Биография Михаила Врубеля и история создания его "демонических" картин. Михаил Врубель стал первым российским художником, декларировавшим свободу творчества, живопись ради самой живописи.
Демониана Врубеля
- Михаил Врубель — художник, видевший ангелов и демонов: биография, картины
- Один во всей Вселенной: гид по выставке Михаила Врубеля в Русском музее
- Сообщить об опечатке
- Михаил Врубель - Третьяковская галерея
- Врубель. Врубель картины. Михаил Врубель. Художник Врубель.
- Материалы рубрики
Оценка, продажа и реализация картин М.А. Врубеля
Работая в Кирилловской церкви, Врубель признавался в письме к сестре: «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность, включая Христово Воскресенье, мне даже досадны, до того чужды». Может быть, поэтому слишком зыбкой становится черта между добром и злом в киевских работах Врубеля, слишком двоятся образы земного и небесного в его иконах. Разгар «демонического периода» Врубеля. Даже нежные цветы затягивают зрителя в воронку, в душный лиловый сумрак. Поразительно легко поверх «Моления о чаше» Врубель мог написать портрет пленившей его цирковой наездницы в кисейной юбочке, лишь потому что под рукой не оказалось чистого холста. И в образе Богоматери Врубеля откровенно проглядывают черты земной женщины — Эмилии Праховой. В нее Врубель в киевскую пору был влюблен болезненно и безответно. И в ликах его ангелов и святых мало святости. Куда больше походят они на духов, грозных и тревожных. Врубель написал иконы для «византийского иконостаса» Кирилловской церкви. Но его эскизы к Владимирскому собору не были приняты.
Слишком отличались они от традиционной иконописи. Это было крушение. Врубель мечтал писать монументальные полотна. Не случилось. Он не написал Христа, но напишет Демона. Галерея демонов Осенью 1889 года Врубель переезжает из Киева в Москву. Он очень надеется, что в Москве у него все сложится по-другому. Врубель сходится с абрамцевским кружком и как-то быстро вписывается в московскую жизнь. Он сделался, по выражению Константина Коровина, «птенцом Москвы». Со всеми перезнакомился, был частым гостем московских богатых домов, где его общество любили.
Михаил Александрович был прекрасно образован, закончил, юридический факультет Петербургского университета, говорил на восьми языках. Врубель, по описанию Коровина, был франтом. На последние деньги мог купить дорогие духи и, стоя в глиняном тазу, обливался теплой водой с духами. Почти каждый день бывал у парикмахера. Чуть не плакал, когда манжеты хоть немного были запачканы краской. Порой жил впроголодь, но одет был всегда изысканно и элегантно. Все, что он получал за свои работы, часто тратил за один день. Шел в лучший ресторан и заказывал разные изысканные яства. Он слыл гурманом, знал марки вин, что и после чего полагается пить. Казалось, ничего демонического в Михаиле Александровиче Врубеле не было.
Был в нем большой талант, а в душе бушевали большие страсти. Константин Коровин рассказывал: как-то летом они с Врубелем пошли купаться, и Коровин увидел у приятеля на груди большие белые полосы, как шрамы. На вопрос, что же это, Михаил Александрович ответил, что резал себя ножом. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались». Речь шла об Эмилии Праховой. Всем чужой Ничего демонического во Врубеле не было, и все же: почему именно Демон? Почему этот образ всю жизнь не дает ему покоя? Еще тогда, в Киеве, в 1885 году, когда Демон впервые начинает намечаться на холстах, Врубель верил, что его идол составит ему имя. Тогда он делал десятки разных набросков и чувствовал — не то. Рвал, зарисовывал сделанное и начинал все с начала.
Даже решил вылепить Демона из глины: «... В рисунке, в живописи, в глине развертывается целая галерея демонов, нескончаемая демоническая сюита. Демон летящий. Как часто на вершине льдистой Один меж небом и землей Под кровом радуги огнистой Сидел он мрачный и немой... Врубель часто цитировал Лермонтова наизусть. Слушал оперу «Демон» Рубинштейна. Но ему важно было найти образ своего демона. Как будто он знал его мысли и желания. Демон сидящий. Врубель рисовал тоску.
Надмирную тоску и одиночество. Его Демон всем и всему чужой. Но в нем нечеловеческая мощь. Он никому не уступит ни на земле, ни над землей. Вокруг этой одинокой исполинской фигуры открывается неземной пейзаж. Сине-лиловый тон покрывает небо, освещает застывшие громады гор. Сумеречные цветовые гармонии создают особую изобразительную силу образа. Над толпой Для Врубеля творец, художник — всегда над толпой. Он избран «будить душу от мелочей будничного». А мелочами, чепухой и обыденностью и наполнена большей частью человеческая жизнь.
Оттого обреченность на непонимание и бесконечное одиночество: «Я художник, но я никому не нужен. Никто не понимает, что я делаю, но я так хочу», — жаловался Врубель Коровину. Отец Врубеля писал о сыне: «В разговорах обнаруживал неимоверное самомнение как о художнике, творце и вследствие этого не допускал никакого обобщения, никакой мерки, никакого сравнения его — художника — с людьми обыкновенными». Демон и Тамара. Может быть, здесь путь к Демону? Монументальность, мощь всей фигуры есть утверждение силы, гордыни. Неподвижный исполин. Ему безмерно тоскливо в безлюдном замкнутом царстве собственной души. Где же выход из этой замкнутости?
В Москве вместе с известными художниками — Ильей Репиным, Иваном Айвазовским, Иваном Шишкиным Врубель работает над иллюстрациями к Собранию сочинений Михаила Лермонтова, среди которых его знаменитые рисунки к поэме «Демон». Художник создает целый «демонический цикл», состоящий из скульптуры, рисунков и живописных полотен. Михаил Врубель получает престижные заказы на оформление особняков Морозовых на Спиридоновке и в Подсосенском переулке, работая с выдающимся архитектором московского модерна Фёдором Шехтелем. После знакомства с известным меценатом Саввой Мамонтовым художник переехал в его знаменитое имение Абрамцево, где в разное время гостили и жили почти все известные художники этого периода. Савва Мамонтов сумел разглядеть талант Михаила Врубеля и предложил ему участие в оформлении спектаклей своей знаменитой Московской частной русской оперы. Художник пишет декорации, придумывает сценические костюмы для исполнителей. На репетиции одного из оперных спектаклей театра в конце декабря 1895 года Михаил познакомился со своей будущей женой — оперной певицей Надеждой Забелой, а участвуя в гастролях Русской частной оперы в Санкт-Петербурге, сблизился с композитором Николаем Римским-Корсаковым. С 1889 по 1902 годы «врубелевское» творчество переживало пору своей зрелости. В этот период была реализована тема Демона, почти всю жизнь сопровождавшая художника. Первый «Демон» был закончен в 1890 году.
Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге. Учеба на юридическом факультете не особенно привлекала Врубеля: он два года учился на втором курсе и не смог защитить дипломную работу, из-за чего получил низшую ученую степень — действительный студент. Иконописец и реставратор В университетские годы будущий художник подрабатывал гувернерством и репетиторством. Так он попал в семью сахарозаводчиков Папмелей: стал репетитором их сына, с которым вместе учился. Папмели ни в чем себе не отказывали, и все у них было не похоже на строгий и скромный уклад в семье самого Врубеля; дом был полной чашей, даже в излишне буквальном смысле» , художник Папмели поддерживали увлечение Михаила Врубеля рисованием. Осенью 1883 года Павел Чистяков порекомендовал Врубеля историку искусства Адриану Прахову — он искал художника для реставрации старинной Кирилловской церкви в Киеве. После окончания учебного года Врубель переехал в Киев. Он создавал эскизы для реставрации старых фресок, сам расписывал стены церкви и даже написал четыре иконы.
Именно таким мы видим его на картине «Демон сидящий ». Скрытой силы и мощи в нем столько же, сколько скорби и обреченности. Голова Демона на фоне гор, 1890 г. В понимании Врубеля, Демон — это не черт и не дьявол, так как «черт» по-гречески означает просто «рогатый», «дьявол» — «клеветник», а «демон» означает «душа». Это очень роднит его с лермонтовской трактовкой: «Он был похож на вечер ясный: ни день, ни ночь — ни мрак, ни свет! Тамара и Демон, 1891 г. Однако кроме нее, есть еще несколько полотен на ту же тему. И написаны они были в то время, когда художника начала одолевать болезнь. Первые признаки психического расстройства проявились в то время, когда Врубель работал над «Демоном поверженным», в 1902 г. А в 1903 г. Демон поверженный и демон сидящий.
Ангелы и демоны Врубеля: в Третьяковке готовятся к масштабной выставке художника
Сумерки, изображенные на полотне, передают таинственность женской фигуры. Вглядываясь в картину, можно понять, что в ней все взаимосвязано, девушка как бы появляется из царства природы. Шестикрылый Серафим Когда писалась картина — Врубель уже болел и находился в больнице В. Зритель видит на картине Божьего посланника — горит лампада, поднят меч… Серафим смотрит беспристрастно, твердо — он исполнитель Высших сил. Техника исполнения напоминает витражную вывеску, освещенную извне.
Работа писалась масляными красками — она полна символических деталей, и передает интеллект Врубеля — его образование, знание темы. Самое главное, что художник не лишился светлого ума и блестящей логики, страдая от тяжелого недуга. Демон поверженный Из цикла «Демоны» эта картина стала последней. На ней художник изобразил облик ангела-богоборца, потерпевшего поражение — он рухнул на скалы с небес и превратился из Ангела в Демона.
Его тело стало слабым, беспомощным, а крылья разметались. Скорее всего, Врубель хотел передать мысль о том, что демона невозможно победить, но получился сломленный образ. Картина передает сгорание человеческого характера, его падение. Художник был одержим своей картиной, и даже, когда ее уже вывесили в галерее — он приходил с кистями и продолжал ее дорисовывать, не обращая внимание на посетителей.
Несмотря на болезнь, Врубеля не покидало желание творить. Тамара и Демон Картина «Тамара и Демон» — одна из иллюстраций художника, которые он рисовал к поэме Лермонтова «Демон». На картине видны следующие декорации — кровать, ковры, которым, кажется, нет конца и края, лежит девушка, а ее черные длинные волосы заплетены в косы — Тамара закрывает руками свое лицо. Демон сидит с ней рядом и пытается посмотреть ей в глаза.
В экспозицию вошли картины Врубеля "Летящий демон", "Богатырь", "Утро", "Шестикрылый Серафим", которые хранятся в Русском музее, а также "Царевна Лебедь", "Демон сидящий ", "Пан" из Третьяковки и многие другие произведения. Metro публикует несколько любопытных фактов из жизни знаменитого художника. Остался на второй год Михаил Врубель с детства мечтал стать художником, но по настоянию отца поступил на юридический факультет Петербургского университета. Учиться на юриста Врубелю не нравилось: он два года оставался на втором курсе и не смог защитить дипломную работу, из-за чего получил низшую ученую степень — "действительный студент". Позже он исполнил свою мечту: поступил в Академию художеств. Демонический цикл В 1889 году в возрасте 33 лет Врубель переехал в Москву. В эти годы он вместе с известными художниками Ильей Репиным, Иваном Айвазовским, Иваном Шишкиным работал над иллюстрациями к собранию сочинений Михаила Лермонтова.
Некоторые врачи склонялись к тому, что мальчик имеет аутистические черты. Эксперты его творчества утверждают, что на слабое здоровье повлияла наследственность. Дедушка по материнской линии страдал от маниакальных приступов, а сестра мучилась от острой формы депрессии и временного паралича. Известно, что творческая натура маленького Миши проявилась уже в возрасте пяти—шести лет. Он делал зарисовки всего, что видел. Однажды на выставке он увидел фреску Микеланджело «Страшный суд» и был так очарован ей, что, придя домой, восстановил всю картину по памяти. Автопортрет художника, 1882 год Первые несчастья С годами Михаил становился все активнее, а его красота, веселость и нестандартное мышление привлекали окружающих. Учеба на юридическом факультете в Петербурге давалась легко. Но, несмотря на это, с восемнадцати лет окружение начало замечать у Михаила перепады настроения. В период активности к нему приходило много идей, было достаточно сил, чтобы творить днями напролет. Но в периоды плохого настроения художник уходил в глубочайшие раздумья, откладывал холст и краски в долгий ящик и не хотел ни с кем общаться. Такое поведение привело к тому, что ряд картин Врубель просто не закончил, например «Обручение Святой Девы Марии с Иосифом» 1881 года. На последнем курсе университета Адриан Прахов приглашает Врубеля поработать над росписью церквей в Киеве, на что тот с удовольствием соглашается. Там художник влюбляется в жену своего преподавателя Эмилию. Безответная любовь кружит голову молодому человеку, и по возвращению из Италии Михаил прямо в доме Праховых добавляет Богородице черты желанной женщины. А придя домой, он ножом оставляет шрамы на своей груди, чтобы заглушить боль сердца. В этом же году художника навещает отец и ужасается двум вещам. Во-первых, сердце отца, военного человека, разрывается от нищеты, что он увидел в квартире сына. Во-вторых, «Демон» кажется отцу не менее страшным, чем обстановка в жилище своего чада. Под влиянием такого негативного отзыва Михаил уничтожает набросок.
Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни. Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы. Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни. В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками. К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева. Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой. Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды , мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой. После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал. В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи. К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу. Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением.
Немного биографии и особенности творчества…
- Особенности проекта
- Просветительский проект "Александровский сад"
- Две «бесхозяйные» картины Врубеля перешли в собственность Третьяковской галереи
- Биография Михаила Врубеля
Большой успех. Выставку Михаила Врубеля посмотрели почти 200 тысяч человек
Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения, художник, мир которого был сказочно прекрасен, — теперь почти слепой. Биография художника Михаила Александровича Врубеля: личная жизнь, болезнь сына, книги о знаменитости. 2890живопись Михаил Врубель символизм художник. Крупнейший отечественный символист и мастер стиля модерн Михаил Врубель (1856-1910), подобно титанам эпохи Возрождения, был невероятно одарен.
Русский модерн: на пути к синтезу искусств
3 июня в Русском музее, в Корпусе Бенуа открылась выставка одного из, пожалуй, самых неоднозначных художников 19-20 веков – Михаила Врубеля. Серия картин «Демон» Михаила Александровича Врубеля создана в период с 1890 по 1903 год и вдохновлена поэзией Михаила Лермонтова. «Получил свое» Михаил Врубель от молодого репортера «Нижегородского листка» Алексея Пешкова.
Просветительский проект "Александровский сад"
Он пережил смерть матери, сестры, брата, а позже и своего маленького сына Саввы. Его жизнь была яркой вспышкой, а творчество — невероятным откровением и пророчеством. Врубель проявил себя в разных направлениях живописи и декоративно-прикладного искусства. Противоречивость художника считывается в темах, с которыми он работал.
В первом периоде творчества он создавал росписи для храмов и писал ангелов и Мадонн, а с 1880-го ключевой темой полотен стали всем известные «Демоны». Начав с «Демона сидящего», художник прошёл долгий и сложный путь, и закончил его «Демоном поверженным». Наряду с выбором захватывающих тем Врубель также очень активно работал с цветом.
Палитра его огромна: это множество оттенков фиолетового, синего, зелёного, пурпурного, серебристый и золотой, багровый и чёрный цвета. Ими он передавал мистичность и таинственность сюжетов, противостояние света и тьмы, веры и отчаяния. Среди его наследия много графики, но даже в чёрно-белой гамме чувствуется сила и страсть автора.
Однажды Максимиллиан Волошин подарил Врубелю большую морскую раковину, и она вдохновила художника на целую серию картин и эскизов, в которых он пытался передать игру света и тени, фактуру и природную красоту перламутра.
Врубель писал портреты современников и пейзажи, иконы, фрески, работал с мозаикой и рисовал эскизы театральных костюмов и декорации, создавал произведения, навеянные русской и античной мифологией и классической литературой. Художник выработал особый стиль создания картин филигранными угловатыми мазками, напоминавшими мозаику. Среди его работ - иллюстрации к произведениям Михаила Лермонтова, композиции, навеянные поэтическими образами Александра Пушкина и Иоганна Вольфганга Гете. Врубель признан крупнейшим отечественным символистом и мастером стиля модерн.
В конце концов, он продолжает реставрационные работы, а в 1887 году ему поручается исполнение фресок и для Владимирского собора по эскизам, сделанным им частью еще ранее. В том же году стал заниматься скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения. В Киеве Врубель создает картины "Восточная сказка" и "Девочка на фоне персидского ковра", а также первые варианты "Демона".
Врубель написал на стенах Кирилловской церкви несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и две самостоятельные композиции - "Сошествие святого духа" и "Оплакивание". Всего им выполнены работы по обновлению 150 фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. В своих работах он попытался модернизировать византийскую эстетику, внеся в них элементы современного мироощущения, что было трудно назвать традиционно религиозным. По словам Нестерова, Врубель "витал в своих видениях, грезах, а эти грезы, посещая его, не оставались его гостями долго, уступая свое место новым мечтам, новым образам, невиданным, нежданным, негаданным, прекрасным видениям жизни и фантазии чудесного художника "нездешних стран". Как бы то ни было, его иконописные "дерзания" вызвали недоумение. Врубель вложил в свои эскизы такую философскую глубину, что был обвинен в нарушении канонов церкви и в 1889 году отстранен от работ. Лишь после его смерти церковь признала, что врубелевские эскизы соборных росписей так же ценны, как и библейские этюды Александра Иванова. В те же дни, изгнанный из Владимирского собора, вчитываясь в строки Лермонтова, Врубель ощущает в себе "дух изгнания".
И он везет в Москву, навстречу судьбе, образ "Демона", который станет символом его жизни. Переселение было внезапным, почти случайным. Осенью 1889 года Врубель поехал в Казань навестить заболевшего отца и на обратном пути остановился в Москве - всего на несколько дней. Но Москва его затянула и навсегда оторвала от Киева. Так и было поначалу. Блестяще образованный, всегда со вкусом одетый, Врубель был принят везде. Через посредство В. Серова Врубель знакомится с известным меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым.
В 1890 году, через год после приезда Врубеля в Москву, будет написан "Демон Сидящий". И только один человек сразу поймет, откуда взялся этот образ. Художник Константин Коровин встретил Михаила Врубеля еще в его украинский период, в усадьбе под Полтавой, где тот жил летом в гувернерах. И был очарован его породистым лицом, тонкими крепкими руками, тем, как он держится, как ест, как легко и ловко ездит верхом... А затем, во время купания, заметив большие белые шрамы на груди Врубеля, в ответ на свой вопрос, услыхал: "Я любил женщину и сильно страдал. И когда резал себя ножом, страдания уменьшались". Позже он понял главное страдание этого человека. Никто не понимает, что я делаю, но...
Я так хочу! В знаменитой картине "Демон сидящий" 1890, ГТГ Врубель пишет "молодую, уныло-задумчивую фигуру" среди фантастического лилово-терракотового ландшафта, кристаллических, драгоценных цветов. Лиловое небо в картине написано тем загадочным цветом, который был так любим в "эпоху угасания", как называли конец XIX века. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, заломлены руки, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь. В Москве в 1891 году Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг Саввы Мамонтова, прежде всего с В. Серовым, К. Коровиным, В. Врубель жил в доме Мамонтова и работал как скульптор, дизайнер, монументалист, театральный декоратор, создав огромное число произведений.
Савва Мамонтов отдал в полное распоряжение Врубеля одну из лучших своих мастерских. А уже через неделю, потрясенный, сообщил Коровину: "Вы видели, что он пишет? Я ничего подобного не видел никогда. Жуть берет! В 1890 году он показал своего "Демона сидящего", задуманного еще в Киеве. Эта картина стала символом наступающей эпохи - эпохи символизма и религиозного реформаторства. Мамонтов был в ужасе. Валентин Серов ставший с годами другом Врубеля и добившийся места для его картин в Третьяковке , заглянувший в мастерскую Врубеля, откровенно признался: "Я этого не понимаю".
Наконец, сам Третьяков, поспешивший к живописцу, о котором говорили во всех салонах, увидев его работы, только развел руками. Всех поразил и... На что Врубель заявил: Ваше отрицание дает мне веру в себя! В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому под редакцией Кончаловского фирмой Кушнерева. Таким образом, он мог вернуться к образу Демона. В течение многих лет Врубеля влекло к нему: Демон был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний. Закончив картину "Демон сидящий", он принялся за иллюстрации к Лермонтову. Вообще Лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к "Демону", можно считать вершиной мастерства Врубеля-графика.
С тех пор "Демона" уже никто не пытался иллюстрировать: слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля - другого мы, пожалуй, не приняли бы. Помимо "Демона", Врубель выполнил несколько иллюстраций к "Герою нашего времени", к поэме "Измаил бей" и отдельным стихотворениям. В 1891-1892 годах художник живет в Италии, куда едет вместе с семьей С. В Москве начинается период его наиболее плодовитой работы. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Он активный участник Мамонтовского кружка, успешно работает в области театрально-декорационного искусства в частной опере С. Мамонтова, где сближается с Н. Римским-Корсаковым и принимает участие в оформлении опер "Царская невеста" и "Сказка о царе Салтане" "Морская царевна", "Тридцать три богатыря" и др.
Занимается архитектурными проектами, из которых был осуществлен лишь один - пристройка к дому Мамонтова в Москве. Пишет портреты С.
Художник много занимается акварелью , рисуя по 10-15 часов в сутки. Когда в 1884 году археолог Адриан Прахов попросил у Чистякова ученика для работы в Кирилловской церкви г. Киев , тот посоветовал Михаила Врубеля. Михаил Врубель. После поездки в Венецию и создания нескольких икон он получает предложение участвовать в реставрации Владимирского храма.
Лаврушинский переулок, 10, залы Врубеля (32–34)
- «Поверженный демон» Михаила Врубеля
- Печали и демоны Михаила Врубеля
- Михаил Врубель
- Михаил Врубель — художник, видевший ангелов и демонов: биография, картины | Русь-Арт&Галерея24
- Самые знаменитые картины Врубеля
- Две «бесхозяйные» картины Врубеля перешли в собственность Третьяковской галереи
Михаил Врубель — художник, видевший ангелов и демонов
Наступает эпоха Русского модерна. Центральное художественное объединение России того времени — «Мир искусства», ранее настороженно относившееся к творчеству художника, признает Врубеля «своим». В 1905 году Врубеля «за известность на художественном поприще» избирают академиком Академии художеств. Однако в том же году возвращаются симптомы психоза — он вновь начинает лечение в клиниках, но это помогает мало.
Последние годы художник практически слепнет, его преследуют галлюцинации. Он постоянно повторяет близким, что устал жить. В апреле 1910 года, по-видимому, намеренно простудившись и заработав воспаление легких, Михаил Врубель умирает.
На его похоронах очень ценивший творчество Врубеля Александр Блок сказал: «Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Художники о Врубеле: — Вот художник, который, как никто, может делать всё одинаково хорошо: декорацию, картину, иллюстрировать книгу... Даже портрет может делать, и замечательный портрет. Серов — О Врубеле существуют два совершенно противоположных мнения.
Одни считают его за бездарность, за шарлатана, прячущего своё неумение за всякими вывертами. Другие, напротив того, превозносят его как гения, которому всё доступно и который, как полагается гению, любит эксцентричность и мистификацию буржуа. Безусловно, неправы те, кто считает этого высокодаровитого художника за шарлатана.
Человек, обладающий таким огромным мастерством, такой удивительной рукой, написавший такие дивные, по своей сжатой, эмалевой живописи, образа в Кирилловском монастыре, рядом с которыми васнецовские фрески кажутся поверхностными иллюстрациями, — такой прекрасный и разносторонний техник ни в каком случае не может считаться шарлатаном, прячущимся за вывертами. Однако, действительно, Врубель не свободен от вывертов, но не следует искать причину их в его неумении, а именно в том, что Врубель не гений и что он, как большинство современных, в особенности русских, художников не знает границ своего таланта, не знает круга своих способностей и вечно возносится якобы в высшие, в сущности, только чуждые ему сферы. Врубель вечно «гениальничает» и только досадливо вредит этим своему чудному дарованию.
Бенуа — Только Третьяков первое время поддержал Сурикова. Мало поняли Левитана. Мы загнали Малявина в тишину деревни.
Мы стараемся по мере сил опорочить всё лучшее, сделанное Головиным и Коровиным. Мы не можем понять Трубецкого. Выгнали Рущица и Пурвита на иностранные выставки.
Ужасно и бесконечно! Врубелю мы не даем размахнуться. Музей академии не знает его.
Появление его маленького отличного «Демона» в Третьяковской галерее волнует и сердит нас. Полная история русского искусства должна отразиться в Русском музее, но Врубеля музей всё-таки видеть не хочет. Только заботами кн.
Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие за своей мечтой. Врубель изображает кульминационный момент сюжета: на корабле, который как будто взлетает над волнами, умирающий принц с лирой в руках поет песню о своей грезе, принцессе Мелисанде. В это мгновение красота торжествует над миром и происходит чудо: прекрасная принцесса склоняется к изголовью поэта. Это произведение стало воплощением идеи вечности искусства. В том же году Сергей Юльевич Витте заказал Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на тот же самый сюжет пьесы Ростана, а второе — "Микула Селянинович" — на былинный. В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет.
Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань. В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев. Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы. Согласно тексту былины Вольга наделен таинственными колдовскими способностями, а мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли — это настоящий русский богатырь. Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики. Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть в отличие от всех других известных декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе. Михаил Врубель, "Портрет Н.
С нее он писал большинство женских образов. Наряд, в котором ее изобразил художник, был сшит специально по эскизу самого Михаила Александровича, а шляпа напоминала по форме его любимые цветы — белые ирисы. С Надеждой Ивановной они познакомились в Петербурге, куда Врубель отправился для работы над декорациями к опере "Гензель и Гретель" вместо Константина Коровина. По окончании прогона постановки на сцену выбежал странный, как вспоминала потом Надежда Забела, господин с бурными выражениями восторга в ее адрес. После премьеры Михаил Врубель вызвался проводить 27-летнюю оперную певицу. И вскоре начался их роман, завершившийся летом 1896 года свадьбой в Женеве.
Автор предложил несколько вариантов картины «Надгробный плач», из которых до наших дней сохранились четыре. В Евангелии этого сюжета нет, и православная иконопись до сих пор его не использовала, но в творениях эпохи Ренессанса встречается довольно часто. Ни одна из самостоятельных работ Врубеля с изображением демона принята не была. Кроме того, смелые эксперименты молодого художника вызвали конфликт с Праховым, который в 1889-м прекратил с Михаилом всякое сотрудничество. Работая в столице, Врубель создал портреты коллекционера Константина Арцыбушева и мецената Саввы Мамонтова , ряд декоративных панно. Кроме того, художник стал автором иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон», написав картины «Свидание Тамары и Демона», «Голова пророка», «Тамара и Демон», «Демон у ворот монастыря». К этой работе подключился и Михаил Врубель, что вскоре сделало его известным в Европе живописцем. Поздние шедевры создателя вошли в сокровищницу мирового изобразительного искусства. Последним творением автора стал неоконченный портрет мастера пера Валерия Брюсова. Многие искусствоведы утверждают, что для «Богоматери с младенцем» создатель использовал именно ее лицо. Михаилу удалось справиться со своими чувствами к несвободной женщине, и дальше платонической любви дело не зашло. Вторая влюбленность художника привела к бракосочетанию. Надежду Ивановну он встретил благодаря столичному приятелю Савве Мамонтову, который познакомил молодых людей на одном из светских мероприятий. К тому времени Врубель еще не обладал широкой известностью, а вот Надежда Забела уже носила титул примадонны русской оперы. Завораживающий голос и яркая красота певицы покорили Михаила, и вскоре она стала первой и единственной супругой гения. Еще до свадьбы автор изобразил свою музу на полотне «Гензель и Гретель». Интересный факт: перед началом работы над картиной влюбленные договорились, что в случае успеха работы Надежда без разговоров выйдет за мастера замуж. Так и случилось: произведение оказалось удачным, и уже вскоре художник и артистка сыграли свадьбу в Женеве. Михаил наконец нашел счастье в личной жизни, о котором так долго мечтал. В начале 20-го века Надя подарила мэтру сына, однако это радостное событие омрачила болезнь ребенка: он родился с заячьей губой. Художник посчитал это злым роком и повторял слова об «испорченной крови». С этого момента в душе творца навсегда поселилась печаль, отвратившая его от творческих поисков и вернувшая к теме демонов. Этой работе он посвящал большую часть суток, порой не отходя от мольберта по двадцать часов. Лицо главного персонажа постоянно менялось, автор продолжал переписывать его даже тогда, когда «Мир искусства» включил картину в выставку.
Благодаря Павлу Петровичу во Врубеле раскрылись скрытые до сих пор грани, которые впоследствии повлияли на стиль творца и сделали его прославленным художником. Чистяков, воспитавший Репина , Васнецова и Сурикова , мог по праву гордиться еще одним талантливым подопечным. Созданные в студенческие годы картины Михаила считаются академическим эталоном и до сих пор бережно хранятся в архиве петербургской академии. Творчество Первую награду — малую серебряную медаль — студент получил за кропотливо выполненную работу «Обручение Марии с Иосифом». Для подсвечивания рисунка автор использовал эффект сепии, что позволило передать тончайшую градацию света и тени. Картина излучала особую атмосферу одухотворенности библейских персонажей. Позже высокую оценку получил и рисунок «Пирующие римляне», героями которого стали юные гуляки, потешающиеся над перебравшим вина Патрицием. Попав в город со множеством древних церквей, Врубель с головой окунулся в самостоятельную творческую жизнь. Через год работы при содействии Адриана Прахова трудолюбивый художник отправился в Венецию. Сам город не впечатлил молодого человека: вместо хождений по его живописным улочкам Михаил посещал музеи и соборы, где часами изучал работы мастеров эпохи Возрождения. После шести месяцев, проведенных в Венеции, Врубель вернулся в Украину. Впечатленный полотнами великих творцов, он начал работу над четырьмя иконами: «Христос Спаситель», «Богоматерь с младенцем», «Святой Кирилл» и «Святой Афанасий». В этих картинах соединились мистика и византийская абстракция с яркими, живыми образами эпохи Ренессанса. Интересный факт: для изображения лиц святых художник использовал образы своих знакомых, сохранившиеся в памяти. Художник осознавал, что реставрационные работы в Кирилловском храме с духовной точки зрения очень важны. Однако рамки четко поставленных задач причиняли ему дискомфорт: душа творца требовала выплеска творческой энергии. В 1886 году Врубель представил полотна «Восточная сказка» и «Девочка на фоне персидского ковра». Эти картины излучали саму жизнь: в них создатель наконец смог выразить всю свою любовь к игре цвета и точной передаче каждой детали. Через год Адриан Викторович пригласил Михаила принять участие в проекте по созданию фресок во Владимирском соборе. Автор предложил несколько вариантов картины «Надгробный плач», из которых до наших дней сохранились четыре. В Евангелии этого сюжета нет, и православная иконопись до сих пор его не использовала, но в творениях эпохи Ренессанса встречается довольно часто. Ни одна из самостоятельных работ Врубеля с изображением демона принята не была. Кроме того, смелые эксперименты молодого художника вызвали конфликт с Праховым, который в 1889-м прекратил с Михаилом всякое сотрудничество. Работая в столице, Врубель создал портреты коллекционера Константина Арцыбушева и мецената Саввы Мамонтова , ряд декоративных панно.
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля
О картине Михаила Врубеля «Сирень» | Сиреневый фестиваль - 2023 | В Новой Третьяковке открылась крупнейшая за последние 65 лет выставка Михаила Врубеля (1865-1910). |
Выставка Михаила Врубеля пройдёт в Русском музее со 2 июня до 2 августа | Михаил Александрович Врубель — первый русский художник, сделавший высшим смыслом именно саму живопись. |
Печали и демоны Михаила Врубеля
На этот раз здесь представлены более 150 работ Михаила Врубеля – это картины, графика, живописные композиции, иконы и даже театральные костюмы и декорации. Уникальная эстетика Михаила Врубеля, замешанная на мистицизме, чувственности и религиозной философии, завораживает и приковывает внимание более века. Михаил Врубель – художник одновременно трагической и печальной красоты. Михаила Врубеля можно причислить к символистам, отнести к наследникам средневековых традиций, назвать модернистом. выдающийся русский художник, символист и мастер символической живописи. Его картины восхищают своей уникальной энергией и глубиной выражения. Крупнейший отечественный символист и мастер стиля модерн Михаил Врубель (1856-1910), подобно титанам эпохи Возрождения, был невероятно одарен.