Бе'здненское выступле'ние 1861, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861. Самым кровавым считается восстание в селе Бездна Спасского уезда Казанской губернии, когда от солдатских пуль погибло 70 крестьян, около 20 было ранено, а организатор выступления Антон Петров был казнен перед односельчанами. В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. Волнения крестьян села Бездна (ныне Антоновка) Спасского уезда (ныне Спасский район) Казанской губернии (ныне Татарстан) и окрестных сёл и деревень в апреле 1861 г. в ответ на крестьянскую реформу (отмену крепостного права).
Бездненское выступление 1861
В Вятке он был оглашен в воскресенье 12 марта 1861 г. Газета «Вятские губернские ведомости» сообщала читателям, что «город встрепенулся и оживился», когда до него дошла весть о манифесте, и 12 марта «городские площади почти до самого вечера были полны народом, тогда как в обыкновенные дни они к полудню значительно пустеют». При этом газета не уточняла, что конкретно обсуждали вятчане, как прошла церемония и не объясняла содержание реформы. О настроениях помещиков также ничего не говорилось, хотя в Вятке их почти не было, а местные имущие слои купечества, как и большинство населения города — мещан, крестьян и ремесленников, новая реформа напрямую не касалась. Первое время никакой явной реакции со стороны вятского крестьянства не возникло: люди просто плохо понимали сложные тексты Манифеста и Положений, в которых прописывались конкретные условия реформы.
Большинство поняло, только что «даётся воля». Волнения начались с реализацией реформы, дело доходило до стихийных неповиновений и бунтов. Чаще всего помещичьи крестьяне отказывались подписывать уставные грамоты, в которых фиксировались размеры и расположение земельных наделов и повинности временнообязанных крестьян. Наиболее ожесточённые протесты прошли в феврале 1862 года в Яранском уезде.
Крестьян дважды собирали на сход и уговаривали подписать грамоты, но они отказывались. Семерых зачинщиков арестовали, но толпа их отбила. После этого в уезд прибыли войска: крестьян арестовывали, били розгами, держали на улице под дождём в холодную погоду, а наиболее активных заковывали в кандалы. Но даже после этого они не подписывали грамоты.
Перспектива Московской улицы на восток от перекрестка с улицей Никитской ныне — Володарского. Слева на снимке — дом Швецовой Московская ул. Эхо расстрела в Бездне Нужно отметить, что на настроение вятского крестьянства большое влияние оказали новости про жестокое подавление волнений в апреле 1861 года в селе Бездна соседней Казанской губернии.
Вскоре волнение охватило Спасский уезд , соседние Чистопольский и Лаипшвский, а потом смежные уезды Самарской и Симбирской губерний. По призыву Петрова крестьяне отказались ходить на барщину , вносить оброк помещикам, отказывались от подписания «уставных грамот», которыми должны были быть определены размеры наделай повинностей, забирали из помещичьих амбаров хлеб. Волнениями было охвачено свыше 75 селений. Крестьяне, окружив избу своего руководителя, не пропускали к ней солдат. По приказу Апраксина солдаты открыли огонь по безоружной толпе, численность которой достигала 4 тысяч человек. Согласно официальному донесению военного губернатора министру внутренних дел, было убито вместе с умершими от ран 91 чел. Телеграфным распоряжением царя в ответ на донесение Апраксина было велено «Антона Петрова судить по полевому уголовному уложению и привести приговор в исполнение немедленно». Петров был расстрелян. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки. Трагедия в Бездне вызвала широкий отклик в передовых слоях русского общества. Студенты Казанского университета и Духовной академии провели панихиду по убитым. С горячей речью, полной ненависти к царизму, выступил молодой профессор истории А. В «Колоколе» А. Герцен дал подробное описание бездненской трагедии. Щапова 16 апреля г. Уже весной 1861 г. В их представлении совершенная воля - немедленное прекращение любых отношений с помещиком и получение всей удобной земли. Этого не произошло. К тому же им предстояло выплачивать высокие выкупные платежи. Крепло убеждение в том, что господа спрятали настоящую, царскую волю. Выражая настроения крестьян, «Колокол» писал, что в действительности крепостное право не отменено. Революционеры надеялись, что в стране вспыхнет массовое крестьянское восстание. Крестьянские волнения. В марте-мае 1861 г. Крестьяне выражали свое недовольство несправедливыми условиями реформы, добивались настоящей воли. Одним из районов, где наиболее ярко проявился протест крестьян, стала Казанская губерния. Вскоре после обнародования Манифеста, в марте, волнения произошли в деревнях Кармачи и Карташиха Лаишевского, Тень-ки, Полянки и Мурасы Спасского уездов. Общим для них был отказ от выполнения барщинных или оброчных повинностей. Крестьяне считали оглашенные им документы подложными, не подлинными. С марта и до конца мая 1861 г. Особым драматизмом отличались события в селе Русская Бездна Спасского уезда. Здесь крестьянам, разочарованным условиями реформы, принялся растолковывать «Положение» от 19 февраля 1861 г. Сам он в течение двух дней читал документы, но «ничего хорошего не вычитал». Затем его внимание привлекла первая статья Уставной грамоты с фразой из них отпущено на волю ». К тому же в «Положении» он вычитал слова: «После ревизии отпущены на долю». Это он и принял за «изъяснение воли». Открытую им волю Петров объявил крестьянам. Он эворил, что крестьяне, как люди отныне вольные, ни одного дня в неделю работать на помещика не обязаны. Им должны отойти и почти вся помещичья земля. Слова: Петрова побуждали крестьян к действиям. Крестьяне рбили помещичьи леса, угоняли господский скот, пришли, как сообщалось в официальных документах, в «полное неповиновение властям». В Бездне, Болховке, в ряде ругих деревень Спасского уезда насильственно были заменены неугодные представители сельской админи-грации - старосты, выборные, сотские. Чтобы услыхать о «настоящей воле», в Бездну приходили целые элпы крестьян из Спасского, Чистопольского, Лаишевского и других уездов. Только в Спасском уезде волнения охватили крестьян 75 сел и деревень. Не без влияния бездненских событий начали волноваться срестьяне Самарской, Симбирской и Саратовской губерний. В сознании помещиков возник образ пугачевщины. Козлянинова были двинуты войска, в том числе из Тетюш, Лаишевский, Чистополя и Казани. Всего двенадцать рот с более ем 1,2 тысячами солдат, при двух орудиях. На следущй день в Бездну прибыл свиты его императорского вличества генерал-майор, граф А. В селе эгда находилось около пяти тысяч крестьян. На тре-эвания выдать Антона Петрова толпа ответила генерал майору отказом. Был отдан приказ открыть ружейный огонь. В промежутках между залпами из толпы раздавались крики: «Не бойтесь! В это время появился Петров, державшие на голове «Положение». Он был схвачен и отправлен в острог. В Бездне было устроено настоящее побоище. А Антон Петров по приговору полевого военного суда был расстрелян 19 апреля вблизи своего села. Большинство дворян не скрывало своей радости. По свидетельству современника, «13 апреля Воскресенская улица в 1 час дня представляла вид необыкновенный: по ней катались коляски, дорожки и тарантасы помещиков, ехавших к губернатору. Только что было получено известие «о победе графа». Примечательная и резолюция Александра II, наложенная им на рапорте главного усмирителя о событиях в Бездне. Она весьма определенна: «Не могу не одобрить действий графа Апраксина; как оно не грустно, но нечего было делать другого». Граф был награжден орденом св. Владимира 3-й степени. Протест против введения уставных грамот. Безднен-ское побоище лишь на время приглушило недовольство крестьян. Оно вышло наружу при введении уставных грамот осенью 1861 г. Введение этих грамот сопровождалось сокращением крестьянских наделов, ростом повинностей в пользу помещиков. Тогда произошло около 30 крупных выступлений бывших помещичьих крестьян, подавленных с помощью воинских команд. Крестьяне протестовали против введения уставных грамот, требовали «дарственного надела». Крестьяне деревни Арпаяз-Янасалы Лаишевского уезда отказывались принимать земельные наделы, исполнять повинности. Пущенные властями в ход розги не сломили их упорства. За дело взялся военный суд. Около сорока человек понесли тяжелое наказание. В конце концов янасальских крестьян перевели на выкуп, снизив выкупную сумму, освободили от издольщины.
Волнения крестьян были ликвидированы в результате применения воинской силы - трех рот Муромского и двух рот Софийского пехотных полков. Как сообщал в рапорте царю флигель-адъютант граф Олсуфьев, 30 человек было арестовано и значительное число крестьян наказано розгами3. Крупные волнения крестьян произошли в конце марта - начале апреля в местечке Ивье Ошмянского уезда Виленской губернии. Крестьяне десяти имений Ошмянского уезда и одного Минской губернии, собравшись на базарной площади, избили палками представителей местной администраций. Вызванные властями войска в составе четырех рот пехоты окружили двухтысячную толпу крестьян, которые, невзирая на это, продолжали упорно отказываться подчиняться. Только в результате массовой порки местным властям удалось привести крестьян к повиновению. В Ковенской губернии после обнародования «Положений 19 февраля» в 35 имениях крестьяне отказались от исполнения повинностей и были усмирены только посредством военной экзекуции2. В Смоленской губернии крестьянским движением были охвачены все уезды. Наиболее активный характер носили крестьянские выступления в селе Самуйлове, имении князя Голицына Гжатский уезд. Значительный размах получили крестьянские волнения и в Черниговской губернии. В Новгород-Северском уезде крестьяне слободы Каменской не только отказались выполнять барщину, но и препятствовали производить работу на помещичьих полях вольнонаемным рабочим. В Нежинском уезде той же губернии, в селе Безуг-ловке, крестьянские волнения приобрели такую силу, что для подавления их потребовалось три батальона пехоты. Серьезные волнения происходили также в Пермской губернии среди крестьян и крепостных рабочих4. В апреле - июне, по данным Министерства внутренних дел, движение имело место в 42 губерниях из 43, на которые распространялись «Положения 19 февраля»5. Размах крестьянского движения в той или иной губернии определялся рядом местных условий: степенью эксплуатации крестьян помещиками, степенью ограбления их в период подготовки реформы, наличием местных вожаков и, наконец, степенью концентрации самих помещичьих крестьян, Наибольшего размаха крестьянское движение достигло в апреле-мае. Только с апреля по июль, по далеко не полным данным, приводимым в «Обзоре» Министерства внутренних дел, произошло 647 случаев выступлений крестьян. Действительно, определить число крестьянских выступлений не представляется возможным, так как в той или иной форме протестовало все крестьянство. Крестьянское движение весной 1861 г. Начиная с июня наблюдается спад крестьянского движения. Так, в мае, по данным Министерства внутренних дел, крестьянское движение наблюдалось в 32 губерниях, в июне - в 16, в июле - в 122. Как правило, движение подавлялось вооруженной силой. Значительная часть войск, как указывалось выше, находилась в непрерывном движении, переходя для экзекуции из одних населенных пунктов в другие. Определить количество деревень, в которых волнения были подавлены войсками, также не представляется возможным. Сплошь и рядом то или иное подразделение сажали на крестьянские подводы и направляли по уезду согласно маршруту, данному земским исправником. Прибалтийские крестьяне хотя бы поняли, что свободу им дают без земли, и работать на барина им все равно придется, пусть даже теперь это называется «батрачить». А вот русские мужики слов Манифеста об отмене крепостного права, зачитанного по всем селам страны в феврале — апреле 1861 года, не поняли совершенно. Манифест не был рассчитан на бездну крестьянского невежества. Его пункты были к тому же еще и не вполне справедливы. Ошибки освобождения совсем без земли Александр Николаевич избежал, но теперь земля переходила в собственность крестьян только после ее выкупа. Был установлен порядок выкупа и размер надела для каждой местности — свой и право получения части надела, но без выкупа и т. Для крестьян была разработана система банковского кредитования, совершенно грабительская, сродни нашему ипотечному кредитованию, но даже для того, чтобы взять ссуду, нужно было знать хотя бы азы финансовой грамоты. К Манифесту прилагались еще 17 положений по существу реформы — Положения о крестьянстве, и, чтобы понять этот сложный текст, нужно было иметь хотя бы начальное образование. Или переводчика с казенного языка на человеческий. Обычно же ознакомление с Манифестом проходило так: в село приезжал урядник, зачитывал, ничего не объясняя, текст и уезжал. Потом поп проводил в местной церкви благодарственный молебен во славу царя-освободителя. А из услышанного каждый делал выводы в меру своего понимания. Крестьянские волнения и произошли потому, что мера понимания была специфической. Первый кошмар приключился в селе Казанской губернии с характерным названием Бездна. Крестьянин Антон Петров понял из текста, что царь дал крестьянам волю еще в 1858 году, а чиновники и помещики царский указ утаили. Также он решил, что земля уже два года как полностью принадлежит крестьянам, как принадлежит им же все, что выросло на ней за эти два года. Своим открытием он поделился с односельчанами. Решили изъять у своего помещика сумму обмана — деньги за проданное зерно. Слухи об открытии Антона разлетелись по округе. В Бездну стал стекаться народ. Пришло около 10 000 человек. Все хотели восстановить справедливость. Восстала почти вся Казанская и частично Симбирская и Самарская губернии. Работать крестьяне отказывались, господский хлеб изымали, властям не подчинялись. Даже стали организовывать собственную власть, как во времена Пугачева, — призрак того бунта еще витал в воздухе. Местное дворянство перепугалось. Было решено послать в Бездну генерала Апраксина с войском. У Апраксина сдали нервы, и он приказал стрелять на поражение. Дали шесть залпов. Убили 51 человека, ранили — 87. После этого люди разбежались, тогда и взяли Антона.
В силу этого крестьяне, получив Положение, «сначала обратились для объяснения к помещикам, дворовым людям, священникам и местным начальникам». Однако никто из этих чтецов крестьян не удовлетворил. Они, видя, что «мечтаемой ими воли в Положении никто не вычитывает, т. И такой нашелся. Им стал Антон Петров, грамотный крестьянин из большого села Бездны Спасского уезда Казанской губернии. Он стал толковать Положение по-своему, то есть так, как хотели его услышать крепостные. Но на этой «трактовке» царских бумаг дело не ограничилось.
Волнения в селе
Когда полковник Рейтерн застрелился в Варшаве 1860 г. Ты ненавидишь помещика, ненавидишь подьячего, боишься их - и совершенно прав; но веришь еще в царя и архиерея... Царь с ними, и они его. Его ты видишь теперь, ты, отец убитого юноши в Бездне, ты, сын убитого отца в Пензе... Твои пастыри - темные как ты, бедные как ты... Имеется в виду восстание крестьян в селе Бездна Спасского уезда, Казанской губернии. Опубликование манифеста и Положений 19 февраля 1861 года об условиях отмены крепостного права вызвало разочарование и возмущение обманутых в своих надеждах крестьян. Они не поверили в подлинность оглашенного текста Положений и считали, что помещики и чиновники скрыли настоящие Манифест и Положения.
Весной 1861 года в ряде губерний произошли крестьянские волнения. Наиболее крупным выступлением было выступление крестьян села Бездна. Движение возглавил молодой бездненский крестьянин Антон Петров. Волнениями было охвачено свыше 75 селений Спасского, Чистопольского, Лаишевского уездов Казанской губернии и смежных уездов Самарской и Симбирской губерний. Восстание в Бездне было жестоко подавлено. По официальному донесению казанского военного губернатора министру внутренних дел, было убито и умерли от ран 91 человек, свыше 350 человек было ранено. Из 16 крестьян, преданных военному суду, 5 были приговорены к наказанию розгами и заключению в тюрьму на разные сроки.
Трагедия в Бездне вызвала широкий отклик в передовых слоях русского общества. Не вина Герцена, а беда его, что он не мог видеть революционного народа в самой России в 40-х годах.
Крестьяне протестовали против введения уставных грамот, требовали «дарственного надела». Крестьяне деревни Арпаяз-Янасалы Лаишевского уезда отказывались принимать земельные наделы, исполнять повинности.
Пущенные властями в ход розги не сломили их упорства. За дело взялся военный суд. Около сорока человек понесли тяжелое наказание. В конце концов янасальских крестьян перевели на выкуп, снизив выкупную сумму, освободили от издольщины.
Не скрывали своего недовольства и государственные крестьяне. Так, в связи с несправедливым рекрутским набором в декабре 1862 г. Отклики на бездненские события. Куртинская панихида.
Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна. Кровь жертв бездненского побоища взывала не только к состраданию, но и к протесту. С получением известий о событиях 12 апреля, кружок казанских студентов начал вырабатывать план действий.
Студенты решили направить своих представителей в Бездну, провести сбор средств в пользу семей убитых и раненых, организовать демонстрацию. В Бездну выехали С. Клаус и М. Элпидин, но там были арестованы и доставлены в Казань.
Здесь их лично допросил губернатор Козлянинов. Другие члены кружка 14-16 апреля занялись сбором средств среди профес-Цеоров, учителей, студентов, гимназистов, чиновников, купцов. То, что удалось собрать, было отправлено семьям юстрадавших. Во второй половине дня 16 апреля на Куртинском тадбище в приходской церкви состоялась панихида по битым в Бездне крестьянам.
Ее инициаторами стали. Умнов, И. Олигер, Н. Копиченко, А.
Хрисэров, А. Темников, составлявшие ядро кружка. Пе-собравшимися - а их было около 450 человек - шхиду служил священник И. Он прибывал помянуть «убиенных за свободу и любовь к отечеству».
В конце панихиды с краткой и страстной вчью выступил А. Заключая ее, он произнес: «Земля, которую Вы возделывали речь идет о Кертвах бездненского побоища , плодами которой пи-рал и нас, которую теперь желали приобрести в собстенность и которая приняла Вас мучениками в свои недра, - эта земля воззовет народ к восстанию и свободе... Мир праху Вашему и вечная историческая память Вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция!
О ней незамедлительно телеграфировали яександру П. Императорская резолюция на телеграмме сила: «Щапова немедленно арестовать, а двух монахов очить в Соловецкий монастырь». В монастырь должен был отправиться и Щапов, но под давлением общественного мнения царь отменил это решение. В 1864 г.
Ранее из университета исключили девять, а из академии - троих студентов. В мае на события в Бездне откликнулся «Колокол». Через два месяца на его страницах было опубликовано письмо либерально настроенного профессора русской литературы Казанского университета Н. Называлось оно «Граф Апраксин Бездненскии» и начиналось следующими словами: «Манифест и Положение об освобождении крестьян облились уже невинною кровью».
Специально для «Колокола» предназначалась большая статья «Сказание о Бездненском побоище в Казанской губернии по случаю освобождения крестьян», опубликованная в нем в марте 1862 г. Одним из ее авторов был К. Попытки поднять крестьян на восстание. Во второй половине 1861 г.
Так, в нелегальном рукописном журнале «Студенческий голос» публикуется стихотворение-прокламация «Полилася кровь горячая... Студент Казанского университета А. Курбаковский пишет прокламацию «Побатухи», студент того же университета И. Пеньковский - прокламацию «Бью челом народу православному...
Все они содержали призыв крестьян к восстанию. Задача подготовки «повсюдного» крестьянского восстания входила в планы российской революционной организации «Земля и воля», возникшей в 1862 г. В ее казанское отделение входили П. Ровинский, И.
Умнов, Г. Иловайский, Н. Шатилов, А. Копиченко и другие.
Казанский комитет имел тесные связи с Московским, Нижегородским, Саратовским комитетами «Земли и воли». Своеобразной частью этого комитета стал организованный в Казанском университете «Студенческий клуб». Была подготовлена и типографским способом размножена прокламация «Долго давили вас, братцы... Однако призывы революционных демократов подняться на восстание не нашли поддержки среди крестьянства.
Но Герцен принадлежал к помещичьей, барской среде. Он покинул Россию в 1847 г. Чернышевский, Добролюбов, Серно-Соловьевич, представлявшие новое поколение революционеров-разночинцев, были тысячу раз правы, когда упрекали Герцена за эти отступления от демократизма к либерализму. Однако справедливость требует сказать, что, при всех колебаниях Герцена между демократизмом и либерализмом, демократ все же брал в нем верх. Кавелин сразу узнал себя в этом портрете. И Тургенев сразу узнал себя. Он продолжал отстаивать свободу Польши и бичевать усмирителей, палачей, вешателей Александра II. Герцен спас честь русской демократии. Когда полковник Рейтерн застрелился в Варшаве 1860 г.
Ты ненавидишь помещика, ненавидишь подьячего, боишься их - и совершенно прав; но веришь еще в царя и архиерея... Царь с ними, и они его. Его ты видишь теперь, ты, отец убитого юноши в Бездне, ты, сын убитого отца в Пензе... Твои пастыри - темные как ты, бедные как ты... Имеется в виду восстание крестьян в селе Бездна Спасского уезда, Казанской губернии. Опубликование манифеста и Положений 19 февраля 1861 года об условиях отмены крепостного права вызвало разочарование и возмущение обманутых в своих надеждах крестьян. Они не поверили в подлинность оглашенного текста Положений и считали, что помещики и чиновники скрыли настоящие Манифест и Положения. Весной 1861 года в ряде губерний произошли крестьянские волнения.
Исключение представляют лишь Петербург и Москва, где это произошло в последний день масляной недели, в так называемое «прощеное воскресенье», 5 марта. Объявление населению о «дарованной крестьянам воле» производилось путем чтения манифеста, в котором излагалось основное содержание реформы.
Этот манифест, автором которого был известный крепостник московский митрополит Филарет Дроздов, ставил своей задачей разъяснить «справедливость» реформы, подчеркивая при этом, что дворянство пошло на «серьезные жертвы» во время «блага» крестьян. Основная мысль, которая проводилась в манифесте, заключалась в стремлении доказать, что уплата крестьянами повинностей за пользование их собственной землей в пользу помещиков вполне справедлива. Для подтверждения этого аргумента Филарет счел необходимым сослаться на религию, в частности на авторитет апостола Павла. Но общий здравый смысл не поколебался в том убеждении, что и, по естественному рассуждению, свободно пользующийся благами общества взаимно должен служить благу общества исполнением некоторых обязанностей и по закону христианскому всякая душа должна повиноваться властям предержащим… воздавать всем должное и в особенности кому должно: урок, дань, страх, честь… что законно приобретенные помещиками права не могут быть взяты от них без приличного вознаграждения или добровольной уступки, что было бы противно всякой справедливости пользоваться от помещика землею и не нести за сие соответственной повинности». Обнародование «Положений» сразу же вызвало мощный подъем крестьянского движения. Сохраняя наивную веру в царя, крестьяне отказывались верить в подлинность манифеста и «Положений», утверждая, что царь дал «настоящую волю», а дворянство и чиновники либо ее подменили, либо истолковывают в своих корыстных интересах. Среди крестьян появились люди, пытавшиеся толковать «Положения» с точки зрения крестьянских интересов. Крестьянское движение на первых порах проявилось главным образом в отказе от выполнения барщины и уплаты оброка. Уже в марте, по далеко не полным данным Министерства внутренних дел, волнения крестьян происходили в 7 губерниях: Волынской, Черниговской, Могилевской, Гродненской, Витебской, Ковенской и Петербургской. В течение апреля, по этим же данным, «случаи неисполнения и сопротивления крестьян закону» имели место в 28 губерниях, в мае — в 32.
Наибольший размах весной 1861 г. В первой половине апреля крупное выступление крестьян произошло в селе Бездне Спасского уезда Казанской губернии. В этом выступлении чрезвычайно ярко обнаруживаются стремления и чаяния крестьянства — жажда подлинной воли, которая в их сознании неразрывно связывалась с правом на землю. В начале апреля в селе Бездна один из местных жителей, Антон Петров, начал толковать «Положения» в духе крестьянских чаяний. Как утверждал Петров, крестьяне согласно «Положениям» получали немедленно волю и не должны были выполнять по отношению к помещикам никаких повинностей. Почти вся помещичья земля должна также принадлежать крестьянству, — «помещику земли — горы да долы, овраги да дороги и песок да камыш, лесу им ни прута. Переступит он шаг со своей земли — гони добрым словом, не послушался — секи ему голову, получишь от царя награду». Агитация Антона Петрова имела огромный успех и получила широкое распространение. Крестьяне различных деревень стекались в Бездну, чтобы услышать о «настоящей воле». В бездненских волнениях принимали участие крестьяне 75 населенных пунктов Спасского уезда.
Среди крестьян наблюдались массовые отказы от выполнения барщины, распространялись разговоры о необходимости расправиться с дворянами. События в Бездне вызвали огромное беспокойство и растерянность местных властей. В Бездну направился свитский генерал-майор граф Апраксин с войсками для подавления волнения. Как сообщал казанский военный губернатор Козлянинов в своем донесении министру внутренних дел, по приказанию Апраксина к Бездне было двинуто 12 рот пехоты с двумя трехфунтовыми орудиями.
Восстание крестьян в селе бездна. Бездненские волнения. Восстание крестьян в селе Бездна
Восстания крестьян 1861 года. Массовые крестьянские волнения. Крестьянские выступления. Крестьянские волнения 1861. Кандиевское восстание 1861. Восстание в селе Кандеевка крестьян 1861.
Бунт крестьян. Крестьянская реформа 1861 восстание. Крестьянские выступления 1861. Выступление крестьян в селе бездна. Герасимов Крестьянское восстание 1860.
Крестьянский бунт Иван Владимиров. Восстания крестьян в 1859 1861 годах. Крестьянские волнения кратко. Крестьянские волнения 1902. Крестьянское восстание.
Герасимов Крестьянское восстание. Картофельный бунт 1842. Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. Восстание крестьян в 1861. Иван Владимиров "разгром помещичьей усадьбы", 1926 год.
Иван Владимиров "сдача финнов" 1940. Крестьянские бунты 1861. Крестьянские Восстания в 1861 году. Кандиевское восстание 1861 в Пензенской губернии. Восстание крестьян в селе бездна.
Иванов Сергей Васильевич бунт в деревне. Сергей Васильевич Иванов картина бунт в деревне. Художник Иванов Сергей 1864-1910. Сергей Васильевич Иванов картина слепцы. Владимиров крестьянский бунт.
Кандиевка восстание крестьян. Герасимов Крестьянское восстание 1860 картина. Сельский сход 1861. Клавдий Лебедев крепостничество. Иван Владимиров продразверстка.
Картина Ивана Владимирова «продразвёрстка». Иван Владимиров художник раскулачивание. Бунты после отмены крепостного права. Восстания против крепостного права. Восстания после отмены крепостного права.
Крестьяне в революции 1905 года. Революция 1905 в деревне. Крестьянские бунты 1905. Восстание крестьян 1860 года Россия. Восстание крестьян 19 век.
Иван Владимиров картина продразверстка. Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров. Восстание крестьян 1918 Алтайский край. Крестьянские бунты в России в начале 20 века. Восстание крестьян 1905.
Крестьянские Восстания 19 века в России. Картина Ивана Владимирова. Крестьянские бунты в России в 19 веке. Крестьянские Восстания 1917. Восстание крестьян в Тамбовской губернии живопись.
Ключевского к середине ХIХ в. Данная работа посвящена борьбе крестьян за « чистую» волю: Бездненскому волнению, ответа на крестьянскую реформу1861г. Данный исследовательский период, а именно с февраля по апрель 1861г, имеет важное значение, для дальнейшей истории России, так как он ознаменовался собой начало смены типов государственности, смены экономической формации и смены типа мышления. Феодальные пережитки, прежняя самодержавная политика высших слоев общества, массовое недовольство подавляемой части населения крестьянства, все это указывало необходимость реформ в стране.
Но все изменения были явно недостаточными. Недовольство ими высказывали и крестьянство и буржуазия. Территориальные рамки: работа охватывает территорию Спасского уезда, в частности, села расположенные вокруг моего села Иж-Борискино — это Фадеевка, Кузнечиха, Антоновка. К тому же имею личный интерес, мне было интересно узнать, как проходили эти события, проходившие недалеко от нас.
И в этом году исполняется сто пятьдесят лет со дня отмены крепостного права. Предмет исследования: волнение в селе Бездна. Цель исследования: определить причины волнения в селе Бездна. Новизна моего исследования: найти исторические документы для школьного музея.
Кроме исследовательских работ, во время написания, также использованы источники. Основной упор я делала на воспоминания современников того времени, документов, находящихся в архиве Национальной библиотеки, школьных музеях Антоновки, Кузнечихи, Иж-Борискино. Просмотрены следующие источники и литература: Бездненское восстание 1861г. Ямпольского и др.
Департамента полиции исполнительной, арх. Материалы по истории Татарстана. Второй половиныХIХ в. Аграрный вопрос и крестьянское движение 50-70 ггХIХ в - Труды историко-архивного института.
Материалы по истории народов СССР в 6т. В этих материалах дан исторический анализ Безднинскому волнению и других волнений в Спасском уезде, о крестьянских движениях в России в 1857- мае 1861гг освещается в книге «Крестьянское движение в России в 1857- мае 1861г-М;1963г-с. В 1861г. Вульсон К.
Безднинское восстание в освещение «Современника» Чернышевского и «Колокола» А. В этой книге описаны события в Спасском уезде. Евгеньев П. Книга посвящена безднинскому восстанию, Евгеньев П.
Этот документ был компромиссным. И крестьянская реформа перешла в практическую стадию. Помещики сохраняют право собственности на всю землю, но крестьянам предоставлялась усадебная оседлость, которую они выкупают, сверх того предоставляется в пользование крестьянам надлежащее, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиками, определенное количество земли, за которую они должны платить оброк или отбывать работу помещику. Крестьяне должны быть распределены на сельские общества.
При устройстве будущих отношений помещиков и крестьяне должна быть надлежащим образом обеспечена, исправна уплата государственных и земских повинностей. Дворянство Казанской губернии изъявило желание открыть в губерниях особый комитет для составления проекта положений об улучшении и устройства помещичьих крестьян. Предводитель дворянства в докладе, министру внутренних дел Ланскому, писал, что, «что дворянство Казанской губернии готово со своей стороны содействовать исполнению воли государя императора, по устройству быта помещичьих крестьян, но, опасаясь беспорядков при введении новых правил, которое дворянство желало бы воспользоваться в этом деле примеры других губерний и соблюсти при исполнения нововведения необходимую постепенность». Ланской, отметив выраженные казанскими дворянами сомнения, беспокойства и желания писал, между прочим: « Правительство и дворяне многие губернии имеют основания думать, что подобных беспорядков можно скорее ожидать при настойчивом стремлении к сохранению прежнего устройства крестьянского сословия.
Проект М. Позена об освобождении крестьян предусматривал: 1. Крестьяне всех наименований в государстве уравниваются во всех гражданских правах и несут одинаковые государственные повинности. Личное крепостное право навсегда отменяется и не может существовать ни под какой формою.
Крестьяне крепки земле, на которой они теперь поселены… 4. Платеж за земли назначаются по особой оценке, устанавливаемой всегда на 20 лет, и производится работою, а в некоторых случаях и деньгами… А вот Н. Чернышевский писал, …что национальное чувство …непреклонно хочет сохранения земли за крестьянином. Какую же землю хочет сохранить оно за крестьянином?
Ту, которой он теперь владеет,- ту самую землю, в том самом объеме, те самые участки… Признается ли национальным чувством, хотя какой — нибудь выкуп? И заметьте, о выкупе не бывает в этих спорах и помин Реформа 19 февраля 1861г.
Но в 1935 году районный центр Спасск переименовали в Куйбышев, и «Красный котельщик» стал соответственно заводом имени Куйбышева, а посёлок на берегу залива — Куйбышевским Затоном. Пассажирские суда на заводе уже не строили. Здесь начали выпускать сухогрузные баржи, буксирные пароходы, плавучие краны, шаланды. В Куйбышевском Затоне было построено и отремонтировано более сотни судов различного назначения.
Кроме того, завод производил по заказам других предприятий паровые котлы, домкраты, культиваторы, запчасти к сельскохозяйственной технике, выполняя частично функции районной МТС. И ещё в затоне обосновалась крупная база нефтеналивного флота: здесь ремонтировались и зимовали баржи и буксиры, перевозящие нефть из Баку по Волге в северные города России. Во время Великой Отечественной войны завод по заказу военного ведомства производил детали корпусов для бомб и перестраивал пароходы в боевые канонерские лодки.
Здесь начали выпускать сухогрузные баржи, буксирные пароходы, плавучие краны, шаланды. В Куйбышевском Затоне было построено и отремонтировано более сотни судов различного назначения. Кроме того, завод производил по заказам других предприятий паровые котлы, домкраты, культиваторы, запчасти к сельскохозяйственной технике, выполняя частично функции районной МТС. И ещё в затоне обосновалась крупная база нефтеналивного флота: здесь ремонтировались и зимовали баржи и буксиры, перевозящие нефть из Баку по Волге в северные города России. Во время Великой Отечественной войны завод по заказу военного ведомства производил детали корпусов для бомб и перестраивал пароходы в боевые канонерские лодки. В 1954 году, в связи со строительством Волжской ГЭС и предстоящим затоплением, было принято решение перевести Куйбышевский Затон вместе с заводом и пристанью на правый берег Волги, в залив у села Кирельское, где он под тем же названием располагается и сегодня. Жилые дома перевозили зимой по льду.
Как Александр II "Освободитель" крестьян расстреливал
Только за 1861 год произошло 1859 крестьянских выступлений. К 12 апреля в Бездну съехалась группа крестьян из других деревень и губерний.[17] Идет спор о количестве крестьян, сошедшихся в Бездне. Дали вольную – крестьяне недовольные. Отмену крепостного права в деревне встретили без особой радости, а кое-где мужики даже взялись за вилы — думали, помещики их обманывают. Расстрел безоружных крестьян в Бездне вызвала возмущение передовых людей как в России, так и за границей, а вот помещики, напротив, выражали бурную радость и жалели, что мало мужиков было убито.
Против крестьян
19 апреля 1861 года - Точка в Бездненском восстании - Русский Исполин | выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). |
День в истории. Бездна | Расстрел безоружных крестьян в Бездне вызвала возмущение передовых людей как в России, так и за границей, а вот помещики, напротив, выражали бурную радость и жалели, что мало мужиков было убито. |
БЕЗДНЕНСКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ | Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 т. ч. Волнение охватило св. 75 сел и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губ., ряд уездов Симбирской и Самарской губ. |
Значение слова "Бездненское выступление 1861"
Бездненские волнения, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года. выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). Крестьянские выступления находили широкий отклик в демократической среде. Особенно глубокий след в общественном движении оставили события в селе Бездна. Крестьянские волнения Село бездна крестьяне. Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 т. ч. Волнение охватило св. 75 сел и деревень Спасского, Чистопольского и Лаишского уездов Казанской губ., ряд уездов Симбирской и Самарской губ.
Бездненское восстание 1861 года
Однако уже через год инженера Г. Иософовича, инициатора закрытия завода, обвинили во вредительстве, а предприятие решили восстановить. Достали со дна баржу с оборудованием, завезли новые станки, вернули самых квалифицированных рабочих. Но в 1935 году районный центр Спасск переименовали в Куйбышев, и «Красный котельщик» стал соответственно заводом имени Куйбышева, а посёлок на берегу залива — Куйбышевским Затоном. Пассажирские суда на заводе уже не строили. Здесь начали выпускать сухогрузные баржи, буксирные пароходы, плавучие краны, шаланды. В Куйбышевском Затоне было построено и отремонтировано более сотни судов различного назначения.
Как указывал Апраксин в своем рапорте царю, к этому времени в Бездне собралось около 4 тыс. Не достигнув своей цели, Апраксин отдал приказ о расстреле безоружной толпы. Крестьяне держались стойко, и только после нескольких залпов толпа дрогнула, а Антон Петров вышел к войску, неся на своей голове «Положения».
По сообщению спасского исправника, общее количество убитых составляло 61 человек, умерших от ран — 41 и раненых — 71 человек. Как рассказывает в своих воспоминаниях адъютант казанского военного губернатора поручик Половцов, «по счету доктора, приехавшего на другой день из Казани и лечившего пострадавших в течение с лишком двух месяцев, всех жертв было более 350 человек»3. Однако число жертв не могло быть определено точно и лечащим врачом, так как, разойдясь по домам, далеко не все крестьяне обращались к врачебной помощи, боясь обвинения их в причастности к бездненским событиям.
Эта расправа, учиненная Апраксиным, была настолько дикой и к тому же лишенной каких-либо оснований, что встретила порицание даже со стороны губернатора Козлянинова. В своем донесении от 22 апреля министру внутренних дел Ланскому он, осуждая поступок Апраксина, писал: «... По приговору военного суда Антон Петров был расстрелян, а большое количество крестьян было наказано розгами и сослано.
События в Бездне оказали большое влияние на рост крестьянских волнений не только в Казанской губернии, но и на всем Среднем Поволжье. Бездненские события характеризовали собой силу и слабость крестьянского движения. Они продемонстрировали неудержимое стремление крестьян к борьбе за волю и землю, что и определило массовость движения.
Вместе с тем обнаружилась стихийность и неорганизованность этого движения, его царистский характер, вера крестьян в «доброго» царя. Казанское дворянство бурно выражало свой восторг действиями Апраксина, «мужественно» и «решительно» расправившегося с волновавшимися крестьянами. Радости их,— писал в письме адъютант казанского губернатора Половцов,— при получении известия о стрельбе не было конца,— те, которые поумнее, старались скрыть ее, а глупые и того не делали; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало.
Апраксина —дурака, человека без сердца, ни к чему не способного— провозглашают усмирителем и спасителем края»2. Если дворянство всячески восторгалось кровавыми подвигами Апраксина, то передовая часть казанского общества отнеслась к событиям в Бездне иначе. Панихиде предшествовал сбор студентами денег по подписке в пользу осиротевших крестьянских семейств.
На панихиде, являвшейся открытой демонстрацией протеста, присутствовало до 150 студентов, причем служили ее, помимо кладбищенского причта, двое монахов — студентов Казанской духовной академии. Преподаватель истории Казанского университета А. П, Щапов произнес волнующую речь.
Земля, которую вы возделывали, плодами которой питали нас, которую теперь желали приобрести в собственность и которая приняла вас мучениками в свои недра,— эта земля и воззовет народ к восстанию и свободе... Мир праху вашему и вечная историческая память вашему самоотверженному подвигу. Да здравствует демократическая конституция!
Бездненские события получили известность не только в России, но и за границей и нашли свое отражение в «Колоколе». Наиболее крупным событием в крестьянском движении весны 1861 г. Одним из главных организаторов движения являлся крестьянин села Высокого Леонтий Васильевич Егорцев.
Еще в марте, тотчас по объявлении манифеста, начались волнения среди крепостных крестьян. Положение крепостных в этой губернии было исключительно тяжелым. Даже свитский генерал-майор Дренякин, командированный царем в эту губернию, в своем рапорте указывал, что «Пензенская же губерния по многоземелью своему легкостью барщины и подводною повинностью в пользу помещика похвалиться не может»1.
Один из участников карательной экспедиции Дреня-кина, подпоручик Худеков, в своих воспоминаниях оценивая обстановку, сложившуюся в Пензенской губернии, писал: «Нужна была только одна искра; почва для пожара была уже давно готова»2.
Подавление[ ] 12 апреля в село вошли две роты Тарутинского полка под командованием генерал-майора графа А. Около дома Антона Петрова собралась толпа числом до 5000 человек. Апраксин потребовал выдать Петрова, но ему кричали: «Нам не нужно посланного от царя, но самого царя давай нам; стреляйте, но стрелять вы будете не в нас, а в Александра Николаевича ». После этого по приказу Апраксина было произведено шесть залпов по безоружной толпе, в результате чего, по донесению Апраксина, было убито 51 человек и ранено 77 по другим сведениям — 87; по сообщению лечившего раненых врача, общее число жертв превышало 350 человек. Только тогда толпа рассеялась, а Антон Петров вышел из дома, неся Положение о крестьянах над головою, и был арестован.
В соседнем селе Высоком 2 апреля состоялась большая сходка, на которой толкование манифеста не имело ничего общего с его подлинным содержанием. Как сообщал священник села Покровского, крестьяне тут же начали реализовать свою программу, разобрав с «господского двора» весь рогатый скот. Несколько позднее, с 9 апреля, центром крестьянского движения становится село Черногай того же Чем-барского уезда, в котором собрались крестьяне 26 деревень, общей численностью до 3 тыс. Крестьяне захватили чембарского исправника и управляющего имением графа Уварова, били их и, заковав в цепи, посадили под охрану своего караула.
Вызванная в Черногай рота Тарутинского пехотного полка была атакована восставшими, вооруженными кольями и вилами, и принуждена была отступить. При этом один унтер-офицер и рядовой были взяты в плен. Узнав, что в Черногай направлены две роты пехоты, восставшие переходят в село Кандеевку Керенского уезда, куда и переносится центр восстания. Восстание получает все большее и большее распространение. В Кандеевке собирается до 10 тыс. Имея в своем распоряжении девять рот пехоты, Дренякин, окружив Кандеевку, 18 апреля начал свою кровавую расправу. Все попытки Дренякина успокоить и уговорить при помощи угроз крестьян подчиниться помещичьей власти и отбывать барщину ни к чему не привели. После этого Дренякин отдал приказ о расстреле крестьян. Крестьяне безропотно умирали, не издавая ни одного вопля,— рассказывает подпоручик Худеков. После трехкратного залпа Дренякин предпринял внезапную атаку, в результате которой было захвачено 410 человек.
После этого крестьяне отступили в деревню, часть же побежала в поле. Дренякин, боясь столкновения, не преследовал бегущих. Ночью значительная часть восставших разошлась по своим селениям. В результате было убито 8 крестьян, ранено 27, большинство которых вскоре умерло. Над захваченными крестьянами была учинена расправа. Согласно ведомости, составленной самим Дренякиным, наказанию подверглось 172 человека, из них 28 человек были наказаны шпицрутенами, прогнаны сквозь строй в 100 человек от 4 до 7 раз и затем сосланы на каторжные работы сроком от 4 до 15 лет; 80 человек прогнаны сквозь строй от 2 до 4 раз и сосланы на поселение в Сибирь, 3 человека наказаны шпицрутенами и направлены на службу в линейные батальоны, 3 человека заключены в тюрьму от 1 года до 2 лет, 58 человек наказаны розгами с последующим освобождением1. Кроме того, к различным наказаниям также были приговорены 7 человек отставных и отпускных солдат, участвовавших в восстании, в числе которых 72-летний старик Елизаров был сослан в Сибирь. Наконец, жестоко наказан был и священник Федор Померанцев, заключенный пожизненно в Соловецкий монастырь. Помимо указанных лиц, по данным, приводимым Герценом в «Колоколе», 200 человек было подвергнуто наказанию шпицрутенами и 700 человек — розгами2. Кандеевское выступление было одним из самых ярких выражений борьбы крестьянства за землю и волю весной 1861 г.
Однако надо вместе с тем подчеркнуть, что если со стороны крестьян были и убитые, и раненые, то с противоположной стороны не было ни одной жертвы. Больших размеров достигло крестьянское движение в Виленской и Смоленской губерниях. В Виленской губернии крестьянское движение получило распространение особенно в трех уездах: Свенцянском, Ошмянском и Дисненском. В Дисненском уезде около 6 тыс. Волнения крестьян были ликвидированы в результате применения воинской силы — трех рот Муромского и двух рот Софийского пехотных полков. Как сообщал в рапорте царю флигель-адъютант граф Олсуфьев, 30 человек было арестовано и значительное число крестьян наказано розгами3. Крупные волнения крестьян произошли в конце марта — начале апреля в местечке Ивье Ошмянского уезда Виленской губернии.
Бездненское восстание 1861 года
12 апреля 1861 г. в село Бездна были введены войска, которые открыли огонь по толпе крестьян. Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 тыс. чел. Известия об этом быстро распространились, и в Бездну стали стекаться крестьяне, численность к-рых дошла до 10 тыс. чел. Бездненское выступление 1861 Выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 (См. Крестьянская реформа 1861). Восстание в селе Бездна Казанской губернии (ныне — село Антоновка в Татарстане). Грамотный крестьянин Антон Петров по-своему толковал вышедший царский манифест об отмене крепостного права.
Бездненское восстание 1861 г.
12 апреля 1861 г. в село Бездна были введены войска, которые открыли огонь по толпе крестьян. Волнения крестьян села бездна Казанской губернии. В селе Бездна крестьянин Антон Петров истолковывал некоторые статьи «Положений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» в интересах крестьян. Наиболее известными выступлениями были восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандиевка Пензенской губернии. Бездненские волнения, выступление крестьян Казанской губернии в ответ на крестьянскую реформу 1861 года. Выступление крестьян в селе Бездна.