Новости аэростаты в блокадном ленинграде

Блокадный Ленинград был одной из самых сложных точек на карте боевых действий Восточного фронта. Колонны активистов прошли в сторону Дворцовой площади, подняв над головой уменьшенные копии блокадных аэростатов.

Миф 1. Сталин намеренно оставил Ленинград в блокаде

  • Водородный двигатель изобрели еще в блокадном Ленинграде |
  • Миф 2. Финские войска не переходили старой границы
  • День полного освобождения Ленинграда 2024
  • Над Петербургом поднимут аэростаты в честь снятия блокады
  • Как водород спас блокадный Ленинград
  • Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде

Аэростат над Невским. Петербург меняет свое убранство перед памятной датой

Значит, именно водород призван помочь Ленинграду, которому именно сейчас необходим «уголь грядущих веков». Но водород опасен — Борис Исаакович помнил катастрофу «водородного летающего «Титаника» 30-х годов» — дирижабля нацистской Германии «Гинденбург». Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического дирижабля, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Однако, рассуждал лейтенант, сейчас война, и если аэростаты не опускать для перезаправки, они потеряют высоту, перестанут прикрывать город. Рискнуть одним грузовиком или даже собственной жизнью в этих условиях казалось вполне оправданным. Итак, 21 сентября 1941 г.

Очень скоро, 28 сентября, состоялось заседание полкового бюро по рационализации и изобретательству, постановившего: «Считать предложение ценным и приемлемым. Поручить автору предложения приступить к опытной проверке своего предложения». Несмотря на это, после включения зажигания двигатель, питаемый водородом, легко завелся и длительное время устойчиво работал. Не обошлось без происшествий. Во время опасных опытов сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам Борис Исаакович получил контузию.

После этого для безопасной эксплуатации воздушно-водородной «гремучей смеси» он придумал специальный водяной затвор, исключавший воспламенение смеси при вспышке во всасывающей трубе двигателя. Многократные испытания действия гидрозатвора оказались успешными. Когда все убедились, что система работает нормально, командование приказало за 10 дней перевести все аэростатные лебедки на новый вид горючего. Круглосуточно работали смены бригад слесарей, сварщиков и рабочих других специальностей, изготовивших несколько сотен комплектов аппаратуры. В дальнейшем управление всеми аэростатами велось с «водородных» грузовиков, и работали эти грузовики лучше, чем на бензине.

Осенью и зимой 1941 г. Но легковушка, на заднем сидении которой лежали баллоны с водородом, ездила исправно. В 1942 г. Хотя двигатель несколько часов работал в закрытом помещении, посетители выставки не почувствовали ни дыма, ни гари, ни необычных запахов.

Шелищ вспомнил роман Жюля Верна «Таинственный остров» это не выдумка, заметки об этом сохранились в архиве изобретателя. Там, в главе «Топливо будущего», говорится, что когда кончится уголь, его заменит вода. И не просто вода, а вода, разложенная на составные части — водород и кислород. Борис Исаакович любил Жюля Верна, а работа с аэростатами, тяжелое положение, в котором оказался любимый город, напомнили ему детские впечатления и заставили его изобретательный мозг работать. Не правда ли, ситуация напоминает блокадный Ленинград?

Стравливая «грязный водород» в атмосферу, выбрасывали энергию, которая могла работать на Победу! Это все равно что выливать бензин бочками. И вот тогда-то Шелища осенила мысль — вот оно, топливо будущего, о котором говорил инженер Сайрес Смит удивленному Пенкрофу. По теплотворной способности водород в 4 раза превосходит уголь, в 3,3 раза углеводороды нефти. Значит, именно водород призван помочь Ленинграду, которому именно сейчас необходим «уголь грядущих веков». Но водород опасен — Борис Исаакович помнил катастрофу «водородного летающего «Титаника» 30-х годов» — дирижабля нацистской Германии «Гинденбург». Весь мир обошли снимки горящего трансатлантического дирижабля, перевозившего из Германии в Америку богатых особ. Однако, рассуждал лейтенант, сейчас война, и если аэростаты не опускать для перезаправки, они потеряют высоту, перестанут прикрывать город. Рискнуть одним грузовиком или даже собственной жизнью в этих условиях казалось вполне оправданным.

Итак, 21 сентября 1941 г. Очень скоро, 28 сентября, состоялось заседание полкового бюро по рационализации и изобретательству, постановившего: «Считать предложение ценным и приемлемым. Поручить автору предложения приступить к опытной проверке своего предложения». Несмотря на это, после включения зажигания двигатель, питаемый водородом, легко завелся и длительное время устойчиво работал. Не обошлось без происшествий. Во время опасных опытов сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам Борис Исаакович получил контузию.

Несложные подсчеты показали, что аэростаты в ленинградском небе проработали более миллиона аэростато-часов, большинство из которых благодаря изобретению Шелища. Командование Ленинградского фронта, осознавая значимость изобретения Шелища, 20 декабря 1941 года наградило его орденом Красной Звезды. В представлении к награждению было отмечено, что его техническая новинка позволила сэкономить только в масштабах 2-го корпуса ПВО 502 тысячи рублей, и имела огромное оборонное и народно-хозяйственное значение. Первый лист наградного листа Шелища. Уже в январе 1942 года двигатель, работающий на водороде, демонстрировался на выставке работ военных изобретателей и рационализаторов. Там двигатель оставили работать в закрытом помещении, так как вместо выхлопных газов выделялся водяной пар. Само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны. Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись. В том же 1942 году Шелища командируют в Москву для внедрения своей технологии в московские части ПВО. В Москве на водородное топливо было переведено триста двигателей. Летом 1943 года Борис Исаакович подаёт заявку об изобретении, зимой 1945 публикуется описание изобретения к авторскому свидетельству СССР с заголовком: «Способ эксплуатации установок с аэростатами заграждения». К 1943 году Шелищ получает звание техника-лейтенанта, а к 1945 году — звание старшего техника-лейтенанта. После Победы аэростаты заграждения быстро расформировали: не стало «бросового» водорода, который служил топливом для двигателя. Но еще долгие годы списанные двигатели, которые во время войны питались водородом, работали в колхозах и совхозах. Газгольдеры для заправки аэростатов воздушного заграждения на Большой Ордынке. По окончании войны Борис Исаакович сначала возвращается на трикотажную фабрику, а с 1948 года работает на автотранспортных предприятиях. Он наконец-то получает высшее образование на факультете экономики университета марксизма-ленинизма. В середине 1970-х годов, когда водородная энергетика переживала бурный рост, изобретателя приглашают читать лекции в АН СССР. Как участника обороны Ленинграда Шелища наградили медалью «За оборону Ленинграда», а по окончанию войны — медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Струминский писал: «Даже если в мире исчезнут уголь и нефть, СССР энергетическая катастрофа не грозит, поскольку советские ученые, опередив американскую науку, нашли альтернативный источник энергии — водород. В Сибирском отделении Академии наук СССР в 1968 году, на год раньше, чем американцы нашли способ использовать водород в качестве автомобильного топлива». Неожиданно после публикации статьи в редакцию пришло опровержение от группы ветеранов ПВО Ленинградского фронта. В ней они сообщали, что водород в качестве автомобильного топлива был применен еще в 1941 году в блокадном Ленинграде. Причем не в качестве эксперимента, а массово, как единственное топливо к двигателям внутреннего сгорания. После поступившего опровержения приоритет Б. Однако партийная газета опровержения не опубликовала. Ради справедливости отметим, что первый двигатель внутреннего сгорания, работающий на водороде, создал Франсуа Исаак де Риваз в 1806 году.

При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка hyperlink www. Публикации с пометкой «На правах рекламы», «Новости компании» оплачены рекламодателем. Редакция сайта не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в рекламных объявлениях.

«Таинственный остров» Бориса Шелища. Водородный двигатель в блокадном Ленинграде.

В голодную, трагическую, тяжелейшую блокадную зиму 1941/42 года, получая 125 граммов хлеба и 75 граммов сухарей, бойцы постов и отрядов аэростатного заграждения обеспечивали подъем аэростатов, доставку водорода, охрану постов». Блокада Ленинграда аэростаты заграждения. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Гелий, которым заправляли дирижабли и аэростаты после крушения дирижабля «Гинденбург» был куда безопаснее, но где ж его взять в блокадном Ленинграде? К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

История файла

  • Водородное топливо в блокадном Ленинграде Шелиц Б.И Безтопливные Аэростаты - YouTube
  • Над Петербургом поднимут аэростаты в честь снятия блокады
  • Использование файла
  • В Ленобласти открыли памятник прорыву энергетической блокады в годы ВОВ | Новости России
  • Аэростаты в блокадном ленинграде (57 фото) - фото - картинки и рисунки: скачать бесплатно

«Водородный лейтенант» Борис Шелищ

Макеты четырех аэростатов противовоздушной обороны будут подняты в небо сегодня, в день полного освобождения от блокады. Колонны активистов прошли в сторону Дворцовой площади, подняв над головой уменьшенные копии блокадных аэростатов. Разбомбленные дома в натуральный размер, отделение милиции и квартиру актрисы блокадных времён покажут ко Дню полного освобождения Ленинграда от блокады.

Аэростаты над Ленинградом

Гелий, которым заправляли дирижабли и аэростаты после крушения дирижабля «Гинденбург» был куда безопаснее, но где ж его взять в блокадном Ленинграде? Не сумев захватить Ленинград с ходу летом 1941 года, фашистское командование группы войск Север предприняло в апреле 1942 г. (сразу же после первой тяжелейшей блокадной зимы) операцию под кодовым названием Айсштосс (ледовый удар). Впервые массовое использование водорода в качестве автомобильного топлива произошло в блокадном Ленинграде в 1941 году.

Аэростаты воздушного заграждения (39 фото)

В мороз двигатель заводился с пол-оборота, не требовал прогрева, и был абсолютно экологически чистым, поскольку в качестве выхлопа выдавал обыкновенную воду. Начальство обрадовалось, и приказало оснастить водородным питанием все посты. Но одно дело один экспериментальный гидрозатвор, а другой — почти 400, да еще в условиях блокадного города, где нет ни топлива, ни электричества. Лейтенант Шелищ отправился на крупные заводы, которые еще работали. Кировский завод к тому времени был эвакуирован частично в Свердловск, частично в Челябинск, Ижорский завод — в Свердловск на Уралмашзавод, который решением ГКО на какое-то время был переименован в Ижорский завод. На Балтийском судостроительном заводе он забрел на никем не охраняемый склад, и увидел гору отработанных, никому не нужных огнетушителей, поскольку их нечем было заправлять. Он понял, что это то, что нужно. Огнетушители ему отдали с радостью. Это была вторая гениальная идея Бориса Шелища — после небольшой переделки использовать огнетушители в качестве гидрозатворов. Через десять дней все 400 постов аэростатного заграждения работали на водородном топливе. Аэростаты вновь поднялись на заданную высоту и стали непреодолимой преградой для немецких самолетов.

За успешное обеспечение противовоздушной обороны Ленинграда лейтенант Шелищ в конце 1941 г. В 1942-м Бориса Шелища самолетом вывезли в Москву, чтобы он перевел московские аэростатные посты на водород. Остаться в Москве он отказался: неудобно было перед сослуживцами, оставшимися в голодном Ленинграде. Шелищ вернулся в Ленинград и продолжал контролировать работу постов аэростатов, работавших на водороде. Весной — летом 1942 г. В этих условиях партийное руководство Ленинграда и командование ПВО Ленинградского фронта приняли весьма странное решение — перевести аэростатные посты на бензин, которого все равно не хватало, а водорода было вдоволь. Летом 1943 г. Борис Шелищ оформил авторское свидетельство на свое изобретение, в описании которого говорилось, что основная задача была решена в 1941-м, однако водород как топливо вообще имеет огромные перспективы применения в других родах войск и в промышленности.

В годы блокады в Ленинграде на свет появилось 95 тысяч детей, большинство - осенью и зимой 1941 года. Более половины малышей рождалась недоношенными, но их удавалось выходить. Трасса, проложенная по Ладожскому озеру, была практически единственной связью осажденного города с Большой землей. По Дороге жизни в Ленинград везли еду и корреспонденцию, из Ленинграда - эвакуированных жителей. Летом на баржах, зимой прямо по льду. За время работы с сентября 1941 года по март 1943 года по Дороге жизни переправили более 1,6 миллиона тонн грузов и эвакуировали свыше 1,3 миллиона человек. Е Елки новогодние. В первую блокадную зиму в Ленинграде не открывали елочные базары, но даже в это, самое тяжелое время люди рисовали на стенах елки с игрушками. В канун нового, 1942 года в Ленинграде работали восемь точек, где можно было купить хвойную красавицу, спустя год - уже 68. Праздники тоже проводили. В школах, театрах как могли устраивали представления. Не прервалась традиция и в Аничковом дворце: в 1942-м здесь устроили елку для 1500 отличников учебы, активистов пионерских дружин. Ж Железная дорога. Железная дорога соединила Шлиссельбург со станцией Поляны. Это была первая прямая железнодорожная связь между Ленинградом и Большой землей после полутора лет перерыва. Железная дорога. Фото: пересъемка Тимура Ханова З Зажигалки. Зажигательные авиабомбы, которые немцы тысячами сбрасывали на Ленинград. В первый же день блокады на город обрушилось более 6300 таких зажигалок. Во всех районах полыхало - насчитали 178 пожаров. Горели в том числе и Бадаевские склады. Два дня спустя две тысячи зажигательных бомб обрушились на торговый порт. Тогда горел даже Финский залив, куда стекала нефть. Тушить зажигалки умели все от мала до велика. Порой это приходилось делать практически круглосуточно. Щипцы, чтобы сбрасывать зажигалки с чердаков, емкости для воды и песка, чтобы тушить бомбы, всегда были под рукой. И Исаакиевский собор. В блокаду сюда везли все ценности из пригородных дворцов-музеев: скульптуры, мебель, картины, ткани, чертежи, архивы, научные документы. Кроме того, в годы войны впервые за всю свою историю храм стал домом. В подвалах музея жили, работали и даже принимали гостей. Всего на казарменный режим было переведено 60 человек. Жили здесь и работники ленинградских музеев, редко уходившие домой. К Карточки продовольственные. Осенью 1941-го - зимой 1942-го в Ленинграде существовали карточки на шесть видов продуктов: хлеб, крупа и макаронные изделия, мясо, сахар и кондитерские изделия, рыба, жир. На талонах было указано, сколько граммов и каких продуктов можно получить. Хлебные карточки отоваривали ежедневно, карточки на другие продукты - раз в десять дней. В сентябре - ноябре нормы постоянно падали. Количество выдаваемого мяса формально не уменьшилось: рабочим, например, полагалось по 1500 граммов мяса и в сентябре, и в декабре 1941 года, однако зимой его часто заменяли яичным порошком, консервами и другими продуктами. Карточная система допускала замены одних продуктов на другие: вместо сахара - кондитерские изделия или какао, вместо масла - жир или селедка. Но выдачу продуктов постоянно задерживали. Очереди за хлебом могли растянуться на несколько суток. А его могли выдать… мукой. Самое страшное было - потерять карточки. Первое время взамен утерянных выдавали новые, но заявлений о потерях было так много и проверить все, правда ли это или кто-то решил нажиться на беде, стало невозможно, поэтому было решено выдачу прекратить. Во время блокады, в первую же зиму, практически все кошки в Ленинграде погибли от голода или были съедены. Об этом страшном факте свидетельствуют множественные записи из дневников блокадников. Выжившие коты считались чудом. К одному такому коту Максиму даже водили школьные экскурсии. А уже в 1942-м у ленинградцев появился новый враг - крысы. Это был враг организованный, умный и жестокий…» - вспоминала блокадница Кира Логинова. Выжившие в блокаду коты считались чудом. Четыре вагона мурлык горожане разобрали меньше чем за час. Некоторые малыши плакали от испуга - они впервые увидели живых котов…. Л Ленинградская симфония. Дмитрий Шостакович работал над ней еще до войны. Завершил в декабре 1941 года в Куйбышеве сейчас Самара. Там же спустя несколько месяцев состоялась премьера. А 9 августа 1942 года Ленинградская симфония прозвучала в городе на Неве. День был выбран не случайно: 9 августа фашисты планировали отметить захват Ленинграда в «Астории» - были даже заготовлены пригласительные билеты на банкет. Симфонию исполнил Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Он был настолько поредевший, что пришлось привлечь музыкантов из военных частей, ведь для исполнения симфонии нужно было 80 человек! Это был первый концерт возобновившей свою работу городской филармонии. Зал был полон. Музыку транслировали по радио и громкоговорителям так, что ее слышали не только ленинградцы, но и враги. М Малая дорога жизни. Еще одна ледовая трасса, через Финский залив, которая тянулась от Лисьего Носа до Кронштадта и Ораниенбаума и далее в сторону островов.

Фашистам удалось отрезать город с суши и установить блокаду. Они стремились сломить сопротивление его защитников голодом, постоянными артиллерийскими обстрелами, наносили удары с воздуха. Блокированный Ленинград фактически оказался островом, отрезанным от Большой земли. И этот остров организовал собственную оборону — на суше, на воде и в воздухе. Защита города от авиации противника кроме основных средств ПВОобеспечивалась сотнями привязных аэростатов заграждения. Но эти воздушные защитники Ленинграда имели один крупный недостаток. Через 25—30 дней работы аэростаты начинали терять высоту, так как резиновая оболочка пропускала водород, а его место занимали другие газы и пары воды. В атмосферу выбрасывали миллионы кубометров смеси водород-воздух, ведь только в 1941 г. Понятно, что грузовики работали на бензине, но в условиях блокады бензин в городе стал такой же ценностью, как хлеб. Когда кончился бензин, Шелищ попробовал использовать для спуска аэростатов лифтовые электролебедки, но пока велось переоборудование, не стало и электричества. В блокадном городе появились газогенераторные грузовики , работающие на древесных чурках. Пытались использовать и ручной привод, но даже десять здоровых мужчин не могли справиться с механизмами подъема и спуска. А когда большую часть рядовых и сержантов из аэростатных частей направили в пехоту для усиления наземной обороны, на действующих постах вместо 12 человек по штату осталось всего 4—5 солдат. Вероятно, именно в это время младший техник лейтенант ПВО Б. И не просто вода, а вода, разложенная на составные части — водород и кислород. Борис Исаакович любил Жюля Верна, а работа с аэростатами, тяжелое положение, в котором оказался любимый город, напомнили ему детские впечатления и заставили его изобретательный мозг работать. Не правда ли, ситуация напоминает блокадный Ленинград? Это все равно что выливать бензин бочками.

Все последующие эксперименты также прошли успешно. Впечатленное командование предписало в 10-дневный срок перевести все аэростатные лебедки на водород. Однако ресурсов для этого у разработчиков попросту не было. Шелищ вновь взялся найти решения. В своих поисках он оказался на Балтийском заводе и поначалу ничего не нашел. Однако затем, зайдя на склад, наткнулся на огромное количество использованных огнетушителей. И они стали идеальным решением. Тем более, что в условиях постоянных бомбардировок «запасы» пустых огнетушителей непрерывно пополнялись. Для того, чтобы уложиться в срок, разработчики работали несколькими бригадами едва ли не круглосуточно. Счет созданных и установленных единиц нужного оборудования шел на сотни. Но ленинградцы все-таки успели. И аэростаты вновь взмыли в небо, защищая блокадный город от вражеских бомбардировок непроходимой стеной. Благодаря изобретению талантливого лейтенанта, аэростаты вновь защищали город. За свою деятельность талантливого лейтенанта представили к награде орденом Красной Звезды. А само изобретение хотели также наградить Сталинской премией. Однако не случилось — тогда работа не прошла по конкурсу. К началу 1942 года слава изобретения младшего лейтенанта Шелища дошла до Ставки. Был выдан приказ о переезде техника в Москву для выполнения задания: обеспечить перевод на водород 300 двигателей в частях аэростатного заграждения столицы. Поставленная задача была выполнена. В ответ Шелищу предложили переехать в Москву, но лейтенант отказался.

В память о блокаде в петербургское небо подняли аэростаты и белые шары

Аэростат стратостат дирижабль. Аэростаты в небе над Москвой 1941. Дирижабль LZ 127 Граф Цеппелин. Дирижабль Граф Цеппелин в Ленинграде. Граф Цеппелин дирижабль 1931 года. Битва за Москву аэростаты. Дирижабли Москва 1941. Аэростаты воздушного заграждения над Москвой.

Аэростаты над Москвой во время войны. Дирижабль СССР-в3 «красная звезда. Дирижабль красная звезда в 1921 году. Дирижабль Цеппелин бомбардировщик. СССР В-3 «красная звезда». Цеппелин дирижабль Ленинград. Дирижабли над Москвой во время войны.

Аэростаты первой мировой войны. Цеппелин дирижабль военный. Аэростат в годы Великой Отечественной войны. Аэростаты наблюдения в ВОВ. Аэростат заграждения баз-136. Аэростаты 2 мировой войны. Дирижабль "Граф Цеппелин" в Ленинграде, 1931 г..

Граф Цеппелин 1931 Ленинград.

За годы блокады на водород было переведено несколько сот автомобилей. Однако после ее снятия их опять перевели на обычное топливо, а гениальное изобретение на долгие годы легло в архив. Понравился пост? Есть что сказать? Присоединяйтесь: Поделиться.

Аэростаты в Ленинграде. Аэростаты заграждения в Ленинграде. Аэростат во время войны блокада Ленинграда.

Дирижабли над Москвой 1941. На улицах блокадного Ленинграда аэростаты. Аэростат Газгольдер несут 1941.

Аэростат праздник в парке Ленинград 1941. Блокадная подстанция. Исторические фото демонтаж трамвай.

Аэростат ВОВ Ленинград. Аэростаты в небе блокадного Ленинграда. Аэростаты в Москве в годы войны.

Аэростаты воздушного заграждения над Москвой. Аэростат воздушного заграждения ВОВ. Аэростаты Великой Отечественной войны.

Аэростат стратостат дирижабль. Блакада Ленинграда 1941 год аэростаты над городом. Битва за Москву аэростаты.

Аэростат в годы войны 1941-1945.

Расстояние между постами по фронту и в глубину — около километра. Посты были на территориях промышленных предприятий и на городских площадях, во дворах домов и на припортовых площадках, в парках и скверах, на пустырях, а также на баржах в прибрежных водах.

Каждый пост имел два одинаковых аэростата, которые в зависимости от обстановки поднимали в воздух поодиночке или тандемом, вытягивая трос с автомобильной лебедки. Одиночный аэростат обычно поднимался на высоту 2-2,5 км, верхний аэростат тандема — на 4-5 км. К тросам аэростаты крепили системой строп.

Как правило, аэростаты поднимали в воздух лишь на темное время суток. Во-первых, при свете дня противнику легко было их уничтожить, а во-вторых, бомбить город фашисты летали в основном ночью. По существовавшей тогда практике бомбометания противник стремился наносить удары с небольшой высоты или на выходе из пике.

Это обеспечивало большую точность удара и при этом относительную безопасность для бомбардировщиков: на малых высотах эффективность противодействия истребительной авиации и зенитной артиллерии значительно ниже. Лишить противника преимуществ малой высоты и была призвана система аэростатов заграждения. Посты аэростатного заграждения вели и активную борьбу с бомбардировщиками.

При столкновении с тросом крыло самолета сминалось, а то и разрезалось, самолет опрокидывался. Кроме того, к каждому тросу крепились мины, взрывавшие самолеты. Аэростаты заграждения наносили авиации противника существенный урон.

В еще большей мере они препятствовали выполнению вражескими летчиками данных им заданий. Поэтому с первых месяцев войны немецкая авиация вела охоту на аэростаты: истребители расстреливали их зажигательными снарядами. Воспламенялся вытекавший из пробоин водород, и выражение «небо в огне» становилось отнюдь не метафорой.

За время войны полки аэростатного заграждения Ленинграда поднимали аэростаты около 500 раз. Несложные подсчеты показали, что аэростаты в ленинградском небе проработали более миллиона аэростато-часов, большинство из которых благодаря изобретению Шелища. Командование Ленинградского фронта, осознавая значимость изобретения Шелища, 20 декабря 1941 года наградило его орденом Красной Звезды.

В представлении к награждению было отмечено, что его техническая новинка позволила сэкономить только в масштабах 2-го корпуса ПВО 502 тысячи рублей, и имела огромное оборонное и народно-хозяйственное значение. Первый лист наградного листа Шелища. Уже в январе 1942 года двигатель, работающий на водороде, демонстрировался на выставке работ военных изобретателей и рационализаторов.

Там двигатель оставили работать в закрытом помещении, так как вместо выхлопных газов выделялся водяной пар. Само изобретение выдвинули на соискание Сталинской премии 1942 г. Но оно не прошло по конкурсу, поскольку тогда еще не было официального решения о принятии его на вооружение в масштабах страны.

Позднее, когда такое решение приняли, к этому вопросу уже не вернулись. В том же 1942 году Шелища командируют в Москву для внедрения своей технологии в московские части ПВО.

Аэростаты в блокадном ленинграде (57 фото)

Катастрофа, которая была вызвана именно возгоранием водорода, стала причиной гибели десятков человек и активно освещалась в советской прессе. Этот трагический случай инициировал свертывание опытов с опасным газом и положил конец эре дирижаблей. Печальная судьба самого известного дирижабля доказала опасность использования водорода. В качестве первого эксперимента механик соединил шлангом аэростат с трубой двигателя «полуторки» и пустил отработанный водород. Задумка сработала — двигатель заработал сразу. Но дальше произошло непредвиденное — когда Шелищ попытался увеличить обороты, раздался взрыв. Механик отделался контузией, жертв не было. Первые эксперименты прошли с переменным успехом. Сразу после выздоровления он стал думать над решением возникшей проблемы.

Им стал гидрозатвор, который служил разделителем между двигателем и огнем. Водород проходил своеобразную водную стену, и взрывы удавалось предотвратить. Проект Шелища был предложен чиновникам из руководства, и те дали добро на разработку. На испытания собрались вся верхушка Ленинградской службы ПВО. Борис Шелищ провел процедуру запуска в присутствии руководства. Двигатель завелся мгновенно, вопреки 30-градусному морозу, и работал без перебоев. Все последующие эксперименты также прошли успешно. Впечатленное командование предписало в 10-дневный срок перевести все аэростатные лебедки на водород.

Однако ресурсов для этого у разработчиков попросту не было. Шелищ вновь взялся найти решения. В своих поисках он оказался на Балтийском заводе и поначалу ничего не нашел.

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор. Главный редактор издания: Авдеева Л. Заместитель главного редактора: Симакина М.

Аэростаты заграждения на защите Московского неба. Небо блокадного Ленинграда. Оборона Москвы аэростаты. Аэростаты заграждения в Москве 1941 году. Москва в октябре 1941 года. Битва за Москву фото аэростаты. Аэростаты воздушного заграждения 1941. Аэростат 1941. Газгольдеры в Великую отечественную войну. Дирижабли Москва 1941. Заградительные аэростаты в Москве 1941. Битва за Москву аэростаты заграждения. Аэростаты заграждения во время войны над Москвой. ПВО над Москвой 1941. Аэростаты в Москве 1941 над Москвой. Дирижабли во второй мировой войне. Цеппелин дирижабль Ленинград. Дирижабли над Москвой во время войны. Дирижабль малыш 1944.

Аэростаты были довольно эффективным способом защиты от бомбардировок, однако и они имели недостатки. Так, срок их непрерывного пребывания в небе обычно не превышал трех недель. Аэростаты теряли водород, который выходил наружу. И просто снижались, теряя высоту. И для того, чтобы вновь поднять «защитника» в небо, необходимо было сначала посадить его на землю и наполнить новым водородом. Заправка осуществлялась посредством использования лебедок, работающих на бензине. Однако столь необходимое топливо закончилось уже в конце 1941 года, и Ленинграду грозила потеря защиты его неба. Аэростаты были жизненно необходимы для защиты Ленинграда. Занимался младший лейтенант Шелищ ремонтом аэростатных лебедок 3-го полка 2-го корпуса противовоздушной обороны. Будучи талантливым самоучкой, еще в довоенное время он сумел собрать легковую машину, которая служила ему средством передвижения между аэростатными постами для технического руководства. И в тяжелые дни, когда в Ленинграде закончился бензин, Борис Шелищ предложил альтернативу — использовать приспособленные к работе с аэростатами лебедки от лифта, работающие от электричества. Идея была неплохая, однако на пути встала новая преграда: довольно скоро город остался и без электроэнергии. Младший лейтенант Борис Исаакович Шелищ. Дело в том, что для такой работы требовалась сила более десяти мужчин, но в условиях повсеместной мобилизации на фронт персонала на аэростатных постах осталось до 5 человек, и большинство из них были девушки. Но Шелищ не сдавался, пытаясь найти выход из практически отчаянной ситуации. Находясь в увольнении у себя дома, инженер решил развлечь себя чтением. Выбор пал на роман «Таинственный остров» Жюля Верна. Разгадка проблемы с аэростатами была найдена в тот же момент — 11 глава произведения содержала спор главных героев, рассуждавших о том, какое топливо будут использовать в будущем. По мнению персонажа Сайреса Смита, который был инженером, после иссякания месторождений угля, мир перейдет на воду, точнее ее составляющие — кислород и водород. Роман Жюля Верна подсказал выход.

Б. П. Кудояров. Ленинград в блокаде. Аэростаты на Невском проспекте. 1941

Несмотря на то, что полностью снять блокаду Ленинграда не удалось, Северная столица вновь была соединена с Большой землей. Прорыв блокады города улучшил положение жителей и позволил наладить непрерывный поток продовольствия, топлива и сырья, а главное подарил людям надежду. Как вспоминали современники, уже на следующий день улицы Ленинграда были украшены флагами и даже незнакомцы обнимались и поздравляли друг друга с важной победой.

Миф 1. Сталин намеренно оставил Ленинград в блокаде Краткое изложение мифа: И. Сталин, преследуя определённые цели, намеренно оставил город в блокаде и ничего не сделал для его освобождения. Именно поэтому блокада продлилась почти 900 дней и была прорвана лишь в 1943 году. В первую очередь, непонятно, чем заслужил Ленинград такую "немилость" Сталина. Сторонники мифа обычно утверждают, что таким образом он старался расправиться с излишне самостоятельным руководством города, а иногда - что и с городом в целом. Бойцы продвигаются по Шлиссельбургской крепости, 1943 год Так, Г. Солсбери пишет следующее: "Причинами страданий Ленинграда были не только неудачные планы и борьба между высшим военным и партийным руководством.

Он также страдал оттого, что у Сталина было против него предубеждение, даже страх перед ним… Сталин, видимо, ощущал, что… этот город способен… подняться против него" [5]. Сложно сказать, что ощущал Сталин - этого мы уже никогда не узнаем. Однако если руководствоваться не эмоциями, а фактами, перед нами предстаёт следующая картина. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, когда пал Шлиссельбург и немецкие войска вышли к побережью Ладожского озера. Директивой Ставки ВГК от 11 сентября Ворошилов был освобождён от обязанностей командующего Ленинградским фронтом и на его место был назначен Жуков. Командующий 1-й танковой дивизией вермахта, генерал Крюгер в окрестностях Ленинграда, 1941 год К этому моменту положение на фронте стало критическим: было взято Красное Село, Синявино, возникла угроза захвата Волхова и соединения немцев с финской армией. Весь сентябрь под руководством Жукова советские войска контратаковали немцев и пытались отбросить их от Ленинграда. Несмотря на некоторые успехи так, 14 сентября части 42-й армии отбили Сосновку и Финское Койрово , в целом положение ухудшалось. После 30 сентября линия фронта южнее Ленинграда стабилизировалась. Ленинград был блокирован с суши, транспортная связь со страной осуществлялась по Ладожскому озеру.

В связи с этим, Гитлер планировал взять Тихвин и Волхов и перерезать железную дорогу, ведущую к озеру. После этого доставку грузов в Ленинград можно было бы осуществлять только по воздуху. Если бы, согласно воззрениям мифотворцев, Сталин хотел уморить ленинградцев голодом, он должен был позволить немцам сделать это оставим в стороне саму абсурдность этой идеи. Однако Сталин действовал совершенно иначе. Как пишет Дэвид Гланц, "явным намерением Сталина было защитить Ленинград, провести наступление с целью снятия блокады, помешать немцам перебросить войска с Ленинградского на Московское направление и предотвратить любые попытки соединения германских войск с финскими и полного окружения Ленинграда" [6]. Ставка ВГК приказала командованию Ленфронта и 54-й армии подготовить и провести наступательную операцию с целью прорыва блокады. Планировалось одновременным ударом с двух сторон осуществить соединение в районе Синявино [7]. Хотя немцы опередили советские войска и нанесли удар в направлении Тихвина 16 октября, 20 октября операция всё же была начата. Развивалась она без особенных успехов, и 28 октября в связи с ростом угрозы падения Тихвина и Волхова приказом Ставки была прекращена. В ответ на уже упоминавшееся требование Ставки прорвать блокаду и осуществить соединение войск Ленфронта и 54-й армии, командующий войсками Ленинградского фронта Хозин 31 октября предложил двухэтапную операцию по захвату Синявина, Мги, Тосно и Шлиссельбургского коридора [8].

Начатое 2 ноября с плацдарма у Московской Дубровки наступление вскоре захлебнулось, что вызвало крайнее неудовольствие Сталина. Вам дан срок в несколько дней. Если в течение нескольких дней не прорвётесь на восток, вы загубите Ленинградский фронт и население Ленинграда выделено мной - Д. Железная дорога от Москвы к Ладожскому озеру была перерезана. Казалось, что Ленинград был обречён. Ленинградцы садятся на пароход Однако взятие Тихвина было последним успехом немцев на данном направлении; после этого наступление остановилось. Причины были следующими: во-первых, немецкие войска выдохлись в предыдущих боях, во-вторых, фронт был слишком растянут, в-третьих, финны с начала октября так и не возобновили наступательные операции, в-четвёртых, как всегда неожиданно для иностранных захватчиков в России наступила зима. К] и земля покрылась снегом, мороз начал уносить больше солдатских жизней, чем русские пули". Она преследовала две главные цели: во-первых, разгромить немецкую группировку и восстановить железнодорожное сообщение по линии Москва - Тихвин, во-вторых, препятствовать переброске сил противника на московское направление. Под непрекращающимися ударами советских войск 9 декабря 12-я тд и 18-я мд оставили Тихвин и начали отступление на запад.

Однако и этим Ставка и, соответственно, Сталин не ограничились. При этом требовалось, ни много ни мало, "окружить противника, обороняющегося под Ленинградом, и во взаимодействии с войсками Ленинградского фронта окружить и пленить его". С широкомасштабным наступлением требовалось повременить до Нового года". Итак, как мы видим, всю осень и зиму 1941 года Сталин требовал прорвать блокаду и отбросить немцев от Ленинграда, что явно никак не вяжется с обвинениями в умышленной организации блокады и, как следствие, голода в осаждённом городе. Ничего не изменилось и в 1942 году. Плакат "Смерть детоубийцам! Ленинград Запланированное на декабрь 1941 г. Это была Любанская операция Ленинградское-Волховское наступление. По замыслу советского командования планировалось силами войск Волховского фронта с рубежа Волхова и 54-й армии из района Погостья нанести удар в общем направлении на Любань, перерезать железные дороги Ленинград-Дно и Ленинград-Новгород, окружить и уничтожить группировку войск противника в районах Любани и Чолово и в дальнейшем, наступая на северо-запад, выйти в тыл немецким войскам, блокировавшим Ленинград. Подробное описание Любанской операции не входит в задачи данной статьи, тем более что она является достаточно известной из-за судьбы 2-й ударной армии и её командующего - печально известного генерал-лейтенанта А.

Власова [13]. Следует сказать лишь, что ни Волховский, ни Ленинградский фронты поставленных задач не выполнили и блокада Ленинграда ни прорвана, ни, тем более, снята не была. Тем не менее, как справедливо отмечает Гланц: "…вопреки одному из распространённых мнений, масштабы, интенсивность, продолжительность и цена этих операций наглядно свидетельствуют о том, что Сталин стремился разорвать кольцо блокады и ради этого предпринимал решительные действия" [14]. Летом 1942 г. Был запланирован целый ряд операций, однако, в конце концов, было решено провести только одну - "Нордлихт" "Северное сияние". Войска Манштейна были подчинены непосредственно ОКХ. Определённая роль в операции отводилась и финской армии [15]. Однако планам противника не суждено было сбыться. В начале июля советская разведка доложила о возможном наступлении немецких войск на ленинградском направлении, в связи с чем было решено упредить Вермахт и развернуть собственное наступление с целью деблокады города. После ряда незначительных наступлений в конце июля - начале августа, 19 августа 1942 г.

Первые эксперименты прошли с переменным успехом. Сразу после выздоровления он стал думать над решением возникшей проблемы. Им стал гидрозатвор, который служил разделителем между двигателем и огнем. Водород проходил своеобразную водную стену, и взрывы удавалось предотвратить. Проект Шелища был предложен чиновникам из руководства, и те дали добро на разработку. На испытания собрались вся верхушка Ленинградской службы ПВО. Борис Шелищ провел процедуру запуска в присутствии руководства.

Двигатель завелся мгновенно, вопреки 30-градусному морозу, и работал без перебоев. Все последующие эксперименты также прошли успешно. Впечатленное командование предписало в 10-дневный срок перевести все аэростатные лебедки на водород. Однако ресурсов для этого у разработчиков попросту не было. Шелищ вновь взялся найти решения. В своих поисках он оказался на Балтийском заводе и поначалу ничего не нашел. Однако затем, зайдя на склад, наткнулся на огромное количество использованных огнетушителей.

И они стали идеальным решением. Тем более, что в условиях постоянных бомбардировок «запасы» пустых огнетушителей непрерывно пополнялись. Для того, чтобы уложиться в срок, разработчики работали несколькими бригадами едва ли не круглосуточно. Счет созданных и установленных единиц нужного оборудования шел на сотни. Но ленинградцы все-таки успели. И аэростаты вновь взмыли в небо, защищая блокадный город от вражеских бомбардировок непроходимой стеной.

По мнению персонажа Сайреса Смита, который был инженером, после иссякания месторождений угля, мир перейдет на воду, точнее ее составляющие — кислород и водород. Роман Жюля Верна подсказал выход. Шелищ был хорошо знаком с историей гордости воздухоплавания Германии дирижабля «Гинденбург». Катастрофа, которая была вызвана именно возгоранием водорода, стала причиной гибели десятков человек и активно освещалась в советской прессе. Этот трагический случай инициировал свертывание опытов с опасным газом и положил конец эре дирижаблей. Печальная судьба самого известного дирижабля доказала опасность использования водорода. В качестве первого эксперимента механик соединил шлангом аэростат с трубой двигателя «полуторки» и пустил отработанный водород. Задумка сработала — двигатель заработал сразу. Но дальше произошло непредвиденное — когда Шелищ попытался увеличить обороты, раздался взрыв. Механик отделался контузией, жертв не было. Первые эксперименты прошли с переменным успехом. Сразу после выздоровления он стал думать над решением возникшей проблемы. Им стал гидрозатвор, который служил разделителем между двигателем и огнем. Водород проходил своеобразную водную стену, и взрывы удавалось предотвратить. Проект Шелища был предложен чиновникам из руководства, и те дали добро на разработку. На испытания собрались вся верхушка Ленинградской службы ПВО. Борис Шелищ провел процедуру запуска в присутствии руководства. Двигатель завелся мгновенно, вопреки 30-градусному морозу, и работал без перебоев. Все последующие эксперименты также прошли успешно. Впечатленное командование предписало в 10-дневный срок перевести все аэростатные лебедки на водород.

Водородный двигатель изобрели еще в блокадном Ленинграде

Дирижабль в блокаду Ленинграда. Блокада Ленинграда аэростаты заграждения. Аэростаты в блокадном Ленинграде. Дирижабль над Ленинградом в годы войны 1941. Во вторник, 27 января, в 16:00 начнется молодежная патриотическая акция "Небо над Ленинградом", посвященная полному освобождению Ленинграда от блокады. Аэростаты охраняли небо над блокадным Ленинградом, не давая ни малейшей возможности вражеским самолетам пикировать и ограждая горожан от прицельного бомбометания. Водородный двигатель в блокадном Ленинграде. 27 января в небо над Петербургом поднимутся аэростаты в честь 71-летия со дня снятия блокады Ленинграда.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий