудачных попыток в начале своего развития, благодаря постоянной работе и научным исследованиям они все же смогли достичь определенного успеха.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий