В первые два дня Великого поста, а также в Страстную Пятницу Типикон предписывает монахам полностью воздерживаться от пищи. На протяжении следующих семи недель перед Великим постом мирянам необходимо постепенно отказываться от некоторых продуктов, для того чтобы в воскресенье примкнуть к церкви. Как должна проходить у мирян первая неделя Великого Поста, в чем особенность первой седмицы, как разнообразить меню во время воздержания.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Что можно и что нельзя есть в Великий пост. «360» разобрался, что можно и чего нельзя в Великий пост и обязательно ли следовать правилам неукоснительно. Первая неделя Великого Поста: в чем смысл воздержания, что можно и нельзя есть, рецепты разрешенных блюд, меню по всем семи дням. Что можно и что нельзя есть в Великий Пост – Разрешенные и запрещенные продукты по дням и неделям. В первую неделю поста Церковь советует придерживаться особенно строгих правил, а в первый день (Чистый понедельник) вообще отказаться от пищи и пить только воду.
Календарь питания, в какие дни что можно есть
- Великий пост 2024 календарь питания по дням с меню
- Великий пост в 2024: что можно, а что нельзя
- Как поститься в Страстную седмицу?
- В чем смысл Великого Поста
Великий пост в 2024 году
Соблюдая правила и зная, что можно есть в первую неделю Великого поста можно, а что нет, не стоит все же делать это в ущерб собственному здоровью. для мирян, ходящих на работу, оно не очень подходит. Мы подскажем, когда в Великий пост в 2024 году можно употреблять рыбу, но сначала уточним про семь седмиц.
Великий пост-2023: что можно и нельзя есть в первую неделю верянам
2023 самая строгая. Канон Андрея Критского читается в первые четыре дня поста по частям и еще раз прочитывается целиком в четверг пятой недели. О том, как правильно пройти семь недель Великого поста и не потерять здоровье, кому можно поститься, а кому ограничивать себя в еде не стоит, "РГ" рассказала врач-гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук, заместитель главного врача по терапевтической и. Строже всего постятся в первую и последнюю недели поста; в Чистый понедельник (на первой неделе) и Страстную пятницу (на седьмой неделе) разрешено только пить воду.
43 день Великого поста и начало Страстной недели: что нужно сделать 29 апреля
В немереном количестве. Формально вроде никаких религиозных запретов не нарушаешь, но пользы тут точно никакой. Причем дело не только в трансжирах. Ольга Касымова: А все потому, что везде должна быть умеренность. И в пост, и не в пост. И Великий пост в этом смысле - время, когда мы себя к этой умеренности приучаем. Это во-первых. А во-вторых, важна сбалансированность питания. То есть в Великий пост налегать на хлеб, булки и выпечку, пусть и постную, не стоит?
Ольга Касымова: Легкие углеводы лучше ограничить. В черный список стоит включить и газированные напитки, сахар - чтобы не создавать излишнюю стрессовую нагрузку на поджелудочную железу. Крупы, овощи - сырые и тушеные, паровые, бобовые, свежие фрукты - вот основной рацион, а разнообразить меню можно уже орехами, морепродуктами, грибами. Проваренными до той консистенции, которая приемлема для вашего организма. Ольга Касымова: Конечно. Но и тут важна постепенность. От сладкого, например, легче отказываться шаг за шагом - сначала, например, просто от шоколада и конфет, а потом и от сахара. Такой путь результативней, чем резкое: с понедельника все, больше ни-ни… Ольга Касымова: Не надо создавать нашему организму стрессовых нагрузок, у него и без этого их хватает.
И еще. Почему-то, когда начинают рассуждать о питании в Великий пост, никто не говорит о том, что не менее важно в эти дни соблюдать режим. Есть по часам? Во сколько? Ольга Касымова: Небольшими порциями, каждые два-три часа небольшими порциями - чтобы не создавать нагрузку на желудочно-кишечный тракт. Священники, давая рекомендации к Великому посту, советуют выходит из чатов и соцсетей, в которых, как мы знаем, часто кипят нешуточные страсти. А что на это скажет доктор? Ольга Касымова: Полностью с этим согласна.
Говоря про здоровье в Великий пост, почему-то забывают упомянуть, как важно соблюдать режим вообще, и режим сна и бодрствования в частности.
Пасха — наиболее значимый и торжественный из всех христианских праздников. Но это вовсе не значит, что все 48 дней придется есть только хлеб — в эти дни можно употреблять и фрукты, и рыбу, и многое другое. Как правильно соблюдать Великий пост, что нужно делать в этот период, а также меню на каждый день — из материала News. Суть Великого поста Подготовка к церковному празднику — это время самосовершенствования, активной духовной работы. Она проявляется в очищении помыслов, молитве, творении добрых дел. А еще это пора, когда верующие вспоминают значимые эпизоды из Священного Писания и чтут память святых. Великий пост служит напоминанием о событиях земной жизни Иисуса Христа.
Но Он посмотрел на тебя и увидел, что в тебе столько греховности, что никакая курица тебя еще больше осквернить не может. Я думаю, что многие из нас могут запомнить этот пример, чтобы не держаться устава слепо, а быть прежде всего честными людьми». Про кальмары, креветки и другие морепродукты Традиции поста по-прежнему различны в разных странах. Так, в Греции даже монахи по субботним и воскресным дням Четыредесятницы едят кальмаров, другие морепродукты, приравнивая их к «траве морской». Их обычай перенимают некоторые православные России, однако многие духовники не благословляют такой подход. По их мнению, «морские гады» все же ближе к рыбе, употреблять их лучше, когда она разрешена Уставом. К тому же эти продукты относятся к числу экзотических, недешевых, а подобные изыски могут свидетельствовать о страсти чревоугодия. Рыба и икра По принятому сейчас порядку поста, рыбу можно употреблять: на праздник Благовещения, кроме случаев, когда он выпадает на Страстную Седмицу; в праздник Входа Господня в Иерусалим. В эти же дни возможно также разнообразить постный стол икрой. Только икра, но не рыба, благословляется на Лазареву Субботу, предшествующую Вербному Воскресенью. Вино и масло Их устав разрешает по субботним, воскресным дням. Под «вином» монашеские уставы греков понимали совсем не то, что считают таковым сейчас. Его принято было очень сильно разводить водой. Неразбавленноеже то, какое мы знаем сейчас пили только «варвары», язычники. Поэтому разрешение на употребление вина во время поста нельзя понимать как разрешение на пьянство — крепость разведенного напитка была чисто символической. Рецепты блюд на каждый день: Традиционная русская кухня предлагает массу блюд для постного стола, ведь у наших предков соблюдение воздержания было строгим. При этом большинство блюд были легкими для приготовления, не требуя усилий, отвлечения от других трудов. Кисель Одним из самых быстро готовящихся считался гороховый кисель, по сути, очень жидкая каша: горох тщательно мололи, чтобы получилась мука, затем, помешивая чтобы не образовались комки , добавляли воду. Получившуюся жидкую смесь варили всего 2-3 минуты, после чего подавали с грибами, луком, растительным маслом если оно было разрешено. Популярность киселя была не случайна: ведь горох содержит растительный белок. Это позволяет ему заменять мясные продукты даже у современных вегетарианцев. Салат У наших предков был очень популярен постный салат без растительного масла. Это только три составляющих: свекла, которую следует отварить и потереть на терке; корень хрена, который также измельчается и добавляется к свекле; соль, которая добавляется по вкусу. Блюдо именовалось «бурячки с хреном», так как буряком крестьяне многих местностей называли свеклу. Блинчики Общим для всех рецептов постных блинов является отсутствие яиц и замена молока водой. Старинный их рецепт, именовавшийся «грешниками» делает основой теста гречневую муку отсюда, а не от слова «грешник», название. Ее замачивали тремя стаканами кипятка на час. Затем вливали растворенные водой дрожжи и уже оставляли ее до утра. А утром добавляли муку, месили тесто до густоты сметаны, после чего пекли на растительном масле на сковороде. Сделать постные блины можно и быстрее, но без дрожжей: на 1 стакан муки требуется столько же воды, 2 столовые ложки растительного масла, соль, сахар. Такие блины не советуют выпекать тонкими: так как там нет яиц, тесто может ломаться. Выпечка Как правило, хозяйки делают: пироги с постным дрожжевым тестом с начинками по вкусу: это могут быть как овощи капуста, картофель , так и грибы или ягоды; выпечку без яиц и молока, обычно она сладкая. В постное тесто не добавляются яйца, а молоко заменяется водой. Обычный рецепт такого теста советует: приготовить смесь сухих «быстрых» дрожжей и теплой воды — пакетик на 2,5 стакана, добавить сахар, соль; постепенно влить ее в 1 килограмм просеянной муки; добавить 5-6 ст. Так как вся постная выпечка содержит растительное масло, при строгом соблюдении поста ее можно делать только по субботним и воскресным дням. День рождения в пост и другие праздники Нередко на это время приходятся различные семейные торжества. Это дни рождения, именины память святого, имя которого носит христианин , другие даты как собственные, так и родных, близких. Неизбежно встает вопрос о том, как пообщаться с неверующими родственниками, не нарушая мира, как соблюсти воздержание, если планируется поход в гости или прием их дома. Свой праздник День рождения лучше перенести на выходной — субботу, воскресенье, то же касается различных юбилеев. Смотря по тому, насколько религиозна семья, можно: приготовить полностью постный стол; угостить пришедших, если это люди неверующие, привычной дли них пищей, но самому не нарушать воздержания. Отмечать выпавшие на время Четыредесятницы именины можно и в самый их день, ведь это — праздник духовного свойства. Начать его стоит с Причащения Св. Таин по мере возможности, ведь постом литургия служится не ежедневно. Можно ненадолго собраться за скромным постным столом с духовно близкими друзьями. Устраивать особые празднования не стоит. Если же у близких все же есть желание особо поздравить именинника, перенести такую встречу лучше на субботний или воскресный день. В гостях Посещение других православных, соблюдающих пост, вопросов не вызывает. Другое дело, если близкие люди не привыкли, не умеют, не хотят поститься. По поводу того, что делать, если родственники, близкие неверующие и не постящиеся, существует несколько позиций: все-таки нарушить пост из любви, чтобы не огорчить близкого человека; попросить хозяев с учетом постного времени приготовить одно-два блюда, соответствующих уставу; если же они откажут, мягко уклониться от посещения; наконец, просто исключить подобного рода общение на время поста. Какую принять точку зрения, зависит от выбора самого человека. Иногда вполне очевидно, что хозяева по-своему пытаются выразить любовь, так что отказ, конечно, может нанести обиду. Об этом говорит приведенная выше история митр. Антония Сурожского. Следует также избегать впадения в осуждение, однозначно выбирая между эти грехом и нарушением воздержания — второе. Подобным образом, по словам прп. Силуана Афонского, однажды поступил его отец. Святой рассказывал, что, еще живя в миру, он однажды приготовил мясной обед для артели крестьян, забыв о постном дне. Не вспомнили о нем и другие. Отец же сказал об этом сыну… через полгода, так, что это прозвучало не как обличение, а как мягкий укор. Преподобный десятилетия вспоминал эту историю, как пример истинно христианского такта. В то же время случается, что близкий человек негативно относится к постам как таковым, противоречиво настроен вообще в отношении религии, Церкви. Возможно, от посещения такого дома лучше воздержаться, отметив праздник близкого сугубой молитвой о нем. Тогда вполне применимы слова мудрого Соломона: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» Притч. Сейчас, когда найти духовного руководителя удается не всем, при сомнениях можно подойти также просто к любому священнику на приходе. Общим правилом постящегося должно быть то, что воздержание тела не должно лишать физических сил, возможности полноценно жить, работать, заботиться о семье. К тому же особо строгое воздержание провоцирует развитие гордыни, самомнения, уверенность в своей праведности, чем разрушается все постное делание. Вот какую меру предлагает свт. Игнатий Брянчанинов: «Кто занят телесными трудами или так слаб телом, что не может довольствоваться употреблением пищи однажды в день: тот должен вкушать дважды. Пост для человека, а не человек для поста… При этом предписано каждому рассматривать себя с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы… пищею, данною для поддержания тела, не должно разрушать его». Кому можно не соблюдать Устав не предусматривает полного разрешения поста, лишь допуская послабления для слабых или больных. Разумеется, в каждом конкретном случае дело все-таки зависит от состояния здоровья человека. Например, священники чаще всего благословляют нарушить пост не только больных, для которых по жизненным показаниям необходима скоромная пища, но и беременных, кормящих женщин. Впрочем, и здесь все зависит от состояния здоровья и личных пожеланий. Многие православные мамы держат все посты не только во время беременности, но даже кормления ребенка. Другим же делать это не позволяет здоровье. Вот что рассказывает Елена: «Наслушавшись православных знакомых, я решила соблюдать пост в первые месяцы беременности. В результате сильно обострился токсикоз, организм буквально требовал молока, яиц. Когда же я попыталась покаяться в этой немощи на исповеди, батюшка так и ахнул: «Это что за самочиние? Какой вам пост, вы беременны! Немедленно ешьте рыбу и пейте молоко! Еще ребенку повредите! Раб Божий Н. Между тем наступал Великий Пост, соблюдать который Н. Ответом на его скорбь стало такое благословение духовника: «Ешь мясо и пей молоко, но никого не осуждай! Итак, нарушать пост не предосудительно: больным; немощным; беременным и кормящим. Однако послабления касаются только телесной стороны поста. Что до работы над душой, молитвы, воздержания от развлечений — все эти виды постного делания доступны независимо от состояния телесного здравия. Великий пост для детей Когда пост соблюдает вся семья, детский пост не отличается от взрослого, воспринимается ребенком вполне органично. В по-настоящему церковных семьях дореволюционной России не настаивали на посте, а просто учили дитя собственным примером, не осуждая за сделанные по неразумию нарушения, но ожидая, когда ребенок осознанно последует примеру старших. Однако полностью церковные семьи сейчас редки, часто супруги приходят к Богу не одновременно. Тогда опытные духовники советуют обращать пристальное внимание на то, чтобы ребенок понял смысл поста прежде, чем начнет соблюдать его телесно, сделал осознанный выбор. Алексий Уминский советует, например, поговорить с ребенком, объяснив, что воздержание — не ради него самого, а ради Господа. От чего готов отказаться ради Христа маленький человек? Будет ли это любимый продукт питания, а может — развлечения или игры? В этом случае меру воздержания определяет в значительной мере сам ребенок и его родители, знающие его возможности, характер, духовное устроение. Алексий говорит: «Пост хоть и идет для всех в один и тот же период, но для всех он всегда очень разный. Для каждого человека пост является его личным подвигом. И родители не должны забывать, что мера личного подвига у всех людей разная». Впрочем, он не советует утруждать воздержанием, например, детей до 7 лет, постепенно вводя элементы поста, который они, подрастая, начнут соблюдать осознанно. Супружеские отношения Многие современные священники говорят, что здесь, как в случае с детьми, мера поста определяется индивидуально. Церковь опирается на слова ап. Павла: «Жене муж должную любовь да воздает, также и жена мужу. Жена своим телом не владеет, но муж. Также и муж своим телом не владеет, но жена. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию ко времени. Да пребываете в посте и молитве, и паки вкупе собирайтеся, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим 1 Кор. Итак, ключевым моментом для определения меры постного воздержания является взаимное согласие двоих. Его отсутствие, а особенно — упорство в соблюдении устава одной из сторон ведет к тяжелым последствиям, на которые обращал внимание еще свт. Иоанн Златоуст , порицающий неразумных постников, от «воздержания» которых происходит не только нарушение мира, но еще более тяжкий грех, прелюбодеяние. Наравне с согрешающим полную ответственность за него несет также супруг, чье поведение на грех толкнуло: «Хорошо сказал Апостол: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого — значит лишать, а по воле — нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости, и тем подавая мужьям повод к распутству, и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие: оно всего важнее. Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Того же мнение держатся другие святые отцы: свт. Дионисий Александрийский пишет, что «довлеющими судьями» сами себе являются сами супруги, так как определение его меры — дело глубоко личное; свт. Василий Великий подчеркивает, что установление супружеского воздержания духовно полезно, так как «удерживает от неумеренности в том, что дозволено законом»; однако, для воздержания во время поста необходимо согласие мужа и жены; св. Тимофей Александрийский пишет: «Прежде рек я, и теперь говорю, апостол говорит: не лишайте себе друг друга, только по согласию, до времени, да пребываете в молитве: и снова вкупе собирайтесь, да не искушает вас сатана невоздержанием вашим». Среди подобных суеверий Владыка отмечает и такое — распространенное до наших дней: якобы дети, зачатые супругами во время поста родятся больными или проживут грешную жизнь: «Будет любо тать, любо блудник, любо разбойник». За грех нарушения супружеского воздержания при этом рекомендовалось отлучать родителей от Св.
Однако смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого». Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Нет, пост — это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом и в этом смысле — наша малая жертва Богу. Важно расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия. Ради своего ребенка, близких нам людей мы смогли бы голодать, если бы стоял выбор, кому отдать последний кусок. И ради этой любви готовы на любые жертвы. Пост — такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповеданной Им Самим. Так любим ли мы, истинные христиане, Бога? Помним ли, что Он во главе нашей жизни, или, осуетясь, это забываем? А если не забываем, то в чем же заключается эта малая жертва Спасителю нашему — пост? Жертва Богу — дух сокрушенный Пс. Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел как понимают жертву католики, иудаисты, язычники , а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. В этом смысле и говорит преподобный Исаия Отшельник: «Душевный пост состоит в отвержении попечений». Пост — это время служения Богу молитвой и покаянием. Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост — самое благодатное время. И действительно, «можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений... Господь наш был вождем и первенцем этой победы... И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и силы его сокрушаются». Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает, что «укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость». Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней особенно многодневных часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией». Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия». О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь 1 Ин. Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное.
Содержание
- Питание в Великий пост в 2024 году по дням
- Последние комментарии
- Популярные статьи
- Страстная неделя 2024: когда начинается и заканчивается, что можно и нельзя делать
- Польза поста с точки зрения здорового питания
Страстная неделя 2024: когда начинается и заканчивается, что можно и нельзя делать
В 2024 году он выпадает на 28 апреля. Таким образом, Страстная неделя начнётся в понедельник 29 апреля, а закончится в субботу 4 мая. Суть названия Страстной недели На церковнославянском языке слово «страсти» тождественно страданиям. Именно на последней неделе Великого поста верующие вспоминают «страсти Христовы»: страдания Сына Божьего, включая его распятие и сошествие в ад.
Именно поэтому последнюю неделю поста называют «Великой», ведь для христиан она превосходит по значимости все остальные дни года. Каждый день Страстной недели наделен особым смыслом. В это время верующие вспоминают о последних днях земной жизни Иисуса и его последующем воскрешении.
Дни Страстной недели Каждый день на Страстной неделе называется Великим. В храмах проходят особые службы — наиболее величественные и торжественные во всем церковном году. При этом в Страстную седмицу не празднуют дни святых, не поминают умерших, не проводят венчания и крещения, ибо все обряды посвящены подготовке к Пасхе.
Великий понедельник — 29 апреля На церковных службах вспоминают сюжет из Ветхого завета о патриархе Иосифе, проданном собственными братьями в рабство, а также о проклятии Христом бесплодной смоковницы, которая символизирует нераскаявшуюся душу. Великий вторник — 30 апреля Богослужения напоминают православным о том, как Христос говорил с людьми в Иерусалимском храме, о его притчах ученикам: о талантах, воскрешении мертвых и о Страшном суде. Великая среда — 1 мая В этот день Иуда Искариот решил предать Христа за 30 сребреников, а одна из грешниц омыла ноги Иисуса и помазала их миром.
Церковь вспоминает святителя Григория за его победу в богословских спорах, когда он объяснил связь между Богом и мирозданием. Третья неделя — Крестопоклонная В соответствии с названием, на этой неделе Великого поста верующие поклоняются кресту — символу христианской веры и духовного подвига, связанного с добровольным отказом от искушений и страстей ради исполнения закона Божьего. Четвертая неделя — в честь преподобного Иоанна Лествичника Верующие вспоминают одного из устроителей монашества, который 43 года подвизался на Синайской горе и написал книгу "Лествица Рая" — о пути постепенного восхождения человека к духовному совершенствованию. Православные считают его примером смирения и духовной силы. Пятая неделя — в честь преподобной Марии Египетской Великая грешница, она смогла искренне раскаяться и долгие годы провела в пустыне в молитве. Ее путь — напоминание о неизреченном милосердии Божьем. Шестая неделя — Цветоносная, вход Господень в Иерусалим Верующие вспоминают, как люди приветствовали Иисуса Христа на входе в Иерусалим, устилая его путь пальмовыми ветвями. Завершает неделю Вербное воскресенье — праздничный день, за которым последует самая строгая неделя поста. Завершает неделю праздник Светлого Христова Воскресения. Как подготовиться к Великому посту В целом перед тем, как начать соблюдать пост, стоит проконсультироваться с врачом.
Это поможет организму перейти на особое питание во время поста. Если в вашем привычном рационе мало и совсем нет бобовых, я рекомендую заранее понемногу вводить их в рацион.
То есть можно употреблять растительную, не подверженную термической обработке пищу: постный хлеб, ягоды, овощи, фрукты, сухофрукты, орехи и мед. Что нельзя делать 29 апреля 2024 года? Нельзя веселиться. Нельзя венчаться и праздновать свадьбу. Нельзя ругаться, завидовать, обижаться и скандалить.
Кому верить? Где правильный, на этом сайте или википедии? Там два раза рыбу можно есть, здесь один. По вики 20 февраля только вода и хлеб, 22го только вода.
Причем там написано, что составлено по церковному уставу. А здесь? Редакция 6 лет назад Обычно рыбу можно два раза за Великий пост: на праздник Благовещения и Вход Господень в Иерусалим Вербное воскресение. Наш календарь тоже составлен по уставу, но устав в разных традициях может незначительно различаться.
Что можно кушать 7 недель до Пасхи: Календарь питания Великого поста по дням для мирян
За две недели до начала Великого поста можно начать заменять животные белки растительными, а за полторы недели стоит постепенно исключить молочные и кисломолочные продукты. Особенности первой недели Великого поста. В первые четыре дня Великого поста на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Что можно есть в пост
Особенности первой недели Великого поста. для мирян, ходящих на работу, оно не очень подходит. О том, как правильно начать Великий пост, что нельзя делать в первую неделю — читайте в материале портала Такое правило следует соблюдать в первую и последнюю неделю Великого поста, а также по понедельникам, средам и пятницам.
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье
В первую неделю церковь рекомендует придерживаться строгих правил. Одно из них — не устраивать праздники. О том, как правильно начать Великий пост, что нельзя делать в первую неделю — читайте в материале портала Sakh. Как вступить в пост Духовная подготовка Готовиться к посту важно не только физически перестать употреблять пищу животного происхождения , но и духовно. Следует совершать богослужения по великопостному уставу.
Дальше идет Великая суббота — это день перед Пасхой.
В этот день благословляется горячая пища с растительным маслом. Когда в пост можно рыбу? Великий пост подразумевает в том числе строгий подход к еде. Но есть небольшие послабления, о которых людям важно знать. Например, рыбу и морепродукты можно есть дважды в течение Великого поста.
В 2023 году это 7 апреля, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и 9 апреля, праздник Входа Господня в Иерусалим. Один праздник — непреходящий, это 7 апреля. Второй праздник зависит от дня празднования Пасхи и называется он двунадесятый переходящий праздник. В этот день также можно есть рыбу. А вот за день до празднования Вербного воскресенья это народное название праздника Входа Господня в Иерусалим , а конкретно 8 апреля, празднуется память воскрешения святого Лазаря.
Этот день еще называется Лазарева суббота, и в этот день можно есть рыбную икру. Но только рыбную икру, а не саму рыбу. Это важный момент, потому что некоторые люди думают: раз можно икру, значит, можно и рыбу. На самом деле нет.
Фото: Светлана Лобова. RU 17 марта завершается Масленица, которая издавна считается одним из самых веселых и любимых праздников. Она является переходным этапом от обыденной жизни к полосе духовных и телесных воздержаний. Масленичная неделя, насыщенная множеством событий, позволила и отдохнуть, и повеселиться, и всласть полакомиться блинами, которые считаются одной из главных примет народного праздника. От Прощеного Воскресения — к Великому посту Последним днем Масленой недели, предваряющей начало длительного и строгого Великого поста, стало Прощеное воскресенье. Это важное событие в жизни каждого человека позволило вспомнить предназначение праздника, корни которого уходят в старину. Позволило очистить душу от взаимных обид, попросить прощения у людей, которые были обижены или обидели сами. Прощеное воскресенье может повлиять на дальнейший ход жизни. Ведь это — еще один шанс внести перемены не только в свою судьбу, но и в судьбы близких людей. Счастье, если удалось прочувствовать глубину события, настроить себя на нужную волну, быть искренним в словах, помыслах, поступках. Прощеное воскресенье помогает православным христианам войти в Великий пост с чистым сердцем, свободным от бремени взаимных обид. Поэтому первый день продолжительного поста был назван Чистым понедельником. Фото: Никита Чудин. RU Чистый понедельник: что нужно сделать У первого дня Великого поста, помимо Чистого понедельника, есть еще несколько названий. В старину его называли: Жилявый понедельник; Тужилки по Масленице; Полоскозуб. Наши предки начинали Чистый понедельник с богослужений в церкви. В храмах в этот день читают молитвы о покаянии.
Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Нет, пост — это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом и в этом смысле — наша малая жертва Богу. Важно расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия. Ради своего ребенка, близких нам людей мы смогли бы голодать, если бы стоял выбор, кому отдать последний кусок. И ради этой любви готовы на любые жертвы. Пост — такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповеданной Им Самим. Так любим ли мы, истинные христиане, Бога? Помним ли, что Он во главе нашей жизни, или, осуетясь, это забываем? А если не забываем, то в чем же заключается эта малая жертва Спасителю нашему — пост? Жертва Богу — дух сокрушенный Пс. Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел как понимают жертву католики, иудаисты, язычники , а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. В этом смысле и говорит преподобный Исаия Отшельник: «Душевный пост состоит в отвержении попечений». Пост — это время служения Богу молитвой и покаянием. Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост — самое благодатное время. И действительно, «можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений... Господь наш был вождем и первенцем этой победы... И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и силы его сокрушаются». Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. Святитель Игнатий Брянчанинов отмечает, что «укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость». Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней особенно многодневных часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание». Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией». Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия». О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш? Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния». Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь 1 Ин. Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху.