Оказывается, долгое время гагаузы не были официально обозначены как отдельный народ, пока этот факт не разглядел российский учёный-этнограф, генерал-лейтенант Валентин Мошков.
Гагаузы Молдовы. История формирования гагаузского народа, языка и традиции гагаузов
Гагаузы — это проживающий в Молдавии тюркоязычный народ, православного вероисповедания. Оркестр башкана Гагаузии – это самый высокий статус в регионе – играет уже больше полувека. Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова. Гагаузы — тюркоязычный народ, исторически сформировавшийся на Балканском полуострове. Большинство гагаузов проживает в Молдове, где они составляют около 4% населения страны. Гагаузы – это тюркский народ христианского вероисповедания, проживающий в основном на территории исторической тюркской области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной.
Гагаузы - кто это? История, описание, фото
В Гагаузии есть собственный герб, флаг и гимн. Кроме того, в Гагаузии есть глава, который избирается на свои полномочия раз в четыре года и входит в состав молдавского правительстве. Стоит отметить, что сегодня гагаузский язык считается одним из самых редких на планете. При этом турки, когда слышат бытовую речь гагаузов, спокойно могут посчитать их соотечественниками, так как фонетика, лексика и грамматика очень похожи.
Чтобы не потерять свои гражданские права, в 1930-х годах они называли себя болгарами. В Майслерге около Ташкента, где живут гагаузы, они сохраняют это название по сей день. Традиционное жилище Где проживают гагаузы? Их традиционный дом состоит из трех комнат с дополнительной стенкой из дерна завалинки вдоль главной стены и верандой, поддерживаемой колоннами. Стены комнат увешаны полотенцами и коврами украшенными цветочными узорами , популярными среди гагаузов, а полы устланы ковровыми дорожками. Экономика Традиционная экономика гагаузов базировалась на животноводстве, особенно овцеводстве, и сельском хозяйстве — выращивании зерновых и виноградарстве. Еще недавно, несмотря на культурное сходство, можно было без труда определить кто это — гагауз или болгарин. У них всегда были важные различия: болгары были крестьянами, а гагаузы хотя и занимались сельским хозяйством, в своем мировоззрении, по сути, являлись скотоводами. Продукты питания Многие следы кочевого прошлого можно найти в кухне оседлых гагаузов. Кто это такие, позволяет понять, например, особый способ переработки молока и консервирования мяса, творога и овечьего молока. Основным продуктом питания у них является зерно во многих вариациях. Многие праздники и ритуалы связаны с выпечкой хлеба, пшеничных хлебов калачей и пресных лепешек. Любимым блюдом гагаузов является многослойный пирог, фаршированный сыром из овечьего молока и облитый сметаной перед выпечкой. К другим деликатесам относятся пироги с тыквой и из первого молока коровы, которая только что отелилась. Традиционное ритуальное блюдо, называемое курбан, которое представляет собой кашу из болгарской пшеницы с заколотым «жертвенным» бараном, является еще одним свидетельством балканского происхождения гагаузов, народа со степным скотоводческим прошлым. Особое место в национальной гагаузской кухне занимают острые мясные соусы. В одном из них соединены лук и мелко гранулированная каша, а другой готовится на основе помидоров. Красное домашнее вино подается к обеду и ужину. Незаменимым компонентом праздничного стола является холодец. Одежда В конце XIX века костюм гагаузских женщин состоял из холщовой рубашки, платья без рукавов, халата и большого черного платка. Зимой они надевали платье с рукавами, куртку с тканью и безрукавную шубу. Обязательными чертами женской одежды были серьги, браслеты, бусы, а среди богатых гагаузок — ожерелье из золотых монет. По словам дореволюционного исследователя, женщины носили так много украшений, что они покрывали всю грудь до пояса. Традиционная внешность гагауза фото приведено в статье включала рубашку, штаны, широкий красный пояс, а летом — шляпу. Зимняя шапка была сделана из каракулевой овечьей шерсти. Одежда пастуха состояла из обычной рубашки в сочетании со штанами из овчины с шерстью вовнутрь, безрукавной шубой и короткой дубленой куртки, иногда украшаемой красно-зеленой строчкой. Социально-политическая организация В последнее время в связи с увеличением спроса на представителей меньшинств в различных профессиях возникла необходимость в улучшении массовой коммуникации. К сожалению, усилия в этом направлении остаются ограниченными.
Они, если приходят на какую-либо землю - никогда не уйдут с нее, и под любым предлогом заставят вас отказаться от своей веры, и они будут требовать говорить на их языке, и это будет двойным гнетом. На сегодня самыми сильными являются турки. Очень желаю, чтобы вы оставались независимыми. Но если так случится, что вы не сможете удержать свою свободу [... Противники придания Исламу официального статуса также апеллируют к тому, что теперь в стране появятся экстремисты. Однако легализация Ислама как раз поспособствует тому, чтобы консолидировать мусульман республики, дать им возможность получать достоверные знания о своей религии, чтобы их не могли, используя подложную аргументацию, завербовать различные организации экстремистского толка. И наоборот, загоняя мусульман республики в подполье, теряется любая возможность централизованно доносить до верующих истинные, подтвержденные Кораном и достоверной Сунной знания об Исламе и видеть, что занимает их умы и настроения и какие идеи взращиваются на благодатной ниве умов молодежи. Поэтому, в целях координации и плодотворного и взаимовыгодного взаимодействия с проживающими на территории республики мусульманами у последних должна быть возможность легально исповедовать свою религию и создавать представительские органы для плодотворного сотрудничества с остальной частью населения. На защиту мусульман встало гражданское общество. Вновь всплыла тема прав человека. Ведь в Молдове зачастую говорят о демократии, о правах всех людей, но только как о приоритете большинства. Здесь часто сталкиваются с ситуацией, когда говорят, что права имеют все граждане, но преимущество остается за большинством. Это неправильно для страны, которая стремится в Европу. И это тот самый случай, когда традиционная христианская толерантность смешалась с опаской к чужой религии. Ведь большая часть последователей ислама в Молдове - 17 тысяч из 20-ти - это приезжие: студенты, аспиранты, бизнесмены. Впрочем, приезжие арабы и турки на жизнь в Молдове не слишком жалуются.
Еще одной важной традицией гагаузов является народное ремесло. Они искусно владеют резьбой по дереву, гончарным делом, вышивкой и плетением из ивовых прутьев. Эти ремесла передаются из поколения в поколение и являются одной из гордостей гагаузского народа. Гагаузы также бережно хранят свои традиции и обычаи. Один из наиболее известных обычаев — это свадебная церемония, которая включает в себя множество ритуалов и традиций, связанных с заключением брака. Кроме того, гагаузы также отмечают различные национальные праздники, такие как День Гагаузии и День Рождения Автономии Гагаузии. Важным элементом гагаузской культуры является также национальная кухня.
Где находится Гагаузия и почему ее жители разговаривают на турецком языке
Болгары утверждают, что гагаузы произошли от отуреченных болгар, греки — что от греков. В любом случае вопрос происхождения гагаузов недостаточно изучен. По мнению специалистов, история этого уникального народа начиналась с кочевых племён, которые заселяли степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н. Когда же князь Святослав в 965 году разгромил хазар, печенеги, огузы и куманы переместились западнее. В XI веке в письменных византийских источниках упоминаются племена узов, которые переправились через Дунай и поселились в Македонии, Паристрионе, Греции и Болгарии. Вероятно, с этого времени огузы начали вести оседлый образ жизни и приняли православное христианство. Гагаузы обосновались между Волгой и Дунаем и основали там вокруг Коварны государственное образование. Оно просуществовало более двух веков и было уничтожено османскими завоевателями в XV веке, но и после этого гагаузы сохранили некоторую независимость и православную веру.
В середине XVIII века они начали эмигрировать в Россию через Дунай и получили от царских властей всевозможные экономические и правовые преференции для освоения диких степей Бессарабии, которые со временем превратили в богатые сельскохозяйственные угодья. Переселение гагаузов в центральный Буджак продолжалось почти 100 лет с 1769 по 1854 годы и было обусловлено в основном русско-турецкими войнами, в которых гагаузы приняли российскую сторону. Столыпинские реформы способствовали переселению гагаузов в Казахстан и Узбекистан. В 1906 году гагаузы учредили самопровозглашённую Комратскую республику, которая была независимой пять дней. В 1918-1940 годах Бессарабия находилась в составе Румынии. В 1988 году гагаузские активисты основали движение «Гагауз Халкы» «Гагаузский народ» , и решили создать в Молдове гагаузскую автономию со столицей в городе Комрат. В августе 1990 года в Комрате было объявлено о создании Гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало эту декларацию.
Это побудило гагаузский народ активно противодействовать кишинёвским властям. В итоге в 1994 году парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии Гагауз Ери. В её состав вошли 3 города и 27 сел. Древний культ волка силён у гагаузов до сих пор. На флаге Гагаузии 1990 года изображена волчья голова. В старину гагаузы носили амулеты из волчьих зубов и украшения с изображением этого священного для них животного. Волчий праздник длился целую неделю.
В это время гагаузы загоняли на зиму скот в стойла, что заставляло волков подходить ближе к их селениям. Поэтому для отпугивания хищников гагаузы пекли в это время лепёшки с дырками, как от волчьих зубов, не вязали и не шили одежду из шерсти, не пользовались ножами и другими острыми предметами, а женщины вдобавок замазывали заслонку печи глиной, как будто это уши, глаза и пасть волка, чтобы сбить зверя со следа.
А мужчинам запрещалось непристойно себя вести в присутствии женщин — например, сквернословить. Но они имели право бить жён, причём не только за провинности, но и просто так, чтобы показать, кто в доме главный. У женщин не было права наследовать собственность родителей. После смерти мужа вдова получала одну четвёртую его имущества. У повторно вышедшей замуж вдовы было больше прав на наследство. К тому же, если с первым мужем женщина не имела возможности развестись, то от второго могла уйти по собственному желанию.
Беременность и роды считались у гагаузов нечистым делом. В течение сорока дней после рождения ребёнка женщина не имела права ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить её. На голову они повязывали плотный чёрный платок «чемьберь» поверх тонкого белого платка «мода». Женщины также носили большое количество украшений, в том числе ожерелье из золотых монет «лифт» , чтобы продемонстрировать богатство родителей или мужа. Летом — суконную шляпу, зимой — меховой колпак. Занятия и ремёсла, кухня гагаузов К началу XX века гагаузы в основном занимались скотоводством и земледелием, в том числе виноградарством. У них было развито ткачество из шерсти и шёлка, изготовление ковров. Есть у гагаузов и свой традиционный йогурт — «йуурт».
Это кисломолочный продукт, для приготовления которого они кипятили молоко, а потом добавляли сметану и давали этой смеси скиснуть, а чтобы она не испортилась, клали в кувшин серебряную монетку. Фольклор гагаузов Свадебные песни гагаузов, как и у славян, печальные: в них воспевается горечь расставания невесты с родным домом. В народной музыке преобладает одноголосие, свойственное для музыкальной культуры тюрков. Артемова, С. Арутюнов, А. Кожановский, В. Макаревич зам. Попов, П.
Пучков зам.
Добруджа — ныне географическая область северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии. XIV—XIX век 1400—1812 — гагаузы внутри Османской империи , в той же Добрудже, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «их родина или их семья». По статистике численности населения внутри Османской империи, датируемой 1597 годом, в г. Варна проживали: тюрки христиане — 582 дома, греки — 120 домов, копты — 31 дом. Так как по данной статистике болгар среди народов проживающих в Варне в 1597 году нет, следует вывод, что болгары начали заселять Варну относительно недавно. Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы. Этот период известен в истории Балкан как кырджалийство, по бандам Кырджалы , терроризировавшим народы балканского полуострова.
В связи с этим явлением, а также в связи с тем, что на Балканах уже много лет шла война между Российской и Османской империями, а Россия предлагала выгодные условия жизни в Бессарабии , часть крестьян , в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали с территории Балканского полуострова на территорию Бессарабии. Не мигрировавшая в Бессарабию основная часть гагаузов в дальнейшем была разделена в границах исторической Добруджи между Румынией и Болгарией и постепенно была ассимилирована в румын и болгар соответственно. XX век: Январь 1906 г.
Из мясных продуктов готовят холодец из куриных голов и жарят баранину с соусом из петрушки, лука, щавеля. С особым трепетом гагаузы выращивают виноград и делают из него прекрасное вино. В самом деле, хороший резвый конь — друг кочевника. Даже сейчас, в эпоху автомобилей, в сёлах гагаузы предпочитают передвигаться на конной упряжке. Также они держат овец и коз: шерсть и молоко — ценный продукт. Гагаузская музыка довольно необычна на слух. Песни преимущественно одноголосные, чем-то похожие на молдавские и болгарские. Из инструментов в особом почёте скрипки, волынки и гармонь. Многие композиции написаны специально для танцев на свадьбах. Гость для кочевого народа — святой человек, говорят, в гагаузских сёлах не бывает бродяг — каждый может постучаться в дверь и найти приют.
«Россия снова спасла наш народ»
- КТО ТАКИЕ ГАГАУЗЫ? ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАРОДА! (Gagauzlar) - YouTube
- Кто такие гагаузы и их происхождение — молдаване какой веры
- Глава Гагаузии Гуцул: мы обратимся за помощью к России, если Молдавия введёт войска
- Кто такие гагаузы и почему они говорят на турецком
- Страна трех городов и двадцати девяти сел: history_ru — LiveJournal
Дискриминация гагаузов
- Музеи ЭТНОМИРа
- Гагаузы, кто они? (Валерий Кириогло 2) / Проза.ру
- Гуцул обвинила власти Молдавии в обнищании народа
- Численность
Сергей Гайдаржи: Гагаузы — горячий народ, который всегда за себя постоит
уникальный 200-тысячный тюркский народ, живущий в Молдавии и на юге Украины. Гагаузия тем и отличается от других новых национальных образований, что смогла получить автономию исключительно мирным путем, хотя гагаузы – темпераментный народ, и отличительной чертой каждого гагауза считается взрывной «кавказский» характер. Автономная область Гагаузия, где проживает тюркское меньшинство, говорящее на русском и гагаузском языках. происхождение народа, где и как живут, фото.
Конгаз - самое большое село в Европе. Что едят гагаузы, как выглядят их дома и подвалы
Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. Сегодня гагаузы являются одним из многочисленных народов Молдовы, живут отдельной автономией на юге страны и соблюдают традиции. Гагаузия тем и отличается от других новых национальных образований, что смогла получить автономию исключительно мирным путем, хотя гагаузы – темпераментный народ, и отличительной чертой каждого гагауза считается взрывной «кавказский» характер.
Беседа с протоиереем Димитрием Киорогло
- Гагаузия: как маленький народ сохранил веру под турками?
- "Будем дружить с Россией". Новой главой Гагаузии стала Евгения Гуцул
- Музеи ЭТНОМИРа
- Гагаузскую автономию пытаются отменить
- Москва дала Гагаузии финансовую независимость от Кишинева
Что известно о Гагаузии и ситуации вокруг выборов главы автономии
До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. В настоящее время официально используется алфавит на основе латинской графики. Одежда Гагаузы в национальной одежде В конце XIX века женщины носили полотняную рубаху, безрукавное платье с фартуком, большой чёрный платок чемьберь поверх тонкого белого платка мода. В зимнее время надевали платье с рукавами, суконную кофту и меховую безрукавку. Обязательны серьги, браслеты, бусы, в том числе ожерелье из золотых монет лифт. Мужская одежда: рубаха, широкие суконные штаны, широкий красный пояс кушак , шляпа — летом, каракулевая меховая шапка калпак — зимой.
У пастухов обычная рубаха сочеталась со штанами из овчины мешин мехом внутрь; меховая безрукавка и короткая куртка из овчины кюрк , иногда декорированная красной или зелёной строчкой. Национальная кухня Важное место в питании занимал хлеб, делавшийся из пресного и дрожжевого теста. Хлебные лепёшки считаются одним из древних хлебных продуктов. Из квашеного теста изготовляли пирожки karmyarik , внутри которых находилась брынза, капуста, творог, обжаренные в масле. Из мясных блюд выделяется kaurma — обжаренное мясо баранины или свинины с потрохами, приправленное укропом, петрушкой и другими травами.
Современные русские, молдавские, гагаузские исследователи считают, что гагаузы - самостоятельный народ, сформировавшийся на основе северо-тюркских племен - печенегов, узов, половцев, оседавших на Балканах, начиная с X в. Тюрки-узы - это огузы или тюрк-огузы, которых в русских летописях называли черными клобуками и печенегами. Большинство специалистов, изучающих раннюю историю гагаузов сходятся в том, что предки гагаузов осели на Балканском полуострове еще задолго до появления на этой территории турок-сельджуков и завоевания ее турками-османами. Ранняя этническая история гагаузов связана с переселениями, когда их предки через Великую степь перешли из Средней Азии на Балканы. На раннем этапе своей этнической истории предки гагаузов приняли христианство в форме православия. Гагаузы, будучи православными христианами, отличаются от основной массы тюркских народов своим вероисповеданием. Время принятия предками гагаузов христианства пока не установлено. Одни историки относили этот процесс к IX-XI вв. Христианство наложило отпечаток на культуру и на этническое самосознание гагаузов, которые не относят себя ни к болгарскому, ни к турецкому этносу, как это пытались доказать некоторые историки. Гагаузы считают себя самостоятельным тюркским народом, имеющим свой язык, культуру и этническую территорию Буджак.
Изучение процессов этнодемографического развития гагаузов затруднено в связи с немногочисленностью письменных источников, а также разрозненности их в архивах разных стран. В письменных и других источниках болгарских, румынских, восточно-славянских, турецких сведения о гагаузах носят фрагментарный характер. Отчасти этим объясняется возникновение различных противоположных гипотез об их этнической истории. Занимаясь попутно, а не специально проблемой гагаузов, исследователи видели в них или болгар, принявших турецкий язык, или потомков турок, греков, македонцев и. Так, в русской и болгарской литературе XIX века сложилась традиция рассматривать гагаузов как болгар, говорящих на турецком языке. Этих позиций придерживались в Болгарии Г. Занетов, Л. Милетич, В. Маринов, И. Райков, И.
Существующая противоречивость гипотез о происхождении гагаузов отразилась и на изучении проблем их этнической демографии. Многие исследователи XIX века не выделяли гагаузов из общей массы переселенцев из Болгарии.
Согласно наиболее распространенной гипотезе, гагаузы сформировались в результате смешения нескольких этнических групп, включая тюрок, булгар, кавказцев и румын. Некоторые источники указывают на то, что гагаузы могли иметь миграционные связи с Кавказом и Средней Азией. Современные гагаузы являются многонациональным народом и сохранили свою уникальную культуру, язык и традиции, которые сформировались под влиянием различных культур и религий. Внешность Гагаузы имеют типично тюркскую внешность, с преобладанием темнокожих и широколицых людей. Однако из-за смешения с другими этническими группами внешность гагаузов может отличаться в зависимости от региона и национального состава. Внешность гагаузов также может варьироваться в зависимости от культурных традиций и обычаев. Традиционно гагаузы изготавливали украшения из серебра, но в настоящее время многие гагаузы носят современную одежду и аксессуары. Гагаузы также известны своей гостеприимностью и традиционным образом жизни, который включает в себя выращивание овец и производство сыра.
Большинство гагаузов живет в сельской местности и занимается сельским хозяйством, поэтому физические особенности гагаузов могут также быть связаны с их образом жизни и окружением. Традиции У гагаузов есть своя уникальная культура, которая отражает их историю и традиции. Некоторые из наиболее известных гагаузских традиций включают: Гагаузская свадьба. Свадьба является одним из самых важных событий в жизни гагаузов. Обычно она проводится в течение нескольких дней и включает в себя множество ритуалов и традиций, таких как украшение невесты белым платком, танцы вокруг дерева жизни и горшка с вином, а также обмен подарками и угощения гостей. Гагаузская керамика. Гагаузы известны своими традиционными керамическими изделиями, которые они изготавливают вручную с использованием традиционных технологий. Это может быть глиняная посуда, украшения, декоративные изделия и т. Гагаузская музыка. У гагаузов есть своя традиционная музыка, которая отражает их историю и культуру.
Она включает в себя традиционные инструменты, такие как домра, баян, тар, а также специфические ритмы и мелодии. Гагаузская кухня. Гагаузская кухня включает в себя множество мясных блюд, таких как шашлык, жаркое, пироги, а также молочные продукты, например, сыры. Кухня гагаузов также отличается использованием множества специй и трав. Гагаузские костюмы. Гагаузы носят свою уникальную национальную одежду, которая отражает их историю и традиции. Костюмы включают в себя традиционные элементы, такие как вышивка, узоры, цветочные мотивы, кружева и т.
Возможно, истина где-то посередине - у разных гагаузов при анализе ДНК обнаружены разные корни - у кого турецкие, у кого греческие, болгарские, или даже татарские... Гагаузы: что значит это слово? Национальный флаг гагаузов Национальный флаг гагаузов Сегодня в мире насчитывается около 250-300 тысяч гагаузов. И в России тоже, да - у нас гагаузы живут в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии. Герб гагаузов - степной волк, один из древнейших тотемных символов всех тюрков. Все тюрки некогда еще в язычестве считали серого хищника своим предком. Гагаузы сохранили это старинное верование праотцов. Называют себя "детьми волка". Носят волчьи зубы на шейных шнурках в качестве оберега. Отмечают гагаузы и особые "волчьи праздники" - специальные дни, когда им нельзя работать, выходить из дому, пользоваться острыми предметами. По одной из версий, идет оно от слов "гага" и "уз" - прямой. То есть, "прямой клюв". В гагаузском языке бытует поговорка: Сколько птичий клюв не гни, все равно он выпрямится. Так и нас, гагаузов, сколько не гни, ни за что не согнешь...! Впрочем, есть и версия, что название "гагауз" идет от искаженного "Кейкавус" - так могли звать турецкого сельджукского правителя, что ушел еще в XIII-м столетии на Балканы со своим племенем. И якобы стал родоначальником всех гагаузов.
Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России
Руководство страны делает абсурдные заявления о том, что экономические агенты Гагаузии не участвуют в формировании бюджета Молдовы. В прошлой статье «Гагаузы — между двумя мирами» мы уже коснулись темы этногенеза гагаузского народа. Оркестр башкана Гагаузии – это самый высокий статус в регионе – играет уже больше полувека. Гагаузы – малочисленный загадочный народ, вызывающий неподдельный интерес у историков и этнографов. В Молдове гагаузы составляют около 4% населения и в основном проживают в автономной территории Гагаузии, которая расположена на юге страны.
Молдавия все ближе к расколу: станет ли Гагаузия 90-м регионом России
Приехавший из Молдавии в гости к армейскому другу Владимир Слав сказал ВК: «Я был приятно удивлен, когда узнал, что здесь проживают мои соотечественники. Побывал в местах их компактного проживания. К сожалению, многие из них не знают, что наш народ имеет свою автономию, национальные газеты. Настоящих гагаузов сегодня напоминают только представители старшего поколения, молодежь не говорит на языке предков. Думаю, что с созданием общества ситуация изменится в лучшую сторону. Необходимо наладить контакты с исторической родиной, шире изучать родной язык. Мы - малочисленный народ, и важно сохранить нацию. Радует и то, что гагаузы любят Осетию и считают ее своей родной».
Читайте нас в.
Приднестровский конфликт был разрешён лишь после нескольких лет гражданской войны и гибели сотен людей. Благодаря вмешательству России противостояние было заморожено, но Приднестровье и Молдавия так и остались жить раздельно, хоть последняя по-прежнему не признаёт независимость своей бывшей территории. Приднестровский военный конфликт. Бендеры, Приднестровье, Молдавия. Ещё в 1989 году — за год до образования Приднестровской республики — местные элиты объявили независимость Гагаузии.
Такое решение стало ответной реакцией на приход к власти в Румынии оголтелых националистов, которые провозгласили курс на аннексию Молдавской ССР. На фоне войны в Приднестровье проблемы Гагаузии решались сравнительно мирно. И в итоге Кишинёву удалось заманить непокорную территорию обратно в состав Молдавии, пообещав широкую автономию. В декабре 1994 года Парламент Молдавии принял закон "Об особом правовом статусе Гагаузии". Но что-то пошло не так… Дискриминация гагаузов На днях парламент Гагаузии поднял тему, которая проходит красной нитью через всю историю автономии последних десятилетий: самостоятельностью территории пренебрегают. Но теперь, видно, терпение лопнуло.
Что будет дальше? Нам запретят говорить на русском языке?! А терпение лопнуло именно сейчас потому, что русофобия в Молдавии достигла немыслимых масштабов. Так, спустя недолгое время после начала спецоперации России на Украине Кишинёв запретил гражданам использовать символы Победы и спецоперации — георгиевскую ленточку и знаки "Z", "V" и "O".
Сами представители народа все возможные версии отвергают, скупо делясь фактами. Например, этимологию объясняют так: «гагауз» означает «прямой нос» — это способность двигаться по своему пути, не сворачивая и не опасаясь врагов. Буджакская степь от слова «буджак» — «угол» настолько понравилась переселенцам, что они решили остаться здесь на века. Сегодняшние гагаузы живут на юге страны, свято соблюдая свои многочисленные традиции. Во главе угла их обрядов стоит свадьба. Праздник обязательно проходит в доме невесты: старшие женщины заплетают девушке косу и наряжают в зелёное платье, украшая голову вместо фаты геранью, которая для гагаузов — символ чистоты и невинности. Торжество длится три дня с весёлыми танцами и песнями. Кстати, определить, замужняя женщина или нет, сколько у неё детей, можно по одежде: платье без рукавов, фартук, большой чёрный платок чемьберь поверх тонкого белого платка — всё это говорит о том, что женихам лучше держаться подальше, можно и на рассерженного мужа натолкнуться. Зелёный наряд невесты говорит собравшимся о плодородии, а натуральные красители голубого цвета преображают национальные костюмы и напоминают о бескрайних небесах буджакских степей. У мужчин на шее часто красуется символ-тотем — степной волк.
Я просто для себя решил, что хочу жить именно здесь, и я остался», — так о своем первом приезде в Смоленскую область, деревню Липки рассказывает сам Григорий. В 80-90-е годы Казаклия была процветающим селом, более 8 000 жителей, колхоз-передовик «Искра», работой и хорошей зарплатой был обеспечен каждый житель. Но Григорий принимает решение переехать в российскую глубинку, чему его родители препятствовать не стали. Но с каждым разом меня все больше тянуло обратно в Россию. Главной причиной моего переезда стало то, что Липки окружены богатыми лесами. Я очень быстро здесь освоился. Стал ходить в лес по грибы, рыбачить, после как оформил все разрешительные документы, я еще и на охоту стал ходить», — рассказывает Григорий Николаевич. Липки — деревня на берегу реки Хмара в Починковском районе Смоленской области России. Входит в состав Даньковского сельского поселения. Население — около 200 человек. Пообщавшись с Григорием, понимаешь, что человек настолько близкий к природе, понимающий и чувствующий ее, не мог не полюбить деревню Липки Смоленской области, где и оказался волею судьбы. Деревня окружена лесами, здесь от дыхания полной грудью с непривычки у человека кружится голова. Речка Хмара, которая протекает вдоль деревни, производит особое впечатление своей кристальной чистотой. Как ни подбирай эпитеты и метафоры, красоту этих мест сложно описать. Гагаузия — это Буджакская степь, там такой природы нет. Ходить по грибы, на охоту и рыбалку стало моим хобби. Я ни разу не пожалел о своем решении остаться жить в Липках», — говорит Григорий. Буджакская степь В далеком 1988-м, Григорию Тащи предложили работу в колхозе «Верный путь», сначала он был помощником комбайнера, а после, в 1991-м, сам сел за руль комбайна. В советское время людей не делили по национальности, нас уважали за трудолюбие и исполнительность. Зарплата комбайнера была 350-500 рублей в месяц. Конечно, я мог и в Казаклии работать комбайнером и получать достойную зарплату по советским меркам. Да и семья моя всегда была обеспечена всем необходимым, отец в разные годы работал кассиром-счетоводом, затем возглавлял налоговую службу в селе. Я не убегал из Гагаузии по каким-либо экономическим причинам, как это делает сегодняшняя молодежь. Я просто сделал выбор в пользу российской глубинки», — рассказывает Григорий. Супруги Тащи Лидия, супруга Григория тоже родом из Казаклии , училась в Шанталовском сельскохозяйственном техникуме, что в 20 километрах от Липок. Тогда, в 90-х годах, их было 25 студентов-гагаузов. После окончания учебы Лидия по распределению тоже попала в колхоз «Верный путь», чему Григорий был очень рад. Будучи дома, в Гагаузии, он делал все, чтобы добиться расположения Лидии. В 1992 году они едут в родное село Казаклия, где Григорий по всем гагаузским обычаям просит руки Лидии у ее родителей. Дом Григория и Лидии Тащи Сегодня Григорий и Лидия живут в доме, который в 1992 году им выделил колхоз, а на приусадебном участке в 30 соток всегда богатый урожай. Григорий вместе с другом, тоже гагаузом Петром Данчем кстати, он тоже казаклиец , обрабатывают 280 гектаров земли. Выращивание многолетней кормовой травы и зерновых позволяет Григорию успешно заниматься фермерством. В 2015 году жители четырех деревень — Даньково, Хицовка, Зимницы и Липки — оказали Григорию Тащи высокое доверие, избрав его депутатом Даньковского поселения. Так у Григория прибавились еще и депутатские обязанности. Однако, как оказалось, работа сельского депутата намного шире: расчистить заросшие обочины проселочной дороги, убрать занесенные снегом дороги зимой. Спасает слаженная работа с администрацией Даньковского поселения. Совместными усилиями в деревне была отремонтирована криница, установлена автобусная остановка», — рассказывает Григорий Тащи. Фамилия Григория Николаевича Тащи в переводе с гагаузского означает «каменщик». Перевод никак не соотносится с видом его деятельности. Зато характер и сила духа тверды как камень. А вот сама фамилия Тащи для русского человека звучит прямо и буквально: «тащить». И он, Григорий Николаевич, тащит на себе все: домашний быт и хозяйство, проблемы и нужды деревни. И с этим наш герой неплохо справляется! Главная улица деревни Липки Население деревни — около 200 человек. Из них 46 человек — гагаузы, подавляющее большинство из которых — казаклийцы.
"Будем дружить с Россией". Новой главой Гагаузии стала Евгения Гуцул
Анализ ДНК не внес никакой ясности: есть следы многих близко живущих из версий происхождения: возможно, гагаузы – это потомки половцев. Гагауз Ери в северной части центрального Буджака, численность которых составляет около 162 тыс. Гагаузы — тюркоязычный народ, исторически сформировавшийся на севере Балканского полуострова вблизи Черноморского побережья. Руководство страны делает абсурдные заявления о том, что экономические агенты Гагаузии не участвуют в формировании бюджета Молдовы. Гагаузия обещает обратиться к России, если Молдавия введёт войска. Гагаузы – малочисленный загадочный народ, вызывающий неподдельный интерес у историков и этнографов.