Президент России Владимир Путин подписал 4 августа 2023 года закон, согласно которому все граждане, имеющие допуск к секретным данным, будут обязаны уведомлять российские спецслужбы о своём выезде за пределы государственной границы.
Переоформление допуска к государственной тайне: ка производится
Изложенное в пункте 14 Инструкции требование, согласно которому лица, нарушившие обязательства, связанные с защитой государственной тайны, и в отношении которых командиром воинской части принято решение о возможности их дальнейшей работы со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к указанным работам только после повторного изучения основных положений нормативных правовых актов по защите государственной тайны и сдачи зачета руководителю службы защиты государственной тайны, как и другие положения оспариваемых пунктов Инструкции , обусловлено характером военной службы, спецификой задач, решаемых Вооруженными Силами Российской Федерации, и прав административного истца не нарушает. Нельзя согласиться с мнением Ш. Как следует из положений частей 1 , 2 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность прямая или косвенная лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных служебных обязанностей осуществление полномочий. Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод преимуществ лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и или состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей , гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и или лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Ситуаций, указанных в приведенных выше нормах, пункт 14 Инструкции сам по себе не создает и не может рассматриваться как формирующий на нормативном уровне конфликт интересов, в том числе применительно к должностным лицам, к полномочиям которых относится прекращение допусков к государственной тайне и принятие иных предусмотренных законом мер по сохранению защищаемых государством сведений.
При этом оспариваемая Ш. Также отсутствуют основания для вывода о противоречии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, подпункта "и" пункта 59 Инструкции. В соответствии со статьей 21 Закона "О государственной тайне" допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает: принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом ; ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.
Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Согласно подпункту "и" пункта 61 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63, переоформление допуска к государственной тайне по первой, второй и третьей с проведением органами безопасности проверочных мероприятий формам независимо от срока действия производится в случае приема на работу службу гражданина, у которого в карточке форма 1 в позиции 10 имеется отметка о нарушениях режима секретности и или наличии оснований для отказа в допуске к государственной тайне. Что же касается статьи 14 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г.
N 1237, устанавливающей порядок освобождения от воинской должности, на пункт 2 которой Ш. С учетом изложенного следует признать, что оспариваемые нормы Инструкции соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в том числе в указанных им аспектах, что в силу пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований. Руководствуясь статьями 175 , 177 , 180 , 213 , 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении административного искового заявления Ш. N 1313, отказать.
При этом он разъяснил, что решение о прекращении допуска к государственной тайне в данном случае не является мерой ответственности, а выступает в качестве меры обеспечения режима секретности сведений, составляющих государственную тайну. В любом случае, пояснил КС РФ, гражданин может обжаловать прекращение допуска к государственной тайне в суде. Поэтому оспариваемые нормы были признаны не нарушающими конституционных прав Слепичева.
В итоге допуск Слепичева к государственной тайне был прекращен. Суды признали это решение законным. Заявитель попытался оспорить в КС РФ абзац 3 части 1 статьи 23 федерального закона "О государственной тайне", поскольку, по его мнению, эта норма позволяет привлекать граждан к ответственности в виде прекращения допуска к государственной тайне без обеспечения такому лицу возможности представить объяснение в письменной форме.
Поскольку сообщение заведомо ложных сведений само по себе является основанием для прекращения допуска к государственной тайне, представляется, что законодатель предусмотрел данный случай именно для случаев добросовестного заблуждения работника. Отдельным основанием прекращения допуска к государственной тайне является оформление работником либо его близкими родственниками документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства. Информация о запросе и получении вида на жительство и визы передается органами внутренних дел в органы безопасности.
Работник также должен уведомить своего работодателя о планируемых изменениях его статуса в силу требования подписанного им договора контракта об оформлении допуска к государственной тайне. В большинстве случаев, работник, оформляющий документы на постоянное место жительства, заинтересован в продолжении трудовых отношений до последних дней проживания в Российской Федерации. Во избежание затягивания решения вопроса об увольнении неважно по какому основанию работник будет увольняться — в связи с прекращением допуска к государственной тайне пункт 12 статьи 81 ТК РФ или по собственному желанию пункт 3 статьи 77 ТК РФ в трудовой договор необходимо включить условие об обязательстве работника сообщить в кадровый аппарат информацию о планируемом им выезде на постоянное место жительства в другое государство сразу после положительного решения компетентного органа иностранного государства о выдаче вида на жительство или иного разрешения на постоянное место жительства. Аналогичное условие — об обязательном сообщении в кадровый аппарат обо всех известных работнику случаях оформления документов на выезд на постоянное место жительства в другое государство его или его жены близкими родственниками — также желательно включить в трудовой договор с работником. Еще раз отметим, что основанием прекращения допуска к государственной тайне является оформление указанными лицами соответствующих документов, а не высказанное в устном порядке намерение. Выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации. Какие действия считаются создающими угрозу безопасности Российской Федерации Закон РФ «О государственной тайне» не поясняет. В соответствии с Федеральным законом от 25. К таковым также могут быть приравнены действия по финансированию, планированию террористических экстремистских актов, поддержка террористической экстремистской деятельности.
В остальном же квалификация действий в качестве угрожающих безопасности страны производится органами безопасности по внутренним методикам при решении вопроса об оформлении первичного допуска к государственной тайне и заключении трудового договора. Однако, как представляется, информация о таких действиях может стать известной органам безопасности и в течение трудовой деятельности работника например, при служебных проверках, переоформлении допуска, оформлении допуска к следующей категории секретности и др. Уклонение от проверочных мероприятий и или сообщение заведомо ложных анкетных данных. Как уже отмечалось, проверочные мероприятия проводятся органами безопасности при первичном оформлении приема гражданина на работу, связанную с государственной тайной. Необходимость в проведении этих мероприятий может возникнуть при переоформлении допуска, оформлении допуска к высшей ступени. О том, что работник сообщил заведомо ложные сведения при заполнении анкеты, может стать известно как при проведении проверочных мероприятий при оформлении первичного допуска к государственной тайне, так и в процессе трудовой деятельности работника. Процедура прекращения допуска к государственной тайне Как следует из пункта 15 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне первым шагом в процедуре прекращения допуска является принятие решения об отстранении гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну. Для этого подразделение по защите государственной тайне и структурное подразделение, в котором работает указанный гражданин, готовят письменное заключение, которое утверждается руководителем организации примерный вариант приводится в разделе «БУМАГИ» — 69 стр. Об этом факте письменно сообщается в орган безопасности, а также делается следующая отметка в карточке форма 3 : Фрагмент формы 3 Орган безопасности готовит свое мнение по данному заключению, на основании которого руководитель организации принимает решение о прекращении допуска гражданина к государственной тайне.
Инициатива о прекращении допуска к государственной тайне может исходить от органа безопасности. В этом случае последний направляет в адрес организации заключение о нецелесообразности дальнейшего допуска гражданина к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, которое является обязательным основанием для отстранения этого гражданина от работы со сведениями, составляющими государственную тайну. По итогам проверки фактов об обстоятельствах, указанных в пунктах 2—3 таблицы 1, орган безопасности может вынести соответствующее представление о прекращении допуска гражданина к государственной тайне. В таких случаях приказ распоряжение о прекращении допуска к государственной тайне издается со ссылкой на соответствующее заключение или представление органа безопасности. Работодателю, получившему от органа безопасности соответствующий документ, необходимо обратить внимание на его содержание. В нем должно присутствовать заключение о нецелесообразности дальнейшего допуска работника к государственной тайне и необходимости решения вопроса о прекращении допуска гражданина к государственной тайне. Представление, например, содержащее предписание о проведении расследования по фактам нарушений работником правил работы со сведениями, составляющими государственную тайну, и принятию мер по исключению указанных нарушений в будущем, не является основанием для отстранения работника и последующего прекращения допуска к государственной тайне. Если основанием прекращения допуска к государственной тайне является выявление у работника медицинских противопоказаний к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, решение работодателя о прекращении допуска к государственной тайне обосновывается медицинским заключением. Оформление увольнения Утвержденное руководителем организации заключение об отстранении работника от работы со сведениями, составляющими государственную тайну, является основанием для отстранения работника от указанной работы и, как представляется, издания какого-либо дополнительного распорядительного акта приказа или распоряжения об отстранении не требуется.
Однако, если локальная система документирования управления предусматривает издание организационно-распорядительных актов во всех случаях принятия индивидуальных решений в организации, отстранение может оформляться отдельным приказом или распоряжением. Если в результате служебной проверки, иных контрольно-ревизионных мероприятий, проведенных в пределах срока отстранения, будут установлены обстоятельства, указанные в пунктах 2—3 таблицы 1, руководитель организации принимает решение о прекращении допуска работника к государственной тайне. Согласно пункту 15 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне итогом процедуры прекращения допуска к государственной тайне является решение руководителя организации о прекращении допуска гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого трудового договора. Из данного положения следует, что решение руководителя организации и о прекращении допуска, и об увольнении оформляется одним актом приказом или распоряжением. Поэтому, более обоснованным представляется издание руководителем организации отдельного приказа распоряжения о прекращении допуска к государственной тайне, и уже затем, на его основании — приказа распоряжения об увольнении. Применяя данный подход оформления, работодатель в приказе распоряжении о прекращении допуска к государственной тайне может решить ряд сопутствующих вопросов, например, таких, как передача носителей секретной информации, сдача документов и т. Отдельно оформлять решение о прекращении допуска к государственной тайне целесообразно по той причине, что прекращение допуска не является безусловным основанием для расторжения с работником трудового договора. По крайней мере, статья 81 Трудового кодекса РФ, содержащая рассматриваемое основание увольнения, предусматривает, что трудовой договор может быть расторгнут в случае прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует допуска к государственной тайне. Прекращение допуска к государственной тайне свидетельствует о невозможности продолжения выполнения трудовой функции, связанной с работой с секретными сведениями, причем, как следует из таблицы 1, деловые качества работника ставятся под сомнение только в случаях, указанных в пункте 2 и, частично, в случае, приведенном в пункте 3.
Правила получения допуска к гостайне в 2023 году
С этой даты вступают в силу новые правила допуска. Они заменят Инструкцию 2010 г. Правилами определены: - порядок оформления, переоформления, прекращения допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне - формы учетной документации, необходимые для оформления такого допуска - порядок доступа граждан к сведениям, составляющим государственную тайну Форм допуска в зависимости от степени секретности сведений, составляющих гостайну предусмотрено по-прежнему три: - первая - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; - вторая - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям; - третья - для граждан, допускаемых к секретным сведениям. Вместе с тем в новых Правилах уточнен перечень оснований для отказа гражданину в допуске к гостайне.
К таковым дополнительно отнесены: включение в реестр иноагентов, нарушение требований законодательства РФ о гостайне и наличие у гражданина или его близких родственников гражданства подданства иностранного государства либо вида на жительство либо иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Ряд изменений касается порядка разработки, направления на согласование, хранения номенклатуры должностей работников, допускаемых к государственной тайне. Так, в новых Правилах предусмотрено, что номенклатура должностей территориально обособленного подразделения организации, по месту расположения которого осуществляются работы со сведениями, составляющими гостайну, разрабатывается отдельно от номенклатуры должностей организации.
В итоге данную поправку исключили из перечня. Паспорт признается недействительным при предъявлении заведомо ложных сведений и при отсутствии гражданства Новые правила выезда за границу лиц, имеющих доступ к гостайне Россияне, имеющие доступ к государственной тайне, теперь должны будут уведомлять о выезде за границу ФСБ и СВР. Мера касается в том числе сенаторов, депутатов Госдумы, судей, депутатов законодательных органов субъектов РФ и адвокатов. При нарушении закона гражданин должен будет понести определенную ответственность, это может быть и штраф, и даже лишение свободы. Целью подобных ограничений является сохранение государственных секретов в тайне и обеспечение безопасности лиц, которые владеют информацией. Новая редакция закона предусматривает ряд послаблений, когда граждане с доступом к гостайне всё-таки могут кратковременно покинуть пределы страны. Имеется в виду, например, смерть близких родственников или необходимость экстренного лечения. Государственная тайна: что такое простыми словами, что к ней относится Государственной тайной называют информацию, которая имеет особую важность для национальной безопасности и интересов страны и распространение которой может нанести ущерб безопасности России. Защите от разглашения или доступа общественности подлежат сведения о военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, оперативно-розыскной или научно-технической деятельности госорганов и стратегических предприятий. В перечень также входит информация о разработках, например, производстве новых материалов, оборудования и лекарств.
Однако если п. Прекращение трудового договора по основаниям, указанным в ст. Вина работника в нарушении правил заключения трудового договора может быть выражена в сокрытии от работодателя обстоятельств, наличие которых препятствует заключению договора.
При этом нужно принимать во внимание, что установление подобного рода обстоятельств иногда затруднительно либо вовсе невозможно. Например, работодатель не вправе требовать медицинского освидетельствования работника, если законодательство не предписывает такового. Работник может утверждать, что он поступает на работу впервые, в связи с чем у него отсутствует трудовая книжка.
Работодатель не вправе осуществлять проверку на предмет выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение для заключения трудового договора, поскольку: а это чревато нарушением ст. Если же правила заключения трудового договора были нарушены по вине самого работника вследствие представления им подложных документов, то трудовой договор с таким работником расторгается по п. Общий порядок оформления увольнения.
Выдача трудовой книжки и окончательного расчета. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора. Выходное пособие и иные выплаты при увольнении.
Правила оформления прекращения трудового договора, установленные ТК РФ и иными нормативными актами, носят не технический, а правовой характер, поскольку их нарушение может привести к ущемлению прав работника и повлечь материальную и иную ответственность. Прекращение трудового договора оформляется приказом распоряжением работодателя. Унифицированная форма приказа распоряжения о прекращении трудового договора установлена постановлением Госкомстата РФ «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» от 5.
С приказом распоряжением работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись, если приказ невозможно довести до сведения работника или работник отказывается его подписать на приказе распоряжении производится соответствующая запись. Запись об основании и причине прекращения трудового договора в трудовой книжке должна соответствовать формулировкам законодательства и иметь ссылку на соответствующую статью, часть и пункт статьи ТК РФ или иного федерального закона. При расторжении трудового договора по инициативе работника по причинам, с которыми законодательство связывает предоставление определенных льгот и преимуществ, запись о прекращении трудового договора должна также содержать указание на причины, например, инвалидность, переход на пенсию по старости, необходимость ухода за ребенком в возрасте до 14 лет и т.
Обязанность работодателя, выдать работнику в день прекращения трудового договора трудовую книжку прямо предусмотрена ч. Поэтому ее выдача в таких случаях происходит без письменного заявления работника. Эти правила распространяются на все случаи прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным ст.
По требованию работника работодатель обязан выдать ему заверенную копию приказа распоряжения об увольнении, а по его письменному заявлению — также заверенные копии документов, связанных с работой копии приказов распоряжения о приеме на работу, переводах, справку о заработной плате и т. Со дня направления уведомления работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки. Работодатель также не несет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки в случаях несовпадения последнего дня работы с оформлением прекращения трудового договора.
У некоторых работодателей до настоящего времени существует не основанная на праве практика требовать от увольняемых работников оформления так называемого: обходного листа. Следует иметь в виду, что заполнение подобных документов законодательством не предусмотрено, и отказ работника от оформления обходного листа не может влечь для него отрицательный правовых последствий. Если же на день увольнения у работника имеется задолженность перед работодателем, то она погашается в порядке, установленном ТК РФ ст.
Если в период работы работником был причинен материальный ущерб работодателю, то такой ущерб возмещается по правилам, установленным гл.
После согласования с органом безопасности номенклатура должностей утверждается руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом. Абзац первый пункта 70 изложить в следующей редакции: "70. Предписание на выполнение задания форма 5 подписывается руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом, заверяется печатью организации при наличии печати и регистрируется в журнале учета выдачи предписаний на выполнение заданий форма 14. Предложение первое абзаца второго пункта 71 изложить в следующей редакции: "Доступ командированных граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется по письменному разрешению руководителя принимающей организации или уполномоченного им должностного лица.
Имеющим вклады и недвижимость за рубежом закроют доступ к гостайне
форма допуска 2 к государственной тайне — сведения совершенно секретные, в плане кадров это может значить допуск к персональным данным секретного оперативного состава. Но также гражданину отказывают в допуске к государственной тайне в том случае, если он становится недееспособным, или имеет другие серьёзные отклонения в здоровье. Общество - 13 марта 2023 - Новости Санкт-Петербурга - Как говорится в заявлении, законопроект предполагает уточнения полномочий российского президента и правительства по определению порядка допуска к государственной тайне.
Прекращение допуска судьи к гостайне не мера отвественности - КС
Еще на этапе внесения законопроекта в Госдуму текст был поправлен , но правительство в своем очередном отзыве вновь высказало к нему претензии. Так, оно решило, что его замечания «в полной мере не учтены» и круг лиц в данном случае опять-таки сужен, и «целесообразно предусмотреть указанное основание вне зависимости от вида или категории преступлений». В итоговом варианте документа как основание для отказа в допуске гражданина к закрытым сведениям признается «наличие у него статуса обвиняемого подсудимого по уголовному делу о совершенном по неосторожности преступлении против государственной власти или об умышленном преступлении, наличие у него непогашенной или неснятой судимости за данные преступления, прекращение в отношении него уголовного дела уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям». Последнее, однако, справедливо лишь в том случае, если со дня прекращения такого уголовного дела не истек срок, равный сроку давности привлечения к ответственности за совершение этих преступлений.
Номенклатура должностей разрабатывается режимно-секретным подразделением с участием руководителей структурных подразделений и подписывается руководителем режимно-секретного подразделения. Номенклатура должностей разрабатывается на основании штата штатного расписания при наличии и полученных от руководителей структурных подразделений предложений с обоснованием необходимости оформления допуска, в котором кратко отражаются должностные специальные, функциональные обязанности и или характер выполняемых работ со сведениями, составляющими государственную тайну, со ссылкой на пункты действующего в организации развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию. Пункт 23 изложить в следующей редакции: "23. После согласования с органом безопасности номенклатура должностей утверждается руководителем организации или уполномоченным им должностным лицом.
Если это вскроется позднее, это означает прекращение допуска к гостайне — может быть квалифицировано как подлог документов и так далее. В правительственной инструкции по оформлению доступа к гостайне есть оговорка о том, что если требования изменились, то официальный доступ действует до истечения времени. А вот переоформление будет по новому порядку. Ситуация такая: у кого есть доступ, вряд ли его потеряют, если только не будут оговорки в законе, а все новые разрешения к доступу будут оформляться по новому порядку. Какие-то лазейки вряд ли найдутся». В случае принятия законопроекта тем гражданам, кто владеет замороженными за рубежом активами — сам или через родственников, — вряд ли удастся от них избавиться, добавляет эксперт. Поэтому после истечения срока действия допуска к гостайне новый им оформлен не будет. Также вводится понятие «режим секретности».
Но нужно учитывать, что признаком секретности в 3 форме не может быть запрет на использование вне предприятия какого-либо прибора, который засекречен. На лиц с 1 и 2 формой допуска может накладываться запрет на вывоз чертежей, прототипов изобретений, которые также относятся к государственной тайне. Не допускается использовать засекреченные данные в качестве аргумента или примера в публикациях либо научных работах. Неприкосновенность Важно учитывать, что даже при оформлении 3 формы секретности может нарушаться право лица на неприкосновенность частной жизни. Так, сотрудники ФСБ проверяют все сделки, операции по банковским счетам, делают запросы во всевозможные органы, чтобы получить информацию о лице. Те, кто проверяет при 3 форме секретности жизнь подопечного, ту же процедуру проводят и в отношении членов его семьи. Ограничение права на неприкосновенность частной жизни может проявиться лишь во время предварительных проверок. В дальнейшем право могут нарушить лишь по особым основаниям, которые отмечены в законодательстве. О государственной тайне Государственная тайна может относиться к военной, экономической, разведывательной сфере. Разглашение сведений данного характера должно наносить ущерб интересам государства. Нужно учитывать, что признак секретности в форме 3 - информ в поле заполняется определенными цифрами. Ограничения на распространение засекреченных сведений возникает с момента их создания. Чтобы упорядочить этот процесс, официальные органы создают соответствующие нормативные акты. Существуют официальные перечни информации, которая подлежит засекречиванию. Используя данные перечни, выносят решение о присвоении степени секретности данным, проводят ограничительные мероприятия. Помимо этого, официально составлен перечень сведений, которые никогда не могут быть отнесены к государственной тайне. В него включены данные о чрезвычайных происшествиях, состоянии экологии, о привилегиях для отдельных категорий лиц, о нарушении прав и свобод, размерах золотого запаса, состоянии здоровья высших должностных лиц РФ, нарушении законов официальными органами власти. О степенях секретности Степень секретности устанавливается с учетом того, какой ущерб государственным интересам нанесет разглашение данных. Всего имеется 3 формы секретности — «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Применение данных грифов для сведений, которые не являются государственной тайной, недопустимо. О рассекречивании Среди оснований для того, чтобы рассекречивать сведения, которые ранее являлись государственной тайной, перечисляют взятие на себя РФ обязательств по обмену сведениями. Также это могут совершить из-за изменения текущей ситуации, по причине которой дальше оставлять сведения засекреченными смысла не имеет. Сроки засекречивания информации не могут превысить 30 лет. Впрочем, встречаются исключительные случаи, когда межведомственная комиссия выносит решение продлить срок засекречивания. О порядке оформления допуска Государство утвердило особую инструкцию, регулирующую процедуру оформления допуска к засекреченным данным. Для начала претендент предоставляет целый пакет документации, содержащей сведения о нем. Далее его знакомят с соответствующими законами, чтобы он решил, сумеет ли справиться с работой, связанной с секретными сведениями. Важно, чтобы его согласие было зафиксировано, поскольку в дальнейшем его гражданские права будут ограничиваться.
Более 16 тысяч носителей гостайны имеют счета/недвижимость или близких родственников за кордоном
Наличие у граждан допуска к государственной тайне к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности. 17. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает гражданина от ранее взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. порядок оформления, переоформления, прекращения допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне - формы учетной документации, необходимые для оформления такого допуска - порядок доступа граждан к сведениям, составляющим государственную тайну.
Решение Верховного Суда РФ от 29.01.2021 N ВКАПИ 20-25
Работник, который хочет получить доступ к государственной тайне, готовит пакет документов. Дополнительно придется ознакомиться с действующим в отношении гостайны законодательством п. Шаг 2. Кадровая служба обрабатывает документы. На этом этапе оформления: сотрудника знакомят с законодательством о гостайне; проверяют совпадение информации из анкеты и предоставленных документов; при необходимости уточняют информацию.
Шаг 3. Режимное подразделение предприятия проверяет и оформляет документы. На этом этапе оформления ответственный сотрудник: получает карточку формы 1 на допуск к гостайне утверждена Постановлением Правительства РФ от 06. Шаг 4.
Военный комиссар выносит решение в отношении военнообязанных. Шаг 5. Руководители госорганов и госорганизаций выносят решение. Шаг 6.
Обязанности по допуску к государственной тайне отражаются в контракте по оформлению доступа. Если контракта нет, то в расписке. Допуск к государственной тайне по форме 3 оформляется без проверки органами безопасности. Каким образом налагается ограничение и запрет выезда Человек, имеющий 1 форму допуска, не имеет права на выезд за границу в течение 5 лет.
Если сотрудник работает с очень важными сведениями, то продолжительность запрета может быть увеличена ещё на 5 лет. Общий срок при этом составляет 10 лет. Также был принят Федеральный закон 16. Решение по данному вопросу принимается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.
Наличие 1 степени допуска не означает, что сотрудник «автоматом» лишается возможности путешествовать. Решение об ограничении может быть принято с учётом следующих факторов: страна, которую сотрудник выбирает для заграничной поездки; сроки путешествия и его цель; уровень секретности сведений на момент подачи заявления. Сотрудник, имеющий 2 форму допуска секретности, не имеет право выезжать за пределы России в течение 5—10 лет. Срок ограничения на заграничные поездки действует не с момента оформления допуска, а тогда, когда сотрудник начинает работать с секретными данными.
Ограничения при 1 и 2 уровне допуска выглядят так: оформляется загранпаспорт в УФМС только после согласования с ФСБ; если ФСБ не разрешает сотруднику покидать Россию, то загранпаспорт ему не выдаётся; срок оформления паспорта при одобрении ФСБ — до 2 мес. У сотрудников, имеющих 3 форму допуска, практически нет ограничений, связанных с выездом за рубеж. Одновременно они обязаны предупреждать о стремлении выехать за границу своего нанимателя, либо режимный отдел. Дополнительно такой сотрудник обязан: быть готовым к тому, что во время проверки, которая следует перед поездкой за границу, сотрудниками ФСБ будут изучаться факты его личной жизни, период проверки зависит от того, где именно работает человек, и чем он занимается; соблюдать правила работы с секретной информацией.
Ограничения, касающиеся распространения секретной информации Ограничения касаются только сотрудников, имеющих 1 и 2 форму допуска. Им запрещается разглашать секретные сведения, а также использовать их по своему усмотрению. Запрещено также перевозить и применять по собственному усмотрению образцы изобретений, на которые распространяется режим государственной тайны. Это касается: моделей; чертежей.
Сотрудник не может оперировать секретными данными в ходе диспута или использовать их в своих докладах и научных работах. Ограничения, связанные с личной жизнью Когда человек поступает на работу, его анкетные данные поступают на изучение в ФСБ. Сотрудники службы безопасности направляют запросы в следующие организации: школу; ЗАГС; полицию. Это требуется для проверки всех поступивших сведений.
Проверяется не только претендент на допуск, но и все члены его семьи. А также сотрудники ФСБ получают информацию о банковских операциях и о различных сделках.
Если в отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к гостайне, уволились из организации и т. Прекращение допуска к государственной тайне производится на основании решения руководителя организации должностного лица, принявшего решение о допуске к государственной тайне с оформлением записи в позиции 8 карточки форма 1 , которая заверяется печатью организации. При этом гражданин, которому прекращен допуск к государственной тайне, не освобождается от принятых обязательств перед государством по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в области защиты государственной тайны.
В первой редакции поправок предлагалось, что должностному лицу и гражданину может быть отказано в допуске к гостайне из-за наличия у него или у его близких родственников недвижимого имущества, счетов вкладов и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами РФ.
Планировалось, что основанием для отказа также будет являться и владение или пользование иностранными финансовыми инструментами, если это не связано с выполнением задач в интересах России. В финальной редакции данное положение отсутствует. Вместе с тем предусмотрено, что должностному лицу и гражданину в допуске к гостайне будет отказано из-за постоянного проживания его самого или его близких родственников за границей или наличия у него или его близких гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства. К принятию закона в него были внесены дополнительные уточнения: в случае если выезд из РФ адвоката ограничен в связи с тем, что он имел доступ к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, его паспорт паспорта в течение пяти рабочих дней со дня доведения до него решения об ограничении его права на выезд подлежит передаче на хранение до истечения срока этого временного ограничения либо истечения срока его действия в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта. Кроме того, финальными поправками предусмотрено, что выезд из РФ лиц, допущенных к гостайне, а также осведомленных в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях, к которым относятся адвокаты, осуществляется с предварительным уведомлением ФСБ и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки. Порядок такого уведомления определяется главой государства.
В пояснительной записке подчеркивалось, что необходимость изменения законодательства по данной проблематике продиктована возникновением новых угроз безопасности России в условиях проведения Вооруженными силами РФ специальной военной операции, санкционного давления западных стран, участившимися в связи с этим случаями несанкционированных выездов за границу лиц, осведомленных в сведениях, составляющих гостайну.
Пожаловаться С 17 февраля 2024 года изменился порядок допуска должностных лиц и граждан к гостайне. С этой даты вступают в силу новые правила допуска. Они заменят Инструкцию 2010 г. Правилами определены: - порядок оформления, переоформления, прекращения допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне - формы учетной документации, необходимые для оформления такого допуска - порядок доступа граждан к сведениям, составляющим государственную тайну Форм допуска в зависимости от степени секретности сведений, составляющих гостайну предусмотрено по-прежнему три: - первая - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; - вторая - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям; - третья - для граждан, допускаемых к секретным сведениям. Вместе с тем в новых Правилах уточнен перечень оснований для отказа гражданину в допуске к гостайне. К таковым дополнительно отнесены: включение в реестр иноагентов, нарушение требований законодательства РФ о гостайне и наличие у гражданина или его близких родственников гражданства подданства иностранного государства либо вида на жительство либо иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Ряд изменений касается порядка разработки, направления на согласование, хранения номенклатуры должностей работников, допускаемых к государственной тайне.
Поправки о допуске к гостайне и выезде за границу прошли первое чтение
"Госдума приняла в первом чтении наши поправки, которые вводят дополнительные основания для отказа в допуске к государственной тайне. Прекращение допуска к государственной тайне Основания для прекращения допуска должностным лицам к сведениям, составляющим государственную тайну, перечислены в статье 23 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». Решение о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть.
Новые ограничения для доступа к гостайне (депутаты ГД РФ приняли законопроект)
О внесении изменений в инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан российской федерации к государственной тайне. Инициатива также уточняет полномочия Владимира Путина и правительства РФ относительно определения порядка допуска должностных лиц к гостайне. Обновленные правила устанавливают порядок оформления, переоформления и прекращения допуска должностных и физических лиц к государственной тайне. Постановление Правительства РФ от 07.02.2024 N 132 "Об утверждении Правил допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне". Правила определяют порядок оформления, переоформления, прекращения допуска. Группа депутатов из комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции внесла в Госдуму законопроект, ужесточающий правила допуска к государственной тайне, говорится в Telegram-канале комитета. 17. Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает гражданина от ранее взятых им обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.