31 января 2016 г. в 12:30 час в посёлке Янтарный у мемориала Памяти жертв Марша смерти 1945 года. 27 января в поселке Янтарный Янтарного городского округа Калининградской области прошел ежегодный траурный митинг памяти жертв Холокоста. 27 января в поселке Янтарный Янтарного городского округа Калининградской области прошел ежегодный траурный митинг памяти жертв Холокоста. Мы шли сегодня «Маршем жизни» от поселка Русское, где как раз захоронены советские солдаты пытавшиеся пробиться и помешать этому «маршу смерти». Уникальный камень, который объединил два противоположных вида янтаря, с сердцевиной, похожей на подмигивающий смайлик, обнаружили на Калининградском янтарном комбинате.
Смотрите также
- Записи по теме
- В Янтарном прошёл ежегодный «Марш жизни» (фоторепортаж) - Новости Калининграда
- Марш жизни в память о жертвах Холокоста прошел в Калининграде | ОТР
- Янтарный/Пальмникен. Марш смерти в янтарном крае | Тени Восточной Пруссии | Дзен
Марш памяти в Янтарном
Автор доклада отмечает, что все эти империи пали из-за внутренних проблем, таких как политическая нестабильность, экономический спад и социальные волнения. Игнатиус пишет, что США сейчас также сталкиваются с этими проблемами. Когда великие державы теряли позиции превосходства или лидерства из-за внутренних факторов, они редко обращали эту тенденцию вспять», — указал автор. Игнатиус добавил, что Соединенные Штаты все еще могут поменять тенденцию и удержать свой статус великой державы. Однако он подчеркнул, что для этого «американцам необходимо объединиться» для решения проблем и найти новых политических лидеров, которые могут объединить страну. Ранее журналист Такер Карлсон также предупреждал, что США может грозить судьба Римской империи, поскольку одной из причин ее падения стало присутствие неграждан в легионах. Отмечается, что этот ответ является стандартным за все время расследования инцидента. За последние более чем полтора года официальные ведомства ФРГ не обнародовали никакую информацию о ЧП. Пожар зафиксировали на стоянке «Северная». Как указал источник, неизвестными лицами был совершен поджог вертолета, в 03:09 мск на месте работали две спасательные машины аэропорта Остафьево, площадь возгорания — примерно 30 кв.
Отмечается, что на месте происшествия следователи обнаружили канистры с горючей жидкостью, монтировку, сумку для сменной обуви, пару перчаток и обрывки колючей проволоки.
Затем более 70 участников "Марша жизни" прошли около 8 км по маршруту "марша смерти", по которому нацисты конвоировали из Кенигсберга нынешний Калининград еврейских узников концлагерей. По данным историков и свидетелей той страшной трагедии, из 7 тыс. На месте трагедии, на морском берегу поселка Янтарный, 30 января 2011 года открыли 10-метровый памятник "Жертвам марша смерти под Кенигсбергом 1945 года", представляющий собой воздетые к небу женские руки с выбитыми на них лагерными номерами и символизирующие мольбу погибающих в море людей о помощи.
После чего правительство Германии передало протоколы допросов очевидцев и участников трагедии еврейской общине Калининградской области. Мы делали здесь все вместе. Кто больше, кто меньше — сказать невозможно. Помнить о пережитом кошмаре призывают поднятые к небу женские руки. Именно так увидел трагедию Холокоста скульптор Франк Майслер.
Лица погибших изображены на гранитных стелах, обрамляющих монумент. На памятнике лишь лагерные номера, а вот на пирамиде постепенно появляются фамилии жертв. И самое страшное, что до сих пор нет полного списка погибших в этой трагедии. У нас есть коллега, который занимается установлением и идентификацией имен, чтобы мы могли как можно больше установить жертв трагедии. Обращу ваше внимание на две нижние таблички. Махча и Рухча Мильнер. Это две сестры, их сестра Хения Пташник выжила и продолжила путь от Пальмикена до Пиллау. Освенцим, Бабий Яр, Пальмникен — это не просто географические названия. Каждое из них до сих пор заставляет сжиматься сердце любого человека.
Оставшихся в живых загоняли в ледяную морскую воду и расстреливали. Трагедия в Янтарном напоминает о себе возведенным 10-метровым памятником с символизирующими мольбу руками и лагерными номерами, сообщил в Калининграде собкор сетевой газеты Янтарный край. На территории современной Калининградской области в в годы войны действовали не менее 56 лагерей для военнопленных и принудительно переселенных гражданских лиц. Более 114 тысяч советских граждан уничтожены в этих лагерях.
Янтарный/Пальмникен. Марш смерти в янтарном крае
31 января 2016 г. в 12:30 час в посёлке Янтарный у мемориала Памяти жертв Марша смерти 1945 года. Помимо традиционного «Марша жизни» впервые состоится ещё одно мероприятие — «марш-экскурсия с элементами постановочных сцен». Спасением узников польского лагеря смерти занималась 107-я дивизия под командованием генерал-лейтенанта Василия Петренко. Руководитель Янтарного также принял участие в этом марше, собравшем 80 человек. В Калининградской области прошли траурные мероприятия в память о жертвах так называемого Марша смерти, ставшего одним из последних актов Холокоста в 1945 году.
Шоу на крови: кому и зачем понадобилось проводить альтернативный «Марш смерти» в Янтарном?
«Марш смерти». Янтарный | Немногие, но всё же бывают в Янтарном на территории мемориального комплекса «Жертвам Марша смерти». |
Марш смерти и кровавый янтарь | В Янтарном городском округе Калининградской области состоялось мероприятие, посвященное памяти жертв Холокоста, когда нацисты страшно расправились с узниками концлагеря «Штутгоф». |
Янтарный/Пальмникен. Марш смерти в янтарном крае | Тени Восточной Пруссии | Дзен | Памятник почти семи тысячам жертвам Марша смерти был открыт в пос. Янтарном четыре года назад на средства еврейской общины и пожертвования частных лиц. |
ИСТОРИЯ МАРША СМЕРТИ В ПАЛЬМНИКЕН (НЫНЕ ЯНТАРНЫЙ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛ.) | | Руководитель Янтарного также принял участие в этом марше, собравшем 80 человек. |
Калининград | TamTam | В посёлке Янтарном Калининградской области на склоне у памятника жертвам Холокоста задумали построить апарт-отель. |
Калининград
губернатор Антон Алиханов, прошли путь 12 километров от развилки в поселке Круглово до поселка Янтарный, следуя маршруту. Янтарный Памятник жертвам марша смерти 1945Подробнее. Марш смерти из Кёнигсберга до Пальмникена начался на рассвете.
Калининград
Организаторы исторической реконструкции «Марш Пальмникен – 2022» отменили мероприятие, которое должно было пройти в Янтарном в субботу. Главная Наша деятельность Новости Единороссы приняли участие в традиционном «Марше жизни», который состоялся накануне в Янтарном. В Калининградской области прошли траурные мероприятия в память о жертвах так называемого Марша смерти, ставшего одним из последних актов Холокоста в 1945 году. В 2013 году традиционную траурную церемонию в связи с датой «Марша смерти» впервые было решено предварить «Маршем жизни».
Под Калининградом прошел "марш жизни" по маршруту "марша смерти" жертв холокоста
Наличие в качестве «коменданта» историка-архивиста не сказалось на исторической достоверности справки о реальном «марше смерти». Справка изобилует грубейшими фактологическими ошибками, за которые на истфаке отправляют на пересдачу. К примеру, в справке указывается, как немецкий мальчик из Пальмникена, выйдя во двор своего дома, видит, как эсэсовец во дворе убивает случайно забежавшую во двор заключенную. Шаг в сторону из колонны карался расстрелом на месте. Как «клюква» смотрится извещение, что покончивший с собой впоследствии командир кенигбергского фольксштурма — ополчения из гражданских немцев, якобы, мог предотвратить массовый расстрел узников Штутхофа в Янтарном. Этот командир, майор вермахта в отставке, не имел полной власти и над своим подразделением. Все, что касалось концлагерей, решалось на уровнях командования СС и местных властей. Решение о ликвидации в Пальмникене узников из Штутхофа и его филиалов принимал, в частности, обер-президент Восточной Пруссии Эрих Кох, местный царек. Фольксштурм в Пальмникене, как и в других городах Германии, подчинялся гауляйтеру региона и командованию местных СС. Что мог сделать для спасения узников какой-то отдельный командир фольксштурма? Прикажи он своим подчиненным напасть на эсэсовский конвой «марша смерти» и освобождать заключенных, мог бы сам после этого получить пулю от кого-то из фольксштурмовцев.
В фольксштурм нацисты призывали подростков, которые были готовы слепо выполнять любые преступные приказы, так как в силу возраста не знали никакой Германии, кроме гитлеровской. В справке говорится, что Штутхоф был «лагерем для гражданских военных и заключенных». Кто находился в концлагере за колючей проволокой, под охраной, тот и есть заключенный, не заключенные в концлагере — только охранники и комендатура. Что за зверь такой «гражданские военные», пусть объясняют псевдоисторики-реконструкторы. Руководитель «Холокост-шоу» Симонова, хоть и называет себя кандидатом исторических наук, не знает, что у Штутхофа было 66 филиалов по всему Данцигскому району и Восточной Пруссии. В описании Симоновой и ее камерадов Штутхоф — место, где да, были жестокие условия содержания, на узниках ставились медицинские опыты, но ничего страшного в остальном якобы не происходило… Этим калининградцам стыдно не знать, что Штутхоф был крупнейшим центром рабского труда заключенных, местом казней «врагов рейха» по всей Померании и Восточной Пруссии. С лета 1944 года в Штутхоф стали пригонять узников из концлагерей в республиках Прибалтики, восточной Польши, граждан других стран Европы. Значительную часть в тех эшелонах составляли евреи, так что Штутхоф стал еще одним центром Холокоста, пусть и не таким огромным, как Собибор, Треблинка или Биркенау. Мемориал в Штутхофе, крематорий. Иллюстрация: Twitter.
Они начали рассказывать об этом всему миру. В основе моего рассказа лежат подлинные свидетельства спасённых и очевидцев трагических событий в Пальмникене. Большинство из них взяты из фонда архива Калининградской области.
Осенью 1944 года войска Красной Армии, приближаясь к Восточной Пруссии, начали стремительное наступление. Предчувствуя приближающийся конец, и, страшась возмездия, нацисты приняли решение уничтожить узников подлагерей концлагеря Штуттгоф, в которых находилось около 7 тысяч евреев, пригнанных из гетто и лагерей Польши, Венгрии и Литвы. Согласно плану, утверждённому гаулейтером Восточной Пруссии Эрихом Кохом, узников предполагалось перегнать пешком до Кёнигсберга, а оттуда — собрав всех вместе, пригнать в посёлок Пальмникен, где полностью уничтожить.
Местом проведения акции уничтожения была выбрана шахта «Анна» Пальмникенского янтарного месторождения. Несчастных предполагалось замуровать в большую пустующую штольню и там либо уничтожить газом, либо взорвать динамитом, предварительно засыпав входы землёй. Главнокомандующим акцией был назначен командир гестапо, штурмбанфюрер Курт Гормиг.
Главным исполнителем — начальник отдела гестапо по еврейскому вопросу гаупштурмфюрер Вильгельм Зонненшайн. Ранним утром 15 января 1945 года в лютый 20-градусный мороз из подлагерей начался вывод евреев на уничтожение. Командующим маршем смерти был назначен обершарфюрер Фриц Вебер, начальником конвоя был унтершарфюрер Отто Кнотт.
Конвоировали колонны 25 эсэсовцев и 150 бойцов военизированной группы Тодт, состоящей из украинцев, литовцев, голландцев и бельгийцев. В Кёнигсберге пригнанных людей разбили на группы и разместили в вагоностроительной фабрике Штайнер, на шпагатной фабрике и в военной казарме. Марш смерти из Кёнигсберга до Пальмникена начался на рассвете.
Обречённых вывели пешей колонной и погнали в направлении Земландского полуострова. В лохмотьях и обмотках на ногах, они почти бегом, не останавливаясь, должны были пройти путь около 50 километров. Измученные и голодные, подгоняемые ударами прикладов охранников, они еле передвигались.
Кто отставал или шёл, прихрамывая, был застрелен. Трупы падали на обочину дороги. Её сразу же застрелил конвоир.
Нас гнали по деревням на лютом морозе, я смотрела на скотину в хлеву и завидовала её свободе». Некоторые, несмотря на это, умудрялись найти в себе силы сбежать, но большинство настигали пули». На всём пути передвижения колонны эсэсовцами были застрелены около двух тысяч человек из тех, кто уже не мог идти.
План уничтожения людей в пустующих штольнях янтарного комбината вызвал резкие протесты местных предпринимателей и выполнен не был. Один из них, Хельмут Ландманн, запретил использовать штольни для массового убийства, заявив, что это приведёт к заражению местной системы водоснабжения, и воду нельзя будет употреблять. Ночью 27 января тех, кто чудом выдержал этот ужасный путь к смерти, по распоряжению Ландманна разместили в большом слесарном цеху.
Охране было разрешено расположиться в кабинетах и коридорах. Против уничтожения узников выступил и руководитель местного фольксшурма Ханс Файерабенд. Майор-резервист, участник Первой мировой войны, он пользовался большим авторитетом у местных жителей.
Файерабенд с возмущением заявил руководителю акции Фрицу Веберу, что уничтожением ни в чём не повинных женщин он опозорит честь немецкого мундира, и что за судьбу узников будет отвечать он сам и не позволит уничтожить их в Пальмникене, ибо не желает, чтобы его родной город вошёл в историю как место массовых убийств. Он заявил также, что пока он жив, евреев будут кормить, и никто из них не погибнет. Местные жители по его приказу собрали для узников хлеб, горох и картофель и передали в слесарный цех комбината.
Ханс Файерабенд явно являлся препятствием для реализации плана СС. Его необходимо было «убрать с дороги», что в результате и было предпринято нацистским командованием. Оружие валялось возле него.
Была ли это инсценировка гибели, или он покончил с собой — осталось загадкой до сих пор. После случившегося сотрудники, которым он поручил обеспечение евреев пищей, перестали помогать им, страшась за свою жизнь. Судьбы тысяч людей снова были в руках СС, решивших, что кормить обреченных на смерть, не стоит… «Евреям ничего не давали есть, они кричали от голода», — вспоминала местная жительница Эльфрида Лисон-Аудерш.
В ту же ночь под предлогом посадки на баржи, которые, по обещаниям немцев, доставят людей на работы в Швецию, их вывели через северные ворота комбината и вниз по склону погнали к обледеневшему берегу моря. Мужчины шли в хвосте. Стрелковая охрана, окружив растянувшуюся колонну, начала отсекать от хвоста небольшие группы людей, примерно по 50 человек, и автоматными очередями гнала их с обрыва вниз на лёд, заставляя лечь, расстреливала, а затем сбрасывала в воду.
Началась паника. Автоматные очереди быстро прекратили их оборону. В ночной темноте кто-то падал замертво, кто-то замёрз на льду, утонул, кого-то зажало между льдинами.
Были и такие, кто скончался от ран, пролежав без помощи. Около моря колонну евреев остановили, и начался расстрел. Хвост колонны всё время сокращался, так как охрана отсекала от конца евреев группами.
Расовая ненависть, дикость, введение в заблуждение можно объяснить только кровожадностью. Это стоило жизни тысячам невинных людей. Ответа на него, несмотря на все попытки объяснить, быть не может. Остаётся только стыд, скорбь и возмущение. Скорбь о сотнях тысяч невинных людей, которые были намеренно, без наличия каких-либо причин, намеренно лишены жизней. Стыд, потому что это преступление было совершено немцами. И возмущение от того, насколько люди себя замарали». Генконсул Германии продолжил: «В последние дни в Калининграде мы вместе со многими партнёрами в Калининграде интенсивно занимались трудами философа еврейского происхождения Ханны Арендт, которая ходила в школу в Кёнигсберге. В своё время она по заказу американской газеты наблюдала за процессом над Адольфом Эйхманом в Иерусалиме и сделала об этом репортаж. Они, что очень удобно, подчинились господствующей идеологии».
Рольф Краузе прокомментировал Иммануила Канта: «Просвещение — это освобождение человека от собственного несовершеннолетия». Пример массового убийства в бывшем Пальмникине показывает, куда может привести путь, когда идеология вытесняет собственное мышление. Это место должно стать местом надежды. Мы возлагаем надежду на то, что сможем сделать урок, чтобы добрая воля человека стала всё же сильнее изоляции, социальной дискриминации и дискриминации по политическим и другим мотивам. Мы со скорбью и почтением жертв резни, произошедшей 70 лет назад», — заключил руководитель немецкой дипмиссии в Калининграде.
Обреченных гнали как можно дальше от Кенигсберга, в какой-нибудь «медвежий угол», где можно быстро замести следы… В концлагерь Штутхоф в январе 1945 года отправился эшелон из филиала этого концлагеря в городке Гердауэн близ поселка Железнодорожный в Правдинском районе Калининградской области. Эвакуация из самого Штутхофа происходила в концлагеря на западе Третьего рейха, куда еще не дошли Красная Армия и ее западные союзники. Наверное, только ради красного словца руководители «Холокост-шоу» из Калининграда подчеркнули, что в Пальмникен погнали одних заключенных-евреев. В Пальмникен согнали около пяти тысяч узников, все ли они были евреями, неизвестно до сих пор. В филиалах Штутхофа под Кенигсбергом содержались поляки, прибалты, русские, украинцы, белорусы, немцы, само собой и евреи.
Но евреи в этих концлагерях, согласно эсэсовской людоедской присказке, «очень долго не жили». Исключительно еврейское происхождение всех этих тысяч замученных в Пальмникене сомнительно. Настоящий апогей псевдоисторического идиотизма — заявление реконструкторов, что узников концлагерей в Пальмникене расстреляли в качестве возмездия за потопленный советскими подводниками немецкий гражданский теплоход «Вильгельм Густлофф». Дескать, если бы Герой Советского Союза товарищ Маринеско не отправил «Густлоффа» на дно, почти пять тысяч узников, среди которых, возможно, были соотечественники Маринеско, могли бы дожить до Дня Победы. Анна Симонова, Анжелика Фоминых, Денис Поляков и другие члены этой «милой» тусовки насчет возмездия за «Густлофф» повторяют штампы геббельсовской пропаганды. Массовую смертность узников концлагерей эсэсовцы часто объясняли «справедливым возмездием». Дескать, Берлин и Гамбург бомбят американцы, «большевистские казаки» насилуют медсестер в захваченных немецких госпиталях, поэтому по лагерю увеличивается рабочий день, отменяется свободное время в воскресенье, русским урезается норма выдачи хлеба и супа, а евреям хлеб вообще не выдается… Решение об уничтожении в Пальмникене прибывших с востока узников было принято сразу же, когда эсэсовское начальство отдало приказ о «марше смерти» в Пальмникен — в начале двадцатых чисел января 1945 года. Перед потоплением «Густлофф» шел как военный корабль гитлеровских кригсмарине, враждебные намерения «Густлоффа» были очевидны советской подлодке «С-13» под командованием Александра Маринеско. То, что на подбитом Маринеско «Густлоффе», кроме немецких военных моряков, было около 10 тысяч беженцев — вина кригсмарине, а не Маринеско. Так может рассуждать только недалекий представитель субкультуры хипстеров.
Живи по этому принципу наши сограждане в 1941 году, Симонова и Ко могли вообще не появиться на свет. Впрочем, хипстерские крокодиловы слезы о войне очень похожи на плач небезызвестного лицеиста Коли из Нового Уренгоя по немецко-фашистскому захватчику, который так «страдал» в советском плену, что упился до слепоты дармовым спиртом. Данный курсивом пассаж выше — излюбленная «отмазка» всех явных и тайных любителей продать национальные интересы России, в обмен на сытое и «прикольное» будущее на Западе. Фразочка «война есть распространение ненависти и лжи» уж очень похожа на печально знаменитое «Сталин вдвое хуже Гитлера», в оригинале: «Руководители, которые уничтожали свой народ, горят в аду в два раза ярче тех, которые уничтожали чужой». S «Холокост-шоу», к сожалению, еще раз показывает, что Калининграду не надо бояться разросшихся вокруг него баз НАТО и притязаний на город немецких реваншистов. С такими горожанами, как Симонова и ее камераден, форпосту России на Балтике никаких внешних врагов не надо. Вместо того, чтобы лечить молодежную и всю внутреннюю политику в этом регионе от прозападных болячек нулевых годов, угрозу для Калининграда ищут только за пределами России, не видя ее внутри.
В память о жертвах Холокоста прошел Марш жизни под Калининградом
Марш памяти в Янтарном | В посёлке Янтарном Калининградской области на склоне у памятника жертвам Холокоста задумали построить апарт-отель. |
Под Калининградом прошел "марш жизни" по маршруту "марша смерти" жертв холокоста | Памятник почти семи тысячам жертвам Марша смерти был открыт в пос. Янтарном четыре года назад на средства еврейской общины и пожертвования частных лиц. |
“Марш жизни” в память о жертвах расстрела в Пальмникене прошел в Калининградской области — Лехаим | "Марш жизни" в память о жертвах холокоста прошел в воскресенье под Калининградом, сообщили ТАСС в администрации Янтарного городского округа, выступающего организатором ежегодной акции. |
Незаслуженно забытые: памятник жертвам марша смерти в Пальмникене | В пос. Янтарный Калининградской области сегодня, 1 февраля, состоялся траурный митинг, посвящённый 70-летию годовщины жертв марша смерти, во время. |
Памяти Марша смерти 1945 года | Командующим маршем смерти был назначен обершарфюрер Фриц Вебер, начальником конвоя был унтершарфюрер Отто Кнотт. |
ПАМЯТНИК ЖЕРТВАМ МАРША СМЕРТИ, ЯНТАРНЫЙ
Давид рассказал, что в каждом месте, где проходили немцы, они расстреливали евреев. Он отметил, что эти люди не забыты, им делают памятники, к ним приезжают, молятся. И души этих людей все равно здесь, с нами. И этим мы хотим показать, что у Гитлера ничего не вышло. Евреи живут, евреи помнят все, что было.
И они будут продолжать жить", — сказал он.
Участники акции прошли несколько километров от поселка Русское до Янтарного. Фото: Алексей Заливатский Зимой 1945 года в Восточной Пруссии, как и по всему Третьему рейху, нацисты спешно заметали следы своих преступлений против человечности. Выкапывали трупы из рвов и сжигали. Уничтожали еще живых узников. В рамках этой «кампании» в конце января эсэсовцы погнали из Кёнигсберга в сторону моря не менее пяти тысяч точное число не установлено заключенных концлагерей.
В растянувшейся на километры колонне в основном были женщины-еврейки. Стоял лютый холод. Узники же — голодные, больные, полураздетые. Многие падали, не в силах больше идти. Охранники добивали несчастных, так и бросая у дороги. Эсэсовцы планировали уничтожить узников газом или взрывами в заброшенных штольнях здешнего комбината по добыче янтаря.
Но этому воспротивились местные жители. Четыре дня несчастных держали в слесарных мастерских комбината.
На выпаханной им поверхности образовывались впадины, которые впоследствии заполнялись талой водой. Так возникли ледниковые озёра, речные долины.
Нередко от ледника откалывались гигантские куски, перекрывались более поздними наносами — получался погребённый лёд. Он медленно таял, питая водой холодные ключи, давая начало рекам. Некоторая роль в рельефе Калининградской области принадлежит и новейшим движениям земной коры. Известно, что под тяжестью ледника просела котловина нынешнего Балтийского моря и территорий, по которым он двигался.
Во время и после отступления этого гигантского груза освобождённые им массивы как бы вздыхали, пытаясь вернуться в прежнее положение. Это привело к образованию оползней, возникновению новых и росту старых оврагов, изменению рисунка береговой черты, выходу на поверхность грунтовых вод, заболачиванию значительных территорий. Ледник отступил 14 тысяч лет назад. Ко времени отхода ледника с территории Калининградской области полуостров имел иные очертания, Куршского залива ещё не было, и береговая черта находилась на 3-4 км мористее, то есть уходила глубже в море.
За 14 тысяч лет море «выдвинулось» в сушу на 3-4 км, отобрав у неё огромную площадь. Исходя из внешних признаков, происхождения и закономерности развития, выделилось девять географических районов, каждому из которых присуще определённое сочетание черт рельефа. Из четырёх возвышенных районов на территории нашей области наиболее приподняты над уровнем моря три, среди которых — Калининградский полуостров. Он примыкает к материку своей восточной частью.
На западе и севере омывается водами Балтийского моря. В южное побережье вдаётся Калининградский залив. Поверхность полуострова отмечена конечной мореной, которая простирается к востоку и юго-востоку. На Калининградском полуострове холмы и гряды протянулись с севера на юг.
Большие Алькские горы — это невысокая гряда, главная вершина Гальтгарбен от прусского языка Гора Гальта или Гора Смерти, чуть ниже вспомним и другие переводы всего — 110 м. Выше их на полуострове нет. На западной части царит гора Большая 90 м , на северной — гора Вахтенная 60 м , в восточной части господствуют поросшие лесом 40-50-метровые холмы под названием Лисьи горы. Алькские горы — «Святое место», холмогорье, которое оказалось водоразделом рек, текущих на север — в Куршский залив, на юг — в Калининградский залив и на запад — в Балтийское море.
Известно, что Куршский залив является бассейном крупной реки Неман, которая в низинной своей части носила древнее имя Русне, сохранившееся до сих пор в назывании одного из её рукавов. Любопытно, что расположение поселений различных племён балтов Понеманья разделялось озёрами, реками и мощными лесными массивами, сакрализованными в древности. Распределение поселенческих и погребальных памятников исключительно по долинам р. Неман и её притоков убедительно свидетельствует о важной роли водных путей в жизни балтских племён, причём задолго до эпохи викингов.
Немалую роль в торговых операциях на западной окраине балтских земель отводили торговым трассам, пролегавшим по водам Куршского залива, так же носившего славное имя Русне — Rusna являются архаизмами эпохи викингов и связаны с понятиями ruotsi, rus. Движение викингов в раннем средневековье существовало и по Неманскому пути. Согласно одной из теорий название «викинги» от древнескандинавского vik — залив означает жителей побережья залива. След культуры балтов на Куршской косе представляют две выдающиеся личности науки и культуры — профессора Кёнигсбергского университета Людвиг Реза 1776 — 1840 и Адальберт Бецценбергер 1851 — 1922.
Реза родился в рыбацкой семье курсениеков деревни Карвайчай вблизи сегодняшней Пярвалки , которая тогда жила под угрозой быть занесённой под песком. Курсениеки — почти вымершая этническая группа балтийского происхождения, потомки древнего племени, населявшего Корсу. Людвиг Резе стал профессором теологии, его беспрестанно интересовала тема литовской письменности в Восточной Пруссии и в особенности следует отметить его труды в этой области. Написанная им "История литовской Библии" ставит Л.
Резу в один ряд с выдающимися историками культуры европейского масштаба. Кроме того, благодаря его заботе, в Кёнигсберге была издана поэма Кристионаса Донелайтиса "Времена года", которая является первым оригинальным произведением художественной литературы на литовском языке. Знаменитый прусский проповедник Людвиг Реза, который в будущем напишет гимн для прусской национальной кавалерии, служил капелланом прусского корпуса, участвовавшего в походе на Ригу в составе наполеоновской армии в 1812 году, а также известно, что пастор пойдет и в свой второй поход с войском аж до Парижа во время Освободительной войны в 1813 — 1814 годов. Уважаемый же профессор Адальберт Бецценбергер основал кафедру санскрита, и, благодаря его научной деятельности, Кёнигсбергский университет стал важнейшим центром балтистики.
Естественно его, как и Резу, интересовали литовский и латвийский языки, в окружении которых он очутился сразу, как посетил Куршскую косу по прибытии в Кёнигсберг в 1880 году. Понимая, что Куршская коса оставила и продолжает оставлять впечатления у многих творческих людей, однако, мы неслучайно упомянули Адальберта Бецценбергера, поскольку именно с его подачи прочно вошёл в оборот научный термин «балты» балтийские племена , предложенный в 1845 году немецким языковедом профессором Кёнигсбергского университета Георгом Нессельманом. И в данном случае мы также не имеем права не упомянуть «отца прусской историографии» Иоганнеса Фойгта, издавшего впервые в немецкой историографии многотомное собрание источников по прусской истории. Наверное, здесь будет уместным вспомнить, как называлось наше море прежде, чем оно войдёт в оборот с привычным для нас именем «Балтийское».
Остзее — восточное море — так называют и до сих пор обозначают на картах немцы, а какое-то время европейцы находили рядом с «Маре Ориентале» «Восточное море» «Маре Балтикум». Кстати, эстонцы называют море «Западным»… Варяжское море встречается у древних славян в русских летописях. Впервые наше море было упомянуто Тацитом, как «море Свебов» свебы — германское племя , а во времена раннего средневековья славянское племя венедов дало название ему, как Венедское море. На карте Птоломея во II веке оно называется«Сарматским морем» Сарматией по географическим знаниями того времени считался край на востоке реки Висла.
Любопытно, что море получает имя по названию племён, проживавших на побережье, например, — Варварское море или Скифское. Учитывая, что слово «balt» означает нечто светлое, белое, то и люди здесь живут белые и, скорей всего, светлые. Подобно тому, как названия водоёмов перекликаются в прежних названиях реки Неман и Куршского залива, Калининградский залив, без сомнений, мы называем сразу Вислинским заливом, как бассейн одного из трёх рукавов реки Висла, восточного, — Ногат. Проезжая поворот на Светлогорск, мы держим путь в сторону Янтарного и любуемся холмами — рельеф местности сформирован ледником и его мощным потоком.
В районе посёлка Переславское часть ледника остановилась, «задумалась» и раскололась на несколько фрагментов. В этом месте мы наблюдаем водораздел — это возвышенность между бассейнами двух или нескольких рек. Цепь высоких холмов на местности легко считывается и прослеживаются дальнейшие пути расколовшихся фрагментов — один в сторону Куршского залива вдоль трассы до развилки на Светлогорск и далее в Романово , другой в сторону Балтийского моря по долине, узнаваемого дна древней реки, в направлении на Светлогорск и третий в сторону Вислинского залива хорошо просматривается с левой стороны ущелье в самом Переславском в 200 метрах до развилки. Вдоль почти всей Самбии, с востока на запад полуострова, тянется гряда высоких холмов, которую местные жители — и в христианские уже времена, и, вероятно, в древности, — называли Альк.
Имя этой гряды — прусское слово «alk», «священный», «священное [место]» — связано не только с тем, что на вершинах этих холмов в до-орденские времена было немало святилищ, но и с тем, что саму гряду самбийские пруссы почитали, как обиталище богов, и местом, лежащим где-то посередине между их миром и миром людей. На западе Альк выходит почти к побережью, и замыкается огромным холмом всего в нескольких километрах от берега моря. Это гора Хаузен, а точнее Гросс-Хаузен нем. На современных картах этот холм обозначается как «гора Большая» или просто как «высота 88».
В дороге всех путешественников в сторону западного побережья привлекают живописнейшие виды, особенно волшебно просматриваются красоты этих мест заснеженными — великолепно раскрывается причудливая графика рельефа, читаются изящные контуры деревьев. Интерес к жемчужине западной части Калининградской области — Земландскому полуострову, у некоторых вызван с глубокой стариной, древними жителями этой земли — балтами, пруссами. Многие путешественники ищут волшебные места Пруссии, волшебные до сказочности. Сам факт существования на горе Хаузен прусского языческого святилища очень высокого ранга подтвержден археологически, но археология далеко не все может нам рассказать о жизни наших предков.
Однако известно, что огонь занимал важнейшее место в духовном мире и культовой практике пруссов. Нередким жертвоприношением огню у пруссов был янтарь; примеры жертвенного сжигания янтаря известны и в историческое время, а в прошлом такой обряд реконструируется по многочисленным находкам остатков жжёного янтаря в жертвенных кострищах прусских святилищ. Одной из типичных черт прусской истории является обилие миграций, как волны, накатывавшие на Янтарный берег. Постоянные этнические передвижения сделали Пруссию подлинным котлом народов и культур.
И объясняется это очень просто: издревле природные богатства Янтарного края привлекали к нему пришельцев из самых разных уголков Европы и Азии. Эти берега привлекали древних странников своими богатейшими запасами рыбы. Редкие группы местного населения юго-восточной Балтики занимались охотой и не мешали переселенцам. Уже в классическую эпоху эллины познакомились с янтарём.
Этот интерес у них переняли римляне, около 70 года н. Одновременно на Янтарном берегу появляются кельтские мастера-литейщики, торговцы из Среднего Подунавья и небольшие группы древнегерманских воинов, очевидно — из юго-восточной Скандинавии как свидетельствуют некоторые черты погребального обряда Самбии. В эпоху Великого переселения народов отсчётом служат приход гуннов в 375 году в Европу, падение Рима в 475 году и похолодание климата — позднеантичный малый ледниковый период с 535 по 750 годы, а вместе с ним неурожаи из-за наводнений, долгих заморозков, и эпидемии , в гуннских войнах на рубежах Римской Империи рядом с германцами воевали балты. К этому времени группы восточных и северных германцев уже покинули Янтарный берег, частично переместившись в Поднепровье, частично отправившись на римский лимес рубежи в качестве таможенного контроля на границах Римской Империи.
Возвращаясь от границ Империи после участия в гуннских войнах, балтские дружины к середине V века занимают опустевший Янтарный край. В ходе кровавых бурь эпохи Великого переселения народов деятельность янтарного пути, пролегавшего по бассейну р. Вислы, прервалась. Долгие десятилетия мы считали вслед за Карлом Марксом, что «К концу 13 века цветущая страна пруссов была превращена в пустыню…, жители были частично перебиты, частично уведены, частично вынуждены выселиться в Литву».
Уместно пояснить, что Литва того периода состояла из огромного числа русских городов, к моменту смерти Витовта после Грюнвальда, на 1430 год литовская держава находилась на пике могущества, её границы простирались от Балтийского до Чёрного морей. Не случайно в Великом Новгороде на монументе к 1000-летию образования Руси, поставленном Александром II в 1862 году, скульптурно изображены исторические деятели, в числе которых и литовские князья — Ольгерд, Кейстут, Витовт. Финальную же точку в истории Пруссии поставила Красная Армия в апреле 1945 года. Теперь на просторах северной части этого исторического региона раскинулась Калининградская область России, а в 1947 году решением стран-союзниц в войне государство Пруссия юридически перестало существовать.
Тем временем мы подъехали к месту первой остановки и осуществили погружение в Янтарный — цвет, историю места, судьбу… а начали мы на подступах к посёлку Янтарный — в посёлке Русское. Посёлок Русское расположен на перекрёстке дорог, что дало сформироваться в своё время бывшему поселению Гермау, благодаря своему выгодному географическому положению. Любопытно было узнать, почему посёлок получил своё «Русское» имя? Вариант, что, переименовывая второпях, наскоро, решили так: «Был Гермау — стал Русским», типа: «Было ваше — стало нашим» — не проходит.
Нам известно из истории о двух крупных прусских восстаниях, которые тевтонцы именовали «вероотступничествами». После первого прусского восстания к 1252 году ситуация на территории, захваченной Тевтонским орденом стабилизировалась, и он приступил к дальнейшему продвижению вглубь прусских земель. Пришел черед Самбии. Зимой 1252 — 125З годов комтур Христбурга и он же вице-магистр Пруссии Хайнрих Штанге во главе отряда, пройдя по косе Фрише-Нерунг, переправился через существовавший тогда пролив у Витландсорта Лохштедт и, продвигаясь на север, по пути разоряя местность и попросту грабя, вышел к прусской деревне Гирмове Гюрмов.
Здесь он столкнул со значительным войском самбов. В завязавшемся сражении орденский отряд потерпел поражение и его остатки начали отступать. Для покорения страны понадобился сильный отряд. Военачальники в отряде короля никак не могли договориться друг с другом о тактике захвата Замланда.
Они не имели сведений о расположении прусских крепостей, путях подхода к ним, и не знали, какими силами располагает противник. Никто не хотел повторить печальную участь христбургского комтура. Не обошлось без очередного предательства. В стане рыцарей появился прусский нобиль Гедуне Gedune.
Это имя было впервые упомянуто 7 февраля 1249 года в мирном договоре Тевтонского ордена с помезанами, вармийцами и наттангами. Гедуне выдал рыцарям расположение прусских отрядов и крепостей. Потом он сражался бок о бок с рыцарями и заслужил их похвалу. Когда же Гедуне вернулся в родное село, то обнаружил, что дом его разорен, а жена и дети убиты.
Захватив Гирмов, крестоносцы сохранили название, преобразованное потом в «Гермау». С 1258 года, после выделения епископской доли земельных владений, территорией стал управлять Тевтонский Орден. Этот год и считается годом основания Гермау, ставшее основным плацдармом рыцарей в западной части Замланда. Сопротивление местного населения в этих областях было не очень сильным, поскольку многим знатным пруссам тевтоны пожаловали лены и дали особые привилегии.
Скорей всего после Первого восстания прусские дружины покинули свои земли, что дало возможность армии Отакара завоевать Самбию. Ещё до подавления очередного крупного восстания пруссов 1260 — 1272 гг. Есть сведения, что в Гермау сначала временно использовалась прусская крепость. Первым камеррарием по данным документов 1301 года был знатный прусс Лейкауте.
Но какое отношение всё это имеет к названию посёлка «Русское»? Чтобы ответить на этот вопрос, нам понадобиться вспомнить имя русского учёного, историка, археографа, краеведа, автора работ по генеалогии, Василия Сергеевича Арсеньева, родившегося 140 лет назад 14 марта 1883 года в Софии в семье видного российского дипломата. Василий Арсеньев автор статьи «О прусском происхождении Романовых», которая расставляет всё по своим местам в вопросе о реальности существования Гланды Камбилы, отца Андрея Кобылы, родоначальника многих боярских и дворянских фамилий, включая Романовых. Младший сын Андрея Кобылы Фёдор Кошка — московский боярин и дипломат — был близок к великому князю Московскому Дмитрию Донскому, а затем к его сыну Василию.
Фёдор Кошка через своих многочисленных сыновей стал родоначальником дома Романовых и дворянских родов Шереметевых впоследствии графы , Яковлевых… родословные потомков Андрея Кобылы изучены достаточно хорошо. Споры ведутся о его предках. В 1687 году была составлена так называемая «Бархатная книга» — родословная книга наиболее знатных боярских и дворянских фамилий России. Вот в этой «Бархатной книге» и были зафиксированы сведения о выезде Андрея Кобылы «из Немец», из прусской земли.
В том же XVII веке в одной из родословных появилась конкретизация этой легенды. По ней некий князь Гланда Камбила, сын князя Дивона, потомок прусского короля Видевута, утомлённый в борьбе против Тевтонского ордена, выехал вместе со своим сыном и множеством подданных к великому князю Александру Ярославичу Невскому. Там он крестился с именем Иван, а его сын получил прозвище Кобыла, что объяснялось опиской писца. Ряд историков конца XIX века сомневались в достоверности родословной легенды о прусском происхождении Андрея Кобылы.
Они с большей или меньшей определённостью высказывались за происхождение боярина Андрея из Новгорода, из Прусского конца. Отметим, что действительно была в Новгороде Прусская улица на Софийской стороне. Своё название она получила от пруссов, выходцев из Пруссии. Прусская улица многократно упоминалась в летописях.
Исследователь происхождения семьи Романовых Василий Арсеньев, оказавшийся как бы в тени славы своего младшего брата, русского религиозного мыслителя, поэта, культуролога, профессора Кёнигсбергского университета Николая Сергеевича Арсеньева, по крупицам собирал материал для исследования истории своего рода Арсеньевых. После издания в 1903 году фундаментального труда «Арсеньевы. Род дворян Арсеньевых, 1389—1901 гг. Арсеньев был признан одним из лучших генеалогов России.
Василий Сергеевич занимался исследованием не только своего рода, он становится членом Историко-Родословного общества Москвы. Благодаря его опыту, энергии и организаторским способностям комиссия развернула свою деятельность, но… Революция 1917 года поставила крест на карьере Василия Арсеньева как чиновника. Научная деятельность также отошла на второй план. Надо было выживать… Работал в различных учреждениях и переводчиком, и преподавателем, в конце концов был уволен по причине дворянского происхождения и перебивался случайными заработками.
Не менее восьми раз его арестовывали. В 1929 году был он вновь арестован, приговорён к трём годам концлагеря и отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. Отсидев на Соловках три года, был освобождён, сотрудничал с издательством «Звенья», с Комиссией по устройству Центрального Литературного музея. В январе 1933 года был в очередной раз арестован по обвинению в «антисоветской агитации».
Почему советская власть проявила такую необычную мягкость? Профессор Кёнигсбергского университета Николай Сергеевич Арсеньев выкупил своего брата у советской власти за доллары, заработанные преподаванием. В январе 1934 года Василий Сергеевич выехал в Кёнигсберг с женой Ольгой Александровной урождённой Нарышкиной , племянником и невесткой Нарышкиными. Генеалог и историк, обладающий необыкновенной работоспособностью и эрудированностью, Василий Сергеевич Арсеньев оказался на свободе, ему удалось вывезти из СССР довольно много собранных материалов по генеалогии российских дворянских родов, с которыми можно было работать дальше.
Одним из самых ревностных противников легенды об иноземном выезде Романовых как, впрочем, и вообще всех выездов являлся почтенный профессор Леонид Михайлович Савёлов — русский государственный и общественный деятель, генеалог, археограф, прозаик, мемуарист, коллекционер, основатель научной генеалогии в России, создатель и организатор нового направления в изучении развития общества, первый исследователь семейно-родовых и культурных традиций, изучавший механизм преемственности поколений, обеспечивающий многовековое самоотверженное служение Отечеству российских служилых родов. Пользуясь случаем, он просит проживающего в Кёнигсберге Василия Арсеньева разыскать в Восточной Пруссии сведения, могущие дать основания «Прусской» легенде. Василий Арсеньев в совершенстве знает немецкий язык, он может ознакомиться с трудами местных историков, он умеет работать с источниками в архивах. Первоначально мы читаем неутешительные строки: «Начну с того, что должен указать, что в Пруссии не существует никаких легенд и преданий об этом выезде и местные историки такового не знают».
Учитывая, что после тевтонского завоевания население Пруссии полностью сменилось, можно предположить, что современным Арсеньеву немецким историкам и не интересно было знать о том, куда выехали в своё время пруссы-беглецы. Но можно предположить и другое: после 1613 года немецкие историки сознательно уничтожили всё, свидетельствующее об исходе предка правящего в России дома Романовых из Пруссии, чтобы лишить русских царей повода претендовать в какой-либо форме на землю своих предков. Прецеденты были… Так, в своё время Московский царь Иван IV припомнил Ливонской конфедерации невыплату так называемой «Юрьевской дани» и начал в 1558 году Ливонскую войну, одним из итогов которой стала ликвидация Ливонского ордена. Другой пример: в созданном в начале XV века «Сказании о князьях владимирских» утверждается, что князь Рюрик был призван на Русь из Прусской земли.
Он также нашёл в изученных источниках утверждения, что после неудачи восстания 20 сентября 1260 года разбитые пруссы из Эрмланда и Погезонии бежали «в леса в Россию к Александру Невскому, и равно и в Литву и разбитые в 1283 году в восстании судовийцы». Судовы — немецкое наименование племени ятвягов, которых следует отличать от пруссов, но которые близки им по происхождению. А ведь Василий Арсеньев нашёл сведения! Ленная грамота была написана на латыни, а затем переведена на немецкий язык, поэтому прусское имя Гланда было записано как Гландус.
Любопытно, что в этом источнике написано Кабилло, а не Камбила. Само собою просится перевести латинское «Kabillo» на русский как «Кобыла», так что ошибка писца вполне понятна. При подготовке и написании статьи Василий Арсеньев явно сам уверовал в происхождение дома Романовых из Пруссии, так как добавляет следующие рассуждения: «Наконец, относительно самой фамилии Романовы — не могло ли это имя, получившееся от предка Романа, нести в себе воспоминание о свойственном далёкой Прусской прародине названии святилища — Ромове, Ром, Романене, Роминтен, Ромейкен и т. Хотя в реальности тевтонские завоеватели так и не обнаружили святилища Ромове, эти интересные рассуждения Арсеньева можно принять к сведению.
Леонид Савёлов вынужден был согласиться с истинностью утверждения о происхождении дома Романовых из Пруссии. Остаётся ответить на несколько дополнительных вопросов. Первый вопрос: по какой причине Гландус Кабилло, получивший от Тевтонского ордена ленную грамоту на владение имением Налабен, вынужден был бежать на Русь? Вроде бы к 1283 году Тевтонский орден взял под полный контроль всю территорию Пруссии.
Боевые действия против пруссов закончились. Те, кто воевал против власти Ордена, либо были убиты, либо бежали, либо подчинились Ордену. В данном случае выдача ленной грамоты подразумевает, что Гландус Кабилло подчинился власти Тевтонского ордена и получил определённые права. Он мог бы неплохо жить на территории Орденского государства.
Его потомки, конечно, перешли бы на немецкий язык и стали бы немцами, неплохая перспектива… Однако Гланда Камбила отказался от столь прекрасного будущего и уехал на чужбину. Скорее всего, любое поражение или раскрытие заговора влечёт за собой подчинение, то есть предательство или уход, то есть бегство… Но куда? Оно началось сразу после победы князя Александра Невского над Тевтонским орденом уточним, битва состоялась между отрядами Ливонского ордена, являвшегося отделением Тевтонского ордена в Ливонии на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года. Узнав о сокрушительном разгроме тевтонцев, пруссы немедленно восстали против своих поработителей.
Сам Александр Невский в Пруссии не бывал, но его имя вдохновило восставших. Традиционно прусские вожди были разобщены, поэтому предводителем Первого прусского восстания 1242 — 1252 выбрали славянского князя — Святополка II Поморского 1216—1266. Святополк был правителем Восточного Поморья со столицей в Гданьске. Его владения вплотную примыкали к Пруссии с запада, поэтому он изначально имел какие-то особые отношения с прусскими вождями приграничных областей.
Первое восстание длилось с переменным успехом в течение одиннадцати лет. На этом Первое восстание завершилось. Тевтонцы продолжили завоевание Пруссии.
Он был свидетелем тех событий. Бергау был потрясен случившимся и всю свою жизнь посвятил тому, чтобы рассказать миру об этой трагедии. Он написал о событиях две книги первая была издана в 1994 - "Парень с янтарного берега" , фактически взломав стену молчания в Германии. Его книги были крайне негативно восприняты представителями землячеств бывших жителей Восточной Пруссии Landsmannschaften , в понимании которых свидетельства Бергау опровергали идеализированную картину о Восточной Пруссии как о потерянном рае. В Калининград приехал и еще один замечательный гость — автор памятника, всемирно известный скульптор из Израиля Франк Майслер. Ровесник Бергау, Майслер родился в 1929 году в Данциге. В 1939-м его отправили одним из поездов, спасавших еврейских детей Kindertransporte , в Англию к родственникам. Родители мальчика погибли в Освенциме. На открытии памятника Франк Майслер рассказал об основной идее мемориала. Руки из мрамора цвета песка тянутся вверх из ледяной воды Балтийского моря. На руках выбиты номера концлагерей.
Памятник жертвам Холокоста в Янтарном
Памятник жертвам Холокоста в Янтарном | “Маршем смерти” из 7 тысяч человек до Пальмникена дошло около 3 тысяч. |
Калининградцы прошли Маршем смерти - Общество | Уникальный камень, который объединил два противоположных вида янтаря, с сердцевиной, похожей на подмигивающий смайлик, обнаружили на Калининградском янтарном комбинате. |
«Марш жизни» в память о погибших узниках
5 февраля 2017 г. в поселке Янтарный Еврейская община г. Калининграда организовала поминальную церемонию, посвящённую 72-й годовщине Марша смерти. 31 января 2016 г. в 12:30 час в посёлке Янтарный у мемориала Памяти жертв Марша смерти 1945 года. Незадолго до эвакуации немецких частей из Кенигсберга шахта «Анна» на старом Пальмникенском месторождении янтаря (поселок Янтарный Калининградской области) была экстренно затоплена. и их убивали на месте.