Новости юлий осипович мартов

/ Фотография Юлий Мартов (photo Yuly Martov). Лев Мартов (настоящее имя Юлий Осипович Цедербаум) — участник социал-демократического движения с 1892 г.; с 1895 г. Мартов Юлий Осипович – известный политический деятель, марксист, социал-демократ. Юлий Осипович остался в Европе, и выпавшая на его долю третья эмиграция продолжалась до новой революции 1917-го года. Юлий Осипович Мартов (Цедербаум) известный деятель революционного движения, один из лидеров фракции, а затем и партии «меньшевиков».

Мартовский код

Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, я в Константинополе в зажиточной еврейской семье. Юлий Осипович Мартов (Цедербаум) известный деятель революционного движения, один из лидеров фракции, а затем и партии «меньшевиков», образовавшейся в результате раскола РСДРП. Мартов, Юлий Осипович. В октябре 1920 Мартов легально выехал за границу по поручению ЦК меньшевиков в качестве представителя партии в Интернационале; до своей смерти оставался советским гражданином. Юлий Осипович Цедербаум (Мартов) прожил сравнительно недолгую жизнь — полвека, но его политическое умирание не было тихим. Юлий Осипович Мартов (настоящая фамилия Цедербаум) — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист.

Попова Тамара Юльевна

Началась революция 1905 года, и они вернулись в С. Петербург, заехали в Саратов получить новые паспорта. По заданию ЦК м поехали в С. Петербург на нелегальную работу, там их арестовали. Благодаря революции 1905 года их освободили, и они уехали в Баку. Бабушка работала там статистиком. В 1913 году уехала вместе с мужем в Чердынь до 1915 года.

Вернулась в Саратов, где снова работала статистиком в Местном самоуправлении. В 1918 г. Занималась научной работой. Потом из Вятки выслана в Кашин. В 1931 году сосланы в Казань, бабушка работала экономистом и плановиком в гортресте, стройтресте. Мне рассказывали бывшие репрессированные, которые встретили Конкордию Ивановну в Новосибирске, она голодала, и ее несли конвоиры на пальто.

Она успела им сказать, что за "придуманные" провинности отвечать не будет. Она, будучи агентом "Искры", уже тогда не брала на себя вину за свою деятельность, а теперь за "придуманное" и вовсе не чувствует вины и отвечать не будет. В делах КГБ я узнала, что Конкордии Ивановне сказал тюремщик, что ее пустят в расход, и она после этого заявила, что ни на какие допросы ходить не будет. И действительно, сколько ни пытались ее привести силой на допрос, ничего не удалось. В деле нет ни одного показания, нет ничего — чистые листы. Мне сказали, что такое дело — единственное.

В деле есть последнее слово Конкордии Ивановны — она сказала, что все дело ложное, придуманное. Петербурге 2 февраля 1907 года. В 1916 году учился в начальной школе г. В 1917 году в Саратове ходил с кружкой — собирал деньги на партийную печать. Жил с мамой К. В августе 1917 года С.

Цедербаум увез семью в Петроград, летом 1918 года переехали в Москву, и жили вместе с Л. Мартовым и Ф. Дан по адресу Введенский пер, дом 14, кв. Учился и в 1924 году окончил школу 43 2 ступени РОНО г. В 1920 году был организован "Союз молодых меньшевиков", одним из руководителей был его двоюродный брат Андрей Сергеевич Кранихфельд, который дал Юлию Сергеевичу работу — печатать на шапирографе журнал "Юный - 35 - пролетарий". В 1920 году "Союз молодых меньшевиков" был запрещен, и все были арестованы, а в 1921 году была запрещена Партия меньшевиков, и родители Юлия Сергеевича были арестованы.

Учился в Плехановском институте. В 1925 г. Ордера на арест Юлия Сергеевича не было, ордер был оформлен задним числом. Выслан вместе с родителями решением от 3 апреля 1925 года в Минусинск на 3 года. После дополнительных хлопот ему разрешили уехать в Саратов к родителям. В 1931 году был арестован за организацию массовых беспорядков на Саратовской бирже труда, через несколько месяцев освобожден.

Работал экономистом в Татарском Промсоюзе и одновременно директором Дома науки и техники. В конце 1931 года работал экономистом в Совнархозе и стал начальником кредитно-планового сектора Татарского Комбанка. Читая текст или просматривая записи в трудовой книжке, может сложиться ложное впечатление, что люди часто и легко меняли работу, и это на фоне безработицы. Но как только "политические" занимали положение и зарабатывали авторитет, немедленно следовало распоряжение НКВД о переводе на другую работу или увольнении. Так в 1933 году папа был уволен и вынужден уехать в Свердловск. Связь с др.

Цедербаумом — то есть это один круг конечно, "тайная организация" 11 В обвинении сказано: 26. Ка-лате, начальником планово-экономического сектора. В 30-х годах город Калата был маленьким деревянным городом, с палисадниками с большими желтыми цветами. Вокруг города — горы, покрытые лесом с грибами и ягодами, водились медведи. Я с мужем была еще раз в Калате уже в 80-х годах — города я не узнала. Леса уже не было — простирались болота.

Везде одинаковые пятиэтажные дома, цветов нет — уныло вокруг. В городе Калате умерла моя мама — Мария Ильинична Крупнова в 1935 году, и папа уехал под Москву, станция Столбовая, где устроился на завод им. Баранова, Союзхимпластмасс. Мы жили с бабушкой в однокомнатной квартире в поселке при заводе, а после ареста отца бабушка увезла меня в свою комнату в Москву — Воронцовская ул. Приговором Военной коллегии Верховного Суда СССР 13 ноября 1940 года был приговорен к ВМН, за якобы участие в контрреволюционной организации меньшевиков, за террористическую деятельность, направленную против руководства Советского пра- - 37 - вительства. В расстрельной книге КГБ я видела акт о приведении приговора в исполнение, и узнала, что труп отправлен был в Донской крематорий, то есть туда же, куда в 1939 году отправлен был труп деда.

Привожу отрывок из его воспоминаний. По ночам мы иногда слышали постукивание из соседних камер, напоминающее "морзянку". В нашей камере нашелся человек по фамилии Цедербаум, который разбирался в этой азбуке. Он называл себя племянником Мартова. Инженер-химик не то из Воскресенска, не то из Вознесенска не помню , он с 1929 года все время с небольшими перерывами находился в тюрьмах и ссылке, во всех тюремных делах был достаточно искушенной личностью, что быстро сумел доказать. Пройдя такой же тщательный "шмон", как и мы все, он сумел протащить в камеру иголку, графит от карандаша, "писку" половину лезвия от бритвы.

Он быстро понимал и сам выстукивал соседям по "морзянке", узнавал тюремные новости, о которых потом потихоньку мне сообщал. Боясь огласки, он говорил: "Смотри, Михаил, не каждому доверяй, могут быть среди нас и настоящие "стукачи". Он играл в шахматы, сделанные им из хлебного мякиша и окрашенные зубным порошком. Постепенно и я научился этим тюремным премудростям и в совершенстве стал "разговаривать" с соседними камерами. Но все же я Цедербаума явно недолюбливал, от него так и разило антисоветским настроением, озлоблением против руководства партии. Между нами часто возникали яростные споры, заглушать которые чаще всего приходилось Изгоеву, необыкновенно выдержанному и волевому товарищу, июль—август 1937 год.

Они сказали, что читали Диккенса он в это время был под запретом , Есенина 12 Из воспоминаний бывших репрессированных Миндлина М. Жалко только то, что в это же время там был дедушка, Сергей Осипович Цедербаум, но узнали ли они, что они рядом, из дел отца и деда я не смогла узнать. Отец знал эсперанто, был блестящий шахматист и переписывался со многими за границей, кроме того он был страстный коллекционер, собирал марки, прекрасно играл в волейбол, играл на пианино, любил танцевать, получал шахматные журналы из многих стран, сам печатался в шахматных журналах. Много писем отец получал из-за границы, но в его деле не было обвинения в шпионаже, и я поняла, что главное для него обвинение это то, что он племянник Л. Мартова и сын В. Папа был поражен, что Сергей Осипович подписал обвинение, он столько мог сказать, что ничего не знает, он, как мне кажется, не догадался, что отца пытали, конечно, ему не показали протест Сергея Осиповича, написанный на имя Берия.

Я так и не знаю, поверил ли мой отец в то, что его отец вел антисоветскую работу, не поняла, читая дело в КГБ. Отдыхая в Риге в 1952 году, я познакомилась с человеком, который преподавал в Казанском университете, мы разговорились, он стал рассказывать о своей молодости и назвал улицу, где бывал в гостях — Солдатскую. Я сказала, что тоже на этой улице была, он удивился, так как помнил маленькую девочку, которая бегала среди людей. Время было такое, что нельзя было расспрашивать, опасно, я не спросила ни фамилии, ни имени. Он очень тепло рассказывал о моем отце и спросил, где он. Я ответила, что жду его, а бабушка и дедушка, конечно, погибли, ждать их было бессмысленно.

Так вот пришла ко мне весточка о моих. В 80-х годах мы с мужем были в Казани, но не нашли ни улицы, ни дома. Читая книгу Аркадия Ваксберга "Нераскрытые тайны" М. Мейерхольда, и КГБ играли с детьми осужденных. В такую же игру вовлекли и меня, но это был 1942 год в Москве, в октябре, и поэтому игра не имела продолжения, как я понимаю. В октябре 1942 года мне исполнилось 16 лет и я получила перевод из Средней Азии на имя Тамары Цедербаум.

У нас была старая почтальон, она отдала мне деньги, а квитанцию разорвала, сказав, что сейчас никто не проверит. В Средней Азии у меня никого не было, родные все были расстреляны, конечно, я узнала 13 Мы вместе с ним собирали марки, отец рассказывал мне о разных странах или читал, мы изучали с помощью марок карту, я знала в какой стране живут разные животные, об истории. Поэтому в школе мне все было легко и знакомо, я не понимала тех ребят, которым это давалось с трудом. Так я и не знаю, кто прислал деньги, это осталось тайной. В 1946 году, во дворе, когда я бежала на работу, боясь опоздать, меня остановил мужчина, спросил, не я ли Тамара Цедербаум, я подтвердила, что это я, и мы договорились, что он придет вечером. Я ждала его, но не догадалась выйти, а он не пришел.

Может быть, это был кто-то из сидевших вместе с папой, но побоялся прийти, вдруг я донесла, так я и не знаю, кто был и что хотел мне сказать. Очень жаль, что тайна осталась, и меня это мучило всю жизнь. А если это тоже была провокация КГБ, кто знает, так, видно и умру и не буду знать, что же было на самом деле. В 1953 году была создана комиссия из интеллигенции, которая поехала на квартиру Сталина, и вот совершенно случайно я попала в нее и поехала на квартиру Сталина. Когда ехали в машине, все время думала, как все бывает странно в жизни: всех моих убил, искали меня, а я неожиданно еду на квартиру палача в составе комиссии. Совершенно случайно до меня дошла весточка об отце.

В Ленинграде вышли воспоминания старого каторжанина и шлиссельбуржца Муравина, который в 1938 году сидел на Лубянке, он пишет, что на Лубянке почти не было протестов против режима, но вот он был свидетелем как раз такого случая: "Бывали и единичные протесты против режима, в котором содержались в подвалах на Лубянке, но они ликвидировались быстро, не допуская, чтобы они разрослись во всеобщий. Как рассказывали, за день до моего прибытия в 4-ю камеру подвала был приведен один молодой человек по фамилии Цедербаум, некоторые из заключенных говорили, что он сын Сергея Ежова, племянник лидера меньшевиков-интернационалистов Мартова. Почувствовав удушье от недостатка воздуха, Цедербаум постучал в дверь и попросил включить вентиляцию. Получив от коридорного грубый ответ, Цедербаум ему заявил, что если по истечении пяти минут не дадут в комнату воздуха, то он вышибет стекла окна. Это заявление было сделано так авторитетно, что не оставило у коридорного никакого сомнения, что все будет по сказанному. Не успел истечь ультимативный срок, Цедербаум был убран набежавшими оперативниками куда-то".

Папа ничего не подписал, он сказал, что ничего никогда не делал и что он социал-демократ и остается им. Ему давали список шахматистов и предлагали подписать, что они шпионы, он сказал, что об этом не знает. Короче говоря, он сидел на Лубянке с 1936 года, там был его отец, мой дедушка Сергей Осипович, но я из дела не увидела, знали ли они, что оба сидят на Лубянке, очень жаль, если они так и не видели друг друга. Разрешили написать о помиловании, которое было отклонено, и 27 ноября 1940 г. Юлий Сергеевич был расстрелян, перед расстрелом находился в Бутырской тюрьме, откуда его взяли на расстрел. Акт о приведении приговора к исполнению находится в расстрельной книге КГБ, расстрелян не один, вместе с ним еще 28 человек, все эти трупы отправлены в крематорий.

Труп кремировали 27 ноября 1940 г. Так вот получилось, что на Донском кладбище была кремация моего дедушки и папы. Пепел их двоих лежит или во рву вокруг ограды, или на капустных полях Коломенского. Ее отец — Илья Иванович Крупной, уроженец Московской губернии Бронницкого уезда, село Мячково, купец, 1871 года рождения. Почетный гражданин г. По постановлению коллегии ОГПУ 27 февраля 1925 г.

Скончалась Матрона Ивановна 26 августа 1937 года. Мария Ильинична Крупнова была арестована 31 декабря 1922 г. Намеченная к созыву XIV Петроградской общегородской конференцией ЛСР, собиралась Петроградским секретарем в целях обсуждения ряда вопросов преимущественно информационного характера, заслушать мнение отдельных частей организации о разработке общепартийной тактики, для выборов Петроградского комитета ЛСР. Были собраны члены ЛСР и сочувствующие для совместной встречи Нового года. Собрание до конца не было проведено и не было встречи Нового года, все было прервано прибытием сотрудников ОГПУ. Оказывается, в Ленинграде мама была под выдуманной фамилией Николаевой, и только потом, когда я прочла дело дедушки Ильи Ивановича Крупнова, я узнала, что в Ленинграде мама была арестована под фамилией Николаева, и тогда, наконец, нашла дело моей мамы.

Новониколаевск в настоящее время — Минусинск. Ввиду того, что в Новониколаевске хотели всех прибывших отправить в тюрьму, они все их было 13 человек написали заявление в Президиум Сибирского ревкома: "Заявление По постановлению административной Комиссии НКВД от 14 мая с. Петроградское ГПУ в лице Мессинга, Леонова, Збруева, учитывая, что они имеют дело с социалистами, дали нам честное слово членов РКП, что нас ввиду тяжелого состояния нашего здоровья и целого ряда других причин не будут ссылать из Новониколаевска и предоставят нам работу по специальности в сов. Сегодня 1 июня нам было предложено Новониколаевским Губотделом оставить вагон и отравиться под конвоем в каземат местного губотдела. На наше справедливое возражение, что намерены прежде чем отправиться в тюрьму вместо уготованной для нас ссылки выяснить нашу ситуацию в Николаевске, к нам прибыл представитель Новониколаевского ГПУ Ашмарин, который заявил нам о намерении Сибирского Ревкома выслать нас в Нарымский край. На все попытки нашего представителя тов.

Богданова М. Таким образом, с самого начала попытка Нивониколаевского ГПУ, цинично дискредитировавшего выше приведенными словами РКП, является политикой, провоцирующей нас на конфликт, не думая, что все честные слова ответственных петроградских коммунистов и соглашение, которое было заключено с нами в Петроградском ГПУ, на основании которого мы выехали из Петрограда, является злостной провокацией. Мы расцениваем поэтому действия Новониколаевского ГПУ как явление местного произвола и желание жестокой расправы с социалистами. Ввиду того, что все слова и вся политика Новониколаевского ГПУ неприемлемы для нас, мы резко протестуем против произвола и насилия категорически постановленного на всех обстоятельствах, принятых ПГОГПУ по отношению к нам. Продолжение политики Ашмарина неизбежно приведет нас к столкновению, тяжелые последствия которых мы неизбежно возложим на Сиб. Пересмотр дел, срок ссылки кончается 28 апреля 1926 года.

Минусинск не выдает документов, задерживая выезд, не доказывая законных оснований просим вмешательства. Основание задержания. Все уехали из Минусинска. Я горда, что моя мама Крупнова М. Я никак не могла понять, почему моя мама москвичка родила меня в Нижнем Новгороде, и только прочтя ее дело в КГБ, поняла, что она не имела права приехать в Москву и остановилась у товарища по партии в Нижнем Новгороде, который имел квартиру. Скончалась моя мама 10 ноября 1935 г.

Калате, где мы все вместе жили — папа, мама, бабушка Матрона Ивановна Крупнова и я. Так кончилась наша спокойная жизнь в этот период. Вскоре после переезда из Калаты в Московскую область арестовали отца. Папа после смерти мамы уехал искать работу, чтобы уехать из Калаты. Пока мы его ждали с бабушкой, в нашу квартиру вселили рабочего-ударника. Он решил, что все наши вещи должны стать его.

Все забрал, бабушка ничего не могла сделать, и только после приезда отца все вещи папа забрал и отправил на адрес бабушки в Москву. Она жила в Москве, Воронцовская ул. После ареста отца 27 апреля 1937 года бабушка осталась без средств, ей не давали пенсию. Матрона Ивановна пошла к Н. Крупской, которая хорошо нас знала. Крупская сказала бабушке, что помочь никому она не может, но спасет меня.

Бабушка Матрона Ивановна скончалась от рака 6 августа 1937 года, я осталась совершенно одна. И буквально сразу же мне из отдела опеки райисполкома дали опекуна, совершенно чужих людей, которые никогда не знали и не видели моих. Мне повезло, что нашли опекуна, а не отдали в детский дом. Могла меня взять сестра дедушки Евгения Осиповна Яхнина. Она жила в полном достатке, не нуждалась и ее никто не трогал. Могла взять меня родная сестра папы Вера Сергеевна, она жила не богато, но могла меня взять.

Но ни та, ни другая не взяли меня, побоялись. Ливны, родилась 12 октября 1901 года. Она была членом общины евангельских христиан-баптистов, а ее мама была православная. Она блестяще окончила библейские курсы. Скончалась Варвара Михайловна 7 декабря 1978 года. Мария Алексеевна Щеглова родилась 30 марта 1876 года в г.

Скончалась 4 февраля 1955 года в Москве. Это были милые, умные люди. Они дали мне возможность закончить школу и институт, который кончила заочно. Жили мы скудно, так как Варвара Михайловна получала мизерную зарплату, она работала бухгалтером. Но никогда я не чувствовала, что живу у чужих, никогда меня не упрекнули куском хлеба. Я получала только ласку и внимание, бесконечно благодарна им и никогда не забуду их, спасибо им за все.

Мартова партийный псевдоним — Ф. Дневницкий , родился 25 декабря 1883 г. Отец — Исай Александрович Цедербаум, родился в 1854 г. Подольска Московской губернии. Мать — Елизавета Григорьевна Пинес, родилась в 1864 г. Учился во 2-й гимназии С.

Петербурга, окончил ее в 1902 г. Петербургский университет, на математическое отделение физико-математического факультета. В 1906 г. Плехановец, вернулся в Россию вместе с Плехановым в 1917 году. Работал в газете "Единство" до ее закрытия в 1918 г. После закрытия газеты "Единство" поступил на работу в качестве инструктора культурно-массовой работы в "Производсоюз" в С.

Петербурге и одновременно учился в Педагогической академии, которую окончил в 1920 году. Стал работать научным сотрудником академии до 1921 года, а в 1921 году вместе с профессорами академии был привлечен органами ВЧК за контрреволюционную деятельность дело Таганцева. Скрылся, перешел на нелегальное положение и жил под фамилией Богомил Павел Николаевич. Эти документы были у него, так как в 1907 г. У него были - 45 - еще несколько ложных документов, и он стал жить по ним. Жил как Кайский Петр Федорович, а потом стал работать научным сотрудником в сельскохозяйственном комитете и в институте агрономии под фамилией Туманова Федора Игнатьевича, давал частные уроки.

В 1926 г. После отбытия 10 лет был выпущен в мае 1936 года. Потом поехал искать работу в Ленинградскую область, в Ленинграде встретился с сыном, который вскоре был арестован. Эта встреча потом ставилась в вину Федору Исаевичу, НКВД считало, что он восстанавливал контрреволюционные связи для борьбы с Советской властью. Ленинграде и был связан с Москвой с меньшевистским подпольем был у своих братьев у Я. Был осужден в политизоляторе на 10 лет.

В настоящее время возвратился из мест заключения и ведет активную к. Установлено, что в 1936 году, освободившись из политизолятора, Цедербаум объехал ряд городов Сов. Союза: Енисейск, Красноярск, Москва, Ленинград, где устанавливал связи с активными меньшевиками в целях активизации к. Один из руководителей Таганцевского заговора" опять моя расшифровка — это города, где он искал работу, где приезжал в АН СССР и где болел 2 месяца в больнице и т. Из Ленинграда поехал в Малую Вишеру, где нашел работу в неполной средней школе педагогом. Проживал в Б.

Вишере, Кирпичная ул. Вишере Ленинградской обл. Ему приписали восстановление связей, встречу с сыном, он не мог скрыть эту встречу, 14 Обвинительное заключение по следственному делу по обвинению Ф. Цедербаума по ст. Приговор приведен в исполнение 26 августа 1937 года. Где его расстреляли, в расстрельной книге КГБ не указано, не указано и место захоронения.

Мне не удалось добиться более точных сведений, только — Ленинградская область. В деле, конечно, есть упоминание, что он брат Л. Мартова, это ведь главное, что решало его судьбу. В воспоминаниях родственников есть сведения, что Федору Исаевичу было предложено в Москве возглавить Наркомпрос, он понял, что это провокация, и отказался. Там в отделении математики его поздравляли и договорились о его выступлении с этим сообщением, но он был арестован и расстрелян. Кто-то приписал себе это решение.

Пыталась узнать, было ли зафиксировано это в отделении математики АН СССР, но мне сказали, что в эти годы не записывали и не фиксировали сообщения людей. Следовательно, все, что было сделано Федором Исаевичем, украдено, и уже никогда не будет ничего о нем сказано, очень жаль, что талантливые люди погибли, и все, что они сделали, пропало. Где его расстреляли и захоронили, нет записей, и в делах КГБ я не смогла найти ответ на этот вопрос. Мать — Ида Ефимовна Хородчинская, из купеческой семьи, родилась в 1889 г. Окончила Высшие Бестужевские курсы, была педагогом немецкого языка. Кроме этого работала переводчиком, я нашла ее перевод — Альтенберг "Сумерки жизни".

Познакомилась с Плехановым в Женеве, куда поехала учиться и стала работать техническим секретарем у Плеханова. Принимала участие в работе редакции "Звезда Правды". Ра- - 48 - ботая там, познакомилась с Федором Исаевичем Цедербаумом и вышла замуж. В 1913 году уехала из Женевы в Россию, и в Выборге родила сына. После 1917 г. После переворота, когда стало в С.

В 1929 году при аресте ее сына — ученика школы, ее допрашивали, но не арестовали, и только после второго ареста сына в 1933 году ее выслали из Ленинграда в Ульяновскую обл. Мелекессе, работала в школе, педагогом немецкого языка.

В своих воспоминаниях один из заметных актеров российской революционной трагедии И. Церетели приводил монолог Мартова. Единственная вещь, которая его интересует, это революция, и настоящей революцией он считает только ту, где власть будет захвачена большевиками. Я задаю себе вопрос, продолжал Мартов, что будет делать Ленин, если демократии удастся добиться заключения мира?

Очень возможно, что в этом случае Ленин перестроит всю свою агитацию в массах и станет проповедовать им, что все беды послевоенной поры происходят от преступлений демократии, состоящих в том, что она преждевременно закончила войну и не имела мужества довести ее до полного разгрома германского милитаризма. Все остальное было подчинено цели ее захвата. После того как в июне 1918 года ВЦИК вывел из своего состава правых эсеров и меньшевиков, Мартову ничего не оставалось, как бороться пером против сползания революции к диктатуре одной партии. Шуб приводит свидетельство Е. Драбкиной, видевшей сцену исключения меньшевиков из управляющего эшелона революции. После проведенного Я.

Свердловым голосования, исключившего правых эсеров и меньшевиков из Советов, и предложения покинуть зал заседаний ВЦИК вскочил Мартов и, посылая проклятья «диктаторам», «бонапартистам», «узурпаторам», «захватчикам», пытался надеть свое поношенное пальто, но никак не попадал в рукав. Ленин стоял бледный и молча смотрел на выразительную сцену. Сидевший рядом левый эсер весело смеялся, тыча пальцем в кашляющего и ругающегося Мартова. Тот наконец справился с пальто и, уходя, обернувшись, пророчески бросил хохочущему революционеру: — Вы напрасно веселитесь, молодой человек. Не пройдет и трех месяцев, как вы последуете за нами136. Вспоминая трагедию Мартова, которая лишь рельефнее оттеняет трагедию русской революции и большевистскую одномерность Ленина, нельзя вместе с тем смотреть на поверженного лидера меньшевиков как на лицо, олицетворяющее только историческую правоту.

Он верил, что социалистческая революция может быть обновляющим и освежающим актом созидания. Мартов не мог принять лишь ленинского монополизма, ставки большевиков на насилие и террор. Правда, это весьма немало. Потерпевший поражение революционер наивно верил, что революция может быть чистой, моральной, светлой. В дни, когда белый и красный террор, столкнувшись, образовали чудовищную волну насилия, Мартов быстро написал брошюру: «Долой смертную казнь». На одном дыхании он писал строки, подобные этим: «Как только большевики стали у власти, с первого же дня, объявив об отмене смертной казни, они начали убивать пленников, захваченных после боя в гражданской войне, как это делают все дикари.

Убивать врагов, которые после боя сдались на слово, на обещание, что им будет дарована жизнь… Смертная казнь объявлялась отмененной, но в каждом городе, в каждом уезде разные чрезвычайные комиссии и военно-революционные комитеты приказывали расстреливать сотни и сотни людей… Этот кровавый разврат совершается именем социализма, именем того учения, которое провозгласило братство людей в труде высшей целью человечества… Партия смертных казней — такой же враг рабочего класса, как и партия погромов»137. Как бы «доказывая» правоту слов Мартова, уже после его смерти, в ноябре 1923 года, Политбюро рассматривало «Туркестанский вопрос». Докладывал Рудзутак. Он сообщил «вождям», что в Туркестане пригласили на переговоры с советской властью руководителей отрядов басмачей. Им обещалось, что жизни их не угрожает опасность и что на специальной конференции будут рассмотрены пути мирного решения конфликта. Приехало 183 главаря.

Всех их немедленно арестовали и 151 человека приговорили к расстрелу. Первых из списка уже поставили к стенке и расстреляли, но тут вмешалась Москва. Нет, Политбюро не сочло этот акт проявлением коварства, а просто пока «несвоевременным»138. У Мартова были аргументы нравственные, у Ленина — аргументы политического прагматизма. Призывы к «моральности» Ленин считал проявлением «буржуазного либерализма». На такие сентенции отвечал записками наподобие той, которую он написал И.

Уншлихту: «Никак не могу быть в Политбюро. У меня ухудшение. Думаю, что во мне и нет надобности. Дело теперь только в чисто технических мерах, ведущих к тому, чтобы наши суды усилили и сделали более быстрой репрессию против меньшевиков… С ком. Террор, репрессии, насилие для Ленина были чисто «техническим» делом. У Мартова не было шансов повлиять на большевистское руководство в сторону гуманизации его политики.

Ее сутью было насильственное переустройство общества и всего мира. Моральная наивность российского Дон Кихота поднимает его на большую нравственную высоту, недоступную людям, одержавшим над ним и его единомышленниками победу. Политически Мартов умирал бурно. Физически он погас тихо и печально, как сгоревшая свеча. Уже будучи тяжелобольным, он смог по разрешению Политбюро ЦК РКП осенью 1920 года уехать в Германию, успел создать печатный орган меньшевиков в Берлине «Социалистический вестник». В последней своей статье, которую он смог с трудом написать, пока смерть не похитила его у жизни, Мартов верит в неизбежный уход с исторической сцены большевизма и замену его в России «правовым режимом демократии».

Может быть, мы только сейчас находимся на пороге свершения его вещего желания? Или вновь новая волна большевизма захлестнет несчастную российскую демократию?

Чхеидзе , хотя и вошёл во Временный Совет Российской республики, т. К Октябрьской революции отнёсся отрицательно, ушёл с делегацией меньшевиков со II съезда Советов. Выступал против ограничения большевиками свободы слова, против арестов видных деятелей не только меньшевиков и эсеров, но также буржуазных партий и беспартийных.

Осудил разгон Учредительного собрания. В марте 1918 г. Мартов переехал в Москву, где находился ЦК РСДРП , и возглавил редакцию газеты «Вперёд», с помощью которой ещё пытался вернуть результаты революции в демократическом направлении. Он опубликовал разоблачающие И. Сталина материалы [источник не указан 1158 дней] об участии того в экспроприациях 1906 — 1907 гг.

Сталин подал на Мартова в суд за клевету, процесс окончился «общественным порицанием» Мартову [3]. По книге британского историка Саймона Монтефиоре " Молодой Сталин " об этом указывается так: "Юлий Мартов опубликовал в 1918 году статью, в которой писал, что Сталин не имеет права занимать правительственные посты, так как был исключен из партии в 1907-м. Тогда выяснилось, что Сталин действительно был исключен из партии, но не ЦК, а низовой организацией Тифлиса. Мартов выступал против заключения мирного договора России с Германией. В мае 1918 г.

В конце 1918 г. Летом 1919 г. В сентябре 1920 , будучи смертельно болен туберкулёзом, эмигрировал. В Германии к нему присоединился высланный из России Ф. Дан , и их работа продолжалась в Заграничном бюро ЦК меньшевиков.

Сразу после приезда в Берлин Мартов с согласия ЦК партии основал журнал « Социалистический вестник », и его статьи регулярно печатались на страницах этого журнала. Всего вышло в свет 45 его статей и заметок, в которых он старался понять и объяснить большевизм, в котором видел «потребительский коммунизм». Впоследствии « Социалистический вестник » стал центральным органом партии главный редактор Соломон Шварц , во многом определял политическую линию ЦК меньшевиков. Аксельрод упрекал Мартова в «огромном несоответствии» противоречия между его «принципиальной оценкой исторического значения большевизма» и той, «в сущности, не просто оппозицией, а войной», которую меньшевистская партия, ведомая тем же Мартовым, вела против большевистской диктатуры, Аксельрод писал: «…Если большевики и только они выполняют у нас надлежащим образом исторические задачи революции, как якобинцы в своё время во Франции, то борьба наша против них по существу контрреволюционна. Наша прямая обязанность, наш революционный долг — вступить в их ряды, и если уже делать оппозицию, то крайне осторожную, частичную и, разумеется, благожелательную» [5].

Обе фракции получили названия в соответствии с количеством членов, состоящих в них. Большинство — большевики, и меньшинство — меньшевики, соответственно. Стоит отметить, что названная Мартовым фракция «меньшевики», не сыскала должного уровня доверия среди простых граждан. В результате чего, Юлию Осиповичу пришлось на время оставить революционное движение.

Возвращение из эмиграции и критика действий Ленина Обострение отношений в ходе революции 1917 г. Мартова в Россию. Стоит подчеркнуть, что он вернулся одновременно с Лениным, который в то время также перебывал за пределами Родины. Как ярый антивоенный пропагандист, Мартов возвращался через Германию в «опломбированном вагоне».

Дома всем планам и начинаниям Юлия Осиповича не удалось осуществиться. Даже, несмотря на определенное положение в революционных кругах, ему не получилось попасть в руководящий состав Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов.

Юлий Мартов - кратко

В марте 1901 года Юлий Осипович приехал в Мюнхен и сразу стал соредактором выходившей уже газеты «Искра». Лев Мартов (настоящее имя Юлий Осипович Цедербаум) — участник социал-демократического движения с 1892 г.; с 1895 г. Мартов, Юлий Осипович 1873 1923 российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма. Мартов (Цедербаум) Юлий Осипович (1873-1923) Главный меньшевик Он так и не обзавелся собственной семьей. Юлий Осипович Мартов настоящая фамилия Цедербаум — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист.

Трагедия Мартова

В марте 1901 года Юлий Осипович приехал в Мюнхен и сразу стал соредактором выходившей уже газеты «Искра». Мартов (Цедербаум) Юлий Осипович (1873-1923) Главный меньшевик Он так и не обзавелся собственной семьей. 1923) - русский социал-демократ, один из лидеров меньшевизма. Мартов, Юлий Осипович (1873 1923) российский политический деятель, публицист, участник революционного движения, основатель меньшевизма. Мартов Юлий Осипович (1873–1923), деятель российской социал-демократии, один из идеологов и лидеров меньшевиков, мемуарист.

Они начинали как соратники

Лениным был выдвинут лозунг поражения собственного правительства, а также переход войны империалистов в войну гражданскую. В то же время, Ю. Мартов говорил о том, что война должна закончится в самое ближайшее время, и что должен наступить демократический мир. В начале Февральской революции 1917 года Ю. Мартов не поддержал вхождение во Временное правительство социал-демократов, поскольку это, согласно его взглядам, могло стать помехой в зарождающихся солдатских и рабочих массах «политической самодеятельности» и самосознания, которые необходимы для социалистических преобразований, которые образуются впоследствии. При этом, он все также продолжал критиковать большевицкую стратегию за то, что в ней они стремились привлечь в революционное движение солдатско-крестьянские массы, которые являются чуждыми для социализма и интересов рабочего класса. Замечание 2 В этот период Ю. Мартовым возглавлялась фракция так называемых меньшевиков-интернационалистов, которые выступали с критикой «революционной обороны», за демократический мир и международную солидарность рабочих всех стран. Мартов был избран в качестве делегата первого, второго, третьего и четвертого съезда Советов. В своих выступлениях на съездах он резко осуждал наступления на фронте и требовал, чтобы был организован созыв международной конференции социалистов с целью прекращения военных действий.

Октябрьская социалистическая революция трактовалась им в качестве ошибочного действия со стороны большевиков, он также призывал солдат и рабочих к отказу от вооруженного захвата власти. Согласно его позиции, спасение революции в те времена было возможным только в ситуации заключения мира, а также проведения значимых социальных реформ. На четвертом Чрезвычайном съезде Советов, Ю. Мартов выступил с речью, в которой высказался против заключения Брестского мира, и вместе с этим выступил за создание однородного социалистического правительства вместо Совета комиссаров «новой власти». При этом, в декабре 1918 года, на Всероссийском партийном совещании большевиков он поддержал политику советского правительства по вопросам борьбы с контрреволюцией, и провозгласил идею снятия требования Учредительного собрания. Являясь настоящим политиком, Мартовым был принят факт наличия советского строя, однако он остался приверженцем демократической республики и продолжил критиковать советское правительство. В октябре 1920 года Мартовым, по поручению ЦК партии меньшевиков которая была легализована 30 ноября 1919 года был совершен выезд за границу, где он выступал в качестве представителя партии во втором Интернационале, с сохранением советского гражданства. В 1921 году он стал создателем Венского, либо, как это называется — второго Интернационала.

Вслед за ним они прошли через тюрьмы и ссылки, работали в организации «Искра», были видными деятелями меньшевистской фракции и партии. Какие факторы определили выбор всеми ими такого жизненного пути? Свести все причины только к их протесту против антисемитизма, конечно, нельзя. Внуки гаскала были глубоко ассимилированы в российское общество, не соблюдали еврейских традиций, не знали еврейского языка, хотя и знали, что они евреи, а конкретные проявления антисемитизма не оставляли их равнодушными. Они росли не на национальной, а на космополитической почве. Достаточно указать, что домашним языком в семье был французский — язык, на котором говорила их мать. В то же время они воспитывались на русской демократической литературе. С одной стороны, идеология Д. Писарева сыграла в этом воспитании немаловажную роль. Культ утилитаризма и отрицания сторонников его называли «нигилистами» , вопрос «о голодных и раздетых людях» как цель мышления, преклонение перед естественными науками — идеи, усвоенные Юлием в детстве. С другой стороны — революционно-демократические идеи, мировоззрение А. Герцена, большим поклонником которого был их отец. Другим важным фактором, оказавшим влияние на формирование личности Мартова, был его физический недостаток — хромота. Кормилица уронила его с высокой кровати, и он сломал ногу. Он так и остался на всю жизнь хромым, приволакивал ногу, сильно сутулился при ходьбе, никогда не мог бегать, играть в подвижные игры и часто подвергался насмешкам сверстников. Будучи натурой деятельной, Юлий пытался создать свой идеальный мир. Он придумал себе собственную Утопию — город «Приличенск», основанный на началах правды, справедливости, равенства и любви к ближнему, противопоставляемый городу «Глупову» из повести М. Салтыкова-Щедрина, олицетворявшему ложь, несправедливость, неравенство и ненависть между людьми. Обладая задатками лидера, он организовал игру в «Приличенск», которая состояла в том, что дети представляли в диалогах все, что читали или о чем слышали. В этой игре создавался какой-то иной мир, параллельный реальному, но для детей вполне осязаемый. Там были свои законы, которым они подчинялись.

Но назначенная свадьба не состоялась, поскольку Юлий Осипович в этот день зашел в парижское кафе, погрузился в жаркие политические споры с товарищами по партии и забыл обо всем на свете… Юлий Осипович умер в одном из санаториев Шварцвальда 4 апреля 1923 г. После смерти он был кремирован и похоронен в присутствии М. Горького в Берлине....

На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала вместе с Лениным и Р. Люксембург он внес радикальные поправки в резолюцию об отношении к войне. В 1912 г. Мартов участвовал в Августовской конференции социал-демократов в Вене , где выступал с докладом об избирательной тактике. В 1913 г. В начале мировой войны он стоял на интернационалистских позициях, находился на левом фланге меньшевизма. Он работал в редакции парижских газет «Голос» и «Наше слово», откуда вышел в марте 1916 г. Во время Первой мировой войны был ее противником. Участвовая в Циммервальдской 1915 г. После Февральской революции 9 мая вернулся в Россию, так же, как и Ленин , проехав через Германию. Так как его авторитет уже упал, Мартов сыграл в революции значительно меньшую роль, чем другие меньшевики — И. Церетели , Ф. Дан или Н. В основном он придерживался тактики соглашательства и вошел во Временный Совет Российской республики, т. К Октябрьской революции отнесся отрицательно, ушел с делегацией меньшевиков со II съезда Советов. Осудил роспуск Учредительного собрания. В марте 1918 г. Он опубликовал "разоблачающие" И. Сталина материалы об якобы участии того в экспроприациях 1906—1907 гг. Поздние годы жизни Мартов выступал против заключения мирного договора России с Германией. В мае 1918 г. В конце 1918 г. Летом 1919 г.

Мартов Юлий Осипович

Публикация для страницы Росархива «Вконтакте». Артизов; составители В. Аракчеев, Д. Безьев, Е. Григорьев, Н.

Кириллова, Р. Садыков, П. Скороспелов, А. Сорокин, А.

Степанов, Т. Царевская-Дякина, Ю. Эскин, А. Одинцов М.

И, Кочетова А. Сентябрь-декабрь 1943 г. Воспоминания М. Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.

Судьба хирурга и житие святителя. Архиерейский собор 8 сентября 1943 г. Санкт-Петербург, 27-28 июля 2023 г. Сборник статей.

Архиепископ Крымский Лука Войно-Ясенецкий. Карпов — председатель Совета по длам Русской православной церкви. Соломонова об анархистском движении в Минске 1905-1907 гг. Том 9.

Рублев Д. Махно и Махновское движение в оценках российских и украинских анархистов. Анархист, дипломат, директор архива: жизнь и общественно-политическая деятельность И. Всероссийская федерация анархистской молодежи 1918-1919 гг.

Государственно-капиталистическая модель экономики: взгляд П. Серия 21: Управление государство и общество. Савельев П. Глава 5.

Большая российская энциклопедия bigenc. Пропагандистская деятельность Д. Социал-демократическая фракция Государственной думы ноябрь 1907 — июнь 1912 г. Глава 6.

Скороспелов П. Докладчик т. Документы советского военного планирования. Карты для Сталина.

Оперативный план 1931 года. Докладчик тов. Соловьев С. Ликвидация ВЧК: косметическая или кардинальная реформа?

Петров; ред. Смирнова]; Ин-т рос.

Какая гнусность! Какая ненужно-жестокая гнусность, какое бессовестное компрометирование великой русской революции новым потоком бессмысленно пролитой крови! Как будто недостаточно было уральской драмы — убийства членов семьи Николая Романова! Как будто недостаточно, что кровавая баня помогла русским контрреволюционерам и их агитации в Западной Европе против революции.

В момент, когда всеми силами надо помогать европейским друзьям русской революции в их кампании против вооруженного вмешательства и против блокады, усердные не по разуму террористы доставляют худшим врагам революции такой благодарный материал, как сообщение о бесцельном и безмотивном убийстве нескольких пленников! Когда в августе они были взяты заложниками, Социалистическая академия, которую вряд ли заподозрят в антибольшевизме, протестовала против ареста Николая Михайловича как ученого историка , чуждого политики.

Да здравствует мир! В своих воспоминаниях один из заметных актеров российской революционной трагедии И. Церетели приводил монолог Мартова. Единственная вещь, которая его интересует, это революция, и настоящей революцией он считает только ту, где власть будет захвачена большевиками. Я задаю себе вопрос, продолжал Мартов, что будет делать Ленин, если демократии удастся добиться заключения мира? Очень возможно, что в этом случае Ленин перестроит всю свою агитацию в массах и станет проповедовать им, что все беды послевоенной поры происходят от преступлений демократии, состоящих в том, что она преждевременно закончила войну и не имела мужества довести ее до полного разгрома германского милитаризма. Все остальное было подчинено цели ее захвата.

После того как в июне 1918 года ВЦИК вывел из своего состава правых эсеров и меньшевиков, Мартову ничего не оставалось, как бороться пером против сползания революции к диктатуре одной партии. Шуб приводит свидетельство Е. Драбкиной, видевшей сцену исключения меньшевиков из управляющего эшелона революции. После проведенного Я. Свердловым голосования, исключившего правых эсеров и меньшевиков из Советов, и предложения покинуть зал заседаний ВЦИК вскочил Мартов и, посылая проклятья «диктаторам», «бонапартистам», «узурпаторам», «захватчикам», пытался надеть свое поношенное пальто, но никак не попадал в рукав. Ленин стоял бледный и молча смотрел на выразительную сцену. Сидевший рядом левый эсер весело смеялся, тыча пальцем в кашляющего и ругающегося Мартова. Тот наконец справился с пальто и, уходя, обернувшись, пророчески бросил хохочущему революционеру: — Вы напрасно веселитесь, молодой человек. Не пройдет и трех месяцев, как вы последуете за нами136.

Вспоминая трагедию Мартова, которая лишь рельефнее оттеняет трагедию русской революции и большевистскую одномерность Ленина, нельзя вместе с тем смотреть на поверженного лидера меньшевиков как на лицо, олицетворяющее только историческую правоту. Он верил, что социалистческая революция может быть обновляющим и освежающим актом созидания. Мартов не мог принять лишь ленинского монополизма, ставки большевиков на насилие и террор. Правда, это весьма немало. Потерпевший поражение революционер наивно верил, что революция может быть чистой, моральной, светлой. В дни, когда белый и красный террор, столкнувшись, образовали чудовищную волну насилия, Мартов быстро написал брошюру: «Долой смертную казнь». На одном дыхании он писал строки, подобные этим: «Как только большевики стали у власти, с первого же дня, объявив об отмене смертной казни, они начали убивать пленников, захваченных после боя в гражданской войне, как это делают все дикари. Убивать врагов, которые после боя сдались на слово, на обещание, что им будет дарована жизнь… Смертная казнь объявлялась отмененной, но в каждом городе, в каждом уезде разные чрезвычайные комиссии и военно-революционные комитеты приказывали расстреливать сотни и сотни людей… Этот кровавый разврат совершается именем социализма, именем того учения, которое провозгласило братство людей в труде высшей целью человечества… Партия смертных казней — такой же враг рабочего класса, как и партия погромов»137. Как бы «доказывая» правоту слов Мартова, уже после его смерти, в ноябре 1923 года, Политбюро рассматривало «Туркестанский вопрос».

Докладывал Рудзутак. Он сообщил «вождям», что в Туркестане пригласили на переговоры с советской властью руководителей отрядов басмачей. Им обещалось, что жизни их не угрожает опасность и что на специальной конференции будут рассмотрены пути мирного решения конфликта. Приехало 183 главаря. Всех их немедленно арестовали и 151 человека приговорили к расстрелу. Первых из списка уже поставили к стенке и расстреляли, но тут вмешалась Москва. Нет, Политбюро не сочло этот акт проявлением коварства, а просто пока «несвоевременным»138. У Мартова были аргументы нравственные, у Ленина — аргументы политического прагматизма. Призывы к «моральности» Ленин считал проявлением «буржуазного либерализма».

На такие сентенции отвечал записками наподобие той, которую он написал И. Уншлихту: «Никак не могу быть в Политбюро. У меня ухудшение. Думаю, что во мне и нет надобности. Дело теперь только в чисто технических мерах, ведущих к тому, чтобы наши суды усилили и сделали более быстрой репрессию против меньшевиков… С ком. Террор, репрессии, насилие для Ленина были чисто «техническим» делом. У Мартова не было шансов повлиять на большевистское руководство в сторону гуманизации его политики. Ее сутью было насильственное переустройство общества и всего мира. Моральная наивность российского Дон Кихота поднимает его на большую нравственную высоту, недоступную людям, одержавшим над ним и его единомышленниками победу.

Политически Мартов умирал бурно. Физически он погас тихо и печально, как сгоревшая свеча. Уже будучи тяжелобольным, он смог по разрешению Политбюро ЦК РКП осенью 1920 года уехать в Германию, успел создать печатный орган меньшевиков в Берлине «Социалистический вестник». В последней своей статье, которую он смог с трудом написать, пока смерть не похитила его у жизни, Мартов верит в неизбежный уход с исторической сцены большевизма и замену его в России «правовым режимом демократии». Может быть, мы только сейчас находимся на пороге свершения его вещего желания?

В Германии базировалась редакция газеты с 1901 г. В августе 1901 г. За границей помимо работы по изданию « Искры », в редакции которой он был по существу самым активным сотрудником, он читал лекции в Высшей русской школе общественных наук в Париже , поддерживал тесный контакт с Лениным.

Сторонников Ленина стали называть большевиками , а мартовцев — меньшевиками. После съезда Мартов вошёл в бюро меньшевиков и в редакцию новой «Искры». Участвовал в революции 1905 , член Петербургского совета. На Женевской конференции меньшевиков апрель — май 1905 г. Что же касается его отношения к Ленину , то в статье «На очереди» впервые для определения взглядов Ленина он ввёл термин « ленинизм ». Вернувшись в октябре 1905 г. Даном , Мартов участвовал в работе Петербургского Совета рабочих депутатов , вошёл в Организационный комитет меньшевистский партийный центр , работал в редакциях газет «Начало» и «Партийные известия». С декабря 1905 г.

В 1906 г. В феврале содержался в одиночной камере, затем — под надзором полиции. А в июле по решению Особого совещания был приговорён к трёхгодичной ссылке в Нарымский край , которая в сентябре была заменена высылкой за границу. Сначала Мартов жил в Женеве , затем в Париже. В 1907 г. На Штутгартском конгрессе 2-го Интернационала вместе с Лениным и Р. Люксембург он внёс радикальные поправки в резолюцию об отношении к войне. Эмиграция …старое знамя меньшевизма оказалось для него слишком дорогим.

Это политически и погубило его. При всех своих блестящих способностях Мартов смог только от времени до времени подниматься и сверкать своим тонким политическим умом, но потом снова шел ко дну, потому что его всегда тянуло в бездну это несчастное пристрастие к меньшевистскому знамени как таковому. В 1912 г. Мартов участвовал в Августовской конференции социал-демократов в Вене , где выступал с докладом об избирательной тактике.

Мартов интервью

Лениным занимался формированием групп содействия газете «Искра» в России. Участник Псковского совещания искровцев с П. Струве и М. Туган-Барановским с целью привлечения их к сотрудничеству март — апрель 1900. Впоследствии возглавлял группу содействия газете «Искра» на Юге России Полтава, 1900—1901. Первая эмиграция 1901—1905 В марте 1901 г. Редактор и ведущий публицист газеты «Искра». Участвовал совместно с П. Аксельродом и В.

Засулич в согласовании подготовленных Г. Плехановым и В. Разошёлся с Лениным во взглядах на соотношение морали и политики дело Н. Баумана и по вопросам партийного строительства, в отличие от него считал, что переход от кружковой организации социал-демократического движения к партийной должен происходить «снизу», а не усилиями только «вождей», с участием и антиискровских элементов социал-демократии. Делегат II съезда РСДРП июль — август 1903, Брюссель, Лондон , на котором внёс альтернативное ленинскому определение условий членства в партии — работа под контролем и руководством одной из партийных организаций вместо обязательного личного участия в деятельности низовой организации, на чём настаивал Ленин. Мартов требовал также ослабления полномочий центральных учреждений партии. Вокруг Мартова объединились все противники Ленина, в дальнейшем получившие название меньшевиков. От других признанных идеологов меньшевизма отличался неприятием бернштейнианства , однако активно поддержал идею А.

Потресова о союзе РСДРП с либералами в борьбе за демократию, а также, хотя и с некоторыми оговорками, предложенный Аксельродом план участия социал-демократии в «банкетной кампании» 1904 г. Рассматривал начавшуюся революцию 1905—1907 гг. Категорически отрицал выдвинутую В. Лениным идею революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства как возможный итог победы революции, считая пока максимумом возможного установление буржуазно-демократической республики. Противник действий, направленных на «организацию» революции, подготовку вооружённого восстания силами подпольщиков. Снова в России 1905—1907 После издания Манифеста 17 октября 1905 г. Участвовал в работе Санкт-Петербургского совета рабочих депутатов, член редакции легальной меньшевистской газеты «Начало». Юлий Мартов.

Начало 20 в. Поддержал объединительные устремления большевиков и меньшевиков. На рубеже 1905—1906 гг. Сторонник идеи «рабочего съезда», выдвинутой в 1905 г. Аксельродом предполагалось, что съезд, организованный передовыми элементами пролетариата, создаст базу для коренного реформирования РСДРП на основе всех социалистических течений, представленных в рабочем классе, и по образцу легальных европейских социал-демократических партий. В феврале и июле 1906 г. В сентябре того же года выслан за границу. Около месяца находился в Германии, затем нелегально вернулся в Россию, проживал в Финляндии.

Вместе с Лениным и Р.

С одной стороны, идеология Д. Писарева сыграла в этом воспитании немаловажную роль. Культ утилитаризма и отрицания сторонников его называли «нигилистами» , вопрос «о голодных и раздетых людях» как цель мышления, преклонение перед естественными науками — идеи, усвоенные Юлием в детстве. С другой стороны — революционно-демократические идеи, мировоззрение А. Герцена, большим поклонником которого был их отец. Другим важным фактором, оказавшим влияние на формирование личности Мартова, был его физический недостаток — хромота. Кормилица уронила его с высокой кровати, и он сломал ногу.

Он так и остался на всю жизнь хромым, приволакивал ногу, сильно сутулился при ходьбе, никогда не мог бегать, играть в подвижные игры и часто подвергался насмешкам сверстников. Будучи натурой деятельной, Юлий пытался создать свой идеальный мир. Он придумал себе собственную Утопию — город «Приличенск», основанный на началах правды, справедливости, равенства и любви к ближнему, противопоставляемый городу «Глупову» из повести М. Салтыкова-Щедрина, олицетворявшему ложь, несправедливость, неравенство и ненависть между людьми. Обладая задатками лидера, он организовал игру в «Приличенск», которая состояла в том, что дети представляли в диалогах все, что читали или о чем слышали. В этой игре создавался какой-то иной мир, параллельный реальному, но для детей вполне осязаемый. Там были свои законы, которым они подчинялись. Если кто-нибудь поступал в каком-то смысле неправильно, то замечание «так в Приличенске не поступают» было самым большим осуждением… Через три десятилетия основные участники этой игры запечатлели себя на фотографиях.

Детство давно закончилось. Мартов, уже умудренный жизнью и тяжко болеющий. Туберкулез горла почти лишил его возможности говорить. Но он по-прежнему лидер партии и непререкаемый авторитет для окружающей его группы. В особенности выразительны глаза Мартова, в которых есть и горение одержимости, и вселенская скорбь. А вот игра в «Приличенск» вместе с детством не закончилась, она только трансформировалась во взрослую Большую игру за политическую власть, необходимую для преобразования общественного строя.

Участник Псковского совещания искровцев с П. Струве и М. Туган-Барановским с целью привлечения их к сотрудничеству март — апрель 1900. Впоследствии возглавлял группу содействия газете «Искра» на Юге России Полтава, 1900—1901. Первая эмиграция 1901—1905 В марте 1901 г. Редактор и ведущий публицист газеты «Искра». Участвовал совместно с П. Аксельродом и В. Засулич в согласовании подготовленных Г. Плехановым и В. Разошёлся с Лениным во взглядах на соотношение морали и политики дело Н. Баумана и по вопросам партийного строительства, в отличие от него считал, что переход от кружковой организации социал-демократического движения к партийной должен происходить «снизу», а не усилиями только «вождей», с участием и антиискровских элементов социал-демократии. Делегат II съезда РСДРП июль — август 1903, Брюссель, Лондон , на котором внёс альтернативное ленинскому определение условий членства в партии — работа под контролем и руководством одной из партийных организаций вместо обязательного личного участия в деятельности низовой организации, на чём настаивал Ленин. Мартов требовал также ослабления полномочий центральных учреждений партии. Вокруг Мартова объединились все противники Ленина, в дальнейшем получившие название меньшевиков. От других признанных идеологов меньшевизма отличался неприятием бернштейнианства , однако активно поддержал идею А. Потресова о союзе РСДРП с либералами в борьбе за демократию, а также, хотя и с некоторыми оговорками, предложенный Аксельродом план участия социал-демократии в «банкетной кампании» 1904 г. Рассматривал начавшуюся революцию 1905—1907 гг. Категорически отрицал выдвинутую В. Лениным идею революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства как возможный итог победы революции, считая пока максимумом возможного установление буржуазно-демократической республики. Противник действий, направленных на «организацию» революции, подготовку вооружённого восстания силами подпольщиков. Снова в России 1905—1907 После издания Манифеста 17 октября 1905 г. Участвовал в работе Санкт-Петербургского совета рабочих депутатов, член редакции легальной меньшевистской газеты «Начало». Юлий Мартов. Начало 20 в. Поддержал объединительные устремления большевиков и меньшевиков. На рубеже 1905—1906 гг. Сторонник идеи «рабочего съезда», выдвинутой в 1905 г. Аксельродом предполагалось, что съезд, организованный передовыми элементами пролетариата, создаст базу для коренного реформирования РСДРП на основе всех социалистических течений, представленных в рабочем классе, и по образцу легальных европейских социал-демократических партий. В феврале и июле 1906 г. В сентябре того же года выслан за границу. Около месяца находился в Германии, затем нелегально вернулся в Россию, проживал в Финляндии. Вместе с Лениным и Р. Люксембург внёс радикальные поправки в его резолюцию об отношении социалистов к войне, в частности о том, что они обязаны в случае начала военных действий стремиться использовать вызванный войной экономический и политический кризис для политического пробуждения народа и ускорения свержения капитализма.

Но столько они стоят, и жизнь каждого из них для всякого, не променявшего пролетарский социализм на звериную мораль профессионального палача, столь же неприкосновенна, как жизнь любого торговца или рабочего. За что их убили? За что, продержав в тюрьме месяцев и успокаивая их каждый день, что никакая опасность не грозит их жизни со стороны представителей пролетарской диктатуры, их в тихую ночь повели на расстрел — без суда, без предъявленных обвинений? Какая гнусность! Какая ненужно-жестокая гнусность, какое бессовестное компрометирование великой русской революции новым потоком бессмысленно пролитой крови! Как будто недостаточно было уральской драмы — убийства членов семьи Николая Романова!

СУДЬБА ЛЮДЕЙ НА ФОТО 1897 г С ЛЕНИНЫМ.

Мартов, Юлий Осипович. В октябре 1920 Мартов легально выехал за границу по поручению ЦК меньшевиков в качестве представителя партии в Интернационале; до своей смерти оставался советским гражданином. Юлий Осипович Мартов настоящая фамилия Цедербаум — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист. Мартов Юлий Осипович – известный политический деятель, марксист, социал-демократ. Определение термина «Мартов, Юлий Осипович» с точки зрения коммунистов. Юлий Осипович Мартов настоящая фамилия Цедербаум — российский политический деятель, участник революционного движения, один из лидеров меньшевиков, публицист.

Вы точно человек?

Мартов Юлий Осипович – известный политический деятель, марксист, социал-демократ. Поэтому актуальность упоминания Юлия Осиповича Мартова не должна исчерпываться кругленькой датой или каким-нибудь еще юбилеем. Мартов, Юлий Осипович. В октябре 1920 Мартов легально выехал за границу по поручению ЦК меньшевиков в качестве представителя партии в Интернационале; до своей смерти оставался советским гражданином.

Мартов, Юлий Осипович

Нет здесь и старшей из сестер Мартова Надежды — жены гимназического приятеля Мартова С. Кранихфельда, умершего еще в 1914 г. Ее отсутствие, возможно, связано с интригами сестер. Надежда, будучи старшей из них, считала себя обязанной воспитывать младших. Делала она это с огромным рвением и чувством ответственности, но, судя по всему, без достаточного такта.

С точки зрения Надежды, сестры впадали в «смертный грех», полируя ногти, пудря нос, стремясь одеться покрасивей, вместо того чтобы ходить «по нигилястячьи» и читать К. Они рано вышли замуж, а мужей выбрали, по мнению Надежды, неправильно. Такое давление и диктат не могли не вызвать протеста. Кроме того, младшие сестры считали Надежду ответственной за раннюю смерть отца.

Когда он заболел крупозным воспалением легких, она пригласила лечить его доктора Н. Вигдорчика, потому что он был социал-демократом вместо того, чтобы пригласить дорогого специалиста по легочным заболеваниям. А, возможно, дело было совершенно в другом: Надежда в это время была занята хлопотами о сыне Андрее Кранихфельде, арестованном по делу Социал-демократического союза рабочей молодежи. Как бы там ни было, на рассматриваемых фотографиях Надежды нет, а из запечатленных лишь младшие сестры Рита и Женя остались вне политики.

Все остальные под влиянием Юлия вступили на путь революционной борьбы совсем юными, почти одновременно в 1895—1898 гг. Вслед за ним они прошли через тюрьмы и ссылки, работали в организации «Искра», были видными деятелями меньшевистской фракции и партии. Какие факторы определили выбор всеми ими такого жизненного пути? Свести все причины только к их протесту против антисемитизма, конечно, нельзя.

Внуки гаскала были глубоко ассимилированы в российское общество, не соблюдали еврейских традиций, не знали еврейского языка, хотя и знали, что они евреи, а конкретные проявления антисемитизма не оставляли их равнодушными. Они росли не на национальной, а на космополитической почве. Достаточно указать, что домашним языком в семье был французский — язык, на котором говорила их мать. В то же время они воспитывались на русской демократической литературе.

Надежда, будучи старшей из них, считала себя обязанной воспитывать младших. Делала она это с огромным рвением и чувством ответственности, но, судя по всему, без достаточного такта. С точки зрения Надежды, сестры впадали в «смертный грех», полируя ногти, пудря нос, стремясь одеться покрасивей, вместо того чтобы ходить «по нигилястячьи» и читать К.

Они рано вышли замуж, а мужей выбрали, по мнению Надежды, неправильно. Такое давление и диктат не могли не вызвать протеста. Кроме того, младшие сестры считали Надежду ответственной за раннюю смерть отца.

Когда он заболел крупозным воспалением легких, она пригласила лечить его доктора Н. Вигдорчика, потому что он был социал-демократом вместо того, чтобы пригласить дорогого специалиста по легочным заболеваниям. А, возможно, дело было совершенно в другом: Надежда в это время была занята хлопотами о сыне Андрее Кранихфельде, арестованном по делу Социал-демократического союза рабочей молодежи.

Как бы там ни было, на рассматриваемых фотографиях Надежды нет, а из запечатленных лишь младшие сестры Рита и Женя остались вне политики. Все остальные под влиянием Юлия вступили на путь революционной борьбы совсем юными, почти одновременно в 1895—1898 гг. Вслед за ним они прошли через тюрьмы и ссылки, работали в организации «Искра», были видными деятелями меньшевистской фракции и партии.

Какие факторы определили выбор всеми ими такого жизненного пути? Свести все причины только к их протесту против антисемитизма, конечно, нельзя. Внуки гаскала были глубоко ассимилированы в российское общество, не соблюдали еврейских традиций, не знали еврейского языка, хотя и знали, что они евреи, а конкретные проявления антисемитизма не оставляли их равнодушными.

Они росли не на национальной, а на космополитической почве. Достаточно указать, что домашним языком в семье был французский — язык, на котором говорила их мать. В то же время они воспитывались на русской демократической литературе.

С одной стороны, идеология Д. Писарева сыграла в этом воспитании немаловажную роль. Культ утилитаризма и отрицания сторонников его называли «нигилистами» , вопрос «о голодных и раздетых людях» как цель мышления, преклонение перед естественными науками — идеи, усвоенные Юлием в детстве.

В этом труде, все партии России он разделил на: Реакционно-консервативные, правые, к которым отнеслись Союз русского народа, Русская монархическая партия и Русское собрание. Данные партии отстаивали идеи монархического строя, вопросы самодержавия, а также традиционные русские ценности. Либерально-демократические партии. К ним относились Партия демократических реформ, Партия народной свободы, или конституционно-демократическая партия, Партия свободомыслящих, которые выступали за введение идеи конституционного порядка: свободы вероисповедания и совести, равенства всех перед законом, свободы союзов и собраний, свободы печати и слова, свободы неприкосновенности жилища и личности, свободы подачи петиций, свободы передвижения. Революционные партии. К их числу принято относить партию социалистов-революционеров, РСДРП, которые добивались полной демократической республики, либо полного народовластия, совместно с представлением вопросов самоуправления отдельным народам и обеспечением выборности всех чиновников.

Центристские партии, к которым относились партия «Союз 17 октября» и Торгово-промышленная партия. Данные партии настаивали на необходимости конституционной монархии и выступали за введение в России основных прав и свобод, включая политические, а также всеобщих избирательных прав. Согласно позиции Мартова выходит, что вся система партий России точно на момент 1906 года обладала своеобразным сдвоенным центром, чьи партии были разделены по двум основаниям. Прежде всего, это отношение к самодержавию. Партии центра, которые очевидно были правоцентристскими, хотели ограничить вопросы самодержавия Конституцией, однако законодательная роль парламента будущего должна была быть сведена к законосовещательной. Во-вторых, фактор социального состава парламента.

Правоцентристские партии хотели и для будущего парламента сохранить аристократические нотки представительства. В либерально-демократических то есть левоцентристских партиях выступали за то, что передать Думе законодательные функции, а ответственность перед Думой определить для правительства, а не для монарха. Кроме того, они описались на идею всеобщего избирательного права, которое в социальном смысле должно было сделать Думу демократической. В остальных партиях представители занимали радикальные мнения: либо крайне левые, либо крайне правые. Замечание 4 Еще одной важной деталью классификации российских партий Мартова является то, что к числу левых политических партий он относит и революционные и либерально-демократические партии. Это соответствует его теории о возможных союзах либерал-демократических и социал-демократических сил.

С 1913 г. Деятельность в России 1913—1914 Воспользовавшись амнистией по случаю 300-летия Дома Романовых , в 1913 г. В конце 1913 — 1-й половине 1914 гг. Третья эмиграция 1914—1917 Летом 1914 г. Остался в Париже, а в 1915 г. Решительно выступал за прекращение войны, осуждал «патриотов» и, не желая победы ни одному буржуазному правительству, связывал завершение войны с демократическими преобразованиями во всём мире и возрождением международной организации социалистов. Одним из первых в социал-демократической литературе например, в письме редакции и сотрудникам журнала «Наша заря» под названием «Русский марксизм и война», 1914 охарактеризовал империализм как важнейшее общественное явление начала 20 в. Делал акцент не на определении империализма как стадии «загнивания» и «умирания» капитализма или кануна социалистической революции, а на перспективах его развития как экономической и политической системы.

Полагал, что возможности саморегулирования и приспособления капитализма к новым историческим условиям далеко ещё не исчерпаны. В то же время ожидал новую демократическую революцию в России, считая, что политическая система в стране мало изменилась в результате революции 1905—1907 гг. Один из редакторов газеты интернационалистского направления «Голос» 1914—1915 ; вышел из состава редакции, разойдясь во взглядах с Л. Троцким, который всё ближе сходился с большевиками. Участник Циммервальдской 1915 и Кинтальской 1916 международных социалистических конференций, на которых произошло объединение осуждавших войну социал-демократов — интернационалистов. После Февральской революции 1917 г. Возвращение в Россию май — октябрь 1917 Вернулся в Россию тем же путём 9 22 мая. Редактор журнала «Интернационал», газет «Летучий листок», «Искра», сотрудник газеты «Новая жизнь».

Последовательно отстаивал идею поэтапного перехода власти к левым силам революции, включая большевиков. Критиковал вхождение социалистов во Временное правительство , считая его неспособным решать революционные задачи, осуждал «революционное оборончество» идею продолжать войну во имя защиты завоеваний революции , возглавил Временное центральное бюро меньшевиков-интернационалистов, оппозиционное руководящим органам меньшевиков. В связи с июльскими событиями 1917 г. Не соглашаясь с большевистской стратегией и тактикой, в то же время осуждал правительственные репрессии по отношению к большевикам. Участник Демократического совещания 1917 г. Выступал с резкой критикой как Временного правительства и поддерживавших его социалистов, так и большевиков, начавших непосредственную подготовку вооружённого восстания против Временного правительства. На 2-м Всероссийском съезде Советов [25—27 октября 7—9 ноября ] предложил от имени меньшевиков-интернационалистов резолюцию, которая осуждала большевиков за организацию переворота до открытия съезда и призывала к формированию однородного социалистического правительства. После ожесточённых дебатов, закончившихся уходом со съезда правых групп меньшевиков и эсеров, не встретив поддержки, покинул съезд.

Однако, рассматривая социализм как высшее воплощение индивидуальной свободы и индивидуальности, Мартов не мог примириться с характерным для большевиков «аракчеевским пониманием социализма и пугачёвским пониманием классовой борьбы», на почве которого вырастает, по его словам, «окопно-казарменный» «квази-социализм». Считал, что социализм возможен только тогда, когда политическое воспитание масс позволяет им «путём самоуправления взять в свои руки руководство общим аппаратом». В этой связи называл «бессмысленной утопией» попытку «насаждать социализм в экономически и культурно отсталой стране». Единственную возможность борьбы с большевизмом видел в восстановлении единства рабочего движения под эгидой социал-демократии Мартов. С этого времени до 1920 г. В связи с перемещением государственных и партийных органов из Петрограда в марте 1918 г. Редактор газеты «Вперёд! Депутат Моссовета 1919—1920.

В 1919 г. С 1919 г.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий