Вчера посетили компанией оперу "Не только любовь".Про сельскую жизнь. «Не только любовь» – первая опера композитора Родиона Щедрина, которая была написана в 1961 году по мотивам рассказов Сергея Антонова. Сам писатель называл свое произведение «колхозный Евгений Онегин», но режиссер постановки Евгений Писарев уверен, что по драматургии и силе чувств оперу можно сравнить не только с романом в стихах Пушкина, но и с «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова. Премьера оперы "Не только любовь" Родиона Щедрина состоялась в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. 22 апреля на сцене БКЗ филармонии в рамках Фестиваля русской музыки состоялась опера «Не только любовь» Родиона Щедрина, представленная театром «Санктъ-Петербургъ Опера», режиссера Юрия Александрова.
На сцене БКЗ исполнили оперу Родиона Щедрина
Театр Санкт-Петербург Опера (02 ноября, суббота 19:00, Не только любовь!). | Петербургская премьера оперы "Не только любовь" всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием. Сам композитор отметил, что это лучшая постановка его произведения. |
Опера `Не только любовь` (1961), op. 22 - Щедрин, Родион - слушать онлайн, скачать, ноты | спектакль Александра Кузина. |
Не только любовь | Дело было в колхозе Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в праздничные мартовские дни премьеру оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке дирижера Феликса Коробова, режиссера Евгения Писарева, художников. |
Не только любовь 07 июля 19:00 | Петербургская премьера оперы "Не только любовь" всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием. Сам композитор отметил, что это лучшая постановка его произведения. |
Мариинский театр покажет трансляцию оперы Щедрина «Не только любовь» | Московский академический музыкальный театр (МАМТ) имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко представит премьеру оперы Родиона Щедрина "Не только любовь", сообщили ТАСС в пресс-службе театра. |
Спектакль Не только любовь в СПб
Здесь нет места классическому вокалу и академическому стилю игры — опера «Не только любовь» это очень яркое, динамичное действо, разворачивающееся в интерьерах недавно ушедшего советского времени. Герои оперы — отнюдь не итальянские дворяне, не средневековые любовники и не сказочные существа, они — обычные колхозники, живущие все теми же нешуточными страстями, которыми изобилуют произведения Россини, Верди и других мастеров оперы. Опера «Не только любовь» Щедрина удивительно сочетает в себе юмористическое и драматическое, и даже сегодня, когда многие реалии советской эпохи канули в небытие, она вовсе не кажется устаревшей или немодной. Тем более, что благодаря новой версии оперы театра «Санктъ-Петербургъ Опера» мы сможем увидеть спектакль, понятный каждому, даже совсем молодому зрителю.
Несколько лет опера неоднократно исполнялась в Москве и провинции, но постепенно исчезла с репертуарной страницы и в дальнейшем была незаслуженно забыта. Сегодня художественный руководитель театра «Санктъ-Петербургъ Опера» — Юрий Александров «Золотая маска», «Золотой софит» вдохнул новую жизнь в эту оперу. Родион Щедрин и Майя Плисецкая, которые присутствовали на премьере, были восхищены увиденным на сцене и отсутствием равнодушных зрителей, сказав, что именно постановку Юрия Александрова могут назвать лучшей за все полвека существования оперы на сцене. Опера «Не только любовь» стала лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». На концерт еще осталось несколько билетов. Их можно приобрести на сайте филармонии, а также в кассе БКЗ на улице Некрасова, 24. В этом году организаторы решили расширить аудиторию фестиваля, и, помимо классики, на нем будут представлены другие направления музыкального искусства.
Сюжет оперы, черпая из нескольких рассказов и повестей Антонова, в целом следует канве одного из них: «Тетя Луша» 1956. Имена большинства персонажей изменены, да так, чтобы из локального сельского колорита перейти в большой национально-культурный контекст: была председательница колхоза Лукерья Ивановна — стал Варвара краса, длинная коса Васильевна; был юноша Саша Гаврилов — стал Володя имя одновременно и более гендерно однозначное, и отсылает к Ленскому, как авторское название «лирическая опера» у Щедрина отсылает к «лирическим сценам» у Чайковского ; была доярка Наденька — стала Наташа почти Ростова. Юный Володя Гаврилов его прототипу в рассказе 21 год возвращается из города в родной колхоз. В колхозе уныло, даже работа толком не идет — дождь мешает сеять. Только благодаря председательнице Варваре а ее прототипу всего-то 29 нахальный Володя не огребает от немногочисленных по послевоенному времени колхозных мужчин. Но вот наступает потехи час. Колхозницы развлекаются частушками. Володя самозабвенно токует и очаровывает даже суровую Варвару. Та в итоге под благовидным предлогом зовет его встретиться наедине. Но в ожидании свидания встречает Наташу, официальную невесту Володи, и после мучительной внутренней борьбы решает не давать себе воли.
И в финале колхозники дружными хорами отправляются-таки работать. Ибо не только любовью, но и делом нужно заниматься. Сегодня 91-й летний патриарх — визитная карточка Мариинского театра, где состоялись постановки всех его крупных сценических произведений — семи опер и пяти балетов. Однако история этой оперы принадлежит Москве. Премьеру 1961 года практически одновременно готовили Большом театре, Новосибирске и Перми. Чуть раньше запущенная в регионах новосибирская постановка выдержала один показ, пермская за счет креативной режиссуры Юрия Петрова продержалась чуть дольше , «Не только любовь» стартовала на главной сцене страны 25 декабря 1961, в постановке Евгения Светланова и Георгия Ансимова. Сменив кринолины на серую юбку-карандаш, в партии Варвары выступала Ирина Архипова, но спектакль прошел всего 6 раз и в следующих сезонах не возобновлялся. Московскую постановку освистали — с великим Светлановым такого не происходило ни до, ни после. Зато оперой «Не только любовь» в авторской редакции для камерного ансамбля 11 инструментов и ансамбля солистов вместо хора с успехом открылся 18 января 1972 года Камерный театр Бориса Покровского в сети можно найти много других дат от 1965 до 1973 годов, но верить им не следует. Проклятие провальности было снято, и а 1973 году оперу поставили в Вильнюсе под руководством Римаса Генюшаса, в 1976 с вильнюсским составом выпустили единственную пока запись фирма «Мелодия» , а 23 мая 1981 оперу поставили в МАМТе дирижер Владимир Кожухарь и режиссер Ольга Иванова в сценографии Сергея Бархина, так что нынешняя постановка для театра — вторая.
Масштабирование Выглядит так, что при всей своей колхозной массовости «Не только любовь» лучше всего чувствует себя в форматах учебных постановок и в ограниченном пространстве камерных театров Юрий Александров поставил ее в своем театре «Санктъ-Петербургъ опера» в 2014 и не слишком предназначена для большой академической сцены. Но Евгений Писарев и художник-постановщик Максим Обрезков масштабируют ее именно для разглядывания в телескоп. Холодная и строгая цветовая палитра, простые и резкие контуры, гомогенный крой, минимум деталей и полное отсутствие неизбежных березок — «Не только любовь» очищена от любых визуальных намеков на лубок, а музыкальных — на любовь, ибо звучит тоже строго и холодно; задача всерьез отдаться псевдонародному колориту щедринских частушек и задушевных песен певцам, очевидно, не ставилась: вся дорогая композитору «фрейдистская мотивация» утонула в тех глубинах, откуда постановщики подняли советский батискаф. С батискафами в СССР, кстати, было хуже, чем с космическими кораблями. Тема космоса напрашивается сама, когда речь идет об опере, созданной в год полета Гагарина. И постановщики ее апроприировали, по крайней мере на уровне концепции. Цвет зрительского зала МАМТа — насыщенный синий; сцену же заполняет космического оттенка индиго, и текстуры тоже космические, на такой земле сельским хозяйством не позанимаешься.
Линия электропередач уходила в сине-фиолетовое небо. Отрывистое пиано в оркестре зачастило лейтмотивом дождевых капель. На авансцене, накрывшись промокшей газетой, резались в домино трактористы… Синий на сцене станет продолжением синего в зале. В синей цветовой гамме будут решены сценография и реквизит всего спектакля ровно настолько, чтобы не стать назойливыми глазу. Цвета костюмов выбраны приглушённо-запылённые, как старые фотографии 1950-х. Будучи студентом Московской консерватории, в 1951 году Щедрин ездил в творческую экспедицию за фольклором по глухим местам Белоруссии, которую не пощадила война. Собирая частушки, композитор проникся переживаниями и чувствами простых людей, выраженными в оригинальной форме народного творчества. Сюжетной основой для либретто Василия Катаняна стали мотивы рассказов писателя: "Тётя Луша" 1956 , "Поддубенские частушки" 1953 , "Дожди" 1955 , "Дело было в Пенькове" 1956. В 1961 году была написана опера "Не только любовь", где композитор ввёл частушечный жанр в оперную партитуру. В конце этого года состоялся единственный премьерный спектакль в Большом театре. Оперу не приняли и сняли с показа. Не помогли и дирижировавший спектаклем Евгений Светланов, и оформивший сценографию Александр Тышлер. В 1981 году МАМТ им.
Спектакль Не только любовь в СПб
Сельский любовный треугольник разражается конфликтом, а финал печален и не оставляет надежды. Премьеру исполнили в Большом театре зимой 1961-го, вызвав глубокое неприятие со стороны чиновников по культуре. Как говорит сам Щедрин, «откровенно фрейдистские мотивы» оперы вызывающе контрастировали со спектаклями советского репертуара, их маршами, развевающимися флагами и прочими атрибутами эпохи. Оперу показали ещё три раза, а затем потихоньку убрали из афиши.
Стояли три высоченые березы, а точнее их стволы. Посередине сцены непонятный силуэт какой то развалившейся машины, по периметру сцены стоят скамейки. При этом вся сцена черная. Во первых смотрелось не эстетично, пакеты шуршали затмевая пение актеров, и в советское время откуда полиэтилен???. На мой взгляд лучше бы этих советских людей одели в фуфайки. В середине оперы плащи сбрасываются и остаются яркие одежды радующие взгляд.
Сама опера очень скучная, прерывающаяся на нелепые частушки.
И все получилось. Лично я вижу на сцене огромную порцию любви к тем временам и к людям». Успейте купить лучшие места!
Режиссерская работа ценится тем выше, чем больше слияния с музыкой, словом, движением, жестом, чем стройнее этот союз получается, рождая то, что и называется музыкальным театром. Опера началась с шуршания полиэтиленовых дождевиков, которых, понятное дело, в советском колхозе быть не могло, но в XXI веке они сами и их шум смогли изобразить не только унифицированность колхозной коммуны, а и нечто более поэтичное, создать великолепный эффект нескончаемого дождя. Три гигантские, словно многовековые березы, в потолок буквально вросшие: вокруг них происходит нечто неторопливое, как очень многое в нашей русско-советской жизни. Бездорожье, помноженное на лень, дающие в итоге хандру, — «двигатели» этого неторопливого процесса.
Мало тех, кто способен в одиночку хотя бы попытаться найти личное, а не колхозное счастье. В их числе — председатель Варвара Васильевна, благодаря частушкам которой «Не только любовь» знают даже оперные дивы. Среди них, например, Екатерина Семенчук, которой бы ох как подошла эта партия. На премьере Варварой была Екатерина Сергеева и раскрыла образ с устрашающей глубиной, показав себя великолепной драматической актрисой.
Евгений Писарев ставит в МАМТе «колхозного “Евгения Онегина”»
Премьера оперы "Не только любовь" Родиона Щедрина состоялась в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Материалы Агентства городских новостей «Москва» распространяются при финансовой поддержке Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы. три акта с эпилогом Родиона Щедрина.
Наши партнеры
- Опера «Не только любовь»
- Билеты на "Не только любовь"
- Опера «Не только любовь»
- Суть продукта, обзор характеристики:
- Играем с начала | Статьи | С любовью о нелюбви
Премьера оперы Щедрина «Не только любовь» прошла в МАМТе
5 октября 2018 года сцена московского театра Новая Опера имени ва вновь превратилась в некую станцию метро. Как говорил сам автор, в сюжете оперы «Не только любовь» его привлек «фольклор, помноженный на жизнь». Купить официальные билеты на оперу Не только любовь в музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Бумажные и электронные билеты, лучший выбор мест, доставка по Москве в день заказа. Описание. Петербургская премьера оперы «Не только любовь» всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием. Петербургская премьера оперы "Не только любовь" всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием. Сам композитор отметил, что это лучшая постановка его произведения. И в его опере полно великолепных номеров, которые с успехом исполняются на разных подмостках и живут насыщенной концертной жизнью.
Мюзикл «Не только любовь»
Пожалуй, правильное решение, поскольку одна из причин неудачной исторической премьеры могла заключаться в том, что колхозная история разворачивалась тогда в имперской роскоши Большого театра, где еще условно вчера показывали «Бориса Годунова», а сегодня на сцене оказалась не только любовь, но и трактористы. В МАМТ диссонанса избежали, и, кроме того, сам материал покрытия сцены, все рельефные поверхности выглядели эффектно и эстетично, что немаловажно. Режиссер Евгений Писарев сохранил оригинальную трактовку места и действия, его работа с мизансценами солистов и разводка массовых сцен на протяжении всего спектакля убеждала. Если по драматургии напрашивалась, допустим, реакция Варвары, например, на то, что Володя постепенно начинает разгадывать смысл ее центральной песни, — она была ровно на том музыкальном моменте, каком нужно. Лишь изредка и довольно аккуратно режиссер «вписывал» свои отдельные находки. Например, перед «Колхозной самодеятельностью» во втором действии уместно воссоздали советский киносеанс: люди, отдыхающие от работы в поле, посмотрели сеанс «Кубанских казаков» 1950 и пошли танцевать кадриль, петь частушки. Или другой прием: знаменитые радиопозывные прозвучали перед тем, как Володя отправился на скотный двор, думая, что Варвара покажет ему фронт работ, в то время как она боится признаться самой себе в том, что на самом деле позвала его на свидание. Мы ведь понимаем, что разрушенный коровник с трухой и гнилыми балками — это ее собственная несчастная душа, лишенная возможности любить и быть любимой. И пусть она уверяет саму себя словами «полюбил бы, коли захотела», ей приходится от своих чувств отказаться. Сходство очевидно в теме неразделенной любви и сознательном отказе от собственного счастья, которое было так близко, но невозможно.
Невероятно хорошо в новой постановке выглядел хор, как и все герои, симпатично и не вычурно одетый художником по костюмам Марией Даниловой. Артисты хора, репетировавшие под руководством Станислава Лыкова, продемонстрировали потрясающую музыкальность: идеальную дикцию, интонационную точность, динамическую гибкость. И столь же удачным получился результат работы над хореографией, за которую отвечал Сергей Землянский. Состав действующих лиц, к сожалению, идеальным образом не сложился. Как правило, Родион Щедрин зачастую сам утверждает исполнителей главных партий, но на этот раз театр решил взять всю ответственность на себя. Дирижер-постановщик Феликс Коробов отнесся к партитуре с большим уважением и аккуратностью, а также с фантазией: например, в хоровом эпилоге на сцене исполнению частушек аккомпанировал балалаечник Никита Говоров, и это было интересно.
А в первой опере, написанной в 1961 году, Родион Щедрин использовал советскую тематику. Название оперы «Не только любовь» можно перефразировать. Несмотря на потасовки и деревенские проблемы, все закручено вокруг любви.
Колхоз возглавляет энергичная женщина, но, несмотря на всю твердость характера и бойкую натуру, она оказалась во власти нахлынувших чувств. Александрову автор дал полный карт-бланш с правом менять все что угодно. Но режиссер не исправил ни ноты. На премьеру Родион Щедрин вместе с супругой Майей Плисецкой прибыл лично. После просмотра первого акта в зале нашлась зрительница, которая пожелала высказать свое недовольство именно композитору. Это опошление советской действительности, принижение советских людей.
На нее приехал сам композитор вместе с супругой Майей Плисецкой. Произведение, кстати, посвящено ей. Было написано в 1961 году. Но как оказалось, не потеряло актуальность.
Сказалась тщательная, совместная с композитором проработка материала для концертных исполнений во время прошлого летнего фестиваля. Щедрин шестидесятых годов услышал деревенскую лирику, как никто другой. Женская природная нежность, женский призыв, словно подслушанный композитором в шелесте весенней листвы, — это чудные девичьи хоры его лирической музыкальной драмы. Они — доминанта и партитуры, и спектакля, удивительно музыкально сработанного «немузыкальным» режиссёром. Опытный постановщик драмы, Александр Кузин великолепно услышал и Щедрина, и Гергиева , сконструировавшего звуковую драматургию. Вместе с лаконично-выразительным сценографом Александром Орловым они сделали спектакль точно по названию — не только любовь. Финал здесь далёк от эффектности, тих и очень значителен: чувства, взаимоотношения, нежданная страсть — для Варвары это ещё не вся жизнь. За её плечами люди, она за них в ответе. За плечами — в прямом смысле слова. Варвара идёт мимо. Прошлым мучительным вечером она сделала свой горький выбор: отпустила любимого к невесте. Спокойно, умиротворённо, без пафоса. Истаивают звуки, меркнет сценический свет. Не только любовь… А спектакль, между тем, о любви. Которая «нечаянно нагрянет», надорвёт душу, разорит привычный порядок… И даст силы жить дальше.
На петербургской премьере оперы Щедрина нашлись недовольные
Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене – великой русской балерине – Майе Плисецкой. «Не только любовь» – первая опера Родиона Щедрина, написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой. С 6 по 8 марта в Московском академическом Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко пройдут премьерные показы оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в постановке Евгения Писарева. С оперой Чайковского «Не только любовь» сближает жанровое определение — «лирические сцены». Сам писатель называл свое произведение колхозный Евгений Онегин, но режиссер постановки Евгений Писарев уверен, что по драматургии и силе чувств оперу можно сравнить не только с романом в стихах Пушкина, но и с Леди Макбет Мценского уезда Лескова.
Лирическая опера Родиона Щедрина «Не только любовь»
Спектакль привлекает свободным вокалом, «открытостью» драматической игры и обилием танцев. В нем есть светлая лирика и ирония, «сочный» жанровый юмор и высокий драматизм. А искушенные меломаны смогут угадать в сюжетных коллизиях параллели с «Онегиным» и даже «Кармен». Родион Щедрин, посетивший премьеру постановки театра «Санктъ-Петербургъ Опера», вспомнил о разгромном спектакле 1961 года: «Знаете, почему провалился тот спектакль?
Но здесь - чистая подмена - это как нынешний треугольник вокруг Кремля, в котором время от времени навигаторы начинают показывать, что они во Внуково. Если водители от этого охреневают, даже представить себе не могу, что чувствует сам навигатор. Вот я себя чувствовал не лучше навигатора.
Ладно, остальное - в статье. В общем, всё о артистах, что вы прочитаете в рецензии, спокойно можно множить на десять. Привольно льется простодушная мелодия. Легкий разбег к вершине сменяется плавным движением в обратном направлении с характерными нисходящими задержаниями. Типично для песен-страданий и глиссандирующее сползание голоса к последнему звуку фразы. Мелодию хора сопровождают легкие, отрывистые аккорды струнных pizzicato , имитирующие звучание балалайки.
Композитор насыщает аккорды секундовыми сочетаниями побочных тонов, что придает музыке остроту и своеобразную задиристость. Плавная мелодия частушек чередуется с резкими и угловатыми ходами на широкие интервалы, с затактом на fF — это реплики играющих в домино мужчин. В целом же музыка хора легкая, изящная и по-весеннему прозрачная. Этому способствует и светлая тональность ля мажор, тихое, замирающее в конце звучание 49. Четвертый номер оперы — оркестровая картина, изображающая дождь, которая затем переходит в невеселый квартет трактористов. Не случайна поэтому и такая сумрачная тональность си-бемоль минор.
Картину дождя композитор остроумно изображает в оркестре в виде фуги, почти целиком звучащей отрывисто, в живом темпе Allegro ma поп troppo: Фуга трехголосна.
В 1981 году МАМТ им. И вот вновь опера вышла на сцену, как оказалось, во всей своей настоящей красе, протомившись 43 года в ожидании. Нынешняя работа оперного коллектива адекватно и беспристрастно восприняла советскую послевоенную действительность сюжета. Ничего не изменив в авторском оригинале, постановщики приняли ту жизнь, показав деревенский фон разворачивающейся драмы с естественной простотой высокого качества. И тема колхозного бытования советской деревни, далёкая от сегодняшнего дня, получилась даже родной и близко понятной. Во всяком случае, авторы нынешней версии точно смогли зацепить коллективную память тех зрителей, которые ещё помнят культовые советские киноленты о колхозах и деревенских нравах. Прямую ассоциацию предложил режиссёр в начале второго акта: на экране декорации сельского клуба с синими стенами показывают финальный эпизод фильма "Кубанские казаки". Колхозники собираются на танцы, поют частушки.
Восхитительная музыка, изумительные хоровые номера подарили красоту новизны щедринской музыки, написанной более 60 лет назад. И авторское обозначение "Лирические сцены" было раскрыто на сцене с множеством оттенков лирики, которые вытянули у слушателя, что называется, всю душу. В этом большая заслуга музыкального руководителя и дирижёра Феликса Коробова, который безупречно вёл исполнительский процесс — звуковой баланс, выстроенность громких и тихих кульминаций, красочно выразительное звучание оркестра. К слову сказать, идея новой постановки принадлежит маэстро. Драматические образы героев Натальи Зиминой Варвара Васильевна , Владимира Дмитрука Володя , Элеоноры Макаровой Наташа, невеста Володи , Романа Улыбина Федот Петрович, бригадир и других персонажей до последнего деревенского дурачка, которого сыграл Андрей Альшаков, были проработаны со всей тщательностью режиссёром и артистами.
Юрий Александров: «Родион Константинович, когда узнал о планах нашего театра, сказал, что будет с волнением и радостью ждать премьеры постановки, ведь у этой оперы очень сложная сценическая судьба». А сам композитор признается, что всегда стыдился оперы «Не только любовь». Хотя казалось бы, что в ней особенного? Неприметный сюжет из колхозной жизни — герои переживают любовную историю на фоне картин народных гуляний, кутежей, танцев и драматических сцен.
Но в далеком 1961 году произведение не приняли и даже освистали в Большом театре, назвав бездарным, как когда-то в Петербурге отвергли «Силу судьбы» Верди, в Париже не поняли и подняли на смех постановку «Весны священной» Стравинского, которую осуществил гениальный Вацлав Нижинский. Очевидно, по одному из законов искусства, некоторые сочинения должны быть выстраданы не только автором и временем, а и публикой, живущей в нем. Так случилось и с советской оперой Щедрина.