В 2024 году отмечается 145-летие со дня рождения Павла Петровича Бажова — уже 27 января. В Белинке отпразднуют юбилей Бажова — Полевской ИнтернетВ январе 2024 года 85-летний юбилей отмечает книга Павла Бажова «Малахитовая шкатулка». в 145-летний юбилей со дня рождения писателя. К 145-летию со дня рождения писателя Павла Петровича Бажова в Чутеевской библиотеке прошел литературный час «Уральский самородок».
Кнопка онлайн-видео
- В 2024 году исполняется 145 лет со дня рождения Павла Бажова
- Форма обратной связи
- К ЮБИЛЕЮ НЕОБЫКНОВЕННОГО СКАЗИТЕЛЯ
- Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове
- К ЮБИЛЕЮ НЕОБЫКНОВЕННОГО СКАЗИТЕЛЯ
- Централизованная библиотечная система Чебаркульского муниципального района | Новости
Юбилей Павла Бажова отметили в уральской столице почитатели знаменитых сказов
Школьники ответили на вопросы викторины «В глубинах гор», совершили виртуальную прогулку по музею П. Бажова в Сысерти, ознакомились с выставкой «Сокровища малахитовой шкатулки», на которой были представлены не только книги, но и настоящие камни, самоцветы и руда, добываемые на Урале. Почти все его произведения есть в нашей библиотеке. Не упустите возможность познакомиться с ними в год юбилея писателя!
Бажова «Чародей малахитовых былей». Первая книга Павла Бажова «Сказы старого Урала. Малахитовая шкатулка» была опубликована в 1939 году к его 60-летию.
Всего Бажовым написано 56 сказов, в основе которых, по утверждению автора, «быль с элементами сказочного».
Дело литератора, фольклориста — отыскать это зерно, правильно понять, объяснить его. Сказки не для одной забавы складывались. В настоящей, нефальсифицированной, сказке обязательно есть народная мудрость и скрытый смысл, по-ученому — подтекст». Подробно изучал он и известную Азов-гору, всегда занимавшую видное место в устном народном творчестве Урала. В старину именно через Азов шла тропа в Сибирь. А во временна Грозного этот путь связывал Сибирь с Уфой.
По этой тропе двигалась и камско-чусовская вольница. Несомненно, что видимый издалека профиль Азова был приметным пунктом на этом историческом пути через завоеванные, но не освоенные еще земли, покрытые дремучими лесами и таившие на каждом шагу немало опасностей. Вероятно, на Азове некоторые из удальцов находили себе и временный приют. Все это в результате и порождало новые сказания и легенды об этой знаковой горе. Безусловно, интересно и само ее название — Азов, более характерное для южных земель России, нежели для Урала. Разумеется, что Бажов, будучи художником тонким и вдумчивым, всю жизнь посвятив собиранию народных дум и сказов, равнодушно пройти мимо Азов-горы не мог. На материале преданий об Азове он построит один из самых первых своих сказов — «Дорогое имячко».
Искренне будет радоваться Павел Петрович и тогда, когда на горе станут находить любопытные находки. Ну а после выхода в свет «Малахитовой шкатулки» интерес к Азов-горе тем более повысится. Несколько позже на горе начнут работать уже профессиональные археологи, которым на ней посчастливится сделать и ряд важных научных открытий, подтверждавших неоднократно высказываемые Бажовым предположения о исторической ценности этой знаменитой горы со столь странным для тех мест названием. По воспоминаниям современников, Бажов был необычайно трудолюбивым человеком.
Федосов руководит музеем Бажова в Полевском. Летом выйдет уже третья его книга о самом именитом уральском писателе - на этот раз в серии "Жизнь замечательных людей". И еще одно необычное событие, приуроченное к юбилею Бажова: в Уральском геологическом музее оцифровали самоцветы и знаковые изделия из камней, в том числе настоящую малахитовую шкатулку.
Сложнее всего было создать 3D-модели прозрачных кристаллов, но студенты Горного университета справились и с этой задачей. Изображения экспонатов планируют загрузить в Сеть, чтобы полюбоваться богатствами наших недр могли люди из любой точки мира. В Музее писателей Урала представлены личные вещи Бажова.
Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова
К 145-летию со дня рождения писателя Павла Петровича Бажова в Чутеевской библиотеке прошел литературный час «Уральский самородок». 145-летие со Дня рождения уральского писателя Павла Петровича Бажова отметили 27 января все поклонники его знаменитых сказов. В январе 2024 года исполняется 145 лет со дня рождения русского сказочника, фольклориста, журналиста, публициста Павла Петровича Бажова. о программе празднования дня рождения Павла Бажова в Свердловской области. 27 января 2024 года отмечается 145-летие со дня рождения Павла Петровича Бажова, уральского писателя, фольклориста и журналиста. В библиотеке имени Белинского в день рождения П. П. Бажова пройдет торжественное мероприятие юбилею, которое организовывает фонд «БАЖОВ» при поддержке министерства культуры Свердловской области.
Бажов жив: в Екатеринбурге празднуют 143-летие «сказителя земли уральской» (ВИДЕО)
Юбилей Павла Бажова отметили в уральской столице почитатели знаменитых сказов | 145-летию уральского писателя Павла Бажова, которое отмечается в 2024 году, посвящаются театральные, оперные и кинопремьеры, издание книги «Павел Бажов» в серии «Жизнь. |
В 2024 году исполняется 145 лет со дня рождения Павла Бажова | Областная газета | 25 января 2024 года в Библиотеке имени Н. В. Гоголя для учащихся начальных классов, в рамках проекта БиблиоШкола, состоялись литературные чтения, посвященные 145-летию со дня рождения Павла Петровича Бажова. |
К ЮБИЛЕЮ НЕОБЫКНОВЕННОГО СКАЗИТЕЛЯ
27 января — 145 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова. В библиотеке имени Белинского в день рождения П. П. Бажова пройдет торжественное мероприятие юбилею, которое организовывает фонд «БАЖОВ» при поддержке министерства культуры Свердловской области. 27.01.2024 В этот день писатель детский отмечает юбилей! 27 января 2024 года исполняется 145 лет со дня рождения русского писателя и фольклориста Павла Петровича Бажова.
Читайте также
- В 2024 году исполняется 145 лет со дня рождения уральского сказителя Павла Бажова
- Юбилей Павла Бажова отметили в уральской столице почитатели знаменитых сказов - Вести Урал
- ЧАРОДЕЙ МАЛАХИТОВЫХ БЫЛЕЙ | ЦБС Г.О. ЩЕРБИНКА В Г. МОСКВЕ | Дзен
- На Урале к юбилею Бажова показали оперу, кино и мультфильм
- Читайте также
- В 2024 году исполняется 145 лет со дня рождения Павла Бажова | Областная газета
Бажов жив: в Екатеринбурге празднуют 143-летие «сказителя земли уральской» (ВИДЕО)
27 января 2024 года – 145-летие Павла Петровича Бажова. Смотрите также. Бажовские дни в Литературном квартале-2024 с 23 по 28 января 2024 года. 27 января 2024 года – 145-летие Павла Петровича Бажова. 25 января 2024 года в Библиотеке имени Н. В. Гоголя для учащихся начальных классов, в рамках проекта БиблиоШкола, состоялись литературные чтения, посвященные 145-летию со дня рождения Павла Петровича Бажова.
Бажовские дни в Литературном квартале-2024
В стенах Уральской консерватории в этот же день впервые представили отдельные номера из оперы "Синюшкин колодец". Студенты вуза и артисты Свердловской музкомедии исполнили их в сопровождении ансамбля народных инструментов "Урал". Музыку написал уральский композитор Максим Басок. Было бы здорово услышать произведение целиком, и это однажды обязательно случится: директор благотворительного фонда "Бажов" Сергей Полыганов рассказал о планах подать заявку на поддержку постановки в Президентский фонд культурных инициатив. Главными точками притяжения стали музей Паши Бажова в Сысерти, дом-музей писателя в Екатеринбурге и библиотека имени Белинского. В Сысерти взрослым и детям поведали о детстве уральского Гомера и научили варить бажовский суп. Посетители музея на улице Чапаева в среднеуральской столице слушали любимую музыку Бажова, а затем собрались за морковным чаем, который заваривали в доме писателя в трудные времена, и посмотрели грустный мультфильм "Валенки Бажова".
В 18:00 сегодня в Камерном театре под аккомпанемент оркестра B-A-C-H прозвучат популярные и малоизвестные сказы уральского писателя Павла Бажова, а также письма членов его семьи. Отметим, к 143-летию Павла Петровича краеведы создали маршрут по бажовским местам для самостоятельных путешествий. Он включает в себя 14 объектов, расположенных в разных городах и селах Свердловской области: это Екатеринбург — Сысерть — Полевской — гора Азов — Косой Брод — Мраморское — Камышлов. Чтобы самостоятельно проехаться по бажовским местам, путешественникам достаточно скачать в Play Маркет или App Store мобильное приложение «Куда», созданное краеведческим фондом «Наш Урал».
Папа велел отыскать прощенного грешника, но его не могли найти. Тангейзер должен оставаться в горе до Страшного суда, когда его участь будет решена окончательно. Историю эту использовал также Томас Манн в романе «Волшебная гора». Зеркало Венеры и шкатулка Пандоры Попадают в царство Хозяйки горы, заблудившись в каменном лесу: «Деревья стоят высоченные, которые мраморные, которые из змеевика. Понизу трава, тоже каменная. Лазоревая, красная. Солнышка не видно, а светло, как перед закатом. Промеж деревьев змейки золотенькие трепыхаются. От них и свет идет». Пройдя через лес и отвалив большой камень, герой видит лестницу, ведущую в подземелье; она упирается в «двери каменные, узорами изукрашенные». Сразу за дверью — огромная спальня: «Постели, табуреточки — все из корольковой меди. Стены малахитовые с алмазом, а потолок темно-красный под чернетью, а на ем цветки медны». Это «футлярное пространство» и есть подлинная Малахитовая шкатулка — мы знаем ее в другом обличье как ящик Пандоры. Среди магических атрибутов Хозяйки выделим чудесное «глядельце». В немецком горном фольклоре известны чудесные зеркальца колдунов-«венецианцев» из германского горного фольклора: они указывают на богатые рудные жилы и месторождения. Но уральская Хозяйка владеет целым трюмо: «Над забоем зеркало наклонилось, и кругом из породы явственно рама обозначилась, как руками высечена». Добрым людям это устройство богатые залежи показывает, в злых рудой плюется. При этом «зеркало-то, видишь, человека вовсе несообразно кажет. Нос с большой угор, волос на усах, как дрова разбросали. Даже глядеть страшно, и смешно тоже». Кривизну зеркала Хозяйки трактуют как признак искаженного хронотопа иного мира. Но мы вправе выделить здесь и эмоциональный аспект: гротескную эстетику уродства, богатую смесь восторга и ужаса. Та же смесь чувствуется в речах Хозяйки. Когда ей нужно, она легко находит общий язык с людьми, но чаще пускает в ход саркастическое косноязычие: «Лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все». Тот же нрав проявляется в способах наказания жадных богачей: «Заграничная барыня жива осталась, только с той поры все дураков рожала... Заграничному баринку самый наконешничок носу сшибло. Как ножом срезало, ноздри на волю глядеть стали». В сказке братьев Гримм хозяйка волшебной пещеры фрау Холле выступает как аналог нашего Морозки «тепло ли тебе, милая». Сюжеты Бажова глубже, драматичней и изощренней. История любви рудокопа Степана и медной Хозяйки впечатляет не меньше, чем страсть Тангейзера. А искушение Данилы-мастера — куда более душераздирающая повесть, чем страдания Ганса Касторпа на Волшебной горе.
В немецком горном фольклоре известны чудесные зеркальца колдунов-«венецианцев» из германского горного фольклора: они указывают на богатые рудные жилы и месторождения. Но уральская Хозяйка владеет целым трюмо: «Над забоем зеркало наклонилось, и кругом из породы явственно рама обозначилась, как руками высечена». Добрым людям это устройство богатые залежи показывает, в злых рудой плюется. При этом «зеркало-то, видишь, человека вовсе несообразно кажет. Нос с большой угор, волос на усах, как дрова разбросали. Даже глядеть страшно, и смешно тоже». Кривизну зеркала Хозяйки трактуют как признак искаженного хронотопа иного мира. Но мы вправе выделить здесь и эмоциональный аспект: гротескную эстетику уродства, богатую смесь восторга и ужаса. Та же смесь чувствуется в речах Хозяйки. Когда ей нужно, она легко находит общий язык с людьми, но чаще пускает в ход саркастическое косноязычие: «Лопочет что-то, а по-каковски — неизвестно, и с кем говорит — не видно. Только смешком все». Тот же нрав проявляется в способах наказания жадных богачей: «Заграничная барыня жива осталась, только с той поры все дураков рожала... Заграничному баринку самый наконешничок носу сшибло. Как ножом срезало, ноздри на волю глядеть стали». В сказке братьев Гримм хозяйка волшебной пещеры фрау Холле выступает как аналог нашего Морозки «тепло ли тебе, милая». Сюжеты Бажова глубже, драматичней и изощренней. История любви рудокопа Степана и медной Хозяйки впечатляет не меньше, чем страсть Тангейзера. А искушение Данилы-мастера — куда более душераздирающая повесть, чем страдания Ганса Касторпа на Волшебной горе. Впрочем, резюме у всех этих историй одно: на дне заветной каменной шкатулки кроются одни несчастья. Она как в той эпиграмме Тютчева: дохнет — и сдунет с лица земли». Но потом появился другой гениальный поэт, взявший тот же сюжет: «Все перепуталось, и некому сказать, что, постепенно холодея, все перепуталось, и сладко повторять: Россия, Лета, Лорелея». Повторять-то сладко, слова красивые, но что за ними? Россия как образ смерти. Лета — это подземная река в царстве мертвых. Лорелея — это что-то вроде сирены, заманивающей путешествующих по Рейну: смертная сила в прекрасном женском образе. Вот какой набор качеств характеризует Россию в стихотворении Мандельштама». Трактовка неверная, потому что слишком узкая. Лета — еще и река благодетельного забвения. Не столь губительная, как другие реки греческой преисподней — Стикс и Коцит, Ахерон и Флегетон. А Лорелея — «шепчущая скала» на берегу Рейна, вдохновившая Клеменса Брентано на создание образа нимфы Лорелеи, увлекающей своим пением суда на скалы. Стоит отметить, что Лорелея не только губит речников, но и скорбит по своим жертвам. Богиня Венера, Хозяйка Медной горы, Лорелея влюбляется в своего избранника первой.