что это за синдром такой, откуда появляется, как проявляется и главное - что с ним делать. Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. "Общепринятого определения у синдрома отличника нет, но его можно озвучить как склонность ребенка к различным невротическим реакциям, связанным с оценками. Методист и директор образовательного контента онлайн-школы английского языка Novakid Эдриан Лэндри выразила мнение, что синдром отличника может привести к росту тревожности у ребёнка.
Синдром отличника у ребенка – чем опасен, последствия
И, в конце концов, что для вас важнее? Здоровье и психическое благополучие ребенка, гармония в отношениях с ним или количество пятерок в дневнике, тем более, что не они определяют успешность человека. Часто родителям нравится синдром отличника, хотя они и не подозревают о его существование. Действительно, чего еще надо? Ребенок послушный, хорошо учится, искренне переживает, если у него что-то не получается. Мечта, а не ребенок! И невдомек взрослым, что самое важное для ребенка не результат его деятельности, а желание быть хорошим и «одобряемым». И формируется у него ощущение, что любят его только за «пятерки», а не его самого. Сделаешь ошибку — потеряешь любовь. Появляется страх ошибиться, сделать неверный выбор. И закрепляется этот страх часто на всю жизнь вместе с неуверенностью в себе и опасениями «выглядеть не так», «сделать не так» и даже «подумать не так».
В крайних случаях боязнь ошибиться может превратиться в настоящую фобию. В своей жизни человек с комплексом отличника испытывает чувство неуверенности, ему трудно строить открытые отношения с другими людьми, ему часто кажется, что он может оказаться хуже ожиданий окружающих. Человек, которому в детстве внушили, что его любят только за хорошие отметки, за послушание, за какие-то успехи и достижения, в дальнейшей жизни будет казаться, что он кому-то нужен только за то, что он соответствует ожиданиям окружающих. Отсюда заниженная или неустойчивая самооценка, ощущение, что его не любят и не ценят, не признают. Возникает неготовность потерпеть неудачу, боязнь трудностей и неуверенность в себе. Как избавиться от комплекса отличника у ребенка? Хвалите ребенка не за отметки, а за результат. Чувствуете разницу? Интересуйтесь не отметками в школе, а процессом учебы, что нового узнал, что было интересно или неинтересно, трудно или легко. Никогда не связывайте оценку результатов учебы и не только учебы с оценкой личности.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не ставьте их ему в пример. Не осуждайте ребенка за какие-либо неудачи, лучше поддержите его. Если ребенок болезненно переживает из-за отметки, полученной в школе, или еще из-за чего-либо, что него не получилось, то можно постараться обесценить неудачу, показать ребенку, что это не имеет большого значения и, тем более, не влияет на ваше отношение к нему. Например: "Подумаешь тройка по математике, ну и что? Вы ведь любите своего ребенка не из-за его отметок или за то, что он послушный, аккуратный, вежливый, хорошо учится и т. Как избавиться от комплекса отличника во взрослом возрасте? Комплекс отличника как бы возвращает вас в детство, и вы боитесь не соответствовать требованиям родителей или учителей. Разобраться, а действительно ли окружающие вас люди ждут, что вы всегда будет действовать на "отлично"? Кстати, мы часто склонны приписывать другим то, чего они на самом деле не думают. Разрешить себе право на ошибки и на то, чтобы не быть всегда идеальным человеком во всем и всегда.
Осознавать, когда вами управляет синдром отличника, а когда ваши действия и эмоции от него не зависят. Другими словами. Перестать ожидать постоянного одобрения вас окружающими людьми, сравнивать себя с другими. На самом деле это не вы, а тот самый ребенок, у которого сформировалось чувство, что его любят только тогда, когда он делает все на отлично, должен быть лучше всех. Захотеть, чтобы комплекс отличника перестал вами управлять. Начать с ним бороться, действовать. Самое трудное в избавлении от комплекса отличника - это разрешить себе не всегда оправдывать ожидания окружающих.
Признаки синдрома отличника у ребенка: ребенок болезненно воспринимает любую критику и замечания; ребенок проявляет ревность, когда другие получают отличные оценки или похвалу; ребенок легко жертвует ради успехов в учебе развлечениями, увлечениями или общением с друзьями; в случае неудачи в учебе, у ребенка появляется апатия. Он может замкнуться и впасть в депрессию; ребенок отличается нестабильной самооценкой. Стоит его похвалить, как она завышается, стоит покритиковать — снижается; если ребенка забывают похвалить, он сильно расстраивается и может заплакать; ради получения отличной оценки, ребенок может обмануть или схитрить; главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, вызвать одобрение и восхищение окружающих. Проблемы, к которым может привести синдром отличника Для детей с комплексом отличника учеба является смыслом жизни, а оценка — показателем «правильности». Они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверены, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно. Это порождает неумение концентрироваться на главном. Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение поставленного задания, а на правильность выполнения второстепенных мелочей. Следовательно, в будущем круг его возможностей значительно сужается. Люди, имеющие опыт неудач, легче и быстрее справляются с жизненными сложностями, чем те, которые не смогли его получить. Отличники имеют проблемы в общении со сверстниками, у них редко бывают близкие друзья. Это происходит из-за того, что такие дети предъявляют высокие требования не только к себе, но и к другим. Отсутствие друзей может быть следствием занятости или слишком высокой самооценки. Все это отразится на взрослой жизни.
Многие дети неверно отвечают на вопросы не потому, что не знают правильного ответа, а из-за банальной невнимательности, которая возникает в ответ на стресс. Поскольку самооценка отличника во многом зависит от внешних факторов одобрения и похвалы учителей или родителей, зависти одноклассников и так далее , им важно соответствовать тому образу, который они создали. Они не могут сказать, что не справляются или что им нужна помощь в подготовке к экзаменам. Отличники уверены, что их любят только за хорошие оценки, а сами по себе никакой ценности они не представляют. Поэтому многие из них думают, что провал на экзамене а провалом, как мы помним, они считают любой балл, кроме высшего полностью обесценит их и все их предыдущие достижения. Если родители и педагоги говорят ребенку о том, как важно, чтобы ребенок сдал экзамен на высший балл, напряжение становится еще больше. Во многом поддержка и психологическое сопровождение перед экзаменами нужны именно отличникам. У троечников и хорошистов, во-первых, нет таких высоких требований к себе, во-вторых, они в меньшей степени зависят от одобрения окружающих, в-третьих, чаще дети со средними способностями способны найти выход в нестандартной ситуации или попросить о помощи. По всем этим пунктам отличники более уязвимы. Это долгая работа, начинающаяся с родителей, которые должны пересмотреть свои приоритеты и изменить отношения с ребенком. Если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, а сын или дочь отвергают любую вашу помощь, стоит найти хорошего подросткового психолога, который поможет проработать ситуацию и выйти из нее с минимальными потерями. Необязательно обращаться к очному психологу. Многие специалисты консультируют онлайн. Как родители могут помочь отличнику Но если найти психолога не получается, постарайтесь помочь ребенку своими силами. Используйте матрицу Декарта Расчертите лист на 4 части. Назовите их так: верхний левый — «Что будет, если это случится»; верхний правый — «Чего не будет, если это случится»; нижний левый — «Что будет, если этого не случится»; нижний правый — «Чего не будет, если это не случится». Пропишите все возможные сценарии. Отличники во многом очень рациональны, поэтому такой разбор снизит у них уровень тревожности.
Обычно такие взаимоотношения в семье складываются, когда родители строгие, принципиальные, сами отличаются перфекционизмом. Они ругают и наказывают за малейшие ошибки и даже за средние результаты, но расхваливают ребенка, покупают ему вкусности и желанные вещи, если он достигает наивысшей цели. В итоге у школьника формируется поведенческий рисунок: он требует от себя слишком высоких целей и жутко расстраивается, когда не достигает их, он старается превзойти в учебе всех одноклассников, живет только учебными достижениями и забывает о личной жизни. Заниженная самооценка. Когда ребенок считает себя некрасивым, неинтересным, непопулярным, то он пытается компенсировать надуманные недостатки отличной учебой. Он полагает, что только как возвысится в глазах окружающих. Следует учитывать, что низкая самооценка — тоже не самостоятельная психологическая проблема, а следствие внутренних травм, неблагоприятной семейной обстановки или травли. Почему детский перфекционизм — опасное явление В некоторой степени перфекционизм полезен, он заставляет ребенка стремиться вперед, к заветным целям, прилагать максимальные усилия для достижения желаемого, чтобы в будущем стать успешным человеком. Синдром отличника сопровождается щепетильностью, настойчивостью, нацеленностью на результат, а это хорошие качества, если применять их во взрослом возрасте в деловой сфере. Но вместе с тем синдром несет в себе большую опасность. И главное негативное воздействие — ухудшение здоровья. Школьники с учебным перфекционизмом в большинстве случаев страдают тревожностью, тахикардией, нервозностью, у них нарушается сон, возникает тремор, наблюдается тяжесть дыхания. Беспокойство за оценки настолько сильное и мешающее адекватно мыслить, что у ребенка, вопреки его ожиданиям, снижается успеваемость. Осложнение ситуации заключается в том, что школьник с синдромом отличника не только сам страдает от бесконечного стресса, но и вгоняет в беспокойное состояние членов семьи. Постоянные истерики по поводу неполученной пятерки или неправильно взятой ноты на фортепиано выбирают родителей из колеи, ухудшают семейную атмосферу, заставляют членов семьи ругаться, выяснять отношения, пить валерьянку. Хуже всего то, что синдром отличника может перекинуться во взрослую жизнь. Количество таких перфекционистов беспрерывно растет, что связано с повышением требований к людям, желающим добиться более высокого профессионального и жизненного статуса. Вчерашний школьник понимает, что для карьерного и личностного роста нужно постоянно двигаться, трудиться, так же как он делал в школе, стараясь перегнать одноклассников. В итоге человек с синдромом перфекциониста работает до изнеможения, забывает о личной жизни и собственных интересах. Его жизнь превращается в безумную гонку. Перфекционист может окончить несколько институтов и аспирантуру, добиться высокой должности, построить роскошный особняк, но все равно будет считать себя неудачливым. Причина в том, что человек с синдромом перфекциониста делает все не для себя, а для одобрения. Он живет не своей жизнью, не получает радости, а постоянно думает, что недостаточно хорош, что мог бы еще постараться, добиться лучшего. Когда у него появляются дети, он начинает требовать идеальности от них, перекладывает на них свои ожидания и устремления, в итоге воспитывает таких же несчастных людей. Школьник с синдромом отличника не может осознать, что отличная отметка в дневнике вовсе не показывает старательность и обширные знания. Для ребенка именно оценка — примитивный, но понятный параметр успешности. Ориентируясь лишь на оценки, школьник не получает навыка анализа собственных действий, их результативности. Ребенок просто думает, раз он получил всего лишь четверку, значит, слабо постарался, нужно еще покорпеть над книжками. А вот сплошные пятерки могут лишают способности видеть пробелы в изучении школьных дисциплин. Аналогично обстоит дело с хобби, спортивными и творческими занятиями.
Синдром отличника
Дети с синдромом отличника работают в режиме достигаторства и боятся допустить даже самую маленькую ошибку. Чтобы избавиться от синдрома отличника, важно осознать проблему, дать себе право ошибаться и повысить самооценку. Но дети и взрослые с синдромом отличника живут в постоянном напряжении — за прекрасными оценками и спортивными наградами могут прятаться серьёзные проблемы. Синдром отличницы плавно вытекает из синдрома самозванца, когда мы не способны приписывать свои достижения собственным качествам, способностям и усилиям (читайте также: Синдром самозванца: 5 способов заставить его работать на вас). Цена совершенства: психолог рассказал о последствиях синдрома отличника.
Синдром отличника: 6 советов, как сосуществовать в гармонии с привычкой, разрушающей жизнь
Синдром отличника лишает способности рисковать. Синдром отличника — это следствие каких-либо определённых проблем или внутренних установок у человека. Под синдромом отличника обычно понимают комплекс психологических проблем, из-за которых человек стремится всегда достигать идеального результата во всем и получать одобрение окружающих. Синдром отличницы. Ребёнок (девочка 11 лет) закончила учебный год с одной четверкой по математике. Самооценка ребенка с синдромом отличника опирается на успехи в учебе (и других сферах деятельности, например, спорте или игре на музыкальном инструменте) и похвалу окружающих. Психологи отмечают, что обычно синдром отличника развивается из‑за слишком амбициозных и требовательных родителей.
Психотерапевт рассказала, чем опасен синдром отличника
И да, это бесплатно! Как найти призвание и зарабатывать на нем от 150 000 руб. При этом забывает о приобретении знаний и собственном удовольствии от сделанного. В результате накапливается напряжение, раздражение, разочарование. При неудачах наблюдается чрезмерная реакция в виде крика, плача, истерики. Такие «отличники» долго переживают неудачи. Негативные последствия от синдрома отличника В начальных классах у школьников с таким синдромом возникают тики, навязчивые действия.
Они слишком часто моют руки, постоянно расчесывают волосы, раскладывают книги в строгой последовательности. Дети подвержены простудам, головным болям. Синдром отличника или отличницы у подростков выражается в виде страхов выступлений перед публикой. Они с трудом справляются с заданиями, где необходимо проявить свое воображение и творческое начало. Общение с другими детьми им тоже дается с трудом. Синдром отличника у взрослых может создавать проблемы в трудовой деятельности, в быту и семейной жизни.
Характерные признаки: подход к их решению с максимальными усилиями; ожидание одобрения, высокой оценки; пренебрежение своими предпочтениями и желаниями.
Именно в семье дети подвергаются деструктивному воздействию неопытных, а иногда и откровенно плохих родителей. Именно близкие люди дают первый неудачный опыт, который потом вызывает ряд психологических проблем. А именно: Компенсация собственных неудач.
Родители муштруют ребенка, потому что сами многое упустили в детстве или юности. Теперь пытаются за счет маленького человечка исправить свои ошибки. Завышенные требования. Сами носители синдрома и детей такими делают.
В воспитании преобладает акцент на «достигаторство» — погоня за успехом даже при отсутствии моральных и физических ресурсов. Дефицит внимания. Чтобы компенсировать недостаток времени, проведенного с ребенком, родители поощряют его излишней похвалой, подарками, поблажками. А он, в свою очередь, измеряет родительскую любовь «подношениями».
Такие отношения в семье нельзя назвать психологически здоровыми не только в плане риска развития синдрома отличника, но и в других смыслах. Заниженная самооценка. Прилежностью и хорошей учебой ребенок старается компенсировать свою неуверенность в себе и обилие комплексов, психологических барьеров. Родители же слепы к истинным проблемам своего дитя: учится хорошо, значит, всё с ним нормально.
Любовь нужно заслужить. Это одна из самых серьезных ошибок, которой родители пресекают выстраивание близких и доверительных отношений с детьми.
По сути, это болезненная зависимость от мнения окружающих, желание быть всегда первым, страх оказаться не на высоте. В данной статье, я хочу рассмотреть еще одну из причин, как родители могут повлиять на формирование у ребенка «синдрома отличника». Ключевые слова: «синдром отличника», влияние родителей, причины появления, родители и дети.
Формируется этот синдром еще в детские годы. Первый признак - когда школьник старается заслужить похвалу со стороны взрослых педагогов и родителей в первую очередь отличными оценками. Вторая причина - постоянное сравнение ребенка с кем-то другим, который все делает лучше. Заодно закладывается еще и комплекс неполноценности. Третьей причиной становится явное или скрытое родительское неодобрение, когда ребенок приносит из школы не только «тройки», но и «четверки», и даже «пятерки с минусом».
В результате у ребенка складывается стойкое убеждение, что любовь родных и близких людей можно заслужить, только если все делать идеально. Главной причиной, которую я хочу рассмотреть, является заложенная родителями установка, что только отличники могут добиться в жизни успеха и счастья. Все слышали в детстве фразу: «Будешь плохо учиться - тебя только дворником на работу возьмут! У ребенка складывается четкое понимание, что чем лучше он будет учиться, тем лучше будет его жизнь. Но это не так работает.
В странах бывшего СССР сложилось устоявшееся мнение о том, что дети, которые получают хорошие оценки, хорошо устраиваются в жизни. Некоторые студенты, благодаря воспитанию родителей, реально считают, что получение красного диплома позволит устроиться на хорошую работу и жить в роскоши. Тех, кто получает тройки, почему-то считают глупыми людьми.
И невдомек взрослым, что самое важное для ребенка не результат его деятельности, а желание быть хорошим и «одобряемым».
И формируется у него ощущение, что любят его только за «пятерки», а не его самого. Сделаешь ошибку — потеряешь любовь. Появляется страх ошибиться, сделать неверный выбор. И закрепляется этот страх часто на всю жизнь вместе с неуверенностью в себе и опасениями «выглядеть не так», «сделать не так» и даже «подумать не так».
В крайних случаях боязнь ошибиться может превратиться в настоящую фобию. В своей жизни человек с комплексом отличника испытывает чувство неуверенности, ему трудно строить открытые отношения с другими людьми, ему часто кажется, что он может оказаться хуже ожиданий окружающих. Человек, которому в детстве внушили, что его любят только за хорошие отметки, за послушание, за какие-то успехи и достижения, в дальнейшей жизни будет казаться, что он кому-то нужен только за то, что он соответствует ожиданиям окружающих. Отсюда заниженная или неустойчивая самооценка, ощущение, что его не любят и не ценят, не признают.
Возникает неготовность потерпеть неудачу, боязнь трудностей и неуверенность в себе. Как избавиться от комплекса отличника у ребенка? Хвалите ребенка не за отметки, а за результат. Чувствуете разницу?
Интересуйтесь не отметками в школе, а процессом учебы, что нового узнал, что было интересно или неинтересно, трудно или легко. Никогда не связывайте оценку результатов учебы и не только учебы с оценкой личности. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не ставьте их ему в пример. Не осуждайте ребенка за какие-либо неудачи, лучше поддержите его.
Если ребенок болезненно переживает из-за отметки, полученной в школе, или еще из-за чего-либо, что него не получилось, то можно постараться обесценить неудачу, показать ребенку, что это не имеет большого значения и, тем более, не влияет на ваше отношение к нему. Например: "Подумаешь тройка по математике, ну и что? Вы ведь любите своего ребенка не из-за его отметок или за то, что он послушный, аккуратный, вежливый, хорошо учится и т. Как избавиться от комплекса отличника во взрослом возрасте?
Комплекс отличника как бы возвращает вас в детство, и вы боитесь не соответствовать требованиям родителей или учителей. Разобраться, а действительно ли окружающие вас люди ждут, что вы всегда будет действовать на "отлично"? Кстати, мы часто склонны приписывать другим то, чего они на самом деле не думают. Разрешить себе право на ошибки и на то, чтобы не быть всегда идеальным человеком во всем и всегда.
Осознавать, когда вами управляет синдром отличника, а когда ваши действия и эмоции от него не зависят. Другими словами. Перестать ожидать постоянного одобрения вас окружающими людьми, сравнивать себя с другими. На самом деле это не вы, а тот самый ребенок, у которого сформировалось чувство, что его любят только тогда, когда он делает все на отлично, должен быть лучше всех.
Захотеть, чтобы комплекс отличника перестал вами управлять. Начать с ним бороться, действовать. Самое трудное в избавлении от комплекса отличника - это разрешить себе не всегда оправдывать ожидания окружающих. Кстати, эти ожидания мы часто сами и выдумываем.
Человек с синдром отличника приписывает окружающим что-то, чего они якобы от него ожидают. Он считает, что если делать всегда хорошее окружающим, то и они будут отвечать ему тем же. Вот только в жизни так бывает далеко не всегда. Да и почему другие люди должны оправдывать ваши ожидания?
Откуда растут ноги этого убеждения?
Что такое синдром отличника у ребенка, и нужно ли с ним бороться?
Основные причины, почему у ребенка формируется синдром отличника. Врач-психотерапевт, ведущий специалист «СМ-Клиника», к.м.н. Татьяна Потапова рассказала Здоровью , как появляется синдром отличника, и к чему приводит стремление к идеальности во взрослой жизни. Синдром отличника – это не просто психологическая проблема, которая мешает ребёнку, а затем и взрослому быть счастливым.
Синдром отличника изводит российские семьи
Другая крайность, когда мамы и папы сталкиваются с так называемым синдромом отличника — каждая не высшая оценка провоцирует у ребенка истерики, плохой сон и массу других проблем. В плену у ожиданий — Как правило, все взрослые хотят, чтобы их дети учились в школе как можно лучше, желательно на одни пятерки, — говорит семейный психолог Наталья Николаева. Но если мы посмотрим вокруг: на коллег по работе, на судьбы известных людей, политических лидеров, если вспомним истории своих одноклассников — как отличников, так и троечников, то увидим, что блестящий старт далеко не всегда приводит к победам в жизни. Поэтому будьте внимательны и не слишком критичны к своим детям. Синдром отличника — это не только психологическая проблема, которая мешает ребенку, а затем и взрослому быть счастливым. Зачастую у таких детей начинаются тики — частое моргание, покашливание, сгибание-разгибание пальцев и рук. И, к сожалению, это не полный список проблем. При описанных симптомах уже не обойтись без консультации психоневролога, и, возможно, даже без медикаментозного лечения. Конечно, лучше до таких последствий не доводить. Стремление все делать в жизни «на пятерочку» идет из раннего детства. Например, растет умный и способный ребенок — настоящий кумир в семье, его все постоянно хвалят и им хвалятся.
Постепенно он тоже начинает любоваться собой, ему приятно, что он хороший, приятно быть объектом зависти окружающих. Он хочет всегда все делать лучше всех или вообще не заниматься тем, что не может его показать в выигрышном свете.
Перфекционист тоже не прощает ошибок, чувствует себя виноватым, когда что-то делает неправильно. Однако при достижении идеала перфекционист ориентируется на себя, стремится к совершенству ради самоудовлетворения. Человек с синдромом отличника ставит целью всеобщее признание. Он пытается увидеть себя другими глазами, оправдать ожидания окружающих и получить высокую оценку своих достижений. Это психологический комплекс, при котором человек остается недоволен собой, даже если достигает успехов. Почему возникает синдром отличника Желание быть лучше остальных — это результат социального опыта: взаимоотношений с родителями, воспитателями, учителями и сверстниками. Основную причину проблем психологи видят в особенностях семейного воспитания: Компенсация неудач родителей Ребенок реализует неудовлетворенные амбиции родителей, которые ставят цели, признанные обществом, но пренебрегают интересами и самочувствием ребенка.
Через его успехи и достижения родители добиваются признания окружающих, повышают свой социальный статус Высокие требования Ребенок, родившийся в семье успешных и талантливых родителей, неосознанно хочет соответствовать их уровню Низкая самооценка Высокие достижения в учебе, спорте или в работе компенсируют внутренние или внешние несовершенства ребенка, такие как недостатки внешности, неуверенность, отсутствие друзей, социальный статус. Им важно всеобщее признание, потому что оно повышает самооценку Недостаток внимания Ребенок, на которого у родителей не хватает времени, добивается их внимания своими успехами. У многих родителей словесное поощрение подкрепляется материальным вознаграждением: покупкой новой вещи, деньгами, поездкой или разрешением поиграть в телефон Такое отношение к победам убеждает ребенка, что его ценность как личности зависит только от достижений. Если в подростковом возрасте ребенок не выйдет из этой схемы отношений, с возрастом ситуация только усугубится и сохранится на всю жизнь. Симптомы синдрома отличника У взрослых людей сохраняется нестабильная самооценка, которая зависит от достижений, неудач и признания окружающими. Они боятся критики, готовы отказаться от нового дела из страха допустить ошибку. А если соглашаются — прикладывают максимум усилий, затрачивая все ресурсы. Часто такие люди не гнушаются использовать ложь, манипуляции, шантаж, чтобы достичь успеха. Кроме этого, к типичным симптомам относится: гиперболизация последствий допущенной ошибки желание человека довести работу до идеального результата, даже если это не требуется гипертрофированное чувство ответственности восприимчивость к успехам других людей, тенденция рассматривать их победы как собственный провал невозможность объективно оценить внутренние ресурсы из-за страха неудачи неспособность получать удовольствие от собственных побед повышение пульса, учащенное сердцебиение, дрожь, расфокусировка внимания Если у людей с перфекционизмом что-то не получается, они неохотно берутся за аналогичные задания в будущем.
При первых трудностях соглашаются с «поражением» и отказываются решать задачу до конца. Признаки синдрома отличника у ребенка Часто родители не замечают, что ребенок страдает: учится хорошо, достигает успехов во всем, за что ни возьмется, все его хвалят.
Этот период жизни дети как никогда хотят поддержки и внимания родителей, нужно проводить с ними больше времени, делиться воспоминаниями о своей школьной жизни, помогать с уроками, чаще гулять вместе и просто обнимать ребенка, говорить ему о своей любви и о том, как вы гордитесь его пусть даже маленькими успехами. Не стоит думать, что надев форму и посещая школу, ребенок сразу повзрослел — ему нужны и игры, и забота, и любовь. Читайте также Психофизиолог Ефимова: почему современным детям так трудно учиться в школе Не делайте из детей отличников! И не стоит обязательно делать из ребенка гения и отличника. Гораздо важнее его здоровье и психическое состояние , нежели пятерки в дневнике. Важно понимать, у всех свои таланты и способности, не стоит тянуть из ребенка «все жилы», с истериками и слезами делая уроки.
Не в пятерках счастье. Разочарование в глазах родителей, если малыш в начале школьного обучения «звезд с неба не хватает», отражается на состоянии и здоровье малыша. Он понимает — им недовольны, но не тянет физически и психологически. И такими темпами недалеко до невроза и серьезных болезней давление, нарушения пищеварения, мигрени. Раздражение или гнев родителей, если ребенок что-то неправильно посчитал, написал или нарисовал — это стресс для ребенка.
Критика и исправление недостатков вызывают у него болезненную реакцию Ребенок стремится любой ценой заработать отличные оценки Каждому родителю льстит, когда его ребенок — пример для подражания у одноклассников. Однако следует задуматься, если он согласен только на отличный результат, а «четверки» у него вызывают приступы истерики и самобичевания Страх допустить ошибку Для детей «отличников» или «отличниц» даже малейшая ошибка — трагедия. Если проблему не устранить, они будут придерживаться позиции: «Либо идеально, либо никак! В результате появляются эмоциональное напряжение, стресс, которые вызывают проблемы со здоровьем. Чем опасен синдром отличника Эмоциональная неустойчивость приводит подростков к формированию тиков, обсессивно-компульсивного расстройства, психосоматических реакций. У них появляются навязчивые действия, головокружение, боли. Если не прибегать к психологической коррекции, во взрослом возрасте у человека появляются неврозы, депрессия, бессонница, психосоматические заболевания, отравляющие жизнь «отличника». В профессиональной сфере стремление стать лучшим также работает против людей-«отличников». Неуверенность в себе, проблемы с самооценкой приводят к тому, что они: боятся провала, поэтому откладывают дела в долгий ящик, а ко многим даже не приступают боятся работать в незнакомой сфере, потому что несовершенны в ней занимают должность подчиненного, потому что боятся, что не справятся, хотя обладают достаточными знаниями не берут на себя ответственность «Отличники» не контролируют себя при выполнении профессиональных задач, желание быть идеальным доходит до одержимости. Они теряют над собой власть. Как избавиться от синдрома отличника Есть много способов, которые помогут решить проблемы с самооценкой: Лечение любой болезни начинается с ее принятия Поэтому признайтесь себе, что проблема существует и ее нужно решать Перестаньте сравнивать себя с другими людьми Это источник стресса и недовольства собой. Человек должен сравнивать себя только с собой, потому что у каждого свой путь развития Развивайте новые навыки и интересы Важно не бояться нового. Пусть вы там будете не идеальны, это поможет расширить способности, почувствовать уверенность в том, что все получится Работайте над самооценкой Важно отмечать сильные стороны, не слушать внутреннего критика, который указывает на недостатки Ведите дневник достижений Фиксируйте победы. Они послужат мотивацией и помогут сохранить трезвый взгляд на свои способности Помните, критикуют не вас, а результаты работы Каждая ошибка — это опыт, без которого невозможны результаты. Боитесь, что ошибки приведут к непоправимым последствиям? Запишите их. И увидите, что последствия ошибок легко поправимы, а значит, о них бессмысленно переживать Обратитесь за помощью к психологу или психотерапевту. На психотерапевтических беседах специалист выявит причины синдрома и сформирует новые личностные установки, которые помогут ориентироваться не на результат, а на процесс, и получать наслаждение от работы.
Синдром отличника: 6 советов, как сосуществовать в гармонии с привычкой, разрушающей жизнь
В остальном синдром отличника очень похож на перфекционизм: это тревожность из-за невозможности достигнуть идеала. В какой момент жизнь отличника может стать настолько невыносима, что единственным решением окажется «прекратить эти мучения любым способом»? Что такое синдром отличника и как его распознать, причины появления, возможные последствия, как справиться с синдромом отличника, советы для родителей, как не допустить развития синдрома отличника у ребенка.
Синдром отличника: как сплошные пятёрки могут обернуться провалом
Синдром отличника – это не просто психологическая проблема, которая мешает ребёнку, а затем и взрослому быть счастливым. что это за синдром такой, откуда появляется, как проявляется и главное - что с ним делать. Из-за чего возникает синдром отличника у детей Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Самооценка ребенка с синдромом отличника опирается на успехи в учебе (и других сферах деятельности, например, спорте или игре на музыкальном инструменте) и похвалу окружающих.