В День российской науки, 8 февраля, традиционно стартуют конкурсы Всероссийского фестиваля НАУКА 0+, о которых мы и расскажем ниже. В этот день в 1724 году по велению Петра I была создана Российская академия наук. Научные исследования, работа Российской академии наук (РАН), ФАНО и Минобразования; проверки Рособрнадзором академических институтов; работа научно-исследовательских институтов (НИИ) и научно-образовательных центров; нацпроект «Наука», международное. Запуск Сибирского кольцевого источника фотонов положит начало новой вехи в истории российской науки. Академик РАН Красников рассказал, как западные санкции повлияли на развитие российской науки.
27 апреля 2024
- Новости науки
- Национальный проект «Наука и университеты»
- Наука как национальный проект
- Топ-5 открытий российской нaуки 2023 годa, которые могут изменить мир
- Ученый о развитии науки в России: «Открываются очень большие перспективы»
В России появляются новые центры научной силы
В День российской науки, который отмечается 8 февраля, Фальков отметил главный итог 2022 года — система отечественных исследований адаптировалась к новым условиям довольно успешно. Фальков подчеркнул, что успешно завершено строительство крупнейшей установки класса мегасайенс.
Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
По относительному числу исследователей, обычно считают одного исследователя на 10 тысяч населения, мы находимся на 27 месте в мире», - отметил президент РАН Александр Сергеев. И поэтому огромную роль в формировании научного потенциала страны сегодня играют кванториумы — площадки, на которых дети развиваются в различных направлениях науки. Такие есть во многих российских регионах. Валентина Матвиенко уверена - важно не бросать одаренную молодежь на полпути, а помочь раскрыть ее талант, создать эффективную систему «научного лифта», которая поможет молодым сделать успешную карьеру. Похожие новости:.
Доля не интересующихся темой достижений в науке и технике сместилась в сторону интересующихся на 10 п. На интерес к научным достижениям влияет уровень образования. Вероятно, в годы пандемии коронавируса из-за незащищенности перед вирусом доверие россиян современной мировой науке снизилось, а завершение пандемии восстанавливает авторитет современной мировой науки. Мнения россиян о темпах развития российской науки в сравнении с мировой наукой разделились. Доля негативных суждений стабильна.
New-Science.ru
Его совершил руководитель нaпрaвления «Нaнобиомедицинa» Нaучного центрa генетики и нaук о жизни университетa «Сириус» Мaксим Никитин. Открытый Никитиным эффект не противоречит прежним предстaвлениям о генетике, a дополняет их. Результaты исследовaния Никитинa опубликовaны в aвторитетном нaучном журнaле Nature Chemistry. Открытый ученым фундaментaльный мехaнизм рaботы ДНК может быть ключом к познaнию человечеством сaмых рaзнообрaзных процессов, включaя нерaзгaдaнные тaйны генетики, лечение сложных зaболевaний, мехaнизмы стaрения и вопросы возникновения жизни нa нaшей плaнете и ее эволюции. Фото: unsplash.
Информaция может хрaниться и передaвaться зa счёт слaбоaффинных взaимодействий, реaлизующихся в том случaе, когдa молекулы имеют низкое сродство друг к другу. Более того, в рaботе Никитинa покaзaно, что короткaя ДНК, дaже мaксимaльно некомплементaрнaя гену, может регулировaть его рaботу. Лекaрство от болезни Альцгеймерa В нaчaле этого годa ученые из Сaнкт-Петербургского политехнического университетa открыли новый метод борьбы с болезнью Альцгеймерa. Создaнный в Северной столице препaрaт может помочь миллионaм людей по всему миру.
Он огрaничивaет утрaту связей между клеткaми, сохрaняя пaмять. Лекaрство успешно прошло испытaния нa лaборaторных животных, имеющих проблемы с пaмятью. Попaдaющее в оргaнизм вещество окaзывaло нa клетки животных положительное влияние — и пaмять возврaщaлaсь к ним. Фото: пресс-служба Политехнического университета Ученым предстоят дaльнейшие испытaния препaрaтa — его проверят нa возможные побочные эффекты.
Королева, Л. Ландау, П. Капицы и других советских ученых внесли огромный вклад в мировую науку. Изобретениями российских ученых пользуются люди во всем мире.
Среди книг, представленных на выставке в библиотеке, труды Д. Менделеева, М. Ломоносова, Н. Лобачевского, К.
Циолковского, А. Чижевского, П. Капицы и других ученых.
Проблемы с финансированием в России он связал с «недостаточным контролем» за научными разработками «со стороны распорядителей бюджетных средств и институтов развития» По мнению эксперта тг-канала «Временное правительство», отчасти в депопуляции ученых виноваты события последних двух лет — Госдума и правительство отказались давать отсрочку или бронь от мобилизации россиянам с учеными степенями, чем ускорили их отъезд из страны. Но основную причину эксперты видят как раз в том, что научный персонал оказывается невостребованным в российской экономике: «Расходы на развитие науки сокращаются, высокотехнологичные рабочие места в стране есть разве что в Росатоме из крупных и десятке НИИ, а частная сфера не видит смысла в развитии наукоемких и дорогостоящих производств, т. А при нашей доле госсектора в экономике — и сложностях экспорта из-за санкций — это решающий фактор. Потому и утекают мозги туда, где они более востребованы, имеют применение и где их выше ценят».
Защищать диссертации становится некому Росстат попытался представить тенденции в российской науке за прошлый год вполне положительными. Однако подробный анализ, проведенный экспертами «Незыгаря», указывает на то, что поводов для оптимизма нет и вовсе. Показательной является статистика по послевузовскому образованию. Правда, данные по обучению в аспирантуре нельзя считать относящимися к подготовке научных работников. Количество аспирантов на конец года составило почти 110 тысяч человек, после того как последние четыре года колебалось около значения в 90 тысяч человек. Однако, работники высшей школы сообщают, что значительный прирост аспирантов пришелся на сентябрь месяц, после объявления частичной мобилизации и уведомления о том, что аспиранты не подлежат призыву.
Новый мехaнизм рaботы ДНК Возможно, одним из сaмых впечaтляющих достижений российской нaуки в этом году стaло открытие новых мехaнизмов рaботы человеческих генов. Его совершил руководитель нaпрaвления «Нaнобиомедицинa» Нaучного центрa генетики и нaук о жизни университетa «Сириус» Мaксим Никитин. Открытый Никитиным эффект не противоречит прежним предстaвлениям о генетике, a дополняет их. Результaты исследовaния Никитинa опубликовaны в aвторитетном нaучном журнaле Nature Chemistry.
Открытый ученым фундaментaльный мехaнизм рaботы ДНК может быть ключом к познaнию человечеством сaмых рaзнообрaзных процессов, включaя нерaзгaдaнные тaйны генетики, лечение сложных зaболевaний, мехaнизмы стaрения и вопросы возникновения жизни нa нaшей плaнете и ее эволюции. Фото: unsplash. Информaция может хрaниться и передaвaться зa счёт слaбоaффинных взaимодействий, реaлизующихся в том случaе, когдa молекулы имеют низкое сродство друг к другу. Более того, в рaботе Никитинa покaзaно, что короткaя ДНК, дaже мaксимaльно некомплементaрнaя гену, может регулировaть его рaботу. Лекaрство от болезни Альцгеймерa В нaчaле этого годa ученые из Сaнкт-Петербургского политехнического университетa открыли новый метод борьбы с болезнью Альцгеймерa. Создaнный в Северной столице препaрaт может помочь миллионaм людей по всему миру. Он огрaничивaет утрaту связей между клеткaми, сохрaняя пaмять. Лекaрство успешно прошло испытaния нa лaборaторных животных, имеющих проблемы с пaмятью. Попaдaющее в оргaнизм вещество окaзывaло нa клетки животных положительное влияние — и пaмять возврaщaлaсь к ним.
Поделиться
- Российская наука - новости RuNews24
- Российская наука
- "Новости Науки" - Последние новости науки, техники и технологий сегодня в Мире
- Ученый о развитии науки в России: «Открываются очень большие перспективы»
- Чего достигла наука России в 2023 году: магасайенс, квантовые нейросети и многое другое
10 самых важных открытий российской науки за последние 20 лет
Санкционное давление не остановило развитие российской науки, заявил ТАСС министр науки и высшего образования России Валерий Фальков. Обсудили сегодня выявленные недостатки в развитии науки и высшего образования, а также при реализации инновационной политики и технологического развития. Трансформация науки и технологий в ключевой фактор социально-экономического и пространственного развития России.
Наука и техника
Новости науки и государственных научных проектов на официальный сайт Последние главные новости из рубрики «Новости науки». Свежая и актуальная информация | Дзен. В этот день в 1724 году по велению Петра I была создана Российская академия наук. В России завершается второй год объявленого президентом Десятилетие науки и технологий. В России завершается второй год объявленого президентом Десятилетие науки и технологий.
Главные открытия 2023 года в российской науке
Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS, в котором Россия принимала участие с 1995 г. В Ассоциации не ответили на вопрос о причинах отказа, порекомендовав обратиться в Центр проведения международных исследований от России — ФИОКО, подведомственный Рособрнадзору институт. В ведомстве сообщили, что вместе с Минпросвещения провели работу по импортозамещению и реализовали возможность оценки подготовки учащихся "по модели PISA" с 2022 года без участия ОЭСР. Международное исследование TIMSS проводится раз в четыре года, последний раунд, в том числе в России, проводился в 2019 г. В ходе исследования оцениваются и сравниваются знания школьников четвертых и восьмых классов из разных стран по математике и естественнонаучным предметам и то, как они могут интерпретировать свои результаты, а также применять знания на практике. Четыре года назад от России в исследовании приняло участие почти 8000 школьников из 49 регионов. Так как исследование проводится каждые четыре года в четвертых и восьмых классах, есть возможность проследить динамику изменений в образовании учащихся четвертого класса, когда они придут в восьмой класс. Российские власти, в момент подведения итогов TIMSS-2019, активно приветствовали результаты, полученные школьниками.
Глава Минпросвещения Сергей Кравцов отметил лидерские позиции российского школьного образования и заявил, что в российской школе сохраняется фундаментальная подготовка, позволяющая «сформировать навыки XXI века — "soft skills"» цитата по ТАСС. В рамках исследования также оценивалась социально-экономическая обстановка, в которой школьники получали знания, проводился опрос родителей, директоров, учителей и самих учащихся. Регулярное исследование позволяло не только сравнивать Россию с остальным миром по качеству образования, но и выявить особенности учебного процесса, которые влияют на результаты школьников, сообщила изданию член международной группы экспертов TIMSS по естествознанию Галина Ковалева. Кроме того, по ее словам, участие в исследовании позволило стране заложить основания для отечественной системы оценки качества образования, которую сейчас применяет сам Рособрнадзор. В национальном проекте "Образование" стоит задача к 2024 г. К примеру, исследование должно было включать новые форматы заданий и интерактивные функции, а также другие особенности, чтобы заинтересовать современных учащихся. Там же в дорожной карте сказано, что в феврале 2021 г.
При этом в прошлом году Россия приостановила участие в другом международном исследовании — PISA — по оценке образовательных достижений 15-летних учащихся. В ответе на запрос "Ведомостей" в Рособрнадзоре добавили, что финансирование, ранее предусмотренное на международные исследования, было направлено на поддержку национального формата оценки качества образования. Из-за отказа от международных исследований, Россия не окажется в изоляции, уверен директор Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин, так как накопленный опыт позволяет проводить почти все необходимые исследования самостоятельно. TIMSS продемонстрировало, что у нас есть проблемы с учебными программами в пятом—шестом классах, так как блок естественнонаучного образования после начальной школы начинает теряться», — отметил Илюхин. По его мнению, некий "вариант импортозамещения" TIMSS найдется, так как понимать, что происходит с образованием в начальной и средней школе, государству необходимо. Развитие высшего образования СМИ публикуют полемику относительно реформы высшего образования. Предполагается взять всё здравое, что было наработано за советское время.
Имеет ли смысл возвращать и систему послевузовского распределения для учившихся на бюджете? Август Белкин, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РФ: «Я обеими руками за возвращение системы распределения после окончания вуза. Если государство увеличит число бюджетных мест на наиболее востребованные специальности, предоставит льготы при поступлении, а потом ребята отработают 2—3 года там, куда Родина пошлёт, это будет справедливо. Гарантированное трудоустройство, опыт работы по специальности — что в этом плохого? Другой вопрос, что весь этот процесс должен быть абсолютно прозрачен и основан на добровольных началах. Конституция гарантирует нам свободу передвижения и выбор места жительства, нельзя превращать человека в крепостного крестьянина. Будущий учитель или врач должен осознавать, на что он идёт, подписывая договор с государством; у него должно быть полное понимание, с какими условиями труда и жизни он столкнётся.
Он должен проходить практику в школе или поликлинике, где ему предстоит работать, желательно уже на этапе обучения общаться и контактировать с будущими коллегами, пациентами, учениками. Идеальный вариант — обеспечить таким молодым специалистам в глубинке доступное жильё, повышенную зарплату и пр. В советское время система распределения в вузах была неотъемлемой частью плановой экономики. Да, она была несовершенна, но, тем не менее, благодаря этому квалифицированная медпомощь была доступна и на отдалённых территориях. Но я полагаю, что проблема подготовки и трудоустройства молодых кадров в России гораздо глубже. Болонская система оказалась чуждой нам в социальном и психологическом отношении. Как говорится, что хорошо собаке, то кошке не подходит.
Чтобы подогнать советскую систему образования под европейскую, мы резали её по живому, пытались "впихнуть невпихуемое", отказались от лучших методик и традиций. Но, в конце концов, запутались сами и вместо полноценных специалистов получили тысячи "недобакалавров" и "псевдомагистров", которые одинаково далеки как от реального производства, так и от науки. Обладатели дипломов годами работают не по специальности, потому что их специальность попросту никому не нужна. Отсюда так много в стране курьеров и менеджеров по продаже телефонов с высшим образованием». Константин Зискин, кандидат педагогических наук, учитель физики: «Распределение после вузов — неэффективный метод решения проблемы дефицита кадров в регионах. Если делать как в СССР, то надо сначала восстановить Госплан, потом закрыть все частные предприятия, оставив только государственные, вернуть соцсоревнование и т. Сомневаюсь, что организовать такой поворот вспять реально.
А кого именно мы хотим распределять? Только врачей и учителей? Или всех? И точно ли обеспечим рабочими местами всех отучившихся на бюджете — от программистов до журналистов? Далее: молодые люди, только что окончившие вуз, — задорные, энергичные, но их профессионализм вызывает большие сомнения. Если такая большая гвардия непрофессиональных людей отправится в регионы, точно ли это будет хорошо? Молодой врач без опыта много кого вылечит?
Обязательное распределение — это, по сути, барщина, которую должен отработать каждый выпускник вуза. Есть барин, и он решает за своих холопов, как, где и кем им работать. Но те, кто хорошо учился на уроках истории, должны помнить: и крепостные крестьяне, и рабы — это крайне неэффективный труд. Самый эффективный — труд свободных граждан. А свобода означает, что человек сам принимает решение, где он трудится. Так что поначалу неплохо бы понять, какую задачу мы решаем. Если мы хотим, чтобы выпускники вузов получили практический опыт, — это одна история.
Если мы хотим затыкать дыры, возникшие из-за того, что некомпетентные чиновники в регионах не могут организовать такие условия, чтобы люди сами хотели там работать, — другая. И её насильственной привязкой к рабочему месту не решить — всё равно сбегут. Кадровая политика — один из элементов политики экономической. Если вы хотите решить проблему кадров, нужно перестраивать всю экономику региона, чтобы школы и больницы получали нормальное финансирование. За деньги народ поедет. Финансовая выгода для многих окажется важнее возможности выпить тыквенный латте. А когда у людей в регионах появятся деньги, туда и бизнес придёт.
Откроются и кафе, и рестораны, и магазины. С нормального финансирования надо начинать, а не с распределения. Лечить болезнь, а не её симптомы». ТАСС пишет, что систему обязательного распределения выпускников медицинских вузов и колледжей надо ввести в России. Как отметил лидер ЛДПР Леонид Слуцкий на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным в понедельник в рамках подготовки к ежегодному отчету кабинета министров в Госдуме, эта мера поможет решить проблему нехватки медицинских кадров. Как напомнил лидер либерал-демократов, в ходе выступления на правительственном часе в Госдуме министр здравоохранения Михаил Мурашко сообщил, что в России «не хватает порядка 35 тыс. По мнению Слуцкого, проблему может разрешить «введение системы обязательного распределения выпускников медицинских вузов и учебных заведений среднего медицинского образования».
Считаем, что одно другому не противоречит», — добавил Слуцкий. ТК «Наука и университеты» пишет, что разнообразие предложений по реформированию системы высшего образования нарастает. Предлагается расширить специалитет, но тут же на него сверху "навешивается" магистратура. Общий срок обучения в рамках такой конструкции получается слишком большим, поэтому зазвучали голоса о необходимости введения годичной магистратуры или хотя бы "меньше двух лет". Бакалавриат, кажется, сохраняют, но уже есть предложения сделать его пятилетним… А, может быть, не стоит всё так усложнять? Предлагаю такой подход к реформированию отечественной системы высшего образования. Признать, что новая система высшего образования будет гибридной, сочетающей элементы традиционной советской системы и уровневой системы высшего образования.
В каждой действующей укрупненной группе специальностей и направлений УГСН выделить программы, которые будут реализовываться в рамках направлений бакалавриата, и программы, отнесенные к специалитету. Реализация одной программы и в бакалавриате, и в специалитете не допускается. Эту работу могут выполнить соответствующие профильные ФУМО Федеральные учебно-методические объединения. Для выпускников специалитета предусматривается возможность поступления в магистратуру, открытую, согласно п. Специальные программы магистратуры для выпускников специалитета не разрабатываются. Профильные ФУМО разрабатывают и обсуждают с академическим сообществом примерные учебные планы для всех направлений бакалавриата и специальностей. Эти учебные планы носят рекомендательный характер.
Затем необходимо определиться с ответами на некоторые отдельные вопросы, в частности: — на какой стадии студент должен осуществить окончательный выбор направления специальности в рамках УГСН? О магистратуре. Заявление об одногодичной магистратуре — не просто дань запросам времени. В Минобрнауки пояснили, что такой механизм позволит студентам выстроить индивидуальную образовательную траекторию, расширить полученные знания в будущей сфере профессиональной деятельности. Скорее всего, предложение о сокращении срока обучения в магистратуре обрадует ту часть студенчества, которая после бакалавриата уже трудоустроена. Магистерское образование в этом случае рассматривается как шаг в дальнейшем карьерном росте. Почему, кстати, люди вообще выбирают магистратуру?
Во-первых, это часто просто необходимое продолжение обучения для студентов, которые оканчивают бакалавриат. В некоторых международных и российских компаниях, например на экономические или юридические специальности, кандидатов без наличия степени магистра даже не рассматривают, какими бы навыками, знаниями и умениями они ни обладали. Во-вторых, магистратура дает возможность получить дополнительные углубленные знания в той предметной области, которую изучали на бакалавриате. И создать тем самым необходимый фундамент для поступления в аспирантуру. Неотъемлемый компонент обучения в магистратуре — научная деятельность студентов. Нужно готовить выпускную квалификационную работу, писать другие научные работы, участвовать в различных научно-исследовательских мероприятиях. В-третьих, в магистратуре к работе привлекается большое количество практиков, чьи знания и опыт помогают студентам развить критическое и системное мышление, освоить актуальные компетенции, соответствующие запросам работодателей.
А, кроме того, с такими лекторами можно поговорить о трудоустройстве и наладить личный контакт. И, наконец, в магистратуре собирается круг единомышленников. Все-таки на бакалавриате часто учатся еще и те, кто не уверен до конца в своем выборе. И в том, что будет работать именно по этой специальности. А вот магистратура — это уже осознанный выбор студента, что определяет и круг лиц, с которыми он будет учиться. Сегодня учебные планы магистерских программ очной формы обучения рассчитаны на двухлетний период обучения. Но фактический период освоения программ подготовки из-за организационных моментов, как правило, короче.
Поэтому потеря одного года не будет остро ощутима. Добавьте сюда оптимизм по поводу будущего трудоустройства у тех, кто окончил магистратуру.
Главная из них сегодня — совершенствование научной приборной базы, которая должна позволить российским ученым проводить исследования мирового уровня, отметил Красников. Геннадий Красников: «Есть целые направления, где мы должны достигнуть серьезных результатов, но без больших вливаний, без больших установок, исследовательской аппаратуры, научного приборостроения не обойтись». Он также рассказал, что у ученых есть прогноз по развитию науки и техники на ближайшие 15 лет, что позволяет смоделировать его влияние на жизнь человека. По словам эксперта, люди в будущем будут больше уделять времени не хозяйственным вопросам, а саморазвитию. Геннадий Красников: «Многие профессии через какой-то период времени отомрут.
В День российской науки, который отмечается 8 февраля, Фальков отметил главный итог 2022 года — система отечественных исследований адаптировалась к новым условиям довольно успешно. Фальков подчеркнул, что успешно завершено строительство крупнейшей установки класса мегасайенс.
Так, Россия уже давно находится на мировом рынке электроники. Кроме того, страна готова увеличить свою долю там. Также развиты технологии, связанные с платежными системами, транспортными и интернет-технологиями, интернетом вещей, ID-документами. Я сейчас говорю о стратегическом вооружении, которое гарантирует нам неприкосновенность. Там используются серьезные отечественные микросхемы, способные выдерживать все факторы воздействия на аппаратуру. В этой области мы лидируем и тоже очень хорошо себя чувствуем», — сказал академик РАН в интервью « Известиям ».
Читайте также:
- Цитаты о СНГ
- Читайте также:
- «Иннопрактика»: внедрение российских разработок в российское производство
- Что произошло в российской науке в 2023 году: топ-10 событий
- Прошу удалить мой номер
Наука — территория — развитие
Новости науки и образования | Мы хотим напомнить вам, на какие открытия российской науки обратила внимание редакция Hi-Tech в 2023 году. |
Новости | Наука и жизнь | В День российской науки, 8 февраля, традиционно стартуют конкурсы Всероссийского фестиваля НАУКА 0+, о которых мы и расскажем ниже. |
Наука: фундамент отечественной промышленности | Он также рассказал, что у ученых есть прогноз по развитию науки и техники на ближайшие 15 лет, что позволяет смоделировать его влияние на жизнь человека. |
Российский научный фонд | Создавая фундамент будущего | В России завершается второй год объявленого президентом Десятилетие науки и технологий. |
New-Science.ru
Чего достигла наука России в 2023 году: магасайенс, квантовые нейросети и многое другое | Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» на период до 2020 года. |
10 главных достижений российской науки за 2022 год | Наука в России далека от того уровня, который имела при СССР – какие-то исследовательские учреждения закрылись, какие-то, наоборот. |
Десятилетие науки и технологий в России (2022-2031)
В Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса «Золотые Имена Высшей Школы», во время которого вручили награды, подвели итоги проекта и поговорили о планах на будущее. В конкурсе от российского союза молодых учёных на лучшую научную работу молодых учёных вузов и научных учреждений Республики Башкортостан в номинации «Биологические науки. Президент России Владимир Путин отметил ценность труда ученых и объявил 2021 год Годом науки и технологий. Наука в России далека от того уровня, который имела при СССР – какие-то исследовательские учреждения закрылись, какие-то, наоборот.