Новости тамбовские епархиальные ведомости 1861 1917

это главный печатный орган Оренбургской епархии. Тамбовские епархиальные ведомости. издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. Первоначально выход был ежемесячный. издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова.

Анализ содержания официальной и неофициальной частей Тамбовских епархиальных ведомостей за 1909 год

Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918 - читать, скачать издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова.
Краеведческий сайт Алексея Пенягина - село Новое Грязное Тамбовские епархиальные ведомости.1895, №34. Из поездки по епархии Преосвященнейшего Александра, Епископа Тамбовского.

Тульские епархиальные ведомости. 1862-1918. Алфавитный указатель статей

Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Допустимые значения - положительное вещественное число. Поиск в интервале Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO.

Ему необходимо было на месте выяснить вопрос о преобразовании этой семинарии по образцу обычных епархиальных семинарий, и о средствах ее содержания.

А, кроме того, «выяснить меру должного образовательного уровня у окончивших курсы Владикавказских духовных училищ» 408. Вопрос о преобразовании Ардонской семинарии был вызван неудовлетворительной постановкой в ней учебно-воспитательного процесса и часто происходившими среди учащихся беспорядками. Серьезные волнения, сопровождавшиеся стрельбой и битьем окон, в семинарии начались еще в феврале 1905 года и происходили они на общей волне бунтарских настроений, царивших тогда в духовных семинариях. В революционный 1905 год волна беспорядков и бунтов в духовных семинариях прокатилась буквально по всей России. Очень часто беспорядки сопровождались совершенно дикими эксцессами: оскорблением и избиением преподавателей и семинарского начальства, погромами, поджогами, стрельбой и даже взрывами Минская духовная семинария.

Беспорядки продолжались и в последующие годы. Кажется, не было ни одной семинарии, которую бы не коснулись брожения. И порой, несмотря на достаточно жесткие меры, предпринимаемые духовными и светскими властями, бунты в некоторых семинариях повторялись снова. Церковная пресса мало писала об этом, предпочитая не выносить сор из избы, и только в светской периодике можно было встретить частые и более подробные сообщения о беспорядках в духовных школах.

Характеристика П. Успенского, данная Н. Ильинским, особенно ценна — он был ближайшим помощником и сотрудником инспектора в семинарии. Рейпольского [36] он до конца занимался у нас по Св.

Небольшого роста, в то время тощий — своей фигурой он не производил выгодного впечатления. Преподавание он вел довольно вяло, говорил гнусаво. Уже и в то время у Петра Ивановича замечалась склонность делать ученикам, иногда по пустому случаю, нотации и читать морали, что учеников, особенно старших классов, всегда раздражало. Как инспектор, он применил свою манеру к нравоучительным беседам в самом широком масштабе. Ученики терпеливые и по характеру добродушные к таким воспитательным приемам П. Ив[анови]ча относились или добродушно, или безразлично, но на юнцов невыдержанных, с характером неуравновешенным они действовали раздражающе и вызывали ропот и неудовольствие» [37]. В своих характеристиках Никифор Александрович старался подчеркивать положительные качества: «С первых же шагов его деятельности можно было видеть, что о. Петр был замечательно трудоспособный человек.

Постоянно он был за делом, усердно следил за учениками как в корпусе семинарии, так и на квартирах. На все он старался обращать внимание и делать изменения или дополнения в распорядках жизни учеников. Прежде всего о. Петр обратил внимание на беспорядочность чтения в церкви. До него чтецами в церкви являлись большею частью одни и те же лица, зарекомендовавшие себя хорошей дикцией и хорошими голосовыми средствами. Пред каждым праздником назначенных для чтения в церкви учеников он прослушивал, указывал порядок службы и т. Редко кого-нибудь он освобождал от очередной обязанности читать в церкви. Он старался так или иначе достичь того, чтобы непременно все ученики в период своего обучения в семинарии приняли участие в церковном чтении.

В тех ученических характеристиках, весьма подробных, умелых и верных, которые представлялись епископу, непременно была отметка в графе каждого характеризуемого ученика и об умении его читать и петь» [38]. Эту характеристику подтверждает и ревизовавший в 1894 г. Вологодскую семинарию П. Нечаев: «Инспектор семинарии о. Успенский обладает надлежащей педагогической опытностью, энергичен и исполняет свои обязанности очень добросовестно» [39] , — записал он в отчете. Он обратил внимание и на заботу инспектора о благолепии церковных служб: «Труд приготовления чтецов и предварительного прослушивания их лежит главным образом также на инспекторе» [40]. Сам о. Петр, оглядываясь назад, тоже высоко оценивал результаты своих трудов в этой области: в семинарии «процветало тогда церковное пение, чтение, церковное проповедничество» [41] , — напишет он о Вологодской семинарии начала 1890-х гг.

Посещение инспектором студенческих квартир Учащиеся Вологодской духовной семинарии жили в казенном общежитии, епархиальном общежитии и на частных квартирах. Посещения инспекцией квартир, где проживали учащиеся, были заведены о. Петром с особой тщательностью: «При прежних инспекторах, квартиры посещались по личному усмотрению членов инспекции. Время для посещения квартир было почти всегда одно и то же — от 5—9 часов вечера. Редко, при каких-нибудь исключительных обстоятельствах, приходилось давать квартирные визитации позже указанного времени. Успенский, руководствуясь буквой устава, трактующего, что квартиры посещаются по указанию инспектора, изменил установившийся порядок квартирных посещений. Он выбирал несколько квартир и вечером посылал список этих квартир дежурному по квартирам члену инспекции, с поручением посетить указанные им квартиры. Бывало, и довольно часто, что одни и те же квартиры в один и тот же вечер посещались инспекцией по два раза.

Время визитаций квартирных не ограничивалось, как прежде, периодом от 5—9 часов. Нередко ездили около 11 часов ночи. Иногда и сам инспектор принимал участие в этих поездках, но непременно с кем-нибудь из своих помощников» [43]. Для сравнения отметим, что иеромонах Феофан [44] Харитонов , ставший инспектором Вологодской семинарии в 1897 г. Петра, вовсе не посещал квартиры учащихся, предоставляя это занятие помощникам. Педагогика Петра Успенского проявлялась в этом случае широко: «На квартирах он любил сидеть долго, особенно в тех случаях, когда на них оказывались не совсем благонравные питомцы. Целая проповедь морального характера произносилась тогда о. Осматривалось не только то, что лежало на столе: осмотру подвергались ящики столов, сундуки и проч.

Если квартира посещалась в постные дни, то инспектор старался допытаться, точно ли у воспитанников приготовлен постный стол. Иногда, не доверяя ученикам, он приглашал квартирную хозяйку и допрашивал, что она приготовила для обеда в этот день» [45]. Эти меры не должны вызывать большого удивления: основное русло воспитательных мер было запретительным и мера строгости зависела от усердия инспекции. Так, ректор Вологодской семинарии архимандрит Арсений Тимофеев, январь 1897 — сентябрь 1897 , когда имел основания подозревать учеников в табакокурении, лично обыскивал карманы учащихся [46] , а в воспоминаниях учащихся Тамбовской семинарии 1900-х гг. Семинарский надзор Несмотря на строгость надзора, особенного улучшения семинарских нравов не наблюдалось. Отчеты о проступках учащихся изобилуют случаями «нетрезвости», ревизии признают Вологодскую семинарию одной из самых «пьющих» [47] , а учащиеся «партиями» попадают в полицейские участки. Несколько наиболее курьезных случаев приведены в воспоминаниях Ильинского см. Приложение , несколько в повести Илария Шадрина «Бурса» см.

Строгим надзором были недовольны не только учащиеся, но и помощники инспектора. От них о. Петр требовал «служебной исполнительности и бдительного надзора за поведением учеников» [48] , и на них фактически сваливалась основная нагрузка: «Само собой разумеется, что инспектор и от нас требовал проведения в жизнь и исполнения воспитательной его программы. Впоследствии нам вменялось еще в обязанность при посещении квартир испытывать учеников в знании утренних и вечерних молитв» [49]. Не спасала и апелляция к проблемам со здоровьем: «В одно время, помнится, наблюдалось систематическое непосещение уроков по случаю зубной боли. Когда были единичные случаи этой болезни, о. Петр мало обращал на нее внимания, но когда она приняла эпидемический характер, он предпринял решительную с ней борьбу, не признавая зубной боли, как уважительной причины к отсутствию на уроках. Ученикам, опускавшим уроки по этой причине, убавлялось и поведение.

И удивительное дело: зубная боль у всех сразу же прекратилась. Квартирохозяевам, дававшим удостоверение о той или иной болезни воспитанников, веры и значения не придавалось. Таким образом воспитанникам были отрезаны все возможные случаи к непосещению уроков» [50]. Вот как выглядела эта же ситуация с другой стороны — приведем отрывок из повести И. Шадрина, учившегося в Вологодской семинарии при о. Петре: «Приемная больницы вдруг наполняется больными, и все чуть не из одного класса. У того голова болит, — у этого зубы, — у кого живот. Фельдшер ходит, ухмыляется, хорошо уже по виду зная, какого сорта болезнь загнала сюда этих мучеников науки.

Иногда и рассердится, закричит и даже погонит из приемной: «Идите, идите! Знаю, чем больны: врачу скажу…» — Филат Филатович [51] , что вы, голубчик, да у меня живот третий день болит! У тебя что?.. Да ты здоров… Лодыря корчишь… Я вот инспектору пожалуюсь… Как твоя фамилия?.. От уроков убежал?.. Но не думайте, чтобы он так сейчас и пришел в класс. Нет, он не дурак. Он пойдет в ватерклозет и там сначала покурит, потом несмотря на всю гадость вонючей атмосферы, просидит до самого звонка, тревожно прислушиваясь к каждому звуку и чуть не по биению сердца высчитывая, долго ли до конца урока» [52].

Однако сама жизнь доказывала малый смысл запретительной политики. Даже там, где ревность инспекции побеждала в противостоянии с учащимися и они были вынуждены присутствовать на занятиях, эффективность обучения была небольшой. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях митр. Вениамин Федченков , лучший ученик в своем классе Тамбовской семинарии: «Как и везде, предметы нас не интересовали, мы просто отбывали их, как повинность, чтобы идти дальше. Классические языки не любили, да они оказались бесполезными. Науки нас не обременяли, на экзаменах усиленно зубрили и сдавали. В академии же, куда поступали лишь первые, некоторые занимались уже самостоятельно любыми предметами, а многие слегка проходили ее академию , напрягаясь лишь во время экзаменов» [53]. Обратим внимание и на слова Илария Шадрина: ко времени написания повести он уже 6 лет отработал учителем в школе, что придает больший вес его педагогическим наблюдениям.

Почти для всех они были лишь тяжелою повинностью, неизбежным злом, и только. Принудительный метод, наказания и угрозы, сухость предмета, неумение или нежелание сделать предмет интересным, обширность программы и в связи с этим тот фатальный страх за свое будущее в зависимости от такого или иного сорта годовых и экзаменационных отметок, все это способствовало равнодушию и даже отвращению ко всем предметам семинарской науки без исключения» [54]. Вместе с тем «успешная» запретительная педагогика порождала в учащихся ощущение тюрьмы и провоцировала бунты и прочие формы протеста, зачастую не имевшие видимых рациональных оснований. Как замечает американская исследовательница Л. Манчестер: «Отвращение, которое они испытывали по отношению к семинарскому режиму, само по себе было достаточной причиной для волнений» [55]. Семинарский журнал Протест учащихся принимал иногда неожиданную форму. В этом журнале личность и деятельность о. Петра обрисовывалась в неприглядном виде.

В номере, который у меня имеется, помещен, между прочим, акафист ему. Журнал издавался, кажется, не долго. Знал ли о. Петр о существовании этого журнала, сказать не могу» [56]. Осведомленность Никифора Александровича Ильинского связана с тем, что как раз в это время 1890—1891 гг. Приведем воспоминания сына В. Ильинского Б. Инспекция, узнав об выпуске журнала, решила провести повальный обыск у учеников, о чем папе сказал его старший брат Никифор, работавший в то время помощником инспектора.

Несмотря на принятые меры, у одного из учеников нашли выдержки из журнала, что вызвало переполох среди начальства. Все из учеников, у кого были экземпляры журнала, стали их жечь. Папе удалось сохранить экземпляр журнала, для этого он в течение месяца днем держал его за голенищем своего сапога, а на ночь прятал в тот же сапог под онучи» [57]. Об издании журнала упоминается и в отчете [58] о встрече выпускников Вологодской семинарии 1891 г. Любопытно, что большой отрывок упомянутого стиха про инспектора-фарисея находится в уже упоминавшейся повести И. Шадрина «Бурса» — несколько отличная версия этого поэтического опуса в журнальной версии той же повести «Жизнь семинариста», опубликованной в «Красном звоне» за 1908—1909 г. Об издании рукописного нелегального журнала у И. По всей видимости это был другой журнал, но издаваться он начал приблизительно в это же время — как следует из сохранившегося дневника писателя вскоре после 29 сентября 1891 г.

Редактором журнала был сам Шадрин, назывался он «Опыт», статьи писались силами четвертого класса. Увольнение В начале 1897 года о. Петр был неожиданно уволен. Ильинский так объясняет это событие. По причине отъезда нелюбимого учениками ректора архимандрита Василия [62] 6 декабря 1896 г. В описываемое время дежурным в казенном корпусе был молодой помощник инспектора [63] , довольно снисходительно относившийся к проступкам по части винопития. Ученики учли, конечно, снисходительность молодого члена инспекции к проступкам этого рода, и выпивших в этот день оказалось много. Ужин прошел не благополучно.

Но главное безобразие произошло в спальнях. У семинаристов сложилось убеждение, насколько, впрочем, имевшее фактическую достоверность, я не знаю, что среди учеников, живущих в казенном корпусе, есть шпионы, сообщавшие все, что касалось ученической жизни, инспектору. Вот с этими-то мнимыми или действительными шпионами часть учеников, к тому же подбодренных спиртными напитками, и решила в эту ночь разделаться» [64]. По всей видимости, «фактическая достоверность» наличия осведомителей тоже имелась. Даже по кратким упоминаниям Н. Ильинского мы видим, что инспектор был очень хорошо осведомлен, когда и где происходили ученические незаконные собрания. Кроме того, если бы доносчиков не было, Никифор Александрович высказался бы определенно отрицательно — едва ли это могло быть ему действительно неизвестно. Здесь и в других местах мы видим лишь нежелание порядочного человека повторять те обвинения, доказательств которых у него не было.

О методах привлечения к «сотрудничеству с инспекцией» говорится в повести И. Дальнейшие события описаны следующим образом: «Таких жертв намечено было, кажется, не менее двух-трех. Явившись в спальни, где против обыкновения, был полный мрак, и сняв с коек одеяло, несколько пьяных учеников подошли к намеченным жертвам и, набросив на них одеяла, стали бить их. Но двоим из побиваемых удалось выскользнуть и убежать. Остался один, который не только был избит, но в нескольких местах получил колотые раны. Ночью же этот избитый и раненый воспитанник был унесен в больницу. О происшедшем случае инспектор узнал только утром от фельдшера и тотчас же навестил избитого питомца, стараясь при этом разузнать от него все подробности ночного события и вместе убедить избитого открыть виновников преступления. Но узнать ему ничего не удалось.

Неудача ли инспектора в расследовании этого некрасивого и печального случая или какие другие причины побудили инспектора, в то время исправлявшего должность ректора, умолчать об этом происшествии и не донести своевременно Преосвященному Алексию [65] , а между тем Преосвященный 8 декабря посетил семинарию и, побывав на уроках, отправился в больницу. Несомненно, что он был уже осведомлен о случившемся 6 декабря ночном происшествии в спальнях и, направляясь в больницу, хотел лично убедиться в справедливости сообщенного ему со стороны известия. Повидав избитого, еп. Алексий уехал из больницы крайне расстроенный, выразив о. Петру свое негодование как по поводу происшедшего события, так и потому что инспектор скрыл от него об этом происшествии даже и теперь, когда Преосвященный явился в семинарию. В то время никто и не предполагал, что этот случай послужит поводом к увольнению инспектора из нашей семинарии» [66]. В сохранившихся документах из архива Святейшего Синода об увольнении о. Отношение к инспектору администрации и преподавательской корпорации В записях преподавателя Вологодской семинарии И.

Суворова [68] имеется сообщение: «22 января 1897 среда. Инспектор Успенский внезапу уехал в СПбург. Евл[ампий] Бурцев [69] — исп[олняет] д[олжность]» [70]. Как раз в это время проходили заседания Синода, и 29 января 1897 г. Успенского преподавателем литургики и гомилетики в Тамбовскую семинарию [71]. Петра было тем более неожиданно, что в отчете ревизора Нечаева он получил самый одобрительный отзыв. Правда, недовольство о. Петром, как инспектором, было общее.

Городское духовенство относилось к инспекторской деятельности о. Петра не только отрицательно, но, пожалуй, враждебно. В семинарии некоторые преподаватели открыто выражали свое негодование по поводу поступков близких к инспектору лиц, вмешивавшихся не в свое дело» [72]. Кто подразумевается здесь под «близкими к инспектору лицами», не вполне ясно. Единственный упрек такого рода, который доносит семинарское предание, отраженное в «Бурсе» И. Шадрина см. Петра Елизаветы Александровны. Внезапное увольнение было омрачено и несостоявшимися проводами.

Петр стал готовиться к отъезду на место своего нового служения в Тамбов, то возник вопрос о его проводах. Обычай провожать отъезжающих членов корпорации к этому времени в нашей семинарии достаточно укоренился. Одних провожали более торжественно, других более скромно. Такое разнообразие в проводах зависело как от того, насколько была продолжительна служба провожаемого лица, так и от того, насколько провожаемый пользовался симпатиями. Петр Иванович состоял на службе в семинарии почти 13 лет. Естественно поэтому было ожидать, что в его проводах примут все живое участие. Но вышло то, чего не ожидали. Некоторые преподаватели решительно отказались принять участие в проводах о.

Произошел раскол. Проводы не состоялись, и о. Петр уехал из Вологодской семинарии, на служение которой он отдал лучшие годы своей жизни, с чувством не только разочарования, но и горькой обиды» [73]. О разногласиях вокруг воспитательной деятельности инспектора о. Успенского был осведомлен и ревизовавший семинарию П. Он отмечал в отчете за 1894 г. Лебедевым, «излишне снисходительным» по отношению к ученикам, так что «инспектор семинарии, при обсуждении в Правлении некоторых ученических проступков, оказывается одиноким в подаче своего мнения» [74]. Затем в отчете 1902 г.

Лебедевым и инспектором о. Успенским был почти постоянный разлад во взглядах на ученические проступки. Первый всегда стоял за снисходительность, второй требовал соблюдения строгого порядка. Лебедев поэтому пользовался расположением учеников, а о. Успенского недолюбливали» [75]. Преподаватель Вологодской семинарии, а затем многолетний смотритель Вологодского духовного училища В. Лебедев вспоминал: «Инспектор Успенский очень ревностно исполнял свои обязанности, но ученики почему-то недолюбливали его и после одной неприятной истории ученики побили одного семинариста, подозревая в шпионстве инспектору по донесению Еп. Алексея он был переведен на должность преподавателя в Тамбовскую семинарию» [76].

Общий вывод Никифора Александровича таков: «Со многими питомцами из времени инспекторства о. Успенского мне приходилось встречаться впоследствии. Более или менее, за весьма немногими исключениями, отзывались они об о. Петре как воспитателе благожелательно. Только когда вопрос касался табакуров, они с чувством обиды и осуждения отзывались о нем. Лично во мне о. Петр оставил хорошие воспоминания. Это был труженик, каких редко приходится встречать в жизни.

В частной жизни он отличался гостеприимством, радушием и приветливостью» [77]. Итак, большинство педагогов и учащихся воспринимали деятельность о. Петра благожелательно, хотя напряжение, вызываемое мелочностью и придирчивостью инспектора, постепенно накапливалось и в административных кругах, и среди городского духовенства. Отзывы Н. Ильинского, не уклоняющегося и от критических замечаний, следует признать объективными. Были, однако, и преподаватели, резко отрицательно относившиеся к инспектору о. Петру, были и ученики, сохранившие обиду и разочарование. Давая слово последним, мы хотели бы тем самым придать портрету о.

Петра большую рельефность. Казалось, он нарочно поставлен был для того, чтобы вытравить последнее религиозное чувство в своих учениках» [78] , — писал в 1922 г. Резкую реплику о. Тихона вряд ли можно объяснить лишь желанием обновленцев очернить все старые порядки. Созвучные мысли о жизни Вологодской духовной семинарии конца XIX в. Шадрин окончил Вологодскую семинарию в 1894 г. Соответствие повести историческому материалу мы обсуждаем в статье «Повесть И. Инспектор семинарии занимал значительное место в жизни учащихся.

Приведем несколько зарисовок из повести «Бурса» с участием о. Петра Успенского. И действительно, было что-то в о. Петр описывается здесь в конце своего инспекторства, ср. Ильинского, видимо не согласующееся с описанием И. Шадрина в части полноты. То, что под именем Плакиды в «Бурсе» подразумевается именно о. Петр, явно подтверждается дневниковой записью Илария Шадрина «о.

Кто забывал это сделать, того он вызывал и делал внушение. Ученик стоял и злился, проклиная в душе Плакиду и не имея ничего сказать в оправдание. Ученик уходил, чувствуя на себе тяжелый взгляд инспектора, от которого долго потом не мог отделаться» [82]. Здесь перед нами взгляд далекий от объективности, со стороны «юнца невыдержанного, с характером неуравновешенным», которых инспектор так раздражал. Какой вы строптивый — ах, какой строптивый! Последнее время, можно сказать, последние часы, доживаете в семинарии, и не могли утерпеть. Ах, какой строптивый! Вот через несколько дней вы уйдете от нас, будете свободны, так я еще раз предупреждаю вас — не будьте строптивы, будьте почтительны и скромны!

Вы неисправимы. Несмотря на всю субъективность описания, мы не можем отказать И. Шадрину в литературном таланте. Изображенные им сцены убеждают нас в своей достоверности и художественной правде, и семинарская действительность, знакомая современным исследователям больше по официальным документам и небогатым подробностями воспоминаниям, воспринимается очень живо. Товарищеский съезд Курс Вологодской семинарии, на котором учился Иларий Шадрин 1894 г. В 1904 и 1914 г. Второй съезд проходил вскоре после издания «Бурсы» И. Шадрина и на нем состоялось обсуждение повести.

Были недовольные произведением и среди учащихся, скорее всего те, кого И. Шадрин изобразил в неприглядном виде. Большинство высказалось за свободу субъективных суждений и не стало выступать с порицанием автора. На этом же съезде было заслушано письмо от прот. Петра Успенского «с предложением образовать комиссию для исследования, насколько верно сделанное И. Очевидно, о. Петр был крайне раздосадован своим портретом в повести — все вологодские читатели несомненно узнавали, кто имелся в виду, — и требовал опровержения. Комиссию создавать не стали, осуждения автору не вынесли; съезд ограничился выражением благожелательного почтения ко всем преподавателям, в их числе и к П.

Воспоминания прот. Петра о Вологде Сам протоиерей Петр сохранил о Вологодской семинарии совсем другие впечатления.

Неофициальная часть ориентирована гораздо больше на эмоциональное вовлечение читателя. Рассматривая материалы за 1909 год, мы видим, что в этой структурной части довольно расплывчато выделяются жанры материалов. Показать больше Фрагмент для ознакомления 3 1. Хабарова Е. Электронная библиотека Тамбовской области.

Тамбовские губернские ведомости. Тамбов, 1838-1917

Тамбовские епархиальные ведомости. 1 материал в коллекции. День памяти обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского; Архиерейское Совещание Русской Православной Церкви; Выпускной акт в Тамбовской духовной семинарии; Великое освящение храма в честь иконы Божией Матери “Всех Скорбящих Радость”. Тамбовские епархиальные ведомости, № 2, 2009.

Тамбовские епархиальные ведомости, № 10, 2009

(PDF) Тамбовские епархиальные ведомости, № 8, 2009 - Тамбовские епархиальные ведомости (Читальня/Тамбовские епархиальные ведомости). Годовой бюджет крестьянской семьи.
Рязанские епархиальные ведомости 1865 1917. Епархиальные ведомости Заглавие: Тамбовские епархиальные ведомости. Г. 57 1917, № 26. Библиотечный фонд: Российская Национальная Библиотека. Полное библиографическое описание.
1. Обзор источников и литературы по истории Тамбовской епархии (републикация) Епархиальные ведомости Курской епархии.

Анализ содержания официальной и неофициальной частей Тамбовских епархиальных ведомостей за 1909 год

4886-1917/ Екатеринославские епархиальные ведомости. Печатный орган Тамбовской и Шацкой епархии. Выходил еженедельно (в 1862–1869, 1873–1892 – 2 раза в месяц, в 1870–1872 – ежемесячно). Архив Тамбовских епархиальных ведомостей. Историко – статистическое описание Тамбовской епархии 1861г. Миссионерский листок при "Тамбовских епархиальных ведомостях". Архивный Номер. Тамбовский епархиальныйдуховно-просветительский журнал. Печатается по благословению Высокопреосвященнейшего Феодосия,митрополита Тамбовского и Рассказовского.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ И РЕСУРСЫ (В ПОМОЩЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМ)

Вышел в свет очередной номер журнала "Тамбовские епархиальные ведомости". | «Тамбовские Епархиальные Ведомости» стали выходить в свет с 1-го июля 1861 года двумя книжками в месяц, причем каждая книжка разделялась на две части: 1-я составляла «официальную часть» и 2-я «прибавление к Тамбовским Епархиальным Ведомостям».
Краеведческий сайт Алексея Пенягина - село Новое Грязное ВЛАДИВОСТОКСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ «Владивостокские епархиальные ведомости», выходили в 1903-1917 гг. 2 раза в месяц.
Тамбовские епархиальные ведомости: Еженедельное издание. №2, регистрационный номер — 3624836 Тамбовские епархиальные ведомости. Тамбов, 1861–1918.
Вышел в свет 6 (174) номер Тамбовских епархиальных ведомостей за 2022 год Тамбовские Епархиальные Ведомости Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

История Тамбовской Епархии. Курс лекций

Новости сайта. Информация о сайте. Документы и публикации о Козлове-Мичуринске. Тамбовская епархия выпустила очередной номер журнала «Тамбовские епархиальные ведомости» №6 (174) 2022. В номер вошли статьи, освещающие жизнь митрополии, а также материалы из истории церкви. один из великих двунадесятых цер-ковных праздников - отмечается 15 августа по старому стилю, 28 августа по-новому. Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор" (ФЭБ): Электронное научное издание "Периодика". Печатный орган Тамбовской и Шацкой епархии. Выходил еженедельно (в 1862–1869, 1873–1892 — 2 раза в месяц, в 1870–1872 — ежемесячно). Списки упоминающихся в издании священнослужителей см. на вкладках отдельных годов.

«Тамбовские епархиальные ведомости» – один из первых печатных источников

После Февральской революции 1917 г. Появились новые заглавия: «Вестник Екатеринославского губернского комитета Православной Церкви» март-авг. В 1917 г. В 1920-1922 гг. Всего дореволюционные и преемственные издания 1917-1922 гг. Лишь немногие из них имеют подробные общие указатели «Подольские ЕВ» за 1862-1905, «Пензенские епархиальные ведомости» за 1866-1900, «Иркутские ЕВ» за 1863-1904, «Минские ЕВ» за 1868-1897 или указатели к одной из частей к неофиц.

Остальные имеют указатели или обзоры содержания только за первые годы издания, указатели статей по определенной тематике, а издания некоторых епархий Варшавской, Владивостокской, Гродненской, Екатеринбургской, Забайкальской, Костромской, Литовской, Могилёвской, Московской, Олонецкой, Псковской, Рижской, Туркестанской, Уфимской, а также Грузинского Экзархата имеют лишь годовые оглавления. Всего в 1860-1916 гг. Издания 1917-1922 гг. В 1922-1928 гг. Нек-рые из них имели традиц.

На заглавиях других отразилось стремление отмежеваться от «церковной контрреволюции»: «Церковное оживление» Одесса, 1922 , «Друг православного народа» Саратов, 1922 , «Голос живой веры» Тамбов, 1922-1923 , «Живая Церковь» Пенза, 1922; Киев, 1922-1923 , «Обновление Церкви» Царицын, 1922; Челябинск, 1923 , «Церковная заря» Вологда, 1922-1923 , «Церковное обновление» Орёл, 1922-1923; Рязань, 1923-1926. В кон. В рус. Традиции дореволюционной епархиальной прессы в какой-то степени продолжались в «Церковном вестнике Западноевропейской епархии» Париж, 1927-1940, 1946-1959 , «Вестнике Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» Париж, 1947-1989 , неск. По образцу Е.

После присоединения униатов к правосл. Церкви во Львове выходил журнал правосл. После возобновления епархиальной издательской деятельности РПЦ в кон. Первыми в 1989 г. В 1990 г.

В наст. Из них более 25 называются Е. Остальные издания универсальны по содержанию и охвату аудитории, имеют разделы или приложения для детей. Как и в дореволюционной периодике, в них перепечатываются богословские, апологетические, полемические и др. Публикуются хроника церковной жизни, исторические и краеведческие статьи о монастырях, храмах и местных святынях, Жития новомучеников и исповедников, воспоминания, обзоры книг и журналов и т.

Рассматривая материалы за 1909 год, мы видим, что в этой структурной части довольно расплывчато выделяются жанры материалов. Показать больше Фрагмент для ознакомления 3 1. Хабарова Е.

Электронная библиотека Тамбовской области. Тамбовския Епархиальныя Ведомости, архив выпусков.

Однако их в полной мере нельзя назвать работами по истории государственно-церковных отношений, хотя В.

Кученкова, как автор, и не уклонялась от освящения отдельных вопросов взаимоотношений этих структур. Большое внимание она уделяла описанию архитектурных ансамблей и стилей храмов и монастырских комплексов. Кученкова, в этом ей следует отдать должное, собрала в своих книгах много исторических фактов, на которые в своих научно-изыскательных работах сегодня опираются исследователи и краеведы.

Известен её сборник биографий тамбовских архиереев, он стал для нашей работы своеобразным отправным пунктом для дальнейших поисков в отношении периода 1930-х гг. Однако книги В. Кученковой об архитектуре и строительстве храмов являются не единственной в своем роде работой, в начале 2000-х гг.

Белых о культовом строительстве в городе Мичуринске, где были затронуты и вопросы приходской жизни городских жителей[11]. Также в «Тамбовских епархиальных ведомостях» появляются отдельные статьи по истории тамбовских храмов, в частности, по истории главного кафедрального собора Тамбова — Спасо-Преображенского[12]. Кроме указанных тем история отдельных монастырей и соборов сегодня «Тамбовские епархиальные ведомости» одновременно выступают источником информации о местной церковной жизни, истории епархии и её подвижниках благочестия, как это было в конце XIX — начале XX вв.

Что касается периода 1930-х гг. О жизни и исповедническом подвиге репрессированного духовенства опубликовано несколько десятков статей протоиерея Александра Сарычева и заведующего историко-архивным отделом епархии О. Протоиерей Александр Сарычев также известен как автор книг «В западне Российского безбожия» издана в Москве в 2003 г.

Нельзя не упомянуть, что работа по изучению данного периода указанными авторами, наследниками и продолжателями дела В. Кученковой, продолжается. Мы также присоединились к этим исследованиям.

В 2015 году вышли две наши работы в научно-богословском журнале «Христианское чтение» о репрессиях в Тамбовской епархии в 1933—1935 гг. Моим соавтором является профессиональный историк, к. Следует упомянуть, что у нее есть самостоятельные работы по истории Тамбовской епархии.

Особенно в этом ряду примечательна ее работа о тамбовском архиерее Вассиане Пятницком в период его пребывания на тамбовской земле[15]. Учитывая исторический контекст и процессы, происходившие в религиозной сфере, общественном сознании населения, используя полиметодологизм современного исторического познания, изучение темы церковных гонений в 1930-е годы на примере Тамбовской епархии видится, безусловно, перспективным. Поэтому работа будет продолжена.

Таким образом, комплексного исследования всего спектра церковно-государственных взаимоотношений на территории Тамбовщины в 1930-е гг. Тем не менее, вклад в общую картину темы уже сделан. Тамбов, 2007.

Феодосия; сост. Александр Сарычев.

Приносим Вам свои извинения. Закрыть окно Вы успешно авторизовались как читатель РГБ Издание, которое Вы пытаетесь открыть, защищено авторским правом. Полный доступ к изданиям, охраняемым авторским правом, можно получить в электронном зале библиотеки, участвующей в проекте. Для чтения изданий, охраняемых авторским правом, необходимо установить на компьютере программу просмотра. Для чтения произведений, охраняемых авторским правом, необходимо установить на компьютере программу просмотра У вас нет доступа к изданиям охраняемым авторским правом Закрыть окно У вас нет доступа к изданиям охраняемым авторским правом Закрыть окно Программа, нужная для просмотра, не установлена.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий