Новости мазепа при петре 1

Летом 1704 года Петр поручил Мазепе отправляться в правобережные края разорять магнатов, державшихся шведской армии. Но Петру, разумеется, была нужна голова самого Мазепы. После того как Петр провозгласил Мазепу «вторым Иудой», его власть, а следов., и действия в качестве гетмана стали считаться незаконными.

Доверие царя к Мазепе

  • История украинского казачества. Часть 17.1. Иван Мазепа | Пикабу
  • Мазепа, Иван Степанович
  • Почему Мазепа предал Петра I после двадцати лет верности — Кириллица — энциклопедия русской жизни
  • Восхождение Мазепы

История Мазепы: Петр I в ярости повесил его манекен

По просьбе гетмана Скоропадского, ссылавшегося на случаи насилия по отношению к малороссам со стороны великороссов, 11 марта 1710 года царь манифестом строго запретил оскорблять «малороссийский народ», попрекать его изменой Мазепы, угрожая в противном случае жестоким наказанием и даже смертною казнью за важные обиды [37]. Тем не менее, согласно свидетельству датского посла Юста Юля , побывавшего в Гетманщине в 1711 году, со времени Мазепы царь «не очень-то доверял» казакам, которые, в свою очередь, были недовольны тем, что все гарнизоны и коменданты украинских крепостей были русскими [38]. Уничтожение Запорожской Сечи Основная статья: Запорожская Сечь К шведам, кроме отряда Мазепы, позднее присоединилась часть запорожского войска Чертомлыкская Сечь под началом кошевого атамана Константина Гордиенко в количестве до 1500 человек. По сведениям Д. Яворницкого, царь Пётр I отдал приказание князю Меншикову двинуть из Киева в Чертомлыкскую Сечь три полка русских войск под командованием полковника Яковлева с тем, чтобы «истребить всё гнездо бунтовщиков до основания» и 11 мая 1709 года Сечь была взята и разрушена. После жестокой свалки взяты были в плен кошевой атаман , войсковой судья, 26 куренных атаманов , 2 монаха , 250 человек простых казаков, 160 человек женщин и детей. Из того числа 5 человек умерло, 156 человек атаманов и казаков казнено, причём несколько человек были повешены на плотах и самые плоты пущены были вниз по Днепру на страх другим [39].

Костомаров так описывает «треугольник» Пётр — Мазепа — Сечь: «Перед царём, выхваляя свою верность, он [Мазепа] лгал на малорусский народ и особенно чернил запорожцев, советовал искоренить и разорить дотла Запорожскую Сечь, а между тем перед малоруссами охал и жаловался на суровые московские порядки, двусмысленно пугал их опасением чего-то рокового, а запорожцам сообщал тайными путями, что государь их ненавидит и уже искоренил бы их, если бы гетман не стоял за них и не укрощал царского гнева» [11]. Мазепа писал Головину о своём давнем недруге Косте Гордеенко : «Запорожцы ни послушания, ни чести мне не отдают, что имею с теми собаками чинити? А всё то приходит от проклятого пса кошевого… Для отмщения ему разных уже искал я способов, чтоб не только в Сечи, но и на свете не был, но не могу найти…» [19]. Но случилось так, что Сечь была уничтожена русскими войсками именно тогда, когда часть запорожцев под водительством Гордеенко поддержала Мазепу.

Города Гетманщины были оставлены в небрежении, «а особливо Батурин двадцать лет стоит без починки и того ради валы около него всюду осунулись и обвалились, так что и одного дня неприятельской осады выдержать невозможно» — писал В. Шведский король Карл XII, продвигаясь к Смоленску и давая Мазепе свободу рук, рассчитывал, что гетман расстроит коммуникации Русской армии. Однако путь на Смоленск и Москву был невозможен. Король приказал 6-тысячному отряду генерал-майора Лагеркруны опередить русских и захватить укрепленные города Стародуб, Мглин, Новгород-Северский и другие, которые должны быть заняты стародубским полковником И. Скоропадским, как только скандинавские завоеватели покажутся в виду их. Но когда до него дошли известия о сражении с графом Левенгауптом при Лесной, из которых Скоропадский сделал соответствующие выводы, услышал, как плохо окончилось дело с генералом Любекером, и узнал особенно о бедственном состоянии армии шведского короля… от голода и мучительных и спешных ежедневных маршей… то счёл, что шведское дело может принять дурной оборот… и принял во все эти места русские войска».

Осенью-зимой 1708 г. Шведская армия пережила четыре беды — изнурительный прорыв на Гетманщину, гибель арсенала Мазепы в Батурине, несчастный переход в лютую стужу из Ромен в Гадяч и злополучный штурм крепостцы Веприк. Мазепа даже при отсутствии крупных сил Русской армии, так и не решился занять своими полками северские города. Перед вторжением шведов он сообщал русскому командованию, что собирается отступать с Гетманщины. В пунктах, составленных до 20 сентября, он спрашивал, куда ему отступать и куда эвакуировать батуринскую артиллерию, военные запасы и полки с Правобережья Днепра: «Артиллерию войсковую и аммуницыю, ради неудобства крепости Батуринской понеже оная веема обетшала и валы обалились , куда он гетман имеет вывести? Гонка через леса на Северщину окончилась в пользу русских, они прежде шведов заняли Стародуб, Новгород-Северский, Почеп, Погарь, и Мглин. Комендант Стародуба Феленгейм, получивший приказ Шереметева «чинить отпор неприятелю до последнея меры», на 12 октября имел в распоряжении сборный батальон полковника Астафьева, 400 драгун и Стародубский и Черниговский казацкие полки. В отличие от Скоропадского казаки не мыслили изменять присяге своему государю. Настрой русско-малорусского гарнизона Стародуба красочно описал Й. Нурсберг под датой 18 19 октября.

Казаки и драгуны не отсиживались за стенами, но с нецензурной бранью вылетели на шведов: «.. Однако наши не потерпели большего урона, за исключением, того, что в обозе драбантов было разграблено несколько телег и убито четверо обозных». Стихийная партизанщина разгоралась уже при начале вторжения «еретиков». Бартенев 12 октября сообщал, что «от черкас худова ничего нет, служат Берн, и шведам продавать ничево не возят, а по лесам собра[в]ся конпаниями ходят и шведов зело много бьют и в лесах дороги зарубают». Здесь русское командование надеялось сдержать противника войсками фельдмаршала Б. Шереметева, генерала А. Меншикова и Н. Инфлянта, чтобы замедлить продвижение к Батурину. Меншиков из Белоруссии на Гетманщину по «зело худым лесным дорогам через жестокие переправы» 6 октября в Почепе Г. Головкин, кн.

Долгоруков, Н. Зотов и П. Шафиров в соборной церкви «воздавали Всевышнему благодарение» «за преславную победу под Лесной… и, оглася народу, чинили троекратную стрельбу из пушек и мелкого ружья». Победный гром русских пушек, как писал британский капитан Д. Джеффрис, с тревогой слушали и в армии короля. Узнав, что «дьявол несёт» Карла на Гетманщину, а русские разгромили «16-тысячный» корпус Левенгаупта у деревни Лесной, колебания Мазепы усилились. В ознаменование «всемирной радости» Мазепа со всем войском торжествовал целый день, салютуя артиллерийскими и ружейными залпами, а потом разослал по всем городам Гетманщины универсалы о победе. Под конец панегирика Мазепа слал пожелание сокрушить к концу кампании 1708 г. Победа при Лесной, ошибка в пути Лагеркруны, нерешительность Мазепы и Скоропадского провалили расчёт шведского короля Карла XII на успешное овладение зимними квартирами. Открыто выступая на стороне шведов, он рисковал получить удар от русских, оставаясь при Петре, он подвергался опасности быть раздавленным шведами.

Гетман принял решение «тайком» дезертировать «под крыло» шведов, спасая свою жизнь и основную часть своей казны. Получив настоятельный призыв русских идти к Десне, гетман потерял равновесие духа. Стремясь уклониться от присоединения к Русской армии, он опрометчиво раздул угрозу восстания на Гетманщине, которому ему придётся якобы противодействовать. К ним присоединяются казаки и мужики с Дона. В случае его ухода к Стародубу, мятежники нападут на города Малороссии и при поддержке местных жителей, а то и запорожцев, захватят их. Кроме него некому дать отпор идущему к Киеву королю Станиславу Лещинскому, на пересохших бродах Днепра. На свою беду Мазепа выкликал русские силы к Батурину, в том числе 14 драгунских полков Меншикова, который по замыслу царя от 5 октября должен был идти в «Черкасские городы для надежды гетману и отпору неприятелю»,69 а по письму от 21 октября «поспешать» к главной армии,70 находившейся более чем в 100 км к северу от Батурина. После совета 9 октября русское командование решило немедленно отправить в «середину» Гетманщины или к Нежину для «надежды малороссийскому народу и усмирения шатостей пристойным образом» Д. Голицына с артиллерией и частью полков Киевского гарнизона, а также ратников из Белгородского и Севского разрядов. Гетману Мазепе предлагалось оставить часть сил с наказным атаманом, а ему самому выйти к Десне и к Новгород Северскому.

Мазепе указывали с неприятелем «не вступать наступательно в баталии, но где случай позовёт, на оного партиями бить и на переправах и в лесах держать». Русская армия должна была «перед брать», а конница Мазепы чтобы «всегда сзади на неприятеля била… и обозы разоряла». В очередной раз Мазепе удалось уклониться от поездки в штаб-квартиру русского командования. После того как Русская армия заставила Карла XII отказаться от наступления на Москву, Мазепе стало ясно, что шведская армия лишилась всесокрушающей силы. На Гетманщине занялся очаг Северной войны и надежда на бескровный выход из-под русского военного контроля испарилась. Мазепа понимал слабость своих позиций, понимал, что «независимое гетманство» существовать не может. В случае победы Петра он, при всём своём отторжении русских, собирался остаться под русским протекторатом. Случись Полтавский разгром у Головчина, или на Десне, или направь Карл XII свою армию на Лифляндию, «московский дух» до смерти так и остался бы московским. Все мои интересса превратит и войска великороссийские за собою внутрь Гетманщины впровадит на последнюю оной руину и на нашу погибель» — досадовал гетман. Вопреки надеждам Мазепы о том, что поход армии Карла XII на Москву избавит Гетманщину от войны на её территории, главные вооруженные силы России стягивались на Левобережье Днепра для защиты от шведов.

Жалобы гетмана перед Орликом на то, что царь Пётр не даст ему в помощь не только 10 000, но и 10 человек в пересказе В. Кочубея — «довлеет с вас войск козацких з войсками московскими, в Киеве и при вас будучими» ,74 произносились лишь для оправдания измены. Многократно вторя этим жалобам, современные украинские историки несправедливо обвиняют Петра I, что тот нарушал обещание защищать «верного вассала», принятое Россией при избрании Мазепы в 1687 г. Русские планы были открытой книгой для гетмана вплоть до последних дней перед изменой. Головкин уповал, что Всевышний «за верные службы» подаст «превосходительнейшему господину и истинному благодетелю» облегчение, предлагал поставить легкое войско между Стародубом и Черниговым для набегов на шведов и оповещал, что для царя поставлены подводы от Смоленска до Северщины, а Меншиков со всей кавалерией спешит к Стародубу. К Батурину же приближалась вся армия короля, которая без боя могла выручить гетманскую столицу. Из-за растерянности Мазепа забыл, что русское командование ещё со времён военного совета в Жолкве в 1707 г. Шереметев 1 ноября получил приказ царя отходить от Шведской армии на восток к Глухову и в тот же день такое же распоряжение получил Меншиков. Без санкции царя начинать действия против резиденции Мазепы «светлейший князь» не мог. Итак, вопреки «нестерпимости отношений между войсками оккупационного российского режима и малороссийскими казаками и населением», как пишут ныне украинские историки и публицисты, второй «булавинщины» в Малороссии не вспыхнуло.

Все левобережные малороссы присягали «великому государю» и считали себя российскими подданными. Мазепа не доверял ни батуринцам, ни гарнизону, ни тем нескольким сотням беженцев, сбившихся в Батурин с ближней округи под защиту гарнизона и полка Анненкова от шведов. У гетмана Мазепы не хватало духа открыто объявить войну царю Петру, возглавить оборону резиденции, мобилизовать всех на укрепление стен, стянуть к Батурину городовых казаков, готовить к бою военные запасы. Искусный политик Мазепа легко поддавался страху, был лишён отваги и вдохновляющей силы полководца. Ему казался безумием удар с тыла на отдельные части Русской армии или прорыв с боем к шведам. Зная, что он не имеет поддержки народа и простого казачества, гетман не мог загодя раскрыть свои планы даже собственным наёмникам, но всё же решился тайно отправить двух гонцов к Карлу XII, которые появились в шведском лагере 19 20 октября. Как писал Ф. Уманец, «чтобы выиграть хотя несколько дней, Мазепа решился сыграть кощунственную комедию умирающего человека». Войнаровского 19 октября сообщил Меншикову, что испустит дух с минуты на минуту. У светлейшего князя не возникло ни капли сомнения в смертельности мазепиной «подагры, хирагры и эпилепсии»: «Жаль такова доброго человека, ежели от болезни ево Бог не облехчит.

А о болезни своей пишет, что от подагричной и хирагричной приключилась ему апелепсия» — доносил 20 октября Меншиков царю. Здешняго Черниговского полку толко с полтораста человек мы здесь изобрели, и те ис последних, а ис старшин почитай, никого не видим». Можно понять побег из Борзны — при Мазепе не было вооруженной силы. Но 24 октября он бежал, пробыв только ночь, и из Батурина с тремя конными компанейскими полками Ю. Кожуховского 500 человек , Игната Галагана от 500 до 1 000 человек и А. Маламы 150 человек , а также несколькими сотнями сердюков из полка Самойловича и Покотила. Носа , которые не подозревали о предстоящей измене, не осталось времени. Учитывая отрицательную реакцию жителей, гетман Мазепа бросая свою столицу, не укрепил дух гарнизона и не обратился к нему с речью. Считаясь с гибелью города Батурина, он вывез большую часть сокровищ своей казны и, таким образом, совершил очередное предательство — на сей раз ограбил жителей собственной резиденции. Сбегая к противнику и предавая батуринцев, Мазепа оставлял на произвол судьбы «обветшавшую» по его характеристике «фортецу», расположенную на мысу левого берега Сейма и недалекого полковника Д.

Чечеля, командовавшего полком пеших сердюков численностью около 500 человек, а также «есаула артиллерии» — честного саксонского служаку Фридриха фон Кенигсека. Скорее всего при прощании им было обещано солидное вознаграждение. В Батурине осталось 4 сердюцких полка 2-2,4 тысяч человек85 и несколько городовых казацких. Шведскую помощь гетман посулил прислать к 31 октября и, ещё не добравшись до главной квартиры Карла, послал королю просьбу о выручке. Возможно, Батурин устоял бы против русских до подхода короля, а гарнизон и жители уцелели, если бы Мазепа принял командование на себя вместе с главными соратниками. В таком случае те казаки из гарнизона и жители, кто поддерживал русских, были бы надежнее подавлены и предстоящие раздоры перед штурмом сведены к минимуму. Но ни генеральный есаул Д. Максимович, ни генеральный хорунжий И. Сулима, ни горячий приверженец Мазепы прилуцкий полковник Д. Горленко тоже не возглавили оборону.

Всю верхушку старшины Мазепа забрал с собой, подстраховывая себя на случай бунта казацкого эскорта. С собой гетман прихватил и четыре десятка калмыков, которые исполняли для него, а потом и для шведов, конвойную службу. Таким образом, шведы обоснованно, вплоть до появления среди них гетмана, не надеялись на его переход. Только за Десной у Оболони, испросив для себя шведскую охрану, Мазепа решился раскрыть старшинам, а не казакам, свою измену. Объявлять казакам о нарушении присяги государю должен был не гетман, опасавшийся возможной расправы, а старшины и они же должны были удержать казаков от бегства. Записи Юлленшерны так освещают этот эпизод: «Здесь я должен сказать, как гетман сдал нам в руки всех бывших при нём людей, так как сами они об этом ничего не знали. Суть была в том, что большая часть старшин, так и рядовых [казаков] была московитского духа и гетман не осмеливался раскрыть им свои планы прежде, чем его персона очутилась в безопасности, а они [казаки] столь далеко, что должны были выполнять то, что тот хотел. Дело было так. Гетман притворился, что получил сведения о шведском отряде, на который он сам [вроде] хотел напасть и попытаться его взять в плен. Старшины тут же вызвались следовать за ним, что было в соответствии с его планами.

Тем временем он принял меры, чтобы все его ценные вещи и деньги пошли другим путём. Когда он оказался в паре миль от нас и выслал своих гонцов, о чем я уже сказал, он велел людям выстроиться, быть готовыми идти против неприятеля и пошёл прямо на нашу деревню, пока не наткнулся на высланный нами отряд. Когда он получил от [нашего] офицера все сведения, и попросил охраны для себя, он созвал старшин и сказал, что решил перейти к королю Швеции, чтобы с его помощью отвоевать утраченную свободу. И те, кто считает так же и хочет свободы, должны следовать за ним, а также оповестить и убедить рядовых, что все делается для их блага и сохранения свободы и держать всех вместе. Если же кто-то из них отделится от основного состава и будет обнаружен валахами или шведами, то тут же будет истреблен. Эта новость всех их очень поразила, потому что там было много разного люда: и казаки, и калмыки, и татары. И хоть они и вынуждены были держаться вместе из-за этой угрозы, но позже от большей части как старшин, так и рядовых и след простыл». Так гетман Мазепа растерял почти всё воинство. В свете этих источников бессмысленно называть 2008 г. Несмотря на нервозность, 25 октября 5 ноября Мазепа решил торжественно подойти к передовому драгунскому полку Нильса Ельма.

Прусский тайный советник при шведской армии Д. Зильтман, записал в дневнике 5 и 7 ноября н. В свою очередь, полковник Ельм встречал того на подходе к своим квартирам бравурной музыкой». Ускорить движение короля Мазепа был не в силах. Незначительная горсть — полторы тысячи мазепинцев90 ничего не дала в военном отношении Карлу XII. Не было никаких намёков на восстание против русских. Повсюду мазепинцам приходилось действовать обманом. Когда в с. Шептаки входили шведы, бывший староста И. Быстрицкий «кричал всем жителям, дабы они ис того села из домов своих не бегали, потому что де с ним пришли… люди Меншикова».

Скоропадскому вместе с переяславским и нежинским полковниками истребить московское войско в Стародубе или спешить в Батурин, так как «издавна враждебная потенция Московская» начала «всезлобное намерение» выгонять из малороссийских городов людей и осаживать их своими. Раньше, при безоговорочной поддержке Москвы, Мазепа был заметной фигурой в Восточной Европе, сейчас с кучкой старшины оказался пятым колесом в шведской военной машине. По истощенному, оборванному виду пришельцев и изнурённым лошадям, он уже мог предвидеть уход скандинавов обратно в Польшу — этот план всплыл в главной квартире короля в конце весны 1709 г.. Несмотря ни на что, «духовно и физически сломленный старец»93 постарался, как обычно, подать себя в самом выгодном свете — принял бодрый вид, смеялся и шутил. Орлик и Д.

Это тем более было для него неизбежно, что, действуя в польско-шляхетском духе, он одинаким образом должен был поступать для того, чтобы заслужить расположение московского правительства и удержаться на приобретенном гетманстве. Через несколько времени в 1696 году , видевшие близко состояние Малороссии сообщали в Москву, что Мазепа окружил себя поляками, составил из них, в качестве своей гвардии, особые компанейские сердюцкие полки, что он мирволит старшинам, что он позволил старшинам обращать казаков к себе в подданство и отнимал у них земли.

Мазепа первый ввел в Малороссии панщину барщину или обязательную работу, в прибавку к дани, платимой земледельцами землевладельцам, у которых на землях проживали. Мазепа строго запрещал посполитым людям поступать в число казаков, и этим столько же вооружал против себя малорусскую простонародную массу, сколько угождал видам московского правительства, которое не хотело, чтобы тяглые люди, принуждаемые правительством к платежу налогов и отправлению всяких повинностей, выбывали из своего звания и переходили в казацкое сословие, пользовавшееся, в качестве военного, льготами и привилегиями. Как только установился Мазепа на гетманстве, тотчас приблизил к себе свою родню. С ним было двое племянников, сыновей мазепиных сестер: Обидовский и Войнаровский. Мать Мазепы, инокиня Магдалина, сделалась настоятельницею киевского Фроловского монастыря. Московское правительство не только не поставило Мазепе в вину его поступков, но, для большего охранения его личности от народа, послало к нему полк стрельцов. Рассчитывая на могущество Голицына, Мазепа всеми способами старался угождать ему до тех пор, пока Петр в 1689 году не разделался с правлением Софьи и не отправил Голицына в ссылку.

Мазепа, во время случившегося в Москве переворота, приехал случайно в столицу, разумеется, с намерением кланяться временщику, но, увидавши, что власть переменилась, постарался скорее разорвать связь с прежним правительством и примкнуть к новому. Это ему удалось. Мазепа стал просить у правительства того, чего именно русское правительство и домогалось в Малороссии, например, прибавки ратных людей, переписи казаков и стеснительных мер против народного буйства. И к Петру лично сумел подделаться Мазепа. Молодой царь полюбил его, и с тех пор считал его искренне преданным своим слугою. Во все двадцатилетнее время гетманства Мазепы в Малороссии проявлялась ненависть к нему подчиненных, выражаясь то теми, то другими попытками лишить его гетманства. Чем долее держал Мазепа гетманскую булаву, тем более привыкал малорусский народ считать его человеком польского духа, врагом закоренелых казацких стремлений к равенству и ко всеобщей свободе; нелюбовь к Мазепе стала прежде всего выражаться, по малорусским привычкам, доносами и кознями.

В конце 1689 года явился в Польшу к королю Яну Собескому русский монах Соломон с письмом от Мазепы, в котором малороссийский гетман изъявлял польскому королю желание присоединить Малороссию снова к Польше и побуждал к открытию вражды против России. Вслед за тем из Запорожья приехали к тому же королю посланцы с предложением принять Запорожье в подданство Польше. Благодаря одному православному придворному, жившему во дворце короля, о том и о другом узнал московский резидент, живший в Варшаве, Волков, а от Волкова узнали об этом и в Москве. Король послал Соломона в Украину, к гетману, без всякого письма, со словесным обнадеживанием своей милости, а между тем дал тайное поручение львовскому православному епископу Иосифу Шумлянскому войти в сношение с Мазепою. Шумлянский отправил к Мазепе шляхтича Домарацкого с письмом и просил через посланного объявить, на каких условиях желает гетман Малороссии вступить в подданство польской державе. Мазепа, получивши письмо Шумлянского, отправил это письмо и привезшего его шляхтича в Москву; Соломон же узнал об этом заранее и не решился уже являться к гетману, а воротился в Варшаву, но чтобы, как говорится, не ударить перед поляками лицом в грязь, нанял на дороге в корчме какого-то студента и подговорил написать ему фальшивое письмо от имени Мазепы. Переписанное набело, это письмо Соломон подписал сам, подделываясь под почерк Мазепы, и поехал в Варшаву, а черновые отпуски письма позабыл взять у студента.

Случилось, что прежде чем Соломон доехал до Варшавы, студент, раскутившись в корчме на полученные от Соломона два талера за свое искусство, открыл тайну случившейся там пьяной компании, а затем был арестован и приведен к королю. Студент во всем сознался и представил остававшиеся у него черновые отпуски сочиненного от имени Мазепы письма. Когда Соломон, явившись к королю, подал ему письмо от гетмана Мазепы, король, зная уже все, велел позвать студента и уличить Соломона в обмане. Черновые отпуски были налицо; запираться было невозможно. Соломон во всем сознался и был посажен в тюрьму, а потом, по требованию русского резидента, выдан московскому правительству. В 1691 году его привезли в Москву, расстригли и под прежним его мирским именем Семена Дротского отправили к гетману в Батурин. Там его казнили смертью.

По всему видно, этот Соломон был орудием тайной партии, хотевшей навести подозрение на Мазепу в Москве и подготовить ему гибель. Но еще когда московское правительство не имело в своих руках Соломона, а требовало его выдачи, в Киеве подкинуто было анонимное письмо, которым остерегали русское правительство «от злого и прелестного Мазепы». Киевский воевода отправил письмо это в Москву, а из Москвы оно послано было прямо в руки Мазепы с тем, чтобы гетман сообщил: не может ли, по своим соображениям, догадаться, кто бы мог составить это письмо? Мазепа указал, как на главных своих врагов, на бывшего гадячского полковника Самойловича, на зятя гетмана Самойловича, князя Юрия Четвертинского, на бывшего переяславльского полковника Дмитрашку Райча и на тогдашнего переяславльского полковника Леонтия Полуботка. По домогательству гетмана, оставленного гадячского полковника вывезли из его имения, находившегося в Лебединском уезде, привезли в Москву, а потом сослали в Сибирь; туда же сослан был и Райча; Юрия Четвертинского с женою и тещею переселили в Москву, а Леонтий Полуботок лишился должности полковника. В Малороссии явился после того новый, более деятельный враг Мазепы и всей панской партии. Это был канцелярист Петрик, женатый на племяннице генерального писаря Василия Кочубея, человек предприимчивый, горячий и деятельный, по крайней мере, на первых порах.

В 1691 году он убежал в Сечь с важными бумагами, украденными из войсковой канцелярии, и вооружал сечевых казаков разом и против гетмана, и против московской власти. В следующем 1692 году он ушел в Крым и писал оттуда в Запорожье, что намерен, по примеру Хмельницкого, привести крымцев в Украину, поднять весь малорусский народ и истреблять жидов-арендаторов, всех панов и богатых людей. Весть о таком замысле, проникая в Украину, тотчас нашла себе сочувствие; удальцы пустились к Петрику; кто полем, а кто водою. Мазепа отправил в Запорожье казака Горбаченка с подарками к тогдашнему кошевому Гусаку — убеждать его, чтоб он не допускал запорожцев приставать к Петрику; между тем волнение готово было открыться не в Запорожье, а между городовым казачеством в малороссийских полках. Прежде подданных держала у себя только старшина, а теперь и такие, у которых отцы не держали подданных, а ели свой трудовой хлеб, принуждают людей возить себе сено и дрова, топить печи да чистить конюшни; москали же наших людей бьют, крадут малых детей и увозят в Москву». Более всего казались несносными для народа «оранды» — продажа вина, отданная в руки жидам, с платежом за то в войсковую казну. Горбаченко достал в Сечи и потом, по гетманскому приказанию, привез в Москву договор, заключенный Петриком с крымским ханом.

Из этого договора видна была у Петрика мысль освободить от чужеземцев Украину обеих сторон Днепра называемую им княжеством Киевским и Черниговским и образовать из нее одно государство, под именем княжества малороссийского. Предоставлялось обывателям установить у себя такое правление, какое окажется им сродным. В своем универсале, обращенном главным образом к сечевым казакам, Петрик вспоминал варварства, причиненные некогда малороссийскому народу поляками: «Не сажали ли они братий наших на колья, не топили ли в прорубях, не обливали ли водою на морозе, не принуждали ли казацких жен варить в кипятке своих детей? Он указывал, что малороссийский народ, отдавая неприятелю на сожжение свои города и села, защищает собою Московское государство как стеною, а Москва, в благодарность за то, хочет взять всех малоруссов в вечную неволю: «Позволили нынешнему гетману раздавать старшинам маетности, старшины позаписывали себе и детям своим в вечное владение нашу братью и только что в плуги их не запрягают, а уж как хотят, так и ворочают ими точно невольниками своими: Москва для того нашим старшинам это позволила, чтоб наши люди таким тяжким подданством оплошились и замыслам их не противились. Когда наши люди от таких тяжестей замужичают, тогда Москва берега Днепра и Самары осадит своими людьми». Очевидно, Петрик хотел повторить почти буквально историю Богдана Хмельницкого. Но события буквально не повторяются.

Хмельницкому действительно удалось начать свое дело с Запорожья, а потом перенести его в страну городовых казаков. Петрику же это нимало не удалось, хотя Петрик пошел было по тому же пути. Запорожцы к нему не пристали, кроме толпы отчаянных головорезов. В украинских селах заволновался было простой народ, посполитая чернь. Так, быть может, и сталось бы, если бы с Петриком явилась, как с Хмельницким, порядочная запорожская военная сила. Но Петрик, не склонивши запорожцев, вступил в Украину с одними только татарами, да и те помогали ему не слишком охотно. Когда Петрик прибыл к пограничным украинским городам по реке Орели, бывшие с ним татары услыхали, что гетман собирает полки и идет против них; они оставили Петрика и ушли: за ними последовал и Петрик в Крым; а Мазепа, так дешево отделавшись от угрожавшей бури, получил из Москвы благодарность и богатую соболью шубу, стоившую 800 рублей.

Петрик продолжал еще несколько времени беспокоить Мазепу своими возмутительными универсалами к малорусскому народу, указывая, между прочим, на оранды как на важнейшую тягость для народа. Мазепа, соображая это, собрал в Батурине раду, пригласил на нее, кроме полковников, множество казаков и мещан и спрашивал: можно ли уничтожить оранды. После многих споров рада порешила, в виде опыта, на один год упразднить оранды и заменить доход от них сбором с тех людей, которые, на основании всем равно предоставленного права, станут курить вино и содержать шинки. Весною 1694 года съехались вновь на раду полковые старшины и знатные казацкие товарищи; они приговорили собрать по городам и селам сходки и на них предложить всему народу вопрос: быть ли орандам или не быть? Такой всеобщий народный совет был повсеместно устроен, и народ приговорил: ради доходов, оставить оранды по-прежнему, потому что в последнее время, когда оранды были упразднены и деньги собирались с винокурень и шинков, происходили большие споры, а в войсковой казне оказался против прежнего большой недобор. Петрик был не страшен Мазепе; Петрик более похвалялся и более собирался делать, чем делал; был у гетмана еще один противник, самый деятельный и популярный, враг всех, связанных панским духом с Мазепиным гетманством. Это был предводитель казаков на правой стороне Днепра, Семен Палий, носивший звание хвастовского полковника.

Казачество на правой стороне Днепра разложилось и уничтожилось после перевода жителей на левый берег, совершенного по приказанию московского правительства вслед за падением Дорошенка. Правобережная Украина осталась пустою и такою должна была оставаться по мирному договору, заключенному между Польшею и Россиею. Но при короле Яне Собеском возникла у самих поляков мысль восстановить казачество, с тою же целью, с какою оно первоначально когда-то возникло: для защиты пределов Речи Посполитой от турок. Король, вступивши в войну с Турциею, начал рассылать офицеров с поручениями набирать всякого рода бродячую вольницу и организовать из них казаков. Ян Собеский в 1683 году назначил для возобновляемых казаков и гетмана, шляхтича Куницкого. У этого Куницкого оказалось казацкого войска уже до восьми тысяч. В начале 1684 года казацкая вольница казнила своего предводителя и выбрала другого — Могилу, но тогда значительная часть казаков с правого берега Днепра отошла на левый берег под власть Самойловича, и Могила принял под свою гетманскую власть не более двух тысяч человек.

Тем не менее, в 1685 году король, приобревший большую популярность своею венскою победою над турками, убедил польский сейм признать законным образом восстановление казацкого сословия. Но едва только новый закон состоялся, как в Полесье и на Волыни он произвел суматоху и беспорядок. Одни шляхтичи и паны набирали людей в казаки, другие жаловались и кричали, что новые казаки производят буйства и разорения в панских имениях. В 1686 году Могилы уже не было, зато вместо него появилась целая толпа всяких начальников отрядов, с названиями полковников. Между ними были люди и из шляхетства, и из простого народа: в числе последних был белоцерковский полковник Семен Иванович Палий, уроженец города Борзны с левой стороны Днепра. Сначала он убежал из своей родины в Запорожье, а потом, с толпою удальцов, пришел из Запорожья в правобережную Украину, уступленную Россиею полякам. Местопребыванием своим Палий сделал местечко Хвастов.

Немногочисленное тогдашнее поселение правобережной Украины, состоявшее, главным образом, из приходивших с левого берега Днепра, сильно было проникнуто казацким духом, хотело всеобщей казацкой вольности, ненавидело поляков и жидов; Палий, более всякого другого, сочувствовал этому направлению и потому приобрел в себе любовь народа. Его задушевная мысль была освободить правобережную Украину от Польши и соединить ее с остальным малороссийским краем, находившимся под властью России. С этой целью Палий несколько раз через посредство Мазепы обращался к царю и просил принять его в подданство. Московское правительство не хотело заводить ссоры с Польшею и потому не стало потакать видам Палия. Оно предложило Палию сначала уйти на Запорожье, как в край, не принадлежавший ни России, ни Польше, и оттуда уже, по своему желанию, прийти в русские владения на жительство; но Палию не того хотелось: не сам он лично желал служить московскому царю, а хотел он отдать под власть царя весь тот край, который прежде был отдан России Хмельницким. Поляки каким-то образом успели схватить Палия и посадить под стражу в Немирове. Но Палий скоро освободился и прибыл в свой Хвастов; тут он увидал, что во время его заключения в Немирове киевский католический епископ, ссылаясь на давнюю принадлежность Хвастова сану католического епископа, овладел этим местечком и навел туда своих ксендзов.

Палий перебил всех этих ксендзов и с тех пор стал в непримиримо-враждебные отношения к полякам. Хвастов сделался гнездом беглецов, затевавших восстание по всей южной Руси против польских владельцев, пристанищем всех бездомных, бедных и вместе беспокойных; таких собирал около себя Палий с 1701 года и поджигал их против поляков. Между тем над правобережными казаками продолжали существовать гетманы, утверждаемые властью короля. Они объявили крестьянам вечную свободу от панов; все крестьяне призывались к оружию. Началась снова в Украине отчаянная борьба господ с их подданными. Шляхта составила ополчение и потерпела поражение. После этого события народное восстание распространилось на Волыни и Подоле.

На Волыни оно было скоро укрощено деятельностью волынского кастеляна Ледоховского, но на Подоле оно не могло так скоро и легко улечься, — там предводительствовал восставшим народом сам гетман Самусь. Он взял крепость Немиров. Казаки перебили мучительски там всех шляхтичей и евреев. Палий в это же время овладел Белою Церковью. Восстание по берегам Буга и Днестра росло на страх полякам. Сжигались усадьбы владельцев, истреблялось их достояние; где только могли встретить поляка или иудея — тотчас мучили до смерти; мещане и крестьяне составляли шайки, называя себя казаками, а своих атаманов — полковниками.

В 1705 и 1706 годах Мазепа ходил с войском в польские пределы, не сделал там ничего важного, но имел еще случай расположить к себе царя, предложивши ему в дар 1000 лошадей, именно в то время, когда Петр нуждался в них для войска.

В 1707 году царь велел Мазепе возвратиться из Польши. Трудно было кому-нибудь вооружать царя против любимого гетмана. По укоренившейся у малоруссов охоте к доносам, много было желавших подготовить Мазепе путь Многогрешного и Самойловича. Но из боязни за собственную голову, мало находилось охотников сунуться с доносом к царю, который так верил гетману. В 1699 г. Его приговорили к смертной казни, но Мазепа даровал ему жизнь, заменивши смертную казнь тяжелым пожизненным заключением. В 1705 году Мазепа имел случай показать Петру несомненный довод своей верности.

Избранный Карлом XII в польские короли, Станислав Лещинский попытался было отправить к Мазепе какого-то Вольского с подущениями — склонить гетмана на свою сторону. Но Мазепа прислал письмо Станислава к царю и жаловался, что враги оскорбляют его, считая способным к измене своему государю. После этого события еще труднее было кому-нибудь отважиться на донос, пока в 1707 году нашелся новый доноситель на Мазепу: то был один из членов генеральной старшины, генеральный судья Василий Леонтьевич Кочубей. Между гетманом и Кочубеем существовала семейная вражда. У Кочубея было две дочери: одна — Анна, вышедшая за Мазепина племянника Обидовского и скоро овдовевшая, другая — Матрена, Мазепина крестница. Мазепа, будучи вдовцом, вздумал сделать предложение Матрене. Родители воспротивились такому браку, который ни в каком случае не мог быть дозволительным по церковным правилам.

Мать Матрены, женщина гордая и вздорная, начала после того обращаться сурово со своей дочерью и довела ее до того, что ей не стало терпения жить в родительском доме, находившемся в Батурине, где ее отец должен был постоянно проживать по званию генерального судьи. Матрена убежала к гетману. Мазепа, не желая срамить девушку, отослал ее обратно к родителям, хотя писал ей потом: «Никого еще на свете я так не любил, как вас, и для меня было бы счастье и радость, если бы вы приехали и жили бы у меня, но я сообразил, какой конец из того может выйти, особенно при такой злобе и ехидстве ваших родных: пришло бы от церкви неблагословение, чтоб вместе не жить, и где бы я тогда вас дел. Мне вас было жаль, чтоб вы потом на меня не плакали». Но положение возвращенной в родительский дом Матрены стало еще хуже: мать мучила ее жестоким обращением; отец, находясь под сильным влиянием жены, поступал во всем так, как она хотела. Родители Матрены жаловались в кругу своих знакомых, что гетман обольстил их дочь и обесславил их семью. Матрена тайно переписывалась с Мазепой, жаловалась на мать, называя ее мучительницей.

Мазепа утешал ее, уверял в своей любви, но советовал ей в крайнем случае идти в монастырь. Кочубей писал к Мазепе упреки, а Мазепа отвечал ему: «Ты упоминаешь о каком-то блуде; я не знаю и не понимаю ничего; сам ты, видно, блудишь, слушаясь своей гордой, болтливой жены, которую, как вижу, не умеешь сдерживать. Справедлива народная пословица: где всем правит хвост, там, наверно, голова блудит. Жена твоя, а не кто другой причиной твоей домашней печали. Святая Варвара убегала от своего отца, да и не в гетманский дом, а к пастухам в каменные расщелины». По наущению жены своей, Кочубей искал возможности тем или другим способом сделать гетману зло и пришел к мысли: составить донос и обвинить гетмана в измене. Сначала посредником для представления доноса выбран был какой-то великорусский монах из Севска, шатавшийся за милостыней по Малороссии.

Он был принят у Кочубея в Батурине, накормлен, одарен, и выслушал от Кочубея и от его жены жалобный рассказ о том, как гетман, зазвавши к себе в гости дочь Кочубея, свою крестницу, изнасиловал ее. Когда этот монах посетил Кочубеев в другой раз, супруги сперва заставили монаха целовать крест в том, что будет хранить в тайне то, что услышит от них, потом Кочубей сказал: «Гетман хочет отложиться от Москвы и пристать к ляхам; ступай в Москву и донеси об этом боярину Мусину-Пушкину». Монах исполнил поручение. Монаха допросили в Преображенском приказе, но никакого дела об измене малороссийского гетмана не начинали. Прошло несколько месяцев. Кочубеи, видя, что попытка не удалась, стали искать других путей; они согласились с бывшим полтавским полковником Искрой, свояком Кочубея. Не решаясь сам начинать дело, Искра услужил Кочубею только тем, что отправил полтавского попа Спасской церкви, Ивана Святайла, к своему приятелю, ахтырскому полковнику Федору Осипову, просить у него свидания по важному государеву делу.

Ахтырский полковник съехался с Искрой в своей пасеке. Ахтырский полковник известил о слышанном киевского воеводу и в то же время отправил в Москву от себя письма о предполагаемой измене гетмана, между прочим письмо к царевичу Алексею. Царь узнал обо всем 10 марта 1708 года и в собственноручном письме к Мазепе обо всем известил гетмана, сам уверял, что ничему не верит, считает все слышанное произведением неприятельской интриги, и заподозревал миргородского полковника Апостола, который, как царю было ведомо, недружелюбно относился к гетману. Царь заранее предоставлял гетману схватить и сковать своих недоброжелателей. Между тем сам Кочубей, по совету попа Святайла, отправил в Москву к царевичу еще один донос с перекрестом Янценком. Привезенный этим посланцем донос, доставлен был в руки государя. Но и этому доносу Петр не поверил и снова известил гетмана.

Тогда гетман просил царя через канцлера Головкина повелеть взять доносчиков и прислать в Киев, чтоб судить их в глазах малороссийского народа. Царь на это согласился. Кочубей находился в своем имении Диканьке, близ Полтавы. Гетман отправил туда казаков взять его и Искру. Но Кочубей и Искра узнали об этом заранее, убежали в Ахтырский полк и спрятались в местечке Красный Кут под защиту ахтырского полковника. Гетман известил об этом канцлера Головкина, а Головкин отправил капитана Дубянского отыскать Кочубея, Искру и Осипова, благодарить их от имени государя за верность и пригласить их, для объяснения, ехать в Смоленск, надеясь на царскую милость и награждение. В то же время Петр, отпуская к Мазепе его генерального есаула Скоропадского, обнадеживал гетмана, что доносчикам, как клеветникам, не будет оказано никакого доверия и они примут достойную казнь.

Доносчики доверились Головкину и поехали. С Белгорода их сопровождал сильный конвой, но так, чтобы им не казалось, что они едут под караулом. На другой день после прибытия доносчиков, начали допрашивать их царские министры. Прежде всех спрашивали ахтырского полковника Осипова. Он был только передатчик того, что сообщили ему, и не мог сказать ничего важного и нового по самому делу. Затем, приступили к Кочубею, и тот подал на письме 33 статьи 338 доноса о разных признаках, обличавших, как думал доноситель, гетмана Мазепу в измене: 1 В 1706 году в Минске говорил ему гетман наедине, что княгиня Дольская, мать Вишневецких, родственница Станислава Лещинского, уверяла его, что король Станислав желает сделать Мазепу князем черниговским и даровать запорожскому войску желанную волю. И мы с Чуйкевичем на другой после того день порешили обвенчать наших детей поскорее.

Никто не знает, где огонь кроется и тлеет, а все узнают тогда, когда вспыхнет пожар: только тот пожар не скоро угаснет». Мазепа в Киеве веселился, гулял с музыкой, вместе с полковниками, и всех заохочивал к веселости, а на другой день послан был казак с гетманскими письмами ко ксендзу Заленскому. С какой бы стати ему сноситься письменно с этим ксендзом, если бы у него не было злого намерения? Вероятно, это он сделал, услыхавши, что за Кикиным хочет приехать в Батурин сам государь, и Мазепа намеревался обороняться и отстреливаться от государя. Видно, это он делал для того, чтоб со временем иметь татар для своей услуги. И другого человека, по прозванию Быевского, посылал Мазепа в Крым и к белгородским татарам, но неизвестно зачем. Ему на это сказали: «Не дай Бог, чтобы мы этого желали».

Тогда он повторил: «Если между вами есть кто-нибудь такой, кто бы мог отчизну свою спасать, я тому уступлю; если вы на мне хотите оставить эту тягость, то извольте меня слушать и смотреть на мое руководительство: я уже пробовал ханской дружбы; был расположен ко мне бывший хан Казын-Гирей; но его отставили; а теперешний сначала было дружелюбно отвечал мне на мои письма, но потом посылал я в Крым своего посыльщика, да не получал уже никакой надежды оттуда: кажется, надобно дело наше начинать с другого бока и придется, уговорившись и постановивши свое намерение, браться за сабли». Из всех городов и сел люди уходят на правую сторону, и мать гетмана, умершая игуменья, перевела много людей в основанные ею на другой стороне Днепра слободы; от этого люди на левой стороне Днепра принуждены, с большим против прежнего отягощением, кормить конные и пехотные полки и думают также уходить на Заднепровье. Люди говорят, что так делается с той целью, чтобы города не в силах были защищаться. Тот же Русинович рассказывал, что польский коронный гетман Синявский поручил ему сказать Мазепе, что государь не удержится против шведов, и казаки, если с ним будут заодно, погибнут, а если будут за поляками, то останутся в целости при своих вольностях. Вижу, государь оскорбил Польшу, но и Украину он очень обременил; сам я не знаю, что делать с собой; если до чего придется, не в силах буду удержать казаков, когда они захотят куда-нибудь склониться"». Тот же Русинович говорил, что приезжал в Киев для размена денег мещанин львовский Гордон, шведский партизан, и Мазепа велел ему выдать из войсковой казны в размен 20000 р. Он же, Русинович, говорил, что все ляхи любят гетмана Мазепу, и когда в Люблине был выбор короля, то Синявский и другие паны подавали свои голоса, вероятно, с надеждой, что Мазепа пособит деньгами Речи Посполитой.

Наконец, передавшийся на шведскую сторону пан Яблоновский часто говаривал: «Мы надеемся на Украину, потому что там есть шляхта, наша братья». Было бы довольно с него десяти городов гадяцкого полка, с которых идут ему все доходы, кроме того, у него во власти есть волости и села значительные, а он берет себе доходы с порукавичных и арендовых с большим умножением, и оттого арендаторы стали продавать дороже горилку. Прежде, бывало, полковников избирали вольными голосами, а теперь гетман за полковничьи места берет взятки. Умер киевский полковник Солонина, оставивши внуков и племянников. Гетман отобрал у них села и отдал своей матери, и после смерти генерального обозного Борковского Мазепа отнял у жены его и у малолетних детей имение и присвоил себе. Дума эта, по указанию Кочубея, была доводом непостоянства гетмана в верности царю. Из этих пунктов ясно можно видеть, что Кочубей явился без всяких юридических улик, и донос его беспристрастным людям не мог показаться нимало основательным.

Неудивительно, если после таких показаний Кочубей и его товарищ были взяты под стражу, а 21 апреля приведены к пытке. Искре сделали допрос: не был ли донос по наущению неприятеля? Искра показал, что неприятельского наущения не было, и он за гетманом никакой измены не знает, а подущал его подавать донос Кочубей в течение двух лет, и когда Искра уговаривал Кочубея отстать от своего намерения, то Кочубей отвечал, что готов умереть, лишь бы обличить Мазепу. Искре дали 10 ударов кнутом. Потом приведен был к пытке Кочубей и, не дожидаясь мук, сказал: «Я на гетмана написал донос, затеяв ложь по злобе, надеясь, что мне поверят без дальнего розыска; и на всех особ, о которых писал в доношении, писал ложно». Ему дано было 5 ударов кнутом. Искру еще раз подвергли пытке и дали 8 ударов.

Он еще раз показал, что не знает за гетманом ничего, кроме верности царю. Допрашивали сотника Кованька с пыткой два раза; на него Кочубей в своем доносе ссылался как на свидетеля относительно речей ксендза Заленского. Кованько показал, что Кочубей научил его, обнадеживая милостью государя, а сам он, Кованько, ничего не знает об измене гетмана. Тут Кочубей рассказал о том, что Мазепа, после неудачного сватовства на его дочери, похитил ее ночью тайно, а потом возвратил ее родителям с Григорием Анненковым, приказавши передать Кочубею такие слова: «Не только дщерь твою силой может взять гетман, но и жену твою отнять может». После того прельщал Мазепа дочь Кочубея письмами и чародейским действием довел ее до исступления: «Еже дщери моей возбеситися и бегати, на отца и мать плевати». Кочубей представил пук любовных писем Мазепы к Матрене. Поп Святайло, писавший донос и теперь подвергнутый пытке, показал, что действовал по приказанию Кочубея, а сам ничего не знает за Мазепой.

Тогда Кочубея опять подвергли пытке и допрашивали: не было ли к нему какой-нибудь подсылки от шведов, поляков партии Лещинского, запорожцев или крымских татар? Ему дано было три удара кнутом; Кочубей показал, что ни о чем не знает, ни с кем у него не было совета и все против Мазепы он затеял по своей злобе. Искре на пытке дали 6 ударов, допрашивая о том же; Искра по-прежнему показал, что ни от кого, кроме Кочубея, не слыхал дурного о Мазепе. С такими же вопросами пытали снова Святайла и Кованька; первому дали 20, последнему 14 ударов. Осталось переходившее из уст в уста предание, что когда сотник и поп, испытавши пытку, лежали на полу под рогожами, сотник сказал попу: «Что, отче, сладок московский кнут, не купить ли его домой женам на гостинец? Святайло отвечал: «О, чтоб тебя, Петр... Кочубей описал все имевшиеся у него деньги, долги, числившиеся на разных лицах, лошадей и скот в своих имениях.

Портрет идеального Мазепы на фоне эпохи

Гетман Иван Мазепа — неоднозначная фигура в истории. Он грамотно руководил Запорожским войском, много сделал для процветания Украины. Но потом стал «иудой» Петра Великого — переметнулся на сторону шведов. Почему Мазепа предал русских? Гетман — покровитель Петра I В 1689 году на русский трон вступил юный царь Петр. Гетман Мазепа был дипломатом в России, и даже начал покровительствовать государю. Ведь Мазепа был немолод, а Петр Первый только начинал свой путь. Сначала Мазепа вполне усердно служил России — подавлял восстания на Украине, правда, направленные и против гетмана тоже. Вместе с Петром Мазепа участвовал в походах. Получил из рук царя орден.

И в 1707 году поклялся России и царю «не переменить верности».

Почему современная украинская пропаганда лепит из Мазепы образ героя? Как сложилась судьба Мазепы после разгрома шведов под Полтавой? Смотрите в цикле рассказов Владимира Мединского «Петровские времена». Почему стоит вспомнить о Мазепе? Как его отец отвертелся от смертной казни в Польше?

Вернувшись в Украину, служил у гетмана Правобережья Петра Дорошенко, став впоследствии генеральным писарем, а после перехода в 1674 году к гетману Левобережной Украины Ивану Самойловичу, служил в Переяславском полку и, отличившись военным талантом и мужеством, был избран генеральным писарем. Приход к власти Ивана Мазепы Герб семейства Мазепы В 1686 году под давлением Москвы 50-тысячное казачье войско Самойловича приняло участие в крайне неудачном украинско-русском походе против Крымского Ханства.

Это стало формальным поводом для отстранения от власти корыстолюбивого гетмана, который после заговора казацкой старшины, доноса и ареста был сослан в Сибирь вместе с семьей, а его сына Григория казнили. Благодаря влиянию Василия Голицына, фаворита русской царевны Софии 4 августа 1687 года на казацком совете в селе Коломак ныне Харьковская область Иван Мазепа был избран новым гетманом Левобережья. Здесь же были подписаны и Коломацкие статьи с московскими царями Иваном и Петром и царицей Софией, которые декларативно подтверждали казацкие права и привилегии, но ограничивали политические права гетмана и его правительства. Репродукция картины работы Осипа Куриласа 1910.

Однако в 1686 году был подписан еще один договор о вечном мире между Русским царством и Речью Посполитой. В этом соглашении был пункт 4, суть которого состояла в признании нейтралитета Запорожья и казаков Малороссии: «Запорожских козаков во истину и в правду сердцем Христианским от подданства своего и от присяги освобождают и отпущают, никакова над ними отмщения не творя и не требуя, и в оборону свою принимать и до места и до городов, там будучих вступатись вечными времены не будут и не велят; а взаимно и Великие Государи, Их Царское Величество, тех козаков за Днепром будущих, Его Королевскому Величеству належащих в Немирове и в Поволочи и около Белой Церкви живущих в оборону свою принимать и до мест и до городов, там будучих, вступатися в вечныя ж времена не будут и не велят». Между тем гетман Мазепа, возглавлявший казаков в течение 20 лет, переметнулся на сторону шведского короля. Петр, узнав о предательстве Мазепы, был вне себя и велел Александру Меншикову расправиться с предателем. Русское войско в октябре 1708 года осадило Батурин ставку гетмана , Мазепа бежал и попал в лагерь Карла. Меншиков сжег Батурин дотла и уничтожил, по разным источникам, от 9 до 15 тысяч человек.

В апреле 1709 года шведы осадили Полтаву. В случае взятия города создавалась угроза Воронежу — ключевой базе снабжения и формирования русской армии. В конце мая под Полтаву прибыл с главными силами Петр. Шведам оставалось только принять бой: впереди у них был город, позади — русская армия. Впрочем, Карл и сам давно стремился дать «генеральную баталию».

В Воронежской области демонтировали памятный знак встрече Мазепы с Петром I

Миф о Мазепе, или Предательство как национальная идея —«Украинство...» XXII Для Мазепы измена стала образом жизни, и Петр был далеко не первым (извините за каламбур), кого предал старый лис.
Как отомстил Петр I за предательство гетмана Мазепы Читать статью «Полтавская битва и предательство Мазепы» в православном онлайн журнале нового поколения Святые Online.
Мазепа предательство петра кратко Когда началось правление молодого Петра I, Мазепа быстро завоевал его доверие дельными советами в отношении Польши.
«Проклятая мазепа». Как украинские идеологи плюют в собственный народ | Аргументы и Факты В 1706 году состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве, где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости.

Как Пётр I наказал Мазепу и украинских казаков за измену

В 1689 и 1695 годах Мазепа принимал участие в походах Петра I, которые были направлены на завоевание Крыма и Приазовья, которые, несмотря на надежды гетмана, не принесли Украине никаких благоприятных результатов. В 1668 году Мазепа женился на дочери влиятельного представителя казацкой старшины Семена Половца, благодаря которому вошел в окружение служившего в Османской империи гетмана Петра Дорошенко. Поэтому первым делом Петр издал документ, которым лишил Мазепу власти. А новый гетман Скоропадский попросил Петра своим указом запретить оскорблять малороссийский народ и попрекать его изменой Мазепы. Власти Украины считают гетмана Ивана Мазепу, изменившего Петру Первому, "настоящим символом украинского сопротивления России, флагом нашего движения к независимости". Трагизм ситуации с предательством Мазепы Петра I заключается в том, что он служил царю верой и правдой долгих 20 лет, а тот верил Мазепе как себе, но мыслили они по-разному: Пётр в масштабах огромного государства, а Мазепа – местными малороссийскими категориями.

Мазепа, Иван Степанович

Ок, признаю Мазепу после того, как они признают Петра Первого своим императором. Смените садовника P.S.: После бегства Мазепы Петр в традиционной для него манере разрубил гордиев узел и урезал автономию Гетманщины. Реформы Петра, усугубившиеся тяготами Северной войны, привели к трагическим для Украины и России событиям, в центре которых оказалась и судьба Мазепы. Кроме того, Карл XII вёл секретные переговоры с украинским гетманом Иваном Степановичем Мазепой (1639–1709), который обещал предать Петра I и перейти на сторону шведов. В 1705 году Мазепа имел случай показать Петру несомненный довод своей верности. В 1706 году состоялось свидание Петра с Мазепой в Киеве, где Мазепа принялся за постройку заложенной Петром Печерской крепости.

В Воронежской области демонтировали памятный знак встрече Мазепы с Петром I

Мазепа свободно владел русским, польским, татарским, латынью, знал итальянский, немецкий и французский языки. Имел прекрасную библиотеку. После смерти отца он занял его должность. В 1674 году Мазепа поехал с посольством от гетмана Правобережной Украины в Крымское ханство и вез султану 15 левобережных казаков в качестве невольников. Но по пути делегацию перехватили запорожские казаки, которые чуть было не казнили Мазепу на месте. Они отправили его левобережному гетману Самойловичу, где Мазепе поручили воспитание детей. Мазепа отличался талантом очаровывать власть имущих. Так произошло и с фаворитом царицы Софьи Голицыным.

Именно он сыграл решающую роль в избрании Мазепы гетманом после падения Самойловича, которого после неудачной Крымской кампании сослали в Сибирь. Так 25 июля 1687 года Мазепа стал левобережным гетманом Войска Запорожского. Позднее появились слухи, что гетман дал Голицыну взятку за помощь в получении должности, однако достоверных фактов на этот счет нет. Иван Мазепа. Источник: pinterest. Он стал советником Петра в польских делах, между ними завязалась тесная личная дружба.

Почему Иван Мазепа и его окружение поступили в 1708 г. То есть на заре XXI в. Они иначе воспринимали мир, материальные и духовные ценности.

Мотивация их поступков и аргументация их действий также не была похожа на нашу. С другой стороны — Иван Мазепа, Пилип Орлик, Дмитрий Горленко, Даниил Апостол, Павел Полуботок и многие другие представители казацкой элиты были похожи на современных людей с их амбициями, чувствами и страстями. Для историков мотивация действий значительной части украинской элиты в 1708 — 1709 гг. Главным термином этой культуры были «вольности». В реальной жизни вольности Центральноевропейских обществ давали элите богатство, власть и статус. Поскольку вольности были смыслом земной жизни, элиты за них были готовы платить жизнью. Во время этого «генерального кризиса» вольности центральноевропейских элит были поставлены под сомнение, поэтому их защищали во всех без исключения странах Центральной Европы. Подобные случаи произошли с трансильванским князем Ференцем Ракоци, бранденбургским кюрфюрстом Фридрихом I и польским королем Станиславом Лещинским. Украинская казацкая верхушка, речпосполитская и венгерская шляхты, молдавские бояре, ливонские бароны осознавали себя народом- политической нацией, от которой зависела жизнь их родины.

Они в своих представлениях и идеях «заботились» о вольности «поспильства» — правах крестьян и мещан. Интересно, что простой народ, по историческим свидетельствам, в значительной степени также это признавал. В таких условиях казацкие интеллектуалы оправдывали пером вольности своего народа, то есть право своей родины на самобытное развитие. Следствием интеллектуальной защиты украинской государственности стала идея происхождения казачества «от хазар». Автора этой идеи трудно найти по историческим свидетельствам прошлого. Хазарская идея использовалась в произведениях Григория Грабянки и авторов рукописей, которые он использовал , Пилипа Орлика и Самийла Величка. Хазарский миф стал украинским отзвуком распространенной в Речи Посполитой шляхетской сарматской идеи. Самийло Величко был одним из первых, кто объединил сарматскую и хазарскую легенды и отождествил «казацкий народ» с «сарматской шляхтой» Речи Посполитой. По «Летописи Гадяцкого полковника Григория Грабянки» «народ малороссийский, прозванный казаками, имеет очень древнее происхождение от скифского рода… от хазар…» Согласно хазарской версии корней казацкой истории «народ славенский или хазары, сначала будучи страшилищем для народов запада и востока, севера и юга, в ничто превратились после войны с французами.

Остались только те хазары, которые издавна проживали над Черным морем… И хотя количественно это племя и уменьшилось, однако мужество их не оскудело… память о половцах и печенегах совсем пропала, а у хазар малорусские вои мало что изменили: изменили название, вместо хазар казаками именуются».

С 1666-го по 1674 год служил Османской империи, потом левобережному гетману Самойловичу - и не без его помощи того свергли в 1687 году. Служил он и царю. А под конец жизни призывал казаков в поход на Москву вместе со шведами. Гетман стал одним из богатейших феодалов не только России, но и Европы". По мнению ученого, для Мазепы смыслом жизни были власть и богатство, но не стремление преобразовать Малороссию в независимое государство.

Через невзгоду все пропали. Шибко он был охочим до женского полу. Как поведал историк Владимир Мединский, однажды один польский пан застал Мазепу со своей женой.

Холопы пана раздели любовника до гола, привязали на спину лошади задом наперед, выстрелили над ухом лошади. И перепуганное животное долго скакало с голым всадником под хохот зевак. После такого конфуза польский король вытурил Мазепу со своего двора куда подальше на все четыре стороны.

В 1674 году Мазепа втерся в доверие к правобережному гетману Окраины Петру Дорошенко, женившись на дочери первого зама гетмана. В ту пору Россия и Польша поделили Окраину по Днепру. Правый берег был под протекцией Польши, Левый относился к России.

В то же время левый и правый гетманаты пытались переподчинить себе противоположный берег. И вели между собой вялотекущую войну. В свою очередь Петр Дорошенко правый пытался выйти из протектората Польши и обратился за помощью к крымскому хану и турецкому султану.

И турки с крымчаками принудили Польшу отдать Правобережье под протекторат османов.

Петр I: Мазепа (1639-1709) | Курс Владимира Мединского | Петровские времена

История украинского казачества. Часть 17.1. Иван Мазепа | Пикабу Но Петру, разумеется, была нужна голова самого Мазепы.
Изменник Мазепа и битва Полтавская 1708-1710 годы. История России в рассказах для детей (том 1) Осенью 1708 года царь Пётр пригласил Мазепу присоединиться с казаками к русским войскам под Стародубом.
Пётр 1 и Мазепа Но для украинских политиков Мазепа превратился в фигуру первого и безоговорочного украинского патриота.
Полтавская битва и предательство Мазепы – Святые Online Петр, еще не знавший об измене Мазепы, предвидел вред, какой мог произойти для русских от соединения Левенгаупта с Карлом, и решился во что бы то ни стало не допустить этого.

Защита казацких привилегий была движущей силой большинства конфликтов украинской истории

Несмотря на то что гетман интригами и хитростью смог добиться высокого положения и накопить огромное состояние, он был человеком морально нечистоплотным, политически близоруким и обладал достаточно скромными интеллектуальными способностями. Кроме того, у него довольно рано начали проявляться возрастные изменения психики», — рассказал Павел Кротов. По словам историка, гетман был воспитан в политической традиции Речи Посполитой , имел склонность к интригам и неоднократно добивался желаемого при помощи предательства. Услышав об этом, гетмана решил навестить князь Александр Меншиков. Мазепа запаниковал и, испугавшись разоблачения и захватив казну, бежал к шведам. Однако гетмана ждало разочарование. Его поддержали всего около 3 тыс. Абсолютное большинство казаков остались верными русскому царю. А Мазепа получал только княжеский титул и воеводства. Под властью русских царей её автономия была шире», — рассказал Кротов. По мнению заместителя директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им.

Ломоносова Богдана Безпалько, воспитанный в польской культуре, Мазепа специально стремился к переходу Малороссии в состав Речи Посполитой. Мазепа был, конечно, талантливым интриганом, но то, что его сейчас пытаются на Украине поднимать на щит, выглядит с учётом исторической реальности по меньшей мере странно», — отметил эксперт. Он никогда всерьёз с ним не считался и не видел его равноправным союзником», — отметил историк. Воссоединившись со шведским войском, Мазепа двинулся под командованием Карла на восток. Он принимал участие в грабежах и массовых убийствах жителей Малороссии, уничтожении ряда населённых пунктов. Пленным русским солдатам шведский король сохранял жизнь, а казаков выдавал Мазепе, который сажал их в яму и предавал мучительной смерти. Войска под командованием Карла и Мазепы уничтожили Зеньков, Опошню, Лебедин, Коломак, Терейскую слободу и десятки других городков и сёл. Сразу после предательства Мазепы Пётр одобрил новые выборы гетмана. Войско Запорожское возглавил Иван Скоропадский. В Глухове же прошла символическая казнь Мазепы — чучело, олицетворявшее предателя, было лишено всех знаков отличия и повешено.

Специально для Мазепы был изготовлен в единственном экземпляре серебряный «орден Иуды». По мнению Богдана Безпалько, личность Мазепы сильно влияет на современную Украину.

За покровительство шведского короля, гетман пообещал его войскам зимние квартиры и провиант, а также склонить на свою сторону запорожских, донских казаков и калмыцкого хана Аюку. Отдал много сил и средств на возрождение гетманской Украины.

Тайно перешел на сторону противника Московского государства в Северной войне. Иван Мазепа родился 20 марта 1639 года в селе Мазепинцы под Белой Церковью. Первый документально известный предок будущего гетмана, прадед Ивана Мазепы - Николай Мазепа-Колединский. Ему за военную службу был пожалован польским королем хутор на речке Каменице, впоследствии село Мазепинцы.

Позже, по воле отца, был принят при дворе польского короля Яна Казимира, где состоял в числе «покоевых» дворян.

Думаю, по той причине, что невозможно установить, кем был на самом деле Мазепа и придерживался ли он каких-то принципов. На протяжении бурной жизни православный русин Иван Мазепа был поковыем, иначе постельничьим, шляхтичем у польского короля.

Ротмистром у ненавидевшего поляков правобережного гетмана Дорошенко. Спецпосланником к крымскому хану, который возил в подарок татарам десятки рабов — пленных казаков. Генеральным есаулом у кровного врага Дорошенко левобережного гетмана Самойловича, которого Мазепа отблагодарил интригами и помог отправиться в Сибирь.

Гетманом Запорожского войска, который убеждал царя искоренить своевольную Сечь, а казакам рассказывал о жесткости московского царя. И, наконец, союзником шведского короля, объявившего поход на Россию, которой Мазепа на Евангелии клялся в вечной верности. Искать в этом карнавале масок подлинного Мазепу бессмысленно.

Потому что подлинным Мазепа оставался всегда, ибо он был воплощением измены ради того, чтобы его лодку прибило к берегу еще более могущественного сюзерена. Дюма вполне мог бы сделать Мазепу персонажем авантюрного романа. Хотя благородства мушкетеров у Мазепы не было в помине.

Таирова-Яковлева в своей монографии «Мазепа» утверждает, что отец и брат Марины были старшинами у Хмельницкого и погибли в боях с поляками — отец под Чортковом 1655 , а брат на Дрожи-поле 1655. После смерти мужа приняла постриг под именем Мария и была настоятельницей Киево-Печерского Вознесенского и игуменьей Глуховского женских монастырей. В 65-летнем возрасте Мазепа влюбился в собственную крестницу Матрёну у Пушкина в поэме « Полтава » названа Марией , дочь Василия Кочубея.

Однако такая связь по каноническому праву является запретной и приравнивается к инцесту , поэтому венчаться они не могли [8] [9]. Переписка Мазепы с Матрёной частично сохранилась. Образование и жизнь при дворе польского короля[ править править код ] Иван Мазепа учился в Киево-Могилянском коллегиуме , затем — в Иезуитском коллегиуме в Варшаве.

Позже, по воле отца, был принят при дворе польского короля Яна Казимира , где состоял в числе «покоевых» дворян. Близость к королю позволила Мазепе получить образование: он учился в Голландии, Италии, Германии и Франции , свободно владел украинским, русским, польским, татарским, латынью. Знал он также итальянский, немецкий и французский языки [10].

Много читал, имел прекрасную библиотеку на многих языках. Его любимая книга — « Государь » Никколо Макиавелли. Костомаров пересказывает записки Пасека, польского придворного, служившего вместе с Мазепою при дворе Яна-Казимира.

Из записок следует, что в 1661 году Мазепа оговорил перед королём своего товарища Пасека, которого арестовали, разобрали дело, оправдали, и король подарил ему 500 червонцев, а Мазепа был временно удалён от двора. В следующем 1662 году Пасек, не забыв причинённого ему оскорбления и будучи навеселе, ударил Мазепу, тот схватился за оружие. Одни из свидетелей приняли сторону Мазепы, остальные — сторону Пасека.

Король сказал: «Клевета показывается больнее раны». Он призвал к себе Пасека и Мазепу, приказал им перед своими глазами обняться и простить друг другу взаимные оскорбления [11].

Как гетман Мазепа царя Петра предал

Оружие и амуницию получить не удалось, поскольку Меншиков стремительным рейдом захватил Батурин, склады сжег, а орудия отбуксировал в Глухов. Кстати, гетманскую столицу защищали только немецкие наёмники, в то время как казаки открыли ворота… Так что мы имеем в итоге? Мы имеем сферический в вакууме пример польского вельможи, который всю жизнь оставался польским вельможей и отдал "жизнь за царя" точнее — за короля. При этом украинцы его не поддержали. Случай с Мазепой правильно было бы приводить как пример верности украинцев дружбе с Россией. Ну или как то, что украинцы всё же имперский народ, чьи лучшие представители видят себя в служении великой цели Мазепа просто на столетие опоздал — Речь Посполитая уже теряла статус империи. Инструкция по организации измены А посмотрим с другой стороны — из Москвы и Санкт-Петербурга.

Увидим мы немногое, но оно тоже будет интересным. Допустим, в Москве могли не знать о том, что Мазепа был придворным у польского короля, и о его службе у Петра Дорошенко — далеко не самого лояльного к Москве гетмана что не помешало ему воеводствовать в Вятке и получить в вотчину село под Москвой. Даже если и знали, составом преступления это не было, а польский период так даже в плюс пошел бы — европеец всё же. Гетманом Мазепа стал в 1687 году, когда фаворит царевны Софьи Василий Голицын свалил вину за провал крымского похода на Самойловича, которого сослали в Сибирь. Считается, что Мазепа произвёл впечатление на Голицына своей образованностью и европейским лоском. На самом деле всё было проще и подлее — Голицын сознательно навязал в гетманы правобережного шляхтича, не имевшего поддержки на Левобережье.

Кто создал миф о гетмане Мазепе, как борце за независимость Украины300 лет назад при заключении Ништадского мира, окончившего Северную войну, Россия была провозглашена империей, что открыло целый огромный период в нашей истории. Кипучая воля Петра I, его соратников, колоссальное напряжение всех сил народа - все это привело в результате к созданию новой геополитической реальности. Кстати говоря, при Василии Голицыне, который был "смотрящим" над Украиной, гетманская администрация находилась под постоянным неусыпным контролем. Любые сколько-нибудь значимые телодвижения надлежало согласовывать с ним лично. Объем переписки Мазепы с Голицыным был огромным. Для полноты контроля по Коломакским статьям договор, заключённый при избрании Мазепы гетманом была отменена система откупов, дававшая основные доходы гетманской казне.

Таирова-Яковлева осуждает Голицына за мелочность и принижение автономии Гетманщины, но факт фактом — никаких сепаратистских поползновений в этот период не было. Два года спустя в нынешнюю Архангельскую область был сослан уже сам Голицын, а Мазепа достался "в наследство" Петру. Пользуясь безграничным доверием царя и всесильного временщика Меншикова, гетман делал в своих краях что хотел. Стал самым богатым олигархом Украины. Восстановил систему откупов. Когда на него "стучали", то доносы с извинениями возвращали назад.

Но Царь Пётр не придал ему значения. Кадр из фильма "Молитва о гетмане Мазепе" 2002г. Ропот в Украине Но почему всё-таки и в какой момент Мазепа решил изменить русскому Царю? Несомненно, это было связано с обстоятельствами неудачно поначалу шедшей для Петра I Северной войны. Вообще, реформы Петра Великого тяжко отражались на народе всего Российского государства, и много было недовольных его крутым правлением.

У украинцев большие нарекания вызывал рост повинностей, падавших на казаков, а больше всего — то, что казаков стали принуждать, например, к строительным работам, что воспринималось ими как поношение своей «лыцарской чести». Но в Малороссии традиционно, с момента присоединения к России, роптали на тяжесть московских порядков. Мазепа не переставал жаловаться на произвол московских воевод с самого начала вступления в должность, когда ещё и не готовил измену, да и такой характер диалога между царскими и гетманскими властями был привычен для обоих. Традиционное двурушничество Однако не нужно забывать, что поведение украинской казацкой старшины вообще отличалось непостоянством. Из-за этого, например, в середине 17 века Россия смогла удержать за собой только половину Украины, а другая половина осталась в составе Польши.

Служил он и царю. А под конец жизни призывал казаков в поход на Москву вместе со шведами. Гетман стал одним из богатейших феодалов не только России, но и Европы". По мнению ученого, для Мазепы смыслом жизни были власть и богатство, но не стремление преобразовать Малороссию в независимое государство. Он, как и все гетманы до него, искал протектората вассала Карла Первого - польского короля Лещинского, так как понимал, что одной гетманщине в соседстве с такими гигантами как Российское царство, Османская империя, Крымское ханство и Речь Посполитая, не устоять.

Настроение императора передаётся и его коню; он чувствует всю важность минуты, сливается в одно целое со всадником. В таком виде Петр производит неотразимое впечатление на войска. Он был «могущ и радостен, как бой». Таким образом, Пётр является гениальным монархом, осуществляющим свои реформы и делающим им проверку.

В поэме он рисуется как хороший полководец, умеющий воодушевлять войска своим личным примером. Храбрость, энергия являются главными и характерными чертами Петра. С другой стороны, ему присущи прозорливость и ум: Петр не теряется при известии об измене Мазепы, а быстро принимает решение для предотвращения всеобщего восстания на Украине. Еще одна положительная черта в характере Петра — способность осознавать сделанные ошибки и умение исправлять их. Узнав об измене гетмана, Петр возвращает из ссылки семью Кочубея и Искры, осыпает их своими милостями и всячески старается загладить сделанное зло.

Иван Мазепа - биография, новости, личная жизнь

Петр I — последний царь всея Руси (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года). В нем Мазепа описывал свою долговременную службу, свою верность царю и умолял Петра I прислать клеветников в Киев для праведного суда. В Северной войне Мазепа выступал на стороне Петра I, но после ряда поражений русской армии он уверовал в непобедимость Карла XII. Ок, признаю Мазепу после того, как они признают Петра Первого своим императором. «Петр настойчиво требовал от Турции выдачи ему изменника Мазепу, и на светлейшего, погруженного в ужас расплаты, вдруг напали вши. В 1689 одним из первых поддержал Петра I в его борьбе за власть с царевной Софьей Алексеевной.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий