Новости что такое атомный ледокол

Создание проекта 22220 ЛК-60Я началось после того, как разработчик советских, а после и российских атомных ледоколов ЦКБ «Айсберг» попробовал сделать увеличенный проект ледокола типа «Арктика» и столкнулся с проблемой расширения корпуса. Атомный ледокол «Арктика» была заложена 3 июля 1971 года на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде, а спущена на воду 26 декабря 1972 года.

"Росатом" заложит в Петербурге пятый и шестой ледокол типа "Арктика"

Ледоколы открывают возможность изучать моря северного побережья Российской Федерации. Арктический шельф обладает огромными сырьевыми и минеральными ресурсами, но доступ к ним возможен только по покрытому толстым льдом морю. Без ледоколов заниматься даже оценкой геодезии в этой области крайне невыгодно. Расширение военных баз Сейчас проводится активная работа по возвращению в Арктику российских стратегических баз. При всей своей мощности отечественный военный флот и многометровый лёд Крайнего Севера — понятия несопоставимые. Здесь в ход вновь идут ледоколы: благодаря им обеспечиваются поставки продовольствия, техники и многого другого, а также прохождение кораблей. Состав российского атомного флота Современный ледокольный флот РФ содержит пять атомных судов. Из них два с двухреакторным двигателем, два с однореакторным и один лихтеровоз с ледокольным носом. Любопытно, что на воду его спустили в 1993 году, но в эксплуатацию ввели только в 2007-м.

Так английская компания «Armstrong Whitworth» построила для России ледоколы «Байкал», «Ангара» и «Ермак», которые эксплуатировались до 1964 года. В 1917 году в Англии спущен на воду ледокол «Святогор» с 1927 г. С 1921 по 1941 гг. С 1959 г. Устройство ледокола Специфика работы ледоколов определяет его конструкцию. Чтобы противостоять толстым паковым льдам, корпус ледокола обшивают стальными листами, а днище делают закругленным. Атомный ледокол Ленин Каким способом ледокол ломает лед зависит от его толщины. При незначительной толщине ледокол разрезает его носовой частью, а затем раздвигает, создавая позади себя свободное пространство. Мощный ледовый покров ледокол преодолевает, наползая на льдины и разламывая их за счет своего веса.

Существует несколько приемов создания проходов во льдах, в частности, с помощью крена и балластной цистерны. Преодоление льда с помощью крена Для современных российских атомных ледоколов класса «Арктика» совершенно не имеет значения какой толщины лед.

Как устроены атомные ледоколы? У ледокола типа «Арктика» — два атомных реактора и два резервных дизельных двигателя для экстренных случаев. Реакторы абсолютно безопасны для экипажа и окружающей среды — их корпус окружен специальной защитой, а при внештатной ситуации они могут быть заглушены.

По всему судну установлены более ста сцинтилляционных датчиков, обеспечивающих постоянный мониторинг для радиационной безопасности. На ледоколе «50 лет Победы» создан экологический отсек, оснащенный оборудованием для сбора и утилизации всех продуктов жизнедеятельности судна. Без дозаправки топливом судно может ходить 5 лет. Автономность по запасам провизии — полгода. Мощность — 75 тыс.

Бочкообразная форма атомных ледоколов не позволяет льду сломать или повредить корпус благодаря округлым бортам. В зависимости от прочности и толщины льда ледокол может или «вползать» и проламывать его с ходу, или отойти назад и «набежать» на лед с большой скоростью. Ледокол движется непрерывно, оставляя позади свободный коридор, в котором может следовать одно или несколько судов. Ледоколы будущего — какие они? В ближайшем будущем «Атомфлот» ждет пополнение: завершаются испытания головного ледокола «Арктика» проекта 22 220, сооружаются ледоколы «Урал» и «Сибирь», состоялась техническая закладка «Якутии», скоро начнется строительство пятого ледокола этой серии — «Чукотка».

Как этот атомоход объединит функции разных типов ледоколов? У «Арктики» двухосадочная конструкция. Благодаря быстродействующей балластной системе ледокол сможет менять глубину погружения для прохода по рекам и работы в арктических водах. Новое поколение атомоходов увеличит грузопоток по Северному морскому пути на десятки миллионов тонн в год. Основным грузом станут сжиженный природный газ, нефть, уголь — продукция отечественных арктических проектов, которая пойдет на международный рынок.

По проекту 10 510 «Лидер» планируется построить три атомных ледокола, они станут самыми мощными в мире. В июле 2020 года началось строительство головного ледокола этой серии. Максимальная толщина льда, которую сможет преодолеть «Лидер» — 4 м, а ширина судоходного канала — 50 м, это даст каравану больше безопасного пространства для маневра. Основное предназначение этого ледокола — расширить транспортные возможности СМП.

Более того, наша страна обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом. В составе национальной группировки сейчас 41 ледокол, в том числе 34 дизель-электрических и 7 атомных. Суммарная мощность ледокольной флотилии на валах достигла почти 700 МВт. Самыми мощными в мире на сегодняшний день являются суда проекта 22220 нового поколения — атомные ледоколы «Арктика», «Урал» и «Сибирь» — 60 МВт каждый.

Самый мощный в мире ледокол "Арктика" вошел в состав атомного флота РФ

Предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом на переднем и заднем ходу со скоростью 1,5-2 узла при полной мощности энергетической установки и осадке по КВЛ на глубокой воде. Атомный ледокол проекта 22220 «Урал» возвращается на Северный морской путь после проведения планового гарантийного обслуживания. Побывать на головном универсальном атомном ледоколе «Арктика», да еще на экскурсии у самого капитана — сбывшаяся мечта нашей корреспондентки. Сегодня у России в эксплуатации находятся 41 ледокол: 34 дизельных и 7 атомных. Атомный ледокол оснащен силовой ядерной установкой. Ледокол «Арктика» — новый флагман российского атомного флота — отправился покорять арктические льды.

Универсальные атомные ледоколы проекта 22220 «Арктика», «Сибирь, «Урал»

К тому же проектировать новые американские ледоколы будут на базе немецкого RV Polarstern, поэтому вместо ледокола национальной постройки приходится брать с миру по нитке. Производством первых трёх кораблей проекта может заняться американская верфь VT Halter Marine, однако если корабль окажется удачным, то строить американские ледоколы будут за рубежом. Для сравнения: производство ледоколов в России можно наладить на любом судостроительном заводе. Внизу грохот стоял сильнейший, конечно, но американские самолёты-разведчики, переговоры которых военные перехватывали время от времени, называли ледокол гоночным за способность парить над кромкой льда и наваливаться на неё всем весом Артём Бармин Бывший заместитель начальника машинного отделения атомного ледокола "Советский Союз" Внушительная ледопроходимость сохранилась и у новейших ледоколов проекта 22220 — они, как и их советские предки, способны пробивать трёхметровый лёд для проводки кораблей. Отчасти задержки со сроками связаны со специфическим положением Береговой охраны в системе Вооружённых сил США.

Они самые бедные, и на их потребности больше всего плюют. Плюс сумма на строительство нужна немалая — под два миллиарда долларов, которые ещё нужно было выбить из конгресса, конкурируя с флотом Василий Кашин Эксперт РСМД К тому же у Береговой охраны США, в отличие от Росатомфлота, нет ни кадров, ни инфраструктуры, чтобы обслуживать корабли с атомными энергетическими установками. Кроме того, что такие корабли даже при достаточном водоизмещении порядка 23 тыс. У атомных ледоколов, которые есть в России, таких проблем нет.

Для того чтобы пробраться через толщу льдов, используется крупный проходчик, а для перевозки груза — атомный контейнеровоз "Севморпуть". Сочетание атомных и неатомных кораблей позволяет создать арктический флот практически неограниченного радиуса действия, оперативность которого не зависит от погоды, температуры за бортом или остатков топлива. Специалисты отмечают также, что последние технологические новинки США "внушают разочарование" и не позволяют однозначно утверждать, что США в обозримом будущем в горизонте 10—15 лет смогут догнать ледокольный флот России как по количеству, так и по качеству.

Главная из них — проводка судов во льдах. В процессе ее выполнения ледоколы способны преодолевать ледовые перемычки, осуществлять прокладку судоходных каналов, буксировку, участвовать в спасательных операциях. Этому способствует принцип работы ледокола, имеющий ряд особенностей. Помимо того, что на ледокол, как на обычное судно, действует выталкивающая сила воды, он дополнительно подвергается боковому давлению льда. По этой причине корпуса ледоколов выполняются в форме ореха. При этом ватерлинию специально «опускают» ниже самой широкой части судна, чтобы силы, воздействующие на ледокол, выталкивали его вверх, не разрушая корпус. Дополнительную прочность корпусу ледокола придают система усиленных шпангоутов и стрингеров, разделение на отсеки водонепроницаемыми переборками и наличие в районе ватерлинии специального «ледового пояса», способного выдержать воздействие льдов. В носовой и кормовой частях ледокола предусмотрен специальный скос обводов, позволяющий ему легче передвигаться во льдах в челночном режиме, то есть, вперед-назад. Для снижения трения о лед в корпусе установлено специальное омывающее устройство с мелкими отверстиями для прокачки воздушных пузырьков. И все же первым ледокольным судном по праву считается российский пароходный буксир «Пайлот». В 1864 году в Кронштадте по указанию судовладельца Михаила Бритнева его переделали в ледокол, срезав носовую часть под углом 20 градусов по отношению к килю.

Поэтому было принято решение о проведении квалификационных испытаний новых составляющих частей изделия. Испытания прошли успешно. Следующий универсальный ледокол, для которого «Машиностроительный завод» изготовит активные зоны, — строящийся УАЛ «Чукотка», — прокомментировал руководитель проекта отдела по производству спецтехники АО «МСЗ» Александр Шеин. ТВС «подпитки» , в установках «ледокольного» типа топливо активной зоны полностью выгружается с окончанием топливной кампании реактора в данном случае — до 12 лет. Постоянный адрес новости: eadaily.

У него был усилен нос, а на палубе установлена машина, поднимавшая и бросавшая на лёд гири. Ледоколы такого типа существовали небольшой период времени до появления современных. Россия « Святогор » часто называют первым русским ледоколом, хотя это не совсем верно. Сначала был построен « Ермак » первый в мире арктический ледокол , проект которого был предложен лично вице-адмиралом Макаровым. А «Святогор» стал по факту усовершенствованной версией «Ермака»: более мощный, более крупный, более скоростной до 16 узлов. Впрочем, «Ермака» в любом случае нет на свете уже более полувека: он был порезан на иголки в 1960-е годы. Так что «Святогор», он же «Красин», остался единственным «живым» свидетелем ранней зари ледокольной истории России. За годы, прошедшие с момента его спуска на воду в британском Ньюкасле да, пришлось заказывать за рубежом! Мало того, Россия единственная в мире владеет атомным ледокольным флотом. Дизель-электрические крушители льдов есть ещё у ряда государств, имеющих интересы в высоких широтах. Но вот гражданские атомоходы — это чисто русская фишка. Причём число наших атомных ледоколов в последние годы выросло, увеличилась их мощность, а в перспективе в строй должен войти ещё и сверхледокол, равного которому не знала история. Но давайте обрисуем ситуацию с современным атомным ледокольным флотом чуть более подробно. На сегодня в составе «Атомфлота» есть шесть атомоходов разных лет постройки, разной мощности и трёх разных проектов. Удобно их разбивать по парам, как раз получится по два судна каждого проекта. Построены они оба были на самом излете существования Советского Союза по проекту 10580. Её монтаж проходил в Ленинграде на Балтийском заводе, куда корпуса последовательно отбуксировали из Финляндии. Ледоколы получились своеобразного формата: они мелкосидящие, с осадкой всего 8,1 м, поскольку предназначены для работы не в открытом море, а в устьях великих сибирских рек. При этом обладают внушительной мощностью в 35,5 МВт. Для сравнения — самый могучий в мире дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин», введённый в строй в 2020 году, может похвастаться мощностью в 25 МВт.

Атомные ледоколы: как они устроены и зачем нужны

Время новостей. Спущен на воду атомный ледокол «Якутия» проекта 22220. Очередной Сухой Суперджет 100 совершил свой первый полёт. Второй серийный (третий по счету) атомный ледокол проекта 22220 "Урал" покинул достроечную набережную Балтийского завода и взял курс на акваторию Северного морского пути. Современный атомный ледокол с таким же названием (проект 22220) был спущен на воду 22 сентября 2017 года, атомоходы этого типа являются самыми большими и мощными в интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber.

Самый мощный атомоход в мире официально введен в строй

При этом обеспечены приемлемые тяговые характеристики винтов, а также их защита от непосредственного воздействия льда и подсоса воздуха. Ледоколы оборудованы специальной быстродействующей балластной системой, позволяющей менять осадку в пределах от минимального значения до максимального за 4 часа. Главные размерения и форма обводов корпуса ледоколов отрабатывались при проведении модельных испытаний в опытовых бассейнах Крыловского государственного научного центра.

В советское время для двух этих задач пришлось построить два типа атомных ледоколов. На ледоколах проекта устанавливаются два водо-водяных реактора РИТМ-200 мощностью по 60 мегаватт. Перегрузка топлива для них требуется один раз в семь лет. Водоизмещение судна составляет 33,5 тысячи тонн при длине 173,3 метра и ширине 34 метра. Скорость ледокола — до 22 узлов 41 километр в час по чистой воде. При проводке судов он сможет преодолевать лед толщиной до 2,9 метра.

Сегодня грузы по СМП перевозит единственный в мире атомный контейнеровоз "Севморпуть" входит в состав "Атомфлота". На прошлой неделе уникальный лихтеровоз завершил третий каботажный рейс в этом году из Санкт-Петербурга в порт Восточный, порт Петропавловск-Камчатский и, затем, обратно в Санкт-Петербург. Ожидается, что к 2030 году из состава "Атомфлота" будут выведены построенные еще в советское время и уже выработавшие свой ресурс ледоколы "Таймыр", "Ямал" и "Вайгач". На смену ударно поработавшему флоту на Балтийском заводе будут построены четыре дизельных ледокола. По планам, в 2024 году будет сдан третий серийный ледокол проекта 22220 "Якутия", в 2026 году — четвертый серийный универсальный атомный ледокол "Чукотка".

Мало кто задумывался об этом, но винты ледоколов приводятся в движение электродвигателями , которые получают энергию от атомного реактора на бору. Такая компоновка очень удобна, а главное, позволяет надолго уходить в автономное плавание, так как электродвигатели не требуют частого обслуживания, а запас ядерного топлива позволяет долгое время обходиться без дозаправки.

Дизельный ледокол больше похож на обычный корабль. Правда, его только начинают строить и должны ввести эксплуатацию к 2027 году. Зато это будет настоящий царь-ледокол. Американский корабль уничтожил летательный аппарат при помощи мощного лазера Согласно проекту, его мощность будет составлять 120 000 КВт в два раза больше нынешнего максимума. В движение великан будет приводиться четырьмя винтами, его длина составит больше двухсот метров, а лед он будет ломать толщиной до 4 метров. Таким может быть новый ледокол «Лидер». Рассматривается вариант строительства четырех таких ледоколов, но пока строится только один.

Остальные должны появиться к 2033 году. Когда они появятся, мы расскажем об этом в нашем новостном Telegram-канале. Зачем нужны ледоколы В первую очередь, ледоколы освобождают путь для торговых судов, в том числе и нефтяных танкеров.

Строительство атомного ледокола "Лидер" идет по графику

Новости партнеров. РИА Новости. "Балтийский завод" (Санкт-Петербург, входит в Объединенную судостроительную корпорацию) начал строить новый, шестой по счету российский атомный ледокол проекта 22220, сообщила пресс-служба предприятия. Строящийся на Балтийском заводе второй серийный атомный ледокол проекта 22220 «Урал» поступит в распоряжение ФГУП «Атомфлот» в конце ноября.

Зачем Россия строит всё новые ледоколы

Существует ещё и восьмой атомный ледокол — контейнеровоз «Севморпуть» единственное судно проекта 10081, спуск на воду состоялся в январе 1988 года , но его в этих списках даже не учитывают. Он не настолько мощный и способен ломать лёд толщиной «всего» 1 метр, а потому считается «недостаточно ледокольным». Атомный контейнеровоз «Севморпуть» фото: « Википедия ». Очевидно, что четыре из семи действующих атомных ледоколов были построены и введены в строй с начала XXI века, в том числе — три самых мощных судна проекта 22220: «Арктика», «Сибирь» и «Урал» , силовые установки которых выдают по 60 МВт.

Сейчас строится ледокол «Россия» проекта 10510, который побьёт и этот рекорд, — он будет спущен на воду ориентировочно в 2027 году, а мощность его двигателей составит 120 МВт. Помимо «России», в верфях на разной степени готовности находятся суда «Якутия» и «Чукотка» проекта 22220. В ближайшее время, в 2028 и 2030 годах, должны быть построены «Камчатка» и «Сахалин».

Процедуры документирования и отчетности также неотъемлемы от успешной эксплуатации атомного ледокола. Экипаж ведет журналы и протоколы, фиксируя все мероприятия по техническому обслуживанию, ремонту и нарушениям безопасности. Эти данные анализируются для выявления системных проблем и определения мер по их устранению. Следует заметить, что разработка и внедрение новых технологий и инноваций непрерывно влияют на эксплуатацию атомных ледоколов.

Внедрение автоматизированных систем управления, современных материалов и оборудования снижает трудоемкость операций и повышает безопасность плавания. В заключение, стоит подчеркнуть, что эксплуатация атомного ледокола требует высокого уровня профессионализма экипажа, строгого соблюдения технических норм и правил безопасности, а также системного подхода к проведению технического обслуживания и ремонта. Именно благодаря этим факторам атомные ледоколы успешно справляются со своими задачами и оказывают неоценимую помощь в освоении и развитии Арктики. История и перспективы развития История атомных ледоколов насчитывает более полувека, начиная с запуска советского ледокола «Ленин» в 1959 году.

Россия, как наследница СССР, продолжает развивать и совершенствовать данную технологию, однако не стоит забывать о других странах, испытывающих интерес к ядерному ледокольному флоту. Среди государств, разрабатывающих и эксплуатирующих атомные ледоколы, следует выделить Китай, который впервые в 2018 году представил проект своего атомного ледокола «Хуньмэн» Красный орел , а затем уже в 2021 году заложил его на строительство. Этот мощный ледокол будет способен разрушать ледовые преграды толщиной до 3 метров, обеспечивая проход для грузовых судов. Соединенные Штаты Америки, в свою очередь, серьезно рассматривают возможность создания собственных атомных ледоколов.

Они обращают внимание на угрозу растущего влияния России и Китая в Арктике и понимают, что такие суда могут быть важным инструментом для обеспечения национальных интересов. В перспективе развития атомных ледоколов можно выделить следующие направления: Создание новых моделей с улучшенными характеристиками: современные разработки направлены на поиск оптимальных форм корпуса и двигательных систем, позволяющих эффективно преодолевать ледовые преграды и снижать топливную зависимость. Внедрение автоматизации и цифровых технологий: автоматизированные системы управления, современные навигационные и связные комплексы, а также методы дистанционного мониторинга и анализа данных о состоянии судна могут существенно повысить эффективность эксплуатации ледоколов. Развитие двигательной базы: исследования в области малых ядерных реакторов и их модификаций, усовершенствование системы охлаждения и энергетической эфффективности — все это способствует созданию более продвинутых двигательных установок для атомных ледоколов.

Экологические аспекты: при проектировании новых ледоколов особое внимание уделяется снижению воздействия на окружающую среду. Разработки включают оптимизацию систем обработки отходов, минимизацию радиационного воздействия и снижение выбросов в атмосферу. Международное сотрудничество: растущий интерес к Арктике стимулирует страны к укреплению партнерства и кооперации в области атомных ледоколов. Обмен опытом и технологиями, совместные научные исследования и разработки новых проектов могут привести к существенному продвижению в данной области.

Развитие атомных ледоколов в мире свидетельствуют о растущей важности этой технологии для обеспечения пропускной способности северных морских путей и развития Арктики.

Фото: Медиапалуба Вторая схема, экспериментальная, заключалась в применении вместо двух ледоколов одного, который мог бы менять осадку в устьях рек и на мелководных участках. Либо, принимая балласт, погружаться и увеличивать осадку и за счет этого работать на глубоководных трассах Севморпути. В итоге была принята концепция именно двухосадочного ледокола. Новая схема потребовала целый ряд специфических даже для проектирования ледоколов требований: изменение конструктивной и биологической защиты, изменение конструкции корпуса ледокола для уменьшения веса, чтобы можно было обеспечить осадку в 8,5 м. При этом, чтобы переход одного состояния в другое должен занимать минимальное время — у ледокола на это уходит не более четырех часов. Более того, ЛК-60Я за счет большей ледопроходимости 2,9 метра льда против 2,25 у прежней «Арктики» принципиально позволяет подойти к круглогодичной навигации в восточных районах СМП. Фото: Медиапалуба Корпус Судно имеет двойной корпус.

В месте столкновения со льдом предусмотрен так называемый «ледовый пояс» пятиметровой высоты толщиной 46 мм, в других местах толщина внешнего корпуса около 30 мм. Фото: Балтийский завод Корпус покрыт полумиллиметровым слоем специальной краски «Инерта-160» для уменьшения трения. Балласт, как раз для изменения осадки, расположен между внешним и внутренним корпусами. Для защиты от обмерзания используется пневмообмыв. Все материалы корпуса проекта 22220 выбраны, исходя из суровых условий эксплуатации. Для высоконагруженных конструкций на толщинах более 18 мм — это набор бортов в районе ледовых усилений, на конструктивной защите при столкновении с другим судном и прочими объектами применяется листовая сталь PCD500W, PCE500W, PCF500W. Фото: Балтийский завод Для крупных и нагруженных изделий, вроде кронштейнов бортовых гребных валов, кронштейна руля, противоледового выступа отливок форштевня, ахтерштевня применяется сталь 08ГДНФЛ. Суммарная масса корпуса составляет более 60 тыс.

Из-за большой спусковой массы пятиуровневую надстройку монтируют уже на плаву. Этот реактор имеет почти вдвое меньший вес, нежели у предшественников типа АК-900А, которые стояли на ледоколах прошлого поколения. Интегральная компоновка уменьшает материалоемкость и габариты установки, снижает риск утечек из первого контура реактора, облегчает монтаж и демонтаж установки. Четыре главных циркуляционных насоса расположены вокруг корпуса реактора. Назначенный срок службы основного оборудования — 40 лет против 25—33 лет , энергоресурс активной зоны — 4,5—7 Твч против 1,8 Твч , масса — 2,2 тыс. Управление осуществляется при помощи современных цифровых систем. Паротурбинную установку ПТУ-72 для ледокола разработал и поставил петербургский гигант «Киров-Энерго-маш».

Суммарно они выдают больше мощности, чем было до этого, — 81,5 тыс. Особенность энергетической установки корабля состоит в том, что изначально водо-водяной ядерный реактор, разработанный в ОКБМ имени И. Африкантова, проектировали для... В США небольшого по размерам и мощного ядерного реактора, который можно было бы адаптировать под ледоколы, в данный момент нет, да и строить атомные ледоколы в США пока не планировали. О том, что ледокол нужен, говорилось долгие годы, ещё при администрации Буша. Дальше началась волокита, и только в 2017 году Трамп волевым решением распорядился их строить. Первый из них ожидается к 2024 году, второй — к 2025-му, третий — к 2027-му. Примерное водоизмещение — 22 тыс. В ней проектировщики кораблей реализовали весь опыт, накопленный за много десятков лет. Первый атомный ледокол "Ленин" спустили на воду ещё в 1959 году, и с этого момента данных о работе кораблей в полярных льдах становилось всё больше. Пульт управления на российском головном универсальном атомном ледоколе "Арктика" проекта 22220. Атомный ледокол "Арктика".

Что представляет собой атомный ледокол «Урал»?

На Балтийском заводе спущен на воду атомный ледокол "Якутия". Атомный советский ледокол «Арктика» был введен в эксплуатацию в 1975 году (Балтийский завод в Ленинграде). 60 МВт (на валах), а дизель-электрического ледокола "Виктор Черномырдин" - 25 МВт.

В Петербурге спущен на воду ледокол "Якутия": в чем его особенность

Отличается и их ядерная энергетическая установка: у мелкосидящих атомных ледоколов не два реактора, как у больших морских, а только один. Отмечается, что атомный ледокол проекта 10 510 «Лидер» с реакторными установками Ритм-400 является турбоэлектрическим ледоколом мощностью на валах 120 Мвт с четырёхвальной гребной установкой. Головной ледокол проекта 22220 «Арктика» вошёл в состав российского атомного флота.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий