Перед смертью Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался сообщениями с императором Николаем I. Посредниками были В. А. Жуковский — поэт, на тот момент воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II, и Н. Ф. Арендт. 10 февраля — день памяти Александра Сергеевича Пушкина: как погиб великий поэт. Всем известно, что русский поэт Александр Сергеевич Пушкин умер в результате ранения на дуэли с кавалергардом Жоржем Шарлем Дантесом. Пушкин Александр Сергеевич [26.5(6.6).1799, Москва – 29.1(10.2).1837, Cанкт-Петербург], русский поэт, драматург, прозаик, историк, литературный критик и журналист. Кончина Александра Пушкина в расцвете сил, в возрасте 37 лет, произошла из-за дуэли с французским офицером Жоржем Дантесом, который ухаживал за женой поэта Натальей Гончаровой.
К 185-летию со дня трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина
Именно там его застало известие о восстании декабристов, в котором участвовали многие друзья поэта, и об их казни. Николай I вызвал писателя в Москву в 1826 году обещая покровительство. Но свобода, предоставленная царем оказалась недолгой. Уже в 1828 году вышло постановление Государственного совета о надзоре над Пушкиным. Через два года поэт посватался к Наталье Гончаровой. Перед женитьбой уехал в имение в Болдино, где вынужден задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве называют Болдинской осенью, когда из-под пера поэта вышло много поэтических шедевров: «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель», «Скупой рыцарь», «Пир во время чумы». В 1831 году Пушкин женился и переехал в Санкт-Петербург. В эти годы много работал в архивах, писал произведения на исторические темы: «Дубровский», «Капитанская дочка», «История Пугачева». Много общался с Белинским, Гоголем. Александр Сергеевич 8 февраля 1837 года стрелялся на дуэли с Дантесом.
Роковая встреча противников состоялась на Черной речке.
Он легко ранил Дантеса в правую руку, а затем потерял сознание от кровопотери… Его на руках перенесли в извозчичьи сани, затем у Комендантской дачи пересадили в карету, которую послал на место дуэли Геккерн, и отвезли домой, на набережную Мойки, 12. Смерть поэта. В последующие дни кровотечение из раны не прекращалось. Пушкин испытывал жажду, тошноту, нарастали боли в области живота. Пульс был слабым. Его бросало то в жар, то в холод, он периодически впадал в состояние забытья. Спасти раненого пытались лучшие петербургские врачи во главе с императорским лейб-медиком Н. Арендтом, но, как мы знаем, их попытки были напрасными.
Через два дня после дуэли, 29 января 1837 года, больному стало трудно дышать, появились галлюцинации. Но сознание оставалось относительно ясным. Арендт не стал скрывать от Пушкина его состояния. Поэт попрощался с женой и детьми, послал за священником… В 14:45 наступила смерть. В момент кончины Пушкина в его доме были остановлены часы.
Фабула «романа в стихах» развёртывается в исключительно сложном пространстве отступлений, прямо или косвенно характеризующих современный Пушкину светский, усадебный, частный дворянский быт, а также историю русской и европейских литератур. Летом 1824 г. Пушкин был отставлен от службы и выслан под надзор в имение своего отца — село Михайловское Опочецкого уезда Псковской губернии ныне Пушкинский заповедник. В числе причин этого решения обычно называются его увлечение женой Воронцова Елизаветой Ксаверьевной 1792—1880 , которой посвящены стихотворения «Сожжённое письмо» 1825, опубликовано в 1826 и «Храни меня, мой талисман... В Михайловском 1824—1826 В Михайловском, куда Пушкин приехал 9 21 августа 1824 г. Встреча с семьёй, обеспокоенной известием о высылке Пушкина из Одессы, оказалась омрачена ссорой с отцом, после которой поэт остался в родовом имении в одиночестве. В числе его немногочисленных знакомых в это время — настоятель Святогорского Успенского монастыря Иона 1759 — около 1827; предположительно, прототип Пимена в «Борисе Годунове» , священник храма Воскресения Христова в селе Воронич Илларион Раевский 1786—1858 , в котором 7 19 апреля 1825 г. Пушкин заказал «обедню за упокой души» Байрона, а также архиепископ Псковский Евгений Казанцев , упоминание о встрече с которым содержится в рассказе неизвестного лица, зафиксированном П. Бартеневым в 1851—1860 гг. Общался Пушкин и с митрополитом Евгением Болховитиновым , его нелицеприятный отзыв о поэте содержится в письме к И. Снегирёву от 15 февраля 1837 г. Он был хороший стихотворец; но худой сын, родственник и гражданин. Я его знал во Пскове, где его фамилия» Снегирёв И. Старина Русской земли. Санкт-Петербург, 1871. Михайловское уединение скрашивали частые поездки в соседнее Тригорское, имение семьи Осиповых-Вульф ныне музей-усадьба в составе Пушкинского заповедника. Осиповой 1781—1859 Пушкин посвятил «Подражания Корану» 1824, опубликовано в 1826 и стихотворения «Простите, верные дубравы... Её дочери, Е. Автопортрет и три женских профиля. Деревенская жизнь пробудила у А. Пушкина интерес к русскому фольклору, однако в большей мере его досуг заполнило чтение Библии, сочинений по русской истории, произведений У. Шекспира и И. Гёте , с которым поэт вступил в своеобразное творческое состязание в «Подражаниях Корану». Если Гёте, апологетически отзывавшийся о Коране, подчёркивал религиозно-метафизическое значение священной книги мусульман, то Пушкин воспринимал её как выдающееся поэтическое творение, а в вариациях на темы отдельных сур широко использовал церковнославянскую лексику и библеизмы. Основной предмет его литературных размышлений — проблема смысла русской литературной эволюции. В наброске статьи «О поэзии классической и романтической» 1825 он рассматривал классицизм и романтизм как категории, обобщающие историю литературных жанров, связывая с классицизмом формы, известные древним авторам, и относя к романтизму те, которые возникли позднее или претерпели существенные изменения. Полагая, что «истинный классицизм» в России дело будущего, Пушкин со 2-й половины 1820-х гг. Жуковского; в 1923 полностью. Интерес Пушкина к классицизму не означал разрыва с романтизмом, но был симптомом пересмотра его значения: в поэме «Цыганы» тема романтического индивидуализма, неизбежно ассоциировавшаяся с творчеством Байрона, выдвинута как центральная и при этом проблематизирована этически, как и тема свободы «Ты для себя лишь хочешь воли». Вместе с тем проявился скепсис в отношении Ж. Руссо и его последователей: опыт «возвращения» в мир «естественных людей» в «Цыганах» был осмыслен как принципиально невозможный. Трагедия «Борис Годунов» мыслилась Пушкиным как романтическая, поскольку представляла собой результат глубокого переосмысления формы классицистической трагедии демонстративное нарушение требований единства времени и места, чередование стихотворных фрагментов с прозаическими, допущение просторечий и т. В ней Пушкин выступил как единомышленник Н. Карамзина, всегда стремившегося подчеркнуть ответственность аристократии за судьбу государства: народное мнение предстаёт как объект манипуляций, движущей силой событий оказывается провидение — Божий суд. Вместе с тем в «Борисе Годунове» Пушкин впервые обратился к теме внешней угрозы существованию российского государства; в дальнейшем эта тема в различных её аспектах нашла продолжение в «Полтаве», политических одах 1831 г. Раздумья Пушкина о своей судьбе были связаны с темой выбора между гражданским поприщем и сознательным самоустранением с политической сцены ради творчества; в стихотворении «19 октября» 1825, опубликовано в 1827 эта тема рассматривается в связи с воспоминаниями о лицее и лицейских друзьях, в исторической элегии «Андрей Шенье» 1825, опубликована с цензурными сокращениями, в 1880 полностью — в связи с размышлениями о революционном терроре, жертвой которого стал А. Шенье , чья участь мыслилась Пушкиным как возможный прообраз его собственной в случае победы революции в России. Книга имела успех; тираж разошёлся в течение 2 месяцев; на её читательское восприятие оказало влияние восстание на Сенатской площади 1825 г. Вооружённое выступление декабристов, следствие и суд над ними Пушкин воспринял двойственно. С одной стороны, лично зная многих участников восстания, он относился к ним сочувственно в первую очередь к И. Пущину и В. Кюхельбекеру, которых до конца жизни считал друзьями , участвовал в альманахе «Полярная звезда» , далёком от политики, но издававшемся «государственными преступниками» А. Бестужевым и К. Рылеевым ; неслучайно в нескольких его позднейших стихотворениях возникала тема «милости к падшим»: «Пир Петра I» 1835, опубликовано в 1836. С другой стороны, Пушкин не верил в революцию в России, а поскольку ни прямо, ни косвенно не участвовал в подготовке восстания на Сенатской площади, надеялся на освобождение из ссылки. Оно состоялось в ночь с 3 15 на 4 16 сентября 1826 г. В Москве 1826—1827 8 20 сентября 1826 г. Как выяснилось впоследствии, эта милость не в полной мере оградила Пушкина от цензуры: трагедия «Борис Годунов» была разрешена к печати далеко не сразу; «Медный всадник» потребовал поправок и при жизни автора не был напечатан. Страница из журнала «Московский вестник». Государственный музей А. Примирение с властью поэт воспринял с энтузиазмом; он был искренне благодарен императору и посвятил ему стихотворения «Стансы» 1826, опубликовано в 1828 , «Друзьям» 1828, опубликовано в 1857 , «Герой» 1830, опубликовано в 1831. По поручению Николая I написал «Записку о народном воспитании» 1826, опубликована в 1872 , в которой говорил о необходимости пересмотра всей системы образования дворянства, с тем чтобы оно могло «служить отечеству верою и правдою». Осень 1826 г. Успех, однако, был омрачён: когда в либеральном Английском клубе Пушкин провозгласил тост за нового государя, это было воспринято как конформистское отступничество от прежнего свободолюбия и вызов оппозиционными кругами, воспринимавшими поэта через призму таких его произведений, как «Вольность» и «Кинжал». К маю 1827 г. Сотрудничал с «Московским вестником» с момента его основания; поместил в нём сцену из трагедии «Борис Годунов», оду «Пророк» 1826, опубликована в 1828 и связанное с ней стихотворение «Поэт» 1827 , отрывок из поэмы «Граф Нулин» 1825, опубликовано полностью в 1827 , отрывки из «Евгения Онегина» и др. Однако постепенно дистанцировался от журнала, не испытывая ни почтения к философии немецкого идеализма, ни сочувствия к решению М. Погодина напечатать критический разбор «Истории государства российского» Н. Со 2-й половины 1820-х гг. Пушкин всё чаще обращался к религиозной тематике: ода «Пророк» 1826, опубликована в 1828 , элегия «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» 1829, опубликована в 1830 ; стихотворения «Воспоминания в Царском Селе» 1829, опубликовано в 1854 ; «Отцы пустынники и жены непорочны» 1836, опубликовано в 1837 , «Мирская власть» 1836, опубликовано в 1856 и др. Религиозная поэзия Пушкина — опыт создания нового «библейского стиля». Образы представителей духовного сословия в творчестве Пушкина претерпевают существенную эволюцию — от предающегося земным радостям монаха в «Монахе» до строгого священника, требующего почтительного отношения к смерти и напоминающего о жертве Христа в «Пире во время чумы» 1830, опубликовано в 1831. В Санкт-Петербурге 1827—1837 Начиная с 1828 г. Пушкина усиливаются мотивы недовольства жизнью «Воспоминание», 1828 , отчаяния и разуверения в ценности существования, не находящего духовной опоры. Наиболее полно эти настроения отразились в элегии «Дар напрасный, дар случайный» 1828 , на которую митрополит Филарет откликнулся полемическим стихотворением «Не напрасно, не случайно…». Не позднее весны 1828 г. В «Истории пугачёвского бунта» учёл переданную им в рукописи книгу «Историческое обозрение ойратов, или калмыков, с 15 в. В мае — августе 1829 г. Ермолова , Воронеж, Новочеркасск, Георгиевск приехал во Владикавказ, откуда отправился в Тифлис, где дожидался разрешения отправиться в действующую армию. Под Карсом представился главнокомандующему генералу И. Паскевичу , 14 26 июня участвовал в стычке с турками и наблюдал взятие Эрзерума. В частности, Пушкин коснулся проблемы миссионерской деятельности на Кавказе, оценив её перспективы скептически: «Кавказ ожидает христианских миссионеров. Но легче для нашей лености в замену слова живого выливать мёртвые буквы и посылать немые книги людям, не знающим грамоты». Пребывание А. Пушкина в Санкт-Петербурге, куда он вернулся осенью 1829 г. Булгариным , который, пытаясь скомпрометировать «литературных аристократов», писал доносы на поэта, распространял сведения о заискивании Пушкина перед властями и печатал разборы его произведений, констатируя «совершенное падение» пушкинского дарования Северная пчела. Пушкин отвечал эпиграммами и памфлетами, принимал активное участие в «Литературной газете», которая вела борьбу с «Северной пчелой» Булгарина. Идеологической основой противостояния был вопрос об отношениях правительства со «старой» и «новой» аристократией: первая, получавшая свой статус по праву рождения, была способна сохранять независимость и требовать политических прав с ней связывала себя «Литературная газета» ; вторая, выдвинувшаяся в ходе реформ Петра I , получила свой статус от власти и в силу этого оставалась полностью от неё зависимой. Острота конфликта засвидетельствована памфлетом Ф. Булгарина «Второе письмо из Карлова на Каменный остров» 1830 с упоминанием о «поэте-мулате», предок которого был «негритянский принц», купленный шкипером «за бутылку рома», и рядом пушкинских произведений, в том числе статьёй «О записках Видока» 1830 , в которой прямо указывалось на «полицейские» связи Булгарина, стихотворением «Моя родословная» 1830, опубликовано в 1846, частично; в 1880 полностью. Кроме того, вопрос о положении «старого» дворянства подробно обсуждался Пушкиным в напечатанной в «Литературной газете» заметке «Новые выходки противу так называемой литературной нашей аристократии…» 1830 , в которой стратегия Булгарина и его покровителей в политической полиции соотносилась с эпохой революционного террора во Франции , в незаконченной поэме «Езерский» 1833, опубликовано в 1855 и отразился в том числе в романе «Дубровский» 1833 , очерке «Путешествие из Москвы в Петербург» 1835, опубликовано в 1841, частично; в 1880 полностью и поэме «Медный всадник». В обращённом к Н. Юсупову послании «К вельможе» 1830 набросал идеальный образ аристократической культуры предреволюционной Европы. Эти стихи вызвали полемику; многие усмотрели в них не оппозицию революции и демократическому движению, а желание угождать сильным мира. Эта точка зрения упрочилась осенью 1831 г. Эти стихи резко осудили П. Вяземский и Н. Среди немногих, кто открыто выступил на стороне поэта, был П. Толки об «искательстве» Пушкина обобщил польский поэт А. Мицкевич в стихотворениях «Памятник Петру Великому» и «Русским друзьям» оба 1832. Пушкин ответил Мицкевичу в стихотворении «Он между нами жил... Первая Болдинская осень: 31 августа 12 сентября — 5 17 декабря 1830 г. Осень 1830 г. Пушкин провёл в родовом имении Большое Болдино Лукояновский уезд, Нижегородская губерния; ныне Большеболдинский район, Нижегородская область , куда выехал 1 13 сентября для вступления во владение частью родового имения — селом Кистенёво там же , которое отец выделил ему накануне женитьбы, и где задержался до конца ноября из-за холерных карантинов. В это время он завершил работу над основным текстом «Евгения Онегина», написал «Сказку о попе и о работнике его Балде» опубликована в 1840 с цензурной правкой Жуковского , прозаическую «Историю села Горюхина» не завершена; опубликована в 1837 , поэму «Домик в Коломне» опубликована в 1833 , около 30 лирических стихотворений, среди которых «Элегия» «Безумных лет угасшее веселье…», опубликовано в 1834 , «Бесы» опубликовано в 1831 , «Поэту» «Поэт! Не дорожи любовию народной», опубликовано в 1830 , «Румяный критик мой…» опубликовано в 1841 , «Что в имени тебе моём? Попыткой пересмотра всей традиции новой русской прозы стал цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» опубликован в 1831 , объединивший повести «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель» с упоминанием притчи о блудном сыне и «Барышня-крестьянка», в которых Пушкин противопоставил насыщенной перифразами, иносказаниями, почерпнутыми из лирики метафорами и сравнениями прозе Н. Карамзина, В. Жуковского, А. Бестужева лаконизм и простоту выражения. Непривычной или непонятной современникам оказалась сюжетная техника «Повестей Белкина»: в каждой из пяти повестей осуществлялось резкое переключение сюжета из трагического плана в игровой сюжет кровавой мести оборачивается отказом от неё, фатальным образом разлучённые влюблённые соединяются, страшный сон с мертвецами оборачивается возвращением в обыденность, девушка, увезённая от отца, оказывается счастлива со своим «похитителем», враждующие семьи, к которым принадлежат влюблённые, случайным образом примиряются , который, в свою очередь, нередко осложнялся за счёт демонстрации драматической двусмысленности некоторых счастливых развязок моральное поражение героя-рассказчика «Выстрела», смерть Самсона Вырина. В основе литературной игры, затронувшей весь цикл повестей с этими благополучными финалами, сюжетная модель, выдвинутая Жуковским в «Светлане» 1812, опубликована в 1813 и базирующаяся на мотиве ожидаемой «ужасной» развязки, неожиданно оборачивающейся «благополучной» «Здесь несчастье лживый сон, счастье — пробужденье». Под пером Пушкина проза обогащалась новыми жанровыми ассоциациями: бытовой, исторический или литературный анекдот входили в неё вместе с элементами традиционных новеллы и романа, а ироническое переосмысление банальных или предсказуемых сюжетных решений сочеталось с поэтизацией дворянской жизни, которая, как и в романе «Евгений Онегин», мыслилась одновременно печальной и забавной, полной предрассудков и простодушия, легкомыслия и серьёзности, поэзии и прозы. Наконец, в Болдине написаны «драматические сцены» «маленькие трагедии» «Скупой рыцарь» опубликована в 1836 , «Моцарт и Сальери» 1831, поставлена на сцене Александринского театра в 1832 , «Пир во время чумы» 1832 , «Каменный гость» 1839 , обобщающие проблематику европейских литератур от Средневековья к Новому времени и, в частности, затрагивающие конфликт традиционного церковного мироощущения с новым, «безбожным», неприемлемым для Пушкина. В «Скупом рыцаре» психология скупца представлена как вершина индивидуализма и атеистической морали. Пушкина В произведениях Пушкина 1830-х гг. При этом во всей совокупности частных литературных замыслов 1830-х гг. Особое место в лирике Пушкина заняли стихотворения «Жил на свете рыцарь бедный…» 1829; 2-я редакция, вошедшая в состав «Сцен из рыцарских времён» 1835; опубликовано в 1837 и «Мадонна» 1830 : в них заявлена тема Богоматери как глубоко личная и при этом обусловившая всю духовную жизнь поэта. В 1830-х гг. Автопортрет рядом с изображением Н.
Но и тут необыкновенная твердость его души раскрылась в полной мере. Готовый вскрикнуть, он только стонал, боясь, как он говорил, чтоб жена не услышала, чтоб ее не испугать. Зачем эти мучения, сказал он, без них я бы умер спокойно. Наконец боль, по-видимому, стала утихать, но лицо еще выражало глубокое страдание, руки по прежнему были холодны, пульс едва заметен. Жену, просите жену, сказал П. Она с воплем горести бросилась к страдальцу. Это зрелище у всех извлекло слезы. Несчастную надобно было отвлечь от одра умирающего. Я спросил его не хочет ли он видеть своих друзей. Зовите их, отвечал он. Жуковской, Виельгорской, Вяземской, Тургенев и Данзас входили один за другим и братски с ним прощались. Что сказать от тебя Царю, спросил Жуковской. Скажи, жаль, что умираю, весь его бы был, отвечал П. Он спросил здесь ли Плетнев и Карамзины. Потребовал детей и благословил каждого особенно. Я взял больного за руку и щупал его пульс. Когда я оставил его руку, то он сам приложил пальцы левой своей руки к пульсу правой, томно, но выразительно взглянул на меня и сказал: смерть идет. Он не ошибался, смерть летала над ним в это время. Приезда Аренда он ожидал с нетерпением. Жду слова от Царя, чтобы умереть спокойно, промолвил он. Наконец, Докт. Его приезд, его слова оживили умирающего. В 11-м часу утра я оставил П. Место мое занял другой врач. По возвращении моем в 12-ть часов по полудни, мне казалось, что больной стал спокойнее. Руки его были теплее и пульс явственнее. Он охотно брал лекарства, заботливо спрашивал о жене и о детях. Я нашел у него доктора Даля. Я нашел, что у него теплота в теле увеличилась, пульс сделался гораздо явственнее, и боль в животе ощутительнее. Больной охотно соглашался на все предлагаемые ему пособия. Он часто требовал холодной воды, которую ему давали по чайным ложечкам, что весьма его освежало. Так как эту ночь предложил остаться при больном Д. Рано утром 29 числа я к нему возвратился. Пушкин истаевал. Руки были холодны, пульс едва заметен. Он беспрестанно требовал холодной воды и брал ее в малых количествах, иногда держал во рту небольшие куски льду, и от времени до времени сам тер себе виски и лоб льдом. Около 12 часов больной спросил зеркало, посмотрел в него и махнул рукою. Он неоднократно приглашал к себе жену. Вообще все входили к нему только по его желанию. Нередко на вопрос: неугодно ли Вам видеть жену, или кого либо из друзей, — он отвечал: я позову. Не за долго до смерти ему захотелось морошки. Наскоро послали за этой ягодой. Он с большим нетерпением ее ожидал, и несколько раз повторял: морошки, морошки. Наконец привезли морошку. Позовите жену, сказал П. Он съел 2—3 ягодки, проглотил несколько ложечек соку морошки, сказал — довольно, и отослал жену. Лицо его выражало спокойствие. Это обмануло несчастную его жену; выходя, она сказала мне: вот увидите, что он будет жив, он не умрет. Но судьба определила иначе.
День памяти А.С. Пушкина (10 февраля 2024 года)
Послали за Отцом Петром, что в Конюшенной. Больной вспомнил о Грече. Если увидите Греча, молвил он, кланяйтесь ему и скажите, что я принимаю душевное участие в его потере. В 8 часов вечера возвратился Доктор Аренд. Его оставили с больным наедине. В присутствии докт. Аренда прибыл и священник. Он скоро отправил церковную требу: больной исповедался и причастился Св. Когда я к нему вошел, он спросил, что делает жена?
