У входа в театр на Дубровке установлен монумент в память о жертвах теракта. Там, в подвале, оказалось три работника центра, которые три дня сидели в подземелье. 23 октября 2002 года произошёл захват террористами в заложники зрителей в Театральном центре на Дубровке, где шел мюзикл "Норд-Ост".
Что сейчас происходит в здании бывшего "Норд-оста"?
21 год со дня захвата заложников в театральном центре на Дубровке. Лента новостей. Politico объяснила сдержанность Байдена на фоне удара Ирана по Израилю Политика, 07:11. Как бы это помогло вам на Дубровке или посетителям «Крокус Сити Холла»? Рейтинг 4,5. Московский музыкальный театр на Басманной.
Театральный центр на Дубровке, что там сейчас
Концертный зал, рассчитанный на 7200 человек 9500 с учетом танцпартера , был открыт в 2009 году и принадлежит владельцу Crocus Group — бизнесмену Аразу Агаларову. Но из-за введения запрета на игорный бизнес от казино отказались. В «Крокусе» в разные годы выступали Scorpions, Sting, Элтон Джон, проходили конкурс красоты «Мисс Вселенная 2013» и другие громкие мероприятия. Сейчас здание в 13 тыс. Сумма ущерба предварительно оценивается в 10 млрд руб. В компании «Ингосстрах», где был застрахован «Крокус», заявили, что полностью выполнят свои обязательства. Как отреагировали владельцы «Крокус Сити Холла» на теракт и что будет со зданием? Владелец Crocus Group Агаларов принес соболезнования погибшим и пострадавшим во время теракта. В зал [террористы] зашли не через дверь, а через окно соседнего выставочного центра с автоматами наперевес, начали стрелять по всему, что они видели. По всем людям, по охранникам.
Один охранник убит, один ранен. Это даже не охранники, они у нас называются контролеры», — заявил Араз Агаларов. Позже его сын, певец Эмин Агаларов, обратился со словами поддержки к тем, кто потерял родных.
В первые минуты захвата некоторым актёрам и сотрудникам Театрального центра удалось запереться в помещениях или покинуть здание через окна и запасные выходы [19]. Собранные в зале заложники длительное время оставались без пищи и воды террористы приносили им лишь найденные в буфете минеральную воду и жевательную резинку [20]. О случившемся немедленно извещён Президент России Владимир Путин [21].
Поступает информация, что здание театра захватил отряд чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым, среди террористов есть женщины [22]. Захватчики называя себя «смертниками из 29-й дивизии» [23] объявляют, что не имеют претензий к иностранным гражданам, оказавшимся в заложниках около 75 человек из 14 стран, в том числе Австралии, Германии, Нидерландов, Украины, Грузии, Азербайджана, Великобритании и США , и обещают их освободить. Начинается проверка паспортов. Артистов мюзикла размещают на балконе. В центре зала и на балконе размещаются два металлических баллона — ресиверы от « КамАЗа ». Внутри каждого — 152-миллиметровый артиллерийский осколочно-фугасный снаряд, обложенный пластитом.
Подполковник К. Васильев в военной форме, со служебным удостоверением прошёл через оцепление и, войдя в здание, вступил в переговоры с террористами, предлагая себя в обмен на свободу заложников-детей. Боевики не поверили, что он пришёл сам, чтобы предложить себя в качестве заложника за других, и расстреляли его. Террористы отпускают 15 детей [27] и ещё несколько десятков человек, среди которых женщины, иностранцы и мусульмане [28]. Её быстро допрашивают, уводят в коридор и убивают тремя выстрелами из автомата. Чуть позже выдвигаются дополнительные требования об обязательном участии в переговорах журналистки Анны Политковской , политиков Бориса Немцова , Ирины Хакамады и Григория Явлинского [36].
Спустя полчаса Иосиф Кобзон выводит из здания Любовь Корнилову и трёх детей: двух её дочерей и одного ребёнка, которого она назвала тоже своим [37] , вместе с ними выходит Марк Франкетти. Затем выходят и двое сотрудников «Красного креста», которые за руки выводят из здания пожилого мужчину — гражданина Великобритании [38]. Во время переговоров с ними террористы заявляют о готовности отпустить 50 заложников, если к ним прибудет глава администрации Чечни Ахмат Кадыров [40] [К 1]. Через полчаса переговорщики покидают здание ДК. Через 15 минут они выносят тело убитой Ольги Романовой [41]. Передав тело сотрудникам «скорой помощи», они возвращаются в здание Театрального центра [42].
Террористы безуспешно стреляют им вслед из автоматов и дважды из подствольного гранатомёта [43] , легко ранив при этом прикрывавшего девушек бойца группы «Альфа» майора Константина Журавлёва. На показанной видеозаписи Мовсар Бараев, сидящий в квартире перед ноутбуком , заявляет, что его группа принадлежит к «диверсионно-разведывательной бригаде праведных шахидов» и требует вывода российских войск из Чечни. Также на видеозаписи засняты пять женщин, одетых в чёрные накидки « абайя » и чадру [44]. Они пребывают в здании около 40 минут, за которые им удаётся побеседовать с террористами и шестью заложницами [47]. Террористы расценивают это «как провокацию», однако официальный представитель штаба по освобождению заложников опровергает это предположение [49]. Директор ФСБ Николай Патрушев заявляет, что власти готовы сохранить террористам жизнь, если они освободят всех заложников [46].
Они доставляют заложникам воду и соки. Через Сергея Говорухина террористы передают, что отказываются от ведения дальнейших переговоров [46]. Контакт с террористами также установила Алла Пугачёва [54]. Террористы задерживают его и через некоторое время расстреливают [56]. Боевики открывают по нему огонь из автоматов, но промахиваются и попадают в двух других заложников — Тамару Старкову в живот и в Павла Захарова в голову [59]. Террористы разрешают отнести раненых заложников на первый этаж и вызывают в здание сотрудников «скорой помощи» машина «скорой помощи» прибывает через 40 минут , которые забирают раненых в больницу [42].
Позднее Павел Захаров скончался в больнице. Штурм 5:10. Погасли прожекторы , которые освещали главный вход в театр. Ранее террористы предупреждали, что, если свет будет погашен, они начнут расстреливать заложников [54]. Осаждавшие через вентиляцию стали закачивать в здание усыпляющий газ. Люди внутри здания — боевики и заложники — вначале приняли газ за дым от пожара, но скоро поняли, что это не так [60].
У здания ДК раздаются три взрыва и несколько автоматных очередей. После этого стрельба прекращается. Поступает неподтверждённая информация о начале операции по штурму здания. Заложники сообщают о пущенном в здании газе [54]. Представители штаба сообщают, что за последние два часа террористы убили двух и ранили ещё двоих заложников [54]. Раздаются ещё несколько взрывов, возобновляется стрельба.
Здание ДК успешно покинули двое заложников [54]. Официальный представитель ФСБ Сергей Игнатченко сообщает, что Театральный центр находится под контролем спецслужб, Мовсар Бараев и большая часть террористов уничтожены. О жертвах среди заложников не сообщается [54].
За то, что случилось, насколько мне известно, никто не наказан. Александр Шабалов, руководитель «Службы спасения»: — В нашей стране, по-моему, выводов никто не делает. Первое — надо рассказать правду о трагедии.
Но до сих пор неизвестно, на чьей совести погибшие люди. Андрей Солдатов, журналист: — Сразу после штурма начались абсурдные вещи. Кремль праздновал победу, потому что «Россию не поставили на колени». Террористы праздновали победу, потому что боевики забрали с собой на тот свет огромное количество жертв. Побежденными оказались родственники заложников, до сих пор так и не узнавшие, по чьей вине погибли их близкие, и не получившие достойных компенсаций, и общество, которое лишили возможности хоть как-то влиять на ситуацию. На это никто не обратил внимания.
Победителей оказалось так много, что новый захват заложников был практически неизбежен. Террористам хотелось повторить успех «Норд-Оста», а Кремль после победы не попытался заняться планированием работы оперативных штабов на случай захватов. Профессионализм спецназа позволил забыть об ошибках в координации действий различных ведомств. В Беслане спецназ снова проявил профессионализм. Более того, здесь сотрудники действовали уже просто как герои. Но жертв стало еще больше.
Хроника трагедии 23 октября 21. В здание Театрального центра на Дубровке, на улице Мельникова бывший Дворец культуры Государственного подшипникового завода , врываются вооруженные люди в камуфляже. Террористы объявляют всех людей заложниками и начинают минировать здание. Становится известно, что здание театра захватил отряд чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым. По словам очевидцев, террористов около 40 человек, среди них есть женщины, все они обвешаны взрывчаткой. Первая попытка установить контакт с террористами.
В здание центра проходит депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов. Террористы без каких-либо условий отпускают 17 человек. К зданию ДК приезжают иностранные дипломаты. Переговоры с террористами срываются. Катарский телеканал «Аль-Джазира» показывает обращение боевиков Мовсара Бараева, записанное за несколько дней до захвата ДК. Террористы объявляют себя смертниками и требуют вывода российских войск из Чечни.
Безуспешные попытки уговорить боевиков принять питание и воду для заложников. Террористы пропускают в здание руководителя отделения неотложной хирургии и травмы Центра медицины катастроф Леонида Рошаля. Он приносит заложникам медикаменты и оказывает им первую медицинскую помощь. Боевики освобождают семь человек. По итогам встречи директор ФСБ Николай Патрушев заявляет, что власти готовы сохранить террористам жизнь, если они освободят всех заложников. У здания ДК раздаются три взрыва и несколько автоматных очередей.
После этого стрельба прекращается. Спецназ начинает перегруппировку сил вокруг Театрального центра. Журналистов оттесняют из зоны прямой видимости, однако официального подтверждения начала штурма нет. Представители штаба сообщают, что за последние два часа террористы убили двух и ранили еще двух заложников. Раздаются еще несколько сильных взрывов, возобновляется стрельба. Из здания ДК выбегают двое заложников.
Представители штаба сообщают, что ранее удалось бежать еще шестерым. Официальный представитель ФСБ Сергей Игнатченко сообщает, что Театральный центр находится под контролем спецслужб, Мовсар Бараев и большая часть террористов уничтожены. О жертвах среди заложников ничего не сообщается. Спасатели и врачи начинают выводить заложников из здания, их развозят в больницы. Читайте также: 7. Помощник Президента РФ Сергей Ястржембский официально заявляет, что операция по освобождению заложников завершена, в здании ДК обезврежена большая часть взрывных устройств.
Он сообщает, что спецслужбы ищут часть террористов, которым удалось скрыться.
Также, по словам Араза Агаларова, это позволит сохранить тысячи рабочих мест для сотрудников компании. Эксперты оценивают стоимость восстановления здания в 12-15 млрд руб. Как на идею восстановления «Крокус Сити Холла» отреагировала общественность? Депутат Госдумы Татьяна Буцкая высказалась против того, чтобы на месте «Крокуса» снова был концертный зал. По ее мнению, гораздо правильнее было бы создать там «место памяти и скорби». Концерты, шоу, выступать комики. Танцы на костях устраивать безбожно, в этом месте болит душа», — написала Буцкая в своем Telegram-канале.
Детский омбудсмен Московской области Ксения Мишонова сказала, что с трудом представляет себе выступления на месте трагедии. Одна из очевидцев теракта в «Крокусе» Камилла в разговоре с «Постньюс» также высказала негативное отношение к данной идее. Она считает, что новый концертный зал на месте трагедии мало кто будет посещать. Такого же мнения придерживается и другой очевидец теракта, сотрудница буфета Ксения, которая полагает, что в новый концертный зал никто не будет ходить. Как с местами терактов поступали раньше? На месте взорванных жилых домов в Москве на улице Гурьянова 8 сентября 1999 года и Каширском шоссе 13 сентября 1999 года были построены мемориалы.
Театральный центр на Дубровке
Премьера «Норд- Оста» состоялась 19 октября 2001 года. С этого дня постановка стала ежедневной и очень популярной. Критики тогда писали, что авторы «этого масштабного шоу воспользовались технологиями, которые с успехом применяются при постановке подобных представлений на Бродвее США и Вест-Энде Великобритания. Васильев и Иващенко прошли стажировку в Америке, где многие мюзиклы с огромным успехом показываются в десятках стран мира и не сходят со сцены по 20 и более лет». По прогнозам знатоков, подобная судьба ожидала и первый российский опыт постановки шоу такого уровня — мюзикл «Норд-Ост».
Впервые в России специально под один-единственный спектакль был реконструирован целый театр — ДК Московского подшипникового завода, расположенного в Москве на Дубровке. На создание красочкой постановки, по информации знатоков, было затрачено около миллиона рублей. На эти деньги были подготовлены чудесные декорации и костюмы. Афиши обещали, что на сцену сядет настоящий самолет — и он сел!
Двигались по сцене огромные льдины, а из них появлялся нос старинной шхуны. Одну тогда еще маленькую актрису сейчас знают все, кто любит романсы, — это Катя Гусева, ныне ведущая передачи «Романтика романса» на канале «Культура». Вообще, в постановке пели, танцевали и исполняли главные и второстепенные роли как талантливые дети, так и взрослые артисты. Все начиналось прекрасно.
Премьера состоялась 19 октября 2001 года при полном зале. Звучали «долго не смолкающие аплодисменты». Спонсоры надеялись быстро вернуть вложенные в постановку деньги. Предполагалось, что спектакль будет идти в Москве не менее трёх лет.
Но не зря же существует поговорка, «если хочешь насмешить Бога, расскажи о своих планах». Ровно через год ежедневного показа «Норд-Оста» спектакль и около тысячи его зрителей стали заложниками террористов. При освобождении пленников и погибли люди, о которых сказано в начале. Трагедия «Норд-Оста» стала связана с названием спектакля, а последующие постановки на прежнем месте — в ТЦ на Дубровке — оказались провальными.
Зрители больше не хотели посещать театр, где страдали и погибали люди. Начало трагедии 23 октября 2002 года, зал был полон как всегда — яблоку негде упасть. Публика — самая разнообразная. Особенно много детей разного возраста.
Естественно, их сопровождали друзья, родители или бабушки. В других помещениях ДК шли репетиции танцевального коллектива театра и работали разные детские кружки. Шел к концу первый акт великолепного представления. На сцене 8 артистов в форме военных лётчиков 1940-х годов лихо били чечетку.
Восхищенный зал аплодировал. И вдруг … Из кулис выскочили странные вооруженные люди, совсем не похожие на юных артистов-авиаторов. Эти были с автоматами в руках, в камуфляже, на головах — черные маски — балаклавы. Вылитые бандиты из тогдашних боевиков!
Позже свидетели уверяли, что они подумали: это режиссер придумал какой-то странный трюк. Однако в театр ворвались самые настоящие террористы и стали стрелять из автоматов в потолок. Они пинками согнали со сцены танцоров и объявили, что теперь все, кто находится в зале, — заложники. В первые минуты захвата некоторым актёрам и сотрудникам Театрального центра удалось запереться в помещениях или покинуть здание через окна и запасные выходы.
Сбежавшие люди спасались как могли. Некоторые даже прыгали с верхних этажей и получали при этом тяжелые травмы, ломали себе ноги, но все-таки спасали свои жизни. Людям, закрытым в зрительном зале, террористы разрешили позвонить домой и подробно сообщить родным и знакомым о захвате театра. Позже выяснилось, что так террористы стремились известить о захвате театра власти столицы и как можно больше людей, чтобы вызвать панику в городе.
И в одном, и в другом случае теракт был совершен во время массового представления на известной в столице сценической площадке. И там, и там ворвавшиеся в здание террористы действовали в высшей степени организованно и предельно жестоко. Оба теракта завершились огромным числом жертв. И в обоих просматривался «исламский след». Просматривался подозрительно четко, к чему мы еще вернемся ниже. А пока о различиях. Они тоже присутствуют. Разве что не сразу обращают на себя внимание. Так уж устроена человеческая природа: мы фиксируем общее, на основании чего и торопимся сделать выводы.
А частности до поры до времени остаются в тени. И лишь потом выступают на передний план, зачастую коренным образом меняя наши первоначальные представления. Так вот об этих, с позволения сказать, частностях, которые и не частности вовсе. Если банда Бараева, захватившая Театральный центр на Дубровке, взяла всю массу людей в заложники и сразу обозначила свои требования, то ворвавшиеся вчера в «Крокус» террористы таких целей себе явно не ставили. Просто стреляли во все, что движется. И при этом, в отличие от бараевцев, отнюдь не собирались становиться мучениками-шахидами и отправляться прямиком в рай. Не выдвигалось и никаких требований. Зато, перед тем как скрыться, бандиты подожгли громадное здание, умножив таким образом на порядок число жертв теракта. Не знаю, как у вас, а у меня при первых же известиях о пожаре в «Крокусе» сразу всплыли в памяти картина пылающего Дома профсоюзов в Одессе и ряд других эпизодов, связанных с сожжением людей бандеровцами.
Для последних огонь — мистическая мрачная сила, связанная с местью, разными карами. Тогда как мусульмане видят в огне благодать.
Она и сейчас осталась уникальной — история не знает такого масштабного захвата заложников. Множество проколов было при проведении подобных операций и в европейских странах, и на Ближнем Востоке. Например, гибелью всех заложников закончился теракт во время Олимпиады в Мюнхене — связанных спортсменов закидали гранатами. В 2010 году во время захвата заложников в католическом храме в Багдаде из 100 заложников были убиты 58 человек.
Операция шла под патронажем спецслужб США, но это не помогло. Список можно продолжить. Не было бы газа, зал был бы всё равно подорван. Тогда погибли бы все 916 человек. Роковые последствия Говорят, когда бойцы "Альфы" в одну из реанимаций, где лежали заложники, принесли торт и шампанское, женщины закричали от страха. Решили, что бойцы в форме — террористы.
Одна из пострадавших, Ирина К. Слава богу, её спасли, вытащили из воды. Бог услышал её мольбы — со временем у неё появились сын и дочь. С полученным стрессом люди справлялись по-разному. Отрыдав по погибшим, они учились жить заново. Одни обвиняли во всём бойцов "Альфы", другие погружались в работу.
Третьим, чтобы преодолеть страх, пришлось снова сходить на злополучный мюзикл. Четвёртые организовали общественную организацию, отстаивающую интересы потерпевших. Каждый год Москва вспоминает невинно убитых.
Здание театрального центра на Дубровке вполне используется, в прошлом году его переименовали в театр на Мельникова. И локация понятна, и отрицательных эмоций не вызывает. О случившемся напоминает лишь мемориальная доска на углу здания. По официальным данным погибли 130 заложников, по неофициальным - 174 человека.
Театр на Мельникова, он же театральный центр на Дубровке построен в 1974 году, как Дворец культуры 1-го Государственного подшипникового завода. Традиционно в ДК располагались студии и кружки.
«Людей не в „Крокусе“ похоронят»
- Теперь здесь цирк: kostya_bolotov — LiveJournal
- 58 часов кромешного ада под названием «Норд-Ост»
- Развлечение
- Теперь здесь цирк
- Аркадий Винокуров
Поделитесь статьей с друзьями
- После «Норд-Оста». Как живут люди, пережившие теракт на Дубровке | Аргументы и Факты
- Легендарный "Норд-Ост" снова выходит к массовому зрителю
- «К третьему дню начала стираться грань между ними и нами»
- Пляски на костях или дань памяти? Волны хейта вылились на Агаларовых из-за «Крокуса»
- «К третьему дню начала стираться грань между ними и нами»
21 год назад террористы захватили «Норд-Ост». История трагедии — в 15 фото
Мовсар Бараев — руководитель группы из 40 боевиков, захвативших Театральный центр на Дубровке. Новости по тегу: Театр На Дубровке. Взрыв в здании Театрального центра мог привести к катастрофическим последствиям, поскольку главный зал не имел надежных опор.
Теракт на Дубровке: 21 год после трагедии «Норд-Оста»
После этого нервы тех, кто был на улице, начали сдавать. Одна девушка, 26-летняя Ольга Романова, не выдержала и каким-то образом прорвалась через оцепление. Она шла к зданию Дубровки твердо и решительно — кричать и звать ее назад уже не было смысла. Ольга попробовала открыть центральные входные двери, но они были заперты изнутри. К несчастью, боковой вход террористы замуровать не успели.
Она зашла внутрь. Через несколько минут в здании раздались выстрелы. Тело девушки забрали только на следующее утро… Заложники вспоминали, что Романова зашла в зал и стала громко требовать немедленно всех освободить. Позже было установлено, что она находилась в состоянии глубокого шока.
Политковская, хоть и отправилась на переговоры без колебаний, позже вспоминала: на самом деле ее ноги были ватными от страха. Она сразу же попросила отпустить детей старшего возраста, на что ей ответили категорическим отказом. Тут детей нет. Вы забираете наших на зачистках с 12 лет, мы будем держать ваших.
Чтобы вы почувствовали, как это», — сказал ей главарь Абубакар. Политковская смогла договориться хотя бы о том, чтобы принести воды для измученных заложников. Абубакар от себя добавил: «И соки принеси». Для них», — обосновал он.
Ирина Хакамада В здание также зашла Ирина Хакамада. Ей террористы заявили, что готовы отпустить 50 заложников, как только к ним приедет глава администрации Чечни. Забегая вперед, скажем, что этого не произойдет. Кобзону же удалось вывести несколько детей.
Передав тело сотрудникам «скорой помощи», они возвращаются в здание Театрального центра. Террористы безуспешно стреляют им вслед из автоматов и дважды из подствольного гранатомёта [37] , легко ранив при этом прикрывавшего девушек бойца группы «Альфа» майора Константина Журавлёва. На показанной видеозаписи Мовсар Бараев, сидящий в квартире перед ноутбуком , заявляет, что его группа принадлежит к «диверсионно-разведывательной бригаде праведных шахидов» и требует вывода российских войск из Чечни. Также на видеозаписи засняты пять женщин, одетых в чёрные накидки « абайя » и чадру [38]. Они пребывают в здании около 40 минут, за которые им удаётся побеседовать с террористами и шестью заложницами [41]. Террористы расценивают это «как провокацию», однако официальный представитель штаба по освобождению заложников опровергает это предположение [43].
Директор ФСБ Николай Патрушев заявляет, что власти готовы сохранить террористам жизнь, если они освободят всех заложников [40]. Они доставляют заложникам воду и соки. Через Сергея Говорухина террористы передают, что отказываются от ведения дальнейших переговоров [40]. Террористы задерживают его и через некоторое время расстреливают [49]. Боевики открывают по нему огонь из автоматов, но промахиваются и попадают в двух других заложников — Тамару Старкову в живот и в Павла Захарова в голову. Террористы разрешают отнести раненых заложников на первый этаж и вызывают в здание сотрудников «скорой помощи» машина «скорой помощи» прибывает через 40 минут , которые забирают раненых в больницу.
Позднее Павел Захаров скончался в больнице. Штурм 5:30. У здания ДК раздаются три взрыва и несколько автоматных очередей. После этого стрельба прекращается. Представители штаба сообщают, что за последние два часа террористы убили двух и ранили ещё двоих заложников. Раздаются ещё несколько взрывов, возобновляется стрельба.
Здание ДК успешно покинули двое заложников.
Данная проверка проводится с целью недопущения использования OSD. RU для «чёрных» и «белых» промо-компаний, исключения грубости и некорректности, повышения информативности потока отзывов. Мы стараемся предоставить посетителям максимально качественную и достоверную информацию. Я ознакомлен а с Политикой конфиденциальности OSD.
По задумке было «бескровно» Тем временем руководство «Альфы» объявляет подразделению план штурма: «Пустим усыпляющий газ, который применяется при операциях во всех больницах. Подождём, все заснут, и вы войдёте.
Разберётесь, где террористы, где кто. Люди поспят, через 40 минут проснутся, и всё будет нормально. Операция должна была по задумке пройти бескровно», — вспоминает полковник «Альфы» Виталий Демидкин. Террористы нервничают. Они выходят на связь с оперативным штабом, требуют включить свет обратно, а не добившись этого, обстреливают стоящих в оцеплении бойцов внутренних войск. В полумраке заложник Сергей Будницкий замечает, как с потолка опускается газ: «Дымок, такая завитучка». Двое террористов прижимают балаклавы к носу и стреляют из автоматов по вентиляции.
Штурм начинается настолько неожиданно, что НТВ по инерции продолжает прямую трансляцию. Министр печати Михаил Лесин звонит на телеканал, но ответственный за эфир Савик Шустер ныне сбежал на Украину и оттуда борется с «кровавым режимом» к телефону не подходит. Увидев, что некоторые из них падают без чувств, резервные группы спецназа в нарушение приказа врываются в здание. Просто не выдержали», — объясняет полковник «Альфы» Виталий Демидкин. Как рассказал впоследствии полковник ФСБ Демидкин: «Там в здании было столько взрывчатки, что на месте театра остался бы только котлован, а соседние дома получили разрушения». Заложников без сознания бойцы спецназа выносят на крыльцо, чтобы они продышались на свежем воздухе. Но из-за секретности спасатели не подготовлены и к тому, что им придется проводить эвакуацию сотен людей, находящихся без сознания.
В отсутствие носилок им вместе с бойцами «Альфы» приходится выносить каждого человека вчетвером. На это уходят драгоценные минуты, каждая из которых стоит чьей-то жизни. В результате теракта погибли, по разным данным, от 130 до 174 человек, причем 119 из них — в больницах после освобождения.
Начало трагедии
- Легендарный "Норд-Ост" снова выходит к массовому зрителю - Российская газета
- Трагедия на Дубровке: победу отпраздновали и Кремль, и террористы, проиграли — только заложники
- Трагедия «Норд-Оста»: хронология и последствия теракта 2002 года на Дубровке
- Теракт на Дубровке: 21 год после трагедии «Норд-Оста»
- Казино "Кристалл", "Арбат Престиж" и театральный центр на Дубровке - что стало с ними теперь
58 часов кромешного ада под названием «Норд-Ост»
«Норд-Ост» задул в марте. Кто стоит за самым масштабным терактом последнего двадцатилетия | Захват заложников в Театральном центре на Дубровке стал уроком и для властей, и для спецслужб. |
Кто виноват в гибели людей в театральном центре на Дубровке - | "Там до сих пор запах Берии не выветрился": в соцсетях обсудили квартиру в Хамовниках и не поняли, как в этом можно жить. |
«Люди поспят и проснутся»: штурм «Норд-Оста», как это было | 26 октября 2002 года спецслужбы России провели вынужденную операцию по освобождению заложников, захваченных в здании Театрального центра на Дубровке в Москве группой вооруженных боевиков. |
Театральный центр на Дубровке, что там сейчас | | В итоге выбор пал на Театральный центр на Дубровке — он находится недалеко от центра Москвы, у него вместительный зал и мало производственных помещений. |
«Мы идем умирать»: что произошло на Дубровке в «три черных дня» ровно 19 лет назад
Здание Театрального центра на Дубровке было построено в 1974 году на улице Мельникова и называлось Дворцом культуры Первого государственного подшипникового завода. Новости по тегу: Театр На Дубровке. Легендарный спектакль Театра на Дубровке "Норд-Ост" обретает новую жизнь на больших киноэкранах. В 21.05 московский театральный центр на Дубровке захватили вооруженные люди.
Казино "Кристалл", "Арбат Престиж" и театральный центр на Дубровке - что стало с ними теперь
Больницы Москвы перешли на усиленный режим работы. У театра собралась толпа неравнодушных, родственников и друзей заложников. Они ждали не только известий, но и реакции властей — ее не было. С 25 октября на Дубровке начались митинги — люди требовали, чтобы силовики стали активно действовать для освобождения заложников.
Один из митингов, который провели родственники заложников, состоялся возле собора Василия Блаженного. Главарь террористов требовал встречи с властями. Президент Владимир Путин тогда хоть и отменил все рабочие поездки и встречи, но на диалог с захватчиками не шел.
Им удалось передать заложникам воду, средства гигиены и медикаменты, а также вывести из театра несколько человек. Одним из переговорщиков с террористами был артист Иосиф Кобзон. Так погибло по меньшей мере трое человек.
Всё это время террористы практически не давали заложникам еды и воды, многих не выпускали в туалет. Устав ждать, пока их требования выполнят, боевики объявили, что утром 26 октября начнут убивать заложников. Тогда же силовики приняли ответное решение о спецоперации.
По ней пустили усыпляющий газ. Ближе к шести часам утра, когда газ начал действовать, несколько групп спецназа ворвались в зал со штурмом. Параллельно началась эвакуация.
Спецназовцы выбивали в театре стекла, чтобы в здание попадал свежий воздух.
Мы сейчас живем в обществе, в котором умеют сострадать, принимают чужую боль как свою, где не накручивают цены таксисты, а наоборот, стараются довезти бесплатно. Там, где люди выстраиваются в очереди на сдачу крови. В таком обществе честь жить и работать", - процитировали слова Васильева в пресс-службе фракции в субботу. В дни теракта на Дубровке, который продолжался с 23 по 26 октября 2002 года, Васильев в то время статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел РФ - ИФ являлся заместителем руководителя штаба по освобождению заложников.
Детей — артистов мюзикла, иностранцев и мусульман после проверки размещали отдельно — на заминированном балконе. В центре зала и на балконе были установлены две большие самодельные бомбы — металлические бочки — ресиверы от «КамАЗа». Внутри каждой — 152-миллиметровый артиллерийский осколочно-фугасный снаряд, обложенный пластитом. Случайный выстрел мог вдребезги разнести весь театр. Некоторые дети плакали и теряли сознание от слез, усталости и страха.
Но среди заложников в зрительном зале оказались мужественные врачи. Двое из них уговорили террористов начать поить детей и давать им хоть немного еды. Иначе начнут умирать… «Сердобольные» террористы уже ограбили театральный буфет, но там нашли и раздали по рядам то, что в нем еще оставалось: немного шоколада, воды, соков … и жвачки. Матери делили между детьми конфетки по долькам и понемногу поили малышей. Глядя на это, террористы все-таки отпустили 15 маленьких детей, нескольких больных женщин, всех мусульман и иностранцев.
Но остальных продолжали удерживать в течение всех трех дней. Штурм Представители правительств разных стран и их правоохранительных органов знали, что переговоры с захватчиками вообще бессмысленны. Боевики и здесь не шли на переговоры, а только требовали выполнения своих условий — прекратить войну в Чечне и вывести оттуда войска. Иначе начнутся расстрелы заложников. И они не шутили — в доказательство серьезности угроз тут же расстреляли нескольких заложников.
Был смертельно ранен в голову врач, лечивший детей. А его напарница Тамара Старкова, тоже педиатр, получила пулю в живот и позже умерла в больнице. Когда стало ясно, что террористы не собираются решить проблему мирным путем, а настаивают на своих условиях, рано утром 26 октября 2002 года у Театрального центра прозвучали первые выстрелы. В связи с угрозой взрыва заминированного здания и возможной гибели большого количества людей президентом РФ Владимиром Путиным было принято решение о немедленном начале спецоперации по освобождению заложников силами спецподразделений ФСБ и УВД России. Спецсредство было пущено в зал через вентиляционные каналы.
Боевики начали стрелять по стенам, потолку зала и разным не понятным им коммуникациям, из которых шел белый дымок. Появлялись новые дыры, что грозило обрушением крыши здания и массовой гибелью заложников. Но от газа люди теряли сознание и засыпали в креслах или прямо на полу. Тогда спецназовцы забирали оружие и взрывчатку у террористов, а их жертв на руках выносили на площадь и укладывали прямо на асфальт. В суматохе трудно было разобраться, кто есть кто.
Площадь заполнялась неподвижными телами. Некоторые люди приходили в себя, стонали, хрипели и даже были такие, кто пробовал двигаться. Оттуда их, раздетых, живых и мертвых, на автобусах или машинах «скорой» увозили в больницы. Спешили…Ведь никто не знал, не спрятана ли еще где-то взрывчатка и не рванет ли она. Заложникам и их спасителям повезло — не рванула… Но состав газа никто не знал, поэтому нельзя было применить антидот — люди продолжали умирать и в автобусах, и в машинах «скорой», и даже в больницах… Последствия теракта Это очень краткое изложение событий.
Тогда, 20 лет назад, было много слухов и разговоров о том, что происходило на Дубровке. Конечно, всегда находятся критики действий людей, рискующих своими жизнями ради спасения заложников, бесстрашно идущие под пули и взрывчатку. Не зря один поэт сказал: «Каждый мнит себя героем, видя бой со стороны». Находились и тогда такие же «знатоки и специалисты» по борьбе с террором. Событие обрастало дикими слухами и предположениями.
Не стану их повторять. Но было достаточно много и сообщений разнообразных СМИ, которые по горячим следам, в спецвыпусках и в прямом эфире ТВ постоянно честно сообщали о происходящем в Театральном центре, но и они поначалу не все знали. Публиковались сведения, куда отправлены заложники, как живые, так и погибшие. Родные находили их по указанным спасателями телефонам, к сожалению, не всех и не сразу. Полная картина случившегося на Дубровке, конечно, сложилась позже, после выяснения всех действий боевиков в здании Театрального центра.
Стали известны и потери среди задолжников.
Разве что не сразу обращают на себя внимание. Так уж устроена человеческая природа: мы фиксируем общее, на основании чего и торопимся сделать выводы. А частности до поры до времени остаются в тени. И лишь потом выступают на передний план, зачастую коренным образом меняя наши первоначальные представления. Так вот об этих, с позволения сказать, частностях, которые и не частности вовсе. Если банда Бараева, захватившая Театральный центр на Дубровке, взяла всю массу людей в заложники и сразу обозначила свои требования, то ворвавшиеся вчера в «Крокус» террористы таких целей себе явно не ставили. Просто стреляли во все, что движется. И при этом, в отличие от бараевцев, отнюдь не собирались становиться мучениками-шахидами и отправляться прямиком в рай. Не выдвигалось и никаких требований.
Зато, перед тем как скрыться, бандиты подожгли громадное здание, умножив таким образом на порядок число жертв теракта. Не знаю, как у вас, а у меня при первых же известиях о пожаре в «Крокусе» сразу всплыли в памяти картина пылающего Дома профсоюзов в Одессе и ряд других эпизодов, связанных с сожжением людей бандеровцами. Для последних огонь — мистическая мрачная сила, связанная с местью, разными карами. Тогда как мусульмане видят в огне благодать. Как, кстати, и христиане. Особенно православные, которым в голову не придет сжигать людей заживо, да еще считая при этом, что так они очищаются от грехов. Вот этот огненный апокалипсис в «Крокусе» и заставил пристальнее взглянуть на запад. Не на восток, куда с подозрительной навязчивостью предлагали посмотреть в поисках виновных разного рода официальные и не очень лица. И то сказать: не успели отгреметь первые автоматные очереди в «Крокусе», как на трибуне в Вашингтоне появился «голубой воришка» Альхен. То бишь адмирал Кирби.
И со своей обычной вселенской скорбью во взоре объявил: Украина к случившемуся в «Крокусе» отношения не имеет.
Что будет на месте «Крокус Сити Холла» и нужно ли его восстанавливать
Группа чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым оккупировала здание театра на Дубровке. Спецоперация по освобождению людей началась только на третий день. Погибли 130 человек, не считая 40 террористов — их уничтожили. Главным требованием боевиков был вывод российских войск из Чечни, а чтобы эти слова были услышаны российскими властями четко, террористы решили захватить здание с большим количеством людей. Они ходили по концертным залам и театрам с камерами, снимали проходы и систему охраны. В итоге выбор пал на Театральный центр на Дубровке — он находится недалеко от центра Москвы, у него вместительный зал и мало производственных помещений.
Вскоре начались выстрелы. О захвате заложников вся страна узнала уже через несколько часов: федеральные каналы вышли с экстренными выпусками с места событий. Журналистам удалось даже поймать несколько человек — тех немногих, кто успел сбежать из театра в первые минуты захвата. Съемочную группу НТВ пустили внутрь театра на Дубровке: террористы хотели, чтобы их сняли. Люди в камуфляжной форме.
Начало второго акта, идет спектакль. Выбегают люди на сцену, начинают стрелять из автоматов. Вначале мы ничего не поняли, потом они закричали: «Вы не понимаете, что происходит? А тот, кто был в зале, — всех оставили в зале, — рассказывала НТВ женщина , которой удалось покинуть театр. Я знаю, что они разрешили выйти грузинам.
Она рассказала, что там очень много крови в проходах. Видимо, они не стреляли, но били» женщина, которой удалось сбежать от террористов Основная группа террористов заняла концертный зал. Другие стали проверять прочие помещения театра. Они находили людей и сгоняли их к зрителям. Всего в заложники были захвачены 912 человек.
Половина террористов оказалась смертницами. Они усаживались между зрителями, демонстрируя свои пояса, начиненные взрывчаткой. В это время другие боевики расставляли по залу бомбы. Некоторым заложникам разрешили позвонить родным и рассказать о захвате. Террористы предупредили, что за каждого убитого или раненого из своих они будут расстреливать по десять человек, а после этого отобрали у всех мобильные телефоны.
Если подобный объект будет создан, а в случае восстановления он просто обязан быть создан, его нужно создать, то это будет необходимой данью памяти тех людей, которые там погибли. Естественно, этот вариант должен рассматриваться общественностью и решение тоже нужно принимать, исходя из того консенсуса, который сложится в обществе». Провести голосование можно на московской и подмосковной площадках «Активный гражданин» и «Добродел», отметил Семибратов. Ранее в Госдуме предложили возвести храм или соорудить сквер на месте трагедии в «Крокусе». Не стоит организовывать «увеселительные заведения на кладбище», сказала зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко.
RU - Руководитель думской фракции "Единая Россия" Владимир Васильев считает, что теракт в Crocus City Hall имеет некоторое сходство с тем, что произошло в театре на Дубровке в 2002 году, но российское общество сейчас другое. Там была другая операция, было другое общество. Мы сейчас живем в обществе, в котором умеют сострадать, принимают чужую боль как свою, где не накручивают цены таксисты, а наоборот, стараются довезти бесплатно. Там, где люди выстраиваются в очереди на сдачу крови.
Вечером 25 октября Бараев объявил о том, что утром будут выпускать американцев, спросил, кто из нас американцы. Сказали, звоните в американское посольство. Дали нам мобильник. Сначала Сэнди разговаривал, потом его попросили дать трубку мне. Я уже по-русски разговаривала с представителем посольства, объясняла, что на утро назначили, что нас будут выпускать. Представитель посольства спросил, во сколько, я дала трубку Бараеву, договорились на 8 утра. Позже я узнала, что со стороны казахстанского посольства тоже были предприняты шаги. Тоже договорились на 8 часов, но, к сожалению, штурм начался раньше. Но у меня уже было такое состояние, что вот немножечко, 8 часов — и нас отпустят. Саша и Сэнди спали, взявшись за руки. Я подумала, надо скорее заснуть, чтобы скорее пришло утро. Но в себя я пришла уже в больнице. То есть ни штурма, ни газа я не видела, потому что мой сон плавно перешел в кому. Пришла в сознание в реанимации. Нас было двое, женщина молодая, которая лежала со мной в реанимации, она с мужем была в партере. К одной руке был привязан монитор, который следил за работой сердца, к другой капельница. Знаю, что была остановка сердца, очень сильно болела грудная клетка, делали непрямой массаж сердца, как я понимаю. Всего погибло около 130 заложников, большинство — уже после операции по освобождению. Поэтому то, что касается самой спасательной операции... Правомерность применения газа вызывает у меня большое сомнение. И мне кажется, что это было испытание газа но это мои домыслы, я четко отделяю факты от домыслов. Были идеальные условия. Большое помещение, люди разных возрастов. Дети, мальчики, девочки, мужчины, старики, женщины. То есть идеально для проведения испытаний. Сразу такой большой группы. Однако 15 лет прошло, а мы до сих пор не знаем состава газа, врачи не могут лечить меня, они не знают, какие последствия, чем травили и какие последствия. Просто не знают. У меня проблемы с костями, суставами. Такое ощущение, что организм разваливается, а что происходит, я не понимаю. Позже, поскольку было плохое самочувствие, делала томограмму. Оказалось, что у меня был инсульт. Этот газ воздействует на определенные участки головного мозга, и у меня это вызвало инсульт. Что касается моих близких, то 27-го я узнала по радио, что Саша погибла. Хотя о том, что она погибла, было известно уже сразу, 26-го. Практически в 10 утра было известно, что она погибла. Но, тем не менее, только 27-го, до этого всё время говорили, что погибших детей нет. Только 27-го сказали о том, что погибла Саша. О том, что погиб Сэнди, я узнала от представителей американского посольства 28-го. Практически сразу Сашу опознали. Еще сидя в зале, она написала на руке фамилию и имя и номер телефона моей знакомой. И что касается Саши, то меня очень долго мучило, мне нужно было узнать, как она погибла. Еще первое расследование, которое организовал Немцов, там один из членов комиссии, женщина-врач, сказал, что был случай, что в полных автобусах возили людей и раздавили девочку. И меня почему-то это зацепило. А позже я наткнулась на статью в газете о том, как в Первую градскую больницу приехал Пазик, рассчитанный на 12 мест, который был набит заложниками. Было запрессовано 32 человека, и на дне этой кучи лежала моя дочь. Что касается Сэнди, то он попал в число тех людей, которым вообще никакая медицинская помощь не оказывалась. Сашу врачи пытались спасти. Пытались ее реанимировать. Но несколько раз сердце останавливалось. В конце концов, они, в общем-то, не смогли ее спасти. А к Сэнди рука врача не прикасалась. И после этого мне говорят, что они сделали всё, чтобы спасти заложников? Книгу, в которой была бы информация о каждом. Друзья мои встретили это с большим скептицизмом. Однако нашлись те, которые поддержали. Был создан сайт, на котором собиралась информация, сначала только о самом событии и о погибших, а потом стали добавлять информацию о том, что происходит сейчас, в настоящее время. И в 2011 году эта книга была издана. Она называется «Мы не умрем». Мы очень долго мучились с названием. Среди погибших есть Даша Фролова, 13-летняя девочка, которая на руке своей написала: «Мы не умрем, только пусть больше никогда не будет войны». Эта фраза стала названием книги. На сайте nord-ost. Три года назад Роман рассказал о тех страшных днях в интервью изданию «Мел». Роман Шмаков kino-teatr. Кто-то из детей участвовал в спектакле в тот день, а кто-то, в том числе и я, репетировал номер для большого концерта "Мировые мюзиклы в гостях у "Норд-Оста"". Оставив меня там, мама отправилась по своим делам, вернуться собиралась к окончанию репетиции. Но потом у неё случилось что-то вроде предчувствия. Как мама потом рассказывала, она была дома, мыла посуду и вдруг чётко осознала — надо поехать за мной пораньше, подождать в фойе. Сорвалась, приехала на Дубровку и почти сразу случился захват — её террористы тоже завели в зал, к остальным заложникам. Когда человек в маске ворвался и крикнул: «Все в зал! Казалось, что нас пытаются от чего-то спасти — может быть, несчастный случай в здании или авария. В зале стоял тревожный негромкий гул, люди сидели с опущенными головами и руками на затылках. Кто-то рядом сказал, что это захват и мы теперь в заложниках. Тогда была популярна компьютерная игра Counter-Strike, в ней как раз были все эти террористы, маски, штурмы. И для меня происходящее выглядело как перенос игры в жизнь — абсолютно сюрреалистическое ощущение. Связи с близкими не было. Вдруг кто-то сказал: «Ром, твоя мама здесь! Ей тоже потом показали, где я. Первые двое суток мы сидели раздельно, но переглядывались и были как бы на связи. Чувство времени быстро пропало.