Количество туристов, посетивших побережье Баренцева моря в 2023 выросло более, чем на 57%. Путь из Баренцева моря до Приморья занимает порядка 20-25 дней, в зависимости от погодных условий, сообщает Корпорация развития Дальнего Востока. Новые результаты получены в рамках совместной работы с выдающимся исследователем геологии норвежской части Баренцева моря, профессором Университета Осло Яном Инге Фалейде. В последние годы в восточной части Баренцева моря в массовом количестве стал встречаться краб-стригун. новости. россия. баренцево море. пластик.
Норвегия выдала рекордное количество лицензий на газ в Баренцевом море
Самые интересные проекты, открытия и исследования, а также информация о конкурсах и мероприятиях в вузах и научных центрах России в одном удобном формате. Будьте в курсе событий Десятилетия науки и технологий! Десятилетие науки и технологий в России Российская наука стремительно развивается.
Но у России имеется действительно самая длинная в мире морская граница между двумя государствами, только в другом регионе. Другой вопрос, что при разграничении Баренцева моря и части Северного Ледовитого океана политика оказалась важнее признанного в международном праве принципа разграничения морских пространств — справедливости, а также последствий Договора с Норвегией для национальных интересов России, которые руководство нашей страны «защищало», основываясь исключительно на вере в добропорядочность нашего северного соседа. Столтенберг: «Этот договор укрепит, подтвердит очень хорошие и тесные отношения между нашими двумя странами; это даст нам возможность расширять и развивать наши отношения в этой и других отраслях. Считаю, что это ознаменует новую эру в наших двусторонних отношениях. Я очень рад тому, что нам сейчас удается так быстро подписать этот договор, после того как мы достигли согласия в Осло».
Медведев от себя подтвердил, что стороны «проявили политическую волю»3. Как заметил глава Комитета Госдумы по международным делам К. Косачев, «соглашение это, оно ведь не только о разграничении, оно и о сотрудничестве — вот в чем принципиальная разница и вот в чем принципиальная важность этого соглашения». Видимо, ради расплывчатых перспектив этого «сотрудничества», фактически лишь декларативно упомянутых в Договоре с Норвегией, и был допущен ряд «компромиссов», результаты которых вызвали серьезную и аргументированную критику экспертов. Однако эйфория быстро прошла, и 25 марта 2014 года в речи на конференции Норвежской рабочей партии Й. Столтенберг заявил, что Россия угрожает безопасности и стабильности в Европе. После того как Й.
Столтенберг был избран генеральным секретарем НАТО, он подчеркнул необходимость наращивания военной мощи альянса, включая ядерное оружие, для того, чтобы удержать Россию от попыток нарушения норм международного права. В январе 2015 года Й. Столтенберг в интервью газете Le Figaro заявил, что: «Россия нарушает международные нормы и границы своих соседей». Так что продекларированное с таким пафосом «сотрудничество» уже закончилось? Цифра кажется «завораживающей» для тех, кто плохо представляет ситуацию в этой сфере. В мировой практике есть и более «ошеломляющие» сроки. Например, переговоры о разграничении морских пространств между США и Канадой в Тихом океане или между Турцией и Грецией в Эгейском море «продолжаются» уже несколько веков.
На «длительность» переговорного процесса влияет очень много факторов. В случае с Норвегией дело осложнялось с одной стороны огромной «привлекательностью» разграничиваемого района, а с другой стороны — наличием района, отягощенного проблематикой многостороннего международного Договора о Шпицбергене 1920 года. Один из аспектов этой проблематики заключается в том, что морские пространства, прилегающие к этому архипелагу, находятся под особым правовым режимом и, по сути дела, не подлежат разграничению на двусторонней основе между Норвегией, с одной стороны, а с другой — Россией и Данией. Однако примерно после 2007 года переговорный процесс стал усиленно и искусно ускоряться и в 2010 году стремительно завершился «победой» российской дипломатии, достигнувшей «компромиссного решения». В этом году исполняется пять лет с момента подписания Договора с Норвегией, который получил крайне негативную оценку многих отечественных специалистов4. К массе проблем, связанных с этим договором, добавляются вопросы относительно его юридической силы. Должна ли Россия исполнять Договор с Норвегией, если он с точки зрения международного права ничтожен?
Автор этой статьи более четверти века как профессиональный картограф занимался морскими зонами национальной юрисдикции и их разграничением с соседними странами. Ратификация договоров о разграничении тех морских пространств между соседними странами, в отношении которых они располагают суверенитетом или суверенными правами, даже при отсутствии каких-либо «тормозящих» обстоятельств, как правило, занимает не менее года. Договор с Норвегией был «ратифицирован» Россией через полгода после его подписания. Вторая ошибка Россия еще до заключения Договора с Норвегией, по мнению ряда специалистов, совершила другую серьезную ошибку, в крайней спешке, первой из государств — участников Конвенции ООН 1982 года, подав в 2001 году генеральному секретарю ООН заявку на расширенный континентальный шельф в центральной части Северного Ледовитого океана5. Отклонение этой заявки повлияло на «политизацию» хода переговоров с Норвегией. За эту спешку Россия до сих пор расплачивается серьезными политическими и существенными экономическими последствиями. Завеса секретности, которой была покрыта подготовка договора в МИД, и та поспешность, с которой «проталкивали» ратификацию Договора с Норвегией, несмотря на негативную оценку многих специалистов по международному праву, рыбопромышленников, стала сюрпризом для большинства экспертов.
А, как известно, поспешность нередко приводит к ошибкам, часть из которых в связи с Договором с Норвегией будет рассмотрена в этой статье. Договор с Норвегией в России ратифицирован федеральным законом «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане» от 5 апреля 2011 г. Статья 2 Закона о ратификации гласит: «1. Распространить режим исключительной экономической зоны Российской Федерации, установленный законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на упомянутый в статье 3 Договора Специальный район со дня вступления Договора в силу». На рисунке этот «Специальный район» отмечен штриховкой. Расстояние от ближайшей точки на побережье России до самой северной точки границы этого района «исключительной экономической зоны Российской Федерации» составляет 225 морских миль см. То есть, исключительная экономическая зона России согласно Закону о ратификации простирается на 25 миль за пределы 200-мильного морского пояса.
Но ведь это существенное нарушение положений статьи 57 Конвенции ООН 1982 года7 и, соответственно, пункта 3 статьи 1 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г. На протяжении восьми лет с 1974 по 1982 год в ходе 11 сессий и 192 пленарных заседаний международное сообщество прилагало немалые усилия для достижения общей договоренности. В результате было разработано важное международное соглашение, кодифицировавшее разрозненные обычаи и ставшие обыкновением правила морского права, регламентирующее широкий спектр морской деятельности, определившее права и обязанности не только прибрежных государств, но и не имеющих выхода к морю. Одним из главных достижений III Международной конференции явилось то, что на основе консенсуса удалось договориться и зафиксировать в Конвенции ООН 1982 года четкие пространственные пределы различных по статусу морских зон национальной юрисдикции прибрежных государств. В соответствии с положениями статьи 57 Конвенции ООН 1982 года исключительная экономическая зона России не может быть установлена далее 200 морских миль от ближайших точек ее побережья. В соответствии со статьей 300 Конвенции ООН 1982 года государства-участники добросовестно выполняют принятые на себя по этой конвенции обязательства и осуществляют права и юрисдикцию и пользуются свободами, признанными в ней таким образом, чтобы не допускать злоупотребления правами. Законодательно расширив свою исключительную экономическую зону за пределы в 200 морских миль, Российская Федерация злоупотребила своим правом и нарушила положения Конвенции ООН 1982 года, которую ратифицировала и которая имеет для нее юридическую силу с 1997 года.
Здесь оппоненты, наверное, могут «сослаться» на пункт 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года, который гласит: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Однако автор считает, что эта правовая норма применима только к международным договорам, государством-участником которых Россия стала после 1993 года, и к национальным законам, которые были приняты до 1993 года. Если законодатели в 2011 году принимают закон Закон о ратификации , положения которого заведомо! Как бы то ни было, автор считает, что в данном случае указанная правовая норма Конституции Российской Федерации не может «завуалировать» существенное нарушение положения Конвенции ООН 1982 года, присутствующее в Законе о ратификации. Применительно к «Специальному району», положения о котором являются составной и неотъемлемой частью Договора с Норвегией, Закон о ратификации представляет собой прямое нарушение Конвенции ООН 1982 г. В этой связи с учетом положений пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации возникает вопрос о том, действует ли вообще или в каком объеме действует Закон о ратификации в отношении самого Договора с Норвегией. Самое удивительное в том, что у России не было никакого повода для распространения «исключительной экономической зоны» России на «Специальный район» и, таким образом, нарушения конвенционного предела в 200 морских миль, поскольку такие действия противоречат не только Конвенции ООН 1982 г.
В Договоре с Норвегией прямо указывается, что «Специальный район» не представляет собой исключительную экономическую зону п. По Договору с Норвегией в «Специальном районе» ст. Решение об отнесении дна и недр в центральной части Баренцева моря за пределами 200 миль от побережья России до линии разграничения с Норвегией к национальному континентальному шельфу России принято Комиссией по внешней границе континентального шельфа при ООН далее — Комиссия 8 еще в 2002 году. При этом «передаваемые» Норвегией права и юрисдикция на самом деле имеют очень ограниченную сферу объекты применения. То есть объем прав и юрисдикции, а также сфера применения, «передаваемые» России, значительно меньше предписанных Конвенцией ООН 1982 года и Законом об ИЭЗ для исключительной экономической зоны и по этой причине не соответствуют ее «особому правовому режиму».
Материковые нефтяные месторождения куста Варандей с общим запасом примерно 558 млн тонн соединены внутренним нефтепроводом.
Инфраструктура нового терминала «Варандей» объединяет морской ледостойкий перегрузочный комплекс Foirot, две линии подводного нефтепровода длиной 22,6 км, береговой склад-накопитель вместимостью 325 тыс. Нефть перевозится от терминала в круглогодичном режиме танкерами-челноками ледового класса дедвейтом 20000 тонн на РПК 1 и РПК 3 «Белокаменка» в Кольский залив. В 2009 году отгружено примерно 8 млн тонн. Перевозку в дальнейшем будут осуществлять 3 танкера ледового класса дедвейтом 70 000 т на РПК 3 «Белокаменка» и непосредственно на западный рынок. Песчаноозерский терминал на о. Колгуев Запасы Песчаноозерского месторождения составляют 4,3 млн тонн нефти и 0,8 млрд куб.
Перевалка добываемой нефти обеспечивается прибрежным терминалом по схеме: нефтехранилище - подводный дюкер - танкеры-челноки дедвейтом до 20000 тонн. Нефть транспортируется к терминалу РПК 3 «Белокаменка» или отправляется непосредственно на западный рынок. Вследствие истощения запасов добыча и объемы транспортировки нефти с месторождения Песчаноозерское сократились в 2008 году до 50 тысяч тонн. В будущем объёмы отгрузки могут возрасти незначительно. Навигационный период транспортировки нефти от о. Колгуев длится примерно 6 месяцев.
Перегрузочный терминал «Приразломное» проект Нефтяное месторождение «Приразломное» - одно из наиболее крупных на шельфе Печорского моря, подготовленное к разработке. Начало разработки компанией «Севморнефтегаз» ожидается в 2011 году. Совокупная добыча сырья составит 76 млн тонн. Расчётный срок эксплуатации месторождения - 23 года. Разработка месторождения будет вестись с ледостойкой платформы с накопителями сырья на 110 тысяч куб. Экспортная схема предусматривает отгрузку нефти на танкеры-челноки ледового класса дедвейтом по 20-70 тысяч тонн, доставляющие нефть на перегрузочные комплексы в незамерзающей части Баренцева моря.
Перегрузочный комплекс «Индига» проект Сооружение морского терминала планируется в районе пос. Индига в Чешской губе. Глубина моря позволяет принимать танкеры грузоподъемностью более 100 тысяч тонн. По проекту терминал будет обслуживать нефтепровод «Северный» протяженностью 395 км, проложенный от месторождения Харьяга до мыса Святой Нос. Комплекс «Индига» проектируется на перегрузку 12 млн тонн нефти в год. Пока решение по строительству этого терминала не принято.
Архангельский порт терминал «Талаги», нефтебаза С 2002 года нефтебаза «Талаги» Архангельского порта вовлечена в перевалку тяжелой нефти Тимано-Печорской провинции. Танкерами-челноками дедвейтом 30 тысяч тонн нефть доставляется на РПК 3 «Белокаменка» - 1,5 млн тонн. В перспективе ожидается увеличение объемов до 12 млн тонн в год.
Специалисты, занимающиеся разработкой и производством арматуры, познакомили слушателей с инновациями в области арматуростроения, рассказали о том, как продвигается импортозамещение в данной отрасли. Открывая конференцию, Генадий Шмаль, президент Союза Нефтегазопромышленников России, отметил, что всем представителям отрасли предстоит провести серьезную работу, чтобы производимая арматура отвечала новым требованиям и запросам.
Также он указал, что технологический суверенитет отечественного арматуростроения зависит от двух важнейших факторов: ресурсов и компетентных специалистов. Проведение выставки и форума на единой площадке подчеркивает важность консолидации усилий государства, бизнеса и экспертов для решения стратегических задач нефтегазовой индустрии. Мероприятия стали эффективной платформой для обмена опытом, укрепления партнерства и выработки совместных инициатив по обеспечению технологического суверенитета российского ТЭК. Экспоненты и гости высоко оценили результаты участия в выставке, о чем говорят отзывы участников. Ждем вас на 24-й международной выставке «Нефтегаз-2025», которая пройдет с 14 по 17 апреля 2025 года в ЦВК «Экспоцентр».
Поделиться 26 апреля 2024 Ещё три направления НИОКР для СПГ-оборудования поддержат субсидиями в этом году Минпромторг проведёт конкурс по выбору подрядчиков для создания отечественных высокоскоростных насосов, газовых факелов для СПГ и отдельных деталей трубопроводов. Всего по сжиженному газу определено 35 позиций критически важной инфраструктуры. На 32 из них уже выделено финансирование в размере 15 млрд рублей. В этом году на очереди три вида оборудования, рассказал на деловой программе в рамках форума «Нефтегаз-2024» начальник отдела нефтегазового оборудования Минпромторга Хаджимурат Садулаев. Поэтому мы поддержали практически все ключевые сегменты производства оборудования.
Остаётся это оборудование разработать и внедрять», — подчеркнул сотрудник Минпромторга. Использовать созданное российскими конструкторами оборудование намерен «Новатэк». В «дорожную карту» включено 22 позиции техники, которую компания готова закупить на свои объекты при успешном завершении испытаний. Часть оборудования уже прошла проверки в промышленных условиях. Как сообщил г-н Садулаев, сейчас «Газпром» и «Новатэк» заключают контракты с российскими производителями на поставки спиральновитых теплообменников, насосов, компрессоров, арматуры и стендеров отгрузки.
Поделиться 25 апреля 2024 Россия в 2024 году нарастит экспорт СПГ Такой прогноз дало Международное энергетическое агентство. Благоприятной для роста поставок обещает быть и ситуация на рынке. Увеличенные объёмы энергоносителя понадобятся промышленным предприятиям, а также жилому и коммерческому секторам. Лидером по росту закупок будет Азия. Ожидается, что сбалансированность рынка сохранится минимум до конца года.
Больше новостей читайте в нашем Телеграм-канале «Нефтегазовая промышленность».
Баренцево море стало лидером по росту турпотока в 2023 году
В процессе добычи и транспортировки нефти существует реальная угроза загрязнения морских вод. Поэтому учёные разных стран бьют тревогу о потенциальной экологической катастрофе. Отдельным столпом стоит опасность распространения радиации, так как в 1960-е годы здесь были захоронены ядерные отходы. Отдых на Баренцевом море Несмотря на суровый климат и нестабильные погодные условия, Баренцево море привлекает все больше туристов, независимо от времени года. Но этот суровый курорт больше ориентирован на тех, кто любит активный и даже экстремальный досуг. Прибрежная зона Баренцева моря славится уникальными ландшафтами и невероятными пейзажами. А на морских водах проводятся водные прогулки и экскурсии. Наиболее распространённым видом отдыха на Баренцевом море является дайвинг. Разнообразная флора и фауна привлекает дайверов со всех уголков земли. Под чистейшей водой можно увидеть актиний и ламинарии, а также огромное количество морских обитателей — от моллюсков до китов. Другим популярным туристическим развлечением является рыбалка.
Баренцево море богато разнообразными видами рыб, и даже новички здесь могут поймать большую треску, палтуса или зубатку. Лучший сезон для рыбалки — весна, но так как море не замерзает круглый год, то ограничений на данный вид отдыха нет. На территории Баренцева моря организуются целые рыболовные туры с посещением самых рыбных мест. Любителям пеших экскурсий тоже будет, чем заняться на прибрежных территориях Баренцева моря. Природа здесь по-настоящему живописная и экзотическая — лазурные заливы, поросшие мхом сопки, яркие полярные цветы и красивые водопады. Здесь можно посетить места съёмок фильма «Левиафан», кладбище кораблей, исторические подземные сооружения. А осенью и зимой над Баренцевом морем загорается северное сияние. Города и посёлки на побережье Баренцева моря На прибрежной территории Баренцева моря находится несколько населённых пунктов. Самый известный из них — город Мурманск, который является одним из крупных портовых городов в северной части России. Выход к морю есть и в других крупных портах, в их числе Нарьян-Мар и Варандей.
Все они являются частью маршрута торговых кораблей, соединяющего северную часть России с регионами Сибири. Так как побережье Баренцева моря изрезано скалами и бухтами, это место стало базой для Северного морского флота. Здесь в закрытых гаванях за полярным кругом располагаются военные корабли, атомные подводные лодки и ледоколы. Прибрежные города, такие как Североморск и Полярный, имеют статус закрытых поселений, в которых располагаются военные части. Въезд в них возможен только по пропускам. Поблизости с Мурманском находится село Териберка, которое активно развивается и является одним из популярных туристических мест. В селе можно заселиться в современный комфортабельный отель с панорамным видом на морские берега и скалы. В популярные туристические маршруты включены также острова, расположенные в акватории Баренцева моря, например, Колгуев остров, Рыбачий полуостров и др. Териберка Что посмотреть в окрестностях Баренцева моря Село Териберка Путешествуя по Баренцеву морю, вы можете увидеть множество уникальных природных явлений и исторических достопримечательностей. Наибольшее их количество располагается на прибрежной территории села Териберка, которое имеет выход к морю и открывает красивый пейзажный вид на Северный ледовитый океан.
В том же году правительство Норвегии провело лицензионный аукцион, в ходе которого было распределено для доисследования и разработки 92 участков недр на континентальном шельфе страны: 78 блоков в Баренцевом море и 14 — в Норвежском. В докладе Норвежского нефтяного директората NPD , подготовленном в 2023 г. Дополнительный для них импульс здесь — обозначившаяся с 2022 года в России общественно-политическая кампания по приостановке действия этого документа. Так, спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил комитету Госдумы по международным делам «изучить вопрос денонсации или приостановления» соглашения между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и СЛО. Поскольку, по оценкам российских экспертов, около 100 тыс. Между тем в этом сегменте прибрежной зоны сосредоточены весьма крупные нефтегазовые ресурсы, не говоря уже о наличии там же значительных запасов разнообразных рыборесурсов. Так, по данным Нефтяного директората Норвегии NPD , сейсморазведка в последующие годы показала наличие в этом районе рентабельных для разработки не менее 1,9 млрд. Недружественным властям Осло остро нужны новые ресурсы нефти и газа. С середины 2022 г. Однако норвежская газодобыча в Северном море пока стагнирует, сокращаясь по причине старения и истощения прежних месторождений, используемых с середины 1970-х — начала 1980-х годов.
Иными словами, государство может разграничить с соседним государством только то, чем оно реально и правомерно обладает и что подтверждается нормами международного общего и морского права. Это еще одна императивная норма международного права. В соответствии с положениями частей II и V Конвенции ООН 1982 года Россия априори правомочно обладает суверенитетом или суверенными правами в отношении четырех морских зон национальной юрисдикции внутренние морские воды, территориальное море, прилежащая зона и исключительная экономическая зона. Все эти зоны декларированы также национальным законодательством. Самая обширная из этих зон — исключительная экономическая зона. Прибрежное государство имеет право установить ее внешнюю границу в одностороннем порядке на основании положений и норм Конвенции ООН 1982 года, но не имеет права распространить исключительную экономическую зону на расстояние, превышающее 200 морских миль от ближайших точек своего побережья. Национальная юрисдикция прибрежного государства на морскую зону за пределами 200 миль регламентируется положениями части VI Конвенции ООН 1982 года континентальный шельф. В соответствии с международным правом при определенных обстоятельствах, а именно при наличии, а главное — соответствующим образом признанных доказательств, что подводное продолжение сухопутной территории, так сказать, конвенционный континентальный шельф, простирается за пределы 200 миль, прибрежное государство может установить свою юрисдикцию на его продолжение до границ, определенных в соответствии с положениями Конвенции ООН 1982 года и признанных Комиссией. Согласно пункту 8 статьи 76 Конвенции ООН 1982 года, прибрежное государство, желающее определить внешние границы своего континентального шельфа за пределами 200 морских миль, представляет данные о таких границах, включая все необходимые результаты морских исследований и иные материалы, доказывающие наличие предполагаемого шельфа, в Комиссию, которая рассматривает поданную заявку и дает рекомендации прибрежному государству по вопросам установления такой границы. Только наличие признанного континентального шельфа за пределами 200 миль, границы которого установлены прибрежным государством на основе рекомендаций указанной Комиссии, дает государству право на его разграничение с установленным в аналогичном порядке континентальным шельфом соседнего государства.
Поданная Россией 20 декабря 2001 года в Комиссию заявка на континентальный шельф Российской Федерации за пределами 200 морских миль, в части, касающейся Северного Ледовитого океана, была, по сути дела, отклонена. Комиссия сочла недостаточными доказательства, представленные Россией в заявке, того, что ее шельф простирается за пределы 200-мильной зоны, и в своих рекомендациях предложила подготовить новую заявку с дополнительными объемными морскими исследованиями. Таким образом, у России в акватории Северного Ледовитого океана ни на момент заключения Договора с Норвегией, ни по сегодняшний день за пределами 200 морских миль от побережья не имеется общепризнанных, легитимных морских пространств под национальной юрисдикцией, которые можно было бы разграничить с соседними государствами в соответствии со статьей 83 Конвенции ООН 1982 года. Ввиду отсутствия действующей национальной юрисдикции морское дно и его недра в Северном Ледовитом океане за пределами 200 морских миль от побережья России равно как и США, Канады, Дании на сегодняшний день определяются в соответствии с частью XI Конвенции ООН 1982 года как «Район», который с его ресурсами «является общим наследием человечества» статья 136. Это составляет также официальную позицию МИД России, отраженную в ряде документов. Следует отметить, что никакие, даже ясно выраженные претензии прибрежных государств на морские пространства за пределами 200 миль от их побережья не изменяют статус морского дна и его недр в этих пространствах как «Района — общего наследия человечества» до тех пор, пока Комиссия не признает и не вынесет решения о наличии там национального континентального шельфа того или иного государства в определенных границах. Например, на сегодняшний день на морское дно и его недра в районе Северного полюса претендуют сразу несколько стран. Россия и Дания уже подали в Комиссию официальные заявки, в которых каждое государство включает район Северного полюса в свой национальный континентальный шельф. Канада готовится подать свою заявку в ближайшее время. В ходе подготовки своей заявки Канада не раз заявляла, что не собирается отказываться от своих притязаний на Северный полюс, и премьер-министр Стивен Харпер поручил правительству включить Северный полюс в заявку на расширение границ арктического шельфа.
Несколько лет назад в сенате США было заявлено о протяженности берегового морского шельфа США на 600 миль от побережья. Эти притязания вроде как до полюса «не дотягивают», но в любой момент США могут «вспомнить», что в 1909 году достигнувший его Роберт Пири заявил о праве владения Северным полюсом и прилегающей областью от имени президента США. Тем не менее, кто бы чего не заявлял и на что бы не претендовал, до тех пор, пока Комиссия не рассмотрит заявку и не вынесет своих рекомендаций, согласно которым морское дно и его недра в Северном Ледовитом океане за пределами 200 миль от побережья признаются национальным континентальным шельфом какого-либо государства, они будут иметь статус «Района — общего наследия человечества». С учетом положений статьи 137 это означает, что «Район» не может находиться под национальной юрисдикцией какого-либо государства и, соответственно, не подлежит какому-либо разграничению между государствами. Таким образом, неправомерность разграничения «Района» или морских пространств, не находящихся под национальной юрисдикцией, является императивной нормой международного права и международным обязательством России как государства — участника Конвенции ООН 1982 года. Эта точка находится на расстоянии 248 морских миль от ближайшей точки побережья России. При этом конечная точка линии разграничения согласно статье 1 Договора с Норвегией находится еще севернее упомянутой точки с координатами. Таким образом, в Северном Ледовитом океане Договор с Норвегией разграничивает морской пояс шириной более 50 миль за пределами 200 морских миль от ближайших точек на побережье России см. Согласно ст. Однако, как было сказано выше, за пределами 200 миль юрисдикция России еще не признана мировым сообществом.
Следовательно, там расположены морское дно и его недра, которые на сегодняшний день имеют статус «Района — общего наследия человечества». Нарушение Конвенции Пункт 1 статьи 137 Конвенции ООН 1982 года гласит: «Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов, и ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было их часть. Никакие притязания такого рода или осуществление суверенитета или суверенных прав и никакое такое присвоение не признаются». Очевидно, что Россия нарушила эту норму международного права как государство — участник Конвенции ООН 1982 года. Россия является также государством — участником Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года далее — Венская конвенция. Основное положение статьи 53 Венской конвенции лаконично и однозначно: «Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права». Следует обратить внимание, что речь идет обо всем договоре, а не о какой-либо его части, а также о моменте заключения, то есть в нашем случае о 15 сентября 2010 года. Как говорится, «комментарии излишни». Однако некоторые оппоненты ссылаются на Норвегию, мол, она ведь тоже подписала договор и «разграничила» свой законный шельф. Действительно, Норвегия 27 ноября 2006 года подала заявку в Комиссию на континентальный шельф за пределами 200 миль, в том числе и от побережья Шпицбергена как считают некоторые юристы-международники, и автор с ними полностью согласен, это нарушение положений Договора о Шпицбергене 1920 года.
Комиссия эту заявку рассмотрела и 27 марта 2009 года вынесла рекомендации о признании, после внесения ряда поправок которые Норвегия практически тут же произвела , национальным континентальным шельфом Норвегии морское дно и его недра за пределами 200 миль до определенных в заявке границ. При этом самая восточная конечная точка признанной Комиссией внешней границы континентального шельфа Норвегии находится на расстоянии примерно 250 миль к северу от побережья Шпицбергена см. Границу между конечной точкой шельфа и линией на расстоянии 200 миль от побережья Шпицбергена так сказать, «боковую» границу шельфа Норвегии Комиссия не определяла. Поскольку в заявке Норвегии было указано, что на этом участке шельф Норвегии граничит с «шельфом» России, а разграничение морских пространств между государствами не входит в компетенцию Комиссии. При отсутствии признанного континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане за пределами 200 миль от побережья Норвегия, как участник Договора с Норвегией, по сути дела, установила внешнюю границу своего континентального шельфа, «договорившись» с Россией и «присвоив» компетенцию Комиссии. А поскольку к востоку от этого, последнего в Договоре с Норвегией отрезка линии разграничения до сих пор находится, как было сказано выше, «Район — общее наследие человечества», то Норвегия тоже нарушила свои обязательства государства — участника Конвенции ООН 1982 года п. В этой связи «аргументация» упомянутых выше оппонентов для автора «созвучна» оправданию, мол, «Норвегия нарушила, и нам можно». Для Норвегии этот договор был архинужным, поскольку представлял собой еще один очень важный шаг на пути к денонсации Договора о Шпицбергене 1920 года, который Норвегии как кость в горле. Поэтому действия Норвегии понятны. А России-то это зачем?
Пикантность создавшейся ситуации придает тот факт, что 15 декабря 2014 года Дания официально подала генеральному секретарю ООН свою частичную заявку на расширенный континентальный шельф в Арктике. Согласно этой заявке шельф Дании, в частности в районе моря Лаптевых, граничит с внешней границей исключительной экономической зоны России, а в районе Шпицбергена — с линией, отстоящей на 200 миль от побережья Шпицбергена то есть включая в себя и континентальный шельф Норвегии за пределами этой линии. Нотой от 17 декабря 2014 года Норвегия известила генерального секретаря ООН о том, что она не имеет возражений против рассмотрения и вынесения рекомендаций по этой частичной заявке Комиссией. А Россия еще в марте 2014 года подписала соглашение, что не будет возражать против рассмотрения Комиссией заявки Дании. Ситуация в мировом сообществе сегодня такова, что политические решения стран, включая Евросоюз, затрагивающие интересы России, совершенно непредсказуемы. Комиссия вполне может и удовлетворить заявку Дании в ее полном объеме. И тогда неминуемо встанет вопрос: а что все-таки и почему именно с Норвегией разграничила Россия по Договору с Норвегией за пределами 200 миль от своего побережья? Как сообщили автору, некоторые юристы-международники полагают причем апеллируя почему-то к Венской конвенции , что Договор с Норвегией «состоялся», поскольку ни одно из государств при этом включая Норвегию и Россию не выразило протест против этого договора. Представляется, что подобная «аргументация» несостоятельна по следующим причинам: - не может договор считаться имеющим юридическую силу только на том лишь «основании», что ни одно из государств мира против него не протестует.
Общий объем ценного груза — почти тысяча тонн. Первые четыре судна уже достигли порта Зарубино в Приморском крае. Все шесть судов вышли на промысел из Владивостока за Полярный круг в середине июля.
Баренцево море стало лидером по росту турпотока в 2023 году
Главная Пресс-центр Новости Россия и Норвегия проводят экосистемный мониторинг Баренцева моря. Одна поворачивает в Баренцево море, вторая идет между Шпицбергеном и Гренландией. ООО «Газпром недра» успешно завершило строительство разведочной скважины в акватории Баренцева моря с использованием плавучей полупогружной буровой установки (ППБУ) «Северное сияние». Кратеры диаметром более одного километра на дне Баренцева моря, скорее всего, образовались в результате взрывов метана. Специалисты САФУ определили объемы и состав микропластика в донных отложениях и водах Северной Двины, Белого и Баренцева морей.
Путин в Мурманске, терминал для Индиги, супербассейн у моря: чем живёт СЗФО
Освоение Баренцева моря уходит корнями в древние времена, и с точностью назвать его первооткрывателя невозможно. В частности, бассейна Белого и Баренцево морей, а также Северной Двины. Баренцево море. Баренцево море. Координаты. Известно, что Баренцево море является зоной аккумуляции пластиковых отходов, которые поступают с Северной Атлантики и из европейских стран в составе морских течений и с судовым трафиком. Ученые Мурманского морского биологического института РАН выяснили, что в Баренцевом море может увеличиться количество рыбы и крабов. читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: МиГ-31 не допустил нарушения госграницы РФ бомбардировщиками ВВС США Фрегат "Адмирал Горшков" успешно провел стрельбы в Баренцевом море.
Рыбные новости – новости рыбной индустрии на Fish25.Ru
Анастасия Ларина.
Высокие концентрации пластика связаны с сильным прибоем, который не только выбрасывает морской мусор, но также и представляет опасность для судов, неудачно подошедших к берегу. Автомобильного подъезда в Подпахту нет, на подходах к берегу мелко — завозить участников и вывозить пластик можно только на маломерных судах в спокойную погоду, когда прибой не очень сильный. Количество волонтеров было сильно ограничено, так как бухта находится на территории заповедника. Результат очистки губы Подпахта оказался довольно курьезным. В ходе работ было собрано и вывезено 633 кг около 8 м3 отходов. Стоимость работ, в пересчете на единицу объема отходов, в которую входили транспортные расходы и обеспечение волонтеров, составила около 31 000 руб.
Высокая себестоимость и низкая продуктивность уборки была связана с транспортной недоступностью побережья. Для сравнения, годом ранее результаты уборки с привлечением аналогичных ресурсов, но в зоне автомобильной доступности, составили 3 тонны пластика, вывезенного из губы Зеленецкая. Очевидно, морской пластик представляет собой весьма дорогостоящую экологическую проблему. При существующих темпах потребления удаленные территории Арктики и морское побережье неизбежно окажутся наиболее уязвимыми с точки зрения накопления пластиковых отходов и сопутствующих расходов по их утилизации. Организаторы проекта «СевМорСубботник» видят промежуточное решение в разработке портативных устройств, которые могли бы компактизировать либо перерабатывать пластик прямо на побережье. Но даже в этом случае, масштабные уборки побережья представляются крайне экономически затратными. Команда проекта убеждена, что ключевое условие решения проблемы пластикового загрязнения окружающей среды заключается именно в смене парадигмы в глобальном масштабе: переходе от поиска циклических схем, нереализуемых в условиях удаленных арктических регионов, к внедрению производства материальной продукции с длительным сроком службы и минимизацией количества используемых для ее упаковки материалов.
Российские рыбопромышленники увеличили вылов мойвы в 2,2 раза по сравнению с результатом прошлого года: к 22 апреля объем добычи достиг 50,9 тыс. Напомним, мойва входит в топ самых популярных видов рыбы у россиян. Это позволяет ей успешно конкурировать с импортным аналогом.
В 2011 году Норвегия и РФ поровну поделили между собой так называемую серую зону Баренцева моря, договорившись о совместной разработке месторождений, которые будут обнаружены в будущем на разграничительной линии.
Реальные цифры могут оказаться ниже или же, напротив, намного выше," - отметила глава ННД Бенте Нюланн, подчеркнув, что северо-восточный приграничный участок Баренцева моря, согласно оценкам ее ведомства, в пересчете на кв. Статус баренцевоморского шельфа, о котором идет речь в сообщении ННД, на международном уровне спорен. Значительная часть исследованного участка лежит внутри "шпицбергенского квадрата" - зоны, ограниченной 10 и 35 градусами восточной долготы, а также 74 и 81 градусами северной широты, обозначенной в договоре о Шпицбергене 1920 года и обладающей особым правовым и экономическим статусом. Норвегия считает шельф арктического архипелага естественным продолжением своего континентального шельфа, однако другие государства, в том числе Россия, не признают этого.
Опасные радиоактивные отходы находятся на дне Баренцева моря
Сегодня он опасается, что Баренцево море превращается в помойку. Баренцево море по причине особенностей структуры течений Мирового океана стало одним из главных очагов загрязнения микропластиком на планете. Баренцево море – Прогноз метеорологических условий – Прогноз параметров ветрового волнения – Прогноз изменений уровня моря и течений – Температура поверхности моря – Состояние ледового покрова моря (данные ИСЗ) – Лёд в Печорском море.
Баренцево море стало самым быстро нагревающимся местом планеты
Правительство призвало компании как можно...
Правительство призвало компании как можно...
Север Красноярского края в последние годы стал крайне привлекательным для нефтегазовых компаний. Минприроды и Роснедра не раз подчеркивали, что в этом неосвоенном регионе формируется новая нефтяная провинция, которую можно сравнить по потенциалу с Ямалом. При этом север Красноярского края подпадает под арктические преференции, которые в 2020 году были приняты на федеральном уровне.
Также ожидается, что ресурсная база углеводородов севера Красноярского края станет одним из опорных пунктов роста грузопотока по Северному морскому пути. Таймыр — регион с низкой степенью геологической изученности Сейчас в этом арктическом регионе, который характеризуется крайне низкой степенью геологической изученности и значительной удаленностью от транспортной и нефтегазовой инфраструктуры, представлены основные российские нефтяные компании. Так, «Роснефть» запустила на Таймыре крупный арктический проект «Восток Ойл» базовыми месторождениями станут Пайяхское, Западно-Иркинское, активы Ванкорского кластера.
Интерес к региону проявлял также «ЛУКОЙЛ», но по итогам бурения первой разведочной скважины на Восточно-Таймырском участке на глубину примерно 5,5 тыс. Речь идет о Новокубалахской площади, где выделены Жданихинская и Агапская зоны нефтегазонакопления. В их периметре выявлены 10 перспективных объектов с извлекаемыми ресурсами углеводородов категории Дл: нефти — 378 млн т, газа — 666,1 млрд куб.
Обоснованы объекты для проведения дальнейших геологоразведочных работ. Мало найти месторождение, его необходимо освоить Пока с освоением Арктики российскими компаниями, несмотря на множество заявлений, не все однозначно, полагает независимый эксперт Российского газового общества Антон Соколов. Он отмечает, что в настоящее время моря Восточной Арктики практически не охвачены геологоразведкой.
Российские месторождения сконцентрированы в акваториях Баренцева моря, где проблема образования льда, за исключением Печорского моря, практически не стоит, и Карского моря, где такая проблема, безусловно, есть. Скандинавские сервисные компании, специализирующиеся на морской арктической геологоразведке, уходят из страны, а собственных геологоразведочных судов ледового класса — недостаточно. Мало найти месторождение, подчеркивает эксперт, его необходимо освоить, что также может стать проблемой.
Если пытаться решать через государственные и международные институты, на согласование всех вопросов уйдут десятилетия. Отсюда вторая часть решения: процесс очистки берегов морей и океанов от пластика нужно сделать настолько эффективным, правильным с экологической точки зрения, красивым и интересным, чтобы он мог увлечь сотни миллионов или миллиарды людей на планете. С того момента, когда очистку берегов ежегодно на собственные средства начнут осуществлять десятки миллионов людей, моря и океаны по всей планете действительно начнут становиться чище даже при нарастающем вале сбросов. Как этого добиться? Какими приспособлениями надо снабдить волонтёров и как организовать процесс очистки пляжей, чтобы работа стала остро привлекательной? Как упростить, удешевить и даже превратить в удовольствие процесс вывоза мусора с труднодоступных берегов? Как сформировать моду на участие в очистке морей? Этими вопросами задалась автор идеи и одна из участниц Фонда.
В 2022 году Ульяна Латка разработала и осуществила проект «Чистый териберский берег — разведка боем». Этот проект был поддержан Комитетом молодёжной политики Мурманской области и правлением Фонда защиты китов. Содействие также оказала администрация села Териберка. В рамках проекта в 2022 году были проведены три многодневных волонтёрских экспедиции по очистке берегов.