Я отвечал, что она несколько спокойнее. Она бедная безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском, возразил он; не уехал еще Аренд? Я сказал, что докт. Просите за Данзаса, за Данзаса, он мне брат. Желание П. От времени до времени он тихо жаловался на боль в животе, и забывался на короткое время. В лечении не последовало перемен. Уезжая, Докт.
Я спросил П. Он объявил Д. Пушкина, секундант на дуэли последнего с бароном Дантесом. За секундантство на дуэли Пушкина, произошедшей 27 января 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки, на которой Пушкин получил смертельное ранение, Данзас был приговорён к виселице. По ходатайству военного и надзорного начальства, это наказание было Высочайше заменено на 2 дополнительных месяца ареста в Петропавловской крепости. На свободу отпущен 19 мая 1837 года. Около четвертого часу боль в животе начала усиливаться, и к пяти часам сделалась значительною. Я послал за А.
Боль в животе возросла до высочайшей степени. Это была настоящая пытка. Физиономия П. Больной испытывал ужасную муку. Но и тут необыкновенная твердость его души раскрылась в полной мере. Готовый вскрикнуть, он только стонал, боясь, как он говорил, чтоб жена не услышала, чтоб ее не испугать. Зачем эти мучения, сказал он, без них я бы умер спокойно. Наконец боль, по-видимому, стала утихать, но лицо еще выражало глубокое страдание, руки по прежнему были холодны, пульс едва заметен.
Жену, просите жену, сказал П. Она с воплем горести бросилась к страдальцу. Это зрелище у всех извлекло слезы. Несчастную надобно было отвлечь от одра умирающего. Я спросил его не хочет ли он видеть своих друзей. Зовите их, отвечал он. Жуковской, Виельгорской, Вяземской, Тургенев и Данзас входили один за другим и братски с ним прощались. Что сказать от тебя Царю, спросил Жуковской.
Скажи, жаль, что умираю, весь его бы был, отвечал П. Он спросил здесь ли Плетнев и Карамзины. Потребовал детей и благословил каждого особенно. Я взял больного за руку и щупал его пульс. Когда я оставил его руку, то он сам приложил пальцы левой своей руки к пульсу правой, томно, но выразительно взглянул на меня и сказал: смерть идет. Он не ошибался, смерть летала над ним в это время. Приезда Аренда он ожидал с нетерпением. Жду слова от Царя, чтобы умереть спокойно, промолвил он.
В этот день для жителей и гостей города был организован бесплатный вход в Музей-квартиру поэта. Каждый час стартовали пешеходные экскурсии «Последний путь Пушкина», а в Концертом зале прошла музыкально-литературная программа.
Она сохранила многие воспоминания. Однако не только она - очень многие писали о нем. Тот же Гоголь — у него есть небольшие фрагменты про А. И из всего этого материала мы видим человека в жизни. Пушкине как о человеке, мы здесь до конца не можем сказать, что это на сто процентов правильно.
Однако можно увидеть его жизнь как небогатого дворянина, в связи с его профессией поэта, что было не совсем престижным занятием. Хотя он еще и значился по ведомству в Министерстве иностранных дел, но все-таки на жизнь он зарабатывал поэтическим творчеством и из-за этого у него были ссылки. Если говорить в общем, он был неблагонадежным. То есть он сам себя сделал неблагонадежным — мог зарываться, быть очень эмоциональным, злым в молодости. И, конечно, правильно, что государство его наказало, потому что когда человек зарывается - его надо наказать, когда у него много недоброжелателей — они могут поспособствовать тому, чтобы государство его наказало.
То есть он, конечно, совершал ошибки. Когда Пушкин был уже в своем зрелом возрасте — он огорчался, что был таким задиристым, эмоциональным, однозначным и он говорил: «Безумных лет угасшее веселье». Это были безумные годы. В них был и какой-то размах безумия, но и горечь от безумств. Он не сразу женился, поскольку был невыгодный жених.
Александр Сергеевич очень мудро относился к своей жене. Поскольку она была его младше, он воспитывал ее. Но ему пришлось проверить слово «честь» на самом себе, поскольку в 30-е годы он встал на русскую национальную позицию и ушел от грехов западнической молодости. Он, конечно же, очень правильно, с точки зрения русского патриотизма, оценивал исторические процессы и поэтому он не находил общей язык с европейской элитой, которой было очень много в Санкт- Петербурге. И в этих столкновениях, когда его пытались опорочить, убрать его имя — он выбрал тоже честь.
То есть он в полной мере защищал честь своей личности как дворянина, как человека, как поэта и ,естественно, честь своей семьи.
При этом по дошедшему до нас черновику письма видно, что Пушкина буквально захлёстывает ярость: "Говорят, что князь Репнин позволил себе оскорбительные отзывы. Оскорбленное лицо просит князя Репнина соблаговолить не вмешиваться в дело, которое его никак не касается". Но Пушкин все-таки сумел выдержать правильный тон, и 57-летний генерал, бывший посол в Испании и губернатор Малороссии, который, кстати, тоже переживал не лучший период в жизни, сумел найти в ответ такие же решительные и правильные слова. Князь уверил по-русски, что ничего подобного не говорил, и заметил: "генияльный талант ваш принесет пользу отечеству и вам славу, воспевая веру и верность русскую, а не оскорблением честных людей".
На что Пушкин ему отвечал уже очень по-дружески, тоже по-русски. Что называется, опомнился. А почему "ключ" - потому что, конечно, скандал вокруг "Лукулла" очень "расстроил ему нервы". Он хотел дать выход своему раздражению - и, возможно подсознательно, найти выход из затягивающейся финансовой петли: дуэль спровоцировала бы ссылку в деревню, у него бы резко сократились расходы, а главное, согласно кодексу чести того времени, с ссыльного нельзя взыскивать долги. Пушкин получил бы передышку.
Едва ли он хладнокровно строил планы на это. Повторяю, это прорывалось интуитивно. Но дворянин Пушкин оказался заложником поэта Пушкина. Он вызывал ровню - но никто из людей его круга не стал бы в него стрелять. Мы не знаем глубоко Хлюстина, но знаем, что после смерти Пушкина он написал жене: "Я чуть не плачу, вспоминая о нем".
О Соллогубе я уже сказал. Репнин выразил своё отношение к Пушкину сам. Так что все три дуэльные истории февраля 1836 года рассосались. Но эмоциональный фон, с которым Александр Сергеевич вошел в 37-й год своей жизни, остался. В этом году его ждал "Каменноостровский цикл" с "Я памятник себе воздвиг нерукотворный…" и "Не дорого ценю я громкие права…", "Капитанская дочка" и, не в последнюю очередь - огромные хлопоты, связанные с изданием "Современника".
А в ноябре этого злосчастного для него года - французские господа, для которых он был просто карикатурный "ревнивый муж". И дуэль - последняя дуэль - оказалась теперь уже неизбежной и неотвратимой.
Как умер Пушкин? Когда умер Пушкин?
Тяжело раненный на дуэли, Пушкин умер 10 февраля 1837 года в два часа сорок пять минут пополудни. Мы помним: Пушкин умер в 1837 году, на дуэли его убил Дантес. Пушкин Александр Сергеевич [26.5(6.6).1799, Москва – 29.1(10.2).1837, Cанкт-Петербург], русский поэт, драматург, прозаик, историк, литературный критик и журналист.
181 год назад умер Александр Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин 1799-1837 — великий русский поэт, родоначальник новой русской литературы и литературного языка. Александр Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду. Его мать была внучкой арапа Петра Великого А. Ганнибала, военного деятеля при Петре I. В 1817 году Пушкин окончил Царскосельский лицей. Известен случай, когда на экзамене юный поэт прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», которое было высоко оценено Г.
В 1820 году закончил поэму «Руслан и Людмила» — первое крупное произведение. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. Из поэмы «Руслан и Людмила» За эпиграммы, быстро распространявшиеся по Петербургу, в 1820 году Пушкин был отправлен в южную ссылку. Он жил в Екатеринославе, Кишиневе, Одессе. В этот период им были написаны романтические южные поэмы «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан», «Братья разбойники», а в 1823 году он начал работу над романом в стихах «Евгений Онегин».
Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.
Туда летом 1820 года он перебрался вместе с Раевскими. Южный берег Крыма тогда ещё не был популярным курортом русской аристократии. То была захудалая и плохо устроенная окраина. Среди татарских жилищ русские только начинали возводить свои дачи. В одном из таких домов остановились Раевские и Александр Сергеевич.
По воспоминаниям самого Пушкина, то были наисчастливейшие три недели жизни: поэт наслаждался морем, солнцем и романтической влюблённость в дочь Раевского. В начале осени Пушкин приехал в Кишинёв на три с лишним месяца. Затем отправился в имение матери Раевского в Каменке. Там он дописал «Кавказского пленника», написал «Редеет облаков летучая гряда», «Нереиду». В живописной и просторной усадьбе молодой ловелас приударил за француженкой Аглаей Давыдовой — супругой одного из сыновей хозяйки имения. О своей интрижке поэт рассказал в произведении «Кокетка»: И вы поверить мне могли, В каком романе вы нашли, Чтоб умер от любви повеса?
Под впечатлением от посещения ханского дворца в Бахчисарае Пушкин начал вторую свою южную поэму — «Бахчисарайский фонтан». Свои ощущения от посещения Крыма Пушкин использовал и в описании «Путешествия Онегина», которое сначала входило в состав поэмы «Евгений Онегин» как приложение. Кишинёвский период ссылки поэта В сентябре 1821 года Пушкин вернулся в Кишинёв в распоряжение местного начальника генерала-лейтенанта Ивана Никитича Инзова. Между опальным творцом и пожилым военным установились тёплые, хотя и своеобразные отношения. Инзов понял свою задачу по сохранению талантливого поэта и всячески ему потакал. Так, например, генерал отпускал поэта к Раевским в Каменку и на Кавказ, не запрещал Пушкину путешествовать по Молдавии и ездить в Киев и Одессу.
В Кишинёве поэт близко сошёлся декабристам из Союза благоденствия. Правительство выслало Пушкина на глухую южную окраину империи, за тысячи вёрст от петербургских политических дискурсов, но Бессарабия оказалась полна либералами и заговорщиками. Дом генерала Инзова был центром притяжения местной светской жизни. А сам Пушкин часто бывал в гостях у бессарабских дворян. По положению своему он имел доступ во все гостиные.
Но родители невесты дали согласие на свадьбу только через 3 года. Молодожены жили сначала в Москве, затем в Царском Селе. В мае 1832 года на свет появилась дочь Мария, а за следующие четыре года в семье родились еще три ребенка — Григорий, Наталья и Александр. Александр Пушкин: возвращение в Петербург Содержать семью Пушкину было непросто. Переехав в Петербург, Александр Сергеевич вновь поступает на службу. Одновременно он продолжает писать. В 1933 году император пожаловал Александру Пушкину камер-юнкерский титул. Это звание обычно давалось юношам, а поэту было уже тридцать пять лет. Пушкин был глубоко оскорблен. Титул позволял поэту и Наталье Гончаровой присутствовать на императорских балах — именно этого и добивался Николай I, питающий симпатию к молодой красавице. В это время Александр Сергеевич безуспешно пытался обеспечить себе доход.
10 февраля в России отмечается День памяти Александра Сергеевича Пушкина
Александр Пушкин добился руки и сердца Натальи Гончаровой не сразу. 10 февраля (29 января по) 1837 года умер величайший классик отечественной и мировой литературы Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837). Александр Сергеевич Пушкин умер 10 февраля 1837 года, когда он сражался на дуэли с Дантесом за свою девушку. Главная» Новости» День смерти пушкина 10 февраля. Миф № 4: Пушкин инсценировал свою смерть и планировал бегство во Францию. В этот день в 5 часов пополудни за Черной речкой, возле Комендантской дачи стрелялись двое: Александр Пушкин и Жорж Дантес.
Подпишитесь на рассылку
- Как умер Пушкин? Когда умер Пушкин?
- Кто такой Дантес?
- 10 февраля – 185 лет со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837)
- Дуэль Дантеса и Пушкина
- «Француз» в Царскосельском лицее
- На смерть поэта: кто на самом деле убил Пушкина
181 год назад умер Александр Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин умер в 1837 году, получив серьезное ранение во время дуэли. Величайший поэт России Александр Сергеевич Пушкин умер 10 февраля (29 января по старому стилю) 1837 года, в 2 часа 45 минут. Дуэль между Александром Сергеевичем Пушкиным и Жоржем де Геккерном (Дантесом) состоялась 27 января (8 февраля) 1837 года на окраине Санкт-Петербурга, в районе Чёрной речки близ Комендантской дачи.
Смерть Пушкина: как это было на самом деле
Смерть царя Александра I, восстание в Петербурге 14 декабря 1825 года, восход на престол Николая I изменили судьбу Пушкина. Перед смертью Пушкин, приводя в порядок свои дела, обменивался сообщениями с императором Николаем I. Посредниками были В. А. Жуковский — поэт, на тот момент воспитатель наследника престола, будущего императора Александра II, и Н. Ф. Арендт. Кончина Александра Пушкина в расцвете сил, в возрасте 37 лет, произошла из-за дуэли с французским офицером Жоржем Дантесом, который ухаживал за женой поэта Натальей Гончаровой. Могила Александра Пушкина в Святогорском монастыре в посёлке Пушкинские Горы Псковской области (фото: «, Викисклад»).