4 марта, в первую субботу Великого поста, Православная церковь празднует дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона.
День Феодора Тирона 2 марта: житие святого, традиции праздника и его запреты
Это произошло 17 февраля 306 года. Спустя 50 лет, во время царствования в Константинополе Юлиана Отступника, на христиан снова было воздвигнуто гонение. Император, желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал никакой пищи, а вкушали бы вареную пшеницу с мёдом коливо , которое было сварено по распоряжению епископа.
Это чудо свидетельствует о том, насколько важно в очах Божиих неукоснительное соблюдение святого поста.
Богослужение состоялось в кафедральном Благовещенском храме в городе Саянске. После Литургии епископ Алексий совершил молельное пение великомученику Феодору и освящение колива. Традиции освящения великопостного колива уже более полутора тысяч лет. Она возникла в память о чуде великомученика Феодора Тирона прозвище Тирон происходит от латинского tiro, что значит «новобранец», «рекрут». Это произошло в Константинополе, в годы правления императора Юлиана, прозванного Отступником за то, что, будучи крещенным христианином, отрекся от веры и попытался возродить язычество.
Святой считается покровителем тех людей, которые держат пост. Поэтому ему молятся, прежде всего о благополучном соблюдении поста, оставлении страстей, даровании душевных сил и победе над унынием. Также святому воину Феодору можно помолиться о вразумлении иноверцев, о возвращении заблудших, о финансовом благополучии и возвращении украденного. В навечерие субботы пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров, в храмах звучит канон великомученику Феодору с освящением колива. Но к святому можно обращаться в своих нуждах в любое время. Если вы нуждаетесь в молитвенной помощи, то можете подать на молебен к святому Феодору Тирону с помощью сервиса Елицы. Чудеса святого Феодора Тирона Жизнь святого воина Феодора наполнена многими чудесами и интересными событиями. Так однажды, он спас жителей города Евхаиты от огнедышащего змия.
Свою победу святой расценил как знак того, что он может справиться не только со змием, но и с самим дьяволом. Феодор жил во времена гонений на христиан, когда каждый воин должен был принести жертву римским божествам. Когда подошла очередь Феодора Тирона принести жертвы идолам, он решительно отказался от этого.
После чего состоялась беседа с епископом Солнечногорским Алексием Поликарповым , викарием Патриарха Московского и всея Руси, наместником Свято-Данилова монастыря. Упокой, Господи!
Москва, ул. Кузнецкий мост, д.
Чудо великомученика Феодора Тирона и освящение колива
Архиепископ немедленно собрал всех верующих, рассказал им о явлении великомученика и передал его повеление. Царь увидел, что попытка надругаться над христианами не принесла результата, и отменил свой приказ. В память о чуде Церковь чтит память святого Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне, в пятницу, после литургии Преждеосвященных Даров читается канон великомученику Феодору. В этот день благословляют коливо и раздают его верующим.
Святой великомученик Феодор был воином-христианином. Хотя жизнь мученика прервалась в юности, своим молитвенным ходатайством он не оставил христиан. Спустя почти 50 лет с момента его кончины к власти в Риме пришел император Юлиан, прозванный «Отступником».
На первой седмице Великого поста Мы вспоминаем чудо Феодора Тирона - Во сне архиепископу предстал, Чтоб паства оставалась Господу верна. Помог разрушить козни против христиан, Раскрыл, какой язычники придумали обман - От жертвоприношений кровью все продукты окропить, Чтоб чувства верующих оскорбить. Святой велел наказ всем выполнять: На рынках никакой еды не брать, И из своих запасов лишь вкушать.
Градоначальник сразу осуществил на деле повеленное ему, и на всем торжище разложили оскверненные идоложертвенной кровью пищу и питие. Но Всевидящий Бог, препятствующий хитрецам в их коварстве и всегда промышляющий о нас, Своих рабах, разрушил и гнусные козни отступника. Городскому епископу Евдоксию[3], хотя он был и еретиком, а не православным, Бог послал великого страстотерпца Своего Феодора, из воинского сословия, по прозванию Тирон[4]. И тот, представ перед ним не во сне, а наяву, сказал вот что: «Как можно скорее, встав, собери стадо Христово и строго заповедай никому ничего не покупать из предлагаемого на торжище, ибо все это осквернено идоложертвенной кровью по приказу нечестивого царя». Архиерей недоумевал и спрашивал: «Но как бы это удалось не имеющим дома достаточно пищи — не покупать предлагаемого на торжище? Когда же тот, удивляясь и не понимая, спросил, что бы это значило — «коливо», великомученик Феодор сказал: «Вареная пшеница, — ибо так мы привыкли ее называть в Евхаите». Патриарх выведывал, кто это, заботящийся о христианах, а святой снова отвечал: «Феодор, мученик Христов, ныне послан вам от Него помощником». Патриарх же, тотчас встав, многим христианам возвестил о видении и, сделав так как повелел святой Феодор , сохранил Христово стадо невредимым от коварства врага и отступника.
Воспоминание чуда святого Феодора Тирона в Никольском храме Димитровграда
Поселившееся у дороги чудовище не давало людям ходить по ней. Святой, осенив себя крестным знамением, вступил в схватку со змием, победил его и отсек ему голову. Более позднике версии предания говорят о том, что святой Федор рассек брюхо дракону, из которого невредимо вышла святая Марина, которую дракон поглотил во время ее молитвы. Согласно другой версии, Феодор Тирон освободил из пещеры дракона свою мать и других людей, которых чудовище удерживало в плену. Под его ногами — змии поменьше, которых они вдвоем попирают. За пронзаемым копьем драконом — фигуры матери Феодора Тирона и двух отроков, томившихся вместе с ней в пещере. За пределами пещеры иконописец изобразил белого коня святого, придорожные деревья и город с крепостными стенами.
Приближался Великий пост. Император приказал градоначальнику Константинополя совершить жертвоприношение языческим богам.
А в первую седмицу поста окропить кровью этих животных все съестные припасы на рынках. Святой Феодор явился во сне архиепископу Евдоксию. Он повелел ему предупредить всех христиан. Святой указал, что привычную еду можно заменить на варёную пшеницу с мёдом — коливо или кутью. В пятницу первой недели Великого поста Церковь вспоминает святого Феодора Тирона и благословляет коливо.
В память о чуде Церковь чтит память святого Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне, в пятницу, после литургии Преждеосвященных Даров читается канон великомученику Феодору. В этот день благословляют коливо и раздают его верующим.
Царь же, видя, что его козни раскрыты и ничего не вышло, сильно устыдившись, снова повелел продавать на торгу обычные товары. А христиане, воздавая благодарение благодетелю-мученику, по прошествии первой седмицы Великого поста, в эту субботу, радостно совершили ему празднование, приготовив коливо. И с тех пор даже доныне мы, верные, возобновляя чудо, чтобы столь славное дело мученика со временем не было забыто, почитаем память великомученика Феодора освящением колива. Святого же этого при императоре Максимиане[5] замучил нечестивый препозит Вринка, сначала изнуренного в темнице, потом поджегшего храм их языческой богини и раздавшего нищим ее убранство. Когда же некоторые требовали от него ответа, и хотели, чтобы он обратился от Христа к идолам, и давали ему такие советы, — он был нетерпим. Много пострадав, напоследок он был брошен в огромный разожженный костер и, не пострадав от него, посреди пламени предал душу Богу. Того молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси нас. Воспитанный в христианской вере, он, как только сделался императором, отрекся от христианства и перешел на сторону язычества — за это его и называют Отступником.
Святитель Феодор Тирон. Традиция освящения колива
Святой Феодор Тирон совершил множество других чудес для тех, кто приходил к нему в храм с верой и молитвой. В пятницу первой недели Великого поста воспоминается чудо великомученика Феодора Тирона. В первую субботу Великого поста, Православная церковь празднует дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона.
Также рекомендуем
- Навигация по записям
- Наши иконы
- Великомученик Феодор Тирон
- Освящение колива в день памяти Феодора Тирона
СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ PRIHOD.RU - ПРИХОД.РУ
Великомученику Феодору Тирону молятся о семейном благополучии, о помощи в трудные периоды жизни – в том числе материальной, о разыскании пропавших родственников и близких, о получении известий о людях, давно не дающих о себе знать. святого великомученика Федора Тирона и после Литургии Преждеосвященных Даров освящает вареные семена со сладостями, дабы верующие вкушали их, воспоминая это событие. 2 марта 2023 года проходит церковный день памяти великомученика Феодора Тирона и праведной Мариамны. Здесь было несколько церквей, посвященных обоим святым-Феодору Тирону и Феодору Стратилату. Этот обряд совершается в воспоминание чуда мученика Феодора Тирона.
Карта сайта
Весь сюжет стал источником вдохновения для иконописца Н. Им была создан образ «Чудо Феодора Тирона о змие» пер. Икону по композиции иногда называют мозаичной, так как в ней просматривается сразу несколько сюжетов. Икона и день памяти Центральная часть святого образа представлена женской фигурой, которую пытается унести крылатый змей. В правой части в окружении гадов в колодезной яме — мать мученика. По левую сторону царская чета следит за сражением Феодора с аспидом о нескольких головах. Нижняя часть красочно повествует об освобождении матери и о том, что ангел с небес принес корону для победителя.
По традиции герой изображен воином с копьем и в соответствующей форме. Считается, что молитва Феодору Тирону делает человека твердым в своих убеждениях, охраняет семейное благополучие, преграждает путь искушениям и дурным мыслям. День ангела по старому стилю в феврале 17 либо 18, а по новому — 01. Празднование св. И вся эта неделя носит название Федоровой седьмицы. Для всех православных Федоров — это день ангела, когда можно заказать молебенный канон.
Помимо него, есть и тропари, помогающие людям в своем обращении к мученику. Заключение Посылать молитву свою Феодору Тирону, святому мученику можно при всякой беде, случившейся с несчастным человеком. Однако чаще всего обращаются по конкретным ситуациям и ухудшению положения: если вдруг кого-то обокрали и есть большое желание наказать вора; нежданно обрушилась бедность, разорение; в семье часто вспыхивают ссоры по пустякам; верующий чувствует, что в связи с отчаянием и тяжелым положением теряет былую веру в Господа. Во всех случаях надо читать молитвенные тексты с усердием и душевным стремлением к Богу.
Святой Феодор явился во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел передать христианам, чтобы они ничего не покупали на рынках и готовили из домашних запасов коливо — вареную пшеницу с медом. Архиепископ немедленно собрал всех верующих, рассказал им о явлении великомученика и передал его повеление.
Царь увидел, что попытка надругаться над христианами не принесла результата, и отменил свой приказ. В память о чуде Церковь чтит память святого Феодора Тирона в первую субботу Великого поста.
Один из широко представленных в иконографии этого святого эпизодов связан с победой великомученика над драконом змием. Поселившееся у дороги чудовище не давало людям ходить по ней. Святой, осенив себя крестным знамением, вступил в схватку со змием, победил его и отсек ему голову. Более позднике версии предания говорят о том, что святой Федор рассек брюхо дракону, из которого невредимо вышла святая Марина, которую дракон поглотил во время ее молитвы. Согласно другой версии, Феодор Тирон освободил из пещеры дракона свою мать и других людей, которых чудовище удерживало в плену. Под его ногами — змии поменьше, которых они вдвоем попирают. За пронзаемым копьем драконом — фигуры матери Феодора Тирона и двух отроков, томившихся вместе с ней в пещере.
Чудо святого Феодора[ править править код ] Священное Предание связывает с Феодором Тироном следующее чудо. Император Юлиан Отступник 361—363 , желая оскорбить верующих согласно Деян. В это время во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию явился Феодор Тирон и предупредил его о замысле императора. Святой повелел употреблять в эти дни в пищу коливо кутью. В память об этом в Православии установлено празднование в честь святого Феодора, совершаемое в первую субботу Великого поста. В навечерие субботы в пятницу после литургии преждеосвященных даров читается молебный канон великомученику Феодору составлен Иоанном Дамаскином и происходит благословение колива и раздача его верующим. Данное празднование в честь Феодора Тирона описано уже константинопольским патриархом Нектарием 381—397. Подробнее см.
Святитель Феодор Тирон. Традиция освящения колива
святого великомученика Федора Тирона и после Литургии Преждеосвященных Даров освящает вареные семена со сладостями, дабы верующие вкушали их, воспоминая это событие. Через 50 лет после своей кончины великомученик Феодор Тирон защитил христиан от угрожавшей им опасности. Известно также чудо Феодора Тирона, не отраженное в его житии и произошедшее вскоре после его кончины. Подвигам и чудесам Св. Феодора Тирона посвящены несколько памятников древнерусской письменности: «Мучение Феодора Тирона», статья в Прологе, а также апокрифическое сказание «Фёдора Тироне еже о Змие». В пяток первой седмицы великого поста была отслужена божественная литургия Преждеосвященных Даров и совершено молебное пение Великомученику Феодору Тирону, после которого было освящено коливо в память о чуде святого Феодора.
Великомученик Феодор Стратилат
Однако обратить народ в создавшихся условиях назад к язычеству было делом весьма затруднительным, даже силою императорской власти. Юлиан действовал с осторожностью и лукавством: воздвигая языческие храмы, он вносил в их архитектуру и некоторые черты от христианских церквей, также языческую иерархию он организовывал подобно образцу, принятому в христианстве, причем место «главного жреца» он оставил за собою. От жрецов требовалась безупречная личная жизнь, поощрялась благотворительность и прочее, что могло бы завоевать расположение у простых обывателей. Намереваясь ослабить христианство изнутри, Юлиан расправлялся преимущественно с наиболее грамотными и твердыми защитниками веры. Чтобы лишить христиан возможности образования, он запретил им преподавать и учиться в высших учебных заведениях, занимать начальственные должности в государстве. Желая вызвать как можно больше внутрицерковных раздоров и противоречий, Юлиан издал указ о «веротерпимости», по которому были возвращены из ссылки все еретические иерархи и главные идеологи. По его инициативе и всяческой поддержке красноречивые ересиархи организовывали публичные диспуты о вере с православными, чтобы по возможности соблазнить кого-нибудь из малограмотных простецов и навести на сомнения относительно истины православных догматов. Одновременно с этим Юлиан обещал большие выгоды тем из христиан, которые согласились бы отречься от христианства. Примеров отречения было немало. Святой Иероним [3] называл подобный образ действия Юлиана «преследованием ласковым, которое скорее манило, чем принуждало к жертвоприношению».
По своей тактике Юлиан часто не решался действовать открыто, но позволял, чтобы идолопоклонники при удобных обстоятельствах могли безнаказанно грабить и убивать беззащитных верующих жителей. Когда же христиане обращались с жалобами в суд, то судьи-язычники с издевательством говорили в ответ: Ваш Бог велел вам терпеть. Здесь он увидел абсолютное пренебрежение к своим начинаниям. Столица Сирии не проявила никакого интереса к идеологии гостившего в ней императора. Юлиан рассказал историю этого неудачного визита в своём сатирическом сочинении «Мисопогон, или Ненавистник бороды». Конфликт с антиохийцами обострился после пожара языческого храма в Дафне, потому что в нем были заподозрены христиане. Рассерженный Юлиан приказал в отместку закрыть главную антиохийскую церковь, которая к тому же была разграблена и подверглась осквернению. Подобные действия имели место и в других городах. Некоторые христианские исповедники претерпели тогда мученическую кончину.
Во время первой седмицы Великого поста ежедневно в Желтиковом монастыре совершались уставные богослужения, ночью совершалась полунощница, утреня и первый час, утром служились третий и шестой Часы; в 15. С понедельника по четверг читался великий покаянный канон прп. Андрея Критского. В среду и пятницу служилась литургия Преждеосвященных Даров. Были вознесены молитвы о нашем Отечестве и выздоровлении отца настоятеля иеромонаха Агапита Евдокимова. Вся братия исповедовалась у духовника монастыря Аримандрита Сергия Швыркова.
Новый император отрекся от Христа и стал язычником. В начале Великого поста Юлиан решил надругаться над верующими. Он приказал градоначальнику Константинополя незаметно окроплять продукты на рынке кровью животных, принесенных в жертву языческим богам. Апостолы предписывали воздерживаться от идоложертвенного и крови Деян 15:29 , и, как бывший христианин, император прекрасно об этом знал. Коварный замысел правителя оставался в тайне и должен был достигнуть своей цели, если бы не произошло чудо. Святой Феодор явился во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел передать христианам, чтобы они ничего не покупали на рынках и готовили из домашних запасов коливо — вареную пшеницу с медом.
За этот поступок был Феодор тотчас арестован и доставлен на суд к наместнику императора в тех краях Публию. Наместник долго увещевал смелого христианина принести идолам приношения. Он даже предложил Феодору стать жрецом, чем привел подвижника в негодование. Видя упорное нежелание мужественного воина поклониться местным божествам, повелел Публий жестоко его истязать. Однако плотские страдания не заставили праведника признать языческих идолов. И в тяжелейших испытаниях остался он верным Спасителю. За то приговорили его к казни через сожжение на костре. Когда Феодор вошел в пламя, огненные языки не тронули его: они окружили воина огненным полукольцом наподобие арки. Находясь в центре пламени, святой воззвал к своему Творцу, и душа его вознеслась к Вседержителю. После казни честное тело угодника выкупила у стражников благочестивая христианка Евсевия — та самая женщина, которая помогла Феодору найти логово змея. Над местом его упокоения впоследствии христиане возвели церковь, и многие из приходящих туда получали исцеления самых тяжелых своих недугов.