Легендарный советский фильм «Вертикаль», снятый на Одесской киностудии, отмечает 50-летний юбилей. Эта картина стала дебютной для ее режиссеров выпускников ВГИКа Станислава Говорухина и Бориса Дурова. Фильм Вертикаль снимался в 1966 г. в Баксанской долине и ущелье Адыл-су. Сценарий фильма, как вспоминает альпинист и писатель Александр Кузнецов, был написан одним из руководящих чиновников министерства кинематографии, который подхалтуривал тем, что.
Вертикаль где снимался
После этого накладывался основной грим: вопреки расхожему мнению, грим для черно-белой съемки требуется ничуть не меньше, чем для цветной. Последующие съемки закончились без происшествий, и группа вернулась на киностудию. Когда пришло время озвучивать ленту оказалось, что Высоцкий не может прибыть на озвучание, и тогда его заменил актер Борис Зайденберг. Подмена, конечно, заметна, но Зайденбергу удалось хорошо воспроизвести манеру игры прославленного актера и поэта, так что, если роль в этом и проиграла, то не сильно. На экраны кинотеатров "Белый взрыв" вышел 3 августа 1970 года, однако в отличие от "Вертикали" собрал почти в два раза меньше зрителей — 16,8 млн. Видимо, сказалось отсутствие песен Высоцкого, который в то время был на пике своей популярности. Говорухин сокрушался до конца своих дней: 31 января 2023, 18:01 История "Их было десять": из истории одного из лучших советских триллеров "А знаете, я не так давно пересмотрел "Белый взрыв". На фоне всего того американского г…а, что сейчас снимают, очень даже неплохое получилось кино.
Помнится, был такой фильм со Сталлоне — "Скалолаз". Ну, это же полная муть. Он висит на краю пропасти, на одних только пальцах, а другой рукой держит на весу женщину. А в моём фильме всё настоящее — даже лавина! А актеры какие! Гурченко, к примеру, реально снималась на леднике на высоте в 5000 метров. Вы можете себе представить какую-то современную актрису, которая поедет сниматься в горы?
Да ей эти горы на компьютере нарисуют скорее! Хотя, чего уже сейчас об этом жалеть.
Те учили артистов, которым предстояло в кадре стать альпинистами, передвигаться по отвесным скалам.
Артисты также в «кошках» ходили по леднику Кашка-Таш. В районе перевалов Бечо и Донгуз-Орун их учили ходить в связках. Там они рубили ступени.
Среди артистов, был известный только московской театральной публике артист театра «На Таганке» Владимир Высоцкий. На самих перевалах Высоцкий скорее всего, не бывал. Его не интересовали сами скалы.
Ему были интересны люди, которые с риском для жизни взбираются на них. Здесь Высоцкий слушал рассказы альпинистов, и воевавших за перевалы Кавказа. Рассказы этих людей он превратил в песни.
Песни свои он как обычно исполнял тут же. В фильме у Владимира Высоцкого совсем небольшая роль радиста. Радиста Владимира не берут на восхождение, и он остаётся у подножья вершины в палатке.
Радист принимает сообщение о надвигающемся циклоне, и пытается предупредить, о грядущей опасности, ушедших на покорение вершины товарищей. Сам Владимир Высоцкий был готов рисковать, и может быть потому, в фильме его не берут на восхождение. Однако в мыслях артист Высоцкий тоже покорял неприступную вершину.
Между тем вершина, которую по сценарию покоряют артисты, вымышлена. Передвижения альпинистов по стенке снимали в одном месте, а то, что было выше, в другом. Однако посредством этих съёмок сценарист показал, что легкомыслие одного альпиниста может привести к несчастью, и не только его, но и других.
Песен, написанных Высоцким «Если друг оказался вдруг», «Здесь вам не равнина, здесь климат иной», «Альпинистка моя, скалолазка моя», «Баллада об альпийских стрелках», «Прощание с горами» в сценарии не было. Но, когда артист их спел, создатель фильма решил, что песни эти украсят фильм. И в самом деле, в фильме зрители запоминали только Высоцкого, звезда которого взошла после «Вертикали».
После фильма песни Высоцкого запели все туристы, и даже вся страна. В фильме доктор Лариса Лужина не понимает, для чего туристы ходят в горы? Ведь благоразумнее горы просто обойти.
Но для радиста Володи альпинизм - это испытание самого себя, борьба с трудностями в ином измерении — по вертикали. Недалеко от тех мест, где тренировались артисты, случилось несчастье. Под камнепадом погиб альпинист.
Высоцкого это потрясло. И он тут же написал песню: «Здесь вам не равнина, здесь климат иной — идут лавины одна за одной…» 2. Циклон Недавно я пересмотрел фильм «Вертикаль».
Было странным увидеть, что альпинисты, где-то рядом с вершиной, лопатами роют убежище в рыхлом снегу. Где они взяли лопаты? Лопат на восхождение не берут.
Потом наверху в горах я никогда такого глубокого снега не видел. Там снег обычно превращается в лёд. И по нему иначе как в «кошках» не ходят.
Циклоны в горах случаются. Однажды над Эльбрусом несколько месяцев висел локальный циклон. Вершины Эльбруса были окутаны пеленой тумана.
И в такую погоду никто наверх не шел. Идти по леднику при отсутствии видимости очень опасно. Туристы при восхождении стараются идти по тропе, и то, только когда её видно.
А инструкторы перед восхождением помечают тропу вешками. Однако тропа в некоторых местах пересекает трещины. И если уклонишься хотя бы на метр, то можешь провалиться в пропасть.
Но провалиться можно и на тропе. Был случай, когда по ней прошли тысячи туристов, а потом снежный мостик под одним из них провалился. На Эльбрусе каждый год погибают туристы.
В тот год, когда я был на восхождении, погибло уже шесть.
На съёмочной площадке в пятницу, 26 апреля, побывал фотокорреспондент «Клопс». Колонна идёт на передислокацию, а ей навстречу — огромная группа освобождённых людей, они радостно приветствуют наших военных», — рассказал «Клопс» о снимаемой сцене кастинг-директор Антон Шатилов. Фото: «Клопс» В главной роли снимается Александр Алексеев, он периодически отвлекается на фото с калининградцами.
Очевидно, именно из-за этих песен его быстро сняли с кинопроката и потом почти не повторяли на ТВ. Но интонация от премьеры 1967 года осталась чрезвычайно стойкой на долгие-долгие годы: жестокие пики Приэльбрусья, неожиданный циклон на роковых высотах, противостояние мужских характеров и будоражащий голос самого свободного советского человека 60-70-х.
И вот вдруг что-то существенно переменилось! Нет, фильм воздействует ещё сильнее. Но совершенно по другой причине. Тогда, в чрезвычайно богатой на разного рода художественные эксперименты середине 60-х, не имевший практически никакого профессионального опыта выпускник института кинематографии Станислав Говорухин решил не искушать судьбу, прибегнув в режиссёрском дебюте вместе с опытным Платоновым к накатанной трёхчастной композиции. Он искренне рассчитывал на художественную уникальность самого отснятого для картины киноматериала: неповторимого кавказского высокогорья. Действие — предисловие — начинается с дружеской беседы участников альпинистской экспедиции в стенах уютного жилища и некой выработки общей стратегии восхождения.
Причём, каждый из собеседников, до конца осознав реальную опасность предстоящего, должен дать своё твёрдое согласие на участие. После чего Виталий Ломов, опытный альпинист, воевавший в аккурат на Северном Кавказе, показывает согласившимся крупные фото хребта Ор-Тау, к вершине которого им предстоит подниматься, обозначает единственно доступный маршрут подъёма и по-военному сурово предупреждает: внимательно слушать меня и беспрекословно выполнять все мои команды, иначе там, на вертикали, нельзя. Это грозит гибелью каждому из нас, ибо все мы… на одной страховке. Запомним эту формулу бытия шестидесятых: «мы — на одной страховке»! Вторая часть — основная! Это собственно — неописуемо красивые горы Кавказа.
Из 73 минут киноленты она занимает больше часа. До поры хитов Высоцкого звуковым фоном картины служат, на первый взгляд, пустяшные житейские диалоги обычных москвичей да успокоительная музыка Софии Губайдулиной. Впрочем, чем выше в горы — тем чаще в ней слышатся нотки сосущей тревоги. И герои всё беспокойней смотрят на небо, в которое упирается ранее неприступный Ор-Тау. Более того, местный житель, старинный друг руководителя экспедиции Ломова Ираклий Бухути Закариадзе сообщает о том, что несколько лет назад там, на вершине, навечно остался его младший сын. Оператор Альберт Осипов постоянно работает на контрастах чёрного и белого, холода и тепла, бесчувственных каменных пиков и жизнелюбивых весёлых людей.
Кажется нереальным, что эти наивные, в общем-то изнеженные цивильным московским существованием жители, поделившись на две связки, полезут на совершенно голые, дышащие очевидной смертью уступы. Тем не менее, до базового лагеря палатки всё проходит весьма непринужденно, почти весело.
Где снимали фильм вертикаль на какой горе
Впрочем, и самим актерам пришлось освоить премудрости альпинизма — ведь в фильме были и крупные планы, в которых никто их не мог заменить. Говорухин настоял на том, чтобы артисты сдали нормативы по альпинизму. Владимир Высоцкий , снимаясь в «Вертикали», заинтересовался: а зачем люди вообще идут в горы, рискуя жизнью? Он задал этот вопрос одному из консультантов — Леониду Елисееву, совершившему за свою жизнь немало серьезных восхождений.
Его ответ потряс артиста: «Сначала ходил, чтобы себя проверить. А потом стало интересно: что за люди вокруг». Елисеев рассказал об одном из своих восхождений, когда ошибка одного из группы чуть не стоила жизни пятерым альпинистам, находящимся в связке: ребята сильно покалечились, и Елисееву пришлось одному подниматься на вершину и сообщать по рации о случившемся, чтобы вызвать спасателей.
Под впечатлением от услышанного Высоцкий за одну ночь написал «Песню о друге».
И герои всё беспокойней смотрят на небо, в которое упирается ранее неприступный Ор-Тау. Более того, местный житель, старинный друг руководителя экспедиции Ломова Ираклий Бухути Закариадзе сообщает о том, что несколько лет назад там, на вершине, навечно остался его младший сын. Оператор Альберт Осипов постоянно работает на контрастах чёрного и белого, холода и тепла, бесчувственных каменных пиков и жизнелюбивых весёлых людей. Кажется нереальным, что эти наивные, в общем-то изнеженные цивильным московским существованием жители, поделившись на две связки, полезут на совершенно голые, дышащие очевидной смертью уступы. Тем не менее, до базового лагеря палатки всё проходит весьма непринужденно, почти весело.
Он осуществляет связь с метеоцентром и, если что, со спасателями. Две связки по два альпиниста в каждой отправляются к вершине. Эфир буквально взрывается от пронзительного хрипа: Здесь вам не равнина, здесь климат иной, Идут лавины одна за одной, И здесь за камнепадом ревёт камнепад. И можно свернуть, обрыв обогнуть, Но мы выбираем трудный путь, Опасный, как военная тропа! Это сигнал, это крутое, как обрыв, начало смертельно опасного времени «Ч». Бытие группы перешло из привычной для обывателя горизонтали в полную невероятных неожиданностей вертикаль, суть которой неторопливо и с пониманием дела излагает скептически настроенной Ларисе уже не раз бывавший там Володя.
Добрая практичная Лариса просто не понимает, зачем лезть на эти страшные горы, преднамеренно создавая себе опасные для жизни препятствия, если и там, дома, полно разных проблем и трудностей, которые постоянно приходится преодолевать? На это он философически замечает: «Препятствия, о которых ты говоришь, расположены как бы в одной плоскости, ну… по горизонтали. А в горах у человека появляются новые, неизвестные черты души: он живёт как бы в ином измерении — по вертикали». Фильм явно не только и даже не столько про горы, а о философии и смысле человеческой жизни в принципе. Здесь, на вертикали, каждый человек вольно или невольно вынужден решать для себя гамлетовский вопрос: «Быть или не быть? И вот когда Лариса всерьёз задумывается над этим, Володя получает тревожное сообщение из метеоцентра: к Ор-Тау движется сильный циклон.
Вот она главная шекспировская теза: какая тебе цена? Необходимо срочно отзывать группу с вершины, поскольку через несколько часов и без того опасные для жизни хребты накроет сплошная снежная метель. Но с восходящими долго нет связи, они находятся на крутом подъёме, просто не имея возможности слушать эфир это 60-е годы! Наконец, связники выходят на плато, и связь восстанавливается. Но получивший тревожное сообщение Геннадий самый молодой и беспечный в группе скрывает его суть, успокаивая Ломова, что, дескать, всё в порядке: можно отправляться к вершине.
Кроме того, участники надеются встретиться с живыми свидетелями съёмок, чтобы создать собственный документальный фильм об этой творческой экспедиции. Самая опасная часть маршрута- восхождение на гору Эльбрус. Это высочайшая точка России и Европы, и организаторы уверены, что опасности для участников экспедиции восхождение на неё не представляет. Достигнув высоты 4200 метров, уфимцы сделают привал и организуют концерт с песнями Владимира Высоцкого. В туристско-творческом походе участники предусмотрели и погружение в одно из глубочайших озёр Европы — Голубое Черек кёл.
В горах Тянь-Шаня, Памира и Кавказа он не раз встречался с альпинистами и искренне восхищался их мужеством и цельностью их характеров. Он сам обладал альпинистскими навыками, что и продемонстрировал в кадре, став дублером актеров Геннадия Воропаева, Александра Фадеева и Георгия Кульбуша. Для этого с ними проводили занятия опытные инструкторы, объясняя им, как пользоваться ледорубом и рацией, как правильно ставить палатки, как ходить в связке. Актеры даже совершали учебные восхождения и сдавали нормативы. Когда артист задал ему вопрос о том, зачем он ходит в горы, его ответ поразил: «Сперва, чтобы проверить, что я есть за человек. А сейчас просто любопытно, что за люди кругом». А однажды он рассказал Владимиру Высоцкому о том, как во время подъема по северному склону Главного Кавказского хребта в 1955 г. А сам Елисеев смог подняться на ближайший выступ и передать по рации спасателям просьбу о помощи. Эта история так впечатлила Высоцкого, что он за ночь написал «Песню о друге». Когда проходили съемки фильма, трое альпинистов неподалеку поднимались на пик Вольная Испания. В результате камнепада погиб один из них, а двое других были ранены и оказались заблокированы на скале. Тогда члены съемочной группы, не дожидаясь спасателей, решили отправиться им на помощь.
Свой и в песнях, и в мыслях: Владимир Высоцкий и фильм "Вертикаль"
А они преодолели! Он полагает, что оставшаяся часть подъёма — ерунда… Они должны успеть! Во-вторых, у всех скоро заканчиваются отпуска, и следующее восхождение можно совершить лишь через год. А что там будет через год — поди узнай! И, в-третьих, он малоопытен и совершенно не представляет себе подлинной опасности надвигающейся непогоды. Ну, и конечно, самоуверен, болезненно честолюбив, или, как говорим мы сегодня, не вполне адекватен. И они устремляются к вершине… и одолевают её: Мы рубим ступени. Ни шагу назад! И от напряженья колени дрожат, И сердце к вершине готово бежать из груди… Весь мир на ладони. Ты счастлив и нем И только немного завидуешь тем, Другим — у которых вершина ещё впереди.
Они сделали это! Впервые покорили ранее неприступный Ор-Тау! Но небо на глазах мутнеет, и окрестный «блистающий мир» исчезает во всепоглощающем разгуле вьюги. Как у Пушкина в «Капитанской дочке»: «Я выглянул из кибитки. Всё было мрак и темень». Начинается самая трудная часть маршрута: спуск. Идут они практически вслепую, на ощупь. Снаряжение становится бесполезным. Угроза сорваться в пропасть возрастает с каждым шагом.
И без того отчаянная ситуация усугубляется ещё и тем, что напарник Ломова по связке Геннадий в наказание? Увы, на сей раз горы могут забрать не только часть человеческих сердец, но и самих людей, как это случилось несколько лет назад с младшим сыном Ираклия, покусившимся на Ор-Тау в одиночку. Альпинисты случайно!
Из-за съемок фильма с 19 по 29 сентября для проезда автомобилей, кроме общественного транспорта, будут перекрыты улицы Лесная Биржа, Осипенко, Дымо, Биржевой Спуск и переулки Малый Садовый, 2-й Лодочный, Парковый. Практика, когда фильм снимается не в том городе, где происходят события - довольно распространенная. Например, первый сезон сериала "Ростов" сняли в Ярославле, а второй сезон снимаю в Костроме.
Персианов, Г. Прокошин, С.
Якимов, Э. Багдасаров, Д. Черешкин, М.
Съемочная площадка. Кадр со съемочной площадки. Айза на Бали. Айза Долматова на Бали. Фотосессии бизнесменов на Бали. Айза Долматова дом на Бали. Кинотеатры Вертикаль в Самаре. Торговый центр Вертикаль Самара. БЦ Вертикаль Самара. Самара, Московское шоссе, д. Роль высоцкогофильма «Вертикаль»,.
Эльбрус. Вертикаль вдохновения Владимира Высоцкого
Фильм Вертикаль снимался в 1966 г. в Баксанской долине и ущелье Адыл-су. Сценарий фильма, как вспоминает альпинист и писатель Александр Кузнецов, был написан одним из руководящих чиновников министерства кинематографии, который подхалтуривал тем, что. Кадр из фильма «Вертикаль». фильм с Высоцким «Вертикаль» 1967 год. Фильм "Вертикаль"(1967) — дипломная работа Станислава Говорухина и Бориса Дурова, действительно снимали на Кавказе, а конкретнее — в Кабардино-Балкарии, а ещё точнее — в Баксанском ущелье, неподалёку от красивейшего водопада "Девичьи косы". советский спортивно-приключенческий фильм 1967 года режиссеров Станислава Говорухина и Бориса Дурова. В фильме очень много деталек, позволяющих как бы окунуться в атмосферу 1980х: сцены в кафе и магазинах; ностальгические вывески "Ткани" и "Булочная" в центре Москвы; аттракцион, щекочущий нервы, в ЦПКиО; множество прогулочных ракет и теплоходиков у пристаней Сев. Вертикаль где снималась. Вертикаль фильм 1967. Владимир Высоцкий в фильме Вертикаль.
Вертикаль где снималась
"ВЕРТИКАЛЬ". ВЫСОЦКИЙ: alpinism_ru — LiveJournal | Приключения. Режиссер: Борис Дуров, Станислав Говорухин. В ролях: Владимир Высоцкий, Маргарита Кошелева, Геннадий Воропаев и др. Группа альпинистов оказывается в смертельной ловушке на вершине горы, когда начинается шторм. |
Снял фильм "Вертикаль" | Вертикаль (фильм) — статья из Интернет-энциклопедии для |
Как снимали фильм «Вертикаль» - Поросёнка.нет | Фильм Станислава Говорухина "Вертикаль" (1967) – это альпинистская романтика, открытие Владимира Высоцкого для широкой аудитории и детективно-романтическая история о песне, которая адресована не той, кому все думают. |
Вертикаль (фильм): сюжет, съёмочная группа — РУВИКИ | Связист скрывает от товарищей это предупреждение, и они оказываются в критической ситуации. Трагедии удается избежать только благодаря мужеству спасателей и опыту самих спортсменов Узнайте, где посмотреть фильм Вертикаль онлайн на Кинопоиске. |
"Белый взрыв": как Одесская киностудия Кавказский хребет под Алуштой снимала | Оказывается, его младший брат снимался в фильме в одной из ролей будучи младенцем. Глава поселения Виктор Мацко показывает окраину Воронежской, где снимали «Железный поток». |
По Берлинке прошли пленные немцы: фоторепортаж со съёмок «Василия Тёркина» под Калининградом
Фильм Вертикаль. Драма Фильм. Владимир Высоцкий в драме о восхождении на непокорённый пик Ор-Тау. Группа альпинистов, возглавляемая Виталием Ломовым, получив разрешение, начинает восхождение на непокоренную вершину Кавказа — пик Ор-Тау. Далее фильм снимали недалеко от Ангарского перевала у трассы Алушта – раз в это время на отдых в Ялту на теплоходе "Грузия" прибыли Владимир Высоцкий и Марина Влади. ДЮКОВСКИЙ парк в ОДЕССЕ, где снимался фильм,,Весна на Заречной улице".
Как снимали фильм «Вертикаль»
Четыре песни из фильма «Прощание с горами», «Песня о друге», «Вершина» и «Военная песня» вышли в октябре 1967 года [ источник не указан 26 дней ] на гибкой грампластинке «Песни из кинофильма Вертикаль» фирма « Мелодия ». Тексты песен были напечатаны там же на конверте пластинки [6] [2]. Отрывок фонограммы «Песни о друге» из фильма «художественный свист» был использован в 1-м и 10-м выпусках мультсериала « Ну, погоди! Фонограмма песни «Свои обиды каждый человек…» из фильма является её единственным авторским исполнением [7]. Ларисе Лужиной — своей партнёрше по фильму — Владимир Высоцкий посвятил песню « Она была в Париже », написанную в августе 1966 года там же на съёмках. За первые 12 месяцев кинопроката фильм «Вертикаль» посмотрели 13,0 млн.
Join OK to find groups matching your interests. Здесь он познакомился с группой немецких альпинистов. Один из них рассказал ему о том, как проходил в этих краях стажировку до войны, в 1940-м году.
Стажировали немецких коллег советские альпинисты в рамках тогда еще дружеских связей между немецкими и советскими спортсменами. Один из них даже спас немецкому альпинисту жизнь. А спустя год здесь началась кровавая битва за Кавказ, в которой участвовала 1-я горнопехотная дивизия верхмахта, укомплектованная жителями горных районов Южной Германии и Австрии. По зловещей иронии истории, инструктировали солдат в том числе и те самые альпинисты, которые год назад тренировались здесь вместе с нашими.
Fences 2016. Высоцкий редкие кадры.
Высоцкий на съемках. Съемки в Сочи. Сёмки Спасская съемки в Сочи. Гонки по вертикали 1983. Мягков гонки по вертикали. Гонки по вертикали 1982 Гафт.
Гонки по вертикали 1982. Гонки по вертикали Гафт. Вертикальный предел Vertical limit, 2000.
Это было год 1966. И на наших досках спал весь коллектив фильма «Вертикаль». После нас ребята пришли и сбили из них щиты. Причем щиты эти оставались там еще лет 15-20.
Это на высоте 2500- 2600 метров. Ледник Шхельда - это начало Ушбинского ледопада. Страшного, тяжелого ледопада. Тогда это была единственная гостиница в ущелье, в Терсколе. Из этой гостиницы их забирали и на вертолете забрасывали на ледник, а вечером он забирал их обратно и увозили в гостинцу. И там была щель шириною метров в 25 метров, где мы тренировались. А наверху росло дерево, через которое удобно было организовывать страховку.
А в 1968-м приезжаю - а того дерева нет.
Актриса Лужина: «Вертикаль» снимали в горах без техники безопасности
Оказывается, его младший брат снимался в фильме в одной из ролей будучи младенцем. Глава поселения Виктор Мацко показывает окраину Воронежской, где снимали «Железный поток». «Вертикаль» — советский художественный фильм на тему альпинизма, дипломная работа режиссёров Станислава Говорухина и Бориса Дурова. Вертикаль где снимался. Вертикальный предел Vertical limit, 2000. Вертикаль где снимался. Западный Тянь-Шань пик Сайрамский. Памятник Высоцкому на Эльбрусе. Где снимали вертикаль с высоцким. Володя «Вертикаль» 1966. Говорухин и Высоцкий.
«Со дна вершины» в Кировск
Также уфимцы побывали в гостях у единственного в Терсколе ветерана Великой Отечественной войны 94-летнего Хаджимурата Бичекуева. Он рассказал участником экспедиции, как снимались фильмы, и о личном общении с Владимиром Высоцким. В ближайших планах экспедиции — восхождение на Эльбрус. При условии хорошей погоды штурм состоится 3 августа.
Для того, чтобы глубже прочувствовать тему, он расспрашивал консультантов фильма, в том числе известного мастера спорта по альпинизму Леонида Елисеева. На вопрос «Зачем вы ходите в горы? А сейчас просто любопытно, что за люди кругом? Высоцкий тогда был в опале, и Госкино не хотело допускать его песни на экран. Но придраться оказалось не к чему, и в фильме зазвучали «Песня о друге», «Свои обиды каждый человек…», «Баллада об альпийских стрелках», «Вершина» и «Прощание с горами». Для съёмок была написана и знаменитая «Скалолазка», но в фильм не вошла, так как не стали снимать сцену, для которой она предполагалась. За звание героини этой песни потом сражалось сразу несколько женщин… Почти все песни были написаны Владимиром Высоцким по рассказам альпинистов. Все получили травмы, но выжили. Один сорвался и никак не мог закрепить крюк.
Сценарий написал Сергей Тарасов, взяв за основу реальный случай, о котором ему рассказал один из друзей, покоривший в 1965 году Пик Ленина. Главный герой фильма - «неизвестный солдат», как назвал его Тарасов, человек, который без всякой шумихи делает самую опасную и тяжелую работу в горах, стремясь при этом доказать, что его вины в предыдущих неудачах нет. Надо сказать, Говорухин знал, о чем снимал: за его плечами был геологоразведочный факультет, который он окончил прежде, чем пойти во ВГИК, он был опытным альпинистом и поэтому стал в фильме дублером, выполняя восхождение вместо актеров. Впрочем, и самим актерам пришлось освоить премудрости альпинизма — ведь в фильме были и крупные планы, в которых никто их не мог заменить. Говорухин настоял на том, чтобы артисты сдали нормативы по альпинизму. Владимир Высоцкий , снимаясь в «Вертикали», заинтересовался: а зачем люди вообще идут в горы, рискуя жизнью? Он задал этот вопрос одному из консультантов — Леониду Елисееву, совершившему за свою жизнь немало серьезных восхождений. Его ответ потряс артиста: «Сначала ходил, чтобы себя проверить.
Тогда, чтобы уберечь своих товарищей, он отрезал себя и улетел вниз…» На съемках фильма Фото: echo. А ведь изначально на роль поющего радиста Говорухин пригласил другого исполнителя — Юрия Визбора, который тоже не раз бывал в горах, был тренером по горнолыжному спорту и тоже написал несколько песен об альпинистах. Он успешно прошел пробы, но перед самым началом съемок внезапно отказался от роли, о чем впоследствии очень жалел. А радиста в результате сыграл Высоцкий, для которого этот фильм стал одним из лучших в его кинокарьере. Этот фильм стал первым, в котором он исполнял песни собственного сочинения. После выхода фильма к нему пришла всесоюзная популярность, а зрители в кинотеатрах каждое его появление на экране встречали бурными овациями. А когда вскоре после премьеры фильма фирма «Мелодия» выпустила пластинку с песнями к фильму, весь тираж был сметен с прилавков в считаные дни. Афиша фильма Фото: kino-teatr. Фильм про альпинистов, плохой сценарий, но можно много песен, сейчас стараюсь что-то вымучить, пока не получается…». Говорухин с Дуровым и сами называли сценарий, который им вручили на киностудии, очень слабым, и рассчитывали, что спасти его могут только песни. Но даже они не могли предположить, что фильм не только не провалится в прокате, но и станет одним из самых любимых у зрителей и не утратит своей популярности даже спустя 50 лет.