Новости принципы бизнес планирования

В данной статье вы рассмотрите экономическую сущность бизнес-планирования и его принципы. 1.2. Задачи, функции и принципы бизнес-планирования Планирование предпринимательской деятельности, широко применяемое как в зарубежной, так и в отечественной практике, основывается на бизнес-плане. Для инвестора этого типа содержание бизнес-плана должно содержать подробную информацию о маркетинговой политике (принципы ценообразования, пути распространения продукции, план рекламной кампании, организация постпродажного обслуживания).

Выгоды бизнес-планирования

  • На каких принципах строится, как написать бизнес план
  • Что такое бизнес-план и как правильно его составить
  • 1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования - bizliner
  • Что такое бизнес‑план и зачем его составлять
  • Бизнес-планирование

Принципы и подходы бизнес-планирования

Иначе читатель устанет, пока доберется до сути. Непроверенные или очень приблизительные данные в плане. Не стоит брать цифры с потолка, писать примерно и на глаз. Если документ предназначен для внешнего использования, то будьте готовы, что информацию проверят. Предприниматель может слегка приукрасить цифры, чтобы точно получить финансирование. Однако это опасно: если уличат в обмане, то добиться положительного решения по проекту будет куда сложнее.

Обещание резкого роста выручки или прибыли без четкого обоснования. Даже когда вы чувствуйте и верите, что бизнес взлетит, не стоит обещать сказочный рост. Исключение — если есть достоверные сведения, которые подтверждают оптимистичные прогнозы. Иначе человек, который будет изучать план, усомнится и решит, что проект не учитывает жизненных реалий.

Прогнозы В раздел включаются финансовые показатели компании за предыдущие годы, финансовые прогнозы в будущих периодах. Также для наглядности в раздел следует включить анализ финансовой информации с графическими приложениями и таблицами. Приложения Приложения в бизнес-плане нужны для его большей репрезентативности. Сюда можно включить исследования рынка, экспертные публикации, юридические документы, лицензии, инфографики и фотографии.

Юрист корпоративной практики Key Consulting Group Ангелина Севостьянова отмечает, что в бизнес-план в качестве отдельного блока стоит включить дорожную карту road map , где следует прописать возможные сроки пересмотра и дополнения бизнес-плана. Стандарты планирования бизнеса Существует несколько наиболее известных и распространенных стандартов создания бизнес-плана.

Данное утверждение работает не только на микро, но и на макроэкономическом уровне. Другими словами, составлять инвестиционный план нужно любому субъекту процесса инвестирования: частному инвестору, предприятию, муниципалитету, региону и государству. Занимаясь планированием, инвестор должен принимать во внимание текущее состояние экономики, существующую инфляцию, особенности системы налогообложения, перспективы развития финансовых рынков и другие существенные показатели. Базовые правила Для того сделать планирование будущих капиталовложений по-настоящему эффективным, инвестору следует придерживаться свода базовых правил. Прежде чем принимать конкретные решения по инвестированию денежных средств, инвестору необходимо разобраться с целеполаганием. Другими словами, он должен сформулировать четкую однозначную цель, на достижение которой будут направлены инвестиции. Без этого невозможно запустить успешный инвестиционный проект. Ведь понимание цели позволяет выбрать оптимальный способ для ее реализации.

Уже на начальной стадии инвестиционного планирования до старта проекта инвестору следует не только представлять себе затраты на приобретение выбранного актива. Следует смотреть на перспективу. Таким образом, можно точно спрогнозировать дальнейшие траты, которые могут понадобиться в будущем. Давайте рассмотрим пример. Если в качестве инвестиционного актива будет выбран объект недвижимости, то в дальнейшем за него нужно будет ежегодно платить налоги. В случае если инвестор вложит деньги в драгоценные металлы или произведения искусства, то у него автоматически возникнут траты, связанные с их безопасным хранением. Например, ежемесячная оплата банковской ячейки. Прибыльность долгосрочных вложений будет зависеть от огромного количества переменных факторов. Инвестору следует отдавать себе отчет в том, что прошлый успешный опыт инвестирования в любой сфере может не принести желаемого эффекта при реализации следующего проекта.

Рассмотрим, какие блоки стоит добавить в план «для своих». Как составить бизнес-план: пошаговая инструкция Внутренний бизнес-план должен быть максимально подробным. Внимание к деталям поможет заранее подумать даже о небольших задачах и заложить на их выполнение время и деньги. Структура бизнес-планов может быть разной. Главное — она должна быть удобной для собственника бизнеса. Вот шесть разделов, которые можно добавить в бизнес-план при создании большинства бизнесов: Титульный лист: что за бизнес вы собираетесь открыть, что собираетесь продавать, примерная схема работы проекта. Анализ рынка и целевой аудитории: кто и при каких условиях будет покупать ваш товар или услугу, какую проблему вы решите своим продуктом. Маркетинговый план: как будете продвигать бизнес. Производственный план: сюда входит описание производственного цикла. Анализ возможных рисков: что может помешать бизнесу успешно работать. Подсчет всех расходов на открытие бизнеса. Расскажем о каждом пункте подробнее. Титульный лист. Он нужен, чтобы предприниматель мог коротко сформулировать, какой бизнес он открывает. На титульном листе нужно указать: полное название бизнеса; страну и город, где бизнес будет работать; контактные данные; организационную структуру. Такой список поможет четче определить, какой бизнес открывает предприниматель. Анализ рынка и целевая аудитория. В классическом смысле это полноценное исследование, в каком состоянии рынок, что хорошо продается, а что не очень. Стоит поискать объем рынка: на какую сумму продают похожие товары, работы или услуги за месяц или за год. Лучше оценить рынок в целом по стране и отдельно в вашем городе. Если запускаете розничный бизнес, лучше оценить рынок в отдельном районе. К примеру, если вы открываете шиномонтажку или киоск с мороженым, конкурировать с такими же компаниями на другом конце города вы не будете. Нужно также изучить конкурентов. Для этого можно зайти на страницы их социальных сетей и сайтов, прочитать отзывы и вопросы клиентов: чего они хотят, на что жалуются и чего им не хватает. После анализа рынка изучите спрос.

Принципы и функции бизнес-планирования

Качественные изменения системы могут происходить постепенно эволюция и скачкообразно в условиях кризиса. Сущность процесса планирования в организации — построение будущего для достижения организационных целей и задач. Результатом является стратегический план, то есть определенным образом оформленный документ, который представляет собой программу развития организации и её подразделений. Гибкость планов обеспечивается планированием резервов на случай неблагоприятных изменений внешней среды. Стратегические планы определяют направление движения и выстраивают приоритеты. Подразделения одного уровня разрабатывают планы одновременно с координацией планов своего уровня.

Участие 1 активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения; 2 планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других. Холизм сочетание координации и интеграции Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее эффективнее планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. Ранжирование объектов планирования 1 инвестирование в наиболее доходные товары отрасли ; 2 при одинаковой конкурентности товаров — в первую очередь развитие производства товаров с наибольшим объемом продаж.

Разработка нескольких альтернативных вариантов плана: оптимистического, пессимистического, консервативного и др. Предусматривает: 1 социальное развитие коллектива; 2 обеспечение экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемых товаров. Неизменность планов капитальных вложений, иначе возможны большие потери ресурсов и дополнительные затраты. Адекватность Соответствие плановых показателей реальной ситуации достигается: 1 увеличением числа учитываемых факторов; 2 повышением точности обоснованности прогнозов.

Источник: составлено по 7, с. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации. Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др. В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством составления бизнес-плана и в частности инвестиционного становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами: 1.

В нашу экономику входит новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы. Изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такому непривычному ранее для них занятию, как борьба с конкурентами. Рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъёма отечественной экономики, российские предприниматели должны уметь обосновать свои заявки и доказывать, что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран. Решению вышеперечисленных проблем и призван помочь бизнес-план, который является основным документом, определяющим стратегию развития фирмы.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочерёдной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнёров. Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку. Какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. Поэтому, БП-ие позволяет не только обосновать необходимость разработки того или иного инвестиционного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Бизнес-план — это форма краткосрочного планирования. Это обязательный документ, который нужно предъявлять кредитным учреждениям, и во многом именно от того, как он составлен, зависит решение кредитора о финансировании инновационных проектов. С учетом всего вышесказанного отметим, что бизнесменам следует концентрироваться на таких особенностях малого бизнеса, как ограниченность денежных средств и кадров. Необходимо заблаговременно предусмотреть надежный источник финансирования. Очень важно выработать стратегию поиска сотрудников. Помимо этого, собственнику малого бизнеса нужно уделить особое внимание поиску надежных контрагентов, добросовестно выполняющих свои обязанности. Конечно, изменения в рыночной среде и экономике также важны, однако они не создают предпринимателю особых проблем, поскольку малые предприятия высокомобильны с организационной точки зрения. Над каждым проектом, как над новой разработкой или реорганизацией бизнеса , нужно систематически работать, чтобы достичь максимальных результатов с соблюдением установленных сроков, расходов и определенных требований к качеству. Прийти к поставленным целям удается далеко не всем и не всегда.

Компании работают с недочетами и совершают ошибки, из-за которых могут обанкротиться. Если не проводить полноценный анализ существующей ситуации и не обосновывать требования к проекту, то не удается раскрывать все проблемы, точно выявлять потребности в изменении состояния системы и подготавливать все нужные данные для вынесения решения. Ниже мы рассмотрим некоторые типичные ситуации. Нечеткое определение целей проекта. Сформулировать цели можно в кратчайшие сроки. Но при этом важно их четко определить и задокументировать. Необходимо проверить: На основе каких данных определяются цели. К какому горизонту планирования они относятся. Какую пользу компании принесет достижение целей.

Какие сроки и расходы нужно задать. Цели должны быть содержательны и осмыслены. Компания должна знать, как достигать заданных показателей и как измерять конечные результаты. Выбор в пользу излюбленного варианта вместо объективного поиска. Для каждой цели, как правило, есть многочисленные альтернативные решения по ее достижению. Но обычно предпочтение отдается лишь одному варианту. Именно поэтому важно понять: Можно ли достичь цели иными путями. Какие критерии используют для оценки и выбора альтернатив. Как определяют и оценивают риски альтернатив.

Что происходит при нулевой альтернативе. Компания, рассматривая выбранные и документально не отраженные альтернативы, может выбрать рациональный и даже лучший вариант достижения результата. Недостаточно четкое и согласованное распределение ответственности в проекте. Проекты реализуют не случайным образом. Важно устанавливать индивидуальную ответственность как за бизнес-план в целом, так и за его отдельные составляющие. Необходимо точно определять: Какие профессиональные кадры подчиняются руководителю проекта и как именно. Кто ставит частичные задачи с частичными результатами, и кто передает их для дальнейшего решения. Кто отвечает за затраты, сроки, расходы. Кто и в какой форме отчитывается перед руководством.

Команда планирования и управления проектом недостаточно укомплектована квалифицированными кадрами. При четко установленных временных рамках и ограниченных затратах человеческие ресурсы проекта — достаточно уязвимое место как с количественной, так и с качественной позиции. Именно поэтому, формируя команду проекта, вам нужно определить: признаки подбора персонала для проекта — профессиональные знания, умение работать в команде, руководящие способности и т.

Бюджет продаж находится в тесной связи с планом объема производства, его составление основано на исследовании спроса и предложения, степени конкуренции, масштабов маркетинговой кампании.

Бюджет прямых материальных расходов. Бюджет расходов на заработную плату — разрабатывается отдельно для каждого подразделения предприятия. Бюджет накладных издержек — состоит из заработной платы управленческого и вспомогательного персонала, затрат на энергоресурсы, ремонт, страховые услуги и т. Отдельно рассчитываются бюджеты управленческих и общепроизводственных расходов, где выделяются переменные и постоянные затраты.

Постоянная часть расходов планируется в соответствии с реальными потребностями производства, а переменная — с использованием нормативного метода, учитывая корректировки на процессы инфляции. Бюджет себестоимости включает все итоговые данные четырех предыдущих бюджетов, по которым рассчитывается общая сумма затрат на изготовление и реализацию продукции, себестоимость товаров и окупаемость затрат. Бюджет денежных ресурсов — отражает будущие расходы и поступления денежных средств. Бюджет капитальных вложений — представляет собой дополнительную смету, которая предусматривает планирование величины финансовых ресурсов на развитие и увеличение производственных мощностей.

Бюджеты прибылей и убытков составляются с целью определения финансовых результатов хозяйственной деятельности компании и налогов на прибыль.

+7 495 744-00-12

  • Бизнес-планирование — Википедия
  • Содержание статьи
  • Функции и принципы бизнес-планирования — Студопедия
  • ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
  • Почему бизнес-план больше не нужен?

Как составить бизнес-план

Бизнес-план против бизнес-планирования. Многие предприниматели уходят в другую крайность. Они выбирают стратегию «без плана» или работают по принципу «сделай, как получится» при поиске трекшена. Бизнес-планирование — инструмент первостепенной значимости в управлении компанией, от эффективности процесса бизнес-планирования зависит будущее предприятия. Учитывая особенности бизнес-планов, приведем еще раз основные принципы планирования, дополнив их специфическими, характерными только для этого документа. Чтобы выполнить все эти требования, процесс бизнес-планирования должен осуществляться, базируясь на следующих принципах.

Как составить бизнес-план: какие в нём основные разделы и что в них писать

Алексей Боев, сооснователь сервиса учета финансов «ПланФакт», рекомендует приступать к планированию на основе цифр — собрать несколько вариантов финансовой модели денежного потока бизнеса, а уже после составлять план на год. это чёткая программа действий предприятия, рассчитанная на определённый срок. Бизнес-планирование даже преподают в специализированных вузах, а без убедительного бизнес-плана ни один инвестор не вложится в проект. Принципы, при которых планирование будет плодотворным. Принцип бизнес планирования предусматривающий скользящий характер. При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде (рис. 2).

Задачи инвестиционного планирования

Необходимо построить образ будущего состояния организации, системы, собственной жизни. Сценарий — способ достижения целей. Разрабатывается с учетом диагностики внешней среды организации. При этом необходимо учитывать, что внешняя среда организации не подлежит контролю, поэтому нужно всегда осуществлять обратную связь с внешней средой, получать сигналы и их оценивать с тем, чтобы корректировать сценарии стратегических планов. В этих вопросах поможет бизнес коуч , который даст необходимые рекомендации. Стратегическое планирование предусматривает обеспечение соответствия внутренней среды организации изменению внешней среды.

Работа над стратегическим документом компании закладывает основу для будущего развития, позволяет сформулировать перспективные направления деятельности организации, предусмотреть вероятные источники привлечения инвестиций. Усилия, затраченные на бизнес-планирование, в ближайшем будущем обернутся для предприятия многими положительными моментами: перспективное мышление руководства компании; надежная база для принятия эффективных управленческих решений; расширение возможностей для поступления и мониторинга необходимой информации; снижение предпринимательских рисков; координация действий всех участников бизнеса; готовность к ожидаемым изменениям и внезапным критическим ситуациям. Проблемы и роль бизнес-планирования на российских предприятиях Для многих российских компаний составление подробных планов деятельности хотя бы на ближайшую перспективу пока не вошло в число обязательных и приоритетных бизнес-процессов. В качестве одной из причин такого пренебрежения к планированию можно назвать непонимание важности этого шага и отсутствие у руководителей предприятий знаний в сфере методологии и философии системы бизнес-планирования. Более того, некоторые представители топ-менеджмента скептически относятся к предложениям своих сотрудников разработать стратегические документы, поскольку уверены в бесполезности составления планов. При этом результаты такого подхода далеки от желаемых. Массовый упадок предприятий тяжелой промышленности, стагнация и вялотекущая деятельность производителей пищевой продукции и товаров массового потребления явно свидетельствуют о необходимости менять устаревшие принципы российского менеджмента, делать его более гибким, оперативно реагирующим на текущую рыночную ситуацию. Время сверхприбылей прошло — сегодня необходимо привыкать работать в условиях стабильных, но невысоких доходов, поэтому интуиции и спонтанных решений теперь недостаточно, чтобы сохранять имеющийся потенциал и находить возможности для роста. Необходимость бизнес-планирования вне зависимости от сферы деятельности компании и особенностей реализуемых ею коммерческих процессов очевидна: наличие такого документа не только дисциплинирует менеджмент, но и значительно упрощает понимание целей, стоящих перед организацией, и создает базу для плодотворной работы по их достижению. Кроме того, в пользу планирования можно привести еще как минимум три причины: появляются критерии для объективной оценки деятельности предприятия в целом и отдельных управленцев в частности; менеджмент компании ориентируется на краткосрочные и перспективные цели, четко представляет, какие задачи необходимо решить на очередном этапе развития бизнеса; на предприятии создаются условия, гарантирующие доведение до всех сотрудников внедряемых руководством идей и своевременное привлечение необходимых финансовых ресурсов. На разработку по-настоящему полезного бизнес-плана, учитывающего все реальные условия деятельности компании, требуются значительные затраты — как материальные, так и в виде рабочего времени сотрудников предприятия. Это является одной из причин, по которой многие российские предприниматели предпочитают обходиться без стратегического планирования, в большей степени полагаясь на собственную интуицию и умение принимать оперативные решения исходя из текущей ситуации. Многие топ-менеджеры убеждены, что никакой необходимости в бизнес-планировании нет, поскольку постоянно меняющиеся внешние обстоятельства нивелируют усилия по созданию долгосрочных стратегий. Согласиться с этой точкой зрения нельзя хотя бы потому, что компании, вооруженные планом, чувствуют себя гораздо увереннее в критических ситуациях, ведь соответствующие действия предусмотрены в ходе работы над документом. На помощь руководству предприятий, действующих по плану, приходит мировой опыт менеджмента и выработанные за многие годы его существования приемы и методы реагирования на внезапные изменения рыночной среды.

Сущность стратегического планирования. Стратегия, виды стратегий и уровни ее разработки. Взаимосвязь стратегии и планирования. Сущность бизнес-планирования и бизнес-плана, его цели и задачи. Процесс бизнес-планирования и предъявляемые к нему требования. Роль и значение бизнес-планирования для малого и среднего бизнеса. Планирование как область знания. Методология, организация, метод, методика и формы планирования. Типы планирования и виды планов. Проекты и программы. Система планов и их взаимосвязь. Подходы к организации планирования на предприятиях. Принципы планирования. Методы планирования и прогнозирования. Методы стратегического и конкурентного анализа. Методы прогнозирования. Метод построения сценариев. Балансовый, нормативный, расчетно-аналитический методы. Методы календарного планирования и имитационного моделирования. Виды информации, используемой в бизнес-планировании, и источники ее получения. Плановые показатели, нормы и нормативы. Определение[ править ] Планирование — это разработка метода для создания или выполнения чего-либо для достижения цели [1]. Планирование представляет собой ориентированный на будущее, осуществляемый на основе систематической подготовки регулярно повторяющийся процесс переработки информации и принятия решений, который проводится как на уровне системы предприятия в целом, так и ее отдельных элементов структурных подразделений, функциональных подсистем, отдельных работников. Результатом планирования является план или система планов [2] [3]. Цель планирования — достижение целей предприятия. Задачи планирования: согласованность достижения целей и действий работников, отделов разных уровней управления; своевременное раннее выявление и предупреждение проблем; координация частных планов и их взаимосвязь со стратегией; подготовка принятия решений; определение основных показателей и точек контроля; информирование сотрудников о целях, альтернативах, сроках и ограничениях; мотивация сотрудников [2].

Поэтому важно понять, кто ваши соперники, в чём их слабые и сильные стороны. Что они могут предложить клиенту, чего нет у вас? А в чём выигрываете вы? Подумайте, в чём состоит существенное различие между вами и вашими конкурентами. Может быть, ваша продукция гораздо лучшего качества. Определите, каким образом вы сможете обойти остальных. Анализ аудитории и маркетинг Чтобы привлечь нужных клиентов, необходимо быть в курсе их интересов и потребностей. Подумайте, кто будет вашими потенциальными покупателями. На какой пол и возраст рассчитан продукт? Какая форма товара или услуги для них предпочтительнее? Здесь станет очевидной ценовая политика.

«Основополагающий принцип бизнес-планирования – «прошлого нет»

Бизнес-планирование. Выделим наиболее существенные принципы планирования, которые в своем труде «Общее и промышленное управление» определил основатель классической школы управления Анри Файоль: – принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в экономи-ческой.
Принципы подготовки профессионального бизнес-плана При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для эффективной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.

Бизнес планирование, как составить бизнес-план?

Бизнес-план – первый шаг к своему бизнесу Принцип гибкости планов тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия.
Как бизнесу строить планы в условиях неопределённости: актуальные тренды и эффективные технологии Как свидетельствуют данные бизнес-плана, стратегии компании и их целевые показатели реалистичны и вполне достижимы.

Бизнес-планирование.

Бизнес-план – первый шаг к своему бизнесу 1.2. Задачи, функции и принципы бизнес-планирования Планирование предпринимательской деятельности, широко применяемое как в зарубежной, так и в отечественной практике, основывается на бизнес-плане.
Как составить бизнес-план, который поможет прийти к успеху Принципы планирования и бизнес-планирования[править]. Планирование должно соответствовать следующим принципам[2][3]: Целенаправленность.
Как составить стратегический план предприятия Основы бизнес планирования: как составить план, его разделы, можно ли выполнить все расчёты самому. Цели, задачи, принципы, стандарты бизнес планирования.
«Основополагающий принцип бизнес-планирования – «прошлого нет» Основы бизнес планирования: как составить план, его разделы, можно ли выполнить все расчёты самому. Цели, задачи, принципы, стандарты бизнес планирования.
Как правильно составить бизнес-план (и нужен ли он вашей компании) Алексей Боев, сооснователь сервиса учета финансов «ПланФакт», рекомендует приступать к планированию на основе цифр — собрать несколько вариантов финансовой модели денежного потока бизнеса, а уже после составлять план на год.

1.2. Цели, задачи, функции и принципы бизнес-планирования

Поэтому в бизнес-плане вы должны все доходчиво и убедительно изложить с помощью расчетов, графиков и таблиц, не забыв приправить все своим убеждающим докладом о том, почему нужно развивать именно ваш проект. Бизнес-план против бизнес-планирования. Многие предприниматели уходят в другую крайность. Они выбирают стратегию «без плана» или работают по принципу «сделай, как получится» при поиске трекшена. Бизнес-план против бизнес-планирования. Многие предприниматели уходят в другую крайность. Они выбирают стратегию «без плана» или работают по принципу «сделай, как получится» при поиске трекшена. пы и подходы к составлению бизнес-плана. Основными принципиальными положениями бизнес-планирования являются следующие [14, с.22]. Бизнес-планирование позволяет понять, каких показателей компания достигнет при определенных условиях, а также дает ответ на вопрос – каким образом бизнес сможет выполнить поставленные цели, будь то увеличение продаж или выход на новый рынок.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий