Известный отечественный артист Александр Ширвиндт тяжело переживает уход из жизни своего лучшего друга Михаила Державина, скончавшегося 10 января 2018 года на 82-м году жизни.
Ширвиндт о смерти Державина: "Для меня это личная трагедия..."
После работы мчался на уроки, а после уроков вновь на работу... В результате и семью прокормил, и аттестат о среднем образовании получил, и в театральное Щукинское училище поступил! Державин трижды женат. И дважды расставался не по своей воле. Его первая жена Катя, дочь легендарного Аркадия Райкина, ушла к другому.
Они прожили совсем немного вместе. И еще не развелись, а она уже была беременна от Юрия Яковлева... Конечно, Державин переживал. И такой удар, и такой разрыв.
Но каждый вечер выходил на сцену с неизменной улыбкой. Он собирал аншлаги в Ленкоме, блестяще играя стилягу Бубуса в спектакле "Опасный возраст". Простил ли Державин Катю? Чего ему стоила эта обаятельная спокойная улыбка?
Как удалось пережить первое предательство со стороны женщин в своей жизни? Расскажем в нашем фильме. Вторая жена - Нина - была дочерью прославленного маршала Семена Буденного. Они прожили вместе почти 19 лет.
В этом браке у Державина родилась единственная дочь Маша. А потом, как и Катя, Нина... Никто до сих пор не знает, что творилось в душе у Михаила Михайловича, когда уходили любимые женщины... Чего им не хватало в неконфликтном, тонком, воспитанном Державине, мальчике с Арбата?
Как сложились его отношения с дочерью? Доверял ли он ей свои душевные переживания? Что она знает о своем отце? Мы записали большое интервью со второй женой Ниной Буденной и дочкой - Машей Золотаревой.
Все мои перемёрли. Снаряды всё чаще рядом со мной взрываются, но я пока цел», — говорил мужчина. Он также смело рассуждал на тему собственной смерти и бодро отвечал представителям прессы, когда те интересовались, почему он перестал ходить на прощания с некоторыми коллегами. Александр Анатольевич признавал, что устал от мрачных и грузных дней.
В детстве Ширвиндт не понимал, нужна ли ему музыка, поэтому подчинился воле мамы и папы, а после пятого класса был отчислен с формулировкой «непригоден». Оказалось, что мальчику больше по душе актёрская профессия. Поэтому после окончания школы он отправился в Театральное училище им. Щукина, на всякий случай подав в документы в МГУ. Но это не пригодилось.
В театральном институте он попал на актёрский курс Веры Львовой, куда поступил в 1950-м. А как не влюбиться: высокий, красивый, образованный, всё знает, стихи читает, — вспоминала одногруппница Вера Карпова в документальном фильме Первого канала «Александр Ширвиндт. Ирония спасает от всего». Карьера Александра Ширвиндта Карьере актёра может позавидовать любой актёр — он стал настоящим любимцем публики. Причём, его обожали и коллеги по сцене, а зрители раскупали билеты на спектакли и смотрели фильмы с участием любимого артиста. Театр в жизни Александра Ширвиндта В 1956 году он с отличием окончил "Щуку", а затем попал в труппу Театра-студии киноактёра после того, как получил актёрский диплом. В то время в команде состояли актёры из кино, которые могли бы играть на сцене, но в перерывах между съёмками. Но Александр Анатольевич долго там не продержался. Уже в 1957 году он попал в Московский театр Ленинского комсомола который теперь называется «Ленком» , где стал звездой.
Он прослужил там до 1968 года, сыграв во многих знаменитых постановках, таких как «Чайка», «104 страницы про любовь», «Опасный возраст» и других. В 1968 году Ширвиндт перешёл работать в театр на Малой Бронной, где главными его спектаклями были «Ромео и Джульетта», а также «Как вам это понравится». Но уже через два года — в 1970-м — переходит в Московский театр Сатиры, где сначала он стал актёром, а после уже и режиссёром. Именно Театр сатиры стал для артиста вторым домом, в котором он до последнего выходил на сцену. Целая россыпь звёздных ролей была у него в эти годы — «Ревизор», «Горе от ума», «Безумный день», а в 2018-м Ширвиндт сыграл свою последнюю главную роль — пожилого клоуна Петра Зарайского в постановке «Где мы? В 1970-м году на сцене любимого театра он поставил спектакль с другом и коллегой Марком Захаровым «Проснись и пой! А затем из-под его пера выходили «Слишком женатый таксист», «Брависсимо! Эксперты говорят, что расцвет театра пришёлся именно на то время, когда в нём был Ширвиндт. Именно поэтому ему в 2000-м предложили стать худруком, хотя он фактически был им до этого.
В 2015-м Театр Сатиры стал одним из самых посещаемых — за год в нём побывали 2,5 млн зрителей. В 2021-м Александр Анатольевич покинул пост худрука Театра сатиры, когда закончился срок его договора. Но реальная причина была в неважном самочувствии актёра. На общем собрании труппы представили нового худрука Сергея Газарова, президентом избрали Ширвиндта. Кино в жизни Александра Ширвиндта Дебют актёра в кино состоялся в 1956 году в комедии «Она вас любит», где он сыграл эпизодическую роль.
Очень больно, когда уходят такие люди, люди кино и театра нашего поколения", - вторит коллегам народная артистка России Лия Ахеджакова. Вся моя жизнь, а не только какие-то фрагменты, связана с Державиным, Мироновым, Гердтом. Для меня это личная трагедия. То, что они уходят. Часть моей жизни, моей биографии", - говорит Ширвиндт.
Память. «С Державиным невозможно было поссориться»
Актер незадолго до смерти рассказывал близким, что страдает от того, что из жизни ушло много его друзей. Среди них он называл Михаила Державина и Марка Захарова, которые часто ему снятся. Все мои перемерли. Снаряды все чаще рядом со мной взрываются, но я пока цел, — говорил актер.
Никого не было, кроме армии тараканов. Мы обсуждали, что крысы умные, но тараканы ещё умнее. Крыс в бане не бывает, они париться не могут, а тараканы бегали вокруг нас и ещё, как будто им было мало пара, орали: "Поддайте! Я сел между двумя Михал Михалычами и загадал желание, чтобы нам через 50 лет встретиться и попариться. И мы ржали: как это может быть — 50 лет? Прошло 50 лет. Обоих нет". Про разговоры с друзьями по ночам "Я в меру сентиментален.
У меня — цинично-ироничная маска, придуманная давно, чтобы никто не лез в душу. С ушедшими друзьями приходится говорить во снах. И очень много снится неожиданных встреч. Ночью есть с кем поговорить. Марк Захаров недавно журил меня за какие-то последние дела. Сейчас сны стали очень длинными — не потому, что я много сплю, а потому, что сразу начинает что-то сниться. Или эта многосерийность — дурная заразительность от телевизора. Раньше, когда я ещё служил артистом, мне часто снились разные сюжеты, связанные с театром.
Например, выталкивают меня на сцену — сыграть вместо какого-то непришедшего актера в спектакле, которого я даже не видел. Стою на сцене с партнёрами, почему-то Сережа Юрский сидит в кресле и что-то мне говорит. У меня — холодный пот. Пока не проснулся и не вздохнул".
Вместе с Сашей учился Сергей Хрущов.
Параллельно он учился в музыкальной школе. Но музыка была далеко от его призвания. Александр сильно любил танцы. Он занимался балетом, полонезом и падеграсом. Высшее образование Александр получил в Щукинском театральном училище. Ширвиндт зарекомендовал себя еще с первого курса.
Все учителя видели в Саше талант и пророчили ему будущее великого актера. Закончил актер училище с красным дипломом. После окончания учебы Саша пошел работать на «Мосфильм». Там он впервые сыграл второстепенную роль в кинофильме «Она Вас любит». На полученный гонорар Ширвиндт купил себе первое авто «Победу». Дальше Александр работал в различных театрах.
Он дебютировал на каждом спектакле.
Жены - Роксана Бабаян с 1980 г. Детство Миша родился в Москве 15 июня 1936 года. Его папа, Михаил Степанович Державин, 1903 года рождения, актёр, больше двадцати лет служил в театре имени Евгения Вахтангова. Снимался во многих кинофильмах, самые известные из которых «Дело Артамоновых», «Великий перелом», «Сталинградская битва». Мама, Ираида Ивановна Державина, 1916 года рождения, занималась воспитанием детей. У Миши ещё две сестры — старшая Анна и младшая Татьяна. Детские годы актёр считает самой лучшей и счастливой порой в своей жизни. Семья проживала на знаменитой московской улице Вахтангова, которая казалась тогда маленькому мальчику каким-то микромиром со своими кинотеатрами, архитектурными памятниками, театрами и музеями. Знаменитые папины коллеги из театра жили в том же доме, что и Державины, часто бывали у них в гостях и со многими Миша познакомился, будучи ещё совсем ребёнком.
Самым ярким впечатлением из детства в памяти Михаила осталась эвакуация. Театр имени Вахтангова в 1941 году эвакуировали в Сибирь, в город Омск. Мама тогда находилась в положении, вот-вот должна была появиться на свет сестрёнка Танечка. В Омск добирались долго, по пути делали несколько затяжных остановок, одна из которых была в городе Балахна на живописном берегу Волги. Там их поселили в школе, и маленький Михаил мастерил из старых географических карт театральные кулисы и декорации. Наверное, тяга к театру была у него врождённой. Потом семья всё-таки доехала до Омска, к этому времени уже родилась младшая сестра. Здесь был старый театр, в котором ставили спектакли эвакуированные из Москвы артисты. Михаил с утра до вечера пропадал за театральными кулисами, наблюдая за репетициями и потрясающими вахтанговскими постановками. В местную больницу привозили много раненых солдат с фронта, а артисты театра давали для них представления.
Во время одного из таких выступлений пятилетнего Мишу водрузили на деревянную табуретку и объявили: «А сейчас Михаил Державин прочитает для вас монолог фельдмаршала Кутузова». Эту роль в театре играл отец Миши, поэтому мальчик знал текст наизусть. До сих пор он чётко представляет перед своими глазами ту картину: множество раненых, у которых перебинтованы головы, руки и ноги. А когда мальчик произнёс последние слова: «Враг будет побеждён! Школьные годы Из эвакуации Державины вернулись в Москву, в свой родной дом, на свою любимую улицу. Здесь по-прежнему проживало много актёров, музыкантов и художников. А в пятнадцати метрах от подъезда располагалось театральное училище имени Щукина. Поэтому у Миши и его дворовых друзей было тогда одно занятие — театр.
«ВОТ КАК НАДО ИГРАТЬ!»
- Одинокий Александр Ширвиндт молча скорбит на сцене об уходе друга Державина
- «Захотел успеть обнять тех, кто остался». Последние высказывания Ширвиндта | Аргументы и Факты
- В 15 лет встретил любовь всей жизни... Не стало Александра Ширвиндта
- Курсы валюты:
«Плеяда практически исчерпана». Политики и деятели культуры вспоминают Ширвиндта
Близким другом Державина был отец Михаила Ширвиндта. Он является художественным руководителем Театра сатиры в Москве. Михаи́л Миха́йлович Держа́вин — советский и российский актёр театра и кино, телеведущий, артист Московского академического театра сатиры (1967—2018); народный артист РСФСР. Известный актер Александр Ширвиндт потерял хорошего друга Михаила Державина. Историю о друзьях-путешественниках и их удалых приключениях, помимо Державина, с блеском воплотили его друзья и коллеги Андрей Миронов и Александр Ширвиндт.
«Мне Державин снится»: Ширвиндт перед смертью признался, кто зовет его на тот свет
Очень больно, когда уходят такие люди, люди кино и театра нашего поколения", - вторит коллегам народная артистка России Лия Ахеджакова. Вся моя жизнь, а не только какие-то фрагменты, связана с Державиным, Мироновым, Гердтом. Для меня это личная трагедия. То, что они уходят. Часть моей жизни, моей биографии", - говорит Ширвиндт.
Слово за слово, гример заинтересовался и как бы невзначай спросил артистов, что же они не поделили. И услышал — под страшным секретом!
Конечно, гример захотел узнать, где же дают такое добро. Мы продиктовали ему адрес. Через 10 минут уже вся труппа знала, где можно затовариться замшевой контрабандой. Но, когда покупатели на перекладных прибыли на место назначения, выяснилось, что магазин там действительно имеется, но продают в нем не заграничные пиджаки, а… керосин. Часто отдыхали с женами, Шурка брал и внуков в астраханские места — там можно было совершенно спокойно всей семьей прожить на одной только рыбе. Под Астраханью мы все жили в палатках.
Вместо электричества использовали свечки или керосиновые лампы. Шура иногда забывал погасить свою лампу, и на свет в палатку собирался рой всевозможных насекомых. А следом в палатку заползали огромные жабы, ящерицы, чтобы полакомиться этим налетевшим разнообразием. На Шурку же прыгала одна большущая лягушка. Он называл ее Розой. Мы все тоже были с ней знакомы.
Шура ее никогда не обижал. Мы там жили две недели, и она приходила почти каждый день, потому что понимала: Александр Анатольевич ее накормит. Шурка с ней очень дружил. Если она у него засыпала на груди, он просыпался, брал фонарик и шел к речке, чтобы выпустить Розу на волю. Говорит Александр Анатольевич Ширвиндт, актер театра и кино, театральный режиссер и драматург, народный артист РСФСР, художественный руководитель Московского академического театра сатиры: «Я мог бы целую книгу о Державине написать самостоятельно, но так как он уже пишет сам, да еще и помогают такие опытные, антисклеротические члены семьи, как Роксаночка и сестра Аня, а также дети, внуки и племянники, я вынужден быть очень аскетичным в своих высказываниях. Хотя это невероятно сложно.
Дело в том, что наша совместная с Державиным биография уже зашкаливает за 70 лет это устрашающие сроки! Конкретно же здесь и сейчас я хотел бы выразить одну очень важную для меня эмоцию. Всю жизнь, где бы мы с Мишей ни были — на эстраде, в театре, в кино, в капустниках, в застолье, на рыбалке, среди друзей или среди врагов, среди чиновников или среди президентов… — всю жизнь так или иначе Михал Михалыч всерьез или в шутку, акцентированно или походя утверждал, что именно он из нас двоих — молодой. Он никогда не забывал невзначай напомнить окружающим, что младше меня на два года. И вот эта самая история, что он молодой, а я старый, длилась 70 лет. Слава богу, сейчас, когда ему исполнилось 80, он перестал быть молодым, а стал моим ровесником.
И теперь из этой вечной сноски о том, что он молодой, а я старый, как-то выветрился смысл. Мы сравнялись. Никакого преимущества у Державина передо мной в молодцеватости, голубоглазости, обаянии юношеской неискушенности и желторотости не стало. Теперь я счастлив, потому что пребывать все время под гнетом опытности, «старчества» при молодом партнере, практически пацане, всегда было очень трудно. И чревато комплексами. Ну еще бы!
С детства человек орал, что он молодой, а я старый — вот и созрело у меня такое «благодарственное посвящение» для книги мемуаров наконец-то зрелого и умудренного автора. Благодарю тебя, Миша, за то, что ты наконец достиг моего возраста! А если серьезно, то и поступали в Щуку, и ее заканчивали, и начинали работать в театре мы почти одновременно, вот с этим гандикапом в два года. В юности это действительно значительный отрыв. Когда ты на первом курсе, а он в девятом классе, то он действительно говно, а ты человек. В институте, когда я на третьем курсе, а он на первом, диспозиция опять же не меняется — я человек, а он говно.
Когда ты уже играешь в Ленкоме, а он все еще чему-то учится, та же конфигурация фигур. И так, казалось бы, будет всю жизнь. Но постепенно, с годами, когда мы стали выходить вместе на сцену, театральную или эстрадную, на съемочную площадку, этот гандикап несколько перевернулся в его пользу, он получил законную возможность даже бравировать своим юниорством, расцветом сил и необстрелянностью, а позже моложавостью. Еще попозже этот гандикап начал таять, в общем-то, уже 57 лет тебе или 55, значения не имеет, но Михал Михалыч в те времена этого еще не признавал, упорно цепляясь за свою молодость. Но теперь все-таки мы, очевидно, сравнялись хотя не убежден, что это столь же очевидно для него. Теперь все зависит только от того, кто первым добежит, первым допьет свою пол-литру.
Теперь это соревнование на равных! У нас всегда был свой мини-театр — он да я. Этот театр прожил так долго, потому что мы с Мишей вовремя догадались, что в нем должно быть все дифференцированно. Я был худрук и режиссер, а он артист и парторг. Я об этом писал уже в книге «Былое без дум» правда, чуть иначе. Насколько знаю, фрагмент из нее о Державине будет здесь использован, но, думается, подобные повторы у зрителя, который в данном случае чудесно перевоплощается в читателя, не вызовут нареканий.
Ходят же люди по нескольку раз на полюбившийся спектакль, значит, будут не против и прочесть различные литературные интерпретации одного и того же события. Мы репетировали и придумывали сценки всюду, при каждом удобном случае Еще одна особенность нашего мини-театра в том, что мы в нем работали на равных, не было никакого перетягивания юмористического каната. Как это нередко случается между партнерами и в театре, и на эстраде. Судьбы большинства дуэтов подозрительны и зачастую трагичны. Было множество дуэтов «жена — муж», множество дуэтов конферансных, множество эстрадных куплетистов… Как правило, это бесконечное существование вдвоем, нос в нос, чревато накоплением взаимного раздражения, усталости и тому подобное. В этом плане нам дарован был какой-то воздух — мы не круглыми сутками отирались друг о друга.
У нас был театр, в нем отдельные спектакли, отдельные роли. Было кино, разводящее по разным съемочным площадкам. В конце концов, у нас были отдельные семьи, отдельные дети тоже не всякий дуэт может этим похвастаться. Так что длительное пребывание «нос в нос» никогда не перерастало в какую-то дурную бесконечность. Ведь отчего так трудно взаимоотношаются великие шахматисты? Публика часто винит в этом их «плохие характеры», звездную капризность, болезненное чувство соперничества в борьбе за пьедестал.
На самом же деле, если сутками сидеть в 30 см друг от друга, при самых ангельских характерах можно осатанеть. Слава богу, у нас с Мишей был необходимый воздух. Этим и объясняется такое творческое долголетие нашего дуэта. Повлияло здесь и то, что так называемых «масок» рыжий-черный, трус-балбес и так далее в нашем мини-театре не было. При всей кажущейся простоте мизансцен мы старались рисовать и думается, не без успеха психологически точные, реалистичные портреты наших современников, живых людей, за словами, жестами и общим состоянием которых угадывались судьбы. Как ни странно, это всегда работало на юмор.
Зритель узнавал в наших героях себя или своих знакомых, видел сходство ситуации на сцене с той или иной ситуацией в жизни… и вдруг начинал хохотать. Нам ведь мало кто писал. В основном то, что мы показывали, рождалось как импровизация — на бегу, в застолье, по дороге на гастроли, на рыбалку… Конечно, все наши спонтанные озарения бывали запомнены, даже записаны и тщательно отрепетированы. Но именно то, что вся эта «лабуда» изготавливалась нами лично, приводило к тому, что органика нашего дуэта была незаемная, предельно своя. Наверное, мы не достигли бы той естественности и раскрепощенности, которые столь ценит зритель во все времена, если бы просто выучивали наизусть и репетировали текст какого-то пусть даже большого сатирика. Конечно, в пользу нашего дуэта играл и тот факт, что мы полюсно противоположны по фактуре.
Это помогает создавать необходимое напряжение, «разность потенциалов» на сцене. Даже не прямой голливудский конфликт, а вещицы потоньше. Михаил Державин на зависть разноплановый актер. Как худрук и режиссер нашего мини-театра, я мог извлечь из этого «материала» буквально все. У зрителя, знавшего Мишу в основном по киноролям, порой складывалось впечатление его совершенно определенного амплуа — голубоглазого западного аристократа, этакого красавца-педанта. Это далеко не так.
В нем было все!.. Порою это подтверждала сама жизнь. Однажды во время гастролей Театра сатиры в Израиле к нему подошла одна старая еврейка и сказала: «Скажите, Дэржавин, вы случайно не еврэй? Так что в нем было все. Кстати, после этого случая многие в коллективе нашего театра начали посматривать на Мишу как-то… чуть иначе. Мне давно было ясно, что социально-типажный подход советского кино очень обеднил Мишину фильмографию.
Ведь он мог стать просто нашим Аленом Делоном. Но требовались иные типажи по крайней мере на роли главных героев — в 50-е нужны были Рыбников, Белов, Юматов на роли рабочих парнишек, в 60-е — Смоктуновский, Баталов, Лазарев на роли интеллектуалов-физиков… Державин не вписывался ни в каких «кубанских казаков», что бы они там ни оседлали — племенных рысаков, атомное ядро или монтажниц-высотниц. Уже, так сказать, под занавес появился режиссер Анатолий Эйрамджан. Вот он начал снимать Мишу много, да все в главных ролях, стал буквально Мишиным домашним режиссером, зачастую в его фильмах появлялась и Роксаночка. Эти кинокомедии зритель помнит до сих пор — это и «Бабник» где мы играли с Мишей вместе , и «Импотент», и «Моя морячка», и «Жених из Майами», и многие другие. Теперь уже не вспомнить, где это было?
В каком городе гостиница «Малахит»? Помню, меня все спрашивали: «А почему вы не снялись за компанию с Державиным после «Бабника» и в «Импотенте»? Старый бабник и начинающий импотент — это практически одна и та же фигура». К счастью, наши «Трое в лодке, не считая собаки» удались на славу. Там у нас был даже не дуэт, а терцет, или трио. Солировал наш замечательный друг Андрюша Миронов.
Один из секретов успеха этого фильма, я думаю, в том, что режиссер Наум Бирман предоставил нам полную свободу импровизации. Он понял, что нас можно смело «отпустить», ведь у нас были уже сыгранные в сценических дуэтах пары — у Миши со мной, у меня с Андреем. И с московской сцены на берег Немана по сюжету Темзы телепортировались те самые раскрепощенность, чувство партнера, общее в нюансах и оттенках для всех троих чувство юмора… Сейчас я понимаю, что на славу нашего дуэта с Мишей работал и тот простой факт, что в советские времена подача юмора на телевидение осуществлялась очень порционно тем более мы старались держать марку! Это сегодня — «во всех подворотнях». Казалось бы, нынешним молодым сатирикам и юмористам можно только позавидовать! Полное отсутствие цензуры!
Но оказалось, вседозволенность хуже любых цензурных рамок. Когда человеку без вкуса, без элементарной художественной грамоты, но с полным набором пошлостей все разрешено… начинается кошмар. Это уже не «свободное творчество», не «антицензура», это не творчество вообще. Это антиискусство. Что касается партнерства на сцене Театра сатиры, мы тоже немало там сыграли с Мишей вместе. При этом он просто не способен врать на сцене!
Ни в чем! При всей его острохарактерности.
Прошло два месяца, а немолодой артист продолжает грустить по ушедшему другу. Они были знакомы с самого рождения.
Артист тяжело переносит его смерть. Напомним, что Михаил Державин — известный российский артист. Скончался он в январе 2018-го вследствие затяжной болезни. Александр Ширвиндт: детство и юность артиста В июле 1934 года на свет появился будущий известный артист Александр Ширвиндт.
Отец его был музыкантом, играл на скрипке, а также выступал с оркестром в Большом театре. Мать Саши работала в филармонии в Москве. Она составляла концертные программы. Часто маленький Саша проводил время у бабушки, пока его родители были на гастролях.
Младшие классы в школе он закончил в Чердыне. Потом переехал в Москву, Там закончил школу, куда приходили учиться лишь дети аристократов. Вместе с Сашей учился Сергей Хрущов. Параллельно он учился в музыкальной школе.
Накануне, российский актер Александр Олешко разместил в своем аккаунте в Instagram фотографию Александра Ширвиндта, которое растрогало интернет-пользователей. Он одиноко стоит на сцене перед пустым залом. В 11:00.
Ширвиндт считает, что его дружба с Державиным достойна книги рекордов
Александр Ширвиндт скорбит по ушедшему другу Михаилу Державину | Сюжет Умер народный артист России Александр Ширвиндт. |
«Прощайте, дорогой лорд-канцлер» — памяти Александра Ширвиндта | На 90-м году жизни скончался народный артист России, театральный режиссер и президент Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт. |
Светлая память Михаилу Державину | Руководитель театра Александр Ширвиндт, бывший близким другом скончавшегося актера, во время церемонии прощания обратился к нему со сцены театра и заявил, что их 72-летняя дружба достойна Книги рекордов Гиннесса. |
«Мне Державин снится»: Ширвиндт перед смертью признался, кто зовет его на тот свет | Александр Ширвиндт вспомнил о своем большом друге и коллеге по сцене Михаиле Державине, который скончался в январе 2018 года. |
«Плеяда практически исчерпана». Политики и деятели культуры вспоминают Ширвиндта
Когда тот умер, Державин полностью взял на себя заботу о сестре и ее 9-летнем сыне, став для Миши-младшего вторым отцом. В дружбе Ширвиндта и Державина был третий – известный актёр Андрей Миронов, он и убедил друзей перейти работать в театр Сатиры. Известный отечественный артист Александр Ширвиндт тяжело переживает уход из жизни своего лучшего друга Михаила Державина, скончавшегося 10 января 2018 года на 82-м году жизни. «Хочу силы сохранить до собственных похорон»: Александр Ширвиндт о смерти близких друзей.
Александр Ширвиндт тяжело переживает утрату своего лучшего друга Михаила Державина
Михаил Державин: биография, личная жизнь, фото и видео | Известный актер Александр Ширвиндт потерял хорошего друга Михаила Державина. |
Память. «С Державиным невозможно было поссориться» — Мир новостей | Историю о друзьях-путешественниках и их удалых приключениях, помимо Державина, с блеском воплотили его друзья и коллеги Андрей Миронов и Александр Ширвиндт. |
«До скорого, любимый!» — Александр Ширвиндт простился с Михаилом Державиным | О дружбе длиною в жизнь Александра Ширвиндта и Михаила Державина известно немало. |
От чего умер Михаил Державин: судьба и смерть знаменитого актера | РИА Новости, 15.03.2024. |
«Захотел успеть обнять тех, кто остался». Последние высказывания Ширвиндта
Мы встречались с ним дважды. Два больших телеинтервью для программы «Культурный обмен» на канале ОТР. Первый раз — это было в огромном павильоне на улице Лизы Чайкиной. Там было четыре камеры и, кажется, даже кран, чтобы снимать нас сверху. Второй раз — в крохотной студии в Петровском переулке, похожей на переоборудованную дворницкую. С двумя камерами там было трудно разместиться. На мои извинения и сетования, что, мол, жизнь наша поменялась и студия тоже, АА задумчиво заметил: «Да, там было скромнее, а здесь широко, воздушно». У него был темпоритм и мгновенные реакции заправского конферансье. Минута, прожитая без новой колко-грустной шутки, была пуста и бессмысленна.
Любое интервью с ним — это сеанс нежного иглоукалывания. Невидимые миру иглы и невыплаканные слезы — это и есть Александр Анатольевич Ширвиндт в лучшие свои моменты в кино и на сцене. Соседство хорошее: «Хармс», «Раневская»… — То есть все великие поблизости? И сертификат выдали шикарный. Ты вообще знаешь, как это все устроено? Я узнавал, могу рассказать. Где-то в Ялте есть обсерватория знаменитая. И сидят там, значит, милые в основном девочки в круглых очках, сексуально неиспользованные.
И вместо того, чтобы заниматься прямым делом, смотрят в небо. Смотрят-смотрят и вдруг: ой-ой-ой! Этот самый астероид. И когда решают, что это не туфта, спрашивают эту девочку: «Как бы вы хотели его назвать? Но она не говорит «Вася» или «Петя», или кого-то такого, а зачем-то с недосыпу произносит мое имя. Дальше проверяют, не бандит ли я случайно. Дальше вся эта информация посылается в какие-то еще обсерватории, как минимум еще в три страны, где вообще не знают, что такое Ширвиндт. Тем не менее там тоже проверяют, не террорист ли я, и говорят: «Ну ладно».
И тогда выдают шикарный сертификат, что планета номер такая-то дробь такая-то названа моим именем. Таким образом, считай, что у меня появилась еще одна жилплощадь. Но пока я не спешу там прописаться. Свою неспособность не шутить он называл «эмбриональная тяга к смешному». АА самому могло быть очень даже невесело. Но все вокруг должны помирать от смеха. Иначе он чувствовал себя оскорбленным. И день прожит зря.
Сколько можно». И все-таки дал ему сыграть 9 главных ролей. В своих интервью АА никогда не бряцал ими, как медалями. Но я точно знаю, что они были приколоты у него прямо к сердцу: Тригорин «Чайка» , Феликс «104 страницы про любовь» , Нечаев «Снимается кино» , Людовик «Мольер» , Крестовников «Счастливые дни несчастливого человека» , Герцог «Ромео и Джульетта» … Кажется, что-то еще, ведь я точно запомнил, что этих самых главных ролей в его жизни было девять! Когда я спросил, почему их пути с Эфросом разошлись, он как-то сразу обмяк и погрустнел, как от укола рапирой, к которому не был готов.
Близким другом Державина был отец Михаила Ширвиндта. Он является художественным руководителем Театра сатиры в Москве. Вместе с артистом Александр Ширвиндт выступал с юмористическими номерами начиная с 1957 года, а затем они вели передачу "Утренняя почта".
Михаил также очень близко был с ним знаком. Он рассказал, что вырос в компании друзей родителей. Для меня это личная трагедия — то, что они уходят. Это часть моей жизни, моей биографии», — так прокомментировал он случившееся, сообщает Пятый канал.
Державин и Ширвиндт в постановке «Привет от Цюрупы» Роли в кино В шестидесятые актер много снимался в кино.
Убедительным был Державин и в роли иностранного туриста Квадрачека в комедии «Спасите утопающего», и в образе генерал-майора Василия Тупикова в военной ленте «На Киевском направлении». Михаил Державин в фильме «После бала» Но всенародным любимцем Михаил Михайлович стал после выхода на экраны ЦТ эстрадно-юмористической передачи «Кабачок 13 стульев». Ему досталась роль пана Ведущего, которую Державин играл на протяжении тринадцати лет. Единственный, кто терпеть ее не мог, был художественный руководитель Театра сатиры. Валентин Плучек считал, что для актеров на первом месте должен быть театр и только.
Люди семьями усаживались перед телевизором, когда на экранах появлялись пан Директор Спартак Мишулин , пани Моника Ольга Аросева , пан Профессор Борис Рунге и другие персонажи, во главе с паном Ведущим. В семидесятых годах актер снимался меньше. Историю о друзьях-путешественниках и их удалых приключениях, помимо Державина, с блеском воплотили его друзья и коллеги Андрей Миронов и Александр Ширвиндт. Втроем они настолько достоверно изображали английских джентльменов, попадающих в курьезные ситуации, что фильм пересматривали по несколько раз. В комедии «Моя морячка» Михаил Михайлович мастерски перевоплотился в отдыхающего Гудкова, который едва не довел до нервного срыва двух массовиков-затейников их сыграли Людмила Гурченко и Татьяна Васильева , исполняя каждый день одну и ту же песню о морячке.
Кадр из фильма «Бабник» Владельца фирмы «Фокус-интернешнл» Державин сыграл в комедии «Примадонна Мэри», а в картине Эльдара Рязанова «Старые клячи» появился в образе секретаря горкома партии. С режиссером он также сотрудничал в ремейке фильма «Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя». Михаил Державин в фильме «Карнавальная ночь-2» С наступлением нового тысячелетия Михаил Михайлович снимался в кино гораздо меньше. Его последние роли — сотрудник СВР в комедии «Мексиканский вояж Степаныча» и дядя Миша в музыкальной драме «Криминальный блюз для саксофона». Личная жизнь Михаила Державина После съемок картины «Они были первыми» Державин вернулся в училище на второй курс, тогда как прежние однокурсники уже учились на третьем.
Среди новых товарищей Миша увидел очаровательную девушку и сразу влюбился. При знакомстве оказалось, что Катя — дочь Аркадия Райкина , которого юноша знал задолго до знакомства с возлюбленной. Екатерина Райкина Ей было 19, ему — 21, когда они поженились. Жили в съемной комнате в квартире знакомых, пытались устроить семейное гнездышко. После училища попали в разные театры: репетиции, разный график гастролей, разлука… Как-то незаметно они отдалились друг от друга и спустя два года брака развелись, Катя вскоре вышла замуж за Юрия Яковлева и родила сына Алексея.
Михаил Державин с семьей Райкиных А Державина тем временем познакомили с дочерью легендарного маршала — Ниной Буденной, журналисткой. Их представил друг другу переводчик Никиты Хрущева Виктор Суходрев. Молодые люди понравились друг другу, стали встречаться. Понравился Михаил и будущему тестю. В 1962 году состоялась свадьба, а через год родилась их дочка Маша.
Нина Будённая в молодости Брак продлился 16 лет. Развелись они, по одной версии, из-за измен актера, по другой, из-за того что у Нины появился новый возлюбленный, художник-график Николай Пономарев. Как бы то ни было, харизматичный и обаятельный Михаил действительно не был примерным семьянином. Державин с дочкой Машей Страстными, хотя и недолговечными стали его отношения с молоденькой актрисой Татьяной Васильевой, которая пришла работать в Театр сатиры. Вместе они играли в постановке «У времени в плену», Державин ухаживал красиво: водил девушку на выставки, помогал в карьере, влезал по ночам в окно общежития с цветами.
Татьяна была знакома с мамой Михаила, подружилась с сестрами. Но развития романа не последовало, вскоре актеры расстались, оставшись в приятельских отношениях. С Татьяной Васильевой Третью жену Державину, по его словам, подарило небо. Он знал, что есть такая певица — Роксана Бабаян , слышал ее песни. Но когда увидел ее в самолете, на котором летел с гастролей, понял, что влюбился.
Их чувства оказались настолько сильны, что разводы с прежними супругами оказались неизбежными. Союз оказался прочным и долговечным. Дочь Маша подружилась с мачехой, Роксана помогала ей растить сыновей Петю и Пашу.
Тем не менее у него всё отлично получилось, его похвалили. Придя домой, парень с воодушевлением рассказал маме и сёстрам, как прошёл экзамен.
А на утро в их квартиру позвонили и сказали, чтобы Миша снова пришёл в приёмную комиссию и прочитал всё так же, как вчера. Парень жутко расстроился. Но потом оказалось, что в Москву приехал с гастролями французский театр, и им решили показать, как проходит приём в Щукинское училище. Без отца семье Державиных приходилось очень тяжело, поэтому уже после первого курса Михаил стал подрабатывать. Начинал с массовок на киностудии имени Горького и «Мосфильме», а потом стал получать приглашения на съёмки в кино.
В фильме «Разные судьбы» ему досталась эпизодическая роль комсомольца, выступающего на собрании. А в 1956 году в картине «Они были первыми» режиссёра Юрия Егорова Державин уже играл одного из главных персонажей — гимназиста и поэта Евгения Горовского. Театральная деятельность В 1959 году Державин получил диплом об окончании учёбы в Щукинском училище и сразу же поступил на службу в театр имени Ленинского комсомола. Актёр не скрывает, выбор именно на это театральное заведение был сделан лишь из-за того, что в нём была бронь на службу в армии. В этом театре уже работал актёр Александр Ширвиндт , Державин был знаком с ним ещё с детства, их родители дружили и тесно общались.
В дальнейшем это знакомство переросло в крепкую дружбу и вылилось в неподражаемый творческий дуэт. В 1963 году в театр пришёл работать замечательный советский режиссёр и педагог Анатолий Васильевич Эфрос. Именно при нём в театральной среде Москвы стали греметь такие постановки как: «Снимается кино»; «Вам 22, старики»; «Сто четыре страницы про любовь». Опыт в театре имени Ленинского комсомола под руководством Эфроса Державин считает лучшей школой актёрского мастерства. Особенно ценилась театралами постановка «Опасный возраст», где Михаил играл главную роль — стилягу Бубуса.
Пьеса имела невероятный успех, а Бубус стал для актёра Державина визитной карточкой. В 1965 году Михаил вошёл в труппу театра на Малой Бронной, здесь он выходил на сцену в течение трёх лет. А в 1968 году актёр Андрей Миронов и режиссёр Валентин Плучек переманили Державина в Московский театр сатиры, где он трудится до сих пор. Михаила сразу утвердили на главную роль в постановке «Банкет» по пьесе А. Арканова и Г.
В 1970 году в театр сатиры пришёл работать и Александр Ширвиндт. На сцене Московского театра сатиры Державин сыграл огромное множество ярких запоминающихся ролей: Марсиаль в «Интервенции»; полковник Скалозуб в «Горе от ума»; Медведь в «Обыкновенном чуде; шеф лондонской полиции Браун в «Трёхгрошовой опере»; Тартюф в постановке «Тартюф, или Обманщик»; Епиходов в «Вишнёвом саду»; Роберт Макнамара в спектакле «Бремя решений»; Телятев в «Бешеных деньгах»; Нароков в «Талантах и поклонниках»; генерал Пуркрабек в постановке «Швейк, или Гимн идиотизму». Именно на этих капустниках и сформировался дуэт Державина с Ширвиндтом, сделавший их известными на весь Советский Союз. Особенная популярность пришла к Михаилу с выходом юмористической программы «Кабачок 13 стульев». Идею предложил актёр Александр Белявский, который в то время часто снимался в польских фильмах и видел там, какую силу имеют эстрадные передачи.
Биография Александра Ширвиндта
- Телеведущий Иван Ургант:
- На 82-м году жизни скончался актёр Михаил Державин
- «У человека пробег не скрутишь»
- Глава шестая Держаширвинтов
- Михаил Владимиров: «Узнав, что Державин женится, Ширвиндт потребовал устроить смотрины невесты»
- Александр Ширвиндт тяжело переживает утрату своего лучшего друга Михаила Державина
Михаил Державин
Дружба Державина и Ширвиндта продлилась 72 года и завершилась лишь со смертью Михаила Михайловича. Михаил Державин скончался 10 января на 82-м году жизни в результате тяжелой болезни. Любимец советских и российских зрителей скончался после продолжительной тяжелой болезни в возрасте 81 года – Самые лучшие и интересные новости по теме: #театры, Ynews, Державин на развлекательном портале В этом театре уже работал актёр Александр Ширвиндт, Державин был знаком с ним ещё с детства, их родители дружили и тесно общались. По словам звезды советского и российского кино Александра Ширвиндта, их дружба с Державиным ничем не омрачалась на протяжении 72 лет. Дружба Державина и Ширвиндта продлилась 72 года и завершилась лишь со смертью Михаила Михайловича.
Причина смерти Михаила Державина
Народный артист РСФСР Михаил Державин умер в 85 лет после продолжительной болезни. Известный актер Александр Ширвиндт потерял хорошего друга Михаила Державина. Актер Михаил Державин скончался на 82-м году жизни, об этом стало известно 10 января. Михаил Державин скончался на 82-м году жизни после тяжелой, продолжительной болезни.
Александр Ширвиндт скорбит по ушедшему другу Михаилу Державину
Михаил Державин и Александр Ширвиндт. /. На 90-м году жизни скончался народный артист России, театральный режиссер и президент Московского академического театра сатиры Александр Ширвиндт. Заключение – причиной смерти Державина Михаила стала ишемическая болезнь сердца. разлучила их только смерть МихМиха (так ласково называл товарища Ширвиндт). Через три года в училище поступил и Саша Ширвиндт — друг Державина еще со времени школы. Народный артист РСФСР, актер Александр Ширвиндт рассказал о своей дружбе с актером Михаилом Державиным, который скончался 10 января.