СНГ не должно было быть новым государством даже с минимальным приоритетным влиянием на своих учредителей. Вместо СССР государства — учредители образуют Содружество Независимых Государств. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств вступает в силу для каждой из Высоких Договаривающихся Сторон с момента его ратификации.
Содружеству Независимых Государств исполнилось 30 лет
Ельцин, Кравчук и Шушкевич подтвердили приверженность государств принципам Устава ООН, Хельсинкского Заключительного акта, других международных обязательств. В Соглашении подчёркивалось, что с момента его заключения на территориях подписавших стран не допускается применение норм третьих государств, а деятельность органов власти Советского Союза прекращается. Стороны обязались «развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену». Соглашение было объявлено открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР и иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа.
Временами возможен хаос. Но выбор этих стран соответствует национальным интересам Америки. Буш, «Известия» от 26.
Неофициальное название связано с местом подписания документа. Произошло это в Беларуси, в знаменитой Беловежской пуще. Встреча и подписание произошли в резиденции «Вискули». Таблица: Кто подписал Беловежские соглашения 1991 года? Соглашение от 8 декабря 1991 года требовало ратификации правительствами стран, подписавших документ. Для Украины и Белоруссии это произошло 10 декабря, а для России - 12 декабря.
Положения Соглашения Беловежские соглашения от 8 декабря 1991 года это документ, который состоял из 14 статей. Наиболее важными и интересными статьями являются следующие: «1». Каждое государство обеспечивает равенство прав для граждан своего государства и граждан союзных республик. Каждый участник Содружества может добровольно и в одностороннем порядке покинуть организацию, уведомив об этом других участников союза. На территории государств, подписавших соглашение, не допускается действие норм законодательства третьих стран, включая СССР. Остальные пункты носят менее интересный характера, где в целом обсуждаются вопросы сферы взаимодействия между союзниками.
Подписание Соглашения о создании СНГ Интересным для понимания логики происходящего является начало соглашения, где указываются причины, по которым СССР должен быть распущен,и по которым страны должны продолжить самостоятельное существование. В конце концов - почему именно эти 3 страны подписали документ? Ответ прост - потому, что именно эти страны подписали Договор от 1922 года. Получается простейшая логика - если мы создали, мы можем и распустить. В действительности и в 1922 году не только 3 страны заключали Договор, и в 1991 году реалии были таковыми, что законно распустить Союз отдельные его представители не могли. Беловежские соглашения визуально создавали иллюзию сохранения частичного преобразования Союза.
Советские граждане, которые окончательно запутались в происходящих событиях, воспринимали оба Союза примерно одинаково. Проблема в том, что СССР был надгосударственное надстройкой, а СНГ это подгосударственная надстройка, причем с крайне хрупким фундаментом. Это не тот случай где перемена мест значение не меняет. Ведь в первом случае мы говорим о едином государстве, которое состоит из множества других. А во втором случае о конкретном государстве, которое теоретически контактирует с другими представителями посредством союзного договора. Заявление о подписании документа После подписания беловежских соглашений, руководители стран выступили с совместным заявлением.
Поначалу, по его словам, речь шла о возможности создания Туркестанского союза в составе четырех государств - Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызстана. Было предложение создать Союз туркестанских государств. Это означал раскол по этническому признаку. Я сказал, что так нельзя, что мы много лет жили по-другому принципу, были единым государством, единым народом. И если мы так сделаем, это чревато столкновениями и непониманием, а может быть и военными столкновениями.
Я предложил быть более разумными», — рассказал Нурсултан Назарбаев в документальном фильме «Штрихи к портрету» на телеканале «Хабар». Назарбаев отметил, что пока шел переговорный процесс, несколько раз позвонил Борис Ельцин.
Его не подписали Туркменистан и Украина, которые тем самым де-юре не являются государствами-членами, а считаются государствами — участниками СНГ. В мае 2018 года Украина отозвала своих представителей из уставных органов СНГ, 10 августа 2018 года — официально прекратила деятельность своего постоянного представительства в Минске. Рабочий язык СНГ — русский. Созданные в рамках СНГ механизмы позволяют учитывать разную степень готовности стран к интеграции и предоставляют возможность каждой из них участвовать в тех сферах сотрудничества и в той мере, которые отвечают ее национальным интересам. Совет глав государств является высшим органом Содружества, в котором принимаются решения по стратегическим вопросам, связанным с деятельностью государств-участников в сферах их общих интересов. Совет глав правительств координирует взаимодействие органов власти государств Содружества в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. Совет министров иностранных дел — основной исполнительный орган, обеспечивающий сотрудничество во внешнеполитической деятельности государств — участников СНГ по вопросам, представляющим взаимный интерес.
История и деятельность Содружества Независимых Государств
Шойгу, а секретарем СМО является генерал-майор Ю. Наблюдателем является министр обороны Туркменистана. Деятельность СМО СНГ определяется статьями 30 и 31 Устава Содружества, в соответствии с которыми его основной функцией является осуществление вопросов военной политики и военного строительства. АТЦ был создан 21 июня 2000 года и с 2006 года его возглавляет генерал-полковник А. Он был образован 2 апреля 1999 года и по настоящее время является постоянно действующим органом Содружества. Реалиями деятельности современных международных организаций является обязательное наличие в рамках их структур парламентского компонента. С 2011 года эту должность занимает В. Матвиенко [15]. Для этого проводится работа по выработке модельных нормативно-правовых актов, которые создают фундамент единого и непротиворечивого законодательства в рамках Содружества.
Одним из аспектов деятельности МПА является миротворческая деятельность. В частности, при непосредственном участии МПА в мае 1994 года было разработано и подписано Бишкекское соглашение, которое на тот момент положило конец активной фазе военного развития конфликта в Нагорном Карабахе. МПА СНГ, как и другие подобные международно-парламентские структуры, осуществляет мониторинг выборов в государствах Содружества, следит за соблюдением законности процедуры их осуществления. Одним из важных направлений деятельности СНГ является экономическая интеграция стран-участниц. В последние годы на пространстве бывшего СССР появилась структура, которая поставила своей главной целью социально-экономическую интеграцию входящих в Содружество государств - Евразийский экономический союз ЕАЭС. Однако в него входят далеко не все страны СНГ, и, следовательно, экономическая составляющая продолжает оставаться в рамках Содружества одним из важнейших направлений его деятельности. Для реализации целей экономической интеграции и для проведения консультаций по этому вопросу в апреле 1999 г. В состав Экономического совета входят заместители председателей правительств государств СНГ, а в его заседаниях с правом совещательного голоса участвует Исполнительный секретарь СНГ.
При Экономическом совете на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам, в которую включены полномочные представители государств СНГ при Экономическом совете. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал, а Комиссии - раз в месяц. Во взаимоотношениях государств СНГ могут возникать споры и разногласия. В международной практике сложилось правило создания наднациональных судебных органов для разрешения подобных споров. В СНГ эти функции выполняет Экономический суд [17]. В 2011 году Председателем Экономического суда была избрана судья от Белоруссии Л. К компетенции Экономического суда относится разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Кроме того, суд осуществляет толкование нормативно-правовых актов, принятых в рамках СНГ, разъясняет порядок их применения [20].
Одновременно с этим Экономический Суд СНГ осуществляет экспертно-аналитическую деятельность, проводя, в частности, обзор судебной практики по подсудным ему делам. Таким образом, на пороге своего тридцатилетнего юбилея СНГ демонстрирует достаточно высокую степень жизнеспособности - в рамках Содружества действует более восьмидесяти органов, более шестидесяти структур и органов отраслевого сотрудничества. СНГ на современном этапе На нынешнем этапе СНГ в целом сохранило основные черты и направления деятельности, которые были характерны для этой организации в предшествующие десятилетия. Практически неизменной остается как структура Содружества, о которой речь шла выше, так и основные нормативно-правовые акты и, в частности, Устав СНГ, в которые были внесены лишь незначительные изменения. В итоге митингующим и организаторам митингов не удалось добиться поставленных целей и расшатать обстановку в стране. Однако все эти факты свидетельствуют о том, что на пространстве СНГ существует ряд очень сложных проблем, которые необходимо решать в ближайшее время, причем как силами отдельных стран, так и Содружества в целом. Введенные в связи с ней многочисленные ограничения и необходимость преодоления ее негативных последствий стали в 2020-2021 гг. Одним из видимых изменений, которые имели место в этой ситуации, стал перевод всех переговоров, встреч и консультаций, в том числе и на высшем уровне, в режим онлайн.
Многие государства СНГ коронавирус буквально накрывал волнами, парализовав в них нормальную жизнь, особенно в Таджикистане, Киргизии и Молдове. Примакова РАН академик А. Дынкин, «... Эта угроза оказалась гораздо опаснее, чем опасность климатических изменений.
Зачем существует содружество Цель создания этой организации — формирование общего экономического пространства, интеграция в гуманитарных областях, а также координация в других вопросах, в частности в борьбе с коррупцией, терроризмом, отмыванием преступных доходов. Работа ведется ради свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Страны-участники активно участвуют в создании других структур для достижения этих целей. В 2000 году Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, а через три года четырьмя странами — Беларусью, Казахстаном, Россией и Украиной было создано ЕЭП Единое экономическое пространство.
Страны СНГ уже подписали Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, что способствовало увеличению товарооборота.
И мы хорошо понимаем, ради чего и какими силами подогреваются подобные "ремейки истории", какое воздействие это может оказать на массовую аудиторию. При этом совершенно не важно, являются ли эпизоды глорификации псевдогероев, в той или иной степени действовавших по наущению враждебных России внешних сил, единичными или массовыми, - мириться с такими фальсификациями ни в коем случае нельзя. Что этому можно противопоставить? Конечно, прежде всего - силу убеждения и просвещения, обеспечение прав людей на свободное и мультикультурное развитие и историческую правду.
Необходимо прилагать все усилия к тому, чтобы сохранить и укрепить общее гуманитарное пространство, существовавшее у наших народов в течение многих веков. Для этого делается очень многое. При содействии России в СНГ реализуется целый ряд проектов, направленных на поддержку русского языка и культуры в независимых республиках. В эти страны едут преподавать лучшие школьные учителя и профессора ведущих вузов. Издаются книги, успешно работают более 80 языковых центров в рамках программы "Послы русского языка", которую ведет Государственный институт русского языка им.
Определенные итоги эффективности подобных действий можно будет подвести в 2023 году, объявленном в СНГ Годом русского языка как языка межнационального общения. Действуют и экономические факторы, которые в данном случае могут сыграть значимую роль. Знание русского языка - это важное конкурентное преимущество для всех, кто устраивается на работу в других государствах СНГ, переезжает на новое, более комфортное место жительства. Русский быстро "вспомнили" даже в Прибалтике, как только в местной сфере услуг возник значительный спрос на специалистов по работе с туристами из России и СНГ. Его не забывают и в вышедшей из Содружества Грузии, где позиция граждан зачастую резко отличается от официальных русофобских заявлений властей.
Не стоит забывать и об односторонних ограничительных шагах, которые Запад применяет вопреки нормам международного права, его вмешательстве во внутренние дела суверенных государств. В мире существует несколько "центров силы", которым сейчас очень важно закрепиться на евразийском пространстве и любой ценой вытеснить оттуда главного конкурента - Россию. Цель таких экспансионистских устремлений понятна - получить контроль над рынками сбыта и обширными ресурсами стран бывшего СССР, подчинить себе их элиты и добиваться от них удобных решений по любым вопросам. Для этого США, Евросоюз, крупные транснациональные корпорации используют достаточно широкий арсенал средств, стержневым из которых является санкционное давление на Россию и ее партнеров в сочетании с политико-дипломатическими угрозами. Страны СНГ настойчиво вовлекаются в интеграционные объединения, подконтрольные Западу, например в "Восточное партнерство".
США и ЕС стремятся продвигать проекты, направленные на снижение уровня сотрудничества центральноазиатских стран СНГ с Россией, в том числе под предлогом преодоления разноплановых угроз безопасности фокусных республик. Все более активную роль на пространстве Содружества играет Турция. Анкара пытается реализовать собственные интеграционные идеи, нацеленные на объединение тюркского мира. Важно, чтобы такие действия не шли в ущерб соседям с учетом их исторических особенностей и не ущемляли ничьи интересы. Такой подход особенно актуален при том понимании, что исторический центр тюркского мира находится не в Анкаре или Стамбуле, а на Алтае.
Наша страна, в свою очередь, выступает за единство и сотрудничество славянских, тюркских и других народов в рамках построения Большого евразийского партнерства, стремясь самостоятельно подавать пример такого взаимодействия. Плоды "миротворческой" и "демократической" политики Запада пожинает сейчас Афганистан. После бегства американских войск эта страна стала очагом постоянно нарастающей напряженности у границ Содружества. Ухудшение обстановки в этом южноазиатском государстве грозит масштабной гуманитарной катастрофой. Очевидные риски связаны с бесконтрольным распространением оружия в приграничных зонах, параличом местной власти, укреплением экстремистских сил, падением уровня жизни людей и разгулом криминала.
Совершенно очевидно, что поодиночке страны Центральной Азии такие узлы развязать будут не в силах. Вызывают опасение и попытки США сформировать на территории государств, граничащих с Афганистаном, сеть своих военных и разведывательных структур якобы для "контроля" над ситуацией. Можно не сомневаться: одним наблюдением дело не ограничится. С подачи американских "наблюдателей" будут всячески подогреваться и провоцироваться внутрирегиональные конфликты в СНГ, которые и без того представляют собой угрозу стабильности Содружества, сильно затрудняют взаимодействие государств на пространстве всей Евразии. К серьезной проблеме относится и обеспечение биологической безопасности на пространстве СНГ.
В настоящее время под предлогом санитарно-эпидемиологической помощи в странах СНГ строятся и модернизируются микробиологические лаборатории. Лаборатории работают в закрытом режиме и не поддаются надлежащему контролю в соответствии с международными стандартами. В этих условиях особое значение приобретает деятельность Организации Договора о коллективной безопасности. Она имеет серьезный потенциал, чтобы усилить свое влияние. Нужно выстраивать более тесное взаимодействие ОДКБ и ЕАЭС, создать механизмы координации внешней политики государств - участников этих интеграционных объединений, отладить систему оперативного и гибкого реагирования на возможные вызовы, а также развивать иные возможные механизмы взаимодействия в сфере безопасности на евразийском пространстве.
Какие решения принимали на базе СНГ В 1992 году Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали договор о коллективной безопасности, целью которого стала «борьба с терроризмом и организованной преступностью». В рамках этого соглашения была создана ОДКБ, которую некоторые исследователи называют инструментом РФ по контролю над соседними государствами. Во второй половине 1990-х годов взаимодействие между странами-участницами было парализовано напряженностью в их отношениях. В начале 2000-х годов по инициативе РФ были проведены реформы исполнительных органов содружества, однако большинство запущенных проектов не привело к намеченным результатам.
Индия была одной из первых стран, установившей дипломатические отношения с СНГ. Нью-Дели участвует в ряде мероприятий со странами СНГ, включая торговлю, инвестиции, культурный обмен и сотрудничество в вопросах энергетики и безопасности. Как отмечает Канат Маханов, старший научный сотрудник Евразийского института Международного казахско-турецкого университета, в 2000-х годах в развитии процессов в рамках СНГ произошел сбой. К середине десятилетия, по его словам, набранный в 1990-х годах импульс был практически утрачен.
В 2010-х годах СНГ в целом теряло свои экономические позиции, считает Маханов. В 2018 году прекращение участия подтвердила и Украина. Он отметил , что правовая база организации работает регионально, однако политические проблемы на постсоветском пространстве оказались непреодолимыми для содружества. СНГ функционировало как переходная организация, считает политический обозреватель и докторант кафедры политологии Евразийского национального университета Газиз Абишев.
Политолог обращает внимание на уровень конфликтов внутри содружества.
ДОСЬЕ: К 30-летию Содружества Независимых Государств
8 декабря 1991 года в Минске главами трёх государств-учредителей СССР (Беларусью, Россией и Украиной) было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Лидеры стран СНГ после подписания Декларации о создании Содружества независимых государств в Алма-Ате, 21 декабря 1991 года. В 2021 г. исполняется тридцать лет с момента распада СССР и образования на геополитическом пространстве, которое он занимал, Содружества Независимых Государств (СНГ). Союзу независимых государств в октябре 2021-го исполнилось 30 лет. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (Минск, 8 декабря 1991 г.). Нынешний 2021 год является юбилейным годом образования Содружества Независимых Государств (СНГ).
Страны СНГ
22 января 1993года в Минске на заседании Совета глав государств СНГ был утвержден Устав СНГ, который является правовой базой для деятельности СНГ. В декабре исполнилось 30 лет с момента создания Содружества Независимых Государств. Соглашение о создании Содружества Независимых Государств было подписано 8 декабря 1991 года в селе Вискули в Беловежской пуще в Беларуси.
Назарбаев рассказал, как создавалось СНГ
С 1997 года — идет формирование Зоны свободной торговли, начат процесс глубокого реформирования Содружества. По результатам реформы произошла реорганизация органов СНГ, сократился их штат, изменены полномочия, появился Экономический совет. Европейские и страны Азии, объединенные в рамках организации в течение 1991—2024, продемонстрировали стремление к диалогу, постоянной дискуссии, улучшению качества жизни населения. Была проделана огромная работа по укреплению внутренней структуры и адаптации стран к единому валютному, таможенному, налоговому законодательству, созданию договорной базы.
Появление Таможенного союза и формирование Зоны свободной торговли, Евроазиатского пространства помогли устранить преграды на пути движения товаров, услуг, улучшения транспортной инфраструктуры и дорог в странах СНГ, решения миграционных вопросов и проблем, связанных с перераспределением наследия бывшего СССР. Рекомендуем посмотреть видео: Направления деятельности Политическое и экономическое развитие стран СНГ различно, поэтому акценты во внутренней и внешней политике делаются на то, чтобы сохранить национальное разнообразие и создать действенные унифицированные органы, институты. Это необходимо для успешного проведения реформ в странах СНГ и реализации различных проектов.
В том числе экономических, инвестиционных, строительных, энергетических. Основные векторы работы стран Содружества на 2024 год: Поддержка демографической ситуации в странах. Развитие институтов семьи и семейных ценностей.
Борьба с дискриминацией и религиозной нетерпимостью. Развитие товарооборота, который постоянно растет. Следствием этого становится повышение ВВП, увеличение прироста производства и промышленности.
Унификация основ функционирования налоговой, валютной, финансовой систем.
Устав утверждает, что союз образован «на основе суверенного равенства всех стран-участниц, которые выступают как независимые и равноправные субъекты международного права». Также СНГ включает уставные органы и органы отраслевого сотрудничества, в том числе Межпарламентскую Ассамблею, Экономический суд, Исполнительный комитет, Межгосударственный банк и ряд других ведомств. В советах глав государств и премьер-министров решения принимаются на основе консенсуса. Главы двух органов СНГ председательствуют по очереди в порядке русского алфавита названий государств-членов объединения.
В 2023 году страной-председателем СНГ выступает Кыргызстан. Бюджет органов союза в этом году составил 6,6 миллиарда тенге. Какие решения принимали на базе СНГ В 1992 году Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали договор о коллективной безопасности, целью которого стала «борьба с терроризмом и организованной преступностью». В рамках этого соглашения была создана ОДКБ, которую некоторые исследователи называют инструментом РФ по контролю над соседними государствами. Во второй половине 1990-х годов взаимодействие между странами-участницами было парализовано напряженностью в их отношениях.
В начале 2000-х годов по инициативе РФ были проведены реформы исполнительных органов содружества, однако большинство запущенных проектов не привело к намеченным результатам. Индия была одной из первых стран, установившей дипломатические отношения с СНГ. Нью-Дели участвует в ряде мероприятий со странами СНГ, включая торговлю, инвестиции, культурный обмен и сотрудничество в вопросах энергетики и безопасности. Как отмечает Канат Маханов, старший научный сотрудник Евразийского института Международного казахско-турецкого университета, в 2000-х годах в развитии процессов в рамках СНГ произошел сбой.
Председательство в СГГ осуществляется в порядке русского алфавита - с 1 января по 31 декабря текущего года. Кроме того, государство, которое должно в этом году председательствовать в СНГ, может отказаться от своего права, и в таком случае председателем в Содружестве становится глава следующего по алфавиту государства. Этим правом, например, пользовались Украина и Молдова [9]. Его основные полномочия и направления деятельности определяются 22 статьей Устава СНГ [5]. Исключением является Армения, представленная в Совете не премьер-министром, который, как было сказано выше, входит в СГГ, а вице-премьером, и Туркменистан, президент которого одновременно возглавляет правительство и потому участвует в заседаниях СГП. СГП проводит заседания в соответствии с Уставом СНГ не реже четырех раз в год, и там тоже действует «принцип консенсуса». Исключение из этого правила такое же, как и в СГГ. Председательство в данном органе осуществляет глава правительства государства, которое в текущем календарном году председательствует в СНГ. СГП на практике реализует поручения Совета глав государств; способствует полноценному функционированию Зоны свободной торговли СНГ; разрабатывает и принимает программы развития промышленности, сельского хозяйства, различных отраслей экономики; обеспечивает их финансирование и финансирование деятельности всех органов СНГ. Из-за разногласий по поводу осуществления общей внешнеполитической линии в рамках Содружества эта структура появилась не сразу после создания СНГ в начале 90-х годов, а была создана 24 сентября 1993 г. После распада СССР и образования СНГ большое значение в рамках этой организации приобрела деятельность органов и структур обороны и безопасности. С 11 декабря 2012 года эту должность занимает министр обороны РФ генерал армии С. Шойгу, а секретарем СМО является генерал-майор Ю. Наблюдателем является министр обороны Туркменистана. Деятельность СМО СНГ определяется статьями 30 и 31 Устава Содружества, в соответствии с которыми его основной функцией является осуществление вопросов военной политики и военного строительства. АТЦ был создан 21 июня 2000 года и с 2006 года его возглавляет генерал-полковник А. Он был образован 2 апреля 1999 года и по настоящее время является постоянно действующим органом Содружества. Реалиями деятельности современных международных организаций является обязательное наличие в рамках их структур парламентского компонента. С 2011 года эту должность занимает В. Матвиенко [15]. Для этого проводится работа по выработке модельных нормативно-правовых актов, которые создают фундамент единого и непротиворечивого законодательства в рамках Содружества. Одним из аспектов деятельности МПА является миротворческая деятельность. В частности, при непосредственном участии МПА в мае 1994 года было разработано и подписано Бишкекское соглашение, которое на тот момент положило конец активной фазе военного развития конфликта в Нагорном Карабахе. МПА СНГ, как и другие подобные международно-парламентские структуры, осуществляет мониторинг выборов в государствах Содружества, следит за соблюдением законности процедуры их осуществления. Одним из важных направлений деятельности СНГ является экономическая интеграция стран-участниц. В последние годы на пространстве бывшего СССР появилась структура, которая поставила своей главной целью социально-экономическую интеграцию входящих в Содружество государств - Евразийский экономический союз ЕАЭС. Однако в него входят далеко не все страны СНГ, и, следовательно, экономическая составляющая продолжает оставаться в рамках Содружества одним из важнейших направлений его деятельности. Для реализации целей экономической интеграции и для проведения консультаций по этому вопросу в апреле 1999 г. В состав Экономического совета входят заместители председателей правительств государств СНГ, а в его заседаниях с правом совещательного голоса участвует Исполнительный секретарь СНГ. При Экономическом совете на постоянной основе действует Комиссия по экономическим вопросам, в которую включены полномочные представители государств СНГ при Экономическом совете. Заседания Совета проводятся не реже одного раза в квартал, а Комиссии - раз в месяц. Во взаимоотношениях государств СНГ могут возникать споры и разногласия. В международной практике сложилось правило создания наднациональных судебных органов для разрешения подобных споров. В СНГ эти функции выполняет Экономический суд [17]. В 2011 году Председателем Экономического суда была избрана судья от Белоруссии Л. К компетенции Экономического суда относится разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств. Кроме того, суд осуществляет толкование нормативно-правовых актов, принятых в рамках СНГ, разъясняет порядок их применения [20].
Статья 4 Высокие Договаривающиеся Стороны будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях, содействовать широкому информационному обмену, добросовестно и неукоснительно соблюдать взаимные обязательства. Стороны считают необходимым заключить соглашения о сотрудничестве в указанных областях. Статья 5 Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках содружества. Они гарантируют открытость границ, свободу передвижения граждан и передачи информации в рамках Содружества. Статья 6 Государства-члены Содружества будут сотрудничать в обеспечении международного мира и безопасности, осуществлении эффективных мер сокращения вооружений и военных расходов. Они стремятся к ликвидации всех ядерных вооружений, всеобщему и полному разоружению под строгим международным контролем. Стороны будут уважать стремление друг друга к достижению статуса безъядерной зоны и нейтрального государства. Государства-члены Содружества будут сохранять и поддерживать под объединенным командованием общее военно-стратегическое пространство, включая единый контроль над ядерным оружием, порядок осуществления которого регулируется специальным соглашением.
Содружество Независимых Государств
участник подготовки проекта Соглашений о создании СНГ Сергей Шахрай, раскрыл для «КП» детали, как и почему это произошло 28 лет назад. Попытки создать на базе Центральноазиатского Союза, вне рамок СНГ, внутрирегиональную систему коллективной безопасности, пока принесли мало реальных результатов. Содружество Независимых Государств (СНГ) — это международная организация, созданная для регулировки отношений между государствами, входившими в состав СССР до его распада.
"Беловежское соглашение": как и почему 8 декабря 1991 прекратил существование СССР и появился СНГ
Содружество Независимых Государств (СНГ) было создано 8 декабря 1991 года в результате подписания соглашения о его создании. 25 лет назад были подписаны Беловежские соглашения, которые положили конец существованию СССР и в то же время привели к созданию Содружества независимых государств — СНГ. Содружество Независимых Государств (СНГ) – это объединение неза-висимых и суверенных государств, ряда бывших союзных республик СССР, созданное на добровольной основе и на принципах дружбы и добрососедства.