Итак, рассмотрим подробно – чем отличаются башкиры от татар. Главное отличие в том что у башкир есть родА а у татар нет. У башкир и татар общие корни, и сейчас между народами больше схожестей, чем различий. башкиры и татары отличия: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках. Современные татары с башкирами и кавказские мусульмане, живя в России, имеют значительные ментальные различия.
Чем отличается татарин от башкира?
Проблема этнической идентичности северо-западных башкир была и остается одной из сложных и актуальных тем современной этнографической науки. Несмотря на то что дискуссия вокруг этого вопроса ведется уже достаточно долгое время, ее крайняя политизация до сих пор затрудняет спокойный анализ этнических процессов, протекавших в северо-западных районах Республики Башкортостан. Сложность данного вопроса, на наш взгляд, состоит прежде всего в том, что эта проблема корнями уходит в миграционные и этнические процессы, которые интенсивно шли в дореволюционный период в зоне пограничья. Национально-территориальное деление в советский период, начало процессов нациестроительства татарской и башкирской наций только усилили и усложнили эту крайне непростую и болезненную тему, увели ученых от сути проблемы. К примеру, до сих пор идет постоянное муссирование идеи о сословном характере этнонима «башкир» в северо-западных районах Башкортостана — притом, что данная идея не подтверждается значительным массивом архивных и других источников, свидетельствующих о том, что большое количество сел и деревень, входивших в Мензелинский и другие уезды, имеет чисто башкирское происхождение. Более того, в Российской империи все население было «поделено» не по этническому, а главным образом по сословному признаку в целях облегчения сбора податей и так далее, то есть это не было характерным признаком лишь башкирского народа. Так, большая часть русского населения состояла из государственных, помещичьих и удельных крестьян; башкиры как этнос находились в сословии башкир-вотчинников либо в сословии башкир-припущенников тептярей , татары же были дифференцированы по сословному признаку наиболее сильно. Существовали лашманные, ясачные, служилые, чемоданные, торговые татары, также часть татар входила в тептярское сословие. Таким образом, как видим, вопрос о сословном характере этнонима «башкир» свидетельствует скорее о том, что башкиры как этнос имеют более древние исторические корни, поскольку благодаря своей этнической целостности имели в Российской империи статус народа-сословия. Свидетельства же о том, что башкиры с давних пор были хозяевами огромных вотчинных земель, подтверждаются материалами V, VII, VIII и X ревизий, Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 года, а также другими достоверными источниками.
Это, как мы видим, косвенно подтверждается и сословной «раздробленностью», существовавшей в имперский период. В чем же заключается особенность этнических процессов, протекавших в северо-западных районах Республики Башкортостан? До революции 1917 года северо-западные районы республики входили в состав Уфимской губернии Белебеевский, Бирский, Мензелинский уезды. Этнический состав населения этих уездов был пестрым, поскольку шел интенсивный приток мигрантов. Кроме башкирского населения к середине XIX века на этой территории появились татароязычные мигранты и мишари. Там же проживали еще и тептяри, которые, как и башкиры, были наделены сословными привилегиями. Этнический состав тептярей был разнородным, поскольку в их число входило множество народов Поволжья, в том числе и нетюркского происхождения — удмурты и марийцы. К концу XIX века сословные привилегии были упразднены, а все этнические группы уравняли в правах. В 1922 году в процессе национально-государственного строительства в состав Малой Башкирии были введены территории Уфимской губернии, где проживала значительная часть башкирского населения.
Татары же не так любят гостей - у башкир сохраняется традиция преподносить подарки детям, которые приходят в гости. В целом у народа более трепетное отношение к детям, поэтому больше многодетных семей - любимое национальное блюдо башкир — бешбармак, у татар — чак-чак и эчпочмак - отличается национальная одежда: у татар преобладают красный и зеленый цвета, у башкир — желтый - в башкирской семье больше развит культ почитания старших, слово родителей — закон. Фото: город Уфа, источник: puteved. Любой татарин поймет башкира. У башкир есть дополнительные специфические буквы и звуки в алфавите - оба народа религиозны.
Обе нации исповедуют ислам. Однако отличие есть - башкирский народ гораздо древней татарского и с первобытных времен находится на своем месте. А татары мигрировали под Казань из другого, далекого места, а именно из Монголии.
Можно ли опредедить разницу на слух? Разбираемся в отличиях двух родственных языков. Татарский и башкирский языки относятся к алтайской языковой семье, кыпчакской группе тюркских языков. Считается, что их «родоначальником» был кыпчакский половецкий, куманский язык, сегодня не существующий. Исторические причины обусловили схожесть двух языков. Многие исследователи в своих работах используют термин «татаро-башкиры», акцентируя внимание на единстве народов.
Что отличает башкиров от татар — сравнение и сходства двух народностей
Таким образом переселенцы тоже становились владельцами земель. Так как все должны были платить ясак, то переселенцы входили в башкирское имя, записывались в башкирское сословие, не будучи этническими башкирами. Таких случаев очень много. Об этом много писали, в том числе и башкортостанские ученые. По Ревизским сказкам установить, кто такие настоящие башкиры — невозможно. С тех пор эта традиция сохранялась, но это не значит, что изначально татар в этом регионе не было.
Татары были, но они были в другой форме. Чтобы говорить об этническом происхождении населения северо-запада Башкирии, нужно разобраться с целым клубком вопросов. Башкирские политтехнологи находят слово «башкир», зафиксированный в источниках, и думают, что оно означает настоящий этноним. Но в ряде случаев это может быть сословной принадлежностью, которая имеет свою традицию. Обнаружил закономерность: в народных преданиях башкир этноним «башкорт» существует только у южных кыпчакских групп.
А в преданиях других групп башкир этого этнонима нет. Этот вопрос ещё не нашёл объяснения. Тут нужно исследование. Когда башкирские политтехнологи начинают конструировать средневековых башкир, встают на очень скользкий путь, с которым можно прийти к ошибочным выводам. Они находят ранних башкир 5-6 веков нашей эры в источниках.
Есть такой термин «баширд». Тюркологи знают, что этим же этнонимом назывались и мадьяры. Вполне может быть, что под ней имели в виду не тюркские группы, а угорские. От этих групп политтехнологи ведут исторически всех башкир, так оказывается, что башкиры — древний народ. Такой подход мне кажется ошибочным, и он не соответствует современным научным нормам.
Раиль Кузеев попытался поставить на научную базу. У него книгой вышла его докторская диссертация, где он исходя из изучения кланового состава башкир фактически сделал этногенетические выводы. Он обозначил ряд групп, дав им этнические направления. Какие-то относятся к булгарско-угорскому слою, какие-то к тюрко-угорскому. Скажем, булгаро-угорская группа более древняя.
Потом появляются кипчаки, то есть кипчакский слой. Это уже предмонгольский слой — 11-12 века и начало 13 веков. Потом появляются поздние слои: ногайский, татаро-монгольский слои. Кузееву пришлось башкир разделить на территориальные группы. У него есть понятие «северо-западная культурная область», это как раз территория, которая соответствует нынешнему северо-западу Башкортостана, включая часть восточного Татарстана.
Считаю, что Кузеев допустил серьёзную ошибку по трактовке кипчакско-половецкого компонента, как раз это и раскрывает, кто такие на самом деле северо-западные башкиры. Главный вопрос ведь заключается в том, почему они татароязычные? Это чисто умственная конструкция. Этого на самом деле нет. Покойный Радик Сибагатов работал зафкафедрой татарского языка в Башуниверситете.
Он проанализировал топонимы, которые есть на северо-западе Башкортостана. А топонимы обычно носят старые названия. Он доказал, что эти наименования уже в 18 веке, иногда в 17 веке были написаны по-татарски, звучали как татароязычные топонимы. Если бы местный народ говорил на другом языке, более близким к восточным башкирам, то мы увидели такие топонимы.
Они, скорее всего, гораздо сильнее российско-украинских. И не знают о них вовсе не потому, что россиянам безразлично, чем живут чуваши, татары и башкиры. А также адыгейцы, шорцы, ненцы и долганы. Ну и, конечно, якуты. И татары, и башкиры так же близки русскому народу, как все остальные 194 народности бывшего СССР. Это не считая малых народов, которых тоже огромнейший список. Вот на снимке башкиры и татары. Отличия фото передаёт только в костюмах. Одна же семья! Трудно урегулировать без возрождения культуры диалога при почти завершившемся вырождении национальных элит: башкиры и татары — вражда. Хотя конфликты здесь не зашли так далеко, как, скажем, на Кавказе, где бывшие половцы кумыки никогда не жили в мире с горными народами. Подавляться эта стихия не может уже никак, кроме применения силовых методов. Татары и башкиры потеряли ещё не всё. Национальные сложности Рассмотрим этнический состав поближе. При советской власти переписи показывали примерно равное количество тех и других. Теперь татары обвиняют Башкорстан в приписках и ассимиляции, а башкиры доказывают, что "отатаренные" башкиры вернулись к своей идентичности. Русские живут в основном в городах, а в сельской местности преобладают башкиры и татары, отличия которых русскому глазу не слишком заметны. У русских нет настолько глубоко укоренённых противоречий с любыми другими народами, даже таких, какие взрастили башкиры и татары. Разница в характере отношений настолько велика, что конфликт местных тюрков с местными русскими гораздо менее вероятен. Из истории создания государства Исторически Россия сложилась из территорий, где проживают различные народности, как лоскутное одеяло. И после революции, естественно, встал вопрос самоопределения всех этих народов. В первые годы власти Советов сложились и граница Башкирии, включившая такое большое количество татар на своей территории. Татария предлагала свои проекты, удивительное единомыслие здесь показали и эсеры Идель-Урала, и большевики Татаро-Башкирской Советской республики. Предполагалось единое государство и единый народ. Однако башкиры, которые были в Российской Империи воинским сословием, таким же, как казаки, сформировали армию и захватили власть в Предуралье. Советская Россия приняла их после подписания договора. В нем значилось, что Малый Башкурдистан, где проживали этнические башкиры, будет существовать под властью башкир. Условия договора, конечно же, время от времени нарушались, башкиры восставали, но кончилось тем, в 1922 году почти вся Уфимская губерния была уже в составе Башкирской АССР. После этого ещё происходили некоторые изменения границ: Башкорстан потерял удалённые районы, населённые сугубо башкирами, но все смирились. Сегодня же границы Башкорстана — часть национального самосознания башкир, и сдаваться они не намерены. Именно поэтому башкиры и татары, разница меж которыми русским, например, не очень-то и видна, пытаются растворить в себе друг друга. Пока число татар в Башкирии сопоставимо с количеством башкир, само башкирское территориальное образование находится под постоянной угрозой. Конечно, татары, проживающие в Башкирии, всеми силами сопротивляются и хотят объединённого национального государства. Пакт о ненападении Этнический конфликт между татарами и башкирами России удалось заморозить.
Татарская кухня также известна своими сладкими и выпечкой. Татары производят множество разных видов пирогов, включая мясные, тыквенные и сметанник, которые являются национальными блюдами. Башкиры, с другой стороны, предпочитают блюда с использованием меда и орехов, такие как баурсаки, чак-чак и кутуя. Таким образом, кулинарные традиции татар и башкир имеют множество общих черт, но также есть и уникальные особенности, связанные с их историей и национальными предпочтениями. Изучение этих различий позволяет погрузиться в культуру и традиции этих двух народов и оценить их богатство в кулинарном искусстве. Традиционные народные промыслы и ремесла татар и башкир В татарской культуре особое место занимают такие ремесла, как ковроткачество, ткачество, вышивка и лепка из глины. Ковры, связанные вручную, являются настоящим произведением искусства, каждый из которых уникален и имеет свою собственную историю. Татарские ковры отличаются яркими цветами, абстрактными узорами и геометрическими фигурами. Ткачество и вышивка татар также известны своим мастерством и неповторимыми узорами, которые передают исторические и культурные особенности народа. Башкиры, в свою очередь, славятся своими народными ремеслами, такими как изготовление ковров, керамики и кожаных изделий. Ковры башкир являются изысканными произведениями искусства вручную. Они отличаются яркими красками, декоративными узорами и геометрическими фигурами. Башкирская керамика также пользуется популярностью, благодаря своей красочности и оригинальности форм. Часто на башкирской керамике изображены народные мотивы, символизирующие мир и природу. Также татары и башкиры традиционно занимались изготовлением кожаных изделий, таких как сумки, пояса и обувь. Эти изделия выполнялись с уникальными узорами и орнаментами, отражающими национальные характеристики. Традиционные народные промыслы и ремесла татар и башкир являются важной частью их культуры и наследия. Они не только сохраняют и передают историю и традиции народов, но и создают особую атмосферу и уникальность в их культурной жизни. Различия в архитектурных особенностях населенных пунктов татар и башкир Татарская архитектура характеризуется богатством декоративных элементов и узоров, а также использованием характерной цветовой гаммы. Традиционные населенные пункты татар включают в себя следующие архитектурные особенности: Особенности Описание Высотное зонирование Татарские поселения обычно имеют несколько зон, отличающихся по высоте. Чаще всего самый высокий уровень занимает центральная часть поселения, где находятся мечети и другие религиозные объекты. Деревянные дома Традиционные татарские деревни состоят из деревянных домов, покрытых белой глиной или штукатуркой. Фасады декорируются резными элементами и узорами. Мечети Мечети являются важной частью татарской архитектуры. Они обычно имеют небольшие размеры и украшены геометрическими узорами и куполами. Вокруг мечети часто располагается сложенный архитектурный ансамбль, включающий в себя минбар, минареты и другие строения. В свою очередь, башкирская архитектура сочетает в себе элементы тюркской и славянской культур.
Башкиры — это христиане, сильно влияние на их культуру сыграли православное христианство и мусульманские традиции, в то время как татары, преимущественно, исповедуют ислам. Следует отметить, что современные представители обоих народов сильно отличаются от своих предков и современных общественнолитических условий в России существенно изменили культуру и стиль жизни народов Волго-Уральского региона. Языковые особенности: как отличаются башкирский и татарский языки Башкирский язык Башкирский язык относится к тюркской языковой семье и используется башкирским народом, проживающим на территории Башкортостана. В языке присутствует много заимствований из русского языка, однако сохранены и древние тюркские наречия. Основным письменным языком является кириллица. Большинство башкир знают русский язык, однако хранят свою языковую культуру, использование языка считается важным элементом национального самосознания. Татарский язык Татарский язык также относится к тюркской языковой семье и используется татарами, проживающими в Республике Татарстан и других регионах России. В отличие от башкирского языка, в татарском имеется больше заимствований из арабского и персидского языков, что связано с историческими реалиями. Татарский язык является одним из официальных государственных языков Республики Татарстан. Национальные культуры Башкиры и татары имеют свои уникальные культуры, которые отличаются друг от друга. Культура башкиров, как и у татар, имеет длинную историю и уникальные традиции. Однако, она имеет некоторые особенности, которые делают ее уникальной. Башкиры имеют свой язык, который имеет уникальные звуки и грамматику. Кроме того, башкиры известны своим ярким и колоритным национальным костюмом, который украшен национальной вышивкой и узорами. В национальной культуре башкиров большое место занимают кони и охота. Они являются частью национального наследия башкиров и использовались для охоты и военных действий.
Башкиры исповедуют. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов
Существенное различие: в Башкортостане за счет этого доля башкир могла вырасти до 2%, в Татарстане доля татар – лишь на 0,2-0,3%, или на несколько тысяч человек. Чуваши отличаются также и знанием судоходства Эти татары – культурнее других, так как они и возделывают поля, и занимаются разнообразной торговлей». Башкиры и татары отличия — А башкиры от татар сильно отличаются? Несмотря на различия, башкиры и татары продолжают жить в соседстве и сохранять дружественное отношение друг к другу. Даже если человек говорит по-татарски и ощущает себя татарином, но у него в роду есть башкиры, значит он и есть башкир.
Статья «Татары и башкиры. Сходства и различия»
Поужинал среди персиков за 8. Пока моя прошлая статья пожинает плоды неожиданного Дзен-ажиотажа, решил порадовать читателей ужином в очень традиционном ресторане. Безо всяких сетов. Зато с концертами поп-звезд первой величины. Просторном и большом, красивом и ярком. В общем "Прага" XXI века.
И имя ему Peach. Попасть в ресторан я собирался давно, с самого открытия, посмотрев обзор Макса Брандта на Ютубе вышедший в 2022 году. Но ноги дошли только через два года когда цены уже заметно подросли, как и везде и на все. Интерьер Название ресторана переводится, как "Персик" и персики тут повсюду... Плацкарт поднялся по ценовой планке уже до уровня купе, а купе и вовсе уже сложно себе позволить.
Различия в кулинарных традициях татар и башкир Кулинарные традиции татар и башкир имеют свои особенности и отличия, связанные с их историей, климатическими условиями и национальными предпочтениями. Оба народа относятся к тюркской языковой семье и имеют множество схожих блюд, но также есть и различия, которые делают их кухни уникальными. Одним из ключевых отличий в кулинарных традициях татар и башкир является использование основных ингредиентов. Татарская кухня часто использует мясо, особенно баранину, говядину и птицу. Башкирская кухня также известна своими мясными блюдами, но больше ориентирована на использование говядины и козьего мяса. Другим отличием являются способы приготовления блюд. В татарской кухне широко распространены традиционные мангалы и казаны, где готовятся мясные блюда, плов и супы. Башкирская кухня также использует казаны, но одним из наиболее популярных методов приготовления является казыль, или запекание в тандыре. Этот способ готовки придает блюдам особый аромат. Культура приема пищи также имеет свои особенности в обоих кухнях.
Татары, как правило, предпочитают более умеренные порции и предлагают гостям широкий выбор блюд. Башкиры, с другой стороны, склонны к более обильным и сытным приемам пищи, где гостью угощается большим количеством разнообразных блюд. Татарская кухня также известна своими сладкими и выпечкой. Татары производят множество разных видов пирогов, включая мясные, тыквенные и сметанник, которые являются национальными блюдами. Башкиры, с другой стороны, предпочитают блюда с использованием меда и орехов, такие как баурсаки, чак-чак и кутуя. Таким образом, кулинарные традиции татар и башкир имеют множество общих черт, но также есть и уникальные особенности, связанные с их историей и национальными предпочтениями. Изучение этих различий позволяет погрузиться в культуру и традиции этих двух народов и оценить их богатство в кулинарном искусстве. Традиционные народные промыслы и ремесла татар и башкир В татарской культуре особое место занимают такие ремесла, как ковроткачество, ткачество, вышивка и лепка из глины. Ковры, связанные вручную, являются настоящим произведением искусства, каждый из которых уникален и имеет свою собственную историю. Татарские ковры отличаются яркими цветами, абстрактными узорами и геометрическими фигурами.
Ткачество и вышивка татар также известны своим мастерством и неповторимыми узорами, которые передают исторические и культурные особенности народа. Башкиры, в свою очередь, славятся своими народными ремеслами, такими как изготовление ковров, керамики и кожаных изделий. Ковры башкир являются изысканными произведениями искусства вручную. Они отличаются яркими красками, декоративными узорами и геометрическими фигурами. Башкирская керамика также пользуется популярностью, благодаря своей красочности и оригинальности форм. Часто на башкирской керамике изображены народные мотивы, символизирующие мир и природу. Также татары и башкиры традиционно занимались изготовлением кожаных изделий, таких как сумки, пояса и обувь.
Тептярям также разрешалось владеть землей, хотя и меньшего размера, и поэтому они считались менее престижным сословием, чем башкиры. В то время как в сословии башкир в целом доминировали этнические башкиры, в сословие тептярей входило большинство этносов Поволжья, в том числе и нетюрки — марийцы и удмурты Якупов, 1992, с. Нерусские народы, не принадлежавшие к башкирам или тептярям, не могли владеть землей и арендовали ее у представителей этих сословий. В конце XIX столетия землевладение реформировали: сословные привилегии упразднили, а все этнические группы уравняли в правах. Однако рудименты этой системы сохранялись вплоть до революции 1917 г. Этничность на северо-западе Уфимской губернии все это время была крайне нестабильной. Он выяснил, что в 1870-1913 гг. Это были не только переходы из мишарей, тептярей и татар в башкиры, но и наоборот см. Таблицу 2. После 1917 г. Тептярей и мишарей постепенно причислили к национальностям, официально признанным Советским правительством. Тюркоязычным мусульманам было предложено стать либо татарами, либо башкирами. Кроме того, в 1920-е гг. Различие между национальностью и родным языком, впервые введенное при проведении переписи 1926 г. В тех частях Уфимской губернии, которые были присоединены к Татарстану после революции, численность башкир упала с 123000 в 1897 г. Таблица 3. Башкиры, оказавшиеся в Татарстане, превратились в татар. В уездах, вошедших в Башкортостан, часть башкир стала считать себя татарами, но во время переписи 1926 г. Башкиры, называвшие себя татарами, преимущественно состояли из тех, кто стал башкиром недавно, а ранее считался мишарем или тептярином.
А как у татар? Казанский университет было занялся, потом бросили кажется. По факту, есть зарубежные исследователи, которым нужны наши исследования в Татарстане, чтобы добыть местный материал. Здесь в Татарстана наши исследователи являются часть глобального проекта генетических исследований. Заодно мы что-то узнаём и о себе, это да. В Татарстане несколько тысяч татар изучены. Это уже неплохой результат. Спешить и делать глобальные выводы об этничности на основе генетических исследований пока не стоит. Есть ряд московских исследователей, которые уже делают выводы на основе генетики по татарам. Их вывод звучит так: «Татары — все разные». Это на самом деле очень смешной вывод. Ведь возможно, что такими выводами фиксируется ситуация, бывшая 10 тысяч лет назад. Мы специально нашли деньги и добыли генетические материалы из внутренней Монголии по маленькому племени татар. Они сохранились в количестве 400 человек и называют себя татарами по племенной принадлежности, но говорят на монгольском языке. Оказалось, что наиболее близкие родственники этих «монгольских» татар — сибирские татары и наши татары-мишари. Вот как это можно трактовать? Возможно, что из мишарей мы изучили те группы, которые напрямую исходили из времён Золотой Орды. И среди сибирских татар такие есть. Никаких далеко идущих выводов из этого мы не можем делать. Насколько я понимаю, в Татарстане очень многие из татарской интеллигенции завидуют, с какой тщательностью башкиры обращаются к своим шежере. В Башкирии очень хорошо отлажена работа по тому, как с помощью шежере можно любому татарину доказать, что он на самом деле башкир, а не татарин. Например, известный текстолог и специалист по татарским рукописям Марсель Ахметзянов несколько книг издал по этому поводу. В Башкирии на это обращают особое внимание потому, что них были племенные сообщества, сохранилось много родо-племенных родословных, которые позволяют проследить свои далёкие корни. Сегодня минцы есть в составе ногайцев, в их среде они очень хорошо известное племя. Если ты оттуда и начинаешь искать предка, то вылезет не башкир, а ногаец. Эти родословные достоверны только более или менее до 17 века. Чтобы этот источник имел научный вид, его надо же перепроверять с помощью других данных. Например, есть эти люди в ревизских сказках? В Переписных книгах? А когда нить уже уходит далеко в глубь, перепроверить это уже невозможно. Можно только в это верить. Например, есть генеалогии башкирских родов, которые начинаются от Адама. Или от пророка Ноя-Нуха. Есть родословные, которые берут свои начала от Сократа-Локман Хакима. Башкирские идеологи всё это используют, чтобы конструировать башкир. Даже если человек говорит по-татарски и ощущает себя татарином, но у него в роду есть башкиры, значит он и есть башкир. Скажем, недавно наш бывший татарский певец Альберт Исмаил в это поверил и заявил, что отныне он башкир.
Татары и башкиры: чем похожи и отличаются
На бытовом уровне сравнить можно так; татары больше похожи на русских, а башкиры на казахов. Русские, татары, башкиры, да и какая разница вместе живем, все нормально, ни когда разногласий не было, кто пытается разрушить? Сейчас нам пора понять: если татары запишутся башкирами, их ведь не будут в школах обучать на этом “северо-западном диалекте”, то есть на татарском. Башкирский и татарский языки представляют собой два близкородственных диалекта. башкиры и татары отличия: 2 тыс изображений найдено в Яндекс Картинках. Башкир всегда меньше было по численности, в советсвое время по статистике башкир было всего процентов 20, большинство было татар и русских.
Историческое прошлое башкир и татар
- Кто такие башкиры и откуда они взялись. Чем отличаются татары от башкир — основные отличия народов
- Исторические корни различий между башкирами и татарами
- Язык и культура
- Татароязычные башкиры. Кто они? | Туган җир
- Фонетические отличия
Татары и башкиры в России - Перепись 2021
Несмотря на эти различия, башкиры и татары также имеют много общего, включая исторические связи, соприкосновение культур и уважение к традициям друг друга. Понятно, что переписать, точнее, воздействовать таким образом на башкира из Сибая или Уфы, или на татарина из Казани, при всей близости башкирского и татарского народов, невозможно. Башкир всегда меньше было по численности, в советсвое время по статистике башкир было всего процентов 20, большинство было татар и русских. Почему в Башкирии татар больше, чем башкир.
Римзиль Валеев: «Татары и башкиры разные нации по этнокультуре, но по языку мы едины» - видео
Уже в десятые годы мы с моими дорогими друзьями-башкирами сели и спокойно поговорили-выяснили. Узнали много нового и хорошего друг о друге. Выяснили, что "режим" не давал ходу и самим продвинутым этническим башкирам, особенно городской интеллигенции. За очень редким исключением молодые башкиры оставались не при делах: все ресурсы забирали себе «самые везучие». А зачастую под видом развития башкирского народа, башкирской культуры лучше всего двигали свои темы люди других этносов. Нередко это были татары, которые «внезапно» нашли в себе башкирские корни. Оказалось, что это была власть партхозноменклатуры, которая рядилась в башкирские лисьи шапки, чтобы удерживать и распределять ресурсы. Кстати, я в себе тоже нашел башкирские корни, но уже в 2017 году.
Самое удивительное и прекрасное сейчас в Башкортостане — взлёт интереса к башкирской культуре, мода на всё башкирское, и она уже искренняя, не привнесённая и не насаждаемая. Мы ни перед кем не позировали, не красовались, так просто вышло. Уже целое поколение выросло с тех пор, как я услышал впервые от Талгата Таджуддина, что у нас треть всех браков межнациональные и межконфессиональные. И теперь, наверное, у многих восприятие своей этнической принадлежности станет каким-то иным, отличающимся от мышления предков, мы этого еще толком не осмыслили. Об экономике Башкортостана При Рахимове мы - а я никогда не отделял себя от башкортостанского проекта - не были сильно заинтересованы, чтобы инорегиональные структуры присутствовали в Башкирии, в том числе столичные. Они не слушались бабая Рахимов : должен быть знакомый, друг бабая или его деловой партнер, губернатор какой-нибудь приехать попросить, тогда он может приходить, открывать здесь торговый центр, например. Авторитарный режим похожий на Северную Корею сложился в Башкирии.
У нас все должно быть свое — про башкирское чучхе я уже рассказывал. В 2000-е годы много предприятий просто подкупали чиновников бабайских и через них получали предприятия. Пожилой помощник Рахимова поперек готов был лечь, чтобы «был бандиттарзы» этих бандитов не пустить на Шестой Этаж Белого Дома. Не помогло. Например, покупка «Уралсиба», которая была абсолютной неожиданностью для регионального режима. Или рейд «Уфамолагропрома» в результате сдачи госактивов чиновниками правительства. Весь бизнес в сознании регионального правительства должен быть собственностью правительства или понятных ему структур или влиятельных «знакумов» из числа российских «алигархов».
К концу 00-х годов республиканская собственность оказалась распродана не на выгодных основаниях, а через эмоциональные решения, коррупцию, отжим, сейл, уголовные дела. Она все равно досталась крупным собственникам, федеральным игрокам. У нас вообще почти ничего не осталось в региональной собственности. Нефтянка, энергетика, связь тоже — без заметных положительных последствий для региональной экономики — ушла очень дешево. Добыча всегда была больше у Татарстана. У нас перекос был в сторону переработки. И не хватало собственных ресурсов добычи, были развиты «давальческие» схемы, на которых и поднялся уфимский бизнес.
Давальцы до сих пор не проели эти деньги, научившись умело прикидываться шлангом, скрывать доходы, не покупать машины дороже крузака. В поздние «самостийные» годы Башкирия добывала у себя 11-12 млн. Татарстан, как я понимаю, добывал в два раза больше. Сейчас у «Башнефти» 20-21 млн тонн, у Татнефти, наверное, 30. Был такой момент со стороны Татарстана, лет 20 назад, ездили к Рахимову насчёт переработки договариваться из Татарстана делегации нефтяников. Я хорошо запомнил тогда еще премьер-министра Рустама Нургалеевича Минниханова во главе делегации: он удивил всех крошечной блестящей «раскладушкой» — тогда ещё сотовая связь у нас была слабенькой, он выходил на балкон Белого дома, чтобы поймать «роуминг». Удивило и то, что такой большой человек, как премьер не считает зазорным прилетать для решения какого-то бизнес-вопроса.
Тогда синергии не вышло, нефтяники Татарстана построил свои установки и были правы. И практически не влияет на её деятельность. Понятие "собственность республики Башкортостан", да и "региональная экономика" стало весьма эфемерным - у всего есть хозяин, хужа. О социальном неравенстве Я не думаю, что в Татарстане народ более зажиточный — расслоение в Татарстане больше. Элита более смело предъявляет свои богатства. В Башкирии деньги традиционно незаметны. В татарском национальном характере есть культура самопредъявления.
В Башкирии, даже у татар, русских, есть хороший и навык прибедняться. Средний класс в Татарстане проявляется более ярко, поскольку многовековая купеческая культура есть. У нас не очень умеют торговать, продавать, обижаются сразу при попытке торговаться, даже на базаре. Несмотря на все прекрасные объекты и улицы Казани, в целом почему-то нет ощущения, что «народ живёт лучше». В Башкирии деньги спрятаны глубже из-за страха перед бюрократическим, а теперь и правоохранительным рэкетом. На мой вкус, чертоги и рыцарские замки, построенные в Казани, в стиле "мечта секретаря нефтяного райкома" - это слишком нарядно. Но надо и это пережить: мы как раз минуем эту фазу, глядя на Дворец Земледелия.
Смотреть на это торжество архитектуры непросто. Но у нас и этого нет. Как набережной полированного бетона, возмутительно прекрасной на фоне нашего недоразумения. У Уфы, как говорил прошлый мэр Ялалов, есть привычка, заработанные деньги в Башкирии, вкладывать в развитие Москвы, Нижнего Новгорода, Казани. Это дурная привычка самого уфимского купечества. Мне кажется, они патриоты наоборот. Татарстанцы более явные патриоты, любят свою землю и не стесняются показать себя на ней.
Тут у нас другая форма: я сначала здесь что-нибудь отжую по блату, спрячу, вывезу за границу, а потом оттуда буду любить. Нет такого, чтобы заработал где-то и привез в Башкирию. О будущем Башкортостана Уход Хамитова и приход Хабирова совпал с тем, что в последние годы Татарстану крепко достается от федерального центра: и банки, и сокращение полномочий, и болезненый "языковой вопрос". Наверное, от напористых "унган и уткер" лоббистов из Казани малость подустали, выработали иммунитет.
Видный ученый, историк Б. Юлдашбаев также писал, что основу башкирского литературного языка составили два диалекта — юрматинский южный и куваканский восточный. Ни о каком-либо третьем диалекте речи и не было: «…Более того, язык западных и северо-западных башкир давно уже не собственно башкирский, а по существу татарский». Сословие или национальность? Научные труды упомянутых авторов развеивают мнение о так называемой татарской языковой экспансии. В подтверждение сказанному можно привести пример башкирского села Канлы-Туркеево в Буздякском районе, 550-летие которого так широко, на республиканском уровне отметили летом 2005 года. Почему же жители этого села, находясь сотни лет в татарском языковом окружении, сохранили свой родной язык? В царское время основой башкирской идентичности в западной части Уфимской губернии являлся сословный признак — более привилегированное по отношению к другим категориям населения вотчинное право на землю. Собственно языковых, этнокультурных и антропологических отличительных признаков между татарами и башкирами этой зоны уже тогда практически не было. В то время быть башкиром означало быть относительно крупным собственником земли. Поэтому царизм всячески ограничивал проникновение в сословие башкир безземельных и малоземельных крестьян. Даже сами сословные башкиры, которые по разным причинам теряли собственность на землю, попадали в сословие тептярей, в составе которых могли быть и этнические татары, и мишари, и чуваши, и марийцы. Богатые крестьяне из татар, мишарей или тептярей, наоборот, увеличивая тем или иным путем свой земельный надел, могли становиться «башкирами».
Один и тот же народ я считаю user-dy8be5lv9k Башкиры это народ,а татары нация user-ky8ij9kp2y Да какая хрен разница будь человеком вот и все user-rh5pw8cv6c Я Башкирский татарин.. Похоже на очередной западный проект... Хреновая мода пошла, делить людей по национальности, когда надо делить на тех у кого есть "заводы, газеты, пароходы", и тех у кого кроме рук нет ничего.
Еще у 105 тысяч человек «нет национальности». Хотя мы знаем, что эта доля постоянно растет. Общее число трудовых мигрантов в РФ колебалось в последние годы от 7 до 12 миллионов. Это значит, что большинство представителей нерусских народов в Москве остались непереписанными. На основе приведенных цифр мы можем восстановить возможную схему получения этих результатов переписи в Москве: Лично — через переписчиков или Госуслуги — переписалось около половины жителей Москвы. Оставшихся порядка 6-6,5 миллиона зарегистрированных жителей переписали по паспортным данным. Остальные 3 миллиона остались в категории «лиц, не указавших национальность». Русские среди них тоже есть, но лишь около одной трети. Подобные схемы, позволяющие без явно видимых нарушений и фальсификаций получать нужный власти результат, вероятно, использованы в большинстве регионов РФ. Прежде всего, в Петербурге, других крупнейших городах, как Самара, Челябинск, Новосибирск, и в развитых регионах с высокой долей мигрантов: Московская область, Югра... Главный этнолог страны Валерий Тишков ругает организаторов за провальную перепись. И утверждает, что при переписи потеряли не менее 0,5 миллиона татар и не менее 13,5 миллиона русских. Еще в число русских могли попасть до 1,5 млн украинцев, чувашей, финно-угров из пропавших 2,5 млн человек. Еще было массовое переселение из Донбасса в 2014-2015 годах — минимум 0,5-0,7 млн человек. В результате убыль русских в границах 2010 года может получиться 9-10 миллионов. Но часть потерь находится среди «лиц без национальности». Сколько их там? Тишков утверждает, что 13,5 миллиона. А на самом деле лишь около 5 миллионов.