В целом, техника пустого стула является ценным инструментом для клиентов, которые хотят работать с нерешенными эмоциями или проблемами. Данный метод гештальт-терапии (т.е. техника «Пустого стула»), предлагает клиентам вообразить себе значимого человека рядом с ними и напрямую обратиться к этой личности. Техника пустого стула является мощным инструментом в психологической практике, который может быть применен в различных ситуациях. 4. Сядь на противоположный стул и отзлись, на свой страх за то, что он делает.
Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами
Это красочно иллюстрируют известные «собаки» Перлза: «topdog», то есть собака-сверху, которая все время требует, но уже заранее знает, что ты ничего не сможешь: «ты должна хорошо учиться», «ты должна быть послушной», «ты должна много работать», «ты должна рано вставать», «ты должна заниматься спортом»; «underdog», то есть собака-снизу, которая жалуется и находит оправдания: «нет, я не могу», «нет, я слишком устала», «нет, у меня не получится». Она не хочет что-либо делать и испытывает при этом чувство вины. Чтобы примирить субличностей, необходимо «вытащить» конфликт во вне, посмотреть на него со стороны. Именно ради этого и используется техника «Пустой стул».
Ведь сам по себе диалог можно вести и в своей голове, что большинство людей и делает. Но внутри найти примирение практически невозможно. Поэтому надо «рассадить» субличности в пространстве.
Кого можно посадить на пустой стул Что же это за субличности, с которыми можно вести диалог с помощью техники «Пустого стула»? У этой техники нет жестких рамок, терапевт всегда следует за своим клиентом, а тот находится в состоянии потока. Поэтому никогда нельзя точно сказать, кто окажется на другом стуле и к чему приведет ваш диалог.
Чтобы понимать, как это работает, можно привести несколько примеров. Допустим, ты испытываешь чувство обиды на своего бывшего. На пустом стуле может оказаться либо он, либо обида, либо твой внутренний ребенок, то есть обиженная сторона.
Бывший, обида и внутренний ребенок — это разные субличности. Тут важно пояснить, что в этом контексте бывший тоже является субличностью, поскольку он не реальный человек, а твое внутреннее отражение этого человека. С ним диалог будет происходить для того, чтобы вы оба высказали свою точку зрения и услышали ее.
Благодаря тому, что ты скажешь ему все, что не успела или не смогла сказать, у тебя исчезнет внутреннее напряжение. Благодаря тому, что он выскажет свою позицию, придет понимание и, возможно, прощение. Или непрощение.
Все будет зависеть от твоих желаний. Если на стуле окажется внутренний обиженный ребенок, то главное — его пожалеть, понять, успокоить и сказать, что «все будет хорошо, ты не останешься один, я с тобой и я тебя все еще люблю. И больше не дам в обиду».
Это лишь пример, у тебя могут быть совершенно другие слова. Может возникнуть вопрос, а как можно «посадить» на пустой стул само чувство обиды? Для этого его важно визуализировать, отвечая на вопросы: «как она выглядит?
И уже только потом «что она хочет сказать? Условия и результаты техники Чтобы техника «сработала», нужно чтобы между субличностями был актуальный конфликт, из-за которого ты испытываешь напряжение. Это значит, что личностям действительно есть что сказать.
Также важно, чтобы было чувство безопасности. Уважай свои субличности, дай им право высказаться, иначе они спрячутся, залезут в темный угол, а конфликт так и останется неразрешенным. Несмотря на то, что это диалог между двумя субъектами, в технике Перлза их, все же, трое.
Третий — психотерапевт, который выступает в роли объективного рефери.
Как мы видели, Перлз испытывал давнее и стойкое влечение к театру. Возвращаясь к Морено и психодраме, следует отметить, что Перлз делал упор на инсценировке.
Достигается такая интеграция различными приемами и техниками, такими как фокусировка внимания в здесь-и-сейчас, принятие пациентом ответственности за свою жизнь, подведение человека к осознаванию проблемы, работа с полярностями его психики, применение метафор в разговоре, использование арт-терапии, монодрамы психодраматической техники, в которой для разыгрывания ситуации задействуются различные предметы — стулья, игрушки и т. Техника «Горячий стул» В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника монодрама , разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» иногда её называют «Пустой стул».
На середину комнаты, друг напротив друга, ставятся два стула. На один из них садится пациент, смотрит на пустой стул и задает вслух вопрос, как бы обращаясь к невидимому человеку. В роли того или иного собеседника могут выступать близкие пациенту люди, например, его отец. После этого он пересаживается на второй стул и дает на него ответ от имени своего отца. Таким простым способом можно выявить причины многих внутренних проблем и даже разрешить их.
В коллективном варианте, в качестве «горячего стула» выступает место участника, на котором фокусируется внимание всей группы. Доброволец садится на этот стул и задает группе вопрос, например такой: «Что вы находите во мне привлекательным? А что во мне вам не нравится? Каждый из участников практики по очереди отвечает на этот вопрос. Особенности гештальтерапии Гештальттерапию часто называют «женским подходом» в решении проблем.
Она больше подходит для чувствительных женщин, любящих углубляться в собственное сознание для поиска проблем и причин их породивших, чем для энергичных, ориентированных на действие мужчин.
Такие конфликты часто порождаются внутренним диалогом долга, требований общества, совести, с одной стороны, и желаний, эмоций, спонтанности, с другой. Разворачивание этого диалога вовне оказывает терапевтическое воздействие.
Техники гештальт-терапии: эксперимент (пустой стул).
В большинстве случаев это означает любые действия, используемые для изменения поведения, эмоционального состояния или чувств. Психологические интервенции имеют много разных применений, и наиболее распространенное — для лечения психических расстройств, чаще всего применяющего методы психотерапии. Конечная цель заключается не только в облегчении симптомов, но и в определении основной причины психических расстройств. Для лечения психических расстройств интервенции могут сочетаться с психоактивными препаратами, однако в нашей статье мы не будем касаться этой сложной темы. Когда человек заболевает психическими расстройствами, самая сложная задача состоит в том, чтобы убедить его в необходимости лечения, потому что зачастую он сопротивляется любым изменениям. Поэтому если вы терапевт или родственник, от вас требуется большое терпение и умение убеждать. Некоторые психологи считают, что психологическая интервенция должна отвечать следующим критериям: Творческий подход: у терапевта есть множество инструментов для того, чтобы его клиенту было интересно. Смелость: сильная убежденность в пользе техники может дать серьезные результаты.
Тайна: механизм перемен не всегда очевиден. Запоминающееся название: оно врезается в память и вызывает сильные эмоции у клиента. Давайте же разберемся, в чем состоит суть самой терапии. Как это работает? Теория интервенции заключается в том, что планируемое, не угрожающее посредничество в негативной ситуации может положительно повлиять на результат. Вмешательства могут помочь изменить поведение, которое мешает благополучию человека, его семьи и друзей. Цель любого вмешательства — принять меры, которые приведут к позитивным изменениям в том, как человек думает и что чувствует, а также предотвратят саморазрушительное поведение.
Возможно, отношения между этими фигурами подобны отношениям известных перлзовских «собак» — собаки снизу и собаки сверху topdog и underdog. Одна приказывает, не очень рассчитывая на исполнение, другая чувствует себя виноватой, но не собирается ничего с этим делать. Впрочем, это уже интериоризованная то есть перенесенная «вовнутрь» берновская «игра», об этом у нас пойдет речь в другом месте. Так или иначе, для того, чтобы курсовая была или не была написана, то есть для того, чтобы субличности могли выйти из клинча, нужно наладить между этими фигурами реальное взаимодействие.
Другой пример субличностного расклада — «и хочется, и колется». Наивному человеку может показаться, что это про реальную розу с шипами: дескать, с одной стороны, определенной вещи хочется, а с другой стороны это связано с какой-то опасностью в самой реальности. Но чаще дело обстоит гораздо сложнее. Есть некое «я», которому чего-то хочется, — например, подарить розу замечательно красивой Маше из восьмого «б», и это порождает одно представление о реальности со своей линией рассуждений.
И одновременно, в том же Васе из седьмого «а», есть другое «я», вполне солидарное с компанией сорванцов, готовых улюлюкать и вопить «тили-тили-тесто», что, как нетрудно догадаться, создает другое представление о реальности и другую линию рассуждений. Бедный Вася переживает при этом состояние, которое еще психоаналитики назвали «амбивалентным»: одна его субличность явно враждебно настроена по отношению к желаниям другой. Еще один пример, где проявляются разные субличности. Когда я уже совсем проснулся, пришел в свою наилучшую дневную форму, я начинаю думать, как хорошо было бы вставать пораньше, часов, допустим, в восемь, а не спать до десяти: как бы много я успел сделать.
Но на следующий день, когда наступает этот момент, — восемь часов, — и звонит будильник, я открываю полглаза и обнаруживаю, что человек, который сейчас решает, вставать или не вставать, относится к этому совершенно иным образом. У него другая жизнь и другие доводы. Эта ситуация часто отрабатывается в виде представления о «состояниях»: я был в таком состоянии, я был в другом состоянии. Но можно сказать, что «состояния» — либо следствие, либо условие выхода на передний план той или иной субличности.
Совершенно бессмысленно здесь говорить о том, как «правильно» рассматривать этот пример, — в категории состояний или в категории субличностей. Достаточно сказать, что, если рассматривать его в категории субличностей, то это ведет к определенной психотехнической практике: субличности можно посадить рядом, попросить их обсудить подвопросную тему, и тогда, может быть, у той субличности, которая говорит, что хорошо бы мне вставать в семь часов утра даже еще лучше, чем в восемь поубавится энтузиазма, и она согласится, скажем, на девять, а у субличности, которой в момент пробуждения надо решать, встану я или посплю еще, поубавится негативизма. По форме это пример из Гурджиева-по-Успенскому, но на самом деле я рассказываю о своем личном опыте, потому что я так и сделал: посадил эти две на самом деле больше, как мы позже увидим субличности рядом, и им много чего нашлось сказать друг другу, а в результате моя ситуация по этому поводу сильно изменилась. Техника может показаться простой, но реально и с реальными людьми это не так просто.
Некоторые клиенты очень охотно усаживаются играть с психотерапевтом в эту игру и придумывают замечательный литературный сценарий. Вот, например, сидит клиентка и рассказывает: «А во мне еще есть такой танк, который на всех прет, прет, прет, а еще есть такой маленький зайчишка, который всех боится и так ушками прядает». Она фантазирует, и вроде даже то, о чем она рассказывает, к ней имеет какое-то отношение. Но никаких реальных субличностей нет.
Терапевт ставит пустой стул в центр пространства действия напротив протагониста или членов группы в случае группового лечения и дает следующие инструкции: "Я хотел бы, чтобы вы посмотрели на стул. Не смотрите на меня, сконцентрируйте внимание на пустом стуле. Когда смотрите на стул, попробуйте посадить на него в своем воображении кого-то, с кем у вас "не закончен разговор". Попробуйте как можно более отчетливо и точно представить себе этого человека и задержите его образ на несколько секунд".
Затем терапевт спрашивает протагониста или членов группы, насколько четкий образ им удалось воссоздать. Часто люди отвечают, что перед ними прошла череда лиц, прежде чем удалось сфокусироваться на ком-то конкретно. Иногда они говорят, что выбранный образ появляется и исчезает.
Достигается такая интеграция различными приемами и техниками, такими как фокусировка внимания в здесь-и-сейчас, принятие пациентом ответственности за свою жизнь, подведение человека к осознаванию проблемы, работа с полярностями его психики, применение метафор в разговоре, использование арт-терапии, монодрамы психодраматической техники, в которой для разыгрывания ситуации задействуются различные предметы — стулья, игрушки и т. Техника «Горячий стул» В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника монодрама , разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» иногда её называют «Пустой стул». На середину комнаты, друг напротив друга, ставятся два стула. На один из них садится пациент, смотрит на пустой стул и задает вслух вопрос, как бы обращаясь к невидимому человеку. В роли того или иного собеседника могут выступать близкие пациенту люди, например, его отец. После этого он пересаживается на второй стул и дает на него ответ от имени своего отца.
Таким простым способом можно выявить причины многих внутренних проблем и даже разрешить их. В коллективном варианте, в качестве «горячего стула» выступает место участника, на котором фокусируется внимание всей группы. Доброволец садится на этот стул и задает группе вопрос, например такой: «Что вы находите во мне привлекательным? А что во мне вам не нравится? Каждый из участников практики по очереди отвечает на этот вопрос. Особенности гештальтерапии Гештальттерапию часто называют «женским подходом» в решении проблем. Она больше подходит для чувствительных женщин, любящих углубляться в собственное сознание для поиска проблем и причин их породивших, чем для энергичных, ориентированных на действие мужчин.
Способ забыть человека со стулом
Высказываем то, что хотите сказать себе. Четвертый способ Используется в процессе терапии с психологом Когда понимаем, что клиенту нужна данная техника, то ставим перед ним пустой стул. Просим клиента представить того, на ком обосновывался «конфликт». Просим клиента высказаться и проанализировать услышанное. Все пункты уже понятны, но в данном случае на пустом стуле должен присутствовать уже мёртвый человек. Я рекомендую использовать данный способ только опытным психологам работающим с этим клиентом уже продолжительное время. В данном случае нужно быть очень аккуратным, так как этот способ способен травмировать человека сильнее чем он уже был травмирован. Шестой способ Лично мне он не очень нравится, но он вполне может быть использован вами. Разговор на будущее.
Таже схема, но как подготовка к важному разговору с человеком с которым вы потом просто это будите обсуждать. Своеобразная тренировка перед важным разговором.
Опытный терапевт, который руководит процессом и поддерживает доверительные отношения с пациентом. Применение техники «Пустой стул» может привести к следующим результатам: Проявление эмоциональной разгрузки и осознания своих эмоций. Изменение восприятия и понимания ситуации, позволяющие увидеть ее с разных углов и найти новые решения.
Прощение — это процесс, который требует времени и усилий. Вот несколько шагов, которые помогут вам научиться прощать: Признайте свою боль и обиду. Позвольте себе почувствовать эти эмоции и принять их. Попытайтесь посмотреть на ситуацию с разных точек зрения.
Попытайтесь понять, почему человек поступил так, как поступил. Разговорите свои чувства с кем-то доверенным. Поговорите о своей боли и обиде, чтобы получить поддержку и понимание. Поставьте себя на место другого человека и попытайтесь понять его мотивы и причины его поступков. Примите решение прощения. Осознайте, что прощение не означает одобрение поступков другого человека, а лишь освобождение себя от негатива. Практикуйте прощение. Прощайте не только других людей, но и себя. Практикуйте прощение каждый день, чтобы развивать эту важную навык и.
Прощение и самолюбие Прощение также связано с самолюбием. Когда мы прощаем, мы показываем себе, что мы достойны счастья и свободы от негативных эмоций. Прощение помогает нам принять и полюбить себя, что является основой нашего психологического и эмоционального благополучия. Выгоды прощения Освобождение от гнева и обиды Улучшение отношений с другими Улучшение психологического и эмоционального благополучия Негативные эмоции и гнев Проблемы с психологическим и эмоциональным благополучием Стрессы и здоровоте проблемы.
Например, он может несколько раз менять работу, но всегда натыкаться на очень строгого начальника, который совершенно не заботится о моральном и физическом состоянии подчиненных. Сценарий в гештальт-терапии — это повторение одних и тех же ситуаций, исход которых не устраивает человека и повышает его тревожность В таком случае человеку может казаться, что он попал в замкнутый круг и все происходящие события — это судьба или наказание свыше. На самом деле он просто раз за разом совершает одну и ту же ошибку, не замечая этого. Что значит «закрыть гештальт» По словам Марины Ионычевой, гештальт как процесс имеет свой цикл развития, от начала к середине и до конца.
Можно сказать, что каждые новые отношения — это открываемый гештальт: они имеют начало, какую-то середину и обязательно должны иметь завершение. Закрыть гештальт означает довести какую-то жизненную ситуацию до завершения Психолог подчеркнула, что «завершение гештальта» — это проживание чувств, которые долгое время были невыраженными и мешали спокойно жить, это чувство облегчения и освобождения, возможность строить отношения не по привычным сценариям, а более осознанно, выбирая то, что хочется, а не то, что «надо» или «привычно». Современные психотерапевты не закрывают гештальты. Это скорее понятие, которое стало популярно в медийной среде. Она открывает возможность для того, чтобы пробовать что-то новое в той области, с которой уже долго связано ощущение замкнутого круга. Когда ситуация разрешается, человек чувствует облегчение. Это и называют «закрытым гештальтом». В процессе работы исследуем установку «надо выйти замуж поскорее», а за ней тянутся негативные убеждения о себе — «я недостаточно хороша для хороших мужчин». В процессе работы нам удалось отследить эти мысли, оказывается, клиентка переняла их от матери.
Благодаря терапии женщина начала выбирать более подходящих людей в свое окружение и пересмотрела свои взгляды на замужество как на единственный способ реализоваться Марина Ионычевагештальт-терапевт Можно ли закрыть гештальт самостоятельно По словам Юлии Ананьевой, самостоятельно человек может проработать какие-то несущественные моменты.
Способ забыть человека со стулом
Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул». один из наиболее часто используемых инструментов работы в рамках теории гештальт. Техника «пустого стула»Одной из самых популярных в психологии, а именно в гештальт-терапии, является техника "Пустой стул".Это упражнение поможет справиться с трудностями, завершить какую-либо ситуацию, закрыть гештальт или просто разобраться в себе. В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника (монодрама), разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» (иногда её называют «Пустой стул»). Техника «пустого стула» позволяет выразить накопившиеся чувства, когда невозможно поговорить с человеком напрямую.
Почему возникает гештальт
- Пустое кресло: терапевтическая техника гештальта - yes, therapy helps!
- От «пустого стула» к «круглому столу» — техника работы с субличностями (1/2) | Пикабу
- КРУТАЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ 9. ПУСТОЙ СТУЛ
- Как преодолеть страх: психологический метод "пустой стул" — Манылов Андрей на
- Техника пустого стула в психологии: основные принципы и методы
- Что такое гештальт? Зачем его закрывать и как делать это правильно
Техники психодрамы
«Пустой стул». Ставятся два стула друг напротив друга — для себя и воображаемого собеседника. это психотерапевтическая техника, обычно используемая в гештальт-терапии для изучения отношений пациентов с самими собой, с аспектами их личности, их концепциями, идеями, чувствами и т.д. одна из возможных техник, которые часто используются для преодоления такого рода переживаний, основанных на прошлом опыте. Техника «пустого стула» относится к популярным гештальт-терапевтическим техникам. Что касается конкретно техники “пустого стула”, то основное влияние на нее оказали театр, философия экзистенциализма и юнгианская психология.
«Пустой стул» в гештальте
Постепенно по мере творческого роста он эти субличности «манеры» интегрировал в единый более богатый творческий облик, в единую творческую личность. Но вот в более поздний свой период он стал играть на органе. Тут, наоборот, пришлось не синтезировать, а очень резко разделять, потому что на органе играют совершенно иначе, чем на фортепиано, и ему нужно было очень точно, четко и жестко различать, «кто» он в данный момент — органист или пианист: прежде всего это касается аппарата рук, но задействовано и все остальное, весь «строй души» разный. На «предметном» уровне здесь нужна не интеграция, а, наоборот, ясная дифференциация. Конечно, где-то «на высотах» все это соединяется в единой Музыке, но практически необходимы две разные субличности: Пианист и Органист. Следующая методика — функциональный анализ субличностей. Неудобная, мешающая клиенту субличность часто «живет» на том, что выполняет определенную функцию в структуре личности. Например, у большинства клиентов есть на службе внутренний Очень Критический Родитель — «Грызла», выполняющая функцию контроля за поведением и деятельностью. Ее невозможно так просто выгнать, уволить, потому что тогда человек остается без контроля. Необходимо, по-видимому найти других исполнителей на функцию, другие способы исполнения функции.
Если функция обеспечена и клиент получил соответствующий опыт, то можно ставить вопрос об освобождении Грызлы от обязанностей грызлы а также об исключении должности «грызлы» из внутреннего штатного расписания. Часто субличность выполняет не одну функцию, а три-четыре. Она тем и сильна, потому и может осуществлять свое грызлое дело, потому ее и не прогонишь, что она сидит одновременно на трех-четырех функциях и говорит: «Ну да, с этим ты справишься иначе, а с этим, а с этим? После этого ее можно будет уволить. Впрочем, фрейдовская надежда, что достаточно проанализировать и понять, а дальше «само рассосется» русский перевод латинского «natura sanat» далеко не всегда сбывается. Реально психотерапевту, группе, а главное — самому клиенту, который работает над собой, стремится к собственной свободе, — нужно много чего «дожать». Мы нашли функции, нашли новых исполнителей на них, но исполнителей надо еще «нанять», надо обеспечить действительно другое исполнение функций, Грызлу надо еще на самом деле уволить. И это все специальные волютивные действия, которые надо совершать. С теоретической точки зрения можно вспомнить, что все основные психические функции возникают в результате интериоризации вбирания внутрь «себя» определенной внешней коммуникации.
В этом смысле субличность — это функция или набор функций , отягощенная личностными особенностями участников интериоризованной коммуникации, вообще «загрязненная» «контаминированная», пользуясь словечком Эрика Берна привходящими обстоятельствами. Иными словами, субличность появляется тогда, когда функция или функции выполняются в некоторой определенной не имеющей необходимого отношения к делу «манере» и с «добавками», часто далеко не желательными. Чтобы можно было осуществить перемену исполнителей функции, клиент должен отделить собственно функцию, которая ему необходима, от «добавок», которые портят ему жизнь. Для этого нужно вернуться к исходной коммуникации которая интериоризована в виде рассматриваемой субличности и посмотреть на нее новыми глазами. Вот два примера из практики. Клиентка рассказывает, что хорошо управляется со своими делами на работе и дома, но только при условии, если она сама их себе назначила. Если кто-то начальник ли, муж ли говорит, что нужно сделать, — у нее возникает неприятное состояние неловкости, работа валится из рук, и хотя она сама тоже понимает, что сделать ее надо, это дается значительно труднее, чем если бы она делала это по собственной инициативе. Специально следует оговорить, что по многим вербальным и невербальным признакам в данном случае мы не имели дело с простым «подростковым негативизмом»: клиентка — вполне взрослый человек как в смысле физического возраста, так и в своих отношениях с окружающими. В результате расспросов выясняется, что в ранние школьные годы у нее была учительница, которая очень ее не любила и каждое «ценное указание» сопровождала добавками уничижительного характера.
Обобщенно эту коммуникацию можно выразить так: «Ты настолько глупая и скверная девчонка, что тебе специально приходится говорить о том, что другая сама догадалась бы сделать». Разумеется, у девочки это не вызывало энтузиазма. Но вместе с тем, по-видимому, учительница каким-то образом заняла важное место, и коммуникация с ней интериоризовалась настолько, что каждый раз, когда клиентке говорили, что надо сделать, — теперь уже без всяких дополнительных нагрузок, — она чувствовала себя «нехорошей» и униженной. Выход из этой ситуации таков. Мы вернулись к первоначальной коммуникации и постарались выяснить, что же такое не нравилось этой учительнице. Выяснили, что у нее были свои дополнительные причины для нашей темы несущественно, какие именно не любить девочку. Когда с позиции взрослого человека это понято, коммуникацию можно «переиграть», не принимая «добавки» на свой счет. Если учительница научила чему-то важному, это остается достоянием клиентки, а привходящие особенности их отношений, будучи осознаны как личные особенности если не неврозы учительницы перестают быть личностными особенностями самой клиентки. Другой пример.
Клиентка обнаруживает в себе тонкое и хорошо компенсированное чувство, что она все время немного «не дотягивает». Выясняется, что ее мать, чувствуя себя неудачницей, все время завышала для девочки планку, чтобы та стремилась, но не могла быть полностью «успешной». Интересно отметить, что проведенный субличностный анализ кроме решения исходной проблемы привел еще к значительным изменениям в общении клиентки с реальной мамой: раньше это общение ограничивалось возней по поводу «планки», теперь, увидев, в чем дело, клиентка смогла найти другие области и формы контакта. Понимаемые таким образом субличности с точки зрения идеальной интеграции подлежат «рассасыванию». В предельном абстрактном идеале должна получиться личность, синтезированная из всех возможных субличностей, а они в ней должны раствориться или синтезироваться. Но это не единственная возможность. Еще одно направление работы можно было бы назвать воспитанием субличностей. Приведу еще один личный пример. При каком-то раскладе я обнаруживаю в себе в качестве отдельной субличности четырехлетнего мальчика, имеющего совсем другой опыт, нежели мой собственный: по определенным причинам он в свои четыре-пять лет был отсечен от дальнейшего развития и сохранился во мне в таком виде, каким был в то время.
Эта субличность владеет большим запасом энергии и многого другого, мне сейчас недоступного. Я ее субличность высаживаю на самостоятельный стул, начинаю с ней разговаривать... И обнаруживаю, что она, эта субличность, мне совсем не нравится. Я представляю себе, какая «она», эта субличность, то есть на самом деле «он» желание пользоваться местоимением женского рода, отсылающим к абстракции субличности, а не мужского, указывающего на конкретного сорванца-мальчишку — замеченное мною свидетельство «сопротивления» — шумный, противный мальчишка, который всем страшно мешает. Я даже могу вспомнить, что я таким был, и как я таким был. Я помню, как сначала под внешним давлением, а потом внутренне с этим согласившись, лишал эту субличность возможности «вести себя» то есть «меня» таким образом.
Этот эксперимент позволяет разыграть в безопасном пространстве реальные жизненные ситуации. См, выше о технике «пустого стула». В такой игре клиент вступает в диалог с собой, пытаясь примирить в себе крайности. Например, клиент, который устал по привычке всем угождать, может попробовать найти в себе «злого полицейского» и поговорить с ним. Клиент может прислушаться к своему внутреннему диалогу, дать право высказаться обеим сторонам, пересаживаясь с одного стула на другой. Ролевые игры очень помогают завершать гешталь-ты, выражать подавляемые чувства и мысли, выявлять интроекты и базовые презумпции, присваивать то, что клиент в себе отвергает, искать новые способы поведения. Групповая работа Скульптуры: клиент с помощью других участников группы «лепит» скульптуру своей семьи или самой группы, расставляя участников по комнате — в груда пах или по одному. Затем у каждого из участников и у самого клиента спрашивают, как они себя чувствуют на этих местах. Участники могут попробовать переместиться так, чтобы чувствовать себя комфортнее. Практика новых способов поведения: группа — отличный полигон для экспериментирования с новыми способами взаимодействия например, клиент может попробовать сказать «нет» или выразить свою любовь. Дубляж: участники группы исполняют роли людей, о которых рассказывает клиент. При этом клиент «дублирует» участников, стоя за их спинами и положив руки им на плечи: «Я женщина, мне тридцать лет, я замужем и устала от жизни, жаль, что я не могу бросить работу». Клиент может попросить какого-либо из участников группы сыграть роль самого клиента. Смена позиций: используется для разрешения конфликтов между участниками группы. Клиенты как бы меняются позициями, играют своего противника. Психодрама: группа проигрывает ситуацию из жизни клиента. Сам клиент может либо наблюдать со стороны, доверив свою роль другому участнику, либо принимать участие в игре, пытаясь что-то изменить. Не забывайте о работе на границе контакта. Предложите клиенту исследовать, что происходит между вами здесь и сейчас. Например: «Что вы хотели мне сказать и не сказали? Пример В работе с Беверли мы можем использовать разные техники. Мы можем предложить ей поменять позу, проследить за тем, что она чувствует, прислушаться к внутреннему диалогу, понять, может ли она войти в контакт со своей злостью. Наконец, Беверли может сказать мужу, что чувствует себя подавляемой, и усилить это состояние беспомощности. Не забывайте, что эксперименты могут варьироваться: от самых простых, таких как повышение осознавания клиента «Как вы сейчас дышите? На самом деле, любая интервенция со стороны терапевта — это эксперимент. Если вы в тупике, спросите себя: «Чего не хватает? Что я могу изменить, какой новый элемент внести и как от этого изменится общая картина? Какие чувства клиент не выражает? У клиента появится больше энергии, и тогда эксперимент может продолжаться без вмешательства терапевта. У терапевта в голове может быть картинка о том, что должен пои пять клиент, но истинная цель любого эксперимента — навыки, приобретаемые клиентом в процессе: то, как клиент учится выражать свои эмоции более полно, повышает самоподдержку, завершает гештальты, чувствует удовлетворение, принимает в себе те или иные качества. Результат — дело клиента. Завершение гештальт эксперимента. Вверх VI. Завершение эксперимента Во время эксперимента часто случается, что клиент неожиданно выходит из роли или останавливает процесс. В этом случае важно понять, чего в действительности хочет клиент: сделать паузу, прекратить эксперимент или выбрать другое направление. Ориентируйтесь на клиента. Выход из роли, комментирование клиентом того, что произошло, инсайт, перепад энергии, который сигнализирует о том, что клиент уже не здесь, — верные признаки того, что эксперимент закончился. В такой ситуации терапевту очень легко пойти на поводу у собственных амбиций и представлений о том, как нужно закончить эксперимент, и настоять на том, чтобы клиент продолжил. Порой терапевту приходится приложить грандиозные усилия, чтобы удержаться в позиции творческого безразличия и позволить клиенту прийти к результату, который устраивает клиента не терапевта! Тем не менее, есть смысл завершить эксперимент как минимум за десять минут до конца сессии, чтобы иметь возможность восстановить отношения клиента с терапевтом, отчитаться о проделанной работе и подготовиться к прощанию. Можно просто напомнить клиенту о конце сессии, можно договориться перенести то, что вы не успели сделать, на следующий раз. Терапевт использует всю свою чувствительность и креативность, чтобы помочь клиенту завершить эксперимент и вернуться к реальной жизни. Пример Беверли инсценирует жаркий спор с мужем. Терапевт понимает, что до конца сессии осталось всего пятнадцать минут и принимает решение вмешаться. Он говорит, что сессия подходит к концу и Беверли должна найти способ как-то завершить этот контакт — на данный момент. Ассимиляция опыта после гештальт эксперимента. Вверх VII. Ассимиляция опыта После завершения эксперимента стоит подвести итоги. На этой стадии клиент может обсудить с терапевтом то, что случилось во время сессии, и ассимилировать новый опыт, как в контексте этой встречи, так и в более широком смысле — применительно к реальной жизни клиента.
Некоторые психологи считают, что психологическая интервенция должна отвечать следующим критериям: Творческий подход: у терапевта есть множество инструментов для того, чтобы его клиенту было интересно. Смелость: сильная убежденность в пользе техники может дать серьезные результаты. Тайна: механизм перемен не всегда очевиден. Запоминающееся название: оно врезается в память и вызывает сильные эмоции у клиента. Давайте же разберемся, в чем состоит суть самой терапии. Как это работает? Теория интервенции заключается в том, что планируемое, не угрожающее посредничество в негативной ситуации может положительно повлиять на результат. Вмешательства могут помочь изменить поведение, которое мешает благополучию человека, его семьи и друзей. Цель любого вмешательства — принять меры, которые приведут к позитивным изменениям в том, как человек думает и что чувствует, а также предотвратят саморазрушительное поведение. Теперь давайте рассмотрим наиболее интересные и популярные методы интервенции в психиатрии. Метод песочницы Эта интервенция помогает человеку обрести внутренний мир, а также содержит потенциал для развития личности в целом, включая ее интеллектуальные и духовные аспекты. Роль терапевта в том, чтобы помочь клиенту как правило, ребенку выразить внутренние силы. Метод песочницы состоит из создания клиентом трехмерной картины с миниатюрными фигурами на подносе с песком. Миниатюрные фигуры, представляющие все аспекты жизни и фантазии, расположены на полках возле песочного лотка. Также доступно большое количество строительных материалов, из которых клиент может изготовить необходимые предметы.
Для проведения сеанса необходимы следующие условия: Комфортная и спокойная обстановка, которая создает атмосферу безопасности и доверия. Пустой стул, который представляет абстрактную фигуру или человека, с которым пациент взаимодействует. Опытный терапевт, который руководит процессом и поддерживает доверительные отношения с пациентом.
Техника пустого стула
методу, объединившему в себе искусство и науку. Технику пустого стула разработал Fritz Peris как один из способов внесения большей осознанности в терапевтическую работу. техника "Пустой стул" поможет решить эти вопросы.
Техника «Пустого стула» в гештальт-терапии: основы и практика
Книга знакомит клиницистов с основными методами диалога и помогает организовывать терапевтические противостояния и инсценировки. Книга рассчитана на психологов, психотерапевтов, профессиональных консультантов, а также на широкий круг читателей, интересующихся современными направлениями психологии.
Пока они в клинче, они так друг друга держат, что вроде их и нет, а есть единый «кластер»: и хочется, и колется, и не знаю, что решить, и не делаю ничего. Проявление субличностей требует рассаживания их по стульям в присутствии «рефери». Технически говоря, терапевт должен договориться с клиентом, что сейчас мы его субличности усаживаем на отдельные стулья, и при этом мы не будем их критиковать, бить по голове, переделывать — по крайней мере для начала мы будем их выслушивать и выспрашивать здесь клиенту очень пригодятся приобретенные на «бейсике» навыки. Причем ведь субличности «там внутри» все время что-то друг с другом делают. И видимо что-то не то, что клиенту «самому», как целому, нужно. Чтобы их рассадить по стульям, чтобы устроить эту процедуру разделения субличностей, нужно обеспечить им гарантии неприкосновенности на переговорах, как в большой политике: Рейган приезжает к Горбачеву и встречается здесь с каким-то представителем московских диссидентов.
Он, Рейган, договорился с Горбачевым, и их договоренность является гарантом того, что этому диссиденту дадут сказать то, что он хочет сказать, и потом его не тюкнут, потому что команда Рейгана за этим проследит. В обычном положении дела отношения между диссидентом и Горбачевым таковы, что если этот диссидент вылезет на поверхность, то Горбачев собирательный , хочет он этого или не хочет, обязан его тюкнуть. Приезжает Рейган, и устраивается коммуникация, когда этот говорит, а тот ему — по делу! Главное, что мы должны сделать — сохранить субличность с ее интересом, чтобы не дать соседке, с которой она раньше была в клинче, снова ее затюкать или снова войти с ней в клинч. Мы должны посмотреть и дать увидеть клиенту , что эта субличность думает, какие у нее интересы, какие у нее опасения и т. Допустим, мы это сделали: посадили эти субличности, обеспечили их аутентичность, невыдуманность, наличие у каждой из них реального интереса. Мы обеспечили их безопасность, теперь эти субличности имеют возможность высказывать свои интересы, настаивать на своем.
Но, как вы помните, и как мы все с вами знаем практически, это возможно только в тех условиях и как раз потому, что это чисто коммуникативная ситуация: действие приостановлено, все сидят и разговаривают. Горбачев с Рейганом могут договориться, что дадут слово диссиденту, как раз потому, что они дадут ему высказаться, но при этом не дадут ему возможности действовать, осуществлять реальную политику, — на это бы никто не пошел. Так что пока, за «круглым столом», у субличности не будет возможности действия, будет только возможность высказаться. Что же дальше? Вот они сидят, высказываются, мы поняли, какие у них интересы. И что теперь с этими субличностями и их интересами делать? Первую из имеющихся здесь возможностей можно назвать методом «круглого стола» или меж-субличностных переговоров.
При действительном желании часто оказывается возможным так договориться, что все интересы будут удовлетворены. Если не цепляться за «позиции», а смотреть на реальные интересы, нередко оказывается, что материя реальности достаточно пластична, чтобы допустить необходимые трансформации. Психотерапевт выступает здесь в роли «рефери», который, не вмешиваясь в сам процесс достижения консенсуса, является гарантом объективности и безопасности переговоров. Позже клиент может научиться сам удерживать эту позицию, интериоризовать ее, создавая в себе собственного «рефери»-интегратора. Эффективная договоренность требует, чтобы все заинтересованные стороны удовлетворили свой интерес, и даже в большей степени, чем рассчитывали. Для этого нужен творческий подход к ситуации. По сути дела это сделать нетрудно, — если это действительно делать, но для этого нужно во время всей этой дискуссии держать субличности на стульях, то есть, с одной стороны, не дать им вскочить со стульев и опять войти в клинч или подраться, а с другой стороны, — что еще труднее — не дать им «рассосаться», убраться под лавку.
Нужно, чтобы они настаивали на своих интересах, отстаивали их. Это самая важная вещь: обеспечить не только наличие интересов, но мотивированность к поддержанию переговоров и обеспечение «творческой части» энергией. Обеспечивается это целым набором условий. Во-первых, важна актуальность для человека самой проблемы. Если проблему можно не решать, а отложить ну встаю я в десять часов, и Бог с ним, если по условиям жизни я могу себе это позволить , то оно так и будет продолжаться. Но если проблема действительно актуальна, если решать ее надо, если мотив достаточно силен, то это составит необходимое условие того, что субличности на стульях будут продолжать вести переговоры. Второе условие, столь же необходимое: чтобы заинтересованные субличности продолжали участие в переговорах, у них должна быть обоснованная надежда на то, что из этого что-то выйдет.
Чем больше у клиента либо собственного, либо чужого опыта, что это действительно происходит, тем легче обеспечить заинтересованность субличностей в продолжении переговоров. В этом преимущество групповых форм работы, даже если терапевт работает с одним клиентом «горячем стуле», а не с группой в целом. Кроме того важен опыт клиента в отношении межличностных переговоров и психотехнической коммуникации. Еще одно обязательное условие, которое требует специального аналитического искусства, — участие в переговорах всех или хотя бы основных заинтересованных субличностей. Я вернусь здесь к примеру со своим утренним вставанием и немного его разверну. Реально вопрос был вовсе не в том, что мне лень было вставать. Раннее вставание для определенной моей «части» было накрепко связано с состоянием унизительного школьного рабства, когда меня заставляли рано вставать и могли отругать за опоздание, — и все это ради того, чтобы сидеть и слушать, как мой сосед по парте вяло бубнит то, что я и так уже давно знаю.
Когда мне удалось объяснить этой своей субличности, что теперь я волен вставать или не вставать по собственному желанию, и ждут меня, когда я встану, интересные и приятные дела, — ситуация сильно изменилась. Когда наконец достигнуто соглашение о том, как «мы» субличности будем вести «себя» в определенных ситуациях, необходима так называемая «пристройка к будущему». Нужно определить условия соблюдения достигнутого соглашения, установить санкции, напомнить каждой из сторон, что она получает при этом все, что ей нужно, и т. Возможны и более сложные ситуации. Например, может оказаться, что выделенная нами субличность представляет не один интерес, а группу противоречивых интересов. Такую субличность нужно дальше раскладывать на составляющие субличности и рассаживать их по своим стульям. Здесь есть свои структурные проблемы: однопорядковы ли получившиеся субличности то есть можно ли их собрать за одним и тем же «круглым столом» или нужно провести какие-то предварительные группировки и переговоры, и т.
Это хорошо видно на следующем примере из области искусства. В юности я имел возможность близко наблюдать развитие одного известного пианиста. У него были две совершенно разные «манеры» для романтиков и для музыки ХХ века — две разные субличности для двух разных «музык». Совершенно иначе звучал рояль, менялось выражение лица и посадка за роялем, как будто играл другой человек.
Работает это так: напротив клиента ставится пустой стул, и он представляет, что на нем сидит человек, с которым есть нерешенная проблема. Эту технику нередко используют в группе, тогда каждый участник может задавать наводящие вопросы, делиться чувствами. Здесь и сейчас Закрыть гештальт самостоятельно можно, если использовать эту технику. Когда человек ощущает себя в настоящем, тогда подсознательно настраивается на решение проблемы. Важно вытягивать себя из прошлого или будущего. Часто человеку свойственно застревать в прошлом, а как было бы, если бы… Признаюсь, я тоже иногда так рассуждаю, но постоянно вытягиваю себя в настоящее. Так вот, важно именно вытягивать — сосредотачиваться на том, что вы делаете сейчас: на столовых приборах во время завтрака, на процессе пережевывания пищи, на каком-то действии. Субъективизация в высказывании В процессе сессии, когда человек осознал себя здесь и сейчас, когда он может идентифицировать свои ощущения, он сможет различать разные зажимы и дискомфорт в теле. Горячий стул Клиент садится на стул, напротив него ставится еще один. И он выстраивает диалог с разными частями себя: агрессивной и спокойной, активной и пассивной и т. В таком разговоре происходят инсайты , которые потом выводят клиента к завершению гештальта. Есть еще специфические техники для закрытия гештальта в сознании, но они уже применяются профессиональными психотерапевтами на сессиях по решению проблем клиентов. Что такое гештальт-терапия и когда нужно обращаться к психологу Гештальт-терапия — это направление в психотерапии, которое позволяет человеку восстановить контакт с самим собой, понять себя, свои эмоции и найти цели в жизни, когда ничего не хочется. Кстати, в последней проблеме хорошо помогают практические инструменты, которые вы найдете в лучших курсах по целеполаганию от топовых авторов. Для каждой проблемы свой срок решения. Как понять, когда вам потребуется психолог? Посмотрите перечень проблем, и если вы найдете хотя бы одну или две из них, которые мешают жить, то пора обратиться к гештальт-терапевту или психологу. Вы часто сталкиваетесь со стрессовыми ситуациями. Вам сложно адаптироваться к новому окружению. У вас есть трудности в общении с родителями и другими родственниками. У вас длительное депрессивное состояние. У вас иногда возникает чувство грусти или пустоты. Вы были или и являетесь жертвой морального, физического насилия. Вы топчитесь на одном месте и не можете достичь поставленной цели. Вы испытываете сильный страх, который мешает вам жить. У вас не получается удовлетворить свои потребности, желания. Вам сложно понять, что вы чувствуете, чего хотите. Итак, если вы узнали себя в этих ситуациях, go to психолог. Чем минимально он вам поможет: Под руководством специалиста вы сможете понять, что именно вас тревожит. Он точно поможет вам определить чувства, которые вы испытываете в этой ситуации. Понять это помогут еще 14 лучших курсов по развитию эмоционального интеллекта. Он применяет подходящие методики, чтобы максимально экологично, с наименьшими потерями завершить гештальт, обучает способности распознавать похожие ситуации, чтобы не застревать на них в будущем. Книги Чтобы было понятно, с чем вы имеете дело, хочу предложить небольшой перечень книг по теме. Купить эти книги вы можете на ЛитРес. Заключение Дорогие друзья, очень хочется, чтобы наше общество заботилось не только о боли в зубах, почках и сердце, но и о боли душевной. Тогда каждый человек будет стремиться закрыть свои гештальты, работать над собой, становиться лучшей версией себя. Это приводит к личностной зрелости и конструктивному общению.
Это невыносимо. Кажется, я сейчас взорвусь». Мы предложили ей дыхательное упражнение, с тем, чтобы отследить очаги напряжения в теле. Как только ей удалось прийти в себя, она начала плакать. Гештальт-техника «Пустой стул» Вверх Техника 2. Его назначение — помочь клиенту осознать то, что находится за гранью осознания, а также поработать с полярностями, проекциями и интроектами. Поскольку эта техника не только широко известна, но и активно используется, расскажем о ней подробнее. Название говорит само за себя: для упражнения действительно нужен пустой стул — который не используется ни клиентом, ни терапевтом. Самый простой эксперимент с пустым стулом — предложить клиенту представить, что на этом стуле сидит кто-то из знакомых ему людей. Затем клиент начинает разговаривать с тем, кто сидит на стуле — максимально искренне, не фильтруя поток слов. Эта простая техника позволяет клиенту увидеть все аспекты проблемы и осознать их. Более того, чувства клиента становятся более яркими и непосредственными. Пример техники "Пустой стул" Хикаро рассказывает, как сорвался заранее запланированный ужин с девушкой. По голосу кажется, что мужчина очень расстроен. Терапевт спрашивает о его чувствах. Терапевт предлагает Хикаро пересесть на другой стул и дать волю этому чувству. Хикаро понимает, что это злость. Потом Хикаро начинает испытывать вину за свою злость и вновь испытывает сочувствие. Вскоре он понимает, что это — привычный для него образ действий, застывший паттерн, из-за которого он так часто чувствует себя расстроенным. Кроме того, «Пустой стул» традиционно используется для проработки вечного конфликта «собаки сверху» интроекта и «собаки снизу» сопротивления интроекту. На один стул сажают «собаку сверху», на другой — «собаку снизу». Опираясь на поддержку терапевта, робкая «собака снизу» учится подавать голос и сопротивляться агрессивной «собаке сверху». Помните, в начале терапии, и если клиент никогда не сталкивался с терапевтическим экспериментом, важно подробно объяснить, что к чему, и заинтересовать клиента. С каким бы клиентом вы не имели дело, прежде чем приступать, например, к ролевой игре, где клиенту предстоит разговаривать с другим человеком, постарайтесь заставить клиента обратиться к своей фантазии. Пример Терапевт: «Представьте, что в комнате ваш муж. Где он стоит или сидит? Как далеко от вас? Лучше посадить его в дальний угол комнаты — с газетой, за которой он прячется. Тогда клиент, который его боится, может чувствовать себя спокойнее. Это может пролить свет на отношение клиента к этому человеку. Что вы чувствуете? Что приходит в голову? Что он говорит вам, и что вы хотите сказать ему? Например, клиент может сказать: «Он меня ругает» или «Я не могу на него смотреть». На этой стадии вам, возможно, необходимо будет запросить у клиента обратную связь и уменьшить риск: «Вам бы хотелось найти безопасный способ общения с мужем? Вы готовы рискнуть и попросить его замолчать? Например, в ситуации с клиентом-новичком терапевт может действовать так: Терапевт. Представьте, что ваш муж здесь. Что бы вы ему сказали? Что сыта по горло его критикой. А если терапевт чувствует, что клиент выдержит повышение риска, он может продолжить. Тогда представьте, что ваш муж здесь, в этой комнате. Скажете ему об этом? Ну… да. Не совсем понимаю вас. Иногда есть смысл проговаривать такие вещи прямо здесь, в кабинете. Если бы он сейчас был в этой комнате, где бы он находился? Сразу могу сказать — он сидит за письменным столом. Но стол должен быть гораздо больше.