Новости фильм чучело о чем

Именно об этом ведётся повествование в фильме «Чучело», о том, как дети становятся изгоями общества, рушатся моральные принципы и человеческие ценности. Появление «Чучела» вызвало очень бурную реакцию и у зрителей, и у критиков: режиссера Ролана Быкова обвиняли в избыточном изображении детской жестокости и нагнетании черных красок, не подозревая о том, что в основе сюжета лежала не вымышленная, а реальная история.

Предыстория

  • Сорок лет фильму «Чучело». Травля стала буллингом, всё остальное актуально
  • Сорок лет фильму «Чучело». Травля стала буллингом, всё остальное актуально
  • "Чучело" – правдивое кино о советских школьниках
  • Также рекомендуем

"Чучело" – правдивое кино о советских школьниках

Если вашему ребенку уже больше 10 лет, пересмотрите фильм «Чучело» вместе с ним, узнайте, бывал ли он в таких ситуациях, обсудите модели поведения. Так вспоминал о работе над фильмом “Чучело” его режиссёр Ролан Быков. Книга Владимира Железникова «Чучело» и снятый по ней фильм произвели на меня в детские годы сильнейшее впечатление, многократно. Художественный фильм «Чучело» — один из наиболее проблемных фильмов переходного периода, запрещаемый и восхваляемый, подвергавшийся многочисленным обвинениям и удостоенный многих наград.

14 сентября. Чучело

Так вспоминал о работе над фильмом “Чучело” его режиссёр Ролан Быков. Драма, экранизация, социальная драма. Режиссер: Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. История, произошедшая с шестиклассницей Леной Бессольцевой, которой впервые в жизни пришлось столкнуться с подлостью и предательством. История Лены Бессольцевой, показанная Роланом Быковым в фильме «Чучело», была правдивой — в очень похожей ситуации оказалась племянница писателя Владимира Железникова. © Кадр из фильма «Чучело». О том, почему юные главные герои картины именно такие, какие они есть, а также о причине буллинга в фильме «Рамблеру» рассказала психолог Эльвира Гарайшина.

Что известно о ремейке фильма «Чучело», который снимают под Калугой?

Фильм «Чучело» не о том, что дети плохи и жестоки, не о том, что их нужно воспитывать строже, и не о том, что подростковая жизнь такая… Он об отсутствующих взрослых. Приглядитесь, кого из взрослых вы видите в фильме? Учительницу, дедушку и маму-парикмахера? Взрослых нет. Дети предоставлены сами себе, сами создают проблемы, сами же их решают. При этом видно, что учительница пользуется огромным авторитетом у детей, некоторые даже заискивают перед ней. Но она занята своей свадьбой и больше ни о чем не думает. Она могла бы иначе представить Лену Бессольцеву, заставить замолчать всех, кто позволил себе оскорблять ее, и развитие событий было бы другим. Но она отстранилась от этой ситуации, предоставив детям самим решать, что и как делать. Также она очень жестоко поступила, не позволив классу поехать на экскурсию за прогул.

Она не обсудила с ними эту ситуацию, не поговорила со своим классом, просто поставила перед фактом в день отъезда, когда дети, уже готовые и с рюкзаками, были в школе. Как раз все самые страшные события начинают происходить после этого поступка взрослого. Она фрустрировала их еще больше, не уделив им должного внимания. Тоже очень интересно, как дети в этой компании общаются между собой. Они обижают друг друга, дерутся, унижают, бьют и при этом хотят быть вместе и домой не спешат. Дорогие родители, подумайте, что же такого может быть дома, что ребенок, которого бьют и унижают ежедневно, остается там, терпит, но не идет домой, к любящим родителям?

Только развлечения у них тоже какие-то однообразные: унылое топтание под музыку, анекдоты, разговоры о модных тряпках, сплетни о чужих удачах... И в этом мире оказывается чудаковатая Лена, худенькая, нескладная девчонка, все время попадающая в нелепые и смешные ситуации. Она так же не похожа на своих одноклассников, как не похож на взрослых ее добрый дедушка, который собирает старинные картины, а сам ходит в рваном пальто. Долгий разговор Лены и дедушки увы, последняя в жизни кинороль Юрия Никулина становится исповедью души. Тут понимаешь, что их роднит духовная близость, удивительно светлое мироощущение. И здесь особый смысл обретает сцена, когда Лена засыпает тревожным ветреным осенним вечером, а просыпается солнечным зимним утром. Она выходит во двор - и видит, как ослепительно сверкает снег. Как прозрачно и глубоко небо над головой. Она ощущает обновление, находит силы бороться дальше. Кульминация этой борьбы - сцена в разрушенной церкви, где красавчик и признанный лидер класса Дима, струсив, отрекается от Лены. И, когда подростки сжигают на костре чучело "предательницы", драматизм фильма достигает своего пика.

Она тоже, как и Дмитрий Егоров, выучилась на экономиста, потом работала в банке, занималась рекламой... Зато «Чучело» принесло ей семейное счастье. В 14-летнюю исполнительницу роли Железной Кнопки влюбился 20-летний юноша. Он написал письмо на киностудию. Таких писем после выхода фильма приходили мешки, но именно это Ролан Быков почему-то счел нужным передать Ксении. Девочка написала ответ... А через 4 года они поженились, у пары родился сын. Кроме «Чучела», в его активе еще два фильма. Но актером Павел все же не стал: его больше привлекало другое направление, во ВГИК он поступил на сценарное отделение. И, судя по всему, сделал правильный выбор: сегодня Павел Санаев — известный писатель и сценарист, его перу принадлежат две книги — «Похороните меня за плинтусом» и «Хроники Раздолбая», по его сценариям снимают фильмы. Павел женат, в его семье есть дочь. После съемок в «Чучеле» больше не снималась. Окончила академию строительства и архитектуры, потом на какое-то время вместе с семьей перебралась в Монголию. Но вскоре вернулась в родной город и, по последним данным, живет там и сегодня. Анна дважды побывала замужем, у нее двое детей. Но Ролан Быков отдал ее Ксении Филипповой. Марина очень огорчилась: ведь получалось, что она в фильм не попадет.

Он увидел Митю и сказал: «Мне нужен этот мальчик. У него серьёзное лицо и капризная губа! Кустинская не хотела, чтобы сын связывал жизнь с кино, но Быков её мнением даже не поинтересовался. Герой актёру не нравился, снимался больше из интереса. Сомов так и остался единственной ролью Дмитрия Егорова, чья биография сложилась трагично… Вообще почти все снимавшиеся в «Чучеле» дети в последствии выбрали не связанную с кино профессию. Быков Железную Кнопку в результате сыграла самая младшая из всего актёрского состава Ксения Филиппова. До съёмок она никогда не выезжала из Москвы, и работа в Твери стала для неё настоящим стрессом — она постоянно просилась к маме и грозилась убежать. Быков потратил много времени на поиск подхода к девочке, а в результате стал для неё другом на много лет. Быков Кроме того, Быков в прямом смысле нашёл ей мужа — после съёмок юным актёрам на киностудию мешками приходили письма, но детям их не отдавали, так как большинство авторов хотело просто познакомиться. А вот одно письмо Быкову понравилось — автор был уже студентом, поэтому письмо было серьезным и вдумчивым. Он отдал его Ксении, завязалась переписка, они встретились, а как только девушке исполнилось 18 — поженились и живут вместе до сих пор. Хотел снять тестя Всеволода Санаева в роли дедушки, но у них разладились отношения… Режиссёр решил, что если никого не роль не найдет, то сыграет эту роль сам, но появление на пробах Юрия Никулина решило вопрос.

Кино по книге: «Чучело» Ролана Быкова

Кадр из фильма «Чучело» (1983). Маленький старинный городок на берегу Оки. Фильм снят по одноименной повести Владимира Железникова. Фильм Ролана Быкова, снятый по мотивам одноименной повести Владимира Железникова "Чучело"(0+) – о детской жестокости, поражающей до глубины души. Смысл концовки фильма “Чучело” достаточно простой: школьники осознали свою несправедливость именно к Лене Бессольцевой.

«Чучело» всепрощающее

Получается, что фильм «Чучело» поучителен и интересен и в наши дни, хотя и вышел в 1983 году. И только спустя несколько лет о «Чучеле» неожиданно заговорили, как о культовом, знаковом и опередившем время. это еще и история борьбы режиссера Ролана Быково за главный фильм своей жизни. Еженедельно по выходным дням на канале «Абаза-ТВ» из серии советской классики транслируются художественные фильмы. О фильме «Чучело» режиссера Ролана Быкова Элеонора Гилоян. Фильм «Чучело» -очень тяжелый и жестокий фильм, после него долго приходишь в себя.

Непростое кино: фильму «Чучело» исполняется 40 лет

Дополнительный ужас ситуации тут создается как раз именно тем, что дети в нем — хорошие, а не плохие. И их гнев на «предателя» вполне справедлив. Фильм дает также галерею типажей предперестроечного СССР, которая распределяется внутри класса. Условно его можно распределить следующим образом: Главная героиня - Лена Бессольцева, ее честно говоря сложно куда-то определить сходу, но так это конечно символ советской творческой интеллигенции. Вся такая непонятная, странная, вся в своих мечтах и желаниях, но в то же время твердая и внутренне собранная.

Дима Сомов - роковая любовь Лены Бессольцевой. Уверенный в себе, умный и уважаемый в классе, но в действительности трусоватый и законченный приспособленец. На мой взгляд это идеальный образец тогдашней официальной партийной или советской хозяйственной номенклатуры. И то что Лена влюбилась в него — это своего рода тоже символ той эпохи.

Миронова Железная Кнопка - главная антагонистка Лены в классе. Персонаж безусловно прекрасный! Это тоже номенклатура, но только старая. Ее принципиальность, способность к самопожертвованию и одновременно искренняя жестокость дают в итоге удивительное сочетание.

Коронная фраза: «предателями не рождаются». Железная кнопка - мотор класса.

Понравилась рецензия? Как оказалось, подобное сообщество, не имеет никакой ценности в глазах вселенной, когда в нем, такие вещи происходят. А вот жизнь одной лишь малолетки имеет гораздо большую ценность.

И у чистоты, которую я искал, изменилось лицо. Я это не сразу понял».

Героиня должна все-таки быть волевой — ведь чистоту надо защищать и отстаивать. И на роль утвердили Кристину. На пятый день съемок она сломала руку, но от дальнейшей работы не отказалась и, несмотря на возражения ее матери, продолжала выходить на съемочную площадку в гипсе, обмотанном шарфом. На роль Димы Сомова проходил пробы друг Дмитрия Егорова, и тот пришел с ним за компанию. Но утвердили именно его, и так попал на съемочную площадку единственный сын Натальи Кустинской, приемный ребенок космонавта Бориса Егорова, в браке с которым она на тот момент состояла. К сожалению, судьба Дмитрия Егорова впоследствии сложилась трагически: он окончил экономический факультет МГИМО, женился, но после смерти маленького сына жена начала пить, а вслед за ней в алкогольную зависимость попал и сам Егоров. В 2002 г.

Официальной причиной смерти была названа сердечная недостаточность, но его мать Наталья Кустинская была уверена в том, что ее сына убили. Дмитрий Егоров Фото: kino-teatr. Так, например, Ксения Филиппова, исполнившая роль Железной Кнопки — антипода Чучела, больше никогда не снималась в кино.

Вся жизнь — детская, раз дети принимают в ней участие». Вместо фальшивого деления мира на взрослый и детский, с тотальным упрощением проблем и плоскими образами румяных комсомольцев и отпетых разгильдяев, «Чучело» показывает честный портрет детства, в котором все эти штампы перемешаны. Модель общества представлена на примере одного класса и суждений, вложенных в уста детей: — Ой-ой, какие мы идейные! Войны нет, и ладно. Этот диалог школьниц — Шмаковой и Мироновой по прозвищу Железная Кнопка — завершается дракой. Героини воплощают две моральные крайности: гибкие границы убеждений Шмаковой осуждаются Мироновой, одержимо требующей справедливого наказания любому и любой ценой. Ее девиз — идти до конца, а любимая книга — «Предателем становятся один раз».

Справедливость для Кнопки намного ценнее добра. Каждый из героев ищет силу в разных, но сообщающихся источниках. Отлавливающий собак на живодерню Валька ценит только деньги, немногословный Лохматый — силу физическую. Обретая голос и в очередной раз выступая против большинства, изможденная травлей Лена кричит ему: «Садани меня, чтобы я замолчала! Докажи, что сила — это главное! Однако единственным объединяющим группу фактором становится ненависть. Искреннюю сплоченность «коллектив» обнаруживает лишь перед грядущим разрушением, вытесняющим надежду на созидание. На этом, наглядно доказывает история, будущее не построить. Теряя объект нападок, участники настраиваются друг против друга, и в этом их глубинная трагедия. При нарастающем напряжении и вспышках взаимного гнева случай с Леной все больше походит на показательную казнь.

Схема «все против одного» — самая действенная, и неизбежно оборачивается против каждого участника. В конце повести персонаж Железникова, Рыжий, признается: «Я всегда был как все. Все били — я бил. Потому что я Рыжий и боялся выделиться». Эта же идея количественного преимущества вынесена в первые слова фильма: — Мы пошли. Мы с вами! Стремление быть частью общего процесса и страх одиночества ведут к духовному краху. Быков говорил, что «пошлость человека не так страшна, как пошлость коллектива». Подобная нравственная гибель представлена в «Чучеле» на контрасте с торжеством духа и смелости, противостоящих общему безумию. Воплощением этой полярности взглядов становятся Лена и ее одноклассник, Дима Сомов.

Лена идет против всех во имя чистых помыслов, Дима же выбирает путь конформизма и предательства. Отношения с коллективом у обоих трагичны, но протест Лены выражен в открытом конфликте, в отличие от внутренней, сугубо личностной борьбы Димы со злом. В его случае зло — то есть коллективное начало — побеждает. Условное выделение героев в пару и зеркальное отражение их характеров выполняют ключевую композиционную роль. Дима — первая Ленина любовь, человек, чью вину она берет на себя, ради которого решается на подвиг и стойко выносит неминуемые страдания. История подлинной любви и испытаний подводят «Чучело» к сюжету гонения, распятия и вознесения. Главные герои, время и обстоятельства их жизни изменены, но суть этического урока остается прежней. Один бытовой школьный случай одновременно рождает и труса, и героя. Класс сбегает с урока в кино. Не выдержав расспросов учительницы, Дима рассказывает ей о случившемся, но наказанным одноклассникам признаться в содеянном не решается.

Позже Лена скажет о Диме: «Он думал, что он герой. Он тогда не знал, что он трус». Лишенные долгожданной поездки в Москву, дети решаются на самосуд — по всем правилам, с очной ставкой и грядущей расправой. Для спасения Димы предателем себя признает Лена.

Все мы немного чучело

Горького, и через год сыграл в «Гостье из будущего». Быков искал наивную девочку с ангельской внешностью, которая должна была символизировать чистоту и невинность. Поначалу он утвердил на роль юную актрису Наталью Ковалёву, но что-то ему не нравилось… Кристину Орбакайте он отверг ещё на этапе фото, сказав, что «ей только ротой солдат командовать», но потом понял, что время изменилось и современная чистота должна быть волевой и способной себя защитить. После этого он снова вернулся к кандидатуре Орбакайте и вызвал её на пробы. Быкову хватило пары минут, чтобы понять, что вот такой и должна быть Чучело. Быков На роль Димы Сомова режиссёр хотел взять Филиппа Янковского, но тому запретили сниматься родители — не захотели, чтобы карьера началась с отрицательной роли. Тогда выбор режиссёра пал на ещё одного «звездного» ребёнка — сына актрисы Натальи Кустинской и космонавта Бориса Егорова.

Он увидел Митю и сказал: «Мне нужен этот мальчик. У него серьёзное лицо и капризная губа! Кустинская не хотела, чтобы сын связывал жизнь с кино, но Быков её мнением даже не поинтересовался. Герой актёру не нравился, снимался больше из интереса. Сомов так и остался единственной ролью Дмитрия Егорова, чья биография сложилась трагично… Вообще почти все снимавшиеся в «Чучеле» дети в последствии выбрали не связанную с кино профессию.

Дополнительный ужас ситуации тут создается как раз именно тем, что дети в нем — хорошие, а не плохие. И их гнев на «предателя» вполне справедлив. Фильм дает также галерею типажей предперестроечного СССР, которая распределяется внутри класса. Условно его можно распределить следующим образом: Главная героиня - Лена Бессольцева, ее честно говоря сложно куда-то определить сходу, но так это конечно символ советской творческой интеллигенции. Вся такая непонятная, странная, вся в своих мечтах и желаниях, но в то же время твердая и внутренне собранная. Дима Сомов - роковая любовь Лены Бессольцевой. Уверенный в себе, умный и уважаемый в классе, но в действительности трусоватый и законченный приспособленец. На мой взгляд это идеальный образец тогдашней официальной партийной или советской хозяйственной номенклатуры. И то что Лена влюбилась в него — это своего рода тоже символ той эпохи. Миронова Железная Кнопка - главная антагонистка Лены в классе. Персонаж безусловно прекрасный! Это тоже номенклатура, но только старая. Ее принципиальность, способность к самопожертвованию и одновременно искренняя жестокость дают в итоге удивительное сочетание. Коронная фраза: «предателями не рождаются». Железная кнопка - мотор класса.

Читайте книгу, она не шедевр, но в сто раз лучше этого. Понравилась рецензия? Как оказалось, подобное сообщество, не имеет никакой ценности в глазах вселенной, когда в нем, такие вещи происходят.

В прошлом Быков радовал эксцентрическими и лирико-музыкальными комедиями. Зрители "Чучела" не раз задавали Быкову вопрос о том, почему он "изменил своему жанру". Просто конфликт между ничтожеством и личностью решительно изменился - из комического он на глазах превратился в трагический: мещанин и обыватель, ничтожество и бездарность не испытывают больше комплекса неполноценности перед личностью. Появился комплекс тотальной "полноценности" обывателя перед личностью, а это уже не смешно". От прежнего режиссерского стиля Быкова в "Чучеле" осталась лишь малая толика идеализации действительности. Это касалось, впрочем, лишь изображения школы, ее интерьеров - словом, того нарядного фасада, за которым назревал напряженный конфликт. Несоответствие видимого и сущего подчеркивалось ироническим рефреном: по утрам директриса с людоедской улыбочкой встречала детей на пороге школы, повторяя с заученной елейной интонацией: "Здравствуйте... Едва переступив порог класса, она споткнулась о чью-то ловко подставленную ногу, упала под дружный хохот новых своих товарищей и, поднявшись, ответила заливистым смехом. И кличка сразу прилипла к девочке с немодными косичками, большим ртом и доверчивой улыбкой. У Чучела появился защитник - Димка Сомов. Он великодушно взял новенькую под свою опеку. Высокое положение в классной иерархии давало ему возможность пойти наперекор большинству. К тому же Димка еще раз подтвердил репутацию смельчака. Доверчивое сердце Леночки вмиг раскрылось навстречу отважному рыцарю, она влюбилась открыто, безоглядно, преданно... А потом случилась банальная история: класс сбежал с уроков в кино, за что и был лишен страстно ожидаемой поездки в Москву. Разочарование детей мгновенно сменилось ожесточением: "Кто накапал?! В этом "кто? Предателем же был "герой" - Димка. И в тот момент, когда Железная Кнопка твердой рукой идеолога и борца за чистоту рядов коллектива повела дознание, Димка сник, полинял, струсил. А Лена сделала шаг вперед и сказала: "Это я! С того момента, когда класс объявил Лене "самый жестокий бойкот", зрителям "Чучела" едва ли хотелось "войти в экран", напротив, они предпочли бы отвернуться, не видеть происходящего. Нелегко ныне восстановить в памяти безмятежный ландшафт детского кинематографа, на фоне которого появилась картина "Чучело", напрочь сметавшая благостный стереотип школьного фильма. Это потом как из рога изобилия посыпались "Соблазн", "Дорогая Елена Сергеевна", "Роковая ошибка" и множество других фильмов, резко изменивших поэтику кино для подростков и молодежи. Но "Чучело" появилось гораздо раньше - до перестройки, до молодежного "бума" и уж конечно задолго до того, как нравственное разложение в среде юнцов стало для отечественного кино предметом пристального рассмотрения и даже, к сожалению, беззастенчивой спекуляции на этой теме. Когда ребята гнали по городу Лену Бессольцеву, когда, приплясывая под шлягер Аллы Пугачевой, сжигали на костре изображение Лены с надписью "Чучело - предатель", когда затравленная, потерявшая способность улыбаться девочка кричала своему деду: "Я не хочу жить! Я никогда не смогу радоваться! Многие не желали верить в то, что это правда, писали в редакции газет: "Это клевета, наши дети не такие". Но, увы, это была правда: дети узнавали в фильме свой класс, свою школу, себя. Явление, запечатленное в фильме "Чучело", было принято в 70-х годах определять словом "бездуховность". Под противоположным же понятием - "духовность" - подразумевалась чаще всего приобщенность к гуманитарному образованию, то есть чтение книг, посещение театра и художественных выставок. Впрочем, уже на рубеже 70-80-х годов отечественные литература и искусство запечатлели новый, сложившийся в самой действительности социально-психологический тип: юного эрудита, способного бойко разглагольствовать о живописи или архитектуре, но абсолютно лишенного внутреннего, нравственного стержня. Становилось ясно, что распространенная в критической практике понятийная пара "духовность - бездуховность" используется со слишком расплывчатым или упрощенным значением.

Малоизвестные факты о фильме "Чучело" (1983)

Что же, по мнению зрителей, двигало рукой подростка в этот момент, что побудило его очередной раз предать свою заступницу, отвернуться от нее, стать ее палачом? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, обратимся к полученным материалам. В качестве иллюстрации приведем размещение различных подвыборок испытуемых в пространстве факторов F1 «стремление к доминированию — эмоциональное принятие другого» и F2 «эгоизм — потребность быть членом группы», определяющих действия Димы Сомова при поджигании им чучела рис. Зрители, не имеющие опыта участия в буллинг- поведении как мальчики, так и девочки , имеют нулевые значения по оси фактора F2 «эгоизм — потребность быть членом группы», т. Характеризуя поведение Димы, они склонны приписывать ему мотивы, определяющие отрицательный полюс фактора F1 «эмоциональное принятие другого» : «милосердие», «чувство справедливости», «чувство любви», что свидетельствует о неадекватности понимания его поступка в данной ситуации. Именно эти зрители, не имеющие опыта участия в буллинг-пове- дении, принципиально отличаются от зрителей, переживших ситуацию школьной травли. Ответы последних и «жертв», и «обидчиков», и «свидетелей» разместились на положительном полюсе фактора F1 «стремление к доминированию».

Этот полюс определяется такими мотивами, как: «желание быть лидером», «желание продемонстрировать свое превосходство», «потребность в самоутверждении». Подобная мотивация поведения является весьма характерной для Димы Сомова, привыкшего занимать лидерскую позицию в классе и пытающегося в данной ситуации восстановиться в своем статусе. Ответы зрителей, имеющих разный опыт участия в буллинг-поведении, по-разному разместились по оси фактора F2 «эгоизм — потребность быть членом группы». Ответы «свидетелей», как и зрителей без опыта участия в буллинге, имеют нулевые значения по оси фактора F2, т. В тоже время, фактор F2 отчетливо поляризует представления «жертв» и «обидчиков» о мотивации поведения Димы. Мнения «обидчиков» расположились на отрицательном полюсе фактора F2 «потребность быть членом группы».

Этот полюс определяют следующие мотивы: «следование нормам данной социальной группы», «желание быть как все, не выделяться», «желание вызвать сочувствие», «желание быть хорошим другом» и др. Ответы же зрите- лей-«жертв» расположились на положительном полюсе фактора F2 «эгоизм» , который определяют такие мотивы, как «желание унизить», «потребность во внимании к себе», «отсутствие собственной точки зрения». Этот комплекс мотивов свидетельствует о приписывании Диме Сомову качеств, соответствующих проявлению эгоистической тенденции. О человеке с такими качествами Э. Фромм писал: «Эгоист никогда не бывает удовлетворен. Он всегда беспокоен, его гонит страх что-то не добрать, что-то упустить.

Он преисполнен жгучей зависти к каждому, кому досталось больше... Таким образом, результаты исследования показали, что опыт переживания зрителями ситуаций школьной травли имеет принципиальное значение для понимания мотивации поведения персонажа в одном из ключевых моментов художественного фильма. При этом чрезвычайно важна ролевая позиция, в которой находился зритель в ситуации буллинга. Так, «поджигание чучела» действие, имеющее символический характер — «казнь над предателем» воспринимается «обидчиками» как «стремление героя к лидерству», движимое потребностью в следовании групповой норме и в сохранении своего социального статуса. Это позволяет сделать общий вывод о том, что для понимания мотивации поведения персонажа фильма принципиальное значение имеет актуализация зрителем сходных ситуаций своего жизненного опыта и его ролевая позиция в этих жизненных ситуациях. Быков Р.

Выготский Л. Психология искусства. Игнатьева Н. Лебон Г. Психология народов и масс. Лотман Ю.

Об искусстве. Лэйн Д. Лэйна, Э. Леонтьев Д. Введение в психологию искусства. Кон И.

Кутузова Д. Притуленко В. Собкин В. Структурные компоненты Я-концепции подростка на материале восприятия фильма Р. Герой и антигерой: к вопросу о понимании мотивационной структуры поведения киноперсонажа по материалам восприятия фильма Р. Труды по социологии образования.

Фромм Э.

Ее одновклассники чувствуют, что они правы, и травят ее за то, что она якобы сделала какой-то подлый якобы и злой поступок. На самом деле она взяла на себя вину другого человека, но никто про это не знает. С их точки зрения она виновата еще и в том, что она «белая ворона», какая-то непонятная, малохольная, и явно увлечена чем-то не тем, что интересует остальных. И в общем, в нынешней общественно политической дискуссии, особенно в соцсетях, тоже идет бесконечный поиск чучела, поиск кого-то, кто недостаточно последователен, кто недотягивает до планки моральной правоты.

Для меня «Чучело» ценно тем, что этот фильм попал не только в свое время, но и в каждый отдельный период того времени, в котором мы живем с тех пор. Я не помню уже, насколько он попадал в 1983-86-й год, хотя маленький осенний городок, мелодия, которая звучит над рекой — все это по ощущению очень похоже на поздний Советский Союз. Это увядание, распад. Скоро все кончится: аттестат в зубы, и надо будет куда-то уезжать под грустную мелодию оркестра. Это мир, в котором мы живем.

Мир «Чучела».

Главная мысль художественного текста, его «идейное содержание», по словам Ю. Лотмана, не содержится в каких-либо даже удачно подобранных цитатах, а выражается во всей художественной структуре [5]. Понимание главной мысли художественного произведения требует воссоздания ее смыслового содержания и раскрытия целостной идеи автора. На рис. Как мы видим, в качестве главного эпизода зрителями было выделено 14 моментов, существенно различающихся по частоте фиксации. Прослеживается отчетливое преобладание нескольких эпизодов, на которые приходятся «пики» частоты их называния. Это: «Лена берет вину на себя», «дети поджигают чучело» и «Лена приходит на день рождения к Диме».

Наличие нескольких «пиков» свидетельствует о явном расхождении в понимании подростками центрального эпизода. Обратимся к более детальному рассмотрению выделенных эпизодов, опираясь при этом и на анализ критических статей, посвященных фильму «Чучело». Этот эпизод, фиксирующий зарождение конфликта между главной героиней и ее классом, описывается критиками так: «Случилась банальная история: класс сбежал с урока в кино, за что и был лишен страстно ожидаемой поездки в Москву. Разочарование детей сменилось ожесточением: «кто накапал? В этом «кто? Предателем был ее «герой» — Димка. И в тот момент, когда Железная кнопка твердой рукой идеолога и борца за чистоту рядов коллектива повела дознание, Димка сник, полинял, струсил. А Лена сделала шаг вперед и сказала: «Это я! Мы видим, что «свидетели» школьной травли фиксируют свое внимание на «завязке», определяющей развитие сюжета фильма.

В своих объяснениях выбора данного эпизода эти зрители пользуются следующими мотивировками: «вокруг этого события все происходит»; «эпизод является стержнем сюжета»; «вокруг него развивается картина, не было бы этого эпизода сюжета, не было бы и фильма». Напомним, что именно этот эпизод, с точки зрения большинства зрителей вне зависимости от опыта переживания ими ситуаций школьной травли , был назван как наиболее эмоциональный, вызывающий самые сильные чувства. По описанию критиков, в этой сцене обострение конфликта принимает «театрально-аффектированный характер». И эта сцена, отражающая всю неприглядность феномена детской жестокости, которую оператор фильма А. Мукасей снял с подчеркнутой экспрессией, становится для зрителей- «жертв» воплощением основной идеи фильма, смысловым центром художественного повествования. Объясняя свой выбор, они утверждают, что в этой кульминационной точке художественного повествования «открываются настоящие характеры персонажей» и проявляются «истинные отношения героев». В рецензиях на фильм этот эпизод определяется следующим образом: «За свое первородство, достоинство Лена вступила в бой. Да, вот я перед вами — чучело чучелом, а вы такие красивые, не дети — настоящие картинки, но что-то мне с вами скучно. Бедные вы, бедные вы люди.

Тут даже не вызов, не перчатка, брошенная в лицо, — выстраданное сознание своего морального превосходства, восстановление себя в человеческих правах» [3, с. Эпизод отражает нетипичное поведение героини. В нем девочка как бы преображается, ее поведение активно и вызывающе по отношению к сверстникам. Зрители-«обидчики» считают, что он показывает «силу героини», «проявление характера», умение «сделать то, чего от нее не ожидали», и «выйти победителем». Их оценка именно этого эпизода как отражающего основную мысль кинопроизведения обусловлена особым влиянием собственного жизненного опыта. Ведь, меняя свое поведение, героиня как бы заставляет сверстников себя уважать, она становится ближе зрителям-«обидчи- кам». В этой сцена Лена говорит с ними на одном языке — языке силы, вызова и превосходства. Напомним, что и в самом фильме этот эпизод становится решаюшим моментом, после которого отношение одноклассников к Лене меняется — она уже не «жертва». Выбор «обидчиками» этого эпизода указывает на их своеобразную идентификацию с главным персонажем художественного фильма.

Среди зрителей, которым в своей реальной жизни не приходилось переживать ситуации школьной травли, ответы распределились менее выражено. Это заключительные сцены, относящиеся к «развязке» киноповествования. Они объединены общей темой — осознание ошибки и раскаяние ребят, травивших ни в чем не повинную девочку. Осознание приходит к героям не сразу. Если в эпизоде, где «Лена отказывается объявлять бойкот Диме», дети пребывают в растерянности, пытаются понять ее логику отказа от мщения, то в эпизоде, в котором «дети узнают имя настоящего предателя», происходит взрыв негативных эмоций. Класс потрясен, «охвачен сознанием вины — не той, обычной, которая не отягощена тяжким грузом, за которую и расплачиваться- то легко, а совсем иной, что давит на сердце, сжимает горло так, что подступают слезы» [3, с. Высокое напряжение сменяется оцепенением, драматический конфликт находит свое разрешение. Эпизод дарения классу картины «Машенька», имеющей портретное сходство с Леной Бессольцевой, сводит воедино несколько линий киноповествования. Таким образом, ответы зрителей на вопрос о наиболее важном моменте фильма часто зависят от опыта переживания сходных с эпизодами фильма жизненных ситуаций.

Анализ этих эпизодов позволяет нам приблизиться к пониманию механизмов актуализации личностных смыслов испытуемых: проследить за фактом значимости того или иного эпизода, выявить «жизненную подоплеку этой значимости» [7, с.

Ей объявляют бойкот. Лена ждет, что Дима во всем признается, но Сомов молчит...

Что известно о ремейке фильма «Чучело», который снимают под Калугой?

В провинциальный городок приезжает жить к своему деду двенадцатилетняя Лена Бессольцева. Новенькая в классе, она сразу сталкивается с неприязнью сверстников. Доверчивая, простодушная и добрая Лена становится «чучелом» - так ее прозвали одноклассники.

Быков потратил много времени на поиск подхода к девочке, а в результате стал для неё другом на много лет. Быков Кроме того, Быков в прямом смысле нашёл ей мужа — после съёмок юным актёрам на киностудию мешками приходили письма, но детям их не отдавали, так как большинство авторов хотело просто познакомиться. А вот одно письмо Быкову понравилось — автор был уже студентом, поэтому письмо было серьезным и вдумчивым. Он отдал его Ксении, завязалась переписка, они встретились, а как только девушке исполнилось 18 — поженились и живут вместе до сих пор. Хотел снять тестя Всеволода Санаева в роли дедушки, но у них разладились отношения… Режиссёр решил, что если никого не роль не найдет, то сыграет эту роль сам, но появление на пробах Юрия Никулина решило вопрос. Именно таким мудрым, много повидавшим и любящим должен был быть Николай Николаевич. Худсовет с самого начала был против этого фильма, а участие Никулина и Орбакайте только обострило их реакцию — мол, «клоун» и «дочь певицы» не должны сниматься в социальных драмах.

Но фильм, вопреки опасениям, не закрыли… Роль дедушки стала последней работой Юрия Никулина в художественном кино. Быков Натурные съёмки проходили в Твери, и на пятый день работы Кристина Орбакайте упала на лестнице и сломала руку. Ей наложили гипс, который никак нельзя было показывать в кадре, поэтому режиссёру приходилось идти на разные ухищрения — чем-то закрывать гипс, снимать с другой стороны или так, чтобы в кадре не было видно рук. Через две недели на съёмки без предупреждения приехала Алла Пугачёва … Застав дочь с гипсом на руке, она уговаривала её поехать домой, но девочка отказалась. Быков Кристина Орбакайте вообще к работе относилась очень серьезно.

Но первая же проба Юрия Никулина затмила всех остальных. Ветеран Великой Отечественной войны, прошедший все ее дороги от горестного сорок первого до победного сорок пятого, Юрий Владимирович в фильме играет опыт и мудрость своего поколения.

В начале осени 1982 года ребят вывезли в Калинин, на натуру. Однако город киношников не принял. Местные пацаны пообещали излупить малолетних артистов. На пятый день съёмок в Калинине Кристина сломала левую руку, когда, выбегая из кадра, упала на лестнице. Это был кадр из сцены, где Дима и Лена с чемоданами в руках убегают от класса. В детской областной больнице Калинина ей наложили гипс, который никак нельзя было оставлять на виду, и поэтому в развалины старинного дома, где ребята зажали Сомова эта сцена снималась следующей , Лена прибегает с намотанным на руку зелёным шарфом, которым ей затем завязывают глаза. С гипсом Кристина ходила 2 недели, и именно на один из этих дней пришёлся тот, когда Алла Пугачёва, почувствовав неладное, приехала на съёмки без предупреждения и застала свою дочь в больнице с гипсом на руке.

Сославшись на прогулку по парку, она вывела Кристину из больницы и попыталась склонить к побегу со съёмочной площадки, но та отказалась. По воспоминаниям членов съёмочной группы, Кристина вела себя отнюдь не как дочь знаменитой певицы. И хотя она не рыдала над судьбой Лены Бессольцевой по ночам в подушку, она никогда не спорила с Быковым и делала всё именно так, как он просил. Взбунтовалась Кристина лишь однажды: когда Лена по сюжету отстригает свои косы. Сначала она согласилась отрезать свои настоящие волосы, но потом в последний момент поменяла своё решение. Основным аргументом было: «Мама не разрешила! Я просто делала то, что от меня требовал Ролан Быков.

Нас было человек двадцать детей. Мы смеялись, ели мороженое, заводили детские романы. И вдруг команда режиссера: «Так, ты сейчас идешь вперед, а вы через некоторое время догоняете ее и бьете…» Перед важными сценами Быкову иногда приходилось меня изолировать — я смешливая, а нужно было плакать» Выход фильма на экран. Еще до выхода фильма на экраны Ролану Антоновичу потребовались мужество и стойкость. Невозможно подсчитать количество разных комиссий на Мосфильме по поводу снимающейся ленты «Чучело». Фильм оказывался жестче и беспощаднее сценария.

Она селится в доме своего деда Николая Николаевича Юрий Никулин , бывшего военного, который коллекционируeт картины с целью обустройства картинной галереи в своём доме. В городке деда недолюбливают за его замкнутый образ жизни. Когда Лена приходит в свой новый 6-й класс, одноклассники, хоть и улыбаются ей в лицо, но своим поведением ясно дают понять, что презирают её. Ученики в классе самые что ни на есть стереотипные: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» девочка, фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели , «Лохматый» силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила , Шмакова первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё невыгодно , Попов подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот , Валька мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это много денег , Марина мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву , Васильев самый тихий мальчик в классе и единственный, кто не издевается над Леной и Сомов мальчик из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе. Причина неприязни к Лене кроется в том, что все считают её такой же чудаковатой, как и её дед, которого в городке называют «заплаточником», так как он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, которое от старости пошло лохмотьями. Желая хоть как-то завоевать уважение ребят, Лена на все их колкости в адрес неё и деда старается улыбаться и во всём с ними соглашается, однако добивается противоположного эффекта.

100 главных фильмов: «Чучело»

Драма, семейный. Режиссер: Ролан Быков. В ролях: Кристина Орбакайте, Юрий Никулин, Елена Санаева и др. Шестиклассники жестко встречают новенькую, а после инцидента начинают откровенно издеваться. С этой точки зрения, фильм "Чучело" можно назвать пророческим и предвестником беды. Если вспомнить фильм «Чучело», то можно отметить, что в нем представлен большей частью именно первый тип развития, когда родители перестают быть авторитетом, так же как и другие взрослые, в том числе и педагоги.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий