О том, введут ли в России распределение после вузов и колледжей, кого хотят обязать отрабатывать свой диплом и как предлагают наказывать за отказ, – в материале Образование - 20 марта 2023 - Новости Екатеринбурга - Что изменится в системе высшего образования в России в 2025 году.
Путин поручил опробовать новую систему высшего образования в шести вузах
В России хотят создать единое образование, чтобы дети получали одинаковые знания «как в столичной школе, так и в самом отдаленном муниципалитете, в селе, в ауле», по словам председателя Комитета по просвещению Ольги Казаковой. Госдума в первом чтении приняли изменения в закон об образовании. Для России это означало отказ от непрерывного пятилетнего специалитета и переход на обучение по схеме «бакалавриат + магистратура».
Что изменится в образовании после послания президента и почему это важно
Изменения в школах с 1 сентября 2023 года | Новости и аналитика Новости С нового учебного года стартует пилотный проект, направленный на изменение уровней образования в вузах. |
С 2025 года Россия возвращается к национальной модели вузовской подготовки | А помощник президента РФ Владимир Мединский заверил ТАСС, что отмена уроков обществознания никак не повлияет на снижение качества образования. |
Реформы высшего образования 2024 | В Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре считают, что России нужна единая федеральная программа антитеррористического оснащения школ. |
Женись, плодись и подчиняйся: чему будут учить школьников в 2024 году
ЕГЭ хотят заменить государственными экзаменами, которые выпускники будут сдавать по программам основного общего и среднего общего образования для поступления в вузы. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности. Молодежь России. В 2024 году абитуриентам облегчат поступление на программы высшего образования — бакалавриат, специалитет и магистратуру.
Мишустин: системе образования нужны качественные изменения
В России политолог Антон Орлов предложили сделать полностью бесплатным среднее специальное образование. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности. Молодежь России. Редактор статей и новостей об образовании и EdTech. Помимо этого, правительство России регулярно принимает комплексные меры для совершенствования системы среднего профессионального образования (СПО). В России будет создана новая система образования с традиционным сроком обучения в вузах – от четырех до шести лет. Для некоторых университетов новость о том, что они станут участниками пилота по новой системе высшего образования, похоже стала сюрпризом.
С 2025 года Россия возвращается к национальной модели вузовской подготовки
А ведь именно в техникумах и колледжах идет подготовка специалистов технических профессий. Орлов попросил главу Минпросвещения оценить возможность введения полностью бесплатного специального образования.
N 343, которым был запущен пилотный проект перехода на трехступенчатую систему высшего образования. Пилотный проект Указ президента «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» стал закономерным продолжением линии отказа от Болонской системы образования. Пилотный проект, введение которого предусмотрено указом, предусматривает установление двух уровней высшего образования: базовое высшее образование, специализированное высшее образование и отдельно установление уровня профессионального образования — аспирантура. Указанные вузы будут осуществлять образовательную деятельность по данным программам на основании уже имеющихся у них лицензий и государственных аккредитаций. Критерии выбора конкретно этих учебных заведений не разглашались, но обращает на себя внимание тот факт, что для эксперимента отобрали именно технические альма-матер.
Предполагаем, что это связано с тем, что именно инженерное образование понесло наибольший ущерб от введения Болонской системы. Как заявлял глава Минобрнауки, главной задачей базового высшего образования станет обеспечение междисциплинарного, практико-ориентированного подхода к подготовке кадров. Целью специализированного высшего образования станет углубленная подготовка для тех, кто прошел первую ступень. Аспирантура же станет тем уровнем, где будут формироваться научные и научно-практические кадры. Срок освоения программ базового высшего образования будет составлять от четырех до шести лет. На уровне специализированного высшего образования будут реализовываться программы магистратуры, ординатуры и ассистентуры-стажировки. Срок освоения программ магистратуры устанавливается от одного года до трех лет в зависимости от направления подготовки, специальности и или профиля подготовки либо от конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы.
Получить образование по программам магистратуры специализированного высшего образования смогут и лица, имеющие высшее образование — специалитет, при этом такое обучение не будет являться для указанных лиц получением второго или последующего высшего образования. Сейчас это невозможно. Это необходимая вещь, потому что фактически дает возможность ребятам, которые себя попробовали на производстве и которые испытывают потребность в получении уникальных знаний, получить их, имея уже определенный опыт», - рассказал в эфире радио «Спутник в Крыму» председатель комитета по образованию, науке и молодежной политике Госсовета РК Сергей Додонов. В то же время, учитывая риторику депутатов и чиновников Минобрнауки последних дней, есть сомнения, относительного того, что магистров в стране станет больше. Скорее, наоборот. Так, «Ведомости» пишут, что со слов зампреда думского комитета по науке и образованию Александра Мажуги «Единая Россия» , магистратура в новой системе высшего образования не должна быть повсеместной и в рамках запущенного пилотного проекта еще только будут определяться, по каким направлениям базового высшего образования будет возможно продолжение обучения в магистратуре. То есть, вполне вероятно, что будут специальности, для которых продолжение образования в магистратуре в принципе предполагаться не будет.
Ранее министр образования и науки также заявлял, что программа магистратуры не может быть реализована во всех вузах, поэтому Минобрнауки планирует проводить отбор таких учреждений. Отсюда следует, во-первых, что мест для получения образования по программе магистратуры станет меньше, а, во-вторых, некоторые желающие получить магистерское образование получат дополнительный препон в виде необходимости менять место жительства на время обучения. Позитивным моментом реформы может стать запрет на получение магистерского образования по иному профилю, нежели уже освоенный в рамках бакалавриата. Особенно это касается гуманитариев, поступающих в магистратуру на инженерные специальности», - заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин. До конца июня участники пилотного проекта должны будут разработать и утвердить образовательные стандарты и требования образования для базового и специализированного высшего образования и аспирантуры, а также соответствующие образовательные программы.
Максут Шадаев, глава Министерства цифрового развития России, поделился стратегическим видением ведомства относительно подготовки специалистов в сфере информационных технологий. По его словам, ключ к успеху заключается в тесном сотрудничестве с IT-компаниями, которые испытывают насущную потребность в квалифицированных кадрах. За последние четыре года количество бюджетных мест по IT-специальностям было увеличено более чем в два раза.
Теперь, благодаря мерам поддержки от государства, ежегодно около 120 тысяч студентов. Эти действия способствуют тому, что всё больше школьников стремятся связать свою жизнь с IT-сферой, особенно с программированием и разработкой.
Он добавил, что если профессия требует дополнительной подготовки и узкой специализации, то образование можно продолжить в магистратуре или ординатуре, а аспирантура должна быть выделена в отдельный уровень профессионального образования, задача которого заключается в подготовке кадров для научной и преподавательской деятельности. Президент подчеркнул, что переход на новую систему должен быть плавным и проработанным до мелочей.
Повторю ещё раз: возможности, а не проблемы», — заявил тогда Путин. Комментируя запуск пилотного проекта, председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова заявила, что речь идёт об очень долгожданных мерах. В беседе с RT сенатор напомнила, что в послании президента чётко было сказано, что Россия должна создать свою, суверенную систему образования. В свою очередь, первый зампред комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга положительно оценил запуск инициативы и отметил важность возвращения аспирантуры к подготовке научных кадров.
А нам надо, чтобы аспиранты занимались наукой. Это наши будущие научные кадры, — сказал он в разговоре с RT.
Что ждёт школы и вузы? Анзор Музаев подвёл итоги и озвучил планы на 2024-й
Как будет работать новая система высшего образования в России - 12 мая 2023 - НГС.ру | В Госдуме анонсировали обсуждение важнейшей реформы школьного образования. |
Женись, плодись и подчиняйся: чему будут учить школьников в 2024 году | В России хотят создать единое образование, чтобы дети получали одинаковые знания «как в столичной школе, так и в самом отдаленном муниципалитете, в селе, в ауле», по словам председателя Комитета по просвещению Ольги Казаковой. |
Уход от Болонской системы: какой будет новая высшая школа
Политолог Орлов отметил, что сегодня в стране нет института получения безусловно бесплатного первого профессионального образования. Выдвинутая инициатива очень важна. В России хотят сделать среднее специальное образование бесплатным.
Метко подметил М.
Салтыков-Щедрин в «Мелочах жизни»: «Мы приучены к нелепостям, до такой степени они всосались в нас, что принимаем всякую нескладицу за чистую монету, — и далее продолжает: — Обществу, прозябающему под игом «мелочей», грозит взрыв, его ждет «грядущая смута». Как писал В. Маяковский: «Ученый», кроя эрудицией вопросов рой…» Ф.
Достоевский придумал за всю жизнь только одно слово, чем очень гордился. А вот современные чиновники производят на свет новые термины в изобилии, причем не вполне понимая, что они значат на самом деле. Вот, например, образчик такого словотворчества «концепция аккредитационных педагогических измерительных материалов».
А порою и слов не хватает и в ход идут символы. На смену «стандартов второго поколения» пришли «стандарты третьего поколения». Производство новых слов поставлено на поток.
Словарь Шекспира составлял 20 тысяч слов, словарь Вебстера — 600 тысяч слов, современный словарь английского языка составляет 800 тысяч слов, причем 60 тысяч слов появились в период с 1966 года по 2004 год. Вот только знаний и ясности многие термины не прибавляют, поскольку они из разряда информационного шума. Смута в умах уже началась.
Целью образования стало получение диплома, а не знаний, все меньше желающих «окунуться в Силоамскую купель Просвещения». Так что же произошло в сфере образования? Качество образования за время реформ, вне всякого сомнения, снизилось.
Ученый и политик Джеймс Флинн Новая Зеландия обратил внимание на то, что показатели IQ возрастают со средней скоростью 1 балл за десятилетие во всех странах мира. По некоторым данным, на показатели IQ влияет рацион питания, и есть свидетельства в пользу этой версии. Однако то же самое происходит в странах, где нет проблем с питанием.
По мнению Ридли Мэтта [Геном: наука, раскрывающая тайну бессмертного гена человека], продолжающемуся росту IQ: «Вряд ли объяснением может послужить совершенствование образования. Различные нововведения в школах оказывают лишь временный эффект, причем не всегда положительный. Кроме того, IQ возрастает значительно быстрее, чем меняется система образования.
Мышление изменяется также качественно. Наибольший прогресс наблюдается в ответах на вопросы, требующие абстрактного мышления. Причем, взрослея, человек все в большей степени старается найти в окружающем мире соответствие со своими склонностями или изменить его.
Если у человека руки работают лучше, чем голова, он ищет им применение, тогда как «книжный червь» будет искать книги, — далее М. Ридли делает вывод: — Гены определяют склонности, но не способности. В конце концов, даже более простые вещи, например близорукость, обуславливается не только генетически заданной формой глазного яблока, но и привычками, работой, окружающей средой.
Чтобы прекратить спор, длящийся уже столетие, следует признать, что «гены интеллекта» дарят человеку не гениальность, а путь к ней». Мода на вузовские дипломы привела к подавлению инстинктов, заложенных в генетической информации. Механизация процессов производства высвобождает руки тех, кто склонен к ручному труду.
При этом следует отметить, что конвейер не делает труд творческим. С другой стороны, тенденции современного образования многих стран в существенной степени подвержены влиянию рыночных отношений, благодаря чему оно становится все более дифференцированным, но не творческим. Производство и сбыт товаров требуют динамичного развития рынков сбыта, где конкуренция не оставляет места здравому смыслу и логике.
Механизация процессов ведет к увеличению объемов производства, что сказывается на менталитете потребителей. Обретение новых модных товаров требует их демонстрации, что способствует развитию индустрии развлечений, которая, в свою очередь, требует от человека дополнительных затрат. Китайский прозаик Лао Шэ в рассказе «Удачный почин» пишет: «В наше время, если хочешь получать доходы, нельзя забывать о массах.
Если не брать деньги с массы, то с кого же их брать? Массы тратят не только деньги, но и время. Время — невосполнимый ресурс — в бесконечной череде шопингов и шоу расходуется бездарно.
Признак современного общества Псевдозанятость — признак современного общества. По целому ряду причин российское образование стало одной из форм такой псевдозанятости. Одним из характерных признаков псевдозанятости в сфере образования является синдром «дипломной болезни».
Получить диплом о высшем образовании, а то и два, три или даже четыре, стало уже само по себе обязательным — по умолчанию, хотя само получение диплома не гарантирует получения знаний. В результате псевдообразования из добротного дуэта теории и практики, которые определяют индивидуальную неповторимость специалиста, остается иногда только ущербная практика. При этом практика часто носит скорее интуитивный характер, хотя и предполагает наличие компетенций, разработка и тиражирование которых так же стали одной форм псевдозанятости.
В лабиринте компетенций легко заблудиться. В системе высшего образования 34 компетенции, а вот в системе подготовки моряков Конвенция ПДНВ с Манильскими поправками их уже 66. Для апологетов компетентностных подходов словоблудие вокруг самого понятия «компетенция» превратилось в кормушку.
Нюансы, столь характерные и важные в образовании, в расчет не принимаются: «У реформаторов есть представление, что любого изменения можно достичь одним лишь грубым здравомыслием» — Джордж Бернард Шоу. Затраты на процессы, «сопутствующие» образованию, отнимают огромное количество времени. Как предупреждение звучат слова из «Живой этики»: «Остерегайтесь не имеющих времени.
Ложная занятость, прежде всего, указывает на неумение пользоваться сокровищем времени и пространства. Такие люди могут исполнять лишь первичные формы работы. Невозможно их привлечь к созиданию.
Мы уже говорили о лжецах сроков, крадущих чужое время, теперь скажем о мелочных лентяях и скудоумах, заграждающих путь жизни. Они заняты как сосуд, наполненный перцем; у них всегда горечь от работы; они важны как индюки, ибо пересчитывают количество смрада курения, они предоставляют место работы одурманиванию. Выдуманы сотни предлогов, заполняющих щели гнилой работы.
Они не найдут часа для самого неотложного. В тупости своей они готовы стать дерзкими и отринуть для них самое существенное. Они бесплодны так же, как воры чужого времени.
Следует исключить их из новых построений. Для них можно оставить переноску кирпичей». Откуда же берется эта армия «лентяев и скудоумов»?
Ее источник — современный вуз. Диплом гарантирует право претендовать на более высокий статус, чем «переносчик кирпичей». Парадоксальность современного российского образования заключается в том, что после сдачи ЕГЭ дальнейших препятствий к получению диплома о высшем образовании нет.
Вариантов получения высшего образования много, от легального до криминального, а между этими полюсами размещается множество вариаций, которые и учесть-то вряд ли возможно. Сами же вариации определяют участники «учебного процесса»: администрация вуза, преподаватели, студенты и… государство. В Законе компетентность учителя сведена до уровня «стандарта учителя».
И в то же самое время, стремясь привлечь мужчин в сферу школьного образования, чиновники предложили отменить конкурс для юношей при поступлении в педагогические вузы. Что это, дискриминация по гендерному признаку? Выстрел в прошлое Расул Гамзатов сказал: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки».
В российское образование такой выстрел был произведен в 1990-е годы. В стране наметился устойчивый спад в экономике: предприятия закрывались, росла безработица. Без работы остались специалисты высокой квалификации, а тут еще подрастало новое поколение, о котором нужно было думать — чем занять молодежь.
Решение пришло со стороны наиболее предприимчивых преподавателей вузов. Стали открываться коммерческие высшие учебные заведения. Такой выход на тот момент устраивал всех.
Государство получало доход в виде налогов, решался вопрос безработицы среди преподавателей. Родителей устраивало то, что дети получают какое-никакое образование, к тому же высшее. Вчерашних выпускников устраивало то, что они плавно пересаживались со школьной парты за студенческий стол.
Как это казалось тогда, решался вопрос занятости. Деклассированного элемента в стране и так хватало, росли и множились преступные группировки. Вузы служили некоторым сдерживающим фактором их роста.
В этом неоценимая роль коммерческих вузов. Слабая правовая база а точнее, отсутствие таковой в «правовом государстве», рост фирм-однодневок потребовали армию юристов и экономистов, тем более что особой изощренности и не требовалось. Процесс криминализации пошел с двух сторон.
До вхождения зарождающегося криминала во власть криминализировалась сама власть. В том числе и в сфере образования.
В результате в начальной школе появится одна для всех программа по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. В средней школе обязательными для использования станут программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ. Учеников старших классов тоже ждут нововведения. С 1 сентября во всех школах 10—11-е классы будут профильными. Старшеклассники начнут изучать углубленно минимум два предмета по своему профилю. Сразу менять учебники школам не придется — законом установлен переходный период в пять лет. Опыт, практика подсказывают, что нужно это делать, и теперь это просто на законодательном уровне урегулировано.
Чиновница объясняет, что ученики, например, начальной школы, доучатся до конца по своей программе, которую дает школа. Первоклашки же уже будут обучаться по единой программе, в основе которой лежит «Школа России» — самая распространенная и легкая, ее часто сравнивают с советскими стандартами. В начальной школе сейчас учат по нескольким программам, самые популярные из них — «Начальная школа XXI века», «Перспектива», «Школа России». Нельзя сказать, что это как было в советской школе. Нет, это развитие образования на новом этапе, но с едиными подходами. А единые подходы как раз были свойственны советской школе, — добавила Елена Коузова. Но высказать их они согласились только на условиях анонимности.
А в специализированный уровень войдут магистратура, ординатура и программы для ассистентов-стажеров. Длительность обучения — от года до трех, в зависимости от направления. Указ президента устанавливает также уровень профессионального образования, там будет находиться аспирантура. Комментирует доктор технических наук, профессор, автор телеграм-канала «Наука и университеты» Евгений Белый. Евгений Белый доктор технических наук, профессор, автор телеграм-канала «Наука и университеты» «Указ мне понравился тем, что решили не делать все бегом, впопыхах, массово для всех, а все-таки решили запустить пилотный проект, попробовать, что получится. И причем, если вы обратили внимание, это до 2026 года включительно, значит, массовое внедрение новых принципов системы высшего образования откладывается года на три. Раз есть технические университеты и классические, значит, спектр программ будет достаточно широкий. Смущает, что в указе сказано, что будет проводиться пилотный проект, вид образования — базовое высшее образование, но законодательно на сегодня базового высшего образования не существует. Федеральный закон об образовании такой вид образования не знает, поправки в федеральное законодательство по этому поводу не внесены, поэтому успеет ли законодатель за оставшееся время внести эти поправки? Что касается образовательных программ, должны быть разработаны новые федеральные государственнные образовательные стандарты, и на основании новых эти вузы, как я их называю, «шестеро смелых», должны уже бегом до 1 сентября разработать свои основные профессиональные образовательные программы. У меня есть личное предчувствие, что во многом это будет повторение пройденного. Сейчас бакалавриат четыре года, а потом магистратура, а теперь будет базовое высшее образование, слово «бакалавриат» становится неприличным, но будет базовое высшее образование со сроком четыре года, и кто после этого скажет, в чем отличие от бакалавриата».
От четырёх до шести лет: Путин подписал указ о новой системе высшего образования
В Госдуме анонсировали обсуждение важнейшей реформы школьного образования. В России хотят отказаться от общепринятой системы высшего образования и предлагают свой «патриотический» путь. В Госдуме заявили, что новую систему образования нужно создать на основе лучших практик России и СССР.
Путин поручил опробовать новую систему высшего образования в шести вузах
В России будет создана новая система образования с традиционным сроком обучения в вузах – от четырех до шести лет. В 2024 году абитуриентам облегчат поступление на программы высшего образования — бакалавриат, специалитет и магистратуру. Реформа системы высшего образования идет полным ходом. Президент РФ Владимир Путин подписал указ о реализации пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. Что ждет начальное и высшее образование уже в 2023 году — в материале Общественной службы новостей. За что хотят ввести наказания в системе образования?
Цифровизация, гибкость, специалитет. Эксперты — о будущем системы образования в России
Для проведения платежа необходимо предоставить в Пенсионн ый фонд заявлен ие и заключенный с ИП договор, который содержит расчет стоимости. А с 1 января 2023 года родители смогут направлять деньги маткапитала на образовательные услуги для детей без предоставления в Пенсионный фонд с нового года Фонд пенсионного и социального страхования договоров об оказании платных услуг. Такой закон в начале декабря подписал президент. Фонд будет сам обмениваться информацией о зачислении с образовательными организациями.
Такие договоры уже заключены со всеми вузами и почти со всеми колледжами. Кроме того, заявление на оплату обучения ребенка в вузе или колледже за счет средств материнского капитала с января 2023 года можно будет подавать через портал госуслуг. Согласно бюджету, вырастет и сам маткапитал: на первого ребенка на 65 тысяч рублей, на второго — на 86 тысяч рублей, если семья не получала выплат на первого.
Таким образом, совокупный объем маткапитала достигнет 779 тысяч рублей. Ранее также сообщалось, что программа материнского капитала будет продлена до 2026 года. Безопасность усилят В конце 2022 года в Минпросвещения подготовили памятку по защите школ от терроризма.
В работе над документом также участвовали сенаторы из Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре. Новая памятка уже разослана во все школы. Обновить требования и собрать их в единой памятке потребовалось, потому что сейчас безопасность в образовательных организациях регулируют до 50 нормативных актов, отмечала председатель профильного комитета палаты регионов Лилия Гумер ова.
Гумерова также рассказала, что половина школ и детских садов в России в 2022 году не отвечала требованиям антитеррористической защищенности. Образовательным учреждениям не хватало металлодетекторов, сигнализаций, тревожных кнопок. В Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре считают, что России нужна единая федеральная программа антитеррористического оснащения школ.
Она в том числе должна включать требование о выпуске необходимого отечественного оборудования для безопасности школ на отечественных предприятиях по единым стандартам. Это, во-первых, сэкономит бюджетные средства, а во-вторых, обеспечит единообразие подходов к оснащению школ», — полагает Лилия Гумерова. Педагогам приготовиться В 2022 году в шести регионах России изменили подходы к начислению зарплаты учителям.
Теперь там базовый оклад учителя составляет не менее 70 процентов зарплаты, а стимулирующие надбавки — не более 30 процентов. Сенатор напомнила, что в 2020 году около 67 процентов педагогов за 18-часовую ставку получали зарплату ниже прожиточного минимума. Именно поэтому еще тогда палата регионов вышла с такой инициативой.
А в Госдуме надеются на доработку и принятие законопроекта о статусе педагога. Такой документ внесли еще в 2020 году, напомнила нашему изданию член Комитета по просвещению Лариса Тутова : «Было бы си мволично доработать и принять законопроект в Год педагогов и наставников».
Многие региональные вузы активно набирают на IT-специальности, однако проблемой остается нехватка квалифицированных преподавателей, которые могли бы предложить высококлассное образование. Шадаев также выразил мнение, что IT-компании должны активнее участвовать в подготовке специалистов, став не только потребителями, но и полноправными партнерами вузов. Обсуждается возможность привлечения бизнеса к управлению образовательными программами, что включает в себя распределение вузов между компаниями. Такой подход не только обеспечит компании квалифицированными кадрами, но и позволит им вложиться в будущее своего развития. Эта интеграция предполагает, что компании будут взаимодействовать с вузами, помогая формировать учебные программы и обеспечивая практическую подготовку студентов.
Как быть? Лектариум понимает растерянность родителей и выпускников. Поэтому мы подготовили список 100 престижных вузов страны.
В нем вы найдете только актуальную информацию: рейтинг российских вузов, расположенных как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других городах страны; список популярных специальностей в этих вузах; проходной балл, по которому зачисляли абитуриентов в 2022 году; количество бюджетных мест по специальностям в 2023 году; стоимость обучения. Решите, что важно для ребенка и подбирайте вуз исходя из его предпочтений и возможностей.
Наша обязанность состоит в том, чтобы "защитить наших детей от деградации и вырождения", подчеркнул глава страны. И здесь опять лгут постоянно, извращают исторические факты, не прекращают нападки на нашу культуру, на Русскую православную церковь, другие традиционные религиозные организации нашей страны, — напомнил Путин. Даже американские телеканалы не против выступления российского лидера.
Так, речь президента транслировал CNBC в прямом эфире. После выступления российского лидера ряд российских политиков заявили о необходимости пересмотра законодательства.