Наиболее популярными и заслуживающих доверия тестами на эмоциональный интеллект являются тесты Холла, Люсина, Гилфорда а также тест MSCEIT Майера-Сэловея-Карузо, в котором 144 контрольных вопроса.
Направления исследования эмоционального интеллекта
Что такое эмоциональный интеллект и почему высокий EQ важен для личности и для бизнеса? Тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина (ЭмИн) – психодиагностическая методика, основанная на самоотчёте, предназначенная для измерения эмоционального интеллекта (EQ) в соответствии с теоретическими представлениями автора. Например, тест MEIS (Multi-factor Emotion Intelligence Test), опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» Люсина, тест эмоционального интеллекта Бачард, еще есть тест эмоционального интеллекта Шутте.
Психолог назвала качество, которое поможет добиться успеха в жизни
Эмоциональный интеллект | определяется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. |
Уровень эмоционального интеллекта: как проверить и повысить | ОПРОСНИК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА «ЭМИН» (Д. В. ЛЮСИН) Выполнила: Клестова Валерия 351 группа. |
Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям
Updated on.
Итак, можно констатировать, что отечественная психология социального и эмоционального интеллекта эволюционирует и движется примерно в том же направлении, что и западная. Чего же ожидать дальше? Что можно надеяться увидеть в аналогичной книге, если она выйдет в свет еще через пять лет, в 2014 г.? Оптимальный сценарий, как представляется, включал бы прогресс в трех областях: разработке новых методик, понимании роли эмоционального и социального интеллекта в жизни и исследовании его механизмов. Причем во всех этих областях желателен прогресс не столько вширь, сколько вглубь. Хотелось бы, чтобы в плане методик произошел переход от количественного накопления к качественному совершенствованию.
Для этого необходимо осознание того факта, что современные методики измерения эмоционального интеллекта представляют собой фактически вариации на две темы — задачных тестов и опросников, причем ни те, ни другие не являются полностью удовлетворительными. Поскольку адекватная операционализация является условием надежных выводов относительно любого конструкта, успешное развитие психологии эмоционального и социального интеллекта вряд ли возможно без создания принципиально новых диагностических подходов. В плане понимания роли эмоционального и социального интеллекта в жизни можно ожидать движения в двух противоположных направлениях. С одной стороны, оптимизм в отношении предсказательных способностей эмоционального интеллекта может поубавиться, когда мы научимся контролировать другие переменные — личностные особенности и общий интеллект. В самом деле, если обнаруживаются, например, корреляции эмоционального интеллекта с профессиональными достижениями, то они могут обусловливаться третьими переменными такими как интеллект или личностные свойства «Большой пятерки» , коррелирующими с эмоциональным интеллектом и обусловливающими профессиональный успех. Контроль за правдоподобными кандидатами на роль этих третьих переменных является важным условием корректности подобных исследований. С другой стороны, создание новых методов диагностики может вывести исследователей на обнаружение более сильных зависимостей между эмоциональным интеллектом и достижениями в жизни.
Во всех случаях необходимо двигаться от простого корреляционного понимания связи между эмоциональным интеллектом и жизненным успехом человека к более сложному, при котором роль эмоционального интеллекта опосредована типом жизненных ситуаций, через которые приходится проходить человеку, полученным им опытом и т. Наконец, принципиально важно продвинуться в понимании механизмов работы социального и эмоционального интеллекта. В наш рациональный век мы склонны рассматривать эмоции как какое-то не очень нужное, а иногда и препятствующее рациональному решению проблем сопровождение когнитивной деятельности. Если это так, то и эмоциональный интеллект — нечто вполне второстепенное. Чтобы отвести эмоциональному интеллекту подобающее место, необходимо по-новому осмыслить роль эмоций в жизни людей.
Новые данные о психометрических свойствах опросника были получены на выборке в 745 человек и опубликованы в 2009 году.
Полученные в этом исследовании результаты в целом почти полностью совпадают с результатами исследования 2006 года. Отличие связано с интерпретацией третьего и пятого факторов, поскольку, согласно результатам новейшего исследования, в третьем факторе смешиваются утверждения, относящиеся к обеим субшкалам МУ и ВУ , соответствующим данным факторам, а также присутствуют два утверждения из субшкалы ВП [5]. Для дальнейшего психометрического обоснования требуются исследования валидности опросника ЭмИн [5]. Модель эмоционального интеллекта Д. Люсина Эмоциональный интеллект трактуется Д. Люсиным как когнитивная способность. Автор настаивает на том, что в структуру данного феномена не следует включать личностные черты, которые могут способствовать лучшему или худшему пониманию эмоций, но вместе с тем сами не являются компонентами эмоционального интеллекта [5].
Все утверждения объединяются в 5 субшкал, по которым и проверяется ваш уровень EQ. По мнению автора, Emotional Quotient определяется по тому, насколько у человека развиты способности к пониманию и управлению эмоциями, определению эмоций других и влиянию на окружающих. Детальный тест для проверки эмоционального интеллекта Это профессиональный тест, который бесплатно в онлайн-режиме поможет определить ваши способности понимать себя, других и влиять на них. Разработан, опираясь на теорию К. Курсором вы передвигаете бегунок на то расстояние, которое вам подходит. И потом по ним дает вашу подробную характеристику. Но будьте внимательны и учитывайте правила прохождения тестов: вам нужно давать быстрые ответы, те, что первыми пришли в голову. А также помните, что наиболее точную интерпретацию результатов может сделать только психолог. Опросник для диагностики эмоционального интеллекта В нем 42 вопроса на эмоциональный интеллект, не относится к психодиагностическим методикам, но дает исчерпывающую информацию по вашему уровню ЭИ.
Здесь на каждое утверждение 4 ответа, вы выбираете то, что наиболее вам подходит. Вопросы разного характера в основном касаются не жизненных ситуаций, а ваших чувств. Результаты получаете, когда кликнете на кнопку в конце вопросов. Тест эмоционального интеллекта Мэйера — Сэловея — Карузо Это очень крутая методика! Мне, как специалисту, она больше всех понравилась. Но проводить и диагностировать ЭИ по ней должен именно специалист! Потому что она трудоемкая: состоит из 8 секций, где нужно определить эмоции на фото, ответить на большое количество вопросов, касающихся возникающих чувств, подобрать к предложению нужные слова, оценить картинки по шкале. Трудность его прохождения в том, что нет электронного варианта. Да и на просторах интернета его найти довольно сложно.
Но я нашла для вас текст методики и бланк ответа. Но это того стоит, если у вас есть желание заморочиться. Здесь тестовый материал , ниже бланк ответов. Социальный интеллект Дж.
Уровень эмоционального интеллекта: как проверить и повысить
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, диагностика, диагностические методики, опросник, тест, принципы создания (разработки) тестов. Тест эмоционального интеллекта, ЭмИн. Психологический тест онлайн. Начало прохождения теста. ЭИ как способность относится к традиционной психологии интеллекта, поэтому для его измерения наиболее адекватны задачи, подобные задачам интеллектуальных тестов. Тест на эмоциональный интеллект Холла – одна из самых распространенных методик для диагностики эмоционального интеллекта (Emotional Quotient, EQ), в том числе самодиагностики. Тест на оценку эмоционального интеллекта Люсина Д. В. Пожалуй, самая сложная методика, первая в российской психологии.
Тест Люсина на эмоциональный интеллект
Он искренен, когда говорит это? Что он думает? В этом может помочь профилирование. Это сама по себе ненаучная дисциплина, но профилирующие материалы могут показать вам, что — какие жесты, движения лица, позы — нужно знать и как их идентифицировать. Книга о профайлинге: «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. Найдите методы саморегуляции Это можно сделать в виде упражнения. Вот что вам нужно сделать: Проанализируйте свое поведение, чтобы понять, какие негативные эмоции наиболее характерны для вас и отравляют вам жизнь например, вы вспыльчивы, или склонны расстраиваться по пустякам, или излишне тревожны ; Проанализируйте, как вы обычно выражаете эти чувства кричите на близких, замыкаетесь в себе и не позволяете себе помочь, нервничаете и курите подряд ; И напишите здоровые способы выразить эти чувства. Например: если я вспыхиваю, я бью подушку. Если я расстроюсь, я позвоню подруге и скажу ей, что меня расстроило. Если я чувствую тревогу, я раскрашиваю картинки, чтобы успокоиться или помедитировать.
Эмоции можно и нужно выражать. Но делать это нужно здоровым, экологически чистым способом, не нанося вреда ни себе, ни другим. Как стать сильным и уверенным в себе человеком — Полный план и советы психолога 4. Научитесь использовать «Я-послания» Возможно, вы уже слышали об этом. Суть «я-сообщений» в том, что вы говорите о своих чувствах, а не обвиняете в них собеседника. Говори за себя, но не за него. Не «Ты всегда опаздываешь, насколько это возможно! Я бы хотел, чтобы ты больше не опаздывал. Что мы можем с этим поделать? Что, в свою очередь, развивает осознанность и способность отражать свои чувства.
Структура «Я-сообщений»:.
Полностью согласен Внутриличностный эмоциональный интеллект Внутриличностный эмоциональный интеллект рассматривается, как способность понимать и управлять своими эмоциями. По данной шкале Вы показали средние результаты, и, тем не менее, Вам еще есть над чем работать в плане личностного роста. Способность к пониманию эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т. Данная способность у Вас слабо развита. Способность к управлению эмоциями означает, что человек может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции; может контролировать внешнее выражение эмоций; может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию. Данная способность у Вас развита на среднем уровне, как и у большинства людей.
Айзенк Айзенк, 1995.
Особенно близко к понятию ЭИ подошёл X. Гарднер, который в рамках своей теории множественных интеллектов описал внутриличностный и межличностный интеллект Gardner, 1983. Способности, включённые им в эти понятия, имеют непосредственное отношение к ЭИ. Так, внутриличностный интеллект трактуется им как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» Gardner, 1983, р. Первая и наиболее известная в научной психологии модель ЭИ была разработана Питером Сэловеем и Джоном Мэйером; ими же был введён в психологию и сам термин «эмоциональный интеллект». Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 году Salovey, Mayer, 1990. Они определили ЭИ как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» Salovey, Mayer, 1990, р. ЭИ трактовался как сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов: 1 идентификация и выражение эмоций, 2 регуляция эмоций, 3 использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности.
Каждый тип способностей состоит из ряда компонентов. Способность к идентификации и выражению эмоций делится на два компонента, один из которых направлен на свои, а другой — на чужие эмоции. В первый компонент включаются вербальный и невербальный субкомпоненты, а во второй — субкомпоненты невербального восприятия и эмпатии. Регуляция эмоций состоит из двух компонентов: регуляция своих и чужих эмоций. Третий тип способностей, связанный с использованием эмоций в мышлении и деятельности, включает компоненты гибкого планирования, творческого мышления, перенаправленного внимания и мотивации. Позже Сэловей и Мэйер доработали и уточнили предложенную модель, что отражено в ряде их публикаций например: Mayer, Salovey, 1997; Mayer et al. Этот переработанный вариант модели основывается на представлениях о том, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами Mayer et al. Иначе можно было бы сказать, что они «информируют» человека о характере этих связей.
При этом связи могут быть не только актуальными, но и вспоминаемыми и даже воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению эмоций, переживаемых по этому поводу. В свете этих представлений ЭИ трактуется как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил Сэловею и Мэйеру выделить четыре компонента, которые были названы «ветвями». Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Важно отметить, что каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей. Идентификация эмоций. Включает ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций т.
Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Включает способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей , использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему. Понимание эмоций. Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях. Управление эмоциями. Способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений. В 1990-е годы появились также другие модели, представляющие несколько иной взгляд на ЭИ.
Наиболее известными являются, пожалуй, модели Д.
Это базовый компонент эмоционального интеллекта. Он включает в себя: способность человека замечать свои эмоции; способность распознавать и расшифровывать эмоции других людей по вербальным и невербальным признакам, в том числе по мимике и жестам; способность считывать эмоциональную информацию, заложенную в произведениях искусства. Использование эмоций в когнитивной деятельности.
Например, для решения задач и проблем или для обучения. В частности, эмоции помогают: смотреть на вещи под разными углами зрения: эмоции нередко противоречат рациональному восприятию и это расширяет наши представления о вещи; фокусировать внимание на определенном предмете, действии, человеке — чем больше эмоций они у нас вызывают, тем дольше мы искренне интересуемся ими; лучше запоминать информацию: эмоции играют важную роль в работе памяти, поэтому все, что связано с ними, мы запоминаем быстрее — и помним дольше. Понимание эмоций. Оно включает в себя способность воспринимать эмоции во всей их полноте и сложности, улавливать мельчайшие нюансы в них, видеть взаимосвязь эмоций друг с другом.
Это дает возможность: предсказать поведение человека в будущем на основе его текущего эмоционального состояния; верно определять ситуации, которые могут вызвать бурную эмоциональную реакцию. Управление эмоциями. Оно подразумевает способность: контролировать свои эмоции для достижения результата; включать положительные и отключать отрицательные эмоциональные реакции; принимать и проживать негативные эмоции; влиять на эмоциональное состояние окружающих. Человеком с высоким эмоциональным интеллектом считается тот, у кого хорошо развиты все четыре его компонента.
На основе концепции Мэйера — Сэловея — Карузо появились и другие модели эмоционального интеллекта. Одну из них предложил журналист Дэниел Гоулман, который и популяризировал это понятие, серьезно его расширив. С его подачи к эмоциональному интеллекту начали причислять любые социальные навыки и личностные черты, например: душевную теплоту, способность к командной работе, инициативность, — многие из которых напрямую не относятся к интеллектуальной обработке эмоциональной информации.
Публикация «Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики)» размещена в разделах
- Тесты на эмоциональный интеллект: 10+ самых точных методик
- Тесты на эмоциональный интеллект: Холла, Гоулмана, Люсина
- Тесты на эмоциональный интеллект: 10+ самых точных методик
- ЭмИн — Рувики: Интернет-энциклопедия
- 10+ тестов на эмоциональный интеллект
- Методы оценки эмоционального интеллекта
Тесты на эмоциональный интеллект: обзор методик
Межличностный эмоциональный интеллект. Шкала М1. Интуитивное понимание чужих эмоций. Шкала М2. Понимание чужих эмоций через экспрессию; 1. Шкала МЗ. Общая способность к пониманию чужих эмоций; 2. Внутриличностный эмоциональный интеллект.
Шкала В1. Осознание своих эмоций; 2. Шкала В2. Управление своими эмоциями; 2.
Они определили эмоциональный интеллект как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать свои эмоции и других. Методики, основанные на моделях способностей, обладают неплохой критериальной валидностью и измеряют некие конструкты, отличные от всех уже выделенных в психологии способностей и личностных факторов. Однако пока остается неясным, как эмоциональный интеллект соотносится с этими уже выделенными конструктами. Также большой вопрос вызывает подсчет баллов, так как в подавляющем большинстве методик он основан на консенсусе и оценках экспертов, что не исключает конформность к социальным нормам. Однако подобная конформность характерна и при разработке других тестов, включая и тесты на интеллектуальные способности. Неменьший интерес вызывает выявление конструктов, лежащих в основе эмоционального интеллекта, и их измерение единой методикой. Робертс, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер и Д. Люсин предлагают набор таких конструктов применительно к роли эмоционального интеллекта в адаптации и приводят список методик и отдельных шкал для их измерения. Сюда входят такие конструкты, как темперамент, переработка информации, уверенность в своей эмоциональной компетентности, эмоциональные знания и навыки. Проблема измерения Таким образом, можно выделить два основных подхода к измерению ЭИ. Вокруг них в современной литературе разворачиваются острые дискуссии. Критики использования «объективных» тестов, состоящих из заданий с одним правильным ответом по аналогии с традиционными тестами интеллекта, отмечают, что основная трудность этого подхода состоит в отсутствии убедительных оснований для определения правильного ответа. Например, на основании чего можно утверждать, какую эмоцию испытывает персонаж рассказа или человек, изображённый на фотографии?
Помимо того, ЭИ помогает быть более эффективными в разных областях жизни, считает кандидат психологических наук, клинический психолог Юлия Кочетова. Так, поясняет эксперт, дети с высоким уровнем эмоционального интеллекта могут эффективнее вовлекаться в учебную деятельность, так как успешнее регулируют эмоции. То же характерно и для взрослых — ряд психологических исследований показывает, что люди с более высоким ЭИ меньше подвержены стереотипам, лучше понимают других и лучше могут управлять своим поведением, поэтому могут эффективно донести свою точку зрения, реже попадают в конфликты", — объяснила психолог в интервью "Газете. По её словам, также важны общий интеллект, коммуникативные навыки и способы справляться со стрессом.
Я способен выслушать жалобы от человека. Я стараюсь быстро избавиться от разрушительных эмоций. Я проникаюсь чувствами других. Со мной люди ощущают себя спокойно. Я упорно преодолеваю трудности. Мне нравится креативно решать проблемы. Настроения и потребности других людей вызывают у меня адекватные реакции. Я с легкостью ввожу себя в состояние гармонии. Если есть время, я анализирую свои отрицательные эмоции. Я недолго переживаю. Осознание эмоций важно для хорошего самочувствия. Я умею считывать чувства людей, даже если они их маскируют. Я вижу эмоции по мимике. Если нужно «идти в бой», я держу эмоции в узде. Я без слов улавливаю истинные желания людей. Окружающие считают меня способным к сопереживанию. Человек, понимающий причины эмоций, способен управлять течением жизни. Я могу развеселить и вдохновить людей. Друзья советуются со мной по вопросам личной жизни. Мне легко поставить себя на место другого человека. Я помогаю другим разобраться в себе. Я не зацикливаюсь на переживаниях. Теперь посчитайте общий балл, который говорит об уровне EQ: высокий — свыше 70; средний — 40-69; низкий- 0-39. Что же делать, если полученный результат нас не устраивает? Можно, по желанию воспользоваться предложенными методами развития эмоционального интеллекта. Шаг первый Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени при необходимости , что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей. Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь? На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения. В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения. Шаг второй Улучшаем навыки осознания эмоций других людей. Для этого можно обращать внимание на невербальное поведение другого человека и развивать навыки эмпатии. Если общение происходит с близким человеком, можно проверить правильность своих догадок, спросив: «Как ты себя чувствуешь? Практика «Немой телевизор» Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости. Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже. Практика «Общественный транспорт» Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. А когда вы находитесь в общественном транспорте, у вас есть свободное время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, эта история веселая или грустная? Шаг третий Управление своими эмоциями. Не путайте управление эмоциями и их контроль, с их подавлением. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации что называется «накопилось» , либо проявятся на психосоматическом фоне например, начнет болеть голова. Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.
Что такое эмоциональный интеллект и как он помогает справиться с тяжелыми новостями
В итоге это приведет к неврозам, апатии и другим неприятным состояниям. Если мы не разбираемся в своих эмоциях, то нам труднее справиться с зависимым поведением, например. Именно это может быть причиной употребления психоактивных веществ. Человек не может разобраться в своих переживаниях, и он начинает использовать психоактивные вещества как нездоровый способ совладания с эмоциями, то есть такая дисгармоничная форма адаптации — «выпил и ничего не чувствую, тревога снята». Мы провели исследование, в ходе которого установили, что люди с наркотической зависимостью имеют низкий внутриличностный, но у них относительно неплохо сохранен межличностный ЭИ. Чтобы достать вещество, им необходимо преодолеть большое количество преград, уметь договариваться, понимать эмоции других в своих целях, этим может гипотетически объясняется такая закономерность. Те люди, которые употребляют наркотики и еще не имеют органических повреждений мозга, — жизнестойкие, ловкие.
У алкоголиков несколько иная картина, они более пассивные, часто для них более характерно такое качество, как жалость к самому себе, в период ремиссии обострены чувства вины и стыда, самообвинения, самокопания. В их случае ситуация несколько обратная: межличностный ЭИ ниже, чем внутриличностный. Но, обратите внимание, это сравнение групп с разными видами зависимостей, в норме у людей, не употребляющих алкоголь и наркотики, будет совершенно иная картина. Конечно, при длительном употреблении алкоголь и наркотики разрушают структуры головного мозга, влияют на личностные изменения, оказывают отрицательное влияние на ЭИ в любых его проявлениях. Это серьезная работа, которая носит комплексный характер, поскольку это заболевание считается биопсихосоциальным, то есть затрагивает все уровни жизни человека. Но развитие эмоциональной сферы, повышение уровня ЭИ является одним из обязательных этапов психологической реабилитации пациентов.
Так, например, дети с высоким уровнем ЭИ могут более эффективно вовлекаться в учебную деятельность, поскольку успешнее регулируют свои эмоции например, могут вызвать у себя интерес к чему-то , лучше управляют своим поведением. То же характерно и для взрослых, — ряд психологических исследований показывает, что люди с более высоким ЭИ меньше подвержены стереотипам, лучше понимают других и лучше могут управлять своим поведением, поэтому могут эффективно донести свою точку зрения, реже попадают в конфликты.
Это послужило толчком для обширного изучения и разработки этой темы.
В своей книге Д. Гоулман уделил особое внимание практическому применению теории ЭИ в жизни и на работе. Он предложил внедрять программы обучения ЭИ в школах и на предприятиях, заявляя, что эмоциональный интеллект более значим, чем академический интеллект.
Модель эмоционального интеллекта по Гоулману принято относить к смешанным моделям ЭИ. В своей модели эмоционального интеллекта он соединил когнитивные способности и личностные характеристики и выделил 5 основных составляющих эмоционального интеллекта: Самосознание — способность называть эмоциональные состояния, способность понимать взаимосвязи между эмоциями, мышлением и действием, способность адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны; Саморегуляция — способность контролировать эмоций, умение изменять нежелательное эмоциональное состояние, способность в кратчайшие сроки восстанавливаться после стресса. Мотивация — способность входить в эмоциональные состояния, которые способствуют достижению успеха, посредством использования глубинных склонностей проявлять инициативу.
Эмпатия — способность читать эмоции других людей, умение ставить себя на их место. Социальные навыки — способность вступать удовлетворяющие межличностные отношения и поддерживать их. Позднее Д.
Идентификация причин, которые привели к появлению того или иного чувства или эмоции. Тест на эмоциональный интеллект Гоулмана Тест на эмоциональный интеллект, разработанный американским исследователем Дэниэлом Гоулманом, состоит всего из 10 вопросов. В профессиональной психологии он используется достаточно редко, чаще — при определении уровня эмоциональности, нужного для работы или бизнеса. С точки зрения Гоулмана, эмоциональный интеллект — это в первую очередь способность использовать собственные и чужие эмоции для достижения определенных целей.
Подумайте о том, что вызывает у вас негативную реакцию. И работайте от противного: думайте в стиле «что, если это не так». Постепенно негатив уйдет. Чтобы понимать и управлять эмоциональным состоянием , стоит уделять несколько минут в день для разбора самых ярких ситуаций, как негативных, так и позитивных, которые за этот день произошли.
Смотрите на эти ситуации с точки зрения постороннего человека, и представляйте, какие эмоции он мог бы проявить в этом случае, каким образом, и как он может избежать лишнего негатива. Рувен Бар-Он и эмоциональный коэффициент Любой тест глубоко субъективен. Не существует и не может существовать единой методики оценки эмоционального интеллекта — по той простой причине, что нет единого мнения, что он собой представляет. В 2006 голу известный израильский психолог Рувен Бар-Он определил единицу измерения emotional intelligence и назвал ее эмоциональным коэффициентом.
С точки зрения исследователя, ЭИ можно определить, как умение понять себя, других, выработать определенное отношение к людям, быстро адаптироваться к любой обстановке, быстро решать любые проблемы и быть готовым к изменениям. По мнению Бар-Она, эмоциональный интеллект постоянно развивается, и его можно развить с помощью различных тренингов и специальных упражнений. Психолог уверяет, что люди с высоким эмоциональным коэффициентом легче приспосабливаются к изменениям и требованиям современного мира. При небольшом коэффициенте человека ожидает отсутствие успеха, карьерного роста и куча эмоциональных проблем.
Подобные проблемы распространены у людей, имеющих мало опыта в решении серьезных проблем , борьбы с негативом и стрессом, управлении эмоциональным состоянием. Эмоциональный интеллект и познавательные способности человека на равных присутствуют в общем интеллекте , анализируя который и можно оценить шансы этого человека добиться в жизни серьезного успеха. На практике подойдет любой из описанных выше тестов. Главное — честно отвечать на все поставленные вопросы.
В этом случае вы получите взвешенный и адекватный результат, проанализировав который найдете свои слабые и сильные стороны. И в дальнейшем остается лишь работать над собой и активно применять полученные знания и навыки на практике. Для чего нужен эмоциональный интеллект Профессиональные знания и большой опыт — это не гарантия карьерного роста. Гораздо важнее — владение коммуникативными навыками и эмпатией.
В сумме это и составляет эмоциональный интеллект. Один из ведущих исследователей эмоционального интеллекта и автор Дэниэл Гоулмэн утверждает, что лучше и эффективнее других работают те, кто может сочетать разум и эмоции. В России теория emotional intelligence лишь набирает популярность. С изменениями в экономике возникла необходимость в новых способах менеджмента.
Прежние антикризисные меры были недостаточно эффективны, и в конечном счете приводили к недовольству работников. Сейчас же есть потребность в лидерах, умеющих вдохновить коллектив на активную работу , предотвратить возникновение конфликтов, поймать позитив в любых изменениях. Эмоции и бизнес Эмоциональный интеллект используется в большинстве профессий, где предполагается постоянное общение с людьми. Само понятие «emotional intelligence» возникло относительно недавно, около 20 лет назад.
Но уже на форуме в Давосе оно было включено в число самых нужных навыков к 2020-му году. Плохое настроение понижает эффективность труда работника Это было не так важно сотню лет назад, когда существовало правило «эмоциям на рабочем месте не место».
Современную реальность часто называют VUCA-миром. Аббревиатура VUCA происходит от четырех английских слов: Volatility — нестабильность Complexity — сложность Ambiguity — неоднозначность. В этих четырех словах — вся суть современного мира, в котором приходится работать и принимать решения. Современный руководитель крупного предприятия не в состоянии контролировать каждого из нескольких тысяч подчиненных. Как результат — эмоциональное истощение, апатия, выгорание.
Из этого можно заключить, что одним из главных навыков любого руководителя должно стать управление эмоциями. Не подавление — иначе будет выгорание. Именно управление — умение притушить одни эмоции и вызвать другие, когда это необходимо. Управление персоналом Один из основных источников стресса для руководителя — персонал. Каждый сотрудник хочет, чтобы его услышали, хочет иметь свой карьерный рост, заниматься интересными проектами. Лет 50 назад существовали вполне определенные нормы и правила поведения, подразумевавшие отсутствие инициативы, споров с начальством и т. Сегодня каждый сотрудник имеет свою точку зрения по любому вопросу.
Возникает больше споров, конфликтных ситуаций. В каждом случае все труднее добиться консенсуса. Приходится тратить время и нервы на коммуникации, договоренности. Усложнение коммуникаций Коммуникационные проблемы в равной степени сказываются не только на работе руководителей, но и на подчиненных. Если сотрудники не могут договориться с соседним отделом по какому-то опросу, они могут переложить решение этой проблемы на руководителей. Или не решать и не договариваться — в этом случае проблема может висеть годами, без каких-либо подвижек. Даже если сотрудники мотивированы, готовы договариваться и решать проблемы , не откладывая их в долгий ящик и не перекладывая на голову руководства, им зачастую не хватает знаний, навыков и умений для достижения договоренности.
Большинство людей либо стараются пробить свою точку зрения вне зависимости от мнения окружающих, либо уступают, соглашаются и прогибаются сами. При достаточно высоком уровне эмоционального интеллекта можно выстроить коммуникацию таким образом, чтобы обе стороны остались довольны достигнутым соглашением. Это возможно, если человек умеет учитывать все эмоциональные законы и факторы. В этом случае при решении сложнейших проблем обе стороны будут оставаться относительно спокойны, смогут в большей степени задействовать свой потенциал, и в итоге придут к наилучшему решению вопроса. Тесты на эмоциональный интеллект призваны помочь людям разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, понять, что нужно сделать, чтобы научиться контролировать эмоции. Вывод Основная проблема руководителей и людей с высочайшим уровнем IQ, не достигших успеха — низкий эмоциональный интеллект. У них нет навыков лидерства, общения, отсутствует умение контролировать свои чувства и порывы.
ОПРОСНИК ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ЭМИН Д В ЛЮСИН Выполнила
В основу опросника положена трактовка эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Тесты на определение эмоционального интеллекта: тест Холла и тест Люсина. Эмоциональный интеллект как компетенция связан с традиционной психологией интеллекта, поэтому для его измерения наиболее подходят задания, аналогичные тестам интеллекта. Опросник измеряет эмоциональный интеллект (ЭмИн), который трактуется как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Цель статьи – подтвердить непротиворечивость результатов измерения парциальных показателей эмоционального интеллекта с помощью методик Д. Люсина и Н. Холла.
Измерение эмоционального интеллекта (методы диагностики)
10+ лучших тестов на определение уровня эмоционального интеллекта | Тест на эмоциональный интеллект Холла – одна из самых распространенных методик для диагностики эмоционального интеллекта (Emotional Quotient, EQ), в том числе самодиагностики. |
10+ лучших тестов на определение уровня эмоционального интеллекта | На основе своей теории Люсиным Д.В. разработан опросник ЭмИн – методика, позволяющая оценить уровень эмоционального интеллекта. |
Тест: Комплексная оценка уровня EQ | Тест эмин люсина шкалы Опросник эмоционального интеллекта ЭмИн (Люсин) Российская психодиагностическая методика, определяющая уровень развития эмоционального интеллекта по. |
Психолог Кочетова: Высокий эмоциональный интеллект улучшает качество жизни | Опыт РАЗРАБОТКИ ТЕСТА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО интеллекта 3mIQ. Эмоциональный интеллект: МОДЕЛЬ, СТРУКТУРА ТЕСТА (MSCEIT V2.0), РУССКОЯЗЫЧНАЯ АДАПТАЦИЯ. |