Азербайджанцы в Иране составляют азербайджанскую диаспору в количестве более 32 миллионов человек. Где живут азербайджанцы. Сколько украинцев живет в Азербайджане? Азербайджанские украинцы в Азербайджане — 21 500 человек. в большинстве случаев — христиане: греко-католики православные.
"Иранские азербайджанцы создают свою армию": Азербайджан за неделю
У Ирана есть своя «Украина». Почему Тегеран поддерживает Армению и осуждает Азербайджан Азербайджан. Шушинский район. Иран активно участвует в делах региона, где его интересы сталкиваются с целями исторического противника — Турции. За неделю до этого Азербайджан начал антитеррористическую операцию в непризнанной Нагорно-Карабахской республике НКР , населенной этническими армянами, и уже спустя сутки ее власти объявили о решении сложить оружие. Его официальный представитель Насер Канани Чафи заявил , что Тегеран считает Карабах частью Азербайджана, а все проблемы, в том числе обеспечение прав и безопасности местных жителей, должны решаться путем диалога. Также в Тегеране подтвердили готовность участвовать во встречах в формате «три плюс три». К переговорам в рамках платформы пригласили три страны региона — Азербайджан, Армению и Грузию, а также их соседей — Россию, Турцию и Иран.
Первое заседание турецкий МИД анонсировал на 10 декабря 2021 в Москве. Однако Грузию такой формат не устроил и она предложила ограничиться лишь тремя закавказскими республиками. Но приверженность Ирана тому, что суверенитет Азербайджана распространяется и на Нагорный Карабах с чем официально соглашается и Армения, и Россия , не означает, что Тегеран занимает проазербайджанскую позицию. Прямо в разгар острой фазы конфликта, 19 сентября, министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиян провел встречу с армянским коллегой Араратом Мирзояном на полях сессии Генассамблеи ООН. Согласно короткому заявлению на сайте МИД Армении, два дипломата обсудили и ситуацию в Нагорном Карабахе, но детали их беседы не приводились. Значительное влияние Ирана в регионе признают и в Ереване. Президент Ирана Эбрахим Раиси и Пашинян созванивались 9 сентября.
Они обсудили скопление войск Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха и согласились, что споры нужно решать с помощью дипломатии, а не оружия. Во время переговоров Базрпаш сказал, что участие сторонних сил в разрешении кризиса между Арменией и Азербайджаном не нужно, а страны региона должны справиться сами. Содействие иностранцев извне, по его словам, только «усугубит существующие проблемы». Какие именно страны нужно считать инородными для региона, он не уточнил. Но на фоне сентябрьского военного обострения, которое продлилось два дня, риторика иранских политиков и дипломатов изменилась. Он обвинил Азербайджан в стремлении изменить границы в регионе «совместно с сионистским режимом так в Иране нередко называются Израиль — прим. Борьба за торговые пути «Любая серьезная война, которая может произойти на Кавказе, это война против Ирана.
Мы готовы», — заявляли в КСИР 15 сентября. Судя по всему, иранцы, признающие Карабах азербайджанским, решили тем самым предостеречь Баку от прямого конфликта с Арменией. Иран, в отличие от Турции и Пакистана, не разорвал дипломатические отношения с Арменией, но при этом поддержал территориальную целостность Азербайджана.
Их количество в США достигает 1 миллиона, в Аргентине — 12. Также азербайджанцы проживают в Гондурасе, Гватемале, Перу и других странах Американского континента.
Большинство азербайджанцев, проживающих в странах Американского континента, являются эмигрантами из Южного Азербайджана. Начиная с 1970-го года переезд азербайджанцев из Турции, а с 1991-го года также из Азербайджана на этот континент оказал свое воздействие на состав и социально-экономическую деятельность диаспоры. Азербайджанцы в Европе Вторым по географии распространения и количеству азербайджанской диаспоры континентом является Европа.
Напротив, в азербайджанском языке населения Ирана ощущается много персидских слов и словосочетаний, также есть большое различие в нормах литературного произношения.
Несмотря на большое количество азербайджанцев, в Иране существует проблема доступности бесплатного обучения на азербайджанском языке. Лишь летом 2019 года было принято решение о введении этого языка в школьные программы. Что касается религиозной принадлежности проживающих в Иране азербайджанцев, то они, как и персы, исповедуют шиизм. Развитию сельского хозяйства способствует достаточное количество круглогодичных осадков, поскольку фермерам не нужно полагаться исключительно на ирригационные системы для поддержки выращивания пшеницы, ячменя, табака и хлопка.
Как лезгины называют азербайджанцев? Сколько азербайджанцев в России 2017? По наиболее завышенным данным, в РФ проживает 3 млн.
Где проживает больше всего азербайджанцев? Больше всего азербайджанцев расселилось в северной, центральной и южной части Американского континента. Численность их в Соединённых Штатах составляет от 80000 до одного миллиона, в Аргентине — 12000, в Бразилии -75000, Канаде — 170000, в Мексике — 27000 тысяч человек.
Сколько азербайджанцев живет в городе Москве?
Сколько азербайджанцев живёт?
Они основывают свои собственные образовательные учреждения, клубы, культурные центры и ассоциации. Эти организации стимулируют сохранение и продвижение азербайджанской культуры и традиций среди молодого поколения и укрепление связей с их исторической родиной. Развитие и поддержка азербайджанской диаспоры в Иране является одним из приоритетов правительства Ирана. Оно предоставляет финансовую и организационную поддержку различным инициативам, направленным на увеличение численности азербайджанской диаспоры и оказание помощи их соотечественникам. Одним из инструментов развития азербайджанской диаспоры является создание условий для сохранения и развития азербайджанского языка в Иране.
Все больше азербайджанских школ, центров и клубов появляется для обучения языку и сохранения культурных традиций. Увеличение численности азербайджанской диаспоры в Иране приводит к укреплению связей между Ираном и Азербайджаном, а также способствует расширению экономических и культурных связей между этими двумя странами. Экономические факторы Экономические возможности Ирана также привлекают азербайджанцев, желающих найти работу и улучшить свое финансовое положение. Это особенно актуально для жителей северных и западных районов Азербайджана, которые часто смешиваются с иранской национальностью и культурой.
Важным фактором является также близость Ирана к Азербайджану. Расстояние между Баку и Тегераном составляет всего около 500 километров, что облегчает путешествия и торговлю между двумя странами. Более того, Иран является транзитным пунктом для транспортировки товаров из Азербайджана в другие страны Ближнего Востока и Центральной Азии. Развитие экономического сотрудничества между Ираном и Азербайджаном также способствует увеличению численности азербайджанской диаспоры.
Многие азербайджанцы, работающие в Иране, имеют возможность создавать собственные бизнесы, что способствует созданию новых рабочих мест и привлечению еще большего числа азербайджанцев в страну. Прогноз численности Прогнозируется, что к 2023 году численность азербайджанцев в Иране продолжит расти. Это связано с различными факторами, включая экономическое развитие и политическую стабильность в стране. Иран является важным торговым партнером Азербайджана, и все больше азербайджанцев обращают свой взор на соседнюю страну в поисках новых возможностей в сфере бизнеса и работы.
Кроме того, азербайджанцы, проживающие в Иране, сохраняют свою культуру и традиции, что способствует привлечению новых мигрантов из Азербайджана. Интересно отметить, что мастер-план правительства Ирана направлен на улучшение условий проживания и экономических возможностей для азербайджанской диаспоры. Ожидается, что эти меры помогут увеличить приток азербайджанцев в Иран. Рост азербайджанской диаспоры в Иране также может быть объяснен экономическими факторами.
По оценке бакинских экспертов, соотечественников по ту сторону границы куда больше. Выходцы из Иранского Азербайджана и другие этнические тюрки исторически играли важную роль в персидской политике. Тюркские роды управляли Ираном и в Средние века, и в Новое время.
Предпоследняя шахская династия, Каджары, происходила из туркоманского племени, родственного азербайджанцам. Азербайджанкой была мать основателя последней династии, Резы-шаха Пехлеви. Наконец, нынешний верховный лидер Ирана рахбар , великий аятолла Али Хаменеи — также этнический азербайджанец.
При этом никакого подобия культурной, не говоря уже о политической, автономии у жителей Южного Азербайджана нет. Отметим, что у Южного Азербайджана в XX веке был опыт сепаратистской государственности. Народное правительство ДРА опиралось на советский контингент, расквартированный в Северном Иране в 1941—1946 годах.
После вывода советских войск на территорию ДРА вступили тегеранские шахские войска, ликвидировавшие южноазербайджанскую государственность. В Баку это меньше чувствуется, но тенденция поддержки своих собратьев в ИРИ чувствуется», — отметил Сажин. Первым объектом этой революции стал тогда еще советский Азербайджан, где большинство верующих составляют мусульмане-шииты, как и в Иране», — продолжает востоковед.
Количество граждан Азербайджана, которые покинули страну, в 2022 году возросло на 1,5 раз — до отметки в 1 млн 489,5 тысяч человек.
Множество азербайджанцев живут в провинциях Зенджан и Казвин — а это уже совсем близко к столичному Тегерану. Общая численность азербайджанцев в Иране — до 15 млн человек. При этом в независимом он же Северный Азербайджане титульная нация составляет менее 10,2 млн. По оценке бакинских экспертов, соотечественников по ту сторону границы куда больше. Выходцы из Иранского Азербайджана и другие этнические тюрки исторически играли важную роль в персидской политике. Тюркские роды управляли Ираном и в Средние века, и в Новое время. Предпоследняя шахская династия, Каджары, происходила из туркоманского племени, родственного азербайджанцам.
Азербайджанкой была мать основателя последней династии, Резы-шаха Пехлеви. Наконец, нынешний верховный лидер Ирана рахбар , великий аятолла Али Хаменеи — также этнический азербайджанец. При этом никакого подобия культурной, не говоря уже о политической, автономии у жителей Южного Азербайджана нет. Отметим, что у Южного Азербайджана в XX веке был опыт сепаратистской государственности. Народное правительство ДРА опиралось на советский контингент, расквартированный в Северном Иране в 1941—1946 годах.
Иран – Азербайджан: информационная война разгорается с новой силой
В Иране действуют как леворадикалы, так и консерваторы, националисты, исламисты и многие другие курдские политические структуры. Сложные экономические условия толкают их переезжать в другие регионы, например, в Тебриз, где проживают иранские азербайджанцы. Курды организованнее азербайджанцев, у них в Иране организованное партизанское движение, которое время от времени противостоит даже иранским спецслужбам. Это вызывает недовольство и опасения азербайджанцев, что курды станут источником проблем», — рассуждает в беседе с «Лентой.
Сепаратистские идеи вынашивают и иранские арабы. Однако Семенов сомневается, что это выльется в какую-то серьезную борьбу с режимом аятолл. Они шииты, как и иранцы, но хотели бы отделиться и присоединиться к иракским арабам-шиитам.
Наиболее сильной структурой считается "Движение арабской борьбы за освобождение Ахваза". Однако пока сепаратизм арабов Ирана ни к чему не привел», — говорит специалист. Иранские власти считают ее террористической, в 2010-2011 годах им удалось фактически разгромить ее костяк», — рассказывает Семенов.
Другие нацменьшинства Ирана — бахтияры, туркмены, гилянцы, мазендеранцы — не столь многочисленны, сепаратистские настроения у них почти отсутствуют. Несмотря на то что протестные настроения охватили север Ирана, где большинство составляют этнические азербайджанцы, второй по многочисленности этнос страны, эксперты не считают этот факт угрозой режиму. Иранский Азербайджан Семенов обращает внимание на то, что иранские азербайджанцы всегда занимали высокие должности и стояли у истоков образования нынешнего шиитского Ирана, поэтому говорить о сепаратизме в этой среде можно с натяжкой.
Никто, включая этнических иранцев, не оспаривает этот факт. То есть современный Иран — это переплетение персидской и тюркской сущностей иранского народа», — объясняет Семенов. Востоковед Гасымов считает, что азербайджанцам Ирана присуща амбивалентная национальная идентичность, национализм и пантюркизм в основном распространены в среде молодежи и футбольных фанатов.
Однако официальный Тегеран еще с 1990-х годов настороженно относится не только к местным азербайджанцам, но и к политике Баку в целом. При этом Азербайджан иранцы называют Республика Баку, что ужасно раздражает азербайджанцев», — объясняет он. После распада Советского Союза и образования независимого Азербайджана иранские власти не знали, как к нему относиться.
На западе Ирана существует одноименный остан провинция. Иранцы осознают, что Азербайджан со столицей в Баку — это осколок Иранской державы, некогда отторгнутый Российской империей Нурлан Гасымоввостоковед Тем не менее Иран пытался распространять свою «мягкую силу» на Азербайджан. Расширялись культурные связи, развивались образовательные программы, создавались межнациональные культурные центры.
Но парадокс к том, что и азербайджанцы оказывали влияние на своих иранских собратьев, что вызвало беспокойство верховного руководства ИРИ, поэтому межкультурное взаимодействие постепенно сократилось. Теперь Тегеран и Баку связывают в основном энергетические, логистические, инфраструктурные, экономические проекты. Культурное и политическое взаимодействие сведено к минимуму.
Режим аятолл опасается, что азербайджанцы Ирана потянутся к своим собратьям на Южном Кавказе, что усилит сепаратизм в стране», — говорит Гасымов. Его возглавил профессор Тебризского университета Махмуд Чехреганлы — этнический азербайджанец.
С 12 марта 1922 по 5 декабря 1936 год была частью Закавказской федерации, а с 5 декабря 1936 вошла непосредственно в СССР на правах Союзной республики. Кто строил город Баку? Генеральный план и схема планировки Баку была разработана в 1924—1928 годах архитектором-градостроителем А. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Чем знаменит город Баку? Баку славится не только ткачами, но и ювелирами. Богатое культурное наследие золотых дел мастеров вылилось в две самостоятельные ювелирные школы: шекебе и хатамкарлыг. Украшения, выполненные в первой технике, напоминают тончайшее кружево, сплетенное из драгоценного золотого или серебряного кружева.
Кто живет в Баку? Баку это и остров Пираллахи бывший Артём и посёлок Алят, а ведь до них от центра города 50 километров, соответственно на восток и юго-запад. Какая же река протекает в Баку? Это — река Джейранкечмез, пересекающая Карадагский район города с севера на юг и впадающая в Каспийское море. Какое море в Баку? Каспийском море Как называют жителей города Баку?
При этом именно иранские азербайджанцы были в авангарде широкой антишахской коалиции, которая привела к свержению шахского режима.
Исламская революция началась в январе 1978 года с расстрела шахской полицией в Куме демонстрации студентов в поддержку аятоллы Хомейни. На сороковой день гибели людей в феврале вспыхнуло восстание в азербайджанском Тебризе, в котором приняло участие около 100 тысяч человек и привело к массовым жертвам. Призывая к автономии, азербайджанцы требовали демократии, свободы мнений и освобождения от иностранного влияния, которое было персонифицировано в самом шахе. С начала революции в Иранском Азербайджане очень сильны были либеральные и левые группировки, в особенности Организация моджахединов иранского народа ОМИН или Моджахедин-э Халк. В решении национального вопроса среди левых не было единства. Часть из них выступала за развитие национально-демократической революции в масштабах всей страны и считали, что с её победой будут разрешены национальные проблемы. Другие своей первоочерёдной задачей видели создание национальных автономий и проведение в рамках них социальных преобразований.
Обострение же обстановки в Иранском Азербайджане было связано не столько с движением за автономию, сколько с политической борьбой за власть между некоторой частью азербайджанских финансово-предпринимательских и местных религиозных кругов с «персидским» духовенством и поддерживавшей их персидской то есть неазербайджанской буржуазией. Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер - великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари - выходец из азербайджанской среды. Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, Шариатмадари считался главным религиозным авторитетом в Иране. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей. После победы исламской революции отношения между двумя великими аятоллами Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер. Шариатмадари открыто не разделял концепцию Хомейни велайат-е факих, лёгшую в основу государственной власти ИРИ. Разногласиями между Хомейни и Шариатмадари попытались воспользоваться азербайджанские националисты, пытавшиеся установить в Иранском Азербайджане местную автономию.
Противоборство между Шариатмадари и Хомейни достигли своего апогея в декабре 1979 года и январе 1980 года, когда в Куме и Тебризе произошли столкновения между последователями обоих аятолл. На массовых демонстрациях, прошедших в декабре 1979 года в Тебризе, было выдвинуто требование предоставление автономии азербайджанцам и другим этническим меньшинствам. Поскольку Шариатмадари придерживался религиозного принципа решения межнациональных проблем, то он не стал лидером автономистов. Сам он в конечном итоге оказался под домашним арестом и был обвинён в причастии к государственному перевороту. Одной из важнейших причин отсутствия в Иранском Азербайджане массового движения за автономию являлось то, что при исламском режиме представители азербайджанцев получили доступ к высшим эшелонам власти. Многие ключевые позиции в политической системе Ирана находились в руках лиц азербайджанского происхождения. Некоторые азербайджанцы прямо заявляли, что они менее заинтересованы в своём участии в самоуправлении в Азербайджане, чем в управлении всей страной.
В 1981 года президентом и премьер-министром Ирана стали азербайджанцы Али Хаменеи нынешний верховный лидер и Мир-Хосейн Мусави соответственно. В Тебризе проходили митинги под лозунгами «Будем бороться с любым проявлением сепаратизма», «Азербайджанский народ душой и телом поддерживает шиитское духовенство». Не стоит забывать, что во время ирано-иракской войны 1980 — 1988 гг. В настоящее время азербайджанцы в Иране считаются этнической группой, составляющей неотъемлемую часть иранской нации. Как писал в 1987 году в своей статье «От шаха до Хомейни» посол СССР в Иране Виноградов, «благодаря своей многочисленности, экономической и культурной развитости, азербайджанцы с течением времени органически вросли в иранское общество и не стали там так называемым «национальным меньшинством». В Тегеране — центре политической, экономической и культурной активности — было около полутора миллионов азербайджанцев». После провозглашения независимости бывшего Советского Азербайджана 1991 г.
При этом традиционно-исторические этно-религиозные проблемы оставались и даже разрастались, наполняясь новым политическим содержанием. Первый год, после распада Советского Союза, были открыты границы, и сотни семей по обе стороны начали активно навещать друг друга. Расширились связи между азербайджанцами двух стран во всех аспектах. Первоначально иранские власти приветствовали контакты по обеим сторонам границы, надеясь на распространение своего шиитского влияния на новорожденную Азербайджанскую Республику. Однако вскоре они осознали, что АР не восприимчива к религиозной пропаганде[6], более того, влияние происходит в обратном направлении. И к концу 1992 года начали ставить препятствия на пути контактов и с целью их сокращения. Так, например, в отличие от своей политики в отношении беженцев из Афганистана и Ирака, иранские власти отказались принять азербайджанских беженцев спасающихся из районов боевых действий с Арменией, опасаясь интенсивного общения между беженцами и «своими» азербайджанцами.
Несомненно, эти войны послужили источником вдохновения для массы иранских азербайджанцев, чтобы попытаться вернуть отношения со своими «северными братьями» на прежний уровень после десятилетий взаимной изоляции. Аналогичным образом, экономический и политический подъем Турции, её активность в поддержке Баку заставил многих иранских азербайджанцев заново открыть свои этно-лингвистические и культурные корни и пересмотреть отношение к своему тюркскому наследию, как к источнику гордости. В результате, примерно за последние 25 лет, гораздо больше иранских азербайджанцев стали больше уделять внимания и гордиться своим тюркским культурным наследием. Именно после провозглашения АР, после первой армяно-азербайджанской войны азербайджанскому вопросу в Тегеране стали уделять особо пристальное внимание. Тем более число оппозиционных азербайджанских группировок возрастало. По данным материалов, подготовленных по заказу Отдела международной защиты Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, Австрийским центром исследований и документации в сфере информации о странах происхождения и по вопросам убежища АККОРД , которые приводятся в сборнике 2015 г. Выступления иранских азербайджанцев с разной интенсивностью происходят практически ежегодно.
В 2003 году по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев.
Это не в последнюю очередь было связано с реформами «Белой революции», начатой шахом в начале 1960-х годов в целях ускоренного развития промышленности, современного сельского хозяйства, в целом - капитализма в стране. Под воздействием шахских реформ азербайджанцы в Иране, говоря условно, расслоились на три, если так можно сказать, фракции. Это сельские жители северных, азербайджанских районов страны, приверженцы традиционного образа жизни; азербайджанцы — жители крупных городов, в том числе интеллигенция и образованные люди, продолжающие идентифицировать себя как азери; и, наконец, значительная масса людей, «растворившаяся» в титульной нации, считающих себя иранцами. В такой, или приблизительно в такой, ситуации встретили иранские азербайджанцы исламскую революцию в Иране. Стоит напомнить, что идеологи и практики исламской революции в Иране отрицали национальный вопрос, поскольку в принципе отрицали такое явление, такое понятие как нация, по сути, заменяя его религиозной идентичностью. Поэтому в основополагающих документах ИРИ нет термина «национальное меньшинство». Все граждане Исламской Республики — иранцы, некоторые из которых принадлежат к официальным «религиозным меньшинствам» - христианам армяне , зороастрийцам и иудеям евреи.
Азербайджанцы — это братья — шииты, которые говорят на другом языке. При этом именно иранские азербайджанцы были в авангарде широкой антишахской коалиции, которая привела к свержению шахского режима. Исламская революция началась в январе 1978 года с расстрела шахской полицией в Куме демонстрации студентов в поддержку аятоллы Хомейни. На сороковой день гибели людей в феврале вспыхнуло восстание в азербайджанском Тебризе, в котором приняло участие около 100 тысяч человек и привело к массовым жертвам. Призывая к автономии, азербайджанцы требовали демократии, свободы мнений и освобождения от иностранного влияния, которое было персонифицировано в самом шахе. С начала революции в Иранском Азербайджане очень сильны были либеральные и левые группировки, в особенности Организация моджахединов иранского народа ОМИН или Моджахедин-э Халк. В решении национального вопроса среди левых не было единства. Часть из них выступала за развитие национально-демократической революции в масштабах всей страны и считали, что с её победой будут разрешены национальные проблемы.
Другие своей первоочерёдной задачей видели создание национальных автономий и проведение в рамках них социальных преобразований. Обострение же обстановки в Иранском Азербайджане было связано не столько с движением за автономию, сколько с политической борьбой за власть между некоторой частью азербайджанских финансово-предпринимательских и местных религиозных кругов с «персидским» духовенством и поддерживавшей их персидской то есть неазербайджанской буржуазией. Правящей религиозной элите в Тегеране был противопоставлен свой местный религиозный лидер - великий аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари - выходец из азербайджанской среды. Пока лидер исламской революции аятолла Хомейни находился в эмиграции, Шариатмадари считался главным религиозным авторитетом в Иране. Большая часть верующих азербайджанцев относилась к числу его последователей. После победы исламской революции отношения между двумя великими аятоллами Шариатмадари и Хомейни приняли натянутый характер. Шариатмадари открыто не разделял концепцию Хомейни велайат-е факих, лёгшую в основу государственной власти ИРИ. Разногласиями между Хомейни и Шариатмадари попытались воспользоваться азербайджанские националисты, пытавшиеся установить в Иранском Азербайджане местную автономию.
Противоборство между Шариатмадари и Хомейни достигли своего апогея в декабре 1979 года и январе 1980 года, когда в Куме и Тебризе произошли столкновения между последователями обоих аятолл. На массовых демонстрациях, прошедших в декабре 1979 года в Тебризе, было выдвинуто требование предоставление автономии азербайджанцам и другим этническим меньшинствам. Поскольку Шариатмадари придерживался религиозного принципа решения межнациональных проблем, то он не стал лидером автономистов. Сам он в конечном итоге оказался под домашним арестом и был обвинён в причастии к государственному перевороту. Одной из важнейших причин отсутствия в Иранском Азербайджане массового движения за автономию являлось то, что при исламском режиме представители азербайджанцев получили доступ к высшим эшелонам власти. Многие ключевые позиции в политической системе Ирана находились в руках лиц азербайджанского происхождения. Некоторые азербайджанцы прямо заявляли, что они менее заинтересованы в своём участии в самоуправлении в Азербайджане, чем в управлении всей страной. В 1981 года президентом и премьер-министром Ирана стали азербайджанцы Али Хаменеи нынешний верховный лидер и Мир-Хосейн Мусави соответственно.
В Тебризе проходили митинги под лозунгами «Будем бороться с любым проявлением сепаратизма», «Азербайджанский народ душой и телом поддерживает шиитское духовенство». Не стоит забывать, что во время ирано-иракской войны 1980 — 1988 гг. В настоящее время азербайджанцы в Иране считаются этнической группой, составляющей неотъемлемую часть иранской нации. Как писал в 1987 году в своей статье «От шаха до Хомейни» посол СССР в Иране Виноградов, «благодаря своей многочисленности, экономической и культурной развитости, азербайджанцы с течением времени органически вросли в иранское общество и не стали там так называемым «национальным меньшинством». В Тегеране — центре политической, экономической и культурной активности — было около полутора миллионов азербайджанцев». После провозглашения независимости бывшего Советского Азербайджана 1991 г. При этом традиционно-исторические этно-религиозные проблемы оставались и даже разрастались, наполняясь новым политическим содержанием. Первый год, после распада Советского Союза, были открыты границы, и сотни семей по обе стороны начали активно навещать друг друга.
Расширились связи между азербайджанцами двух стран во всех аспектах. Первоначально иранские власти приветствовали контакты по обеим сторонам границы, надеясь на распространение своего шиитского влияния на новорожденную Азербайджанскую Республику. Однако вскоре они осознали, что АР не восприимчива к религиозной пропаганде[6], более того, влияние происходит в обратном направлении. И к концу 1992 года начали ставить препятствия на пути контактов и с целью их сокращения. Так, например, в отличие от своей политики в отношении беженцев из Афганистана и Ирака, иранские власти отказались принять азербайджанских беженцев спасающихся из районов боевых действий с Арменией, опасаясь интенсивного общения между беженцами и «своими» азербайджанцами.
Дело этнических азербайджанцев в Иране
Азербайджанцы в Иране (Иранские азербайджанцы; азерб. Главная» Новости» Иран и азербайджан новости. Помимо Азербайджана, азербайджанцы проживают в Иране, где составляют большинство в провинциях Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Ардебиль [39], Зенджан [39]. Сколько азербайджанцев живет в Иране? Около 10 миллионов азербайджанцев мира, приблизительная численность которых составляет 50 миллионов, в настоящее время проживают в эмиграции и составляют азербайджанскую диаспору.
Как ухудшились отношения
- Иранские азербайджанцы
- Иран сегодня: Как живет страна спустя четыре десятилетия санкций - Российская газета
- Азербайджанцы в Иране — Википедия Переиздание // WIKI 2
- Советуем почитать
- Сколько азербайджанцев проживает в Иране? - Часто задаваемые вопросы
Иран – Азербайджан: информационная война разгорается с новой силой
Сколько азербайджанцев живут в мире. Сколько армян проживает в Америке. Телеканал «Сехер» и Организация радио и телевидения Ирана принесли свои извинения проживающим в Иране азербайджанцам. Сколько азербайджанцев живут в мире. Сколько армян проживает в Америке. Количество азербайджанских граждан, покинувших страну, в период с января по июль текущего года возросло на 19,8% — до 993,5 тысяч человек. Международная конференция под названием «Угнетение меньшинств в Иране: пример азербайджанской общины» была организована в Европейском парламенте организацией движения «Азери Фронт» и группой Эпп.
Сколько в Иране азербайджанцев?
Азербайджанцы в Азии Третья по численному составу азербайджанская диаспора проживает в Азии. В Ираке проживает около 1 миллиона наших соотечественников. Азербайджанцы на Африканском континенте В Египте и Алжире проживает несколько сотен тысяч азербайджанцев, в Судане — 17. Кроме этого недавние исследования показали, что азербайджанцы также проживают в ЮАР и Заире. Азербайджанцы в Австралии Имеется информация, что в Австралии и Океании проживает около 10,000 азербайджанцев.
Далее, о численности «азербайджанцев» в Иране. Возьмем самую низкую из распространенных мифических чисел - 20 миллионов. Где гипотетически могли бы быть локализованы эти 20 млн. По идее, они должны быть сконцентрированы в провинциях, некогда составлявших Большой Атурпатакан - Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан и Ардебиль. Для полноты охвата и во избежание обвинений в предвзятости включим сюда еще две провинции, примыкающие к этому ареалу — Занджан и Казвин.
Так вот, согласно переписи населения 2006 года а переписи в Иране всегда отличаются чрезвычайной точностью в плане количества населения по провинциям , общее число жителей всех указанных пяти провинций составляло чуть больше 9 млн. С учетом прироста населения за прошедшие 10 лет, увеличим эту цифру до 9,5 млн. По самым консервативным подсчетам, за вычетом курдов, насчитывающих не менее 3 млн. Так где же остальные «иранские азербайджанцы»? А больше искать их, по сути, негде! Я, разумеется, не воспринимаю как аргумент глупейшее расхожее утверждение о том, что «весь тегеранский базар — азербайджанцы». Так что всем адептам идеи о двадцати- или, тем более, сорокамиллионном «азербайджанском меньшинстве» в стране с 85-миллионным населением советую просто взглянуть на карту Ирана и данные последней переписи по провинциям.
Если повезет, поедем в Европу, если нет, вернемся домой», — говорит он.
Определить количество переселившихся из Ирана в Баку азербайджанцев сложно. Это объясняется несколькими причинами — внешне они практически не отличаются от коренного населения; не в пример туркам, они держатся в стороне от общественной жизни страны; кроме того, их проживание в Азербайджане, как правило, является временным. Я обратился к пресс-секретарю иранского посольства в Азербайджане Меджиду Фейзуллаи, попросив его прокомментировать появившиеся в азербайджанской прессе сообщения о неожиданно большом наплыве в города Азербайджана иранских азербайджанцев. К примеру, по данным газеты «Экспресс», поток беженцев из Ирана в Баку усиливается, и именно с этим фактором связано подорожание в столице квартир и земельных участков. Раздраженно Меджид Фейзуллаи отвечал, что может лишь повторить слова иранского посла в Азербайджане Афшара Сулеймани, ранее заявившего: посольств не располагает на этот счет никакой информацией. И все же в Азербайджане упорно ходят разговоры о резком увеличении числа случаев миграции из Ирана. Иммиграция из Ирана для Баку дело не новое, так как еще в советские времена в Азербайджан прибывали иранские азербайджанцы, бежавшие от репрессий шахского режима, сверженного в 1979 году. Но, по словам Новрузоглу, в качестве простых беженцев из Ирана в страну прибывают агенты иранских спецслужб, а это, говорит он, представляет прямую угрозу безопасности Азербайджана.
Почему иранцы ищут безопасности именно в Азербайджане? По некоторым сведениям, этнические азербайджанцы в Иране составляют примерно четверть от общего населения страны в 67,5 миллиона человек. Они знают язык, и у многих есть родственники в Азербайджане. Однако в Азербайджан приезжают и персы.
Какой город Азербайджана граничит с Ираном? Никаких препятствий для открытия этого пункта нет, отметил дипломат. Парсабад находится на севере иранской провинции Ардебиль.
В этом регионе протяженность морской и сухопутной границы Ирана с Азербайджаном составляет около 100 км. Где проживает больше всего азербайджанцев?
АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ В МИРЕ
Количество азербайджанских граждан, покинувших страну, в период с января по июль текущего года возросло на 19,8% — до 993,5 тысяч человек. Население же северо-западных провинций Ирана, то есть азербайджанцы исконные, иранские, всегда были оплотом иранской государственности. Но большая часть азербайджанцев живет в Азербайджане и Иране. alt «В первую очередь иранские азербайджанцы — это иранцы, граждане Исламской республики Иран. Справка: сейчас азербайджанцы проживают на своей исторической родине в Республике Азербайджан, а также в Иране, Грузии, Дагестане др. странах Кавказа.
Сколько в Иране азербайджанцев?
По мнению многих, в Иране все еще имеет место притеснение тюркской культуры. В 2003 по северо-западу Ирана прокатилась волна массовых демонстраций азербайджанцев. С тех пор позиция иранских властей в отношении националистических организаций стала заметно жестче. В июле того же года была показательно казнена 19-летняя студентка-азербайджанка, принимавшая участие в протестах.
В 2006 разгорелся новый скандал вокруг высмеивающей азербайджанский язык карикатуры , напечатанной в государственной газете, вылившийся в тысячные акции протеста в азербайджанонаселённых городах Ирана. В Южном Азербайджане действует целый ряд нелегальных группировок, крупнейшая среди которых — Движение национального пробуждения Южного Азербайджана ДНПЮА , основанная азербайджанским пан-тюркистом Махмудали Чехраганлы.
Южные азербайджанцы уже давно подвергаются предвзятому отношению и этнической дискриминации со стороны иранских властей, как дореволюционной династии Пехлеви, так и действующего теократического режима. Этнические азербайджанцы, которых обычно считают гражданами второго сорта, десятилетиями подвергались политике ассимиляции, унизительным стереотипам и насильственному переселению. Язык, культура и наследие южноазербайджанского народа передаются несколькими способами. Хотя иранское законодательство прямо предоставляет меньшинствам свободу говорить на своем родном языке, центральное правительство фактически запрещает использование азербайджанского языка в школах и колледжах. Продолжающаяся персидизация топонимов Южного Азербайджана является еще одним источником беспокойства в рамках этого преднамеренного культурного присвоения, в то время как азербайджанское культурное и историческое наследие не только игнорируется, но в некоторых случаях может быть физически уничтожено: это было в случае с замком Арк в Тебризе, который был разрушен. Политическое измерение южно-азербайджанского движения также подвергается репрессиям со стороны государственного аппарата Ирана. Международные организации, такие как Amnesty International , задокументировали, как иранское правительство часто арестовывает большое количество людей во время азербайджанских демонстраций и культурных мероприятий.
Ситуация для этой этнической группы ухудшилась после вспышки протестов Махса Амини в сентябре 2022 года. Демонстрации против обязательных законов о ношении хиджаба в конечном итоге озвучили политические, социальные и экономические требования, а некоторые требовали упразднения Исламской Республики например, « лозунги «Свобода, справедливость и национальное правительство». Иранские власти, в свою очередь, мобилизовали все свои силы безопасности для подавления демонстраций, в том числе и в южных провинциях Азербайджана. Репрессии были довольно жестокими, что отражено в подробный отчет представлено группой экспертов: согласно отчету, количество задержанных в Тебризе, крупном городе Южного Азербайджана, «только за первые две недели протестов составило более 1700 протестующих». Кроме того, правительственные рейды в период с сентября по декабрь 2022 г. Не менее 6 этнических азербайджанцев были приговорен к смертной казни. Реклама Несколько конкретных случаев особенно важны.
По мнению иранских экспертов, в эскалации отношений между странами заинтересован Израиль. Джошуа Кучера Словесная война между Азербайджаном и Ираном разгорается с новой силой: полуофициальные источники в Азербайджане открыто призывают к отделению многочисленного меньшинства иранских азербайджанцев. ИноСМИ название северных провинций Ирана с преобладающим азербайджанским населением. Днем позже на сайте Haqqin. В ней утверждается, что Баку готов помочь этому процессу: "У азербайджанского государства достаточно мобилизационной силы для защиты прав своих соотечественников, — пишет неназванный автор статьи, подразумевая иранских азербайджанцев. Отношения между Баку и Тегераном остаются непростыми со времени войны 2020 года между Азербайджаном и Арменией. Хотя Иран неоднократно заявлял о своей поддержке возвращения Азербайджану многочисленных территорий, утраченных в результате первой войны между двумя сторонами в 1990-е годы, его, по-видимому, беспокоят потенциальные следующие шаги вновь обретшего уверенность в своих силах Азербайджана. Эта последняя вспышка напряженности, по-видимому, связана с июльским заявлением верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, выразившего озабоченность в связи с намерениями Азербайджана построить новый транспортный коридор между Нахичеванским эксклавом и основной территорией страны: в Баку его называют "Зангезурским коридором". Эта дорога должна пройти вдоль границы Армении с Ираном, что может иметь неопределенные последствия для армяно-иранской торговли. Сейчас Азербайджан и Армения ведут переговоры, которые должны точно определить статус этой дороги и разрешить щекотливый политический вопрос о распределении полномочий в области контроля движения по ней. Однако Азербайджан часто говорит о достоинствах этого коридора который также облегчит движение между основной территорией Азербайджана и Турцией, граничащей с Нахичеванью с точки зрения пантюркизма, что тревожит Иран. Кроме того, Азербайджан угрожал взять необходимую территорию силой, если не удастся добиться желаемого согласия Армении.
Ведь даже сейчас активный поиск приемлемого названия наряду с поиском генезиса продолжается, хотя и превалирует термин «азербайджанцы». Народ же, проживающий на северо-западе Ирана и говорящий в обиходе на тюркских диалектах часть которого, кстати, все еще сохраняет свой исконный иранский язык, имевший хождение до языковой тюркизации края , имеет исключительно иранское самосознание. Весь ареал обитания данной тюркоязычной группы входит в историческую провинцию Большого Атурпатакана, который и являет собой настоящий Азербайджан. Разумеется, в результате целенаправленной работы азербайджанских властей, СМИ и многочисленной щедро финансируемой агентуры, посредством создания декоративных организаций типа «Всемирной организации азербайджанцев», объединяющей якобы 50 млн. Но совершенно очевидно - и в свое время это было отмечено даже таким ярым поборником «азербайджанского единства», как бакинский академик Зия Буниатов, - что тюркоязычные граждане северо-западных провинций Ирана абсолютно безучастны к тому, что они составляют якобы часть разделенного Араксом народа под названием «азербайджанцы». И, действительно, если до сих пор не завершен сам процесс этнической консолидации титульной нации Азербайджанской Республики, как можно утверждать, что она является частью народа, находящегося в составе другого государства, причем народа автохтонного и тысячелетиями пребывающего в совершенно другом общественно-политическом, культурном и даже цивилизационном пространстве? Я опускаю тот факт, что сегодняшняя титульная нация Республики Азербайджан фактически сформирована на северотатском иранском субстрате общеизвестно, что во время присоединения к России в конце 30-х годов XIX века Дербент, весь Апшеронский полуостров и даже весь Ширван были по большей части татоязычными. Население же северо-западных провинций Ирана, то есть азербайджанцы исконные, иранские, всегда были оплотом иранской государственности. Достаточно сказать, что паниранизм как культурное течение, противостоящее тюркизму, возник именно здесь. Можно ли вообще постулировать наличие этнополитического единства между веками остававшейся аморфной в плане идентичности этно-языковой стихией, лишенной даже конкретного этнонима - на одной стороне и оформленным этно-цивилизационным конструктом, тысячелетиями составлявшим органичную часть монолитного политического образования, - на другой? На северном берегу Аракса — тюркоязычная среда, веками пребывавшая на периферии культурного пространства региона, на северном — один из мощных государствообразующих, формирующих собственно иранское культурное и политическое пространство элементов, являющих собой знаковую составляющую иранства. И вот на этом фоне аналитики, а вслед за ними и политики, с неким намеком на знание «эзотерики» предмета вещают о том, что якобы лидер ИРИ Аятолла Али Хаменеи или бывший оппозиционер Мир Хосейн Мусави - «азербайджанцы» и что, мол, надо учитывать этот факт при политических прогнозах.