Новости кто такие отходники

Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чем мечтают. — Отходники обязательно приезжали на побывку, принимали участие в домашних хозяйственных и полевых работах.

Отходничество в россии - фотоподборка

Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». Отхожие промыслы составляли в Российской империи один из значительных источников дохода крестьянского населения. Будучи тесно связанным с внутренней миграцией, oтходничество возродилось и в постсоветской России, где оно часто известно как вахтовый метод трудоустройства.

Крестьяне не могли выжить в малоплодородных регионах, они голодали, поэтому вынуждены были работать и получать доход от других промыслов. Поворот в экономической политике 60-х годов XVIII века, в результате которого стало развиваться промышленное и торговое предпринимательство. Низкая урожайность в 60-х годах XVIII века, заставлявшая крестьян искать прочие возможности доходности. Отходниками 18 века называли обедневших сельских жителей, идущих на заработки в другие местности на некоторый период времени.

Это явление наблюдалось не повсеместно. Такие крестьяне покидали свои наделы после одобрения помещиков. Они устраивались на работу временно — на 3-5 лет. Заработав ренту, крестьянин возвращался обратно, к своей семье. Вернув ренту, работник уходил снова. Таким образом, отходники способствовали формированию рынка рабочей силы, как составной части капитализма.

В тех областях, где не было отходников, преобладала барщина или месячина. То есть, крестьянин работает на помещика в течение нескольких месяцев, оставляет свое хозяйство. Фактически, крестьянин становится рабом, перестает вести натуральное хозяйство. А помещик при этом приобретает большой объем урожая для продажи. Особенности пореформенного периода После реформы 1861 года популярность ухода на работу возросла еще больше. Это было связано с тем, что у крестьян появилась свобода передвижения.

Сведения, восстановленные из отходников, позволяют историкам создавать более полную и точную картину мира прошлого. Они помогают исследователям понять множество аспектов жизни и деятельности различных цивилизаций: технологических достижений, социальных структур, экономических отношений и культурной среды. Отходники также важны для изучения истории материальной культуры. Из них можно узнать о типах и формах использования различных предметов, их происхождении, функциональности и эстетических характеристиках.

Благодаря отходникам мы можем восстановить давно утерянные навыки и технологии и понять, каким образом люди в прошлом создавали и использовали предметы повседневного обихода. Кроме того, отходники помогают во многом пересмотреть и изменить представления о прошлом. Они подтверждают или опровергают существующие исторические гипотезы и теории. Отходники могут раскрыть неожиданные аспекты истории и привести к новым историческим открытиям.

В свою очередь, эти новые знания могут влиять на существующую историческую парадигму и вызывать пересмотр старых концепций и традиционных представлений. Отходники используются не только для археологических и исторических исследований, но и в других областях, таких как антропология, геология и экология. Отходники могут представлять интерес не только из-за самих предметов, но и из-за места находок, которое может быть значимым для истории и культуры. Старые отходники могут быть полезными для понимания процессов изменения и эволюции вещей, сравнивая их с новыми аналогичными вещами.

С помощью отходников можно провести сравнительный анализ различных обществ и культур, позволяющий выявить исторические перемены и общие закономерности развития человечества. Примеры отходников из разных эпох Отходники в Средние века: 1. Отлучение от Церкви — это один из наиболее серьезных видов отходничества в средневековой Европе. Любое действие или слово, которое Церковь считала еретическим или неправославным, могло привести к отлучению.

Отказ от чистоты веры и признание инакомыслия — другая форма отходничества в Средние века, которая преследовалась строже всего.

Наверное, это пока главный вывод, который я для себя сделала. Охотники, анастасийцы и самопостриженцы Артемий Позаненко: Я принимал участие в нескольких проектах фонда «Хамовники», в том числе посвященных разным формам изоляции «Социальная структура локальных обществ, пространственно изолированных от институтов публичной власти». Одна из них — пространственная. Все посещенные мной деревни были в европейской части России, я изучал, чем они отличаются от других. Самый интересный вывод: менее изолированные деревни, например отрезанные от цивилизации рекой без моста, скорее страдают от изоляции. А сильно изолированные оказываются более устойчивыми: они осознают, что отрезаны от остального мира и никто им не поможет, зато у них есть возможность пользоваться ресурсами практически бесконтрольно.

Второй вид изоляции — это самоизоляция, которую я изучал на примере экопоселений, в первую очередь анастасийских. Писатель и предприниматель Владимир Мегре написал серию книг «Звенящие кедры России», первая из которых называлась «Анастасия». Это эзотерическая литература, в которой описывается создание мира, история человечества и т. Главная героиня Анастасия призывает людей переезжать за город, основывать так называемые родовые поместья площадью не менее гектара и собирать или основывать там свой род. Поместье нельзя делить, облагать налогами, использовать для получения излишней прибыли, пользоваться им неэкологичным способом. Таких поселений на территории России сегодня около 400. Их обитатели — бывшие горожане, чаще с высшим образованием, решившие уехать из города и таким образом контролировать свое взаимодействие с государством.

Это регион, в котором охота представлена во всех формах — коммерческой, туристической, для заработка, для удовольствия или пропитания. Недавно я был в экспедиции, не связанной с фондом, возил студентов к местам силы. Одним из таких мест был известный монастырь федерального уровня, привлекающий множество переселенцев, фанатиков и альтернативно религиозных людей. Там живут самопостриженцы, которые сами постригли себя в монахи, и противленцы, или неповиновенцы, отказавшиеся от паспортов, пенсий и пособий. По оценкам районной администрации, их около 350—400 человек, это большая доля от местного населения. Отходники, мануфактурщики, гаражники Артемий Позаненко: Другие наши проекты с фондом «Хамовники» посвящены отходничеству. Отходники — это временные трудовые мигранты, которые, как правило, живут в селах и малых городах, а работают в Москве, на Севере на нефте- и газодобыче или на югах например, на олимпийских стройках, где требуется рабочая сила.

У них нет возможности возвращаться домой ежедневно, и они трудятся две недели через две или месяц через месяц. Юрий Плюснин: В результате наших многочисленных исследований проявились три группы людей, я предлагаю такую формулировку — промышляющих для жизнеобеспечения. Первая группа — это как раз отходники. Есть сельская местность, малые города и села, где в советское время были градообразующие предприятия сыромолочные заводы, ткацкие фабрики , которые затем исчезли. Потом пропали колхозы и совхозы, и местные жители, в отличие от обитателей мегаполисов, должны были искать пропитание. Тогда люди вспомнили, что их деды и прадеды были отходниками, и сами ушли в отход. Народ им пользуется, а чиновники нет.

Когда мы с Артемием Позаненко, Натальей Жидкевич, Яной Заусаевой и другими учеными начали исследование отходников, их было 10—15 миллионов, потом их стало около 20 миллионов. Сейчас их намного больше, потому что в отход пошла Сибирь, раньше для нее это было нехарактерно.

Отходники: определение. Крестьяне-отходники - это...

Вследствие слабого развитии хлебопашества у значительного большинства сельского населения своего хлеба на прокормление не хватало. Земли этой территории были слишком неплодородными. Между реками Пекшей и Киржачом почва состоит из суглинка, местами переходит в глинистые почвы. Лучшие же почвы находятся между Суздалем. Гавриловым-Посадом, Симой и Юрьев-Польским. Самые лучшие почвы для ведения сельского хозяйства находятся между Юрьев Польским и Гавриловым-Посадом. Плодородный чернозем на этой территории, видимо, получился за счет многовекового удобрения, культурного возделывания мерянами, а затем славянами.

С самого начала заселения нашей территории славянами, им пришлось столкнуться с большими трудностями, и поэтому они стали искать возможность иметь дополнительные заработки, чтобы купить хлеб и другие необходимые товары и продукты на востоке, в о польских землях. Это их побудило развивать кустарные промыслы, а затем и отхожие. В каждом населенном пункте существовали как бы свои традиционные развитые промыслы. Были открыты свои конторы, светелки, кустарные мастерские и т. В Завалинской и Коробовщинской волостях большинство кустарных промыслов было связано с плисорезанием, в Дубкоской с портняжеством и ткачеством, в Давыдовской медницким и плотницким, кузнечным делом. Были на территории района кроме заводов Товарищества Кольчугина небольшие мелкие заводики, фабрики и мастерские.

В деревне Троице Дубковской волости был завод обработки сырых кож, принадлежавший Новоженину Петру Васильевичу, на котором работали 15 человек. В деревне Золотуха ткацкая фабрика Слушаевых, где работало около 80 человек. В деревне Деево существовали две ткацкие мастерские, принадлежавшие братьям Петровым- Ивану и Якову, у которых работало 30 человек наемных рабочих-крестьян. Были такие мастерские и в других деревнях и селах, но особенное развитие в нашем крае получило плисорезное дело. Это относится к Завалинской и Коробовщинской волостям. Так, в Завалинской волости, в каждой деревне занимались плисорезаньем уже определенные мастера-специалисты этого дела.

Они имели свои светелки, нанимали рабочих, привозили товаре фабрик Орехово-Зуево, Москвы и других городов. Всего резанием пляса в Завалинской волости занималось более 360 человек: в с. Беречино 8 человек, с. Белавки 28 человек, д. Володино 28 человек, д. Городец 8 человек, с.

Завалино 16 чел. Зиновьево 35 человек, д. Киреевка 4 чел. Конюшино 3 человека, с. Кудрявцево 10 человек, д. Косковка 18 человек, д.

Лопыри 13 человек, д. Льгово 40 человек, д. Новая 19 человек, д. Павликово 20 человек, оельцо Поддубки 7 человек, д. Поздияково 19 человек, д. Собино 3 человека, д.

Сафоново 15 человек, д. Тюхтово 17 человек, д. Ульяииха 3 чел. Шустино 20 человек. В Коробовщинской волости плисорезаньем занималось 51 человек: д. Авдотьино 8 чел.

Шилово 7 чел. Новое Фетиньино 16 чел. Лакомово 9 чел. Косковке Завалинской волости существовало три мастерские, по нарезке плиса, которые принадлежали Клещеву Василию Лариоиовнчу. Лакомово Коробовщинской волости мастерская принадлежала Курагину Михаилу Федоровичу. Плисорезные мастерские в селе Фролищево принадлежали Морозову Василию Васильевичу, ему же принадлежало плисорезное заведение в д.

В этой же деревне у братьев Морозовых Ивана Ивановича и Семена Ивановича было также две плисорезные мастерские. Поздияково в плисорезном заведении Семенова Николая Матвеевича работало 7 человек, а в д. Шустино вырабатывали ленты по 1500 кусков в год. Стоимость одного куска 40 коп. В селе Ваулово в плисорезных мастерских С. Морозова работало до 80 чел.

Всего на территории нашего района в бывших Коробовщннской, Завалинской и Дубковской волостях Покровского уезда существовало более 40 плисорезных заведений, где работало около 600 человек. Главным районом портняжного дела была Дубковская волость, где этим промыслом занимались до 70 процентов жителей, многие жители занимались ткачеством. В Дубковской и Коробовщинской волостях активно занимались сбором камней. Развитию промысла способствовало строительство железной дороги в 1896 году и шоссе от ст. Келерово в сторону Черкутино. Над резкой плиса занимались и в д.

Белавки, где в год вырабатывалось до 1200 кусков. Наемных рабочих было 24 человека. За надрезку одного куска рабочий получал от 65 коп. В селе Фролищи занимались производством кирпичей, вырабатывая до 60 тыс. Изготовление одной тысячи кирпичей рабочему-кустарщику обходилось в 8 р. Новой и Бакинце занимались изготовлением борон и корзин.

Изготовлялось кустарями в год до 100 борон и более 750 корзин. Продажная стоимость бороны от 75 коп. Заготовкой и перевозкой дров на фабрики Покровского уезда занимались жители деревень Левашово. В некоторых деревнях и селах жители, не уходившие на отхожие промыслы, занимались домашним ткачеством. Ткали шелк, бархат, ленты, салфетки, трико, сарпинку. В Дубковской волости в деревне Поляны ткали шелк, в Завалинской волости в д.

Поздняково трико, в Коробовщине сарпинку. Различные ткани ткали в сельце Ваулове, Воскресенском, д. Гончарно-горшечным промыслом занимались часть кустарей д. Обухове, Запажье, Завалино, Микляиха, Кузнечно-медницким промыслом занимались в д. Белавки, селах Васильевском, Тоикове, Фролищеве. Были распространены и такие виды кустарных промыслов в деревнях, как разматывание нитей, крашение, вязание коржи, бондарное дело, занятие пчеловодством, сбор камней с полей, камнеобработка, выделывание кож и т.

Но все же более всего крестьян из сел и деревень нашего края уходили на так называемые отхожие промыслы, в другие населенные пункты за пределы своих волостей, в города: Орехово-Зуево, Покров, Киржач, Москву. Основные специальности отходников были: плотники, плотники-столяры, медники, возчики.

Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного Оброк а. Играло значит, роль в период становления капитализма.

При О. Возникшее примерно в 17 в. Наибольшего развития получило в Центральном промышленном районе, приуральских и северных губерниях ввиду неблагоприятных условий для сельского хозяйства в этих районах и наличия возможностей для внеземледельческих заработков. Из деревень Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской губерний в 50-х гг.

В 1-й половине 19 в. Крестьянская реформа 1861 вызвала резкое увеличение О. Обезземеливание крестьянства в ходе реформы, рост рыночных отношений и усиление общественного разделения труда лежали в основе пореформенного О. В конце 19 - начале 20 вв.

Доля промышленного О. XIX в. Большая советская энциклопедия. Смотреть что такое "Отходничество" в других словарях: В России временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности.

Было распространено среди помещичьих оброчных крестьян. Временный уход из деревни на сезонные работы в город. Толковый словарь Ушакова. Занятия отхожим промыслом.

Толковый словарь Ожегова. Ожегов, Н. В конце 18 1 й половине 19 вв. Усилилось после крестьянской… … Русская история В России временный уход крестьян из мест жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности.

Усилилось после крестьянской реформы 1861.

Отходники в Москве. Фото нач. К кон. Указ имп. Доходность Такие передвижения требуют огромной непроизводительной траты времени, часто вознаграждаемой лишь весьма слабо. Опрос более чел. Этот расчёт сделан ещё в начале 1880-х годов и обнимает слишком малое количество случаев, чтобы из него можно было сделать общий вывод; но и последующие расчёты приводили исследователей к сходным результатам.

По данным г. Полтавские отходники зарабатывают за вычетом дорожных расходов 15-20 рублей, редко 30-40 рублей. Заработок, приносимый домой орловскими косарями, вычислен, в среднем, в 25 рублей, а прочими сельскохозяйственными рабочими, в 32 рублей; для определения чистого заработка из этих сумм надо вычесть деньги, взятые рабочими с собой из дома в отход — в среднем ок. Отхожие из Воронежской губ. Приблизительная близость всех этих вычислений свидетельствует об очень дешёвой оплате труда земледельческих отходников промышленников, сравнительно с большим количеством времени, которое они затрачивают на заработки. Расстояния, которые приходится преодолеть рабочим, измеряются сотнями верст и превосходят иногда тысячу Воронеж — Владикавказ по железной дороге 1264 в. Передвижения их происходят не часто при помощи улучшенных путей сообщения железных дорог, пароходов , главным образом по отсутствию у рабочих средств на проезд. Опрошенные на Курско-Харьковско-Азовской жел.

Работники данной группы исполняли обязанности свинарей, телятников, погонщиков у плугов, занятых на прополке. Каждая категория получала за свой труд разное вознаграждение. Вот почему так щепетильны были крестьяне при получении паспортов.

Изыскание денег на дорогу. К весне материальная нужда в деревнях достигала крайних размеров. Но чтобы двигаться в путь нужен запас одежды, продовольствия и наличные деньги.

Ничего этого, как правило, у крестьянина-пилигрима не было. В путь брали толокно толченый овес который в дороге распаривали в горячей воде. Может прихватывали немного картофеля или репы.

Большой редкостью путника являлся некоторый запас соленого сала. Выпадала иногда удача, когда находился оборотистый извозчик, набиравший себе пассажиров. По приезде к месту работ, из сумм задатков он покрывал все расходы по перевозке людей и зарабатывал на прогоне пути.

Что касалось средств на дорогу, то без денег обходились две категории работников. Первые — те кому деньги высылали работодатели в виде авансов. Вторые — добирались до намеченной точки прося подаяния — с Христовым именем.

Те, кто не мог отправиться в путь с протянутой рукой или не умея в дороге украсть добывали деньги путем продажи живности: овцы, теленка, последнего хлеба, а то и последних пожитков. Имевшие надельную землю отдавали ее в аренду. Но вот крестьянин не находил денег.

Отхожий рабочий занимал у богатого крестьянина, скажем 10 рублей, отдавал в залог десятину земли под посев озимого хлеба, с условием, что если через месяц не вышлет вместо 10 рублей -12 рублей, то к посеву должен выкупить свою землю за 15 рублей. Вот откуда появлялись "кулаки", иногда, кажется, называемые, большими тружениками. Это разорение.

Богатенький мужичок раздавший, к примеру 200 рублей, в любом случае получал барыш рублей сто. Кроме того сдавал в аренду взятые в залог земли. Жестока жизнь в отношении слабых.

Небогат у мужика выбор найти денег. Был еще один кабальный путь. Крестьяне собирали зипуны, шубы, холсты и отправлялись к кому?...

К тому самому мужичку — ростовщику. Мироед со знанием дела осматривает рухлядь и ставил условие: за каждые 10 рублей наличными выкупающий должен будет уплатить по 15 рублей. Это к примеру.

Другие облагодетельствовали мужика не беря ничего в залог, но члены семьи заемщика должны скосить и связать, соответствующей сумме долга, озимый или яровой клин. Если мужику не улыбнулось счастье в чужой стороне и он приходил домой с пустыми руками, то вынужден был продать корову или овец, в противном случае семья оставалась без теплой одежды. Последним способом добывания денег являлся заем у священников, помещиков и местных кулаков.

Деньги брались естественно под неслабые, этак процентов под сто двадцать годовых. Способы передвижений крестьян. Расстояния на которые отправлялись пилигримы, даже с нынешних позиций скоростного века, не были маленькими.

Нередко уходили за сотни верст туда, где предполагались сезонные или же постоянные работы. Ввиду беспросветной бедности собравшись в группы большей частью шли пешком. Шли с котомками на плечах где размещался походный скарб и необходимая провизия.

Косари несли с собою косы. Иногда скооперировавшись нанимали подводы, но в телеги укладывались только котомки и продовольствие, сами же крестьяне шли пешком. Владельцы подвод не разрешали никому садиться на телеги и тем самым обременять лошадь.

Подводчик брал с мужиков по одному рублю и больше с человека, зато он сам ее содержал. По прибытии к месту работ лошадь продавалась, а мужик-владелец присоединялся к артели. Дополнительные муки доставляли местные власти по пути следования.

Это те же крестьяне — деревенские власти, полиция, которые гнали их с улиц и площадей. В начале XX века, когда уже получило развитие железнодорожное и водное сообщение, данный вид транспорта не привлекал наших путников. Бесплатно, ни железные дороги ни водники пассажиров не возили.

Денег путники не имели, поскольку целью их дальних путешествий являлось как раз заработать денег. Впрочем, будет нечестно сказать, что пути сообщения совсем игнорировались крестьянами. Прогресс проник и в эту отрасль транспорта.

Вместо чумацких «шляхов» многочисленные партии мужиков шествовали вдоль железнодорожного полотна и берегов судоходных рек, спокойно наблюдая как мимо них проносились быстроходные поезда или плавно проходили пароходы. Это все было не про них. Затем на продовольственных и санитарных пунктах вблизи мест работ на вопросы о способе передвижения отвечали, что прибыли по железной дороге.

После детального расспроса выяснялось, что действительно прибыли по железной дороге, но только по железнодорожному полотну. Можно себе представить в каком состоянии прибывали люди в те места где находились места производства работ. Еще один аспект перемещения отходников на дальние расстояния, это вопрос отношения работников железных дорог и пароходств к живому грузу, если мужики предпочли все же ехать, а не идти пешком..

Бесцеремонность с какой обращались к существам в лохмотьях оставивших родные «пепелища» ставила даже последних в тупик. Попадали несчастные в товарные вагоны лишенные каких либо приспособлений для перевозки людей. Всякий раз проезжая железной дорогой на поезде из Москвы до Сургута пытаюсь представить процесс перевозки крестьян посредством «чугунки» на более близкие расстояния в пределах Центрального федерального округа, например.

В те времена так далеко, как нынешние «вахтовики» отходники не ездили. По наблюдениям автора, в настоящее время наиболее квалифицированные рабочие при перемещении из европейской части в Сибирь и обратно используют купейные вагоны. Хотя купейный вагон за Уралом понятие относительное.

Правда, были и другие времена, например, 60-е годы. Однако, плацкартный вагон в любом случае вахтовику обеспечивался. Обращаясь к прошлому — менее сотни лет тому назад, очевидцы отмечали, что не только полки, но занять место на полу являлось большим счастьем.

Другая картина. Тоскливо мерцает вагонный фонарь. Двери задвинуты наглухо.

Люди спят. Одни скорчились на полу, куда в продолжение целого дня бросали корки, огрызки, окурки, плевали, выплескивали чай; другие растянулись на нарах шириной в две доски, не более чистых, чем пол; третьи забились под скамьи». Последние — самые счастливые, по телам их, по крайней мере никто не прогуливается.

Единственным сообщение с внешним миром служит маленькое под крышей окно. Воздух в вагоне такой, каким он должен быть при тридцати шести душах здоровых людей, не привыкших стесняться... Спирает дыхание сжимает виски".

В такой обстановке проходят долгие, долгие дни томительно - медленного путешествия. Пассажиров IV класса дороги использовали как багаж, малой скоростью, подлежащий доставке по мере возможности и досуга. Нередки ситуации когда в вагонах размещали до 70—и человек, хотя надписи на стенках гласили: «8 лошадей или 40 человек».

Совсем как по Ярославу Гашеку. Ворча и кряхта толпа вползала в вагоны, в которых не было ни ступенек, ни лесенок. На станциях, вагоны зачастую простаивали по несколько суток.

Особенно это касалось узловых станций. Поездов не было и неизвестно когда подгонят локомотивы. И все это еще не гражданская война, а мирные годы начала ХХ века.

Живому грузу присуща приятная особенность — ни помещений, ни охраны, ни продовольствия они не требуют. Но, наконец, свет в конце тоннеля — подгоняли локомотив. Везите даром».

Железнодорожники не знали, что делать. Пассажиров набрался целый поезд. Со временем стало прибывать еще больше.

Никто не мог оплатить свой проезд, и освобождать с боем взятые вагоны тоже никто не хотел. Приходилось везти бесплатно. По поводу перемещения сезонных рабочих по железной дорогой в газетах даже открывались дискуссии.

Имелась и такая точка зрения, что к отходникам не следует относиться как к обычным пассажирам. К артелям следует относиться как к такому грузу, который следует перевозить по специальных льготным тарифам, например, таким как хлеб или соль. Далее говорилось, что при нетребовательности, выносливости и терпении нашего рабочего люда, члены артелей будут чувствовать себя вполне комфортно если их перевозить по образцу воинских формирований в товарных вагонах.

Железным дорогам весьма выгодны такие перевозки. Рабочая артель, как живой груз, являлась вторым хлебом для железных дорог. Хлеб, как груз, затрудняет перевозку тем, что имеют место простои подвижного состава.

Перевоз рабочего люда лишен данных недостатков. Никто никаких неустоек, ввиду задержки груза, платить не должен. Поступали также предложения использовать артельщиков как железнодорожных или пароходных рабочих и за счет возложения на них дополнительных обязанностей кроме пассажирских, удешевлять проезд.

Форма трудовых договоров и цена выполняемых работ. С первых же дней освобождения от крепостной зависимости со стороны помещиков начали поступать жалобы на неисправное исполнение трудовых договоров крестьянами- подрядчиками. Характерными жалобами являлись, например, такие как уход с рабочих объектов до окончания выполнения работ.

Как правило, это случалось в страдную пору, когда мужику необходимо было находиться при своем дворе и выполнять неотложные работы по хозяйству. Часты жалобы на пьянство, нечестность. Документ предусмотрел два вида договоров о найме на работы: в письменной и устной формах.

При этом лишь типовые формы письменных договоров подробно регламентировали условия и порядок работы. Форма договора оставалась на усмотрение сторон. Никто не вправе был ничего навязывать друг другу.

Во времена советской власти господствовала точка зрения, что труженик-крестьянин в царской России всегда являлся жертвой произвола нанимателя. Между тем это было далеко не так. Иногда жертвой мог стать и наниматель.

Глава IV «О найме по договорным листам», заключавшая в себе ст. К слову, договоры в письменной форме ввиду их громоздкости, практически не заключались. Не только записанные в самый договорный лист условия должны были ст.

Данная процедура отнимала очень много времени, особенно когда шел массовый наем рабочих. В источниках тех времен отмечалось, что «пришлые рабочие не охотно нанимаются по письменным условиям и только в сравнительно редких случаях соглашаются на заключение формальных договоров, которые все-таки толкуют по своему, наученные горьким опытом, как обходит свой же волостной юрист, а хозяин притесняет штрафами и неустойками; при возможности избежать заключения формальных договоров рабочие всегда их избегают. Приходилось наблюдать, что даже грамотные рабочие отказывались — за неграмотности — подписывать условия, смысл которых все-таки темен для них».

В силу названных причин большинство договоров заключалось в устной форме. Этим самым стороны лишались использовать в споре письменные доказательства. Для рассмотрения споров в суде приходилось отвлекать работников с полей с целью получить необходимые показания.

При этом ценность устных показаний была гораздо ниже письменных. Рабочему легче было просто расторгнуть договор и уйти к другому нанимателю, тоже самое и работодателю. Рабочие иногда злоупотребляли своим положением.

В источниках описывается случай когда вскоре после найма на работу, получив рубля 2-3 денег рабочие приходили в контору и заявляли о потере рабочих книжек. Им выдавали новые в которые записывали их заработки. И вот после окончания работ группа рабочих предъявляла иски в суд об отказе оплаты их труда.

При этом предъявлялись первые, припрятанные рабочие книжки. Русский крестьянин сер — да черта съел. Помещики не удовлетворялись добровольным характером использования рабочих книжек.

С их стороны стали поступать настоятельные требования сделать трудовые книжки обязательными при найме на работу. Но поскольку в обществе царила эйфория связанная со всеобщим раскрепощением, то такие предложения встречались как реакционные и не отвечавшие духу свободы и равенства.

Главное меню

  • Значение слова "отходник"
  • Ответы : что такое отходничество
  • Словарь Ушакова
  • Кустарные и отхожие промыслы. Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты

Отходники это крестьяне вынужденные уходить на заработки из родных мест

отходник, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город. Отходники: жизнь вне государства С начала 90-х годов в России возродился феномен отходников – свободной рабочей силы, перемещающейся между большими. Крестьяне-отходники обслуживали перевозки грузов по трактам и водным путям, причем не только местным.

ДЕНЬ ВАХТОВИКА

Отходничество, как исторически закономерное явление, вызванное социально-экономическими, историческими и географическими условиями жизни края, способствовало зарождению в народе лирических песен так называемых песен об отходничестве. В них в яркой и эмоциональной форме выражены чувства и настроения мастерового люда, вынужденного в поисках заработка покидать родные места и отправляться на чужбину. В основу нашего исследования положены сравнительно-исторический и аналитический методы, позволяющие раскрыть поэтическую природу песенных произведений, их идейно-эстетическое, художественное и историческое значение.

По дороге этим крестьянам часто приходилась просить милостыню. В городе крестьянин-отходник нанимался работником в частный дом, на предприятие или же выполнял разовые работы за единовременную оплату.

Предпосылки отходничества в XIX веке Во второй половине XIX века была проведена крестьянская реформа, согласно которой крестьяне получали личную свободу. Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост капиталистических отношений давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в крупных городах России.

Таким образом, единственной возможность заработка оставался город. Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни. В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения. Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения.

Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат.

Автор: 4 года назад 0 Отхожий промысел также отходничество — временная, чаще всего сезонная работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками». Отхожие промыслы составляли в Российской империи один из значительных источников дохода крестьянского населения.

Но земля, на которой они работали, по-прежнему оставалась во владении помещиков. Увеличилась доля безземельных крестьян, которые уже не могли прокормить ни себя, ни свои семьи. С другой стороны, рост капиталистических отношений давал толчок для развития промышленности, которая традиционна была сконцентрирована в крупных городах России. Таким образом, единственной возможность заработка оставался город. Попытки ограничить отходничество К середине XIX века отходниками называли огромное число крестьян, выбравших городской образ жизни. В некоторых губерниях количество людей, предпочитавших отходничество, достигла четверти взрослого мужского населения. Уменьшение числа крестьян, обрабатывающих землю, вынудило правительство принять ограничения. Для того чтобы получить внутренней документ, разрешающий передвижение по стране, крестьянин должен был состоять в сельской общине, право отхода с земли откупалось у помещика уплатой оброка. Но контролирующие меры принесли лишь частичный результат. К примеру, после законодательных нововведений в 1901 году в Любимский район Ярославской губернии из 12715 человек отходников в деревню вернулось лишь 849 крестьян. Расслоение общества в среде отходников Экономический подъем Российского государства во второй половине XIX века запустил процесс имущественного расслоения всех социальных слоев населения. Наиболее богатые отходники — это собственники недвижимости, гостиниц и ресторанов, магазинов и оптовых складов. Наконец, около четверти от общего числа данной категории населения составляли наемные работники с земельными наделами.

Вы точно человек?

Сельские "промышленники" и отходники 19 века. Тем более что растущий уровень образования молодежи сделает такую стратегию более успешной по сравнению со стратегией тех, кто сегодня занимается отходничеством.
Кто такие крестьяне отходники. Кустарные и отхожие промыслы крестьян биржа труда крестьян-отходников на Каланчевской площади в Москве 1861 год – последние новости и актуальные статьи газеты «Солидарность».
Отходничество — Википедия с видео // WIKI 2 Отходники при Петре I – это пример тех, кто не смог приспособиться к новым временам и новым идеям.
Отходничество Крестьяне-отходники обслуживали перевозки грузов по трактам и водным путям, причем не только местным.

Republic - Кто такие отходники? Новое исследование внутренней трудовой миграции

Транспорт и прочие расходы крайне редкие развлечения забирают у него еще 5 тысяч. Так что домой отходник при-возит не 50—70 тысяч, как говорит, а обычно не более 20—25 тысяч ежемесяч-но. Отходники-охранники при невысоком окладе в 15 тысяч имеют бесплатный ночлег и живут в радиусе до 500 км от столиц, так что и им удается привезти домой до 10 тысяч в месяц. Что же дома у отходника? Здесь у него семья, хозяйство и соседи. Очень важ-ный факт: никто из отходников не собирается переезжать в город или в столи-цу, чтобы жить поближе к работе. Все они хотят жить там, где живут сейчас. Да и работать они хотят здесь же. Но не удовлетворяются тем, что имеют или мог-ли бы иметь, поскольку потребности этих людей выше наличного предложения.

Этой особенностью — более высокими материальными запросами — и отличают-ся, между прочим, отходники от своих соседей, которые в отход идти не желают. Между прочим, этим же качеством отличались от своих соседей отходники и сто-летие назад [29]. Зачем им более высокие запросы, чем у соседей? Отходник хочет тратить до-полнительные доходы по совершенно определенным статьям расходов семьи. Он желает обеспечивать благосостояние семьи на достойном уровне. Почти у всех от-ходников основные статьи расходов одинаковы. Их четыре. Это ремонт или стро-ительство дома в том числе строительство нового для взрослых детей [30].

В сред-нем на ремонт-строительство тратится в год от 50 до 150 тысяч рублей. Во вто-рую очередь — автомобиль теперь нередко и два , а также трактор, культиватор, грузовик, снегоход и даже квадроцикл. Обычные траты на технику — 50—100 ты-сяч в год. Транспорт необходим отходнику для работы — многие из них сейчас предпочитают передвигаться бригадой на автомобиле расходы на поезд стали су-щественно выше, чем раньше. Транспорт является средством дополнительного заработка в межсезонье подработка извозом людей и пиломатериалов, дров и на-воза; трактор в малом городе и в селе — это как лошадь в прежние годы — вспа-хать огород, разгрести снег и проч. Конечно, городскому жителю снегоход и квадроцикл кажутся развлечением это так для него самого , но в провинции этот транспорт помогает людям и в сборе дикоросов грибов и ягод , и в добыче дичины используются в охотничьем про-мысле. В третью очередь заработанные деньги откладываются на накопления на будущие или текущие затраты семьи, на профессиональное обучение детей и их проживание в городе. Поскольку в большинстве своем дети учатся в областном городе, затраты на обучение составляют также 70—100 тысяч около 30—60 тысяч составляет оплата обучения и до 40—50 тысяч уходит на оплату достаточно деше-вого жилья, остальное добавляют сами работающие студенты.

Наконец, это раз-влечение — отпускные траты — многие отходники ежегодно возят жену и детей на заграничные курорты, затрачивая на такое дело в среднем до 80—100 тысяч. Вот на эти четыре основные статьи необходимых и престижных расходов и тра-тят все заработанное отходники. Структура расходов, таким образом, в семьях от-ходников может сильно отличаться от таковой в семьях бюджетников или пенсио-неров. Поскольку по этому признаку отходники выделяются среди своих соседей, это способствует развитию зависти и недоброжелательного отношения к ним. Так и было в 1990-е годы хотя челноки в большей степени вызывали зависть и недо-вольство , но в 2000-е доля отходников среди населения сильно выросла, и теперь они скорее стали законодателями мод, на них равняются и стараются не отстать завидующие соседи. В целом же отношения с соседями у отходников обычные, добрые; соседи давно поняли, насколько труд отходника тяжел, зависть перело-жена жалостью. Да и престижного потребления отходника соседям не видно: рас-сказы о том, где были и на каких пляжах загорали — это не роскошные автомоби-ли и богатая мебель, воочию завидовать нечему. А вот реальный общественный статус отходника не составляет предмета зави-сти соседей.

Отходник в местном обществе часто не располагает многими ресур-сами, к которым допущен бюджетник, особенно бюджетник на государственной службе. В малом городе человек, получающий жалованье на порядок меньшее, чем заработок отходника, располагает существенно большими возможностями доступа к разнообразным нематериальным ресурсам, к власти, к локальным де-фицитам, к информации, наконец. Семья отходника пока еще не ощущает дис-криминации в сфере общего образования, но уже есть признаки этого, проявляю-щиеся в доступности услуг здравоохранения, особенно когда речь идет о сложных операциях и редких лекарствах, распределяемых как дефицит. Резче проявляются различия в доступе к «собесовской кормушке»: отходнику труднее получить раз-нообразные льготы, практически очень трудно оформить инвалидность очень полезная льгота, о которой мечтают многие; потому, в частности, у нас в стране так много «инвалидов». Семьи отходников сталкиваются с большими, чем соседи, трудностями, например, в такой специфической области экономики домо-хозяйства, как жизнеобеспечение семьи за счет приемных детей: шанс организо-вать семейный детский дом ниже. Иными словами, в социальном государстве эти люди, по всем признакам ничем не отличимые от остальных, все же оказываются дальше от «кормушки». Причина этого мне видится в «удаленности от государства» людей с таким об-разом жизни [31]. Ни местная муниципальная власть, ни тем более государственная, не «видят» этих людей ни в качестве трудовых ресурсов, ни в качестве объекта для попечения, достойного общественных льгот.

Значительная часть отходников не регистрируют свою деятельность, оказывают услуги, минуя государство. Пло-ды их труда государство не вкушает. Их перемещения по городам и регионам не могут быть прослежены. Они неконтролируемы, не «прописаны», не «укрепощены». Но так ли нужен государству этот «огромный невидимка»? Он, почти исключенный из социальных государственных программ, находящийся вне государственного контроля экономики, исключен ведь и из по-литической деятельности. Хотя отходники и участвуют в «электоральном процес-се» правда, многие утверждают, что на выборы они не ходят , они по большому счету неинтересны власти как неважные политические субъекты. Много важнее для власти — а особенно для муниципальной — те, кто желает «получать зарпла-ту» и иметь регулярные и стабильные пенсионные перечисления.

От них, бюд-жетников и пенсионеров, зависит благополучие и спокойствие местных чиновников, и на них он и обращает преимущественное внимание. Отходник слишком в стороне от местной власти. Он, вероятно, может быть полезен ей лишь тем, что находится в составе постоянного населения на муниципальной территории и на его душу разверстывается доля дотаций и субсидий, получаемых местной админи-страцией для обустройства вверенной территории. Вот этим «душевым паем», как учетная демографическая единица, только и полезен отходник. Он, правда, гово-рят, привозит много денег и тем самым вроде бы стимулирует экономику райо-на, повышая покупательную способность населения. Это обычно единственный аргумент в пользу отходника. Но так ли уж важно это для местной администрации? Тем более что основная трата привезенных отходником денег происходит не в районе, не в своем городе, а опять же в крупных городах — и строительные материалы, и машины он покупает не в своем городе, детей он тоже здесь не учит, и жена в отпуске тратит деньги не здесь.

Вот и имеем мы парадокс «невидимости» огромного, хотя и существующего рядом с нами феномена современного отходничества. Но существование отход-ничества как факта социальной жизни страны заставляет обсуждать не только экономические, но и социальные, и политические последствия, могущие или уже проистекающие из него. В чем могут выражаться эти последствия? По сути на-блюдаемая сейчас повсеместно ситуация сегрегационного взаимодействия орга-нов местной власти с разными группами местного населения приводит к наруше-нию системы взаимосвязей между институтом муниципальной власти и местным обществом. Местная власть ориентируется не на активную часть общества, а на «рентные» группы населения, бюджетников и пенсионеров, которые, с одной стороны, целиком зависят от распределяемых государством ресурсов, но с дру-гой — активно участвуют в электоральном процессе. Группы же активного на-селения — прежде всего и преимущественно активное самодеятельное население, предприниматели и отходники, — выпадают из поля зрения органов местного самоуправления. Такой глубокий институциональный дефицит детерминирует пе-рекос всей системы управления на местном уровне, оно перестает быть эффектив-ным. Нарушение взаимодействия власти с наиболее активной и самостоятельной частью местного общества закрывает возможности вывода местного публичного управления на тот более высокий уровень, который характеризуется, по общему мнению, таким важнейшим признаком, как включенность в систему институтов гражданского общества.

Участие же «рентного» населения никогда не обеспечит развития гражданского общества. Более того, рентополучатели заинтересованы исключительно в распределительных, раздаточных отношениях, а не в отноше-ниях партнерства, безусловно необходимых для выстраивания гражданских инстатутов. Итак, не замечая и старательно избегая тех, кто только и может высту-пить союзником власти в создании новой политической реальности с развитыми элементами гражданского общества, власть разрушает фундамент общественной стабильности. Первые результаты этого разрушения мы видим в разных формах отчуждения и пренебрежения властью со стороны активной части нашего обще-ства, все явственнее демонстрируемые. Если же говорить о возможных социальных последствиях деления местного общества на активную и пассивную части, то здесь видятся следующие риски. Российское местное провинциальное общество в высокой степени солидар-но, имеет значительный потенциал самоорганизации. Большая доля активных самодеятельных людей в нем сама по себе является важным условием стабиль-ности и солидарности. Однако если в такой среде начинает действовать фактор, расщепляющий общество и способствующий возникновению противостояния между группами населения, перспективы общественного развития неблагопри-ятны.

Всего хуже, что таким фактором сейчас выступает институт власти. Раз-рушающее действие его направлено не только на общественную солидарность, он подавляет и развитие института местного самоуправления. Возникает, та-ким образом, ситуация, когда отходничество как новый социальный феномен, сформировавшийся для решения задач непосредственного жизнеобеспечения, в условиях вполне рутинных действий социального государства, по природе своей ориентированного на поддержку пассивной части общества, может стать питательной средой для нарастания социальной напряженности и взрастить ростки новых отношений, раскалывающих традиционную стабильность провинциального общества. Благодарности Наши эмпирические исследования современного отходничества финансирова-лись из трех источников. Анализ нарушений в си-стеме взаимосвязей институтов местного общества и власти». Значительную работу по сбору полевого материала в 2009—2012 годах осуще-ствила под моим руководством группа молодых исследователей — Я.

Крестьяне не могли выжить в малоплодородных регионах, они голодали, поэтому вынуждены были работать и получать доход от других промыслов. Поворот в экономической политике 60-х годов XVIII века, в результате которого стало развиваться промышленное и торговое предпринимательство. Низкая урожайность в 60-х годах XVIII века, заставлявшая крестьян искать прочие возможности доходности. Отходниками 18 века называли обедневших сельских жителей, идущих на заработки в другие местности на некоторый период времени.

Это явление наблюдалось не повсеместно. Такие крестьяне покидали свои наделы после одобрения помещиков. Они устраивались на работу временно — на 3-5 лет. Заработав ренту, крестьянин возвращался обратно, к своей семье. Вернув ренту, работник уходил снова. Таким образом, отходники способствовали формированию рынка рабочей силы, как составной части капитализма. В тех областях, где не было отходников, преобладала барщина или месячина. То есть, крестьянин работает на помещика в течение нескольких месяцев, оставляет свое хозяйство. Фактически, крестьянин становится рабом, перестает вести натуральное хозяйство. А помещик при этом приобретает большой объем урожая для продажи.

Особенности пореформенного периода После реформы 1861 года популярность ухода на работу возросла еще больше. Это было связано с тем, что у крестьян появилась свобода передвижения.

Схема заработка выглядит следующим образом. Девушка сдает свою двушку в Зюзине за 45 тысяч рублей и перебирается вместе сыном в Ярославль — один из самых красивых и благополучных городов Центрального федерального округа. Там она снимает в благоустроенном районе квартиру за 12—15 тысяч рублей, а разницу — откладывает.

Продукты и проезд в Ярославле тоже дешевле, а значит, экономить можно не только на разнице цен на квартиры. И жизнь спокойнее: нет суеты московской, мигрантов меньше. Я не переживаю за Темку, когда он один во дворе гуляет. В Москве я его не отпустила бы! Сейчас у Ларисы получается откладывать порядка 50 тысяч рублей, которые через три года превратятся в первый взнос на квартиру Темке.

В Москве, естественно. Все-таки прописка у них там. А когда сын вырастет, то сам решит, где он будет жить. Фото: mos. О том, как еще можно качественно изменить жизнь, знает школьный учитель Сергей Кондрашев, уехавший в Салехард.

Теперь он читает историю России маленьким ненцам, которым необходимо окончить девять классов для того, чтобы получить права и лицензию на оружие: без этого любому жителю Крайнего Севера нелегко. Ну и обогащает свою личную историю опытом, который он никогда бы не получил в столице. И совсем другая история — когда ты начинаешь в нем жить. Сложно было привыкнуть к тому, что зима здесь начинается в сентябре. Но это интересный опыт, гораздо более необычный, чем, например, стажировка в Европе.

Я называю это «полярный ретрит». В Москве молодой историк получал 30 тысяч рублей, а в Салехарде с северными надбавками и стипендией по программе у него выходит около 70 тысяч рублей, жилье тоже оплачивают организаторы. Чужая сторона прибавит ума? Кроме переезда за большей зарплатой, у современных отходников популярна схема переезда за должностью. По мнению социолога Артемия Позаненко, такая схема вполне вписывается в формат отходничества.

А из желающих «хакнуть статус» в Москву возвращаются, как правило, почти все. Кто-то может и последней рубашки лишиться в походе, — говорит психолог. В любом случае опыт становится компенсацией за все неудачи. И даже если это опыт о том, что дома с любимой кофеваркой в статусе местного лучше, чем на чужбине, то, считай, отходник свою «тарелку» все-таки выстрадал. Плюснина, А.

Таким своеобразным путем перетекала рабочая сила, так необходимая при зарождении капиталистических отношений в места, где впоследствии будут построены заводы, фабрики и данная категория населения переместится в города образуя рабочий класс капиталистической России. С постепенным увеличение городов росло и число крестьян уходивших на промыслы в эти города. Люди овладевали заводскими профессиями и вскоре становились горожанами. Очень часто крестьяне отправлялись наугад. Не будучи осведомленными о видах работ которыми им придется заниматься, шли имея лишь направление движения. Первое, с чем сталкивались мужики отправляясь в другие регионы империи это необходимость иметь паспорта. Данная процедура не являлась затруднительной. Имелся лишь ряд ограничений, согласно которым паспорта не могли выдаваться, а выданные документы изымались. По месту жительства крестьяне не наделялись паспортами в обязательном порядке.

Их должны были иметь лишь лица покидающие места своего проживания. Согласно Положению о видах на жительство от 3-го июня 1894 года все паспорта за исключением заграничных носили общее название «видов на жительство». Обязанностью получения вида на жительства обуславливалось оставление места постоянного проживания. Вид на жительство имел двоякое значение: 1 Удостоверение личности. Для работы в пределах своего уезда или вне его, при выезде на расстояние не свыше 50-и верст и на срок до 6-и месяцев, при необходимости могущем быть продленном, вида на жительства не требовалось. Видами на жительство для крестьян являлись срочные паспортные книжки выдаваемые на 5 лет и годовые паспорта. Государственным Советом 7 апреля 1897 года паспорта выдаваемые сроком на 3 и 6 месяцев отменены. Сельским обывателям паспортные книжки выдавались волостными старшинами. По приговорам сельских обществ в предусмотренных законом случаях виды на жительство у крестьянина могли быть изъяты.

Для волостных писарей, выдача паспортов - золотая пора. На отходнические промыслы направлялось очень много молодежи. Молодость — время, когда хочется рисковать, повидать новые места, одним словом хочется приключений. Выдавая паспорт подростку с припиской в годах, чтобы последнему не иметь дискриминации при найме на работу, писарь имел свой предпринимательский процент. Если молодые люди не обладали догадливостью, то «штабной» работник не останавливался и перед вымогательством. Таким образом он всегда имел свои двадцать копеек с паспорта. А все дело в том, что работодатели разделяли рабочих на три группы. Полными рабочими считались взрослые мужчины, способные ко всем сельскохозяйственным работам. Вторую группу составляли так называемые полурабочие, к которым относились все женщины и мужчина в возрасте до 20 лет или старше, но слабосильные.

Полурабочие мужского пола подразделялись еще на две категории: 1 от 12,13 до 15 и 16 лет — собственно основные полурабочие; 2 лет полурабочие большей силы, на экономическом языке нанимателей — «три четверти» рабочего, - это работники в возрасте от 16 до 20 лет, способные выполнять все работы полного рабочего за исключением косьбы. К полурабочим относились и работники пожилого возраста — от 55 до 65 лет, служившие в качестве сторожей. Третью группу работников составляли полурабочие малой помощи, то есть дети не моложе 8 лет и не старше 14 лет. Работники данной группы исполняли обязанности свинарей, телятников, погонщиков у плугов, занятых на прополке. Каждая категория получала за свой труд разное вознаграждение. Вот почему так щепетильны были крестьяне при получении паспортов. Изыскание денег на дорогу. К весне материальная нужда в деревнях достигала крайних размеров. Но чтобы двигаться в путь нужен запас одежды, продовольствия и наличные деньги.

Ничего этого, как правило, у крестьянина-пилигрима не было. В путь брали толокно толченый овес который в дороге распаривали в горячей воде. Может прихватывали немного картофеля или репы. Большой редкостью путника являлся некоторый запас соленого сала. Выпадала иногда удача, когда находился оборотистый извозчик, набиравший себе пассажиров. По приезде к месту работ, из сумм задатков он покрывал все расходы по перевозке людей и зарабатывал на прогоне пути. Что касалось средств на дорогу, то без денег обходились две категории работников. Первые — те кому деньги высылали работодатели в виде авансов. Вторые — добирались до намеченной точки прося подаяния — с Христовым именем.

Те, кто не мог отправиться в путь с протянутой рукой или не умея в дороге украсть добывали деньги путем продажи живности: овцы, теленка, последнего хлеба, а то и последних пожитков. Имевшие надельную землю отдавали ее в аренду. Но вот крестьянин не находил денег. Отхожий рабочий занимал у богатого крестьянина, скажем 10 рублей, отдавал в залог десятину земли под посев озимого хлеба, с условием, что если через месяц не вышлет вместо 10 рублей -12 рублей, то к посеву должен выкупить свою землю за 15 рублей. Вот откуда появлялись "кулаки", иногда, кажется, называемые, большими тружениками. Это разорение. Богатенький мужичок раздавший, к примеру 200 рублей, в любом случае получал барыш рублей сто. Кроме того сдавал в аренду взятые в залог земли. Жестока жизнь в отношении слабых.

Небогат у мужика выбор найти денег. Был еще один кабальный путь. Крестьяне собирали зипуны, шубы, холсты и отправлялись к кому?... К тому самому мужичку — ростовщику. Мироед со знанием дела осматривает рухлядь и ставил условие: за каждые 10 рублей наличными выкупающий должен будет уплатить по 15 рублей. Это к примеру. Другие облагодетельствовали мужика не беря ничего в залог, но члены семьи заемщика должны скосить и связать, соответствующей сумме долга, озимый или яровой клин. Если мужику не улыбнулось счастье в чужой стороне и он приходил домой с пустыми руками, то вынужден был продать корову или овец, в противном случае семья оставалась без теплой одежды. Последним способом добывания денег являлся заем у священников, помещиков и местных кулаков.

Деньги брались естественно под неслабые, этак процентов под сто двадцать годовых. Способы передвижений крестьян. Расстояния на которые отправлялись пилигримы, даже с нынешних позиций скоростного века, не были маленькими. Нередко уходили за сотни верст туда, где предполагались сезонные или же постоянные работы. Ввиду беспросветной бедности собравшись в группы большей частью шли пешком. Шли с котомками на плечах где размещался походный скарб и необходимая провизия. Косари несли с собою косы. Иногда скооперировавшись нанимали подводы, но в телеги укладывались только котомки и продовольствие, сами же крестьяне шли пешком. Владельцы подвод не разрешали никому садиться на телеги и тем самым обременять лошадь.

Подводчик брал с мужиков по одному рублю и больше с человека, зато он сам ее содержал. По прибытии к месту работ лошадь продавалась, а мужик-владелец присоединялся к артели. Дополнительные муки доставляли местные власти по пути следования. Это те же крестьяне — деревенские власти, полиция, которые гнали их с улиц и площадей. В начале XX века, когда уже получило развитие железнодорожное и водное сообщение, данный вид транспорта не привлекал наших путников. Бесплатно, ни железные дороги ни водники пассажиров не возили. Денег путники не имели, поскольку целью их дальних путешествий являлось как раз заработать денег. Впрочем, будет нечестно сказать, что пути сообщения совсем игнорировались крестьянами. Прогресс проник и в эту отрасль транспорта.

Вместо чумацких «шляхов» многочисленные партии мужиков шествовали вдоль железнодорожного полотна и берегов судоходных рек, спокойно наблюдая как мимо них проносились быстроходные поезда или плавно проходили пароходы. Это все было не про них. Затем на продовольственных и санитарных пунктах вблизи мест работ на вопросы о способе передвижения отвечали, что прибыли по железной дороге. После детального расспроса выяснялось, что действительно прибыли по железной дороге, но только по железнодорожному полотну. Можно себе представить в каком состоянии прибывали люди в те места где находились места производства работ. Еще один аспект перемещения отходников на дальние расстояния, это вопрос отношения работников железных дорог и пароходств к живому грузу, если мужики предпочли все же ехать, а не идти пешком.. Бесцеремонность с какой обращались к существам в лохмотьях оставивших родные «пепелища» ставила даже последних в тупик. Попадали несчастные в товарные вагоны лишенные каких либо приспособлений для перевозки людей. Всякий раз проезжая железной дорогой на поезде из Москвы до Сургута пытаюсь представить процесс перевозки крестьян посредством «чугунки» на более близкие расстояния в пределах Центрального федерального округа, например.

В те времена так далеко, как нынешние «вахтовики» отходники не ездили. По наблюдениям автора, в настоящее время наиболее квалифицированные рабочие при перемещении из европейской части в Сибирь и обратно используют купейные вагоны. Хотя купейный вагон за Уралом понятие относительное. Правда, были и другие времена, например, 60-е годы. Однако, плацкартный вагон в любом случае вахтовику обеспечивался. Обращаясь к прошлому — менее сотни лет тому назад, очевидцы отмечали, что не только полки, но занять место на полу являлось большим счастьем. Другая картина. Тоскливо мерцает вагонный фонарь. Двери задвинуты наглухо.

Люди спят. Одни скорчились на полу, куда в продолжение целого дня бросали корки, огрызки, окурки, плевали, выплескивали чай; другие растянулись на нарах шириной в две доски, не более чистых, чем пол; третьи забились под скамьи». Последние — самые счастливые, по телам их, по крайней мере никто не прогуливается. Единственным сообщение с внешним миром служит маленькое под крышей окно. Воздух в вагоне такой, каким он должен быть при тридцати шести душах здоровых людей, не привыкших стесняться... Спирает дыхание сжимает виски". В такой обстановке проходят долгие, долгие дни томительно - медленного путешествия. Пассажиров IV класса дороги использовали как багаж, малой скоростью, подлежащий доставке по мере возможности и досуга. Нередки ситуации когда в вагонах размещали до 70—и человек, хотя надписи на стенках гласили: «8 лошадей или 40 человек».

Совсем как по Ярославу Гашеку. Ворча и кряхта толпа вползала в вагоны, в которых не было ни ступенек, ни лесенок. На станциях, вагоны зачастую простаивали по несколько суток. Особенно это касалось узловых станций. Поездов не было и неизвестно когда подгонят локомотивы. И все это еще не гражданская война, а мирные годы начала ХХ века. Живому грузу присуща приятная особенность — ни помещений, ни охраны, ни продовольствия они не требуют. Но, наконец, свет в конце тоннеля — подгоняли локомотив. Везите даром».

Железнодорожники не знали, что делать. Пассажиров набрался целый поезд. Со временем стало прибывать еще больше. Никто не мог оплатить свой проезд, и освобождать с боем взятые вагоны тоже никто не хотел. Приходилось везти бесплатно. По поводу перемещения сезонных рабочих по железной дорогой в газетах даже открывались дискуссии. Имелась и такая точка зрения, что к отходникам не следует относиться как к обычным пассажирам. К артелям следует относиться как к такому грузу, который следует перевозить по специальных льготным тарифам, например, таким как хлеб или соль. Далее говорилось, что при нетребовательности, выносливости и терпении нашего рабочего люда, члены артелей будут чувствовать себя вполне комфортно если их перевозить по образцу воинских формирований в товарных вагонах.

Железным дорогам весьма выгодны такие перевозки. Рабочая артель, как живой груз, являлась вторым хлебом для железных дорог. Хлеб, как груз, затрудняет перевозку тем, что имеют место простои подвижного состава. Перевоз рабочего люда лишен данных недостатков. Никто никаких неустоек, ввиду задержки груза, платить не должен. Поступали также предложения использовать артельщиков как железнодорожных или пароходных рабочих и за счет возложения на них дополнительных обязанностей кроме пассажирских, удешевлять проезд. Форма трудовых договоров и цена выполняемых работ. С первых же дней освобождения от крепостной зависимости со стороны помещиков начали поступать жалобы на неисправное исполнение трудовых договоров крестьянами- подрядчиками.

Содержание

  • ОТХОДНИЧЕСТВО • Большая российская энциклопедия - электронная версия
  • Еще термины по предмету «История»
  • Ответы : что такое отходничество
  • Уважаемые читатели и авторы.
  • Что такое отходничество в истории кратко

Отходники в истории: понятие и значение

Изготовление разного рода изделий развито, по-видимому, более среди отхожих промышленников из нечернозёмной полосы , а земледельческие заработки захватывают подавляющую часть отхода средних чернозёмных губерний. С другой стороны, наиболее значительная часть отхожих промыслов Воронежской, Орловской и Полтавской губерний — летние сельскохозяйственные заработки. Неземледельческие летние и зимние промыслы кроме фабрично-заводских и изготовления изделий весьма разнообразны и не поддаются сколько-нибудь исчерпывающему перечислению. Выпускают отхожих промышленников все части Европейской России; нет губернии, которая не высылала бы рабочих на заработки. Столицы и крупные городские центры привлекают промышленников самых разнообразных профессий; индустриальные местности — фабрично-заводских рабочих; Донецкий бассейн поглощает труд большого числа каменноугольных рабочих; берега морей, больших рек и озёр, обширные лесные пространства, железные дороги распределяют отхожих по разнообразнейшим частям страны. Земледельческий отход направляется главным образом из средней чернозёмной полосы в Новороссию , Северный Кавказ, в степи Юга и Заволжья. В Херсонскую губернию движутся рабочие более, чем из 15 губерний; из Орловской губернии отхожие направлялись в 19 губерний.

Из Тверской губернии шли на заработки в СПб. Нижегородцы каменщики, штукатуры работают в столицах, в Пермском крае, в Закаспийском крае , в Бухаре ; крючники — на Волге от Нижнего до Астрахани ; немало нижегородцев на всякого рода речных промыслах Камы и Дона; плотники, судостроители расходятся в СПб. Из Орловской губернии отход направляется в СПб. Доходность[ править править код ] Такие передвижения требуют огромной непроизводительной траты времени, часто вознаграждаемой лишь весьма слабо. Опрос более 1000 чел. Этот расчёт сделан ещё в начале 1880-х годов и обнимает слишком малое количество случаев, чтобы из него можно было сделать общий вывод; но и последующие расчёты приводили исследователей к сходным результатам.

По данным г. Полтавские отходники зарабатывают за вычетом дорожных расходов 15-20 рублей, редко 30-40 рублей. Заработок, приносимый домой орловскими косарями, вычислен, в среднем, в 25 рублей, а прочими сельскохозяйственными рабочими, в 32 рублей; для определения чистого заработка из этих сумм надо вычесть деньги, взятые рабочими с собой из дома в отход — в среднем ок. Отхожие из Воронежской губ. Приблизительная близость всех этих вычислений свидетельствует об очень дешёвой оплате труда земледельческих отходников промышленников, сравнительно с большим количеством времени, которое они затрачивают на заработки. Расстояния, которые приходится преодолеть рабочим, измеряются сотнями верст и превосходят иногда тысячу Воронеж — Владикавказ по железной дороге 1264 в.

Передвижения их происходят нечасто при помощи улучшенных путей сообщения железных дорог, пароходов , главным образом по отсутствию у рабочих средств на проезд. Опрошенные на Курско-Харьковско-Азовской жел. Такое же исследование в Херсонской губернии 1894-95 показало, что из всего числа опрошенных 56,5 тыс. Масса времени тратится также рабочими и по причине безработицы, которая может происходить или от уменьшения спроса, или от скопления больших масс рабочих в одних местах. Эти скопления вызываются нередко ложными или преувеличенными слухами о размерах спроса на труд и о высоте урожаев в разных местностях и ведут, с другой стороны, к тому, что в иных пунктах чувствуется крупный недостаток в рабочих, влекущий за собой даже оставление нив несжатыми такие случаи наблюдались, напр. Поэтому и плата летним рабочим часто колеблется весьма значительно напр.

Все это в сильной степени сокращает выгодность земледельческих отхожих промыслов.

Для отходника века минувшего это было часто непозволительной роскошью. Даже там, где маршруты отходников совпадали с железнодорожной сетью, люди часто просто не могли купить себе билет - ведь еще неизвестно, удастся ли вернуться домой в прибытке... Кто-либо из членов артели покупает лошадь и повозку, в которую складываются убогие пожитки... Обыкновенно ежедневные переходы партий, идущих при подводе, не превышают 25 - 30 верст. Весь путь до Каховки из более северных уездов Полтавщины равняется 500 верстам и более, из других мест немного ближе. Идущие при подводе обязательно совершают его пешком, так как владелец воза и лошади, и без того везущей пудов 20, а то и 30 клажи, безусловно не разрешает никому садиться, разве только разрешит это на короткое время какой-нибудь девушке, которая до того подобьется, что идти ей уже положительно невмоготу. И понятно, что если утомительным неделям в пути по пыльным, разбитым дорогам можно было найти альтернативу - то альтернативой пользовались. Тот же самый путь из Малороссии в Каховку, на главную южную биржу крестьянского труда, можно было проделать и по Днепру. Условия путешествия дубом, конечно, гораздо лучшие, нежели пешком, хотя бы и при подводе.

Днепр чудно красив в это время года, когда полая вода покрывает все мели и затопляет плавни, а могучая прибрежная растительность покрывается своим брачным нарядом. Сюда по утрам являлись подрядчики и уводили нанятые артели на работу. После полудня навес поступал в распоряжение хитрованцев и барышников: последние скупали все, что попало. А вот уже цитированный нами Ярошко красочно описывает Каховку - главный рынок найма всей Таврии, где прибывшие с севера крестьяне ожидали, пока какой-нибудь немец-управляющий не предложит им работы. Ожидание могло длиться долго... А между тем тысячи людей сплошною массой движутся по всем направлениям, гремит музыка в различных заезжих цирках, слышатся выкрикивания на тысячи ладов всевозможных торговцев... Покрытые пылью с головы до ног, они похожи на каких-то папуасов.

Но эпизодические исследования отходничества велись нами и в 2009—2010 годах.

Таким образом, в течение четырех последних лет группа молодых исследователей под моим руководством осуществляла систематический сбор материалов, имеющих отношение к современному отходничеству. Одновременно со сбором материалов отрабатывалась и методология исследования отходничества. В силу особенностей объекта мы не могли с пользой для дела применить рутинные социологические методики, основывающиеся на формальных анкетных опросах и количественных методах описания явления. Акцент был сделан на качественных методах, на проведении наблюдений непосредственно в малых городах, где проживают отходники, и на интервью с ними, с членами их семей и соседями. Многие дополнительные материалы, как то статистические и отчетные данные местных властей, архивные источники, имели второстепенное значение. Приводимые ниже общие сведения о нынешнем российском отходничестве и об отходниках базируются именно на интервью и непосредственных наблюдениях в двух десятках малых городов европейской части России и некоторых сибирских районах [19]. Развитие современного отходничества, несмотря на непродолжительный срок — менее двадцати лет, — уже, по моему мнению, прошло два этапа. Первый характеризовал собственно возникновение и нарастание массового отхода в малых городах европейской части страны, второй этап — перемещение источников отхода на восток страны и «вглубь района», из малого города в деревни.

Важнейшей особенностью первого этапа было быстрое возобновление восстановление отходничества в малых городах преимущественно в тех же областях, что и в имперские времена. Этот процесс в середине 1990-х был инициирован преимущественным действием двух факторов. Первый — это полное отсутствие рынка труда именно в малых городах вследствие «схлопывания» всякого производства в них, остановка и банкротство крупных и малых государственных предприятий в начале 1990-х годов. Внезапное отсутствие работы и, соответственно, средств к жизни сразу у многих семей в таких городах усугублялось неразвитостью или даже полным отсутствием подсобного хозяйства, которое, в свою очередь, позволяло сельским семьям много легче пережить развал колхозов и совхозов в те времена. В начале 1990-х я бывал в поселках, где мне рассказывали про случаи голодных смертей. В те годы до половины и более всех детей-школьников питались в основном в школе, потому что дома было нечего есть. Этот факт имел широкие масштабы именно в малых городах и поселках, поэтому даже не рассматривался как общественная катастрофа. Именно это безысходное положение городских семей, оставшихся без работы и не имеющих хозяйства, заставило людей спешно искать новые источники жизнеобеспечения, среди которых отхожий промысел с каждым годом — по мере развития рынка труда в областных и столичных городах — становился все более массовым источником.

Но если этот первый фактор явился движущей силой отхода, то второй — невозможность семье переселиться ближе к месту работы в силу общеизвестных особенностей нашей жилищной системы несмотря на, а скорее даже благодаря весьма условной приватизации жилья — явился как раз фактором, определившим специфику трудовой миграции в форме отходничества. Без «прикрепленности» к квартире, к дому, современное отходничество не приобрело бы нынешних масштабов [20]. Советские люди были достаточно подготовлены к смене местожительства: ведь, по оценкам специалистов, в 1990-е годы масштабы вынужденных переселений в первую половину десятилетия после развала Союза достигали 50 миллионов человек — каждая шестая семья была «поставлена на колеса». Но для большинства семей издержки переезда на новое постоянное место жительства оказались выше издержек, связанных с хоть и длительной, но временной отлучкой одного члена семьи. Второй этап развития современного отходничества складывается с начала 2000-х годов, протекает на наших глазах и характеризуется смещением его из районных центров малых городов и поселков в сельскую местность. Вызвано это, по-моему, экономической стабилизацией и ростом, которые привели к тому, что в малых городах были восстановлены прежние предприятия и возникли многие новые. Помимо новых рабочих мест, вернувших бывших отходников домой, в структуре занятости населения произошли и другие интересные изменения, связанные, по словам Кордонского, с «достраиванием вертикали власти до уездного уровня», осуществленным в первые два срока президентства В. Путина, особенно начиная с марта 2004 года [21].

В результате в районных центрах — наших малых городах и поселках — значительно увеличилось число бюджетников, в том числе служащих регионального и федерального уровней государственной власти. Эти две причины — рост местного производства и развитие бюджетной сферы — худо-бедно, но стали способствовать снижению масштабов отходничества в малых городах. Но тропа-то уже была проторена, и «свято место пусто не бывает»: рабочие места, оставленные в столицах отходниками из городов, заместились отходниками из деревень. Если раньше безработные мужчины из деревни искали заработок в районном центре, то теперь все большее их число путями, указанными им их коллегами из райцентров, уезжают в город в область или в Подмосковье и там добывают средства для жизни. Несколько особняком стоит процесс сдвига отходничества на восток страны, который по времени совпадает со сдвигом отхода в сельскую местность на западе ее, но не обусловлен действием одних и тех же факторов. В имперские времена отходничество за исключением гужевого извоза на дальние расстояния было совершенно чуждо богатым селам и городам Сибири [23]. Население там не нуждалось в поиске дополнительных заработков, будучи немногочисленным, питаясь от плодородных земель и имея достаточные денежные средства от охоты, рыболовства, скотоводства, лесозаготовок, добычи драгоценных металлов и многих иных промыслов. Нынче же факты явного отходничества открываются в Сибири повсеместно.

Насколько я могу судить, опираясь на пока эпизодические наблюдения этого явления, — структурно отходничество в Сибири отличается от европейского следующими существенными деталями. Во-первых, в нем не участвует сколь-нибудь массово население городов; в основном в отход идут жители небольших поселков и деревень. Во-вторых, отходничество здесь как бы смыкается с вахтовой формой трудовой миграции. Люди нанимаются на стройки и предприятия, прииски и рудники, откликаясь на официальные объявления. Но в отличие от вахтовых наборов делают они это самостоятельно, и бригады комплектуют также своими силами, нередко вступая во взаимодействие с работодателем на уровне артели, а не отдельного работника [24]. Именно самодеятельность, активность трудового мигранта является для нас существенным признаком, отличающим отходника от вахтовика набранного по оргнабору. Выделить этот признак весьма затруднительно при удаленном анализе. Естественно, что современные отходники далеко не всегда сами предлагают продукты своего труда на рынке, как это было раньше, когда значительная часть отходников являлись кустарями, выходящими на рынок со своими изделиями [25].

Сейчас такими можно считать немногих, например, плотников, изготавливающих срубы домов, бань и других деревянных построек и предлагающих свою продукцию на обильном рынке Подмосковья и областных городов. А часть кустарного ранее производства бытовых предметов, необходимых в повседневной жизни, но производимых отходниками, переместилась теперь в иной, так называемый этноформат. Изготовление валяной обуви, плетеных кресел, глиняных горшков и прочих кустарных изделий теперь предлагается в структуре туристского бизнеса. В некоторых местах скопления туристов число отходников, мимикрирующих под местных жителей, бывает немалым [26]. Содержание деятельности отходника изменилось по сравнению с имперскими временами: отходник стал больше наемным работником, чем индивидуальным предпринимателем кустарем. Основные виды занятий современных отходников весьма немногочисленны. Опрос более полутысячи человек позволил нам зафиксировать не более полутора десятков видов деятельности, тогда как столетие назад в каждом крупном селе можно было насчитать до полусотни самых разных видов отхожих профессий. Сейчас же это преимущественно строительство, транспорт есть и те, кто занимается дальним извозом на собственных грузовиках, но многие нанимаются таксистами или водителями в организации , услуги различные виды коммунальных услуг, сопряженные со строительством , торговля как лоточная на городских рынках, так и в супермаркетах.

Особенно популярен охранный бизнес: многочисленная армия охранников в офисах и на предприятиях крупных городов состоит почти исключительно из отходников. Наем на крупные предприятия для производства самых разных видов работ осуществляется организованными группами, бригадами, составленными из знакомых и родственников артельный принцип. Как правило, такие бригады выполняют вспомогательные, черные виды работ. Факт, заслуживающий особого внимания, — высокая степень консервативности видов отхожих промыслов в традиционных отходнических территориях. Современные отходники «вспомнили» не только дедовы промыслы, они воспроизвели и основные профессии, бывшие характерными для этих мест сто лет назад. Так, отходники Кологрива, Чухломы и Солигалича в Костромской области основным видом отхожего промысла выбрали строительство деревянных домов изготовление и перевоз срубов , а жители Касимова, Темникова, Ардатова, Алатыря в большинстве своем нанимаются охранниками и идут в торговлю. Направления отхода нынче немного иные, чем столетие назад, но если учесть фактор изменений административно-территориального деления страны, то придется признать, что и по направлениям отхода консервативность велика. Если раньше Заволжье «тянуло» преимущественно в Питер, то сейчас — в Москву.

В обоих случаях — в столицу. То же и с областными городами: при смене областного центра соответственно меняется и направление отхода из районных городов. География отходничества расширилась, но не радикально. Поскольку скорости перемещения за столетие выросли на порядок, то и сами перемещения отходников стали более частыми. Теперь при расстояниях от 100 до 600—700 км ездят и на неделю-две, а не как раньше — на полгода-год. Но в структурном отношении география отходничества осталась, вероятно, прежней [27]. Люди весьма детально и точно просчитывают экономические составляющие своей трудной деятельности — и не только временные затраты, но и долю заработка, приносимую в хозяйство. Сколько же денег приносит отходник домой?

Против распространенных представлений, отходник в среднем не довозит «большие тыщи» до дому. Заработок на стороне сильно зависит от квалификации и вида деятельности. Строители-плотники за сезон зарабатывают до полумиллиона, исходя из ежемесячной зарплаты в 50 и даже 100 тысяч рублей [28]. Но в пересчете на месяц у них будет выходить 30—50 тысяч. Работающие в промышленности, на транспорте и в строительстве зарабатывают поменьше — от 30 до 70 тысяч, но работают почти круглый год. Менее квалифицированные отходники зарабатывают до 20—25 тысяч, а охранники — до 15 тысяч но надо иметь в виду, что и работают они две недели в месяц. За год получается 300—500 тысяч рублей у квалифицированного отходника и 150—200 тысяч — у неквалифицированного. Этот заработок в среднем выше, чем если бы человек работал в своем городе, где средний заработок не превышает 100—150 тысяч рублей в год.

В большинстве малых городов и деревень заработок бюджетника составляет сейчас от 5 до 10—12 тысяч рублей, то есть в год около 100 тысяч, однако найти работу даже на 10 тысяч на месте практически невозможно — все места заняты. Так что отходником быть выгодно. Правда, высококвалифицированным отходником, и то в сравнении со своими соседями-бюджетниками или безработными. Потому что если вычесть расходы, которые принужден отходник нести во время работы, то в итоге получится не столь уж большая сумма. По нашим данным, несмотря на обычно крайне плохие условия жизни отходника на месте его работы, несмотря на его стремление максимально сэкономить заработанное и привезти больше денег домой, при среднем заработке в 35—40 тысяч рублей он вынужден потратить около 15 тысяч рублей в месяц на свое проживание в городе. Обычно жилье стоит около 5 тысяч в областных городах и столицах тратят на жилье почти одинаково, но в столице снимают жилье на 5—10 человек и спят нередко посменно. Примерно столько же тратит отходник на скверное питание «продуктами быстрого приготовления».

Цифры неточные, потому что система таких не вполне государственных заработков замалчивалась. Да и государственная регистрация таких сделок велась весьма вольно. В отчеты вместе с шабашниками попадали также студенческие стройотряды и другие подобные, но поддерживаемые государством бригады. Кем были шабашники? Шабашником мог быть кто угодно, но практически всегда это был не местный житель: коровники в Саратовской области строили кавказцы, лес в Западной Сибири валили западные украинцы, стройкой в Подмосковье занимались младшие научные сотрудники столичных НИИ. Чаще всего шабашили народы Кавказа, Закавказья, Украины, особенно Западной о причинах чуть ниже. Из Беларуси на заработки тоже ездили до последних советских лет. Шабашило множество работников умственного труда. Преподаватели тоже жаловались на зарплаты, зато имели длинный отпуск. Всегда было много шабашников с поражением в правах формально и неформально , например бывших заключенных и вообще неугодных советской власти — их на другие работы просто не брали. А в чем причина? Причины иногда называли даже с высоких трибун, иногда передавали на уровне слухов. Причина первая — избыток трудовых ресурсов в некоторых регионах. Например, по официальным данным, число жителей Чечено-Ингушетии с 1958 по 1976 год увеличилось почти вдвое — с 710,4 тыс. Но число рабочих мест росло гораздо медленнее. В Грузии один из председателей райисполкома официально заявлял, что в его районе работа есть только для женщин, мужчинам работать негде. В 1966 году секретари Закарпатского и Чечено-Ингушского обкомов говорили: «Мы за то, чтобы часть колхозников занимались отходничеством, без него пока не обойтись». Практически то же было в Армении и Грузии. Еще говорили, но тихо и без лишних свидетелей, что советская власть желала, чтобы население наименее советских регионов не жило компактно, а уезжало в поисках работы и растворялось в общесоюзной массе. Потому, например, в областях Западной Украины крупные предприятия строили медленнее, чем могли бы. С другой стороны, главной причиной можно назвать особенности социалистического планового производства. Например, в строительстве все структуры были централизованы, но громоздки и негибки. Быстро предоставить каждому нуждающемуся колхозу строительную бригаду они не могли. Обеспечить такой бригаде нормальные условия труда и проживания тем более не мог ни работодатель, ни заказчик. Как шабашники работали, жили и зарабатывали? То, что на шабашках зарабатывали много, — бесспорно. Статистики зарплат, разумеется, нет, но записанных воспоминаний достаточно.

Примечания

  • Отходники в истории: понятие и значение
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Отходничество | Понятия и категории
  • Значение слова ОТХОДНИКИ
  • отходник — Викисловарь

“Отходничество” рубежа XIX - XX веков как портрет эпохи

Главная» Вопросы и ответы» Кто такие отходники. Ответ на вопрос здесь, Количество ответов:2: Кто были такие отходники? Отходники не существуют и для социологической науки: мы не знаем, кто они, какую жизнь ведут, что едят, чем дышат и о чём мечтают. Главная» Вопросы и ответы» Кто такие отходники.

Отходники: определение. Крестьяне-отходники - это...

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости. Сами же отходники не допускают мысли о том, что об их существовании кто-то может не знать, настолько привычна и обыденна для них такая жизнь. Отходники – это жители малых городов и сел, покидающие их ради временной или сезонной работы в крупных городах, региональных центрах и столицах.

Отходники современной России

Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости. Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ. В Центральном промышленном районе большинство отходников работали на государственных предприятиях, как правило, промышленных. тот, кто на время уезжает из семьи, чтобы кормить ее, зарабатывая на стороне, и возвращается как маятник - каждую неделю, через месяц, через полгода.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий